Байкало-Амурская магистраль (БАМ)


Байкало-Амурская магистраль - одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Её идея родилась еще в 1888 году, а один из самых сложных участков - Северо-Муйский тоннель - был введён в постоянную эксплуатацию лишь в 2003. Это общеизвестные факты, однако мало кто знает, что вдоль БАМа идет техническая автомобильная дорога, с помощью которой обслуживалась комсомольская стройка. В рамках экспедиции Land Rover "Открывая Россию" мы прошли часть этой дороги от Чарских песков до Северобайкальска.


Дорога эта весьма условна и часто теряется в лесах и болотах. Ближе к пункту нашего назначения она более-менее начала походить на гравийку, а до этого мы постоянно преодолевали речные броды, разрушенные мосты и бесконечные ямы...



Выехали из Новой Чары. Интересный факт: за всё время пути мы чаще встречали проходящие поезда, нежели автомобили. Машин было около двух, в то время как поездов насчитали с десяток:




Магистраль пролегает вдоль сопок. По моим ощущениям, по БАМу проходит около одного поезда в час:




В этих краях много озёр, но на нашем участке их было немного. Возле одного сделали короткий привал:







Пейзажи дороги очень скоро приедаются и начинают казаться однообразными. Оживление в картинку вносят проходящие поезда - едва один из них показывается на горизонте, как все моментально расчехляют камеры:




Старая стела с надписью "Кодор". Что это такое и зачем - неясно. Вокруг ни поселков, ни людей:




Ещё одно замерзшее озеро:




Типичный пейзаж:




Впереди разрушенный мост. Придется спускаться к воде и переезжать брод:




Спустя шесть часов после старта, впервые встретили встречную машину:




Наш экипаж: справа от меня сидит Кирилл Михайлов из "Москва 24", на заднем сидении Сергей Жигало, бессменный инструктор Land Rover, с которым я еду уже пятую или шестую экспедицию:






Проезжали рукотворную композицию из рельс и шпал с названиями остановок на БАМе. Наверно, самая бесполезная стела - с поезда на скорости её совершенно не разглядеть:






Ещё одна машина, видимо ремонтников:




Переправа через реку Куанда:




Нас пугали этим бродом, как самым опасным на маршруте. Обычно вода тут доходит до стёкол:




Но нам повезло и вода была очень низкая:




Дорога тем временем выродилась в грунтовку с ямами и лужами:




Через некоторые ямы накиданы доски:




Заметил, что на деревьях натянуты провода. Откуда они, зачем - совершенно неясно:




Проезжаем Куандинский мост. Я уже писал о нем большой пост :








После моста устроили небольшой привал с пикником:




Для всех участников были заготовлены специальные альпинистские пайки с обедом. Заливаешь такой кипятком, получается очень вкусная еда:




Кипяток добывали на огне в специальных чайниках. Внутрь в колбу накидываются горящие щепки, в соседнее отверстие заливается вода. Надо отметить, в такой конструкции вода нагревается очень быстро:







Вторая встречка за день. Стоя на разрушенном мосту, наблюдали за тем, как Урал штурмовал брод:




Делал он это не очень удачно. Грузовик выехал из воды, но не смог подняться на дорогу. Из его кузова высыпало огромное количество людей с лопатами, Урал сдал назад, а мужики начали долбить ломами промерзшую землю:




Закатное облако:




К вечеру добрались до города Таксимо. Я тут был в прошлом году во время , правда тогда мы ехали на поезде:




Переночевав, сделали короткий экскурсионный круг по городу:




Город, мягко говоря, не на подъеме. Мужики ходят в валенках, а девушки даже тут стремятся к красоте и грации - героически ходят на каблуках:




Наша гостиница. Постель нужно застилать самому, очень раздражает такая манера сервиса:



Байкало-Амурская магистраль - проходящая в Восточной Сибири и Дальнем Востоке одна из крупнейших железнодорожных магистралей мира, северный дублёр Транссибирской железнодорожной магистрали. Основной ход трассы Байкало-Амурской магистрали - Тайшет - Братск - Лена - Северобайкальск - Тында - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Длина основного пути Тайшет — Советская Гавань составляет 4287 км.

БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в городе Тайшете Иркутской области, на своём пути пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте и затем проходит через Северобайкальск, огибая с севера Байкал. Далее БАМ идёт по отдалённым горным территориям Бурятии, Читинский и Амурской областей через Тынду, пересекая реки Витим, Олёкма и Зейское водохранилище. Дальнейший путь БАМ проходит по территории Хабаровского края, где магистраль пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре. Заканчивается БАМ на берегу Тихого океана в Советской Гавани.

БАМ имеет несколько ответвлений - на Усть-Илимск (215 км); на ряд месторождений полезных ископаемых; в трёх местах БАМ соединяется с Транссибом соединительными ветками (Тында - Бамовская, Новый Ургал - Известковая, Комсомольск-на-Амуре - Волочаевка (Хабаровск)), от станции Тында Байкало-Амурской магистрали на север ответвляется Амуро-Якутская магистраль (которая уже совсем скоро должна выйти к берегам Лены), связывающая территорию Якутии с железнодорожной сетью страны; от станции Ванино отправляются железнодорожные паромы на Сахалин .

Строительство Байкало-Амурской магистрали началось перед войной: в 1938 году начались строительные работы на участке от Тайшета до Братска, в 1939 году - на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Работы в то время велись преимущественно силами заключённых. В тяжёлые годы войны стройка на некоторое время приостановилась, однако вскоре строительство было продолжено - в 1947 году сдали участок Комсомольск - Советская Гавань, в 1958 году в постоянную эксплуатацию был сдан участок Тайшет - Братск - Усть-Кут: дорога вышла на берега верхнего течения Лены, продолжались работы на участках западнее Комсомольска-на-Амуре.

В 1967 году вышло постановление Совета Министров о возобновлении строительства БАМ и организации сквозной железной дороги I категории между Тайшетом и Комсомольском-на-Амуре, после чего вновь начались активные проектные и изыскательские работы на трассе БАМ. Активное строительство магистрали возобновилось в 1974 году - БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, на которую поехали тысячи молодых людей со всей страны.

Центральная, основная часть БАМ, была построена за 12 лет, с 1972 по 1984 год, а 1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали (за исключением Северомуйского тоннеля, который строился вплоть до 2003 года) был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

Трасса Байкало-Амурской магистрали проходит в основном в гористой местности, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути — Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря); при заходе на который крутые уклоны требуют применения двойной тяги и ограничения максимального веса поездов с 5600 до 4200 тонн.

На трассе БАМ сооружено десять тоннелей, среди них — самый протяжённый в России Северомуйский тоннель , имеющий протяжённость 15343 метра. С точки зрения проходки и строительства, этот тоннель, проходящий сквозь Северо-Муйский хребет, является одним из сложнейших в мире. Он строился с перерывами 28 лет - с 1975 по 2003. Для того, чтобы не задерживать начало транзитного движения по БАМу, в 1982-1983 и 1985-1989 годах были сооружены два обхода этого тоннеля протяжённостью 25 и 54 километра, представляющие из себя сложнейший железнодорожный серпантин с экстремальными кривыми и уклонами. После открытия сквозного движения через Северомуйский тоннель, пропускная способность БАМ значительно повысилась, обход стал резервной трассой, но он поддерживается, и по нему тоже пропускаются некоторые составы.

Трасса Байкало-Амурской магистрали пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков. Проходящий через отдалённые горные районы, БАМ стал отличной школой для многих инженеров и строителей - здесь впервые в отечественной и мировой практике были применены десятки новых уникальнейших инженерных решений, которые затем применялись и активно применяются на многих других стройках нашей страны.

