Классификация парусных яхт. Яхта (Yacht) - устройство и основные понятия Что такое яхта

Наверняка многие до конца не понимают значение слова яхта, и сто процентов, большинство людей даже не видали судно данного типа в реальной жизни, не говоря уже о прогулке на ней. Слово яхта появилось в 17 веке, однако, пошло оно с прогерманского понятия «jachtschip», что означает «судно для преследования». В более позднее время и до наших дней, под яхтой подразумевается парусное, моторное или парусно-моторное судно для дальних путешествий, спортивных состязаний или морских прогулок. Первые парусные лодки появились у Египтян в 4 веке до нашей эры, информацию об этом хранят таблички с изображениями плавучих конструкций с одной мачтой и прямым парусом. С тех незапамятных времен конструкция и вид парусного судна претерпел разительные изменения, и сегодня современная яхта стала венцом технологического прорыва с использованием материалов для изготовления деталей космических кораблей.

Типы яхт:

  • Парусные яхты (Килевые, швертботы и компромиссы).
  • Моторные яхты – это комфортабельные лодки, отлично подходящие для коротких прогулок и якорной стоянки. Но из-за отсутствия фальшкиля, передвижение в сильный ветер и большие волны становится крайне тяжелым, доставляющим дискомфорт пассажирам.
  • Гоночные яхты– это морские болиды, созданные для скоростных коротких переходов или регат в узкостях и закрытых акваториях. Обычно такие лодки не имеют кают и большого списка электронных приборов и средств навигации.
  • Крейсерские яхты – суда ориентированы на длительные морские переходы с большим ассортиментом оборудования и средств безопасности.
  • Однокорпусные, двухкорпусные, трехкорпусные – катамараны и тримараны.

Конструкция яхт

Изначально, яхта – это лодка, спроектированная для хождения в открытых водах (Океаны и моря). Их конструкция позволяет судну передвигаться в неограниченном районе, вдали от берега при шквальном ветре, достигающем 30 метров в секунду при низкой температуре воздуха или воды, и волнами до 7 метров в высоту. Вдобавок к таким сложным условиям плаванья, судно должно идти автономно, а также иметь возможность преодолевать последствия аварий без надежды на спасение. Яхты этой категории имеют:

  1. Тяжелый балластный киль с погруженностью не менее 1,8 метров.
  2. Длина по ватерлинии не должна быть меньше 42 футов (14 метров).
  3. Электронное оборудование и навигация:
  • эхолот – это гидролокатор, направленный на узкий участок дна, с целью получения оцифрованного изображения ландшафта, расстояния от днища судна до морского дна. Эхолот является отличным помощником для поиска рыбы;
  • ЛАГ – навигационный прибор, измеряющий скорость судна и пройденное расстояние. С помощью этого прибора можно легко узнать поправку на дрейф, если вышел из строя GPS ;
  • GPS – расшифровывается как Глобальная спутниковая система для быстрого и точного определения местонахождения судна в пространстве;
  • радар – это прибор для пеленга, использующий высокочастотные волны, способные видеть подводные, наводные и воздушные цели, а также береговые объекты. Чувствительность прибора очень высока. С помощью радара можно видеть мелкие объекты в виде навигационных буев. Прибор позволяет управлять судном в условиях нулевой видимости;
  • автопилот – комплекс электронно-механических устройств с программным обеспечением, позволяющий автономно следовать заданной траектории;
  • морская радиостанция;
  • стационарный двигатель;
  • плавучий якорь.
  1. Рулевое управление осуществляется с помощью пера руля, которое приводит в движение штурвал или румпель.

Помимо бороздящих просторы океана яхт категории А и В, существуют лодки, предназначенные для прибрежного плавания и закрытых акваториях (реки, озера). В силу стремительного развития мореходства, морского спорта и растущего числа состоятельных граждан, эти типы яхт (относящиеся категории C и D ), обрели большую популярность. Их главные отличия от категорий А и В в килевом блоке. Вместо тяжелого и длинного киля, дающего хорошую остойчивость, в конструкции яхт этого класса используется шверт. Выглядит он как короткий плавник без груза. В некоторых случаях, с возможностью уборки его в специальную нишу, расположенную в днище корпуса. В остальном же их конструкция практически не отличается от лодок более высокого класса. Оборудование судов для прибрежного плавания и движения в закрытых акваториях может ограничиваться такими приборами и средствами навигации, как:

  • ЛАГ;
  • эхолот;
  • навигационные огни;
  • морская радиостанция;
  • подвесной двигатель.


Парусное вооружение яхты

Современные парусные яхты могут быть построены по многим схемам, но самой популярной сегодня считается «бермудский шлюп». Парус яхты этого типа издалека напоминает акулий зуб. Паруса «бермудского шлюпа» крепятся к мачте на фалах и управляются шкотами.

