Замглавы Росавиации Ведерников стал жертвой лоббизма застройщиков? Международный аэропорт «Жуковский»

  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 166

Раздел I. Исторические традиции обеспечения безопасности первых лиц советского государства и особенности работы органов правительственной охраны в условиях перестройки (1985-1991 гг.).18

Раздел II. Изменения общественно-политической системы России и новые задачи органов охраны государственных лидеров в 1990-е гг.

Раздел III. Расширение спектра охранных задач в условиях роста террористической угрозы в России в 1990-е гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

  • Исторический опыт деятельности органов охраны первых лиц Советского Государства в 1945-1953 гг. 2004 год, кандидат исторических наук Торгашов, Евгений Петрович

  • Органы государственной безопасности в освещении российской печати (1991 - 1999 гг.) 2008 год, кандидат исторических наук Демиденко, Сергей Вячеславович

  • Становление и деятельность территориальных органов правительственной связи и информации Российской Федерации: 1991 – начало 2000-х гг. (на материалах Курской и Орловской областей) 2012 год, кандидат исторических наук Гарнага, Владислав Вячеславович

  • Деятельность подразделений государственной охраны СССР в 1939-1945 гг. 2012 год, кандидат исторических наук Жиляев, Валентин Иванович

  • Формирование системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях нарастания угрозы международного терроризма: 1992-2004 гг. 2007 год, доктор исторических наук Шаргородская, Софья Борисовна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деятельность российских органов правительственной охраны в 1985 - 1999 гг.»

Актуальность темы исследования. Исторический опыт охраны личной безопасности ведущих политических деятелей России в избранных хронологических рамках 1985-1999 гг. представляет не только очевидный практический интерес для современных спецслужб, но и исключительно научно-исторический интерес в связи с анализом динамики угроз политической стабильности в стране. На первом месте в современной России стоит террористическая угроза, которая за последние годы приобрела глобальный масштаб. Не меньшее внимание сотрудники охраны придают контрразведывательной работе, которая также является важным элементом обеспечения безопасности государственных лидеров. Наконец, за последние годы существенно расширился спектр внутригосударственных угроз безопасности политической элиты России, эффективная борьба с которой невозможна без опоры на исторический опыт.

Актуальность исследования автор связывает также с необходимостью вовлечения в научный оборот ряда новых, раннее недоступных исследователям документов, главным образом, из текущего архива Федеральной службы охраны (ФСО). Появление новых архивных материалов способно значительно расширить представления исследователей о «переходной эпохе» в жизни страны, а также о некоторых особенностях взаимодействия охраняемых лиц, главным образом, - Президентов М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина с их сотрудниками и подчиненными.

Степень научной разработанности проблемы обеспечения охраны государственных лидеров России не может быть признана удовлетворительной, что говорит о необходимости ее дополнительного углубленного системного изучения и обобщения. Несмотря на наличие некоторых печатных материалов по этой тематике, главным образом публицистических, данная область исторических знаний представляется практически неразработанной.

С середины 1980-х гг. в условиях перестройки, несмотря на частичные изменения в области государственной идеологии, проблема обеспечения личной безопасности членов правительства в силу исторической инерции оставалась закрытой. Однако уже в это время появляются отдельные работы, косвенно затрагивающие данную тематику.1 Серьезные пробелы на данном этапе развития историографии были связаны, главным образом, с отсутствием полноценной источниковой базы исследования. Нельзя также не отметить традиционного психологического барьера, препятствовавшего изучению закрытой долгие годы тематики.2

См.: Всегда на боевом посту. Тула, 1985; Герасимов А.П. Организационные структуры органов внутренних дел. М., 1984; Некрасов В.Ф. На страже интересов Советского государства. История строительства войск ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД. М., 1983; Борьба продолжается. Иркутск, 1982; Бударин М.Е. Чекисты. Омск, 1987.

2 См.: Советская милиция: История и современность. 1917-1985. М., 1987; Викторов Б.Л. Без грифа секретно. Записки военного прокурора. М., 1990 и др.

Заметный историографический прорыв, главным образом -количественный, наблюдался на протяжении первой половины 1990-х гг., что было связано со стремительными процессами демократизации и связанными с ней массовыми обличениями работы КГБ и иных силовых структур СССР.3 Среди публикаций этого времени выделяются работы В.В. Бакатина - одного из наиболее заметных руководителей советских спецслужб.4 Несмотря на известное идеологическое раскрепощение исторической науки в 1990-е гг., появление специальной мемуарной литературы и расширение источниковой базы исследований, работа правительственной охраны по-прежнему оставалась «белым пятном» постсоветской историографии. Исключением на этом фоне стала публикация воспоминаний В.Т. Медведева - руководителя охраны Л.И. Брежнева и М.С. Горбачева, в которых впервые после долгих лет молчания раскрывались принципы обеспечения безопасности первых лиц советского государства, показывались особенности кадрового обеспечения правительственной охраны и задачи ее сотрудников.5

Неотъемлемой частью историографии являются работы общеполитического плана, в которых затрагивается ежедневная работа охраняемых Президентов (М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина)

3 См.: Альбац Е.М. Мина замедленного действия (Политический портрет КГБ). М., 1992; КГБ открывает тайны. Сборник. М., 1992.

4 См.: Бакатин В.В. Избавление от КГБ. М., 1992; Бакатин В.В. Дорога в прошедшем времени. М., 1999.

5 Медведев В.Т. Человек за спиной: (Воспоминания руководителя охраны Л.И. Брежнева и М.С. Горбачева). М., 1994. и ведущих политических деятелей России, график их встреч, зарубежных визитов и официальных приемов 6 В середине 1990-х гг. интерес к теме обусловил появление работ полупублицистического плана, ярким примером которых являются книги B.C. Красковой.7 В то же время историография пополняется и вполне научными трудами, затрагивающими историю КГБ и отдельных спецслужб.8 Более подробное изучение данной проблематики проходило в рамках общероссийских научных конференций.9 Расширение спектра

6 См.: Попов Г.Х. Избранные труды в VIII т. М., 1996; Политические партии России: история и современность. М., 2000; Ефимов В.И. Власть в России. М.: РАГС, 1996; Согрин В. Политическая история современной России, 1985-1994: От Горбачева до Ельцина. М.: Прогресс-Академия, 1994; Сулемов В.А. Механизм кадрового обеспечения государственной службы. М., 1997; Потапов С.Е. Политический процесс и экономические реформы в России. М., 1997; Реформы в России В.Т. Петров (отв. ред.) Российская академия управления. М., 1996; Современная политическая история России (1985-1998 годы). Т.1. М., 1999.

См.: Краскова B.C. Тайны кремлевской охраны. Минск, 1998; Она же. Кремлевские дети. Минск, 1995; Она же. Наследники Кремля. Минск, 1997; Она же. Кремлевские кланы. Минск, 1998; Она же. Кремлевские любовницы. Минск, 1999; Она же. Кремлевское золото. Минск, 1998; Она же. Серые кардиналы Кремля. Минск, 1998 и др.

