Олхинские скальники. Скальник Витязь: выходные на Олхинском плато! Наиболее крупные реки района

Олхинское плато – южная окраина Среднесибирского плоскогорья. Участок Южного Прибайкалья, расположенный между Восточными Саянами, Приморским хребтом и озером Байкал.

География

Представляет собой равносторонний треугольник, ограниченный с юга озером Байкал, с востока – Иркутским водохранилищем, с запада – рекой Иркут . Пользуется большой популярностью у туристов.

Климат

Климат резко континентальный, средняя температура января -22 градуса по Цельсию, на побережье Байкала -18 градусов (с абсолютным минимумов -45), средняя температура июля +18, на побережье Байкала + 15 (с абсолютным максимумом + 35). Снежный покров ложится в конце октября, его толщина в среднем 1 метр, лавинная опасность отсутствует.

Флора и фауна

Преобладающие породы леса – сосна, береза, ель, лиственница, пихта, осина, кедр, багульник болотный, даурский рододендрон и т.п. Животный мир типичен для Сибири и насчитывает более 100 видов млекопитающих. На части территории Олхинского плато расположен Прибайкальский национальный парк. Изобилует ягодными и грибными местами.

Наиболее крупные реки района

  1. Большая Олха
  2. Большая Половинная

Основные населённые пункты

  1. Култук
  2. Большой Луг
  3. Подкаменная.

Название

Свое название Олхинское плато получило по названию реки Большая Олха , протекающей почти по всей длине плато с севера на юг.

Всего в 80 – 150 км от Иркутска находится Олхинское плато. Оно знаменито своей красивой природой, густыми лесами и, конечно же, скальниками. Самый известный из них – Витязь. Еще в советское время его облюбовали начинающие альпинисты, и по сей день велик шанс встретить ребят в снаряжении, упорно карабкающихся на 40-метровую высоту Витязя.

Помимо альпинистов сюда часто приезжают туристы на 1-2 дня. Особенно людно около скальника в какой-нибудь солнечный сентябрьский выходной. Поэтому, если вы хотите побыть наедине с природой, постарайтесь приехать к Витязю в будний день.

Со скальника открывается очень красивый виду на реку Олху. И хоть многие считают этот вид – главным вознаграждением похода, мне больше нравится сам путь по тропам среди красивого леса.

Для похода нужно немного: удобная обувь, одежда по погоде. Если поедете, когда будет тепло, надевайте футболку и тоненькую курточку/толстовку, чтобы ее можно было снять и остаться в футболке. Подниматься на гору очень жарко. Плюс вода и еда.

Как добраться до скальника Витязь?

Добраться до Витяза можно двумя способами: на машине или на электричке до станции Орленок. Точное (маршрут: Иркутск пасс. – Орлёнок), там же будет указана цена, обычно 60 -70 руб. Не пишу расписание и цену здесь, потому что они время от времени изменяются. Лучше уж смотрите точную информацию из первых рук.

Скальник Витязь, Иркутск: как добраться на машине

Если вы, как и я, топографический кретин и для вас описаний маршрута в духе «идите по меткам» недостаточно - это не страшно. Каждый год на Олхинском плато кто-то умудряется заблудится. Благо у нас век высоких технологий, просто скачайте на свой телефон офлайн карту Maps.Me . Она есть как для айфонов, так и для телефонов на андроиде, автоматически прокладывает нужный маршрут, поддерживает GPS и вообще бесконечно полезое приложение для любого путешественника. Карты, которым нужен интернет, не подойдут. Через 10 – 15 минут пути у вас обрубится вся связь и надеяться придется только на метки.

Сам маршрут до Витязя несложен. Но если вы городской житель, и у вас мало опыта походов в лесу, стоит всего лишь перепутать поворот, чтобы заблудиться. Можно, конечно, присоединиться к группе других туристов, но обычно ни они, ни вы такому соседству рады не будете. По пути до Витязя все стараются максимально рассредоточиться по дороге, чтобы наслаждаться природой, толп людей в городе хватает.

Именно поэтому я решила, как можно подробнее описать маршрут и снабдить вас удобной картой с поддержкой GPS. На любом современном смартфоне даже без интернета вы увидите свое положение относительно маршрута.

Итак, поехали.

Олхинское плато: маршруты пешком

Поездка до станции Орленок занимает 80 минут. Выходите на станции, ждите, когда уедет электричка и переходите на другую сторону железнодорожных путей. Там спуститесь по лестнице с небольшой горки и поворачивайте направо. А дальше по прямой, никуда не сворачивая до небольшого моста через Малую Олху.

Путь до моста на Малой Олхе

После моста еще пара минут пути прямо, и вы дойдете до первой развилки. Где бы вы не свернули, вы не ошибетесь, это два маршрута до Витязя.

Если пойдете направо, то выберите короткий маршрут (5,2 км), где нужно подниматься в гору. Именно на этом маршруте можно свернуть не туда, но зато с него открываются очень красивые виды.

Если свернете налево, то пойдете более длинным путем (около 8 км), зато по прямой дороге без шансов заблудиться, главное, идите вдоль реки.

Многие идут до Витязя короткой дорогой, а возвращаются в обход.

Длинная дорога проста – долго идите вдоль реки, затем сверните направо к мосту. После моста – налево (на желтый маршрут, см. карту ниже) и снова по тропинке вдоль Олхи. Река – ваш главный ориентир, идите вдоль нее и не заблудитесь.

Фиолетовая линия – это велосипедный маршрут, чтобы на него попасть, сверните после моста направо.

А я подробнее расскажу о коротком маршруте

Главное правило здесь – придерживаться самой протоптанной тропы и во время развилок смотреть на метки на деревьях . Это может быть красная полоса на дереве или красная ленточка, указывающая нужный поворот (а может другого цвета, в 2017 году были красные).

Сначала минут 20-30 вы будете подниматься в гору через лес. Ближе к концу подъема увидите большие красивые камни, будто из фильма «Аватар». После камней вы доберетесь до ЛЭП (линия электропередач). Не заметить ее невозможно, это широкая просека в лесу.

Ура, вы дошли до ЛЭП

Просто идите прямо, здесь никаких развилок нет. Впереди вас ждет живописная осиновая аллея. После аллеи вы окажитесь на развилке. На карте она не указана, но по факту есть. Вам нужно выбрать более протоптанную левую дорожку. В 2017 году соседнюю правую тропу перекрыли толстыми ветками, к тому же она более заросшая.

Выбрав нужную тропу, снова идите прямо. На карте видно, что вскоре вы выйдете еще к одной развилке. Левая тропа полузаросшая, просто проходите мимо, а справа лесная дорога, она тоже может завести вас не туда. Выбирайте тропу посередине (синего цвета).

На подходе к Витязю справа будет крутой спуск вниз. По нему удобнее спуститься, чтобы добраться до одноименной турбазы.

Если пойдете прямо, то выйдете на верхушку скальника Витязь, откуда открывается тот самый вид на Олху.

На этом все. Я желаю вам легкой дороги и только приятных приключений!

Скальники Олхинского плато очень сильно знамениты в Иркутске и за его пределами. В любое время года возле них всегда есть посетители и взрослые и дети. Их можно и пешком обойти, и на велосипеде посетить, вот только во втором случае можно увидеть больше скальников за короткое время. Мы в этот раз посетили скальники пешком - не все из нашей группы имеют навыки езды зимой на двухколесном.
Как добраться? Конечно, на электропоезде. Один из вариантов - 9 час. 39 мин. со станции Академическая. Билеты брать до станции Орленок. Обратно электропоезд отходит в 15 час. 58 мин. Расписание смотри на сайте БППК.ру.
По прибытию переходишь через жд пути и спускаешься по крутой лестнице вниз

Поворачиваешь от лестницы направо, тут же налево, видишь тропу и идешь по ней до реки, далее через мостик, зимой по льду. Чуть позже тропа трансформируется в дорогу, по которой могут двигаться автомобили (скоро мост обрушится и уже не смогут;)). По этой дороге надо идти до развилки, на которой увидишь указатель "Витязь". Мы до нее прошли 5,2 км за 1 час 08 мин. Развилка большая, широкая, не перепутаешь.


Сворачиваешь от указателя в ту сторону, в которую он показывает (направо). От указателя почти сразу будет срезка автодороги через болото, действующей только зимой.


Срезка приводит снова на дорогу, с которой вскоре сворачиваешь на другую срезку, теперь налево в сосново-березовый лес. Лес переходит в болото, потом снова в лес, только лес красивый, еловый. Летом мы по болотистому участку проезжали на велосипеде, было немного грязно, но в целом не критично. Зимой болото определяется только желтыми пятнами снега и запахом.
По этой срезке идешь до большущего камня, на фото:


Как дойдешь до него, голову поднимаешь, оп-па, а вот он скальник Витязь - голова и плечи воина в доспехах огромного размера. Кликабельно.


Осматриваешься - видишь рынду вверху, на скальнике? А скалолазов? Могу ошибаться в классификации этих товарищей, висящих гроздьями на скале - поправьте в комментариях.
До Витязя от электрички расстояние - 6,8 км.
От скальника смотрим налево - там домики есть, футбольная площадка, юрты - все для отдыха. Говорят, там платно можно погреться, чай попить.


Возле домиков расположен стенд с картой скальников, на которой понятно где какие есть. Кликабельно.


Следующий интересный скальник - Идол. За стендом тропа на него и начинается. Мимо скальников Политехнический и Ангарский идет узкая красивая живописная тропка.


Если ты встретишь на своем пути указатель ББТ - Большая Байкальская Тропа и новый мост, значит ты на верном пути)




За мостом тропа раздваивается - прямо - на Идол, налево - на скальники с качелями. Идем как по моему GPS-треку - к Идолу.
Идол впечатляет, правда? Оцени размеры - по стоящему рядом человеку.

А если обойти его, то с другой стороны он выглядит обычно!


Тоже фото кликабельно. Обращаю внимание на надпись Biotex.
В этом походе выходного дня потестировала термобелье Biotex Women"s Bioflex Warm Long Sleeve Base Layer

Что я отметила из положительных сторон в первую очередь:
- шелковистость ткани, очень приятной на ощупь и на теле;
- бесшовность - при занятих активными видами спорта это актуально, например, под рюкзаком отсутствие швов является приятным моментом;
- анатомический крой, который позволяет не чувствовать термобелье на теле - нигде не тянет, не давит и не жмет;
- при холодном ветре (температура была в этот день +2,8о и ветер с порывами) из-за плотного прилегания термобелья к телу мне не было зябко.
- поначалу высокий воротник стойкой, как мне казалось, "душил" меня, но, наверно, это сугубо мое ощущение, которое постепенно прошло, и потом я поняла, что он закрывает шею, и ветер ее не холодит;
- и самое главное, для чего мы надеваем на себя термобелье - пот впитывался и отводился равномерно, я не чувствовала на себе ни сырую одежду, ни пот на теле.
Парни,обращаю ваше внимание на такой момент как на упаковку - вам не стыдно в ней будет вручить этот подарок своей даме! Присылают товар в очень солидной коробке, не в пакетике!!!
Кстати, на следующий день, открывая шоссейный сезон, и, накатав 50 километров, я еще потестила термобелье Biotex, выдавшее и при более интенсивной нагрузке такие же замечательные характеристики, как и при пешей нагрузке.


Возвращаюсь к нашему путешествию. На тропе к скальнику Идол увидела телефон МЧС - пиши себе на всякий случай. Случаи бывают разные - элементарно можно ногу подвернуть. Связь там есть.


Осмотрев скальник Идол, возвращаешься назад до небольшой развилки перед мостом и надписью ББТ и уходишь по ней. Тропа будет постепенно идти вверх до зимовий, возле которых есть качели. От той высоты, на которую они тебя поднимут, захватывает дух, а ощущение полета и парение тела на высоте нескольких метров над землей вызывает сказочное, волшебное чувство)


Настало время возвращаться на электричку. Обратно мы уже периодически бежали, да и на качелях не покачались толком, о чем искренне пожалели, поэтому рекомендую возвращаться со станции Орленок на более поздней электричке, чем 15.58.
Общее расстояние по этому маршруту составило 20,26 км, общее время - от электрички до электрички - 4 час 58 мин., время в движении - 4 час. 11 мин.

На территории Прибайкалья есть уникальные памятники природы - скальные останцы, образовавшиеся в результате выветривания горных пород за сотни тысяч лет. Эти каменные изваяния, не уступающие по своей исторической и культурной ценности знаменитым красноярским столбам, скрыты от любопытных глаз, хотя и находятся на расстоянии всего в 60 км от столицы Восточной Сибири - города Иркутска.

Маршрут к скалам Олхинского плато можно спланировать на один выходной день, а можно и с ночевкой. Само плато - плоскогорье между долинами Ангары и Иркута с многочисленными скалами-останцами.


Каменные россыпи и одинокие скалы на плоских вершинах гор - обычный пейзаж этих мест. Многие оригинальных форм скальники имеют красивые названия - Старая крепость, Старуха Изергиль, Ворона, Фараон, Клеопатра.

ОСОБЕННОСТИ МАРШРУТА

Благодаря своей доступности, этот маршрут можно порекомендовать в качестве отличного активного отдыха на выходной день в любой сезон, но особенно яркие краски в осенний период. Более половины пути маршрут проходит вдоль русла живописной реки Олха.

В советский период наиболее известный из всей группы скальных останцев - скальник Витязь пользовался огромной популярностью у студентов и начинающих альпинистов. Каждое воскресенье переполненная электричка доставляла на станцию Орленок несколько сот туристов которые пешком преодолевали расстояние в 8 км до этого скальника.

Здесь регулярно проводились соревнования по скалолазанию. На Витязе забитыми крючьями обозначены 19 именных маршрутов длиной 25-35 метров самых сложных V-VI категорий. Скала - идеальный скалодром с полками, отвесами и монолитными участками. Сейчас туристов значительно меньше, хотя к Витязю ведет автомобильная дорога, а рядом на берегу Олхи рядом со скальником расположена турбаза с войлочными монгольскими юртами.
Ежегодно в середине сентября на поляне возле скальника Витязь проходит ставший уже традиционным фестиваль бардовской песни, куда съезжаются исполнители со всех уголков Сибири.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Добраться до каменных стражей Олхинского плато можно на машине прямо до подножия скальников, но гораздо интереснее часть маршрута от станции Орленок до скальника Витязь (8 км) преодолеть пешком или на велосипеде. В зимнее время маршрут легко преодолевается за 30-40 минут на беговых лыжах.

На автомобиле: из Иркутска на выезд по Култукскому тракту и далее в Шелехове сразу после заправки АЗС Роснефть (с правой стороны) поворот налево в населенные пункты Олха и Большой Луг. Асфальтовое шоссе идет вдоль железнодорожного полотна через населенные пункты Олха и Большой Луг. На станции Орленок можно поставить автомобиль на стоянку и далее через деревянную кладку через речку Олху совершить велосипедную или пешую прогулку протяженностью не боолее 7-8 км по живописной грунтовой дороге вдоль русла реки Олха.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Самый известный и доступный для посещения скальник - Витязь.

Вид, который открывается с этого скальника, позволяет охватить взором все плато и увидеть окружающие достопримечательности и соседние скальники с высоты птичьего полета.

По соседству популярные среди альпинистов скалы Идол,Черепаха, Старуха, Крепость. Свои названия они получили из-за характерных контуров. 30-метровый Идол напоминает знаменитых каменных истуканов острова Пасхи - такой же столбовидный каменный монолит с плитой и похожим на головной убор камнем наверху.

До спрятавшейся в лесу скалы Идол от Витязя идти по тропе около 30 минут (2,5 км). Места здесь напоминают знаменитые Красноярские столбы, однако скалы Олхинского плато менее известны, и популярны лишь среди местных спортсменов-скалолазов.

Если с долины Большой Олхи проехать по старым дорогам вверх по ручью Зырянский 2-й до вершины (923,7 метра), то можно пешком (200 м) попасть к скалам Старуха и Крепость. Первая названа так за свой массивный выпирающий «нос», сердитые «глаза» и морщинистое «лицо»,

а вторая - за сходство со средневековым замком.

Маршруты скалолазов здесь пробиты шлямбурными крючьями. Красивые скалы, к которым можно практически вплотную подъехать на автомобиле, есть также в районе ст. Андрияновская и в верховьях реки Зазара. Сами скалы хорошо видны с Култукского тракта, а с вершин некоторых скал видна даже синяя гладь озера.

Чтобы иметь полное представление о расположении скальных останцев и каменных достопримечательностей на территории Олхинского плато, рекомендую посмотреть данную карту.

Чтобы иметь полное представление о красоте и уникальности этих мест, предлагаю посмотреть

Этот материал задуман как Путеводитель в помощь прежде всего начинающим осваивать Олхинское плато.

Для удобства использования в тексте ключевые точки-развилки указаны с их порядковыми номерами (синим цветом ). Эти номера вместе с точками указаны на картах, с нанесёнными на них треками. Кроме того, все ключевые точки приведены списком в заключительном разделе — Приложении, и также с выделенными синим порядковыми номерами.

Количество туристов, пользующихся GPS-навигацией в том или ином виде, всё растёт, надеюсь, им будет особенно полезен данный материал, а других подтолкнёт к использованию уже очень широко распространённых программ для навигации и тренировок.

Речь пойдёт прежде всего о беголыжных маршрутах. Конечно, в тайге порой количество снега такое, что могут понадобиться лыжи пошире, чем беговые... Тем не менее, после того как кто-то пройдёт и протопчет лыжню, следом за этим "героем" потянутся участники на обычных беговухах.

Если нанести на карту большинство известных лыжных маршрутов, то получится весьма запутанный клубок, распутать который под силу только опытному туристу. Наша цель — помочь освоить все интересные пути-дорожки каждому жаждущему дикой тихой тайги и мягкой, иногда своей собственной, лыжни.

Для полноты картины рассмотрим все популярные стартовые и финишные отправные пункты, известные лесные дороги и зимники, а также основные узловые точки — пересечения и развилки, какие-то особо интересные места — скальники, перевалы, турбазы и т. п.

Ежели к описанию подходить формально, стартом лыжного маршрута через Олхинское плато может быть и г. Иркутск, а финишем — г. Слюдянка . По крайней мере, один пример такого героического однодневного перехода мне известен. Однако это уж совсем экзотика, и по сути — уже супермарафон с элементами выживания. Ограничимся однодневными переходами максимум в 70-80 км, не более.

Из Иркутска на Олхинское плато можно попасть на лыжах по известному маршруту Академ-Большой Луг. Когда-то он был очень популярен, проводились соревнования, и даже ночные. Однако из-за интенсивной коттеджной застройки и развития сети дорог маршрут потерял свою привлекательность, хотя и поддерживается энтузиастами до сих пор.

Наиболее удобный способ попасть зимой на Олхинское плато — электричка.

Самые популярные остановки: Рассоха , Орлёнок , Огоньки , Трудный , Подкаменная , Санаторный , Глубокая , Переезд . Это и стартовые и финишные пункты. В Рассоху, Орлёнок, Огоньки можно попасть и на автотранспорте. Однако условия на дороге могут быть весьма разными. Особенно это относится к Огонькам, куда не стоит ехать на авто без полного привода. Также могут быть проблемы с разъездом при наличии встречного транспорта. В Подкаменную, Глубокую и Переезд — без проблем на авто, но что вы будете делать потом? Маршруты из этих пунктов некольцевые.

Итак, начнём распутывать клубок со станции Глубокая. Переезд не рассматриваем, так как это прежде всего маршруты на Байкал и в Слюдянку, либо в сторону Иркута и, например, в Шаманку. Также есть маршруты в сторону Иркута со станций Глубокая и Подкаменная, они здесь не рассматриваются. Соответствующие темы можно найти на Angara.Net.