Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро. Недовязанный кудровский узел Правительство раскритиковало транспортно пересадочный узел в кудрово

В Кудрово власти региона намерены построить автовокзал на 400 пассажиров с 15 перронами прибытия и отправления. Со временем здесь появятся станция метро и железнодорожная платформа, от которой пойдут электрички до Ладожского вокзала, линия трамвая от станции метро «Улица Дыбенко» до деревни Новосаратовка, открытые автостоянки и перехватывающие парковки на 2208 машиномест. Сейчас въехать в Кудрово можно по переезду через железнодорожные пути в створе улицы Дыбенко либо по территории ТРК «МЕГА Дыбенко» через развязку с автодорогой «Кола». Оба варианта неудобны. Новый ТПУ вместе с модернизацией существующего путепровода, о котором чиновники обеспечит доступность растущего пригорода. Стоимость проекта - 7,6 млрд рублей. Строить ТПУ предстоит за счет внебюджетных источников, начать реализацию проекта планируют в 2021 году.

«В Кудрово строится город на 80 000 жителей, фактически уже проживает 40 000», - обозначил масштаб проблемы главный архитектор Ленобласти Евгений Домрачев.

Разработчик эскизного ППТ, «Студия-38», жалуется на дефицит места для размещения ТПУ: его предстоит «вписать» в 1,8 га, занятых гаражным кооперативом. 50 га вокруг участка уже освоены жилищными застройщиками. Утвержденный проект планировки должен послужить основанием для выкупа земли у собственников гаражей.

Пока эскиз ППТ отправлен на доработку. Члены Градсовета не увидели в нем «взаимоувязки с объектами городской дорожной сети, железной дороги».

«В эскизе не видны пешеходные связи для проживающих в Кудрово, - пояснил решение Градсовета зампред правительства ЛО по строительству Михаил Москвин. - Неясно, как именно пешеходы будут подходить к этому транспортно-пересадочному узлу. Первым этапом реализации проекта станет автовокзал, и надо четко зонировать его, а также перспективную станцию метро и железнодорожную станцию».

Документацию по планировке территории под перспективное размещение транспортно-пересадочного узла (ТПУ) Кудрово представила на заседании Градсовета Ленинградской области ООО «Студия 38» Константина Щербина. Заказчиком работ выступило АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти».

Согласно проекту, в единый узел проектировщики связали перспективный вестибюль станции метро «Юго-Восточная» (Кудрово), автовокзал, разворотные кольца и остановки общественного транспорта, перехватывающие парковки, а также перспективное примыкание двух перронов Октябрьской железной дороги (остановка «Заневский пост»).

Сам хаб будет напоминать крест. В его южной части расположится наземный вестибюль метро. С запада на восток «креста» будет организован сквозной проход, который приведет пользователей сооружения прямо к гипермаркету «Мега-Дыбенко». В северо-западной части расположится автовокзал для международных рейсов, а стоянки транспорта общественного транспорта и региональных маршруток разместят на юго-западе. В центре «креста» будет располагаться высотка бизнес-центра. Всего до 2021 года в реализацию этого масштабного проекта предполагается вложить свыше 7 млрд рублей денег инвесторов.

Как рассказал господин Щербин, под ТПУ отведен практически единственный свободный участок земли в микрорайоне. Площадь проектирования составляет 52 га. Сам узел займет 8 га, то есть 3 надела.

По словам Константина Щербина, сейчас на этой территории размещено сразу несколько гаражных кооперативов. Однако вся земля под ними находится в госсобственности, поэтому власти могут в любой момент ее изъять. Заместитель председателя правительства 47-го региона Михаил Москвин затруднился уточнить статус земель, а также перспективы предоставления гражданам компенсации за государственный счет. Вместе с тем чиновник заявил, что по проекту ТПУ уже на первом этапе есть огромное количество замечаний. В том числе от комитета природных ресурсов Ленобласти, от экологического надзора, МЧС и энергетиков, а также управления по транспорту.

Дело в том, что сам узел проектировщики предложили разместить на участке, ограниченном автодорогой «Кола» с юга, гипермакетом «Мега-Дыбенко» с востока и железной дорогой на границе с Петербургом на западе. Как пояснил господин Москвин, при таком расположении объекта остается непонятным, как 80% жителей Кудрово смогут воспользоваться ТПУ, не добираясь до него на личном автотранспорте. Как выяснилось из объяснений проектировщиков, для этого «безлошадным» гражданам придется переходить улицу Центральную, по которой уже сейчас движется до 70% автопотока из Кудрово.

