Священный город анурадхапура. Достопримечательности и интересные места анурадхапуры. Дешевые авиабилеты на Шри-Ланку надо

Анурадхапура - знаменитый город древних монастырей, расположенный в северной части Центральной Шри-Ланки. Древние памятники Анурадхапуры были обнаружены в XIX веке, а позднее вошли в . Этот древний город называют самым большим городом монастырей в мире. В столице, где правили 113 царей, куда буддисты совершают паломничество, расположены величайшие памятники, дворцы и монастыри Шри-Ланки. Другими известнейшими культурными достопримечательностями Шри-Ланки являются величественная скала , пещерный храм и удивительные храмы .

Анурадхапура, древняя столица Шри-Ланки

Основание города Анурадхапура практически совпало по времени с распространением на Цейлоне буддизма. По преданию, сингальский правитель Деванампия Тисса (III в. до н.э.) и его приближенные познакомились с новым вероучением благодаря сыну индийского царя Ашоки - Махинде. Вскоре буддизм стал официальной религией сингалов, а в Анурадхапуре были построены первая ступа (дагоба) Тупарама и буддийский монастырь Исурумуния. В эту эпоху город переживал период своего расцвета.


Древняя ланкийская хроника «Махавамса» свидетельствует: «Великий и мудрый король повелел проложить в этом чудесном городе улицы, и на них построили тысячи домов едва и три этажа. Повсюду в городе были лавки, полные всевозможных товаров. Слоны, лошади и экипажи без задержек проходили по улицам, каждый день кишевшими людьми, которые принимали участие в торжественных празднествах. Вся полоса земли у побережья была как одна сплошная мастерская, непрерывно занятая постройкой кораблей…»

Просуществовав более 1200 лет в качестве столицы Шри-Ланки, Анурадхапура была разрушена в конце X в., когда войска южно-индийского государства Чолов вторглись в северную часть острова. Столица острова была перенесена в Полоннаруву , и Анурадхапура превратилась в город великого прошлого, почитаемый как священная столица острова.

Достопримечательности Анурадхапуры

Величественные руины Анурадхапуры, занимающие окружность с диаметром более 12 км, расположены в четырех часах езды от современной столицы Шри-Ланки Коломбо. Этот город-музей невозможно обойти целиком и осмотреть даже за несколько дней. А между тем здесь сосредоточены едва ли не самые значительные памятники культуры «львиного острова».

Старинные хроники повествуют о том, что некогда Анурадхапура была окружена высокими стенами с воротами, обращенными на четыре стороны света. В городе было много водоемов и парков, на уборку улиц ежедневно выходили тысячи подметальщиков. Королевский дворец и многочисленные буддийские монастыри (вихары) и ступы (дагобы) представляли собой грандиозные сооружения из камня и дерева. В древности одних только монахов здесь было более 3 тысяч.


При этом каждый правитель Анурадхапуры стремился построить дагобу, по возможности превосходящую по величине и великолепию те, которые были воздвигнуты его предшественниками. В частности, дагоба Джетавана, лежавшая в руинах, но частично отреставрированная, достигала 80 м в высоту - т.е. была выше многих египетских пирамид.

Типичными и чрезвычайно характерными для Цейлона образцами буддийского искусства являются так называемые «лунные камни». В Анурадхапуре их сохранилось восемь. Обычно их помещали перед входом в «Дома образа». «Лунные камни» представляют собой полукруглые гранитные плиты с высеченными на них орнаментальными изображениями. В наружном полукольце располагались в направлении по часовой стрелке различные животные и птицы.

Следующее полукольцо представляло собой венок из листьев лотоса. В центре изображалось солнце. Эта символика связана с древними космогоническими представлениями, и проникла на остров из Индии вместе с буддизмом. Сами изображения на «лунных камнях», впрочем, навеяны индуистской мифологией, но в них вложено новое содержание. Лев, например, ассоциируется с Буддой, лотосы - с отрешенностью от всего земного.

Сегодня из архитектурных сооружений древней Анурадхапуры лучше всего сохранились дагобы. Гигантские каменные громады устояли, несмотря на разрушительное действие времени.

