Астронавт и обезъянка на соборе в саламанке. Пришелец на древнем храме. Почему на соборе изображена фигура космонавта? Собор в испанском городе саламанка 1102

Прекрасен средневековый кафедральный собор в древнем испанском городе Саламанке, прославленном одним из первых университетов старой Европы.

Это великолепный образец (как пишут историки искусства) сакральной архитектуры XII века, ибо строительство его было начато в 1102 году. Конечно, для готики рановато, но у историков всегда наготове отмазка – якобы готические соборы строились по нескольку веков подряд, вот и в этом случае сдача объекта подгадала аккурат к... Впрочем, это неважно, как неважно и время появления декора в стиле барокко (вообще-то 1714—1724) на фасаде. Собор всё равно датирован XII веком и туристы с трепетом благоговения взирают на древнее сооружение.
И всё бы хорошо, да что-то не хорошо, как говаривал Аркадий Гайдар. Современная дигитальная фотооптика позволила различать мелкие детали великолепного архитектурного убранства на большой высоте, ранее недоступной туристическим фотокамерам. А в результате истроки и музейные работники вынуждены нервничать и отвечать на простодушные вопросы недоумевающих туристов.

Хуже всего то, что специалисты никак не согласовывают друг с другом свои ответы. И становится заметно, что все они... врут, пытаясь импровизировать на ходу.
Поскольку впервые фигуру астронавта заметили в 1995 году, Серхио Аррела, замдиректора музея кафедральногособора заявил, что в 1990 г. скульптор-реставратор Мигель Ромеро позволил себе маленькую художественную шалость. Это самый радикальный ответ, другие отвечающие не решаются заходить так далеко, потому что следующим вопросом синьору Арелла будет «а сколько вообще маленьких шалостей допущено «скульпторами-реставраторами» и сколько творческой сводобы даруется при «реставрации»?» Это чрезвычайно болезненный вопрос, так как весь архитектурный ансамбль центра Саламанки, включая, разумеется, кафедральный собор, ещё в 1985 году, за несколько лет до начала реставрации, взят под охрану ЮНЕСКО как общечеловеческое достояние, то есть признан одним из абсолютных шедевров. Все документы по реставрации памятников такого уровня проходят множество согласований, в том числе международную экспертизу. Поэтому просто добавить в гирлянду средневековых фигур астронавта или кого-либо ещё невозможно.
Понимая, что таких скользких вопросов не избежать, викария собора Родриго Соланеллес занимает диаметрально противоположную позицию: «Убранство любого католического храма строится в строгом соответствии с церковным каноном, разработанным в раннем Средневековье. Никаких «шалостей» отдельных художников просто не может быть - епархия никогда не утвердит еретический элемент декора». Другими словами, на боковых вратах собора нет ни астронавта ни весёлого льва с вафельным стаканчиком итальянского мороженного, а кто думает иначе, тот ошибается. По словам священника, это обычные для Средних веков монстры, каковых снаружи на католических храмах неисчислимое множество. Они, дескать, символизируют исчадия ада, с которыми человек может сталкиваться вне храма, зато внутрь собора им дороги нет. Это обычная отмазка историков, игнорирующая, между прочим, тот факт, что похабных монстров довольно часто можно видеть и внутри католических храмов, например, на капителях колонн.
Викарию простительно выглядеть полным идиотом, в конце концов, он верующий человек. Тяжелее приходится господам, увешанным научными званиями и исполняющим обязанности учёных. Эстебан Санса, преподаватель философии Университета Саламанки, глубоко убеждён, что фигура выполнена никак не позже XVIII века, когда достраивался новый корпус кафедрального собора. Эта его уверенность имеет строго научное обоснование: в библиотеке университета студенты господина Сансы отыскали гравюру начала XIX века с фотографически точным изображением всего скульптурного убранства собора. «Астронавт» занимает на этой гравюре то же самое место, что сегодня. А в рукописях эпохи Возрождения есть несколько упоминаний о встречах саламанкских монахов со странными существами, у которых «кожа спрятана под наружной кожей». Полагаю, что фразу о «рукописях эпохи Возрождения» синьор Санса не произносил, что дополнил его информацю о гравюре сообщением о странных встречах саламанских монахов некий посторонний доброжелатель, ибо преподаватель философии Университета Саламанки не может не знать, что средневековые монахи не разгуливали нагишом, а были знакомы с понятием «одежда» и даже, скорее всего, с понятием «доспехи», и потому вряд ли стали описывать странную одежду странных существ как «кожу, спрятанную под наружной кожей».
Но почему гравюру нашли именно «студенты», а не сам профессор Санса или кто-то из научных работников? Ответ прост: если гравюру (которую, кстати, пока что видел только господин профессор, а обшественности её не предъявляли) паче чаяния придётся отдавать на антикварную экспертизу и обнаружится, что это современная подделка, синьор Санса сможет сокрушенно развести руками: ну надо же, разыграли меня студенты! И научная репутация не пострадает. Ибо со студентов какой спрос?
Так что же значит весь этот сон? Чтобы разобраться в сути дела, следует обратить внимание на несколько фактов из истории собора:
1. В 1809 году - вторжение войск Наполеона, воспринимавших (совершенно справедливо) массивные католические храмы как крепостные сооружения и стремившиеся эти крепости разрушать – в числе пострадавших храмов числится и кафедральный собор.
2. А в 30-х годах собор капитально разбирали, якобы собираясь перенести на другое место, дабы спасти его от затопления (тут мотивировки очень невнятны).
Впрочем, в 1843 году (пик «историзма» по всей Европе) собор уже стоит, как ни в чём ни бывало, в 1887 его объявляют национальным памятником, с 1902 года идёт поток непрерывных реставраций, а в 1956-м наконец-то открывается музей собора.
Интересно, что фотография 1995 года показывает астронавта с совершенно целым лицом, а на снимках, сделанных два года спустя, его лицо серьёзно повреждено неумолимым течением веков. По всей видимости, дирекция музея (или викарий), после того, как случайный турист заметил несуразность, в панике поспешили уничтожить досадный анахронизм, но спохватились, что фото уже распространились по миру, и оперативное уничтожение свидетельства фальсификации не поможет. Уничтожение сомнительных артефактов учёными стало сегодня общепринятой практикой.
Другими словами: собор прекрасен, но не имеет ни малейшего отношения к кафедральному собору 1102 года. Это современная поделка, свидетельствующая, что до наших дней не оскудела испанская земля талантливыми мастерами с отличным чувством юмора и надутыми идиотами-схоластами с учёными степенями, готовыми истерически отрицать очевидное.