Яхта имеет одну мачту и целый набор парусов:

  • грот – основной парус с большой площадью. Трисель – штормовой грот;
  • стаксель – вспомогательный гроту второй основной парус для движения на полных курсах и движении судна в сильный ветер. В арсенале современной парусной яхты есть штормовой стаксель. Парус имеет небольшую площадь и сделан из прочного материала;
  • спинакер – гоночный парус большой площади из легкого материала;
  • геннакер – гоночный парус, напоминающий парашют с большой площадью;
  • генуя – самый большой по размеру парус, устанавливаемый на баке яхты. При хорошем бакштаге может дать лучшую скорость яхте.

Внутри яхты

Внутреннее пространство большинства лодок, исключением могут быть разве что гоночные, насчитывает как минимум одну каюту с четырьмя спальными местами. Яхта, рассчитанная на длительные морские переходы, обладает высоким уровнем комфорта для команды и пассажиров. На судне есть комфортабельный гальюн с электрической помпой и душем. Камбуз, на котором кок может приготовить любой кулинарный шедевр. Просторная, уютная кают-компания, в которой команда будет проводить время между вахтами. На яхте может быть несколько спальных кают, в каждой из них может разместиться от двух до шести человек.

Быт на круизной яхте ничем не отличается от домашнего. Современные яхты могут быть оборудованы опреснителями морской воды, спутниковым телевидением, акустическими системами и даже целым кинотеатром. В ванных комнатах иногда устанавливают не простые ванны, а джакузи на двоих. В каютах установлены полноценные двухспальные кровати. Одним словом, прибывание на яхте будет не менее комфортно, чем прибывание в гостиничном номере класса люкс.

Моторные яхты

Моторные яхты будут отличным выбором для тех, чьи амбиции заканчиваются короткими переходами или передвижениями в закрытых акваториях. Такой лодкой легко управлять. Но приобретая яхту такого типа, нужно понимать, что о серьезных путешествиях не может быть и речи, из-за конструктивных особенностей. Первым недостатком будет большой расход топлива, причем многие экземпляры работают на бензине. Такой вид топлива делает мотор высоко оборотистым, что позволяет достигать хорошей крейсерской скорости, ускорения, дает возможность глиссировать и маневрировать при парковке. Но эти плюсы относительны, так как расход топлива на подобных судах составляет не менее сорока литров в час. Еще одним серьезным недостатком является отсутствие фальшкиля. Это делает лодку менее остойчивой и неспособной двигаться при сильном волнении. К тому же, при больших волнах экипаж испытывает самую тяжелую бортовую качку. На килевых яхтах бортовая качка менее заметна.


Яхтинг ежегодно набирает популярность и в странах СНГ. За последние годы стали появляться новые знаменитости в кругах яхтсменов. Все чаще на просторах интернета появляются новые личности, совершившие кругосветные путешествия. И эти туристы самые обычные люди, они далеки от профессионалов, участников экспедиций. Теперь «кругосветки» совершают семейные пары с детьми, и даже пенсионеры. В интернете можно найти много блогов о жизни на яхте. Такую морскую жизнь выбирают многие жители США. По их мнению, жить на яхте выходит дешевле, чем на суше. Особенно, если судно стоит на мертвом якоре, ведь за такую стоянку не нужно платить. Вдобавок, каждая круизная яхта представляет собой автономный дом на плаву.

Одним из большинства путешественников стоящих внимания, стал экипаж яхты «Юрий Гагарин». Сами путешественники называют себя офисными клерками, и как сами о себе говорят – являются дилетантами в яхтинге, однако, с 2013 года успели обогнуть большую часть земного шара. Но в истории мореплавания есть люди, сумевшие обойти весь земной шар в одиночку. Одним из таких путешественников-энтузиастов стал Сергей Морозов. На своей 30 футовой яхте Dreammaker , купленной всего за 1000$, он сумел обойти мир за несколько лет. Свое захватывающее путешествие он запечатлел на видео, которое можно найти на его youtube канале. Ну и конечно, стоит упомянуть Lenny Rossolovski, который создал видео блог, где делится опытом жизни под парусом.

Сколько стоит жизнь на яхте?

Для непросвещенных и неискушенных яхтингом людей, приобретение яхты сравнимо с покупкой элитной недвижимости, небольшого графства или новейшего суперкара. Но, как и все в этой жизни, цена яхты – вещь относительная. Да, конечно, совершенству нет предела, и шестидесяти футовая яхта стоит не меньше, чем жилье в центре Москвы. Но человек, знающий, что ему нужно от путешествия, легко может сократить сумму с шестью нулями до тридцати тысяч долларов. За эти сравнительно небольшие деньги вы обретаете настоящую свободу, а также, пятнадцати метровый парусник с классификацией «В». Такая бывшая в употреблении яхта позволит уверенно бороздить морские просторы и совершать увлекательные, полные приключений трансокеанские переходы, кругосветные плаванья. Став обладателем такого парусника, вы получаете:

  • просторную кают-компанию с камбузом, штурманским местом, удобным угловым диваном и вместительным столом;
  • двадцати метровую мачту, с возможностью установки как минимум трех парусов;
  • минимум двухметровый балластный фальшкиль, обеспечивающий превосходную остойчивость лодки;
  • от шести спальных мест и несколько кают;
  • гальюн и душ;
  • стационарный дизельный мотор и штурвальное управление;
  • просторный кокпит закрытый спрейхудом и тентом, защищающие от солнца ветра и воды рулевого и шкотовых;
  • серьезное навигационное электронное оборудование и даже автопилот;
  • автоматическую закрутку стакселя и грота, что сильно упрощает работу с парусами и маневрирования яхтой. Эти вспомогательные механизмы дают возможность управлять яхтой в одиночку;
  • панель солнечного питания или небольшой ветряной генератор. В тандеме эти источники питания позволят пользоваться электроприборами круглые сутки;
  • бак на двести литров пресной воды и восьмидесятилитровый для дизельного топлива;
  • комфорт подобной яхте обеспечат: холодильник, ЖК телевизор, газовая плита, аудио магнитофон.

Несмотря на внушительный список опций и установленного оборудования, тюнинг парусной лодки не имеет границ. Если к источникам электропитания добавить опреснитель воды, такое судно станет настоящим автономным домом для небольшого экипажа.

В случае если у вас недостаточно материальных возможностей для покупки яхты или вам просто некуда ее ставить, а желание бороздить морские просторы велико — отличный вариант исполнить свою мечту. Стоимость аренды яхты значительно ниже ее покупки, и вам не придется думать о ее обслуживании, швартовании и налогах.

Сколько стоит аренда яхты?

Аренда яхты в Сочи распространенная и востребованная услуга. Множество судовладельцев сдают свои яхты в аренду посуточно и почасово. Стоимость оказания такой услуги сильно разниться и составляет от 4500 до 70000 рублей в час. Здесь учитывается классность, вместимость, размеры, отделка яхты и дополнительные услуги, а также срок аренды. Забронировать яхту будет дешевле онлайн — в этом случае мы гарантируем самую выгодную цену и приятный сюрприз: комплимент от капитана.

Сколько стоит путешествие на небольшой яхте?

У каждого человека свой образ жизни и свои нужды. Кто-то привык ужинать в ресторанах, а кого-то устроит скромный ужин в открытом море. Это могут быть всего лишь макароны по-флотски и горячий чай. Бюджет путешествия можно сократить, увеличив расстояние, пройденное под парусами. Хорошей экономией бюджета станет увлекательная . А разнообразить кухню поможет установленный в кокпите мангал. Исходя из информации от экипажа яхты «Мамушка», полутора годовые расходы четырех членов экипажа составили менее 16 000 долларов США. Получается, что незабываемое путешествие с посещением многих удивительных, живописных мест, не покидая комфортабельных апартаментов, обойдется в 200 долларов в месяц с человека. Это ничтожная сумма для увлекательного, полного романтики и драйва приключения, а для кого-то – мечты всей жизни!




Яхта - любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты. Парусная яхта имеет две главные части: корпус и вооружение. На корпусе размещается экипаж и предметы снабжения яхты. Под вооружением понимают паруса и все устройства для установки парусов и управления ими.

Типы парусных яхт

В парусном спорте используются яхты самых различных видов и размеров. В зависимости от условий плавания в том или ином районе применяют большие или маленькие яхты той или иной конструкции.

Существует два основных критерия, по которым можно определить тип яхты: назначение и район плавания; конструкция корпуса и вооружение.

По первому признаку различают крейсерские и гоночные яхты.

Основное назначение гоночных яхт - парусные гонки на ограниченных дистанциях, поэтому гоночные яхты строят предельно легкими. Для дальних плаваний они недостаточно прочны и не имеют бытовых удобств.

Крейсерские яхты имеют очень прочную конструкцию и максимум бытовых удобств. Основное назначение - крейсерские плавания и гонкам в открытом море с большим удалением от базы.

Крейсерско-гоночные яхты - наиболее распространённый тип яхт, сочетает в себе свойства выше приведённых яхт.

По конструкции корпуса.

Швертбот – это один из типов яхт. У швертбота мелкосидящий и относительно широкий корпус. В середине корпуса сделана щель, в которой помещается плоский (металлический или деревянный) выдвижной киль - шверт. Когда нет необходимости в дополнительном боковом сопротивлении (например, при попутных ветрах) или когда проходят мелкое место, шверт можно поднять и даже совсем убрать в швертовый колодец. Остойчивость швертбота (способность судна возвращаться на воде в исходное положение мачтами строго вверх, после уменьшения воздействия какой-либо силы, которая вызвала отклонение) много меньше, чем килевой яхты. В основном остойчивость швертбота обеспечивается соответствующей формой корпуса - плоского и широкого. Швертбот не может перевернуться при неумелом управлении, поэтому он менее безопасен при плавании в море и открытых водоемах, чем килевая яхта.

