Кто такие гномы и где они живут. Научные факты о существовании гномов. Бородатые народы в играх

О том, существуют ли гномы , люди начали задумываться еще в средневековье. Именно в те смутные времена стали появляться рассказы о них в среде европейских народов. По определению, гномы – это маленькие существа, похожие на человека, носящие бороду, живущие под землей и имеющие огромные богатства. Впервые данное определение, как и само слово, появилось в 16 веке и прозвучало из уст алхимика того времени –Парацельса. Гномы были признаны одним из основных элементов для получения золота.

Само название данных существ относительно новое, а вот их род достаточно древний. В разных народах гномы известны под различными именами. Данное название не случайно, так как с греческого оно переводится, как знания. Это не удивительно. Парацельс считал, что именно гномы могут показать местонахождение золотоносной жилы или алмазные копи. За эту услугу люди должны оказать горному духу помощь и отдать то, что он захочет. Небольшие подарки, не имеющие большой ценности для людей, могут стать прекрасным подарком для гномов.

Существуют ли гномы: взгляд человека

Существа, живущие в горах и лесных дебрях, кажутся людям очень злыми. На самом деле гномы – добрый народ, но они очень пострадали от жадности и коварства человека. Люди желали отобрать у них богатства и истребить хранителей. Обиженные гномы спрятали все золото и сами ушли подальше от человеческих глаз. Когда они выходят в безлюдных местах и встречают заблудившегося путника, то очень громко кричат и пугают его.

Взаимоотношения гномов и людей очень напряженные, но у них есть еще больший враг – это гримтурсы, проживающие под землей и являющиеся чудовищами. Между ними ведутся постоянные войны. Не берет мир гномов и с драконами.

Те, кто видел этих существ, утверждают, что они очень маленькие с окладистыми большими бородами, и у них не возникает вопроса, существуют ли гномы . Их рост соизмерим с ростом ребенка. Несмотря на небольшие размеры, гномы очень сильные. Они обладают уникальными способностями и талантами. Одежда гномов очень яркая, несмотря на то, что они постоянно трудятся под землей.

Говорят, что самые покладистые «трудяги» остались на земле и смешались с людьми, для того, чтобы обучить их всем премудростям кузнечного дела и ювелирного мастерства.

Духи пещер привыкли жить уединенно и только в своей компании. Они не допускают к себе чужаков и отличаются достаточно скверным характером. Гномы очень капризные и избалованные. Если что-то происходит против их воли, то они обижаются и продумывают планы мести, которые в основном направлены на людей.

Гномы являются хранителями несметных богатств, скрываемых в темных подземельях. Все эти сокровища сделаны маленькими руками трудолюбивых существ.

Из драгоценных камней и металлов гномы делают прекрасные драгоценности, куют кольчуги и оружие. Все, что сделано руками горных духов, представляет предмет вожделения кровожадных драконов, поэтому они связаны друг с другом. Постоянные, незримые для человека войны ведут эти существа. На кону всегда стоит право обладать драгоценностями, хранящимися под чутким присмотром гномов.
Вопрос, существуют ли гномы , задают себе не только простые люди, но и писатели. Они очень часто описывают этих существ в своих произведениях. Сами гномы и их атрибуты встречаются в восточноевропейских сказках и легендах. Ярким образчиком литературного шедевра о горных духах является «Песня о Нибелунгах». В данном произведении рассказывается их повседневная жизнь, сотканная из борьбы и войн за сокровища.

О реальном существовании гномов не говорит ни один факт, но может быть где-то в земных недрах, действительно, стучать маленькие молоточки вечных кузнецов несметных богатств.

Гномы - В европейской средневековой мифологии, у разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей которых так же называют гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы. В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы.

Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком. Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами (гримтурсами) и драконами. Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гмуров смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве.

Гномы - духи земли и гор. В мифологии народов Европы маленькие, человекоподобные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди.

Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны. В недрах земли гномы хранят сокровища – драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Неотделимы от драконов. Драконы охотятся за сокровищами гномов и гномы поэтому находятся с ними в постоянной войне

В мифологиии литературегном - это собирательный образ. В разных мифологиях и произведениях он представлен по-разному. Но почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста. Обычно, местом обитания гномов являются подземелья. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони. Они знамениты как рудокопы и кузнецы, но, как и люди, разносторонни.

Гномы - мифологическая раса, духи гор и земли. О гномах можно прочитать в сказках практически всех стран Европы.

Тролль и гном
Жил давно в одной пещере гном. Было у него много золота и златообительные шахты. Пещера была предназначенна для жизни. Там была сильно вкусная и чистая вода. Рядом с пещерой была плодородная земля в которой можно было выращивать гном-корень. Вобщем жизнь у этого гнома была очень хорошей.
Жил рядом с пещерой и тролль. Он каждый день видел жизнь гнома и завидовал ему. Троллю очень хотелось иметь много золота, вкусную еду, уютный дом. Так, как тролли умом не отличались, он не мог придумать нормального плана и cделал то, что cделали когда-то с ним. Он подкинул гному карту заброшеной шахты. Гном конечно же отправился на поиски этой шахты потому, что ему хотелось иметь больше золота.
Пока гнома небыло, тролль проник в пещеру, взял всё гномовское золото и занял пещеру. К возвращению гнома тролль изменил всю пещеру добавив туда черепов и всяких других своих трофеев. Вернувшись, гном увидел занятую троллем пещеру, разозлился, пригразил
трллю и куда-то ушел. Тролль только посмеялся над этим.
На следующий день гном опять пришёл к пещере и сказал троллю:
-"У тебя теперь много золота. Но есть место, где золота намного больше, чем в пещере. Это места находится в моей шахте - в магме."
Тролль хитро засмеялся и побежал в шахту. Добежав до её конца, тролль увидел магму и прыгнул в неё. Был тролль и нестало тролля.
Плохо воровать чужое. Вот так.