Самой большой среди дагоб Анурадхапуры является дагоба Руванвелисая - шедевр ланкийской архитектуры. Ее часто именуют «Великая ступа» - «Маха Тхупа». Круглая белоснежная каменная громада высотой 54 м покоится на квадратном основании, обрамленном со всех сторон рельефами, изображающими головы слонов. Устремленный в небо шпиль некогда сверкал золотом.

Ступе Руванвелисая около двух тысяч лет, и история ее строительства подробно описана в старинной цейлонской хронике «Махавамса». Постройку дагобы начал король Дуттхтагамини, один из славнейших владык, правивших в Анурадхапуре. Воцарившись на троне, он нашел спрятанную в его дворце золотую пластинку с предписанием построить дагобу. Тогда король созвал пятьсот лучших зодчих, показал им пластинку и спросил, какой формы следует строить дагобу. Один из зодчих предложил в качестве модели перевернутую вверх дном чашу.

Дагобу строили с чрезвычайной тщательностью. Даже предназначенный для строительства песок многократно просеивали, а затем протирали между камнями. Фундамент утаптывали слоны, ноги которых были обернуты шкурами. Внутреннее святилище дагобы была отделано серебром и золотом. Здесь была установлена модель священного дерева бо из золота и серебра с жемчужинами и самоцветами. Особенно славилось находившееся здесь изваяние Будды, отлитое из чистого золота.

Незадолго до завершения строительства король заболел. Чувствуя приближение смерти, он попросил своего брата Саддхатиссу проследить за тем, чтобы строительство было закончено. Саддхатисса обещал исполнить его просьбу. Именно он велел покрасить дагобу в белый цвет, который она сохраняет и поныне, хотя окраску приходится регулярно подновлять: Последующие короли также украшали дагобу всеми доступными способами.

В середине XIX в. этому зданию угрожала судьба многих других построек Анурадхапуры. Полуразрушенный купол напоминал естественный холм, поросший деревьями и кустарником, в котором скакали обезьяны и прятались шакалы. Реставрационные работы велись почти сто лет. Лишь в годы Второй мировой войны пагода Руванвелисая была окончательно восстановлена.

К числу самых древних памятников буддизма на Цейлоне относится дагоба Тупарама, построенная еще в III в. до н.э. Деванапией Тиссой - первым сингальским правителем, принявшим буддизм. По преданию, в этой ступе замурована ключица Будды, благодаря чему Тупарама является особо почитаемой святыней. Высота этого изящного, удивительно пропорционального сооружения. напоминающего колокол, составляет около 17 м.

Можно только поражаться мастерству и художественному вкусу сингальских мастеров, создававших это великолепное сооружения более чем двадцать два века тому назад. Дагобу окружают каменные столбы, когда-то служившие опорой для шатра над головами молящихся.

Шпиль еще одной дагобы, Абхаягири, словно бы поднимается из недр огромной горы. Эта гора на самом деле не что иное, как купол, поросший травой (также отреставрированный в последние годы). Само название «Абхаягири» иногда переводят как «Гора, где нет страха».


У подножия дагобы сохранилась скульптура высотой около двух метров, изображающая погруженного в нирвану Будду Самадхи (IV или V вв.). Фигура высечена довольно грубо, однако очень выразительно проработано лицо с подчеркнуто отсутствующим выражением.

Впрочем, в Анурадхапуре сохранилась гораздо более интересная статуя Будды, которая является самой древней на Шри Ланке - она воздвигнута 1800 лет назад. Китайский путешественник Фа Сянь, побывавший в Анурадхапуре в 411 г., писал: «Здесь… есть зал Будды, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями, где находится его статуя из зеленого нефрита, высотой более пятидесяти фугов, сверкающая семью сокровищами, но в позе серьезной и достоинства неописуемого. На ладони правой руки лежит бесценный камень».

Эта сохранившаяся до наших дней статуя на самом деле высечена не из нефрита, а из гранита. Будда изображен в позе медитации. сидящим со скрещенными ногами. Его лицо выражает безмятежность, глубочайший покой все постигшей мудрости.

