Установка мачты на палубу парусных кораблей. Строение парусных кораблей. Размеры передней мачты

– А что с ним разбираться? Просто наклонное бревно! – сказала Ксеня.

– Даже у "простого бревна" необходимо знать названия частей… Задний конец бушприта называется ш п о р, как у мачты. Передний – н о к, как у гика, гафеля или рея.

Шпор бушприта закрепляется между двумя крепкими брусьями (б и т е н г а м и), которые идут от палубы до самого днища. Кроме того, к форштевню бушприт притягивается специальной скобой, она называется в а т е р – в у л и н г.

– Но ведь он же сверху, на палубе, а не у воды, – удивился Слава. – Почему же "ватер…"?

– Дело в том, что передняя часть форштевня, которой он рассекает воду, называется в о д о р е з о м. К нему-то и крепится ватервулинг… Вообще-то слово "вулинг" оначает "крепление из троса". Потому что именно тросами в прежние времена бушприты закреплялись на водорезе…

Видите, сколько всего связано даже с "простым бревном". Но простые, то есть из одного дерева бушприты бывают лишь на небольших судах. А мы строим п о л н ы й фрегат, со всеми деталями рангоута. Поэтому наш бушприт имеет два продолжения, они крепятся друг к другу б у ш п р и т н ы м и э з е л ь г о ф т а м и.

Вторая часть бушприта имеет название УТЛЕ ГАРЬ. А продолжение у т л е г а р я – БОМ-УТЛЕГАРЬ.

– Логичнее было бы "брам-утлегарь", – заметил Слава.

– Может быть. Но так уж повелось: "бушприт, утлегарь, бом-утлегарь".

Бушприт, утлегарь, бом-утлегарь!

Как хорошо по ним побегать! -

сочинил Антон Штукин.

– Иногда матросам приходится там и пробежаться, – согласился Яков Платонович. – Но делать это надо умело и осторожно. А то недолго оказаться в воде.

– Но ведь под бушпритом натягивают сетку! – воскликнула Ксеня. – Вот, на модели "Меридиана"…

– Да. Но так делалось не всегда. На старых больших парусниках бушприты были громадные – целые мачты! Попробуйте сделать сеть для такого великана! Да еще когда он ощетинивается длинными рангоутными отростками.

– Какими отростками? – удивился Антон.

– Иногда на бушприте крепится рангоутная перекладина, которая называется БЛИНДА-РЕЙ. "Блинд" в переводе на русский язык означает "слепой". В прошлые века к блинда-рею привязывался четырехугольный парус, который помогал при маневрировании тяжелого судна… Помогать-то помогал, но с палубы видно его было плохо, потому и назывался он слепым. Отказались от использования блинда еще в восемнадцатом веке. Но рей остался – для растяжки тросов, которые с боков держат бушприт. Впрочем иногда сейчас вместо блинда-рея, ставят два отростка – БЛИНДА-ГАФЕЛЯ.

А под бушпритом, примерно в том же месте, где крепится блинда-рей или блинда-гафели, часто ставится еще одна рангоутная деталь. Такой отросток, который смотрит наклонно или вертикально вниз. Это МАРТИН-ГИК. Почему "гик" – понятно. Он похож на мачтовые гики. А почему "мартин", я, по правде говоря, не знаю. Может быть его придумал кораблестроитель с таким именем…

Я знал одного курсанта, который любил сочинять стихи про паруса и бури. Помню такие его строчки:

Сошлись вода и небо в шумном споре,

И океан бурлил в кипеньи диком.

И наш корабль вперед летел над морем,

Распарывая гребни мартин-гиком…

Антоша Штукин завистливо вздохнул. Такие красивые стихи придумывать он еще не умел.

– А в конце сегодняшних занятий сделаем последний рангоутный рисунок, – сказал Яков Платонович. – Бушприт со всеми деталями. Я попробую начать, а ты, Слава, помогай…

Так они и сделали…

– Прямо настоящее развесистое дерево на корабельном носу, – сказал Вася.

– Да, – согласился Яков Платонович, отряхивая с ладоней мел. – А во времена Магеллана и Френсиса Дрейка на тяжелых судах вроде галеонов и старинных линейных кораблей на ноке утлегаря или бом-утлегаря ставили дополнительную мачту – с одним или двумя реями, с марсом. Она так и называлась – б у ш п р и т н а я м а ч т а.

