Борис ковзан, или воздушный ас, совершивший четыре тарана. Четыре воздушных тарана бориса ковзана Летчик совершивший 4 воздушных тарана

Он единственный в мире ас, совершивший четыре воздушных тарана, оставшись при этом в живых.

29 октября 1941 года Борис Ковзан на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. В воздушном бою с четырьмя Me-109 подбил одного из них, но при этом израсходовал весь боезапас. При возвращении на свой аэродром на высоте 5000 м обнаружил воздушного разведчика противника Ju-88. Чтобы не дать ему уйти, Ковзан решил таранить. Он зашёл “юнкерсу” сзади снизу, дал газ и резко взял ручку на себя. От удара тряхнуло весь истребитель, но Ковзан справился с управлением. “Юнкерс”, кувыркаясь, пошёл к земле.

Четыре воздушных тарана Бориса Ковзана

22 февраля 1942 года старший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил бомбардировщик противника. Произвёл посадку на повреждённом самолёте.
8 июля 1942 года в районе села Лобницы Новгородской области в воздушном бою на том же самолёте таранил вражеский истребитель. Совершил посадку на повреждённом самолёте.
13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолёте Ла-5 обнаружил группу из 7 Ju-88 и 6 Me-109. Противник уже заметил наш истребитель и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимание на истребителе сопровождения, Ковзан устремился к “юнкерсам”. Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался “юнкерс” и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Нашего лётчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6000 м он упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Это был его четвёртый по счёту таран.

Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те переправили его через линию фронта. 10 месяцев он лежал в госпитале. Почти год восстанавливалось здоpовье. Вместо глаза был вставлен стеклянный муляж. После госпиталя добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации. До конца войны сбил ещё 6 самолётов противника. Всего за годы войны он совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боев, сбил 28 немецких самолетов.

После войны продолжал службу в авиации. Летал инстpуктоpом уже на pеактивных самолетах. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1958 года подполковник Ковзан – в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба. Затем полковник в отставке Ковзан жил в Минске. Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями. Умер 31 августа 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

Родился 7 Апреля 1922 года в городе Шахты, ныне Ростовской области, в семье служащего. Окончил 8 классов в городе Бобруйске. Борис Ковзан, как и многие другие его сверстники,...

Родился 7 Апреля 1922 года в городе Шахты, ныне Ростовской области, в семье служащего. Окончил 8 классов в городе Бобруйске.

Борис Ковзан, как и многие другие его сверстники, летать научился в местном аэроклубе. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С первых же дней Великой Отечественной войны на фронте. Свой боевой счёт Младший лейтенант Ковзан открыл уже в Августе 1941 года, сбив вражеский бомбардировщик «Дорнье-215». Вспоминает сам Борис Иванович:

— Сердце обливалось кровью, когда я узнал, что в первый день войны несколько бомб было сброшено и на родной Бобруйск. На третий день войны немецкие «стервятники» были замечены в небе над Гомелем, где я служил. Попросил разрешения на взлёт… Нагло вёл себя фашистский Ас. Это ещё больше меня «взвинтило» ! Ну, думаю, сейчас покажу тебе, где раки зимуют. Выбрал удобное положение и открыл огонь. Вспыхнул Ас и пошёл вниз…

А на таран вражеского самолёта он впервые пошёл уже в битве под Москвой, 29 Октября 1941 года, сражаясь в составе 42-го истребительного авиаполка. В тот день Борис Ковзан на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Зарайска Московской области:

— Я обстреливал вражескую колонну, вдруг заметил «Мессершмитт-110», который «прикрывал» своих. Решил атаковать. Я знал, что самолёты этого типа имеют сильное наступательное вооружение и спаренный пулемёт, защищавший заднюю полусферу. Тем не менее мне удалось поразить стрелка, но тут закончились боеприпасы, да и горючее было на исходе. Тогда и пошёл на таран… Сам же благополучно приземлился на своём аэродроме».

