"валерий брюсов" - арт-теплоход. Корабль «Брюсов» выгонят с набережной. Магазин «Бабилон», который там был, закроется


Неделю назад с большой помпой сообщалось об изменении судьбы корабля "Валерий Брюсов": "теплоход, стоящий на приколе у Крымской набережной, превращается в содружество модных магазинов и сервисов, зону отдыха на воде и место встречи творческих коллективов... Замшелые каюты с кроватками освободили место для шоу-румов, мест для наведения красоты, кафетериев и культурных маленьких мест. Кроме того, на борту есть несколько роскошных пространств для театра, танцев, йоги и валяния дурака на Москве-реке"
Разве можно было остаться равнодушной к такой информации? Я не осталась и в ближайшее воскресенье после открытия мы отправились смотреть на все это своими глазами.
Забегая вперед, скажу, что результат осмотра мягко говоря, не вполне соответствовал информации, тем не мене, мы остались довольны. Впрочем, если знать историю "Брюсова" и его собратьев, о которой я тоже расскажу, то без оттенка грусти не обойтись...

Первая попытка проникновения была неудачной: мы пришли слишком рано, теплоход открыт с 12 часов; хорошо бы конечно об этом можно было узнать где-то еще, кроме трапа, но увы...
Через полтора часа возвращаемся. Теперь можно заходить.

Первым делом обходим палубы числом три. На баке.

Примерно на том же месте, палубой выше

Ну не могу не снять такой раритет:)

Вид на Крымскую набережную

Потом переходим к изучению "арт-пространства". М-да, кажется, с открытием (напомню, оно состоялось неделей раньше) явно поторопились. Подавляющее большинство помещений примерно в таком состоянии, как на фото ниже, и мы откровенно лишние, будучи, кажется единственными посетителями среди рабочих и ремонтников.
Кстати, девушка на ресепшене (доделанном и вполне приличном) на прямой вопрос, когда все это откроется, замялась и сказала, что наверное к августу.

Есть уже готовые помещения, вроде этого салона, правда они закрыты и не функционируют (снято через стеклянную дверь)

Чуть ли не единственное функционирующее заведение - вот этот магазинчик подарков и мелочей.

А еще в твиндеке (нижний из доступных ярусов, под нижней палубой) делают вот такие леденцы ручной работы. Где-то выше их должны продавать, но где именно, мы не нашли. Зато нам дали продегустировать: вкусно, но к зубам липнет немилосердно

А еще на "Брюсове" есть , которое уже работает и понравилось очень (о нем - отдельный пост). А напоследок - немного из истории корабля.
"Брюсов" и четыре его собрата по серии были построены в Австрии в 1984-86 гг. Эта серия была одной из последних (из тех, что сегодня ходят по рекам России) и самых комфортабельных: даже сауна предусмотрена. Судьба у них сложилась разная. "Светлов" и "Демьян Бедный" и сегодня трудятся на Лене, "Есенин" - в Волжском бассейне.
"Александр Блок", проплавав совсем недолго, встал на прикол на Краснопресненской набережной и на 24 года превратился в плавучую гостиницу, а потом ресторан с казино; однако потом и сейчас вновь в строю. Примерно так же, как и "Блок" (ресторан, гостиница, казино, еще кое-что) с 1993 года существовал и "Брюсов".
Вот он угадывается через окно филиала Третьяковки за надписью "Караоке"

Теперь вместо караоке и ресторана будет общедоступное арт-пространство для хипстеров. Что ж, наверное так лучше.
И все же без этой песенки в рассказе о судьбе "Брюсова" не обойтись...

«Валерий Брюсов», судя по всему, был веселым местом, и мне немного жаль, что не удалось застать прежние времена. По мысли австрийских судостроителей - комфортабельный теплоход, приспособленный к русским зимам, с кинозалом, гигантским рестораном и роскошной кают-компанией. Он приплыл в Москву в рамках одной госзакупки перестроечных времен, но последнюю часть жизни провел на приколе у Крымской набережной - грязноватый и вечный, как сугроб на обочине. Шли годы, кинозал переделали в казино, корейские соленья в ресторане менялись местами с суши, в баре появились пилоны, каюты сдавались по часам . Некоторые номера в московском лав-отеле на воде были оформлены с выдумкой: имелся и ковбойский, и с галлюциногенными зеркалами, и с чучелом зебры. В столе находок плесневела куча забытых паспортов и разного рода удостоверений: представлены были не только все регионы России, но и бывшие союзные республики.