А позади бизани на таких кораблях стояла иногда еще одна мачта – тоже маленькая, вспомогательная. Б о н а в е н т у р – м а ч т а. "Бонавентура" на некоторых языках значит "счастливая судьба". Наверно, моряки считали, что эта мачта сделает управление кораблем более удачным.

- (голланд. boegspriet, от boeg изгиб, искривление, и spriet шест). Мачта, ставящаяся наклонно к передней части корабля. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУШПРИТ бугшприт, наклоненная над носом и… … Словарь иностранных слов русского языка

Горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна. Служит для вынесения вперед носовых треугольных парусов (кливеров и стакселей) с целью улучшения маневренных качеств судна и частично для крепления фок мачты. Военно морские… … Морской словарь

БУШПРИТ, бугшприт муж., мор. передняя мачта на судне, лежащая наклонно вперед, за водорез. Продолжение бушприта: утлегарь, а поперечное дерево: блиндарей. Паруса на бушприте треугольные: фор стенги стаксель, кливер и бом кливер. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

Бугшприт, мачта, рангоут Словарь русских синонимов. бушприт сущ., кол во синонимов: 3 бугшприт (1) мачта … Словарь синонимов

- (от англ. bowsprit) горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом для крепления носовых парусов … Большой Энциклопедический словарь

И БУГШПРИТ, бушприта, муж. (от голл. boeg нос корабля и spriet шест) (мор.). Брус, выступающий наклонно впереди носа корабля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Дерево, выдвинутое за борт в носу судна горизонтально или под некоторым углом. Наибольший угол к горизонту доходит до 35°. Б. бывает или неподвижный, или вдвижной, т. е. такой, которого забортная часть может быть уменьшаема вдвиганием ее внутрь… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

А; м. [голл. boegsprit] Мор. Горизонтальный или наклонный брус, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. * * * бушприт (от англ. bowsprit), горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом … Энциклопедический словарь

Бугшприт (англ. bowsprit, голл. boegspriet), выступающий за Форштевень судна горизонтальный или наклонный брус. На парусных судах Б. служит для выноса вперёд носовых парусов (кливеров), благодаря чему увеличивается общая площадь… … Большая советская энциклопедия

М. Горизонтальный или наклонный брус на парусном судне, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Набор "Море Чудес. Корабль-призрак" (147261) , . Вашему вниманию предлагается интерактивный аквариум "Корабль призрак" . В наборе: аквариум, мачта, нос корабля (2 шт.), бушприт, передняя палуба (бак), перила (6 шт.), средняя палуба…
  • Развивающая аудиоэнциклопедия. Корабли. Водный транспорт (аудиокнига MP3) , А. Лукин. Серия "Транспорт" включает четыре диска, послушав которые, дети узнают много нового о самолетах и дирижаблях, автомобилях и велосипедах, кораблях, метро и железной дороге. В этом выпуске: Как…

СПбГМТУ

Курсвая работа по дисциплине “Морская энциклопедия”

по теме :

Парусные суда

Преподаватель : Ляховицкий А.Г.

Выполнил: студент гр.91кс1

Михеев Пётр Ваджихович

2003 /2004 уч. год

1. Введение…………………………………3

2. Типы парусных судов…………………..3

3. Рангоут парусного корабля…………….6

4. Стоячий такелаж парусного корабля….9

5. Бегучий такелаж……………………….12

6. Парусное вооружение…………………15

Введение

На протяжении столетий неоднократно предпринимались попытки более или менее рационально разграничить типы судов. Вследствие бурного развития мирового флота и судоходства необходимость классифицировать суда по их назначению, способам постройки и техническому состоянию еще более возросла. Появляются специальные учреждения, в которых опытные в судовом деле служащие – сюрвейеры – должны наблюдать за постройкой судов и их техническим состоянием во время эксплуатации и классифицировать суда в соответствии с международными нормами.

Старейшим и знаменитейшим из подобных учреждений является английское классификационное общество Регистр Ллойда, образованное в XVIII в. Свое название общество получило по имени владельца кабачка Эдварда Ллойда, где начиная с 1687 года судовладельцы, капитаны и агенты заключали сделки, страховали грузы и устанавливали цену фрахта. В 1764 году было решено составить списки судов – регистры – с имеющимися сведениями по каждому из них, чтобы легче было оценивать качества судна и, следовательно определять сумму страховки.