Oт Тайшетa до Усть-Кута (Осетрово, станция Лена) Байкало-Амурская магистраль двухпутная и электрифицированная на переменном токе, от Усть-Кута до станции Таксимо дорога однопутная и электрифицирована на переменном токе, восточнее однопутное движение осуществляется на тепловозной тяге.

Пик грузоперевозок по БАМ пришёлся на 1990 год. Затем, в период с 1991 по 1997 годы грузопоток по магистрали упал практически вдвое. Как и очень многое построенное в нашей стране, БАМ в тот период в устах многих стал вдруг «никому не нужной стройкой века». Действительно, Байкало-Амурская магистраль проектировалась во многом как составная часть комплексного проекта по освоению значительных природных богатств районов, по которым пролегла дорога - прекратилось развитие регионов, многие из задуманных проектов территориально-промышленных комплексов так и не были реализованы. Естественно, без развития и освоения окружающих территорий рентабельность такой колоссальной и затратной магистрали как БАМ, невозможна.

Вместе с тем в период с 1997 по 2010 годы (и особенно после 2003-го, после открытия сквозного движения по Северомуйскому тоннелю) грузопоток по БАМу снова вырос, в настоящий момент составляет 12 миллионов тонн в год и продолжает увеличиваться, постепенно приближаясь к проектной загрузке. Всё больший поток с перегруженного Транссиба перенаправляется на БАМ, (по магистрали перевозят нефть, уголь, лес, ряд других грузов), от БАМа продолжается строительство Амуро-Якутской магистрали (АЯМ), которая в обозримом будущем, хочется верить (и особенно - поучаствовать!) пересечёт по колоссальному мосту Лену; продолжаются работы по модернизации существующих участков магистрали. Хочется верить, что со временем продолжится развитие и освоение колоссальных территорий, лежащих в зоне тяготения БАМ и АЯМ.

Но и сейчас жизнь на этой второй длинной ниточке, возникшей несколько десятилетий назад и проходящей с запада на восток нашей огромной страны на несколько сотен километров севернее Транссиба, вполне активна, в чём я и убедился за время своего пребывания в Северобайкальске.

Едем вдоль БАМ по побережью Северного Байкала.

В отдельных участках железная дорога ныряет под прикрытие галерей, в других проходит в Мысовых тоннелях .

Памятник строителям БАМ:

Портал третьего Мысового тоннеля БАМ:

Станция Северобайкальск Байкало-Амурской магистрали - на десятках путей стоит множество составов, у перрона - пассажирские поезда, ежеминутно раздаются гудки локомотивов, не смолкает голос диспетчера из динамиков громкоговорителей.

На электрифицированном участке БАМ работают современные отечественные электровозы «Ермак», а от перрона отправляется поезд Тында - Москва.

На окраине Северобайкальска снова выхожу к БАМ. Здесь она покидает Северобайкальск и берег Байкала, и уходит вверх в горы по долине реки Тыя, чтобы, преодолев потом горный хребет через 6-километровый Байкальский тоннель, в 343 километрах отсюда выйти на берег верхнего течения Лены в Осетрово, где расположена знаменитая станция Лена, одна из ключевых точек для БАМ, Якутии и Иркутской области.

Итак, нитка БАМ уходит от Байкала в горы. До станции Лена - 343 километра.

И снова вокзал - паровоз на постаменте и комплекс зданий Восточно-Сибирской железной дороги.

Памятник ленинградцам - строителям Северобайкальска.

Расписание пассажирских поездов на запад и на восток:

Электровоз «Ермак» на станции Северобайкальск:

Завтра я покидаю эти места, поэтому напоследок я ещё раз прогулялся по станции, «подышал» жизнью БАМа. Пассажирский поезд Северобайкальск - Новая Чара готовится к отправлению.

Эшелон с самосвалами.

