Заработать на продуктах из финляндии. Первый кузбасский фотоблог. Вакансия уборщика снега

13/03/2013

В социальной сети «Вконтакте» более 30 групп, где предлагают бесплатно или за 150 рублей съездить в Финляндию. Взамен пассажиры должны оказать перевозчику небольшую услугу – избавить его от уплаты пошлин за вывезенные из Финляндии товары.


Ч то везут и на чем

Чтобы отправиться в поездку, нужно позвонить по указанному в группе телефону.
Я позвонила, спрашиваю: «Что значит бесплатные поездки? Что-то нужно провести через границу взамен?» - «Да, - отвечает мужчина, представившийся Игорем, - мы перевозим колеса».

Есть, правда, одно условие, которое выставляют почти все перевозчики - своего багажа после посещения Финляндии у вас должно быть не больше 5 кг. «Хотя бывает, что можно и больше. Зависит от того, сколько колеса весят», - поясняет Игорь. Согласно правилам, через границу один пассажир может провозить товар весом до 50 кг на сумму до 1,5 тыс. евро (самолетом - до 10 тыс. евро).

«А как на границе я объясню, зачем мне колеса?» - спрашиваю я. «Когда поедем, я вам объясню, что говорить».

Узнать о том, когда планируется поездка, можно за 2 - 3 дня до нее - не раньше. Хотя кто-то предлагает постоянный график - каждый понедельник, вторник, среда, например. Способы развозки разные. Кто-то забирает от конкретных станций метро. Например, Игорь предлагает выезжать от «Ломоносовской» в 7.00 или от «Озерков» в 8.00. Обратно привозит туда же около 21.00. Кто-то согласен забирать от метро, а на обратном пути развозить всех по домам.

Правда, как рассказывают путешественники, редко кто-то из таких перевозчиков возвращается обратно в обещанное время - к 21.00. Обычно, задержавшись при загрузке товара, а потом при пересечении границы, вы прибываете в город ближе к полуночи.

В другой группе мне сообщили, что перевозят чай и кофе. Если вы ничего не покупаете себе, то едете бесплатно - с чаем и кофе вместо багажа. Если покупаете до 15 кг, вам придется заплатить за место 500 рублей в обе стороны. Нелегальный товар вам все равно придется брать - но меньше. За 1100 рублей с теми же 15 кг вас довезут прямо до дома.

(Кстати, из Петербурга в Лаппеенранту и обратно на обычном туристическом автобусе, без всякой помощи в провозе багажа можно съездить за 700 рублей, а в Хельсинки и обратно за 1200).

В третьей группе собираются покупать хозтовары, одежду, чемоданы, вешалки и прочую мелочь на сумму около 1000 евро - все на ваше имя. «На границе вы скажете, что купили этот товар для личного пользования, и нам не надо будет с него платить таможенные платежи», - говорят организаторы.

В некоторых группах о том, что на ваше имя будут оформлять товар, не сказано ни слова: лишь перечислены даты поездок. Каждый желающий записывается, иногда даже возникают очереди. На повторяющиеся вопросы, почему поездка бесплатная, организаторы отмалчиваются.

Поездки осуществляются в основном на микроавтобусах, преимущественно по будням - во избежание пробок.

Законно ли это

В Северо-Западном таможенном управлении нам пояснили, что если человек, пересекая границу, говорит, что провозит товар для личного пользования, формально он не нарушает закон, к нему нельзя придраться. Правда, от этого больше страдает российско-китайская граница, нежели российско-финская. На границе с Китаем огромные потоки туристов с нелегальными товарами, для них это стало бизнесом - их у нас даже называют «помогайками», рассказывает начальник отдела по связям с общественностью СЗТУ Николай Врагов.

Одно из главных правил, которое в теории должно препятствовать незаконной торговле, - через границу нельзя провозить товары, которые являются товарной партией. Однако что такое товарная партия, определить сложно. Если вы везете 10 пар колготок - это уже партия. Пять футболок одного размера могут признать партией или не признать - на усмотрение таможни.

В 2003 году для борьбы с нелегальной торговлей было принято положение о применении единых ставок таможенных пошлин (№ 718), в котором содержатся рекомендации для таможенников, позволяющие задерживать «помогаек». В частности, там написано, что «предназначение товаров определяется таможенным органом РФ исходя из заявления физического лица о товарах <...>, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу РФ».

То есть сотрудники таможни должны сами определять, какой товар пассажир везет для продажи, а какой для себя. Единственный конкретный совет, указанный в постановлении, - облагать таможенным платежом физическое лицо, которое более одного раза в неделю пересекает таможенную границу России.

Выявить людей, которые везут товар не для личного пользования, очень сложно. Однако участники бесплатных путешествий все равно серьезно рискуют, считает Николай Врагов: «Они обманывают государство - это мошенничество, по факту которого могут возбудить уголовное дело. Человек рискует тем, что его больше не пустят за границу и выезд закроют».

В целом же, по мнению Врагова, проблема «помогаек» для российско-финской границы не так актуальна: даже если еженедельно из Финляндии будет приезжать 20 машин по 10 - 20 человек с нелегальным товаром, это не нанесет серьезного урона экономике. Больших потоков нелегалов, как на границе с Китаем, на финской границе не возникнет, считает он, - товары, не оформленные официально, трудно реализовать в Петербурге по выгодной цене.

По мнению Николая Врагова, тем не менее, с этим надо бороться - помощь в приостановлении нелегальной торговли могли бы оказать правоохранительные органы, в частности, прокуратура, отслеживая организаторов перевозок через интернет. Такие меры уже применяются в Приморском крае: летом 2012 года администрация края решила прекращать деятельность туристических фирм, организующих поездки «помогаек» через границу.

Справка

Единая ставка таможенных пошлин - 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм.

Товарная партия - совокупность единичных экземпляров товаров, или комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку. В качестве признака может быть общие масса, длина, температура, объем и т. д.

Кстати

Понятия «таможенный конфискат» не существует. Под видом такого «конфиската» мошенники продают товары, перевезенные через границу незаконно, рассказывают в СЗТУ. Это значит, что товары не оформлены должным образом, и в каких условиях они перевозились, неизвестно.

Таможенные органы наделены полномочиями изымать товар в рамках уголовного или административного процесса. Эти товары, являющиеся вещественными доказательствами по делу, обращаются в федеральную собственность на основании решения суда и передаются для дальнейшего распоряжения ими уполномоченным органам (МВД, Росохранкультуры, Минфин России, Гохран России, Росимущество и т. д.). Продажу товаров осуществляет специально уполномоченная организация - Росимущество.

Анастасия ДМИТРИЕВА

Шоппинг в Финляндии может стать не только интересным приключением, но и выгодным занятием, если грамотно подойти к его организации. Любого покупателя в финских магазинах всегда ждут товары истинно европейского качества, к тому же регулярно продающиеся по существенным скидкам. Сэкономить можно и во время различных распродаж. Для многих жителей России шопинг в соседней стране уже давно не экзотика, а для кого-то это первое знакомство с заграничными покупками.