В 1834 году общество было реорганизовано в Регистр Ллойда.

Не менее знаменито французское классификационное общество Бюро Веритас, основанное в 1828 году в Антверпене и с 1832 года по настоящее время находящееся в Париже..

Типы парусных судов

К парусным судом относятся суда и шлюпки (лодки), приводимые в движение силой ветра, действующего на паруса. При этом судно может нести паруса на одной, двух, трех или большем числе вертикальных мачт.

В зависимости от вида парусного вооружения различают следующие парусные суда:

пятимачтовый корабль (пять мачт с прямыми парусами);

пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна, на корме, с косыми);

четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами);

четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косыми);

корабль (три мачты с прямыми парусами);

барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косыми);

баркентина (шхуна-барк; одна мачта с прямыми и две с косыми парусами);

джекасс -шхуна, точнее, трехмачтовая марсельная шхуна (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок мачте);

бриг (две мачты с прямыми парусами);

бригантина (шхуна-бриг: одна мачта с прямыми парусами, одна с косыми);

бомбарда (одна мачта почти по середине судна с прямыми парусами и одна, сдвинутая в корму, с косыми);

шхуна, точнее, гафельная шхуна (две мачты с косыми парусами);

шхуна, точнее, двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);

каравелла (три мачты: фок-мачта с прямыми парусами, остальные – с латинскими);

“трабакколо” (две мачты с люгерными, т.е. рейковыми, парусами);

шебека (три мачты: фок- и грот-мачты с латинскими парусами, бизань мачта с косыми);

фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами);

тартана (одна мачта с большим латинским парусом);

тендер (одна мачта с косыми парусами);

“бово” (две мачты: передняя с латинским парусом, задняя с гафельным или латинским парусом);

“нависелло” (две мачты: первая – в носовой части, сильно наклоненная вперед, несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту; грот-мачта – с латинским или иным косым парусом);

“баланселла” (одна мачта с латинским парусом);

шлюп (одна мачта с косыми парусами);

иол (две мачты с косыми парусами, меньшая – бизань-мачта - стоит позади руля);

кеч (две мачты с косыми парусами, причем бизань-мачта стоит перед рулем);

динги (одна мачта с гафельным парусом вынесена к носу);

люгер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании).

Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.

Продольный разрез двухдечного парусного линейного корабля конца XVIII века.:

1 - киль; 2 - форштевень; 3 - княвдигед; 4 - старнпост ахтерштевня; 5 - кормовой дейдвуд; 6 - носовой дейдвуд; 7 - адмиральская каюта; 8 - кают-компания; 9 - руль; 10 - рулевое управление; 11 - кормовая крюйт-камера; 12 - кормовой бомбовой погреб; 13 - канатный ящик; 14 - носовая крюйт-камера; 15 - носовой бомбовой погреб.

Носовая и кормовая части набора парусного судна:

1 - фальшкиль; 2 киль; 3 - фортимберсы; 4 - носовой дейдвуд; 5 - кильсон; 6 - фальстем-кница; 7 - фальстем; 8 - форштевень; 9 - греп; 10 - княвдигед; 11 - лисель-индигед (опора носовой фигуры); 12 - бимсы; 13 - пиллерсы; 14 - кормовой дейдвуд; 15 - пятка киля; 16 - ахтерштевень; 17 - старн-кница.

Средняя часть корпуса в поперечном сечении имеет почти круглые обводы. Фальшборт несколько завален внутрь, т.е. ширина ватерлинии несколько больше, чем в районе верхней палубы. Сделано это для того, чтобы орудия, установленные на верхней палубе, не выходили за ширину ватерлинии.

1 - киль; 2 - фаль орта шкиль; 3 - кильсон; 4 - первый бархоут; 5 - второй бархоут; 6 - третий бархоут; 7 - наружная обшивка фальшб

ота; 8 - внутренняя обшивка; 9 - бимсы; 10 - лац-порты.

Фальшборт парусного корабля XVIII века:

1 - ватервейс; 2 - бимсы; 3 - фальшбортный бархоут; 4 - стойки фальшборта; 5 - коечная сетка; 6 - подвесные койки.

Главной частью набора корпуса парусного судна является киль - продольная балка прямоугольного сечения, идущая от носа до кормы. Вдоль боковых сторон киля проходят длинные выемки (шпунты), в которые заходит первый ряд досок наружной обшивки, которые называются шпунтовым поясом.

