Святой исаакий далматский с собачьей головой. Исаакий (преподобный далматский). Исаакий Далматский и Исаакиевский собор

Св. Исаакий был сирийским отшельником. Он жил в пу­стыне во время антихристианских гонений императора Валента (364-379). В 378 г., когда император готовился к военному походу против готов, которые стояли в большом числе на берегах Дуная, угрожая Константинополю, св. Исаа­кий по Божественному откровению явился пред Валентом и сказал: «Царь! Отопри храмы для православных, и то­гда Господь благопоспешествует пути твоему». Но прави­тель пренебрежительно отмахнулся от пустынника. На сле­дующий день блаженный старец снова предстал перед ним, но Валент опять не прислушался к его словам. И на третий день подвижник подошел к царю. Взяв за узду его коня, Исаа­кий начал еще усерднее увещевать и просить царя открыть храмы. Когда они дошли до глубокой пропасти, поросшей терниями, раздраженный император приказал стражникам бросить туда святого.

По Божией милости, Исаакий упал в терния как на мягкое ложе. Тогда явились ему два светлых мужа в белых сияющих одеждах, извлекли из пропасти и тут же перенесли здравым и невредимым в Константинополь, оставив посреди агоры, куда только что прибыл император. В крайнем изумлении Валент спросил, тот ли перед ним, кого он приказал бросить в пропасть. Святой сказал ему в ответ: «Отопри храмы, и то­гда ты возрадуешься. Не послушаешь меня - знай, что, хоть и спасешь свою жизнь бегством, суждено тебе принять смерть от врагов своих на куче соломы». Царь, хотя и был потрясен таким предсказанием, тем не менее не внял ему и приказал сановникам Саторнику и Виктору содержать Исаакия в узах до своего возвращения.

Сражение, произошедшее около Адрианополя 9 авгус­та 378 г., обернулось поражением войск императора. Валент сумел выбраться с поля боя и со своим советником спрятал­ся в куче соломы. Варвары, пустившиеся за ним в погоню, обнаружили его там и подожгли. Вот так бесславно погиб ти­ран, так сбылось пророчество св. Исаакия.

Некоторые уцелевшие после битвы воины, вернувшись, желали испытать Исаакия и сказали ему: «Готовься держать ответ за свои слова, ибо император возвращается». А святой им ответил: «Еще семь дней назад до меня дошел запах его сожженных костей».

Когда власть взял Феодосий Великий, он, зная, какую роль сыграл в событиях святой инок, освободил его и незамедли­тельно издал эдикт, по которому православным возвраща­лись храмы после сорокалетнего перерыва.

Исаакий решил, что, поскольку его миссия завершена, ему остается лишь вернуться в сирийскую пустыню. Однако Саторник и Виктор со слезами молили святого остаться в го­роде, чтобы споспешествовать восстановлению иноческой жизни, подорванной во время арианских гонений. В кон­це концов он уступил при ус­ловии, что у него будет келья в уединенном и тихом месте, где он сможет закончить свои дни в безмолвии. Оба санов­ника, ставшие духовными сы­новьями Исаакия, соперни­чали в усердии, предлагая ему такое место. Подвижник оста­новил свой выбор на поме­стье Саторника, расположен­ном за тогдашней городской оградой, в квартале Псамафия (Саматья), около Ксиролофских ворот. Там он поселил­ся в маленькой келье и стал вести ангелоподобную жизнь отшельника.

Каждое утро оба сановни­ка, прежде чем приниматься за дела, приходили к нему за благословением. Все больше и больше благочестивых людей посещали Исаакия ради бесед об истинной вере и духовной жизни. Сам император Феодосий бывал у отшельника, про­сил дать советы и вступиться перед Господом за него и за империю. Многие христиане приглашали его к себе, и святой, отринув дух тщеславия, иногда покидал келью и навещал их.

Понемногу ширился круг его учеников. Место, где он под­визался, вскоре стало первым монастырем Константинопо­ля (382). Под его влиянием возникли другие монашеские со­общества числом до ста пятидесяти иноков как в самом городе, так и в его окрестностях, среди которых и община св. Ипатия в Руфинианском монастыре. Чтобы поддержать их духовное усердие, св. Исаакий регулярно посещал всех иноков. Несмотря на то что он не обладал никакой офици­альной властью, он почитался отцом всех столичных иноков.

