Что происходит с турбизнесом на Байкале? Китайские туристы беспредельничают на ольхоне Китайцы на ольхоне

Небольшой поселок Листвянка, находящийся на побережье байкальского озера, стал центром внимания российских СМИ. Это началось после того, как Байкал продали китайцам. Многие газеты утверждают, что китайские инвесторы собираются покупать земли и сделать этот район провинцией Китая.

Аренда земель

Известно, что еще в 2015 году, одна из китайских компаний, находящаяся на территории города Чжэцзян, заключила соглашение по поводу аренды байкальских земель. Договор предполагал продажу земель на 49 лет вперед, площадью 115 000 гектаров, которые китайцы планируют использовать в своих целях — для выращивания риса и другой сельхозпродукции.

По словам одного из руководителей проекта китайской стороны, все детали о выгоде для всех партнеров будут решены после того, как наладят техническую сторону вопроса. Однако после первых инвестиций в сумме около 28 000 000 американских долларов началась интенсивная вырубка лесов. Вся древесина в полном объеме была импортирована в Китай, а работы по вырубке лесов продолжаются до сих пор.

Помимо этого инвесторы Китая потребовали у Путина контрактное сотрудничество с российской нефтяной компанией, добывающей нефть на территории Сибири. После чего, руководители Кремля одобрили право на использование сибирских земель на предмет исследования ископаемых ресурсов. А по данным местной СМИ, китайцы скупают территории для будущей разработки и делают это на несколько десятков лет вперед.

Аренда воды

Главной задачей проекта китайского Байкала, является монтаж водяного трубопровода на озере, по монгольским землям, а затем через пустыню Гоби. Конечной точкой назначения является столица провинции Ганьсу — китайский пригород Ланьчжоу. Этот проект был включен как основной пункт, договора 2015 года.

Проект был разработан китайскими специалистами из института районного управления города Ланьчжоу по планировке. С теоретической точки зрения, данная разработка вполне реальна и никаких трудностей возникнуть не должно.

Для Китая, это очень важный проект, который поможет решить проблему с дефицитом пресной воды в стране. Китайцы намерены использовать около семи процентов водных ресурсов, что является неприемлемым показателем, учитывая что Китай занимает 20% населения Земли.

Инвесторы Пекина планируют занять лидерские позиции, в рыночных отношениях, подразумевающих продажу питьевой воды, транспортируемой с Байкала. В перспективах будущего, они собираются откачивать около 2 000 000 тонн воды в год. А торговая марка «Колодец Земли» уже запатентована во многих странах Европы на двух языках.


Путин рассчитывает получать неплохой процент от продажи воды, утверждая, что полученные средства пойдут на восстановление и развитие инфраструктуры сибирских регионов. Однако тот фактор, что китайцы намеренно скупают земли Сибири, говорит об обратном.

Итоги

Многие россияне и жители байкальских поселений выражают свое недовольство, что земли Сибири продали Китаю. Некоторые уверены, что их отдали не обдумано, и утверждают, что китайцы целенаправленно и открыто хотят скупить российские земли, которые когда-то якобы являлись территорией великой китайской династии.

По мнению многих журналистов газеты «Комсомольской правды», кроме воды и леса, КНР планирует вкладывать средства в следующие виды деятельности:

  • перерабатывающая промышленность;
  • добыча нефти;
  • международный туризм.

С точки зрения экологии, лесам и побережью озера Байкал может быть причинен огромный ущерб. Этому способствует постоянное уничтожение лесов, прокладка трубопровода и других коммуникаций. Эти места являются средой обитания многих редких животных и птиц, которые в процессе строительства и прогресса могут исчезнуть. Однако ни Кремль ни правительство Китая это не волнует. Если китайские инвесторы купят большую часть земель, то контролировать ситуацию будет практически невозможно.

