Дворец сегуна. Япония: замок нидзё и его сады. Мифы и факты

Сегодня замок Нидзё, который являлся резиденцией самого могущественного клана Токугава, представляет огромный интерес, как для туристов, так и для самих японцев. Внушительный дворцовый комплекс, в который входит сразу несколько дворцов, включен в списки ЮНЕСКО, впрочем, как и большинство достопримечательностей страны, например, сад камней Рёандзи .

Вотчина императоров и сегунов

Сооружение замка было начато в 1601 году и продолжалось в течение 25 лет. Основная часть строений была выполнена из дерева, поэтому пожары, случившиеся в конце 18 века, практически его уничтожили. Частично восстановленный, в 1939 году он был передан семьей императора в дар Киото.

Весь комплекс окружен двумя рядами укреплений из стен, выложенных камнем и рва с водой. В ансамбль входят замки Ниномару и Хоммару, охранные посты, хозяйственные сооружения, а также невероятно живописные сады с прудами, которые раскинулись по всей территории комплекса.

Самым выдающимся строением достопримечательности Киото является дворец Ниномару, представляя собой архитектурный стиль эпохи Эдо. Площадь сооружения почти 3,5 тысячи кв. м. Возведенный в стиле японской классики, он украшен великолепной резьбой по дереву и золотыми пластинами, а его полы по традиции выстланы татами. В каждой комнате стены и двери декорированы настенной живописью.

Вечно цветущий сад

В свою очередь Ниномару предстает в виде группы зданий: гостевой дом для семьи и друзей, приемный дворец, резиденция сегуна, дворцы наложниц и жен, а также для весьма важных персон. Каждый из них отражает социальную иерархическую лестницу: если гость с высоким статусом, то его размещали в гостевом доме, расположенном дальше от входа, и наоборот.

Главной изюминкой садов достопримечательности Японии является изначально подобранные вечно зеленые деревья, которые скрывают смену сезонов. Но позже все-таки добавлены цветы и растения, цветущие в определенный сезон года. Здесь круглый год можно увидеть пышную красоту цветущих насаждений.

Помимо всего, на территории сада есть пруд, включающий три островка, а также целую экспозицию из великолепно подобранных и расположенных камней и топиара. Прекрасный сад Сэйрю-эн, созданный в 60-х годах, знаменит тем, что здесь проводятся официальные приемы для гостей, а также чайные церемонии. Его декор состоит из одной тысячи камней.

Замок Нидзё известен тем, что являлся резиденцией рода Токугава в течение двух с половиной веков. Кроме того, именно здесь, во дворце Ниномару последний японский сёгун Токугава Ёсинобу передал власть императору Мейдзи в 1867 году. В 1939 году дворец передали городу Киото, а год спустя он открылся для посещения всеми желающими. С 1994 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и национальным достоянием Японии.

Строительство замка было начато в 1601 году по распоряжению правителя Токугавы Иэясу, а закончено в 1926 году уже его внуком Токугавой Иэмицу. Все феодалы обязаны были предоставлять для строительства материалы и рабочих. В итоге резиденция включала в себя несколько дворцов и построек общей площадью более 8000 кв. метров, а вместе с садами площадь комплекса составляет 275 тысяч кв. метров.

Замок Нидзё окружен двумя кольцами укрепительных сооружений, каждое из которых состоит из каменной стены и рва с водой. Внутри находятся дворцы Хоммару и Ниномару. Дворец Хоммару располагается во внутреннем кольце, а Ниномару – между этими кольцами.

Дворец Ниномару состоит из нескольких зданий: дворца приемов, где посетители ожидали аудиенции сёгуна, домов для гостей, домов для важных персон. Отдельные здания были возведены для жен и наложниц, а также для самого сёгуна. В каждом из этих помещений было создано возвышение для правителя, так как никто не мог оказаться выше головы сидящего господина.