Узнавая, что кто-то остро нуждается, он, если сам не мог помочь, обращался к зажиточным христианам, и те предо­ставляли нуждающимся еду и одежду. Так св. Исаакий стал не только наставником в вере и духовной жизни, но и в де­лах милосердия и благотворительности.

Когда св. Иоанн Златоуст стал епископом Константино­польским (398), он, видя, что большое число иноков ходит по городу и посещает дома горожан, принял меры против таких нарушений, приказав всем не покидать монастыри. Кроме того, он приступил к реорганизации благотворитель­ности, в частности создал больницу, ответственных за кото­рую назначал сам. Такие важные пастырские меры затмили дела св. Исаакия, и многие иноки почувствовали себя от­страненными.

Их недовольством поспешил искусно воспользоваться архиепископ Александрийский Феофил. Он прибыл в Кон­стантинополь и, стремясь направить против Златоуста те об­винения, которые выдвигались против него самого, привлек на свою сторону Исаакия и его иноков. И старый отшельник, к сожалению, принял активное участие в Соборе под дубом, будучи среди обвинителей св. Иоанна (403). Златоуст был свергнут и отправлен в ссылку. Однако такой приговор вы­звал столь бурный протест, что святой епископ вскоре был восстановлен на престоле, но, увы, ненадолго.

Св. Исаакий с тех пор больше не вмешивался в церковные дела и мирно прожил остаток жизни в своем монастыре. По­лучив Божественное откровение о скором конце своей зем­ной жизни, он собрал учеников, наказал им быть твердыми в истинной вере и назначил Далматина своим преемником, а затем отошел ко Господу (406).

Его оплакивал весь народ с императором во главе. После поминальной службы в кафедральном соборе, которую от­служил патриарх, процессия с его останками направилась в монастырь. Но Аврелиан, один из важных дворцовых са­новников и горячий почитатель святого, преградил дорогу, выставив военный отряд. Воины завладели святыней и по­ложили тело св. Исаакия в крипту церкви, построенной Аврелианом в честь св. Севастиана. Вынужденные смириться с таким благочестивым насилием, иноки возвратились в мо­настырь, лишенные утешения от мощей духовного отца.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 - 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: "Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 - 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.

Пре-по-доб-ный Иса-а-кий про-ис-хо-дил «с во-сто-ка», по всей ве-ро-ят-но-сти из Си-рии. Он под-ви-зал-ся в пу-стыне, по-ка не услы-шал го-лос с небес, по-велев-ший ему от-пра-вить-ся в Кон-стан-ти-но-поль. При-быв ту-да, свя-той за-стал сто-ли-цу охва-чен-ной ере-сью ари-ан-ства, при-вер-жен-цем ко-то-рой был им-пе-ра-тор Ва-лент (364-378). Ко-гда им-пе-ра-тор со-би-рал-ся на вой-ну с вар-ва-ра-ми , прп. Иса-а-кий несколь-ко раз под-хо-дил к нему с уве-ще-ва-ни-я-ми, про-ся от-крыть церк-ви и пре-кра-тить го-не-ния на пра-во-слав-ных. За это при-бли-жен-ные им-пе-ра-то-ра из-би-ли свя-то-го, а Ва-лент при-ка-зал бро-сить его в зло-вон-ное бо-ло-то, из ко-то-ро-го жи-вым не вы-би-ра-лось ни од-но су-ще-ство. Но 2 ан-ге-ла чу-дес-ным об-ра-зом из-ба-ви-ли прп. Иса-а-кия от ги-бе-ли. При-дя к им-пе-ра-то-ру в по-след-ний раз, он пред-ска-зал ему по-ра-же-ние в войне и ги-бель в огне. Раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор по-ве-лел бро-сить по-движ-ни-ка в тем-ни-цу до сво-е-го воз-вра-ще-ния. По про-ро-че-ству свя-то-го ар-мия Ва-лен-та бы-ла раз-би-та вар-ва-ра-ми, а им-пе-ра-тор, спа-са-ясь бег-ством, сго-рел в де-ре-вян-ном ам-ба-ре, по-до-жжен-ном пре-сле-до-ва-те-ля-ми.