Днище корпуса килевой яхты переходит в глубокий плавник, создающий значительное боковое сопротивление. Для придания большей остойчивости к нижней части этого плавника крепится чугунный или свинцовый груз, называемый балластным килем или фальшкилем. Яхты такого типа предназначены для плавания на морях и озерах с глубокой водой и сильными ветрами и волнением. Килевая яхта обладает очень большой остойчивостью и в обычных условиях не может перевернуться. Плавать на килевых яхтах по рекам и мелким озерам затруднительно из-за большой осадки.

Промежуточный тип яхт совмещет характеристики описанных судов. Так, для получения повышенной остойчивости при небольшой осадке строят суда, имеющие шверт, проходящий внутри балластного киля. У этих судов осадка без шверта меньше, чем у килевых яхт, но больше, чем у швертботов. Такие яхты называют компромиссами .

Парусные яхты могут иметь не один, а два или даже три корпуса. Тогда они называются и .

Яхты различаются также по размерам и классу.

  • Яхты до 30 футов (10 м) предназначены для однодневных прогулок на небольшие расстояния.
  • Яхты от 30 до 56 футов (10-18 м) - наиболее популярный и демократичный класс яхт. Такие яхты позволяют путешествовать на большие расстояния и выходить в открытое морское пространство без создания экстремальных ситуаций.
  • Яхты от 56 до 70 футов (18-24 метра)для и их обслуживания, как правило, необходима команда.
  • Яхты свыше 70 футов (24 метров) принято называть V.I.P. мегаяхтами. Они обычно строятся по индивидуальному проекту или являются представителями лимитированной серии.

Кроме такой общей классификации существует еще спортивная классификация яхт, определяющая разделение их на классы. Спортивная классификация яхт необходима для создания равных условий спортивной борьбы в гонках. В рамках каждого класса по возможности обеспечиваются равные шансы на выигрыш соревнования (в той мере, в какой эти шансы определяются самой яхтой).

Корпус

Килевая яхта и ее части:

1 - носовой свес; 2 - плавник и фальшкиль; 3 - трюм; 4 - перо руля; 5 - кормовой свес; 6 - подзор; 7 - транец; 8 - ют; 9 - кокпит; 10 - рубка; 11 - входной люк; 12 - каюта; 13 - палуба; 14 - светлый (световой) люк; 15 - леерное ограждение; 16 - носовой и кормовой релинги; 17 - якорное устойство (якорь, цепь, битенг, палубный клюз); 18 - бак; 19 - кубрик; 20 - форпик; 21 - компас.

Вооружение

Основные части вооружения яхты - паруса, рангоут и такелаж.

Паруса - основной движитель яхты.

Они делятся на три комплекта: основные (или лавировочные), дополнительные и штормовые паруса. Основные паруса яхта несет в обычных плаваниях. Эти же паруса определяют обмерную площадь парусности яхты. Участие в гонках требует особых парусов, увеличивающих площадь парусности в некоторых ситуациях, возникающих на дистанции (например, при попутных ветрах). Такие паруса называют дополнительными. При плавании в штормовую погоду лавировочные паруса заменяют меньшими по размерам и более прочными штормовыми парусами.

Совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называется рангоутом .

Такелаж - снасти, изготовленные из растительного или стального троса, - подразделяют на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута, а бегучий - для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, для подъема и спуска сигналов.


Энциклопедия туриста . 2014 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Яхта" в других словарях:

    яхта - яхта, ы … Русский орфографический словарь

    ЯХТА - (англ.). Небольшое судно, употребляемое для увеселительных морских поездок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЯХТА (английск.) небольшое судно, служащее для увеселительн. морских прогулок. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    ЯХТА - ЯХТА, яхты, жен. (англ. yacht). 1. Большая парусная лодка легкой конструкции для спорта. Гоночные яхты. 2. Небольшое (парусное, паровое или моторное) судно для морских прогулок и спорта. Паровая яхта с глубокой осадкой. Морская яхта. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

    ЯХТА - (Yacht) точно установить значение этого термина не представляется возможным, т. к. Я. называют самые разнообразные суда, начиная от полупалубного бота и кончая большим трехмачтовым судном вроде Я. Sunbeam , принадлежавшим Брассею. Вообще же… … Морской словарь

    яхта - боер, тендер, буер, голландец, фаль кбот, монотип, окейдинг, торнадо, финн, швербот, швертбот, кадет, дракон, солинг Словарь русских синонимов. яхта сущ., кол во синонимов: 26 боер (2) … Словарь синонимов

    ЯХТА - (голландское jacht, от jagen гнать, преследовать), парусное, моторное или парусно моторное судно для прогулок, спорта, туризма. Наиболее распространены парусные яхты, различающиеся конструкцией корпуса, оборудованием и площадью парусов … Современная энциклопедия

    ЯХТА - (от голл. jacht) парусное, парусно моторное или моторное судно для водного спорта и прогулок. Спортивные парусные яхты различают по конструкции корпуса, площади парусов, наличию киля или шверта. Морские яхты делают с постоянными балластными… … Большой Энциклопедический словарь

    ЯХТА - ЯХТА, ы, жен. 1. Большая и лёгкая спортивная парусная лодка. Олимпийские яхты (нек рые типы шверботов, килевых яхт, катамаранов). 2. Небольшое судно для прогулок, спорта. Моторная я. | прил. яхтенный, ая, ое и яхтовый, ая, ое. Яхтенный киль.… … Толковый словарь Ожегова

    ЯХТА - жен. потешное, мореходное, небольшое судно. Яхтовая команда. Яхтное устройство. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Яхта - любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты. Парусная яхта имеет две главные части: корпус и вооружение. На корпусе размещается экипаж и предметы снабжения яхты. Под вооружением понимают паруса и все устройства для установки парусов и управления ими.

