Ансамбль регистан — медресе улугбека. Площадь Регистан: сердце культурной жизни Самарканда

В городах Среднего Востока главные площади называли Регистаном. И на сегодняшний день самая известная и великолепнейшая по своей красоте площадь находится в центре старого Самарканда. Красота и величие этого места не оставляет равнодушным ни одного человека, кто хотя бы раз побывал на этой земле. В переводе с узбекского языка Регистан означает «место, покрытое песком». Такое название появилось неспроста. Дело в том, что согласно легендам на такой площади с XV по XX век проводили публичные казни и для того, чтобы кровь лучше впитывалась в землю, её посыпали песком. Бытует также мнение, что Тамерлан выставлял здесь напоказ головы жертв, наколотые на штыри. Но помимо жёстких расправ, площадь Регистан была местом, где собирали народ для оглашения королевских указов. Перед каждым оглашением нового указа, народ оповещался громким звуком медных труб. Но не за этими историями и легендами люди едут в Самарканд, а чтобы увидеть величайшие сооружения исламского мира.

На площади Регистан Самарканда, замощённой булыжником и кирпичом, возносится прекрасный архитектурный ансамбль из трёх медресе, который в 2001 году включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самое старое из них – медресе Улугбеке, которое было возведено правителем Тимуридов и учёным Улугбеком в 1417 – 1420 годах. Здание имеет высокую стрельчатую арку, над которой красуется мозаичное панно из резной и поливной керамики и цветных кирпичиков. Именно в этом медресе читали свои лекции, известные на то время учёные, такие как Ал-Кушчи, Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши и сам Улугбек.

Медресе Улугбеке занимало западную часть Регистана. Напротив него несколькими годами позже построили ханаку Улугбека, а на северной стороне располагался караван-сарай. Эти два сооружения не дошли до наших дней, так как на их месте в XVII веке построили ещё два медресе: Шердор (1619 – 1636) и Тилля-Кари (1646 – 1660).

По распоряжению Ялангтуша Бахадура (правителя Самарканда) на месте обветшалой ханаки начали строительство нового медресе – медресе Шердор. Здание практически зеркально отображает медресе Улугбека, но в искажённых пропорциях. Основное его отличие – это большого размера купол, который возможно является причиной постепенного разрушения здания. На входном портале красуется герб Самарканда, а сверху арабским шрифтом написано «Господь Всемогущ!».

Герб Самарканда – барсы с солнцем на спине.

Глазурованный кирпич, мозаичные росписи и мозаичные наборы украшают наружный и внутренний фасад, а на стенах можно прочитать цитаты из Корана. По своей изысканности медресе Шердор уступает медресе Улугбеку, но это никак не уменьшает его значимость среди лучших архитектурных памятников города.

На месте бывшего караван-сарая монументально и величественно располагается третье медресе – медресе Тилля-Кари. Фасад данного здания состоит из главного портала и фронтальных двухъярусных крыльев с угловыми башнями, а во дворе находится купольное здание мечети. Для декора медресе обильно использовали позолоту, благодаря чему оно получило своё название, которое означает «отделанное золотом». Помимо того, что в этом заведении обучали студентов, медресе Тилля-Кари выполняло роль соборной мечети.

Знакомство с площадью Регистан будет не полным, если не затронуть и другие сооружения, которые находятся на ней. Если взять за ориентир медресе Тилля-Кари, то к востоку от него располагается мавзолей Шейбанидов. Он представлен нагромождением надгробий, самое старое из которых относится к XVI веку.

За медресе Шердор находится древний торговый купол Чорсу. Это шестигранное купольное сооружение построили в XV веке. В 2005 году торговый купол был отреставрирован, а для восстановления его полной высоты пришлось счистить трёхметровый слой грунта. На сегодняшний день в нём расположена галерея изобразительного искусства, где все желающие могут насладиться выставочными работами узбекских скульпторов и художников. Именно это здание подтверждает статус площади Регистан в качестве торгового центра Самарканда.

В заключение о центральной площади Самарканд хотелось бы сделать акцент на то, что ни красноречивые слова, ни самое красивое фото не в состоянии описать и передать то, прекрасное и удивительное ощущение, которое поглощает человека, стоящего на этой исторической земле.

: 39°39′17″ с. ш. 66°58′32″ в. д.  /  39.65472° с. ш. 66.9755556° в. д.  / 39.65472; 66.9755556 (G) (Я)

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417-1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком . Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории , принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем . Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.

Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где жили студенты. Задняя сторона двора была занята мечетью , над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола , а по углам здания располагались четыре минарета . Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом , выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики.

Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами . В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их известные учёные того времени: Кази-заде ар-Руми , Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши , Ал-Кушчи , а также сам Улугбек.

Медресе Шердор

Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека , возникшей в 1424 году в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тилля-Кари. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас.

Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол , что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения. Стены медресе покрыты цитатами из Корана , на входном портале изображён герб Самарканда - барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика , а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ! ». Украшение наружных и внутренних фасадов выполнены из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда . Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии - все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. Просторный двор застроен по периметру небольшими жилыми кельями, худжрами . С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.

Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее - «отделанное золотом». В мечети позолочены михраб и минбар , поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота.

На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.

Другие сооружения

Мавзолей Шейбанидов

К востоку от медресе Тилля-Кари расположен мавзолей Шейбанидов, представляющий собой нагромождение надгробий, старейшее из которых относится к XVI веку . Основателем державы Шейбанидов был внук Абул Хаира, Мухаммед Шейбани , который в 1500 году , с поддержкой Чагатайского Ханства, обосновавшегося тогда в Ташкенте, завоевал Самарканд и Бухару , свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов . После этого Шейбани обратился против своих благодетелей и в 1503 году захватил Ташкент . В 1506 году он захватил Хиву и в 1507 году напал на Мерв (Туркмения), восточную Персию и западный Афганистан . Шейбаниды остановили наступление Сафавидов , которые в 1502 году завоевали Аккойунлу (Иран). Мухаммад Шейбани был лидером кочевых узбеков. В течение последующих лет они прочно обосновались в оазисах Центральной Азии. Узбекское вторжение XVI века было последним компонентом в этногенезе современной узбекской нации .

Торговый купол Чорсу

Позади медресе Шердор расположен древний торговый купол Чорсу , подтверждающий статус площади Регистан как торгового центра средневекового Самарканда. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке, а в начале XVIII веке перестроено . В 2005 году торговый купол был отреставрирован, при этом был счищен трёхметровый слой грунта, чтобы восстановить полную высоту здания. Сейчас в нём расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Легенды и мифы

Говорят, что название площади - место, усыпанное песком - произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершали на этом месте вплоть до начала XX века . Ещё говорят, что Регистан был местом, где Тамерлан выставлял напоказ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри, а также местом, где народ собирался, чтобы послушать королевские указы, перед чтением которых громко трубили в медные трубы. Однако следует помнить, что во времена Тимура, который умер в 1405 году , на той площади не было ни одного из существующих ныне зданий, считающихся шедеврами восточной архитектуры.

Галерея

    Ulugbek Madrasa 2007.jpg

    Registan - Sherdor madrasa.jpg

Регистан в нумизматике

  • В 1989 году в СССР отчеканена юбилейная монета номиналом 5 рублей, посвященная Регистану.

См. также

Напишите отзыв о статье "Регистан (Самарканд)"

Примечания

Литература

  • Веймарн Б. Регистан в Самарканде. - М., 1946. 104 с. (Серия «Сокровища зодчества народов СССР »).
  • Регистан (парадная площадь) - статья из Большой советской энциклопедии .

Ссылки


Отрывок, характеризующий Регистан (Самарканд)