Главное здание дворца Ниномару выдержано в традиционном японском стиле – на полу расстелены татами, а стены расписаны животными и растениями с использованием ярких красок и позолоты. Особенность дворца – скрипящие («поющие») полы представляют собой вариант средневековой сигнализации. Своим звуком они сообщали о приближении к покоям правителя кого бы то ни было.

Растения для садов, которые находятся в замке Нидзё, подобраны таким образом, чтобы в любое время года они представали перед гостями в цветущем виде. Однако изначально в саду росли в основном вечнозеленые культуры.

Замок Нидзё находится в районе Накагё Киото, бывшей столицы Японии, и носит имя дороги, на которой он расположен.

Замок Нидзё-дзё - великолепный образец средневековой архитектуры феодальной Японии. Его дворцы входят в список Всемирного наследия Юнеско, и ежегодно привлекают сотни тысяч посетителей.

История

Нидзё-дзё был заложен в 1601 году по приказу великого сёгуна Токугава Иэясу. Дальновидный глава военного правительства стремился упрочить своё положение в древней столице, и посему распорядился возвести роскошную резиденцию, сравнимую по изысканности убранства с императорским дворцом.

Строителство замка завершилось через 10 лет после смерти основателя сёгуната Токугава - посетителей в Нидзё-дзё принимал уже его внук Иемитсу. На территорию комплекса были перенесены некоторые здания из дворца Фусими - например, главная башня и врата Карамон.

Замок получился обширным и впечатляющим, однако это был скорее дворец, нежели серьёзные оборонительные сооружения. Большую часть времени сёгуны проводили в Эдо, а резиденция в Киото использовалась ими только во время краткосрочных визитов. Замок так ни разу и не был осаждён, однако частенько страдал от пожаров.

Комплекс включает в себя две линии обороны. Первая - внешний круг Нихонмару, в котором расположены дворец, сады и вспомогательные постройки. Вторая, внутренняя стена окружала дворец Хонмару и цитадель. К стенам примыкают рвы, заполнявшиеся водой. В кольце Нихонмару три выхода, во внутреннем круге - всего два.

В 1750 году в цитадель попала молния, и она сгорела дотла. Восстанавливать пятиэтажную башню не стали - её руины и сейчас видны в юго-западной оконечности линии Хонмару. Чуть позже, в 1788 выгорели и внутренние покои. До 1893 года территория пустовала, пока в Нидзё-дзё не перенесли резиденцию принца из Императорского дворца.

В 1867 году именно здесь последний сёгун Токугава Йосинобу объявил о передаче всей полноты власти императору Мэйдзи. Вскоре после этого императорский двор переезал в замок, сменив повсюду эмблемы рода сёгунов на символические хризантемы.

Пока здания дворцов служили офисными помещениями для правительства Мэйдзи и чиновников префектуры, многим ценным объектам был нанесён значительный урон. В 1939 году замок был передан муниципальным властям Киото, а годом позже его открыли для широкой публики. Реставрационные работы в Нидзё-дзё идут непрерывно по сей день.

Что посмотреть

Посетители попадают на территорию комплекса сквозь врата с восточной строны. Здесь же работает туристический киоск, в котором можно взять напрокат аудио-гиды на различных языках. Чуть дальше расположены парадные врата в китайском стиле - Карамон. Дорога "ми-курумайосе", или Путь Важных Повозок, приводит гостей в усаженный аккуратными соснами двор перед дворцом Нихонмару.

Дворец Нихонмару был возведён в 1626 году для того, чтобы принять визит императора Го-Мизуноо. Его площадь составляет более 3000 кв. м. Здания выполнены по образу и подобию особняка Хосокава эры Муромати, и представляют собой образец традиционного стиля Синдэн. Дворец состоит из 5 сообщающихся строений, и вытянут в северном направлении. Таким образом, комплекс имеет достаточно длинный юго-западный фасад, перед коротым разбит живописный сад с искуственным прудом.

