Зеркальная галерея. Панорама Зеркальная галерея. Виртуальный тур Зеркальная галерея. Достопримечательности, карта, фото, видео Зеркальная галерея, Версальский дворец, Франция

Зеркальная галерея (фр. Galerie des Glaces) - самый известный интерьер Версальского дворца. Вместе с исчезнувшей лестницей Послов и дворцовой Часовней входила в тройку самых масштабных интерьеров резиденции Людовика XIV. Размеры зала в плане 73,0 м × 10,5 м. Высота - 12,3 м.

История строительства

В 1678 г. Жюль Ардуэн-Мансар приступил к перестройке «Конверта» дворца, созданного Луи Лево. На месте открытой террасы второго этажа устроили Большую галерею (Зеркальной её назовут только в XIX веке). Вместе с фланкирующими её залами Войны и Мира (оформление последнего будет завершено только при Людовике XV) она соединила Большие апартаменты (фр. Grand appartements) короля с покоями королевы, став апофеозом Большого стиля Людовика XIV. Вместе с тем, следует отметить, что сооружение галереи нарушило логику Апартаментов Планет (название группы залов Больших апартаментов): при её создании были уничтожены салоны Юпитера, Сатурна и Венеры, располагавшиеся в левом ризалите «Конверта». (Салон Венеры заново выполнен в начале анфилады, у Лестницы Послов). При оформлении пространства нового интерьера Ардуэн-Мансар отталкивался от созданной им ранее галереи замка Кланьи. Схема же завершения с торцов салонами, сообщающимися с основным объемом открытыми арками, использовалась в резиденции герцога Орлеанского. Сюжеты живописи первоначально предполагалось посвятить Аполлону (как в Лувре) или Геркулесу (как в отеле Ламбер). Но после заключения мира в Нимвегене, ставшего апофеозом правления Людовика XIV, Шарль Лебрен за два дня набросал эскизы Истории короля. По его же эскизам выполнили капители пилястр в национальном «французском» ордере (который на самом деле является модифицированным коринфским) с fleur-de-lys и галльскими петухами в декоре, и многочисленные элементы меблировки галереи: здесь находились алебастровые столы и вазы в бронзовой оправе, табуреты и торшеры из серебра, выполненные в мастерских Гобеленов, меж окон на серебряных столах установили восьмирожковые серебряные же канделябры с изображением подвигов Геркулеса, что являлось отражением первоначального замысла оформления. Украшали галерею апельсиновые деревья, высаженные в серебряные кашпо. Этот же металл применён в арматуре хрустальных люстр. Семнадцать окон обрамлены шторами из синего, шитого золотом шелка. Зеркала, давшие название интерьеру, изготовили в только что основанных мастерских Сент-Антуанского предместья. Пол застилали огромные ковры мастерских Савонери. Почти все серебряные изделия отдали в переплавку после первого эдикта против роскоши 1689 г., изданного ради покрытия военных расходов. И сегодня, несмотря на всё великолепие, интерьеры Версаля являются лишь бледной тенью их былой славы.

Исторические события

15 мая 1685 г. в только что завершенной Большой (Зеркальной) галерее король принимает представителей дожа Генуи, вынужденных после десятидневной бомбардировки города французами принести ему публичные извинения за строительство четырех галер для Испании. Это событие запечатлел…

Зеркальная галерея

Вне всякого сомнения, перед нами - самый дивный зал прекраснейшего в мире дворца. И когда мы восхищаемся его благородными пропорциями, его размахом (безо всякой претензии на колоссальность!), когда любуемся гармонией и продуманностью декора, объединяющего галерею с двумя соседними залами - Залом войны, расположенным с севера (края бурь и непогод), и Залом мира, примыкающим с юга (края солнца и изобилия), нам и в голову не приходит, что возникновение столь цельного ансамбля было делом случая.

Галерея воспринимается нами как безусловный центр дворца, как ядро, притягивающее к себе другие помещения; кажется, будто архитекторы задумали ее раньше прочих частей замка… Ничего подобного! На самом деле она возникла уже в период реконструкции: ее возвели на месте украшенного фонтаном широкого балкона, который соединял на уровне второго этажа два дворцовых крыла.