Фотография: Иван Ерофеев

Я попала на теплоход в апреле, когда побитые временем кроватки уже превратились в гору дров: посудину было решено превратить в культурное место отдыха на воде. Дирижировали этим люди, не переступившие еще рубеж тридцатилетия - и одинаково далекие и от речных промыслов, и от Сергея Капкова, и от торгово-ресторанной сферы.


Фотография: Иван Ерофеев

Все это было похоже на авантюру, авантюрой же и являлось. «Брюсовым» управляет Московское речное пароходство, это частная компания, которая договорилась с владельцем дизайн-завода «Флакон» о том, что его команда попробует превратить теплоход в достойного соседа для резко похорошевших парка «Музеон» и Крымской набережной. Дело осложнялось тем, что право аренды дебаркадера действует до конца 2016 года, но уже этой весной Собянин решил навести порядок на Москве-реке и демонтировать все прилипшие к ней утлые суденышки. Мэрия цитировала экспертов, которые напоминали, что «чужеродные объекты антропогенного происхождения оказывают негативное влияние на акваторию». Трудно сказать, планировал ли Собянин вернуть реке рыб, но уборку в аквариуме начал.


  • Капитан «Брюсова» Андрей Николаевич оценивает работу дизайнера Алексея Онацко и всей новой команды «в целом позитивно; энергичные ребята»

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Оригинальная люстра «Брюсова»: лампочки выписали с единственного немецкого завода, который такие до сих пор производит

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Солнечная палуба - одно из лучших пространств «Брюсова», оно принадлежит всем

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Помимо прочего, на «Брюсове» можно просто загорать с книжкой

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Главные люди «Брюсова» разбивают шампанское в честь открытия

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Лестничные проемы обиты медью: так было всегда

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Скамейки на теплоходе напоминают сиденья бюро Wowhaus, установленные на Крымской набережной, - это сделано специально, чтобы сохранить общую логику пространства

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Мария Олейникова на теплоходе занималась декорациями и вообще служила музой

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Оснащение теплохода удивительным образом не вышло из строя до сих пор

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Капитан утверждает, что если в «Брюсов» снова поставить двигатель - он поплывет

    Фотография: Иван Ерофеев

  • К сентябрю теплоход должен заполниться арендаторами на 80 процентов

    Фотография: Иван Ерофеев

Задача перед командой «Брюсова» стояла трудная: придумать теплоходу новую мифологию и дизайн, сохранить ценные оригинальные детали, навести красоту в общественных зонах, сдать трюмы и каюты близким по духу лавочкам, кафе и творческим бюро - и объяснить арендаторам, что все это могут снести до конца года. Департамент культуры эту историю не поддерживал. Действовали более-менее вчетвером. Алексей Капитанов из «Флакона» отвечал за бизнес - но был вынужден освоить несколько новых ремесел и терминов. Например, «Брюсова» время от времени потряхивает: Капитанов объясняет, что все дело в метровом скачке волны: когда прогулочные кораблики Radisson хоть немного превышают скорость, река вместе со всем содержимым начинает волноваться. Алексей Онацко и Мария Олейникова из объединения Dreamers United живут между Петебургом и Москвой и делают много чего: от лесных рейвов и балов в особняке фон Бисмарка в Петербурге до сферы Yeti Snow Station в Крылатском и сценографии концертов вроде Kings of Convenience в «Зеленом театре». Теперь им нужно было перекроить корабль из борделя в нечто удивительное - не похожее ни на «Флакон», ни на парк Горького в базарный день. Максим Левитин работал в крошечном книжном издательстве Lamartis , выпускающем книги по таким технологиям, словно ни XX, ни XXI век еще не наступили, взялся за общение с внешним миром. Хотя в брюхе «Брюсова» нет двигателя, по правилам речного регистра здесь всегда должны быть капитан, электромеханик, матрос и моторист - они поначалу наблюдали за новой командой с прищуром.


