МГУ: описание, история, экскурсии, точный адрес. История Когда произошло основание мгу

Образование и становление Московского университета

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки - латыни, но и на русском языке.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении Московского университета), Малый театр и др.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

В 1948 году сотрудники отдела ЦК партии, курировавшего науку, получили из Кремля задание: проработать вопрос о постройке нового здания для МГУ. Докладную записку они подготовили совместно с ректором Университета – академиком А.Н. Несмеяновым, предложив возвести для «храма советской науки» высотку.

Из ЦК бумаги перекочевали к московским властям. Вскоре Несмеянова и представителя «научного» отдела ЦК пригласили в горком партии: «Ваша идея нереальна. Для высотки нужно слишком много лифтов. Поэтому здание должно быть не выше, чем в 4 этажа.»

Через несколько дней у Сталина состоялось специальное совещание по «университетскому вопросу», и генералиссимус объявил свое решение: возвести для МГУ здание высотой не меньше 20 этажей на вершине Ленинских гор – чтоб издалека было видно. «…И чтобы предусмотрели каждому студенту отдельную комнату в общежитии! – добавил великий вождь и уточнил у Несмеянова: – Сколько предполагается у вас учащихся? Шесть тысяч? Значит, должно быть шесть тысяч комнат!» Тут в разговор вмешался Молотов: «Товарищ Сталин, студенты ведь народ компанейский. Скучно им будет жить поодиночке. Пусть хоть по двое селятся!» – «Хорошо, оставляем три тысячи комнат!»


Строительство высотных зданий было огромным шагом вперед на пути индустриализации отечественной строительной отрасли. Московские высотные дома стали экспериментальной базой для множества технологий, примененных в СССР впервые и составляющих основу современной проектной и строительной практики. Высотные здания явились очень требовательными «заказчиками» для строительной промышленности. Громадный объем сооружений позволил осуществить применение новых и дорогостоящих технических усовершенствований, стоимость которых была переложена на единицу полезной площади здания без значительного удорожания последней. Это облегчило возможности освоения новой техники. Строительство высотных зданий оказалось экономически прогрессивным фактором – его влияние вышло далеко за пределы рамок строительства самих высотных зданий.

Проект нового здания университета готовил известный советский архитектор Борис Иофан, придумавший небоскреб Дворца Советов. Однако за несколько дней до утверждения «в верхах» всех чертежей зодчего от этой работы отстранили. Создание самой грандиозной из сталинских высоток было поручено группе архитекторов, возглавляемой Л.В. Рудневым.

Причиной столь неожиданной замены считают неуступчивость Иофана. Он собирался строить главный корпус прямо над обрывом Ленинских гор. Это в точности соответствовало пожеланиям «отца народов». Но к осени 1948-го ученые-специалисты сумели убедить генерального секретаря, что такое расположение огромного сооружения чревато катастрофой: район опасен с точки зрения возникновения оползней, и новый Университет попросту сползет в реку! Сталин согласился с необходимостью переноса главного корпуса МГУ подальше от кромки Ленинских гор, а вот Иофана такой вариант совершенно не устраивал. Возражать «лучшему другу и учителю советских архитекторов»? –Немедленно в отставку!

Лев Руднев перенес здание на 800 метров в глубь территории, а на месте, выбранным Иофаном, создал смотровую площадку.

В первоначальном эскизном варианте предполагалось увенчать высотку скульптурой внушительных размеров. Персонаж на листах ватмана был изображен абстрактный – фигура человека с задранной к небу головой и широко раскинутыми в стороны руками. Видимо, такая поза должна символизировать тягу к знаниям. Хотя архитекторы, показывая чертежы Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождем. Однако Иосиф Виссарионович распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные шесть высоток, строящихся в столице.

Для высотных зданий применялись стальные и железобетонные каркасы. Стальной каркас, по сравнению с железобетонным, являлся более индустриальным, однако его применение влекло большой расход стали. При проектировании восьми высотных зданий в Москве конструкторы разработали третье, промежуточное по степени экономичности и индустриальности решение — стальной каркас, усиленный бетоном, так называемый железобетонный каркас с жесткой арматурой.