Еще один древний памятник Анурадхапуры, сохранившийся от времен короля Деванампии Тиссы - монастырь Исурумуния, врезанный в большую скалу. Позднейшие реставрации существенно изменили его первоначальный облик. Сохранились несколько высеченных в скальном монолите барельефов, относящихся к временам Деванампии Тиссы. В их числе - композиция с изображением группы слонов, а также знаменитый барельеф «Любящие в камне», изображающий девушку, сидящую на коленях у своего возлюбленного-воина.

Строительство Лохапасады - Бронзового дворца, начал в середине II в. до н.э. король Дуттхагамани, тот самый, который построил грандиозную дагобу Руванвелисая. С его правлением связано освобождение севера Шри Ланки и столицы острова Анурадхапуры от владычества южноиндийских захватчиков. Объединив под своей властью весь остров. Дутгхагамани начал в своей столице обширное строительство. Его жизни на это не хватило, и возведение Бронзового дворца было завершено уже при его младшем брате.

Рассказы о новом чуде Анурадхапуры распространялись далеко за пределами острова. Легенда гласит, что он был построен «по образу неба». Во дворце было девять этажей и тысяча комнат, украшенных резьбой по дереву. В тронном зале был установлен трон из слоновой кости, на котором сверкали сделанные из золота, серебра и жемчуга солнце, луна и звезды. Комнаты дворца также украшали жемчуг, золото и серебро. В «Махавамсе» говорится, что «в карнизы были вставлены драгоценные камни… Издающие звон фестоны выполнены из золота». А свое название - Бронзовый - дворец получил из-за бронзовых листов, покрывающих кровлю.

Бронзовый дворец погиб, как принято говорить, «из-за копеечной свечки»: однажды на пол упал горящий масляный светильник, и огонь полностью уничтожил все это великолепие. Здание было частично восстановлено, но последующие войны и запустение Анурадхапуры привели к тому, что сегодня от легендарного дворца осталась только площадка, уставленная целым лесом гранитных колонн - их здесь насчитывается до 1600 штук!

Зато отлично сохранился Куттам - «Двойная купальня», сооруженная в IX в. и имеющая около 8 м в глубину. У края купальни стоит искусное скульптурное изображение кобры.

В Анурадхапуре сохранилось множество памятников архитектуры, заслуженно пользующихся всемирной известностью. Пожалуй, не менее знаменито и тысячелетнее дерево бо, растущее неподадеку от дагобы Руванвелисая. Оно было посажено более 2250 лет тому назад первым королем-буддистом Деванампией Тиссой, и, вероятно, является сегодня старейшим деревом на земле. Оно пережило почти всю историю Шри Ланки, ныне запечатленную в развалинах Анурадхапуры.

Саженец дерева был привезен из Индии, из священного города , и, по преданию. является отростком от того самого дерева бо, под которым Будда достиг просветления. Ветку, помещенную в золотой горшок, доставила в Анурадхапуру монахиня Сангха- митта - дочь императора Ашоки. С величайшей торжественностью драгоценную ветвь посадили в парке перед королевским дворцом. Тогда было предсказано, что дерево будет цвести и зеленеть вечно.

Рассказывают, что семь дней спустя пролился чудотворный дождь, и ветвь сразу пустила восемь побегов, которые в свою очередь были доставлены в другие места острова. Сегодня практически в любом ланкийском буддийском монастыре можно видеть дерево бо, которое является «внуком», «правнуком» или еще более отдаленным потомком «шри-маха-бодхи» - «священного великого бо» из Анурадхапуры.


Громадное древнее дерево заботливо обнесено чугунной оградой. Его толстые ветви, полные жизненных соков, указывают на то, что умрет это дерево еще не скоро. Во всей стране едва ли найдется буддист, который по крайней мере хотя бы раз в жизни не совершил паломничество к этому дереву. Сюда приходят студенты перед экзаменами, приезжают деловые люди перед заключением важных сделок, министры перед принятием политических решений. В день, когда отмечается годовщина обращения сингалов в буддизм (этот праздник называется «посон»), тысячи паломников съезжаются в Анурадхапуру. Здесь они молятся и возжигают свечи у священного дерева.

