Что интересного в мск. Голубые озёра. Черек-Балкарское ущелье, Кабардино-Балкария

1 мая 1951 года родилась талантливый американский фотограф Салли Манн (Sally Mann)

Иногда мне кажется, что мои единственные детские воспоминания – это те, которые я выдумала, рассматривая свои фотографии. Салли Манн

Салли Манн (Sally Mann, в некоторых русскоязычных изданиях ее называют Салли Мэнн) родилась 1 мая 1951 года в Лексингтоне, штат Виржиния. Среднее образование она получила в знаменитой школе Патни (Putney School), кроме прочего известной своими художественными традициями и углубленным изучением изобразительного искусства. Именно там девочка пристрастилась к фотографии, впрочем, по весьма далеким от любви к искусству мотивам. В то время у Салли проснулся интерес к противоположному полу, а где лучше встречаться с мальчиками, чем в темной и таинственной фотолаборатории? Кстати сказать, среди ее первых фотографических опытов были фотографии обнаженных одноклассников.


Важную роль в жизни девочки, в формировании ее мировоззрения сыграл отец, врач-терапевт Роберт C. Мангер, который, по словам дочери, был похож на сельского доктора из фотоэссе Юджина Смита. Именно он помог Салли осознать истину из «Унесенных ветром»: «Репутация – это то, без чего могут жить люди с характером». Он же оказал влияние на ее художественный вкус: «В других семьях на Рождество устраивали вертеп, но мой отец помещал в гостиную иные декорации – например, корягу в форме члена», – вспоминала она, – «Он создавал эксцентричные "шедевры" из чего угодно – например, маленькая змея, украшавшая центр обеденного стола, была не чем иным, как собачьими экскрементами». Девочка многое переняла у своего отца: «Снаружи Салли похожа на меня, но внутри – папина дочка», – утверждала мать.

Понятно, что такого родителя не могли смутить эксперименты дочери с обнаженной натурой, он всячески поощрял ее занятия; в частности ее любовь к большому формату началась с его камеры с негативами 5 на 7 дюймов. Но даже этот формат показался ей слишком маленьким: вскоре она стала фотографировать на стеклянные пластины размером 8 на 10 дюймов и использовать мокрый коллодионный процесс, изобретенный ровно за сто лет до ее рождения и уже почти забытый.

В 1969 году Салли получила аттестат о среднем образовании, в 1974-м присоединила к нему диплом бакалавра, а еще через год стала магистром изящных искусств по специальности «Писательское мастерство» («Creative writing»). Писателем, впрочем, она не стала, сразу после окончания колледжа устроилась фотографом в Университет Вашингтона и Ли (Washington and Lee University).

До начала 1990-х годов карьера Салли Манн протекала не очень стремительно. В 1977 году в Галерее Искусств Коркоран в Вашингтоне состоялась ее первая персональная выставка. В 1984 году вышел в свет фотоальбом «Ясновидение» («Second Sight»). Оба эти события прошли почти незамеченными. Через четыре года она выпустила альбом «Двенадцать лет: Портрет молодой женщины» («At Twelve: Portraits of Young Women», 1988), посвященный девочкам «переходного возраста, одной ногой в детстве, другой во взрослом мире». Книга получила благоприятные отзывы критики, но широкой публике имя Салли Манн оставалось практически неизвестным.

Героями третьего фотоальбома Салли «Ближайшие родственники» («Immediate Family», 1992) стали ее сын и две дочери, которым на момент выхода книги было от 7 до 13 лет. Эта относительно небольшая книга – всего 65 черно-белых фотографий – мгновенно вознесла ее на фотографический Олимп. И как это часто бывает, основной причиной столь быстрого успеха был не талант автора, а сопровождающий книгу скандал: дело в том что, по мнению ряда критиков, позы детей на некоторых фотографиях были «откровенно эротичны». Представители различных комитетов типа «Защита детства» пошли еще дальше, объявив эти фотографии «завуалированной детской порнографией».

Справедливости ради стоит отметить, что не только «туполобые американские критики» (это определение попалось мне в нескольких русскоязычных статьях) накинулись на бедного фотографа. Добропорядочные домохозяйки – в звонках на толк-шоу, в письмах в газеты и на форумы в сети Интернет – показали себя еще более суровыми борцами за нравственность. И это характерно не только для консервативной Америки – я без труда нашел с десяток многостраничных обсуждений фотографий Салли Манн на русскоязычных форумах и уверен, что подобное творится и на других языках.

«Это невинные детские позы. Если вы видите в них эротизм, то это проблема вашего восприятия, неверных взрослых интерпретаций», – вслед за Салли Манн твердят ее сторонники. «А вы бы на ее месте выставили своих детей, вот так вот, голыми, напоказ всему миру?», – вопрошают их противники. И никто никому не отвечает. И что тут ответишь? Позы действительно детские и невинные – но книга предназначена для взрослых, у которых случаются и «неверные интерпретации». И нормальный обыватель никогда не даст согласие на публикацию фотографий своих обнаженных детей в средствах массовой информации – только ведь Салли Манн художник (пусть даже с приставкой «фото»), а вовсе не среднестатистическая американская домохозяйка.

Кстати о фотохудожниках. Детская эротика никогда не считалась у последних чем-то запретным – еще в XIX веке знаменитый английский писатель и по совместительству фотограф Льюис Кэрролл сделал ряд прекрасных фотопортретов обнаженных девочек, что позволило исследователям XX века вовсю обвинять его в педофилизме. Сегодня мировая общественность осудила бы фотографии сыновей одной из самых знаменитых фотографов всех времен и народов Имоджен Каннингем, а ведь она даже не подозревала, что делает что-то предосудительное. Немецкий фотограф Вильгельм Плюшов в 1910-х годах подвергался гонениям в Италии (правда не за фотографии, а за растление малолетних), в то время как его коллега и соотечественник Вильгельм фон Глоеден обладающий теми же пороками с почетом жил на Сицилии. Существует легенда, что английский король Эдвард VII вывозил его фотографии в Великобританию дипломатическим багажом!

Это далеко не полный список признанных – и талантливых – фотохудожников, которых можно было бы обвинить в педофилии, изготовлении детской порнографии и кто знает в еще каких грехах. Но им «посчастливилось» творить в то время когда можно было попасть в тюрьму за гомосексуализм, а с детьми (тем более со своими) можно было делать что угодно. В последнем десятилетии XX века ситуация резко изменилась: смерть помешала Роберту Мэпплторпу быть обвиненным в изготовлении детской порнографии, зато 7 апреля 1990 года был арестован директор Центра современного искусства города Цинциннати в штате Огайо в котором проходила выставка покойного. И пусть позже суд его оправдал, но одной иллюзией у сторонников свободы творчества стало меньше. 25 апреля того же года полицейские Сан-Франциско сопровождаемые агентами ФБР ворвались в студию Джока Стэрджеса, известного своими фотографиями подростков на нудистских пляжах.

