Четыре воздушных тарана бориса ковзана. Четыре воздушных тарана (1 фото) 4 воздушных тарана летчик

Он единственный в мире ас, совершивший четыре воздушных тарана, оставшись при этом в живых.

29 октября 1941 года Борис Ковзан на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. В воздушном бою с четырьмя Me-109 подбил одного из них, но при этом израсходовал весь боезапас. При возвращении на свой аэродром на высоте 5000 м обнаружил воздушного разведчика противника Ju-88. Чтобы не дать ему уйти, Ковзан решил таранить. Он зашёл “юнкерсу” сзади снизу, дал газ и резко взял ручку на себя. От удара тряхнуло весь истребитель, но Ковзан справился с управлением. “Юнкерс”, кувыркаясь, пошёл к земле.

Четыре воздушных тарана Бориса Ковзана

22 февраля 1942 года старший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил бомбардировщик противника. Произвёл посадку на повреждённом самолёте.
8 июля 1942 года в районе села Лобницы Новгородской области в воздушном бою на том же самолёте таранил вражеский истребитель. Совершил посадку на повреждённом самолёте.
13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолёте Ла-5 обнаружил группу из 7 Ju-88 и 6 Me-109. Противник уже заметил наш истребитель и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимание на истребителе сопровождения, Ковзан устремился к “юнкерсам”. Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался “юнкерс” и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Нашего лётчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6000 м он упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Это был его четвёртый по счёту таран.

Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те переправили его через линию фронта. 10 месяцев он лежал в госпитале. Почти год восстанавливалось здоpовье. Вместо глаза был вставлен стеклянный муляж. После госпиталя добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации. До конца войны сбил ещё 6 самолётов противника. Всего за годы войны он совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боев, сбил 28 немецких самолетов.

После войны продолжал службу в авиации. Летал инстpуктоpом уже на pеактивных самолетах. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1958 года подполковник Ковзан – в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба. Затем полковник в отставке Ковзан жил в Минске. Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями. Умер 31 августа 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

В 2014 году в честь Бориса Ивановича Ковзана, единственного пилота Второй Мировой войны, сбившего при помощи воздушных таранов четыре (!!!) фашистских самолета, была выпущена почтовая марка, ставшая данью подвигу этого выдающегося летчика-истребителя.

Небесный летчик

Будущий летчик родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты Ростовской области. Уже в 1940-м окончил Одесскую военную авиационную школу, где вместе с другими курсантами учился полетному мастерству, освоил принципы бомбометания и воздушного боя.

По окончании авиационной школы летчика направили на службу в Западный Особый военный округ, дислоцировавшийся в Гомельской области. Охраняя небо над Белоруссией, оттачивая технику полетов и совершенствуя свое мастерство, молодой летчик-истребитель встречает здесь начало Великой Отечественной войны.

Уже на третьи сутки войны, 24 июня 1941 года, Борису пришлось продемонстрировать выучку и мастерство летчика-истребителя. В небе над Гомелем он на одномоторном истребителе «И-15бис» вступил в воздушный бой с врагом, сбив вражеский бомбардировщик «Хенкель-111».

Осенью 1941-го молодого летчика перевели служить в 42-й истребительный авиаполк, где он получил более современный истребитель «Як-1», ставший его настоящим другом и спасителем. Полк должен был прикрывать от врага московское направление, не подпуская бомбардировщики фашистов к советской столице.

Первые военные победы

В небе над Подмосковьем 29 октября 1941 года в составе группы истребителей летчик наносил удары по вражеской колонне и обнаружил по курсу «Мессершмитт-1102», прикрывавший свои бомбардировщики. Недолго думая, пилот решил атаковать врага. В результате ожесточенного боя у советского истребителя закончились боеприпасы, а неприятель попытался скрыться.

Отправив в эфир сообщение «Иду на таран», Ковзан направил боевую машину в сторону врага. Советскому летчику удалось лопастями винта отсечь хвостовое оперение вражеского бомбардировщика. В результате этой атаки истребитель немцев рухнул на землю и взорвался, а его пилот так и не смог выпрыгнуть с парашютом. Самому же Ковзану удалось вернуть самолет на аэродром, где он попал в объятия товарищей.