Что покупать

Многие россияне, регулярно выезжающие на шоппинг в Финляндию из Санкт-Петербурга и области, уверены, что даже купленный там стиральный порошок качественнее того, что продается в РФ, не говоря о финской рыбе, кофе, обуви, детских товарах и пуховиках. Стоит сразу сказать, что границу между Россией и Финляндией можно пересечь как в составе туристических групп, так и на личном транспорте, но пеший ее переход запрещен.

В Финляндии недорого продаются свитера, толстовки, футболки и комбинезоны для малышей, выполненные из натуральных материалов. Аналогичная по составу ткани и качеству одежда для подростков и взрослых тоже сравнительно недорогая, как и отличная кожаная обувь.

Весьма выгодны на территории Финляндии и покупки бытовой техники, поскольку после обновления линейки цены на ранее выпущенные модели магазины быстро и заметно снижают.

Надо отметить, что большинство людей, выбравших шоппинг в Финляндии, наименьший интерес проявляют к модной одежде, за исключением, пожалуй, финских пуховых курток и пальто, поскольку Финляндия не является страной-законодателем мировой моды, и здешний ассортимент модниками оценивается как "серый", скучный, неинтересный для молодежи и особо модных представителей среднего класса. Зато здесь всегда можно найти качественные промышленные товары известных европейских брендов по ценам на 30-50 % ниже, чем в России.

Очень популярны у российских покупателей все для ручного мытья посуды и зубные пасты, шампуни и кондиционеры. Не менее популярен продуктовый шопинг: рыба и икра, чай и кофе, оливковое масло, шоколад и финские конфеты - все это здесь намного дешевле.

Многие россияне везут из Финляндии бытовую технику, предметы интерьера и мебель. Помимо бесспорного качества всех перечисленных выше товаров, покупатели из российских городов получают выгоду в среднем 10-20 % по сравнению с ценами дома.

Для русских потребителей финны даже создают ряд особых условий, например, в рыбном магазине Лаппеэнранты продавцы не только разделывают сырую тушку лосося или форели, но и удаляют все кости, а филе солят и посыпают специями, делая таким образом свежую рыбу малосольной, пригодной к "путешествию" в Россию - по таможенным правилам, провоз сырой рыбы и мяса через границу запрещен.

Преимущества шопинга в Финляндии

Те, кто ни разу не ездил на шоппинг в Финляндию, могут сомневаться в том, что это интересно, выгодно и приятно, учитывая тот факт, что климат этой страны так похож на российский, а значит, прогулки по магазинам могут быть не такими комфортными, как в странах Еврозоны с более теплым климатом. Однако все сомнения могут быть развеяны полным набором неоспоримых аргументов за шоппинг в Финляндии:

  • кратковременность тура;
  • неизменно высокое качество всех магазинных товаров финского производства;
  • ценовая доступность, частые и внушительные скидки и выгода от покупок по сравнению с товарами дома;
  • постоянное обновление ассортимента товаров, например появление новых моделей бытовой техники;
  • возможность приобрести брендовые вещи по очень выгодным ценам.

Самое основное преимущество, конечно же, это ценовая политика финских магазинов. Довольно выгодные для россиян (в сравнении с аналогами в своем городе) цены еще и заметно снижаются во время распродаж. Цена на отдельные качественные изделия может упасть на 70 % от первоначальной стоимости. Такие сезонные распродажи бывают зимними и летними, что позволяет отправиться за покупками всей семьей во время летнего отпуска или зимних каникул. Но можно выбрать и выходные дни, если ваша цель - небольшой шоппинг в Финляндии.

Отзывы и общие сведения не могут, однако, в полной мере раскрыть все преимущества совершения покупок в этой стране. Лучше всего уже на стадии планирования шоп-тура знать излюбленные места опытных шопоголиков и обозначить нужные пункты на карте. Пригодятся вам и названия магазинов, в которых больше всего любят отовариваться те, кто неоднократно практиковал шоппинг в Финляндии.

Куда ехать за покупками? Хельсинки

Чаще всего туристы, прибывающие в этот город на автобусах, сразу попадают в ТЦ Kampii, так как помещение магазина совмещено с автовокзалом. В этом торговом центре можно купить товары для дома и бытовую химию, детскую товары и многое другое из привычного ассортимента покупок.

Если выбор был сделан в пользу авиаперелета, то можно сразу же начать совершать покупки в ТЦ Jumbo, расположенном в непосредственной близости от аэропорта г. Хельсинки. На территории торгового центра находятся 100 магазинов, торгующих продуктами питания, текстилем для дома, одеждой, обувью и прочим, что производит Финляндия.

Шоппинг в Хельсинки предполагает посещение множества других магазинов с разнообразным ассортиментом товаров, но приведенные выше торговые точки могут заинтересовать тех, кто торопится или пока плохо ориентируется в чужой стране и хочет только купить определенный набор товаров без боязни потеряться или опоздать на обратный рейс.

Лаппеэнранта

Город Лаппеэнранта - самый близкий к границе РФ, и здесь очень большое количество супермаркетов, ТЦ и других магазинов разного размера и специализации. Потому россияне обычно посещают его в конце поездки.

Вас заинтересовал шоппинг в Финляндии? Куда стоит ехать, так это в один из самых главных городских магазинов - ТЦ Armada, славящийся выбором одежды и товаров для животных. Облюбовали туристы и по-настоящему огромный Family Center, в котором можно гулять часами, при желании оставив детей под присмотром в специально оборудованном уголке магазина, где они будут весело проводить время, пока родители совершают покупки. Дополнительным плюсом у любителей шопинга считается тот фактор, что рядом с торговым гигантом расположено множество других магазинов поменьше.

Российским автолюбителям давно пришелся по душе RajaMarket - ТЦ, где можно купить и автозапчасти, и другие промтовары, и продукты питания.

Турку

Этот город чаще всего выбирают те, кто приезжает в Финляндию за продуктами питания, поскольку в этом месте и функционирует известнейшая Торговая площадь, где продают урожай практически все фермеры, а ремесленники предлагают товары кустарного производства и сувениры. Поблизости можно обнаружить большое число магазинов, что очень удобно для гостей города.

Например, Hansa - крупнейший торговый комплекс Турку, торгующий текстильной продукцией, качественной обувью, изделиями из меха, ювелирными украшениями.

Приблизительно 90 отдельных торговых точек, предлагающих множество товаров по привлекательным ценам, можно отыскать в стенах Skanssi - торговом центре, расположенном в восточной части Турку.

Котка

Это населенный пункт вблизи финско-российской границы. Здесь работает магазин Pasaati, неслучайно облюбованный российскими модниками - здесь продают довольно интересную модную одежду.

Магазины соседствуют с парикмахерскими салонами, где в перерыве между покупками можно сделать стрижку или покрасить волосы.

Тем, кому интересны товары, прямая дорога в Euromarket - один из самых известных бюджетных магазинов, смело посещаемый даже людьми с очень скромными финансовыми возможностями. А за товарами бытовой химии лучше всего заглянуть в Robinhood.