8 См.: Белая книга российских спецслужб. М., 1996; Лубянка: органы ВЧК-ОГПУ-НКГБ-МГБ-КГБ. 1917-1991. Справочник. Сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. М., 2003; Михайлов А.Г. Портрет министра в контексте Смутного времени: Сергей Степашин. М., 2001; Лубянка: обеспечение экономической безопасности государства: Историческая хроника событий. Сборник. М., 2002.

9 См.: КГБ: вчера, сегодня, завтра. III международная конференция. 13 октября 1993г. Доклады и дискуссии. М., 1994. изучаемых вопросов и объективность исследований, появившихся во второй половине 1990-х гг. объясняется пополнением источниковой базы мемуарами и воспоминаниями руководителей спецслужб, крупных чиновников и силовиков.10

Особый блок историографии связан с именами В. Грушко, М. Докучаева, П. Дерябина, О. Гордиевского, Л. Шебаршина, которые чрезвычайно подробно и обстоятельно, часто с опорой на собственный опыт работы в силовых структурах СССР и Российской Федерации описывают работу сотрудников правительственной охраны в переходный период истории страны.11 Колоссальный резонанс имела публикация воспоминаний А. Коржакова, так как он написал их о действующем президенте.12 В свою очередь, достаточно информативны публикации о самом А. Коржакове, который

10 См.: Лебедь А.И. За державу обидно. М., 1998; Лебедь А.И. Спектакль назывался путч. Неизвестное об известном. Воспоминания генерала воздушно-десантных войск. Терасполь, 1993; Степашин С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации. Дисс. . докт. юрид. наук. СПб., 1994; Примаков Е.М. Годы в большой политике. М.: Сов. секретно, 1999; Путин В. Свой среди чужих // Экономика и жизнь. 2000. № 16; Костиков В.В. Роман с президентом: Зам. Пресс-секретаря. М.: Вагриус, 1997 и др.

11 См.: Грушко В.Ф. Судьба разведчика: Книга воспоминаний. М., 1997; Докучаев М.С. Москва. Кремль. Охрана. М., 1994; Дерябин П. Стражи Кремля. От «охранки» до 9-го управления КГБ. М., 2000; Гордиевский О.А. Следующая остановка - расстрел. М., 1999; Шебаршин Л.В. Из жизни начальника разведки. М., 1997.

12 См.: Коржаков А.В. Борис Ельцин: От рассвета до заката. М.: Интербук, 1997. 480 с. руководил охраной Б.Н. Ельцина в самый непростой период его правления.13 Нельзя не упомянуть о трудах по истории и теории безопасности России, освещающих отдельные стороны организации личной охраны политической элиты страны.14

Определенный вклад в освещение заявленной темы внесли и зарубежные авторы, писавшие, в частности, о правовых аспектах деятельности КГБ в 1980-90-е гг.15 Однако в силу закрытости изучаемой проблематики, иностранные специалисты не смогли в должной мере отразить особенности работы охранных служб СССР и России.

Характерной чертой заключительного периода историографии стал растущий интерес к опубликованным воспоминаниям руководителей спецслужб, силовиков и непосредственных участников политических событий рубежа 1980-1990-х гг.16 Более всего в таких воспоминаниях освещены начало 1990-х гг. (особенно путч 1991 г.) и первая половина 1990-х гг. Наиболее заметный всплеск интереса к работе органов

13 Моисеенков Н.Ф. Записки помощника депутата Государственной думы. М., 1999; Служить России. М., 2001.

14 См.: Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XIX веке. М., 2002; Россия и международные режимы безопасности. Сборник работ участников проекта «Российская политическая культура и международное право». М., 1998.

15 См.: Waller J.M. Secret empire. The KGB in Russia today. Boulder, 1994 и др.

16 См.: Попов А.Ю. 15 встреч с генералом КГБ Бельченко. М., 2002; Ельцин Б.Н. Записки президента. М.: «Огонек», 1994; Ельцин Б.Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления. М.: ACT, 2000 и др. охраны проявился на рубеже 1990-х гг. - нового ХХТ столетия, что было связано, как представляется с возросшей за последние годы угрозой политической безопасности страны и личной безопасности ее руководителей.17

В целом историография только складывается, что и определяет дополнительную актуальность и значимость представленного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы с привлечением новых исторических данных проанализировать опыт и специфику работы служб обеспечения безопасности государственных лидеров СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. путем решения следующих задач: раскрыть исторические традиции обеспечения безопасности первых лиц советского государства и показать особенности работы органов правительственной охраны в условиях перестройки; выявить важнейшие изменения общественно-политической системы России и раскрыть комплекс новых задач органов охраны государственных лидеров в 1990-е гг.;

Определить степень роста террористической угрозы в России в 1990-е гг. и показать связанное с этим расширение спектра охранных задач.

17 См.: От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. М., 2000; Дроздов Ю.И. Юрий Андропов и Владимир Путин. На пути к возрождению. М., 2001; Медведев Р.А. Время Путина? М., 2001; Медведев Р.А. Владимир Путин - действующий президент. М., 2002; Рар А. Владимир Путин. М., 2002 и др.

Источниковая база исследования включает разнообразные материалы, позволяющие максимально всесторонне рассмотреть процесс обеспечения безопасности государственных лидеров

СССР и Российской Федерации в переходную эпоху. Учитывая специфику исследуемой темы и практически полное отсутствие прямых опубликованных источников, автор значительное внимание уделил архивным материалам, а так же мемуарам и

18 воспоминаниям сотрудников правительственной охраны.

Работа с архивными источниками в настоящее время затруднена в связи с отсутствием четкой систематизации материалов 1990-х гг., что относится, главным образом, к фондам текущего архива Федеральной службы охраны. Наряду с Текущим архивом ФСО в диссертации использовались фонды Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), в которых содержатся сведения по политической истории страны 1985-1999 гг.

Наиболее интересным для анализа источником явилась периодика: газеты и журналы, периодические справочные издания, а также электронные СМИ. Основное внимание уделялось изучению опубликованных в центральной прессе сообщений о перемещениях Президента и членов Правительства

18 См.: Медведев В.Т. Человек за спиной: (Воспоминания руководителя охраны Л.И. Брежнева и М.С. Горбачева). М., 1994; Докучаев М.С. Москва. Кремль. Охрана. М., 1994; Коржаков А.В. Борис Ельцин: От рассвета до заката. М.: Интербук, 1997.

РФ, организации встреч на высшем уровне, зарубежных визитах и т.д.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1985 по 1999 гг. Выбор начальных хронологических рамок диссертации связан с активизацией в стране во второй половине 1980-х гг. деструктивных общественно-политических процессов, значительно осложнивших работу правительственной охраны. Переходный период оказал самое непосредственное влияние на работу охранного ведомства в плане существенного расширения спектра выполняемых его сотрудниками задач. Заметная стабилизация в деятельности Федеральной службы охраны проявилась только к концу 1990-х гг., что и определило границы верхних хронологических рамок исследования.