Фотография: Иван Ерофеев

Спустя три месяца все те же люди, включая капитана и матроса, только изрядно истощавшие, разбили бутылку шампанского о борт и позвали всех на открытие. Вышло, кажется, грандиозно.

Что в «Брюсове» такого особенного? Во-первых, виды. Из кругляшей-иллюминаторов открываются довольно неожиданные панорамы, где и памятник Петру, и храм Христа Спасителя - и даже «Красный Октябрь» выглядит как-то по новому. Во-вторых, корабельный антураж спасает все: заниматься по утрам йогой на вощеной палубе с видом на воду, парк и спасательные шлюпки (а здесь уже есть такое, причем бесплатно) всяко приятнее, чем даже в парке. Здесь действительно сохранилось много благородного старья: приборные доски из пожелтевшего пластика, раздвижные двери, как из фильмов про шпионов во время холодной войны, обитые латунью лестничные проемы и странные светильники. В-третьих, здесь придумана вполне симпатичная модель: взять в аренду каюту-другую может позволить себе как корпорация Adidas, которая 7 августа открывает здесь концепт-стор

Наш корреспондент разбиралась в судьбе теплохода, который сейчас хотят убрать с Крымской набережной

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Изменить размер текста: A A

Отчего я впряглась, обзвонилась министрам и разным высоким деятелям? Ну убирают из Москвы теплоход. Делов-то. Мы по воде ходим редко. Больше по тротуарам.

Но мне объяснили. Самая главная проблема - в дате рождения.

Когда он появился? В восемьдесят четвертом-пятом-шестом? Ну, это судьба. Плохая. Все что появлялось в это время - оказалось никому не нужным.

Так сказал председатель правления Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

Речь шла не обо мне, а о «Валерии Брюсове ».

А теплоходу «Валерий Брюсов» остался месяц жизни. У известного арт-кластера, работавшего в Музеоне, не было договора водопользования. И теперь его увезут на кладбище кораблей, где натрут на мелкой терке на иголки.

ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА БАГРОВА

Конечно, он не должен был стать кораблем-неудачником. В 1985 году «Брюсов» появился у нас, чтобы стать гордостью нашего флота, одним из лучших отечественных теплоходов.

Корабль был приобретен при легендарном министре речного флота РСФСР Леониде Багрове .

Перед нами стояла задача - обновить флот, - рассказал экс-министр «Комсомолке». - Старые деревянные суда вышли из строя и по ветро-волновому режиму не могли проходить водохранилища: качнет судно - что останется? На австрийских высококлассных верфях мы заказали шестьдесят судов. Хотели, чтобы в бассейне каждой реки - Лены , Енисея , Оби , Иртыша , Камы - имелось хотя бы по одному комфортабельному теплоходу.

Все шестьдесят были высококлассными. А четыре особенных. Созданные по суперсовременному проекту Q-65, они приобретались в последнюю госзакупку для оснащения «голубого кольца». Среди них был «Брюсов».

Бывший министр признался «Комсомолке», как пошел на должностное преступление ради корабля. Высокое судно не проходило под мостом. Поэтому пришлось сбрасывать уровень воды в Москве-реке.

Я лично этим делом занимался. Было незаконно, мы делали это ночью, когда расход воды минимален, снизили уровень сантиметров на 80, этого хватило, чтобы «Брюсов» прошел, - вспоминает Багров.

«Потрясающий», «красавец», «сейчас таких не делают», - так вспоминает Багров «Валерия Брюсова». На корабле было все: просторная кают-компания, гигантский ресторан, современный киноконцертный зал, отличная звукоизоляция кают.

Из всех крутых наворотов в дальнейшей жизни только звукоизоляция «Брюсову» и пригодилась.

«НИКОГДА НЕ ПОЙДЕТ ОН ПО РЕЧНЫМ ДОРОЖКАМ»

«Это так объяснимо, но печально немножко». Так пел Леонид Агутин. Правда, в «Брюсове» я его не видела. Там больше тусила группа «На-на». Корабль встал на вечном приколе с унизительной короной «Казино» над палубой и борделем внутри.

Когда-то весьма недорого на теплоходе можно было снять жилье, и этой возможностью пользовались многие студенты. К счастью, происходящего в соседних каютах не было слышно. Потому что (смотри выше) имелась звукоизоляция.