Художественная общественность Соединенных Штатов и Европы встала на защиту своих собратьев и, во многом благодаря этой поддержке, суд не стал предъявлять Стэрджесу каких-либо обвинений. Что касается «нехудожественной общественности», то тут мнения разделились, хотя следует признать, что митинги под лозунгами «Stop Pornography» проходили чаще.

Я так подробно останавливаюсь на этих деталях, чтобы показать, что Салли Манн очень хорошо знала какие опасности ей угрожают, что она пошла на публикацию фотоальбома вполне осознано – напомню читателю, что книга была опубликована в 1992 году, через два года после описанных выше событий. И когда она утверждала что «детская сексуальность – это сочетание противоположных по значению слов», то отдавала себе отчет (точнее сказать, должна была отдавать), что правоохранительные органы, да и многие ее современники, считают иначе.

Перед публикацией книги автор постаралась защитить себя от возможных юридических неприятностей. Она проводила консультации с представителями ФБР и прокуратуры, заручилась поддержкой детей, а чтобы предать их голосам большую убедительность отправила двух старших на освидетельствование к психологу. Было объявлено, что дети обладают правом вето на публикацию тех или иных фотографий – вероятно, так оно и было на самом деле, но Салли Манн не забыла упомянуть об этом публично. Так, например, младшая дочь Виржиния не захотела, чтобы читатели увидели, как она справляет малую нужду, а Эммет и Джесси потребовали убрать фотографии на которых они выглядели как «чокнутые или придурковатые». А вот отсутствие одежды их совсем не смущало. Они с нетерпением ждали выхода альбома и, когда мать заикнулась о том чтобы перенести публикацию на несколько лет («до тех пор, пока дети не станут жить в других телах»), бурно запротестовали. В конечном итоге оказалось, что Салли Манн решилась на публикацию только уступая пожеланию детей!

Как бы то ни было, в 1992 году книга вышла в свет. Она вызвала вполне предсказуемую бурю эмоций и принесла своему автору всеамериканскую, а вскоре и мировую известность. Журнал «The New Republic» охарактеризовал альбом как «одну из величайших фотокниг современности», «New York Times» заявил, что «не один фотограф в истории не прорывался к славе так быстро». А то, что слава оказалась несколько более скандальной, чем хотелось бы автору – видимо этого можно было избежать, но тогда путь к вершине потребовал бы намного больше времени и усилий. Да и добралась бы она? Несколько забегая вперед, отмечу, что не до выхода «Immediate Family», не после этого Салли Манн не создала ничего равного по силе воздействия. И дело не только в скандальности – достаточно просмотреть альбом, чтобы понять, что мы имеем дело с большим художником. Более того, рискну заявить, что для подобного утверждения достаточно посмотреть фотографии из альбома на экране монитора; хотя если у вас есть возможность приобрести альбом или посетить выставку – обязательно сделайте это.

Хельмут Ньютон писал в своей автобиографии, что интересным может быть рассказ о пути к успеху; описание же самого успеха, «просто не представляет интереса для читателей». Это в полной мере относиться к Салли Манн, поэтому я только схематично опишу ее дальнейшее творчество. В 1994 году она опубликовала свою четвертую книгу «Еще не вечер» («Still Time») в которую вошли как фотографии ее детей, так и более ранние зарисовки природы, несколько абстрактных фотографий. В 2003 году вышел альбом «Останки» («What Remains») в котором она решила показать разные грани окружающего нас мира: здесь и таинственные пейзажи, и крупные планы детских лиц, и полуразложившиеся трупы (невольно возникает ассоциация со змейкой из собачьих экскрементов на обеденном столе маленькой Салли). «Смерть могущественна, и лучше всего ее воспринимать как точку, с которой можно увидеть жизнь более полно. Вот почему мой проект заканчивается снимками живых людей, моих собственных детей», – раскрывала она свой замысел. В целом альбом производит сильное, хотя и гнетущее впечатление. В шестой фотоальбом Салли Манн «Далёкий Юг» («Deep South», 2005) вошли 65 ландшафтных фотографий сделанных в период с 1992 по 2004 год.

Выход каждого альбома сопровождался выставками, которые с успехом проходили в Америке и Европе. Конечно, она выставляла не только фотографии вошедшие в альбомы, посетители выставок могли ознакомиться с ее удачными и не очень экспериментами в самых различных областях. Так, после «Deep South» она некоторое время изготовляла и фотографировала натюрморты из... собачьих костей (опять вспоминается змейка на обеденном столе). «Что мне нравиться в этих собачьих костях это их неопределённость, двусмысленность», – поясняла она, – «Я имею в виду, что очень люблю в фотографии ее нечестность. Она должна быть в толь или иной степени странной, или это не для меня».

Один из последних ее проектов – фотографическое исследование атрофии мышц, которой страдает ее муж с 1994 года. Эта неизлечимая болезнь приводит к ослаблению мышц и уменьшению мышечной массы (в случае Ларри Манна – в правой ноге и в левой руке). Понятно, что эта болезнь не красит человека и от обоих супругов требуется немалое мужество, чтобы продолжать работу. Салли называет проект «Супружеское Доверие» («Marital Trust») – он включает все стороны жизни: мытье, утренний туалет, работу в саду, даже секс. Увидим ли мы когда-нибудь эти фотографии? «Я только знаю, что они есть и что они хороши», – говорит фотограф, – «может быть они никогда не будут опубликованы. Может быть – после моей смерти. Но для меня имеет большое значение сам факт, что эти фотографии лежат в коробке в моей лаборатории».

Примеров подобных проектов в истории фотографии крайне немного: честно говоря, мне приходит на ум только Ричард Аведон и Педро Мейер фотографировавшие процесс умирания своих родителей. По всей вероятности, Салли Манн принадлежит невеселая честь быть первой женщиной-фотографом решившейся на подобное, так что возможно нам предстоит стать свидетелями связанного с ее именем скандала.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что Салли Манн – одна из наиболее значительных американских фотографов конца XX – начала XXI века. Она получила ряд престижных премий и званий, ее фотографии продаются с аукционов и входят в постоянные экспозиции ведущих мировых музеев. Она стала героиней двух документальных фильмов: «Узы крови» («Blood Ties», 1994), номинированный на премию Оскар в категории Лучший документальный фильм, и «Останки» («What Remains», 2005), выигравший приз жюри за лучший документальный фильм на кинофестивале в Атланте.

