Второй катер. Лодка комплектуется необходимым снабжением
В американском Балтиморе в четверг, 27 сентября, первые два судна класса Island передали Украине. Церемония прошла при участии Президента Украины Петра Порошенко.
"Первые два катера класса Island станут еще одним кирпичом в укреплении военно-морского альянса между украинским и американским народами", - говорится в сообщении главы государства в Facebook.
Ці кораблі допоможуть нам захищати Україну від російської агресії. Україна сьогодні на крайньому фланзі захищає демократичний світ. Наша мета - членство в НАТО та ЄС - П pic.twitter.com/YUge2AWhcV
Svyatoslav Tsegolko (@STsegolko) 27 сентября 2018 г.
Патрульные катера класса Айленд (англ. Island - Остров) - это класс быстроходных патрульных катеров для береговой охраны США, предназначен для патрулирования и поисково-спасательных операций в прибрежных водах. Они имеют двухвальную дизельную энергетическую установку мощностью 5,280 л.с. (3,940 кВт), которая обеспечивает скорость до 29,5 уз (54,6 км/ч).
Длина корпуса катера - 33,53 м, ширина - 6,4 м, осадка - 2 м, водоизмещение - 165 тонн.
Личный состав катера - до 18 моряков, в том числе 3 офицера. На вооружении катера - 25-мм автоматическая артиллерийская установка Mk 38 Mod 0 Bushmaster и два 12,7 мм пулемета М2НВ.
Напомним, несколько недель назад .
Как известно, о передаче американских военных патрульных катеров Island украинскому флоту .
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал
В сентябре 1974 г. в ЦКБ «Нептун» были закончены всесторонние испытания опытного образца новой каютной мотолодки «Москва-2» , а в ноябре того же года испытан катер «Москва-2К» (созданный на базе корпуса мотолодки «Москва-2») со стационарным двигателем «М60К» и поворотно-откидной колонкой «ПОК-55».
Основные данные мотолодки «Москва-2» | |
---|---|
Длина наибольшая, м | 5,11 |
Ширина наибольшая, м | 1,98 |
Высота борта на миделе, м | 0,93 |
Водоизмещение полное, кг | 1000 |
Длина каюты, м | 2,0 |
Ширина каюты, м | 1,40 |
Высота в каюте, м | 1,25 |
Угол внешней килеватости днища у транца | 14° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 390 |
Пассажировместимость, чел. | 4-7 |
Допустимая мощность мотора, л. с. | 60 |
Скорость под двумя моторами мощностью по 25 л. с. при водоизмещении 1000 кг, км/ч | 38 |
Как мотолодка «Москва-2», так и катер «Москва-2К» - это первые алюминиевые суда такого типа, предназначенные для продажи населению.
Появлению «Москвы-2» предшествовал анкетный опрос торговых баз спорткультторгов Министерств торговли РСФСР и СССР и населения. Выяснилось, что любители водного отдыха желали бы ровно половину всех выпускаемых для продажи населению прогулочных судов видеть крупными каютными катерами (по Киевской области, к примеру, за это высказалось 70% водномоторников). Многие высказывали и конкретные пожелания: по сравнению новая лодка должна быть на 0,5-1 м длиннее, стать шире и просторнее, иметь больший надводный борт и главное - каюту. Проектанты постарались максимально учесть пожелания будущих покупателей.
После отработки в опытовом бассейне для новой лодки были приняты плоско-килеватые обводы с углом килеватости на транце 14°. «Москва-2» успешно преодолевает волны высотой 0,75-1,20 м.
Теоретический чертеж корпуса мотолодки «Москва-2»
Обшивка бортов и днища разворачивается на плоскость и при изготовлении не требует штамповки, что значительно облегчает технологический процесс. Для изготовления обшивки корпуса, рубки, переборок и флор используется алюминиево-магниевого сплава АМг-5М - он хорошо сваривается, не подвержен коррозии, пластичен и недорог. Толщина листов обшивки днища - 2 мм, бортов, палубы и рубки - 1,5 мм. Набор изготовляется из профилей алюминиевого сплава марки АМг-61.
