Узнать кто был митрополитом у вьетнама. Религия во Вьетнаме. Во что верят вьетнамцы и верят ли они вообще. Религиозная карта Вьетнама

Во Вьетнаме сосуществует несколько очень разных религий, в том числе мировых (буддизм, христианство, ислам). Преобладает буддизм. Ему посвящена отдельная страница на этом сайте. Однако, по данным исследования американского колледжа Питцер за 2005 год, во Вьетнаме до 81% людей являлись атеистами. В прошлом большую положительную роль в жизни страны играло конфуцианство. В период последних быстрых перемен сильные конфуцианские традиции способствовали сохранению стабильности политической жизни Вьетнама.

Католичество

Христиане-католики составляют 5-7% от всех верующих. Католическая церковь лояльна властям. С Ватиканом у правительства СРВ всегда были сложные отношения, но сохраняется диалог.

Отношения властей и католиков бывают сложными. Бывают споры по поводу земли вокруг католических церквей. Некоторые секты христианского толка (меннониты, монтаньяры), особенно проживающие в глухих горных районах, находятся в жесткой оппозиции.

Многие католические церкви, построенные французами во времена колониализма, остались целыми и действующими. Они являются еще и интересными объектами для осмотра туристами. Каждый из этих храмов индивидуален.

Као дай, хоа хао, ислам, индуизм, Баламон

В бассейне Меконга существуют сравнительно новые религиозные секты: каодай («Верховный дворец») и хоахао («Гармония и благородство»). Каодай основывается на учении Будды, Христа, Конфуция, Виктора Гюго, Льва Толстого и других великих людей. Тремя главными святыми каодай являются китайский революционер 20-го века Сун Ят Сен, французский писатель 19-го века Виктор Гюго и вьетнамский поэт Нгуен Бинь Кхием.
Главный храм хоа хао находится в провинции Тайнинь недалеко от города Хошимина.

Хоахао сочетает идеи буддизма, даосизма и ряда других религиозных течений. В 1940-х и начале 1950-х годов обе секты поддерживали сепаратизм на некоторых территориях, вплоть до создания собственных вооруженных формирований. Численность сторонников каодаизма около 2.5 млн., а последователей хоахао насчитывается полмиллиона.

Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования. Часть народности чам, которые на территории нынешнего центрального Вьетнама населяли королевство Чампа, придерживается индуизма, другая - ислама, третья - Баламон.

Православие

В городке российских специалистов-нефтяников в Вунгтау функционирует православный храм. Часть русской колонии в самом крупном городе Вьетнама, Хошимине, имеет место для собраний для богослужений в самые большие даты христианства.
Вьетнам регулярно посещают представители Владивостокской епархии и Отдела внешних церковных связей РПЦ.
Обсуждается вопрос о сооружении часовни в г. Камрани на территории мемориала российско-вьетнамского военного братства.

Однако, по данным исследования американского колледжа Питцер за 2005 года, во Вьетнаме до 81% людей являются атеистами .

В прошлом большую положительную роль в жизни страны играло конфуцианство . В период последних быстрых перемен сильные конфуцианские традиции способствовали сохранению стабильности политической жизни Вьетнама

Католичество во Вьетнаме

Христиане-католики составляют 5-7% верующих. Многочисленные католические церкви, построенные французами во времена колониализма, остались целыми и действующими, несмотря на притеснения буддистов в Южном Вьетнаме со стороны его проамериканского правителя в 70-е годы, Нго Динь Зьема, являвшегося католиком. Католическая церковь лояльна властям.

С Ватиканом у правительства СРВ всегда были сложные отношения. Во время визита в Ватикан в январе 2007 года премьер-министра Нгуен Тан Зунга и встречи с Папой Римским обсуждались пути более активного задействования потенциала вьетнамских католиков на благо всего вьетнамского общества.

Однако отношения властей и католиков не столь благостны как хотелось бы. Например, католики столицы, г.Ханоя, с декабря 2007 г. оказывают на правительство давление, проводя митинги с требованием возвратить Ватикану здание его бывшего посольства в Ханое, которое ранее было обращено в собственность государства и другие земли, на которых стоят здания частных фирм и правительственных организаций.