За этот подвиг он был награждён орденом Красного Знамени. 22 Февраля 1942 года Старший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на истребителе Як-1 вновь таранил бомбардировщик противника. И опять произвёл посадку на повреждённом самолёте.


…Шли ожесточённые бои. Лётчикам — истребителям приходилось за день делать по 6 — 7 боевых вылетов. В этот день, кажется, выдалось затишье. Но нет, враг не дремал. На аэродроме прозвучала боевая тревога. Ковзан в воздухе. По радио авианаводчик передал: идти к населённому пункту Вины. Не долетая Вин, Борис перехватил семёрку Ju-88 и завязал с ними бой. В это время подошла шестёрка истребителей прикрытия. Он вступил в схватку: один с тринадцатью…

— Бой был своеобразный: атакуешь бомбардировщик, смотришь, на тебя заходит истребитель. Один «Мессер» заходит в хвост моей машины. Я, чтобы выйти из — под удара, резко снизился, потом взял ручку на себя, перевёл машину на спину и убрал резко газ. Истребитель, который атаковал меня сзади, проскакивает под моей машиной. Я из такого перевернутого положения заметил, что другой «Мессер» переходит в лобовую атаку. С дистанции 1200 метров открываю огонь. Самолёт противника летел — летел, потом клюнул, пошёл вниз. Смотрю, выбрасывается парашютист…

Один советский истребитель вёл бой против 13 самолётов врага 45 минут. Ковзан, которому было всего 19 лет, сбил Подполковника немецкой армии, которому было 54 года. Матёрый воздушный волк бомбил в 1936 году города Испании, летал в 1941 году на Лондон, потом его перебросили с Берлинской ПВО на наш Северо — Западный фронт.

Как нужна в бою крепкая дружба, надёжное плечо товарища! И пехотинец без неё пропадёт, и танкист, и разведчику она нужна, и, конечно, крылатым людям там, в небе, высоко над землёй.

Лётчик Манов, любил пошутить над своим другом. Но когда он смеялся над «Мухой» (так звали в полку Ковзана) на земле, то знал — в воздухе надёжнее Бориса друга нет.

9 Июля 1942 года, группа советских бомбардировщиков взяла курс на немецкий аэродром Демьянск. Восемь наших истребителей прикрывали тяжело гружённые машины. Ковзан в паре со Старшим лейтенантом Мановым получил приказ находиться выше всей группы истребителей и отвлекать противника при его появлении на пути полёта. Не долетая 20 километров до аэродрома, Борис заметил 2 немецких истребителя, которые перешли в атаку на Манова. Чтобы спасти товарища, он резко развернул машину и дал заградительный огонь впереди вражеских самолётов.

Немецкие лётчики применили такую тактику: один старался зайти в хвост машины Ковзана, другой пошёл в лобовую атаку. На втором заходе немец пробил водно — масляную систему в машине Ковзана. Борис еле держал её на крыле и всё — таки смог нанести удар своим крылом по крылу противника на встречных курсах. Случилось это в районе села Любница Новгородской области.

Удар был настолько сильным, что из глаз посыпались искры — красные, чёрные. Когда Ковзан пришёл в себя, его машина с отрубленным крылом неслась к земле. Напрягая последние силы, ему удалось перейти в горизонтальный полёт, перетянуть шоссейную дорогу и сесть на «живот», не выпуская колёс. Вспоминает Борис Иванович:

— Когда таранил врага третий раз, мой самолёт уже имел несколько пробоин, но всё ещё слушался меня. Немецкий лётчик выпрыгнул с парашютом, но тот запутался в обломках вспыхнувшего самолёта… Я же, кое — как, но сел на разбитой машине. Жители деревни Демьяник, над которой проходил бой, наблюдали за поединком. Детишки гурьбой подбежали ко мне: «Дядечка, дядечка…» Какой я вам дядечка, — говорю им, — мне ж всего 20-й год пошёл… Хоть я был страшно уставший, оставлять машину не рискнул. Знал, что местные жители могли растащить ценные детали. Дождался участкового милиционера…

После его возвращения, на аэродроме был митинг. Друзья поздравили Ковзана с очередной победой. Но не всем было суждено дожить до светлого дня Победы. Из 16 боевых друзей Ковзана, остались в живых только трое…

Григорий Конев. Был награждён тремя орденами Красного Знамени. Провёл много воздушных боёв. На его счету было 28 сбитых самолётов. В одном из воздушных боёв погиб.