Грузы и спецтехника:

Зашёл в Северобайкальский городской музей Байкало-Амурской магистрали . Музей совсем небольшой и содержит интересные материалы, связанные со строительством знаменитой железной дороги и Северобайкальска, а также фотографии тех лет.

Наблюдая за жизнью БАМ... Пассажирский поезд идёт по БАМ с востока на запад и приближается к Северобайкальску:

Вслед за пассажирским поездом в том же направлении следует длинный грузовой состав, ведомый электровозом «Ермак»:

Пропустив два встречных поезда, из Северобайкальска на восток по БАМу отправился длиннющий гружёный эшелон - тот самый, с пожарной машиной, что я фотографировал на станции.

Завтра рано утром я покидаю эти места, в 8 утра отправляясь в дальний 12-часовой 600-километровый переход на «Комете» по маршруту Северобайкальск - Иркутск, через весь Байкал с севера на юг. Но уже собрав вечером вещи, я на ночь глядя решил ещё раз прогуляться до станции - чтобы попрощаться с БАМом, точнее не попрощаться, а сказать «До свидания», поскольку в моих энтузиастских планах давно сидит идея совершить путешествие по этой железной дороге от Тайшета до Сахалина.

Ну а БАМ живёт своей обычной жизнью - завораживающе выглядит в ночи ярко освещённая прожекторами ночная станция, таинственно звучат в ночной тишине гудки локомотивов, отдающийся многократным эхом голос диспетчера, стук колёс и лязг сцепляющихся вагонов, готовящихся к тому, чтобы отправиться в далёкое путешествие по, возможно, самой сложной и уникальной в мире железнодорожной магистрали…

Вокруг Байкала
В 2009 году мы для себя открыли новый вид путешествий - некую квинтэссенцию между оффроадом и дальними поездками. Первый опыт впечатлил, маршрут: Шория-Хакассия-Тува-Алтай.
На следующий год планку сложности подняли - поехали на плато Укок на Алтае. Было интересно, но мало…. Посему, после тщательного поиска свежих идей в ноябре я наконец нашел то, что нам нужно: объехать Байкал вокруг. Сам по себе маршрут интересный, в придачу еще и категорийный участок порядка 170 км между Умхеем и Куморой. Дорога, когда-то построенная с целью соединения БАМа и Трассиба неким «переулком», для обеспечения поставок материалов для строительства БАМа. В 70-х дорога была на скорую руку пробита, официально называлась «Таза - Новый Уоян», но в дальнейшем была заброшена. Сейчас это действующий зимник, по которому любят прокатиться с ветерком джипперы в летнее время. Итак, поехали

В составе экспедиции три авто: два Toyota Landcruiser 80 и Nissan Navara. Машины были подготовлены соответствующим образом. Единомышленников набралось 10 человек.

Старт назначен 9 июля.
Мокрым утром 9 числа начинаем движение.

Едем весело, все полны надежд и радостных предчувствий. После Красноярска разворачивается дискуссия на тему «останавливаться на ночлег или нет». И я восхищен мудростью этих туристов! Конечно, нет! (я то хотел остановиться) и мы мчим в дальше Иркутск. Вообще впечатляет федеральная трасса «М53 Байкал». Местами она похоже на заброшенную проселочную дорогу, где асфальт только в проекте на 2045 год и много ям, местами асфальт новый и просто идеальный. Проезжаем Канск, Тулун и много других жизнеутверждающих мест.