Например, 15 августа 2008 г. множестово прихожан под руководством пастора прихода Thai Ha в Ханой взломали стену, огораживающую фирму по производству одежды Chien Thang, вошли на ее территорию и установили статую девы Марии и кресты, а также поставили хижины, в которых совершали молитвы.

Некоторые секты христианского толка (меннониты, монтаньяры), особенно проживающие в глухих горных районах, находятся в еще более жесткой оппозиции.

Као дай, хоа хао, ислам, индуизм, Баламон

В бассейне Меконга существую сравнительно новые религиозные секты: каодай («Верховный дворец») и хоахао («Гармония и благородство») .

Каодай основывается на учении Будды, Христа, Конфуция, Виктора Гюго, Льва Толстого и других великих людей. Тремя главными святыми каодай являются китайский революционер 20-го века Сун Ят Сен, французский писатель 19-го века Виктор Гюго и вьетнамский поэт Нгуен Бинь Кхием.

Хоахао сочетает идеи буддизма, даосизма и ряда других религиозных течений. В 1940-х и начале 1950-х годов обе секты поддерживали сепаратизм на некоторых территориях, вплоть до создания собственных вооруженных формирований. Численность сторонников каодаизма около 2.5 млн., а последователей хоахао насчитывается полмиллиона.

Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть чамов придерживается индуизма , другая — ислама .

Часть национальной группы чамов исповедует религию Баламон .

Православие

В городке росссийских специалистов-нефтяников в Вунгтау функционирует православный храм . Часть русской колонии в самом крупном городе Вьетнама, Хошимине, имеет место для собраний для богослужений в самые большие даты христианства.

Вьетнам регулярно посещают представители Владивостокской епархии и Отдела внешних церковных связей РПЦ.

Обсуждается вопрос о сооружении часовни в г.Камрани на территории мемориала российско-вьетнамского военного братства.

Критика из Вашингтона

До недавнего времени Вьетнам подвергался критике со стороны США за нарушения религиозных свобод и гражданских прав. В конце 2006 года он был исключен из "черного списка" Вашингтона.

В 2004-2005 гг. во Вьетнаме были приняты "Указ о верованиях и религиях" и "Руководство для протестантских религиозных организаций". В этих документах содержится запрет на принуждение вьетнамцев к отречению от своей веры.

Религиозные общины смогли увеличить количество священнослужителей. Например, в 2005 г. в Ханое были посвящены в духовный сан 57 католических священников. Ряд протестантских церквей, закрытых в начале 2001 г., были вновь открыты и зарегистрированы. Увеличилось количество зарегистрированных религиозных организаций.

Однако, время от времени, власти Вьетнама подвергаются нападкам со стороны госдепа США за аресты отдельных священников, которые, фактически занимаются не религиозными, а политическими делами с использованием церковных площадок.

Во Вьетнаме свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. Однако еще до недавнего времени государственные органы власти активно вмешивались в эту сферу жизни. Возможно, поэтому по официальным данным больше 80% граждан Вьетнама считаются неверующими. Мировая общественность активно критиковала существующее положение в стране, касающееся религии. И сейчас ситуация изменилась: по данным социологических опросов международных организаций большинство вьетнамцев считают себя приверженцами какой-либо веры. Интересен факт, что в стране нет «главенствующей» религии, а достаточно много самых разных верований. Еще интересней, что некоторые жители Вьетнама загадочным образом умудряются верить сразу в несколько богов.

Традиционные религии

Этим термином принято объединять разные верования, связанные с обожествлением предков и духов. Например, во Вьетнаме верят в Богиню-мать, а также существует культ предков. Традиционные религии – самые древние, их отголоски можно найти в разных странах мира. Например, в России принято отдавать часть поминального угощения умершему (рюмка водки, накрытая кусочком хлеба или конфеты на могилу). Это древняя традиция, связанная с почитанием души предков. А Богиня-мать существовала во многих ранних религиях мира, например, в греческой мифологии ей стала Гея, богиня Земли и всего, что рождается на ней.