Для защиты от повреждений к килю снизу прикрепляли крепкую дубовую доску, фальшкиль. Носовая часть киля заканчивается форштевнем, представляющим из себя брус призмообразной формы. Нижняя часть форштевня могла быть изогнутой по дуге или под углом. К форштевню с внутренней стороны прикреплена внутренняя часть штевня - дейдвуд - сложная конструкция из толстых брусьев, образующая плавный переход от киля к корпусу. Спереди форштевня укреплен водорез, верхняя часть которого называется княвдигед. В верхней части княвдигеда устанавливали носовое украшение - фигуру.

В задней части киля вертикально к нему или с небольшим наклоном в корму установлен брус, называемый ахтерштевнем. Внешняя часть ахтерштевня несколько расширена для предохранения руля, навешенного на ахтерштевень. Ахтерштевень и форштевень деревянного парусного судна состоят из нескольких деталей.

Поверх и вдоль киля накладывали резенкиль. К нему и дейдвудам крепили шпангоуты, которые на старинных судах были составными. Посредине корпуса корабля, несколько ближе к носу, ставили наиболее широкий шпангоут - мидельшпангоут. Для поперечного крепления корабельного набора служили бимсы, на них настилали палубу. В продольном направлении шпангоуты скрепляли стрингерами.

После окончания сборки судового набора приступали к обшивке корпуса дубовыми досками. Размеры досок зависели от размеров корабля: длина их была 6-8 м., ширина 10-25 см. Во времена Колумба обшивка судов производилась внакрой (кромка на кромку), а к концу XVI века стали обшивать встык (вгладь). Крайние концы досок входили в шпунты фор- и ахтерштевня и крепились нагелями из оцинкованного железа или меди. В районе ватерлинии и под пушечными портами доски обшивки чередовались с утолщенными досками - бархоутами.

Палубный настил делали из сосновых или тиковых досок, к бимсам их крепили при помощи металлических нагелей или болтов, которые сверху утапливали и закрывали деревяннымит пробками.

Для обшивки фальшборта на деревянных судах использовали сравнительно тонкие доски, укрепленные на стойках. Опорой фальшборта является фальшбортный бархоут, его внешнюю поверхность принято было расписывать. Над фальшбортом находилась коечная сетка, в которую матросы складывали скатанные подвесные койки, защищавшие в бою от вражеских пуль.

Рангоут парусного корабля

Рангоутом называются все деревянные детали, служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.п. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприты, утлегари, лисель спирты и выстрелы.

Рис. Рангоут трехдечного 126-пушечного корабля середины XIX века.

1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - бом-утлегарь; 4 - мартин-гик; 5 - блинда-гафель; 6 - бушпритный эзельгофт; 7 - гюйс-шток; 8 - фок-мачта; 9 - топ фок-мачты; 10 - фор-трисель-мачта; 11 - стеньги; 12 - мачтовый эзельгофт; 13 - фор-стеньга; 14 - топ фор-стеньги; 15 - фор-салинг; 16 - эзельгофт фор-стеньги; 17 - фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с фор-бом-ьрам-стеньгой; 18-19 - топ фор-бом-брам-стеньги; 20 - клотик; 21 - фока-рей; 22 - фор-марса-лисель-спирты; 23 - фор-марса-рей; 24 - фор-брам-лисель-спирты; 25 - фор-брам-рей; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 - фор-трисель-гафель; 28 - грот-мачта; 29 - топ грот-мачты; 30 - грот-трисель-мачта; 31 - грот-марс; 32 - мачтовый эзельгофт; 33 - грот-стеньга; 34 - топ грот-стеньги; 35 - грот-салинг; 36 - эзельгофт грот-стеньги; 37 - грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 - топ грот-бом-брам-стеньги; 40 - клотик; 41 - грота-рей; 42 - грот-марса-лисель-спирты; 43 - грот-марса-рей; 44 - грот-брам-лисель-спирты; 45 - грот-брам-рей; 46 - грот-бом-брам-рей; 47 - грот-трисель-гафель; 48 - бизань-мачта; 49 - топ бизань-мачты; 50 - бизань-трисель-мачта; 51 - крюйс-марс; 52 - мачтовый эзельгофт; 53 - крюйс-стеньга; 54 - топ крюйс-стеньги; 55 - крюйс-салинг; 56 - эзельгофт крюйс-стеньги; 57 - крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 - топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 - клотик; 61 - бегин-рей; 62 - крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 63 - крюйс-брам-рей; 64 - крюйс-бом-брам-рей; 65 - бизань-гик; 66 - бизань-гафель; 67 - кормовой флагшток;

Фламандская каракка – ванты


Ванты ― растяжки, которые удерживают мачту, чтобы не упала, чего доброго.
А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля



Модель каракки из Нюрнберга (Schlüsselfelder Schiff ), серебро, позолота, 1503 г. Автор предположительно Альбрехт Дюрер-старший.