Но мы наделены счастливым умением приспосабливаться, свыкаться - качеством, во все времена спасавшим эстетическое чувство. К тому же то, что делается экспромтом, нередко превосходит создаваемое с трудом и натугой… Внезапно придуманная, ограниченная размерами нижнего помещения эта «непредвиденная» галерея вполне могла оказаться чересчур длинной или чересчур короткой, слишком узкой или слишком высокой. И до чего же повезло: она получилась идеальной!

Но подумать только! Людовику XIV, для того чтобы Версаль стал таким, каким мы его видим сегодня, пришлось чуть ли не всю жизнь терпеть грохот молотков каменщиков, крики штукатуров и смиренно вдыхать пыль нескончаемых строек. Он даже не успел как следует насладиться своим дворцом.

Судите сами.

Все началось в 1665 году переделкой Мраморного двора; через два года Лево принимается сооружать величественные колоннады северного и южного фасадов; прежде чем те закончены, строятся министерские корпуса; почти одновременно закладываются фундаменты Оранжереи, и когда она поднимается над уровнем земли, часть только что построенного здания Лево разрушают, чтобы водрузить на второй этаж галерею с ее двумя боковыми залами; живописцы начинают здесь работу еще до того, как было возведено северное крыло; и все завершится сооружением капеллы.

С 1665 по 1710 год! Сорок пять лет беспрерывной стройки, когда возводят строительные леса и лестницы, распиливают мрамор, отесывают камни, насыпают землю и гравий, когда подкатывают телеги, вязнут в грязи ломовые лошади с подводами и пылью разлетается гипс… Да, нужно очень любить строительство, чтобы согласиться на такую жизнь.

И поразительно, что все вместе получилось таким красивым: ведь на самом деле Версальский дворец - не что иное, как конгломерат отдельных частей и помещений, что выросли вокруг маленького замка Людовика XIII; его не успели разрушить, и он затерялся в самой сердцевине, как трюфель в изысканном паштете.

Но вернемся к галерее. Она и сегодня, несмотря на доделки эпохи Луи-Филиппа и на убогие банкетки (которые скорее подошли бы сельскому кинозалу), кажется прекрасной. В силах ли мы вообразить, как выглядела она в свои лучшие времена?

Ничего блестящего, ничего бьющего в глаза: упоительная гармония белого, серого и золота; алебастровые столы и вазы в бронзовой оправе; табуреты и высокие торшеры, отлитые и вычеканенные из серебра по лебреновским рисункам в мастерских Гобеленов; меж окон на серебряных столах расставлены внушительных размеров канделябры о восьми свечах с изображением подвигов Геракла - истинные шедевры ювелирного искусства; банкетки, постаменты, ящики, из которых вырастают вечнозеленые апельсиновые деревья, подсвечники, кувшины, чаши, носилки - все это из чистого серебра; люстры из хрусталя и серебра свисают на украшенных цветами шнурах; на семнадцати окнах - шторы из синего, шитого золотом шелка; огромные ковры мастерских Савонери застилают пол; пилястры серого мрамора с золочеными капителями разделяют высокие арки, где в бронзовых обрамлениях сияют светлейшей воды зеркала; тональная сдержанность общей гаммы подчеркивает красочность изображенного на плафоне Олимпа.

Чего только не перевидали на своем веку эти зеркала, отлитые в тогда еще только основанной мастерской Сент-Антуанского предместья; чему только не были они свидетелями!.. Если на этих мыслях сосредоточиться, у нас не хватит духу пройти мимо них в своих плащах и шляпах.

В этих стеклах жило отражение Великого короля, сначала молодого и влюбленного, затем постаревшего, отяжелевшего, согбенного годами. Скольких королев, скольких прекрасных женщин отразили они в себе: манерную и хрупкую мадам де Помпадур; трепещущую накануне своего представления ко двору дю Барри; шестнадцатилетнюю Марию-Антуанетту, светловолосую, румяную…

Мимо этих зеркал шествовали Конде и Виллар; в своих веревочных башмаках тут прошел старый Франклин, если верить легенде, Жан Барт с трубкой в зубах. Зеркала галереи видели, как 7 января 1689 года с текстом «Эсфири» под мышкой тут проходил Жан Расин, направляясь в апартаменты мадам де Ментенон, где должны были репетировать его пьесу. В этих высоких стеклах однажды отразилась красная шапочка генуэзского дожа, и с величайшим изумлением отобразили зеркала сиамских послов, что пробежали всю длину галереи, пятясь, дабы ни на секунду не оказаться спиной к Королю-Солнцу.

А вот в том зеркале, что маскирует двойную дверь королевского кабинета, в полдень 15 августа 1785 года мелькнул испуганный силуэт кардинала де Рогана - гвардейцы арестовали его в тот момент, когда он шел служить мессу. В мае 1789 года перед каждым из этих зеркал с торжественностью продефилировали съехавшиеся из своих провинций представители Генеральных Штатов… Все те, чей образ, как след дыхания, улетучился с поверхности стекла, наполняют эти зеркала таинственной, призрачной жизнью.

Но вопреки своему парадному облику галерея видывала у себя не одни только величественные события и исторические фигуры… Действительно, наши деды и прадеды боготворили этикет, но тем более они ценили любую возможность расслабиться, и по окончании церемоний охотно переходили к добродушной простоте.

Во времена монархии Зеркальная галерея была открыта для всех. По крайней мере, в царствование Людовика XV и Людовика XVI сюда приходили безо всяких специальных разрешений и формальностей. В летние воскресные дни простой парижский люд заполнял галерею. Народ свободно разгуливал здесь, наслаждаясь скользкостью паркета и толпясь время от времени в надежде увидеть короля. Дежуривший в зале «Бычий глаз» легендарный швейцарец запрещал лишь входить в покои Его Величества. Сам он обитал тут же за ширмой, где у него были печка, туалет и гардероб, но по вечерам он переносил постель в галерею; тут он раздевался, укладывался в кровать и уютно посапывал, имея полное право считать себя обладателем самой роскошной спальни во Франции.

Дважды или трижды в утренние часы здесь можно было видеть, как Людовик XVI, выйдя из своего кабинета, направляется в сторону Зала войны посмотреть на термометр, что висел на окне обращенного к северу Аполлонового зала. Здесь жили вполне по-буржуазному, несмотря на все великолепие, к нему так привыкли, что воспринимали галерею как обыкновенный коридор.

Чего стоит найденный де Нолаком документ (он относится к 1754 или 1755 году), где мы читаем, например, такое: «Караульные не должны позволять, чтобы во дворец, не имея на то разрешения, проводили животных. Только принцы и принцессы царствующей семьи имеют право допустить к своим покоям коров, коз или ослиц; в виде особой милости эти права даны еще нескольким лицам…» Разносчики воды и дров тоже свободно проходят во дворец. По всем этажам, лестницам и приемным бродят уличные торговцы; улица проникает внутрь замка, достигая самой Зеркальной галереи. Постоянное хождение туда-сюда, шум, толкотня… Вход в замок запрещен лишь монахам и людям «со свежими следами оспы».

А потом за несколько дней все обратилось в пустыню.

Октябрь 1789 года. Людовик XVI уже в Париже. Колоссальный Версаль эвакуирован за считанные часы; в прекрасном дворце, что на протяжении ста лет был центром мира, царствует гнетущая тишина. Вдоль анфилад, с шумом отворяя и захлопывая двери, разгуливают сквозняки; шелушится живопись плафонов… тускнеют зеркала… Но каждые четверть часа в этой огромной пустоте чуть слышится далекий, постепенно замирающий звук флейты и арф: то продолжают жить оставшиеся в комнате королевы часы; своей нежной песенкой они отмеряют в покинутом королевском жилище каждый час революционной эпохи.