В домах вьетнамцев распространены обычаи задавать вопросы, советоваться с умершими. Есть так называемые домашние алтари, связанные с почитанием покойных. Вьетнамцы верят, что если не проявлять уважение к прародителям, они могут обидеться и начать мстить. Интересно, что традиционные верования могут сочетаться с другими. Например, житель Вьетнама может считать себя буддистом и при этом воздавать дань памяти умершим родственникам по традициям культа предков. По некоторым данным, традиционные религии практикуют больше половины вьетнамцев.

Буддизм

Эта религия во Вьетнаме самая древняя и самая распространенная, после традиционных верований. Даже впервые посещающий страну турист поймет это по наличию статуй Будды, которые можно встретить практически везде. Сейчас во Вьетнаме, как, впрочем, и во всем мире, существует несколько направлений этой религии. Самая распространенная – буддизм Махаяны. Возникло это направление в Индии, и оттуда попало на территорию современного Вьетнама еще в 1 веке до н.э.

Туристам будет интересно посмотреть на буддийские храмы и статуи Будды. Многие из этих религиозных сооружений впечатляют своей величиной, красотой или оригинальностью. Самые знаменитые статуи и храмы:


Христианство

Во Вьетнаме религия христианская, в основном, представлена католичеством. В подтверждение этому можно увидеть католические церкви в разных городах страны. Но и православные христиане во Вьетнаме есть, в том числе выходцы из России. Католицизм в страну принесли французы, ведь эта территория находилась под их колониальным гнетом. У католиков сложные отношения с руководством страны: их, вроде бы, никто не притесняет, но они постоянно выдвигают властям новые требования. В основном претензии касаются передачи культурных объектов из государственной собственности в руки церкви. Протесты иногда доходят до столкновений с силовыми структурами.

Ислам

Исламисты Вьетнама всегда жили несколько обособлено от остального мира. И хотя они соблюдают религиозные традиции, ходят в мечети и чтут Коран, некоторые ритуалы проходят здесь своеобразно. Например, Рамадан длится у вьетнамских исламистов три дня, а не месяц, как у мусульман всего мира. Мечетей в стране мало, поэтому обычные туристы могут и не побывать там.

Остальные религии


Какая религия во Вьетнаме есть еще? Их много: есть в стране и иудаизм, и конфуцианство, и новые течения, такие как Каодай и Хоахао. Два последних культа возникли из смеси разных религий: христианства, буддизма и прочих. Считается, что Каодай проповедует больше 2 млн.человек, но это неофициальная информация.

Кем бы вы ни являлись по вероисповеданию, побывав во Вьетнаме, обязательно посетите храмы со статуями Будды. Это – одна из главных достопримечательностей страны. И не отказывайтесь от экскурсии, ведь вы можете узнать много интересного об особенностях буддизма во Вьетнаме. Даже если вы совсем не интересуетесь религией, старинные пагоды с величественными статуями произведут на вас впечатление!

Небольшое государство Вьетнам получило на своей территории развитие стразу трех мировых религий: конфуцианства, индуизма и буддизма. При этом в большинстве своем, население Вьетнама не является последователем какого-либо вероисповедания.

До появления в стране коммунизма, авторитетом у государства пользовался буддизм, но затем постоянные преследования коммунистического режима рост буддизма, как вероисповедание, постепенно прекратили. Но, несмотря на это, буддизм и до настоящего времени – самая распространённая религия Вьетнама среди населения. Способствует этому и лояльность Центральной Буддийской церкви к властям. Говоря о буддизме нельзя не заметить, что одно из самых знаменитых сооружений страны – пагода, посвящённая Будде, - Тхиен Му. Семиэтажная башня, венчающая пагоду, привлекает туристов издалека.