О встре-че прп. Иса-а-кия с Ва-лен-том и пред-ска-за-нии по-ра-же-ния и ги-бе-ли им-пе-ра-то-ра со-об-ща-ют так-же цер-ков-ные ис-то-ри-ки блж. , и неко-то-рые дру-гие. В си-нак-сар-ном Жи-тии прп. Исаакия в свя-зи с эти-ми со-бы-ти-я-ми при-ве-де-на ис-то-рия, не встре-ча-ю-ща-я-ся в дру-гих ре-дак-ци-ях: святой узнал о ги-бе-ли им-пе-ра-то-ра еще до то-го, как ве-сти до-шли до Кон-стан-ти-но-по-ля, ибо он чу-дес-ным об-ра-зом чув-ство-вал за-пах со-жжен-но-го те-ла, до-но-сив-ший-ся с ме-ста сра-же-ния . Эта ис-то-рия бы-ла впо-след-ствии пе-ре-ска-за-на ис-то-ри-ком Иоан-ном Зо-на-рой .

По-сле смер-ти им-пе-ра-то-ра Ва-лен-та на пре-стол взо-шел им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий I Ве-ли-кий (379-395). Услы-шав о про-ро-че-стве свя-то-го, им-пе-ра-тор при-ка-зал от-пу-стить его из тем-ни-цы и с по-че-стя-ми при-нял во двор-це. По-сле это-го прп. Иса-а-кий, со-глас-но Жи-тию, участ-во-вал во II Все-лен-ском Со-бо-ре (381) (од-на-ко в спис-ках участ-ни-ков Со-бо-ра он не от-ме-чен). За-тем свя-той хо-тел вер-нуть-ся в пу-сты-ню, но бла-го-че-сти-вые вель-мо-жи Са-тур-нин и Вик-тор про-си-ли его не по-ки-дать Кон-стан-ти-но-поль и не остав-лять сво-их ду-хов-ных чад. Вняв их уго-во-рам, прп. Иса-а-кий по-про-сил по-стро-ить ему ке-лью. Каж-дый из вель-мож воз-вел в сво-ем име-нии жи-ли-ще для него, и свя-той вы-брал скром-ную ке-лью, со-ору-жен-ную Са-тур-ни-ном. Она на-хо-ди-лась в при-го-ро-де Кон-стан-ти-но-по-ля, за го-род-ски-ми сте-на-ми. К свя-то-му при-хо-ди-ло мно-го лю-дей из го-ро-да, он по-се-щал жи-те-лей по их прось-бам, чтобы по-мо-лить-ся с ни-ми и бла-го-сло-вить их до-ма. Им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий так-же неод-но-крат-но при-гла-шал его во дво-рец. Прп. Иса-а-кий все-гда стре-мил-ся по-мо-гать бед-ным, и ес-ли кто-то, встре-тив его на до-ро-ге, про-сил ми-ло-сты-ни, то он сни-мал с се-бя плащ и от-да-вал ни-ще-му. Ес-ли он воз-вра-щал-ся из го-ро-да и во-ро-та уже бы-ли за-кры-ты, то по-сле мо-лит-вы и крест-но-го зна-ме-ния свя-то-го они все-гда чу-дес-ным об-ра-зом от-кры-ва-лись. Через неко-то-рое вре-мя во-круг ке-льи Иса-а-кия был ос-но-ван мо-на-стырь, впо-след-ствии на-зван-ный Дал-ма-та мо-на-стырь, ко-то-рый счи-тал-ся древ-ней-шим в Кон-стан-ти-но-по-ле ; там свя-той про-жил до кон-ца сво-их дней.

По-чув-ство-вав при-бли-же-ние смер-ти, прп. Иса-а-кий со-звал уче-ни-ков, на-став-лял их в пра-вой ве-ре и вы-брал сре-ди них од-но-го, по име-ни Дал-мат, ко-то-ро-го на-зна-чил сво-им пре-ем-ни-ком.

По-сле кон-чи-ны свя-то-го им-пе-ра-тор при-ка-зал со-вер-шить тор-же-ствен-ное по-гре-бе-ние с про-цес-си-ей к церк-ви св. Ири-ны (ко-то-рая то-гда бы-ла ка-фед-раль-ным со-бо-ром Кон-стан-ти-но-по-ля). Бра-тия мо-на-сты-ря и уче-ни-ки свя-то-го ис-про-си-ли раз-ре-ше-ние по-ло-жить остан-ки Иса-а-кия в церк-ви св. Сте-фа-на, по-стро-ен-ной непо-да-ле-ку от Дал-мат-ско-го мо-на-сты-ря. Св. Иса-а-кий был по-гре-бен в ал-та-ре это-го хра-ма, спра-ва от свя-то-го пре-сто-ла.

Ис-хо-дя из тек-ста Жи-тия Иса-а-кия, го-дом его смер-ти сле-ду-ет счи-тать 383-й . Од-на-ко дру-гие ис-точ-ни-ки та-кую да-ту не под-твер-жда-ют. Со-глас-но Жи-тию Дал-ма-та, Иса-а-кий жил еще при ар-хи-епи-ско-пе Ат-ти-ке (406-425). Кал-ли-ник, ав-тор Жи-тия прп. Ипа-тия Ру-фи-ни-ан-ско-го, так-же со-об-ща-ет, что св. Иса-а-кий был жив еще в 406 г., ко-гда по-се-щал прп. Ипа-тия в его мо-на-сты-ре. При этом дру-гая вер-сия Жи-тия Дал-ма-та, из-дан-ная М. Ге-део-ном, под-твер-жда-ет 383 г. как да-ту кон-чи-ны свя-то-го, од-на-ко сам из-да-тель кри-ти-че-ски от-но-сит-ся к да-ти-ров-кам это-го со-чи-не-ния, ука-зы-вая на раз-но-об-раз-ные несо-от-вет-ствия, встре-ча-ю-щи-е-ся в тек-сте .

Ис-сле-до-ва-те-ли неод-но-крат-но за-тра-ги-ва-ли этот во-прос, и, по об-ще-му мне-нию, 383 г. нель-зя счи-тать го-дом смер-ти пре-по-доб-но-го. В на-сто-я-щее вре-мя об-ще-при-знан-ной яв-ля-ет-ся да-ти-ров-ка его кон-чи-ны пе-ри-о-дом по-сле 406 г. Неко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли бо-лее кон-крет-но опре-де-ля-ют год смер-ти св. Иса-а-кия. Так, А. Ка-ме-рон от-но-сит его кон-чи-ну к 416 г. на ос-но-ва-нии дан-ных о церк-ви пер-во-мч. Сте-фа-на, в ко-то-рой бы-ли по-ло-же-ны мо-щи Иса-а-кия . Су-ще-ству-ет мне-ние, что свя-той скон-чал-ся в 424 или 425 г.

Со-глас-но О. Мей-нар-ду-су, ча-сти-цы мо-щей прпп. Иса-а-кия и Дал-ма-та хра-нят-ся в ски-ту Но-вая Фива-и-да на Афоне .

По-чи-та-ние прп. Иса-а-кия в Рос-сии свя-за-но с лич-но-стью им-пе-ра-то-ра Пет-ра I, день рож-де-ния ко-то-ро-го (30 мая) сов-пал с днем па-мя-ти свя-то-го. Им-пе-ра-тор счи-тал его сво-им небес-ным по-кро-ви-те-лем, и в честь свя-то-го был воз-двиг-нут Иса-а-ки-ев-ский со-бор в С.-Пе-тер-бур-ге.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

При-ме-ча-ния

Речь идет о по-хо-де про-тив ве-ст-го-тов 378 г.