Местные власти убеждают жителей, что потребляемые ресурсы китайским байкалом, не принесут значительного ущерба, так показатели вырубки лесов и транспортировки пресной воды не превышают экологические нормативы. А доля прибыли окупит ущерб и часть средств будет вкладываться на восстановление живых ресурсов Сибири, в особенности — тайги. Тем более, власти больше не планируют продавать свои территории и делают все возможное, чтобы сохранить экологию.

По мнению Никиты Исаева — лидера партии «Новая Россия», российские политики разумно оценивают ситуацию, сложившуюся на Байкале и не допустят экологического кризиса. Тем более китайцы обещали не компенсировать принесенный ущерб, но и внести вклад в другие сибирские проекты, которые очень выгодны для России.

Почти вся территория вокруг Байкала является заповедной, там ничего строить нельзя. "А в деревнях и поселках — пожалуйста, можно купить участки, например в Бугультейке или Хужире, — рассказывает тревел-блогер Анастасия Емельянова. — Никто не мешает выкупить у местных жителей землю и строить дома, пусть не в 20 метрах от воды, но тоже совсем рядом. Так, собственно, на берегах Байкала и оказались китайцы, к которым, впрочем, местные жители и туристы относятся вполне терпимо и дружелюбно".

Пока арифметика простая: деньги китайских туристов, которые могли бы поступать в российский бюджет и работать на российский бизнес, возвращаются в Китай, а байкальскую воду, землю и воздух иностранные граждане используют практически бесплатно.

Проблемы туристического Байкала

В любом случае основные проблемы туристической отрасли вокруг озера Байкал связаны все же не с гостями из Китая. Да, периодически в соцсетях появляются возмущенные комментарии по поводу того, что наши соотечественники отказываются селиться в гостиницах после того, как там отдохнули китайские туристы (те якобы готовят там свою еду, специфический запах которой не выветривается из деревянных коттеджей). Да и за вывоз мусора хозяева китайских "отелей" не платят.

Но ведь те же мусорные свалки появляются в заповедных местах в гораздо большем количестве именно после российских туристов, которых в этих местах на порядок больше китайских.

Для сравнения: за девять месяцев текущего года Иркутскую область посетили около 120 тысяч туристов из Китая. "Это 10% от общего количества туристских прибытий в регион, — сообщили в РИА Новости в пресс-службе правительства Иркутской области. — Что касается сбора отходов, то сейчас это одна из наиболее трудноразрешимых проблем. Как отмечалось на совещании в правительстве Иркутской области в июне 2017 года, "сложившаяся ситуация остается крайне напряженной и требует незамедлительного вмешательства, консолидации всех имеющихся сил и средств. Единственный полигон Ольхонского района фактически не способен принять накапливаемый объем мусора".

По мнению президента России Владимира Путина, который в августе этого года побывал на Байкале, "бесконтрольность так называемых диких туристов приводит к стихийным свалкам на берегу и мусору в водоемах", а "стремление предпринимателей по максимуму использовать спрос на байкальские путешествия — часто к игнорированию ими экологических норм".

Люди, приезжающие в Иркутск в последние несколько лет, отмечают наплыв китайских туристов. Обилие вывесок на китайском языке, множество торговцев сувенирами из нефрита и янтаря и все такое прочее. И гости Приангарья, в том числе медийные персоны, побродив по центру Иркутска, насмотревшись на китайцев в Листвянке и на Ольхоне, несут дальше «благую весть» о том, что Иркутск чуть ли не захватили китайцы.

Мы сами при этом понимаем, что никто нас не захватил, что вывески на китайском не более чем маркетинговый ход, видим китайцев в основном на стройках и в исторической части города и в общем стараемся относиться к этому философски.

Но для репутации Иркутска и Байкала байки путешественников, помноженные на традиционные страхи, конечно, более важны.

Впрочем, одними байками серьезная информационная волна сегодня подпитываться не может.