В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы: объективности, историзма, системности, полного учета социально-субъективного в предмете исследования и максимально возможная нейтрализация предвзятого отношения ученого при интерпретации и оценке фактов. Помимо методологических принципов в исследовании были применены специально-исторические принципы: актуализации, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, а также общенаучные: классификации, статистический, структурно-системный, позволившие в комплексе рассмотреть процесс организации охраны первых лиц СССР и Российской Федерации в хронологических рамках 1985-1999 гг.

Новизна диссертационного исследования заключается в том, что автор впервые в отечественной историографии в рамках кандидатской диссертации исследует структурную эволюцию и важнейшие принципы работы правительственной охраны Российской Федерации в условиях смены политического строя страны и общегосударственного кризиса 1985-1999 гг.

В работе дана высокая оценка работы советских спецслужб, обеспечивавших охрану государственных лидеров страны, показана эффективность взаимодействия различных ведомств обеспечения безопасности членов правительства, высокий уровень подготовки их сотрудников. К недостаткам организации безопасности политических лидеров СССР автор относит зависимость службы охраны (9-е управление КГБ) от единой системы Комитета госбезопасности, ее жесткую взаимосвязь со структурами КПСС, практически полное отсутствие собственного независимого информационного обеспечения и неспособность к быстрым трансформациям в зависимости от резких изменений политической и оперативной обстановки. Негативные последствия, как показало исследование, имело и отсутствие реальной конкуренции. В то же время, по своей структуре, функциям, кадровому составу и, главное, месту в системе государственных институтов служба охраны исключительно полно соответствовала механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе. В данной связи автор обосновывает вывод о закономерности серьезной трансформации правительственной охраны вслед за распадом государственной системы в начале 1990-х гг.

В диссертации впервые подробно исследованы обстоятельства структурной перестройки охраны первых лиц государства, вызванные начавшейся в августе 1991 г. реорганизацией, а фактически полным уничтожением КГБ. С учетом новых данных автором показана деструктивная роль в этом процессе В.В. Бакатина, назначенного М.С. Горбачевым, по согласованию с Б.Н. Ельциным, на пост председателя КГБ в августе 1991 г. Стремясь к децентрализации управления правительственной охраны и используя свой опыт развала единой системы МВД, Бакатин привел, по сути, к полной ликвидации личной охраны первых лиц государства, которую в дальнейшем пришлось фактически заново выстраивать А.В. Коржакову.

Научная новизна исследования заключается в выявлении тесной взаимосвязи всех структурных преобразований правительственной охраны в соответствии с изменениями политической конъюнктуры переходного времени. В частности автор обосновывает тот факт, что выделение службы охраны из ведения КГБ и ее преобразование М.С. Горбачевым в Главное управление охраны СССР, подчиненное непосредственно Президенту, было вызвано опасениями лидера страны повторения событий августа 1991 г. Этими же причинами автор объясняет перевод Группа «А» 7 Управления КГБ («Альфа») в личное подчинение М.С. Горбачева.

Автор делает вывод о том, что в условиях децентрализации власти в первой половине 1990-х гг. и неудавшихся попыток генерала армии В. Баранникова консолидировать силовые структуры страны, охрана первых лиц государства была крайне низкоэффективной, что лишь отчасти компенсировалось созданием в конце 1993 г. Службы безопасности Президента России, возглавляемого генералом А. Коржаковым. Исследование показало, что новому специальному органу только к середине 1990-х гг. удалось наладить эффективную физическую охрану Б.Н. Ельцина, тщательно отслеживать угрозы безопасности Президента и осуществлять необходимую агентурно-оперативную деятельностью.

В диссертации доказано, что во второй половине 1990-х гг. основной задачей правительственной охраны становится предотвращение террористической угрозы, борьба с которой становится центральным направлением работы всех спецслужб России, в том числе и Службы безопасности Президента. Успешность деятельности правительственной охраны на данном направлении автор связывает, главным образом, со значительными объемами финансирования и использованием международного опыта решения этих проблем. В числе негативных сторон обеспечения безопасности первых лиц государства автор выделяет слабую работу контрразведки, что, по его мнению, объяснялось иллюзиями окончания «холодной войны» и перехода к равному партнерству со странами Запада.

Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование дало результаты, которые могут послужить основой для укрепления ныне действующей правительственной охраны, создания эффективной защиты государственных деятелей от всевозможных угроз и вызовов современности. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для разработки лекционных курсов, спецсеминаров, учебно-методической литературы по истории, политологии и иным дисциплинам высшей школы.

Апробация исследования. Результаты работы были отражены в печатных трудах соискателя, а также нашли применение в ходе его непосредственной профессиональной деятельности. Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры истории Mil ГУ.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Беляков, Андрей Вячеславович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации проведено комплексное исследование работы правительственной охраны в 1985-1999 гг., показана ее структура и принципы организации. Исследование показало, что служба безопасности имела глубокие традиции, была профессиональной и соответствовала самым высоким стандартам. Сотрудники правительственной охраны проходили специальную подготовку и в совершенстве владели вверенными им средствами защиты. На их вооружении имелось самое первоклассное оружие и специальная техника: автоматы, пистолеты, радиостанции, приборы обнаружения оружия, контроля воздуха, продуктов питания и т.п. Они располагали надежным, хорошо защищенным комфортабельным транспортом: самолетами, вертолетами, автомашинами, катерами, спецвагонами.

Максимальная эффективность работы охраны достигалась за счет продуманного разделения функций ее сотрудников. Главными действующими лицами в службе безопасности советских вождей являлись так называемые «прикрепленные» -начальники личной охраны руководителей, отвечающие за их безопасность и ближайшие помощники - сотрудники выездной охраны, сопровождающие и обеспечивающие безопасность охраняемых лиц во всех местах их пребывания. Тактику своих действий руководители охраны строили в тесном взаимодействии с сотрудниками безопасности на трассах проезда, оперативно-технических служб и обслуживания.

Служба правительственной безопасности строила свою деятельность в тесном контакте с 4-м Главным управлением при Минздраве СССР, медицинский персонал которого - врачи и медсестры, закрепленные за высокими руководителями, обязаны были оказывать содействие сотрудникам охраны. С профессиональной точки зрения достаточно эффективным было взаимодействие работников службы безопасности с экипажами самолетов и вертолетов, бригадами поездов и железнодорожников, перевозивших советских вождей по стране и часто сопровождавших их во время зарубежных визитов.

Одна из важнейших особенностей работы советской службы правительственной безопасности состояла в том, что ее сотрудникам приходилось много внимания уделять урегулированию различных инцидентов, происходивших с членами семьи охраняемого лица (автоаварии и ссоры в общественных местах, нежелательные знакомства, настойчивое стремление со стороны посторонних лиц через родственников найти подходы к охраняемым и т.п.). Проведенный в работе анализ подобных случаев показал, что уровень профессиональной подготовки сотрудников 9-го Управления КГБ СССР и предусмотренные широкие полномочия их деятельности позволяли в короткие сроки локализовать разнообразные конфликты и находить оптимальные пути выхода из трудных ситуаций.