Вторая претензия оказалась более существенной. Как отметил глава комитета по архитектуре и градостроительству Евгений Домрачев, проект не предусматривает четкого разделения по стадиям, срокам реализации и по площадям. «Мы знаем, что метро в Кудрово придет. Для этого от метро “Дыбенко” уже пройден тоннель, но когда именно это случится, никто не в курсе. Как мы собираемся представлять такой проект инвестору? Надо помнить, что только метрополитен требует зарезервировать под свои нужды как минимум 2-3 га. Кроме того, до сих пор нет четких планов от ОЖД», - подчеркнул чиновник. Как добавил первый заместитель генерального директора АНО Михаил Громов, накануне с ОЖД были проведены очередные переговоры, но окончательное решение относительно местоположения платформ в этой зоне до сих пор не найдено.

Метро в Кудрово все-таки придет, хотя чиновники готовы признать: перспективы завершения наклонного хода и обустройства вестибюля зависят исключительно от темпов развития петербургской подземки.

В правительстве Ленобласти заверяют, что метро в Кудрово все-таки придет, хотя чиновники готовы признать: перспективы завершения наклонного хода и обустройства вестибюля зависят исключительно от темпов развития петербургской подземки.

Вместе с тем, в отличие от печального опыта Петербурга, к ТПУ Кудрово уже проявляют интерес инвесторы. В частности, по словам чиновников, сейчас переговоры об участии в возведении объекта уже ведутся с рядом крупных промышленных и торговых компаний.

«Например, с теми, кто намерен совместно с IKEА инвестировать средства в развязку на Мурманском шоссе», - поясняет господин Москвин.

По мнению чиновника, эти же компании могут поучаствовать и в строительстве ТПУ. А в возведение автовокзала, с которого и начнется реализация всего проекта, готовы вложиться региональные и международные автоперевозчики. Наконец, РЖД свои платформы традиционно строят сами в рамках инвестпрограмм.

Тем не менее проект, рассмотрение которого на Градсовете еще совсем недавно с победными реляциями , был отклонен и направлен на доработку. Как сообщили сами проектировщики, по контракту согласовать все проектные решения необходимо до 1 июня 2017 года.

При этом перспективы строительства развязки на Мурманском шоссе с участием инвесторов

Градсовет Ленобласти на заседании 20 февраля рассмотрит эскиз планировки транспортно-пересадочного узла (ТПУ) "Кудрово". Объект объединит вестибюль одноименной станции метро, стоянку для маршруток, автовокзал на 400 пассажиров, перехватывающую парковку и открытые автостоянки. Стоимость проекта оценивается в 7 млрд рублей, для его реализации будет привлекаться инвестор. Самая проблемная часть проекта — станция метро, срок строительства которой неоднократно переносился и до сих пор точно не определен. При этом эксперты не видят смысла в организации ТПУ без подземки. А в областном правительстве прорабатывают альтернативную транспортную связь с Петербургом — запуск скоростной электрички от Кудрово до Ладожского вокзала и продолжение трамвайной ветки от станции метро "Улица Дыбенко".


В пресс-службе правительства Ленинградской области сообщили, что ТПУ расположится на площади более 52 га на границе Кудрово и Свердловского городского поселения, примыкая к автодороге М18 "Кола" и гипермаркету "Мега Дыбенко". На территории транспортно-пересадочного узла планируется разместить вестибюль станции метрополитена, автобусный вокзал на 400 пассажиров с 15 перронами прибытия и отправления, остановочный пункт для маршрутного транспорта и парковку для него. Также в ТПУ войдут коммерческие помещения, перехватывающая парковка на 2,2 тыс. машино-мест, три открытые автостоянки общей вместимостью 340 машино-мест.

Приступить к реализации проекта региональные власти планируют не раньше 2021 года. Стоимость проекта оценивается более чем в 7 млрд рублей. Возводить объект в областном правительстве надеются с помощью средств инвесторов. При этом последних пока нет. Как уточнили в пресс-службе администрации Ленобласти, власти хотят подготовить все необходимые документы к приходу инвестора. Кроме того, эскиз планировки ТПУ необходим для того, чтобы увязать всю улично-дорожную сеть Кудрово в единую схему организации движения для понимания, в каком направлении дальше работать.

Эскиз планировки разрабатывает Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ее руководитель Кирилл Поляков сообщил "Ъ", что так как появления метро в Кудрово в ближайшие пять-семь лет можно не ожидать, то проект планировки включает комплексное развитие всех видов транспорта. "ТПУ — это не только метро, но организация движения всех видов транспорта, в том числе железнодорожного. Мы не можем повлиять на строительство станции метрополитена (его собственник — Петербург), но можем предусмотреть место под вестибюль для нее", — подчеркнул заместитель председателя областного правительства по строительству Михаил Москвин.

