Второй катер. Лодка комплектуется необходимым снабжением

В американском Балтиморе в четверг, 27 сентября, первые два судна класса Island передали Украине. Церемония прошла при участии Президента Украины Петра Порошенко.

"Первые два катера класса Island станут еще одним кирпичом в укреплении военно-морского альянса между украинским и американским народами", - говорится в сообщении главы государства в Facebook.

Патрульные катера класса Айленд (англ. Island - Остров) - это класс быстроходных патрульных катеров для береговой охраны США, предназначен для патрулирования и поисково-спасательных операций в прибрежных водах. Они имеют двухвальную дизельную энергетическую установку мощностью 5,280 л.с. (3,940 кВт), которая обеспечивает скорость до 29,5 уз (54,6 км/ч).

Длина корпуса катера - 33,53 м, ширина - 6,4 м, осадка - 2 м, водоизмещение - 165 тонн.

Личный состав катера - до 18 моряков, в том числе 3 офицера. На вооружении катера - 25-мм автоматическая артиллерийская установка Mk 38 Mod 0 Bushmaster и два 12,7 мм пулемета М2НВ.

Напомним, несколько недель назад .

Как известно, о передаче американских военных патрульных катеров Island украинскому флоту .

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал

В сентябре 1974 г. в ЦКБ «Нептун» были закончены всесторонние испытания опытного образца новой каютной мотолодки «Москва-2» , а в ноябре того же года испытан катер «Москва-2К» (созданный на базе корпуса мотолодки «Москва-2») со стационарным двигателем «М60К» и поворотно-откидной колонкой «ПОК-55».

Основные данные мотолодки «Москва-2»
Длина наибольшая, м 5,11
Ширина наибольшая, м 1,98
Высота борта на миделе, м 0,93
Водоизмещение полное, кг 1000
Длина каюты, м 2,0
Ширина каюты, м 1,40
Высота в каюте, м 1,25
Угол внешней килеватости днища у транца 14°
Масса с оборудованием и снабжением, кг 390
Пассажировместимость, чел. 4-7
Допустимая мощность мотора, л. с. 60
Скорость под двумя моторами мощностью по 25 л. с. при водоизмещении 1000 кг, км/ч 38

Как мотолодка «Москва-2», так и катер «Москва-2К» - это первые алюминиевые суда такого типа, предназначенные для продажи населению.

Появлению «Москвы-2» предшествовал анкетный опрос торговых баз спорткультторгов Министерств торговли РСФСР и СССР и населения. Выяснилось, что любители водного отдыха желали бы ровно половину всех выпускаемых для продажи населению прогулочных судов видеть крупными каютными катерами (по Киевской области, к примеру, за это высказалось 70% водномоторников). Многие высказывали и конкретные пожелания: по сравнению новая лодка должна быть на 0,5-1 м длиннее, стать шире и просторнее, иметь больший надводный борт и главное - каюту. Проектанты постарались максимально учесть пожелания будущих покупателей.

После отработки в опытовом бассейне для новой лодки были приняты плоско-килеватые обводы с углом килеватости на транце 14°. «Москва-2» успешно преодолевает волны высотой 0,75-1,20 м.

Теоретический чертеж корпуса мотолодки «Москва-2»

Обшивка бортов и днища разворачивается на плоскость и при изготовлении не требует штамповки, что значительно облегчает технологический процесс. Для изготовления обшивки корпуса, рубки, переборок и флор используется алюминиево-магниевого сплава АМг-5М - он хорошо сваривается, не подвержен коррозии, пластичен и недорог. Толщина листов обшивки днища - 2 мм, бортов, палубы и рубки - 1,5 мм. Набор изготовляется из профилей алюминиевого сплава марки АМг-61.

Непотопляемость «Москвы-2» обеспечена блоками плавучести, закрепленными с внутренней стороны палубы. При затоплении всех отсеков мотолодка остается на плаву, на ровном киле и за нее могут удерживаться люди, находящиеся за бортом.