Она обращалась к нему всегда с радостной, доверчивой, к нему одному относившейся улыбкой, в которой было что то значительней того, что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо. Пьер знал, что все ждут только того, чтобы он, наконец, сказал одно слово, переступил через известную черту, и он знал, что он рано или поздно переступит через нее; но какой то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге. Тысячу раз в продолжение этого полутора месяца, во время которого он чувствовал себя всё дальше и дальше втягиваемым в ту страшившую его пропасть, Пьер говорил себе: «Да что ж это? Нужна решимость! Разве нет у меня ее?»
Он хотел решиться, но с ужасом чувствовал, что не было у него в этом случае той решимости, которую он знал в себе и которая действительно была в нем. Пьер принадлежал к числу тех людей, которые сильны только тогда, когда они чувствуют себя вполне чистыми. А с того дня, как им владело то чувство желания, которое он испытал над табакеркой у Анны Павловны, несознанное чувство виноватости этого стремления парализировало его решимость.
В день именин Элен у князя Василья ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня, родные и друзья. Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться участь именинницы.
Гости сидели за ужином. Княгиня Курагина, массивная, когда то красивая, представительная женщина сидела на хозяйском месте. По обеим сторонам ее сидели почетнейшие гости – старый генерал, его жена, Анна Павловна Шерер; в конце стола сидели менее пожилые и почетные гости, и там же сидели домашние, Пьер и Элен, – рядом. Князь Василий не ужинал: он похаживал вокруг стола, в веселом расположении духа, подсаживаясь то к тому, то к другому из гостей. Каждому он говорил небрежное и приятное слово, исключая Пьера и Элен, которых присутствия он не замечал, казалось. Князь Василий оживлял всех. Ярко горели восковые свечи, блестели серебро и хрусталь посуды, наряды дам и золото и серебро эполет; вокруг стола сновали слуги в красных кафтанах; слышались звуки ножей, стаканов, тарелок и звуки оживленного говора нескольких разговоров вокруг этого стола. Слышно было, как старый камергер в одном конце уверял старушку баронессу в своей пламенной любви к ней и ее смех; с другой – рассказ о неуспехе какой то Марьи Викторовны. У середины стола князь Василий сосредоточил вокруг себя слушателей. Он рассказывал дамам, с шутливой улыбкой на губах, последнее – в среду – заседание государственного совета, на котором был получен и читался Сергеем Кузьмичем Вязмитиновым, новым петербургским военным генерал губернатором, знаменитый тогда рескрипт государя Александра Павловича из армии, в котором государь, обращаясь к Сергею Кузьмичу, говорил, что со всех сторон получает он заявления о преданности народа, и что заявление Петербурга особенно приятно ему, что он гордится честью быть главою такой нации и постарается быть ее достойным. Рескрипт этот начинался словами: Сергей Кузьмич! Со всех сторон доходят до меня слухи и т. д.
– Так таки и не пошло дальше, чем «Сергей Кузьмич»? – спрашивала одна дама.
– Да, да, ни на волос, – отвечал смеясь князь Василий. – Сергей Кузьмич… со всех сторон. Со всех сторон, Сергей Кузьмич… Бедный Вязмитинов никак не мог пойти далее. Несколько раз он принимался снова за письмо, но только что скажет Сергей … всхлипывания… Ку…зьми…ч – слезы… и со всех сторон заглушаются рыданиями, и дальше он не мог. И опять платок, и опять «Сергей Кузьмич, со всех сторон», и слезы… так что уже попросили прочесть другого.
– Кузьмич… со всех сторон… и слезы… – повторил кто то смеясь.
– Не будьте злы, – погрозив пальцем, с другого конца стола, проговорила Анна Павловна, – c"est un si brave et excellent homme notre bon Viasmitinoff… [Это такой прекрасный человек, наш добрый Вязмитинов…]
Все очень смеялись. На верхнем почетном конце стола все были, казалось, веселы и под влиянием самых различных оживленных настроений; только Пьер и Элен молча сидели рядом почти на нижнем конце стола; на лицах обоих сдерживалась сияющая улыбка, не зависящая от Сергея Кузьмича, – улыбка стыдливости перед своими чувствами. Что бы ни говорили и как бы ни смеялись и шутили другие, как бы аппетитно ни кушали и рейнвейн, и соте, и мороженое, как бы ни избегали взглядом эту чету, как бы ни казались равнодушны, невнимательны к ней, чувствовалось почему то, по изредка бросаемым на них взглядам, что и анекдот о Сергее Кузьмиче, и смех, и кушанье – всё было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару – Пьера и Элен. Князь Василий представлял всхлипыванья Сергея Кузьмича и в это время обегал взглядом дочь; и в то время как он смеялся, выражение его лица говорило: «Так, так, всё хорошо идет; нынче всё решится». Анна Павловна грозила ему за notre bon Viasmitinoff, а в глазах ее, которые мельком блеснули в этот момент на Пьера, князь Василий читал поздравление с будущим зятем и счастием дочери. Старая княгиня, предлагая с грустным вздохом вина своей соседке и сердито взглянув на дочь, этим вздохом как будто говорила: «да, теперь нам с вами ничего больше не осталось, как пить сладкое вино, моя милая; теперь время этой молодежи быть так дерзко вызывающе счастливой». «И что за глупость всё то, что я рассказываю, как будто это меня интересует, – думал дипломат, взглядывая на счастливые лица любовников – вот это счастие!»
Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу. И это человеческое чувство подавило всё и парило над всем их искусственным лепетом. Шутки были невеселы, новости неинтересны, оживление – очевидно поддельно. Не только они, но лакеи, служившие за столом, казалось, чувствовали то же и забывали порядки службы, заглядываясь на красавицу Элен с ее сияющим лицом и на красное, толстое, счастливое и беспокойное лицо Пьера. Казалось, и огни свечей сосредоточены были только на этих двух счастливых лицах.
Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его. Он находился в состоянии человека, углубленного в какое нибудь занятие. Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал. Только изредка, неожиданно, мелькали в его душе отрывочные мысли и впечатления из действительности.
«Так уж всё кончено! – думал он. – И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для нее одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его.
То вдруг ему становилось стыдно чего то. Ему неловко было, что он один занимает внимание всех, что он счастливец в глазах других, что он с своим некрасивым лицом какой то Парис, обладающий Еленой. «Но, верно, это всегда так бывает и так надо, – утешал он себя. – И, впрочем, что же я сделал для этого? Когда это началось? Из Москвы я поехал вместе с князем Васильем. Тут еще ничего не было. Потом, отчего же мне было у него не остановиться? Потом я играл с ней в карты и поднял ее ридикюль, ездил с ней кататься. Когда же это началось, когда это всё сделалось? И вот он сидит подле нее женихом; слышит, видит, чувствует ее близость, ее дыхание, ее движения, ее красоту. То вдруг ему кажется, что это не она, а он сам так необыкновенно красив, что оттого то и смотрят так на него, и он, счастливый общим удивлением, выпрямляет грудь, поднимает голову и радуется своему счастью. Вдруг какой то голос, чей то знакомый голос, слышится и говорит ему что то другой раз. Но Пьер так занят, что не понимает того, что говорят ему. – Я спрашиваю у тебя, когда ты получил письмо от Болконского, – повторяет третий раз князь Василий. – Как ты рассеян, мой милый.
Князь Василий улыбается, и Пьер видит, что все, все улыбаются на него и на Элен. «Ну, что ж, коли вы все знаете», говорил сам себе Пьер. «Ну, что ж? это правда», и он сам улыбался своей кроткой, детской улыбкой, и Элен улыбается.
– Когда же ты получил? Из Ольмюца? – повторяет князь Василий, которому будто нужно это знать для решения спора.
«И можно ли говорить и думать о таких пустяках?» думает Пьер.
– Да, из Ольмюца, – отвечает он со вздохом.
От ужина Пьер повел свою даму за другими в гостиную. Гости стали разъезжаться и некоторые уезжали, не простившись с Элен. Как будто не желая отрывать ее от ее серьезного занятия, некоторые подходили на минуту и скорее отходили, запрещая ей провожать себя. Дипломат грустно молчал, выходя из гостиной. Ему представлялась вся тщета его дипломатической карьеры в сравнении с счастьем Пьера. Старый генерал сердито проворчал на свою жену, когда она спросила его о состоянии его ноги. «Эка, старая дура, – подумал он. – Вот Елена Васильевна так та и в 50 лет красавица будет».
– Кажется, что я могу вас поздравить, – прошептала Анна Павловна княгине и крепко поцеловала ее. – Ежели бы не мигрень, я бы осталась.
Княгиня ничего не отвечала; ее мучила зависть к счастью своей дочери.
Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье то чужое место. Не для тебя это счастье, – говорил ему какой то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя. Но надо было сказать что нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своей отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных.
Древние свидетели истории Самарканда