Отметим, что в Смольном пока не могут сказать точно, когда приступят к строительству станции метро в Кудрово. В концепции развития транспортной системы Петербурга до 2048 года продление "оранжевой" ветки метро запланировано на период с 2023 по 2028 год. "Сейчас обсуждаются имущественно-правовые вопросы, как только они будут решены, то можно будет говорить о конкретных сроках возведения станции метро в Кудрово", — прокомментировали в комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга.

По словам Владимира Валдина, эксперта МОО "Город и транспорт", без станции метро в кудровском ТПУ нет смысла. Но эксперт сомневается, что подземка придет сюда в ближайшие 10-15 лет. Стоит отметить, что метро в Кудрово начали строить еще в конце 1980-х годов — после станции "Улица Дыбенко" было возведено около километра тоннеля, но в итоге из-за недостатка финансирования проходка была заморожена. "Самая затратная часть в метростроении — это сооружение станции. В Кудрово могут возникнуть сложности с отчуждением земли, так как это будет объект на стыке двух субъектов федерации", — отметил Владимир Валдин.

По его словам, идея ТПУ как некоего транспортного решения довольно сомнительна и скорее походит на "торгово-предпринимательский узел", где основная цель — заработать на торговле. Но в Кудрово есть "Мега Дыбенко" и строить дополнительные коммерческие площади, по мнению эксперта, здесь бессмысленно. "Какое улучшение транспортной связи может давать остановка? Пересадка является удобной, если она распределенная. А ТПУ этому противоречит", — добавил господин Валдин.

В то же время Кудрово активно застраивается и как никогда нуждается в улучшении транспортных связей с Петербургом. По словам Ольги Трошевой, руководителя КЦ "Петербургская недвижимость", в Кудрово в процессе строительства находится десять жилых комплексов. Объем рынка составляет около 800 тыс. кв. м жилья. Жилье строят компании Setl City, "Отделстрой", "Строительный трест", "Полис Групп", ЦДС, "Арсенал-Недвижимость", "Мавис", "Патриот-Нева", "Инвестторг" и "Прок". "Объем предложения составляет около 373 тыс. кв. м жилья, это 8,8% от всего объема предложения жилья на первичном рынке в классе масс-маркет по Петербургу и пригороду Ленобласти", — добавила Ольга Трошева.

Власти Ленобласти понимают, что метро в Кудрово придет нескоро, поэтому решили подстелить себе соломки. По словам источника "Ъ", в рамках разрабатываемой комплексной транспортной схемы областные власти рассматривают перспективу запуска электричек (возможно, это будет даже скоростная "Ласточка") по существующей военной дороге от Ладожского вокзала до Кудрово (станция "Нева"). При этом реконструкцию участка готово проводить ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (учредитель ОАО РЖД). Эту информацию подтвердили в аппарате Михаила Москвина. Однако на запрос "Ъ" в пассажирской компании не ответили. Также, по словам собеседника "Ъ", прорабатывается вопрос прокладывания трамвайной линии от станции метро "Улица Дыбенко" в сторону Новосаратовки. При этом строить ее предполагается за счет девелоперов.

Лидия Горборукова,


Марина Костюкевич


Всеволожск готовится к перехвату

Накануне в областной администрации чиновники и представители ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК) обсудили вопросы перспективного сотрудничества. Как сообщили в аппарате Михаила Москвина, руководство компании предложило спроектировать и построить перехватывающую автомобильную парковку на одной из железнодорожных станций во Всеволожске. Профинансирует проект ОАО, а Ленобласть должна рассмотреть вопрос о выделении свободной земли под эти цели.

Кроме того, представители СЗППК выразили готовность ввести на территории Ленобласти и Санкт-Петербурга единый электронный билет по типу "Подорожника".

Марина Костюкевич


Ленинградская область

12:10, 21.02.2017

Градсовет Ленобласти поручил доработать проект транспортно-пересадочного узла «Кудрово»

Начало строительства запланировали на 2021 год.

Проект планировки транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Кудрово» отправили на доработку по решению градостроительного совета Ленобласти. Правительству не понравилось, что на плане не видно, как именно пассажиры будут пользоваться узлом. Об этом журналистам рассказал зампред администрации региона Михаил Москвин. Проект разрабатывает «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти».