Следующий таран летчик совершил уже 22 февраля 1942 года – в ходе операции по прикрытию шоссе Москва-Ленинград. Он снова управлял тем самым «Як-1», который остался цел после прошлого тарана.

Таран – оружие героев. Плакат периода Великой Отечественной войны.
Художник А. Волошин

На высоте более двух тысяч метров летчик заметил три немецких «юнкерса». Борис атаковал противника, а когда закончился весь боевой запас, совершил свой уже коронный таранный удар и благополучно посадил самолет.

Первые боевые награды

История о том, как самоотверженно и мастерски младший лейтенант советской армии Ковзан выполнил таран бомбардировщика врага, облетела Северо-Западный фронт в кратчайшие сроки. Второй таран в послужном списке молодого летчика-истребителя посчитали настоящим подвигом, определенно заслуживающим самой высокой награды, которая присуждалась в СССР – ордена Ленина. Высшую государственную награду летчику вручил командир ВВС фронта генерал-лейтенант авиации Куцевалов .

На этом легендарный летчик не остановился, он продолжал демонстрировать свое невероятное мастерство, помноженное на чувство самоотверженности и глубокого патриотизма. Воевал он на том самом «Як-1», который каким-то чудом пережил два столкновения и остался в исправном состоянии.

7 июля около села Любцы Новгородской области отчаянный летчик пошел на третий свой таран. В неравном бою с двумя вражескими бомбардировщиками у летчика не осталось боеприпасов, и он фюзеляжем верного «Яка» повредил хвостовое оперение противника. Фашистский самолет потерял управление и разбился, а экипаж второго немецкого истребителя предпочел ретироваться, скрывшись в облаках от «невменяемого русского», который, хоть и не без проблем, совершил посадку на своем аэродроме.

За этот подвиг и невероятное мужество получил внеочередное звание старшего лейтенанта, а также орден Красного Знамени.

Самый опасный бой

Четвертый воздушный таран бомбардировщика соперника едва не стал фатальным. Но, возможно, именно неистребимая воля к победе, стремление защитить свой народ и родную землю помогли Борису Ивановичу остаться в живых.

Это случилось 13 августа 1942 года в небе над Старой Руссой Новгородской области. Возвращаясь с боевого задания без боеприпасов, летчик-истребитель подвергся атаке вражеских «Ме-109», которые начали его расстреливать, как обычную мишень.

Даже высокое пилотажное мастерство не позволило летчику уйти от этих атак. Фонарь (прозрачная откидываемая крыша) кабины самолета разлетелся после нескольких прямых попаданий, а сам пилот получил серьезное ранение в голову. Теряя остатки сил и понимая, что жизнь закончена, герой пошел на таран.

Немецкий летчик также оказался не из робкого десятка и не отвернул даже тогда, когда до лобового столкновения оставались считанные секунды. Удар оказался такой силы, что и советский, и немецкий истребители разорвало на куски.

Нашего летчика выбросило из кабины «Як-1». После этого Ковзан не помнил ничего: ни падения с огромной высоты на не полностью раскрывшемся парашюте, ни спасения, когда он начал захлебываться, упав в болото.

Но у Бориса определенно был заботливый ангел-хранитель. Неравный бой и падающего летчика видели местные жители. Общими усилиями им удалось вытащить из трясины 20-летнего героя.

Колхозники спрятали спасенного летчика в сене и не выдали немцам, которые отправили на его поиск целую команду. Полицаи и фашисты поверили, что советский летчик утонул в болоте, и прекратили поиск. Затем была дорога к партизанам, которые организовали отправку Бориса на Большую землю.

Длительный период реабилитации

Сам летчик позже признавался, что лечение в московском военном госпитале, которое длилось целых десять месяцев, стало самым тяжелым испытанием в его жизни. Несколько раз офицер находился на волосок от смерти, и только благодаря профессионализму московских врачей, которые неустанно боролись за жизнь Бориса, его удалось поставить на ноги.