О депутатах, СМИ и реальной статистике


Мы все привыкли к тому, что статистка вещь лукавая. Мы также привыкли к тому, что нередко лукавят политики. Но когда политики начинают оперировать статистическими данными, степень лукавства начинает зашкаливать, так что переварить это без серьезных последствий для психики практически нереально. Или это уже не лукавство?

В начале 2018 года экс-депутат ГосДумы, а ныне депутат Законодательного Собрания Иркутской области Антон Романов рассказывает интернет-газете «Взгляд» про китайское нашествие на Ольхон:

«В прошлом году у нас в Ольхонском районе было 800 тысяч туристов, большинство – китайцы. Для сравнения: население Иркутска – 640 тысяч. В бюджете Ольхонского района где-то около 150 млн рублей в год. То есть если китайцы оставили там хотя бы по 1 тысяче рублей, то всего бы там было 800 млн в год».

Вычитаем из 800 млн 150 млн уже имеющихся в бюджете Ольхонского района, переводим в китайцев – и получаем приблизительно 650 000 китайских туристов, которые, по мнению Антона Васильевича, побывали на Ольхоне в 2017 году. Откуда они взялись, где такая орава физически могла разместиться на острове – совершенно не понятно. Но это не мешает Романову нагнетать.

Его коллега депутат Государственной Думы Сергей Тен в посвященной китайцам программе «Отражение» на Общественном телевидении России как бы невзначай мимоходом подливает масло в огонь:

«Китайцы, кстати, прогнозируют, что ежегодно количество туристов будет увеличиваться почти до миллиона человек. И это нужно брать все под очень жесткий контроль».

И именно это его высказывание интернет-ресурс выносит в заголовок в интернет-версии беседы. Откуда у него такая информация, Сергей Юрьевич не уточнил.

А что по этому поводу, например, говорят популярные СМИ?

Портал irk.ru в статье от 22 июня 2017 года (случайная магия цифр или продуманный медиаплан?) под названием «Китай наступает на Байкал» пишет:

«Активно скупать землю и открывать бизнес в Листвянке и в Ольхонском районе китайцы начали, когда из-за выгодного курса доллара пошёл большой поток туристов из КНР на Байкал. В прошлом году Иркутскую область посетили 150 тысяч - почти на 60% больше, чем в 2015-м. В этом сезоне аэропорт Иркутска ждёт прибавление ещё на 40–50%».

Неискушенный читатель, конечно, проглотит цифру в 150 000 китайцев, хотя в тексте нет ссылки на источник этой информации. Может, это аэропорт, а может, и нет. И, строго говоря, нет прямого указания на то, что все 150 000 именно китайцы. Вы только вчитайтесь! А что – очень удобно: всегда можно сказать, что тут просто выпало какое-то слово или сотрудник был малограмотный, писать не умел.

Портал «Байкал-Инфо» в статье «Китайцы скупают Иркутск» вообще решил не заморачиваться поиском информации, а сослаться на абстрактных гидов и дать волю своему воображению:

«По словам иркутских гидов, в пик сезона количество чартерных рейсов из Китая в Иркутск достигает восемнадцати в неделю. Представьте себе: 18 рейсов, в каждом самолете 160 человек. Условно говоря, каждую неделю в Иркутск прибывает около трех тысяч китайских туристов. Плюс в Иркутске останавливается немало транзитных групп по пути в Москву. Оказывается, лететь из Шанхая в Москву с остановкой в Иркутске гораздо дешевле, чем напрямую. Почему бы не воспользоваться?»

Но самое смешное, что именно «Байкал-Инфо» оказался ближе всего к количественному пониманию турпотока из КНР.

Уяснить реальную картину помогает информационное агентство «Телеинформ».

По данным замначальника отдела разрешительно-визовой работы УВМ ГУ МВД по Иркутской области Екатерины Лазарчук, в 2015 году количество иностранных туристов в регионе составило около 20,5 тысячи, в 2016 году – более 39,5 тысячи. И это общее количество, где учитываются все: и корейцы, и немцы, и японцы, и американцы, и еще бог знает кто. А сколько же китайцев? А китайцев в 2016 году было всего 26 тысяч человек, или 66% от общего количества иностранных туристов, посетивших Приангарье.

Как говорится, почувствуйте разницу: 1 миллион, 800 тысяч, 150 тысяч и 26 тысяч.

Справедливости ради надо сказать, что поток китайцев растет очень быстро. По данным, озвученным на заседании комитета по туризму Торгово-промышленной палаты Иркутской области начальником отделения оформления виз Регионального управления МВД России Еленой Дынкиной, за первые восемь месяцев 2018 года Иркутскую область посетили уже 132 тысячи китайцев, что на 40% больше, чем в 2017-м. Но и эта цифра далеко не миллион, которым пугал Сергей Тен. Но вот может ли она реально превратиться в миллион?

Пределы роста и риски для турпотока из КНР

Несмотря на феноменальные темпы роста турпотока из Поднебесной, очевидно, он не может расти бесконечно. Об этом говорили еще в 2015 году, когда турпоток из КНР впервые серьезно вырос – аж на 30% по сравнению с 2014 годом. Тогда генеральный директор туристической компании «Байкал-Комплекс» Юрий Немировский высказал мнение, что «китайское направление уже практически достигло потолка возможного роста и сейчас ограничивается вовсе не спросом, а дефицитом недорогих средств размещения и мест в чартерах».

Именно поэтому китайцы пытаются строиться в Листвянке, именно поэтому появляются такие проекты, как крупный международный курорт в Байкальске, и так далее. И если мы сами не будем прикладывать очень серьезных усилий, чтобы привлечь китайцев на Байкал, они просто НЕ СМОГУТ К НАМ ПРИЕХАТЬ.

О том, насколько серьезно сфера туризма Иркутской области готовится к приему китайских гостей, можно судить по реплике Алексея Калачёва, эксперта-аналитика холдинга «Финам»: «Отрицательные изменения происходят в предпринимательской структуре , - говорит Алексей. - Эта тенденция касается и предприятий, завязанных на туризм. В области по состоянию на 1 января 2017 года действовали 759 юридических лиц в сфере туризма. При этом за год было зарегистрировано 73 новых и ликвидировано 75 юрлиц. Динамика - минус 0,26 %. Гостиницы и рестораны: 1433 юрлица, зарегистрированы 123, ликвидированы 188, динамика - минус 4,75 %».

Однако туристический поток из КНР может пересохнуть и не добравшись до предельных показателей, если вдруг изменится курс рубля по отношению к юаню – и отдыхать в России китайцам станет попросту невыгодно.

«Я считаю, что никакого стратегического процесса, который можно сформулировать, что нас оккупируют китайцы, не существует, – говорит депутат Государственной Думы Михаил Щапов. – Есть экономическая целесообразность, и в моменте стал выгоден туризм на Байкале именно китайский. Курсовая разница, обогащение Китая, уровень жизни у них там сильно вырос – и им стало интересно ездить по миру. Байкал для них интересная точка и доступная».

Получается, что «наглые китайцы» просто пытаются создать за нас необходимую инфраструктуру для отдыха на Байкале, фактически рискуя своими деньгами. Вот оккупанты!

«Доширак»: просто добавь Байкал

Так кто же, а главное – зачем вешает нам на уши «Доширак» о том, что китайцы вот-вот выпьют Байкал, вытопчут весь лес и вообще не дадут нам жизни возле «Северного моря»?