Религия Вьетнама представлена и католичеством, введенным французами в страну. Но снова вмешательство коммунизма не дало возможности её развитию. Относительно молодыми, появившиеся в 19 столетии, являются вероисповедания Хоа Хао и Каодай. Как религия Вьетнама, они больше распространены на юге государства. Население в южной части центрального нагорья Вьетнама исповедует протестантство. В горных же районах страны жители сохраняют традиционные верования, когда моральным и религиозным долгом считается почитание усопших, длительный траур и жертвоприношения. В связи с этим часто в доме у вьетнамцев главное место – алтарь предков.

Не смотря на то, что в стране декларируется свобода вероисповеданий, официально Вьетнам – атеистическое государство.


Сформированная на величайших философиях и религиях, культура Вьетнама уникальна и самобытна. По прошествии тысячелетий конфуцианство, даосизм и буддизм переплетались с верованиями китайского народа и сохранившейся веками, вьетнамской верой в духов. Что в результате, во многом, определило культурное наследие Вьетнама. Поэтому совсем неудивительно, что в стране очень развит такой вид искусства как религиозная скульптура. О чем красноречиво свидетельствуют Пагоды и храмы страны, в независимости от того, какая религия Вьетнама была в фаворе во время их строительства. Бронзовые статуи богов и буддийские неописуемые образы драконов, изображения мифических птиц – это только малая часть удивительного мастерства религиозных скульпторов. Очень часто в декоративном искусстве изображают растения символы, представленные цветами персика, орхидеи, хризантемы и бамбука.

Широкое распространение получила живопись. Во Вьетнаме ее традиционно выполняют на шелке. Развиты музыка и танцы, на основе которых проводиться много религиозных фестивалей. Множество мотивов для мелодий берутся из древних преданий.

Частое присутствие в фольклоре правителя – дракона Лак Лонг Куан, занимающего важное место в истории страны, придает вьетнамской культуре черты присущие азиатскому региону. Современная музыка в своих тенденциях больше ориентируется на Китай. В национальной же, распространены композиции, звучащие с помощью бамбуковой флейты, используются щипковые и смычковые инструменты. Одним из любопытных моментов является популярность во Вьетнаме российской эстрадной музыки.

Широко развита в стране лаковая роспись, также взята из Китая, которую мастера используют для украшения шкатулок, посуды, панно и других бытовых предметов. И только во Вьетнаме можно увидеть кукольный театр на воде, где управляя марионетками, актёры стоят за ширмой по пояс в воде.
Религия Вьетнама и культура страны имеет существенный отпечаток местных традиций, которые у вьетнамцев связаны с богатой мифологией и множеством обрядов.

[Социалистическая Республика Вьетнам; ò ], гос-во в Юго-Вост. Азии. Территория: 332,6 тыс. кв. км. Столица: Ханой (ок. 2,5 млн чел.- 2000). Крупнейшие города: Хошимин (свыше 5 млн), Хайфон (1,5 млн). Офиц. язык - вьетнамский.

География

На юге и востоке омывается Южно-Китайским м. Граничит: на севере с Китаем, на западе с Лаосом и Камбоджей. Бо́льшую часть территории занимают горы (Фаншипан, 3143 м). Климат тропический муссонный.

Население

По данным на 2003 г., в стране насчитывается ок. 81,6 млн жителей. Более 54% населения в возрасте от 15 до 64 лет, 40% - моложе 15 лет. Женщины составляют 51% населения. Средняя продолжительность жизни в стране 70,5 года (мужчины - 67,58, женщины - 72,7). Темпы роста населения в 2003 г. оценивались в 1,29%. 20% населения проживают в городах.

В. населяют 54 народности. В языковом отношении они принадлежат к 3 семьям: китайско-тибет., австроазиат. и австронезийской.

Наиболее многочисленная народность - кинь (самоназвание - вьеты) в 2003 г. составляла ок. 87,5% населения, китайцы, тайцы и проч. составляли 5-10%. Вьеты, говорящие на вьетнам. языке вьет-мыонгской группы австроазиат. языковой семьи, проживают на всей территории В., образуя в горных районах субэтнические группы с малыми народами. Китайцы численностью ок. 1 млн чел. сосредоточены в основном в Хошимине. Кхмеры (ок. 850 тыс. чел.) проживают гл. обр. в дельтовой области Меконга и в Хошимине.