P.M. Горбачева была по существу первой из жен советских руководителей, активно участвовавших вместе с мужем в официальных церемониях, поездках по стране и за границу. Она стремилась вести себя просто, казаться сведущей в соблюдении правил этикета, но иногда выходила за их рамки. Часто P.M. Горбачеву показывали впереди мужа или подчеркивали, как она вмешивается в его беседу. Порой этому способствовали средства массовой информации, фото- и телекорреспонденты, стремившиеся выдвинуть ее на передний план, показать в ее поведении непривычные стороны. Сотрудники службы правительственной безопасности неоднократно предотвращали назревавшие в данной сфере конфликты и сглаживали существовавшие противоречия.

Руководители службы безопасности и ее подразделений несли основную ответственность за охрану политических лидеров СССР и создание нормальных условий деятельности для всех высоких руководителей страны и зарубежных гостей. Занимаемое ими положение в органах безопасности и выполняемые задачи позволяли быть в курсе многих внутренних и международных событий, мероприятий, проводимых руководством страны, принимать непосредственное участие в делах, скрытых до определенной поры от общественного мнения, быть на виду у охраняемых лиц и знать их ближе и лучше, чем кто-либо другой. Однако в силу особого отбора и профессиональной подготовки сотрудники советской охраны никогда не использовали данную информацию в корыстных целях и даже после отставки политического руководства сохраняли ему личную преданность.

В работе также показано, что проводившиеся в стране экономические и общественно-политические преобразования, начало которым было положено еще на апрельском пленуме ЦК КПСС (1985 г.), привели к дестабилизации общественной жизни, обострили комплекс социальных противоречий и тем самым существенно осложнили задачи правительственной охраны. Ситуация осложнилась настолько, что в 1990 г. даже в Москве было введено карточное снабжение населения продуктами питания (за исключением хлеба). Народное недовольство политикой партии и правительства, в частности - недовольство антиалкогольной компанией, обострившимися межнациональными противоречиями и т.д. потребовало от сотрудников правительственной охраны большей бдительности, особенно при организации встреч государственных лидеров с представителями трудового народа.

Принципиальные изменения в работе службы охраны начались с августа 1991 г., что во многом было связанно с интенсивной сменой ее кадрового состава после неудавшейся попытки государственного переворота. Ускорение этому процессу придало еще и то обстоятельство, что многие сотрудники безопасности, вынужденные выполнять приказы, были арестованы и оказались под следствием. Многие руководители 9-го Управления КГБ и отдельных подразделений охраны, которые не имели отношения к попытке переворота, видя сложившееся положение, сами подали рапорта и ушли со службы на пенсию. Были отстранены от занимаемых должностей и уволены со службы начальник 9-го управления КГБ СССР генерал Ю.С. Плеханов, его заместители генералы В.В. Максенков, М.В. Титков, начальник отдела личной охраны генерал В.В. Алейников и многие другие.

С этого времени начинается общий развал КГБ, до того весьма мощной организации, долгие годы надежно обеспечивавшей государственную безопасность страны и надежную охрану ее лидеров. Особая роль в этом процессе принадлежала В.В. Бакатину, ранее возглавлявшему МВД СССР. В разделе отмечается, что именно Бакатин, стремившийся к сотрудничеству с западными партнерами, передал американским коллегам, в частности, послу США в Москве Р. Страусу информацию и документацию, касающуюся оперативно-технических средств, установленных в американском посольстве, а так же ряд важных сведений, относящихся к организации службы правительственной охраны.

В результате комплекса масштабных реорганизаций силовых структур служба правительственной охраны была существенно ослаблена и в начале 1990-х гт. уровень ее работы не отвечал требованиям безопасности. В частности, в 1991 г. под предлогом ликвидации политического сыска было упразднено 3-е Управление КГБ СССР, занимавшееся защитой конституционного строя и борьбой с терроризмом. Созданное осенью 1991 г. Агентство федеральной безопасности Российской Федерации (АФБ), возглавляемое выступившим на стороне Б.

Ельцина генерал-майором В. Иваненко на данном этапе не могло обеспечить должный уровень безопасности.

Особое внимание в работе уделено работе созданной в 1993 г. Службы безопасности Президента России, возглавляемой генералом А.В. Коржаковым. Автор отмечает, что эффективность работы нового ведомства во многом определялась личностными качествами А.В. Коржакова, сумевшего в кратчайшие сроки подобрать квалифицированный кадровый состав и установить в своем ведомстве необходимую в сложных условиях осени 1993 г. дисциплину. Исследование показало, что Коржаков, являвшийся личным телохранителем Б.Н. Ельцина, пользовался колоссальными полномочиями, далеко выходящими за рамки его статуса. С опорой на архивные материалы и личные воспоминания генерала, автор отмечает, что во время октябрьских событий Коржаков не только руководил охраной Президента, но и лично отдавал приказы, организовывал танкистов и даже руководил арестами.

Автор делает вывод о заметном росте авторитета А.В. Коржакова в Службе правительственной охраны и непрерывном укреплении его позиций. Исследование показало, что, несмотря на отставку, вплоть до публикации своих скандально известных воспоминаний в 1997 г. Коржаков воспринимался Президентом Ельциным и членами его семьи как надежный человек и преданный соратник, способный квалифицированно организовать должный уровень безопасности первых лиц государства.

В работе также отмечается, что в условиях нарастания экономического кризиса, обострения межэтнических конфликтов и неспособности центральной власти эффективно сочетать интересы местного и федерального развития к середине 1990-х гг. новое звучание приобрела террористическая угроза, которая потребовала активизации деятельности службы правительственной охраны. По целому ряду объективных и субъективных причин местом наибольшего сосредоточения террористических групп в стране на протяжении 1990-х гг. оставалась Чечня. В 1990-е гг. «профессия» боевика оказалась в республике наиболее престижной. Повернуть молодое поколение чеченцев к задачам восстановления хозяйства, рутинному труду на производстве или в сельском хозяйстве власть не смогла. Чеченцы находились на таком этапе своего исторического развития, когда повышенная конфликтность, агрессивность ко внешнему окружению являлась доминирующей чертой их социального поведения. В этих условиях тяга к столкновениям, к силовому преодолению препятствий при решении повседневных проблем этнического самоутверждения стала непреодолимой. Неслучайно полевые командиры вооруженных формирований Чечни неоднократно заявляли о своем намерении совершить теракты в отношении первых лиц Российской Федерации, и, в частности, в отношении Б.Н. Ельцина и В.В. Путина.

Поскольку эффективная работа Службы правительственной безопасности не позволила представителям международного терроризма реализовать свои угрозы в адрес государственных лидеров Российской Федерации, основной удар боевиков был направлен на физическую ликвидацию верных России местных руководителей в Чечне, Дагестане, Калмыкии и других регионах

Юга страны. О масштабах угрозы терроризма свидетельствовал штурм здания Госсовета Республики Дагестан в Махачкале, произведенный 21 мая 1998 г. силами двухсот боевиков. Зачинщиками погрома назвали депутата Госдумы Надира Хачилаева и группу радикально настроенных исламистов -ваххабитов. Слабость государственной системы России проявилась в том, что из данной угрозы безопасности стране ее руководству не были извлечены уроки. Хачилаев остался депутатом Госдумы, никто из боевиков не понес наказание.