Конструкция крепления вант грот-мачты к корпусу фламандской каракки необычна. Первые несколько снастей крепятся непосредственно к борту, остальные – к широкому русленю.

Появление широкого горизонтального русленя на гравюре, которая, как полагают, относится к периоду свадьбы Карла Смелого и Маргариты Йоркской в 1468 году, с детальным изображением юферсов на нем – достаточно необычно. Ванты в тот период крепили в основном на палубе или непосредственно на бортах, а способы, которыми их набивали, распознать на имеющихся изображениях было невозможно (о вант на галерах и связанных с этим процессом терминах можно прочитать в одном из наших прежних постов). Обычно художники ограничивались какими-то непонятными зигзагами. Одним из первых достоверно датируемых (1493 год) изображений горизонтального русленя является гравюра Михаэля Вольгемута «Улисс и Цирцея» в «Нюрнбергской хронике» Хартмана Шеделя.


Гравюра по дереву из Нюрнбергской хроники Шеделя (Schedel"schen Weltchronik ), лист 41 recto


Но и на ней устройство для набивания вант – это лишь какие-то зигзаги вокруг снастей.

Необычность изображения фламандской каракки подкреплена отличием стиля этой гравюры от стиля других сохранившихся работ Мастера WA: изображение каракки никак не соотносится с периодом 1468 года, а больше соответствует стилю последних работ Мастера, приходящихся на 1485-1490-е годы. Возникшую проблему можно разрешить, предположив, что оригинальное изображение, изготовленное к свадьбе, было переделано в более поздние годы. Если еще раз взглянуть на увеличенное изображение каракки в районе крепления вант


то можно рассмотреть следы удаленного фрагмента изображения между грузовым портом в борту каракки и русленем над ним.Частично удаленная деталь видимо представляла собой грузовой порт, который был расположен выше и ближе к корме, чем порт на окончательном изображении. Перемещение порта на новое место можно легко объяснить. Погрузка тяжелых предметов через грузовой люк в борту зачастую осуществлялась с помощью талей на грота-рее, которая использовалась как грузовая стрела. Широкий руслень, как он изображен на гравюре, расположенный сразу же над старым изображением порта, делал погрузку через этот порт невозможным. Видимо, руслень является более поздним дополнением на гравюре, и вместе с ним были внесены изменения и в расположение грузового порта.

Теперь о самом способе крепления вант. Рассмотрим вкратце его эволюцию. Увеличение размеров парусных кораблей и рост в связи с этим сил натяжения стоячего такелажа требовали новых способов набивания вант. Всего можно отметить три таких способа. Первый был подобен методу, который используется при натягивании струн музыкальных инструментов. Концы вант наматывали на колышки (подобно колкам на скрипке). Натяжение снастей осуществлялось с помощью барашков, прикрепленных на этих штифтах, что также очень смахивает на прием настройки струнных инструментов. Хорошую иллюстрацию к этому варианту можно увидеть на гравюре Ганса Буркмайра (1511 год), находящейся в книге комментариев страсбургского проповедника Гайлера фон Кайзерсберга к поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков » .


Таким образом, в этом случае натяжение вант осуществлялось с помощью своеобразного ворота, небольшого брашпиля, снабженного, как полагают некоторые исследователи (H. H. Brindly, 1913), храповым механизмом (храповик с собачкой). Впрочем, нельзя исключать. что штифты удерживались в необходимом положении с помощью обычного фрикциона, что было более естественным в ту эпоху. Следует отметить, что других изображений подобного способа натяжения вант не найдено, поэтому выдвинута гипотеза, что изображение воскрешает давно забытый, возможно, исторически первый, способ.