Каркасная система позволила свести роль наружных стен к лишь оболочке, изолирующей внутреннее пространство здания от внешних температурных колебаний. Все нагрузки здания теперь передавались на каркас, представляющий собой систему балок и колонн, которые воспринимали вес здания и передавали его на фундамент. В основу советских методов проектирования стальных каркасов были положены труды выдающихся русских инженеров Н.А.Белелюбского, П.Я.Проскурякова, В.Г.Шухова и других, а позднее – Е.О.Патона, Б.Г.Галёркина, Н.С.Стрелецкого, создавших уже к началу ХХ века свою школу и рациональные конструктивные формы. Электросварка, изобретенная в России инженерами Н.Д.Славяновым и Н.И.Бенардосом в 80-е годы XIX столетия получила особенно широкое распространение после Октябрьской революции в различных областях промышленности и в том числе в строительстве. Успешное развитие сварочного дела дало возможность уверенно применить сварку и при монтаже стальных конструкций: каркасы всех высотных зданий в Москве были не только изготовлены, но и полностью смонтированы на сварке. Сварная конструкция, впервые примененная в Советском Союзе для высотного строительства, имела ряд преимуществ перед существовавшей в мировой практике конструкцией с монтажными соединениями на заклепках – снижение веса, снижение трудоемкости изготовления элементов и снижение трудоемкости монтажа.

Предусматривались наиболее простые монтажные сопряжения колонн и ригелей каркасов, причем колонны доставлялись на строительную площадку с уже приваренными к ним элементами сопряжения для крепления ригелей и балок при монтаже. Торцы элементов колонн фрезеровались на заводе, при стыковании таких колонн не требовалось временное крепление в виде расчалок, стыковка производилась при помощи болтов, которые вставлялись в специальные приваренные у торцов «ребра», выполнявшие роль фланцев. Условия упрощения и облегчения монтажа потребовали и максимального сокращения монтажных элементов. Например, при возведении каркаса здания на Смоленской площади при общем весе конструкций 5200 тонн количество монтажных элементов составило всего 7900 единиц. Монтажный вес колонн колебался от 5,0т. до 1,2 т, ригелей от 4,5 т. до 0,3 т.

Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, ровно за 12 лет до полета Гагарина.

В репортажах с ударной стройки на Ленинских горах сообщалось, что высотку возводят 3000 комсомольцев-стахановцев. Однако в действительности работа здесь была у гораздо больше людей. Специально «под университет» в конце 1948 года в МВД был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из лагерей нескольких тысяч заключенных, имевших строительные специальности. Этим счастливчикам предстояло провести остаток срока на сооружении МГУ.

Универсальный башенный кран УБК на строительстве

В системе ГУЛАГа существовало «Строительство-560», преобразованное в 1952-м в Управление ИТЛ Особого района (так называемый «Стройлаг»), контингент которого занимался сооружением университетской высотки. Начальником этого «гулаговского острова» был сперва полковник Хархардин, а после него – полковник Смирнов и майор Архангельский. Курировал стройку лично генерал Комаровский, начальник Главного управления лагерей промышленного строительства. Численность заключенных в «Стройлаге» достигала 14290 человек. Практически все они сидели по «бытовым» статьям, «политических» везти в Москву побоялись. Зону со сторожевыми вышками и колючей проволокой построили в нескольких километрах от «объекта», рядом с деревней Раменки, в районе нынешнего Мичуринского проспекта.

Когда возведение высотного здания подходило к концу, было решено «максимально приблизить места проживания и работы заключенных». Новый лагерный пункт был оборудован прямо на 24-м и 25-м этажах строящейся башни. Такое решение позволяло сэкономить и на охране: нет необходимости ни в сторожевых вышках, ни в колючей проволке – все равно некуда деваться!

Как оказалось, охранники недооценили свой подшефный контингент. Нашелся среди узников умелец, который летом 1952 года соорудил из фанеры и проволоки некое подобие дельтаплана и… Дальнейшие события молва трактует по-разному. По одной версии, он сумел перелететь на другой берег Москвы-реки и благополучно скрылся. По другой – его еще в воздухе расстреляли охранники. Есть вариант с счастливым завершением этой истории: якобы «летуна» уже на земле схватили чекисты, но, когда о его поступке стало известно Сталину, тот лично велел отважного изобретателя отпустить… Возможно даже, что крылатых беглецов было двое. По крайней мере так утверждал вольнонаемный строитель высотки, который сам видел двух людей, планирующих с башни на самодельных крыльях. По его словам одного из них подстрелили, а второй улетел в сторону Лужников.