Непотопляемость «Москвы-2» обеспечена блоками плавучести, закрепленными с внутренней стороны палубы. При затоплении всех отсеков мотолодка остается на плаву, на ровном киле и за нее могут удерживаться люди, находящиеся за бортом.
Особое внимание при проектировании было уделено условиям обитаемости, чтобы мотолодка была удобна не только для прогулок, но и продолжительных туристских плаваний всей семьей.
Схема общего расположения мотолодки «Москва-2» и кормовая часть катера «Москва-2К»
1 - блок плавучести; 2 - подушка дивана; 3 - съемный стол; 4 - откидная подножка; 5 - пульт управления; 6 - кресло водителя; 7 - кормовой диван; 8 - блок плавучести; 9 - подъемный рым; 10 - черпак; 11 - спасательное кольцо; 12 - дверь; 13 - весло-гребок; 14 - слани; 15 - рулевое устройство; 16 - откидной люк; 17 - топливный бак; 18 - ДУ реверсом и газом; 19 - двигатель «М60К»; 20 - колонка «ПОК-55».
По длине корпус мотолодки разбит на три отсека: форпик, каюту и кокпит.
Каюта оборудована мягкими диванами и столиком. При устройстве на ночлег столик снимается и убирается в рундук, а в проход между диванами укладываются подушки кормового дивана из кокпита; на такой постели могут разместиться 3-4 человека. На крыше каюты предусмотрен люк, что позволяет в случае необходимости загружать или выгружать багаж непосредственно из каюты; люк можно использовать также в качестве вентиляционного или аварийного.
Переднее и бортовые стекла - неоткрывающиеся, уплотнены резиновым профилем. В переборке, отделяющей каюту от форпика, также предусмотрен люк, что позволяет использовать внутренность форпика для хранения различного снабжения и имущества. Каюта отделяется от кокпита переборкой и двустворчатой открывающейся дверью.
В кокпите размещаются два кресла, пульт управления лодкой и кормовой диван. За кормовым диваном расположена водонепроницаемая моторная ниша. Кокпит в случае непогоды может быть закрыт тентом. При необходимости в нем могут расположиться на ночлег два человека на надувных матрацах, для этого кресла складываются и убираются в борта. Для установки любого из типов выпускаемых в настоящее время ДУ (одного или двух комплектов) предусмотрено место в районе кормовой переборки с левой стороны от водителя.
Для буксировки и швартовки мотолодки на палубе установлены три утки-рыма: один в носу, два - в корме, по бортам. Сигнальные огни, питающиеся от электросистемы подвесного мотора или автономного аккумулятора, позволят в случае необходимости плавать в темное время суток. Предполагается снабжать мотолодку спасательным кольцом с линем, черпаком, флагом-отмашкой, ремонтной аптечкой и двумя веслами-гребками.
Мотолодка испытывалась под всеми серийно выпускаемыми нашей промышленностью подвесными моторами. Например, под подвесным мотором мощностью 30 л. с. скорость с полной нагрузкой составила 17 км/ч, а под - 8 км/ч. Кривые буксировочного сопротивления и потребной мощности мотора в зависимости от скорости при полном водоизмещении D=960 кг приведены на рисунке ниже.
Кривые буксировочного сопротивления R и потребной мощности двигателя Ne в зависимости от скорости V при полном водоизмещении мотолодки
Предельно допустимая мощность подвесного мотора для «Москвы-2» по действующим нормам равна 90 л. с., однако в связи с тем, что в настоящее время промышленностью не выпускаются двигатели такой мощности, допустимая суммарная мощность подвесных моторов ограничена 60 л. с. С появлением более мощных моторов после проведения повторных ресурсных испытаний допустимая мощность подвесного мотора будет увеличена.
Обладает достаточной мореходностью для использования ее в прибрежных зонах морей и крупных водохранилищ. Из-за сравнительно большого угла килеватости, лодка на стоянке обладает повышенной валкостью. Другой недостаток - отсутствие термической изоляции рубки, вследствие чего в каюте наблюдается значительное выделение конденсата. Снижения расхода топлива и повышения скоростных характеристик лодки можно добиться путем установки грузовых .