Другим возможным способом набивания вант являлся способ закрутки снасти. Для понимания его сути рассмотрим вантовые тросы, которые существовали в то время. В принципиальном плане существуют два типа витых тросов: левого спуска и правого спуска. В 1973 году для обозначения этих двух типов навивки троса даже был введен особый международный стандарт ISO 2:

Прописной латинской буквой S обозначались тросы левого спуска, а прописной Z – правого. Эти буквы были выбраны потому, что направление линии в их средней части соответствует направлению пряди в соответствующем тросе. Для нас удобнее, думаю, будет другое правило: если смотреть вдоль троса, то для троса левого спуска прядь, удаляясь от наблюдателя, идет в левом направлении, а для правого, соответственно, в правом. (Для знатоков нарезного оружия здесь прямая аналогия с определением направления нарезки ствола: правого – «слева, вверх, направо» (исторически это Россия, США и др.) и левого (Англия, Франция и пр.)) Тросы правого спуска наиболее распространены, и, как правило, именно они использовались для изготовления вант.

Если трос правого спуска (a) «закручивать» против часовой стрелки (b), то он становится короче, натяжение ванты возрастает, если по часовой стрелке (c) – трос удлиняется. Это свойство витых тросов использовалось для набивки вант.

К нижнему концу ванты, прошедшему через отверстие в борту, прикрепляли клеванту (о клевантах мы уже ). Вращая клеванту в желаемом направлении, увеличивали или уменьшали натяжение вант.

Существуют изображения и даже модели парусных кораблей с подобным способом набивания вант. К примеру, в иллюминированной Псалтыри Латтрелла (1320–1340) на миниатюре к псалму 89 как раз показаны ванты с клевантами.


Luttrell Psalter (British Library), фрагмент миниатюры к псалму 89


Ну и конечно, замечательная серебряная модель каракки из Нюрнберга, фотография которой приведена в начале поста, а увеличенное изображение приводится ниже.

Кольхаузен (H. Kohlhausen. Nürnberger Goldschmiedekunst des Mittelalters undder Durerzeit 1240 bis 1540 , Berlin, 1968) делает предположение, что возможный автор модели Альбрехт Дюрер-старший в качестве образца для нее взял гравюру фламандской каракки Мастера WA. Однако имеется одно препятствие: на модели Дюрера использован способ крепления вант с помощью клевантов, а на фламандской каракке, как мы видели, использованы юферсы и руслень.

И, наконец, рассмотрим третий способ натяжения вант – с помощью блоков. Первоначально ванты набивали с помощью одношкивного блока, дающего, как известно, двукратный выигрыш в силе. Дальнейшее усовершенствование этого способа привело к замене простого блока парой юферсов – бесшкивных блоков с тремя сквозными отверстиями в щеках, расположенными в виде треугольника, через которые проводят лопари талрепа (см. приведенное выше увеличенное изображение фламандской каракки в районе вант). Новая конструкция теоретически позволяла добиться пятикратного выигрыша в силе.

Исторически введение юферсов по времени совпадало с введением руслений для их крепления: усиление натяжения вант в новом способе их крепления грозило отрывом обшивки борта, поэтому крепились блоки уже не за борт, а на специальной горизонтальной доске – руслене. Первоначально эта доска крепилась к борту пластью, вертикально. Такой способ крепления мы видим, например, на каракке с картины Ганса Мемлинга «Семь радостей Марии»


Ганс Мемлинг (Hans Memling) Семь радостей Марии (1480). Старая мюнхенская Пинакотека

Художник в пределах одной огромной доски изобразил восемнадцать разных эпизодов из жизни Марии и Христа. Нас интересует сцена на заднем фоне, изображающая погрузку волхвов и их лошадей на корабли (на обратном пути из Святой Земли после поклонения Христу).

Разрешения имеющихся репродукций с этой картины не хватает, чтобы в деталях разглядеть корабли на горизонте. Приведем поэтому иллюстрацию из статьи A. W. Sleeswyk The Carrack of Hans Memling (1987)


Каракки волхвов (1480)

Хотя и на этом изображении мы особенно не различаем интересующих нас деталей, предлагается поверить на слово, что на левом корабле крепление вант осуществляется через юферсы, которые укреплены на доске, плоскостью своей прижатой к бору корабля.

Продолжим эту тему в следующий раз.