Самым почитаемым городом Шри-Ланки, без сомнения, является Анурадхапура. Хотя многие его культовые объекты сегодня находятся в руинах, огромная часть культового и исторического наследия этого региона сохранена. Анурадхапура является идеальным турнаправлением для туристов, влюбленных в историю, для тех, кто хочет поближе узнать культуру этой миниатюрной страны.

Древняя Анурадхапура полна очарования и тайн. Ее достопримечательности позволят окунуться в мистическое прошлое Шри-Ланки и даже сделать там несколько уникальных фотографий.

Недалеко от комплекса Абхайягири туристы найдут развалины старого монастыря Ратна Прасада, построенного во 2-м столетии по приказу короля Канитта Тисса для монахов ордена Абхайягири. Он имел гигантские размеры, о чем свидетельствуют мощные, богато украшенные колонны, которые можно лицезреть и сегодня. В 8-м веке храм был реконструирован: было добавлено несколько этажей и установлена золотая статуя Будды.

Один из центров сингальской цивилизации, пагода Джетавана имеет в диаметре 113 метров и достигает в высоту 75 метров . В свое время она была самым высоким буддийским зданием Южной Азии. Для ее строительства было использовано 93 миллиона кирпичей. Сегодня рядом с пагодой обустроен музей, где можно узнать историю достопримечательности и выставлена интересная коллекция буддийских статуй.

Одна из самых красочных конструкций Анурадхапуры, пагода Руванвелиссейя расположена рядом с этнографическим музеем. Интересна стена, которая окружает пагоду, украшенная изображениями сотен слонов. Серьезно пострадавшая от войн и стихийных бедствий, достопримечательность сегодня имеет только 55 метров в высоту и окружена садом, изобилующий руинами.

Местоположение: Abhayawewa Road.

Интересным туробъектом Анурадхапуры является монастырь Исурумуния, который привлекает внимание своими каменными скульптурами, которые олицетворяют принца Салия и его возлюбленную, представительницу касты Асокамала.

Легенда гласит, что принц отказался от короны, чтобы жениться на ней. Расположенный на вершите скалы, монастырь полон буддийских реликвий, привезенных из Индии в начале 4-го столетия. У входа в храм есть красивое озеро, украшенная импозантными статуями слонов.

Расположенная в живописном месте на реке Тисса Вева, Мирисаветия является пагодой впечатляющих пропорций. Как и все пагоды Шри-Ланки, она имеет свою легенду, которая гласит, что король Дутугемуну, решивший искупаться в реке, скинул скипетр и свои королевские знаки отличия. После купания он хотел поднять скипетр, в котором находились реликвии Будды, но не смог. Чтобы защитить их, король приказал построить пагоду.

Местоположение: Old Puttalam Road.

Достопримечательностью, которая очень популярна в Анурадхапуре, является пагода Тупарама, построенная королем Даваман Пуса. Она считается старейшей в Шри-Ланке, датированная 3-м столетием. Располагается Тупарама к северу от пагоды Руванвелиссейя и имеет в диаметре 18 метров.

Местоположение: Thuparama Mawatha.

Комплекс монастырей Абхайягири является самым большим в Анурадхапуре. Его главное здание, пагода Абхайягири имеет в высоту 108 метров . Комплекс зданий монастыря охватывает площадь 200 гектаров и включает в себя несколько буддийских храмов. Главной достопримечательностью комплекса является статуя Самадхи, которая считается одной из самых красивых изображений Будды.

Построенный во время правления короля Виджайянаху в 12-м столетии из дерева, камня и глинистой почвы, дворец занимал площадь около 2,5 квадратных километров. Его южное крыло было отдано под пагоду (Малигава), где хранились реликвии Будды. Древесина, использованная при строительстве не выдержала экзамен временем, а вот каменную часть здания есть возможность лицезреть до сих пор.

Когда-то великолепная конструкция, покрытая крышей из бронзы, дворец Лохопасада был возведен более 2000 лет назад для короля Дутугемену в 13-м столетии. Сегодня здесь можно лицезреть руины 1600 колонн, которые поддерживали здание. Говорят, что грандиозное сооружение средневековья имело 9 этажей и вмещало до 1000 человек одновременно.