Типы парусных яхт

В парусном спорте используются яхты самых различных видов и размеров. В зависимости от условий плавания в том или ином районе применяют большие или маленькие яхты той или иной конструкции.

Существует два основных критерия, по которым можно определить тип яхты: назначение и район плавания; конструкция корпуса и вооружение.

По первому признаку различают крейсерские и гоночные яхты.

Основное назначение гоночных яхт - парусные гонки на ограниченных дистанциях, поэтому гоночные яхты строят предельно легкими. Для дальних плаваний они недостаточно прочны и не имеют бытовых удобств.

Крейсерские яхты имеют очень прочную конструкцию и максимум бытовых удобств. Основное назначение - крейсерские плавания и гонкам в открытом море с большим удалением от базы.

Крейсерско-гоночные яхты - наиболее распространённый тип яхт, сочетает в себе свойства выше приведённых яхт.

По конструкции корпуса.

Швертбот – это один из типов яхт. У швертбота мелкосидящий и относительно широкий корпус. В середине корпуса сделана щель, в которой помещается плоский (металлический или деревянный) выдвижной киль - шверт. Когда нет необходимости в дополнительном боковом сопротивлении (например, при попутных ветрах) или когда проходят мелкое место, шверт можно поднять и даже совсем убрать в швертовый колодец. Остойчивость швертбота (способность судна возвращаться на воде в исходное положение мачтами строго вверх, после уменьшения воздействия какой-либо силы, которая вызвала отклонение) много меньше, чем килевой яхты. В основном остойчивость швертбота обеспечивается соответствующей формой корпуса - плоского и широкого. Швертбот не может перевернуться при неумелом управлении, поэтому он менее безопасен при плавании в море и открытых водоемах, чем килевая яхта.

Днище корпуса килевой яхты переходит в глубокий плавник, создающий значительное боковое сопротивление. Для придания большей остойчивости к нижней части этого плавника крепится чугунный или свинцовый груз, называемый балластным килем или фальшкилем. Яхты такого типа предназначены для плавания на морях и озерах с глубокой водой и сильными ветрами и волнением. Килевая яхта обладает очень большой остойчивостью и в обычных условиях не может перевернуться. Плавать на килевых яхтах по рекам и мелким озерам затруднительно из-за большой осадки.

Промежуточный тип яхт совмещет характеристики описанных судов. Так, для получения повышенной остойчивости при небольшой осадке строят суда, имеющие шверт, проходящий внутри балластного киля. У этих судов осадка без шверта меньше, чем у килевых яхт, но больше, чем у швертботов. Такие яхты называют компромиссами .

Парусные яхты могут иметь не один, а два или даже три корпуса. Тогда они называются катамараны и тримараны .

Яхты различаются также по размерам и классу.

  • Яхты до 30 футов (10 м) предназначены для однодневных прогулок на небольшие расстояния.
  • Яхты от 30 до 56 футов (10-18 м) - наиболее популярный и демократичный класс яхт. Такие яхты позволяют путешествовать на большие расстояния и выходить в открытое морское пространство без создания экстремальных ситуаций.
  • Яхты от 56 до 70 футов (18-24 метра)для и их обслуживания, как правило, необходима команда.
  • Яхты свыше 70 футов (24 метров) принято называть V.I.P. мегаяхтами. Они обычно строятся по индивидуальному проекту или являются представителями лимитированной серии.

Кроме такой общей классификации существует еще спортивная классификация яхт , определяющая разделение их на классы. Спортивная классификация яхт необходима для создания равных условий спортивной борьбы в гонках. В рамках каждого класса по возможности обеспечиваются равные шансы на выигрыш соревнования (в той мере, в какой эти шансы определяются самой яхтой).

Корпус

Килевая яхта и ее части:

1 - носовой свес; 2 - плавник и фальшкиль; 3 - трюм; 4 - перо руля; 5 - кормовой свес; 6 - подзор; 7 - транец; 8 - ют; 9 - кокпит; 10 - рубка; 11 - входной люк; 12 - каюта; 13 - палуба; 14 - светлый (световой) люк; 15 - леерное ограждение; 16 - носовой и кормовой релинги; 17 - якорное устойство (якорь, цепь, битенг, палубный клюз); 18 - бак; 19 - кубрик; 20 - форпик; 21 - компас.