Саша Берко. Сбил 24 самолёта. Машину его подожгли. Выпрыгнул на парашюте. Был пленён и повешен в городе Смоленске.

У Ивана Самсонова было 12 сбитых самолётов. Погиб при выполнении боевого задания.

Грустно всегда становилось в землянке, когда друзья узнавали: и эта постель сегодня будет пустовать… Хозяин уже не вернётся, каждый понимал, что произошло. Ночь тянулась долго. Утром сумрачные друзья погибшего снова уходили на истребителях через линию фронта мстить за смерть товарища.

Борис Иванович Ковзан участвовал в войне с первого дня.

Во время Великой войны советские пилоты совершили более 600 воздушных таранов (точное их количество неизвестно, т. к. исследования продолжаются и в настоящее время, постепенно становятся известными новые подвиги сталинских соколов)

Осенью 1941 года в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, который запрещал приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 метров во избежание воздушного тарана.

Надо отметить, что лётчики советских ВВС применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках и разведчиках.

Пожалуй, самый известный наземный таран - это подвиг, который совершил 26 июня 1941 года на ДБ-3ф (Ил-4, двухмоторный дальний бомбардировщик) экипаж капитана Николая Гастелло. Бомбардировщик был подбит огнём зенитной артиллерии противника и совершил т. н. «огненный таран», ударив по механизированной колонне врага.

Кроме того, нельзя сказать, что воздушный таран обязательно приводил к гибели лётчика.

Как показывает статистика, при совершении воздушного тарана гибло примерно 37% пилотов.

Остальные лётчики не только оставались живы, но даже сохраняли самолёт в более или менее боеспособном состоянии, так многие машины могли продолжать воздушный бой и совершали удачную посадку.

Есть примеры, когда лётчики совершали по два успешных тарана в одном воздушном бою.

Несколько десятков советских лётчиков совершили т. н. «двойные» тараны, это когда с первого раза самолёт врага сбить не удавалось и тогда приходилось добивать его вторым ударом.

Есть даже случай, когда лётчику-истребителю О. Кильговатову, чтобы уничтожить противника, пришлось совершить четыре таранных удара.

35 советских лётчиков совершили по два тарана, Н.В.Терёхин и А.С. Хлобыстов - по три.

А наш герой - единственный в мире лётчик, который совершил четыре воздушных тарана, причём трижды он возвращался на родной аэродром на своём самолёте.

В октябре 1941-го в глубинный Воловский район Тульской области перелетел 42-й истребительный авиаполк, ранее работавший по противнику из Ельца.

В те дни обстановка под Москвой складывалась такая, что каждый пилот был востребован, тем более с боевым опытом: враг захватил Орел и рвался к Туле.

А Борис уже имел на счету сбитый самолет.

Правда, на «мигах», которые состояли на вооружении в этом полку, раньше не летал.

Пришлось ему, вместе с полковым инженером, заняться изучением «Миг-3».

Эта машина, задуманная как высотный перехватчик, на высоте 5 тысяч метров развивала скорость до 630 километров в час, что намного превышало возможности любого другого истребителя, и обладала хорошей маневренностью, но ей не хватало пушечного вооружения: на «мигах» стояли пулеметы — слабоватое оружие против вражеских бомбардировщиков.

Кроме того, чем ближе к земле, тем больше самолет терял свои качества, тогда как большинство воздушных боев происходило на высотах до трех тысяч метров.

Через несколько дней Зимину доложили, что летчик готов к самостоятельному полету.

29 октября 1941 младший лейтенант Ковзан на своем "Миг-3" вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области.

