Железные дороги индии глазами российского путешественника. Поезда в Индии — и как мы на них ездили

В данной статье рассмотрим экстремальный вид туризма. Я расскажу как мы путешествовали по Индии на поезде. Знакомство с индийским поездом у меня произошло в Тивиме (штат Гоа). Мы тогда только начали свое путешествие по Индии и решили выехать из Гоа в Карнатаку. В Гокарне нас ждали друзья и мы держали свой курс туда. С расписанием и билетами там дела обстоят непросто и запутанно, поэтому мы решили не покупать билеты и просто дождались поезд и сели в него. Поезд загудел и тронулся, все мы были в хорошем настроении. Мы ехали около часа и затем разговорились с попутчиками из Индии.

    Where you going?

    Gokarna, and you?

    Mumbai

Но что-то во взгляде нашего попутчика настораживало и мы задумались: А туда ли мы вообще едем? Начали спрашивать у всех куда идет поезд и оказалась, что карма нас наказала за билеты, которые мы не купили. Поезд, который ехал в Мумбаи мчал в противоположном направлении.

С некоторыми индийцами общаться не так просто, даже если хорошо знаешь английский. Мы интересовались у новых индийских друзей как нам попасть в Гокарну. На что нам ответили: выходите и садитесь на поезд в другую сторону. Это вполне логично, но что произошло дальше нас сильно позабавило. Мы выходим со своими вещами, кстати нас было 9 человек, поезд отъезжает, а на той стороне где должна быть станция, нет ничего. Просто лес. Мы вышли на станции, на которой редко кто останавливается.

Однако нам повезло, на станции были индийские полицейские. Они договорились с микроавтобусом который, не бесплатно конечно, но недорого отвез нас к начальной точке нашего путешествия в Тивим. До Гокарны мы решили добираться уже не на поезде.

Чистота

Усвоив урок, в следующий раз мы взяли билеты. И хотелось бы коснуться вопроса чистоты в поездах. Когда вспомнил меня аж передернуло, потому что некоторое время по Индии мы ходили босиком. А в поездах Индии царит жуткая антисанитария. Перед тем как поесть иногда приходится стряхнуть со стола таракана, а в ногу порой может врезаться крыса. Но индийцы с любовью трепетом относятся ко всему живому и даже подкармливают обитателей поездов.

Сколько времени стоим?

Как я уже говорил с расписанием поездов в Индии творится что-то невообразимое. Однажды услышав, что стоянка составит приличное время, мы решили перейти в другой вагон чтобы занять места поудобнее. Но когда мы шли по перрону поезд тронулся и стал стремительно набирать скорость. Многие еще пытались втиснуться в двери движущихся вагонов, поэтому мы побежали в другие двери. Со всеми нашими вещами.

Я нес свой рюкзак и сумку девушки. Добежал до двери и закинул сумку, быстро поднялся по ступенькам. Ни разу не видел чтобы состав так быстро трогался. Непонятно куда спешил машинист, ему было абсолютно все равно что не все сели. Девушка бежала с ребенком на руках. Я дотянулся, взял ребенка и повалился на людей в тамбуре. Поезд набрал такую скорость что девушка уже не успевала добежать. Но протянутые руки индийцев ее схватили и затащили в вагон. Что я тогда чувствовал словами передать вряд ли получиться. Мы хорошенько пощекотали себе нервы и немного успокоиться помогла только выкуренная биди.

Как кильки в банке

И еще помню момент когда нам нужно было доехать в Ришикеш. Поезд был бесплатный или что-то вроде того. Но ехать нужно было сутки. Было жарко и мы решили закрутить чарас в тамбуре. Двери не закрывались и дул освежающий ветерок.

Нам настойчиво говорили индийцы, чтобы мы заняли места. На следующей станции мы поняли почему. Там на перроне людей было больше, чем в метро. Все зашли и без стеснения сели на пол, на двери. В общем люди были везде и плотно прижимались друг к другу. Но не парились и пели песни. Кстати очень красиво пели. Всю ночь поезд издавал гудки, потому что в Индии не оборудованы железнодорожные переезды.

Индийцы спрашивали меня:

  • It is iphone? A how much?
  • I don`t no, - отвечал я, - It`s present.

Понимая, что если скажу «тысячу баксов», могу и не доехать до следующей станции. Ближе к концу поезд ки, освободилось место на верхней полке для вещей и я смог прилечь туда и отдохнуть.

Внимание

Индия хоть и располагает атмосферой расслабленности и умиротворения, но иногда нужно быть предельно внимательным. Так на ЖД вокзале в Варанаси у нашей подруги украли сумку в которой была камера стоимостью около 150 тысяч рублей (она работала фотографом), деньги и паспорт.

Билетов нет

Иногда в Индии проводятся большие праздники на которые съезжаются паломники со всей страны и из-за рубежа. В такие моменты если ты не «мэстный», тебе не продадут билет. Так чуть не сорвалась одна наша поездка, но мы встретили доброго человека который помог нам добраться до нужного места.

Вывод

Вот примерно такие впечатления у меня о путешествие на поезде по Индии. И конечно же несмотря ни на что, все это было интересно и увлекательно, но если вы любите комфорт, тогда поезда не ваш транспорт. Хотя, если вы действительно любите комфорт, тогда наверное, Индия не та страна в которую вам лучше отправиться.

Благодаря возросшему в последние годы потоку доступной информации об Индии, можно больше узнать о ее истории, городах и курортных зонах. Получить сведения о том, как попасть в эту страну и где отдохнуть. А как по ней путешествовать?

Традиционно, наиболее удобным видом транспорта для путешествий по большой стране считается железная дорога. Она намного дешевле, нежели более скоростная авиация, но гораздо комфортнее переездов на автобусах. В Индии система в этом смысле похожа на российскую, только надо учитывать определенные особенности железных дорог страны.

Общая информация

Индийские железные дороги - абсолютная монополия государства. Общая протяженность железнодорожных путей приближается к 70 тыс. км, уступая только трем странам - США, России и КНР. Ежедневно по железным дорогам перемещается 30 млн. человек. Число работников, занятых в железнодорожной отрасли - 2 млн. человек. Крупнейшие вокзалы страны ежедневно обслуживают миллионы пассажиров. К примеру, вокзал Мумбаи каждый день оказывает услуги 3 млн. человек.

Расписание поездов

Спланировать свою поездку по Индии железнодорожным транспортом довольно удобно, воспользовавшись официальным сайтом индийских железных дорог: indianrail.gov.in . Помимо общего расписания поездов здесь функционирует интерактивная карта местных железных дорог. Программа поиска позволяет не только запланировать достаточно удобные переезды, но учитывает даже возможные пересадки.

Правда, нужно принять к сведению, что указанное расписание используется нечетко. Поезда из-за этого не только опаздывают с прибытием на станцию, но даже отправляются не по графику. Из этого вытекает, что данным сервисом можно пользоваться только в качестве заготовки предстоящего путешествия.

Самой точной информацией обладают агентства, которые реализуют билеты, сайты их бронирующие, вокзальные кассы и бесплатные справочные стойки, находящиеся под вывесками «MAY I HELP YOU».

Как купить билет на поезд в Индии

Приобрести проездные билеты можно по-разному. Их предлагают специальные конторы, вокзальные кассы . Они также бронируются на сайтах и заказываются в отелях . При их приобретении проводится обязательная процедура оформления, где в специальном формуляре указываются личные данные каждого пассажира, номер и имя требуемого состава, класс нужного вагона. В агентствах данный формуляр служащие заполнят сами, во всех остальных случаях будущий пассажир делает это лично. При приобретении электронного варианта требуемые данные отправляются на сайт соответствующего сервиса.

Имеется возможность покупки билета через посредника , но тогда с ним нужно договориться о размере комиссии, которая потом будет отражена в билете. Но с ними необходимо быть аккуратным. Воспользовавшись слабой информированностью иностранцев, индийцы могут сбыть билет в разы больше стоимости номинала.

Вариант бронирования билетов через сайт indianrail.gov.in для иностранных туристов неактуален, т.к. сделать это можно, если есть индийская банковская карта. Но есть альтернатива - это посредники. Например, сайты makemytrip.com или cleartrip.com . Они наиболее удобные, надежные и недорогие среди массы им подобных помощников.

Забронировать билет желательно по квоте General. На официальном сайте железных дорог имеется возможность проверить наличие брони по электронной копии с номером PNR, который там указан.

Сверху: самый дешевый билет общего вагона (General Class), снизу – самый дорогой билет первого класса с кондиционером (First class Air-Conditioned)

При самом неудачном раскладе с покупкой билетов можно воспользоваться услугой «wait list» , по которой проездные билеты продаются без номеров места и вагона. Однако благодаря им пассажир может сесть в нужный ему поезд в соответствующий класс. Уже находясь в вагоне, пассажир может обратиться к проводнику и с его помощью получить подходящее место.

Кстати, билет, приобретенный через всемирную сеть, желательно поскорее обменять в кассе вокзала на обычный бумажный, иначе рискуешь остаться вообще без места, даже оплатив его. Таковы реалии индийских железных дорог.

Категорически следует отвергать помощь «добровольных помощников» из числа личностей, блуждающих поблизости от вокзала. Все разговоры можно вести только с официальными работниками вокзала в униформе и с жетоном либо с полицейскими. Все остальные с большой вероятностью - жулики, желающие подзаработать.

Следует также знать, что на вокзалах крупных городов работают особые офисы, обслуживающие иностранных граждан - foreign treveller office . Здесь чисто, спокойно и всегда можно приобрести билеты в нужном направлении.

Задача этих International Tourist Bureau - обеспечивать иностранцев билетами, однако, если быть приветливым, открытым и улыбаться, можно получить дополнительные привилегии: на время оставить вещи, отдохнуть на диванчике, получить консультацию, узнать стоимость такси.

Подобные бюро работают только на вокзалах 15 крупнейших городов страны. Узнавать об их местонахождении надо только у официальных работников вокзала или у полицейских.

Вагоны

При всем многообразии вагонного парка индийских железных дорог под привычные стандарты более-менее подходят два типа: SLIPPER CLASS и АС 3 .

В тамбуре вагона обосновалась индийская семья

Вагоны ниже уровня тип Second Class General Compartment соответствуют общим вагонам. Билеты на них экстремально дешевы, однако и удобств в них нет практически никаких. Интернет пестрит видео с вагонами этого класса. Достаточно один раз это увидеть, чтобы отказаться от экономии средств. Единственным плюсом является то, что с билетом General Class имеется возможность забраться в любой вагон и, поговорив с проводником и соответственно доплатив, перейти в более комфортный вагон. Примерная цена поездки: 1 доллар - 500 км.

Second Class Sleeper предполагает вагоны, приближающиеся по комфортабельности привычным плацкартным, правда, с некоторыми оговорками. В одном купе располагается 8 спальных мест (2 места на трех полках). На нижних полках не поспишь, так как приходится делить их с другими пассажирами. Желательно не брать билеты в начале и конце вагона из-за близости туалетов, которых здесь 4. Проводники здесь отсутствуют, постельного белья никто не выдает. Приблизительная цена поездки: 5 долларов - 1000 км.

AC 3 Tier конструктивно близок к вагону предыдущего класса, но есть и отличия. Окна не открываются, работает кондиционер, проводник выдает постельное белье бесплатно. Чаще всего есть свободные места. Приблизительная цена поездки: 10 долларов - 1000 км.

AC 2 Tier максимально приближен по комфортности к плацкарту, но значительно дороже предыдущих классов. Четырехместное купе отгораживается от прохода обычной шторкой. Приблизительная цена поездки: 20 долларов - 1000 км.

First class Air-Conditioned является вагон 1-ого класса, по комфортности приближающийся к купейному. Из-за дороговизны билетов их включают в состав только поездов, следующих на дальние расстояния. Приблизительная цена поездки: 30 долларов - 1000 км.

Главным смотрящим в поезде является кондуктор или TTI . Он проверяет билеты, рассматривает жалобы и просьбы пассажиров, прилично разговаривает на английском языке. За небольшое вознаграждение «разрулит» сложную ситуацию в нужную сторону. Он же по вашей просьбе официально поменяет за определенную доплату билет General Class на место в более комфортабельном вагоне.

Насчитывается более 20. Из России чаще всего прилетают в Дели и Даболим.

Читайте о первом путешествии туриста, как он добирался до Гоа. Отзыв находится .

Возможно это звучит и странно, но путешествовать железной дорогой по Индии легко и удобно, несмотря на непростые индийские реалии. Постарайтесь не отвергать сразу привычные для местных жителей стандарты, попробуйте понять их, и ваше путешествие по Индии наполниться радостью и познанием необычного. Кроме того, надо быть общительным, доброжелательным, чаще улыбаться, и тогда можно будет избежать проблем и неприятных неожиданностей в пути, найти наиболее удобный вариант поездки и сэкономить деньги.

Короткое Видео, вагон Sleeper Class

Самый дорогой способ передвижения в Индии по железным дорогам это купить билет в вагон класса 1A. Кондиционер, велюровые диваны, занавесочки и прочая атрибутика. Несмотря на дороговизну билетов, купе не закрывается, единственное, что помогает уединиться это занавеситься шторкой от окружающих.

Стоимость билета в First Class AC сравнима с авиабилетом и при всех равных явно проигрывает самолету в скорости. Считаю, что покупать билеты в First Class AC имеет смысл в самых безвыходных ситуациях.

Вагоны First Class AC есть далеко не во всех поездах, они не популярны у местного населения из-за своей дороговизны.

AC 2-tier sleeper (Code:2A)

Вагоны этого типа аналог нашего плацкарта, за исключением того, что полки отгорожены от прохода ширмой. Иногда встречается некое убранство и украшательство в виде индивидуальных бра и скатертей на столах, в остальном типичный плацкарт.

Стоимость значительно дешевле, чем вагоны First Class AC.

First class (Code:FC)

Если ваша поездка длится несколько часов, то этот класс вагонов будет отлично подходить для таких коротких поездок. В купе продаются сидячие места, шесть человек в основном купе + два человека в боковинах.

AC 3 Tier (Code:3A)

Самый популярный тип вагона у иностранных туристов и местный мидл класс индусов. Все кто ездил в отечественном плацкарте сразу увидят сходство.

Из удобств, наличие кондиционера, есть возможность приобрести постель, приносят еду с привычными для европейца приборами. Про кондиционер, сложно сказать нужен ли он если ваше путешествие происходит в зимнее время и стоит ли за него переплачивать приобретая билет в вагон AC 3 Tier.

Основное население таких вагонов это средний класс Индии и туристы, если повезет, то поездка может быть весьма интересной.

AC chair Car (Code:CC)

Вагоны этого классы в основном есть в дневных поездах в качестве премиум-класса, сидячий салон с самолетными креслами. AC chair Car схож с First class (Code:FC) более комфортен но места для багажа тут не так много.

Sleeper Class (Code:SL)

Вот мы и приблизились к самым индийским вагонам во всех смыслах этого слова. Идеален для перемещения в жаркое время года, зимой может быть достаточно холодно из-за отсутствия оконного остекления. Sleeper Class (Code:SL) еще называют Second Class Sleeper, что одно и то же.

В купе три спальных полки, а стоимость билета сопоставима со стоимостью автобуса, но поездка будет более комфортной. В слиппере не бывает скучно, а через зарешеченные окна можно видеть и чувствовать настоящую Индию.

В слиппере можно выйти в тамбур, самостоятельно открыть дверь прямо во время хода поезда и увлекательно провести часы в поездке. Население слиппера, будет с интересом общаться, фотографировать Вас своими простенькими телефонами и Вы можете их фотографировать, они будут только рады.

Основным минусом таких поездок является потеря вещей. Покидая купе, попросите соседей приглядеть за вашим скарбом. В слиппере нет проводников, в вагон на станциях может зайти любой желающий. Во время всей поездки по вагонам разносят напитки (чай и кофе, воду), еду (рис, бириани, кари и пр.), пирожки (самосы и пр.). Еда готовится в этом же поезде в специальном вагоне-кухне.

Second Sitting (Code:2S)

Это общий вагон и этом все сказано, в отличие от нашего общего вагона в Индии все намного интереснее.

Стоимость проезда тут доступна для большинства населения Индии, населенность таких вагонов максимальная, а билеты в них продают без указания мест, без регистрации пассажира, без указания поезда. Срок действия билетов зависит от расстояния путешествия. С таким билетом можно садиться в любой поезд, идущий в нужном направлении, и пересаживаться с одного поезда на другой сколь угодно раз.

Second Sitting вагон не имеет спальных мест, при крайней мере в общий вагон можно садиться без билета, и его у вас никто не проверит.

В общем вагоне очень внимательно следите за своими вещами. Как правила в общих вагонах ездят самые бедные жители Индии, английски тут не понимают.

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

Поезда в Индии имеют одну неизменную особенность — они всегда опаздывают. Это надо учитывать. Особенно, если вам предстоит стыковка с самолетом — закладывайте на нее дополнительно несколько часов.
Еще неплохо учесть такие моменты. Индийцы очень любят на всю мощь включать кондиционеры и вентиляторы, всегда и везде — в вагонах поездов, автобусах, отелях. Эта тяга к холоду порой переходит все разумные пределы — они сидят замотанные в шарфы, кашляют, чихают, но мощность не убавят. Им так нравится 🙂 Поэтому наши люди часто берут с собой в поезд скотч — обычный широкий скотч, чтоб залепить кондиционер, особенно, если вам достался билет на верхнюю полку. И шерстяную шапочку не забудьте, даже если вы едете на юг Индии, но при этом на маршруте вас ожидают кондиционированные вагоны. А если планируется переезд в слипер-вагоне (SL), то и спальник не помешает, т.к. там либо не будет стекол (и ночью реальный холодильник), либо будут на полную мощь работать вентиляторы. А днем можно выходить на станциях погреться 🙂

Читайте также:

Справочная информация про классы вагонов и другие особенности индийской железной дороги

Про старую английскую узкоколейку на севере Индии

Двери вагонов во время движения на ключ не запирают, и можно стоять в тамбуре перед открытой дверью хоть всю дорогу.

Как мы за поездом бегали

На ж/д станции в Хоспете всё очень просто: все пассажирские поезда прибывают на первый путь, на других стоят товарные. Вдоль всего перрона – электронные табло, на которых загорается номер поезда с номером вагона. Наши кресла для ожидания – здесь же, на платформе. И сто раз объявляют, какой поезд прибывает. Проще некуда, прозевать свой поезд невозможно.
Наш — № 7603, из Калькутты. Вагон SL № 10. Слушаем, какие поезда объявляют, на табло смотрим. Нашего нет, опаздывает. Ждем дальше. Опаздывает уже часа на два. Вот подъехал какой-то экспресс, но вовсе не из Калькутты, и – самое главное – номер совсем другой. Опять не наш. Ждем дальше. Надо всё-таки спросить, когда же наш-то будет. А надо сказать, что там нет, как у нас, проводников в каждом вагоне. Вот стоит какой-то дядечка представительный, и ему непонятливые пассажиры свои билеты тычут, а он рукой машет — показывает, где их вагон. Подходим к нему со своим билетом (у нас один билет на 2 персоны). Он посмотрел и куда-то назад рукой махнул, туда, откуда поезда приходят.
— Что, наш поезд будет следующий?
— This train. Это ваш поезд, 10-ый вагон в конце поезда.
Еще раз ему билет показываем. Номер-то другой!
— This train.

Ничего не понимая, побежали к хвосту поезда, куда он рукой махнул. Один вагон пробежали, другой, третий… Надюха кричит: «Там нашего не может быть! Это общие, а дальше багажные». И вдруг он тронулся.
— Надюшка, прыгай!
— Это не наш вагон!
— Да прыгай быстрей! Какая разница!
Она запрыгнула, я за ней, рукой за внутренний поручень схватилась, он скорость набирает, чуть руку не вывихнула. Слава Богу, запрыгнули хоть куда-то, успели! Оказался общий вагон для леди. Состоит всего из двух купе с тамбуром. Одни женщины и два пацаненка, смотрят на нас, улыбаются, видели, как мы на ходу запрыгивали. Мы стоим с рюкзаками, как дурочки, не знаем – что дальше делать. А надо сказать, что здесь между вагонами нет сообщения, по поезду до своего вагона не доберешься. Дернула я на всякий случай дверь какую-то, оказалось – туалет. Всё, больше дверей нет. Ну, значит, поедем здесь до ближайшей станции.
Женщины такие приятные, в ярких красивых сари, со множеством ярких браслетов, улыбаются нам, подвинулись, место освободили. Я даже обрадовалась, что нас сюда занесло. Фоткать всех принялась. Они, как всегда, смеются радостно, когда результат на экранчике видят. Индианки средних лет – это чудо, такие всегда доброжелательные, улыбчивые, в своих разноцветных сари. Рот сам собой расплывается, когда с ними общаешься.
Поулыбались друг другу, пофотографировались: серьги, браслеты, мехенди — узоры на руках.

Мне очень понравилось с ними ехать, я бы и дальше здесь ехала, но билет куплен в слипер-вагон с расчетом, что можно будет полежать. Значит, на следующей станции побежим свой вагон искать. Устроили совещание: показали этим добрым женщинам свой билет и спросили, где может наш 10 SL находиться. Посовещались они и решили, что в хвосте поезда его быть не может, надо к голове бежать. Надюшка обрадовалась: «Да, мы не туда ломанулись. Дядечка на перроне нам неправильно сказал». Ну уж больно дядечка представительный был, и больно уж он уверенно рукой махал. Может, наш вагон какой-нибудь прицепной? Ведь и поезд не из Калькутты. А номер поезда вообще не наш…
Ну ладно, побежим к голове. Мне вообще все равно было, где ехать, я бы все вагоны посмотрела с удовольствием, все-таки первое знакомство с индийским поездом. А с этими женщинами вообще классно.
— Сколько минут стоит поезд на следующей станции?
— Три минуты.
Ого! Придется бежать очень быстро.
За 3 минуты успели мы добежать до 5-го SL-вагона. Запрыгивали опять на ходу, и было уже ясно, что 10-го в голове нет.
Следующая станция была крупная – город Хубли, стоянка 15 минут. Ну уж за 15 минут мы успели дойти до своего 10 SL. Он оказался все-таки в хвосте поезда, как нам и говорил тот представительный дядечка в Хоспете. Места наши оказались заняты, на них ехали две девушки-студентки из Хайдерабада. Ехали на каникулы в Гоа на море. Произошла разборка с билетами. С верхней полки женщина тоже заволновалась, когда мы стали ставить свои рюкзаки: «Это место занято, здесь едет мой муж». Пришлось показывать наш билет этой женщине, потом мужу, потом контролеру.
В общем, билетов оказалось продано больше, чем реальных мест. Так что полежать всё равно не удалось, зато удалось побегать с рюкзаками за поездом, позапрыгивать на ходу и посидеть в разных вагонах. 🙂 Но мне даже весело было от этой истории. Особенно в самом первом – дешевом женском вагоне. В слипер-вагоне – немного другие женщины. Они не носят ярких сари из дешевых искусственных тканей, не надевают по 20 блестящих браслетов на каждую руку, их украшения более стильные, они носят пенджаби, а девочки – их дочки — одеты в шортики и футболочки. Рядом с ними едут их мужья. Но улыбки у них такие же радостные и белозубые.

Много позже все-таки выяснилось, почему у поезда был не тот номер и не та станция отправления. Оказывается, в Индии бывают такие загадочные поезда – с двумя номерами. Вернее, это два разных поезда, которые отправляются с двух разных станций А и В, каждый под своим номером, и на какой-то мифической станции С они соединяются в один. Один из номеров (в данном случае – наш) отбрасывается. Так что долго мы могли бы сидеть и ждать несуществующий поезд № 7603 из Калькутты 🙂

Про дженерал-класс индийского поезда

Из Гвалиора надо было добраться нам до Датии. Дорога недлинная, так что нам было все равно, в каком вагоне ехать – сидячем, лежачем или еще каком. Пришли на жд-вокзале в кассу.
-Билетов нет.
-Что, совсем нет?
-Нет билетов. Есть только дженерал-класс. Будете брать?
-Конечно будем, какая разница!
Не знали мы еще, наивные, что такое дженерал-класс 🙂
Купили билетики и в ожидании поезда расположились на каких-то больших мягких тюках, наваленных на перроне аккурат напротив вооруженных людей в форме.

Если вы боитесь прозевать свой поезд, или не знаете, к какой платформе он будет подан, или если вам просто хочется попрактиковать свой английский, или если у вас повышенный уровень тревожности, или еще какие заморочки, то самый верный способ – это подойти со своим билетом либо к такому человеку в форме, либо завалиться с широкой улыбкой в кабинет какого-нибудь вокзального работника, где вам терпеливо всё растолкуют – на сколько опаздывает ваш поезд, когда ожидается, на какой путь прибывает, и где остановится ваш вагон.

Так мы и сделали – обратились со своими билетиками к этим вооруженным людям в форме.
-Ждите здесь, — сказали они, и мы радостно расслабились на этих тюках.

…Время шло, поезда приходили-уходили, вооруженные люди занимались своими делами и, казалось, забыли про нас. Мы снова к ним подошли.
— Не беспокойтесь, мэм, ваш поезд опаздывает. Мы вам скажем.

Долго мы сидели на этих тюках…
Но вот наконец они замахали нам руками, мы вскочили, схватили свои вещи, и,
сопровождаемые человеком в форме, добрались до места, где должен остановиться наш вагон дженерал-класса.
Там было подозрительно много народа и множество всяких тюков-сумок-корзин… Мы заподозрили неладное.
Но в глубине души все же теплилась надежда, что, может, эти люди — не все в наш вагон… может, они как-то рассосутся… может, им нужен какой-то другой поезд… в конце концов, может, они сюда просто погулять пришли…

И вот он появился. И все эти люди (все!) задвигались, зашевелились, подхватили свои тюки-сумки-корзины и устремились к нашему вагону дженерал-класса. Сначала мы тоже к нему ломанулись. Но когда он подъехал поближе… с ужасом увидели, что он и так полный!!
-Я не полезу туда с вещами! – кричит моя подруга.
-Я и без вещей туда не полезу! – кричу я.
Мы растерялись – что же делать? Следующий поезд не скоро…
И вдруг в этой толпе появился знакомый до боли человек в форме. Он посмотрел на нас, все понял, жестом вытащил нас из толпы, жестом велел идти за ним. Мы, офигевшие, послушно двинулись за ним со своими вещами вдоль поезда. Он довел нас до вагона SL, завел в вагон. А народа здесь тоже было не мало, свободных мест не было, люди сидели даже на полу в проходах. В ближайшем купе он жестом попросил сидевших на полке людей подвинуться, и мы каким-то чудесным образом уместились – сидя! – в этом купе, втиснули свои вещи между чьими-то баулами, и не успели поблагодарить своего спасителя, как он исчез, и поезд тронулся…

Но мы еще ни слова не сказали о чуть ли не самом важном и востребованном виде транспорта — поездах. Я думаю, с большой долей вероятности можно сказать, что в наших краях давно устоялся стереотип о том, что среднестатистический индийский поезд обязательно похож на плотно фаршированную сосиску. В принципе это и не удивительно, учитывая, что Индия уступает по численности населения только Китаю, а индийская ж/д одна из самых протяженных в мире (около 7 тыс. станций на более чем 60 тыс. км путей). К слову, государственная компания “Индийские железные дороги” за один день в среднем перевозит около 30 миллионов пассажиров и 2.5 млн. тонн груза (около миллиарда тонн в год).

В теории, индийский поезд должен выглядеть как-то так:

На самом деле, подобная экзотика в Индии встречается не часто, точнее сказать, практически не встречается, разве что в дни каких-то больших праздников, когда спрос значительно превышает предложение.

Вживую выглядит это примерно так:

А посадка в такие часы пик — процесс еще куда более интересный. Чтобы успеть занять хоть какое-то место в вагоне и не рисковать жизнью на крыше или в дверном проеме, люди заходят запрыгивают в вагоны еще до остановки поезда:

К нашему большому сожалению, ничего подобного мы так и не увидели, а наши поездки на индийских поездах были исключительно культурными, рафинированными и от того скучными.

Ж/д вокзал города Аллеппи. На каждом перроне обязательно есть часы, места ожидания для первого, спального (sleeper) и других классов разделены, в лучших традициях сегрегации.

Городок, по индийским меркам, небольшой, поэтому и людей здесь относительно немного.

Если в дороге вас настигло чувство голода, то справиться с ним помогут многочисленные точки общепита и дружелюбные торговцы продуктами. Так, выпив чаю, мы разговорились с одним из продавцов, который объяснил нам некоторые тонкости использования ИЖД.

Оказалось, что мы купили билет в общий вагон (без класса) и можем не дожидаться определенного поезда, а садиться на любой, главное чтобы направление нам подходило.

Индийские проводники, в отличии от наших, очень гостеприимные люди и не закрывают двери после начала движения поезда, поэтому если вы немного опоздали, то не нужно кричать и показывать руками стоп-кран, достаточно просто запрыгнуть в ближайшую дверь. Собственно, так мы и сделали, догоняя наш первый поезд.

Коллам (наш пункт назначения) был не так далеко, поэтому мы решили экстремальнуть и купили самый дешевый билет. Но, к сожалению, в этот раз не судилось, перехватив нас на подлете к общему вагону, заботливые индийцы всячески пытались запугать нас переизбытком "экзотики", попутно увлекая в сторону более дорогих вагонов. Даже проводник посчитал, что нежным белым господам довольно опасно ехать в общем вагоне и, проверив билет, просто улыбнулся.

Вот так выглядит билет в общий вагон — ни места, ни времени отправки поезда, в день покупки билета можно садиться на любой поезд в нужном направлении.

Оказалось, что мы попали в спальный (так называемый слипер класс, sleeper class) не кондиционируемый вагон:

В принципе напоминает наш плацкарт, только на третьей полке вместо вещей лежат дополнительные соседи:

На окнах решетки, а вместо кондиционеров вентиляторы.

Следующая возможность прокатиться на поезде нам представилась в городе Тутикорин. Экран на вокзале заработал сразу после прибытия поезда:

Персонал очень дружелюбный, как впрочем и по всей Индии, но, к сожалению, с плохим английским, так что тренируйте актерские способности.

В этот раз мы сразу купили самый дорогой билет. Это первый класс c кондиционером. Выглядит он так:

Сравнение c билетом общего вагона:

Богатые люди не очень вольны распоряжаться собственным временем, поэтому в билете четко указаны дата отправления и номер поезда. Время в билете не указывается, его вам придется узнавать самостоятельно, при покупке билета или посмотреть в справочнике (по номеру поезда).

Во время стоянки поезда специальный работник расклеивает на вагонах листы с фамилиями, вам нужно будет найти свою и запомнить “сгенерированный” номер посадочного места.

Место “генерируется” исходя из гендерных и возрастных данных всех пассажиров, которые едут этим классом.