Строения Нихонмару выполнены из японского кипариса, а интерьеры украшены золотом, красочными росписями и резьбой. Над раздвижными панелями фусума работали ученики школы Кано. Все комнаты покрыты татами, в уличной обуви ходить по ним не принято.

Дворец был спланирован таким образом, чтобы разделять посетителей в зависимости от их социального статуса. Обычные люди не допускались дальше первой приёмной. И только самым важным гостям сёгуна дозволялось заглянуть в покои в глубине Нихонмару.

Во время приёма сёгун восседал на специальном возвышении, а позади него в нишах скрывались многочисленные телохранители. Ещё одна особенность дворца - "соловьиные полы", скрипевшие от малейшего прикосновения - таким образом правитель защищался от неожиданных гостей.

Комнаты Нихонмару носят лирические названия, связанные с окружающей природой: Зал Молодой Сосны, Ивовые Покои... Некоторые из них служили приёмными министров, в других жила свита правителя. В покои в глубине дворца имели доступ только сам сёгун, его жёны и прислужницы. Кстати, комнаты самого сёгуна значительно скромнее парадных залов, и украшены монохромными орнаментами в китайском стиле.

За второй линией обороны находится дворец Хонмару. Изначально это здание не отличалось от покоев Нихонмару, но было уничтожено пожаром. Нынешние строения - часть императорской виллы Катсура. Сегодня площадь дворца составляет около 1600 кв. м.

Комплекс разделен на 4 части, сообщающиеся крытыми галереями. Здесь обустроены жилые помещения, комнаты развлечений, входная зона и кухня. Архитектурный стиль несколько отличается от стиля Нихонмару - он больше характерен для построек позднего Эдо.

Дворец Хонмару, в отличие от своего собрата, открывается для посетителей лишь по особым случаям. Однако в комплексе Нидзё-дзё сады представляют не меньший интерес, чем памятники архитектуры. Внутренний дворец окружён прекрасным парком: вдоль дорожек растут сакуры и японские сливы. Особенно приятно гулять по саду весной, в сезон цветения деревьев.

Сад у дворца Нихонмару был спроектирован мастером Кобори Энсю. Здесь установлено множество декоративных камней, а вот лиственных деревьев изначально не было - сёгун не любил осенний листопад, напоминающий о бренности всего сущего. Вместо этого сады были усажены причудливо изогнутыми соснами, символизирующими силу и долголетие.

Новейшая часть комплекса - парк Сейрю-эн. Он был сооружён в 1965 году для принятия иностранных гостей и организации различных культурных мероприятий. В саду установлено два чайных домика и более 1000 декоративных валунов. В Сейрю-эн растут клёны, гинкго и другие лиственные деревья, окрашивающие сад в яркие осенние цвета в середине ноября.

Сегодня Нидзё-дзё нередко можно увидеть в исторических фильмах: так, здесь снимались эпизоды известной ленты "Последний самурай" с актёром Томом Крузом в главной роли.


В 1603 году, неподалеку от Императорского дворца в Киото, начал возводиться замок Нидзё - резиденция сёгунов династии Токугава. Этот род на долгие столетия закрепил свою власть и могущество в стране, держа в своих руках практическое руководство, тогда как император, олицетворяемый с Высшим синтоистским божеством и одновременно жрецом этой религии, потомком солнечной богини Аматэрасу, находился в своём «небесном Фиолетовом Дворце» и следил за неукоснительным исполнением устоявшихся веками ритуалов и церемоний. И, несмотря на то, что все законы и указы зачитывались от имени императора, реальной властью по большому счету заправлял сёгунат. Третий сёгун из династии Токугава, Иэмицу, завершил грандиозное строительство замка Нидзё в 1626 году.