На рабочем столе - почти готовая модель старинного парусника. Она несет ванты и фордуны, поверх вант аккуратно уложены штаги. Чтобы покончить со стоячим такелажем и перейти к установке бегучего нам осталась самая малость - оснастить бушприт. Но такая ли уж это малость? Давайте, посмотрим…

Такелаж бушприта

Первым делом укладываем на бушприт найтовы (ватер-вулинг) - трос, огибающий бушприт и проходящий через отверстие в княвдигеде или через обух в форштевне. Ватер-вулинг состоит из 9-11 шлагов, перекрещивающихся между собой, и завершается еще десятком горизонтальных шлагов. Трудно придумать лучший способ для прочного соединения бушприта с носовой оконечностью корабля. Именно поэтому, начиная с XVI столетия, ватер-вулингом оснащались практически все парусники Старого и Нового Света.

Носовая оконечность брига "Меркурий" - чуть выше грот-лось-штага проходит ватер-вулинг.


Чуть позже, в XVII веке, для противодействия тяге фока- и фор-стень-штагов стали устанавливать дополнительную снасть - ватер-штаг, удерживавший бушприт снизу. Поначалу ватер-штаг представлял собой простые тали, закрепленные на княвдигеде и бушприте корабля.

На модели ватер-штаг проводим через отверстие в княвдигеде, сплеснивая (сращивая) концы вместе и заканчивая в верхней части штаг-блоком. Парный блок устанавливаем около эзельгофта бушприта. С помощью тонкого троса (для нас это просто нить) найтуем блоки - и ватер-штаг превращается в единое целое! На моделях английских судов ватер-штаг набиваем несколько иначе, с помощью пары обычных юферсов.

Носовая оконечность линейного корабля "Ингерманланд" - крепление ватер-штага в княвдигеде.


Оснастка бушприта окажется несколько сложнее, если перед нами модель корабля XIX века. На такой модели обязательно должны устанавливаться ватер-бакштаги, поддерживающие длинный бушприт с боков. Ватер-бакштаги крепятся гаками за обухи на скулах корабля и набиваются талями на эзельгофте бушприта.

Не стоит забывать и о такой важной снасти стоячего такелажа как заспинник бушприта. Он представлял собой своеобразный тросовый поручень, служивший страховкой для моряков при хождении по бушприту. С одной стороны заспинник крепится на переборке бака или на кнехте штевня, с другой стороны - за обух на эзельгофте бушприта. Иногда заспинник бушприта в середине может поддерживаться оттяжкой, закрепленной на фока-штаге корабля.

Бриг "Меркурий" - параллельно бушприту идет парный заспинник, также видны ватер-штаги и ватер-бакштаги.


Такелаж утлегаря и бом-утлегаря

После оснастки бушприта самое время перейти к установке стоячего такелажа утлегаря. Чтобы понять, зачем и без того длинный бушприт дополняли утлегарем, обратимся к истории…

бриг "Меркурий" - в месте крепления фока-лось-штага виден найтов утлегаря. Проводка утлегарь-штага через мартин-гик и направляющий коуш под бушпритом.


В XVIII веке место громоздких прямых парусов на бушприте заняли более эффективные и удобные кливера. Но от прямых парусов отказались не сразу - напротив, чтобы поставить добавочные прямые паруса, бушприт удлинили, установив утлегарь. В шпоре утлегаря имелось отверстие, через которое его найтовали с бушпритом. В свою очередь, утлегарь надо было укрепить какой-то дополнительной снастью, чтобы компенсировать напряжение штагов фок-мачты. Такую снасть назвали утлегарь-штагом или мартин-штагом. Ее огоном накладывали на нок утлегаря и, для увеличения разноса, проводили через отверстие в выстреле бушприта - мартин-гике, закрепленном на эзельгофте бушприта. Далее мартин-штаг вели через направляющий блок или коуш в середине бушприта и талями набивали на баке судна. Той же последовательности мы будем придерживаться и на модели.

Линейный корабль "Цесаревич" - бушприт имеет двойной мартин-штаг.


Несколько слов об особенностях проводки двойного мартин-штага. От нока утлегаря он проходит через два разнесенных под углом около 100° выстрела мартин-гика, затем через два блока на бушприте и завершается парой талей на баке.

Если же корабль несет утлегарь и бом-утлегарь, выполненные из одной штуки дерева, нам предстоит обтянуть два простых мартин-штага. Сперва проводим бом-утлегарь-штаг. От нока бом-утлегаря он идет через отверстие в мартин-гике и набивается талями справа на баке. Утлегарь-штаг, закрепленный в верхней части утлегаря, должен пройти через другое отверстие в мартин-гике, выше предыдущего. Набиваем его талями на баке, но уже с левой стороны.