Особое внимание при проектировании было уделено условиям обитаемости, чтобы мотолодка была удобна не только для прогулок, но и продолжительных туристских плаваний всей семьей.

Схема общего расположения мотолодки «Москва-2» и кормовая часть катера «Москва-2К»


1 - блок плавучести; 2 - подушка дивана; 3 - съемный стол; 4 - откидная подножка; 5 - пульт управления; 6 - кресло водителя; 7 - кормовой диван; 8 - блок плавучести; 9 - подъемный рым; 10 - черпак; 11 - спасательное кольцо; 12 - дверь; 13 - весло-гребок; 14 - слани; 15 - рулевое устройство; 16 - откидной люк; 17 - топливный бак; 18 - ДУ реверсом и газом; 19 - двигатель «М60К»; 20 - колонка «ПОК-55».

По длине корпус мотолодки разбит на три отсека: форпик, каюту и кокпит.

Каюта оборудована мягкими диванами и столиком. При устройстве на ночлег столик снимается и убирается в рундук, а в проход между диванами укладываются подушки кормового дивана из кокпита; на такой постели могут разместиться 3-4 человека. На крыше каюты предусмотрен люк, что позволяет в случае необходимости загружать или выгружать багаж непосредственно из каюты; люк можно использовать также в качестве вентиляционного или аварийного.

Переднее и бортовые стекла - неоткрывающиеся, уплотнены резиновым профилем. В переборке, отделяющей каюту от форпика, также предусмотрен люк, что позволяет использовать внутренность форпика для хранения различного снабжения и имущества. Каюта отделяется от кокпита переборкой и двустворчатой открывающейся дверью.

В кокпите размещаются два кресла, пульт управления лодкой и кормовой диван. За кормовым диваном расположена водонепроницаемая моторная ниша. Кокпит в случае непогоды может быть закрыт тентом. При необходимости в нем могут расположиться на ночлег два человека на надувных матрацах, для этого кресла складываются и убираются в борта. Для установки любого из типов выпускаемых в настоящее время ДУ (одного или двух комплектов) предусмотрено место в районе кормовой переборки с левой стороны от водителя.

Для буксировки и швартовки мотолодки на палубе установлены три утки-рыма: один в носу, два - в корме, по бортам. Сигнальные огни, питающиеся от электросистемы подвесного мотора или автономного аккумулятора, позволят в случае необходимости плавать в темное время суток. Предполагается снабжать мотолодку спасательным кольцом с линем, черпаком, флагом-отмашкой, ремонтной аптечкой и двумя веслами-гребками.

Мотолодка испытывалась под всеми серийно выпускаемыми нашей промышленностью подвесными моторами. Например, под подвесным мотором мощностью 30 л. с. скорость с полной нагрузкой составила 17 км/ч, а под - 8 км/ч. Кривые буксировочного сопротивления и потребной мощности мотора в зависимости от скорости при полном водоизмещении D=960 кг приведены на рисунке ниже.

Кривые буксировочного сопротивления R и потребной мощности двигателя Ne в зависимости от скорости V при полном водоизмещении мотолодки

Предельно допустимая мощность подвесного мотора для «Москвы-2» по действующим нормам равна 90 л. с., однако в связи с тем, что в настоящее время промышленностью не выпускаются двигатели такой мощности, допустимая суммарная мощность подвесных моторов ограничена 60 л. с. С появлением более мощных моторов после проведения повторных ресурсных испытаний допустимая мощность подвесного мотора будет увеличена.

Обладает достаточной мореходностью для использования ее в прибрежных зонах морей и крупных водохранилищ. Из-за сравнительно большого угла килеватости, лодка на стоянке обладает повышенной валкостью. Другой недостаток - отсутствие термической изоляции рубки, вследствие чего в каюте наблюдается значительное выделение конденсата. Снижения расхода топлива и повышения скоростных характеристик лодки можно добиться путем установки грузовых .

Для удовлетворения спроса на прогулочные катера конструкторами ЦКБ «Нептун» на базе мотолодки «Москва-2» разработан проект катера со стационарным двигателем - «Москва-2К» .