Древний город Саламанка находится в западной части Испании. Это важный культурно-исторический центр страны, который с 1985-го года стал частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Одной из самых интересных местных достопримечательностей является расположенный в центре Саламанки Новый кафедральный собор (Catedral Nueva de Salamanca) на фасаде которого можно увидеть фигуру самого настоящего космонавта.

Строительство собора Вознесения Богородинцы началось в 1513-м году и продолжалось на протяжении двух столетий. Благодаря таким затяжным работам в архитектуре Catedral Nueva de Salamanca можно увидеть стили, которые и поздней готике, и барокко. Здание собора имеет 150 метров в длину и 50 в ширину, его высота под копалом составляет 80 метров. Несмотря на некоторые недоработки, открытие храма состоялось в 1733-м году.

Уже в 1755-м Новый собор Саламанки нуждался в восстановительных работах – после сильнейшего Лиссабонского землетрясения покосилась 93-метровая колокольня, обрушился главный купол, а большие трещины и до сих пор можно увидеть в стенах древнего здания.

Однако, Новый собор Саламанки больше привлекает туристов не красотой своей древней архитектуры, а загадочной фигурой космонавта, которая является частью расположенного над входом узора. В северной части здания всегда многолюдно – всем взглянуть на изображение человека в скафандре на стене собора.