По назначению «Брюсов» работал очень и очень мало. Почему?

Некоторые специалисты грешили на конструкцию теплохода, мол, судно строилось для мелких рек, типа Оки , но и на практике оказалось, что у корабля больше осадка, чем предполагалось.

Но, по словам заведующего кафедрой судостроения и ремонта Московской государственной академии водного транспорта Василия Амелина , все это не имеет отношения к истине.

Не ищите изъянов в конструкции. Их нет. Ищите проблемы в экономике, - заявил Амелин.

Элитный красавец «Брюсов» оказался экономически невыгодным. Большой расход топлива и при этом чуть больше ста пассажирских мест:.

Так «Брюсов» и его брат «Александр Блок» встали на прикол. «Блок» превратился в филиал центра международной торговли, Брюсова в 1993 арендовала корейская компания, занимавшаяся приемом корейских туристов.

ОТ БОРДЕЛЯ ДО АРТ-ПРОСТРАНСТВА

Пару лет назад в судьбе корабля наметились перемены. «Брюсов» стал арт-кластером. Новая жизнь, уже не в качестве позорища, а в качестве украшения Москвы. О нем заговорили не только у нас, но и в мире.

Посмотреть, как ловко мы переделали корабль под модное молодежное место, приезжали гости из-за рубежа. Аналог «Брюсову» появился в Швеции , - вспоминает пиар-директор «Брюсовшип» Сира Лобян .

Но от злой судьбы не убежишь. На этот раз оказалось, что и в таком статусе корабль не нужен городу.

Несколько дней назад Замоскворецкий суд принял решение убрать его с Москва-реки.

«Ранее корабль «Брюсов» был борделем и казино, и баром, но никого это не волновало. Сейчас все кричат про малый бизнес, про "все для молодежи", про развитие культурной жизни в стране, и решением прокуратуры закрывают и увозят корабль, на котором было невероятное количество активностей, школ, мастер классов, кинопоказов, магазинов молодых русских дизайнеров», - резиденты арт-кластера уже разместили петицию в защиту корабля.

Сейчас на «Брюсове» - пир во время чумы. Лекции, кинопоказы, вечеринки, перформансы. Последний резидент съедет 11 мая. Еще через четыре дня палуба корабля будет закрыта для посещений. Что потом?

Нам сказали, «Брюсова» перевезут на кладбище. Он будет стоять там, пока решат, что с ним делать, - вздыхает Сира Лобян.

Больше всего сотрудники арткластера боятся, что перед тем как увезти корабль, его изуродуют. Кто-то в верхах уже пообещал отрезать теплоходу рубку и третью палубу, «чтобы пролез под мост».

ГОРОД ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ВЫХОД К ВОДЕ

Как на кладбище! Как отрезать рубку? Вы сума сошли! - кричит в трубку 86-летний Багров. - Это же новый теплоход. Да ему семьдесят лет работать! А у нас судов не хватает.

Бывший министр долго не мог прийти в себя от такого известия и уверял нас, что вся ситуация с кораблем - «провокация и недоразумение».

У нас наконец-то появились перспективы для водного туризма. Новые водные маршруты. Недавно принято решение строить два судна, подобных «Брюсову», одно будет ходить по маршруту «Москва-Астрахань », другое - из столицы в Стокгольм . Терять в нынешних условиях теплоход - преступление. Я не понимаю борьбы с дебаркадерами. Посмотрите, сколько плавучих сооружений на Сене . Везде человек тянется отдыхать к воде и не нужно лишать его этой возможности. Каждый город должен иметь выход к воде.

В конце разговора Багров пообещал.

Я поздравлю нашего министра с Пасхой и скажу, что происходит. Министр транспорта Максим Соколов у нас заботливый, хороший. Я уверен, что он поймет.

ВТОРОЙ ШАНС

Говорю совершенно точно: «Брюсов» не будет пущен на иголки, - заявил «Комсомолке» глава Мостурфлота Константин Анисимов .

‑ Константин, что происходит? Мы все обеспокоены судьбой «Валерия Брюсова»…

Да, к сожалению, мы тоже. Проблема в том, что Москва не хочет видеть никаких плавсредств на своей территории.