Тампере

Город славится одной из самых длинных улиц (ровно 1100 метров), и по всей её протяжённости сосредоточилось большое разнообразие торговых точек - от простых универмагов до элитных бутиков.

Будучи здесь, нельзя обойти вниманием сеть торговых центров LIDL, в которых реализуется множество товарных групп: от продуктов питания до косметики и бытовой техники нижнего ценового сегмента.

Центральная площадь по понедельникам представляет собой не что иное, как большой рынок. В другие дни недели можно пройтись по нескольким похожим на большой рынок близлежащим торговым зонам.

Лахти

Лахти находится на перекрёстке торгово-транспортных потоков, поэтому торговля здесь процветает.

Студентов неизменно привлекает Jack&Jones - магазин, предлагающий огромный ассортимент молодежной одежды хорошего качества. Те, кто любит шить одежду самостоятельно, непременно должны наведаться в Eurokangas, чтобы выбрать ткани. Здесь также можно приобрести готовые шторы и текстиль для дома.

Главный магазин Лахти - ТЦ Trio, где можно найти одежду, обувь, косметику, детские игрушки и многое другое. Проще сказать, чего здесь нет, чем перечислить весь ассортимент предлагаемых товаров, не случайно этот торговый центр включен в перечень лучших торговых точек.

Финляндия. Шоппинг. Распродажи

Распродажи в Финляндии — дело обычное и регулярное. В настоящее время в связи с общим экономическим кризисом их стали объявлять раньше, а заканчивать позже. Такими акциями ознаменовывают наступление нового сезона. Например, распродают велосипеды в конце осени или лыжи перед началом лета. Подобные мероприятия устраивают даже в связи с переездом или ремонтом помещения магазина. Но самые интересные скидки бывают в Финляндии во время традиционных больших распродаж: 21 июня, сразу после Юханнуса к началу сезона отпусков и снижения в связи с этим покупательского спроса. Очень насыщенный шоппинг в Финляндии в январе, так как распродажи всегда бывают и после оно 25 декабря), и больших массовых трат на подарки и празднование.

Торговые центры регулярно устраивают специальные мероприятия, когда акции объявляются одновременно во всех магазинах, расположенных на территории данного центра.

Помимо этого, во всех финских гипермаркетах и универмагах периодически проходят дни распродаж. Самые известные среди подобных акций носят название "Сумасшедшие дни" в известном "Стокманне" и "3+1" в "Сокосе".

Вооружившись этими знаниями, можно смело совершать шоппинг в Финляндии практически в любое время года - поездка наверняка станет приятной и выгодной не только для любителей прогулок по магазинам, но и для россиян всех возрастов, которые хотят сэкономить свои денежные средства, не экономя на качестве.

Продовольственное эмбарго создало проблемы для одних россиян и дополнительные возможности для других. Корреспондент "ДП" проехался в Финляндию в багажнике одной из машин и посмотрел, как петербуржцы возят через границу запрещенные продукты - для себя и под заказ.

Ну, садись в багажник! - говорит мне Яна.

Других мест нет!

Я кряхчу и залезаю на заднее сиденье минивэна, а оттуда - на раскладное место в багажнике. Места мало. В бок мне упирается огромный пакет, оклеенный лентой "Не открывать в странах Евросоюза". На нем еще целый штабель пакетов до самого потолка машины. В них все: много головок твердого сыра, пакеты молока, банки кофе, фрикадельки, сосиски, с десяток упаковок термобелья, шоколад и несколько упаковок Fairy. После границы на них можно будет оформить чек Duty Free, а потом - открыть, перепаковать, и тогда пакет перестанет упираться мне в бок.

Но до границы еще целый день покупок в Финляндии. "Эту машину я покупала специально для поездок в Финляндию. Основными требованиями были вместительный багажник для хорошего шопинга в Финляндии и комфорт в дальних поездках. Прежний семейный автомобиль, седан Ford, не отвечал моим требованиям. А здесь багажник просто огромный - в него помещается все, что мы купили", - рассказывает Яна.

Бизнес любит тишину

"Если этого нет в Петербурге, то нужно смотаться в Финляндию", - такая мысль пришла многим сразу после введения августовского эмбарго. Мгновенно в интернет–СМИ появились заголовки из разряда "Туристы на границе лишились деликатесов из перепелов, утки и фазана" или "300 кг финской и эстонской рыбы "развернули" на границе за выходные". Но владельцам маленьких интернет–магазинчиков, предлагающих доставку товаров из Финляндии, ничего налаживать не пришлось. Только в социальной сети "Вконтакте" есть десятки групп, предлагающих привезти все, что тебе надо. Бизнес этот не очень публичный. Многие из предпринимателей, к которым корреспондент "ДП" обращался за комментариями, отвечали категорическим отказом. "А вы не думали, что никто из тех, кто этим занимается, популярности не ищет?" - спросил один из владельцев интернет–магазинов. Больше всего предприниматели опасаются таможни: завозить товары без пошлин по правилам можно только в том случае, если они не являются коммерческой партией.

"Я не нарушаю закон, так как вожу товары под заказ и у меня нет никаких коммерческих партий", - говорит Яна. Она администратор как раз одного из таких магазинов в соцсетях. Но в любом случае опасения, что таможня начнет придираться к тем, кто часто ездит в Финляндию и постоянно ввозит товары, среди бизнесменов очень высоки. Особенно сильны они у тех, кто затем продает эти товары в розничных точках. "Хорошо еще, что в Финляндии большая часть товаров продается в том числе и с этикетками, на которых есть надписи на русском. Иначе придирок было бы гораздо больше", - заметил один из бизнесменов, попросивший не называть его имя.

Друзья и тушканы

В Янином магазине сотни товаров, вернее, их фотографий: сыр, чай, кофе, корма для животных, молочные смеси, алкоголь, детское питание, колбаса и много чего еще. Технология проста: клиент выбирает товары по фотографиям и отправляет заказ Яне, она в течение недели собирает заказы, а в субботу рано утром садится в машину и отправляется в Лаппенранту или Иматру. Мы едем из "Призмы" в магазин "Лапландия".

А много тут заказов? - спрашиваю я Яну из багажника, оглядывая пакеты.

20 – 25 человек заказали.

Все эти товары везут шесть человек - Яна и ее друзья. Согласно правилам российской таможни, норма беспошлинного ввоза - 50 кг. Мы как раз вписываемся. У друзей же свои интересы: одному нужно откатать визу, другому - купить зимних вещей, третьему - забрать заказанную технику. Получается частный мини–шоп–тур. Когда достаточно друзей не набирается, Яна берет мужа и ребенка: 50 кг для личных нужд без пошлин может ввозить хоть грудной младенец.

Владельцы некоторых групп, по рассказам Яны, часто берут в машину и незнакомых людей. Они бесплатно откатывают визу, а за это служат душами, на которых "вешают" еще 50 кг покупок. "Ездить "тушканом" очень неприятно. Ты лишаешься возможности делать то, что хочешь. Им, грубо говоря, заявляют в начале поездки: "Ты везешь максимум для себя 5 кг, и мы заезжаем только в те магазины и оптовые базы, которые нам нужны", - рассказывает она.