Как и в Химэдзи, Нидзё, изначально замышлявшийся как дворец, имел ряд прочных укреплений и хитроумных защитных сооружений. Первым нас встретил широкий ров с водой перед массивными каменными стенами, как паутинками, опутанными тонкими нитями плюща. Те же склоны «складного веера», вогнутые вовнутрь, чтобы по ним невозможно взобраться при осаде. Уже по одним только стенам можно было судить о величии и незыблемости власти Токугава.

Листья плюща…
Отчего-то их дымный пурпур
О былом говорит.
(Басё)





Через ров с водой перекинут массивный деревянный мост, приводящий к одному из многочисленных секторов, на которые разбита территория замка Нидзё, ограниченных воротами и сторожевыми караульными помещениями. Главные ворота замка ослепляют своей искусной резьбой по дереву и золотой чеканкой. Уже только одни они являются настоящим произведением искусства, сразу поражающим воображение любого входящего.




Дворец Ниномару - главное строение замка Нидзё

В соответствии с китайскими «нововведениями», ворота замка Нидзё богато украшены резными картинами из жизни и легенд. Как высокие ценители универсальной красоты, японцы очень любят природные мотивы, особенно те, что наделены глубокой символикой. Поэтому в декоре ворот много изображений насекомых, птиц (соловьев, павлинов, фениксов, журавлей), цветов (особенно пионов), сосновых и бамбуковых веток, тигров, драконов, мифических животных, даже китайских мудрецов, плывущих на черепахах. Эти фотографии можно увидеть в конце статьи, поскольку они заслуживают отдельного внимания. В проем ворот проглядывает изогнутая крыша дворца Ниномару, которую венчает золотая 16-лепестковая хризантема - символ императора.




Символическое изображение герба императора - хризантема в декоре крыши

Территория замка Нидзё впечатляет своими размерами и продуманностью построек, возведенных на ней. Все имело свое значение, прием посетителей в Нидзё был строго регламентирован и контролировался стражами, коих в те времена попеременно дежурило полсотни человек ежедневно. В покои сёгуна невозможно было попасть незамеченным, слишком бдительные меры предосторожности были предприняты в замке. После установления личности в караульном помещении и комнатах с поэтическими названиями Ивы и Сосны, гостя приглашали в помещение для вассалов, где он и ожидал аудиенции.



Даже если представить несколько элементов оформления замка Нидзё, суровость самурайского гения уравновешивается, как на незримых весах, тонкостью природных и декоративных вкраплений: свешивающиеся с крыши гирляндами бронзовые чаши, поющие во время дождя, когда вода переливается через края и стекает в желоб вдоль стены; массивные колокола с сильным глубоким звучанием, вызывающим вибрацию по всей округе, где их было слышно (сегодня они установлены перед замком); тонкие нити сакур, полупрозрачной вуалью затеняющие вид на изогнутый деревянный мост, мощные каменные ступени, ведущие к главному залу… И по этому пути гостя провожали в замок, в приемные покои, где служащие сёгуна Токугавы для начала принимали приготовленные для него ценные подарки.





Как и положено, сняв обувь у дверей, мы вошли в сёгунский дворец Ниномару. Его исключительной особенностью является «соловьиный пол» (Угуису-бари). Я уже говорила, что благодаря хитроумным мерам предосторожности, подобраться к персоне сёгуна не было никакой возможности. С этой целью был продуман и пол: когда ступаешь по деревянному настилу, доски пола начинают издавать своеобразные трели, похожие на чириканье птиц (и здесь не обошлось без природных мотивов!). Плюс ко всему, стены замка расписаны японскими художниками в соответствии с традиционными канонами, поэтому есть полное ощущение, что ступаешь по тенистой аллее среди вечнозеленых сосен и ив под мелодичное щебетание соловьев.






По одну сторону длинного коридора, идущего по периметру Нидзё, - раздвижные стены с бумажными окнами, по другую - большие и малые залы со смысловой средневековой росписью и изящными орнаментами. Балки выполнены из цельных кусков кипариса, шляпки гвоздей в полу покрыты позолотой, стены и двери украшены чеканкой и резьбой. Сейчас это в основном пустые пространства, лишь пол да стены, но в некоторых комнатах для оживления духа той эпохи выставлены восковые фигуры. Например, один из залов был предназначен для опальных во времена Иэясу Токугавы даймё (феодалов), которые в легендарной битве при Сэкигахара выступили против сёгуна. Другой зал - для сторонников Токугавы в той же битве. В третьем - в 1867 году последний сёгун Ёсинобу из династии Токугава отрекся от своей власти во имя императорской. Так что замок Нидзё является молчаливым свидетелем не только 264-летнего могущества клана Токугава, но и окончательного падения его правления. Интерьер замка Нидзё можно наглядно увидеть в фильме «Сёгун».




Помимо залов для посыльных, официальных встреч, хранения оружия, в замке Низдё располагались и личные покои Верховного правителя, расписанные картинами с изображениями горных и водных ландшафтов, животными и растениями, декоративными орнаментами, создающими благожелательную атмосферу для отдыха. Пол устлан татами, свет приглушенно струится через матовую промасленную бумагу, натянутую на раздвижные рамы коридора. Эти стены легко раздвигаются, и тогда закрытое помещение превращается в веранду, с которой можно любоваться реальной красотой природы в окружающем замок саду.




Садов в замке Нидзё два: Ниномару (арх. Кобори Энсю, 1579-1647) и Сэйрю-эн (создан в 1965 г.). Они выдержаны в лучших традициях японской парковой архитектуры: подбор камней (фактура, форма, цвет), острова Вечного счастья, Журавля и Черепахи (благодаря китайскому влиянию), каменные плоские и горбатые мостки, стуящаяся вода водопадов, цукубаи - колодцы с водой для омовения, красные карпы, подбор видов деревьев, чтобы сады были прекрасны и совершенны в любое время года, петляющие дорожки сада.




Колодец для воды - цукубаи

Согласно благожелательной мифологии и символике, основным принципом садов всегда являлось создание абсолютного космоса в миниатюре. Каждый элемент нес определенную смысловую нагрузку и в то же время служил для правителя символом долголетия, благополучия, счастья, вечности. Это идеальная модель мира. Исходя из самурайского Кодекса Чести, ко всему, что нас окружает, надлежало относиться с чуткостью и пониманием, благоговением и благодарностью. Мимолетная красота, которая исчезает спустя секунды, ценилась превыше всего, потому что, замеченная, она могла привести к внутренним озарениям и открытиям. Прекрасное мгновение могло родиться там, где его совсем не ждешь.




По перекинутым через рвы с водой мостам можно попасть во вторую часть садов, где очевидны те же символические элементы. С открытой веранды можно любоваться пейзажем в любой период года. Весной здесь пышно цветут бело-розовые сакуры, чьи лепестки опадают на землю, не дожидаясь своего увядания, осенью густо алеют клены, а вечнозеленые сосны будто замерли в медитации. В Японии считается, что человек как часть природы подобен ее внутренней сути. Красота, разумность, гармония, одухотворенность живут в душе каждого, поэтому, пытаясь постичь суть природы, человек постигает самого себя, пробуждает в сердце чувство священного.




Когда последний сёгун из династии Токугава, Ёсинобу (Кэйки), отрекся от верховной власти, замок Нидзё был передан императору и его семье и переименован во дворец Нидзё. Первоначальное название вернули замку в 1939 году, когда он был подарен городу Киото, а в 1940 году его открыли для посетителей. Замок Нидзё и в частности дворец Ниномару являются культурными историческими ценностями Японии. Замок Нидзё объявлен правительством страны национальным сокровищем, одной из жемчужин Киото - древней средневековой столицы Хэйан.





Одно из замечательных мест в Киото - замок-дворец Нидзё, построенный в самом начале семнадцатого века первым сёгуном династии Токугава - Иэясу.

В 1601 году Токугава повелел всем феодалам Западной Японии внести пожертвования на строительство нового замка. И попробовал бы кто-нибудь ослушаться!


Хотя замок был готов для проживания к 1603 году, полностью его строительство завершил внук Иэясу - Токугава Иэмису в 1626 году, уже после смерти деда.


Задуманный как официальная резиденция сёгунов Токугава во время их визитов в Киото, замок находится совсем недалеко от императорского дворца, однако превосходит его и по площади, и по красоте.
Хотя большое внимание было уделено фортификационным сооружениям, а защита была продумана с особой тщательностью, по роскошеству убранства Нидзё скорее напоминает дворец.
Захватив реальную власть всерьез и надолго, Токугава таким образом хотел развеять всяческие иллюзии насчет того, кто в стране является истинным хозяином.

А императорский двор, похоже, и не возражал, с головой погрузившись в поэзию, музыку и другие изящества, приличиствующие настоящим аристократам.


Хотя Токугава и считали неоспоримой незыблемость своей власти, полного доверия к своим «преданным» вассалам они не испытывали. Поэтому дворец свой они построили как неприступный замок, окружив его высокими стенами и рвами с водой.


Во внутренние покои дворца, невероятно сложные по планировке, невозможно было пробраться незамеченным. В комнатах были предусмотрены дополнительные потайные двери, через которые охрана могла быстро подоспеть в случае неожиданного нападения на сёгуна. Специально сконструированные «соловьиные полы», издают мелодичный скрип, похожий на птичье пение, когда кто-то проходит по их доскам.


Главный дворец - Ниномару, построенный из японского кипариса Хиноки, декорировали лучшие мастера того времени: художники школы Кано. Простых посетителей принимали во внешних комнатах. Эти комнаты выглядят более яркими и безвкусными по-сравнению с внутренними покоями. Во внутренние комнаты допускались лишь знатные гости, которые по достоинству могли оценить утонченную роспись стеновых панелей.
Сад замка Нидзё не уступает самому дворцу. Он был спроектирован известным дизайнером парковой архитектуры Kobori Enshu и является, пожалуй, одним из красивейших в Киото.

Также Иэмицу построил Хонмару («главный замок»), включая пять легендарных башен к Замку Нидзё. Однако, оригинальные постройки Хономару были разрушены огнем в XVIII веке, а существующие сейчас были перемещены туда в 1893 из Императорского Дворца.


Сад Сэйрю(Seiryu-en ) - новая часть Замка Нидзё. Он был построен в 1965 году в северной части комплекса, как место для приема официальных гостей города Киото. Также это место встречи культурных событий. Сад Сэнрю имеет два чайных домика и более 1000 тщательно уложенных камней.

В саду находится два очаровательных чайных домика, в одном из которых пила зеленый чай принцесса Диана во время своего свадебного путешествия. Интересно, японцы именно так и говорят: «Здесь пила чай принцесса Диана», совершенно не упоминая о ее супруге - ведь не одна же она была во время «медового месяца». Видать, к принцу они особой симпатии не испытывают...



Вокруг Замка есть несколько садов и рощ деревьев сливы и сакуры. Сад Ниномару был спроектирован известным

пейзажным архитектором Кобори Энсу. Он расположен между двумя главными кольцами укреплений, рядом с одноименным Дворцом. Сад имеет большой водоем с тремя островами. Здесь тщательно расположены многочисленные камни и фигурно подстриженные сосны.

Несмотря на роскошество дворца, он использовался крайне редко: всего лишь три раза останавливался здесь сам Токугава Иэясу. Его потомки были здесь еще реже: всего лишь дважды, включая известный визит императора Гомино-О в 1626 году.


На протяжении более 200 лет дворец оставался пустым. И вот на закате эры правления сёгуната, в середине 1800-х годов, Токугава вспомнили о своей киотской резиденции. Последний сёгун нашел, что дворец более комфортабелен для проживания, чем замок Эдо, и переместился сюда.