У проводящих по Новому собору Саламанки гидов есть много интересных версий по поводу того, как на фасаде древнего здания появился астронавт в полной амуниции. Но правда заключается в том, что во время проводимых в 1990-м году реставрационных работ фигура космонавта была добавлена скульптором Мигелем Ромеро. На самом деле главный вопрос заключается в том, почему же он это сделал и настоящая тайна кроится именно в нем.

Викарий Нового собора Саламанки категорически отвергает предположение, что фигура космонавта была шуткой и вольной интерпретацией скульптора-реставратора. Проводимые реставрационные работы велись в четком соответствии со всеми средневековыми канонами. К тому же, в отношении объекта ЮНЕСКО любые вольности являются просто недопустимыми. Как утверждает викарий собора, таинственная скульптура — типичный для средневековья монстр и любое сходство с реальными персонажами является вымыслом.

Интересно, что в сохранившихся древних рукописях Нового собора Саламанки есть сведения о том, что его монахам, возможно, доводилось сталкиваться с представителями внеземных цивилизаций. Более того, исследователь Эстебан Санса обнаружил датируемую началом 19-го века четкую гравюру фасада собора, где на этом же месте изображена точно такая же фигура.

Вот такая гаргулья находится на одном из аббатств Шотландии. Что это? «Чужие» посещали нашу планету? А может так изобразили инопланетян средневековые скульпторы?

Сейчас мы это узнаем …

Гаргулья располагается примерно вот тут:

Photo by REX/Michael McGurk

Однако причина ее появления совсем прозаична.

В 90-х годах со стен шотландского аббатства Пэйсли, расположенного неподалеку от Глазго, с целью реставрации были сняты все статуи гаргулий. Некоторые фигуры удалось восстановить, другие же пришлось попросту делать заново. Один их реставраторов постарался на славу, смастерив статую инопланетянина из фильма “Чужой”.

Вот еще такая была загадочная история с изображением космонавта или инопланетянина на старинном соборе несколько лет назад гуляла по интернету:

Эта загадка связана с рельефным изображением космонавта на стене собора в Испании. Собор св. Иеронима был построен в 1102 году н.э. епископом Саламанкским. Неужто это — изображение человека из будущего? Или это — свидетельство технологий, которые существовали еще в 1100 г.?!

На самом деле ни то, ни другое. В 1992 году собор был отреставрирован и были привнесены дополнительные современные мотивы. Причиной появления этих мотивов была традиция храмовых строителей и реставраторов, заключающаяся в свободном включении в старые украшения современных мотивов. Этот способ реставрации старинных сооружений можно, конечно, расценить как подпись своей работы. Архитектор Иеронимо Гарсия выбрал астронавта как символ двадцатого века.

Однако, по существу это — искажение памятника старины, привнесение чуждого содержания, которое именуется модернизацией прошлого. Такое приукрашивание было в широком ходу в древности и в средневековье, но, как видим, не умерло и до сих пор. Оно касается не только зданий и других материальных памятников, но и текстов, картин, фильмов и пр. пр. Так, например, сайты в интернете выдали эту подделку за чистую монету.

А вообще гаргульи бывают еще вот такие:

Гаргулья – это вырезанная из камня гротескная фигура, которые создавали для отвода воды с крыш и боковых фасадов крупных зданий.

Гаргульи – странные, жутковатые, неприятные, а иногда и просто отвратительные. Они веками нависают над многими улицами и городами, безмолвно наблюдая за копошащимися внизу людьми. Они несут свой молчаливый пост так долго, что многие из нас даже не подозревают, что в гаргульях есть смысл. Давайте взглянем на этих каменных чудовищ с таинственным предназначением.

2. Обычно мы ассоциируем их со средневековыми временами (благодаря одному не малоизвестному горбуну), но они появились намного раньше. Это не просто страшные статуи. Многие гаргульи имеют форму определенных животных, и это неслучайно.

Лев и львица были любимыми образами создателей гаргулий. Например, на соборе Дорнох в Шотландии есть вот такая милая львица, скалящаяся на прохожих внизу. Лев был одним из самых популярных неевропейских животных, которое использовали в средние века при украшении церквей и соборов. Позже они стали популярны в виде гаргулий (их очень много в Помпеях), и они символизировали солнце – их золотистая грива представляла собой солнечный венец нашей жизни.