Хороший и веселый город Иркутск, жаль только навигационная система Navitel об этом не знает. Потому как 50% его рекомендаций по движению в Иркутске закончились дополнительной парой - тройкой кварталов объездов. Очень динамичный город, картографы за ним не поспевают. Наш знакомый советует ехать в сторону Листвянки, потому как там можно встать лагерем на берегу Байкала или Ангары. Однако встать там лагерем сложно, так как все застроено и заселено. Абориген, у которого мы решили спросить совета, посмотрев на наши авто сказал: «так ведь вам нужно в «Большие Коты!». Не знаю, что там за Коты такие, но поплавав несколько часов в грязи на пути туда, мы поняли, что не прошли и четверти пути. Вернулись в Листвянку и заселились в «гломур-бутик-отель «Крестовая Падь». Название конечно сомнительное, но пару дней провели весело. Нам как раз нужно было как-то дождаться нашего 10ого коллегу, который не смог поехать с нами, но решил прилететь в Улан-Удэ, причем не просто из Новосибирска, а, заметая следы, заглянуть в Москву. Итого 2 дня в Листвянке, типично туристическом месте.
12 июля двинулись далее. Доехав до берега Байкала не удержались, и омыли наши колесницы в водах великого озера, распугав местных жителей купающихся рядом.

Далее проехав стороной Улан-Удэ, переплыв на пароме Селенгу, встали около какой-то деревни. Стоянка так себе, чистой воды нет.
На следующий день встаем на реке Кика (на поиски стоянки ушла добрая половина дня). Прекрасное место, рыбалка, отдых. А на утро уже и прилетел наш товарищ. Мы готовы рвать дальше.
15 июля. Тепло, солнечно, все прекрасно!!! Двигаемся на север. По плану должны заночевать на берегу Баргузина, чтобы утром штурмовать самую серьезную преграду и выйти на зимник. Немного переоценили скорость движения. Как итог остановились просто на берегу Байкала. Песок, лес, море туристов и море озера. Прекрасно отдохнули. Немного заскрипело заднее колесо на одном из TLC80. Колесо снято, подшипник проинспектирован, вердикт «песок попал» всех успокоил.



16 июля. Пришлось ставить будильник, дабы поднять всех в 6 утра. Команда искренне благодарна за своевременный подъем. Правда, кажется, зреет заговор! Похоже, все недовольны тем, что я поднял их в 6, а не в 5. Едем недолго. Видимо в подшипнике вчера был таки не песок. Вид дымящегося колеса красноречиво давал понять, что дело дрянь. Разобрали, и точно - дрянь. Ступичный подшипник разбит, все раскрошено и срезана одна из задних полуосей. Быстрый ремонт в полевых условиях невозможен. На улице +35. Возвращаемся на стоянку, к вечеру притаскиваем поврежденного Голиафа. Мозговой штурм на тему «что же делать дальше?».

Пока стояли, встретили Ниссан Террано, едущий с той стороны Байкала. Как джиппер джипперу хозяин обещает помочь, говоря, что есть как раз целиком мост и завтра утром сюда едет его товарищ, так что все будет отлично! Новых запчастей в округе больше нет. Ждем. Поздно вечером созваниваемся и тут выясняется, что мост от Ниссан Террано, а никак не от 80го. Тут и начинается пляска фортуны, которая нам то показывает ягодицы, то поворачивается лицом. После часа переговоров через знакомых находим механика в Улан-Удэ, который говорит, что мост есть там и утром пораньше можно его забрать.
Сказано - сделано, в 6 утра мчим в Улан-Удэ. Весь день +35 - +37, мы ждем, ждем и ждем, когда мост снимут. Это будет «вот - вот, сейчас - сейчас». Параллельно устраняем мелкие проблемы в Наваре (меняем крестовину переднего кардана). В итоге в 6 вечера мы в частном секторе наблюдаем за разбором битой 80ки. После снятия моста понимаем, что мост разбит и ничего мы не можем с него снять. В таком нерадостном состоянии едем обратно. Попутно обрастаем виртуальными знакомствами, джипперами из клуба Nomados. Алексей, надо сказать, нам ОЧЕНЬ сильно помог. Но позже. На утро следующего дня Алексей сообщает, что такой мост есть в где-то в районе Нижнеангарска и нужно срочно деньги, и только налом. В обед опять мчим в Улан-Удэ (250 км в одну сторону). Груз приходит в 1-30 ночи. Встречаем Алексея в составе команды НТВшников, снимающих эпическую картину «Таинственная Россия». Веселое общение в китайском ресторане. В 1-30 на автовокзале приходит чудо техники, то, что нас должно спасти. Но погружая его в авто я понимаю, что чего то не хватает…. Открываю интернет, ищу схему и понимаю, мост без барабанов. Забыли положить. Мелочь вроде, но без них ничего не выйдет, на старом мосте дисковые тормоза, барабаны нужны. Барабаны приезжают к вечеру следующего дня. Дело сделано, мчим обратно (кстати, катаясь в Улан-Удэ, я наездил 1000 км.). Вот он, решающий момент, у нас есть целый мост. Осталось проверить передаточные числа…. Ну и, конечно, они не совпадают. Это означает, что можно ехать только на заднем приводе. Владелец Голиафа предлагает ехать домой, так как с задним приводом он не готов ехать вперед.
19 июля. Ставим новый мост, расчленяем старый. Вечером все готово. Убеждаем нашего товарища, что надо ехать вперед.