Вооружение

Основные части вооружения яхты - паруса, рангоут и такелаж.

Паруса - основной движитель яхты.

Они делятся на три комплекта: основные (или лавировочные), дополнительные и штормовые паруса. Основные паруса яхта несет в обычных плаваниях. Эти же паруса определяют обмерную площадь парусности яхты. Участие в гонках требует особых парусов, увеличивающих площадь парусности в некоторых ситуациях, возникающих на дистанции (например, при попутных ветрах). Такие паруса называют дополнительными. При плавании в штормовую погоду лавировочные паруса заменяют меньшими по размерам и более прочными штормовыми парусами.

Совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называется рангоутом .

Такелаж - снасти, изготовленные из растительного или стального троса, - подразделяют на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута, а бегучий - для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, для подъема и спуска сигналов.

Яхта – это судно с косыми парусами. Корабли такого типа бывают самыми разными: без мачты развивающие скорость в 40 узлов, это может быть гигантский круизный корабль высотой в несколько этажей и стоимостью в сотни миллионов долларов или скромное одномачтовое судно. Так что же такое яхта? Согласно современным представлениям яхта – это судно, на котором можно заниматься спортом или использовать его для туристических целей и отдыха.

Классификация яхт

Такие корабли подразделяют на множество разновидностей исходя из их размеров, способа передвижения или материала, из которого судно изготовлено. Современные яхты изготовлены уже не по старинке – из дерева. Для их производства сейчас используют новейшие материалы: в частности – сверхпрочные пластики. Яхты – это суда, снабженные всем необходимым для автономного плавания: опреснителями воды, спутниковыми навигаторами, радиостанциями и средствами безопасности.

По способу передвижения выделяют парусные, моторные и парусно-моторные корабли такого типа.

Парусные яхты

Они состоят из корпуса и парусной оснастки. Все что им нужно для перемещения по водным пространствам: попутный ветер и грамотный рулевой. Понятно, что парусная яхта не сможет соревноваться в скорости с моторной, да и направление ветра не всегда бывает попутным. Однако это исторически первый тип яхт, эти яхты до сих пор популярны. Они стоят дешевле моторных и парусно-моторных собратьев. Тем не менее, у них нет никаких ограничений по запасам топлива, поэтому перед ними открыт весь мир. Кстати, продажа яхт находится по ссылке.

Парусные корабли в свою очередь, подразделяются на крейсерские и гоночные. Основанием для того деления служит назначение судна, конструкция его корпуса ипарусное вооружение.

Гоночные яхты такого типа предназначены для парусных регат в ограниченных морских или речных акваториях. Они достаточно легки, не имеют солидного запаса прочности и особых бытовых удобств. Крейсерские яхты – это суда с солидной конструкцией, широкий набор удобств, ведь они предназначены для длительного автономного крейсерского плавания в удалении от баз.

Парусно-моторные яхты

Сочетание силовой установки и парусов – это сознательный выбор многих людей влюбленных в морские путешествия. Понятно, что двигатель играет в этой компоновке второстепенную роль, и при наличии ветра, конечно же, в первую очередь будут использоваться паруса. Однако он, несомненно, пригодится в плавании в сложных погодных условиях или для маневров при абсолютном штиле.

С точки зрения логистики, для этого вида судов уже будут нужны некоторые запасы топлива, но по сравнению с требованиями для моторных яхт, эти запасы могут быть незначительными. Все же на первом месте будет парус.

Моторные яхты

Имея один или два двигателя внутреннего сгорания, моторные суда развивают недостижимые для парусных кораблей скорости. При чем двигатель на борту это и еще и повышенный комфорт. А благодаря наличию мотора на судне, возможно размещение многих систем жизнеобеспечения. Эти яхты могут быть различных размеров, достигать нескольких десятков метров в длину. На их борту могут иметься каюты и салоны с кондиционированием воздуха. Они мобильны, способны плавать по мелководью и совершенно не зависят от погодных условий. Стоимость таких судов существенно выше и может достигать астрономических сумм. Также стоит забывать о цене на топливо и больших его расходах.

Размеры таких кораблей

Существует четко деление яхт по размеру корпуса. Суда до 10 метров длиной в основном служат для небольших прогулок на незначительные расстояния. Они имеют скромные по размеру каюты и ограниченный перечень удобств на борту.
Суда от 10 до 18 метров наиболее востребованы во всем мире. Эти яхты позволяют перемещаться на значительные расстояния, совершать выходы в открытое море. Как правило, они имеют соответствующий уровень комфортности.
Корабли до 24 метров имеют повышенный уровень комфорта. На их борту, возможно размещение множества дополнительных систем и устройств. Однако с их управлением невозможно справиться самостоятельно. Потребуется небольшая и опытная команда.

Суда свыше 24 метров считаются яхтами экстра-класса. Плавание на них по удобствам сравнимо с проживанием в отелях высшей категории. На таких судах для комфорта их владельцев размещают бассейны, поля для мини-гольфа, сауны и гидромассажные ванны, площадки для вертолетов. А количество членов команды и обслуживающего персонала у них может достигать двух десятков человек.