4. Однако в средние века строители соборов использовали льва, как символ гордости, что, конечно, было одним из семи смертных грехов, а потому его стоило избегать. Вот этот лев, например, выглядит довольно гордым. Он находится на одном из колледжей во Франции. Помимо львов при создании гаргулий практически не использовались другие виды кошачьих. Кошки были символом колдовства, поэтому их избегали.

5. Собака. Вот эта гаргулья находится на башне Филиппа IV Красивого во дворце в Дижоне, опять же, во Франции.

Собаки всегда были очень популярны, и на них редко смотрели только, как на домашних питомцев. Они сторожили дома по ночам, поэтому их считали умными и преданными. С одной стороны, можно предположить, что в качестве гаргулий статуи собаки должны были охранять здания, но их присутствие на крышах обусловлено и еще одной причиной. Собаки всегда хотят есть, и они частенько крали еду у людей, поэтому в те времена их фигуры часто помещали на соборы и церкви, чтобы все видели, что даже такое преданное животное, как собака, может поддаться соблазнам дьявола и стать жертвой жадности.

6. Волк.

Хотя волков тоже считали жадными, к ним относились с некоторым уважением, т.к. эти животные всегда работали сообща. Тогда-то и зародилось выражение «вожак стаи». Волков также ассоциировали со священниками, которые должны были защищать людей от дьявола – таким образом, волк даже успел побывать в образе защитника агнцев Божьих. Гаргульи на крышах тоже часто собирались в «стаю», т.к. архитекторы хотели отвести дождевую воду в разные стороны. Во время ливня одной гаргульи было бы недостаточно. Гаргулий делали вытянутыми, чтобы вода стекала как можно дальше от стены.

7. Орел. Гаргулья в виде орла на соборе святого Румбольда в Мехелене, Бельгия.

Орлы были защитниками зданий, в частности, от драконов, ибо, как считал средневековый народ, орлы были единственными существами, способными победить крылатого змея. Говорили, что они могут исцелять самих себя, посмотрев прямо на солнце, которое давно являлось олицетворением божества.

8. Змей. Этот змей на здании в Кракове, Польша, предупреждает людей о грехах плотских.

Змея ассоциируют с первородным грехом, а потому этого каменного зверя можно найти практически на всех соборах Европы. С самых времен Адама и Евы змей является символом постоянной борьбы между добром и злом. Среди семи смертных грехов змей олицетворяет зависть. Их также считали бессметными, что говорило о том, что борьба с грехами будет продолжаться вечно.

9. Баран или козел. Эта гаргулья находится на соборе в Барселоне.

Как и большинство представленных здесь животных, коза также имела двойственную природу в глазах средневековых христиан. С одной стороны, их считали божественными, т.к. они умели находить еду даже среди крутых скал и выживать в самых сложных ситуациях. С другой стороны, их считали злобными существами и символом похоти – еще одного из семи смертных грехов. Ну, и конечно – какое животное обычно ассоциируют с Сатаной?

10. Обезьяна.

На наших ближайших родственников всегда смотрели, как на то, что произойдет с нами, если что-то в природе пойдет не так. Однако их часто считали глупыми и ленивыми. Именно поэтому они олицетворяли еще один смертный грех – лень. Вот эта гаргулья в виде обезьяны находится в Париже, что неудивительно, ведь само слово «гаргулья» зародилось во французском языке. Когда-то слово «Gargouille» означало слово «горло», а само слово пришло из латыни.

11. Другие языки были более точными. В итальянском языке гаргулью называют «grónda sporgente», чот буквально означает «выпирающий желоб». В немецком языке их называют «Wasserspeier» – «плеватели воды», а голландцы пошли еще дальше и прозвали гаргулий «waterspuwer» — «изрыгивающие воду».

12. И, кстати, от этого голландского слова «waterspuwer» в английский язык пришел глагол «to spew» (изрыгать). Однако, если не брать в расчет «животные» олицетворения гаргулий, то всех их зачастую считали химерами.