Получив попадание от наземной зенитки он слегка приотстал от товарищей и на обратном пути его самолёт настигли четыре Мессера.

Одного из них Ковзан сумел сбить.

От остальных сумел оторваться, уйдя на недосягаемую для немцев высоту

Когда он уже подлетал к своему аэродрому, он разглядел ведущий воздушную разведку

Юнкерс – немцы давно стремились обнаружить этот аэродром, и, похоже, этот разведчик был близок к выполнению поставленной ему задачи.

Все патроны были уже израсходованы, и Ковзан решил идти на таран.

Завязалась воздушная карусель, каждый пытался зайти в хвост другому.

Противник начал маневрировать, выходя из боя.

Ковзан тянулся за ним, выжидая удобного момента, чтобы ударить винтом по стабилизатору вражеского самолета.

— В этот миг кажется, будто кусок льда проглотил — холодеет внутри, — рассказывал Ковзан годы спустя. — Это, конечно, тот самый страх, который свойствен всему живому. Hо мы же люди, мы перебарываем его в себе! Мне пришлось пройти через этот «холод» четырежды.

И что интересно: потом, на земле, я обычно мог вспомнить почти весь бой по порядку, словно разум фотографировал каждый миг…

После удара вражеская машина пошла вниз, беспорядочно кувыркаясь, а «миг» все-таки сохранил управляемость.

После этого тарана Ковзан совершил вынужденную посадку на колхозном поле, недалеко от деревни Титово.

К его самолету уже бежали люди…

Лётчик, не получивший ранения, мог бы добраться до аэродрома пешком, но не решился бросить самолёт.

Винт ему удалось отремонтировать в колхозной кузнице и он прилетел в родной полк на своем самолете.

За сбитый самолет летчик был награжден орденом Красного Знамени

В тот день он районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил пикировщик Ju-87, после чего вернулся на свой аэродром и успешно посадку на повреждённом самолёте.

Третий таран для Ковзана также окончился почти безболезненно. Сбив 8 июля 1942 года в районе села Лобницы Новгородской области тараном Me-109, он успешно вернулся на свой аэродром.

Самым же знаменитым стал его четвёртый таран.

13 августа 1942 года на истребителе Ла-5 капитан Б. И. Ковзан обнаружил группу вражеских бомбардировщиков и истребителей и вступил с ними в схватку.

В ожесточённом бою его самолёт был подбит.

Вражеская пулеметная очередь пришлась по кабине истребителя, была разбита приборная доска, осколками посекло голову летчика. Машина горела.

Он сообщил по рации, что прыгает с парашютом и уже открыл фонарь, чтобы покинуть самолет.

Раненый летчик с трудом заметил, как один из немецких самолётов пошел на него в лобовую атаку.

Машины быстро сближались.

«Если сейчас немец не выдержит и отвернет вверх, тогда надо будет таранить», — подумал Ковзан.

Раненый в голову пилот на горящем самолёте шел на таран.

Самолёты столкнулись лоб в лоб.

Вот только у немца фонарь был закрыт и он упал с разрушенным самолетом, а Ковзана выкинуло из кабины, так как фонарь был открыт.

Падал он без сознания, но во время падения каким-то образом частично раскрылся его парашют.

Приземлился лётчик прямо в болото, сломав ногу и несколько рёбер. Из болота его вытащили подоспевшие партизаны и переправили через линию фронта.

В госпитале Ковзан провёл 10 месяцев, потерял правый глаз.

Он был ранен, но теперь здоров, голова на месте, руки и ноги восстановились.

Приговор комиссии для Бориса Ковзана был очень тяжёл: «Больше летать нельзя».

Но это был настоящий советский сокол, который не представлял себе жизни без полетов и неба.

В итоге лётчик добрался до главкома ВВС А. Новикова. Тот пообещал помочь.

Получено новое заключение медкомиссии: «Годен к полетам на всех типах истребителей».

Борис Ковзан пишет рапорт с просьбой направить его в воюющие части, получает несколько отказов.

Но и в этот раз добился своего, пилота зачислили в 144-ю дивизию противовоздушной обороны (ПВО) возле Саратова.

Всего за годы Великой Отечественной войны советский пилот совершил 360 боевых вылетов, принял участие в 127 воздушных боях, сбил 28 немецких самолетов, причём 6 из них уже после тяжёлого ранения и будучи одноглазым.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, капитану Ковзану Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1103).

После войны продолжил службу. В 1954 году закончил Военно-воздушную академию.

Борис Иванович Ковзан участвовал в войне с первого дня. Свой боевой счёт он открыл 24 июня 1941 года, сбив бомбардировщик Do-215. Первый же свой таран он совершил 29 октября 1941.

Во время Великой войны советские пилоты совершили более 600 воздушных таранов (точное их количество неизвестно, т. к. исследования продолжаются и в настоящее время, постепенно становятся известными новые подвиги сталинских соколов)

Осенью 1941 года в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, который запрещал приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 метров во избежание воздушного тарана.

Надо отметить, что лётчики советских ВВС применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках и разведчиках.

Пожалуй, самый известный наземный таран - это подвиг, который совершил 26 июня 1941 года на ДБ-3ф (Ил-4, двухмоторный дальний бомбардировщик) экипаж капитана Николая Гастелло. Бомбардировщик был подбит огнём зенитной артиллерии противника и совершил т. н. «огненный таран», ударив по механизированной колонне врага.

Кроме того, нельзя сказать, что воздушный таран обязательно приводил к гибели лётчика. Как показывает статистика, при совершении воздушного тарана гибло примерно 37% пилотов. Остальные лётчики не только оставались живы, но даже сохраняли самолёт в более или менее боеспособном состоянии, так многие машины могли продолжать воздушный бой и совершали удачную посадку. Есть примеры, когда лётчики совершали по два успешных тарана в одном воздушном бою. Несколько десятков советских лётчиков совершили т. н. «двойные» тараны, это когда с первого раза самолёт врага сбить не удавалось и тогда приходилось добивать его вторым ударом. Есть даже случай, когда лётчику-истребителю О. Кильговатову, чтобы уничтожить противника, пришлось совершить четыре таранных удара. 35 советских лётчиков совершили по два тарана, Н.В.Терёхин и А.С. Хлобыстов - по три.

А наш герой - единственный в мире лётчик, который совершил четыре воздушных тарана, причём трижды он возвращался на родной аэродром на своём самолёте.

В октябре 1941-го в глубинный Воловский район Тульской области перелетел 42-й истребительный авиаполк, ранее работавший по противнику из Ельца.

В те дни обстановка под Москвой складывалась такая, что каждый пилот был востребован, тем более с боевым опытом: враг захватил Орел и рвался к Туле. А Борис уже имел на счету сбитый самолет. Правда, на «мигах», которые состояли на вооружении в этом полку, раньше не летал. Пришлось ему, вместе с полковым инженером, заняться изучением «Миг-3».

Эта машина, задуманная как высотный перехватчик, на высоте 5 тысяч метров развивала скорость до 630 километров в час, что намного превышало возможности любого другого истребителя, и обладала хорошей маневренностью, но ей не хватало пушечного вооружения: на «мигах» стояли пулеметы - слабоватое оружие против вражеских бомбардировщиков. Кроме того, чем ближе к земле, тем больше самолет терял свои качества, тогда как большинство воздушных боев происходило на высотах до трех тысяч метров.

Через несколько дней Зимину доложили, что летчик готов к самостоятельному полету.

29 октября 1941 младший лейтенант Ковзан на своем "Миг-3" вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. Получив попадание от наземной зенитки он слегка приотстал от товарищей и на обратном пути его самолёт настигли четыре Мессера. Одного из них Ковзан сумел сбить. От остальных сумел оторваться, уйдя на недосягаемую для немцев высоту Когда он уже подлетал к своему аэродрому, он разглядел ведущий воздушную разведку Юнкерс – немцы давно стремились обнаружить этот аэродром, и, похоже, этот разведчик был близок к выполнению поставленной ему задачи.

Все патроны были уже израсходованы, и Ковзан решил идти на таран. Завязалась воздушная карусель, каждый пытался зайти в хвост другому. Противник начал маневрировать, выходя из боя. Ковзан тянулся за ним, выжидая удобного момента, чтобы ударить винтом по стабилизатору вражеского самолета.

- В этот миг кажется, будто кусок льда проглотил - холодеет внутри, - рассказывал Ковзан годы спустя. - Это, конечно, тот самый страх, который свойствен всему живому. Hо мы же люди, мы перебарываем его в себе! Мне пришлось пройти через этот «холод» четырежды. И что интересно: потом, на земле, я обычно мог вспомнить почти весь бой по порядку, словно разум фотографировал каждый миг…

После удара вражеская машина пошла вниз, беспорядочно кувыркаясь, а «миг» все-таки сохранил управляемость. После этого тарана Ковзан совершил вынужденную посадку на колхозном поле, недалеко от деревни Титово. К его самолету уже бежали люди… Лётчик, не получивший ранения, мог бы добраться до аэродрома пешком, но не решился бросить самолёт. Винт ему удалось отремонтировать в колхозной кузнице и он прилетел в родной полк на своем самолете.

За сбитый самолет летчик был награжден орденом Красного Знамени

Второй таран Ковзан произвёл 22 февраля 1942 года. В тот день он районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил пикировщик Ju-87, после чего вернулся на свой аэродром и успешно посадку на повреждённом самолёте.

Третий таран для Ковзана также окончился почти безболезненно. Сбив 8 июля 1942 года в районе села Лобницы Новгородской области тараном Me-109, он успешно вернулся на свой аэродром.


Самым же знаменитым стал его четвёртый таран . 13 августа 1942 года на истребителе Ла-5 капитан Б. И. Ковзан обнаружил группу вражеских бомбардировщиков и истребителей и вступил с ними в схватку. В ожесточённом бою его самолёт был подбит. Вражеская пулеметная очередь пришлась по кабине истребителя, была разбита приборная доска, осколками посекло голову летчика. Машина горела. Он сообщил по рации, что прыгает с парашютом и уже открыл фонарь, чтобы покинуть самолет.

Раненый летчик с трудом заметил, как один из немецких самолётов пошел на него в лобовую атаку. Машины быстро сближались. «Если сейчас немец не выдержит и отвернет вверх, тогда надо будет таранить», - подумал Ковзан. Раненый в голову пилот на горящем самолёте шел на таран.

Самолёты столкнулись лоб в лоб. Вот только у немца фонарь был закрыт и он упал с разрушенным самолетом, а Ковзана выкинуло из кабины, так как фонарь был открыт. Падал он без сознания, но во время падения каким-то образом частично раскрылся его парашют. Приземлился лётчик прямо в болото, сломав ногу и несколько рёбер. Из болота его вытащили подоспевшие партизаны и переправили через линию фронта.

В госпитале Ковзан провёл 10 месяцев, потерял правый глаз. Он был ранен, но теперь здоров, голова на месте, руки и ноги восстановились. Приговор комиссии для Бориса Ковзана был очень тяжёл: «Больше летать нельзя» . Но это был настоящий советский сокол, который не представлял себе жизни без полетов и неба.

В итоге лётчик добрался до главкома ВВС А. Новикова. Тот пообещал помочь. Получено новое заключение медкомиссии: «Годен к полетам на всех типах истребителей». Борис Ковзан пишет рапорт с просьбой направить его в воюющие части, получает несколько отказов. Но и в этот раз добился своего, пилота зачислили в 144-ю дивизию противовоздушной обороны (ПВО) возле Саратова.