Музей денег

В музее денег Анурадхапуры можно в доступном виде познакомиться с историей Шри-Ланки, начиная с самых давних времен. Многие его экспонаты признаны самыми старыми в мире. Основанный в 1982-м году, музей поделен на 4 экспозиции:

  • Древний период.
  • Средневековый период.
  • Колониальный период.
  • Период независимости.

Самые старые монеты датированы 3-м столетием и изготовлены они из серебра. Выставлены в музее и золотые монеты, а также иностранные, появившиеся здесь с началом развития торговли.

Местоположение: Stage 1, New Town.

В храме Шри Маха Бодхи растет, по мнению буддистов, растет самое старое дерево Терры, посаженное в 249-м году до нашей эры. Согласно буддийской вере, Гаутами Будда достиг просветления перед священным деревом в Буддхагайя, в Индии, а дерево Шри Маха Ботхи является отростком южной ветви этого дерева. Путешествие в Анурадхапуру будет не полным, если не посетить это святое для всех будистов место.

Привет друзья. Мы рассказали о древней первой столице Шри-Ланки. Но рассказать мало, — всегда же хочется узнать, что интересного можно увидеть и куда заглянуть в новом месте. В это — старый город, представляющий собой необычное место. С одной стороны, это — археологическая зона, с другой — место паломничества тысяч буддистов. От верующих не отстают и многочисленные туристы. Что же здесь находится? Все главные достопримечательности Анурадхапуры. О них мы и расскажем сегодня.

Скажу сразу территория старого города огромна, если хотите всё увидеть, стоит взять тук-тук и передвигаться на нём. Водители знают, куда лучше подъехать, чтобы вас высадить, где можно припарковаться без штрафа, где нас встретить. Это удобно. Мы так и сделали. Немного поторговавшись (это обязательно надо делать) мы сошлись кажется на 10 долларах и поехали.

Как видите, главные, полностью восстановленные объекты старого города это:

  • Скальный монастырь Исуруминия
  • Храм и дерево Бодхи
  • Музей
  • Ступы

Но конечно, интересных объектов больше. Старая Анурадхапура огромная зона примерно 20 на 20 км. Ходить — не обойти. Но поскольку достопримечательности Анурадхапуры относятся к сингальской буддийской культуре, то нам многое не понять. Ну дагобы и дагобы, увидел одну — знаешь все. Однако нам было интересно, в том числе и наблюдать и за людьми. Для верующих здесь всё исполнено смысла.

В IV веке до н.э. на остров пришел Буддизм. Тогда же здесь появилась веточка дерева Бо.

Исурумуния Вихара

Англ. Isurumuniya Vihara (Originally Meghagiri Vihara)

Здесь начинается территория старого города. В 1950 году всех жителей с этой территории переселили в Новый город.

Скальный дворец построен в 307-267 гг до н.э. для 500 мальчиков-монахов из высшего сословия. Расположен в скалах, рядом с озером Тисса. Передан в распоряжение общины монахов. Храм Исурумуния был одним из строений самого крупного монастыря в Анурадхапуре.

Здесь находятся:

  • два храма — старый и новый

Статуи Будды


  • ступа

  • озеро Тисса
  • скульптуры

  • музей

Дерево Бодхи

Полное название: дерево Махабодхи (Jaya Sri Maha Bodhi)

Одна из самых известных буддийских святынь всего мира. Дерево Бодхи, или просто, — Дерево Бо очень старое, ему 2250 лет. Оно выращено из ветви дерева (фикуса) в городе Бодх-Гая, под которым принц Гаутами стал Буддой, достигшим просветления.

В XIX веке основной ствол дерева Махабодхи в Анурадхапуре был вырублен английским фанатиком, однако остался малый ствол, который сейчас почитается и придерживается золотыми подпорками.

Монахи, ухаживающие за деревом, берут молодые побеги и выращиваются новые деревья. На территории храма много деревьев Бодхи.