Судну не грозит уничтожение?

Если мы и будем что-то пускать на иголки, то это старые суда. У нас есть и шестидесятилетние корабли, которые хорошо послужили.

Какие варианты для «Брюсова»? Сотрудники арткластера говорят, что есть возможность поставить его возле Нижнего Новгорода или Чебоксар …

Это будет не самым лучшим решением. В свое время московское пароходство потратило кучу денег на обеспечение судна коммуникациями. Мы построили трансформаторную подстанцию, канализационный коллектор, провели водопровод... На новом месте придется делать все заново, что очень дорого, не говоря уже о том, что корабль нужно как-то отбуксировать на новое место, что тоже дорого.

Брата-близнеца «Валерия Брюсова» - судно «Александр Блок» переоборудовали и теперь оно ходит по рекам. Можно ли дать второй шанс «Брюсову»?

Именно это мы и хотим сделать. На базе «Блока» мы построили совершенно новое судно, которое возит австралийских туристов. Стоит попытаться переоборудовать до состояния круизного судна «Брюсова». У нас есть старый корабль «Сергей Образцов », который ходит до Константинова . Ему больше шестидесяти лет. Возможно, его заменит «Брюсов».

Ходят слухи, что у «Брюсова» нет никаких механизмов. Все оборудование ушло на «Сергея Есенина ».

Это не проблема. Если произойдет модернизация «Брюсова» - мы будем менять каюты, менять оборудование. Корпус корабля сохранился в нормальном состоянии.

Я разговаривала со специалистами, они утверждали, что легче построить новый корабль, чем отремонтировать старый.

Это не так. На полное переоборудование уйдет 250-300 млн. рублей. Новое судно стоит примерно 25-30 млн. евро. Но надо понимать, что переоборудование начнется не сегодня и не завтра. Может быть, года через два. За это время корабль должен где-то находиться. Нам всем было бы легче, если бы он остался на прежнем месте. Поэтому я очень рассчитываю, что подписи, которые собирают активисты в защиту корабля - дойдут до адресата. Хорошо бы мэрия пересмотрела свое решение.

Знаменитый корабль "Валерий Брюсов", простоявший на Крымской набережной почти четверть века, по решению суда вчера утром уплыл из центра столицы. Навсегда. Причина? У теплохода не было договора водопользования. Так городские власти продолжают очищение берегов Москвы-реки от потенциально опасных судов и дебаркадеров, зачастую просто уродующих всю акваторию.

"Валерий Брюсов" уходит из Москвы-реки, город всерьез взялся за расчистку ее акватории. Фото: Александр Корольков

Убирать суда, плотно облепившие набережные еще в девяностых, столичные власти начали в 2013 году. Вообще-то дебаркадер - это строение на берегу для посадки в судно, например, речной вокзал или пристань, но в столице в них превратили отслужившее свое корабли, пришвартовав их навечно и не всегда там, где это разрешено. Во многих располагались офисы, гостиницы, рестораны. Как пояснили "РГ" в пресс-службе "Организатора перевозок", все они исключены из государственного судового реестра, то есть кораблями больше не являются, а значит, и на воде им делать им нечего.

В общей сложности за три года от своих причалов уплыли 38 домов-кораблей, из них 12 - из самого центра: с Фрунзенской, Краснопресненской, Космодамианской и Бережковской набережных. Большую часть - 28 - хозяева убрали сами, 10 пришлось вывозить городу, теперь их владельцы должны московскому бюджету 80 миллионов рублей за демонтаж, транспортировку и хранение.

"Валерий Брюсов" - корабль-легенда - продержался дольше всех в одном из самых культовых и посещаемых туристами мест Москвы. За четверть века чего здесь только не перебывало! И гостиница, и казино, и развлекательный центр, и, конечно, ресторан. Он не числился дебаркадером, но и к нему возникло много вопросов. "Московская межрегиональная транспортная прокуратура провела проверку законности размещения судна "Валерий Брюсов", пришвартованного на Крымской набережной", - сообщил Игорь Семериков, начальник управления эксплуатации "Организатора перевозок". - Установлено, что теплоход эксплуатируется без договора водопользования, что нарушает ст. 11 Водного кодекса РФ. Суд удовлетворил требования прокуратуры в полном объеме и обязал собственника - ОАО "Московский туристический флот" - освободить набережную".