В составе организованной тургруппы

Приготовьте паспорта. Мы сейчас будем проходить границу. Нам нужно будет выйти из автобуса и пойти вон в то здание, - инструктирует гид шоп–тура целый автобус.

А покурить можно будет? - нетерпеливо спрашивают с задних рядов.

Здесь нельзя курить! Только у того столба! И нужно быстро - пока наша очередь не прошла, - реагирует гид.

Раннее утро того же дня. Светогорск. Путь шоп–туровского автобуса от станции метро "Черная речка" до границы с Финляндией занимает 2,5 часа. Всю дорогу нас инструктируют: "Напоминаю, сырое мясо ввозить в Россию нельзя", "в Duty Free заезжать не будем: согласно финским правилам, алкоголь нельзя покупать, если вы в стране находитесь меньше 72 часов", "Лаппенранта будет последним городом нашего маршрута". Также гид проверяет у всех загранпаспорта: "С нас штрафы берут, если у человека что–то не так с визой", - поясняет она. По пути гид собирает заявки и на товары по оптовым ценам. Любой желающий может посмотреть на перечень товаров, оставить заказ, дать деньги. Пока все будут гулять в Лаппенранте, автобус съездит на оптовую базу и водитель с гидом купят товары. Первая остановка на финской стороне - площадь трех магазинов. Остановка у каждого - полчаса.

Наталья Степановна, смотрите, берем форель? - среди пассажиров автобуса есть даже школьная учительница с сыном и его тремя одноклассниками.

Ну, эта какая–то дорогая. Еще погуляем, посмотрим, - говорит она.

Вообще, среди пассажиров шоп–туровского автобуса большинство - женщины. Последняя остановка - рыбный супермаркет. После него по автобусу разносится стойкий запах рыбы.

Кто загрузил рыбу в салон? - возмущается водитель.

А что такое? - недоумевают пассажиры.

Так она пропахнет сейчас на весь автобус. Да и в багажном отсеке сохранится лучше - там холоднее, - объясняет водитель. За полтора часа прогулок по площади трех гипермаркетов багажное отделение автобуса оказывается полностью заполненным. Там вперемешку едут пакеты, упаковки с молоком и сливками, швабры, моющие средства, банки с кофе и эвакуированная из салона рыба. Следующая остановка - Иматра. Здесь гида, кажется, буквально подменили. Вместо детальных инструкций она начинает экскурсию: "Посмотрите направо. Это река Вуокса. А это - дамба на ее естественном русле. Здесь каждый год проходит церемония спуска воды. Открываются шлюзы - под музыку, все очень торжественно. И река устремляется по своему историческому руслу". По дороге мы еще узнаем про Гражданскую войну в Финляндии, гостиницу с привидениями, несчастную любовь финки и инженера, завозим парня и девушку в аквапарк, слушаем рассказ про Маннергейма. Так доезжаем до Лаппенранты.

Встречаемся в 5 часов здесь, у торгового центра "Галерея", - напутствует гид. Все разбегаются по магазинам в центре города. Автобус уезжает на оптовую базу. А я сбегаю в гипермаркет.

Вторая жизнь

Яна собирает заказы тележками. В телефоне у нее полный список заказанных товаров. Пять головок сыра, 10 упаковок сливок, 15 банок кофе и еще куча всего. Методично, стеллаж за стеллажом, она проходит весь гипермаркет. При этом значительная часть заказов приходится на детское питание. "У нас в России ассортимент очень узкий. При этом у нас хорошее питание стоит условно 40 рублей за 80–граммовую баночку, а здесь 175 г стоят 15 рублей. А качество одинаковое", - говорит Яна. Однако некоторые предпочитают его не возить: для этого надо разбираться в ассортименте, но Яна, пока растила ребенка, изучила десятки марок и знает, что можно посоветовать. Вдобавок детское питание в стеклянных банках тяжелое, и иногда лучше взять вместо него более деньгоемкие товары - шоколад, например.

А средний чек заказа какой? - мы как раз стоим на кассе последнего магазина. Через пару километров отсюда - граница и таможня.

Его нет. Суммы варьируются от 200 до 7,5 тыс. рублей, - отвечает Яна. При этом из более чем 10 тыс. человек в группе постоянных клиентов у нее около 200. И те заказывают по–разному: один просит привезти что–то каждую неделю, другой - раз в месяц.

В итоге бизнес получается стабильный, но не слишком прибыльный и хлопотный. Постоянные расходы - амортизация машины, бензин и "зеленая карта". Кроме того, много времени у предпринимателей уходит на доставку товаров - Яна и ее муж занимаются этим по вечерам. Но чаще всего клиенты приезжают и забирают все самостоятельно.

Яна говорит, что получается заработать так вторую месячную зарплату. С понедельника по пятницу она работает совсем в другом месте.

Детские старты

У меня была виза, и надо было ее откатать. Я по друзьям поспрашивала, кому что нужно привезти. Хотела окупить поездку. А потом решила заняться этим, - рассказывает Татьяна о типичном пути для старта бизнеса по доставке товаров из Финляндии.

Удалось окупить?

Частично. Самые большие расходы - "зеленая карта", 1670 рублей, и бензин - 1,5 тыс. рублей, - говорит она.

У Татьяны небольшая группа на 1,5 тыс. человек. Основной ассортимент - детская одежда и продукты. Для Татьяны поездки в Финляндию - тоже дополнительный заработок. За товарами она ездит примерно раз в 2 недели. "Чаще даже не хочу. У меня двое детей. Ими тоже надо заниматься. Вообще, это только кажется, что возить товары легко", - жалуется Татьяна.

Общаясь с владельцами интернет–магазинов финских товаров, раз за разом убеждаешься, что это типичный бизнес молодых мам. Со стороны все просто: стартовый капитал - 100 тыс. рублей на первые закупки. Но конкуренция на рынке высокая. "Был случай, когда у меня хакеры взломали группу и удалили 3 тыс. фотографий с товарами", - вспоминает Яна.

Курс очереди

Так, а какой у нас сегодня курс? - Яна застывает перед прилавком в "Лапландии" с головкой сыра, достает калькулятор и начинает подсчитывать.

55 по Центробанку, - подсказываю я. Яна стоит с минуту, крутит сыр и все же решается: "Возьму попробовать, вдруг клиентам понравится".

Структура заказов после введения продовольственного эмбарго изменилась, но не кардинально. "Главное отличие - стали гораздо чаще заказывать твердые сыры вроде Oltermanni. За один раз один человек может на всю семью попросить привезти пять– шесть головок сыра. Их стали заказывать на 30 – 40% больше, - говорит Яна. - Кроме того, одно время стали чаще просить привезти рикотту. Но спрос продолжался, пока не появились белорусские аналоги".

По словам предпринимателей, с августа резко возросли заказы на безлактозное молоко и молочные продукты. И, хотя формально запрет на их импорт в Россию уже снят, периодически на информационных лентах возникают новости из разряда: "Управление Россельхознадзора по Санкт–Петербургу и Ленинградской области запретило ввоз в РФ партии безлактозной сметаны". Таким образом, спрос на безлактозное молоко, йогурты и сметану никуда не делся.