Пик материалов про засилье китайцев на Байкале пришелся на 2017 год. Тогда же в Сети появилась знаменитая петиция в защиту Байкала от китайцев, которую подписали более 100 000 человек. И именно тогда была создана Байкальская природоохранная прокуратура. Что, в общем-то, можно считать обычным совпадением, а можно и не считать. Сергей Тен на ОТР перед тем, как поведать тайные планы по китайской экспансии, очень лестно отзывался об этом решении:

«Специфика настолько сложна, и природоохранное экологическое законодательство тоже, что нужно этим более профессионально заниматься, чем правоохранительные органы занимаются сейчас. Поэтому я думаю, что, во-первых, вот это нужно сделать, чтобы прокуратура работала активнее, эффективнее, – именно Байкальская природоохранная прокуратура. Я думаю, что это правильное абсолютно решение» .

Уже в 2018 году начался активный процесс изъятия земель в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и Прибайкальского нацпарка. К апрелю в судах слушалось 46 дел. Под удар правоохранительной системы попали в своей массе в меру законопослушные российские граждане – владельцы популярных гостиниц на побережье Байкала.

Впрочем, и китайцам тоже досталось, но уже во вторую очередь. В апреле 2018 года против главы Листвянки Александра Шамсудинова возбудили уголовное дело по подозрению в превышении полномочий при выдаче разрешений на строительство. А в августе прошли показательные рейды судебных приставов по стройкам китайских гостиниц в поселке, правда, китайцев кто-то успел предупредить. Поэтому чем закончится эта история и выгонят ли китайцев из Листвянки, так до конца и не ясно.

Послесловие

Сейчас, на мой взгляд, становится очевидным, что вся истерия по поводу китайского нашествия была тщательно спланированной акцией и медиасопровождением определенных управленческих решений.

Понятно, что если серьезно подходить к развитию туризма на Байкале, миллион туристов в год это маленькая, но все-таки хорошая цифра, к которой надо стремиться при условии увеличения потенциальных мест отдыха туристов, строительства дорог, запуска очистных сооружений и так далее. Но для этого надо очень серьезно работать и вкладываться в Байкал, в том числе на государственном уровне. Соответствующая попытка была сделана, когда создали особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». Но этот проект забуксовал. В 2016 году правительство пригрозило прикрыть неэффективные ОЭЗ, но потом просто передало их на уровень регионов, где они, видимо, должны были тихонько умереть. Так произошло в Иркутской области. При этом Федерация как бы потеряла интерес к развитию туризма на Байкале.

Оказалось, не совсем. Государство пошло по пути ужесточения регулирования, фактически начав передел собственности на Байкале. И вся антикитайская истерия, которая начала набирать обороты после 2016 года, больше напоминает операцию прикрытия.

Хотя бы даже потому, что, несмотря на всю шумиху вокруг «китайского нашествия», любые попытки реально на законодательном уровне поддержать интересы России и русских в споре с китайцами до сих пор заканчивались ничем. Что немало озадачивало того же Михаила Щапова, работающего в Госдуме свой первый созыв:

«У нас есть все конкурентные преимущества на своей территории, чтобы перехватить инициативу, – делится наболевшим Михаил Викторович. – Здесь просто нужно системно подойти, с точки зрения законодательства, возможно, где-то немножко вперёд забежать, например, ограничить деятельность иностранных несертифицированных гидов-переводчиков. На уровне Федерации этот вопрос поднимался, но там, видимо, какое-то лобби есть, потому что такая очевидная вещь не прошла. Или вот совсем простой способ. Я лично такую поправку вносил по Крыму, что давайте на Байкале тоже с иностранных туристов будем брать деньги. Это, мне сказали, противоречит Конституции, и нельзя в правах разграничивать нашего гражданина и иностранного».

Конечно, такой подход, при котором государство, защищая на словах своих граждан, на деле выбивает почву у них из-под ног, сложно назвать вполне государственным. Насколько он себя оправдает – мы скоро увидим. Ну а тем, кто попал под колесо чиновничьей фортуны, остается только посочувствовать.