13. Эта химера находится на Йоркском соборе в Англии, который вообще славится этими самыми химерами.

И хотя нас уже не пугают эти химеры, средневековые жители были довольно суеверными и необразованными, и они считали их ужасными созданиями. Химера рождается, когда две части разных тел сливаются, чтобы создать совершенно новое существо, например, гриффина (или русалку, фигура которой до сих пор популярна в создании фонтанов).

14. На Миланском соборе есть довольно интересный набор химер – там ренессансные мыслители стоят рядом с этими странными существами из воображения сумасшедших. Эти химеры на крышах соборов и других зданий олицетворяли тех, кто недооценивает могущество дьявола. Хотя дьявол не может создать жизнь, он может смешать разные формы жизни, чтобы получить новую – то бишь, химеру.

15. Одних из самых известных гаргулий на свете можно найти на соборе Парижской Богоматери.

16. Даже студия «Дисней» не смогла обойти стороной этих интересных существ.

17. Легенда о гаргулье. У французов была легенда об одном из своих святых – Ромейне. В 17-ом веке его сделали епископом, и ему пришлось сразиться с существом под названием Гаргуллий. Это было драконоподобное существо с крыльями, длинной шеей и способностью извергать огонь из своей пасти.

18. Покорив дракона, Ромейн не смог уничтожить его голову, т.к. ее закалил огонь из собственной пасти. Тогда Ромейн поместил ее на стены собора, чтобы она отпугивала злые силы. Ну а эта гаргулья на фото находится в кафедральной базилике ван Сен-Ян.

19. На стенах собора святого Вита в Праге есть несколько довольно страшных гаргулий, только это уже не животные и даже не химеры. Это люди. Момент проклятия заморожен во времени для сотен средневековых душ по всей Европе.

20. Раскрыв рот, они кричат через века, постоянно напоминая, что вам нужно уметь противостоять дьяволу, иначе это может случиться и с вами! Наверное, самые жуткие гаргульи – это все-таки те, что напоминают нам нас самих.

21. Этот страшных пример человеческой формы в изображении гаргулий также находится на соборе святого Вита в Праге. Причем, труба, по которой стекает вода, так зловеще торчит изо рта, что кажется, что это просто нечеловечески длинный язык.

24. Опять же, в Испании – несчастная женщина на соборе Лонья в Валенсии запечатлена в момент агонии.

25. Ну, а это уже современная гаргулья. И кто бы, вы думали, мог сделать такое чудо? Ну естественно, немцы. Уж очень буквально они воспринимают значение слова «гаргулья» — лить воду.

Между прочим…

Гаргульи упоминаются в произведениях жанра фэнтези. Обычно представляются как живые существа с каменным телом.

Так, в серии книг Асприна про корпорацию МИФ один из второстепенных персонажей - гаргул (гаргулья мужского пола) по имени Гэс. В книгах Пратчетта про Плоский мир гаргульи - одна из населяющих его разумных рас.

В компьютерных играх, чье действие происходит в фэнтазийных мирах, также иногда присутствуют гаргульи. Например, в играх серии Disciples горгульи - это бывшие солдаты, беспрекословно подчинявшиеся своим жестоким командирам, в адском пламени их тела становились такими же твердыми, как и их сердца.

В играх серии Heroes of Might and Magic гаргульи - это существа, выполняющие сразу две функции: эстетическую и практическую (защитную). Гаргульи также присутствуют в играх Warcraft 3: Reign of Chaos и Warcraft 3: The Frozen Throne, где обладают способностью обращаться в камень, чтобы быстрее исцелиться от ран.

Кроме того, существует одноименный мультипликационный сериал Гаргульи.

В игре Doom 3: Resurrection of Evil главным боссом является гаргулья. Также в серии игр Heretic/HeXen представляют из себя подобия очень маленьких драконов, имеющих способность стрелять огнеными шарами.

Гаргульи являются также представителями мира Гарри Поттера. Они населяют замок «Хогвартс», а одна из них даже охраняет кабинет директора.