Миф о мифриловом городе
Один раз, группа гномов которую возглавлял гном-шахтёр Мэрл, начала докапывать шахту в горе, которую по каким-то причинам забросили. Раньше гномы помнили почему, но к тому моменту уже забыли.
Так вот. Команда Мэрла продолжила долголетнею работу гномов. После долгих часов работы гномы заметили, что когда они стучали кирками по стене, то раздавался глухой звук. Мэрот догодался, что там, за стеной пустота. После порвого стука стена разволилась. Перед гномами возник каменный город. Из домов стали вылетать гарпии. Гномы успели спрятаться за камнями. Гарпии не заметели их и улетели в дыру, которая была высоко в горе.
Пока гарпий небыло, гномы стали осматривать город, но вдруг послышались звуки прилетающих гарпий. Мэрл взял большой большой камень и кинул в дыру. Дыра закрылась, но гарпии и не думали здаваться. Они начали достовать камень. У них это получилось.
-"Всё."- подумал гном - "Всё пропало. Нас спосёт только чудо"
И чудо случилось. Камень упал. От такого удара затряслась вся гора. С домов начали падать маленькие камешки. Когда все камешки спали, все увидели, что дома сделаны из мефрила. Гарпии испугались яркого света и улетели.
Окозалось, что гарпии нашли гномовский город в мефриловой горе. Им покозалось это место удобное для жилья и наложили заклятье в виде камней скрывающих яркий свет. Посколько заклинание было такое старое, что распалось при первом же ударе.
Сейчас эта гора называется Эверест, а в ней гномовский город.

Легенда клана Гномий Альянс
Один раз гном копая свою шахту, наткнулся на чужую галерею. На удивление стены этой галереи были полностью из золота и алмазов.
Гном забыв, что шахта чужая и может принадлежать даже гоблинам начал отчаянно стучать своей киркой по алмазным стенам. Даже спустя несколько минут, гном не отколол не единого алмаза.Ему надоела бесполезная работа и он решил отдышаться. Вовремя отдышки гном заметил возле поворота неизвесный аппарат. Аппарат представлял из себя большую железяки с ручкой, и остриём на конце.
Гном догадался, что это "кирка" для добычи золота и алмазов. Как только он пошёл чтобы взять её из-за укла появилась рука неизвесного гнома, которая вляла так называемую "кирку" и исчезла.
Гном понял, что он в этой шахте неодин. Осторжно он заглянул заугл и увидел там сотни работающих гномов. Они добывали золото, руду, алмазы и кристаллы. Через всю шахту лежали шпалы. Туда-сюда ездили гномы в телегах и собирали добытые ресурсы. Как только телега заполнялась, то гномы в них ехали куда-то в глубь шахты.
Тут к гному подошёл владелец шахты. Он обяснил гному, что чтобы выжить им пришлось обедениться в один коллектив и придложил в него вступить. Гном согласился и предложил назвать его Гномий Альянс.

ЕЩЕ ОТВЕТЫ

Гномы - маленькие карлики-старички в европейской средневековой мифологии. У разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей. Это надо сказки братьев Гримм читать.

Название химического элемента кобальт происходит от нем. Kobold - домовой, гном. При обжиге содержащих мышьяк кобальтовых минералов выделяется летучий ядовитый оксид мышьяка. Руда, содержащая эти минералы, получила у горняков имя горного духа Кобольда. Древние норвежцы приписывали отравления плавильщиков при переплавке серебра проделкам этого злого духа.

Химический элемент никель Название своё этот элемент получил от имени злого духа гор немецкой мифологии, который подбрасывал искателям меди минерал мышьяково-никелевый блеск, похожий на медную руду (ср. нем. Nickel - озорник); при выплавлении руд никеля выделялись мышьяковые газы, из-за чего ему и приписали дурную славу.

(При помощи википедии)

Гномы - мифологическая раса, духи гор и земли. О гномах можно прочитать в сказках практически всех стран Европы.

Упоминания о них можно встретить в германском и скандинавском фольклоре, легендах Англии, Ирландии и Шотландии.

Изображались гномы всегда внешне похожими на людей, но только ростом они были примерно с ребенка и непропорционально сложены. Имели достаточно большой нос и длинную бороду. Лица их были серовато-землистого цвета, черты лица грубоватые, а волосы и глаза в основном светлые.

Несмотря на свой маленький рост гномы, обладают невероятной силой. Взрослеют они достаточно поздно и живут очень долго.

Живут они в основном в горах, под землей. Строят там свои города жилища и отчаянно их защищают, поэтому обнаружить их непросто и достаточно опасно. Не любят гномы непрошенных гостей. Иногда они выходят на поверхность и даже общаются с людьми, но делают это редко или по необходимости.
Людей они недолюбливают за их жадность.

Недолюбливают они и своих соседей эльфов, ведь те любят деревья и солнце, а гномы предпочитают прятаться под землей, используя деревья как топливо для работы.

В целом же гномы - это трудолюбивый народец, который обладал большими познаниями в технике, алхимии и ремеслах.
Они добывали руду и производили из нее металлы, находили и обрабатывали драгоценные камни, делали ювелирные изделия и волшебное оружие, которое обладало магическими свойствами.

Считается, что именно гномы обучили людей кузнечному делу и ювелирному мастерству.
В легендах разных стран говорится, что гномы хранят и оберегают под землей несметные сокровища, но иногда они могут открыть тайну клада человеку, если он чем-то заслужил уважение гнома.
источник - Интернет

Гномы сказочные карлики из западноевропейского, в первую очередь германо-скандинавского, фольклора, частые герои сказок и легенд. Известны в разных языках под названиями «дверг» (др.-сканд. dvergr, мн.ч. dvergar), «цверг» (нем. zwergen), «дворф» (англ. dwarfs), «краснолюд» (польск. krasnoludki), а также, в древности, «нибелунги» и «нижние альвы». Принятое в русском языке слово «гном» (вероятно, от греч. Γνώση - знание, лат. - Gnomus), как считается, изобрёл алхимик Парацельс в XVI веке. Согласно сказаниям, они живут под землёй, носят бороды и славятся богатством и мастерством. В алхимии и оккультизме гном - дух земли как первоэлемента, земная элементаль. Гномы, наряду с эльфами, гоблинами и троллями, часто появляются в литературе жанра фэнтези и ролевых играх.