Др. народы В. распределяются по следующим языковым семьям и группам: австроазиаты, говорящие на тайских языках,- тхай, нунг, тай, лао, зэй, сантяй (шантяй), лы, буи; на языках группы мео-зао - мео (хмонг), зао; на мон-кхмерских языках - бахнары, седанги, мнонги, ма, кохо, хре, стиенги, кхму, живущие в юго-зап. части страны. На плато Плейку и Даклак проживают народы, говорящие на малайско-полинезийских языках австронезийской семьи,- джарай, эде, раглай, тюру, эде-бих. На языке малайско-полинезийской группы говорят также тямы (тьямы). Китайско-тибет. языковая семья представлена тибето-бирм. ветвью, к к-рой принадлежат народности хани, фула, лаху, лоло.

Государственное устройство

В.- парламентская республика, состоящая из 61 провинции, особого округа и 4 городов центрального подчинения: Ханоя, Хайфона, Дананга и Хошимина (бывш. Сайгона, слившегося с Тёлоном (Шолоном)). В адм. единицах действуют избираемые населением органы гос. власти - народные советы, срок их полномочий 4 года.

Согласно Конституции СРВ 1992 г., высшим органом гос. власти является однопалатное Национальное собрание, состоящее из 498 депутатов, к-рые избираются на 5-летний срок прямым всеобщим голосованием. Глава гос-ва - президент, избираемый из числа депутатов Национальным собранием. Срок полномочий президента - 5 лет. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и руководит Советом национальной обороны и безопасности. Ему принадлежит право назначать с согласия Национального собрания чиновников на ряд ответственных постов, в т. ч. на посты председателя Верховного народного суда и генерального прокурора. Глава правительства - премьер-министр, отвечающий за текущую деятельность правительства. Он с одобрения Национального собрания назначает и смещает членов кабинета, может отменять или приостанавливать исполнение постановлений и решений, принятых на уровне министерств и ведомств, и подотчетен высшему законодательному органу страны.

В. А. Радаев

Религия

Из общего числа граждан В. количество верующих составляет ок. 20 млн чел.; из них 55% - буддисты, 27,5 - католики, 5% - протестанты (относящиеся как к зарегистрированным, так и к незарегистрированным орг-циям). Распространены такие новые религ. движения, как Каодай (10%), Хоахао (5%). В незначительной мере имеются последователи ислама, индуизма, бахаизма (вера Бахаи). В отдаленных горных районах В. до наст. времени встречаются немногочисленные последователи анимизма, не смешанного ни с одной др. религ. традицией. 70% населения практикуют культ почитания предков, при этом совмещают его с принадлежностью к к.-л. др. религии или не относят себя ни к одной из религ. конфессий. Мн. вьетнамцы строят в память о предках усыпальницы или устанавливают дома алтарь. В день памяти, в 3-й день 3-го месяца лунного года, последователи этой религии посещают могилы предков. Богатые люди перезахоранивают предков в надежде на то, что это принесет семье благосостояние.

Буддизм

во В. исповедуют 10 млн верующих: буддисты Махаяны (9 млн чел.) проживают по всей стране, особенно в густонаселенных районах сев. и юж. дельт, меньшая часть - в высокогорных районах, хотя миграция в эти места меняет ситуацию. Буддизм Тхеравады (Хинаяны) практикует кхмерское меньшинство (1 млн чел.) на юге, в дельте Меконга.

Православие

Численность постоянно проживающих в стране православных, в основном иностранцев, незначительна - не более 1,5 тыс. верующих.

Католическая Церковь

во В. имеет 3 митрополии: Ханой (во главе с архиеп. Жозефом Нго Куанг Кьетом), Хюэ (во главе с архиеп. Этьеном Нгуен Ню Тхе) и Хошимин (во главе с архиеп. Хошимина кард. Жаном Батистом Фам Минь Маном). Митрополии включают 25 епархий, 2559 приходов, к-рые насчитывают 44 епископа, 2004 епархиальных священника, 408 иеромонахов, 5 перманентных диаконов, 2315 монахов, 9548 монахинь. Общее количество католиков - ок. 5,5 млн чел.