Бронзовый дворец (Лоха Пасада)

Другое название — Ловамахапайя (Lovamahapaya). Дворец находится рядом со священным деревом. Построен для монахов.

Это удивительное сооружение насчитывает 2000 лет. Его построили при легендарном правителе Анурадхапуры Дутугамуну.

Все пишут, что в храме 9 этажей, но я не представляю, какими по высоте они должны быть, если высота всего храма 4 метра. В храме более 1000 комнат. Сейчас мы их вряд ли увидим. По периметру располагается 1600 колонн. Вот это — пожалуйста. Правда пока колонны бетонные, вид производят странный, но это впечатляет. Когда-то колонны украшали плиты из серебра.

Крыша по форме напоминает пирамиду, ее своды украшала медная черепица, чтобы он блистал на солнце.

Легенда говорит, что внешний вид здания взят из видения монахов.

Группа монахов видела храм во время медитации. Они зарисовали увиденное красным мышьяком и привезли рисунок царю.

Первый храм был построен из дерева и сгорел во время одного из пожаров. Сегодня остались только упоминания о нем и колонны.

Вокруг дерева Бодхи — историческая территория Анурадхапуры. Длинная аллея — древняя улица города идёт от храма дерева Бо.

Вдоль неё стоят огромных размеров религиозные сооружения, по форме похожие на колокол. Это — дагобы или ступы.

Дагоба или Сту́па - буддийское архитектурно-скульптурное монолитное монументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально ступа представляла собой реликварий, а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. Википедия

Мирисавети Дагоба

Англ. Mirisaweti Stupa

Легенда рассказывает: король Дутугамуну с гаремом отправился к озеру Тисса, где проходил Фестиваль воды. Он воткнул в мягкую землю свой посох (скипетр), в котором была спрятана реликвия (скорее всего частичка кости Будды).

Через некоторое время, при подготовке к возвращению во дворец, король обнаружил, что ни он сам, ни кто- либо из его свиты не может вытащить посох из земли — оно пустило корни и вросло в землю. Дутугамуну расценил это как знак свыше — реликвия должна остаться на этом месте, и решил построить над посохом дагобу.

Мирисавети

Строительство сооружения шло 3 года. В X веке ступу перестроили.

Вы уже поняли, что внутри каждой ступы находится реликварий, в котором хранится какая-то святыня. Это может быть кусочек кости Будды, его чаша для милостыни, пояс, даже след или . Дагоба может быть памятником события.

Англ. Ruwanwelisaya Stupa

Чтобы осмотреть следующую ступу, нужно подойти к водохранилищу Басаваккулам.

Руванвели Дагоба возведена II — I веках н.э.

Самая знаменитая постройка короля Дутугемуну. Еще ее называют Белая ступа или Махатупа, что означает «великая ступа».

В ступе хранится чаша Будды для подаяния.

Сооружение огромно. Оно занимает площадь в 120 гектаров.

В настоящее время её высота более 90 метров, а диаметр у основания 91 метр.

А вот так ступа выглядит в праздник:

Мы наблюдали, как происходит украшивание. Это можно увидеть в фотоотчёте.

Постамент Руванвели Ступы

Фундамент ступы из золотого гравия. Он помещен на постамент. Выглядит внушительно, торжественно и загадочно, — на постаменте барельефы 400 слонов. Символический и космогонический смысл в том, Мир стоит на Слонах.

Слоны участвовали в возведении Руванвели дагобы. Каждая нога слона обвязывалась кожаной тканью.

Король лично руководил работами. Он наблюдал за тем, как создавалась реликтовая камера для чаши Будды и смотрел, как чашу прячут внутрь.

Во время строительства к ступе приезжали делегации из различных частей Индии, 30 000 монахов из Александрии (на Кавказе) во главе с индо-греческим монахом Махадхармаракшитой (Mahadharmaraksita).

В 1839 году дагоба перестраивалась.

Святилище

Рядом с Руванвели находится святилище с 5 статуями, рассказывающими о воплощениях Будды. На одну из них обратите особое внимание. Это статуя медитирующего Будды. Считается, что она — портрет короля Дутугамуну. (О Датугумуну я довольно много рассказала в предыдущей статье).