Это было в те времена, когда на земле, кроме деревьев и кустарников, да старых коряг, ничего не было. В лесах под землей жили маленькие добрые гномы. Они собирали цветные камушки и пели веселые песни. Люди на Земле жили обычной суетливой жизнью, порой не замечая, что рядом с нами живут чудеса. А когда люди не верят чудесам, их сердца постепенно каменеют.

Жадность и глупость, лесть и зависть проникают в сердца людей и остаются там навсегда. И вот маленькие гномы заметили, что разноцветные камешки стали терять свой блеск и распадаться на мелкие кусочки. Надо было что-то делать! Тогда лесные жители обратились к фее Лесов за помощью:

– Милая фея! Люди становятся злыми и равнодушными к чудесам. Преврати нас, пожалуйста, в прекрасные цветы и травы. Мы будем радовать людей своей красотой. Они будут улыбаться, и доброта растопит окаменевшие сердца.
– Но ведь люди будут срывать, топтать вас. Вам будет очень больно, и слезы грусти могут уничтожить вас совсем, – сказала добрая фея.
– Все равно. Мы не умрем. Мы будем жить на Земле до тех пор, пока люди ни станут добрее и лучше.

Фея выполнила просьбу гномов. И с тех пор на нашей Земле растет огромное количество самых разных цветов и трав. И сколько бы люди ни рвали их, они все равно растут, цветут, радуют нас своей красотой и стремятся, чтобы поскорее стали люди добрее и лучше.

ПОХОЖИЕ ВОПРОСЫ

Гномы, они же - гмуры, также их называют гомозулями, более древние, чем их название; оно - греческое, но греческие классики его не знали, ибо возникло оно только в XVI веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появляется впервые.

«Гносис» на греческом - «знание»; есть гипотеза, что Парацельс изобрел слово „гном“, потому что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов.

Гномы - духи земли и гор. В мифологии народов Европы маленькие, чело-векоподобные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные боро-ды и живут гораздо дольше, чем люди. Гномы ниже, чем люди, но крепче и коренастей. Они известны своим вспыльчивым нравом и невероятной вынос-ливостью. У гномов хорошо развиты сила и телосложение, но с ловкостью дело у них обстоит хуже. Они не такие находчивые как люди, но обычно мудрее благодаря опыту, приобретенному за долгую жизнь.

Народная фантазия представляет гномов, живущих под горами, в виде боро-датых карликов с грубыми и смешными чертами лица. Такими их описывают в Западно-Европейских сказках. Там они обычно одеты в узкие коричневые кафтанчики и монашеские капюшоны. Внешне гномы напоминают таких же сказочных Карлов, но они немного менее приземисты и более длинноносы.

Гномы - великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы.

В общем-то, это трудовой и добрый народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Гномы прячутся в глубо-ких горных пещерах, где ими построены подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, но если встречают в горах людей, - отпугивают их громким криком.

О гномах сложены бесчисленные легенды…

Их считают расой, относящейся к родственниками эльфов и фей. Подобно грифам эллинских и восточных поверий и германским драконам, их обязанность - охранять потаенные сокровища.

Одна легенда говорит о том, что гномы - сапожники фей. Феи любят танцевать, и, танцуя, изнашивают туфли довольно быстро. Сапожники делают им новые туфли… за вознаграждение, разумеется.

Согласно другой легенде, гномы (гмуры) воюют в подземельях с горными чудовищами (гримтурсами) и драконами.

Поскольку гномы похожи на людей, только меньше ростом, (так им удобнее ходить по пещерам), то часть гномов смешалась с людьми: от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве.

Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны. В недрах земли гномы хранят сокровища – драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Любой человек, встретив гнома, пытается заполучить его золото и серебро, которое накоплено усердным гномом в непрерывных, тяжких трудах. Но гномы умеют исчезать, стоит лишь человеку моргнуть глазами.

Согласно тем же легендам, гномы хорошо сопротивляются болезням и ядам, но очень не любят воду и совсем не умеют плавать. Могут видеть в полной темноте. У них сильно развита мимика (порой даже карикатурна), а длинный и острый нос, служит доказательством принадлежности к старой и благородной расе.

О жизни гномов, как народа, известно меньше, а потому все утверждения будут более спорными. Самая древняя раса и, видимо, самая малочисленная; живут родами, игнорируя проблемы мира.

Магия гномов слишком не похожа на магию людей и, возможно, у них существуют культы предков: прародителей, героев и богов, связанных с горами, ремеслом и войной. По всей вероятности, все легендарные мечи этого мира вышли из гномьих кузниц. Гномы закаляли свои мечи в пламени и для уменьшения веса делали их ажурными. Сами же создатели легендарных мечей во время боя становятся грозными противниками.

Легенды о происхождении гномов

Ауле создал их…

Толкиен попытался рассказать, откуда же появились гномы.

Своим возникновением гномы обязаны Ауле, сотворившему их во мраке Среднеземелья.

“…Так сильно желал Ауле прихода Детей, дабы передать ученикам свои знания и свое искусство в ремеслах, что не смог дождаться завершения замысла Илюватара. И Ауле создал гномов - такими, какие они и сейчас, потому что образы Детей, которым предстояло явиться, были ему неясны. И так как Зем-ля пока была под властью Мелькора, Ауле постарался, чтобы творения его оказались сильными и выносливыми.

Опасаясь, что другие Валар могут осудить его замысел, он трудился тайно. И сначала он создал в пещере под одной из гор Среднеземелья семерых отцов гномов. Однако Илюватар знал о том, что происходило. И в тот самый час, когда труд Ауле был, к его удовольствию, завершен, и Ауле начал обучать гномов речи, которую он придумал для них - в тот самый час Илюватар заговорил с ним, и Ауле, услыхав его голос, замолчал.