Наверное, каждый творческий человек, обладающий талантом от Бога, видит этот мир не так, как обыватель. Но не каждый сможет передать людям своё виденье, донести смысл своего взгляда на окружающую действительность. Ещё сложнее доказывать свою точку зрения и не изменять самому себе в угоду общественного мнения. Когда такая личность смотрит на жизнь и мир в целом через объектив камеры, тогда и рождаются творения, вызывающие восторг у одних и порицание у других. И в первом, и во втором случае мы задумываемся, возникает дух противоречия.

Черно-белые миры Салли Манн

Мастером вызывать такие чувства есть известная своими фотоработами американка Салли Манн. О ней заговорили, когда в свет вышли черно-белые снимки, демонстрирующие членов её семьи, детей, в откровенном, но вполне естественном виде. По словам самого автора, она изобразила то, что видит обычная мать или отец, воспитывая своих детей. Камера Салли Манн, кстати, изобретённая за сто лет до её рождения, запечатлела разные эпизоды детства, в том числе и нелицеприятные. Конечно, она затронула сложные моменты подрастающего ребенка, о которых не принято говорить открыто: детские страхи, неуверенность в себе, интерес к противоположному полу, непонимание взрослых, одиночество, запрещённые мечты и порочные мысли. Её искренность многих, мягко говоря, удивила, даже шокировала. Посыпались обвинения в эксплуатации детей, нарушении моральных устоев. Но фотограф сумела дать достойный ответ на критику и бичевание в свой адрес, заручившись заранее юридической поддержкой, и шла вперёд путём новых художественных открытий, которые она начала делать ещё в юном возрасте.

Фотохудожница и актриса Салли Манн родилась 1 мая 1951 года в г.Лексингтон, штате Вирджиния. Отец - врач-терапевт Роберт С. Мангер, мать Элизабет Эванс Мангер - владелица книжного магазина в Университете родного города Лексингтона. Салли и её два старших брата росли в атмосфере созидания и поощрения. Родители не запрещали детям познавать себя и окружающий мир, приветствовали любое проявление творческой нотки в своих детях. Фотохудожница с особой теплотой и нежностью вспоминает о своих юных годах в родном городке. Вспоминает и своего отца, человека-загадку, так не похожего на типичных докторов, с его неординарными выходками и неуёмной жаждой жизни. Именно он привил Салли умение видеть то, что часто скрыто от наших глаз и приоткрыл дверь в мир за фотообъективом. А главное, научил её уверенно идти по жизни и помнить, что человеку с характером репутация ни к чему.

Салли Мангер окончила школу Патни в 1969 году, где углублённо изучала изобразительное искусство. В старших классах увлеклась фотографией, начав фотографировать своих одноклассников, которые без стеснения позировали ей в обнажённом виде. Потом она посещала занятия в колледже Беннигтон, где училась фотографическому искусству у фотографа Нормана Сайефа. Там же встретила своего будущего мужа Ларри Манна. В 1954 году окончила с отличием литературное отделение колледжа Холлинс в Роанок, штат Вирджиния. А ещё через год стала магистром изящных искусств, получив специальность «Писательское мастерство». Но предаваться писательскому творчеству Салли Манн не стала, её манил мир, который можно увидеть только через объектив старого фотоаппарата. Поэтому она стала работать фотографом в университете Вашингтона и Ли. Знала ли тогда Манн, что с годами внесет весомый вклад в развитие искусства, за что будет удостоена премии от Национального фонда искусств, что станет лауреатом премии Гугенхайма, а её работы будут экспонироваться в музеях и галереях Вашингтона, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Бостона, Токио.

В 26 лет Салли представила свои первые фотоработы в галерее искусств Коркоран в Вашингтоне, а в 1984 году появился фотоальбом «Ясновидение». Комментарии к своим работам Манн так и не услышала, но шла далее намеченным путём. В 1988 году были опубликованы фотографии, объединённые в альбом «Двенадцать. Портреты молодых женщин», в которых автор продемонстрировала процесс становления девочки-подростка в молодую женщину. Талант Салли Манн заметили и оценили, правда, возникли споры по поводу, возможно, излишней драматичности и экспрессивности фоторабот.

Настоящий шквал эмоций, критики и осуждений вызвал её третий фотоальбом под названием «Ближайшие родственники», увидевший мир в 1992 году. На шестидесяти пяти черно-белых фотографиях мы видим близких Салли людей, мужа и троих их детей, сына Эммета, дочерей Джесси и Вирджинию. То, что они изображены в основном обнаженными и послужило поводом для бурного обсуждения. Некоторые фото были подвержены цензуре, так как они были явно эротичного характера. Сама автор объяснила такое виденье её работ искаженностью взрослого понимания вполне естественных вещей. Конечно, она затронула темы, на которые взрослые часто закрывают глаза, но которые волнуют детей в любом возрасте по-своему.

В 1994 году был опубликован четвёртый фотоальбом Салли Манн «Ещё не время». Передвижная выставка состояла из шестидесяти фоторабот, сделанных в течение двадцати лет, на них можно увидеть не только детей Салли, но и необычные пейзажи её родной Вирджинии, а также абстрактные работы. В этом же году режиссер Стивен Кантор представляет на кинофестивале «Санденс» документальный фильм о Салли Манн «Кровные узы», который был номинирован на премию Американской киноакадемии.

Манн увлеклась пейзажами ещё в середине девяностых, используя столетнюю технику процесса фотоснимка. С помощью этой техники выполнены её работы, представленные на двух выставках в Нью-Йорке: в 1997 году под названием «Салли Манн - Родина». Современные пейзажи Джорджии и Вирджинии; в 1999году - «Глубокий Юг»: пейзажи Луизианы и Миссисипи. В 2001 году Салли Манн заслужено получает признание как фотограф года, по мнению журнала «Тайм».