Для удовлетворения спроса на прогулочные катера конструкторами ЦКБ «Нептун» на базе мотолодки «Москва-2» разработан проект катера со стационарным двигателем - «Москва-2К» .
Поворотно-откидная колонка «ПОК-55» катера «Москва-2К»
Общее расположение катера не отличается от расположения мотолодки, за исключением кормовой части кокпита, который несколько сокращен по длине для установки двигателя «М60К» (конверсия автомобильного двигателя «Москвич-412Л») номинальной мощностью 60 л. с. Для передачи мощности двигателя на гребной винт использована поворотно-откидная колонка «ПОК-55».
Моторный отсек отделен от кокпита переборкой, а сверху он закрывается двумя крышками. Кормового дивана в катере, в отличие от мотолодки, нет. При устройстве на ночлег в каюте между диванами прокладывается мягкий матрац, специально включенный в снабжение катера. Пассажировместимость «Москвы-2К» - 4 человека. Грузоподъемность 400 кг (100х4).
Полное водоизмещение катера около 1150 кг, а скорость хода при этом на тихой воде около 36 км/ч. Вкладной бензобак имеет емкость 100 л.
В. Н. Аладьин, В. К. Крикунов, «Катера и яхты», 1975 г.
В сентябре 1974 г. в ЦКБ «Нептун» были закончены всесторонние испытания опытного образца новой каютной мотолодки «Москва-2», а в ноябре того же года испытан катер «Москва-2К» (созданный на базе корпуса мотолодки «Москва-2») со стационарным двигателем «М60К» и поворотно-откидной колонкой «ПОК-55».
Как мотолодка «Москва-2», так и катер «Москва-2К» - это первые алюминиевые суда такого типа, предназначенные для продажи населению.
Основные данные мотолодки «Москва-2»
Появлению «Москвы-2» предшествовал анкетный опрос торговых баз спорткультторгов Министерств торговли РСФСР и СССР и населения. Выяснилось, что любители водного отдыха желали бы ровно половину всех выпускаемых для продажи населению прогулочных судов видеть крупными каютными катерами (по Киевской области, к примеру, за это высказалось 70% водномоторников). Многие высказывали и конкретные пожелания: по сравнению с популярным «Прогрессом» новая лодка должна быть на 0,5-1 м длиннее, стать шире и просторнее, иметь больший надводный борт и главное - каюту. Проектанты постарались максимально учесть пожелания будущих покупателей.
После отработки в опытовом бассейне для новой лодки были приняты плоско-килеватые обводы с углом килеватости на транце 14°. «Москва-2» успешно преодолевает волны высотой 0,75-1,20 м.
Обшивка бортов и днища разворачивается на плоскость и при изготовлении не требует штамповки, что значительно облегчает технологический процесс. Обшивка корпуса, переборки, флоры и рубка изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМг-5М - он хорошо сваривается, не подвержен коррозии, пластичен и недорог. Толщина листов обшивки днища - 2 мм, бортов, палубы и рубки - 1,5 мм. Набор изготовляется из профилей алюминиевого сплава марки АМг-61.
Непотопляемость «Москвы-2» обеспечена блоками плавучести, закрепленными с внутренней стороны палубы. При затоплении всех отсеков мотолодка остается на плаву, на ровном киле и за нее могут удерживаться люди, находящиеся за бортом.
Особое внимание при проектировании было уделено условиям обитаемости, чтобы мотолодка была удобна не только для прогулок, но и продолжительных туристских плаваний всей семьей.
По длине корпус мотолодки разбит на три отсека: форпик, каюту и кокпит.