С уникальной «высотной лагерной зоной» связана еще одна необычная история. Это происшествие даже считали тогда попыткой покушения на вождя народов. В один прекрасный день бдительная охрана, проверяя территорию «ближней дачи» Сталина в Кунцеве, вдруг обнаружила на дорожке винтовочную пулю. Кто стрелял? Когда? Переполох был серьезный. Провели баллистическую экспертизу и выяснили, что злополучная пуля прилетела… со строящегося Университета. В ходе дальнейшего расследования стала ясна картина произошедшего. При очередной смене караула, сторожившего заключенных, кто-то из конвоиров, сдавая пост, нажал на курок винтовки, в стволе которой оказался боевой патрон. Прогремел выстрел. По закону подлости оружие оказалось направлено в сторону находящегося вдалеке правительственного объекта, и пуля все-таки «дотянула» до сталинской дачи.

Главное здание МГУ сразу же побило многие рекорды. Высота 36-этажного высотки достигает 236 метров. Для стального каркаса здания потребовалось 40 тысяч тонн стали. А на возведение стен и парапетов ушло почти 175 миллионов кирпичей. Столь полюбившийся Сталину шпиль имеет высоту около 50 метров, а венчающая его звезда весит 12 тонн.

На одной из боковых башен установлены часы-чемпионы – самые большие в Москве. Циферблаты сделаны из нержавеющей стали и имеют диаметр 9 метров. Стрелки часов тоже весьма внушительны. Минутная, например, вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов и имеет длинну 4,1 метра, а весит 39 килограммов.

В высотке было создано и уникальное лифтовое хозяйство. Специалисты изготовили 111 лифтов особой конструкции, в том числе и высотные скоростные кабины.

Весьма вероятно, что Главное Здание Университета является рекордсменом и по количеству колонн. Подсчитать их число практически невозможно. Часть колонн поставлена исключительно ради украшения, и не несет никакой конструктивной нагрузки.

1951 г. Комсомольцы-облицовщики — ученики школы рабочей молодежи на фоне Главного здания

На башне главного корпуса университета монтажник комсомолец Иван Клещев вызывает по телефону подъемный кран.

Электросварщик Е.Мартынов на тридцать четвертом этаже главного корпуса университета.

Ствол башенного крана УБК-3-49, сохранившийся до наших дней на чердаке одного из московских высотных зданий

Иосиф Виссарионович не дожил до этого события семь месяцев. Возведенное по его инициативе высотное здание «храма науки» торжественно открыли 1 сентября 1953 года. Проживи он еще немного, и Московский государственный университет стал бы вместо «имени М.В. Ломоносова» – «имени И.В. Сталина». Планы подобного переименования были уже вполне реальны. Смену Васильевича на Виссарионовича собирались приурочить как раз к вводу в действие нового корпуса на Ленинских горах. Но генералиссимуса не стало, и проект остался неосуществленным. А ведь зимой 53-го даже буквы для нового названия университета были готовы. Уже размечали их установку над карнизом главного входа в высотное здание.

1956 год
Мало кто знает, но территория МГУ должна была быть в два раза больше современной. Участок за Ломоносовским проспектом, ограниченный проспектом Вернадского и Мичуринским проспектом, в плоть до современной улицы Удальцова, должен быть частью МГУ. Территория огромная! Уже в 21 веке, Интеко построило библиотеку МГУ на этой территории на Ломоносовском проспекте на против МГУ, а до этого построила на углу Мичуринского и Ломоносовского жилой комплекс «Шуваловский».

Самой любопытной подробностью в истории строительства Московских высоток является то, что на протяжении времени с момента их закладки и до его окончания предполагаемые этажность и назначение зданий менялись.

Если верить статьям в газете «Советское искусство» от 28 февраля 1948 года, планировалось построить самое крупное здание в 32 этажа на Ленинских горах в центре излучины Москвы-Реки и расположить в здании гостиницу и жилые квартиры. Ни про какой университет тут речи не идет.

В первоначальных планах здания планировалась установить статую Ломоносова вместо шпиля по аналогии с Дворцом Советов. Фигура могла бы иметь высоту 35–40 метров, но это придало бы зданию вид гигантского пьедестала для маленькой скульптурки. Поэтому ее сняли сверху, уменьшили в размерах, изменили позу и поставили к фонтанам, где сегодняшние студенты, обычно отмечают окончание сессии. А здание, получившее взамен шпиль высотой 58 метров, только выиграло.