Проект ТПУ реализуют в несколько этапов. На первом необходимо четко обозначить автовокзал, будущую станцию метро и железнодорожную станцию. Однако связей между ними авторы проекта не указали, заявил Москвин.

О сроках и инвесторах строительства автовокзала в правительстве заявят после утверждения проекта ТПУ. Михаил Москвин предположил, что профинансировать возведение могут будущие перевозчики. Метро и ж/д станцию будут строить вместе с Санкт-Петербургом и РЖД.

Власти региона рассматривают вариант строительства линии трамвая от метро «Улица Дыбенко» до деревни Новосаратовка. Его можно организовать во время первого этапа строительства ТПУ. Для запуска трамвая необходимо реконструировать существующий перекресток проспекта Солидарности и улицы Дыбенко.

Ранее сообщалось, что строительство ТПУ «Кудрово» оценили в семь млрд рублей. Узел расположат на площади более 52 га на границе Кудрово и Свердловского городского поселения, на границе с магистралью «Кола» и гипермаркетом «Мега-Дыбенко».

В состав узла войдут вестибюль метро, остановка и парковка для маршруток, автовокзал на 400 пассажиров с 15 перронами, перехватывающие парковки на 2,2 тыс. машиномест, три открытых автостоянки на 340 машиномест. Финансируют проект за счет инвесторов. Начало строительства запланировано на 2021 год.

15 февраля стало известно, что IKEA проект новой развязки в Кудрово к 1 июня 2017 года. Магистраль должна улучшить дорожную обстановку в деревне и упростить связь Кудрово с Мурманским шоссе и КАД. Компания готова вложить в строительство 700 млн рублей. Зампред правительства Ленобласти Михаил Москвин поручил компании посчитать конечную стоимость дороги. После этого регион начнет поиск инвесторов. Москвин отметил, что администрация Ленобласти планирует привлечь к стройке девелоперов, которые возводят свои дома в Кудрово.

Проект планировки территории под ТПУ «Кудрово» одобрен состоявшимся сегодня Градсоветом. Однако одобрен условно, только чтобы зарезервировать землю под будущее строительство. Проектировать дороги по нему невозможно. А именно в этом и состоит задача областных властей, поскольку губернатор Петербурга Георгий Полтавченко на прошлой неделе подтвердил намерение города дотянуть до Кудрово линию метро не позже чем в 2025 году.

Город вроде бы готов идти навстречу Ленобласти в проектах общественного транспорта, например метро или трамвая, лишь бы не расширять Кудровский проезд и улицу Дыбенко для потока автомобилей из Кудрово.

Но для того, чтобы сделать внятный ППТ, в Ленобласти, по словам вице-губернатора Михаила Москвина, должны точно знать, где будет размещён наземный вестибюль станции. Пока же в распоряжении Комитета по архитектуре и градостроительству ЛО только письмо от института «Ленметрогипротранс», где обозначен наиболее подходящий с точки зрения проектировщика участок.

Вторая проблема - отсутствие технических условий для подключения улицы Центральной к Мурманскому шоссе (федеральная трасса Р-21 «Кола»). Первый запрос в Росавтодор был отклонён по формальным основаниям.

Кроме того, проекту планировки территории для ТПУ противоречит разработанный ещё в прошлом году IKEA Centres Russia ППТ для нового съезда на Мурманское шоссе . IKEA нужен нормальный подъезд к торговому комплексу «МЕГА Дыбенко», поэтому компания готова вложить в развязку около 700 млн рублей. Но всё же логично подключать ТРЦ к улично-дорожной сети Кудрово, а не наоборот. То есть на первый план должны выйти транспортные потребности жителей посёлка, а не бизнеса. Впрочем, власти надеются совместить оба ППТ, рассчитав и распланировав потоки автотранспорта для всей территории до КАД.

Напомним, транспортно-пересадочный узел «Кудрово» кроме станции метро западнее ТРЦ «МЕГА Дыбенко» предполагает появление железнодорожной платформы южнее Кудровского проезда, стоянки для маршруток, автовокзала, перехватывающей парковки. Ожидается, что через ТПУ к 2030 году будет проходить ежедневно порядка 75 000 пассажиров, а станцией метро на вход и выход станут пользоваться 147 000 человек.

Для нормального функционирования ТПУ предстоит построить до 2025 года вторую очередь развязки с путепроводом через трассу «Кола», продолжение проспекта Строителей до Мурманского шоссе, направленный съезд на него из «МЕГА Дыбенко» и местный проезд, чтобы отделить поток автомобилей, следующий по «Коле» в Кудрово, от транзитного транспорта.