Всего за годы Великой Отечественной войны советский пилот совершил 360 боевых вылетов, принял участие в 127 воздушных боях, сбил 28 немецких самолетов, причём 6 из них уже после тяжёлого ранения и будучи одноглазым.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, капитану Ковзану Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1103).

После войны продолжил службу. В 1954 году закончил Военно-воздушную академию.

С 1958 года подполковник Ковзан - в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба. Затем полковник в отставке Ковзан жил в Минске. Умер Борис Иванович в Минске 31 августа 1985 года в возрасте 63 лет.

В 2005 году в городе Рязани на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. А в Бобруйске есть улица им. Ковзана.

При подготовке поста были использованы следующие материалы.

Представьте себе следующую ситуацию. Вы - военный лётчик, который находится в смертельной круговерти жаркого воздушного боя. Боеприпасы у вас кончились, топливо на исходе, машина повреждена и горит. А против вас превосходящие силы противника, от которых уже не уйти. Вопрос: каковы ваши действия? Когда я был мальчишкой, воспитанным на военных фильмах типа «В бой идут одни старики» , то очень смело находил выход из непростой ситуации. Отважно отвечал - «Пойду на таран!»…

Взрослея, пришло понимание - на этот подвиг не так-то просто решиться. Для воздушного тарана надо иметь стальные нервы и ярость благородную.

Всё это - и нервы и ярость - были у шести сотен советских пилотов, которые в годы Великой Отечественной войны остановили врага убийственным столкновением. Шесть сотен героев осознанно пошли на смерть ради того, чтобы прервать полёт захватчиков над нашей Родиной. Тридцать четыре лётчика совершили такой подвиг дважды! Большинство из них погибли.

Считается, что самый первый таран Великой Отечественной был совершен старшим лейтенантом Иваном Ивановым 22 июня 1941 года в 4:25 утра над аэродромом Млынов близ города Дубно. Краснозвёздный истребитель протаранил бомбардировщик «Хейнкель», после чего оба самолёта упали. За этот подвиг Ивану Иванову было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

Утром первого дня войны подобный отчаянный поступок совершили ещё четыре советских сокола. Из первых пятерых советских пилотов, открывших 22 июня 1941-го счёт воздушным таранам, после столкновения выжили только двое: Дмитрий Кокорев в районе города Замбров и Пётр Рябцев в небе над Брестом.

Давайте зададимся риторическим вопросом: как вообще можно остаться в живых после столкновения на огромной высоте, да ещё и при высоких скоростях? Более того, какова вероятность благополучно пережить два воздушных тарана?

А если их было три!? Сами понимаете, что после третьего по счёту авиакрушения шанс приземлиться в здравии и сознании стремится к нулю.

Так вот, в истории нашей страны есть человек, который совершил четыре тарана , выжил, прошёл всю войну, громил врагов до самого её конца и дожил до преклонных лет.

Это лётчик Борис Иванович Ковзан .

Свой самый первый таран он совершил 29 октября 1941 года в битве под Москвой. В тот день младший лейтенант Ковзан на истребителе МиГ-3 вылетал на сопровождение штурмовиков, и на обратном пути к своему аэродрому заметил вражеский самолёт-разведчик Юнкерс-88. Немцы давно стремились обнаружить наш аэродром под городом Зарайском.

Нельзя было допустить, чтобы крылатый разведчик фрицев выполнил поставленную ему задачу. Но так как все боеприпасы были уже израсходованы, Борис Ковзан решил идти на таран. Наш пилот зашёл сзади и ударил винтом по хвостовому стабилизатору вражеского самолета. После атаки Юнкерс рухнул вниз, беспорядочно кувыркаясь, а МиГ всё-таки сохранил управляемость, и Борис посадил его в поле у какой-то деревушки.

Что ещё удивительно в этой героической истории. На следующий день Борис вернулся в свой полк. Но прибыл он не пешком, не на конной подводе, и не на попутной машине, как это бывало со многими лётчиками, которым приходилось прыгать с парашютом из горящих и повреждённых машин. Нет, Борис прилетел на своем МиГ-е. Повреждённый при таране винт ему удалось отремонтировать… в колхозной кузнице! Представляете, какой-то народный русский умелец выправил и отбалансировал сложнейшую авиадеталь!