Каюта оборудована мягкими диванами и столиком. При устройстве на ночлег столик снимается и убирается в рундук, а в проход между диванами укладываются подушки кормового дивана из кокпита; на такой постели могут разместиться 3-4 человека. На крыше каюты предусмотрен люк, что позволяет в случае необходимости загружать или выгружать багаж непосредственно из каюты; люк можно использовать также в качестве вентиляционного или аварийного. Переднее и бортовые стекла - неоткрывающиеся, уплотнены резиновым профилем. В переборке, отделяющей каюту от форпика, также предусмотрен люк, что позволяет использовать внутренность форпика для хранения различного снабжения и имущества. Каюта отделяется от кокпита переборкой и двустворчатой открывающейся дверью.
В кокпите размещаются два кресла, пульт управления лодкой и кормовой диван. За кормовым диваном расположена водонепроницаемая моторная ниша. Кокпит в случае непогоды может быть закрыт тентом. При необходимости в нем могут расположиться на ночлег два человека на надувных матрацах, для этого кресла складываются и убираются в борта. Для установки любого из типов выпускаемых в настоящее время ДУ (одного или двух комплектов) предусмотрено место в районе кормовой переборки с левой стороны от водителя.
Для буксировки и швартовки мотолодки на палубе установлены три утки-рыма: один в носу, два - в корме по бортам. Сигнальные огни, питающиеся от электросистемы подвесного мотора или автономного аккумулятора, позволят в случае необходимости плавать в темное время суток. Предполагается снабжать мотолодку спасательным кольцом с линем, черпаком, флагом-отмашкой, ремонтной аптечкой и двумя веслами-гребками.
Мотолодка испытывалась под всеми серийно выпускаемыми нашей промышленностью подвесными моторами. Например, под подвесным мотором мощностью 30 л. с. скорость с полной нагрузкой составила 17 км/ч, а под восьмисильным «Ветерком» - В км/ч.
Предельно допустимая мощность подвесного мотора для «Москвы-2» по действующим нормам равна 90 л. с., однако в связи с тем, что в настоящее время промышленностью не выпускаются двигатели такой мощности, допустимая суммарная мощность подвесных моторов ограничена 60! л. с. С появлением более мощных моторов после проведения повторных ресурсных испытаний допустимая мощность подвесного мотора будет увеличена.
Для удовлетворения спроса на прогулочные катера конструкторами ЦКБ «Нептун» на базе мотолодки «Москва-2» разработан проект катера со стационарным двигателем - «Москва-2К».
Общее расположение катера не отличается от расположения мотолодки, за исключением кормовой части кокпита, который несколько сокращен по длине для установки двигателя «М60К» (конверсия автомобильного двигателя «Москвич-41 2Л») номинальной мощностью 60 л. с. Для передачи мощности двигателя на гребной винт использована поворотно-откидная колонка «ПОК-55».
Моторный отсек отделен от кокпита переборкой, а сверху он закрывается двумя крышками. Кормового дивана в катере, в отличие от мотолодки, нет. При устройстве на ночлег в каюте между диванами прокладывается мягкий матрац, специально включенный в снабжение катера. Пассажировместимость «Москвы-2К» - 4 человека. Грузоподъемность 400 кг (100X4).
Полное водоизмещение катера около 1150 кг, а скорость хода при этом на тихой воде около 36 км/ч. Вкладной бензобак имеет емкость 100 л.
Катер и мотолодку предполагается строить в единой технологической оснастке на одной конвейерной линии. Их постройка поручена Черноморскому судостроительному заводу в г. Николаеве и Рыбинскому судостроительному заводу. Серийное производство предполагается начать с 1976 года; увидеть мотолодку можно уже в этом году на экспозиции ВДНХ. Ориентировочная стоимость мотолодки «Москва-2» (без подвесных моторов) 1500 рублей, а катера «Москва-2К» - 3700 рублей.
В массовое производство модель лодки «Москва-2» была запущена в 1975 году. На тот момент она являлась первой алюминиевой лодкой подобного типа, предназначавшей для свободной продажи. Изначально производством занималось 3 завода, распределённых по всему СССР. По задумке проектировщиков, лодка создавалась с целью лёгкого перехода в режим глиссирования даже при полной нагрузке.