А что китайцы? Ситуация с кошмарением китайского бизнеса, пусть даже через СМИ, а тем более через суды при отсутствии внятных законов, не добавляет уважения русским в глазах китайцев. И однозначно работает против дружбы и любого союза с КНР. И это как бы намекает на политическую ориентацию тех, кто сегодня запускает на Байкале эту волну.

Фактически у нас нет шансов приручить китайского дракона, если мы не научимся справляться с драконом внутри себя и внутри своей страны.

Артём Световостоков

Иркутские кулуары

В Ольхонском районе местные жители продолжают обсуждать чрезвычайное происшествие, случившееся в последних числах июля 2017 года. При этом региональные власти через силовые структуры принимают все меры для того, чтобы информация не получила распространение.

Напомним, 29 июля третий паром на Ольхон "Семен Батагаев" вышел из строя . Поломка произошла в самый разгар туристического сезона, вследствие чего очередь на остров моментально выросла до 700-800 автомобилей.

Учитывая, что паром "Дорожник" перевозит только местных жителей и рейсовые автобусы, для туристов остался только паром "Ольхонские ворота". Туристы, застрявшие в очереди на несколько дней, на жаре и без какого-либо сервиса, естественно, нервничали и пытались любыми силами попасть на паром.

Антонина Сизикова, дочь капитана парома "Ольхонские ворота", помогала матросам расставлять машины на пароме. По правилам перевозки на пароме, сначала расставляются автомобили, а только затем запускаются пешие пассажиры. Это очевидные требования безопасности.

Однако в тот момент, когда автомобили начали загружаться на паром, огромная толпа китайских туристов, приехавшая на нескольких автобусах, буквально штурмом начала брать паром.

Напомним, что китайские гостиницы, находящиеся на Ольхоне, еще в 2016 году сделали достаточно удобный способ перевозки туристов из Поднебесной. Большие автобусы привозят их на материковую часть переправы, туристы переезжают пролив самостоятельно, а на Ольхоне их встречают микроавтобусы, принадлежащие гостиницам. В результате китайские туристы практически не задерживаются на переправе, так как ограничений по числу пеших пассажиров на пароме нет.

Толпа китайцев, хлынувшая на паром, фактически заблокировала проезд машин. Антонина Сизикова распорядилась не пускать китайцев до того момента, пока не загрузятся все автомобили. В ответ один из китайцев начал избивать ее палкой, вслед за этим остальные китайцы начали избивать ее кулаками.

На помощь девушке спустился капитан парома, Сергей Сизиков. Однако китайцы избили и его.

Избиение девушки происходило на глазах полицейского патруля, обеспечивавшего безопасность на паромной переправе. Впоследствии полицейские на вопрос, почему они не вмешались в драку, хладнокровно ответили, что из задача - обеспечивать порядок на берегу, а не на пароме.

Сразу после происшествия Сергея Сизикова уволили без объяснения причин. Он проработал на пароме 38 лет, с самого первого парома, рассчитанного на две машины, и считается одним из самых опытных капитанов на Байкале.

На все попытки семьи Сизиковых подать заявление в полицию, их действия блокируются властями. Семью запугивают также владельцы китайских гостиниц, которым не нужна огласка. Ситуация совершенно непонятна, как и в целом действия китайских туристов на Байкале.

Дело в том, что от наплыва туристов на Ольхон Иркутская область не получает ни копейки. Гостиницы принадлежат гражданам Китая и оформлены как садовые домики. Туристы платят за перевозку, обслуживание и проживание непосредственно на карту владельцу гостиницы, таким образом, весь поток денег проходит мимо российского бюджета. Между тем китайские туристы чувствуют себя на Ольхоне хозяевами и регулярно вступают в драку с местными жителями. Кстати, с одной группы китайцев гостиница берет в сумме около пяти миллионов рублей. Налогов не платится ни копейки.

Ситуация многократно усугубляется тем, что на Ольхоне всего один (!) участковый полицейский. На остров площадью 730 квадратных километров, населением около двух тысяч человек и сотнями тысяч туристов в год.