Разумеется, у вещей есть душа: она сотворена из наших воспоминаний, из наших собственных переживаний, из всех испытанных радостей и горестей, бесстрастными свидетелями которых им довелось быть.

Душа Зеркальной галереи в таком случае неразрывно слита с душою самой Франции; это прекрасно ощущали немцы, когда в 1870 году избрали галерею местом крещения своей Империи.

В Берлине в королевском дворце хранится картина, изображающая это событие: сколько же в ней налитых гордостью фигур, сколько касок, знамен, сапог, сколько излучающих удовлетворенное вожделение бородатых лиц! И какая демонстративная заносчивость в посадке этих рейтаров, чьи широкие плечи рисуются на серебристо-сером фоне пилястр и зеркал, со стыдом отражающих в себе это зрелище…

Но зато каким же был реванш! Менее полувека минуло, и галерея, где разносились крики в честь бессмертной монархии, стала свидетельницей ее крушения… История обожает такие повороты на сто восемьдесят градусов…

С самого начала протянувшаяся меж Залами войны и мира галерея предназначалась для блестящей роли; для ее украшения в 1681 году Лебрен задумал громадный живописный плафон. Подняв к нему взгляд, мы различаем там на потолке среди нарядной толчеи бесчисленных Марсов, Минерв, поверженных гигантов, скованных рабов, победных пальмовых ветвей, грифонов и гирлянд Францию, представленную в облике вечно юной богини; ее сопровождают Грации, сплетающие венки; рядом с нею - осененное розами Благоденствие и женская фигура, простирающая оливу, - Мир. В самом центре композиции представлено облако; оно уносит прочь Германию с ее орлом, в то время как обозленное своим поражением Властолюбие одной рукой вырывает корону у поверженного короля, а другой поджигает факелом дворцы и храмы. Знатоки могут что угодно говорить об этой живописи, но никто не помешает мне думать: в те два дня, когда Лебрен исполнял эскиз плафона, он был больше, чем великим художником, - он был пророком.

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Картиная галерея на камнях Весьма интересно, что похожие сцены, которые можно видеть в инсценированном виде у калашей, изображены на наскальных рисунках – петроглифах, обнаруженных на Ангаре археологом Октябрем Леоновым. В 1975 году там были открыты так называемые

Из книги Большая игра. Британская империя против России и СССР автора Леонтьев Михаил Владимирович

Галерея Абизейд Джон Филипп (р. 1951) - американский генерал (с арабскими корнями), в 2003–2007 гг. возглавлял центральное командование США, в настоящее время сотрудник Института Гувера.Апиханов-Аварский Максуд (1846–1907) - русский генерал, мервский и тифлисский губернатор. В

Из книги Тайная история масонства автора Платонов Олег Анатольевич

Масонская галерея России Словарь российских масонов с царствования Николая II до Второй мировой войны.· Абозин Яков Михайлович, офицер, ложа Великого Востока Франции - 13, 14, 56.· Абрамович Дмитрий Иванович, 1873 - ?, ложа розенкрейцеров (Смоленск, 1920-е) - 53.· Абрамович Л.,

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Государственная Третьяковская галерея Третьяковка. Именно так тепло и по-домашнему называют москвичи Государственную Третьяковскую галерею – одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.Галерея названа по имени московского купца и

Из книги Адский остров. Советская тюрьма на далеком севере автора Мальсагов Созерко Артаганович

Глава 3 Галерея чекистов Осужденные чекисты в качестве тюремного персонала - «Прокурор» - Судьба иностранного гостя - Ближайший соратник Бэлы Куна - «Палки Смоленского» - Бунт в московской тюрьме - «Мать» уголовников - Ненаказанный спекулянт В марте 1924 года

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

Галерея Фото 1. Аладжа - Хююк. Сфинксы Фото 2. Аладжа - Хююк. Царь и царица, поклоняющиеся быку Фото 3. Хеттская иероглифическая надпись Фото 4. а - Оттиск хеттской цилиндрической печати, б - Золотое кольцо (Конья) Фото 5. Хеттские пленники на египетских памятниках Фото 6.