Для поддержки утлегаря с боков устанавливаем специальные парные тросы - бакштаги. Первую их пару ставили на ноке утлегаря, длинные шкентели проводили через кренгельсы на блинда-рее и примерно через 1 метр от рея заканчивали талями. Парные блоки этих талей крепили гаками - в обухах на передней стороне кран-балок, на небольших битенгах бака или же на скулах корабля. Вторую пару бакшатагов фиксировали за боковые очки на "кливер-ринге". (Так называлось кольцо с гаком или роликом, которое свободно передвигалось по утлегарю и служило для крепления фор-стень-штага.) Далее бакштаги проводили аналогичным образом через вторую пару кренгельсов на блинда-рее, расположенную ближе к утлегарю, и заканчивали, как обычно, талями.

"Святой Николай": проводка бакштагов через кренгельсы на блинда-рее.


Для работы с парусами утлегарь и бом-утлегарь должны оснащаться пертами. Перты огоном накладывали на нок утлегаря и крепили на эзельгофте бушприта. Вторую пару перт одевали огоном на нок бом-утлегаря и фиксировали к верхней части утлегаря. Перты висели примерно на высоте 2-х футов и не имели подпертков, а для того, чтобы ноги матросов не скользили, на пертах вязали узлы - кнопы.

"А можно ли в точности повторить все нюансы проводки такелажа на модели?" - спросите вы. Разумеется, можно. Но только если тщательно подойти к выбору ниток для изготовления такелажных снастей - они должны быть без заметного ворса, иметь цвет и структуру настоящего витого каната. Светлые нитки сразу отложите в сторону. Так как снасти стоячего такелажа тировались, они в итоге приобретали черный цвет. Ввиду несколько другого состава тира, цвет стоячего такелажа на французских судах был темно-коричневым.

Для такелажа лучше всего подойдут нити из искусственных волокон: они легко свиваются, прочны, их длина мало изменяется при колебаниях температуры и влажности воздуха. Но не стоит забывать, что такелаж из синтетики требует особенно тщательной проклейки узлов (они имеют свойство самопроизвольно распускаться).

И, наконец, известный гамлетовский вопрос "Вить или не вить?" Я бы ответил на него положительно, так как только витой такелаж выглядит реалистичным. Конечно, на моделях масштабом мельче 1:50 трудно воспроизвести все градации толщин такелажных снастей, однако к этому надо хотя бы стремиться!

Обычно диаметр грота-штага (самого толстого троса на корабле) рассчитывали эмпирически: он принимался равным 0,166 диаметра грот-мачты в пятнерсе. Толщины остальных такелажных снастей будем вычислять в процентах от диаметра грота-штага.

Толщины снастей стоячего такелажа

Бушприт
Ватер-штаг 80%
Найтов 40%
Вулинг 18%
Блинда-стеньга
Бакштаги 20%
Ванты 16%
Талрепы вант 8%
Утлегарь
Мартин-штаг 20%
Бакштаги 16%
Перты 8%
Фок-мачта
Фока-штаг 80%
Ванты 40%
Талрепы вант 20%
Фор-стеньга
Фор-стень-штаг 40%
Ванты 20%
Талрепы вант 10%
Фордуны 20%
Фор-брам-стеньга
Фор-брам-стень-штаг 20%
Ванты 16%
Талрепы вант 8%
Фордуны 16%
Грот-мачта
Грота-штаг 100%
Краг-штаг 75%
Ванты 50%
Талрепы вант 25%
Грот-стеньга
Грот-стень-штаг 50%
Ванты 25%
Талрепы вант 13%
Фордуны 25%
Грот-брам-стеньга
Грот-брам-стень-штаг 20%
Ванты 16%
Талрепы вант 8%
Фордуны 16%
Бизань-мачта
Бизань-штаг 40%
Ванты 25%
Талрепы вант 13%
Крюйс-стеньга
Крюйс-стень-штаг 20%
Ванты 16%
Талрепы вант 8%
Фордуны 16%
Крюйс-брам-стеньга
Крюйс-брам-стень-штаг 10%
Ванты 8%
Фордуны 8%

Автор - Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков - Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции "С" БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта