Турбулентность что означает. Всё, что вы хотели знать о турбулентности: рассказывает пилот. Может ли самолет упасть во время турбулентности

Сложно оставаться спокойным, когда самолет, в котором вы летите, начинает трясти. Так происходит, когда лайнер попадает в зону турбулентности. Что это и чем опасно такое явление для самолета и пассажиров и как правильно вести себя во время «болтанки» - ответим на самые распространенные вопросы о турбулентности.

Явление турбулентности

Для начала разберемся, что такое турбулентность. Это колебания самолета, которые вызваны вихревыми потоками ветра. Дело в том, что воздух находится в состоянии постоянного изменения — температур, давления, скорости и направлении ветра. В результате меняется плотность воздушных слоев, а на их стыках образуются своеобразные завихрения. Когда самолет попадает в такую зону, его начинает потряхивать.

Турбулентность может возникнуть при прохождении некоторых видов облаков, например, кучевых и грозовых. Из-за больших порывов ветра в них самолет начинает «болтать». Как правило, такие зоны просматриваются на локаторах, а лайнеры стараются обойти их стороной. Но движения облаков не всегда можно предугадать, тогда пилоты переходят в режим ручного управления и выходят из опасной зоны.

Зоны турбулентности могут встречаться не только в грозу, но и при ясной погоде в чистом небе. Как правило, они возникают на высоте выше пяти километров и чаще всего располагаются в гористой местности.

Довольно часто с таким явлением сталкиваются лайнеры, набирающие высоту или заходящие на посадку. Осложняется все тем, что самолет не может сменить эшелон полета (то есть воздушный путь). Однако и на такие случаи есть инструкции и нормативы. Пилот может зайти на второй круг или выбрать альтернативный аэропорт для посадки при проявлении неблагоприятных условий.

Что делать при турбулентности?

Здесь все действия простые и понятные. Во-первых, не отстегивайте ремень безопасности без необходимости во время перелета. Если вы не пристегнуты, то сделайте это сразу, как услышите команду бортпроводника. Одновременно на табло загорается лампочка «Пристегните ремни». Уберите гаджеты, они могут выпасть из рук и сломаться.

Если вдруг открылась дверца отделения салонного багажа, расположенного над вашим креслом, прикройте голову руками. Но ни в коем случае не отстегивайтесь и не вставайте в попытке ее закрыть.

В момент тряски постарайтесь расслабиться. Дышите глубоко и ровно, сконцентрируйтесь на вдохе и выдохе, такие действия позволят успокоиться и предупредить панику. И не спешите отстегиваться сразу после окончания тряски. Дождитесь разрешения экипажа.

Чем опасна турбулентность для пассажиров?

Почему мы несколько раз акцентировали внимание на ремнях безопасности? Потому что травма — самая распространенная опасность для пассажиров при «болтанке». Если вы не успели занять свое место, пренебрегаете правилами безопасности, вы можете упасть, удариться головой и получить серьезную травму, либо сломать руку или ногу.

Также бывали ситуации, когда в такие моменты путешественникам на голову падали вещи из отсека ручной клади. Был зафиксирован случай, когда чемодан стал причиной перелома шеи пассажира. Именно поэтому авиакомпании устанавливают ограничения для ручной клади по весу, а бортпроводники внимательно проверяют все отсеки перед взлетом.

Опасна турбулентность и паникой, которая способна быстро распространиться по салону. В приступе неконтролируемого страха некоторые пассажиры могут повести себя неадекватно, а у кого-то «прихватить» сердце. Здесь как раз и помогут дыхательные упражнения.

Может ли самолет упасть из-за турбулентности?

И в завершении, чтобы развеять окончательные сомнения, разберемся, может ли самолет упасть из-за турбулентности. Ответ на этот вопрос — нет, только турбулентность не может привести к авиакатастрофе. Самолеты сконструированы так, чтобы они могли выдерживать сверхнагрузки. Во время тестирования все его детали проходят испытания на прочность. Так что он не перевернется и не развалится даже при сильных порывах ветра. И статистика это подтверждает. За историю авиации был зафиксирован только один печальный инцидент — в 60-х годах в Японии. Но истинной причиной стала ошибка пилота — он сам свернул с проложенного маршрута и направился в опасную зону.

Конечно, предел прочности есть даже у самого крепкого воздушного судна. Шквальный ветер способен в момент взлета или посадки сместить самолет. Но и на эти случаи есть нормативы безопасности. И если есть какая-то угроза, самолету просто не дадут команды взлететь. Если же сложные погодные условия наблюдаются в аэропорту посадки — то лайнер отправится на другой аэродром.

Надеемся, мы убедили вас, что в явлении турбулентности нет ничего страшного. Главное — не расстегивайте просто так ремни безопасности, а при тряске неукоснительно следуйте инструкциям экипажа.

Такие времена заранее не планируются, они могут предполагаться, но не всегда угадаешь, в какой конкретно момент и в поток какой силы угодит твой летательный аппарат. Предупредительные сигналы на пути вполне могут быть упущены из виду, и кто знает, чем это обусловлено. Возможно, дело в недостаточной осознанности, а может быть у отдела раздачи кармических уроков созрел новый план, и он решил удивить тебя неожиданной сменой направления полета. В любом случае имей в виду, что однажды ты можешь очнуться на своем кресле от ощущения, что какая-та сила с невероятным усердием сотрясает твое воздушное судно. Некоторым от этой тряски положено проснуться, другим же – продолжать полет в состоянии глубокой дремоты.

Турбулентность может застичь нас как за штурвалом самолета, так и в глубине салона на пассажирском сиденье. В первом случае мягкость полета поддается относительной корректировке с помощью наших действий, во втором – остается лишь пристегнуть ремни, слушать указания капитана и проводников воздушного судна и по возможности сохранять спокойствие.

Полет в условиях высокой степени неопределенности – дело непростое, требует выдержки и является хорошей проверкой на душевную устойчивость да доверие жизни. Исход полета отчасти зависит и от мастерства экипажа, но иногда невозможно контролировать сей процесс даже наполовину (да и можем ли мы контролировать хоть что-то внешнее в нашей жизни? контролировать можно только самого себя, да и то не всегда с этим удается справиться так, как нужно было бы). Что можно сделать, если воздушное судно вашей жизни попало в зону турбулентности?

Во-первых , работаем над тем, чтобы принять сам факт неотвратимости полета в условиях турбулентности. Уже случилось. Уже произошло. Зависит от вас сейчас что-то? Если да, то сделайте то, что от вас зависит, сделайте это наилучшим образом, а дальше постарайтесь с максимальным вниманием наблюдать за происходящим внутри вас. В эпицентре бушующих воздушных потоков самое время учиться отслеживать собственные реакции на обстоятельства, которые предлагает вам жизнь. Приготовьтесь к знакомству с новым или новой собой, замрите и наблюдайте. Скорее всего, на какое-то время вам придется выпасть из привычного образа жизни.

Во-вторых , учимся доверять жизни и пространству вокруг нас . Проблема полета в трудных условиях заключается в том, что почти никогда не знаешь, надолго тебе тут придется застрять или нет. Кто знает, какова продолжительность твоего путешествия в этой самой зоне турбулентности? Возможно, оно продлится несколько минут или часов, а может быть и до конца полета трясти будет так, что мама не горюй Наслаждайся полетом, доверяй жизни, что есть, то есть.

В-третьих , помнить, что не мы первые, не мы последние . Летали до нас, летают вместе с нами, будут летать еще долгое время после.
Могу сказать, что вне зависимости от того, что там впереди, зоны турбулентности – это лучшее, что с вами может случиться. После выхода из каждой из них вы переходите на новый этап с хорошей несгораемой суммой, как в играх из серии “Кто хочет стать миллионером?” НО! Переход на новый уровень возможен лишь тогда, когда проделана серьезная внутренняя работа, если захотите свернуть с маршрута, чтобы выйти из этого неприятного состояния, то будьте уверены, новая зона турбулентности настигнет вас очень скоро, от них никуда не скрыться

Чем нужно заняться, когда всех и все вокруг сильно трясет, так это полным погружением в себя, наблюдением за страхами и эмоциями, которые всплывают из самой глубины, очень сильно постараться найти источник покоя внутри себя. Понятно, что задание непростое, особенно когда находишься в компании высокотревожных людей, трудно, когда первый раз попадаешь в переделку такой степени сложности, очень страшно, если все привычные методы самоуспокоения уже испробованы, а внешние обстоятельства не меняются, но чем вам не испытание на креативное мышление?) Приходится занять себя чем-то интересным или особенно важным. Например, бояться-бояться, а потом перебояться, расстраиваться-расстраиваться, а потом устать от этого, ждать-ждать, а потом все отпустить, сомневаться-сомневаться, а потом взять и довериться тому, что есть

Источник покоя внутри, источник света внутри, мир и гармония тоже внутри . Все уже здесь! А зоны турбулентности – это прекрасная возможность оценить устойчивость внутренней системы к внешним воздействиям, а также ее гибкость и адаптивность к быстро меняющимся обстоятельствам окружающего мира . О как!

Турбулентность или так называемая болтанка в самолете вызывает жуткий страх и даже у многих пассажиров. Если вы думаете, что вы один такой, кто боится турбулентности, то сейчас вас ждет разочарование. Миллионы людей во всем мире боятся до дрожи в коленях этого явления. Вполне естественного, между прочим.

Опасна ли турбулентность для самолета? На самом деле, нет. За всю историю мировой, гражданской авиации, а это уже 110 лет, не было ни единого случая , который был бы вызван только турбулентностью. Но давайте для начала разберемся, что такое турбулентность в самолете и чем это опасно.

Для этого придется обратиться к химии с физикой. Итак, воздух сам по себе неоднороден. Больше всего он похож на торт Наполеон, как бы это ни было парадоксально.

Он состоит из слоев, каждый из которых имеет свои химические и физические свойства. На стыках этих слоев образуются завихрения. Пролетая через них, самолет начинает трястись.

Кроме этого, эти слои постоянно видоизменяются из-за температуры, давления, направления и скорости ветра. Проходя через них, начинает вибрировать.

Опасны могут быть кучевые и грозовые облака. Сам по себе самолет туда не полетит. Он постарается обойти их, так как его ждет очень сильная тряска вследствие увеличения скорости ветра.

Воздух для самолета, как асфальтовая дорога для автомобиля. А завихрения — это как кочки на этой дороге. Если брать другое сравнение, то стоит вспомнить море.

Иногда на море спокойно и тихо, но порой начинаются шторм и, как следствие, сильные волны. При этом, корабль продолжает благополучно идти своим путем. То же самое происходит и с самолетом.

Самолет никогда не полетит в зону кучевых и грозовых облаков.

Тем более, специалисты, проектирующие самолеты, знают об этом явлении. Они учитывают его и испытывают перед отправкой на эксплуатацию. Самолет способен выдерживать очень сильные нагрузки — ветер до 30 м/с и более.

Самолет летит на автопилоте , а пилоты еще дополнительно получают метеосводку перед полетом. Так что путь прокладывается таким образом, чтобы обойти возможные кучевые и грозовые облака.

Так что может ли самолет упасть из-за турбулентности? Разумеется, нет. Чтобы лучше познакомиться с этим явлением, посмотрите видео о сильной турбулентности в самолете, в конце этой статьи.

Чем опасна турбулентность для пассажиров?

Когда начинается турбулентность, то самолет начинает трясти. От тряски могут открыться отделения для ручной клади сверху. Если там лежат тяжелые сумки или предметы, то они могут просто упасть сверху на голову пассажира.

Последствия сильной турбулентности внутри самолета.

Известны случаи, когда упавший сверху чемодан сломал человеку шею.

Другая опасность состоит в том, что если вы по каким-либо причинам не успели пристегнуться или вышли в туалет, несмотря на предупреждения бортпроводников, то вы можете упасть и удариться обо что-нибудь головой. Это может быть смертельно.

Кроме этого, может возникнуть приступ паники . Дело тут в том, что наш вестибулярный аппарат воспринимает маленькие крены и снижение высоты, как падение и переворот самолета вокруг своей оси. Отсюда неконтролируемый страх, который некоторым трудно сдерживать.

Что делать при турбулентности?

Во-первых, не пренебрегайте техникой безопасности и предупреждениями стюардесс . Как бы вам не хотелось в туалет, лучше переждать зону турбулентности, а уже затем выходить туда.

Турбулентность — одна из причин аэрофобии.

Пристегните ремень и постарайтесь не нервничать.

Во-вторых, если увидите, что отделения для ручной клади начинают открываться, то прикрывайте голову , но не вставайте со своего места, чтобы их закрыть.

Если у вас начинается приступ паники, то постарайтесь глубоко и ровно дышать. Дыхательная гимнастика поможет вам привести в норму увеличивающиеся сердцебиение и хоть немного успокоиться.

25.04.2018 , 06:23 38598

Пассажиров зачастую пугает, когда самолет начинает потряхивать, из стороны в сторону или подбрасывать то вверх, то вниз, при этом тревожно «машет крыльями». На языке пилотов - это «болтанка», на более научном языке - турбулентность. Что же это такое? Опасна ли она? Как вести себя во время турбулентности? Давайте попробуем разобраться.

Что такое турбулентность

В атмосфере постоянно происходят изменения давления, температуры, направления и скорости ветра. По этой причине воздушные массы по составу и плотности становятся неоднородными. Когда самолет проходит через них на большой скорости, возникает вызывающая неприятные ощущения вибрация. Это можно сравнить с автомобилем едущем по ухабистой дороге.

Иногда такое явление возникает при ясном небе или же небольшом количестве облаков верхнего яруса, его называют - турбулентностью ясного неба. Отличительная характеристика заключается в отсутствии явных признаков турбулентности. По этой причине ее непросто обнаружить заранее не только визуально, а и даже с применением радара.

Но чаще всего турбулентность возникает в условиях облачности, во время движения самолета через море и горы. И ее легко спрогнозировать. Пилоты заранее предупреждают о предстоящих вибрациях, советуя пассажирам занять свои места и пристегнуть ремни безопасности. Необходимо четко следовать всем указаниям, так как во время сильной тряски можно получить серьезные травмы.

Чем отличается воздушная яма от турбулентности?

Для пассажиров, если трясет самолет, значит это турбулентность, но для пилотов есть разные понятия: воздушная яма и турбулентность. В чем же их отличие? Турбулентность возникает при увеличении скорости течения газа и волн, которые самопроизвольно образовываются. Воздушными ямами принято считать перепады давления, при которых самолет попадает в нисходящий поток воздуха, заставляющий его снизить вертикальную скорость подъема. При этом за нисходящим следует восходящий поток воздуха и все повторяется. О том, насколько глубоко на самолете можно провалиться в воздушную яму, .

Турбулентность - частое явление?

Постоянное. Но, как правило, турбулентность такая слабая, что пассажиры ее особенно не замечают. Сильная турбулентность возникает намного реже.

А самолет может разрушится и упасть из-за турбулентности?

Конструкция современных самолетов может выдержать даже самые сильные порывы ветра. При этом корпус и все части летательного аппарата останутся целыми.

Хотя, теоретически, такая опасность и может быть, так как каждая конструкция имеет свой предел мощности, а сильнейший ветер во время посадки и взлета способен ударить самолет об землю. Разработаны специальные нормативы, по которым пилот должен будет уйти на запасной аэродром, чтобы не подвергать риску пассажиров.

Как турбулентность влияет на пассажиров?

Явление турбулентность безопасно для пассажиров, хотя и неприятное, т.е оно влияет только на комфорт. Однако, чтобы не получить травмы, при прогнозе зоны турбулентности важно: следовать всем указаниям бортпроводников, соблюдать правила безопасности полета и спокойствие. В противном случае, это может привести к печальным последствиям, примером может послужить случай, произошедший в мае 2017 года. Авиарейс SU-270 следовавший из Москвы в Бангкок авиакомпании «Аэрофлот» попал в зону турбулентности ясного неба. Многие пассажиры пренебрегли правилам безопасности полета, они не были пристегнуты, дети находились на коленях у родителей, в результате чего 27 человек получили травмы различной тяжести, несколько человек были госпитализированы. Можно ли сократить риск травмы из-за турбулентности?

Да можно. Для этого:

  • Пристегните ремни безопасности.
  • Оставайтесь пристегнутыми во время всего полета.
  • Разместите ручную кладь на специальной багажной полке и закройте ее. В противном случае, выпавший чемодан может ударить кого-нибудь.
  • Ни в коем случае не держите детей на коленях - удержать ребенка при резком рывке будет невозможно.
  • Внимательно слушайте предупреждения и инструктаж экипажа.
Как вести себя при турбулентности?

При турбулентности важно: находиться на своем месте, не паниковать и слушать рекомендации экипажа. Выше перечисленным советам следует придерживаться.

Как не бояться турбулентности?

Бывает так, что боязнь турбулентности в самолете становится причиной отказа от авиапутешествия. Однако прежде чем идти на поводу у своей фобии, возможно, лучшим решением будет от нее избавиться и в будущем наслаждаться перелетами. Всем, кто бояться зоны турбулентности, психологи рекомендуют:

  • Для себя выяснить, что такое турбулентность и насколько она опасна для самолета.
  • Узнать, как нужно себя вести, если самолет оказался в зоне турбулентности.
  • Общаться со знакомыми, родственниками или авиапутешественниками на форумах, которым приходилось попадать в зону турбулентности.
  • При необходимости найти для себя способ, который придаст уверенности во время вибраций самолета. Это может быть песня, мелодия, воспоминание, молитва.
  • Осуществлять первые перелеты с близкими или родственниками. Отличным вариантом будет лететь с человеком, который часто путешествует самолетом.
  • При сильной боязни перелетов заранее проконсультироваться с опытным психотерапевтом.