Theodoret. Hist. eccl. IV 34

Sozom. Hist. eccl. V 40

Су-ще-ству-ет две вер-сии Жи-тия прп. Иса-а-кия. Бо-лее пол-ная (BHG, N 956) со-хра-ни-лась в ру-ко-пи-си Vat. gr. 1671 (X в.) и из-да-на бол-лан-ди-ста-ми (ActaSS. Mai. T. 7. P. 247-258). Ее пе-ре-вод на сла-вян-ский язык со-дер-жит-ся в Су-п-расль-ском сбор-ни-ке (XI в.), а так-же вклю-чен под 21 мар-та в ВМЧ митр. Ма-ка-рия (Иосиф, ар-хим. Оглав-ле-ние ВМЧ. С. 37; Ива-но-ва К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. Со-фия, 2008. С. 493). Ав-тор, по всей ве-ро-ят-но-сти, был ино-ком Дал-ма-та мо-на-сты-ря. Ис-сле-до-ва-те-ли обыч-но да-ти-ру-ют это Жи-тие VI-VIII вв. (Dagron. 1970. P. 231; Lenski. 2004. P. 108). Крат-кая вер-сия (BHG, N 955) оста-ет-ся неиз-дан-ной, лат. пе-ре-вод был осу-ществ-лен А. Лип-по-ма-ном и из-дан вме-сте с пол-ной вер-си-ей Жи-тия (ActaSS. Mai. T. 7. P. 258-260). Крат-кое си-нак-сар-ное Жи-тие прп. Исаакия (BHG, N 956b), со-дер-жа-щее неко-то-рые све-де-ния, не встре-ча-ю-щи-е-ся в др. вер-си-ях, бы-ло из-да-но Ф. Аль-ке-ном в 1948 г. Н. Лен-ски вы-ска-зал пред-по-ло-же-ние, что обе ре-дак-ции Жи-тия, а так-же крат-кое си-нак-сар-ное Жи-тие вос-хо-дят к од-но-му ар-хе-ти-пу (Lenski. 2004. P. 108). Ис-сле-до-ва-тель Ф. Но упо-ми-на-ет о су-ще-ство-ва-нии еще од-ной вер-сии Жи-тия Иса-а-кия - в ру-ко-пи-си Paris. gr. 1453 (XII в.). Fol. 225v - 226 и при-во-дит из нее неболь-шой от-ры-вок, од-на-ко пол-ный текст до сих пор оста-ет-ся неиз-дан-ным (Nau F. Sur les mots ΠΟΛΙΤΙΚΟΣ et ΠΟΛΙΤΕΥΟΜΕΝΟΣ et sur plusieurs texts grecs relatifs à Saint Étienne // ROC. 1906. Vol. 11. P. 198-216).
До-пол-ни-тель-ные све-де-ния об Иса-а-кии и о Дал-ма-те мож-но по-черп-нуть из Жи-тия прп. Ипа-тия Ру-фи-ни-ан-ско-го (Callinicos. Vie d"Hypatios / Introd., texte crit., trad. et not. G. J. M. Bartelink. P., 1971. (SC; 177)), ко-то-рое, по мне-нию ис-сле-до-ва-те-лей, яв-ля-ет-ся бо-лее до-сто-вер-ным с ис-то-ри-че-ской точ-ки зре-ния со-чи-не-ни-ем, т. к. оно бы-ло со-зда-но вско-ре по-сле опи-сы-ва-е-мых со-бы-тий; имен-но к это-му Жи-тию сле-ду-ет об-ра-щать-ся в слу-чае со-мни-тель-ных да-ти-ро-вок.

Преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364-378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!" Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: "Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379-395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константипополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он оформлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом (сведения о нем помещены 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 30 мая († 30 мая 383 года).

Св. Исаакий был сирийским отшельником. Он жил в пустыне во время антихристианских гонений императора Валента (364-379). В 378 г., когда император готовился к военному походу против готов, которые стояли в большом числе на берегах Дуная, угрожая Константинополю, св. Исаакий по Божественному откровению явился пред Валентом и сказал: «Царь! Отопри храмы для православных, и тогда Господь благопоспешествует пути твоему». Но правитель пренебрежительно отмахнулся от пустынника. На следующий день блаженный старец снова предстал перед ним, но Валент опять не прислушался к его словам. И на третий день подвижник подошел к царю. Взяв за узду его коня, Исаакий начал еще усерднее увещевать и просить царя открыть храмы. Когда они дошли до глубокой пропасти, поросшей терниями, раздраженный император приказал стражникам бросить туда святого.

По Божией милости, Исаакий упал в терния как на мягкое ложе. Тогда явились ему два светлых мужа в белых сияющих одеждах, извлекли из пропасти и тут же перенесли здравым и невредимым в Константинополь, оставив посреди агоры, куда только что прибыл император. В крайнем изумлении Валент спросил, тот ли перед ним, кого он приказал бросить в пропасть. Святой сказал ему в ответ: «Отопри храмы, и тогда ты возрадуешься. Не послушаешь меня - знай, что, хоть и спасешь свою жизнь бегством, суждено тебе принять смерть от врагов своих на куче соломы». Царь, хотя и был потрясен таким предсказанием, тем не менее не внял ему и приказал сановникам Саторнику и Виктору содержать Исаакия в узах до своего возвращения.

Сражение, произошедшее около Адрианополя 9 августа 378 г., обернулось поражением войск императора. Валент сумел выбраться с поля боя и со своим советником спрятался в куче соломы. Варвары, пустившиеся за ним в погоню, обнаружили его там и подожгли. Вот так бесславно погиб тиран, так сбылось пророчество св. Исаакия.