За три года от столичных причалов уплыли 38 таких же, как "Брюсов", домов-кораблей

За "Брюсовым" скоро наступит очередь "Ласточки-2" на Лужнецкой набережной и "А. Блока" на Краснопресненской. У первого нет договора причаливания, второй вообще пришвартован к набережной, не приспособленной для этого. "На незаконно установленных судах возможно несоблюдение необходимых норм безопасности, - заявил Игорь Семериков. - Нахождение на таких судах опасно как для посетителей, так и для тех людей, которые там работают. Жалуются и жители окрестных домов - и на шум с судов "Ласточка-2" и "А. Блок", и на загрязнение ими акватории". Ведь большинство этих судов все отходы спускают прямо в воду.

В настоящее время на реке в пределах столицы остается еще 29 дебаркадеров, 17 из них - маломерные. Но и им надо готовиться скоро в последний рейс.

«Валерий Брюсов» - трехпалубный пассажирский теплоход с богатым прошлым, уже отслуживший свой срок в качестве плавучего средства. Когда-то он считался одним из самых комфортабельных в России и возил по круизам туристов, в том числе и иностранных. Потом он сделался гостиницей и рестораном, а также первой в мире общественной площадкой для жителей Москвы и гостей города. Но сейчас корабль покинул столицу и будет пришвартован на приколе порта города Кимры. Об истории и прошлом этого круизного судна мы расскажем ниже.

Постройка корабля

«Валерий Брюсов» - теплоход, который создали австрийцы. Его родиной является город Корнойбург, на верфи которого он и увидел свет. Теплоход построили в 1985 году и продали Московскому речному пароходству. Правда, есть некоторые сведения о том, что все эти пять получила как бы «в нагрузку» к другим заказам. Ведь этот проект планировался еще в Советском Союзе, а там были несколько другие экономические расчеты. Изначально корабль предназначался для туристических и круизных целей. Назвали его в честь известного русского поэта Валерия Брюсова. В те годы теплоход был одним из высококлассных и строился на известной австрийской верфи, которая специализировалась на подобных судах.

Проект Q-065: что это?

Так назывался замысел строительства однотипных круизных судов. Их создавали в 1984-1986 годах в Австрии специально для российских пароходств. Всего их было построено пять. Они служили Московскому, Обь-Иртышскому и Ленскому пароходствам. Это «Сергей Есенин», «Александр Блок», «Демьян Бедный», «Михаил Светлов» и теплоход «Валерий Брюсов». Корабли этого проекта являлись собственностью Московского и Ленского туристических флотов. Проект на те времена считался суперсовременным и предназначался для обслуживания так называемого «голубого кольца».

"Валерий Брюсов" во время круизной эксплуатации: описание судна

Этот теплоход, как и все пять его собратьев, может вместить сто восемьдесят человек. Он был предназначен для внутренних речных круизов. На его палубах размещались каюты, рассчитанные на одного, двух и четырех человек. Предусмотрены были также комнаты класса люкс. Во всех каютах были души, туалеты и умывальники, а также радиоточки. В люксах стояли диванчики, а еще холодильники и телевизоры. «Валерий Брюсов» - теплоход, оснащение которого предусматривало также предоставление разных услуг на борту. В распоряжении пассажиров были: гладильная комната, кинотеатр, сауна, танцевальная площадка, бар и ресторан на 80 человек. На теплоходе также находился салон с панорамными окнами.

Корабль был спущен на воду в 1985 году. Его длина - 90 метров, ширина - 15. Он может развивать скорость до 22 км в час, а его водоизмещение равнялось 1342 тонны. Осадка при плавании составляла чуть больше полутора метров.

«Валерий Брюсов» (теплоход): маршрут

На туристических линиях корабль проработал до 1991, а по некоторым данным - до 1992 года. Он совершал прогулки, а также круизы по маршруту Москва - Петербург. На этом теплоходе можно было прогуляться по рекам и озерам европейской части России. Бывал корабль на Волге, Оке, Неве, Каме, на Дону. Ходил по Ладожскому, Онежскому и Белому озерам. Круизные маршруты бывали разными - от 1 (прогулочный) до 22 дней. Программа предусматривала заходы в древние города и культурно-исторические центры России - Плес, Нижний Новгород, Казань, Муром, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Ярославль.