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Глава 11. Галерея портретов Средневековые люди любили писать. Они оставили нам множество документов: письма, дневники, биографии, мемуары, исторические и философские трактаты. Авторами и главными героями большинства из них были мужчины. И все же мы можем восстановить

Из книги Русский капитал. От Демидовых до Нобелей автора Чумаков Валерий

Картинная галерея Слава о Третьякове как о великом знатоке российской живописи между тем росла. Его, человека, практически не умевшего рисовать, даже приняли в члены Академии художеств, сначала в почетные, а спустя несколько лет – и в действительные. Коллекция росла. Жена

автора Филип Ян

Галерея 1 I. Роскошные конские ярма из княжеских могил в Граденице у г. Колин в центральной Чехии (погребения на четырёхколёсных повозках). Могила №46 (длина 124 см) и могила №24 (длина 126 см). Музей в Колине II. Ловосице, Чехия. Конское ярмо из могилы биланской культуры (могила

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Галерея 2 XI. Викc (Кот–д’Ор), Франция Золотая диадема княгини из могилы с повозкой (золото, 24 карата, вес 480 г, диаметр самой широкой части 23 см). Музей в Шатильон–сюр–Сен XI. Гохмихеле, княжеский курган, один из самых больших в Средней Европе. В настоящее время высота 13 м,

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Галерея 3 XXI. Приллы (Ваадт). Швейцария. Голова швейцарского кельта. Работа римского художника. Бронза (глаза из меди), высота 27,5 см. Исторический музей в Берне XXII. Трихтинген, Вюртемберг. Кельтская шейная гривна (торквес с железной основой) с бычьими головами. Латенское

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Галерея 4 XXXI. Художественно обработанные фибулы из кельтских могил III-II вв. до н.э. Верхний ряд Ограда у г. Колин (длина 6 см), музей в Нолине. Пршемышлени (Прага, север), дл. 76 мм. Национальный музей в Праге - Велка Маня в Словакии, мог. №XIII (дл. 37 мм). Институт археологии в г.

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Из книги Византийская культура автора Каждан Александр Петрович

Галерея византийской культуры Корабль. Поливное блюдо. XIII в. Коринфский музей Шёлковая ткань с изображением слонов Императрица Ефросиния, жена Алексея III Ангела (1195-1203). Свинцоая вислая печать для скрепления документов. Государственный эрмитаж. Ленинград. Адам и Ева на

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Галерея предков Многие ученые взялись предугадать судьбу королевского ребенка. Анна Австрийская пригласила астронома Жан-Батиста Морена составить его гороскоп. Доминиканский философ Томмазо Кампанелла, нидерландский юрисконсульт Гуго Гроций также принялись за

История строительства и дизайна не знает столь частых попыток подражания, как подражание Версалю! Именно Версальский дворцово-парковый ансамбль (Parc et ch?teau de Versailles) послужил моделью для возведения многих европейских замков и парков. Этот непревзойдённый исторический комплекс роскошных дворцовых зданий, многочисленных сооружений, изысканных оранжерей, парков, садов с естественными и искусственными водоёмами, оказал невероятное влияние на градостроительную мысль XVIII века.

Никогда королевские резиденции не строились просто так. тоже не стал исключением. Великолепный «король-солнце» Людовик XIV имел массу причин для строительства новой постоянной резиденции. Идея у монарха возникла после того как он увидел дворец министра финансов Николя Фуке в поместье Во-ле-Виконт. Испытывая зависть и желание владеть такой роскошью, Людовик XIV де Бурбон начинает перестройку старого замка в Версале. Он принимает твёрдое решение, превзойти замок во всём. К тому же французский монарх не был сильно привязан к Парижу и предместью Сен-Жермен. А кажущаяся ему небезопасность проживания в , ускоряет начало строительных работ.

Немного истории.

История Версальского дворца начинается с конца шестнадцатого столетия. Когда-то здесь был небольшой домик, окружённый садом, где в лесу охотился Людовик XIII (отец Людовика XIV) . Охота была главным увлечением Людовика XIII и в 1623 году он стоит здесь простой без изысков охотничий замок из сланца, кирпича и камня. В 1632 году территорию, где ныне расположен Версальский дворец, расширяют, купив у архиепископа Парижского Версальское поместье. Начинается двухлетняя перестройка, переросшая в почти пятидесятилетнее строительство.

После конфискации замка Во-ле-Виконт в 1661 году и ареста Николя Фуке (помните Д’Артаньяна из знаменитого романа А.Дюма, именно он участвовал в заключении под стражу министра финансов), группа мастеров, возводившая этот дворец, по приглашению правителя перебирается в Версаль. Архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, придворный садовод Андре Ленотр, художник и мастер по интерьерам Шарль Лебрён переделывают, увеличивая и обновляя Версальский дворец.

Шедевры Версальского дворца.

Каждый зал дворца в Версале, это дивная поэма о красоте и роскоши, таланте и усердии мастеров.

Королевская капелла. Находится в правой части здания недалеко от входа. Царственный алтарь окружают бронзовые фигуры богов древней Греции. Пол с королевским гербом в центре выложен цветным мрамором. Капелла имеет два яруса со спиральной лестницей. Подняться наверх могла только семья монарха, менее титулование особы оставались внизу.

Интересная история дошла до наших дней. Желая привлечь внимание любвеобильного монарха, на богослужение собиралось много придворных дам. Но начальник гвардии его величества решил пошутить, объявив дамам, что короля не будет на мессе. Каково же было удивление правителя, когда он прибыл на богослужение и не увидел ни одной дамы внизу!

Как правило, после службы король направлялся в один из девяти торжественных залов. Сегодня туда идут толпы посетителей, чтоб прикоснутся к истории, подолгу рассматривая галереи, посвящённые античным героям: Венере, Диане, Марсу, Меркурию, Аполлону, Геркулесу. Многие стремятся в салон Войны, « Бычий глаз» и жемчужину Версаля — Зеркальную галерею.

Зал Венеры. Самый главный экспонат этого салона — статуя Людовика XIV.

Зал Дианы. Здесь стоял огромный стол, где при Людовике XIV развлекались игрой в бильярд. Стол был накрыт ярко малиновым велюровым ковром с золотой бахромой. Придворные дамы сидели по кругу, на возвышении, это позволяло им наблюдать за игрой и рукоплескать успехам самовлюблённого короля.

Зал Аполлона — тронный. Он служил для торжественных приёмов иностранных послов и престольных праздников. Ближе к вечеру здесь обычно танцевали, устраивали музыкальные и театральные . Самодержец, любивший покрасоваться, сам с наслаждением принимал в них участие.

Зал Войны целиком посвящен во время военных действий. На стенах можно увидеть монументальные полотна, восхваляющие знаменательные победы Франции.

Салон « Бычий глаз» , помещение с окном, выходящим во внутренний двор в форме овала. Сюда допускались титулованные и приближённые особы монарха, что бы понаблюдать за тем, что происходит в апартаментах короля через отверстие, напоминающее бычий глаз.


Зеркальная галерея
(Galerie des Glaces) или Большая, сердце Версальского дворца. Самая величественная комната, длинна её более 73 метров, а ширина около 11 метров. В галерее впервые был применён новый архитектурный метод расположения 357 зеркал, все они были установлены параллельно семнадцати окон. Таким образом, создавалось ощущение, что галерея по обе стороны окнами смотрит в парк. А вечером, в дни дворцовых балов и аудиенций, свет трёх тысяч свечей отражался в зеркальных панно.

Украшают галерею всевозможные вазы в бронзовой оправе, серебряные торшеры и канделябры, десятки хрустальных люстр, вазоны с апельсиновыми деревьями.

По проекту Лебрена до 1690 года Зеркальная галерея была обставлена исключительно серебряной мебелью. В 1689 году по приказу короля, мебель пошла на переплавку монет для покрытия военных затрат. Невозможно описать, игру световых бликов, когда лучи солнца, освещая зал, отражаются в зеркалах, ослепляя взор и изумляя воображение.