И без того известная фотохудожница заставила говорить о себе с ещё большим усердием, чем после выхода в свет её «Ближайших родственников». В 2004 году в галерее искусств Коркоран в Вашингтоне взору почитателей фотоискусства были представлены работы Салли Манн под названием «Останки». Экспозиция включала в себя пять разделов, четыре из которых объединяла тема неизбежности человеческой жизни, то есть смерти. На фотографиях первого раздела мы видим то, что осталось от любимой собаки Салли. Во втором - мертвые тела в процессе распада, хранящиеся в Федеральном судебном антропологическом фонде, известном как «body farm». На фотоснимках третьей части экспозиции изображено место во владениях Манн, где был убит вооружённый беглый каторжник. Четвертый раздел возвращает нас во времена Гражданской войны в США, мы видим эпизод одного кровавого сражения. Кажется, что тень смерти будет преследовать вас ещё не раз, но вот мы переходим к пятой части выставки и понимаем, что автор оптимистично смотрит в будущее. На снимках дети Салли Манн, и жизнь опять заиграла радужными красками. Ведь, по словам самого автора этих работ, смерть, какой бы угнетающей она не была, помогает понять нам всю полноту и насыщенность жизни.

В шестой фотоальбом «Глубокий Юг», опубликованный в 2005 году, автор включила фотоснимки, сделанные в период с 1992 по 2004 год. На них можно увидеть очень разные пейзажи: от полей сражений и разрушающегося особняка, заросшего кудзу, до мистических и каких-то нереальных картин природы далёкого Юга. Благодаря неординарному виденью автора и в какой-то мере технике коллодионного процесса, снимки дают возможность заглянуть в другую реальность. Кажется, стоит прикоснуться к ним рукой, и очутишься в ином мире, где нет людей и присущей им суеты. Там жизнь течет сама по себе и живет своими законами.

Салли Манн по-прежнему вызывает интерес своими работами, которые неизменно создаются в фотостудии в её родном имении.

В 2006 году состоялась премьера второго документального фильма о жизни и творчестве фотохудожницы «То, что остаётся», снятого тем же режиссером Стивеном Кантором. Он получил специальную премию на фестивале в Атланте. Тогда же Манн стала почетным доктором искусствоведения. Правда, случилось и малоприятное происшествие: Салли упала с умирающей лошади и повредила спину. Два года она восстанавливалась после травмы и одновременно делала серию автопортретов. Позже уже в 2010 году они войдут в фотоальбом «Плоть и Дух», а также в нем будут ранее неопубликованные пейзажи, ранние фото детей и мужа, страдающего мышечной дистрофией с 1994 года. Кстати свою семейную жизнь с Ларри Манн воплотила в отдельный проект «Супружеское доверие», который отображает тридцать лет их совместной жизни. Надо обладать обоюдным мужеством, чтобы не только бороться с неизлечимым недугом, но и фотографически исследовать его. Но Салли Манн не привыкать, она наверняка знает для чего и ради кого она живет и творит. А поклонникам её творчества остается ждать новых работ от человека, открыто и честно смотрящего на мир сквозь объектив старенькой фотокамеры.

Салли Манн родилась в больнице, бывшей когда-то домом Томаса (Стоунволла) Джексона (Stonewall Jackson), жила в Вирджинии и всегда провозглашало свою «Южноштатовость», как в фотографиях, так и в захватывающей и нашумевшей книге воспоминаний «Не двигайтесь» (“Hold Still”). Она говорит, что её фотографию привязывает к Югу очарованность этими местами, семья, прошлое, любовь к тамошнему свету, и её готовность экспериментировать с уровнем романтичности, большим, чем могут вытерпеть большинство художников 20 столетия. Добавьте к этой романтичности влияние писателей Юга, и вы получите оттенок готики. В смеси присутствует ещё и оттенок экспрессионизма, усиленный желанием выражать сильные чувства и умением делать это.

Вся эта «Южноштатовость», с её одержимостью и стойкостью, сейчас показана в изобретательно подобранной и великолепно оформленной выставке-ретроспективе в Вашингтоне, охватывающей большую часть 40-летней карьеры фотографа: «Салли Манн: Тысяча Перекрёстков» (Sally Mann: A Thousand Crossings), в Национальной Художественной Галерее. 108 фотографий, 47 из которых показываются впервые, и роскошный каталог, составляют захватывающую экскурсию по достижениям фотографа. Это также запись исследовательского путешествия - в прошлое, в историю страны и фотографии, запечатлённую ярким авторским взглядом.


Выставка сфокусирована на озабоченности Салли Манн семейными отношениями, когда росли её дети, и она зорко фиксировала все конфликты и сложные узелки отношений процесса взросления. После этого она стала открывать для себя как родную Вирджинию, так и близлежащие Южные штаты.

Работы становятся зрительно более глубокими - а в некоторых случаях мучительными и драматичными - когда автор совершает экскурс в историю Юга. Позже она снова возвращается к детям, всё более подверженным влиянию времени, к собственному тесному соприкосновению со смертью в результате несчастного случая во время поездки верхом, и к печальному развитию поздней мышечной дистрофии у своего мужа. Фотографии детей в наибольшей степени отражают идею плавного прогресса, движения по жизни. Как бы контрастом с этими работами, Салли Манн обращается к расовой истории, к воспоминаниям о прошлом, нити от которых тянутся в сознание людей нашего времени.

Её работа никогда не была поверхностной, но с течением времени художник идёт глубже и с более дерзким вызовом встречает тёмную сторону жизни. Выставка убедительно демонстрирует её исключительную чувствительность, бесстрашное исследование разных техник, растущее мастерство печатника и готовность давать ответы на сложные вопросы жизни и смерти. (Её прошлая тенденция «перегибать» в романтическом экспрессионизме также поднимает голову). Не все работы достигают уровня её шедевров, но эти шедевры наполнены страстью.


Экспозиция организована Сарой Гринаф (Sarah Greenough), старшим куратором и гравой Департамента фотографии Национальной Художественной Галереи, и Сарой Кеннел (Sarah Kennel), куратором фотографии в Музее Пибоди в Эссексе.

Салли Манн ворвалась в национальное сознание со своей четвёртой книгой «Близкие Родственники» («Immediate Family»), в 1992 году (книга была переиздана в 2015) - «по всем неправильным причинам». Когда вся страна находилась в состоянии истерии на темы жестокого обращения с детьми и обнаженного тела (любого) (помните процесс Мэплторпа?), её фотографии трёх детей на их дальней ферме, на части которых дети обнажены, вызвали гам на тему «детскаяпорнография / плохаямать». То, что рассказывают эти снимки всего лишь об играх детей друг с другом и с родителями жарким летом у реки, никого не образумило. Но многие фотографы поняли эти работы, оценили их и попали под влияние автора.