Но судно оказалось экономически невыгодным. Элитный красавец-теплоход «Валерий Брюсов» (фото 1985-1989 годов об этом свидетельствуют) слишком сильно расходовал топливо. Хотя его размеры были небольшими и позволяли совершать путешествие по рекам, от его услуг через несколько лет отказались. К проблемам финансовым прибавились еще и вопросы с ремонтом. В России не хватало запасных частей нужного типа. Австрийские или немецкие были в дефиците, а замену найти не удавалось. В конце концов теплоходы стало проще вывести из работы. Единственным судном такого типа, которое до сих пор используется по прямому назначению в европейской части России, остался «Сергей Есенин».

Теплоход после «выхода на пенсию»

С 1993 года корабль уже не использовался в качестве круизного. Он не поменял владельца, но сделался плавучей гостиницей и рестораном на Москве-реке. Его новым адресом стало место неподалеку от Кремля, вернисажа и Дома художника: 10. Теплоход «Валерий Брюсов» превратился в дебаркадер. Интересно, что для того, чтобы доставить судно в центр Москвы, его специально для этого готовили, а уровень реки опустили так, чтобы корабль смог пройти под мостами. Ради последнего руководству пароходства даже пришлось пойти на должностное преступление. В 1994 году были завершены все необходимые работы по подключению коммуникаций, и на борту открыли гостиницу, ресторан и казино. В это дело было вложено много денег и труда. Но в двухтысячные в столице построили много отелей, запретили игорный бизнес. Гостиница стала убыточной, а стандарты ее комфорта не отвечали современным требованиям. В конце концов ее услугами пользовались только бюджетные туристы и студенты, да и то все реже. Ее закрыли в 2009 году, а ресторан - в 2011-м.

Споры по поводу реконструкции

Когда набережную стали перестраивать, теплоход вызвал многочисленные дискуссии как среди архитекторов, так и у общественности. Поступали предложения вообще убрать его с реки. Но с 2014 года две компании, - «Дримерз Юнайтед» и «Флакон», - решили сделать из него нечто особенное. Эта концепция рассматривала переживший свою туристическую карьеру, но все еще функциональный теплоход «Валерий Брюсов», фотографии с изображением которого иллюстрируют эту статью, как общественное пространство нового образца. Тематически и архитектурно он должен был вписаться в новый стиль центра Москвы, а также сделаться частью близлежащего парка «Музеон». Эта концепция была одобрена городскими властями и воплощена в жизнь.

Общественное пространство

Что до недавнего времени представлял собой теплоход «Валерий Брюсов»? лекторий, место для прогулок, торговый и тренинговый центр? Всего понемножку. Здесь были и творческие студии, и кинозал, а почти каждый день реализовались разные культурные программы. Можно сказать, что это был первый в мире пример использования таким образом судна, которое стоит на приколе. Бутики, парикмахерская и ресторан здоровой еды находились на главной палубе. На шлюпочной - различные бюро, агентства, лектории и центры для тренингов. Выше - мастерские, фастфуд с греческой кухней, а также панорамные площадки, где устраивались культурные и праздничные мероприятия.

Современное состояние

Тем не менее в последнее время оказалось, что власти столицы все же решили отбуксировать корабль от Крымской набережной. Такое решение принял суд, обвиняя владельцев судна в том, что они нарушили Водный кодекс России. Все арендаторы офисов и общественных площадок на корабле, по иску прокуратуры, который был удовлетворен, должны были покинуть его территорию до 27 мая этого года. Ныне судно отдало швартовы с Крымской набережной впервые за много лет. На этот раз, чтобы провести его под мостами столицы, демонтировали рубку. Корабль был выведен в порт города Кимры, где его статус общественного пространства будет восстановлен. Но уже не в Москве. Есть некоторые предположения, что теплоход могут использовать вновь для круизных целей, поставив новые двигатели и произведя ремонт. Ведь так уже случалось с кораблями, становившимися на прикол. Что ж, как говорится, поживем - увидим!