В разделе автор показывает, что в 1990-е гг. приняли массовый характер убийства судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих, крупных руководителей предприятий и организаций, известных ученых, депутатов Законодательных собраний. В октябре 1995 г. было совершено покушение на главнокомандующего группировкой Федеральных войск в Чечне А. Романова. Постоянно увеличивались факты похищения людей: в 1994 г. их было 500, в 1996 гг. - уже 766. 1997 г. превзошел два предыдущих года вместе взятые. Не ослабевала проблема предупреждения захвата заложников, возможных проявлений экологического и ядерного шантажа и терроризма. Выдвигаемые временем новые задачи обеспечения безопасности первых лиц страны, требовали от Службы правительственной охраны оперативного реагирования, высокопрофессиональной подготовки и напряженной работы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Беляков, Андрей Вячеславович, 2004 год

1. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ.

2. Государственный архив Российской Федерации. ГАРФ. Ф. 428. ГАРФ. Ф. 4372. ГАРФ. Ф. А-605.

3. Российский государственный архив новейшей истории РГАНИ. Ф. 4. РГАНИ. Ф. 5. РГАНИ. Ф. 89.

4. Текущий архив Федеральной службы охраны Коллекция документов

5. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации -России. М.: Известия, 1993. 127 с.

6. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990-1993. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1990-1993. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1990-1993.

7. Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ (САПП). 1993-1999.

8. Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). 1993-1999.

9. Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1990-1993.

10. Инструкция о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью». Утверждена приказом МВД Российской Федерации № 299 от 14.11.94 г.

11. Закон о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. М., 1995.

12. Инструкция по организации работы участкового инспектора милиции утверждена приказом МВД России № 231 от 14.08.92 г.

13. Милицейское законодательство в России: Сборник нормативных актов/ Сост. В.В. Черников. М.: ЮРАЙТ, 2000. -660 с.

14. Новые законы и нормативные акты. М., 1998.

15. Новые законы и нормативные акты. М.: Российская газета, 1997.-79с.

16. Постановление Правительства Российской Федерации «О заключении соглашений между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств» № 653 от 29 июня 1995 г. // Российская газета. 1995. 18 июля.

17. Правоохранительные органы: Сборник законов / Сост. И.И. Овчинников. М.: ТОО «Иван», 1994. 383 с.

18. Приказ МВД России от 22.06.99 г. № 456. «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг».

20. Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996. с. 616.

21. Сборник международных соглашений МВД России. М.,1996.

22. СТАТИСТИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Заказные убийства в России/ Сост. А. Плахов. М.: Прибой,1998.-384 с.

23. Итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД Российской Федерации в 1996 году (Отчёт перед гражданами Российской Федерации). М., 1997.

24. Криминальный режим. Чечня, 1995г.: Факты, документы, свидетельства. М.: Кодекс, 1995. - 95 с.

25. Москва. Осень-93: Хроника противостояния. М.: Республика, 1995. 657 с.

26. Преступность и правонарушения в СССР: Статистический сборник; 1989/ МВД СССР, Минюст СССР, Прокуратура СССР. М.: Юрид. лит., 1990. 111 с.

27. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. М., 1994-2000.

28. Россия в цифрах: Краткий стат. сборник. М.: Госкомстат,1999.-416 с.

29. Сборник статистических материалов, 1990. М.: Финансы и статистика, 1991.-351 с.

30. Состояние преступности в России за январь-декабрь 1999 г. М., 2000.

31. Справочник милиционера: Нормативные акты, комментарии, рекомендации/ Под ред. В.И. Николаева. М.: ИНФРА, 1998.-248 с.

32. Строгий надзор налоговых служб. Что и как проверяют налоговая инспекция и налоговая полиция. Законодательные и нормативные документы, разъяснения, рекомендации. М.: Российская газета, 1996.

33. Судебная статистика: преступность и судимость. М., 2002.с.15.

34. Уровень нашей жизни в 1913-1993 гг. Аналитический справочник/ Сост. В.М. Уралов. М.: Б.и., 1995. 47 с.

35. ЛИТЕРАТУРА «Военный» голод.// Родина. 1995, №11 Авторханов А.Г. Загадка Сталина и заговор Берия М., 1995. Александров А.П. Годы с Курчатовым. // Наука и жизнь. 1983, №2.

36. Алидин В.И. Государственная безопасность и время (19511986). М., 2001.

37. Алферова И.В. Государственная политика в отношении депортируемых народов 1930 -1950. М., 1998.

38. Анашкин Г., Бабин Н. Общественность и укрепление социалистического правопорядка//Коммунист. 1960. № 10. Антонов Овсеенко А. Берия. М.: ACT. 1999. Антонов - Овсеенко А. Маршалы Сталина. М., 1998

39. Антонов Овсеенко А. Театр И.В. Сталина. М., 2000. Байбаков Н.К. От Сталина до Ельцина. М., 1998. Басов А.В., Гутенмахер Г.И. Персидский коридор.// Военно-исторический журнал. 1994, №1

40. Берия (Гегичкори) С.Л. Мой отец Лаврентий Берия. М.: Современник, 1994.

41. Берлинская (Потсдамская) конференция. М., 1984. Бобренев В., Рязанцев В. Варсанофьевские призраки.// Родина. 1995, №11.

42. Бой продолжается. Рассказы о калужских чекистах. Тула,1987.

43. Бугай Н.Ф. Берия Сталину: "Согласно вашему указанию." М., 1993.

44. Бударин М.Е. Чекисты. Омск, 1987.

45. Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. М., 1997.

46. Ваксберг А. Нераскрытые тайны. М., 1993 Валихновский Т. У истоков борьбы с реакционным подпольем в Польше. 1944 1948. Киев, 1984.

47. Вернадский В.И. Избранное, т.1. М.: Издательство АН СССР, 1954.

48. Войска называются внутренними. Краткий исторический очерк. М., 1982.

49. Волкогонов Д А. Триумф и трагедия. М., 1990, т.2. Вольфсон Ф.И., Зонтов Н.С., Шушания Г.Р. Антропов П.Я. М.: Наука, 1985.

50. Всегда на боевом посту. Тула, 1985.

51. Вымпел: Группа специального назначения КГБ СССР: Факты, воспоминания, свидетельства, судьбы. М., 1997.

52. Гоголь В.А., Малков В.Д. Руководство КПСС основа научной организации управления в органах внутренних дел. М., 1972.

53. Голованов Я.И. Королев: Факты и мифы. М.: Наука, 1994.

54. Головин И.Н. Кульминация.// Спутник. 1990, №4.

55. Головин И.Н. Российский научный центр Курчатовский институт. Неопубликованные рукописи. М.,1992.

56. Головин И.Н., Смирнов Ю.Н. Это начиналось в Замоскворечье. М.: Институт Атомной энергии им. Курчатова, 1989.

57. Гордиевский О.А., Эндрю К. КГБ. Разведывательные операции от Ленина до Горбачева. М., 1999.

58. Горелов М.М. Откуда угроза. // Военно-исторический журнал. 1989, №2

59. Государственный Комитет обороны.// Вестник архива президента Российской Федерации. 1995, №2.

60. ГУЛАГ в годы Великой Отечественной Войны // Военно-исторический журнал. 1991, №1.

61. Данилов А.А. государственная деятельность Л.П. Берия в1953 г. Материалы научно-практической конференции: «Роль личности в истории Отечества». М., 1993. Вып.1.

62. Данилов А.А. Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М.: Росспэн. 2001.

63. Данилов А.А. Сталинское Политбюро в послевоенные годы. Статья в сборнике: Политические партии. Страницы истории. М.: Издательство Московского университета, 2000.

64. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России. В 2-х томах. М., 1995.

65. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1991.

66. Джунковский В.Ф. Воспоминания. В 2-х томах. М., 1997.

67. Еврейский антифашистский комитет в СССР 1941 1948. М., 1996.

68. Елфимов Ю.Н. Маршал индустрии: Биографический очерк об А.Р. Завенягине. Челяб.: Юж.Уралск. кн. Издательство, 1982.

69. Жежурин И.Ф. Строительство и пуск первого в Советском Союзе атомного реактора. М.: Атомиздат, 1978.

70. Жуков Ю.Н. Тайны Кремля. Сталин, Молотов, Берия, Маленков. М.: Терра, 2000.

71. Зенкович Н. Вожди на мушке. Теракты и инсценировки. Минск, 1996.

72. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневностью 1945 1953 гг. М., 2000.

73. Иванова Г.М. Депортация народов СССР.М., 1994.

74. Ивашутин П. И. Докладывала точно. // Военно -исторический журнал. 1990, №5.

75. История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. М., 1945.

76. История дипломатии. М., 1975, т.4.

77. Каптелов Б. И. ОУН на службе у фашизма // Военно-исторический журнал. 1991, №5.

78. Кафтанов С.В. По тревоге: рассказ уполномоченного ГКО Кафтанова // Химия и жизнь. 1985, №6.

79. КГБ открывает тайны. СПб., 1992.

80. КГБ: вчера, сегодня, завтра. Международные конференции и круглые столы. М., 1995, 1997.

81. Кисунько Г.В. Исповедь генерала конструктора. М.: Современник, 1996.

82. Кобба Д.В. Государственная деятельность Л.П. Берия (19391953 гг.). М., 2002.

83. Ковалев В.А. Два сталинских наркома. М., 1995.

84. Коровин В. В. История отечественных органов безопасности. М., 1998.

85. Кострыченко Г. Дело врачей // Родина. 1994, №7.

86. Костырченко Г.В. В плену у красного фараона. М., 1994.

87. Костырченко Г.В. Идеологические войны второй половины 40-х годов: псевдопатриоты против псевдокосмополитов // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т.2. М., 1997.

88. Кошель П.А. История Российского терроризма. М., 1995.

89. Краскова B.C. Тайны Кремлевской охраны. Минск, 1998.

90. Кривицкий В.Г. Я был агентом Сталина: Записки советского разведчика. М., 1996.

91. Крымская конференция. М.: Политиздат. 1979.

92. Кто руководил НКВД 1934 1941. Справочник. М.: Звенья.1999.

93. Курчатов И.В. Избранные труды в Зт. т.З. Ядерная энергетика. М. Наука, 1984.

94. Лебедев В. Следствие прибегло к извращенным приемам.// Источник. 1993, №4.

95. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1983.

96. Миронов Н.Р. Укрепление законности и правопорядка в общенародном государстве программная задача партии. М., 1964.

97. Млечин Л.М. Председатели КГБ. Рассекреченные судьбы. М., 1999.

98. Московские чекисты в обороне столицы 1941-1942.// Военно-исторический журнал. 1991, №1.

99. Мулукаев Р.С. Развитие системы управления ОВД СССР. М., 1979.

100. Нам имя - дзержинцы. Изд. Политуправления ВВ МВД СССР. М., 1984.

101. Нармин О.Н. Репрессии против командного состава РККА. 1937-1941. М., 1993.

102. Национальные военные формирования: вчера, сегодня, завтра.//Военно-исторический журнал. 1990, №5.

103. Неизвестная инициатива Хрущева // Отечественные архивы. 1993, №2.

104. Некрасов В.Ф. На страже интересов Советского государства. История строительства войск ВЧК-ОГГГУ-НКВД-МВД. М., 1983.

105. Новиков В Н. Шефство Берии. Берия: конец карьеры. М.,1991.

106. Опенкин Л.А. На историческом перепутье.// Вопросы истории КПСС. 1990, №1

107. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М.,1991.

108. Осипов С.Н. Осень 1939. К вопросу о польских военнопленных.// Военно-исторический журнал. 1989, №5.

109. Очерки истории российской внешней разведки.: В бт.т.- т.4. 1941 1945 годы. М.: Международные отношения, 1999.

110. Панасюк И.С. Первый советский атомный реактор. Советская атомная наука и техника. М.: Атомиздат. 1967.

111. Папчинский А.А., Тумшис М.А. Щит, расколотый мечом. НКВД против ВЧК. М., 2001.

112. Первухин М.Г. Первые годы атомного проекта.// Химия и жизнь. 1985, №5

113. Первухин М.Г. У истоков урановой эпопеи.// Техника -молодежи. 1975, №6, №7.

114. Пестов С. Бомба. Тайны и страсти атомной преисподней. М., 1995.

115. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти, 1945-1991. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.

116. Плотников Н.Д. Смертоносцы. // Военно-исторический журнал. 1991, №3.

117. Полная и окончательная победа социализма в СССР. Сборник статей. М., 1963.

118. Попов Б.С., Оппоков В.Г. Бериевщина.// Военно-исторический журнал. 1990, №11, №12, 1991, №1.

119. Последняя болезнь Сталина. Из отчётов МГБ СССР о настроениях в армии весной 1953 года // Неизвестная Россия. XX век. Кн. 2. М., 1992.

120. Родиков В. Лаврентий Берия и перестройка. Кубань. 1990.12.

121. Сидоренко В.П. Войска НКВД на Кавказе 1941 1945. СПб., 2000.

122. Соминский М.С. Абрам Федорович Иоффе. Ленгр.: Наука,1964.

123. Старков Б. Сто дней «лубянского маршала» // Источник. 1993, №4.

124. Тучкевич В.М., Френкель В.Я. ФТИ имени А.Ф. Иоффе в годы войны.// Вопросы истории, естествознания и техники. 1975, №2.

125. Участие СССР в Корейской войне // Вопросы истории. 1994, №11, №12.

126. Феклисов А.С. Подвиг Клауса Фукса // Военно-исторический журнал. 1991, № 1.

127. Фомин Ф.Т. Записки старого чекиста. М., 1964.

128. Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30 е годы. М.,1996.

129. Холловэй Д. Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939 -1956. Перевод с англ. Новосиб.: Сибирский хронограф, 1997.

130. Хрущев и Украина. Киев, 1995.

131. Чекисты Красноярья. Сборник. Красноярск, 1987.