Стабильно заказывают также пармезан, бри, камамбер, рокфор, чеддер, пекорино и другие дорогие сыры. Рыбу стараются возить мало: на нее очень много ограничений, в частности нельзя ввозить сырую.

Несмотря на рост курса евро, предприниматели чувствуют себя уверенно: теперь они еще нужнее петербуржцам. "Да, курс растет. Но и Новый год скоро. Вот после него пару месяцев может быть не очень со спросом", - признается Татьяна.

У тебя же местный Интернет есть. Посмотришь, где самая большая очередь перед русской границей? - просит Яна. Мы вышли из магазина "Лапландия" и готовы поехать в Россию.

В Брусничном 100 машин. В Светогорске - 80, - оглашаю я данные сервиса "На границе".

Едем через Бруснику: хоть и больше очередь, но ближе, - командует Яна. Я забираюсь обратно в багажник, к пакетам с наклейками "Не открывать в странах Евросоюза". Нижний по–прежнему колет мне в бок пакетом молока. Так мы пролетаем финскую границу и упираемся в хвост очереди на российской. Машин только прибавляется. Яна всматривается в очередь: "Ну вот сам даже посмотри, сравни - люди стали меньше ездить? Какой кризис?!"

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Граждан бесплатно вывозят в Финляндию за сыром, а за услугу «просто пассажир» еще и доплачивают

Давно ли вы ели настоящий камамбер или дор-блю? Купить их в России проблематично, а ведь так хочется! Набирает обороты необычная услуга - бесплатные шоп-туры в финские супермаркеты. За услугу попросят сказать при выезде на таможне, что 45 кило еды в багажнике тоже принадлежат вам. А потом организаторы продадут их в России с наценкой.

«Туристам» выделят место в маршрутке, отвезут в Страну тысячи озер, высадят у магазина, а потом доставят обратно в Россию вместе с покупками.

Как все это происходит на практике и почему финны в шоке от поведения русских в их магазинах - в нашем материале.

Санкт-Петербург, площадь Восстания, 5 утра. Именно отсюда каждый день отъезжают сотни маршрутных такси в Финляндию. Большинство из них - туристические, они везут людей в Хельсинки. Но есть и другая, более любопытная категория перевозчиков. Конечная точка их маршрута - приграничные финские города Лаппеенранта и Иматра. Гости из России ездят туда совсем не за тем, чтобы полюбоваться красотами, а с вполне прозаичной целью - закупиться продуктами и бытовой химией.

Впрочем, рассказами о том, что жители Питера и окрестностей регулярно мотаются в Финляндию за вкусной и дешевой едой, никого не удивишь. Облегченные условия получения шенгенской визы и близость границы делают такой шопинг очень доступным. Дорога в одну сторону стоит не дороже 1000 рублей, можно найти дешевле - зависит от комфортабельности трансфера. Многие предпочитают пользоваться личным автомобилем.

Санкции, введенные против России, заметно увеличили поток наших граждан в супермаркеты ближайших европейских соседей. Заграничный сыр, молочка, мясные изделия, рыба, шоколад - все эти продукты не редкость на столах жителей Питера.

Но время идет, достойного импортозамещения так и не случилось, а каждую неделю затариваться едой в Финляндии стало затратно и физически, и экономически. Предприимчивые соотечественники и тут нашли выход. Некоторое время назад на рынке услуг в огромном масштабе расплодились предложения под названием «Бесплатные шоп-туры в Финляндию». В социальных сетях функционирует больше сотни групп, предлагающих бесплатно отвезти всех желающих в страну Суоми и обратно.

Что скрывается за этим явлением? Для начала достаточно совершить экспресс-путешествие по Интернету. Искать по ключевым словам «бесплатные туры в Финляндию», «бесплатно в Финляндию на один день», «бесплатный шопинг в Финляндии» и пр.

Организаторы привлекают клиентов как могут: «Мальчишки и девчонки, а также их родители, смелее вступайте в группу, веселые поездки в Финляндию абсолютно бесплатно!». В комментариях - огромное количество заявок с номерами телефонов и датами.

На редкие вопросы «а почему бесплатно, в чем подвох?» представители компаний отмалчиваются. Зато в личной переписке становятся более откровенными.

Действительно, поездка обойдется попутчику бесплатно. Но за это ему придется на границе «записать на себя» те товары, которые организаторы закупят для своих нужд. Именно таким образом на прилавки интернет-магазинов и городские рынки просачиваются запрещенные, но столь желанные продукты из-за бугра. В народе подобные шоп-туры прозвали «поездками за килограммы». По сути же это контрабанда - но под вполне законным прикрытием.


«На границе могут потрясти»

Зачем вообще нужны такие манипуляции с поиском попутчиков? Все просто. По существующим правилам в Россию разрешается однократно ввезти из Финляндии товары весом не более 50 кг и стоимостью не дороже 1500 евро на человека. Слишком мало для коммерсантов, реализующих санкционку на территории России. Превышение нормы оплачивается таможенными сборами, что сводит выгоду на нет.

Зато если набить микроавтобус парой десятков попутчиков, то можно бесплатно записать товар на них и вывезти в десятки раз больше. Главное, чтобы никто из пассажиров не раскололся, что покупки на самом деле не имеют к нему отношения.

Взамен за эту невинную ложь попутчику разрешается приобрести 5–8 кг товара действительно для личного пользования. Получается взаимовыгодное сотрудничество.

А многим шопинг и вовсе не нужен - они ездят, чтобы «откатать» визу. (Жители Петербурга имеют «льготные» условия получения шенгена через посольство Финляндии, но за это должны въехать в Суоми не меньшее количество раз, чем в другие страны. - Прим. авт.)

Сегодня этот способ экспресс-путешествий очень востребован у россиян. «Поездки за килограммы» пользуются большой популярностью у женщин, чьи мужья не имеют возможности в будни отвезти семейство в финский супермаркет. А ехать действительно лучше в будние дни, потому что в выходные на границе выстраивается огромная очередь из машин. Застрять в ней можно на 3–5 часов. Редко какой глава семейства захочет провести свой заслуженный уик-энд таким образом ради пары-тройки магазинов.

Организаторы, в свою очередь, обещают, что затея абсолютно безопасна для клиентов: «Кто ничего не нарушает, тому пугаться нечего». Отзывы клиентов это подтверждают.

Это безопасно, а если что-то непонятно, вам все объяснят, - рассказывает Светлана, одна из попутчиц «поездки за килограммы». - Единственное, мне было страшновато, так как за рулем была девушка. Она так гонит, что страшно из-за скорости. Но водители у них разные, можно выбрать мужчину. В Финляндию мы ездили с подругой, я купила все, что хотела. Нас высадили у магазина, потом забрали.

Компании с большим опытом даже могут позволить себе забрать каждого пассажира из дома, а в конце развезти по адресам. Перед началом поездки водитель проводит подробный инструктаж.