Общее описание лодки «Москва-2»
Учитывая габариты конструкции, судну необходимо иметь один мощный мотор или 2 средней мощности по 25–30 л. с. для наступления глиссирования при максимальной нагрузке на борту. Для передвижения моторной лодки «Москва 2» в режиме водоизмещения будет достаточно установки одного двигателя на 20 л. с., минимальная мощность для комфортного перемещения – 8 л. с. Максимальная мощность устанавливаемого мотора составляет 90 л. с., хотя преимущественно используется 2 мотора, для которых ограничение суммарной мощности составляет 60 л. с. Моторная лодка «Москва-2»
Моторная лодка «Москва 2» проходила многочисленные тесты, в том числе на скорость, с помощью подвесных моторов различной мощности. Если предполагается использование 1 мотора, рекомендуется устанавливать его на расстоянии 25 см от диаметральной плоскости, то есть несколько ближе к левому борту. Некоторое смещение двигателя не приводит к негативным последствиям в управляемости или к снижению быстроходных качеств. При полезной нагрузке в 400 кг с мотором 8 л. с. судно достигает скорости передвижения 9 км/ч. При установке более мощного модель 23 удаётся развить 14 км/ч.
Для наступления глиссирования – основного предназначения судна – необходимо набрать 30 км/ч. Минимальная мощность двигателя для обеспечения соответствующей скорости – 35 л. с.
В основе корпуса используются плоско-килеватлые обводы, подобные типу «моногедрон». В области транца килеватость составляет 14°. Конструкция изготавливается на основании алюминиево-магниевого сплава (АМг5М). Днище состоит из 2 мм листов, а в остальных местах используется лист 1,5 мм. В основе набора лежит алюминиевый профиль (АМг61). Для скрепления судна используется сварной и заклёпочный тип соединения.
Конструкция состоит из 3 основных отсеков, которые и являются составными частями: каюта, форпик, кокпит. Большое значение при разработке проекта уделено комфортабельности пребывания пассажиров, чтобы мотолодка была пригодна даже при длительных плаваниях. Интерьер каюты обустроен столиком и дополнен диваном с мягким покрытием.
В основе корпуса лодки «Москва-2» используются плоско-килеватлые обводы, подобные типу «моногедрон»
При ночёвке внутри можно снимать столик и прятать его во вместительный рундук. Между диванами образуется проход, который легко закрыть подушками, взятыми из дивана, расположенного в кокпите. В стандартной комплектации вместимость рубки – 3-4 человека, но каюта лодки «Москва 2» часто перестраивается владельцами, в сети много фото примеров этому.
Рубка закрывается дверью, а вентиляция выполняется посредством люка сверху. Его конструкция позволяет при необходимости загружать или доставать вещи. В аварийной ситуации можно использовать в качестве эвакуационного отверстия. Переборка форпика содержит другой люк, его основной задачей является хранение припасов или различного имущества.
Стёкла спереди и по бокам не могут открываться, для их уплотнения используется профиль из резины. Для отделения кокпита от каюты используется переборка и 2-створчатая дверь.
Кокпит содержит 2 кресла, которые могут складываться для создания дополнительных мест на ночлег. В случае необходимости можно увеличить количество мест для ночлега с помощью надувных матрацев. Тогда кресла складываются и устанавливаются в ниши бортов. В конструкции предусмотрен также кормовой диван. За ним находится специальная ниша для мотора, она имеет водонепроницаемое покрытие.
Спереди имеется встроенный пульт управления. Для дистанционного управления существует специальное отделение в области кормовой переборки, левее от водителя. В кокпите судна можно находиться даже во время непогоды, так как всю поверхность закрывает натяжной тент, который в остальное время складывается и укладывается в специальный карман.
В лодке рубка закрывается дверью, а вентиляция выполняется посредством люка сверху
Для обеспечения непотопляемости лодки «Москва-2» используются блоки плавучести. Они располагаются изнутри палубы. Даже в случае затопления всего судна, оно способно оставаться на плаву, сохраняя ровный киль. Находиться в лодке в этот момент нельзя, но она выдерживает всех пассажиров, держащихся за борт.