Эти яхты классифицируются и по конструкции корпуса. Основными вариантами являются: традиционный однокорпусной, катамаран, тримаран. Как видно из названий, количество корпусов у таких судов может достигать трех (у тримарана).
Достоинства корпуса состоящего из нескольких частей: более высокая устойчивость судна, большая полезная площадь и соответственно – больше возможностей для размещения удобств.

Недостаток – ухудшение управляемости в сложных погодных условиях.

Отдых на яхте - недешевое удовольствие. Каждый мечтает иметь у себя такой островок спасения, на котором можно уплыть далеко от повседневных проблем и просто отдохнуть. Но такое хобби, помимо больших материальных затрат и времени, требует еще немалых навыков. Без знания устройства яхты далеко не уплывешь. Моряки - народ довольно-таки изобретательный. Они придумали свое название каждому элементу. Поэтому надо также ознакомиться и со специальной терминологией. В этой статье можно найти много полезной информации по устройству яхты и другим важным моментам.

Характеристики

Плавательные средства должны отличаться друг от друга. Классы яхт определяются в зависимости от того, какие у них характеристики. Они могут существенно отличаться друг от друга. Самыми значимыми характеристиками можно считать:

  • Длину . От нее зависят ходовые качества судна. Чем оно длиннее, тем быстрее может двигаться. Это особенно актуально для спортивных яхт.
  • Ширину . Этот фактор влияет на скорость и устойчивость. Чем шире судно, тем спокойнее оно ведет себя на воде и медленнее двигается (из-за большого сопротивления воды). Широкие яхты, как правило, делаются для прогулок по морю и океану, так как в таких местах могут возникнуть высокие волны.
  • Осадку . Яхты с маленькой осадкой хуже лавируют. Также у них меньше остойчивость - способность противостоять крену и возвращаться в былое положение.
  • Высоту борта . Она важна для тех плавательных средств, которые выходят в море. Чем выше борт, тем большие волны он может выдержать.
  • Водоизмещение . Яхты с большим показателем лучше справляются с неприятными погодными условиями, но из-за их тяжести они менее манёвренные.
  • Парусность . Влияет на скорость передвижения. Чем она выше, тем больше судно получает энергии от ветра, поэтому движется быстрее.

Классификация по наличию паруса

Яхты различаются между собой по нескольким признакам. Основным считается наличие или отсутствие паруса. Если его нет, то такая яхта передвигается за счет двигателя и называется моторной. Есть еще кое-что среднее между ними. Такая яхта имеет парус, но в случае чего может воспользоваться дополнительной силой двигателя.

По назначению

Делятся на гоночные и крейсерские. Первый тип предназначен для спортивных состязаний. Они обязательно должны соответствовать определенным стандартам. Главные их характеристики - парусность и вес. От этого зависит максимально возможная скорость. У такой яхты нет ничего лишнего. Поэтому комфортной ее вряд ли назовешь. Гоночные модели нужны только для преодоления дистанций на максимальной скорости.

Крейсерские яхты - это совсем другое дело. Они созданы для прогулок с большим комфортом. Они оборудованы всем необходимым для хорошего отдыха. Крейсерские яхты могут вмещать в себя достаточно много людей. На ней можно жить не один день. Современные судна, оснащенные мощным мотором, могут развивать неплохую скорость. Так что на таких моделях тоже можно прокатиться с ветерком.

Для длительных кругосветных путешествий лучше всего подойдут гоночно-крейсеркие яхты. У них есть минимальный набор для того, чтобы можно было выжить в море. К тому же они и достаточно быстрые. Именно на таких яхтах проводится «Вольво Оушен Рейс» - знаменитая кругосветная гонка.

По мореходности

Также классифицируют по тому, где плавают судна. Бывают морские и речные яхты. Они отличаются друг от друга конструкцией. Плавательные средства, рассчитанные для передвижения в море, должны быть более устойчивыми к внешним воздействиям, так как там бывают сильные штормы. Поэтому их конструкция обычно шире, а осадка больше, чем у пресноводных яхт. Для последних не нужна такая хорошая устойчивость.

По типу корпуса

Стандартные модели - это однокорпусные судна. Но помимо них есть еще катамараны и тримараны. Последние обладают своими качествами, помогающими при длительных плаваниях.

Конструкция яхты

Основной частью каждого плавательного средства является корпус. Он делится на 3 части:

  • Носовую.
  • Мидель.
  • Кормовую.

Одна из немаловажных частей корпуса - это киль. На его конце всегда находится бульб. Это специальное утолщение, где находится основной вес киля. Он нужен для того, чтобы центр тяжести был как можно ниже. Так судно становится более остойчивым. Чем больше и тяжелее киль, тем лучше яхта справляется с внешними воздействиями. Никогда не стоит о нем забывать, потому что им можно сесть на мель.