Во-первых, обозначает вес, который попутчик может закупить для себя, - как правило, это 5 кг. Во-вторых, подробно рассказывает, как вести себя с пограничниками. Если цель перевозчиков перевезти через границу набитый товарами микроавтобус, то главная задача таможенников - выбить из пассажиров признание в том, что покупки чужие. В ход они могут пустить разные психологические приемы, пугать задержанием и штрафами. Впрочем, если упорно твердить, что накупили 50 кг еды для себя, тещи, семьи двоюродной сестры и пр., то предъявить им будет просто нечего. Причем чужие сумки нести не придется - покупки остаются лежать в автобусе, но чеки на них записаны на имена путешественников.

Если закупщики приобретают исключительно продукты питания и бытовую химию, то их пассажиров вряд ли будут трясти на таможне - не тот объем, - объясняет один из опытных водителей, осуществляющий перевозки в Финляндию. - Совсем другое дело, если мы везем автомобильные шины - это тоже очень популярный бизнес. Вот тут могут возникнуть длительные задержки.

Дело в том, что люди, которые перегоняют шины для продажи в России, банально примелькались на границе. Когда ездишь по три-четыре раза в неделю, тебя уже узнают в лицо. И если с продуктами вопросов нет, то тут всем ясно, что везешь продавать. Доказать это практически невозможно, и таможенники это понимают. Но это не мешает им лишний раз потрясти наших попутчиков, заставить их писать объяснительные записки - авось кто-то расколется.

Именно поэтому опытные перекупщики, завлекая людей на бесплатные поездки, делают акцент на том, что везти будут не шины. И это существенное преимущество среди конкурентов.

«Шопинг русских выглядит так, будто люди приехали из голодного края»

В магазины в приграничных городках любители шоп-туров протоптали дорожки много лет назад. Существует четыре основных супермаркета, куда россиян свозят на закупки.

При въезде в Финляндию первым делом вам встретятся недорогие магазины Laplandia, Raja market и Disas Fish. В принципе их достаточно, чтобы забить холодильник популярными у туристов продуктами. Здесь все сделано для того, чтобы русские чувствовали себя как дома: оплата принимается в евро, рублях и долларах, можно увидеть объявления и описание состава на русском языке. Особенно смешит распечатанный на принтере русский плакат в туалете: «Ногами на унитаз не вставать! Опасно для жизни!!!» Практически все продавцы говорят по-русски - руководство специально нанимает переселенцев из России.


В Интернете даже можно найти путеводители по отделам с ценами и подробным описанием вкусовых качеств того или иного продукта. Семь дней в неделю магазинные парковки заставлены автобусами и машинами с русскими номерами.

Люди выходят из торговых залов с тележками, до отказа набитыми провизией. Некоторые магазины похожи на огромные склады: сотрудники даже не тратят время, чтобы разложить товар поштучно. Знают, что туристы из России отовариваются целыми упаковками. Со стороны это оставляет неоднозначное впечатление: шопинг россиян выглядит так, будто люди приехали из голодного края. С прилавков сметается буквально все подряд.

Магазины - это отдельное шоу, а наши люди в данном случае - печальное зрелище, - вспоминает экскурсовод Екатерина Зиновьева свой опыт «поездки за килограммы». - Все начинается еще с дьюти-фри на въезде в Финляндию. Машина заполняется ужасным запахом спиртного. Мои попутчики, незнакомые между собой люди, накупили алкоголя и теперь переливают его в банки из-под йогуртов и термосы. У меня просто шок!

Мне объясняют про ограничение на ввоз алкоголя. Поэтому требуется его замаскировать, а бутылки они сейчас же выкинут. Часть разлитого прячется в одежду, в лифчики, за пояса...

Впечатления о бесплатном шоп-туре в финский город Иматру Екатерина описала в своей книге «18+ странствий»:

«Почему в Питере покупка продуктов не выглядит так, словно люди приехали с голодного края, где в магазинах только морская капуста, я не знаю. Но в Финке все выглядит именно так: люди приехали из страны, где на прилавках ржавые гвозди да морская капуста, и за этим всем и то очереди. Омерзительно. Стыдно за своих. Стыдно наблюдать за ними.

Конечно, к нам такое отношение. Что еще могут думать о нас финны, когда ежедневно наблюдают странные сцены с продуктами на парковках своих супермаркетов?»

На лавочке в парке автор обнаружила надпись: «Русские, уезжайте домой». Что, конечно, довольно странно. Можно допустить, что сотни машин с российскими номерами на магазинных парковках действительно создают местным неудобства. Но при этом граждане РФ оставляют в магазинах такие огромные суммы, идущие в госбюджет, что финнам грех жаловаться.

Мы спросили у жителей приграничных городов: что они думают о нашествии ближайших соседей?

Мне лично все равно, приезжают русские или нет, - говорит Мария из Лаппеенранты. - Главное, что никаких дебошей на улицах нет. Все тихо и спокойно. Думаю, инфраструктуре Финляндии только лучше, если люди приезжают тратить деньги.

Нашлись и такие, кто относится к этому сугубо положительно.

Мне нравится, что русские едут к нам, в Иматру, на шопинг, - рассказывает инженер-механик Раймо. - Кстати, многие из них не только ради магазинов едут, но и снимают для отдыха наши коттеджи или останавливаются на выходные в спа-центрах. Я и сам почти каждую неделю езжу в Россию и покупаю топливо для машины, у вас оно существенно дешевле.

Да-да, сами финны тоже устраивают шоп-туры в Россию, например в Выборг. Правда, до «поездок за килограммы» они пока не додумались.

Большая часть вылазок связана с обслуживанием автомобилей. Покупка запчастей, шиномонтаж, замена масла, помывка и покраска машины в нашей стране обходятся гостям гораздо дешевле, чем на родине.

Также финны скупают русский алкоголь и сигареты. Несмотря на то что в последние годы цены на табачную продукцию у нас возросли в несколько раз, они все равно стоят существенно меньше, чем в Финляндии.

Финские женщины устраивают себе бьюти-туры: в русских салонах красоты цены на стрижки, укладки и маникюр-педикюр совсем крошечные. Да и качество, судя по отзывам, выше, даже в эконом-салонах.

«Финский сыр, унюхав, просили даже кошки»

А что везут наши соотечественники из Финляндии в Россию?

На первом месте, конечно, сыры, которые радуют и ценой, и вкусом. К примеру, килограмм маасдама в супермаркетах стоит около 7 евро - 420 рублей. Читаем отзывы:

«Идти после него в магазин за нашим не хочется вообще. Разница огромная. Не знаю, как описать вкус, но он изумительный! Сыр, унюхав, просили у нас даже кошки, хотя обычно они к сырам совершенно безразличны».

«Вкус немножко со сладкой ноткой, едва соленый, оставляет приятное сливочное послевкусие во рту... хочется смаковать и смаковать... очень люблю маасдам».

«Сыр с голубой плесенью у нас навечно пропал... а там есть, и отличный!»

На втором месте - мясные и рыбные продукты: ветчина, колбасы, сосиски и пр. За пачку вкуснейших сарделек весом 400 г придется выложить всего 1,5 евро.