Поворотно-откидная колонка «ПОК-55» катера «Москва-2К»

Общее расположение катера не отличается от расположения мотолодки, за исключением кормовой части кокпита, который несколько сокращен по длине для установки двигателя «М60К» (конверсия автомобильного двигателя «Москвич-412Л») номинальной мощностью 60 л. с. Для передачи мощности двигателя на гребной винт использована поворотно-откидная колонка «ПОК-55».

Моторный отсек отделен от кокпита переборкой, а сверху он закрывается двумя крышками. Кормового дивана в катере, в отличие от мотолодки, нет. При устройстве на ночлег в каюте между диванами прокладывается мягкий матрац, специально включенный в снабжение катера. Пассажировместимость «Москвы-2К» - 4 человека. Грузоподъемность 400 кг (100х4).

Полное водоизмещение катера около 1150 кг, а скорость хода при этом на тихой воде около 36 км/ч. Вкладной бензобак имеет емкость 100 л.

В. Н. Аладьин, В. К. Крикунов, «Катера и яхты», 1975 г.

В сентябре 1974 г. в ЦКБ «Нептун» были закончены всесторонние испытания опытного образца новой каютной мотолодки «Москва-2», а в ноябре того же года испытан катер «Москва-2К» (созданный на базе корпуса мотолодки «Москва-2») со стационарным двигателем «М60К» и поворотно-откидной колонкой «ПОК-55».

Как мотолодка «Москва-2», так и катер «Москва-2К» - это первые алюминиевые суда такого типа, предназначенные для продажи населению.

Основные данные мотолодки «Москва-2»


Появлению «Москвы-2» предшествовал анкетный опрос торговых баз спорткультторгов Министерств торговли РСФСР и СССР и населения. Выяснилось, что любители водного отдыха желали бы ровно половину всех выпускаемых для продажи населению прогулочных судов видеть крупными каютными катерами (по Киевской области, к примеру, за это высказалось 70% водномоторников). Многие высказывали и конкретные пожелания: по сравнению с популярным «Прогрессом» новая лодка должна быть на 0,5-1 м длиннее, стать шире и просторнее, иметь больший надводный борт и главное - каюту. Проектанты постарались максимально учесть пожелания будущих покупателей.

После отработки в опытовом бассейне для новой лодки были приняты плоско-килеватые обводы с углом килеватости на транце 14°. «Москва-2» успешно преодолевает волны высотой 0,75-1,20 м.

Обшивка бортов и днища разворачивается на плоскость и при изготовлении не требует штамповки, что значительно облегчает технологический процесс. Обшивка корпуса, переборки, флоры и рубка изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМг-5М - он хорошо сваривается, не подвержен коррозии, пластичен и недорог. Толщина листов обшивки днища - 2 мм, бортов, палубы и рубки - 1,5 мм. Набор изготовляется из профилей алюминиевого сплава марки АМг-61.

Непотопляемость «Москвы-2» обеспечена блоками плавучести, закрепленными с внутренней стороны палубы. При затоплении всех отсеков мотолодка остается на плаву, на ровном киле и за нее могут удерживаться люди, находящиеся за бортом.

Особое внимание при проектировании было уделено условиям обитаемости, чтобы мотолодка была удобна не только для прогулок, но и продолжительных туристских плаваний всей семьей.

По длине корпус мотолодки разбит на три отсека: форпик, каюту и кокпит.

Каюта оборудована мягкими диванами и столиком. При устройстве на ночлег столик снимается и убирается в рундук, а в проход между диванами укладываются подушки кормового дивана из кокпита; на такой постели могут разместиться 3-4 человека. На крыше каюты предусмотрен люк, что позволяет в случае необходимости загружать или выгружать багаж непосредственно из каюты; люк можно использовать также в качестве вентиляционного или аварийного. Переднее и бортовые стекла - неоткрывающиеся, уплотнены резиновым профилем. В переборке, отделяющей каюту от форпика, также предусмотрен люк, что позволяет использовать внутренность форпика для хранения различного снабжения и имущества. Каюта отделяется от кокпита переборкой и двустворчатой открывающейся дверью.

В кокпите размещаются два кресла, пульт управления лодкой и кормовой диван. За кормовым диваном расположена водонепроницаемая моторная ниша. Кокпит в случае непогоды может быть закрыт тентом. При необходимости в нем могут расположиться на ночлег два человека на надувных матрацах, для этого кресла складываются и убираются в борта. Для установки любого из типов выпускаемых в настоящее время ДУ (одного или двух комплектов) предусмотрено место в районе кормовой переборки с левой стороны от водителя.

Для буксировки и швартовки мотолодки на палубе установлены три утки-рыма: один в носу, два - в корме по бортам. Сигнальные огни, питающиеся от электросистемы подвесного мотора или автономного аккумулятора, позволят в случае необходимости плавать в темное время суток. Предполагается снабжать мотолодку спасательным кольцом с линем, черпаком, флагом-отмашкой, ремонтной аптечкой и двумя веслами-гребками.

Мотолодка испытывалась под всеми серийно выпускаемыми нашей промышленностью подвесными моторами. Например, под подвесным мотором мощностью 30 л. с. скорость с полной нагрузкой составила 17 км/ч, а под восьмисильным «Ветерком» - В км/ч.

Предельно допустимая мощность подвесного мотора для «Москвы-2» по действующим нормам равна 90 л. с., однако в связи с тем, что в настоящее время промышленностью не выпускаются двигатели такой мощности, допустимая суммарная мощность подвесных моторов ограничена 60! л. с. С появлением более мощных моторов после проведения повторных ресурсных испытаний допустимая мощность подвесного мотора будет увеличена.

Для удовлетворения спроса на прогулочные катера конструкторами ЦКБ «Нептун» на базе мотолодки «Москва-2» разработан проект катера со стационарным двигателем - «Москва-2К».

Общее расположение катера не отличается от расположения мотолодки, за исключением кормовой части кокпита, который несколько сокращен по длине для установки двигателя «М60К» (конверсия автомобильного двигателя «Москвич-41 2Л») номинальной мощностью 60 л. с. Для передачи мощности двигателя на гребной винт использована поворотно-откидная колонка «ПОК-55».

Моторный отсек отделен от кокпита переборкой, а сверху он закрывается двумя крышками. Кормового дивана в катере, в отличие от мотолодки, нет. При устройстве на ночлег в каюте между диванами прокладывается мягкий матрац, специально включенный в снабжение катера. Пассажировместимость «Москвы-2К» - 4 человека. Грузоподъемность 400 кг (100X4).

Полное водоизмещение катера около 1150 кг, а скорость хода при этом на тихой воде около 36 км/ч. Вкладной бензобак имеет емкость 100 л.

Катер и мотолодку предполагается строить в единой технологической оснастке на одной конвейерной линии. Их постройка поручена Черноморскому судостроительному заводу в г. Николаеве и Рыбинскому судостроительному заводу. Серийное производство предполагается начать с 1976 года; увидеть мотолодку можно уже в этом году на экспозиции ВДНХ. Ориентировочная стоимость мотолодки «Москва-2» (без подвесных моторов) 1500 рублей, а катера «Москва-2К» - 3700 рублей.

В массовое производство модель лодки «Москва-2» была запущена в 1975 году. На тот момент она являлась первой алюминиевой лодкой подобного типа, предназначавшей для свободной продажи. Изначально производством занималось 3 завода, распределённых по всему СССР. По задумке проектировщиков, лодка создавалась с целью лёгкого перехода в режим глиссирования даже при полной нагрузке.

Общее описание лодки «Москва-2»

Учитывая габариты конструкции, судну необходимо иметь один мощный мотор или 2 средней мощности по 25–30 л. с. для наступления глиссирования при максимальной нагрузке на борту. Для передвижения моторной лодки «Москва 2» в режиме водоизмещения будет достаточно установки одного двигателя на 20 л. с., минимальная мощность для комфортного перемещения – 8 л. с. Максимальная мощность устанавливаемого мотора составляет 90 л. с., хотя преимущественно используется 2 мотора, для которых ограничение суммарной мощности составляет 60 л. с. Моторная лодка «Москва-2»

Моторная лодка «Москва 2» проходила многочисленные тесты, в том числе на скорость, с помощью подвесных моторов различной мощности. Если предполагается использование 1 мотора, рекомендуется устанавливать его на расстоянии 25 см от диаметральной плоскости, то есть несколько ближе к левому борту. Некоторое смещение двигателя не приводит к негативным последствиям в управляемости или к снижению быстроходных качеств. При полезной нагрузке в 400 кг с мотором 8 л. с. судно достигает скорости передвижения 9 км/ч. При установке более мощного модель 23 удаётся развить 14 км/ч.

Для наступления глиссирования – основного предназначения судна – необходимо набрать 30 км/ч. Минимальная мощность двигателя для обеспечения соответствующей скорости – 35 л. с.

В основе корпуса используются плоско-килеватлые обводы, подобные типу «моногедрон». В области транца килеватость составляет 14°. Конструкция изготавливается на основании алюминиево-магниевого сплава (АМг5М). Днище состоит из 2 мм листов, а в остальных местах используется лист 1,5 мм. В основе набора лежит алюминиевый профиль (АМг61). Для скрепления судна используется сварной и заклёпочный тип соединения.

Конструкция состоит из 3 основных отсеков, которые и являются составными частями: каюта, форпик, кокпит. Большое значение при разработке проекта уделено комфортабельности пребывания пассажиров, чтобы мотолодка была пригодна даже при длительных плаваниях. Интерьер каюты обустроен столиком и дополнен диваном с мягким покрытием.
В основе корпуса лодки «Москва-2» используются плоско-килеватлые обводы, подобные типу «моногедрон»

При ночёвке внутри можно снимать столик и прятать его во вместительный рундук. Между диванами образуется проход, который легко закрыть подушками, взятыми из дивана, расположенного в кокпите. В стандартной комплектации вместимость рубки – 3-4 человека, но каюта лодки «Москва 2» часто перестраивается владельцами, в сети много фото примеров этому.

Рубка закрывается дверью, а вентиляция выполняется посредством люка сверху. Его конструкция позволяет при необходимости загружать или доставать вещи. В аварийной ситуации можно использовать в качестве эвакуационного отверстия. Переборка форпика содержит другой люк, его основной задачей является хранение припасов или различного имущества.

Стёкла спереди и по бокам не могут открываться, для их уплотнения используется профиль из резины. Для отделения кокпита от каюты используется переборка и 2-створчатая дверь.

Кокпит содержит 2 кресла, которые могут складываться для создания дополнительных мест на ночлег. В случае необходимости можно увеличить количество мест для ночлега с помощью надувных матрацев. Тогда кресла складываются и устанавливаются в ниши бортов. В конструкции предусмотрен также кормовой диван. За ним находится специальная ниша для мотора, она имеет водонепроницаемое покрытие.

Спереди имеется встроенный пульт управления. Для дистанционного управления существует специальное отделение в области кормовой переборки, левее от водителя. В кокпите судна можно находиться даже во время непогоды, так как всю поверхность закрывает натяжной тент, который в остальное время складывается и укладывается в специальный карман.
В лодке рубка закрывается дверью, а вентиляция выполняется посредством люка сверху

Для обеспечения непотопляемости лодки «Москва-2» используются блоки плавучести. Они располагаются изнутри палубы. Даже в случае затопления всего судна, оно способно оставаться на плаву, сохраняя ровный киль. Находиться в лодке в этот момент нельзя, но она выдерживает всех пассажиров, держащихся за борт.

В конструкции имеются специальные сигнальные огни, их питание выполняет генератор, вращаемый подвесным мотором или встроенный аккумулятор. Рулевое устройство находится в каюте.