И Илюватар сказал ему: „Зачем ты сделал это? Почему ты пытаешься создать то, что, как ты знаешь, выше твоих сил и не в твоей власти? От меня ты, как дар, получил только свое собственное существование, и ничего больше, и потому существа, созданные твоей рукой и твоим разумом, могут не жить, а существовать, двигаясь только тогда, когда ты мысленно велишь им двигаться, а если твоя мысль занята чем-нибудь другим, они останутся недвижимы. Разве этого ты хотел?“

Тогда Ауле ответил: „Я не хотел этого. Я хотел создать существа, непохожие на меня, чтобы любить и обучать их, дабы и они тоже смогли постичь красоту Эа, сотворенную тобой. Потому что Арда кажется мне огромным помещением для многих существ, которые могли бы насладиться в ней жизнью. Тем более что большей частью она еще не заселена и безгласна. В своем нетерпении я был безрассуден, но все же стремление к творчеству, скрытое у меня в сердце, заложено при моем сотворении самим тобой. Неразумный ребенок, что превращает в игру замыслы отца, может делать это без злого умысла, а только потому, что он сын своего отца. Но что мне сделать теперь, чтобы ты окончательно не рассердился на меня?

Как сын своего отца, я предлагаю тебе эти существа, творения рук, созданных самим тобой. Делай с ними, что пожелаешь. Но не должен ли я уничтожить свою несовершенную работу?“

И Ауле поднял свой огромный молот, чтобы поразить гномов, и заплакал. Но, тронутый его покорностью, Илюватар почувствовал сострадание к Ауле и к его желанию, а гномы в ужасе отшатнулись от молота, склонили головы и молили о милосердии. И тогда Илюватар сказал Ауле: „Я принял твое творение, каким ты создал его. Разве ты не видишь, что эти существа имеют теперь собственную жизнь и говорят собственными голосами! А ведь они не уклонились от удара, не оспаривали принятого тобой решения“.

И Ауле, обрадовавшись, отбросил свой молот и возблагодарил Илюватара, сказав: „Пусть Эру благословит мою работу и исправит ее!“

Но Илюватар заговорил снова: „Как я дал бытие замыслам Аинур при сотворении мира, так теперь я осуществлю твое желание и дам им жизнь, но ни в чем другом я не буду исправлять дело твоих рук. И какими ты создал их, такими они и останутся. Но я не допущу, чтобы эти существа появились раньше Перворожденных моего замысла. Ни того, чтобы твое творение было вознаграждено. Они будут спать во мраке под камнем и не появятся, пока не пробудятся на Земле Перворожденные. И пока не настанет этот час, ты и твои создания будете ждать, хотя бы и долго. Но когда придет время, они проснутся и станут для тебя, как дети твои, и часты будут столкновения между твоими и моими созданиями, детьми, которых я усыновил, и детьми, избранными мною“.

И тогда Ауле взял семерых отцов-гномов и уложил их отдыхать в укромное место, а сам вернулся в Валинор и ждал, пока тянулись долгие годы.

Так как гномам предстояло появиться в дни могущества Мелькора, Ауле создал их сильными и выносливыми, и потому они тверды, как камень, упрямы, крепки в дружбе и вражде и более стойко переносят тяготы изнурительного труда, голод и телесные раны, чем все прочие, обладающие речью народы. И гномы живут долго, намного дольше, чем дано жить людям - но не вечно.

В былые времена Эльфы Среднеземелья считали, что умершие гномы обращаются в землю и камень, из которых они созданы, но сами гномы в это не верят. Они говорят, что Ауле-творец, кого они называют Махал, заботится о них и собирает их в Мандосе в отдельных залах, что, когда настанет конец Мира, он даст им благословение и поместит среди детей. И тогда их делом будет служба Ауле и помощь ему в перестройке Арда после Последней Битвы. И еще они говорят, что семь отцов-гномов снова и снова воскреснут в их племени и опять будут носить свои древние имена. Из них в последующие эпохи наиболее известным стал Дарин, родоначальник самого дружественного Эльфам племени, чье местожительство было в Хазад-Думе.”

«Сильмариллион», Дж. Р. Толкиен

О дин создал их…

У скандинавских народов есть свои предания о происхождении гномов.

“…С того дня, когда на небе впервые зажглось солнце, жизнь на земле стала веселее и радостнее. Все люди мирно трудились на своих полях, все были довольны, никто не хотел стать знатнее и богаче другого. В те времена боги часто покидали Асгард и странствовали по свету. Они научили людей копать землю и добывать из нее руду, а также сделали для них первую наковальню, первый молот и первые клещи, с помощью которых были потом изготовлены все остальные орудия и инструменты. Тогда не было ни войн, ни грабежей, ни воровства, ни клятвопреступлений. В горах добывалось много золота, но его не копили, а делали из него посуду и домашнюю утварь - вот почему этот век и называется „золотым“.

Как-то раз, роясь в земле в поисках железной руды, Один, Вили Ве нашли в ней червей, которые завелись в мясе Имира. Глядя на эти неуклюжие существа, боги невольно задумались.

Что нам с ними делать, братья? - произнес наконец Ве. - Мы уже населили весь мир, и эти черви никому не нужны. Может быть, их надо просто уничтожить?

Ты ошибаешься, - возразил Один. - Мы населили только поверхность земли, но забыли про ее недра. Давайте лучше сделаем из них маленьких человечков-гномов или черных эльфов и дадим им во владение подземное цар-ство, которое будет называться Свартальфахейм, то есть Страна черных эльфов.

А если им надоест там жить и они захотят подняться наверх, к солнцу? - спросил Вили.

Не бойся, брат, - ответил Один. - Я сделаю так, чтобы солнечные лучи превращали их в камень. Тогда им придется всегда жить только под землей…

Остальные боги согласились с ним. Так появились в мире эльфы и гномы и две новые страны: Свартальфахейм и Льесальфахейм.”

«Старшая Эдда»

Взаимоотношения между гномами и людьми

С конца XVII в. до начала XIX в. скалистые районы и вересковые равнины Корнуэлла покрывались промышленными корпусами с дымящими трубами и глубокими шахтами, где старатели добывали олово, свинец и серебро. Крепко держащиеся за канат рабочие, с прикрепленными на головных уборах свечами, спускались под землю, зная, что там они не одни. «Кто-то» постоянно составлял им компанию, и с этим «кем-то» приходилось вести себя осторожно, чтобы не обидеть.