Гаргульи выступили добрыми, шаловливыми персонажами в мультфильме «Горбун из Нотр-Дама». Каменные изваяния Виктор, Хьюго и Лаверн - единственные друзья горбуна Квазимодо. По идее мультфильма они украшают Собор Парижской Богоматери. На самом деле собор украшают изваяния химер.

окончание статьи из http://bigpicture.ru/?p=318531 Напомню вам еще парочку интересных разоблачений: вот тут мы разоблачали , потом выясняли ну и выясняли действительно ли Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - Астронавт! На стене древнего испанского собора Святого Иеронима, построенного в 1102 году! Такие заметки с соответствующими фотографиями обсуждает блогосфера более 10 лет.

Первое, что приходит в голову - фотошоп, но нет, астронавт настоящий. Фигурка - давно известный в мире артефакт. Она находится в испанском городе Саламанка - украшает один из кафедральных соборов. Правда не тот, который был построен в 1102 году - так называемый Старый собор (Catedral Vieja), а более поздний - Новый (Catedral Nueva), возведенный в период с 1513 по 1733 год. Разница почти в 500 лет, надо сказать, непринципиальная. И в то время космонавтов не было. И все же на стене собора он есть. Да еще в ботинках с рифлёными подошвами...


Сенсация состоялась после того, как современная фотооптика позволила различать мелкие детали великолепного архитектурного убранства на большой высоте, ранее недоступной туристическим фотокамерам.

Вот тогда-то туристы и разглядели среди мифических существ на барельефе того, кого быть там точно не может. А в результате историки и музейные работники вынуждены нервничать и отвечать на простодушные вопросы недоумевающих туристов. Хуже всего то, что специалисты никак не могут выработать единую версию случившегося и не согласовывают друг с другом свои ответы.

Впервые фигуру астронавта заметили в 1995 году, Серхио Аррела, замдиректора музея кафедральногособора заявил, что в 1990 г. скульптор-реставратор Мигель Ромеро позволил себе маленькую «художественную шалость».

Это был самый радикальный ответ - другие отвечающие не решаются заходить так далеко. Потому что следующим вопросом синьору Арелла будет «а сколько вообще маленьких шалостей допущено «скульпторами-реставраторами» и сколько творческой свободы даётся при «реставрации»?» Это чрезвычайно болезненный вопрос, так как весь архитектурный ансамбль центра Саламанки, включая, разумеется, кафедральный собор, ещё в 1985 году, за несколько лет до начала реставрации, взят под охрану ЮНЕСКО как общечеловеческое достояние, то есть признан одним из абсолютных шедевров. Все документы по реставрации памятников такого уровня проходят множество согласований, в том числе международную экспертизу. Поэтому просто добавить в гирлянду средневековых фигур астронавта или кого-либо ещё невозможно.

Понимая, что таких скользких вопросов не избежать, викария собора Родриго Соланеллес занимает диаметрально противоположную позицию:

«Убранство любого католического храма строится в строгом соответствии с церковным каноном, разработанным в раннем Средневековье. Никаких «шалостей» отдельных художников просто не может быть - епархия никогда не утвердит еретический элемент декора».

Другими словами, на боковых вратах собора нет астронавта, а кто думает иначе, тот ошибается. По словам священника, это обычные для Средних веков монстры, каковых снаружи на католических храмах неисчислимое множество. Они, дескать, символизируют исчадия ада, с которыми человек может сталкиваться вне храма, зато внутрь собора им дороги нет.

Впрочем, высказывания викария ещё не самое странное в этой истории. Эстебан Санса, преподаватель философии Университета Саламанки, убеждён, что фигура выполнена никак не позже XVIII века, когда достраивался новый корпус кафедрального собора. Он утверждает, что астронавт есть на гравюре XIX века. Но только вот гравюру общественности не предъявляли.

Кстати, фотография 1995 года показывает астронавта с совершенно целым лицом, а на снимках, сделанных два года спустя, его лицо серьёзно повреждено неумолимым течением времени.

Возможно, именно эти противоречия подогревают интерес к истории, которая не так уж и загадочна. Ведь, в принципе, размещение неких символов, характеризующих эпоху, во время которой проводится реставрация, - весьма распространенная практика. Забавно только то, что скульптор просто выбрал космическую тематику.

Вчера я посмотрела фильм канала TuHistory о загадочных предметах из другого времени. Один из сюжетов рассказывает о странном барельефе на стене кафедрального собора в Саламанке.

Я никогда не была в Саламанке, но известно что там есть великолепные по красоте 2 кафедральных собора. Новый собор примыкает к Старому (12-14 века), и этот Новый собор тоже не такой уж и новый, он строился 2 века между 1513 и 1733 годами. И вот на входе в Новый собор среди мелких фигурок барельефов обнаружили нечто странное.

В левом ряду есть фигура напоминающая астронавта, а в правом обезьянку с мороженным. Ну если обезьянку еще как-то можно представить в виде демона со странным предметом в руке, то астронавта иначе никак не получается интерпретировать. Что бы это могло означать? Как мог скульптор 16 века так детально изобразить костюм астронавта? Было ли путешествия во времени? Сновидение будущего? Пришельцы внеземных цивилизаций?

Заинтересовавшись передачей я посмотрела материалы в интернет и в том числе на турбине.
Здесь на сайте как минимум 3 автора написали про этот феномен, хотя их заметки не привлекли особенного внимания.
Две недели в Испании. Часть 5: Саламанка

Саламанка город-университет, город- церковь...
Я для иллюстрации своих мыслей использую фото из этих заметок.

Ну если обезъяну с мороженным можно представить как демона с факелом, то космонавт совсем на демона не похож. Рассмотрим по-внимательней астронавта. Его шлем, шланги, ботинки с грязевым протектором явно из нашей эпохи.

Конечно снаружи соборов в принципе изображали демонов, химер и прочую нечисть, но строгие каноны католического консилиума 30 строго регламентировали внешний вид и предметы, которые можно было изобразить внутри и на стенах церквей. Художник или скульптор не мог просто так нарисовать картинку из кошмара своих сновидений, а должен был согласовать его с церковным советом, и тем более что это не какая-то уединенная церковь, а кафедральный собор.

Но тем не менее фигурка на стене есть, фотографии найденного феномена быстро распространились по миру и вокруг развернулись активные дебаты. Вот какие мне представились варианты:
1. Если это путешественник во времени, то он из недалекого будущего, то скоро изобретут машину времени.
2. Если эта картинка из сновидений какого-то прорицателя времен строительства собора, то как жаль что человечество утеряло эти способности.
3. Если это инопланетянин прилетевший на землю в прошлом, то почему он не попал в рассказы, или картины художников того времени?

Но все-же больше похоже на фальсификацию и подлог.
Туристы стали спрашивать про эту фигурку, гиды начали придумывать истории, отшучиваться, что все-таки сподвигло ученых провести расследование.

Долго копать не пришлось. Достаточно было поговорить с реставраторами. Собор был отреставрирован в 1992 году. На месте осыпавшихся неизвестных барельефов создали новые. В одном из новых было решено "выложить на стену" архитектурного памятника информацию о важном достижении 20 века - выходе человека в космос. Факт согласования эскиза не скрывали, но и не афишировали, по-просту замолчали. Так что, когда через несколько лет обнаружили астронавта - появилась сенсация.

Не знаю как четко сейчас следуют канонам Совета Тридцати при реставрации и строительстве новых церквей, но как минимум новые фрагменты должны быть чем то помечены (в Мексике, например, их окружают цепочкой мелких камней). На фото не видно никаких отличительных знаков реставрации. Наверное кому-то выгодно, чтобы сенсация продолжала жить. Так же в статье нашего коллеги autilin упоминается "ученые из местного универа раскопали эскизы 17 века и там космонавт уже был". Похоже на попытку схватить за хвост уходящую сенсацию. Возможно, что эскизы мозаики не были такими детальными, и на них было что-то похожее, но не настолько явно, и скульптор добавил "живости".

Мировой сенсации не получилось, если не считать сенсацией сокрытие факта модификации изображения при реконструкции.