"Горит рассвет, блеснув из облаков сверкающей зеленью куполов.
И минареты дивной красоты красуются повсюду как цветы..."

Алишер Навои

Площадь Регистан , в переводе означает "Песчаное место" . Регистан - административный и торгово-ремесленный центр восточного города. Регистан в Самарканде - один из выдающихся образцов градостроительного искусства Средней Азии, сложившийся в XVII веке и состоящий из трех медресе - Улугбека (1417-1420 гг.), Шер-Дор (1619-1636 гг.) и Тилля-Кари (1647-1660 гг.). На нем можно "перелистать страницы" многотысячной истории Самарканда. Здесь отразилась и вся история средневекового города. С северо-восточной стороны расположено торговое сооружение Чорсу , построенное в XVIII веке. Говорят, что все дороги ведут в Рим . Бесспорно, все дороги Самарканда ведут к Регистану. К площади сходились шесть радиальных улиц, на пересечении которых в начале XV века был построен тим "Тильпак-Фурушан" . С северной стороны площади Улугбеком возводится караван-сарай, названный Мирзои. Все прилегающие к нему улочки были забиты мелкими мастерскими и лавочками .

Спустя четыре года после строительства караван-сарая на месте, где сейчас стоит Шер-Дор , Улугбек строит ханаку. В связи с этим пришлось разобрать торговый пассаж. Каждого, кто вступает на эту площадь, охватывает особое настроение: кажется, через столетия долетают сюда зазывные крики ремесленников , гул восточного базара, голоса глашатаев , зачитывающих указы правителей...

Во времена Амира Тимура Регистан - главная торговая площадь города. Во времена правления Мирзо Улугбека она приобретает парадно-официальный характер. Однако значение центра общественной жизни, торговли и ремесленной деятельности города Регистан сохраняет и по сей день .
Выдающимся достижением творческой мысли XV века являются архитектурные ансамбли. В это время важнейшая градостроительная задача - архитектурное оформление площади Регистан.

"О, чудо! Громада его , подобная горе, твердо стоит, поддерживая небо. Величественный фасад по высоте - двойник небес, от тяжести хребет земли приходит в содроганье" , - слова из старинного таджикского стиха, которые подчеркивают масштабность медресе. Построенное в 1417-1420 гг. медресе Улугбека (медресе - духовное заведение мусульман от арабского "мадраса" - место преподавания) при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века. Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Так, например, курс астрономии читал "Платон своей эпохи" Салахуддин Муса ибн-Мухаммед Казы-Заде-Руми. Есть сведения, что и сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.

К XV в. были разработаны основные планировочные приемы медресы. И свое наиболее блестящее, подлинно классическое решение тип среднеазиатского медресе получает в медресе Улугбека. Архитектура сооружения позволяет судить о большом мастерстве. Автором проекта считается придворный зодчий Шахруха, отца Улугбека, Кавамаддин Шерази, автор знаменитых ансамблей в Герате и медресе в Харгирде . Размеры медресе (81х51 м, двор 30х30 м) создавали образ самоутверждающего величия, не уступавший постройкам эпохи Тимура. Медресе имеет прямоугольный план. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Спиралевидный, сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь. Северо-восточный минарет был выпрямлен в 1932 году по схеме академика В.Г. Шухова, по проекту и под руководством Михаила Федоровича Мауэра . М.Ф.Мауэр разработал уникальную систему поворотного круга и с его помощью выпрямил не только наклоняющийся, но и разворачивающийся при наклоне вокруг своей оси минарет. Это был беспрецедентный случай в инженерной практике.

Исключительно богат, разнообразен архитектурный декор медресе . На фоне желтоватой клади стен разнообразные геометрические штрихи, выложенные глазурованными кирпичами, эффектны мозаичное панно на щеках и щипце портала и майоликовый жгут, обрамляющий арку. Тимпан портала украшен орнаментом из пятиконечных и десятиконечных звезд, изображающих стилизованное звездное небо.

Сочетание смелости, простоты идеи, несложности технической арматуры и точности расчета делают честь достижениям мастеров того времени.
Реставраторы переложили тимпан портала, восстановили орнамент, расчистили и облицевали мрамором основания стен, восстановлена облицовка портала, ведется реставрация дворика медресе, а выпрямление юго-восточного минарета было проведено в 1965 г. по проекту инженера Э.М. Генделя.

На месте обветшалой и разрушенной ханаки Мирзо Улугбека с восточной стороны площади, Ялангтуш-Бахадур () - (военачальник, ловкий политик, правитель крупного феодального удела, энергичный наместник бухарских ханов в Самарканде) строит медресе, почти зеркально отражающее фасад противоположного медресе Улугбека. Самаркандский хаким старался ни в чем не уступить великим предкам - ни в пышности, ни в масштабах сооружения. Основание Шер-Дора на 1,5 м выше площади времени Улугбека. Планировка медре составляет 70х56 м, двор 30х38 м. Композиция двора традиционна: обведен двумя этажами худжр (помещений, где жили обучавшиеся в медресе), четыре айвана, по главному фасаду - две дарсхоны (учебные помещения).

Мозаичная часть на портале медресе гласит:
"Военачальник, полководец, справедливый Ялангтуш! Если прилетела стрела, восхваляющая его совершенство, - это изящный язык, полный жемчуга. Он соорудил такую мадрасу, что земля доведена им до зенита неба , - это знамя взаимного их украшения. Годами не достигнет высокой вершины его портала мощью и усердием искусных крыльев орел ума. Веками не достигает верха запретных его минаретов искусный акробат мысли по канату фантазии. Когда архитектор точной правильности воздвиг изгиб арки портала, небеса, приняв за новую луну, прикусили палец от удивления ".

Наряду с этой надписью в более скромном месте белыми буквами на черном фоне начертано: "Абдул Джаббар, зодчий" , фантазией которого и трудом народных мастеров воплощены в камне и цвете честолюбивые замыслы Ялангтуша. Медресе Шер-Дор задумано архитектором в стиле "кош" (композиция из двух противостоящих зданий).

Медресе Шер-Дор строилось на двести лет позже своего оригинала. И несмотря, казалось бы, на однотипный фасад, в нем имеется много нового, характерного для строительства техники XVII века, несшей в себе наряду с прогрессивными приемами, ускоряющими и удешевляющими процесс строительства, некоторое снижение качества художественной выразительности. Однако цветовое решение и исполнение отдельных панно говорят нам о высоком мастерстве строителей, воздвигших это великолепное здание.

Планировка его повторяет общую композицию медресе Улугбека, однако в деталях есть отличие. Особый интерес представляет тимпан над большой портальной аркой. Тигр золотисто-охристого цвета устремляется за белой ланью . Солнце изображено в форме белого диска, с раскосыми миндалевидными глазами. Лик его окаймлен золотистым сиянием. Вся композиция расположена на синем фоне со спиралеобразными побегами бирюзовых и золотистых тонов с разбросанными по полю белыми цветами. Запоминающийся рисунок тимпана и определил название медресе Шер-Дор, что означает "Украшенное тиграми".
От полного разрушения тимпан был спасен реставраторами, закончившими работу в 1962 году. Исследователи собирали декор по мельчайшим фрагментам. Там, где не сохранилась мозаика, фиксировались гнезда от выпавших кусочков, оставшиеся части с одной половины тимпана накладывались на другую так, чтобы рисунок был симметричным.

Закончив строительство медресе Шер-Дор, Ялангтуш-Бахадур десятью годами позже начал сооружение медресе-мечети, которое в дальнейшем получило название Тилля-Кари. Оно строилось не менее 14-15 лет .

Сооружением Тилля-Кари окончательно сформировался замечательный ансамбль Регистана. Чтобы достигнуть единства и цельности всех сооружений площади, зодчий подчинил архитектуру медресе Тилля-Кари уже существующим постройкам и растянул фасад таким образом, чтобы получилось зрительно замкнутое пространство . Такое решение мог предложить архитектор, обладающий большим мастерством.
Казалось, что мечеть должна была бы занять центральное место в общей композиции медресе-мечети, но зодчий не пошел на создание еще одного центра на симметричной площади. Архитектура фасадной части Тилля-Кари воспринимается как достойный фон двум расположенным друг против друга медресе. Мечеть композиционно сбита с главной оси и расположена с западной стороны замкнутого двора с худжрами в один этаж. Главный фасад решен в два этажа, что помогает уравновесить большие по объему здания медресе Улугбека и Шер-Дор.

Главный входной портал , обращенный к площади, прорезан глубокой пятигранной нишей с двумя входами, ведущими в большой замкнутый двор. Симметрия композиции во дворе подчеркнута небольшими порталами по центрам дворовых фасадов. Слева от входа по западному фасаду расположена большая мечеть. Через главный вход в портальной нише можно попасть в центральный зал мечети, площадь которого увеличивается за счет открытия боковых стенок арочно-купольной галереи , примыкающей к мечети с двух сторон. Напротив входа расположен михраб, облицованный мрамором, рядом с михрабом ниша, указывающая на Мекку, а справа от него - своеобразная кафедра (минбар - место для проповедника) с высокими мраморными ступенями. Двор мечети также служит для проведения пятничных молений.
В интерьере мечети использована живопись кундаль (техника многокрасочной, с позолотой росписи на рельефном орнаменте). Чрезмерная насыщенность центрального зала мечети рельефной росписью и позолотой , вплоть до населения ее на мраморные панели, свидетельствует о стремлении поразить роскошью и богатством. Обилие позолоты и определило название медресе - Тилля-Кари, что означает "Покрытое золотом".
Облицовка медресе была в большей части утрачена. Реставраторам пришлось много потрудиться, чтобы спасти уцелевшие фрагменты и по ним восстановить разрушенные части. В 1979 году была завершена работа по восстановлению золочения росписи в интерьере мечети. Между медресе Шер-Дор и Тилля-Кори распологается монументальное мраморное надгробие - Дахма Шейбанидов, свое время установленная над семейной усыпальницей первой узбекской династии XVI столетия.

Слово «Регистан» переводится с узбекского как «место, покрытое песком» – в древние времена на Среднем Востоке так называли любую центральную площадь города. В период правления Тамерлана именно здесь собирались солдаты, перед тем как отправиться в поход. Вероятно, на центральной площади также зачитывались указы правителя. Каждый день на Регистане кипела торговля, поскольку Самарканд был одним из важнейших городов с самого основания «Шелкового пути».

Мирзо Улугбек, приходившийся Тамерлану внуком, стал не только правителем, но и покровителем наук. Он сам имел блестящее образование, прикладывал все силы для развития культуры своей страны. По приказу Улугбека в начале XV века на площади начали возведение первого медресе, названного в честь мецената. С этого времени ведет свой отсчет глобальная застройка Регистана, принесшая Самарканду всемирную известность и место в списке достопримечательностей ЮНЕСКО.

Считается, что с древних времен до ХХ века здесь проводились публичные казни преступников. Говорят, площадь Регистан специально посыпали песком, чтобы он впитывал кровь жертв, без ущерба для красивой мостовой. Однако надежных исторических доказательств этому сегодня нет. Интересно, что в 1989 году в Советском Союзе была выпущена юбилейная пятирублевая монета, на которой был отчеканен вид на Регистан.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека – самое старое медресе, построенное на площади Регистан. Его возведение заняло всего три года: с 1417 по 1420. На территории школы были организованы мечеть и крупная обсерватория, что сделало город одним из важнейших научных центров Востока того времени. Ансамбль расположен на западной стороне обширной площади. Напротив медресе в последующие годы были возведены караван-сарай Улугбека, а также его ханака.

Высокий прямоугольный фасад и стрельчатая арка сооружения выполнены в лучших традициях средневековой архитектуры Среднего Востока. Золотистые расписные стены в ярком солнечном свете играют сложными мозаиками, основной геометрический орнамент сложен из цветных глазурованных кирпичей. Сам портал украшает филигранная вязь, узоры «ислими» и десятиконечные звезды. Все это является свидетельством научной направленности комплекса.

Из каждого угла прямоугольного ансамбля в небо устремляются минареты. До сегодняшнего дня сохранилась только половина их них, поскольку две башни были разрушены землетрясением примерно в XVIII веке. Голубые купола медресе поражают воображение своим чистым цветом и ярким сиянием независимо от времени дня. Благодаря богатой облицовке стен, ярким узорам в синих тонах, вся постройка не выглядит громоздкой. Резная и поливная керамика отличаются гармоничной цветовой палитрой. Поскольку отделка глазурью и орнаментами полностью покрывает стены, весь медресе ярко сияет в свете жаркого полуденного солнца, являясь настоящим украшением Регистана.

В закрытый квадратный двор выходят кельи учеников, а также двери учебных аудиторий. Здесь молодым людям преподавали астрономию, богословие, философию, математику и различные естественные науки. Одновременно в медресе могло учиться и проживать более сотни студентов. В школе работали и преподавали лучшие в стране ученые. Улугбек также читал студентам лекции, однако на сам он решил не занимать должность ректора. Считается, что именно здесь учился знаменитый восточный философ, поэт и ученый Абдурахман Джами.

Школа начала приходить в упадок после того, как в XVI веке новый правитель перенес столицу государства в Бухару. Некоторые источники того времени говорят: Самарканд опустел настолько, что в стенах разрушающихся медресе жили дикие животные. Многочисленные феодальные войны того времени превратили некогда сиятельный архитектурный комплекс практически в руины. Медресе Улугбека сохранился до наших дней только благодаря масштабной реставрации в начале XX века.

Медресе Шер-Дор

Медресе Шер-Дор также называют «львиной» школой, поскольку стены украшены соответствующим звериным орнаментом. Медресе располагается в восточной части Регистана, напротив первой постройки площади и во многом повторяет ее архитектуру. Такая копийность неслучайна – автор проекта намеренно использовал особый прием под названием «кош», характерный для восточной традиции. Строительство было начато в 1619 году на месте ранее возведенной ханаки. Бывшая резиденция Улугбека дала большую часть строительного материала для новой школы.

Архитектор собирался создать зеркальную копию первого медресе, но не принял во внимание, что за прошедшие десятилетия общий уровень Регистана поднялся. По этой причине строение кажется несколько приземистее, чем планировалось изначально. Заказчиком второй школы стал хан Бахадур. Изначально постройку назвали его именем, но оно почему-то не прижилось, уступив место народному Шер-Дор.

Современное прозвище медресе переводится как «украшение тиграми/львами». Его здание получило за великолепный орнамент, которым украшена центральная арка. Узор изображает двух хищников, устремившихся вслед за изящными ланями. На спинах каждого тигра покоится солнечный диск. Помпезность этого сооружения практически не уступает тому, что было построено Улугбеком. Стены архитектурного ансамбля покрыты глазированными мозаиками, росписями, цитатами из Корана, здесь вы увидите богатые орнаменты, обилие позолоты. Посередине над центральным входом красуется солнечная свастика.