Это были гномы, живущие и работающие в шахтах, известные также как «кнокеры» (knocker (англ.) - стучащий. Здесь возникает естественная ассоциация о явлениях полтергейста, с которыми наши современники столкнулись еще в ХХ-ом столетии. Кроме того, подземные существа не являются исключительным достоянием западноевропейской мифологии. Достаточно вспомнить прекрасную книгу «Уральские сказы» русского писателя Бажова, где упоминаются такие персонажи, как Изумрудная Змейка, Хозяйка медной горы и т. п. – В. Ш.).

Часто шахтеры могли слышать удары их инструментов, дробящих горную породу, совсем рядом, как будто сразу за углом или же в соседнем тоннеле. Считалось что мешать работе гномов не следует. Советовали прислушиваться к их ударам, так как нокеры обладали чудесной способностью обнаруживать богатейшие залежи руды. Того же, кто пытался следить за гномами или украсть их добычу, ожидала серьезная болезнь, насланная кнокерами, - нечто вроде ревматизма, когда человек оставался хромым до конца жизни.

Однако один старик решил попытать счастье. Звали его Тренвит. Он добывал руду в районе Бокклз. Как-то летней ночью он с сыном лежа в траве поджидал появления гномов, терпеливо час за часом вглядываясь в темноту, пока не заметил группу человечков, пытающихся вытащить на поверхность свой груз. Сняв шапку и извинясь за то, что потревожил гномов Трёнвит предложил им сделку. Зачем гномам мучиться целую ночь, вытаскивая руду, если они с сыном могли бы помочь? Взамен старик попросил кнокеров указать богатые металлами места и пообещал отдавать им каждый день десятую часть добычи. Гномы, посоветовавшись между собой, согласились.

Долгое время обе стороны оставались довольны соглашением: гномы наслаждались массой свободного времени, а старик ежедневно отдавал им положенную часть. Скоро Тренвит разбогател. Но он был не вечен и когда умер, то шахта перешла сыну. Наследник, считая себя слишком обремененным отцовским обязательством, начал урезать долю гномов. Но кнокеры были не из тех, кого легко обмануть. Рассердившись на вероломство и жадность сына, они в свою очередь тоже перестали исполнять обязательства. За короткое время добыча руды на шахте резко сократилась, а сын, быстро промотавший отцовские деньги, был вынужден искать работу. Но все знали, что он уже однажды обманул гномов, и не хотели иметь с ним дел. Скоро, всеми отверженный, этот человек умер без гроша в кармане.

Гномы мир объединяются, защищаются и объявляют о своей двухполости

Родиной садовых гномов объявлен немецкий город Кемниц, где отныне буде проходить ежегодный конгресс «Гномы всех стран - соединяйтесь!» На уже прошедшем конгрессе в первую очередь обсуждались права садовых чело-вечков, над которыми, по словам председателя первого конгресса и председателя ассоциации по защите гномов Фрица Фридмана, особо зверски издеваются пьяные газонокосильщики. Председатель выдвинул требование - экзамены для «травяных парикмахеров», а у природы он попросил побольше солнечных дней, чтобы скрасить жизнь маленьких человечков.

В настоящее время в Германии и Швейцарии разгорелся настоящий скандал в связи с очень важной для мировой цивилизации «гномьей» проблемой. «Яблоком раздора» между правлением «Международного объединения по защите садовых гномов», которое находится в Базеле, и одним из традиционных производителем этих фигурок в красных колпачках для украшения дачных участков, особенно в странах Северной Европы и в Канаде, стал выпуск в Тюрингии гнома-женщины. Упомянутый ранее Фриц Фридман заявил, что Райнхард Грибель, который, не смотря на суровые запреты из швейцарского Базеля, вот уже в течение двух лет производит женский вариант гнома под названием «Графиня Рода», «покусился на честь и достоинство садовых гномов». Фридман оштрафовал «непокорного» немца на 75 евро. Наказанный их уплатил, не прекратив, впрочем, выпускать свой действительно «уникальный» товар. В мире волшебников прибыло. Отныне наравне с гномами маленькие «гномихи» будут оберегать приусадебные и садовые участки Европы, радостно восхваляя век XXI-ый, позволивший подобную эмансипацию.

Проблем, как ни странно, несколько… Существуют ли подземные, созданные Одином, жители (Толкиену оставим сказки и многочисленных «мечемашцев»-почитателей с их сборами, спорами, пересудами), а вот с Одином не так все просто.

Один – бог, а боги пришли с небес.

Если, по мнению автора книга «Мы – инопланетяне» Валерия Иосифовича Кратохвиля, родоначальники основных четырех земных рас пришли: европеоиды – со звезды «ипсилон» созвездия Волопаса, монголоиды – со звезды «дзета» созвездия Большой Медведицы, негроиды – со звезды «альфа» созвездия Большого Пса («Сириус»), а австролоиды – со звезды Майя, звездное скопление Плеяды, то почему бы не предположить, что разнообразие и рас, и визитов было намного больше, и сферы распространения пришельцев не ограничивались земной поверхностью, а были среди них обитатели подводных и подземных миров.

Маленьких подземных духов в разных странах называли по-разному. Иногда они похожи на мирных домовых, но в горах они живут в подземных пещерах и охраняют земные богатства. Cамые известные персонажи из этой серии - гномы. Имя свое они получили относительно недавно, в XVI веке. Слово это латинско-греческого происхождения - "геномос" в переводе с латыни означает "подземный житель", а в переводе с греческого "гносис" - "знание". Считается, что слово "гном" изобрел алхимик Парацельс, для того, чтобы обозначить дух земли как первоэлемент или как земную элементаль. Но это название прочно утвердилось за сказочными карликами, в первую очередь, из германских и скандинавских мифов. Историческое же их название в древнескандинавском - дверг , в немецком - цверг , в анлийском - дворф . А также древними их прототипами были нибелунги, нижние альвы и кобольды. Все они живут под землей и в пещерах, носят бороды и часто колпаки, славятся своим богатством и мастерством ювелиров и кузнецов.

Но самые древние упоминания о них известны в Египте и Финикии. В Египте маленькие патеки представляли собой уменьшенную ипостась Птаха, бога подземного мира и смерти, по совместительству он, соответственно, все знал и о подземных сокровищах. Патеки, их называют еще патейкосами , владели магией, искусством перевоплощения, а также они создавать магические ювелирные украшения, которые в Египте обязательно наделялись особыми свойствами. Амулеты в виде маленьких кривоногих карликов были очень широко распространены и в числе различных защитных функций защищали также и от змей. Патеки, как и ящерки, служили Хатхор - бирюзовой госпоже. . Так что не исключено, что маленькие колдуны пришли вместе с людьми на север Европы и в Скандинавию из самой Африки. А по дороге оставили след по всему евразийскому северу.

Известны подземные карлики и под другими именами. Гном в Ирландии - лепрекон, в Англии - брауни , в Бельгии - кабутер (на фламандском - клейнманнекен ), в Голландии - скритек , в Германии их зовут еще эрдманейн . В Польше - скрат или краснолюдек, в Сербии и Хорватии - патуляк или керек , в Болгарии - дудже , Венгрии - мано , Испании - дуэнде . Прусских гномов звали каукис (kaukis), исландских - вуттир (vuttir), в Японии - тенгу (tengu). Барбегази (barbegazi) - гномы с большими ногами во Франции и Швейцарии. Популярны также норвежские зетте, ирландские сиды, лапландские чакли. Мегалитические сооружения - дольмены на Кавказе строили лилипуты-бицента Еще есть гмуры и гомозули. Предания о подземных карликх распространены практически на всех континентах, вплоть до Австралии и Полинезии. Наверняка еще не всех назвала. Русский этнограф А.Н.Афансьев в своей работе "Древо жизни" писал "у лужичан карлики называются людки: это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах.. Людки - искуссные музыканты, любят танцы и являются на сельские праздники. За услуги дают подарки, а когда бывают раздражены, отплачивают злыми шутками". Любимые всеми домовята - их родные братья))

Кельнским гномам посвящен этот фонтан, найден

До сих пор не до конца понятны сказания о чуди - а между тем, кроме легендарной подземной чуди, обладавшей колдовскими способностями, был и народ, который жил на большой территории и оставил о себе память в топонимике, вспомним хотя бы Чудское озеро. Может быть в легендах причудливо перемешались представления о народе и о его верованиях? На Севере Урала, да и по всему евразийскому северу археологи находят чудские землянки и бронзовое литье, в первую очередь чудь связывают с разработками медных рудников, ну и как вокруг всех древних рудокопов вокруг чуди много легенд, в которых о них говорится как о колдунах и знатоках подземного мира. В одном из уральских заповедников - Таганай есть гора Круглица, которую считают эзотерической, вроде бы там можно встретить подземных карликов. Я уже не говорю о Бажове, собирателе уральских сказов и о Хозяйке Медной горы. А в Монголии, между прочим, до сих пор сохранился обычай, по которому для Хозяев гор и дорог ставят специальные жертвенники - обо, складывая холмы из камней и украшая их высокими древками и ярко-синей тканью. И сегодня эти забавные персонажи продолжают вдохновлять писателей, скульпторов и художников.

Гном из парка Мирабель в Зальцбурге отсюда

Лемпреконы - ирландские гномы. Их предок - бог Лак. Ушли под землю, когда пришли кельты. Каждый лепрекон владеет горшком золотых монет. Священное дерево - терновый куст.

Внешне Гномы представляют собой существ совсем маленького роста. Обычно в росте они не достигают и метра вышины. Однако это никак не сказывается на размере их головы. Стандартно она имеет довольно крупный объем. Телосложение у гномов не очень крупное, но в целом они очень напоминают Дварфов. Волосы гномов могут иметь совершенно разную расцветку, носы и уши у них довольно крупные. А вот кожа отличается розоватым оттенком. Помочь опознать Гнома помогут их инструменты, которые всегда заложены у них за пояс. Кстати, живут Гномы около 150 лет.

Героями древнескандинавской и германской мифологии были дверги/цверги (dvergar/Zwerg), в английском варианте — дворфы (dwarf), в академическом переводе на русский — карлики или карлы. Слово “гном” возникло только в 16 веке. Его изобретение приписывают алхимику Парацельсу. “Гносис” на греческом — знание. Гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Гномы Парацельса — духи земли и гор, в противоположность им цверги и дворфы — существа вполне материальные


.

В русский язык слово “гном” пришло в конце 18 века. В нем слились значения, которые в английском передаются двумя разными словами, “gnome” и “dwarf”. На русский оба слова обычно переводятся как “гном”. Это верно для обыденной речи и переводов детских сказок, но спорно для переводов произведений Толкина, в основу которых легли древние и средневековые тексты (Толкин использовал оба английских слова в своих произведениях, причем в разных значениях)

.

Такой подход ошибочен и при переводе произведений других авторов, пишущих в жанре фэнтези, и в случае с переводом различных компьютерных и настольных игр в фэнтези-мирах. Однако в силу традиции переводчики продолжают использовать слово “гном”.


Гномы изобрели свой рунический шрифт давным-давно и с тех пор пользовались им для ведения подробной летописи всех своих открытий и торговых дел. В каждой крепости была своя, созданная писцами, историческая библиотека, в основном касающаяся дел этой конкретной крепости. С годами некоторые из этих огромных книг были утеряны или сильно повреждены, но даже в таком виде история Гномов тщательно документирована и чрезвычайно длинна, по сравнению, скажем, с историей Людей..



Первыми литературными источниками, где упоминаются гномы, были исландские героические песни 13 века из сборника “Старшая Эдда”, а также текст “Младшей Эдды”, составленный поэтом-скальдом Снорри Стурлусоном, жившим на рубеже 12 и 13 веков. Оба литературных труда содержали мифологические сказания 8-10 веков, а также элементы германского героического эпоса начала 13 века. Оговоримся, что само слово “гном” появилось значительно позже, и о правомерности его применения мы еще расскажем. Героями же древних текстов являются дверги (единственное число “dvergur”, множественное “dvergar”), которых в русских переводах “Эдды” традиционно называют “карликами”. Это слово содержит тот же корень, что и названия племени в других германских языках: сравните с немецким “цверг” (Zwerg) и английским “дворф” (dwarf)..


В “Эдде” двергов иногда называют еще и черными альвами, в отличие от альвов светлых (прототипов толкиновских эльфов). Мирные гномики Белоснежки — то, во что превратились герои немецкого фольклора в Голливуде.
.
В “Младшей Эдде” поясняется, что карлики зародились сначала в теле убитого великана Имира (или Бримира). Были они червями, но по воле богов обрели человеческий разум и приняли облик людей, правда, немного пародийный. Ростом они были с ребенка, однако обладали большой физической силой, носили длинные бороды, имели лица мертвенно-серого цвета. Солнца они боялись: его свет обращал карликов в камень.
.
Дверги стойко переносили любые тяготы, были крайне выносливы и сказочно трудолюбивы. Они жили гораздо дольше людей, но все же не вечно. Карлики не имели женщин и продолжали род, высекая свое потомство из скал. Характер имели плохой: были упрямы и вздорны, обидчивы и вспыльчивы, алчны, к тому же владели колдовством и были хранителями богатств земных недр. К людям и богам дверги относились преимущественно враждебно, впрочем, не без оснований: боги постоянно посягали на охраняемые сокровища.

.
В искусстве обработки драгоценных камней и металлов двергам не было равных — им удавалось изготавливать по-настоящему волшебные вещи. И сами боги вынужденно обращались к ним за помощью, использую при этом лесть и хитрость. Именно черные альвы, по преданию, выковали для Одина (главный бог скандинавского пантеона) копье Гунгнир, что разит, не зная преград, воинственному богу Тору — молот Мьольнир для битвы с великанами (брошенный молот возвращался в руку хозяина, подобно бумерангу), путы Глейпнир для жуткого волка Фенрира..


С развитием цивилизации на поверхности земли меняются и подземные жители. В немецких героических песнях и балладах у цвергов (немецких аналогов скандинавских двергов) прослеживается развитие феодальных отношений и под землей. Благородные рыцари посещают подземные царства, наполненные сокровищами, дружат или враждуют с королями-карликами, сражаются с карликами-рыцарями. Как и в древние времена, цверги снабжают смертных колдовскими предметами и оружием необычайной силы.

В “Песне о Нибелунгах” прекрасный и отважный сын короля Зигфрид пользуется помощью карлика Альбериха, сражается мечом, выкованным подземными мастерами. Из других источников мы узнаем, как тот же Зигфрид гостит у несметно богатого короля-карлика Эгвальда, а тысяча карликов, все нарядные и в доспехах, предлагают ему свою службу.


Со временем карлики-гномы практически исчезают со страниц литературы, продолжая жить в фольклоре. Народная фантазия представляет их в виде подозрительных существ, старичков с бородами, иногда на птичьих ногах. Они могут помогать людям, быть благодарны им, но часто — подозрительны и злобны. Некоторые гномоподобные персонажи мирно уживаются с людьми, хотя и капризны: это и шотландский брауни, и ирландский выпивоха кларикон. Ирландский лепрехун и неаполитанский монасьелло преследуются людьми, так как укрывают от них сокровища. А шотландский красный колпак, обитающий в заброшенных замках, где было когда-то совершено злодейство, сам нападает на людей.

.
Своим возвращением в литературу гномы обязаны братьям Гримм, крупным ученым-исследователям немецкой старины и народности, знатокам древненемецкой литературы. В 1812 году они выпустили в свет свои “Детские и домашние сказки”, в некоторых из них главными героями были гномы. Гномы братьев Гримм мало напоминают карликов “Эдды”, однако это еще и не мультяшные коротышки в красных колпачках. Они в меру добродушны, проказливы, иногда откровенно злобны и враждебны к людям, хотя и лишены коварной воинственности своих предков.

Дальнейшая эволюция гномов приводит к появлению добродушного коротышки, дружественного людям и позорящего гордое имя цверга..

Дж. Р. Р. Толкин является не только основоположником жанра фэнтези, но и известным ученым-филологом. Неудивительно, что в основе мироздания Толкина лежат образы и верования древних северных мифов.
Подземный народ Толкин во всех книгах (включая “детского” “Хоббита”) называет словом “dwarves” (множественное от “dwarf”), а не “gnomes”. Интересно, что слово “gnomes” встречается в рабочих рукописях Профессора: так он именует одно из эльфийских племен. Когда отечественные переводчики добрались до рабочих материалов, описывающих Средиземье, они столкнулись с проблемой. Как переводить слово “gnomes”, если вариант “гномы” изначально был зарезервирован для перевода слова “dwarves”?.

О взаимной неприязни между гномами и эльфами известно любому обитателю Средиземья. Можно предположить, что вражда двух народов обусловлена культурными различиями между ними: эльфы любят деревья, открытое небо и охоту при свете звезд, для гномов же деревья — всего лишь горючий материал, а небу и звездам они предпочитают каменные своды своих подземных чертогов. Однако более вероятно, что вражда между двумя народами объясняется чрезмерной алчностью гномов и болезненным высокомерием эльфов. Ничто не доставит гному большую радость, чем возможность присвоить драгоценность, принадлежавшую эльфам, а гордый эльф получит огромную удовольствие, обозвав род гномов “сплюснутым народцем”.

Неприязнь между эльфами и гномами может как вылиться в открытую вражду (убийство гномами эльфийского короля), так и смениться истинной дружбой. Лучшим примером искренней дружбы стали отношения гнома Гимли, сына Глоина, и эльфа Леголаса, сына Трандуила, короля эльфов Чернолесья...



Настоящими, исконными, врагами гномов являются драконы. Эти огнедышащие твари испокон века охотятся за сокровищами гномов и частенько отправляются завоевывать их поселения. Обычно такие битвы заканчиваются плачевно: дракон, как правило, побеждает, а уцелевшие и обнищавшие гномы уходят, куда глаза глядят. Изгнание длится до тех пор, пока не найдется герой, способный победить дракона. Таким героем чаще всего становится кто-то из людей (вспомните хотя бы “Хоббита”, в котором врага гномов дракона Смога убил человек по имени Бард). Кстати, именно тут скрыты корни недружелюбия между гномами и людьми. Ведь люди, как правило, убив дракона, присваивают его сокровища себе, а гномы, продолжая считать эти сокровища своими, не останавливаются ни перед чем, чтобы вернуть бывшую собственность.

Но все эти распри между гномами и другими народами забываются перед лицом общего врага, и тогда образуется настоящий союз..


Дворфы известны своей воинской доблестью, и большой и чистой любовью к элю (дворфы пьют до битвы для поднятия духа, а после — обмывая блистательную победу). Магию они, напротив, недолюбливают, но при этом способны противостоять ее воздействию. Дворфы дружественно относятся лишь к тем, кто сумеет завоевать их доверие (а это сделать совсем не легко), лишь им они могут подарить что-либо из своих сокровищ, столь бережно ими хранимых. Дворфы любят тяжелую работу и совсем не понимают шуток, остается лишь удивляться, как им удается отлично ладить с забавными гномами. Помимо гномов, дворфы дружелюбно настроены по отношению к людям, полуросликам и полуэльфам. Иногда проникаются уважением даже к эльфам, хотя обычно считают их взбалмошными и непредсказуемыми. Дворфы склонны к добру, поэтому ненавидят орков и гоблинов..



Анатомически дворфов описывают как крепких, широкоплечих гуманоидов, ростом от 120 до 140 см, кожа у них светло-коричневая или красноватая, а глаза и волосы темные. Непременным атрибутом дворфа является шикарная борода. Они взрослеют где-то к 50 годам, а общая продолжительность жизни составляет около 400 лет.

Королевства дворфов находятся глубоко под землей. Именно там, в подземных кузницах, появляются на свет чудесные дворфовские изделия, а в шахтах они добывают драгоценные камни и металлы, среди последних особо ценится мифрил (который в D&D пишется так: mithral). То, что дворфы не могут достать сами, они приобретают в ходе торговли.

Поклоняются они Морадину, Кователю Душ, разговаривают на дворфийском языке и используют руны для письма..

.

Гномы известны как отличные техники, алхимики и изобретатели. Вероятно, гномам удалось добиться таких внушительных результатов во всех перечисленных ремеслах благодаря собственной любознательности. Гномы мечтают все опробовать на собственном опыте, они постоянно изобретают полезные вещи. Любопытство гномов не ограничивается научными изысканиями, порой, идя на поводу у собственного интереса, гномы устраивают различные розыгрыши лишь для того, чтобы пронаблюдать за поведением жертвы. Нередко такого рода шуточки не остаются для них безнаказанными — не все в состоянии по достоинству оценить изощренный юмор гномов. Наиболее проказливых гномов называют “трикстерами”. Многие ошибочно считают их злыми, но это не так, скорее, они просто слишком хаотичны..



В отличие от дворфов, гномы более терпимо относятся к колдовству, предпочитая работать с магией иллюзий. Многие известные барды и кудесники происходят из племени гномов.

Несмотря на внешнее дружелюбие, гномы по-настоящему близки лишь с дворфами, с которыми их объединяет любовь к драгоценностям и к механике, а также с полуросликами, которые могут по достоинству оценить их проказы. Большинство гномов подозрительно относятся к тем, кто выше их ростом, а именно к людям, эльфам, полуэльфам и, тем более, полуоркам.

Росточком гномы меньше дворфов, около 90-110 см, имеют цвет кожи от серо-коричневого до красно-коричневого, волосы у них светлые, а глаза голубые. Непропорционально большой нос является отличительной чертой для представителей этого народца. Борода у гномов не в таком почете, как у дворфов, и многие ее сбривают. Взрослеют гномы в возрасте 40 лет, а живут до 350 лет..


Обитают гномы в лесистой местности, под землей, но обожают бывать на поверхности, радуясь окружающему их живому миру. Дом гнома обнаружить совсем непросто, обычно жилище надежно спрятано при помощи иллюзий, поэтому вход в дом гнома открыт только для званых гостей — врагам там делать нечего.

Главный бог гномов — Гарл Сияющее Золото, Бдительный Защитник. Говорят гномы на языке, слегка отличающемся от дворфийского.

Разработчики D&D одними из первых разделили подгорный народ на две расы: дворфов и гномов. Причем каждая из получившихся рас оказалась самобытной, обладающей запоминающимися неповторимыми свойствами, обычаями и характером..


Гномы, являясь народом весьма вспыльчивым и обидчивым, уже на протяжении более 4000 лет ведут кровопролитные войны. Некоторые из этих войн были начаты по вине самих гномов (например, война с эльфами), а некоторые являются безусловной агрессией со стороны других рас. Вследствие именно такой непрекращающейся борьбы с гоблинами и скавенами (крысолюдами) империя гномов постепенно стала приходить в упадок. Многие гномьи твердыни пали и перешли в руки врага. Но, несмотря на это, гномы продолжают сражаться, и их империя пока еще достаточно сильна..

Гномы пользуются такой же популярностью у любителей жанра фэнтези, как эльфы или орки. А возможно, и большей! И пусть они не так красивы, как первые, и не так колоритны, как вторые. Может, тяжелая жизнь научила их не высовываться? Слишком уж много было желающих поживиться их сокровищами и использовать их мастерство в своих корыстных целях!

В этой статье мы постарались проследить эволюцию гномов: от первобытных цвергов и королей-карликов, через кхазадов Толкина, до дворфов и гномов из D&D и компьютерных игр.

Чтобы написать эту статью, мне пришлось ознакомиться с большим количеством материала, досконально разобраться в гномьей истории и в их нынешней жизни. В итоге я стала с куда большим уважением относиться к этому маленькому, но гордому народу. А вы?


Из статьи Дарьи Букреевой с сайта "МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ"





.


.