Он, конечно, в сомнениях, но великий и могучий русский язык с вставками из прекрасной нецензурной лексики делает свое дело. «Да и х… с ним» - машет рукой хозяин чудо-автомобиля, и «цыгане шумною толпою по Бессарабии бредут».
20 июля. Кто раньше встал, тот красивее всех оделся. С утра дождь, но настроение распрекрасное. Перемахиваем на пароме Баргузин в Усть-Баргузине.

Любопытные жители расспрашивают, куда же мы собрались. Заслышав «110 зимник» начинаются апокалитические рассуждения изобилующие фразами «неее…вы там не пройдете», «вода большая Баргузин не перейти». Заслышав, что одна из машин на заднем приводе вообще обреченно машут руками «…тогда точно не пройдете». В итоге я начинаю говорить, мы просто новосибирские туристы и едем в Умхей на базу отдыхать. А машины то не наши, так просто взяли прокатиться.
Дорога иногда даже бывает асфальтированная. Подарок небес, практически. Проезжаем веселящие слух села типа «Курумкан», к вечеру приближаемся к поселку, радующему нас особенно - Алла. Все же глупая женщина Алла, которая не поехала с нами, так бы ей понравился поселок имени себя. Заливаем полные баки, плюс еще 100 литров запасного вкусного, пахучего дизеля. Принимаем волевое решение заехать и переночевать на базе около Аллы. База прекрасна, слов нет: панцирные кровати, отсутствие света, но место красивое с источниками, бурно источающими сероводород. Часть народа там плещется, кому то немного потом от этого плохеет.
21 июля. В путь. На развилке Улюнхан - Умхей встречаем микроавтобус Iveco с латышскими туристами.

Любители экстрима из солнечной Прибалтики повеселились качественно. На этом микроавтобусе и на УАЗике (!!!) из Латвии и прямо сюда. Кстати проект этот тут: baikals.lv. Бурно обсуждаем то, как они прошли зимник, и ненароком спрашиваем, а где же, мммм, 50% группы?! То есть тот самый УАЗик. Выясняется, что жертва российского автопрома сломалась ни где-то, а почти посреди зимника. Поэтому несколько человек шли пешком 70 км за помощью. Обычное дело, я так каждое утро на работу хожу…. В итоге они где-то дальше Улюнхана нашли Урал, который за небольшие деньги (25000 руб.) согласился транспортировать жертву из зимника в Большой мир. Больше всего нам понравился ответ на вопрос «а как там с медведями? Видели?». Ребята вполне хорошо говорят по-русски, но, естественно, с приличным акцентом. Единственная девушка в команде ответила: «медведей не видели, только следы и ГОВНО». Причем последнее слово прозвучало очень четко и без акцента. Видимо, действительно Его видели. Команда нам сообщила, что Срамную речку они шли несколько дней и проложили там дорогу, так что нам будет легко. Далее последовал ритуальный обмен майками и рукопожатиями. Замечательные ребята. Мы им пожелали хорошего пути и двинули дальше.
И вот, наконец, мы уперлись в Баргузин. Сразу просмотрели заранее приготовленное видео от Dialboss http://youtu.be/SmHUXCktVJ0 . Вода была немного повыше. Отправив отряд нерп (двое специально-обученных наших товарищей) на разведку дна поняли, что дело дрянь и штурм в лоб с учетом одной заднеприводной машины не получится.