Супермаркет «Disas fish» называют не иначе как рыбным раем и любимым магазином русских туристов. Оттуда везут самых разных жителей морей и океанов: соленых, сырых, копченных разными способами, с пряностями и без. От разнообразия икры разбегаются глаза.

«Такой вкусной рыбы я нигде не ела! И почему русские не научились так солить и коптить рыбу?» - риторически вопрошают туристы. Отсюда везут даже рыбные палочки, которые в России из-за состава лучше обходить стороной: «Рыбные палочки стоят 1,75 евро за 700 г в пачке - и при этом там действительно кусок рыбы, а не перемолотая каша».

Тележками скупают сладости - ассортимент шоколада поражает воображение количеством разнообразных начинок. Не обходят стороной стеллажи с чаем и кофе. Иногда продукты сметаются с такой скоростью, что мерчендайзеры не успевают восполнить запасы - и следующую партию посетителей встречают пустые полки.

Всегда большой интерес вызывают прилавки с витаминами: их здесь много и по мизерным ценам.

У северных соседей россияне закупаются не только санкционными, но и вполне доступными в нашей стране товарами. Дело в том, что продукция одной и той же фирмы в России и Финляндии может существенно отличаться по качеству. К примеру, из супермаркетов упаковками вывозят моющее средство.

Если верить отзывам, финский вариант средства для мытья посуды кардинально отличается от нашего по густоте и экономичности использования: «Он пенится в два раза больше! А одной бутылки хватает на 4 месяца, и не надо его «лить», как наш отечественный».

Большим спросом пользуются жидкие стиральные порошки - за 150 рублей получаешь отменное качество и приятный запах белья после стирки.

Также сограждане ездят в супермаркеты в надежде поймать удачу за хвост. В России игорный бизнес вне закона, а в Финляндии игровые автоматы в магазинах - обычное дело. Вот и пытаются российские бабушки и дедушки выиграть в них прибавку к пенсии.

К слову, в самой Финляндии игромания, особенно среди пенсионеров, стала серьезной проблемой. Пожилые финны очень подвержены этой напасти и могут сутками пропадать у автоматов в надежде сорвать джекпот. А еще они скупают лотерейные билеты в киосках, причем отдают за них большие суммы. При этом отличие финской системы игровых автоматов от российской в том, что она была создана для сбора средств социальным организациям. И по сей день доход от них идет на благотворительность.

А вот безалкогольные напитки в финских супермаркетах дорогие. Однако цену можно снизить за счет аппаратов по приему банок и бутылок, которые стоят у входных дверей. Собранное отправляется на переработку. Функционирует агрегат очень просто: кладешь в него тару, взамен получаешь чек эквивалентом около 20 центов. Его можно либо обналичить на кассе, либо использовать в качестве оплаты покупки.

Нюанс - аппарат принимает только финскую упаковку, а принадлежность к стране определяет по штрихкоду. Периодически гости пытаются затолкать внутрь бутылки российского происхождения и каждый раз терпят поражение. Неудача обескураживает: жалко, что ли, как будто природа ближайших соседей не нуждается в сохранении?

Постоянные покупатели считают, что финны просто не справятся с объемами, если позволят русским сдавать свою посуду. «Зная наших туристов, и особенно тех, кто ездит в Финляндию за закупками в оптовых масштабах, народ поедет с багажниками, битком набитыми этими бутылками... Видимо, финны не готовы бороться еще и за нашу экологию».

«Тушканчики и помогайки»

Многие попутчики «за килограммы» признаются, что «сырно-мыльные» поездки очень выматывают. Судите сами: у вас ограничение на вес покупок и на время нахождения в магазине, водители часто лихачат, чтобы успеть обернуться туда-обратно как можно скорее, вы можете надолго застрять на границе, если ваша компания вызовет подозрение... Но ничего такого может и не случиться - и поездка получится комфортной и полезной.

Туристы из России, мотающиеся в шоп-туры, часто считают, что организаторы чуть ли не одолжение им делают, выделяя место в салоне авто. «Возьмите нас двоих бесплатно. Буду благодарен за проявленную доброту!» - такие комментарии можно увидеть на тематических сайтах.

Между тем уже много лет существует определенная категория людей, которые зарабатывают на услуге попутчика неплохие деньги. Их называют «тушканчиками» или «помогайками», а обитают они в окрестностях нашего российского Выборга, от которого рукой подать до границы.

Эта история уже никак не связана с продуктами. Услугами «тушканчиков» пользуются предприниматели, вывозящие из Финляндии на запчасти и продажу б/у бытовую технику, которую финны продают за копейки, а то и вовсе выбрасывают на помойки. На границе они сталкиваются все с той же проблемой: ограничение по весу. Зато если в машине сидят еще и условный брат с женой, утверждающие, что везут холодильник и плиту себе на дачу, то доплачивать за перевес не придется.

От властей «помогайки» не скрываются: в местных газетах в разделе бесплатных объявлений можно найти десятки предложений, которые так и называются: «Пассажир в Финляндию».

Можно сказать, что это новая профессия, доход от которой является для человека основным заработком. В большом количестве «тушканчики» встречаются на трассе, ведущей в Финляндию: они стоят с табличкой, на которой маркером написано «есть виза».

Понятно, что занимаются этим чаще всего малообеспеченные люди. Очень многие работают по традиционному для нашей страны графику с двумя выходными в неделю. За каждую ходку пассажиру платят от 700 до 1000 рублей. В среднем за месяц можно заработать 15–20 тыс. рублей - просто за то, что составляешь компанию водителю в дороге. А если услуги оказывают супруги (что действительно практикуется), то семейный заработок увеличивается вдвое.

Исследователи рынка считают, что бесплатные шоп-туры со временем сойдут на нет. Сегодня объемы этого бизнеса таковы, что в крупных городах через Интернет можно без проблем купить запрещенные продукты с минимальной наценкой. Возможно, в будущем людям станет лень тратить сутки на поездку и они предпочтут заплатить чуть больше, зато получить товар с доставкой на дом.

Однако на сегодняшний день спрос на «поездки за килограммы» огромный. И пусть экономия от цены на билет выходит максимум 1,5 тыс. рублей, россияне с радостью тратят эти сбереженные деньги на сыры, сладости и прочие запретные для нас «плоды».

Этот способ заработка характерен, скорее всего, для приграничных городов, но воспользоваться им может любой российский гражданин нашей необъятной Родины.

http://www.koli.ru/images/4403258d24c93.JPG" hspace="4" width="200" align="left" vspace="4"/>Этот способ заработка характерен, скорее всего, для приграничных городов, но воспользоваться им может любой российский гражданин нашей необъятной Родины. Прецеденты имеются. Итак, Выборг - приграничный с Финляндией город.