132. Чекисты рассказывают. Сб. Кн.1-8. М., 1970-1991.

133. Чередниченко М. Развитие теории стратегии наступательных операций в 1945 1953.// Военно-исторический журнал. 1976, №8

134. Черницкий A.M. Телохранитель: Приемы, средства, критерии пригодности, экипировка и тренинг. М., 1998.

135. Чистяков Н.Ф. По закону и совести. М, 1979.

136. Шамба Т.М. КПСС и органы охраны правопорядка. М.,1979.

137. Шевякова В В. Мероприятия Коммунистической партии по дальнейшему укреплению и совершенствованию советскогогосударственного аппарата в РСФСР (1953-1957 гг.). Дисс. .канд. ист. наук. М., 1958.

138. Широков А.И. История формирования и деятельности Дальстроя в 1931 1941. Магадан, 1997.

139. Яковлев А.Н. Горькая чаша: Большевизм и Реформация России. Верх.-Волж. кн. изд. 1994.

140. Яковлев А.С. Советские самолеты. М.: Наука. 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Авиация - понятие, связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха и всю систему организаций и государственных учреждений, которые используют летательные аппараты. К авиации относятся: воздушные шары, дирижабли, самолёты, вертолёты. В России существуют виды авиации: Гражданская авиация, подразделяющая на коммерческую авиацию и авиацию общего назначения; Государственная авиация, подразделяется на Военную, МЧС, ФСБ и Экспериментальную авиацию.

Нерадько Александр Васильевич

Первый заместитель министра транспорта России - Глава Федерального агентства воздушного транспорта. Ранее занимал должность руководителя Ространснадзора и аэронавигационной службы России. Действительный государственный советник Российской Федерации первого класса. Мастер спорта по прыжкам в высоту.

Международный аэропорт Минеральные Воды
имени Лермонтова

Международный аэропорт Минеральные Воды имени Михаила Юрьевича Лермонтова - аэропорт федерального значения, крупнейший в Ставропольском крае и Северо-Кавказском федеральном округе, является одним из крупнейших на Юге России. Расположен в 4 километрах западнее от города Минеральные Воды. Аэропорт обладает одной искусственной взлётно-посадочной полосой класса «А» длиной 3900 и шириной 60 метров. ИВПП позволяет принимать все расчётные типы воздушных судов без ограничений по весу и интенсивности. Она сертифицирована для посадки самолётов иностранного производства с низкорасположенными двигателями. Генеральным директором аэропорта является Чуев Роман Викторович.

Международный аэропорт Хабаровск-Новый
имени адмирала Геннадия Невельского

Международный аэропорт Хабаровск-Новый, имени адмирала Геннадия Невельского - крупнейший авиаузел в Дальневосточном Федеральном округе. Ежегодно аэропорт обслуживает более 2 млн пассажиров и около 30 тысяч тонн груза. Комплекс относится к классу «А» и располагает двумя параллельными взлетно-посадочными полосами размером 3500х45 м и 4000х60 м. Аэродром имеет круглогодичную возможность для приема и выпуска практически любого типа воздушных судов и рассчитан на стоянку 55 воздушных судов. Аэропорт Хабаровск - Новый является одним из 6 аэропортов России, имеющих сертификат по девятой - высшей, категории по противопожарному обеспечению полетов и объектов инфраструктуры аэропорта, а также по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению. Полномочия единоличного исполнительного органа Аэропорта Хабаровска переданы управляющей компании - ООО «Управляющая Компания КОМАКС».

Международный аэропорт «Жуковский»

Международный аэропорт федерального значения «Жуковский» является одним из 4 основных аэропортов города Москвы. Расположен на испытательном аэродроме «Раменское», в зоне Московского авиационного узла. Заявленная пропускная способность первой очереди воздушной гавани составляет 4 млн пассажиров ежегодно. Способен принимать любые типы воздушных судов без ограничения взлетной массы. Основная взлетно-посадочная полоса 12/30 аэродрома, длинной 5,4 км является самой протяженной не только в России, но и в Европе. Размеры рабочей части ВПП составляют 4600×70 м. Действует в качестве единого авиационного центра экспериментальной, государственной и гражданской авиации. Владельцем является АО РАМПОРТ АЭРО.

Международный аэропорт Ясный - Итуруп

Международный аэропорт Ясный в Сахалинской области расположен на острове Итуруп недалеко от посёлков Курильск, Рейдово и Китовое, с которыми его соединяет асфальтированное шоссе. Размеры взлетно-посадочной полосы составляют 2300х42 м, позволяющие принимать воздушные суда типа Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-74, Л-410, Bombardier Dash 8, Sukhoi Superjet 100, также вертолёты всех типов и эпизодически - Ан-12. В перспективе он должен помочь развитию таких отраслей экономики Курил как туризм, торговля, логистика. Кроме этого, строительство Ясного привело к запуску механизма обеспечения семей диспетчеров жильем. Аэропорт располагает одним терминалом и обслуживает рейсы двух авиакомпаний - Аврора и Якутия.

Авиапредприятие «Газпром авиа»

Авиапредприятие «Газпром авиа» - дочернее общество ПАО «Газпром». Занимает устойчивую позицию на рынке бизнес авиации России, являясь одним из лидеров отрасли. Авиапредприятие входит в десятку лучших отечественных авиакомпаний; занимает второе место на российском вертолетном рынке. Авиакомпания является генеральным авиаперевозчиком ПАО «Газпром» и его дочерних структур. Компания выполняет грузовые и грузопассажирские рейсы по всей стране, а также в Европу, Австралию, Азию, Америку и Африку. Имеет опыт работы в экстремальных условиях, труднодоступной местности и полярных широтах. «Газпром авиа» располагает самым крупным парком воздушных судов бизнес-класса в России, а также собственными аэропортами.

Международный аэропорт Гагарин в Саратове

Международный аэропорт имени Юрия Гагарина - расположен в селе Сабуровка Саратовской области, в 20-и км от столицы региона. Общая площадь пассажирского терминала составляет 23 тысяч м2. Пропускная способность рассчитана на 1 млн пассажиров в год, 570 пассажиров в час. Современное здание аэровокзала, обеспечивает качество обслуживания пассажиров уровня «С» по классификации ИАТА. Аэропорт имеет искусственную взлетно-посадочную полосу длинной 3 км и шириной 45 метров. Длина взлетно-посадочной полосы и её несущая способность позволят принимать большинство типов современных средне- и дальнемагистральных воздушных судов. На территории предусмотрено 21 место для стоянки воздушных судов а также использование трех телетрапов с возможностью установки ещё двух.

Андрей Беляков. Фото viperson.ru

Генеральная прокуратура и ФСБ в конце апреля провели совместную проверку Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). В его работе были обнаружены многочисленные нарушения, касающиеся как действий агентства в целом, там и решений отдельных руководителей, рассказал источник, близкий к надзорному ведомству. Информацию подтвердил источник, знакомый с ходом проверки.

Изменения конструкции без обоснования и техобслуживание без сертификатов

Проверка проводилась до катастрофы SSJ100 в Шереметьево и выявила, что более чем на 400 воздушных судах внедрены изменения типовой конструкции без проведения необходимых исследований и выполнения сертификационных работ, рассказал собеседник.

Согласно итогам проверки, Росавиация также не приняла меры в отношении девяти авиапредприятий, находящихся в «ненадлежащем финансово-экономическом состоянии», добавил он. По мнению Генпрокуратуры, это может отразиться на регулярности полетов.

Более 80 линейных станций осуществляют техническое обслуживание самолетов с регистрацией на Бермудах при отсутствии выданного Росавиацией соответствующего сертификата, также рассказал источник, знакомый с ходом проверки. «Одобрение таких станций прекращено в связи с позицией Минтранса», - пояснил источник.

В замечаниях Генпрокуратуры также говорится, что при сертификации организаций по техобслуживанию, находящихся за пределами России, было допущено «неправомерное делегирование полномочий». Сертификат о соответствии требованиям авиационных правил в отношении юрлиц, осуществляющих техобслуживание воздушных судов, был выдан Vector Aerospace Helicopter Services Inc. после выездной проверки, проведенной без участия сотрудника Росавиации, но при наличии его подписи в картах контрольной проверки.

Представители компании Vector Aerospace Helicopter Services Inc. не ответили на звонки РБК.

Диплом без экзаменов и конфликт интересов

Есть у прокуратуры и персональные претензии к руководству агентства. В частности, проверка показала, что заместитель руководителя Росавиации в 2009 году получил диплом Санкт-Петербургского госуниверситета гражданской авиации без сдачи зачетов и экзаменов по пяти дисциплинам. А у начальника управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерия Кудинова проверяющие обнаружили конфликт интересов. «Установлено, что начальник управления не принял меры по урегулированию конфликта интересов. Он выдавал сертификаты летной годности на основании заключений компании ООО «Эйрвейз техникс», которая привлекала для инспектирования воздушных судов его сына Кудинова С.В.», - рассказал РБК источник, знакомый с материалами проверки. Кудинов также нарушал федеральные авиационные правила в области процедуры подтверждения летной годности. «Эти нарушения не позволяли выдать праворазрешительные документы на ряд воздушных судов», - отметил собеседник.

Помимо этого Генпрокуратура установила, что руководитель управления поддержания летной годности воздушных судов выдал сертификат летной годности на не соответствующий требованиям авиационных правил самолет Boeing 767-300 (бортовой номер RA73030). «Самолет до настоящего времени эксплуатируется в авиакомпании «Азур Эйр», - отмечено в материалах ведомства.

Директор департамента информационной политики и коммуникаций авиакомпании Azur Air Анастасия Матюшина сообщила РБК, что ей об этом ничего не известно.

Источник, знакомый с ходом проверки, рассказал о еще одном факте, связанном с работой Кудинова: проверка обнаружила, что на основании его решения для проведения сертификации компании Vector Aerospace Helicopter Services Inc. было привлечено неуполномоченное юрлицо (ООО «ЦС Лайнер»). «По сути, выполнение госфункций чиновник переложил на коммерческую организацию, с которой эксплуатант был вынужден заключить договор на 1,1 млн руб.», - рассказал источник.

Источник, знакомый с ходом проверки, сообщил РБК, что в настоящее время специалисты агентства и Минтранса, в ведении которого оно находится, работают над устранением выявленных нарушений.

«По всем замечаниям Росавиацией подготовлены исчерпывающие материалы, которые будут рассмотрены совместно с представителями Генпрокуратуры в установленном законодательством порядке», - сообщили РБК в пресс-службе Росавиации. Источник РБК в агентстве сообщил, что в ходе внутренней проверки конфликта интересов не выявлено.

Как сообщает , Андрей Белков - бывший учитель физкультуры, дослужившийся в органах государственной безопасности и Федеральной службы охраны до должности первого замдиректора ФСО Евгения Мурова и был непублично уволен в 2016 году - указ о его смещении не попал в открытый доступ, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков кадровые перестановки «ротацией».

12:07 — REGNUM Увольнение премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александра Ведерникова случилось на фоне разговоров об изменении правил строительства возле аэропортов. Споры вокруг участков, прилегающих к воздушным гаваням, ведутся много лет. Они возобновились в 2019 году, когда, по данным СМИ, Минтранс РФ начал проводить совещания по теме сокращения приаэродромных территорий. Сообщалось, что в этих совещаниях принимали участие не только представители федеральных ведомств, но также столичные застройщики.

Иван Шилов © ИА REGNUM

До 2017 года приаэродромной территорией считался круг радиусом 30 километров от середины взлетно-посадочной полосы. Последние два года законодательство делит территории на семь подзон, в самой большой из которых, седьмой, можно строить жильё. Вместе с тем действуют ограничения по уровню шума от самолётов. При этом застройщикам необходимо провести согласования и выполнить дополнительные требования. Например, в домах используются окна увеличенной толщины.

В апреле 2019-го «Коммерсантъ » отмечал со ссылкой на источники, что власти регионов, в которых расположены крупные аэропорты, заинтересованы в сокращении приаэродромных территорий, занимающих большие площади. При этом Минтранс предложил законодательные поправки, в которых предусматривался переход на нормативы по эквивалентному уровню шума.

В результате аэропорты, работу которых курирует Росавиация, находящаяся в ведении Минтранса РФ, рассчитали территории по уровню шума, но они всё равно получились большими и не устроили застройщиков.

В октябре глава правительства Дмитрий Медведев поручил Роспотребнадзору сменить методику оценки уровня шума, создаваемого аэропортами, сообщают «Ведомости ». Согласно действующим санитарным правилам, уровень шума оценивается по максимальному и эквивалентному (среднему) шуму. Медведев, отмечало издание со ссылкой на протокол совещания, поручил измерять уровень воздействия только по эквивалентному шуму.

По адвоката Натальи Тарасовой , инициатива, позволяющая строительство возле аэропортов, могла быть пролоббирована застройщиками, поскольку это открывает большие перспективы по строительству жилья рядом с аэропортами. Она полагает, что новые квартиры будут сравнительно недорогими.

«Меняются правила определения уровня шума, а не сам уровень. Другими словами, шум от полетов будет ощущаться точно так же, как и всегда, но по документам он станет ниже», — сказала Тарасова корреспонденту ИА REGNUM .

По информации источников ИА REGNUM , в зоне конфликта оказались территории вокруг аэропортов Московской области. В частности, ввод в эксплуатацию третьей взлётно-посадочной полосы в «Шереметьево» увеличил приаэродромную территорию. В том числе в санитарную зону попали уже построенные дома, предусмотрены средства на их расселение.

Однако наиболее лакомыми оказались территории Новой Москвы возле аэропорта «Внуково». Московские власти планируют строительство линии метрополитена до аэропорта, что значительно увеличит стоимость земельных участков и спрос на них.

В деятельности аэропортов застройщики и выполняющие их волю органы исполнительной власти могли встретить неуместное сопротивление, и отставка Ведерникова станет явным сигналом для скорейшего изменения реальной ситуации с возможностью строительства возле авиаузлов.