Морской путь в индию. Первый русский путешественник: почему от многих бед он пошел в Индию Год открытия морского пути в индию

Сказочные богатства Востока издавна манили европейцев. Торговля восточными, в частности индийскими, товарами приносила громадные прибыли, хотя в дальнем пути купцов ожидали величайшие трудности и опасности.

Причины поиска морского пути в Индию

В середине ХІІІ века все стало меняться. Сначала монголы завоевали Багдад, богатейший город, бывший крупным перевалочным пунктом на Великом Шелковом пути. Для них торговля не была приоритетом, поэтому путь товаров из Китая и Индии в Европу усложнился . Вслед за Багдадом пал и арабский халифат, а ведь через его территорию в Месопотамии шли главные поставки восточных товаров на запад. И наконец в 1291 году европейцы потеряли город Сен-Жан д’Акр - последний свой бастион на Востоке, который как-то поддерживал угасающую торговлю. С этого момента торговля Европы с Индией и Китаем почти полностью прекратилась. Теперь ею полностью заведовали арабские торговцы, получавшие от этого баснословные дивиденды.

Первая попытка

Требовалось искать другой путь по морю. Однако его европейцы не знали. Тем не менее сразу же после потери Сен-Жан д’Акра из Генуи снаряжается экспедиция в Индию. В источниках того времени сообщается о братьях Вивальди , которые вышли в море на двух галерах, снаряженных съестными припасами, водой и остальными необходимыми вещами. Свои корабли они направили в марокканскую Сеуту, чтобы дальше поплыть в океан, найти индийские страны и купить там прибыльные товары. Достигли ли они Индии - об этом достоверных сведений нет. Известно только, что после 1300 года появились морские карты, на которых довольно-таки точно были показаны очертания африканского материка. Это позволяет предположить, что братьям Вивальди, как минимум, удалось обойти Африку с юга.

Португальская эстафета

Следующая попытка была сделана спустя 150 лет благодаря появлению новых морских технологий и кораблей. В этот раз уже венецианец Альвизе Кадамосто в 1455 году добрался и смог исследовать устье реки Гамбии. После него инициатива перешла к португальцам, которые очень активно стали продвигаться на юг вдоль африканского побережья. Спустя 30 лет после Кадамосто Диогу Канн смог пройти дальше него. В 1484-1485 годах он вышел к берегам Юго-Западной Африки. Буквально в спину ему двинулся Бартоломео Диаш , достигший в 1488 году крайней южной точки африканского континента, названной им мыс Бурь. Правда, король Генрих Мореплаватель не согласился с ним и переименовал его в мыс Доброй Надежды. Диаш обогнул мыс и доказал, что дорога в Индийский океан из Атлантического есть. Однако сильнейший шторм и последовавший за этим бунт команды заставили его повернуть назад.

Но опыт, полученный Бартоломео Диашем, не пропал. Его использовали при постройке кораблей для следующей экспедиции и прокладке маршрута. Суда сооружали особой конструкции, так как Диаш посчитал традиционные каравеллы неподходящими для столь серьезного плавания.

В помощь будущим мореплавателям в Индию по суше послали Педро да Ковилху , хорошо владеющего арабскими языками, с задачей сбора максимально большего количества информации о морских портах Восточной Африки и Индии. Со своей задачей путешественник справился блестяще. Не следует забывать, что в великой географической гонке извечный соперник Португалии - Испания устами Христофора Колумба заявила об открытии западного пути в Индию. Но кто же на самом деле открыл морской путь в Индию?

Экспедиция Васко да Гама

К лету 1497 года флотилия кораблей из 4 судов была полностью готова для дальней экспедиции в Индию. Король Мануэль I, взошедший на португальский трон, лично назначил командовать этой флотилией командора Васко да Гама . Этот искушенный в дворцовых интригах умный и грамотный человек как нельзя более удачно подходил на роль исследователя-мореплавателя. Бартоломео Диаш, с самого начала курировавший подготовку новой экспедиции, вплоть до отплытия руководил подготовкой к плаванию Васко да Гама.

Наконец 8 июля 1497 года последние подготовительные мероприятия закончились, и все четыре корабля Васко да Гамы отправились в плавание . На их борту были 170 лучших португальских моряков, часть из которых ходила в плавание еще с Диашем. На морских судах установили самые современные навигационные приборы и взяли наиболее точные карты. Сам Бартоломео Диаш сопровождал флотилию на начальном этапе.

Спустя неделю корабли достигли Канар, откуда повернули в сторону островов Зеленого мыса. Там Диаш сошел на берег, а экспедиция уже самостоятельно отправилась дальше. Для того чтобы обойти стороной полосу штилей в Гвинейском заливе, корабли повернули на запад и, сделав гигантскую петлю, вновь вернулись на свой маршрут, повернув в сторону Южной Африки.

Васко да Гама (1469-1524)

Португальский мореплаватель. В 1497-1499 гг. совершил плавание из Лиссабона в Индию, обогнув Африку, и обратно, впервые проложив морской путь из Европы в Южную Азию.

В 1524 г. был назначен вице-королем Индии. Умер в Индии во время третьего плавания. Его прах был переправлен в Португалию в 1538 г.

Вдоль африканского континента

Рождество три оставшихся корабля экспедиции (одно судно затонуло неподалеку от мыса Доброй Надежды) уже отмечали, двигаясь вдоль восточного побережья Африки на север. Плавание было сложным: мешало встречное юго-западное течение. Тем не менее, пройдя 2700 км, 2 марта корабли прибыли в Мозамбик . К сожалению, хотя португальцы и не пожалели средств на оснащение экспедиции, они просчитались в качестве своих товаров и подарков. Не лучшую роль сыграло и полное отсутствие у командора да Гама дипломатического дара. Пытаясь наладить отношения с правящим в Мозамбике султаном, своими недорогими подарками португальцы только испортили с ним отношения. Пришлось экспедиции, как говорится, при своих интересах отправляться дальше в надежде на более хороший прием.

Пройдя еще 1300 км, корабли добрались до Момбасса , но и там хорошо дела не пошли. И только в следующем порту Малинди прием оказался лучше. Тамошний правитель даже дал Васко да Гама своего лучшего навигатора Ахмеда ибн Маджида, который и довел экспедицию до места назначения.

1498 год - открытие Индии!

20 мая 1498 года корабли ошвартовались в порту Каликут . Здесь, на Малабарском побережье Индии, находился центр торговли специями. У португальцев отношения с местным принцем и мусульманскими торговцами, к сожалению, не сложились, а затем и вовсе ухудшились настолько, что корабли не смогли пристойно подготовиться к обратной дороге. После жестокого скандала, окончившегося захватом заложников с обеих сторон, экспедиция, даже не дождавшись попутного ветра, ушла из порта.

Трудная дорога домой

Дорога назад до Малинди через Аравийское море была крайне тяжелой. 3700 км корабли шли целых 3 месяца, во время которых от цинги умерло 30 человек. Спасла оставшихся моряков только доброта султана Малинди, поставившего на корабли апельсины и свежее мясо. Здесь же пришлось сжечь корабль «Сан-Рафаэль» по причине плохого состояния и отсутствия команды. Члены его экипажа были распределены по оставшимся кораблям.

Дальше дела пошли лучше, и во второй половине марта корабли экспедиции повернули на север вдоль западного побережья Африки. Но даже отсюда до родной им Португалии потребовалось плыть полгода . Только 18 сентября 1499 года, пройдя по морям 38600 км, очень потрепанные, корабли вернулись в Лиссабон. В подтверждение правильности пути королю был привезен подарок - золотой идол массой 27 килограммов, глаза которого были изумрудными, а на груди сверкал рубин размером с грецкий орех. Триумф короля Мануэля I и Васко да Гама был полным. И хотя на родину смогли вернуться менее трети моряков из экипажей кораблей, они смогли открыть для своей страны гигантские возможности, которыми она очень скоро воспользовалась.

Открытие Васко да Гама морской дороги в Индию определило дальнейший ход истории. После него началась стремительная серия событий, изменивших мир. Уже в следующем году в Индию отправилась целая эскадра из 13 судов под руководством адмирала Кабрала. Не прошло и полувека с момента похода Васко да Гама, а Португалия смогла дотянуться до Японии , основав при этом гигантскую империю. Но, хотя в дальнейшем этот морской путь стал в буквальном смысле обыденным, подвиг средневековых мореплавателей был в том, что они явились первыми.

В современном мире в честь мореплавателя Васко да Гамы названы некоторые географические объекты:

  • Самый длинный мост в Европе через реку Тежу в Лиссабоне;
  • Город в Индии в штате Гоа, примерно в 5 км от аэропорта Даболим;
  • Крупный ударный кратер на видимой стороне Луны.

Контакты между азиатскими странами и Россией имелись с давних пор. Но вот о купцах или путешественниках, достигших сказочных стран Востока, до XV века почти ничего не известно. Первым русским человеком, который не просто достиг Индии, но и описал свое пребывание в других странах (знаменитое «Хождение за три моря»), был Афанасий Никитин.

Зачем поехал

Афанасий Никитин был тверским купцом. Тверь во второй половине XV века процветала, была торговым центром: сюда стекалось множество купцов из разных стран. Эти торговцы разносили вести о невиданных и богатейших восточных странах. Решив попытать счастья, Афанасий Никитин в середине 1460-х гг. отправился в торговую экспедицию в кавказское княжество Ширван.

Какие страны посетил

В районе Астрахани русский купец и его спутники были ограблены войском хана Касима. У них не осталось никакого имущества, и каждый отправился туда, куда его «понесли очи». Сам же Никитин домой не повернул, а пошел дальше: на Кавказ (Дербент, Баку), затем он перебрался через Каспийское море и побрел в персидские страны, ну а потом отправился в Индию. Затосковав по Родине, он пустился в обратный путь. Однако до родной Твери дойти ему было не суждено. В 1475 году он умер в районе Смоленска.

Путь Афанасия Никитина в Индию и обратно

Зачем он отправился так далеко

Несмотря на то, что Никитин оставил после себя подробные заметки о своем хождении, очень многие вещи остаются неясными. Например, почему после нападения хана Касима он не захотел возвращаться домой, как некоторые другие купцы, а продолжил путь? И зачем он решил дойти до самой Индии?

Некоторые исследователи отмечают, что причина очень проста: потеряв почти все свои пожитки, Никитин испугался, что дома он бы попал в долговую яму. Да и возвращаться с пустыми руками было бы позором. Поэтому он решил идти по торговым городам дальше, занимаясь перепродажей товаров. Каждый раз решал пройти еще «немножко», попасть на другой рынок, чтобы попытать счастья там. Однако никаких торговых успехов это путешествие ему так и не принесло. Единственная его операция - продажа жеребца - и та пошла ему в убыток. Да и на протяжении всех своих заметок купец сокрушается, что мусульманские торговцы его обманули. Дело в том, что никаких особенных товаров в восточных странах не было, на его взгляд, только перец да краски. Но зато много разбойников и высокие пошлины.

Другой вопрос, почему Афанасий Никитин отправился именно этим путем, также получает вполне простой ответ. Будучи осторожным купцом, он идет только по известным ему городам Волжского торгового пути, соединявшего Россию с южными странами. А достигнув Ирана, он пошел по знаменитому тогда торговому пути в Индию.

Почему его путешествие столь необычно

Что отличало путешествия Никитина от остальных - это длительность его торгового пути. Он передвигался от одного торгового центра к другому и в результате достиг таких мест, которые до этого русскими купцами не посещались.


Памятник Афанасию Никитину в Твери

А так как никакого конечного пункта назначения у русского купца не было, то он путешествовал не спеша, всматриваясь в другие культуры, народы. Свои яркие и точные наблюдения Афанасий Никитин записывал (правда, не совсем понятно когда: во время путешествий или уже на обратном пути) и стал первым из всех русских, оставившим впечатления о культурных особенностях, нравах, политическом строе других стран. Его заметки - первый образец такого рода сочинений. Он дивился черным людям, их «полуголым» нарядам, сетовал, что ходят, не прикрыв «срам», много постоянно беременных женщин. Да к тому же и еда у иностранцев плохая: не едят никакого мяса, а только рис, травы разные, масло и молоко. Его удивляло и существование аж 82 религий у индийцев! Описания Афанасия Никитина настолько интересны, что по его материалам можно восстанавливать историю государства Бахманидов.

Стал ли Афанасий Никитин вероотступником

Еще одна загадка записок Афанасия Никитина - стал ли он вероотступником (тяжкий грех по тем временам) и принял ли ислам во время экспедиции? Дело в том, что в «Хождениях» есть момент, когда мусульмане приказывали русскому купцу под угрозой смерти и похищения его единственного жеребца (которого он собирался продать) принять ислам. Русский торговец написал, что его спас случайный прохожий, и он остался при своей вере. Однако дальнейшее повествование заставляет сомневаться в его словах (речь идет, безусловно, об оригинальном тексте). Он стал часто писать на «бесермянском» языке (купец выучил арабский, персидский, тюркский языки), восхвалял Аллаха, вставлял исламские молитвы, а затем вообще написал, что его вера погибла, и он соблюдал мусульманские посты.

Некоторые исследователи уверены, что русский купец перешел в ислам. Однако другие отмечают (например, Лурье), что Афанасий Никитин лишь делал вид, что принял ислам, а иностранными словами пытался скрыть некоторые сюжеты, которые бы принесли ему неприятности на Руси.

Впрочем, ответить на этот вопрос смог бы только сам русский купец. Кроме того, до сих пор ничего нельзя сказать точно ни о социальном положении купца, ни о его образовании. А потому нередко Афанасия Никитина, первого русского человека, пересекшего три моря, называют «загадочной фигурой».

Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс Бурин Сергей Николаевич

§ 1. Морской путь в Индию: поиски и находки

Причины Великих географических открытий

Люди путешествовали и совершали географические открытия во все времена, но эпохой Великих географических открытий принято называть вполне определённый исторический период – с конца XV до середины XVII в. И это справедливо: ни в одно другое время не было сделано столько географических открытий такого масштаба и никогда они не имели такого исключительного значения для судеб всего мира, и в первую очередь для Европы. Почему же эпоха открытий наступила именно тогда?

Карта XV в. отражает представления античного учёного Птолемея, который считал, что Атлантический и Индийский океаны не соединены друг с другом, а потому морского пути из Европы в Индию не существует.

В эпоху Средневековья люди редко путешествовали и не так уж много знали о дальних краях. Немногие исключения (например, открытия викингов) остались неизвестными в других странах, да и для самой Скандинавии не имели большого значения. Ведь в те времена общество не ощущало потребности в открытии новых земель.

Представления людей Средневековья об обитателях отдалённых земель

В XIV–XV вв. Европа вступила в новую эпоху: росли города, развивались ремёсла и торговля. Появились предприимчивые люди, для которых деньги стали зримым воплощением успеха. Звонкой монеты требовалось всё больше, между тем в Европе её катастрофически не хватало, ведь золото и серебро веками вывозились на Восток в обмен на тонкие ткани, ювелирные изделия, пряности и благовония.

Мадонна мореплавателей. Художник А. Фернандес

Восточные товары поступали в Европу по Великому шёлковому пути и через Аравийское и Красное моря. Затем в средиземноморских портах богатства Востока приобретали купцы из Венеции и Ге?нуи, развозившие их по всей Европе. На пути к потребителю товар много раз переходил из рук в руки. В результате посредники обогащались, а цена увеличивалась настолько, что, скажем, привычные для нас пряности, как раз тогда вошедшие в моду в Европе, становились предметом роскоши. Мешок перца или гвоздики стоил целое состояние.

В результате осма?нских завоеваний известные торговые пути были на время перекрыты, и цены на восточные товары резко подскочили. Поэтому неминуемо должен был встать вопрос: нет ли иного пути к богатствам Востока? Лучше всего – морского, ведь именно так можно установить прямые связи, торговать без посредников и не зависеть от сухопутных конфликтов и войн.

К XV в. были достигнуты значительные успехи в различных областях науки и техники, что позволило совершать дальние морские путешествия. Появились караве?ллы – быстроходные и маневренные суда с удобной для океанских плаваний парусной оснасткой, которые могли продвигаться в нужном направлении почти при любом ветре. Астролябия, другие приборы и различные астрономические таблицы позволяли довольно точно определять географические координаты места. Моряки научились пользоваться компасом и составлять карты.

Португальцы на пути в Индию

Начало эпохе Великих географических открытий положили путешествия моряков из стран Пиренейского полуострова – Португалии и Испании. Эти государства не относились к числу наиболее развитых, но их географическое положение благоприятствовало плаваниям через Атлантику. В обеих странах имелись удобные гавани, быстроходные суда, опытные капитаны и матросы. И когда сначала в Португалии, а позже и в Испании завершилась Реконки?ста (исп. и порт. Reconquista – отвоёвывание), или освобождение Пиренейского полуострова от мавров, энергии тех, кто прежде сражался с мусульманами, потребовался новый выход. Многие дворяне остались без средств к существованию, так как основным источником их доходов была война. Им нужны были новые завоевательные походы.

В 1415 г. португальцы захватили Сеу?ту – порт на северном побережье Африки. Там они узнали о караванных путях, которые вели через Сахару на юг. Оттуда привозили в Средиземноморье золото, слоновую кость и чернокожих невольников. Но пески Сахары были непроходимы для португальского войска, и тогда один из сыновей португальского короля, принц Энри?ке (1394–1460), увлёкся мыслью достичь богатых южных стран морем, продвигаясь вдоль западного побережья Африки. Он стал организатором первых португальских дальних плаваний и вошёл в историю как Энри?ке Мореплаватель, хотя личного участия в экспедициях не принимал. На свои немалые доходы он приобретал географические карты и навигационные приборы, оснащал каравеллы, приглашал к себе на службу учёных и моряков.

Глобус немецкого учёного Ма?ртина Беха?йма – древнейший из сохранившихся. 1492 г.

Экспедиции, организованные по приказу принца, открыли в Атлантике прежде неизвестные острова: Мадейру, Азорские, Зелёного Мыса. Медленно, преодолевая вековые суеверия и страх перед неизвестностью, португальцы продвигались на юг. Вскоре они достигли той части Африки, где жили негры, и завязали с ними торговлю. Сначала в обмен на дешёвые ткани и побрякушки европейцы приобретали золото и слоновую кость, а затем стали захватывать негров в плен и обращать их в рабство, проявляя при этом бесчеловечную жестокость. Местные жители, спасаясь, бежали подальше от побережья, а португальцы в поисках добычи продвигались всё дальше на юг.

В 1488 г. экспедиция во главе с Бартоломе?у Ди?ашем достигла южной оконечности Африки. Однако бунт изнурённой долгим плаванием команды вынудил Диаша повернуть назад. Уже на обратном пути он открыл полуостров, получивший название мыс Доброй Надежды – надежды на то, что морской путь в Индию вскоре будет проложен.

Васко да Гама

Вековые усилия португальских мореходов завершило в 1497–1499 гг. плавание Ва?ско да Га?мы. Преодолев все трудности и воспользовавшись на финальном отрезке пути помощью знаменитого арабского лоцмана Ахме?да ибн Маджи?да, Васко да Гама в 1498 г. достиг западного побережья Индии, впервые проложив морской путь из Европы в страны Востока. С этого времени в течение почти четырёх веков торговые суда из Европы в страны Южной и Восточной Азии плыли в основном вокруг Африки.

Когда стало известно, что Васко да Гама проложил морской путь в Индию, в Венеции говорили, что давно не слышали такой плохой новости. Почему?

В Индии португальцы узнали, что некоторые пряности привозятся туда из ещё более далёких стран, и продолжили поиски. В последующие годы они достигли полуострова Мала?кка и Островов пряностей (Молу?ккских), Китая и Японии. В результате добыча оказалась столь велика, что поиски новых земель потеряли для португальцев всякий смысл и были прекращены.

Китайский фарфор ценился в Европе очень высоко

Открытие Америки Колумбом

Когда португальцы ещё не достигли южной оконечности Африки, нашёлся человек, который предложил иное направление поисков пути в страны Востока. Моряк из итальянского города Генуи Христофо?р Колу?мб (1451–1506), опираясь на учение о шарообразности Земли, утверждал, что Китая и Индии можно достичь, плывя из Европы на запад. Теоретическая возможность такого плавания была очевидна тогда для многих образованных людей, но практическое осуществление идеи вызывало у учёных сомнения.

Христофор Колумб. Художник С. дель Пьомбо

Много лет Колумб тщетно пытался убедить в своей правоте королей Португалии, Англии, Франции. И только в Испании после семи лет колебаний король Ферна?ндо и королева Изабелла согласились снарядить экспедицию, которая должна была пересечь Атлантику, чтобы опередить португальцев, также искавших морской путь в Индию.

Три корабля Колумба с экипажем в 90 человек отплыли из испанской гавани Па?лос, сделали остановку на Канарских островах и через месяц, 12 октября 1492 г., увидели землю. Это были Багамские острова, расположенные недалеко от побережья Америки. Будучи уверен, что он достиг стран Востока и что до Индии совсем недалеко, Колумб назвал местных жителей индейцами, и это название закрепилось за ними. Сам же континент долго ещё именовали Индией или Вест-Индией, т. е. Западной Индией (чтобы отличать от собственно Индии, называемой также Ост-Индией – Восточной Индией).

Колумб собирался продолжить поиски самых богатых стран Востока, но после крушения флагманского корабля «Санта-Мария» ему пришлось срочно вернуться в Испанию. Позже он совершил ещё три плавания за океан, в ходе которых были открыты почти все Большие и Малые Антильские острова, а также значительные участки побережья неизвестного материка. Однако, вопреки надеждам, значительных богатств в новых землях Колумбу обнаружить не удалось. Разочарованные Фернандо и Изабелла лишили великого мореплавателя многих прежде пожалованных ему доходов и привилегий. Всеми забытый, Колумб умер в 1506 г., до конца своих дней будучи убеждён, что проложил новый путь в страны Востока.

Великие географические открытия

Найдите на карте все направления поисков морского пути из Европы в страны Востока. По каким из них тогда были проложены торговые пути, а по каким – нет? Почему?

Однако так думали не все. Первым, кто во всеуслышание заявил, что открытые Колумбом земли – это не Азия, а новая, прежде неведомая часть света, или Новый Свет (в отличие от Старого Света – Европы, Азии и Африки), был флорентийский мореплаватель и астроном Амери?го Веспу?ччи. Его письма с красочными описаниями путешествий к берегам Бразилии стали в Европе настолько популярны, что вскоре в его честь новую часть света назвали Америкой.

Компас в футляре из слоновой кости

Первое кругосветное плавание

Колоссальные богатства Нового Света обнаружились не сразу, и сначала Америка казалась лишь непреодолимым препятствием на западном пути в страны Востока. Тщетно мореплаватели искали пролив, который вёл бы из Атлантического океана к берегам Китая и Индии. Непрерывная линия побережья тянулась к северу и югу на многие тысячи километров.

Туземцы радушно встречают Христофора Колумба. Гравюра Т. де Бри

В 1513 г. отряд испанцев во главе с Ва?ско Ну?ньесом де Бальбо?а пересёк Панамский перешеек и вышел к другому «морю». Первооткрыватель назвал его «Южным морем». Но существует ли пролив, соединяющий Атлантику с «Южным морем»?

Ответить на этот вопрос удалось португальскому мореплавателю, находившемуся на службе у испанского короля, Ферна?ну Магелла?ну. В 1519 г. возглавляемая им флотилия из пяти кораблей вышла из испанской гавани и взяла курс на запад. Магеллан хотел опередить на пути к Островам пряностей португальцев, которые в те же годы искали путь к ним со стороны Индийского океана. Мужество и железная воля мореплавателя принесли ему успех. После долгих поисков пролив был найден (сейчас он носит имя Магеллана). Затем корабли пересекли «Южное море», оказавшееся величайшим океаном планеты. Именно Магеллан назвал его Тихим, так как морякам посчастливилось ни разу не попасть здесь в шторм.

Фернан Магеллан

В 1521 г. флотилия подошла к островам, позже названным Филиппинами (в честь испанского принца Филиппа – будущего короля Филиппа II). Здесь в стычке с местными жителями Магеллан погиб. Уже после его смерти испанцы достигли своей цели – Молуккских островов. А затем корабль с символическим названием «Виктория» («Победа») пересёк Индийский и Атлантический океаны и в 1522 г. вернулся в Испанию, совершив первое в истории кругосветное плавание (1519–1522). Груз заморских пряностей с лихвой окупил все расходы на экспедицию. Однако из 265 человек экипажа на родину возвратились лишь 18 изнурённых голодом моряков.

Магеллан осуществил замысел Христофора Колумба, проложив западный путь в страны Востока. Кругосветное путешествие окончательно доказало, что Земля имеет форму шара, и позволило составить представление о её истинных размерах.

Новые поиски, новые открытия

Сделанные моряками открытия обострили соперничество между европейскими странами за контроль над новыми землями и торговыми путями. Сразу после возвращения Христофора Колумба из его первого плавания Португалия предъявила свои претензии на те области Атлантики, где были совершены открытия. После трудных переговоров в городе Тордеси?льяс в 1494 г. был заключён договор о разграничении сфер влияния (его иногда называют первым разделом мира). Разграничительная линия пересекла Атлантику от полюса до полюса. Территории к западу от неё считались зоной влияния Испании, к востоку – Португалии. Однако другие страны не желали признавать этот договор.

В 1497 г. итальянец Джова?нни Кабо?тто, состоявший на английской службе (в Англии его называли Джон Ка?бот), пересёк Северную Атлантику и достиг Северной Америки, приняв её за Северо-Восточную Азию. Тем самым он положил начало поискам северо-западного пути в страны Востока. Но ни золота, ни пряностей здесь найдено не было, и Англия надолго отказалась от дальнейших поисков в этом направлении.

Определение широты. Художник Ж. де Во

Многие считали, что с севера Америку можно обогнуть более лёгким путём, чем с юга, через Магелланов пролив. Так, француз Жак Картье? ошибочно принял за северо-западный проход в Тихий океан открытые им залив и реку Св. Лаврентия. Индейцы в тех краях называли свои посёлки «каната» (отсюда и современное название североамериканской страны Канада).

В конце XVI – начале XVII в. к поискам северо-западного прохода вернулись англичане. Героическими усилиями капитанов Фро?бишера, Гу?дзона, Ба?ффина и других была открыта значительная часть побережья Северной Америки, но в XVII в. поиски северо-западного прохода были признаны бессмысленными и прекращены.

Во второй половине XVI в. англичане и голландцы искали путь в страны Дальнего Востока, пытаясь обогнуть Азию с севера (северо-восточный проход). В процессе этих поисков англичане попали в Россию, где тогда правил Иван Грозный, и завязали с ней торговлю, а голландец Ви?ллем Ба?ренц достиг Новой Земли. Но дальнейший путь на восток для парусных судов был невозможен. Поиски были прекращены и здесь, и в XVII в. открытиями на севере Азии прославились не западноевропейские мореплаватели, а русские землепроходцы.

Какие страны сыграли ведущую роль в поисках северо-западного и северо-восточного путей в страны Востока? Почему это были не Испания и не Португалия?

В открытии пятой части света – Австралии – главную роль сыграли голландцы. В конце XVI в. они захватили у Португалии обширные владения в Азии, включая Острова пряностей. Совершая торговые плавания в Индийском океане, голландцы время от времени оказывались у берегов какой-то большой земли. Предполагали, что это часть неведомой «Южной земли» – гигантского континента, якобы уравновешивающего сушу Северного полушария. И только два плавания А?бела Та?смана в 1642–1644 гг. показали, что земли, открытые голландцами, являются отдельной частью света, позже названной Австралией.

Подведём итоги

Великие географические открытия явились закономерным следствием исторического развития Европы на исходе Средневековья. Поиски всех возможных вариантов морского пути из Европы в страны Востока продолжались 150 лет. В ходе этих поисков, увенчавшихся успехом, были сделаны важнейшие открытия, которые изменили представления европейцев о мире.

1492, 12 октября – открытие Америки Христофором Колумбом.

1498 – открытие Васко да Гамой морского пути в Индию.

1519–1522 – первое кругосветное плавание Фернана Магеллана.

«Никогда, ни до, ни после, не знали география, космография, картография таких бешеных, опьяняющих, победоносных темпов развития, как в эти пятьдесят лет, когда, впервые, с тех пор как люди живут, дышат и мыслят, были окончательно определены форма и размеры Земли, когда человечество впервые познало круглую планету, на которой оно уже столько тысячелетий вращается во Вселенной».

(Австрийский писатель Стефан Цвейг о начале эпохи Великих географических открытий)

1*. В чём вы видите причины наступления эпохи Великих географических открытий?

2. Что бы вы ответили тому, кто считает, что Америку открыли викинги, а вовсе не Колумб?

3. Почему имя Колумба носит лишь одна из стран Америки, а не вся открытая им часть света?

4*. Как вы думаете, чем отличалось открытие Австралии от других важных географических открытий той эпохи?

1. По материалам учебника заполните таблицу «Географические открытия XV–XVII вв.».

2. Найдите на карте географические объекты (моря, проливы, острова и т. д.), названные в честь мореплавателей эпохи Великих географических открытий.

3. Перед вами – два отрывка из письма, отправленного Колумбом сразу по возвращении из первого плавания:

«Из одного лишь того, что было выполнено во время этого столь недолгого путешествия, их высочества могут убедиться, что я дам им столько золота, сколько им нужно, если их высочества окажут мне самую малую помощь; кроме того, пряностей и хлопка – сколько соизволят их высочества повелеть, равно как благовонную смолу… я дам также алоэ и рабов, сколько будет угодно и сколько мне повелят отправить, и будут эти рабы из числа язычников. Я уверен, что нашёл также ревень, корицу и тысячи других ценных предметов».

«Должно всему христианскому миру проникнуться радостью и справить великие торжества и торжественно вознести благодарственное моление Святой Троице за то великое ликование, которое будет испытано по случаю обращения стольких народов в нашу святую веру, равно как и за блага мирские, ибо не только Испания, но и все христиане найдут в них подкрепление и выгоду».

Определите на основании текстов, что привлекало европейцев в дальних странах. Как, по-вашему, эти отрывки характеризуют Колумба? И кстати, почему он особо отмечает, что рабы будут из числа язычников?

4. Разделитесь на три группы. Каждая группа должна доказать величайшее историческое значение открытий либо X. Колумба, либо Васко да Гамы, либо Ф. Магеллана. Подберите аргументы в пользу своей точки зрения. Для обсуждения в классе выделите из каждой группы по одному человеку в группу экспертов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

автора

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги Ледокол «Ермак» автора Кузнецов Никита Анатольевич

V. Нужен ли дешевый морской путь на Обь и Енисей и возможен ли он? Цель моей поездки через Карское море морским путем в реку Енисей и оттуда реками и сухим путем обратно в Россию заключалась в том, чтобы выяснить, в какой мере осуществим дешевый морской путь в наши сибирские

Из книги Исторические тайны Российской империи автора Можейко Игорь

ДАЛЕКО ЛИ ДО МАДАГАСКАРА? МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ Петр Великий был самоучкой. Где ему было учиться в России? У иностранных педагогов, которые попадали к московскому двору? Впрочем, ему повезло – он нашел Лефорта, умного, образованного и привязавшегося к русскому царю.Но

Из книги Большая игра. Британская империя против России и СССР автора Леонтьев Михаил Владимирович

«Дранг нах остен». Арийский путь в Индию? Так все-таки, возвращаясь к пресловутому вопросу… Для того чтобы ответить на вопрос, что знал и чего не знал Сталин, надо понять, что знал или не знал Гитлер и, что самое главное, что знали и чего хотели наши традиционные партнеры в

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Из книги Этруски: загадка номер один автора

ГЛАВА 10. Поиски, находки, тупики Геродот сообщает, что этруски - это выходцы из Малой Азии, обособившаяся ветвь лидийцев. Ну а кто такие лидийцы? Раскопки археологов показали, что в VII в. до н. э. Лидия была процветающей державой, здесь впервые в истории стали чеканить

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

Морской путь в Индию Аппетит приходит во время еды. Экспедиция Лансаротти состояла из шести кораблей. На следующий год к берегам Африки их отправилось уже 26 - целая флотилия!Все дальше и дальше на юг в погоне за золотом и «черной слоновой костью» - рабами - отправляются

Из книги Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722-1735) автора Курукин Игорь Владимирович

Путь в Индию: пропавший «Бекович» и удачливый секретарь Уже в XVII веке московских дипломатов привлекала далекая и богатая Индия, куда издавна стремились европейские мореплаватели и авантюристы. Тем более что с индийскими купцами в России были знакомы: в 1625 году в

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

ВАСКО ДА ГАМА: ПУТЬ Б ИНДИЮ В дальнее плавание… с преступниками на борту В июле 1497 года от португальских берегов отплыла экспедиция к берегам Индии. Ее возглавлял молодой моряк знатного рода Васко да Гама.Подготовка к путешествию заняла немало времени и велась очень

Из книги Поход «Челюскина» автора Автор неизвестен

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Голландский путь в Ост-Индию В начале 1590-х гг. голландский моряк Корнелис Хаутман из-за долгов оказался в лиссабонской тюрьме. Среди его товарищей по заключению было немало опытных мореходов-португальцев, побывавших и в Индии, и на Молукках. От них Хаутман получил

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 1. Морской путь в Индию: поиски и находки Причины Великих географических открытийЛюди путешествовали и совершали географические открытия во все времена, но эпохой Великих географических открытий принято называть вполне определенный исторический период – с конца XV до

автора Тавровский Юрий Вадимович

Морской шелковый путь Невысокие, покрытые лесом горы, обширные плодородные равнины, большие и малые реки, морское побережье с множеством бухт и островов, жаркий и влажный климат – это идеальные условия для земледелия, рыболовства, прибрежной торговли. Неудивительно, что

Из книги Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история автора Тавровский Юрий Вадимович

Морской шелковый путь ведет в XXI век В наши дни богатое исламское прошлое Цюаньчжоу пришлось очень кстати руководству Китая, наращивающему торгово-экономические связи с мусульманскими странами Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока. Незадолго до приезда нашей

Виктория Дмитриева

Когда бы ни заходила речь о первых путешествиях русских в Индию, всеми неизменно вспоминается одно имя – Афанасий Никитин. Удивительное странствие тверского купца, описанное в рукописи «Хожение за три моря», найденной историком Карамзиным в начале XIX века, действительно стало широко известно, а впоследствии послужило сюжетом для художественного фильма. По словам Карамзина: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века» . В Индии «слышали о ней прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их Веры» .

Конечно, важность путешествия Никитина невозможно переоценить. Но, как это часто случается, история одного человека, ярко выхваченная из мрака времени, незаслуженно оставляет в тени другие славные имена.

Этот очерк расскажет о бесстрашных путешественниках, неутомимых исследователях и истинных патриотах, чьи жизни были связаны с Индией, но посвящены России и укреплению ее связей с востоком. Филипп Ефремов, Герасим Лебедев, Рафаил Данибегашвили, Петр Пашино оказались почти неизвестными соотечественникам, не считая востоковедов. Несмотря на то, что о каждом из них выходили небольшие публикации еще в 50-х годах, представляется своевременным объединить истории этих замечательных людей, живших в России XVIII-XIX столетий. Всех их объединяет не только незаслуженное забвение на родине, но удивительное мужество, самопожертвование, отсутствие духа карьеризма и глубокая любовь к отчизне, служение которой было главной вдохновляющей силой их странствий, помогавшей выдерживать самые тяжелые испытания, опасности на пути, и зачастую отсутствие какой-либо поддержки. Несомненно, были и другие русские путешественники, странствующие по Индии, и не только в XVIII-XIX веках, а, возможно, и во времена, предшествующие путешествию Афанасия Никитина, но далеко не каждый оставлял записи своих путешествий, а тем более, издавал их. Хотя в будущем не исключены находки других «хожений» и дневников путешественников прошлого. По свидетельствам арабских путешественников, первые русско-индийские торговые контакты восходят к IX веку. Те же арабские источники указывают на сходство русских и индийских обычаев. Возможно, и интерес Афанасия Никитина к Индии был вызван его знакомством с индийскими торговыми людьми еще в России.

После легендарного хожения тверского купца, Россия неоднократно предпринимала попытки установления прочных торговых связей с Индией. Борис Годунов оказывал особое покровительство индийским купцам. В XVII веке русским послам поручалось узнать о сухопутных дорогах в Индию из Средней Азии. Царь Алексей Михайлович первым стал налаживать связи с Великими Моголами. В 1646 русские послы Никита Сыроежин и Василий Тушканов вручили Шах-Джахану грамоту, предлагавшую установить дипломатические и торговые отношения. В 1675 к Аурангзебу был отправлен посол Касимов, но добраться он сумел лишь до Кабула. В 1694 было отправлено посольство во главе с Семеном Маленьким, находившееся в Индии в течение пяти лет. Во времена Петра I индийским купцам было разрешено торговать не только в Астрахани, но и в Москве. А в 1723 они просили Петра I разрешения ездить не только в Москву, но и в «Санкт-Питербурх и к городу Архангельску и оттуда в немецкие государства и чрез Сибирь в Китай». С XVII века в Астрахани существовало постоянное поселение индийцев, бойко занимавшихся торговлей. На протяжении XVIII века интерес к Индии возрастал. Появлялись переводные работы об Индии, знакомившие русских читателей с ее религией и культурой, предпринимались попытки наладить торговые контакты через Среднюю Азию и Персию.

Филипп Ефремов

Филипп Ефремов был первым европейцем, прошедшим в Индию через Яркенд и Западный Тибет, преодолев сложнейшие перевалы Кара-Корума. Свое путешествие, продолжавшееся с 1774 по 1782, он описал в книге «Девятилетнее странствование», которая переиздавалась трижды с 1786 по 1811. В 1893 она была опубликована в журнале «Русская старина», но следующего переиздания ей пришлось ждать более полувека, пока она не появилась в Москве в 1950 по случаю 200-летнего юбилея автора. Такой интерес к книге Ефремова в конце XVIII, начале XIX века не случаен. То было время географических открытий, когда русские исследовали просторы Сибири, Тихого океана и Америки. В 1803-1806 корабли «Надежда» и «Нева» под командованием Лисянского и Крузенштерна впервые совершают кругосветное плавание. Ефремов же описывал таинственные, никем не изученные земли Средней и Центральной Азии.

Филипп Сергеевич Ефремов родился в 1750 в Вятке в семье стряпчего (секретаря) духовной консистории. В 13 лет был отдан солдатом в Нижегородский пехотный полк. В 1774 был послан служить в Оренбургские степи, где попал в плен, бежал, и снова был пойман и продан бухарскому аталыку (правителю). С помощью изощренной бухарской пытки Филиппа Ефремова тщетно хотели заставить принять ислам. Оценив его мужество, аталык доверил Ефремову войско сначала в 50, а затем в 100 человек, а за честную службу пожаловал землей и деньгами. В результате, такое расположение аталыка дало возможность Ефремову бежать.

По возвращении на родину, Ефремова назначают на службу в коллегию иностранных дел в качестве переводчика и знатока восточных языков. С 1785 по 1809 он занимает административные должности в разных городах России, а с 1810 – в Казани, где в 1811 и выходит третье, расширенное издание его «Девятилетнего странствования».

Стиль Ефремова отличается дневниковой краткостью. Довольно подробно описывая жителей, обычаи, сельское хозяйство и промыслы стран, в которых ему довелось побывать, автор немногословен, рассказывая о собственном плене, рабстве, побеге, и долгих скитаниях по пустыням Средней Азии и горам Кашмира и Тибета. За годы своих странствий Ефремов побывал в Иране, Хорезме, жил в Бухаре, откуда через Фергану и Кашгарию ушел в Тибет и Индию. Описание «Тевату или Тибету», верований и ритуалов тибетцев отличается особой тщательностью, осведомленностью и почтительностью. О Кашмире же мы находим сведения самые общие, в основном с указанием расстояний от одного населенного пункта до другого. Так же кратко и описание Индостана, с замечанием, что «во всей Индии к войне склонны два народа, сикы и мараты (сикхи и маратхи, В.Д.)» и забавным наблюдением: «индейцы веруют в солнце, месяц, звезды, в болванов, и во всякую гадину и им жертвы приносят».

Хотя, в отличие от Афанасия Никитина, Ефремов нигде не упоминает о своих религиозных взглядах, они выявляются между строк. Так, с необычайным почтением он рассказывает о некой тибетской святой, «великой священнице, в которой, по мнению тибетцев, также святой дух обитает». Он был особенно рад видеть напомнившую ему о доме греческую церковь в Калькутте, а отказ от принятия ислама, несмотря на угрозу смерти, вполне красноречиво свидетельствует о патриотизме и религиозных убеждениях путешественника.

Свидетельства Ефремова особенно ценны еще и потому, что они вытекали не только из путевых наблюдений, но из живого общения с людьми, поскольку за годы плена и скитаний он хорошо овладел восточными языками.

Герасим Лебедев

Герасима Лебедева по праву следует считать основоположником русской индологии. Второе издание Большой Советской Энциклопедии называет его первым русским индологом. Он впервые пробудил научный интерес в России к Индии. До появления его трудов Индию изучали лишь по переводам с западноевропейских языков. Байер , заметив параллели в санскрите, персидском и греческом языках, находил им единственное объяснение в греческом влиянии на восток. Лебедев же впервые указал на сходство санскрита и древнеславянского, также обнаружив поразительное родство санскритской и русской фонетических систем.

Герасим Степанович Лебедев родился в 1749 в Ярославле в семье священника. По всей видимости, в семье бедной, так как грамоте он научился только в 15 лет. Его занятия музыкой и пением привели к тому, что он получил назначение при русском посольстве в Неаполе, скорей всего, в качестве музыканта или певчего. Начавшаяся в Италии война помешала ему добраться до Неаполя, и Лебедев стал бродячим музыкантом. В 1782 он приехал в Англию, где выучил английский и откуда в 1785 отправился в Мадрас на британском корабле «Родни». Точных сведений о том, что побудило его поехать именно в Индию, и как развился его интерес к санскриту, культуре, истории и современным языкам Индии, нет, но сам Лебедев говорит об этом следующее в одном из своих писем: «Не позабавить только человеческого рода друзей, а больше для пользы возрастающих во обширно-цветущей России юношей старался научиться Бенгальскому, Гиндостанскому языкам и сколько мог Шанскрицкому. Дабы чем напомянуть и уверить, что без знания оных странствующий как и я в разных государствах Гиндостанской земли о многом никогда не допытается, и о поселившихся в них в разные времена народах верного известия обрести не может». Из Мадраса, где Лебедеву не удалось найти преподавателя санскрита, знающего английский, в 1785 он переезжает в Калькутту. Там он встречает Голокнатха Даса, который становится его первым учителем, и Лебедев полностью погружается в изучение санскрита, бенгали, хиндустани. Таким образом, он получает высшее образование в Индии, в классическом брахманском духе, занимаясь с пандитами языками, литературой, философией, математикой и астрономией. Интересно заметить, что Лебедев ни разу не сталкивался с тем враждебным отношением со стороны пандитов, с якобы их нежеланием раскрывать перед иностранцами древние знания, на которое часто сетовали первые западноевропейские санскритологи (Ч. Уилкинс, А. Дю Перрон и др.).

Лебедев не ограничился лишь теоретическим изучением индийской мудрости, но решил применить свои новые знания на деле. Он переводит на бенгали английские драмы «Притворство» и «Любовь – лучший врач» и ставит их на сцене первого основанного им же Бенгальского театра. Его попытка снять в аренду здание английского театра в Калькутте вызвала насмешки английской театральной администрации, уверенной в провале предприятия Лебедева. Тогда он решил строить собственный театр, где после нескольких месяцев работы 27 ноября 1785 при переполненном зале и с огромным успехом состоялась премьера спектакля. В замысел режиссера-постановщика, композитора, музыканта, дирижера и художника-декоратора Лебедева входило не только знакомство индийской публики с европейской драмой, но и возможность представить европейским поселенцам индийское искусство и распространить знание индийских языков. В его планы также входила постановка пьесы на санскрите. Такое использование театра как базы для изучения современного и сохранения древнего языка было совершенным новаторством для того времени.

Успех театра не мог не привлечь внимания и зависти Ост-Индской компании и «Бенгальский Театр Г-на Лебедева» пал жертвой интриг владельца английского театра. Не только все предприятие Лебедева было разрушено (с попыткой поджога здания театра), но его самого продолжали преследовать, шантажировать и предъявлять ему несуществующие долги. Все его попытки добиться справедливости и защиты оказались тщетны. Один из его знакомых англичан дружески подсказал ему в письме, что уже тот факт, что он ставил пьесы на бенгали, может серьезно повредить ему, не только потому, что он пропагандировал индийскую культуру, но прежде всего потому, что поставил под угрозу прибыльный бизнес. В такой ситуации невозможно было найти ни издателя его работ, ни какой-либо возможности музыкальной карьеры. В это время состоялась его встреча с русским мореплавателем Крузенштерном, посетившим Калькутту в 1797-1798. По его совету Лебедев обратился за помощью к графу Воронцову, в то время послу в Лондоне. Существует также мнение, что после краха в Калькутте, Лебедев получил должность Театрального управляющего при дворе Шах Алама II, покровителя поэзии и искусства, но сам он об этом нигде не упоминает.

В 1801 в Лондоне Лебедев издает «Грамматику чистых и смешанных восточно-индийских диалектов», первый труд на русском языке по современной индийской филологии. По возвращении в Россию, Лебедев, подобно Ефремову, поступил на службу в министерство иностранных дел. Он получил также звание профессора Академии наук и организовал типографию, где впервые в Европе был отлит бенгальский шрифт.

Впервые в истории русской индологии Лебедев говорил о том, что российским индологам необходимо отправляться в Индию для изучения не только древних традиций, но и современной индийской жизни, обычаев, нравов. Возможно, одним из первых Лебедев призывал к необходимости знакомить западный мир с редким богатством философии и эстетики Индии, считая варварским невежеством британскую колониальную политику. В своей книге «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брамгенов, священных обрядов их и народных обычаев», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1805, он писал: «Из всего выше нами сказанного довольно явствует, что индийцы ни мало не похожи на диких, и что более имеют справедливость приписать сию укоризну тем, которые жесточайше с ними обходятся, нежели самые кровожаждущие лютые звери».

С необычайным проникновением и пониманием жизни Индии, Лебедев стремился представить ее культуру как живой организм, питающийся древними корнями. Он впервые говорит о санскрите не как о «мертвом» вышедшем из употребления языке, но как о матери других языков, как о ключе к знаниям. Именно удивительным богатством санскрита он объясняет разнообразие индийских диалектов. Он восхищается способностью Индии сохранять верность своим древним традициям, несмотря на бесконечные военные вторжения иноземцев, огнем и мечом пытавшихся внедрить свои устои и веру. В посвящении своей книги русскому императору, он напоминает об интересе Петра I и Екатерины II к Индии и призывает к дальнейшему изучению этой страны. Он говорит о родстве славянских и индийских языков, указывающем на культурное и духовное родство наших народов. Лебедев предвосхищает Шлегеля, называя Индию колыбелью человечества: «Поелику Восточная Индия, кроме ея изобилия и сокровищ, на кои не только Европа, а может быть и целый свет завистными взирает очами, есть та первенствующая часть света, из которой по свидетельству разных бытописателей, род человеческий по лицу сего земного круга разселялся; и которыя национальный Шомскритский язык, не довольно со многими Азиатскими, но и с Европейскими языками, имеет весьма ощутительное в правилах сближение».

По всей вероятности, Герасим Лебедев был первым и единственным в то время, кто представлял индийскую цивилизацию с позиций гуманизма, кто видел ее возможную роль в объединении различных религий человечества. Он писал, что главная цель его путешествий и труда состояла в расширении мировоззрений, в проникновении в устройство мира, поскольку такое понимание «соделывает в разсеянном по лицу земли человеческом роде союз, распространяет во вселенной истинное понятие о богопознании, правоверии и законе, подкрепляет взаимную связь желаемого между народами дружелюбия, и соединяет способности к восстановлению всеобщего и всемирного блага» .

Рафаил Данибегашвили (Данибегов)

Даты рождения и смерти грузинского путешественника и дипломата неизвестны. Основной источник сведений о его жизни – его книга с описанием длительных путешествий по востоку, переведенная с грузинского на русский и изданная в 1815. Известно, что Данибегов был в Индии пять раз, но именно третья поездка отображена в книге. О Данибегове и его странствиях писали разные исследователи: А.Ф. Рихтер, А.С. Хаханашвили, армянский ученый А. Ерицов, французский востоковед Мари-Фелисте Броссе, Грумм-Гржимайло поместил в Энциклопедии Брокгауза и Эфрона краткое описание маршрута Данибегова. В 1967 была опубликована статья Р.Р. Орбели «К литературной истории «Путешествия в Индию» Рафаила Данибегова».

Связи Грузии и Индии значительно старше русско-индийских по понятным географическим причинам. Через Закавказье проходил торговый путь, связывающий Индию и средиземноморье, о котором упоминают греческие авторы еще в IV-V вв. до н.э. Сведения об Индии проникали также через грузинских воинов, сражавшихся в иранской армии. В 1622 они принимали участие в войне Шах-Аббаса с Индией за право владения Кандагаром. В 1738-1739 грузинский царевич Ираклий II, находившийся в Иране в качестве заложника, участвовал в походе персидского шаха Надира на Индию.

Торговые отношения Грузии и Индии продолжались на протяжении XVIII-XIX веков. В Варанаси сохранилась могила купца Тамаза Худуашвили.

Род Данибегашвили, живший в Тбилиси с середины XVIII века, принадлежит к грузинам, обращенным в католицизм итальянскими и французскими миссионерами. Несколько поколений Данибегашвили занимались торговлей с Индией, и одновременно выполнением дипломатических поручений. Таким образом, Данибегов оказался в Индии не случайно, а лишь стал достойным продолжателем семейного дела. Первые два путешествия Данибегов совершил по приказу царя Ираклия II, пославшего его к зажиточному армянину Шамир-аге (Шахамиряну), жившему в Индии и высылавшему значительные суммы в Грузию. В третье путешествие, как раз описанное в книге, Данибегов был отправлен царем Георгием XIII с дарственной деревни в Грузии тому же Шахамиряну в знак благодарности. Это путешествие началось в особой политической обстановке. Дело в том, что в 1795 персидский шах Ага-Магомет-хан, желая отомстить Ираклию II за его дружбу с Россией, напал на Грузию и сжег Тбилиси. Через три года Ираклий II скончался, трон занял его сын Георгий XIII, не отличавшийся талантом полководца. Он обратился к Павлу I с просьбой о помощи и защите от иранских врагов. В Грузию был послан 17-й егерский полк под командованием генерала Лазарева, и в 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. Данибегов совершал свои путешествия и до, и после этого события.

Третье путешествие Данибегова продолжалось 14 лет. Маршрут его подробно изложен в книге. Как указывает исследователь истории Данибегова Л. Маруашвили, многие географические названия искажены и затрудняют идентификацию этапов маршрута. Так, например, он называет город Шринагар Кашмиром, а Лех – Тибетом, и т. д.

Как и Филипп Ефремов, Данибегов подробно описывает страны и города на своем пути, их обычаи, обряды, климат, растительный и животный мир. Но в отличие от Ефремова, грузинский путешественник охотно повествует о своих чувствах, о постигших его бедах и встреченных опасностях. Он рассказывает о том, в какой ужас его поверг обряд самосожжения вдов (сати), который ему пришлось наблюдать в Нурпуре (округ Кангра) или о том, как в Патне «в обыкновении, которое должно назвать самым жестоким, больных и слабых людей обоего пола и всякого возраста, ежели жрецы по их примечанию скажут, что они близки к смерти, класть в гроб, приносить к реке Гангесу и, введши их в воду до колен, многократно лить воду им в рот…». Данибегов рассказывает об удивительном храме Джвала-Мукхи (Огнеликой богини, В.Д.), находящийся недалеко от Нурпура в том же округе Кангра, и о том, как Великий Могол Акбарша хотел залить водой пламя, исходящее из вершины горы, но безуспешно. К этому храму собираются паломники со всей Индии.

Интересное наблюдение Данибегов делает о кашмирцах, которые «зарывают свое золото и серебро в землю и хранят их за тайну, которой не открывают даже и своим друзьям и которая по смерти зарывших остается неизвестною». Примечательно здесь то, что, если верить Карамзину, то именно так поступали с деньгами и драгоценностями, добытыми в жестоких боях, и наши славянские предки, причем еще при жизни забывая, где закопан клад.

Описание своих странствий Данибегов заканчивает восторженными словами о красоте и богатстве Москвы и восхвалением русской монархии.

Петр Пашино

Прирожденный путешественник, член Русского географического общества, знаток многих восточных языков. Одним из первых Пашино посетил и описал Туркестанский край, совершил кругосветное путешествие, был в Африке и неоднократно – в Персии и Индии. Свои индийские странствия Пашино описал в замечательной книге «По Индии», изданной в Санкт-Петербурге в 1885.

Петр Иванович Пашино родился в 1836. В раннем возрасте лишился родителей. Изучение восточных языков он начал в Первой Казанской гимназии, куда поступил в 1845, и продолжил свои занятия на арабско-турецко-татарском отделении Казанского университета, а затем Петербургского, где он и закончил свое образование. После блестящего окончания университета, Пашино отправляют на раскопки в Болгарах на Волге. На обратном пути в Нижнем Новгороде он познакомился с Далем, который был весьма сведущ в нумизматике. Даль раскритиковал монеты, добытые Пашино на раскопках, но одну из них как бы невзначай бросил на пол. Уходя, Пашино принялся искать монету и нашел ее…под ногой Даля. Последнему ничего не оставалось, как со смехом признать, что монета была редкой, времен Дмитрия Донского. Отчет Пашино о командировке был принят за кандидатскую диссертацию, и в 1857 он был направлен на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел.

В поисках дополнительного жалованья, Пашино начинает литературную деятельность. Он издает листок «Потеха», пишет статьи в различные журналы, в том числе и в «Современник». В 1861 Пашино получает направление в Персию вторым секретарем посольства. Несмотря на блестящую возможность совершить дипломатическую карьеру, знание востока и восточных языков, по службе Пашино не продвинулся. Жизнь в дипломатической миссии оказалась ему не по душе. Он вернулся в Петербург, по дороге объехав Северную Персию. В Петербурге Пашино печатает свои заметки о Персии в различных периодических изданиях. Его очерки отличались крайней правдивостью, точным описанием народного быта и жизни. По его мнению, все «чудеса» Востока «заключаются лишь в одних контрастах с здравым смыслом».

Несмотря на то, что в Петербурге Пашино подвергся обыску и допросу как получавший листки «Земли и Воли», ареста он избежал и службы не лишился. Его следующей командировкой была Средняя Азия, куда в 1866 Пашино отправляют драгоманом (переводчиком) при военном губернаторе области генерал-майоре Романовском и флигель-адъютанте графе Воронцове-Дашкове. Но уже через четыре месяца Пашино высылают из Ташкента под конвоем как «человека неблагонадежного и вредного для службы в Туркестанской области, по своим объяснениям и сношениям с туземцами, а равно и суждениям о делах здешнего края и лиц, здесь находящихся». Пробыв некоторое время в Оренбурге, Пашино вернулся в Петербург. Несмотря на внезапную серьезную болезнь, он приводит в порядок собранные материалы по Средней Азии, и в 1868 выходит его книга «Туркестанский край в 1866 г.», впервые подробно описывающая Туркестан непосредственно после присоединения к России. Кроме того, он пишет очерки для разных журналов, а впоследствии с помощью Воронцова-Дашкова издает журнал «Азиатский Вестник». Содержание журнала показалось слишком демократичным и свободолюбивым цензуре, и второй выпуск, уже отпечатанный, в продажу не поступил.

В Индию Петр Пашино отправляется, казалось бы, совершенно свободным человеком. «Азиатский Вестник» закрыт, его служба в Азиатском департаменте закончена. Путешествие в Индию было давней мечтой. Но из архивных документов, касающихся этой поездки Пашино, мы узнаем, что английская администрация Индии воспринимала его как русского шпиона, принимавшего участие в подготовке захвата Россией Индии. В сентябре 1873 он прибыл на пароходе в Бомбей, откуда отправился в Амритсар и затем в Джамму. От Амритсара приходилось двигаться пешком и на лошади. Путь был нелегким, тем более что после болезни Пашино плохо владел правой рукой и хромал. Мы узнаем, что в пути он выдавал себя за турецкого врача, но, заметив, что его подозревают, «поменялся местами со своим слугой, снял с себя всю одежду, вымазался ослиным пометом, чтобы придать темный цвет коже, и следовал за своим слугой, имея только чалму на голове и набедренную повязку». Несмотря на переодевание, его узнал некий афганец, видевший его раньше в Самарканде. Тот донес местному правителю, и Пашино с трудом удалось избежать казни. Его спасло знание языка и Корана. На обратном пути Пашино собирался «пройти по независимой Индии в русские владения». Не удивительно, что он был мгновенно выслан из Индии англичанами.

В 1874-1875 гг. Пашино вновь пытается осуществить свой план проникновения в Русский Туркестан из Кашмира. Из Пешавара он собирался добраться до Читрала, а затем – до Самарканда. Не удивительно, что англичан такой предполагаемый маршрут крайне встревожил. В «Сообщении правительства Индии министру по делам Индии лорду Солсбери о русском путешественнике Пашино, который второй раз намерен предпринять попытку пройти в Самарканд через Читрал, и мерах, предпринятых правительством Индии с целью предотвратить осуществление его плана» мы читаем следующее: «Судя по тому, что рассказал о себе Пашино, мы пришли к выводу, что его присутствие в странах, которые он намерен посетить, может вызвать существенное неудобство, и мы считаем, что было бы желательным, чтобы ему помешали осуществить его план. Потому мы дали указание правительству Пенджаба предупредить Пашино в соответствии с разделом 1 и 2 инструкции VIII от 1873 г., что он не получит разрешения на пересечение британской границы, а также передать магарадже Кашмира наше пожелание, чтобы Пашино не было разрешено следовать по Территории Его высочества».

Несмотря на официальный запрет, Пашино переодевается в араба и едет в поезде на север, но за попытку выпить чая в буфете первого класса, его избивает английский полицейский. Он возвращается на родину, так и не осуществив своего замысла. Пашино все же прошел огромные расстояния пешком, побывал в тех местах, где до него не бывал ни один европеец и рассказал об увиденном в своей книге «По Индии», написанной легко, изящно, с прекрасным чувством юмора.

В третий раз Пашино оказывается в Индии в 1876 как сопровождающий сына богатейшего московского купца А.И. Хлудова в его кругосветном путешествии. И на сей раз Пашино – под бдительным надзором англичан, которые считают его опасной личностью, передвижения которой необходимо строго контролировать.

В последние годы жизни Пашино собирался издать свои путешествия под общим заглавием «Вокруг света». Когда вышел первый том «По Индии», на нем было указано, что готовятся к печати следующие выпуски – «По Персии», «По Туркестану», «По Китаю, Японии и Северной Америке», но им не суждено было увидеть свет. Конец жизни Пашино был омрачен крайней нищетой, одиночеством, болезнями: «Я снова разбит на обе ноги…Все меня забыли, никого не вижу, в конуре моей ни чаю, ни сахару – вторую неделю не на что поесть…Дела из рук вон плохи, – придется руку протягивать, а то и петлю на шею». В 1886 он попал под копыта лошади во время разъезда из Александринского театра. Он был помещен в богадельню, где умер всеми забытый 3 сентября 1891.

Так закончилось путешествие жизни Петра Пашино, неутомимого странника и искателя. Вопреки всем препятствиям и болезням, дух Пашино неудержимо рвался в дальние странствия, не придавая ни малейшего значения ни карьере, ни личной выгоде. Этому человеку не везло так, как часто не везет по-настоящему выдающимся людям, особенно в России. Неумение и нежелание кланяться выбросило Пашино из заурядной социальной структуры и привело к довольно ранней гибели. Вероятно те, кто видел в нем опасного шпиона, удивились бы, узнав, что «агент царской разведки» не мог не только издать свои обширные труды, но и попросту прокормить себя. А что если бы Пашино мог найти свой приют, например, в Гималаях, подобно тому старому казаку, встреченному им на севере Индии? Но сослагательного наклонения не существует. Пусть эта небольшая заметка будет скромной данью почтения талантливому, свободолюбивому и отважному человеку.

Там же, с. 15.

Шлегель, Август Вильгельм. 1767-1845. Немецкий филолог, санскритолог, переводчик Шекспира, брат Фридриха Шлегеля, поэта, философа, основоположника течения немецкого романтизма.

Лебедев, Г.С. «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брамгенов, священных обрядов их и народных обычаев». Санкт-Петербург, 1805, с. I.

Там же, вступление.

«Путешествие в Индию грузинского дворянина Рафаила Данибегова». Тбилиси, 1963, с. 27.

Храм Джваламукхи известен как шакти питха, т.е. место, отмеченное присутствием Дэви,

Богини. Таких основных питх в Индии девять. Данибегов неверно объясняет «джваламукхи» как «Святая госпожа, помилуй», а в примечании к тбилисскому изданию его книги 1963 года

«джваламукхи» ошибочно переводится как «рот богини». В.Д.

Там же, с. 33.

Цит. по Гневушева, Е.И. Забытый путешественник. Москва, 1958, с. 17.

Там же, с. 49.

Народное восстание 1857 в Индии «создало благоприятные условия для активизации действий России в Средней и Южной Азии. Появились проекты походов русских войск на Индостан. В этой связи необходимо подчеркнуть два положения, имеющих принципиальное значение. Первое: в этих проектах ставилась задача изгнания англичан из Индостана, а не завоевание Индии. Второе: эти прожекты были отвергнуты царским двором России. Реальной угрозы российского завоевания Индии не существовало» (Русско-индийские отношения в XIX в. Москва, 1997, с. 9).

Русско-индийские отношения в XIX в. Из резюме помощника секретаря секретно-политического отдела Индия офис Р. Мичелла. Москва, 1997, с. 169.

Там же, с. 171.

Цит. по Гневушева, Е.И. Забытый путешественник. Москва, 1958, с. 103.

Месяц португальцы стояли в устье Кваквы, ремонтируя суда. 24 февраля флотилия вышла из лимана, достигла порта и далее пошла на север. Через неделю флотилия подошла к портовому городу Момбаса. Выйдя из Момбасы, Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил 19 человек. 14 апреля он стал на якорь в гавани Малинди. Местный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага и дал им надежного старика лоцмана Ибн Маджида, который должен был довести их до Юго-Западной Индии. С ним португальцы вышли 24 апреля из Малинди. Ибн Маджид взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довел суда до Индии, берег которой показался 17 мая. Увидев индийскую землю, Ибн Маджид отошел подальше от опасного берега и повернул на юг. Через три дня показался высокий мыс, вероятно, гора Дели. Тогда лоцман подошел к адмиралу со словами: «Вот она страна, к которой вы стремились». К вечеру 20 мая 1498 г. португальские суда, продвинувшись к югу около 100 км, остановились на рейде против города Каликут (ныне Кожикоде).

Экспедиция Гамы не была убыточной для короны, несмотря на потерю двух судов: в Каликуте удалось приобрести пряности и драгоценности в обмен на казенные товары и личные вещи моряков, немалый доход принесли пиратские операции Гамы в Аравийском море. Но, конечно, не это вызвало ликование в Лиссабоне среди правящих кругов. Экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869) основная коммерция Европы со странами и с шла не через , а через - мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с и удерживала ее 90 лет - до разгрома Непобедимой армады (1588).