При покупке билета вы, конечно, можете указать, что хотите нижнюю полку или выбрать купе, если едете компанией. Но никого это не будет интересовать, ведь добропорядочный индиец, составляющий списки, никогда не допустит, чтобы неженатая молодая девушка ехала в компании молодых парней и наоборот. При покупке билета заполняется анкета, в которой необходимо указать все — пол, возраст, сексуальные предпочтения и т.д. Вот так выглядят составы команд купе:

Первый класс ничем не отличается от наших вагонов-купе, разве что больше различных тумблеров/выключателей и кондиционер помощнее.

Постель всегда застилает проводник.

Первый класс — отличное место, чтобы завести знакомство с крутыми индийскими бизнесменами. Один продвинутый индиец поведал нам, что это далеко не самый лучший вариант за потраченные деньги. Сложно представить, что может быть лучше в индийском поезде, хотя это может быть какой-нибудь бизнес-вагон или ультрапервый класс.

Вот так выглядит первоклассный туалет, шепотом пересказывают легенды, что в других классах не хуже:

Из окон индийских поездов можно увидеть настоящую, красивую Индию:

Чтобы подвести итог данной статьи и сделать ее хоть немного полезной для путешественников, мы собрали некоторую полезную информацию и попытались ее структурировать.

Рассмотри классы вагонов и их отличия:

Бесклассовый общий вагон / Second Sitting, General Class (Код: 2S) — самый дешевый, довольно опасный и самый малокомфортабельный способ путешествия индийскими поездами. На билетах не проставляется ни номер поезда, ни время отправки, вы можете уехать на любом поезде, в который влезете. Расположить свои тела можно в основном на деревянных полках, по 3 в купе и 2 сбоку, найти свободное место может или очень везучий, или очень сильный человек. Если получится занять верхние места, то можно провести время в относительном одиночестве, внизу же придется спать в обнимку с другими соседями.

Приблизительная стоимость проезда: 1 доллар за 500 км.

Спальный вагон / Sleeper Class (Код: SL) — очень похож на наш плацкарт, но в купе не четыре, а шесть полок (три яруса). Занять горизонтальное положение удастся только если вы успели загнездиться на верхних полках, багаж придется брать с собой. Внизу рассаживается довольно много не такого проворного народа. Средние полки отсоединяются только на ночь. Белье не выдают. Большое количество попрошаек. Кондиционеров нет, только вентиляторы. Окна без стекол, с решетками.

Приблизительная стоимость проезда: 5 долларов за 1000 км.

Третий класс с кондиционером / AC 3 Tier (Код: 3A) — практически тот же спальный, шесть полок в купе (три яруса) и две сбоку. Наглухо закупоренные окна и постоянно работающий кондиционер. За фейс-контроль отвечает проводник, поэтому места здесь есть всегда. Продавцы всего на свете и уборщики купе, клянчащие мелкую монету за свой труд, не считаются. Бесплатное белье, обязательно выдается одеяло, в связи с постоянно работающим кондиционером здесь довольно прохладно.

Приблизительная стоимость проезда: 10 долларов за 1000 км.

Второй класс с кондиционером / AC 2 Tier (Код: 2A) — отличается более высокой ценой, четыре полки в купе (два яруса), практически полное сходство с нашим плацкартом. Все купе отгорожены от прохода длинными шторами.

Приблизительная стоимость проезда: 20 долларов за 1000 км.

Первый класс с кондиционером / First class Air-Conditioned (Код: 1A) — аналог нашего купе, но с кондиционером. Один из самых дорогих вариантов. Этот тип вагонов включен не во все поезда, как правило, только дальнего следования.

Приблизительная стоимость проезда: 30 долларов за 1000 км.

Если вам не удалось купить билет на поезд, то можно воспользоваться такой услугой как “wait list” (вейтлист).

По вейтлисту билеты продаются без обозначенного заранее места и даже номера вагона, но дают вам право следовать в соответствующем поезде и классе (в зависимости от стоимости билета) до конкретного пункта назначения. Уже будучи в вагоне, можно попробовать найти себе место, бесплатно или за небольшие чаевые проводнику.

И напоследок, где можно купить билеты онлайн.

Официальный сайт железных дорог Индии:

Еще два сайта для покупки билетов:

Если есть такая возможность, то мы рекомендуем покупать билеты непосредственно в кассе. Если же вы покупаете билет через интернет, то лучше как можно быстрее сменять его на бумажный вариант, иначе, "благодаря" индийскому раздолбайству вы можете попасть в вейтлист.