За время, проведенное в госпитале, Ковзан перенес несколько очень сложных операций, которые не просто спасли жизнь летчика, но и практически полностью вернули ему здоровье. К сожалению, раздробленный осколком правый глаз Борис потерял навсегда – восстановить его у московских врачей не было никаких шансов. Вместо настоящего глаза летчику с тех пор и до самого конца своей жизни пришлось носить стеклянный муляж.

Выписавшись из госпиталя, летчик ценой неимоверных усилий сумел добиться того, чтобы вернуться на военную службу. Война не была окончена, и советский парнишка, всем сердцем любящий и стремящийся защитить свою Родину, не мог спокойно жить, зная, что погибают товарищи.

Борису пришлось предстать перед несколькими врачебными комиссиями, пока его не признали годным к дальнейшей службе и разрешили совершать полеты без ограничений.

До конца Отечественной войны Ковзан одержал еще 6 воздушных побед, а всего за годы войны сбил 28 фашистских самолетов.

Жизнь после войны

24 августа 1943 года легендарному советскому летчику-истребителю Борису Ивановичу Ковзану присвоили звание Героя Советского Союза. А когда война завершилась, началась новая жизнь, новые испытания – конечно же, несравнимые с теми, что пришлось пережить на фронтах.

После войны он решил остаться на службе в советской авиации – Борис совершал полеты на реактивных самолетах уже в роли инструктора. Кроме того, молодой офицер продолжил обучение, и в 1954 году окончил Военно-воздушную академию. Дослужился до подполковника, но в 1958 году из-за сокращения ВВС вынужден был уйти в запас.

Какое-то время легендарный летчик проживал в Рязани, руководил аэроклубом. Немного позже, уже в звании полковника, переехал в Минск, где и провел остаток жизни. Герой Советского Союза был награжден двумя орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и множеством медалей, а весь остаток своей жизни посвятил воспитанию патриотизма у молодого поколения.

Сердце отважного героя перестало биться 31 августа 1985 года. Причиной такой ранней смерти стали боевые ранения и сильнейшие перегрузки, перенесенные в ходе воздушных боев.

Личность Бориса Ковзана – яркий пример героизма и борьбы за свободу, воплощения любви к Отечеству. Его героические воздушные тараны должны помнить все следующие поколения защитников нашей Родины, готовые пожертвовать собственной жизнью ради защиты Отечества.

Таран как прием воздушного боя остается последним аргументом, к которому летчики прибегают в безвыходной ситуации. Остаться в живых после него удается не всем. Тем не менее, некоторые наши летчики прибегали к нему по нескольку раз.

Первый в мире таран

Первый в мире воздушный таран совершил автор «мертвой петли» штабс-капитан Петр Нестеров. Ему было 27 лет, и он, совершив в начала войны 28 боевых вылетов, считался опытным пилотом.
Нестеров давно считал, что вражеский аэроплан можно уничтожить, ударив по плоскостям колесами. Это было вынужденной мерой - в начале войны самолеты не оснащались пулеметами, и авиаторы летали на задание с пистолетами и карабинами.
8 сентября 1914 года в районе Львова Петр Нестеров протаранил тяжелый австрийский самолет под управлением Франца Малины и барона Фридриха фон Розенталя, который летал над русскими позициями, совершая разведку.
Нестеров на легком и быстром аэроплане «Моран» поднялся в воздух, догнал «Альбатрос» и протаранил его, нанеся удар сверху вниз в хвостовое оперение. Произошло это на глазах местных жителей.
Австрийский самолет потерпел крушение. При ударе Нестеров, который торопился взлететь и не пристегнулся ремнями безопасности, вылетел из кабины и разбился. По другой версии – Нестеров выбросился из разбитого самолета сам, в надежде уцелеть.

Первый таран Финской войны

Первый и единственный таран Советско-финской войны был совершен старшим лейтенантом Яковом Михиным, выпускником 2-й Борисоглебской военной авиационной школы летчиков имени Чкалова. Это произошло 29 февраля 1940 года после полудня. 24 советских самолета И-16 и И-15 атаковали финский аэродром Руоколахти.

Чтобы отразить атаку, с аэродрома в воздух поднялись 15 истребителей.
Завязался жестокий бой. Командир звена Яков Михин в лобовой атаке крылом самолета ударил по килю «Фоккера» знаменитого финского аса лейтенанта Тату Гуганантти. От удара киль отломился. «Фоккер» рухнул на землю, пилот погиб.
Яков Михин с обломанной плоскостью сумел дотянуть до аэродрома и благополучно посадил своего «ишачка». Надо сказать, что Михин прошел всю Великую Отечественную, а после продолжил служить в ВВС.

Первый таран Великой Отечественной

Считается, что первый таран Великой Отечественной был совершен 31-летним старшим лейтенантом Иваном Ивановым, который 22 июня 1941 года в 4:25 утра на И-16 (по другим данным – на И-153) над аэродромом Млынов близ Дубно протаранил бомбардировщик «Хейнкель», после чего оба самолета упали. Иванов погиб. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Его первенство оспаривают несколько летчиков: младший лейтенант Дмитрий Кокорев, который в районе Замбро протаранил «Мессершмитт» через 20 минут после подвига Иванова и остался жив.
22 июня в 5:15 младший лейтенант Леонид Бутерин погиб над Западной Украиной (Станислав), взяв на таран «Юнкерс-88».
Еще через 45 минут над Выгодой погиб неизвестный пилот на У-2, протаранив «Мессершмитт».
В 10 утра над Брестом протаранил «Мессер» и выжил лейтенант Петр Рябцев.
Некоторые пилоты прибегали к тарану по нескольку раз. Герой Советского Союза Борис Ковзан совершил 4 тарана: над Зарайском, над Торжком, над Лобницей и Старой Руссой.

Первый «огненный» таран

«Огненным» тараном называют прием, когда пилот направляет подбитый самолет на наземные цели. Все знают подвиг Николая Гастелло, который направил самолет на танковую колонну с цистернами горючего. Но первый «огненный» таран был совершен 22 июня 1941 года 27-летним старшим лейтенантом Петром Чиркиным из 62-го штурмового авиационного полка. Чиркин направил подбитый И-153 на колонну немецких танков, приближавшуюся к городу Стрый (Западная Украина).
Всего же за годы войны его подвиг повторили больше 300 человек.

Первый женский таран

Советская летчица Екатерина Зеленко стала единственной в мире женщиной, совершившей таран. За годы войны она успела совершить 40 боевых вылетов, участвовала в 12 воздушных боях. 12 сентября 1941 года совершила три вылета. Возвращаясь с задания в районе Ромны, была атакована немецкими «Ме-109». Сумела сбить один самолет, а когда закончился боезапас, протаранила самолет врага, уничтожив его. Сама погибла. Ей было 24 года. За подвиг Екатерина Зеленко была награждена орденом Ленина, а в 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый таран реактивным самолетом

Уроженец Сталинграда капитан Геннадий Елисеев совершил свой таран на истребителе МиГ-21 28 ноября 1973 года. В этот день в воздушное пространство Советского Союза над Муганской долиной Азербайджана вторгся иранский «Фантом-II», который производил разведку по заданию США. Капитан Елисеев вылетел на перехват с аэродрома в Вазиани.
Ракеты «воздух-воздух» не дали нужного результата: «Фантом» выпустил тепловые ловушки. Чтобы выполнить приказ, Елисеев решился на таран и нанес крылом удар по хвостовому оперению «Фантома». Самолет потерпел крушение, его экипаж был задержан. МиГ Елисеева стал снижаться и врезался в гору. Геннадию Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Экипаж разведывательного самолета – американского полковника и пилота-иранца через 16 дней выдали властям Ирана.

Первый таран транспортного самолета

18 июля 1981 года транспортный самолет аргентинской авиакомпании «Канадэр CL-44» нарушил границу СССР над территорией Армении. На борту самолета находился швейцарский экипаж. Перед заместителем эскадрильи летчиком Валентином Куляпиным была поставлена задача посадить нарушителей. На требования летчика швейцарцы не реагировали. Тогда поступил приказ сбить самолет. Дистанция между Су-15ТМ и «транспортником» была мала запуска ракет Р-98М. Нарушитель уходил в сторону границы. Тогда Куляпин решил идти на таран.
Со второй попытки он ударил фюзеляжем по стабилизатору «Канадэра», после чего благополучно катапультировался из поврежденного самолета, а «аргентинец» свалился в штопор и упал всего в двух километрах от границы, его экипаж погиб. Позже выяснилось, что самолет вез оружие.
За подвиг летчика наградили орденом Красной Звезды.

Герой Советского Союза Борис КОВЗАН, 1950 год

На Аллее Героев, расположенной на площади Победы в Бобруйске, выгравированы имена 18 Героев Советского Союза и одного полного кавалера ордена Славы. Среди этих заслуженных людей и воспитанник Бобруйского аэроклуба полковник Борис Иванович Ковзан. В годы Великой Отечественной войны он совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев, сбил 28 самолетов противника. Б.И. Ковзан единственный в мире летчик, который совершил четыре тарана вражеских самолетов. 7 апреля 2017 года отмечается 95 лет со дня рождения прославленного героя-летчика.

Школа для пилота

Родился Борис Ковзан в городе Шахты Ростовской области. Отец, Иван Григорьевич, родом из Белоруссии, мать, Матрена Васильевна, донская казачка. Борису было около шести лет, когда родители переехали в поселок Логойск Минской области. Здесь Боря пошел в начальную школу, а в 1932 году семья Ковзан обосновалась на родине Ивана Григорьевича - в Бобруйске. Это было время массового увлечения молодежи авиацией. Подросток Ковзан занимался в авиамодельном кружке, умело мастерил воздушных змеев, планеры и запускал их в голубую высь бобруйского неба, затем в городской технической станции мастерил авиамодели различных модификаций. В Бобруйском краеведческом музее ныне экспонируется крыло модели самолета, сделанное в те годы учащимся 6-го класса Борисом Ковзаном.

На республиканских соревнованиях этот старательный школьник-авиамоделист занял 2-е место и в числе других победителей был поощрен полетом на самолете Бобруйского аэроклуба имени М.Т. Слепнева. И с тех пор буквально заболел авиацией. С 7-го класса Борис начал регулярно посещать занятия в местном аэроклубе, в котором совершил первый прыжок с парашютом, затем прошел обучение и осуществил первый самостоятельный полет на учебном самолете У-2. Позже он отметит: «Биография многих летчиков-фронтовиков начиналась с аэроклубов Осоавиахима. Отличная школа для пилотов! Нас там воспитывали не просто летчиками, но отчаянными и храбрыми бойцами. Мы росли готовыми к подвигу, храбрыми, со стальными нервами».

Шел третий день войны

В 1939 году, после окончания средней школы и Бобруйского аэроклуба, 17-летний Борис поступил в Одесскую военную авиационную школу пилотов имени Полины Осипенко. Здесь опытные инструкторы в короткие сроки обучили курсантов технике пилотирования в сложных условиях, основам воздушного боя, бомбометания с горизонтального полета и пикирования на самолетах.

Осенью 1940 года, успешно окончив училище, младший лейтенант Ковзан в должности летчика-истребителя был направлен служить в Западный особый военный округ - 160-й истребительный авиаполк 43-й истребительной авиационной дивизии, который дислоцировался в Речицком районе. Здесь его и застала Великая Отечественная война.

Свой боевой счет летчик Ковзан открыл 24 июня 1941 года, на третий день войны, при защите воздушных рубежей Гомеля, уничтожив на одномоторном истребителе И-15бис немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111».

Герой четырех воздушных таранов

Впервые на таран вражеского самолета Борис Ковзан пошел в битве под Москвой. 29 октября 1941 года он во главе звена истребителей Як-1 вылетел на сопровождение советских штурмовиков в район города Зарайска. В фондах Белорусского государственного музея истории ВОВ хранятся воспоминания летчика о тех незабываемых событиях: «Обстреливая вражескую колонну, вдруг заметил истребитель-бомбардировщик «Мессершмитт-110», который прикрывал свои части. Решил атаковать и вскоре мне удалось поразить стрелка, но тут закончились боеприпасы, да и горючее было на исходе. Машинально бросил в эфир: «Я - «Тюльпан», по курсу - Москва, иду на таран!» Мой самолет концами лопастей винта отсек левое хвостовое оперение «мессера», и он, потеряв управление, завертелся в воздухе и камнем пошел к земле... Сам же я благополучно приземлился на своем аэродроме».



Герой Советского Союза Б.И. КОВЗАН на встрече с воинами Минского гарнизона в музее КБВО, декабрь, 1980 год


…22 февраля 1942 года летчик 744-го истребительного авиационного полка Борис Ковзан вылетел на «ястребке» на прикрытие шоссе Москва - Ленинград между Вышним Волочком и Торжком. Прямо перед собой, на высоте двух тысяч метров, увидел трех вражеских «юнкерсов» Ю-88. Не теряя ни секунды, Борис ринулся в атаку. Расстреляв боезапас, применил таранный удар и сел на поврежденном самолете. Весть о героизме летчика облетела весь Северо-Западный фронт. За этот подвиг лейтенант Борис Ковзан был награжден орденом Ленина. Награду ему вручил командующий ВВС фронта генерал-лейтенант авиации Куцевалов.

…9 июля 1942 года на том же самолете Як-1, выдержавшем уже два таранных удара, Ковзан вылетел в составе группы истребителей на прикрытие советских бомбардировщиков, наносящих удар по немецкому аэродрому в Демянске. Над железнодорожной станцией Любница Новгородской области, спасая товарища летчика В. Малова, Борис отвлек на себя два «месcершмитта», пойдя на одного из них в лобовую атаку. За мужество и героизм Ковзана наградили орденом Красного Знамени, присвоили внеочередное звание старший лейтенант.

…13 августа 1942 года в районе города Старая Русса Новгородской области во время выполнения боевого задания Борис Ковзан на расстоянии 15 км от советского аэродрома внезапно обнаружил несколько «мессершмиттов» Мe-109. 19-летний бесстрашный летчик принял решение вступить в неравный воздушный бой. Белорусская журналистка Лариса Шипуля в повести «Четыре тарана в небе», изданной в 1982 году к 60-летию Б.И. Ковзана, со слов летчика так описывает это отчаянное воздушное противоборство: «Навстречу горящему Як-1, вырастая с каждым мгновением, шел «мессершмитт». Операторы на земле приняли слова Ковзана: «Машина горит. Ранен в голову. Вытекают мозги. Иду на таран!..» И Борис направил свой горящий истребитель прямо в лоб надвигающемуся «мессеру».

От сильного удара летчика выбросило из кабины. Упади Борис на луг или лес, он бы неминуемо разбился насмерть даже при раскрытом парашюте, но он угодил в зыбкую трясину. При падении сломал бедро, левую руку, несколько ребер. Колхозники, наблюдавшие за этой воздушной схваткой, вытащили Бориса из трясины, оказали ему первую медицинскую помощь и вскоре в копне прошлогоднего сена переправили к партизанам. А оттуда с лесного аэродрома так и не пришедшего в сознание летчика доставили в Москву.

Самый тяжелый бой



Советский политический плакат «Таран - оружие героев! Слава сталинским соколам - грозе фашистских стервятников».
Художник А. Волошин, 1941 год.


В московском госпитале, где знаменитый летчик пробыл десять месяцев и перенес несколько сложных операций, ему пришлось выдержать свой самый тяжелый бой за то, чтобы выжить. «Я буквально цеплялся за жизнь зубами», - скажет он потом сослуживцам. Врачи спасли ему не только жизнь, но и восстановили здоровье, однако правый глаз сохранить не удалось. Учтя горячее стремление Ковзана пойти на фронт, его признали годным к летной работе без ограничений и разрешили летать на боевых самолетах. Вскоре он был направлен в действующую авиационную часть, где прошел всю войну, в воздушных боях сбил еще шесть самолетов противника.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Ковзану за героизм и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками было присвоено звание Героя Советского Союза. В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранится фронтовое письмо Бориса Ивановича родителям: «Дорогие мои. С радостью сообщаю вам: на фронте я не подкачал, и вам не будет стыдно за сына. Сейчас я - гвардии капитан, продолжаю громить немецких стервятников. Удостоен звания Героя Советского Союза, награжден четырьмя орденами. До встречи после победы над ненавистным врагом!»