Лодка комплектуется необходимым снабжением:

  • черпаком;
  • сигнальным флагом;
  • спасательным кругом, в нём имеется линь;
  • ремонтным комплектом;
  • 2 веслами для движения в случае выхода из строя мотора.

Мореходности судна достаточно для плавания в прибрежных областях морей, а также любых водохранилищ среднего или большого размера. При стоянке лодка отличается валкостью, это один из немногих недостатков судна. Другим недочётом стало отсутствие термической изоляции внутри каюты, это приводит к большому количеству конденсата во время длительного использования. Для увеличения скорости движения и снижения затрат топлива рекомендуется устанавливать на судно гребные винты грузового типа со сниженным шагом.
Для обеспечения непотопляемости лодки «Москва-2» используются блоки плавучести

В случае необходимости буксировки или для пришвартовывания на палубе имеется 3 рыма: 1 в носовой части, 1 в корме и 1 на борту.

Достоинства лодки «Москва-2»:

  • судно имеет большую длину, это помогает ему хорошо преодолевать встречные волны без наступления подлётов или других нежелательных поведений. Из-за умеренной килеватости обводов достигается спокойное передвижение, без зарывания в волну. Движение также остаётся стабильным при волнах сбоку;
  • валкость катера – это относительное значение, так как изначальная остойчивость несколько ниже, чем при тримаранных обводах, но намного превосходит открытые дюралюминиевые лодки;
  • небольшой вес для своих размеров. При сравнении со сходным аналогом «Ладогой-2», «Москва-2» выигрывает по этому показателю;
  • наличие каюты и внутреннего обустройства улучшает уровень комфорта;
  • крепкая и эффективная конструкция транца. Высота борта в области транца достигает 510 мм, этот показатель оптимален для установки мощных импортных двигателей с длинными дейдвудами. При монтаже 2 моторов можно устанавливать модели с длиной дейдвуда на уровне 380 мм. В стандартной комплектации лодка «Москва-2» может использовать 2 подвесных отечественных двигателя или 1 зарубежный с высокой мощностью. Большая ширина доски от транца позволяет дополнительно монтировать маломощный мотор для резервного использования;
  • прочность дна достаточна для выполнения туристических путешествий по заливам морей. Коррозия корпуса из-за использования сплава АМг-5М не наступает даже в солёной воде.

У лодки «Москва-2» крепкая и эффективная конструкция транца

Важных недостатков у модели не выявлено, но при определенной придирчивости можно отметить:

  • образование конденсата изнутри рубки;
  • проход в каюту немного узкий;
  • недостаточная прочность крепления роликов для осуществления дистанционного управления.

Технические характеристики лодки «Москва-2»

Лодка «Москва-2» имела передовые характеристики для своего времени, но даже сегодня их достаточно для большинства целей.

Основные параметры:

  • длина по габаритам – 5,11 м;
  • длина каюты – 2 м;
  • габаритная ширина – 1,98 м;
  • ширина каюты – 1,4 м;
  • высотность борта в области миделя – 0,86 м;
  • высота потолка в каюте – 1,25 м;
  • килеватость внешнего участка днища возле транца – 14°;
  • вес конструкции со всем снабжением – 390 кг;

Чертеж лодки «Москва - 2»
  • полное водоизмещение – 1 т;
  • полезная грузоподъёмность – 400 кг;
  • количество пассажиров – 4–7 человек;
  • максимальная мощность одного мотора – 90 л. с.;
  • предельные показатели 2 двигателей – в сумме до 60 л. с.;
  • максимальная скорость при установке двух 25-сильных моторов с максимальной нагрузкой – 36 км/ч;
  • материал – АМг5М;
  • метод крепления – клёпка и сварка.

Какая цена

Цена лодки «Москва-2» сильно зависит от ее состояния, комплектации и дополнительных элементов. Приобрести корпус б/у можно по цене порядка 200–350 тыс. рублей. При наличии мотора в комплектации, стоимость может возрасти до 400–600 тыс. рублей.