Протестантские церкви, деноминации

По данным на 2004 г., во В. ок. 350 тыс. чел. являются членами единственной официально зарегистрированной протестант. орг-ции - Евангелической Церкви Вьетнама (Evangelical Church of Vietnam). Однако в 2 раза больше верующих являются членами многочисленных неофиц. малых церквей (т. н. Small Churches или House Churches), наиболее распространенных в сельских районах, где проживают этнические меньшинства. 200 тыс. протестантов принадлежат к мыонг, тай и др. этносам сев.-зап. провинций, где движение домовых церквей было инспирировано в нач. 80-х гг. XX в. радиостанциями с Филиппин на мыонгском языке, а в последующие годы различными миссиями, в основном мыонгскими. Ок. 350 тыс. протестантов из народностей еде, джарай, банхар, кохо проживают в высокогорьях Центр. В. Церковь Меннонитов имеет 26 общин с общим числом верующих 1100 чел. Ассамблеи Бога насчитывают 46 общин, объединяющих 3 тыс. чел. Неохаризматические орг-ции представляют собой наиболее быстро растущие религ. движения во В. по количеству верующих. Согласно приблизительному подсчету, последователями неофиц. домовых церквей являются 175 тыс. чел. К адвентистам Седьмого дня во В. принадлежат 7625 чел., к-рые составляют 31 общину. Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней) имеют неск. сот последователей, рассеянных по всей стране, с наибольшим сосредоточением в крупных городах, таких как Хошимин и Ханой. Нек-рые стали членами данной орг-ции до 1975 г., другие вступили в нее, находясь в эмиграции в Камбодже.

Секты и новые религиозные движения

В 1957 г. в стране начали работу представители Агентства библейских переводов Дж. Уиклифа (АБПУ - Wycliffe Bible Translators), к-рые переводили Свящ. Писание на различные языки В. Распространением переводов Библии занимались такие орг-ции, как ВЕКП, Лига карманного Писания (Pocket Testament League) и др. В 1973 г. работу по переводу Свящ. Писания на многочисленные языки В. продолжили лингвисты Международной организации живых Библий (Living Bible International) совместно с сотрудниками ХМА и АБПУ. При помощи Объединенных библейских обществ (ОБО - United Bible Societies) им удалось перевести НЗ на более чем 20 из 30 горных языков В. Первый полный перевод Библии на горный язык - это Библия на языке раде, изданная в 1974 г., в том же году на горный язык джарай был переведен НЗ и сборник протестант. гимнов. По данным на 2003 г., во В. полный перевод Библии есть на 4 языках (лао, кхмерский, юэ, раде), перевод НЗ - на 12 языках, на 20 языках есть переводы отдельных частей Свящ. Писания - Ветхого и Нового Заветов.

В 60-х гг. во В. было основано ок. 10 специфических вьетнам. протестант. орг-ций, наиболее крупные из них - Вьетнамская Церковь Христа, основанная выходцами из Филиппин, Церковь Бога и т. н. Христова Церковь.

В 1972 г. на встрече лидеров протестант. орг-ций В. с представителями Национального Совета Церквей США был заявлен протест против амер. оккупации. Подобные контакты были и с лидерами Всемирного Совета Церквей в 1973 г., когда на юге В. было 276 сотрудников из 23 иностранных миссий. После окончания вьетнам. войны в 1975 г. эти орг-ции были распущены, а их представители высланы из страны. В связи с объединением сев. и юж. частей В. и образованием СРВ в 1976 г. было принято решение воссоздать единую протестант. орг-цию - Евангелическую Церковь Вьетнама (ЕЦВ).

До 2001 г. на севере В. лишь 15 приходов, принадлежащих к ЕЦВ, имели легальный статус. С 1988 г. по наст. время ЕЦВ не проводила ежегодных собраний и не избирала главу руководящего органа, т. к. ЕЦВ не удалось договориться с правительством о новом главе орг-ции.