Такое грандиозное строительство не могло не обрасти множеством баек и мифов. А.Н. Фешенков, бывший выпускник МГУ, и, как он сам пишет, любознательный студент, в своей статье приводит некоторые из таких баек.
В здании МГУ – 34 этажа плюс шпиль и достоверно – 3 подвала вниз. 29 этаж – Музей землеведения МГУ, оттуда ходит лифт на 32 этаж. 30 и 31 этажи – технические. Круглый зал заседаний – это 32 этаж. 33 этаж – это галерея под куполом, а последний этаж, 34 соответственно – опять технический. Там находится вход в шпиль. Что внутри шпиля?
Одна из баек гласит, что в Советское время помещение там принадлежало КГБ и использовалось для наружного наблюдения за перемещениями высокопоставленных лиц, что, вроде бы, оттуда было видно дачу Сталина.

Другая байка такова: на каком-то из подвальных этажей от –3-го до –16-го (в зависимости от фантазии рассказчика), лежит 5-метровая бронзовая статуя Сталина, что должна была стоять перед входом в Главное здание (ГЗ). Но в связи с 53-им годом эту статую так и оставили в подвале еще недостроенного ГЗ, и так она там и лежит замурованная.
Что наверняка является байкой, это то, что ГЗ строили зэки. Это в корне неверно. Это подтверждено свидетелями. Разве такую ответственную стройку стратегического объекта, курируемого лично Л. П. Берия, доверили бы зэкам, предателям Родины, которые никогда ничего сложнее Беломорканала не строили? ГЗ построено исключительно трудом немцев-военнопленных. Байка о зэке, улетевшем со шпиля на куске фанеры в Раменки и (или) выуженном из Москва-реки НКВД, пошла из статьи, опубликованной в «Комсомолке» в 1989 году.

Пожалуй, самая известная байка о строительстве МГУ, которая передается из статьи в статью. Суть ее в следующем. Когда планировали строительство Храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года, было несколько проектов, один из них – построить храм на Воробьевых горах. Строительство не началось, так как здесь очень слабые грунты, которые не в состоянии выдержать крупного здания. Но что не смогли сделать царские архитекторы, сделали сталинские. Вырыли огромный фундамент, залили жидким азотом, потом поставили холодильные установки на то место, которое потом стало называться 3-м подвалом. Этой зоне присвоен статус суперсекретной, так как в случае возможной диверсии и вывода из строя морозильников через неделю ГЗ сплывет в Москва-реку. Нужно сказать, что эта история нашла опровержение в различных источниках. Во-первых, из-за дороговизны и ненадежности способа заморозки грунта жидким азотом. Во-вторых, ставить целостность МГУ в зависимость от подачи электричества? Гораздо проще и дешевле морозить всё трубами с крепким соляным раствором минусовой температуры.

С Храмом Христа Спасителя Университет связывает еще кое-что кроме нереализованного проекта на Ленинских горах. Малахитовые колонны, снятые при разрушении храма, много лет валялись на складе НКВД, а потом Л. П. Берия подарил их своему детищу. Колонны украшают собой кабинет ректора. Говорят, что это не единственная деталь храма, унаследованная храмом науки.

В одном из подвальных помещений, заваленном противогазами и дозиметрами, в 1989 году А.Н. Фешенков видел карту, привинченную к стене под оргстеклом – позже эта карта была опубликована в газете «АиФ» – и на ней помимо прочего изображались две линии Метро-2, подземные автомобильные тоннели, в том числе дублирующие садовое кольцо. Запомнились выход на Мичуринском проспекте, грандиозная автомобильная магистраль, выходящая около Белорусского вокзала и также автомагистраль, которую строили позже ГЗ, до самого Белого Дома.

Одну из тайн подземелий не так давно рассекретили – линию метрополитена, так называемого Метро-2, от Кремля до аэропорта Внуково. Ветка Метро-2 проходит прямо под ГЗ, один из входов туда – через КПП зоны «Б». Эта ветка ведет в подземный город в районе Раменок.

Еще одна легенда – когда проектировали ГЗ, его проектировали как запасной телецентр, если Шаболовка выйдет из строя в случае войны (Останкинской башни тогда еще и в помине не было).

МГУ 1950-е годы

МГУ 1950-е годы

МГУ 1950-е годы

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ ВОКРУГ МГУ

А вот тут - http://raskalov-vit.livejournal.com/127004.html можно почитать и посмотреть на ребят, которые залезли на шпиль здания. Ух, смельчаки... источники
http://retrofonoteka.ru
http://my-ramenki.narod.ru/int-msu.html
http://www.mmforce.net/msu/story/story/1520/ — Александр Добровольский
http://aramis.dreamwidth.org
Фотографии Грановского

Если вспоминать архитектуру СССР, то хотелось бы вам напомнить , а так же Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Московский университет - один из старейших российских университетов. Он был основан в 1755 году. Учреждение университета связано с именем выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Михаил Васильевич активно выступал за создание системы высшего образования в России. Большинство учебных заведений, созданных еще в эпоху Петра I, к середине XVIII века устарели. К тому времени возникла острая необходимость в подготовки специалистов высокого класса, повышении уровня учебных заведений, в том числе и высшей школы.