Доехали до базы в Умхее. Администратор позвонил в заповедник, из разговора мы поняли, что сейчас «даже 66й Газ боится ехать, ищите Урал».
Стало немного грустновато, потому как дождь не предвещал ничего хорошего. Справедливо рассудив, что утром принять решение будет проще, разбили лагерь на берегу. Раз уж был небольшой запас времени, исследовали варианты брода. Пригодились знания из прошлогоднего штурма реки Джазатор - не в лоб, а по отмелям. Вечером опустился густой туман и дождь перестал.
Утром 22ого жизнь наладилась!!! Появилось солнце, вода упала на 10см. Все, пора…. На удивление быстро и слаженно начали форсировать реку. Итак, первая 80ка уже на том берегу. К ее хвосту привязан фал, нужно страховать заднеприводную 80ку. Все хорошо, но почему то команда «отпустите фал» была истолкована неверно и фал…обрезан. 10 мин высокопарных разговоров по рации из разряда «ты что не видишь что твоему товарищу за шиворот капает расплавленное олово????». В общем, мелкое недопонимание, которое прибавило 1,5 часа к общему времени штурма. Пытались перекинуть тонкую веревку, не получилось. В итоге кинули спиннинг, к леске привязали тонкую веревку, а потом через нее натянули фал. Заднеприводная 80ка (далее «Волга») пошла. На моменте поворота фал ослаб, немного притормозила первая тянущая 80ка. Вода стала подбираться к окнам Волги. Но все хорошо, еще минута и две машины на территории заповедника. Навара прошла с блеском и без видимых усилий, только отвалилась старая жестяная защита, и немного помялось крыло…. И вот мы на территории Джергинского заповедника.

Нас подробно инструктируют о том, что можно обсуждать с медведями («о политике ни-ни!!»), как не надо их кормить, как просить уйти и, главное, тушить костры. Замечательный солнечный день! Мчим легко, дорога просто шоссе. На пути встречаются полуразрушенные мосты, линзы (большие глубокие лужи).



Периодически поддергиваем Волгу, хотя, надо признать
идет она на заднем приводе отменно.
Встречаем Урал, везущий на себе продукт российского автопрома с латышами внутри. Они похоже такие уставшие, что даже выйти не могут.

Желаем им хорошего пути и движемся дальше.
Через пару часов на первой 80ке обнаруживается течь декстрона. Печалька - печалька. Доливаем и едем дальше. Уже в сумерках подъезжаем ко второму броду через Баргузин. Опять дождь. Встаем лагерем и отдыхаем.
23 июля. Рекорд по забатониванию и позднему вставанию. Народ с горем пополам встает только к часу дня. Декстроновая течь более-менее починена.