В апр. 2001 г. гос-во присвоило легальный статус Южной Евангелической Церкви Вьетнама (ЮЕЦВ), являющейся отд-нием ЕЦВ на юге В. Однако местные власти признают лишь 20 из неск. сот общин, вошедших в состав ЮЕЦВ в центральных районах В., где большое количество легальных и малых домовых церквей влились в ЮЕЦВ еще до ее признания. С разрешения правительства ЮЕЦВ в февр. 2003 г. открыла в Хошимине богословскую школу, где обучаются 50 студентов.

В. А. Радаев, Э . Небольсин

Православие

В 30-х гг. XX в. архиеп. Шанхайский Иоанн (Максимович) провел длительное время в порту Сайгон, организовывая переправку рус. беженцев на Филиппины. В кон. 90-х гг. во время первой миссионерской поездки свящ. РПЦ Дионисий Поздняев отслужил молебны и совершил таинство Крещения в Ханое и в г. Вунгтау на юге В. В дек. 2000 г. с архипастырским визитом побывал в стране председатель ОВЦС МП митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). По результатам его поездки Свящ. Синод РПЦ принял решение о целесообразности открытия прихода РПЦ в Вунгтау.

Первая правосл. литургия в Вунгтау была совершена весной 2001 г. в Великий четверток сотрудником ОВЦС МП свящ. Владимиром Александровым. В июле того же года Свящ. Синод РПЦ благословил открытие в Вунгтау храма в честь Казанской иконы Божией Матери, куда для проведения богослужений приезжают священники МП.

Религиозное законодательство

Ст. 70 Конституции СРВ 1992 г. закрепляет за гражданами В. свободу совести и вероисповедания, а также декларирует равенство всех религ. конфессий перед законом. Принципы и политику КПВ и вьетнам. гос-ва в отношении религии определяют также Директива № 37 ЦК КПВ от 2 июля 1998 г. «О работе с верующими в новых условиях» и постановление правительства СРВ № 26 от 19 апр. 1999 г. «О религиозной деятельности», к-рые конкретизируют конституционные положения и направлены на обеспечение беспрепятственной религ. деятельности при условии, что свобода совести и религии не будет осуществляться вразрез с законами и политикой гос-ва. Указ Постоянного комитета Национального собрания СРВ от 13 июля 2004 г. «О вероисповедании и религиозной деятельности» регламентирует деятельность религ. орг-ций, верующих и священнослужителей в соответствии с местным законодательством; документ предусматривает порядок регистрации религ. орг-ций во В. Ст. 1 гласит, что гос-во гарантирует верующим право на свободу совести и отправления религ. культов, исповедания или неисповедания к.-л. религии, а также равенство всех религий перед законом. Граждане должны проявлять веротерпимость. Ст. 4 гарантирует защиту законом пагод, церквей, мечетей, мон-рей, иных зданий религ. общин и религ. образовательных учреждений. Ст. 6 предусматривает, что отношения гос-ва и др. национальных или международных орг-ций, деятельность к-рых имеет отношение к религ. вопросам, будут строиться на принципах уважения независимости и суверенитета друг друга, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства, взаимной выгоды в соответствии с их правилами и международными законодательством и практикой. Ст. 9 закрепляет за верующими право свободно исповедовать и выражать свои религ. взгляды, молиться, участвовать в религ. деятельности и религ. обрядах, изучать основы веры, к-рую они исповедуют. Ст. 12 устанавливает ответственность религ. орг-ций за регистрацию в местных народных комитетах своих ежегодных программ религ. деятельности и предусматривает, что религ. мероприятия, не указанные в зарегистрированной программе, проводятся с разрешения компетентных органов власти. Ст. 15 оговаривает возможность приостановления религ. или связанной с ней деятельности в случаях нарушения национальной безопасности, общественного порядка, национального единства и культурных традиций, посягательства на жизнь, здоровье, человеческое достоинство, право собственности и в др. случаях нарушения законодательства. Ст. 16 признает религ. статус за орг-циями в случае, если вероучительные основы религии, к-рую они исповедуют, не противоречат нравам и обычаям, а также интересам общества; если их уставные документы и установки тесно связаны с народом и не противоречат нормам закона; если их религ. деятельность зарегистрирована и осуществляется на постоянной основе; если они имеют легальный офис, структуру и представительство; если их название не повторяет наименование др. признанной компетентными органами власти орг-ции. Орг-цию, имеющую свои структуры с единым руководящим центром более чем в одной провинции или одном городе, регистрирует премьер-министр, а в рамках одной провинции или одного города это делает председатель Народного комитета. Ст. 19 уточняет, что деятельность религ. объединений в пределах одного сельского или городского района, провинциального центра или города провинциального подчинения подлежит регистрации в народных комитетах районов, где они действуют. Если эта деятельность охватывает более чем один сельский или городской район, провинциальный центр или город провинциального либо центрального подчинения, то религ. объединения регистрируют народные комитеты провинций. Религ. объединения, деятельность к-рых выходит за рамки одной провинции или города центрального подчинения, подлежат регистрации центральным правительственным органом, отвечающим за религ. деятельность. Ст. 20 определяет возможность функционирования мон-рей и иных мест совместного отправления культов после их регистрации компетентными гос. органами. Ст. 22 предполагает наличие вьетнам. гражданства у лиц, облеченных религ. властью и занимающих выборные должности в религ. объединениях, а также соблюдение ими норм закона, поведения, морали и общественной нравственности, присутствие у них чувства национальной солидарности, понимание ими необходимости национального возрождения. Религ. орг-ции обязаны регистрировать этих лиц в компетентных гос. органах, а также своевременно информировать гос. органы о лишении их сана или об освобождении их от занимаемых выборных должностей. Ст. 24 фиксирует норму, согласно к-рой для открытия духовных школ по религ. профессиональному обучению требуется разрешение премьер-министра. Согласно ст. 25, религ. церемонии за пределами сакральных зданий дозволяются по разрешению народных комитетов тех сельских или городских районов, где они проводятся. В случае если они выходят за рамки одного сельского или городского района, провинциального центра или города провинциального подчинения, разрешение на их проведение дает народный комитет провинции. Ст. 37 обязывает приезжающих во В. иностранцев соблюдать вьетнам. законы, ввозить религ. лит-ру, статьи и публикации религ. характера только для собственных нужд. На них распространяются те же условия отправления культов в сакральных зданиях, что и в отношении вьетнам. верующих. Они обязаны уважать правила для религ. орг-ций. В соответствии со ст. 38, в случае если данный указ противоречит обязательствам страны, вытекающим из подписанного вьетнам. гос-вом международного договора, действует как имеющее приоритет положение международного договора.

Лит.: Fall B . B . The Political-Religious Sects of Vietnam // Pacific Affairs. 1955. Vol. 28. N 3. P. 235-253; Vietnam: the Christian, the Gospel, the Church. Phil., 1967. P. 20-27; Missions and Organizations in South Vietnam / Ed. R. E. Reimer. Saigon, 1973. P. 50; Григорьева Н . В . К вопр. о восприятии христианства в странах Дальневост. ареала: Христианство и традиц. религ. синкретизм во Вьетнаме // Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. Спб., 1993. С. 147-151; Андросов В . П . Словарь индо-тибетского и рос. буддизма: Главные имена, осн. термины и понятия. М., 2000. С. 64; Атнашев В . Р . Распространение ислама в Тямпе - пример межцивилизационных контактов // Восточная Азия - Санкт-Петербург - Европа: Межцивилизационные контакты и перспективы эконом. сотрудничества: Тез. и докл. Междунар. науч. конф., 2-6 окт. 2000 г. СПб., 2000. с. 113-118; Колотов В . Н . Южный Вьетнам: новые технологии управления колонией // Там же. с. 169-182; Новакова О . В . Католич. Церковь в совр. Вьетнаме в свете контактов двух цивилизаций: Западноевроп. и Дальневост. // Там же. С. 245-248.

В . А . Радаев