Второй таран Борис Ковзан произвёл 22 февраля 1942 года. В тот день он в районе Вышнего Волочка на истребителе Як-1 протаранил пикировщик Юнкерс-87, после чего вернулся на свой аэродром и опять совершил успешную посадку на повреждённом самолёте.


Надо отметить ещё один отважный поступок нашего героя. Весной 1942-го на северо-западном направлении от Москвы шли ожесточённые сражения. Лётчикам-истребителям иногда приходилось за один день делать по 6-7 боевых вылетов. В одном из полётов Ковзан заметил семёрку бомбардировщиков Юнкерс-88 и завязал с ними бой. В это время подошла шестёрка фашистских истребителей прикрытия. Советский лётчик вступил в схватку.

Он один вёл поединок против тринадцати самолётов врага. И в том неравном бою произошло невероятное: 20-летний лейтенант Ковзан сбил подполковника немецкой авиации, опытного пилота, который в 1936-м году бомбил города Испании, а в 1941-м совершал налёты на Лондон.

Третий по счёту таран для Ковзана также окончился благополучно. 7-го июля 1942 года в районе села Любница Новгородской области Борис в лобовом таране сбил вражеский истребитель Meссершмитт-109.

Ещё раз обращаю ваше внимание: в лобовой атаке!

Удар пришёлся крылом об крыло. Мессер ринулся к земле, вращаясь, а наш МиГ оказался прочнее, и Ковзан сумел посадить свою машину, правда, не выпуская шасси из-за его повреждения.


Самым знаменитым, самым опасным и самым невероятным стал четвёртый таран Бориса Ковзана. 13-го августа 1942-го года в небе над городом Старая Русса на самолёте Ла-5 он вступил в бой с шестью немецкими истребителями. Шансов выстоять сразу против шестерых не было никаких. Спустя несколько минут жаркого воздушного боя осколок стекла разбившейся пилотской кабины повредил лётчику глаз. Все боеприпасы были расстреляны. Машина горела. Ковзан сообщил по рации, что покидает самолёт и открыл кабину, чтобы прыгнуть с парашютом. И в этот момент он увидел несущегося на него немецкого аса…

Раненый в голову советский пилот на горящем самолёте пошёл на очередной свой таран. Четвёртый по счёту


Боевые машины столкнулись лоб в лоб и развалились на куски. Немецкий лётчик погиб сразу же, а Ковзана выбросило из самолёта через открытый загодя фонарь кабины. Так ему повезло в первый раз в тот день.

Во второй раз Провидение улыбнулось пилоту, когда пролетев без сознания несколько тысяч метров, он вдруг очнулся, на очень низкой высоте (примерно метров 200) над землёй дёрнул за вытяжное кольцо и парашют смог раскрыться. Раскрыться-то он раскрылся, но скорость падения была слишком велика и слишком опасна.

В третий раз Удача сопутствовала Ковзану, когда приземлила его в болото. Но удар всё равно оказался очень сильным. Борис сломал ногу, руки и несколько рёбер.

Болото было у деревни, занятой немцами…

Но, видать Силы Небесные благоволили отчаянному пилоту - к месту падения подоспели партизаны, видевшие воздушный бой, и спасли Ковзана. Четвёртое по счёту везение после четвёртого тарана! Очевидное и совершенно невероятное стечение обстоятельств того уникального дня!

После перевязки в землянке партизанского лагеря Бориса Ковзана ночью отвезли за линию фронта - к своим. Советский ас пришёл в себя только на седьмые сутки в госпитале Москвы. У него было несколько ранений осколками, оказались сломанными ключица и челюсть, повреждены рёбра, обе руки и нога. Правый глаз лётчика врачам спасти не удалось. Два месяца медики боролись за жизнь пилота. Все хорошо понимали, что в том бою его спасло только Чудо.