На выставке мало фотографий с обнаженным телом, но они поднимают такие сложные темы, как мимолётность невинности, детские метания между привязанностью и независимостью, и постоянные страхи перед опасностями, преследующие родителей. Фотография «Джесси кусается» (“Jessie Bites”) показывает детскую злость - и одновременно нужду в физической поддержке, выраженной в данном случае обнимающей без энтузиазма рукой взрослого со следами укуса. «Эммет плавает в лагере» (“Emmett Floating at Camp”), неопубликованная фотография 1991 года, показывающая одного из детей, плавающего в сером нигде. Эта картинка приобрела вневременной и невероятно печальный характер, так как Эммет постепенно стал шизофреником и кончил жизнь самоубийством в 2016 году.


Когда дети подросли, Салли Манн стала исследовать Юг как таковой, вдохновлённая идеей, что «расточительная красота» ландшафта превращает сцену в странную смесь уязвимости, бунта и милосердия, что отражает характер региона в целом. В разделе, называемом «Земля» (The Land”), она использует старинную оптику, добиваясь тез артефактов, которым ужаснулись бы фотографы более ранних лет, воспринимая их как недостатки.

Земля лежит, залитая ослепительным южным светом и напоённая влагой, небо над ней выглядит сводом благодаря виньетированию по краям - или это сам Космос? Она видит свет как великого любовника, ласкающего землю, или великого насильника, разрывающего земную целостность, а нередко и великого дизайнера, меняющего наши понятия о том, что должно останавливать внимание в первую очередь.

И она считает эту роскошь и красоту обманчивой, потому что чувствует под ногами смерть, смерть рабов, которые обрабатывали и обустраивали эту землю. «У меня было некое увлечение смертью, похоже, наследственное», говорит она, и добавляет, «у моего отца было то же самое чувство, я уверена». Дом их семьи был полон изображений, посвящённых этой теме, из самых разных культур, и таким образом тема пропитала сознание фотографа с детства. Как она писала: «Смерть - скульптор очаровывающего ландшафта, влажный создатель жизни, который в один прекрасный день пожирает нас всех».

Это позже было дополнено её осознанием того, что весь Юг поражен расизмом, даже те люди, которые считают себя его противниками. Сознание этого неожиданно поразило её, когда она отправилась на Север в школу-интернат. В детстве она была сильно травмирована жестоким убийством Эммета Тилла (Emmett Till), темнокожего подростка из Чикаго, который был похищен, изуродован и убит в Миссисипи в 1955 году; позднее она назовёт в его честь своего первенца.

Но она не задавалась вопросом, почему Вирджиния Картер, её любимая темнокожая няня, которую называли Джи-Джи, должна была есть в машине, когда она путешествовала вместе с семьёй. Однажды, осознав всё полностью, она отправилась искать знаки, связанные со смертью Тилла. Ни её фотография моста, с которого он предположительно был брошен в воду, ни кусочек берега, к которому потом прибило тело, не выглядят свидетелями убийства, несмотря на тонкий белый потёк возле моста, похожий на след от слезы. Фотографии - немы, и говорят, только если им помогают сказать. Однажды получив названия, эти два снимка напоминают нам об отвратительной истории и о безразличии, и возмущают наш разум.

Она осмелилась двинуться дальше, к полям сражений Гражданской войны. Галерея работ пополнилась большими, тёмными картинами: сердитыми, депрессивными, требовательными. Используя коллодиевые негативы по образцу 19 века и старинные объективы, она внесла случайности в свои отпечатки, усиливая чувство историчности и подражая случайным разрушительным действиям войны. Несколько мощных изображений Энтитэма, места, где случился самый кровавый день в Американской истории, выглядят тёмными и мрачными, как сама смерть. На одном из них на горизонте вырисовывается половина чёрного солнца, а второе солнце, более полное, но менее чёткое, набирает зловещую силу в небе. На другой спускается занавес чёрного тяжелого облака, подсвеченного тем, что может быть молнией. В этих образах слепая убивающая сила смешивается с трауром.


Группа фотографий болота Грейт Дисмал Суомп, где скрывались беглые рабы, бегущие с юга на север, и где умерли многие из них, также сильна и мучительна. Они были созданы в архаичной технике тинтайпа, и относительно малы. Листва, атмосфера и отражения плотны и непроницаемы, как эмблемы зла. Мне бы хотелось видеть их в большем размере, эти безжалостные виды без выхода, похожие на пейзажи ада, замаскированные под искусство.

Салли Манн сделала также серию серьёзных, меланхоличных портретов темнокожих, снятых, как она пишет в «Не двигайтесь», в попытке искупить своё раннее беспечное невежество в теме расизма, и постараться понять этих людей, которых она до тех пор не видела по-настоящему.

Она не раз спрашивала, есть ли у земли память. Хорошо, пусть нет. Но мы создаём её, строя монументы, кладбища, придорожные стелы, мемориалы на полях прошлых битв. Но история движется дальше; на прошлом вырастает трава.

Личным ощущением смертности наполнен последний зал выставки. Портреты трёх повзрослевших детей автора, взятые таким крупным планом, что не видны волосы и лица нелегко различить. У одного из лиц закрыты глаза, ещё одно словно размывается, исчезает. Мы прошли полный круг и пришли к тому же: неумолимость времени, и родительский страх, что с детьми случится беда - как и произошло позже со смертью Эммета.


И ещё уважительные, заботливые по духу работы, часть серии, посвящённой разрушительному воздействию болезни на тело мужа - тонкая рука, торс, переставший быть мускулистым. Серия названа «Гефест», по имени безобразного бога, покровителя работы с металлом. Затейливый каскад чего-то, что могло бы быть расплавленным металлом, пересекает изображение торса человека, который и адвокат, и в то же время кузнец. Эти фотографии - завет брака, который основан на доверии и любви, а также живой пример того, как Салли Манн обращает свои страхи в искусство.

И завершает экспозицию цветное видео автора с кратким обзором цветущей зелёной земли, где она прожила большую часть своей жизни. Мои глаза и мой разум настолько привыкли к чёрным пейзажам, что полноцветное видео ошеломило меня, и мне показалось, что что-то пошло не так. Фотография может менять нашу жизнь многими путями.

Есть особый героизм в том, чтобы смотреть прямо на все тёмные вещи, скрывающиеся за пейзажем, на сложности своей семьи и жизни, память о зверствах в истории. Вероятно, нет ничего героического в «зацикленности» на смерти, но когда это приводит к созданию произведений искусства высшего класса, вопрос можно считать закрытым по самой высокой мерке. В конце концов, смерть тоже «зациклена» на нас, и последнее слово принадлежит ей.

_________________

Салли Манн: Тысяча Перекрёстков

Выставка открыта до 28 Мая в Национальной Художественной Галерее в Вашингтоне, а затем переезжает в Музей Пибоди в Эссексе (Салем, Массачусетс), в Музей Гетти в Лос-Анджелесе и другие музеи.



Текст статьи обновлён: 6.08.2018

В ноябре прошлого года мы с женой отправились в самостоятельное путешествие в Индию. Летели рейсами авиакомпании «Аэрофлот» из Екатеринбурга в Дели с пересадкой в «Шереметьево». Мы специально купили билеты таким образом, чтобы была возможность провести день в Москве и увидеть самые интересные места столицы. Сегодня покажу вам маршрут, которым водил знакомых уже более 10-ти раз: Красная площадь – храм Христа Спасителя – ВВЦ (ВДНХ). Мы увидим карту экскурсии, узнаем, как добраться к достопримечательностям и посмотрим фотографии.

Маршрут самостоятельной экскурсии по Москве и карта расположения интересных мест

Как я уже отметил, схема, описанная ниже, мною проверена неоднократно на практике: мы ходили по этому маршруту с людьми разных возрастов, веса и интересов. Поэтому с уверенностью могу сказать, что за один день посмотреть больше вряд ли удастся: либо вымотаетесь так, что не будет желания ехать еще куда-то, либо банально не хватит времени, если у вас в распоряжении есть несколько часов.

Обычно я начинаю экскурсию с посещения Красной площади. Здесь мы смотрим Кремль, Собор Василия Блаженного, ГУМ, мавзолей Ленина, Могилу неизвестного солдата в Александровском саду. Далее пешком идем к храму Христа Спасителя, с Патриаршего моста перед которым открывается потрясающе красивый вид на Кремлевские башни. Здесь же – памятник Петру I.

К этому времени турист уже достаточно проголодался, поэтому можно зайти покушать в небольшое кафе «Пельмени» недалеко от храма Христа Спасителя (адрес: ул. Ленивка, 6). Примерно в 50% случаев мои попутчики уже не находят в себе сил двигаться дальше и экскурсия заканчивается.

Если же желание посмотреть достопримечательности Москвы не прошло, спускаемся в метро и едем на станцию «Воробьевы горы», где за полчаса по крутому склону поднимаемся на смотровую площадку. Она находится напротив здания МГУ имени Ломоносова. С мраморного парапета открывается чудесная панорама на стадион «Лужники», Москва-Сити, Останкинскую башню, сталинские высотки (гостиница «Украина», дом на Кудринской площади и здание МИД), Белый дом и храм Христа Спасителя вдалеке.

В ноябре 2016 мы с супругой решили внести изменения в маршрут экскурсии по Москве и вместо Воробьевых гор отправились на ВДНХ, где планировали сфотографироваться у знаменитого фонтана «Дружба народов» и памятника «Рабочий и колхозница».

Как добраться из аэропорта Шереметьево, Домодедово и Внуково на Красную площадь

Прежде, чем рассказать о нашей экскурсии по достопримечательностям Москвы, давайте обсудим, как доехать в центр, под которым я подразумеваю Кремль и Красную площадь. Удобнее и проще ехать сюда на метро (советую внимательно изучить схему московского метрополитена и взять её с собой в поездку).

Чтобы попасть на Красную площадь, нужно выйти на одной из станций:

  • Площадь Революции (синяя ветка).
  • Охотный ряд (красная линия).
  • Библиотека имени Ленина (красная).
  • Александровский сад (голубая).
  • Театральная (зеленый маршрут).

Если вы прилетели в Москву в аэропорты Шереметьево или Домодедово, расположенные в разных концах столицы, то добираться в центр вы будете по зеленой линии метро. При этом из «Шереметьево» можно доехать до станции метро «Белорусская» (Белорусский железнодорожный вокзал) на скорой электричке «Аэроэкспресс». Мне такой вариант с поездом нравится тем, что можно легко рассчитать время в пути (отправляется каждые полчаса, в дороге 35 минут). Но цена билета получается довольно высокой: 420 рублей за проезд в одну сторону. Когда вы не спешите, готовы потратить немного времени в пробках ради существенной экономии, то садитесь на маршрутку №949 (стоимость 75 рублей, режим работы – с 6:45 до 21:45) или на автобус №851 (100 рублей, с 5:37 до 00:49) и за полчаса доберётесь до станции «Речной вокзал» на зеленой ветке. Отсюда без пересадки можно доехать до «Театральной».

Из аэропорта «Домодедово» можно добраться на «Аэроэкспрессе» до «Павелецкой» (Павелецкий железнодорожный вокзал). В пути – 45 минут, цена билета – 470 рублей. Экономичный способ – попасть на Красную площадь автобусом №308, который отправляется от остановки общественного транспорта в 100 метрах от входной группы №2 и довозит пассажиров до станции метро «Домодедовская». И «Павелецкая», и «Домодедовская» принадлежат зеленой линии, по которой нужно доехать до остановки «Театральная».

Третий аэропорт – «Внуково». Скорый и дорогой вариант доехать из него в центр – на аэроэкспрессе до метро «Киевская» (Киевский железнодорожный вокзал). Отсюда, по синей ветке, едем до остановки «Площадь Революции». Дешевый способ: на автобусе №611 до станции «Саларьево» на красной ветке. Наверное, проще маршрут экскурсии по интересным местам Москвы начать с посещения смотровой площадки «Воробьевы горы», выйдя на остановке «Университет» и пройдя 2,5 километра пешком в сторону главного здания МГУ имени М.В. Ломоносова.

Хочу сказать пару слов о таком способе добраться до Кремля, как такси. В аэропортах Москвы, как и везде в России, вас встретит свора барыг, предлагающих подвести за недорого до центра. Если не хотите испортить себе отпуск и рисковать жизнью, не соглашайтесь. Имеете деньги – пройдите к официальной стойке и оплатите проезд авансом. В 2005 году я был свидетелем неприятной ситуации: жил 2 недели в столице и должен был встретить молодого коллегу, прилетающего из Екатеринбурга, с которым вместе должны были отправиться на встречу. Я строго настрого запретил ему пользоваться услугами такси, предложив добраться в центр на метро. В назначенный «час икс» звонит:

— Я не нашел, где в Домодедово остановка аэроэкспресса. Еду на такси. Водитель обещал подкинуть за копейки: за 100 рублей всего.

— Ты сумасшедший? Даже в Екатеринбурге проезд из аэропорта «Кольцово» в центр стоит 350 рублей, а тут – Москва!

— Не волнуйся. Все нормально. Таксист показал прейскурант – там указана эта цена…

Через 5 минут перезванивает: «Что мне делать? Стоимость – 100 рублей за километр…» В общем, долгие переговоры с мошенником и в результате пришлось отдать сотовый телефон и еще денег добавить, чтобы докинул до метро…

Сам я попадал в похожую ситуацию в Румынии, в Бухаресте. Сели в машину, тронулись, счетчик стал крутиться, как ненормальный. Мы стали протестовать. Водитель сразу же заблокировал двери, вызвал по рации «помощников»… Посадка, проезд 200 метров и высадка обошлись в 10 долларов.

Еще раз: хотите доехать на Красную площадь на такси – заплатите на стойке предоплаты или закажите авто заранее, благо Интернет сейчас есть у каждого. Актуальные расписания поездов в Шереметьево, Домодедово и Внуково и цены на билет смотрите на официальном сайте «Аэроэкспресс». Способы добраться на автобусе смотрите на официальных сайтах аэропортов «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково».

Какие достопримечательности мы успели посмотреть в Москве за 1 день

Мы прилетели в столицу утром 7 ноября 2015 года. Ехать на Красную площадь смысла не было, поскольку в первой половине дня здесь проводился парад. Решили сначала отправиться на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства, сейчас носит название ВВЦ – Всероссийский выставочный центр).

Как вышли из метро «ВДНХ» наружу, видим ракету, взмывающую в небеса. Это – Монумент покорителям космоса, расположенный у главного входа выставочного центра.

В основании обелиска находится Мемориальный музей космонавтики. Направляемся к нему, попутно любуясь видом Останкинской телебашни.

Времени до вечернего рейса в Дели у нас много, поэтому решаем посмотреть музейную экспозицию. Здесь глазам туристов представлено множество экспонатов, включая спутники и макеты ракет, также можно посмотреть документальный фильм о том, как человечество покоряло космос.

В принципе, бесплатно фотографировать экспонаты музея бабульки не разрешают. Но, пока меня не словили, я успел сделать несколько шпионских кадров внутри.

В 750 метрах от центрального входа ВДНХ можно заметить, наверное, самый знаменитый в СНГ монумент – «Рабочий и колхозница». Конечно, не могли упустить шанс, чтобы не сфотографировать и его тоже.

Теперь нужно сесть в метро и добраться до храма Христа Спасителя. Обычно на вопрос, как к нему попасть, отвечают так: пешком от Красной площади через Александровский сад, по улице Моховой (в районе Библиотеки имени Ленина нужно перейти на другую сторону дороги по подземному переходу) и далее по улице Волхонка. Время такой пешей прогулки – 30 минут.

11. Карта со схемой, как добраться от Красной площади к храму Христа Спасителя и Патриаршему мосту.

Но, как уже говорилось раньше, в Москве 7 ноября был парад и к Кремлю было еще бесполезно идти. Мы доехали до этой достопримечательности на метро (станция Кропоткинская, красная линия). С северо-восточной стороны собора разбит небольшой скверик с памятником царю-освободителю Александру II.

Громадное здание храма Христа Спасителя впечатляет и своими исполинскими размерами (вместимость – 10’000 человек, небольшой районный город может вместиться; высота – 103 метра, как 35-тиэтажный небоскреб; площадь росписей – 22’000 м.кв.) и отделкой.

Само здание собора является кенотафом (символическая могила, без погребения останков) воинов Русской армии, павших в Отечественной войне 1812 года и в Заграничных походах 1797-1806, 1814-1815 годов. Прямо напротив храма Христа Спасителя – Патриарший мост через реку Москва. На другом берегу можно увидеть здание фабрики «Красный октябрь», в одном из помещений которой сейчас располагается фотогалерея имени братьев Люмьер.

С моста открывается один из самых живописных и узнаваемых видов на Московский Кремль.

По другую сторону можно увидеть одну из «сталинских высоток» (может, москвичи подскажут, как называется это здание).

Также, с Патриаршего моста можно наблюдать памятник Петру I работы столь почитаемого жителями Москвы скульптора Зураба Церетели.

Сделав памятные снимки, решаем, что на Красной площади уже закончился парад и народу стало меньше. Идем пешком в Александровский сад. По пути самое время покушать – в кафе «Пельмени» (адрес: ул. Ленивка, дом 6). Здесь довольно демократичные для Москвы цены на невероятно вкусные якутские пельмешки (с олениной) и на другую вкуснятину.

Итак, из нашего списка достопримечательностей, что можно посмотреть в Москве мы уже вычеркнули Музей космонавтики, ВВЦ-ВДНХ, памятник «Рабочий и колхозница», храм Христа Спасителя и виды с Патриаршего моста. Перемещаемся на Красную площадь, по пути сфотографировав «новодел» — памятник патриарху Гермогену в Александровском саду.

Здесь же находится мемориальный архитектурный ансамбль «Могила неизвестного солдата». Его открыли к 25-тилетию разгрома фашистских сил под Москвой.

Наконец, мы попали на Красную площадь – главную достопримечательность для миллионов туристов России и всего мира, впервые приехавших посмотреть Москву.

Напомню, что 7 ноября 2015 в 13:00 здесь началось торжественное шествие в честь 74-летней годовщины парада 1941 года на Красной площади в Москве. Поэтому собралось как никогда много туристов, все хотели сфотографироваться на фоне Кремля и старой военной техники.

К слову, сколько раз приходилось бывать в Москве, а попасть в Мавзолей не довелось так и не довелось. Для справки: режим работы – вторник, среда, четверг и суббота с 10:00 до 13:00.

Еще одна достопримечательность, которую можно увидеть на Красной площади – храм Василия Блаженного. Его полное название: Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Построен он изначально по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани.

Рядом с храмом в 1931 году разместили памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (вообще, его открыли в 1818 году). До того он стоял посреди Красной площади.

На этом силы наши закончились и осталось одно желание: поскорее уже куда-нибудь присесть. Вечером не захотели рисковать, проверяя серьезность московских пробок, поэтому отправились в Шереметьево на аэроэкспрессе.

Наверное, вы поняли, что, отправляясь на такую долгую экскурсию по Москве, нужно одевать удобную обувь – на каблуках девушки помрут. Если вы окажетесь в столице пораньше и желание посмотреть интересные места будет сильное, а времени больше, то могу подсказать расширенный маршрут с достопримечательностями, который я однажды прошел по столице: с утра до позднего вечера.