Выдвигаемся только в 6 вечера (кто жизнь познал, тот не спешит). Через три часа «Волга» на одном из участков встает, ужасно вывернув колеса. Рулевая тяга изогнута в дугу. Ливень усиливается. Разбиваем лагерь, снимаем тягу. Настроение хозяина «Волги» упадническое. Предлагает недорого купить его 80ку (Волгу) прямо здесь и сейчас, а отдыхать с сегодняшнего дня он будет никак не менее, чем в Турции all inclusive. «И вообще какой п…с нас сюда завел?» - висит в воздухе риторический вопрос. Приходится честно признаться, что этот негодяй - я. Приближается нечто большое, урчащее. Урал с туристами из Томска, едут сплавятся на Баргузин (хмм, странно, а чем их Обь не устроила?). Водитель с горящими глазами завороженно рассказывает, как только что они гнали медведя километров пять. «Он и на задние лапы вставал, и рычал. Но все время бежал впереди машины» - радостно сообщают они. Оптимистично, в общем-то.
В ночи мимо лагеря, ужасно грохоча, проходят еще два Урала. Похоже, мы на автобане. Как выяснилось позже, это какие-то «нефритодобытчики». Народ, напуганный рассказами про медведей, уходит спать либо в машину, либо, обвешавшись оружием, в палатку. Я, по непонятной для себя причине, ложусь спать под тентом. Один. Ооох и тревожен сон…. На каждый шорох просыпаюсь с мыслью «превед медвед?». Но нет, все спокойно.
24 июля. Все же и правда, утро вечера мудренее. Пока хозяин «Волги» поясняет, что надо ехать назад (тяга же поломалась, а значит, назад ехать легче! Логично), двое наших товарищей с использованием найденных тут же железных труб, болгарки и такой то матери чудно чинят тягу. В итоге - вуяля! Можно ехать дальше.



Небольшая психологическая обработка сомневающихся, и мы едем дальше.
И тут дорога начала сильно портиться. Первой встретила нас река Намама. Езда по огромным камням. Прижим на реке Светлой залит водой и частично размыт. Приходится очень аккуратно проходить. К концу дня голова идет кругом от езды по дороге, которой нет. Перед глазами руки товарища штурмана, который снаружи дирижирует мною при прохождении камней. И вот уже сумерки. Вместо дороги впереди провал, она оказывается поперек размытой. Объезжаем по мхам. Лебедимся. Все, сил более нет. Встаем лагерем прямо на дороге.
25 июля. Сложности, наконец-то, достигли апогея.


Начинаем движение по Срамной. Хорошо все-таки, что перед нами латыши вымостили дорогу. Для снятия машин с камней используем лебедки, hijackи.

Кстати лом так и не достали.8 км растянулись на часы. И вот, после прохождения камней, вдруг дорога становится обычной. Закрадываются первые подозрения, что зимник пройден. Мы останавливаемся, и я робко говорю: «ребята, похоже, все…». Настоящее счастье случается с командой! Справились, победили! Вроде алкоголя больше нет, и ничего не предвещает вакханалии, но тут появляется фляжка со спиртом…. В общем, бурное веселье, танцы на крышах и песни.

Залетаем в Кумору, скупаем полмагазина. Ну очень весело, мы прошли таки маршрут! Заезжаем непонятно зачем в Новый Уоян. Возвращаемся и ставим палатки на берегу озера. Особо активные решаются на 2х часовый заплыв в очень теплой воде в темноте. Дичайшая радость царит в лагере! Один из наших товарищей сообщает, что «Штрилицу сообщили что у него родился сын. Скупая слеза бежит по его лицу, ведь уже 9 лет он не был дома». По такому случаю один из экипажей со счастливым отцом за рулем стартует в 5 утра домой. Оставшаяся команда, выспавшись и неторопливо собрав лагерь, выдвигается только в 2 часа дня. 2650 км покрываем за 44 часа. Дорога не очень простая, но уж очень давно мы не были дома!
Итог 20 дней, более 7000 км. пробега и море впечатлений! А теперь пора погенерировать свежие идеи;-)

Можно бесконечно долго рассуждать как красив Байкал, как сложно строить было БАМ, какова природа и жители в тех краях. Все же лучше один раз увидеть, почувствовать, искупаться в бесконечных горных реках, насладиться холодным дуновением озера, пересечь сам БАМ добрый десяток раз, прожить хоть какую то часть свой жизни там и слиться единое целое с окружающим тебя миром …почувствовать себя органичным элементом того, что вокруг и понять как бескрайне прекрасна наша планета и сколько еще новых неизведанных ощущений ждут тебя в будущем.