Также под водой помимо киля есть еще и перо руля. Это важный элемент устройства яхты, потому что с помощью него происходит управление. Сам штурвал связан с балером и головкой руля. Через них передается усилие на перо руля, и яхта поворачивает.

Верхняя часть корпуса

Первое, на что обращают внимание, называется палубой яхты. Это такая горизонтальная поверхность, которая разграничивает верхнее и внутреннее пространство. Их может быть несколько. Их задача - делить пространство внутри яхты. Есть несколько видов: жилая, батарейная, грузовая палуба. Каждая может быть предназначена для разных целей.

Верхняя палуба должна полностью покрывать всю верхнюю часть яхты. Она служит водонепроницаемым барьером. Она важна для прочности корабля. На палубе находится очень много важных элементов устройства яхты. С ними также надо ознакомиться.

В самом начале находится носовой рейлинг. Это один из элементов ограждения, присутствующий на яхте. Это жесткая конструкция, сделанная из металла. От него вдоль всего корпуса идут леера. Это тоже элемент ограждения. Но только они сделаны из железного троса. Во время шторма к ним обычно крепится страховка. Заканчивается все кормовым рейлингом.

На палубе есть люки. Они ведут внутрь яхты. Через них можно попасть на нижнюю палубу. При сильном ветре и волнах их задраивают, поэтому вода не может попасть внутрь.

Большая надстройка, которую можно сразу же заметить, называется рубкой. Там расположены различные приборы, которые составляют систему управления и навигации корабля. Для хорошего обзора там установлены иллюминаторы.

Палуба - это просто верхняя часть корабля. А то место, по которому именно ходят люди, называется потопчина. Она обычно делается из дерева или металла. Часто ее покрывают специальным нескользящим покрытием.

Одно из самых важных мест в верхней части корпуса - это кокпит. Сюда попадают люди, как только поднимаются по трапу на борт. Это то место, где находятся пассажиры и члены экипажа. Там же и находится пост рулевого вместе со штурвалом.

Парусное вооружение

Благодаря такому устройству яхта может передвигаться только на силе ветра и без помощи мотора. Здесь очень много всяких мелочей и прочих нюансов. Устройство парусной яхты довольно-таки сложное. Поэтому в нем надо хорошенько разобраться. Эта система состоит из нескольких частей:

  • Парусов.
  • Рангоута.
  • Такелажа.

Обычно применяется бермудский тип. Это когда спереди и сзади крепятся два треугольных паруса. Они называются стаксель и грот. Основным элементом устройства парусной яхты является рангоут. Это система, которая в совокупности создает каркас и основу крепления для парусов. Одной из частей рангоута является мачта. Также к нему относятся листы, краспицы, гик и другое. Вершина мачты называется топом. Нижний, в свою очередь, шпором. Заканчивается он в килевой части корабля и опирается на степс.

Такелаж - это все снасти, которые крепятся к рангоуту. Благодаря им проводится управление парусами. Среди них есть элементы движущиеся и стоячие (которые просто закреплены).

Моторные яхты

У такого вида плавательных средств нет парусного оснащения. Они передвигаются за счет энергии двигателей. Такой вид яхт самый дорогой. Предназначен он для элиты. И это не просто так. Моторные яхты имеют некоторые свои положительные стороны, которые делают их более привлекательными.

Первое, что хотелось бы отметить, это скорость. Все-таки мощность у двигателя намного больше, чем у ветра. Поэтому такие модели будут более быстроходными. Если нужно быстро преодолеть большое расстояние на воде или просто прокатиться «с ветерком», то моторные судна будут предпочтительными. Современные яхты могут развивать скорость до 40 морских миль в час. Довольно-таки неплохо, если считать, что это приблизительно 70 километров в час.

Моторные яхты снимаются в аренду или покупаются вип-персонами. Поэтому чаще всего они идут вместе с профессиональным персоналом, который гарантирует качественное обслуживание и безопасность на яхте.

Еще одним плюсом считается комфорт, который присущ только данному классу. У яхт с двигателями чаще всего есть специальные стабилизаторы, которые не дают судну так сильно раскачиваться. А это значит, что качка будет не так заметна.

Мега-яхты

Человек всегда стремился к большему. Яхты - не исключение. Своим стремлением инженеры смогли создать мега-яхты. Ежегодно такие судна награждаются премией «Нептун». Чтобы попасть в нее, они должны быть размером не менее 30 метров в длину.

Самая большая яхта носит гордое имя «Аззам». Она имеет длину 180 метров. Ее стоимость - 609 миллионов долларов. Несмотря на ее колоссальные размеры, она может двигаться со скоростью до 30 узлов. А это для такой громадины немало.

До того как создали «Аззам», яхта «Эклипс» известного предпринимателя Романа Абрамовича была Ее размер - 162,5 метра. Она обошлась владельцу почти в 800 миллионов долларов. Это одна из самых дорогих яхт в мире.

Третье место в списке занимает «Дубай». Ее длина составляет 160 метров, а цена - 350 миллионов долларов.