Некоторые уцелевшие после битвы воины, вернувшись, желали испытать Исаакия и сказали ему: «Готовься держать ответ за свои слова, ибо император возвращается». А святой им ответил: «Еще семь дней назад до меня дошел запах его сожженных костей».

Когда власть взял Феодосий Великий, он, зная, какую роль сыграл в событиях святой инок, освободил его и незамедлительно издал эдикт, по которому православным возвращались храмы после сорокалетнего перерыва.

Исаакий решил, что, поскольку его миссия завершена, ему остается лишь вернуться в сирийскую пустыню. Однако Саторник и Виктор со слезами молили святого остаться в городе, чтобы споспешествовать восстановлению иноческой жизни, подорванной во время арианских гонений. В конце концов он уступил при условии, что у него будет келья в уединенном и тихом месте, где он сможет закончить свои дни в безмолвии. Оба сановника, ставшие духовными сыновьями Исаакия, соперничали в усердии, предлагая ему такое место. Подвижник остановил свой выбор на поместье Саторника, расположенном за тогдашней городской оградой, в квартале Псамафия (Саматья), около Ксиролофских ворот. Там он поселился в маленькой келье и стал вести ангелоподобную жизнь отшельника.

Каждое утро оба сановника, прежде чем приниматься за дела, приходили к нему за благословением. Все больше и больше благочестивых людей посещали Исаакия ради бесед об истинной вере и духовной жизни. Сам император Феодосий бывал у отшельника, просил дать советы и вступиться перед Господом за него и за империю. Многие христиане приглашали его к себе, и святой, отринув дух тщеславия, иногда покидал келью и навещал их.

Понемногу ширился круг его учеников. Место, где он подвизался, вскоре стало первым монастырем Константинопо-ля (382). Под его влиянием возникли другие монашеские сообщества числом до ста пятидесяти иноков как в самом городе, так и в его окрестностях, среди которых и община св. Ипатия в Руфинианском монастыре. Чтобы поддержать их духовное усердие, св. Исаакий регулярно посещал всех иноков. Несмотря на то что он не обладал никакой официальной властью, он почитался отцом всех столичных иноков.

Узнавая, что кто-то остро нуждается, он, если сам не мог помочь, обращался к зажиточным христианам, и те предо-ставляли нуждающимся еду и одежду. Так св. Исаакий стал не только наставником в вере и духовной жизни, но и в делах милосердия и благотворительности.

Когда св. Иоанн Златоуст стал епископом Константинопольским (398), он, видя, что большое число иноков ходит по городу и посещает дома горожан, принял меры против таких нарушений, приказав всем не покидать монастыри. Кроме того, он приступил к реорганизации благотворительности, в частности создал больницу, ответственных за которую назначал сам. Такие важные пастырские меры затмили дела св. Исаакия, и многие иноки почувствовали себя отстраненными.

Их недовольством поспешил искусно воспользоваться архиепископ Александрийский Феофил. Он прибыл в Кон-стантинополь и, стремясь направить против Златоуста те обвинения, которые выдвигались против него самого, привлек на свою сторону Исаакия и его иноков. И старый отшельник, к сожалению, принял активное участие в Соборе под дубом, будучи среди обвинителей св. Иоанна (403). Златоуст был свергнут и отправлен в ссылку. Однако такой приговор вызвал столь бурный протест, что святой епископ вскоре был восстановлен на престоле, но, увы, ненадолго.

Св. Исаакий с тех пор больше не вмешивался в церковные дела и мирно прожил остаток жизни в своем монастыре. Получив Божественное откровение о скором конце своей земной жизни, он собрал учеников, наказал им быть твердыми в истинной вере и назначил Далматина своим преемником, а затем отошел ко Господу (406).

Его оплакивал весь народ с императором во главе. После поминальной службы в кафедральном соборе, которую от-служил патриарх, процессия с его останками направилась в монастырь. Но Аврелиан, один из важных дворцовых са-новников и горячий почитатель святого, преградил дорогу, выставив военный отряд. Воины завладели святыней и положили тело св. Исаакия в крипту церкви, построенной Аврелианом в честь св. Севастиана. Вынужденные смириться с таким благочестивым насилием, иноки возвратились в монастырь, лишенные утешения от мощей духовного отца.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря: http://www.pravoslavie.ru/sm/49630.htm

http://www.pravoslavie.ru/put/54198.htm