После войны Борис Иванович продолжил службу в авиации, успешно окончил Военно-воздушную академию, работал начальником Рязанского клуба ДОСААФ.

В Беларуси чтут память о герое: в Минске по улице Романовская Слобода на доме, где жил Борис Ковзан, установлена мемориальная доска, в Бобруйске его именем названа улица. Имя героя золотыми буквами выбито в зале Победы музея ВОВ. В фондах музея хранятся фото Ковзана разных лет, фронтовые письма родителям, почетные грамоты и другие документы летчика-истребителя.

Николай ШЕВЧЕНКО



07.04.1922 - 30.08.1985
Герой Советского Союза


К овзан Борис Иванович - лётчик 744-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, капитан; единственный советский лётчик-истребитель, совершивший в боях четыре воздушных тарана.

Родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты ныне Ростовской области в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Окончил 8 классов в городе Бобруйске Могилёвской области Белорусской ССР.

В Красной Армии с 1939 года. Окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году. С 1940 года служил в 160-м истребительном авиаполку ВВС Белорусского особого военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Лётчик 42-го истребительного авиационного полка (Брянский фронт) комсомолец младший лейтенант Ковзан Б.И. свой боевой счёт открыл в августе 1941 года, сбив бомбардировщик Do-215. Затем воевал в составе 126-го, 184-го и 744-го авиаполков.

29 октября 1941 года на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. В воздушном бою с 4 Me-109 подбил одного из них, но при этом израсходовал весь боезапас. При возвращении на свой аэродром на высоте 5000 метров обнаружил воздушный разведчик противника Ju-88. Чтобы не дать ему уйти, Ковзан решил таранить. Он зашёл "юнкерсу" сзади снизу и уровнял скорость. Потом дал газ и резко взял ручку на себя. От удара тряхнуло весь истребитель, но Ковзан справился с управлением. "Юнкерс", кувыркаясь, пошёл к земле. Произвёл посадку на своём аэродроме.

21 февраля 1942 года младший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил бомбардировщик противника Ю-88. Произвёл посадку на повреждённом самолёте.

9 июля 1942 года в районе деревни Мятуново Лобницкого района Новгородской области в воздушном бою на том же самолёте на встречном курсе таранил ударом плоскости вражеский истребитель Ме-109ф. Совершил благополучную посадку на повреждённом самолёте. За три тарана вражеских самолётов в начале июля 1942 года представлен к званию Героя Советского Союза, но в штабе 6-й воздушной армии награда заменена на орден Красного Знамени.

Лётчик 744-го истребительного авиационного полка (240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я воздушная армия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Ковзан Б.И. к середине июля 1942 года совершил 142 боевых вылета, лично сбил 3 и в группе 1 самолёт противника.

13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолёте Ла-5 обнаружил группу из 7 Ju-88 и 6 Me-109. Противник уже заметил наш истребитель и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимание на истребители сопровождения, Ковзан устремился к "юнкерсам". Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался "юнкерс" и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Нашего лётчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6000 метров он упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Это был его четвёртый по счёту таран.

Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те так и не пришедшего в сознание летчика переправили в Москву.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, капитану Ковзану Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Десять месяцев лётчик-истребитель провёл в госпиталях. После выписки добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации, назначен лётчиком-инструктором по технике пилотирования полка, помощником командира полка, заместителем командира истребительного полка 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны.

После войны продолжал службу в Советской Армии. С 1945 года - помощник командира 123-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1954 года - начальник Рязанского аэроклуба ДОСААФ. С 1958 года подполковник Б.И.Ковзан - в запасе. Жил в городе Рязани, продолжал работать начальником аэроклуба. С 1969 года жил и работал в городе-герое Минске. Скончался 30 августа 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

Полковник (1975). Награждён 2 орденами Ленина (15.05.1942, 24.08.1943), орденами Красного Знамени (16.07.1942), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды, медалями.

В Минске на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В Бобруйске его именем названа улица.

Источники
Авиация и космонавтика СССР. - М.: Воениздат, 1968.
Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
Важин Ф.А. Воздушный таран. - 2-е изд., пер. и доп.- М.:Воениздат, 1962.
Водопьянов М.В. Небо начинается с земли. М., 1976