В конструкции имеются специальные сигнальные огни, их питание выполняет генератор, вращаемый подвесным мотором или встроенный аккумулятор. Рулевое устройство находится в каюте.
Лодка комплектуется необходимым снабжением:
- черпаком;
- сигнальным флагом;
- спасательным кругом, в нём имеется линь;
- ремонтным комплектом;
- 2 веслами для движения в случае выхода из строя мотора.
Мореходности судна достаточно для плавания в прибрежных областях морей, а также любых водохранилищ среднего или большого размера. При стоянке лодка отличается валкостью, это один из немногих недостатков судна. Другим недочётом стало отсутствие термической изоляции внутри каюты, это приводит к большому количеству конденсата во время длительного использования. Для увеличения скорости движения и снижения затрат топлива рекомендуется устанавливать на судно гребные винты грузового типа со сниженным шагом.
Для обеспечения непотопляемости лодки «Москва-2» используются блоки плавучести
В случае необходимости буксировки или для пришвартовывания на палубе имеется 3 рыма: 1 в носовой части, 1 в корме и 1 на борту.
Достоинства лодки «Москва-2»:
- судно имеет большую длину, это помогает ему хорошо преодолевать встречные волны без наступления подлётов или других нежелательных поведений. Из-за умеренной килеватости обводов достигается спокойное передвижение, без зарывания в волну. Движение также остаётся стабильным при волнах сбоку;
- валкость катера – это относительное значение, так как изначальная остойчивость несколько ниже, чем при тримаранных обводах, но намного превосходит открытые дюралюминиевые лодки;
- небольшой вес для своих размеров. При сравнении со сходным аналогом «Ладогой-2», «Москва-2» выигрывает по этому показателю;
- наличие каюты и внутреннего обустройства улучшает уровень комфорта;
- крепкая и эффективная конструкция транца. Высота борта в области транца достигает 510 мм, этот показатель оптимален для установки мощных импортных двигателей с длинными дейдвудами. При монтаже 2 моторов можно устанавливать модели с длиной дейдвуда на уровне 380 мм. В стандартной комплектации лодка «Москва-2» может использовать 2 подвесных отечественных двигателя или 1 зарубежный с высокой мощностью. Большая ширина доски от транца позволяет дополнительно монтировать маломощный мотор для резервного использования;
- прочность дна достаточна для выполнения туристических путешествий по заливам морей. Коррозия корпуса из-за использования сплава АМг-5М не наступает даже в солёной воде.
У лодки «Москва-2» крепкая и эффективная конструкция транца
Важных недостатков у модели не выявлено, но при определенной придирчивости можно отметить:
- образование конденсата изнутри рубки;
- проход в каюту немного узкий;
- недостаточная прочность крепления роликов для осуществления дистанционного управления.
Технические характеристики лодки «Москва-2»
Лодка «Москва-2» имела передовые характеристики для своего времени, но даже сегодня их достаточно для большинства целей.
Основные параметры:
- длина по габаритам – 5,11 м;
- длина каюты – 2 м;
- габаритная ширина – 1,98 м;
- ширина каюты – 1,4 м;
- высотность борта в области миделя – 0,86 м;
- высота потолка в каюте – 1,25 м;
- килеватость внешнего участка днища возле транца – 14°;
- вес конструкции со всем снабжением – 390 кг;
Чертеж лодки «Москва - 2»
- полное водоизмещение – 1 т;
- полезная грузоподъёмность – 400 кг;
- количество пассажиров – 4–7 человек;
- максимальная мощность одного мотора – 90 л. с.;
- предельные показатели 2 двигателей – в сумме до 60 л. с.;
- максимальная скорость при установке двух 25-сильных моторов с максимальной нагрузкой – 36 км/ч;
- материал – АМг5М;
- метод крепления – клёпка и сварка.
Какая цена
Цена лодки «Москва-2» сильно зависит от ее состояния, комплектации и дополнительных элементов. Приобрести корпус б/у можно по цене порядка 200–350 тыс. рублей. При наличии мотора в комплектации, стоимость может возрасти до 400–600 тыс. рублей.