  • Большой театр (станция метро «Театральная»).
  • Кремль и Красная площадь.
  • Парк победы и музей-панорама «Бородинская битва».
  • Смотровая площадка «Воробьевы горы» у МГУ с видом на Москва-Сити.
  • ВВЦ (ВДНХ), где проходил фестиваль цветов.

Если вы будете жить в Москве длительное время, рекомендую на выходные отправится в Тулу (4 часа на электричке), где можно увидеть Тульский кремль и съездить в Ясную Поляну (музей-усадьба Льва Толстого). Там совершенно восхитительно летом: луга, столетние дубы, озеро с желтыми кувшинками. Интересная экскурсия!

Те туристы, кто хочет большего комфорта и продуманности своего маршрута по столице, могут заказать себе экскурсию. Например, проверьте предложения компании Sputnic8.

Есть на нашей планете такие места, которые каждый должен увидеть хоть раз в жизни. Фуллпикча предлагает вам список 20 самых интересных мест, которые вы обязательно должны посетить. А если у вас нет на это средств, то возьмите кредит в центре кредитования СсудаКредит.рф . Ведь живём мы только один раз!

20 ФОТО

1. Голубая мечеть в Стамбуле, Турция. Мечеть Султана Ахмеда, более известная как Голубая мечеть, в 2006 году, удостоилась посещения самим Папой Римским Бенедиктом XVI, который стал вторым Папой в истории, посетившим мусульманскую святыню. (Фото: Tim Graham/Getty Images).
2. Вестминстерский дворец (Лондон, Великобритания). С XVI века дворец является резиденцией британского парламента, а до этого четыре столетия был резиденцией королей. Башня дворца со знаменитыми часами — это символ Лондона. (Фото: Kirby Lee-USA TODAY Sports).
3. Замок Нойшванштайн в Швангау, Германия. Был построен в качестве резиденции короля Людвига II Баварского. После его смерти стал открыт для посетителей. Ежегодно его посещают около 1,3 миллиона туристов. (Фото: Image Broker/Rex Features).
4. Петра (Иордания). Петру когда-то населяли около 30 000 человек, которые по неизвестным причинам покинули город. Резная скальная архитектура сделала этот пустынный брошенный город самой большой туристической достопримечательностью Иордании. (Фото6 Geoff Moore/Rex Features).
5. Водопады Игуасу в Бразилии. Этот удивительной красоты комплекс, состоящий из 275 водопадов, распростёрся в длину на более чем 2,7 километров. (Фото: WestEnd61/REX).
6. Купол Скалы (Иерусалим, Израиль). Это одно из самых священных мест и для мусульман, и для иудеев. Храм скрывает камень, который является священным для обеих религий: евреи считают, что он был помещён туда Богом во время создания мира и является связующим звеном между земным миром и сверхъестественным; а мусульмане, в свою очередь, считают, что с этого камня Мухаммед вознёсся на небеса, чтобы говорить с Богом. (Фото: AMMAR AWAD/Reuters).
7. Кинкаку-дзи (Киото, Япония). Двухэтажный буддийский храм, который полностью покрыт чистым золотом, является частью комплекса исторических памятников Киото, внесённых в список ЮНЕСКО. (Фото: JASON REED/Newscom/Reuters).
8. Чичен-Ица (Мексика) — древний город, построенный майя в доколумбовые времена. Это одна из самых популярных туристических достопримечательностей Мексики, которую ежегодно посещают 1,2 миллионов туристов. (Фото: F1 Online/Rex Features).
9. Тадж-Махал (Агра, Индия). Мавзолей из белого мрамора был построен Великим Моголом Шах-Джаханом в память о своей любимой жене Мумтаз-Махал, которая умерла во время родов. (Фото: Image Broker/REX).
10. Остров Пасхи, Чили. На острове, который внесён в список ЮНЕСКО, стоят около тысячи моаи — гигантских скульптур, якобы защищающих от злых сил, созданных давними местными жителями острова — рапануйцами. (Фото: Karen Schwartz/AP Photo).
11. Египетские пирамиды в Гизе. Построенные между 2589 и 2504 годами до н.э., пирамиды до сих пор остаются загадкой: зачем и, главное, как они были построены. (Фото: Sean Gallup/Getty Images).
12. Великая Китайская стена (Китай). Это одно из самых больших строительных достижений человечества. Стена была построен вдоль северных границ Китая, чтобы сдерживать захватчиков. (Фото: Bloomberg News/Adam Dean).
13. Статуя Свободы в Нью-Йорке, США. Это подарок американцам от французского народа. В одной руке статуя держит табличку с выгравированной датой дня независимости США — 4 июля 1776 года. А ещё говорят, что в статуе живут духи… (Фото: Andrew Burton/Getty Images).
14. Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания. Музей современного искусства, который был открыт в 1997 году, считается одним из шедевров современной архитектуры. Другого такого здания вы не увидите нигде. (Фото: David Ramos/Bloomberg).
15. Ниагарский водопад (Канада и США). Три водопада, известные под общим названием Niagara Falls, расположены на американо-канадской границе, и своей красотой привлекают тысячи туристов со всего мира. (Фото: Alan Copson/JAI/Corbis).
16. Мачу-Пикчу (Перу). Этот удивительное свидетельство цивилизации майя, расположенное на высоте 2 430 метров над уровнем моря, оставалось неизвестным миру до 1911 года. В настоящее время его существование находится под угрозой из-за землетрясений и эрозии, вызванной огромным количеством туристов. (Фото: Roger Parker/Bloomberg News).
17. Церкви с голубыми куполами на острове Санторини в Греции — самые узнаваемые достопримечательности Греции. (Фото: Image Broker/Rex Features).
18. Гибралтар (Gibraltar). На скале, возвышающейся над британской территорией, расположен заповедник, в котором обитают сотни гибралтарских макак. (Фото: JON NAZCA/Newscom/Reuters).
19. Статуя Будды (Камакура, Япония). Известная как Дайбуцу Камакура, эта бронзовая скульптура, была создана, вероятно, в 1252 году. В статуе есть отверстие, через которое посетители могут заглянуть внутрь Будды. (Фото: Franck Robichon/REUTERS).
20. Собор Василия Блаженного (Москва, Россия). Храм был построен по приказу Ивана Грозного, чтобы отпраздновать завоевание Казани в 1552 году. Удивительной красоты сбор внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (Фото: USA TODAY).