Ломоносов не раз ставил вопрос об открытии университета в Москве. Свои предложения он направил И. И. Шувалову, фавориту императрицы Елизаветы Петровны, который как известно покровительствовал развитию русской науки и культуры. Таким образом, предложения М. В. Ломоносова легли в основу проекта Московского университета с согласия Шувалова. Роль Шувалова в открытии университета не всегда оценивалась объективно, но бесспорно то, что без его содействия учреждение университета в условиях того времени было бы затруднительным мероприятием.

Иван Иванович Шувалов - одна из ярких личностей того времени, человек с высоким уровнем образования, представитель русского Просвещения. Он как никто другой понимал важность развития просвещения, науки и культуры в Российской империи. Именно по его инициативе в 1757 году была создана Академия художеств, президентом которой он стал. Шувалову удалось скупить и переправить в Академию лучшие образцы произведений искусства. Коллекция Академии была представлена картинами лучших европейских художников и насчитывала около 104 полотен (Рембрандт, Рубенс, Ван-Дейк и др.).

И. И. Шувалов представил проект нового учебного заведения императрице Елизавете Петровне, которая после ознакомления с ним 24 января (4 февраля) 1755 года подписала указ о создании университета. В память о дне подписания указа в Московском университете ежегодно празднуется Татьянин день. Торжественное открытие занятий в университете состоялось в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля 1755 года. Тогда же в университете были прочитаны первые лекции. Шувалов стал первым куратором университета, а его первым директором был назначен Алексей Михайлович Аргамаков (1711-1757). Любопытно отметить тот факт, во время торжественного открытия университета, имя Ломоносова даже не было упомянуто. По мнению историка М. Т. Белявского, «Шувалов не только присвоил себе авторство проекта и славу создателя университета», но и «значительно испортил ломоносовский проект, внеся в него ряд положений, против которых с такой страстью боролся Ломоносов и другие передовые русские ученые в Академии наук» .

Университет непосредственно был подотчетен Правительствующему Сенату. Профессорско-преподавательский состав подлежал только университетскому суду с санкции куратора и директора. Главой университета являлся куратор, который назначал преподавателей, утверждал курсы лекций. Непосредственное управление осуществлял директор. Он был уполномочен управлять доходами университета, заботится о его благосостоянии. Решения директора утверждались куратором. Совещательным органом при директоре была Конференция профессоров - аналог современного ученого совета. Она состояла из трех профессоров и трех ассесоров университета.

В соответствии с планом М. В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. Показательно, что Московский университет был единственным в Европе, не имевшим в своем составе богословского факультета . Все потому что, Ломоносов решительно выступал против посягательств церкви на свободу научного творчества. Ломономов стремился к освобождению науки в России от опеки церкви. Эта идея нашла отражение в 4 параграфе его проекта: «Хотя во всяком Университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется святейшему Синоду» .

Профессора на первых порах были большей частью приглашены из-за границы и только двое: Н. Н. Поповский - по словесности и философии и А. А. Барсов - по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф. Я. Яремский были определены из воспитанников Петербургского Академического университета .

Ломоносов активно выступал за то, чтобы в первом русском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке. Правда, старания Ломоносова увенчались успехом только через три года после его смерти: согласно указу Екатерины II «для лучшего распространения в России наук начались лекции во всех трех факультетах природными Россиянами на Российском языке» .

Московский университет с самого начала отличался демократическим составом студентов и профессоров. Почти все они принадлежали к непривилегированным сословиям. Уже в преамбуле указа об учреждении университета отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев» . В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов приводил в пример западноевропейские университеты, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды» .

Шувалов как первый куратор университета приглашал для преподавания лучших европейских профессоров и преподавателей, лично занимался покупкой книг и пособий. 3 июля 1756 года была открыта университетская библиотека, одна из старейших в нашей стране. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки. московский университет ломоносов студент

Учреждение Московского университета и Академии художеств было лишь началом. Шувалов предполагал подвести под систему высших учебных заведений мощный фундамент - провинциальные гимназии и школы . Московский университет с первых лет своей деятельности вел большую работу по становлению и развитию в стране среднего образования, просвещения. Его просветительская деятельность способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия, Академия художеств в Петербурге, Малый театр .