Медресе возводился по новым технологиям, однако некоторое нарушение пропорций в будущем спровоцировало разрушение основного купола. Разработки архитекторов должны были упростить и ускорить строительство, но оно было закончено только 1636 году. Хотя по занимаемой площади эта школа не уступала постройке Улугбека, здесь могли жить и обучаться гораздо меньше студентов – всего около 40. По уровню знаний и престижности Шер-Дор все равно ценился меньше первого крупного медресе. К XX веку этот ансамбль на площади Регистан требовал не менее масштабных восстановительных работ.

Медресе Тилля-Кари

Название переводится как «Позолоченная школа». Постройка учебного заведения началась в середине XVII века на южной стороне Регистана. Инициатором и спонсором нового медресе стал все тот же хан Бахадур. Последний ансамбль возвели на месте караван-сарая Улугбека, использовав не только кирпичи старого здания, но и остатки его фундамента. Поскольку к началу строительства обе мечети Самарканда были разрушены, хан принял решение совместить медресе и место для городских богослужений.

Архитекторы работали над Тилля-Кари около 14 лет, закончив школу только после смерти правителя. По этой причине итоговая отделка менее богата, в декоре ощущается некоторая небрежность строителей. Кроме того, медресе получился менее крупным, поэтому удачно уравновешивает композицию из двух более роскошных зданий на площади Регистан.

Фасад постройки четко разделен на два этажа, здесь имеется два главных входа, оборудованных в глубокой стрельчатой арке. С левой стороны можно видеть крупный сияющий купол мечети голубого цвета. По бокам от фасада возвышаются изысканно отделанные минареты. Угловые части занимают гульдаста – восточные башенки с круглыми куполами. В гамме экстерьера преобладают золотые краски и роспись в стиле «кундаль», благодаря чему медресе и получил свое название.

Кроме традиционной вязи и геометрических орнаментов здесь можно увидеть множество растительных мотивов. Такой декор удачно разбавляет эффектные, но все же очень похожие здания двух других учебных заведений. В скором времени после завершения строительства землетрясение в городе разрушило главный купол Тилля-Кари. Этому элементу и многим другим частям школы пришлось ожидать восстановления вплоть до XX века.

Другие сооружения площади

Позади Тилля-Кари, с восточной стороны, находится мавзолей Шейбанидов. Этот архитектурный объект больше похож на скопление надгробий, нежели на организованную серию захоронений. Самое старое из них относится к XVI веку, в нем вероятно покоится основатель правящей династии Мухаммед Шейбани. Сегодня туристы могут свободно посетить это место в любое время дня.

Длительное время торговля являлась основным источником богатства Самарканда. Основным свидетельством былой купеческой славы является Торговый купол (Чорсу), который находится наа площади Регистан за медресе Шер-Дор. Это здание было возведено еще в XV веке, однако подвергалось капитальной реставрации в XVIII и ХХ веках. В 2005 году, в ходе чистки постройки, с купола был снят трехметровый слой грязи. Некогда здесь располагался рынок, однако сегодня в Чорсу оборудована галерея современного искусства. Посещение этой выставки обязательно следует включить в туристическую программу по Самарканду.

Современный Регистан

Сегодняшнему облику этой великолепной площади Узбекистан во многом обязан властям СССР, которые инициировали восстановление культурных памятников, однако даже после возведения медресе были закрыты для религиозного обучения и всех иных видов деятельности. Глобальная реконструкция Регистана завершилась незадолго до распада страны. Столь продолжительный срок восстановления связан с перебоями в финансировании, а также тем фактом, что ученым приходилось по крупицам собирать сведения о внешней и внутренней отделке зданий.

В период независимости Узбекистана площадь была окончательно приведена в современный облик и облагорожена. Сегодня Регистан является местом проведения всех масштабных праздников, концертов и фестивалей Самарканда. Главное событие, которое отмечается дважды в год – музыкальный фестиваль международного уровня Шарк Тароналари, поэтому, если вы хотите не только полюбоваться Регистаном, но и насладиться колоритным национальным шоу, стоит приурочить свою поездку к началу одного из крупных праздников. Обратите внимание, что площадь особенно красива в вечернее время, когда здесь включают архитектурную подсветку.

Туристам

Адрес: Регистанская ул. – Registon ko"chasi, Самарканд, Узбекистан.

Побывать на Регистане можно абсолютно бесплатно, однако отдельные экскурсии, вход в музей и другие дополнительные развлечения потребуют некоторых затрат. Цена и разнообразие таких мероприятий варьируются в зависимости от времени года.

Посетить площадь можно в любое время суток, но музеи и прочие заведения этого района имеют разный график работы.

Доехать до центральной площади Самарканда легко из любой части города. Большинство маршрутов общественного транспорта делают остановки рядом с Регистаном. Ориентироваться можно на блестящие купола медресе, которые хорошо видны практически отовсюду.