Первое что привлекает здесь внимание, размеры кровати королевы. Она огромна, почти на всю спальню! По существующей традиции, королева Франции должна была рожать прилюдно, поэтому в это время Версаль собирал толпы народа. Все поверхности в опочивальне покрыты золотом, говоря о статусе владелицы.

Спальня короля, была средоточием жизни всего дворца в Версале. Основным предметом мебели была кровать, расположенная так, что центр её был местом, где сходились лучи трёх городских магистралей связывающих Париж с Версальским дворцом. Но самым интересным было то, что во время ритуала утреннего пробуждения, наведения лоска и отхода ко сну его величества Людовика XIV, в спальне находились избранные особы, удостоенные высокой чести, следить за происходящим. «Господа, король проснулся!»- слышалось из «святая-святых», двое слуг уже подают кружевную рубашку, четверо бокал
с вином. Начинался новый день, где каждый хотел поймать милостивое слово или взгляд правителя, надеясь, что фортуна им, наконец, улыбнулась…

Зеркальная галерея не входила в число первых крупных строительных объектов, возведенных в Версале архитектором Лево. В проекте каменной застройки вокруг небольшого замка Людовика XIII , предложенном им в 1668 г., это место было отведено для террасы. И только через несколько лет архитектор Ж. Ардуэн-Мансар представил королю 26 сентября 1678 года, в год подписания Нимвегенского мирного договора, проект строительства Зеркальной галереи. Строительство завершилось в том же году.

Зал Войны, Зеркальная галерея и Зал Мира представляют собой единый ансамбль с декором, посвященным военным и политическим успехам Людовика XIV . Здесь торжествует анфиладный принцип планировки. Живописные медальоны кисти Лебрена на коробовом своде галереи длиной 75 метров и шириной 10 метров прославляют военные победы Людовика XIV .

Версаль со стороны дворов

Мраморная отделка словно излучает холодный голубой свет и подчеркивает строгость и величие этого парадного зала. Арочным высоким окнам на внутренней продольной стене вторят аналогичные по форме и размерам зеркала, и это создает впечатление безграничной ширины зала, который в концах замыкается Залом Мира и Залом Войны.

На первых порах Людовик XIV приказал поставить в Зеркальную галерею серебряную мебель, изготовленную по эскизам Шарля Лебрена. Однако в 1689 г. эту мебель переплавили, чтобы пополнить государственную казну, опустевшую в результате военных кампаний. В гарнитур входили высокие канделябры, круглые низкие столики под светильники и большие вазы тончайшей чеканной работы, исполненные лучшими ювелирами того времени. Камин, изготовленный по эскизу Лебрена, украшен барельефом работы Антуана Куазевокса. Большой медальон над ним посвящен одному из главных событий Голландской войны: здесь Людовик XIV представлен в костюме античного воина на коне во время перехода войск через Рейн 2 июня 1672 года. Внизу на рельефе изображена покровительница истории муза Клио, записывающая в анналы историю короля Франции.

В эпоху дореволюционной монархии Зеркальная галерея вела в Большие королевские покои. Здесь собирались придворные в надежде увидеть короля, каждое утро проходившего в часовню. Некоторые пользовались случаем подать прошение. Когда во время особенно торжественных аудиенций Людовик XIV принимал иностранных послов, как, например, посла Сиама в 1686 г., в Зеркальной галерее устанавливался серебряный трон монарха, который переносили из Салона Аполлона. Здесь также устраивались пышные празднества, парадные балы и балы-маскарады, которые давались в честь королевских бракосочетаний. Посол Венеции, присутствовавший на одном из таких приемов, писал, что в галерее было светлее, чем днем, и глаза отказывались верить, что такое яркое невиданное зрелище происходит наяву.

Зеркальная галерея Версальского дворца явилась результатом поисков новых пространственных и световых эффектов, и кроме того она должна была продемонстрировать достижения французской стекольной промышленности, ее первых побед над Венецией.

28 июня 1919 года в Зеркальной галерее был подписан договор о прекращении Первой мировой войны.