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры . Таким образом, с появлением университета в Российской империи значительно возрос уровень образования в обществе, распространилось просвещение среди населения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История медицинского университета им. Асфендиярова как одного из старейших казахских ВУЗов, его деятельность во время Великой Отечественной войны. Обзор факультетов и подразделений КНМУ. Биография и заслуги Асфендиярова. Ректоры университета, его символы.

    презентация , добавлен 31.03.2015

    Томский университет в дореволюционный период. Борьба за университет в Сибири, его открытие в Томске и за открытие новых факультетов. Процесс перестройки учебной работы. Продолжительность занятий. Составление переходных учебных планов и программ.

    реферат , добавлен 12.03.2014

    Путь становления личности М.В. Ломоносова. Обучение в славяно-греко-латинской академии. Открытие Московского университета. Теория "трех штилей" Ломоносова и борьба за русский язык. Развитие искусства мозаики. Болезнь и смерть великого ученого.

    презентация , добавлен 16.11.2011

    Состояние советского образования на пороге перемен как "исходная точка" для ее последующего реформирования. Теоретические аспекты анализа тенденций развития университетов России в 1990-х годах. Статистический сборник как источник по истории университетов.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2017

    Детство великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Путь в Москву. Учеба в "Спасских школах", Славяно-греко-латинской Академии. Изучение истории, физики, механики в Германии. Основание Московского университета. Последние годы жизни ученого.

    презентация , добавлен 27.02.2012

    Деятельность университета, состояние до войны и во время боевых действий. Учебный процесс института в 30-е гг. Профессорско-преподавательский состав Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры в довоенный период.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2010

    История создания и развитие университетов в Средние века. Монастырские, соборные и приходские школы в раннем Средневековье. Необходимость появления новых форм образования. Появление первых университетов. Учебный процесс в средневековом университете.

    реферат , добавлен 21.11.2014

    История усадьбы Петровско-Разумовской. Знаменитые выпускники Московского государственного агроинженерного университета. Государственные станции по исследованию и испытанию машин. Факультетская форма организации высшего агроинженерного образования.

    реферат , добавлен 29.05.2013

    История развития металлургии в России. Поездка за границу для обучения химии, горному делу и металлургии воспитанника академического университета М.В. Ломоносова. Обучение Ломоносова у крупного специалиста горнорудного дела и металлургии И. Генкеля.

    реферат , добавлен 16.03.2011

    Введение платы в высших учебных заведениях. Положение студентов-платников. Взимание платы за обучение. Стипендиаты. Обеспечение малоимущих. Жилищное положение стипендиатов. Персноальные стипендии. Девятая конференция профсоюзной секции студенчества.

Ломоносова (Москва) - это отличное учебное заведение для молодых людей, которые хотят всецело посвятить свою жизнь науке или же получить качественное разностороннее образование, открывающее двери в ряд ведущих российских и зарубежных компаний.

Основание университета

МГУ был создан в 1755 году М. Ломоносовым и И. Шуваловым. Датой открытия должен был стать 1754 год, но этому было не суждено случиться из-за ремонтных работ. Указ об открытии учебного заведения подписала сама императрица Елизавета зимой того же года. В честь этого события каждый год в университет отмечается Татьянин день. Уже весной начали читаться первые лекции. Куратором вуза стал Иван Шувалов, а директором - Алексей Аргамаков. Самое интересное, что ни в одном официальном документе и ни в одной речи, посвящённой открытию, не был упомянут Михаил Ломоносов. Историки объясняют это тем, что Иван Шувалов присвоил себе идею создания МГУ и славу от неё, а также внедрил в его деятельность ряд положений, которые рьяно оспаривались самым Ломоносовым и другими прогрессивными учёными. Это только предположение, доказательств которому нет. Некоторые историки считают, что Ломоносов лишь исполнял поручения Шувалова.

Управление

Ломоносова подчинялось Правительственному сенату. Профессора вуза подчинялись только университетскому суду, который возглавляли директор и куратор. В обязанности куратора входило полное управление заведением, назначение преподавателей, утверждение учебной программы и т. д. Директор избирался из посторонних лиц и осуществлял контрольную деятельность. В его обязанности также входило обеспечение материальной стороны вопроса и налаживание переписки с известными деятелям науки и другими учебными заведениями. Чтобы решение директора получило полную силу, оно должно было быть утверждено куратором. При директоре работала Конференция профессоров, которая состояла из 3 профессоров и 3 асессоров.

XVIII век

Имени Ломоносова (МГУ) в XVIII веке мог предложить студентам три медицины и права. Михаил Херасков в 1779 году создает университетский благородный пансион, который становится гимназией в 1930 году. Основателем университетской прессы считается (1780 годы). Здесь издавалась газета «Московские ведомости», которая была наиболее популярной во всей Российской империи. Вскоре при вузе начинают формироваться первые научные сообщества.

XIX век

С 1804 года управление университетом перешло в руки Совета и ректора, который утверждался лично императором. Совет состоял из лучших профессоров. Переизбрания ректора происходили каждый год посредством тайного голосования. Точно так же избирались деканы. Первым ректором, которого выбрали по такой системе, стал Х. Чеботарёв. Совет занимался вопросами учебной программы, проверки знаний учащихся и назначением преподавателей в гимназии и училища. Каждый месяц в МГУ имени Ломоносова проходили заседания, посвященные новым научным открытиям и экспериментам. Исполнительным органов стало Правление, состоявшее из ректора и деканов. Общение между управленцами вуза и властью осуществлялось при помощи попечителя. В это время факультеты в МГУ имени М. В. Ломоносова претерпели некоторые изменения: они были поделены на 4 ветки наук (политические, словесные, физико-математические и медицинские).

XX век

В 1911 происходит громкий скандал - «дело Кассо». В результате него университет на 6 лет покидают около 30 профессоров и 130 преподавателей. Сильнее всего от этого пострадал физико-математический факультет, который после ухода П. Лебедева замер в развитии на 15 лет. В 1949 году начинается строительство нового корпуса на Воробьёвых горах, который в будущем становится главным зданием вуза. В 1992 году ректором университета избирается известный математик В. Садовничий.

Учебный процесс

Хотите знать, чему учат в МГУ имени Ломоносова? В 2011 году все российские вузы должны были перейти на двухуровневую систему обучения, которую предписывает Болонская конвенции. Несмотря на это, МГУ продолжает обучать студентов по интегрированной 6-летней программе. Ректор университета Виктор Садовничий заявил, что учебное заведение готовит будущих специалистов согласно собственным стандартам. Он сделал акцент на том, что они будут на уровень выше государственных. Для студентов возможны две формы обучения - специалитет и магистратура. Обучение на специалиста будет длиться 6 лет, а бакалавриат останется лишь на некоторых факультетах. Аналитики в области образования имеют разные точки зрения на такое решение вуза: кто-то его одобряет, кто-то же не спешит делать выводы.

Структура

На сегодняшний день университет состоит из более чем 600 зданий, общая площадь которых равна примерно 1 миллиону м². Лишь в столице России территория вуза занимает около 200 га. Известно, что правительство Москвы выделило местность площадью 120 га для новых застроек вуза, на которой с 2003 года ведутся активные работы. Территория была получена в безвозмездную аренду. Строительство происходит во многом благодаря содействию ЗАО «Интеко». Компания застроила часть выделенной территории двумя жилыми районами и зоной парковки. Университет имеет долю в размере 30 % от и 15 % от паркинга. Также территорию планируется застроить четырьмя зданиями, окружающими фундаментальную библиотеку. Всё это будет представлять из себя небольшой городок, на котором разместятся лабораторный и исследовательский корпуса и стадион.

В 2005 году была построена фундаментальная библиотека. Осенью 2007 года мэр города Ю. Лужков и ректор МГУ торжественно открыли два важных объекта: Первый учебный корпус МГУ, в котором расположились три факультета (государственного управления, исторический и философский) и система из 5 зданий для медицинского центра (поликлиника, стационар, диагностический и аналитический центры и учебный корпус). Зимой 2009 года прошло торжественное открытие 3-го гуманитарного корпуса, в котором планировалась разместить экономический факультет. Через год был открыт 4-й корпус, который занял юридический факультет. Под Ломоносовским проспектом был создан подземный пешеходный переход, который соединил новую и старую территории.

В 2011 году первый учебный корпус, расположенный на новой территории, стали именовать «Шуваловский», а ещё один строящийся получит название «Ломоносовский». Филиалы вуза есть даже за пределами страны, в самых отдаленных уголках: в Астане, Душанбе, Баку, Ереване, Ташкенте и Севастополе.

Научная жизнь

Имени Ломоносова (МГУ) славится талантливыми учёными, которые регулярно публикуют интересные работы и исследования. Весной 2017 года биологи МГУ опубликовали доклад, в котором доказали взаимосвязь между почечной недостаточностью и «неправильными» митохондриями. Результаты эксперименты были опубликованы в научном журнале Scientific Reports. Был создан новый способ, помогающий оценивать состояние окружающей среды. Вуз славится не только известными учеными, которые уже создали себе имя, но и молодыми талантами. Многие из них в 2017 году стали лауреатами премии правительства Москвы.

Факультеты

МГУ имени Ломоносова предлагает студентам на выбор большое количество направлений образования. Всего насчитывается около 30 факультетов. На основе вуза функционирует Московская школа экономики, Высшая школа бизнеса, факультет военного обучения, Высшая школа перевода и т. д. Также есть Университетская гимназия, которая принимает детей-сирот. Что интересного мы можем узнать о МГУ имени Ломоносова? Физический факультет считается одним из самых прогрессивных, и не зря. Его считают лучшим местом для обучения физике во всей России, ведь здесь проводятся исследования, которые получают мировую огласку. Ведущие преподаватели - это ученые, которые известны своими открытиями и идеями даже за рубежом. Данный факультет был создан в 1933 году, и тогда он назывался кафедрой экспериментальной и теоретической физики. Здесь преподавали такие ученые, как С. Вавилов, Н. Боголюбов, А. Тихонов. Из 10 российских лауреатов Нобелевской премии 7 обучались и работали на этом факультете: А. Прохоров, П. Капица, И. Франк, Л. Ландау, А. Абрикосов и И. Тамм.

Подводя итоги этой обзорной статьи, хочется сказать, что МГУ им. Ломоносова - это один из лучших вузов Российской Федерации, если не самый лучший. Делать выбор каждому абитуриенту следует самостоятельно, ведь обучение здесь открывает массу возможностей. Популярность этого учебного заведения вряд ли когда-то упадёт, ведь даже в филиалах практически никогда не бывает недоборов.

28 января 1724 г. император издал указ о создании в Петербур-ге Академии наук, а при ней университета, который должен был занимать-ся подготовкой научных кадров. Почему же первым российским универси-тетом признается Московский? Во-первых, «петровский» университет никогда не был самостоятельным учреждением, не имел собственного уста-ва, полностью подчинялся президенту Академии наук. Во-вторых, академи-ческий университет в XVIII в. плохо справлялся со своей основной задачей. Желающих обучаться было крайне мало: поначалу 8 слушателей обучали целых 17 профессоров! Студентов приходилось приглашать из-за границы. Так, например, с 1726 по 1733 г. в академический университет было зачи-слено всего 38 человек , и только 7 из них были русскими.

Идея создания и проект Московского университета принадлежат М. В. Ломоносову . Свои предложения он сформулировал в письме к И. И. Шувалову, фавориту Елизаветы Петровны. Благодаря под-держке и активной помощи последнего и был открыт университет.

В Московский университет могли поступать не только дворяне, но и предста-вители других сословий. Двери Московского университета были закрыты только для крепостных крестьян.

Университет имел три факультета: медицинский, юридический и философский. Обучение все студен-ты начинали на философском факультете, где полу-чали основательную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, ме-дицинском или на том же философском факультете. В отличие от европейских университетов, в Москов-ском не было факультета богословия, что объясняет-ся наличием в России специальных учреждений для подготовки служителей православной церкви, а пре-подавание велось не только на общепризнанном тог-да языке — латыни, но и на русском языке.

При Московском университете были открыты две гимназии (для дворян и разночинцев, то есть людей иных чинов). Работала библиотека, устраивались публичные лек-ции с демонстрацией опытов. В университетской книжной лавке можно было купить русские и иностранные книги. Здесь выпуска-лась газета «Московские ведомости». Материал с сайта

Ежегодно 25 января, в Татьянин день, в России отмеча-ется День российского студенчества. Это любимый и долгождан-ный праздник для десятков тысяч юношей и девушек, обучающих-ся в институтах и университетах. Эта дата непременно связна с тем, что в этот день был основан Московский университет.

Существует версия, что И. И. Шувалов не случайно выбрал дату для под-писания императрицей указа «Об учреждении Московского университета». 25 января — день именин его матери Татьяны Родионовны. Открытие уни-верситета — своеобразный подарок матери от сына.