Открывая страницу бесплатных объявлений в местной газете, находим раздел «Биржа труда» и смотрим, что в нем есть. Первыми по алфавиту предлагает свои услуги одинокий бухгалтер, затем довольно вяло - пара, тройка водителей со своими авто, а затем… Целая колонка на букву «П». Как говорит Михаил Задорнов, американцам нас никогда не победить, потому что только в нашем словаре есть такое слово как СМЕКАЛКА. Ну в какой еще стране мира может быть изобретена профессия ПАССАЖИР В ФИНЛЯНДИЮ! В газете объявлений после бедного бухгалтера и водителей этих пассажиров штук 30. И со своим авто, и без них, с детьми и с бабушками, и с дедушками.

История возникновения новой профессии началась несколько лет назад, когда вышел очередной указ государственного таможенного комитета, направленный на борьбу с «алчным» населением приграничных городов, в частности, и с теневой экономикой вообще. Смысл этого указа сводится к тому, что из-за «бугра» в Россию гражданин имеет право привезти для себя товар массой не более 50 кг.

Если масса товара превышает эту величину, то необходимо заплатить пошлину в размере 4 евро за каждый лишний килограмм. Ну кто же будет за двухкамерный б/у холодильник купленный где-нибудь на хуторе у финского крестьянина за 40-50 евро и весящий 80 кг, платить пошлину 120 евро? Правильно, никто! Поэтому предприимчивые челноки начали нанимать неимущих, безработных или просто ленивых выборгских граждан с финскими визами для перевозки «лишних» килограммов. И все жили хорошо и счастливо: челноки переправляли и продавали свои замечательные импортные товары, пассажиры, скучая в таможенной очереди, читали книжки, вязали, изучали язык хинди и подсчитывали на калькуляторе свои дивиденды от сидения в машине.

В это золотое время за пассажирами закрепилось прозвище «колбасник», потому что оптовые партии товаров на финской стороне распределялись на 10-20 автомашин с пассажирами и затем эта «колбаса» торжественно следовала в Россию. Конечно, были и негативные последствия этого явления. Например, авторемонтники в гаражах перестали ремонтировать машины.

А зачем, если «проколбасившись колбасой» один раз за день в Финляндию, он получал от организатора 12-15 долларов, а если являлся водителем своего авто, то и все 25. Но русская таможня не дремала! Обнаружив, что она «пролетает мимо кассы», которая ежедневно потихоньку сравнительно честно и мирно проезжала мимо нее, таможня ввела понятие «неделимый груз». Теперь для провоза через границу искомого холодильника стало необходимым в качестве пассажира иметь родственника.

Родственники везут товар в совместное пользование, значит, и вес беспошлинного неделимого груза увеличивается. Но в этом месте возникла неразбериха. Кого считать родственником? На одной таможне все родственники - родственники, на другой – мать с ребенком – родственники, а, например, муж и жена – нет. В Выборгском районе три таможенных перехода, отстоящих друг от друга километров на пятьдесят и на всех свои понятия родственников, зависящих еще и от смены, в которую едешь. В общем, окончательно запутавшись в родственниках, народ принял единственно правильное и верное решение. Чтобы стать родственником, за это надо заплатить! И платят до сих пор!

Следствием этих нововведений стал увеличившийся спрос на одиноких женщин с детьми и более частое пересечение границы граждан, зарабатывающих себе на хлеб насущный. В этот исторический момент, когда, согласно легенде, неизвестный герой пересек границу пять раз за сутки, и возник термин «тушканчик».

Как же можно начать «тушканить», зарабатывая при этом денежные знаки? Для этого Вам сначала нужно определиться, что будете возить и для кого. На сегодняшний день «тушканы» везут из Финляндии пользующееся спросом на рынке: Б/у холодильное оборудование, б/у стиральные машины, б/у электроплиты, б/у и новую кожаную мебель, автозапчасти на заказ, автомобильную краску, автомобильную резину б/у и новую, телевизоры б/у и новые, домашние кинотеатры, компьютеры и комплектующие из Германии, греющие кабели, электроинструмент, кубовые пластмассовые емкости для жидкостей и еще много того, чего я не знаю. «Тушканчик» получает за пересечение границы, до которой от Выборга 60 километров, 10-12 евро, водитель - 25 евро.

Определившись со своими желаниями, Вам необходимо получить заграничный паспорт и финскую визу. Паспорт заказываете в ближайшем ОВИРе. Минимальная стоимость паспорта 250 руб., но получите Вы его через два месяца. Проще сделать паспорт через любое турагенство. Визу в Финляндию можно сделать самому, обратившись в ближайшее финское консульство или через турфирму.

Для первого раза Вам нужна виза на 30 дней сроком, например, на полгода, на больший срок - вряд ли дадут. Это означает, что в течение полгода Вы можете находиться в Финляндии не более 30 дней, зато пересекайте границу за это время хоть 100 раз (пока не кончатся страницы в паспорте или нервы). Консульство берет за визу 55 евро.

Обязательна медицинская страховка . Ее стоимость на 30 дней около 300 рублей. Если Вы едете на своей легковой машине, то на границе необходимо приобрести международную автомобильную страховку, без которой Вас не пропустит финская таможня. Месяц страховки - 600 рублей.

Даже если вы живете за несколько сотен километров от границы, Вы можете сделать так, как сделал мой тульский коллега. Он оформил паспорт, получил визу, снял квартиру в Выборге и на «Газели» начал интенсивно ездить в Финляндию и в Тулу. Закончилось это печально, а может счастливо. Деньги он заработал и зарабатывает до сих пор, но со своей женой развелся, так как в процессе поездок нашел другую.

Каких только метаморфоз и комбинаций не происходит с товарами по пути к потребителю. Более всего меня потряс круговорот б/ушных электроплит в природе. В Финляндии, как ни странно нам это слышать, муниципалитеты проводят регулярные капитальные ремонты зданий. При этом на свалку ЗА ДЕНЬГИ вывозится всякое ненужное встроенное в квартиры рабочее оборудование: холодильники, стиральные машины, в том числе и электроплиты. Строители отдают плиты за 5-10 евро, а то и за блок сигарет.

Далее в Выборге доблестные представители солнечного Дагестана скупают плиты по цене до 800 рублей за штуку и везут к себе домой через Калмыкию, где еще два года назад меняли одну плиту на двух баранов, которых затем продавали в Дагестане, где закупали овощи и фрукты, которые везли в Питер или в Выборг, где все это продавали и на вырученные деньги опять закупали плиты, которые… и т.д.

Что везут в Финляндию? Водку, сигареты, бензин, деньги. Стоимость литровой бутылки водки или блока «LM» на финской стороне около границы примерно одинаковая и составляет 10 евро (в государственном магазине - до 30 евро), но нужно помнить, что полиция не любит такого рода торговлю и пойманных русских продавцов наказывает штрафом и лишением визы.

Литр 95-го бензина в Финляндии стоит примерно 1 евро, поэтому, если найдете финского партнера по бизнесу (если он, конечно, не миллионер), то смело можете предлагать бензиновый бартер. Как легенда среди пограничников ходит история о том, как несколько лет назад некий финский любитель дешевого русского бензина и водки с сигаретами умудрился девятнадцать раз за сутки пересечь границу. Везут в Финляндию и деньги. Для того, чтобы надежней хранились и приносили прибыль в зарубежном банке. Но это уже другая история.