Рядом находится уменьшенная копия всего святилища.

Легенда о ступе и смерти Дутугамуну

Король Дутугамуну не застал окончания работ, — комплекс был завершен уже после его смерти сыном короля. Но ланкийцы рассказывают трогательную историю о последних часах жизни Дутугамуну.

Руванвели Ступа — любимое детище короля. Он мечтал увидеть здание завершенным, но здоровье его становилось всё хуже и король держался из последних сил. Чувствуя скорую кончину, он торопил своего брата, который теперь руководил строительством. И брат говорил, что осталось немного, хотя неожиданные трудности затянули окончание постройки.

Видя, что король умирает, и желая сделать его счастливым, брат сообщил радостную весть — ступа готова. Король был так воодушевлён, что к нему на некоторое время вернулись силы и он решил перед смертью увидеть творение.

Паланкин с королём двигался к дагобе, по дороге король встретил своего давнего друга, который теперь стал монахом. Они поговорили о смертности мужчин преклонного возраста и о том, что правители сразу после смерти возрождаются в небесной сфере Тушита.

Король умер счастливым, так и не узнав, что брат его Тисса пошёл на обман: зная, что зрение короля стало совсем слабым, брат натянул на каркас чистейшую белую ткань. Дутугамуну был уверен, что ступа достроена.

На самом же деле, она была возведена лишь наполовину.

Друзья, теперь мы есть в Инстаграм . Канал о путешествиях, историях из поездок. А так же лайфхаки, полезности, маршруты и идеи для ваших путешествий. Подписывайтесь, у нас интересно)

Джетавана Дагоба

Англ. Jethawanaramaya Dagoba

Если покинуть комплекс и пройти через монастырь Джетаванарама, то вы увидите ещё одну ступу огромных размеров.

Это — Джетавана Дагоба — самая высокая ступа на Шри-Ланке. Построена в III веке до н.э. на том месте, где находились сады Нанданы. Здесь в течении семи дней сын короля Ашоки — царевич Арахат Махинда, принесший Буддизм на Шри Ланку, читал проповедь.

Джетавана — это изменённое индийское слово Джотивана. Переводится как «место, где засияли лучи освобождения».

В каждой ступе хранится какая-то святыня. Внутри этой ступы — пояс Будды.

Джетавана дагоба — самое высокое кирпичное здание в мире. Из древних сооружений только две пирамиды в Гизе выше неё.

Ступа была полностью разрушена. Восстановительные работы начались только в 1981 году. С тех пор дагоба открыта для паломников, тут проходят богослужения.

Если рассматривать главный исторический документ сингальского царства — хроники Махавасма, то мы узнаем подробности строительства и особенности этой дагобы.

В основании её идеальный круг диаметром 122 метра, что без специальных измерительных инструментов сделать сложно.

Известно, что на строительство этой дагобы ушло порядка 90 миллионов кирпичей.

Ступа Тхупарама

Аннгл. Thuparama Dagoba

Старейшая дагоба Анурадхапуры. Построенная в III веке до н.э.

Находится рядом с Джетавана дагобой. Самая старейшая дагоба Тупарама.

Первая ступа означала, что король Шри-Ланки принял буддизм.

В XIX веке ее облицевали мрамором.

Абхайягири дагоба

Англ. Abayagiri Dagoba. Ещё её называют Абъягири дагоба.

На севере комплекса расположились руины монастыря Абхайягири. Его построили специально для монахов, которых изгнали из основного монастыря.

Монахов объявили еретиками, но на деле они создали буддийское течение Махаяна, более либеральное чем основное.

Абъягири дагоба — центр этого течения.

Так выглядела Abhayagiri Dagaba совсем недавно

Внутри монастыря располагается еще одна интересная дагоба.

Во время своего основания (XII век) она была второй по высоте в Столице.

Предание гласит, что она построена прямо над тем местом, где нога Будды коснулась земли.

Kuttam Покуна (Бассейны-близнецы)

На территории монастыря Абъягири находится уникальная постройка. Это бассейны-близнецы, построенные ещё мастерами древней столицы.

Название не должно вас смущать, бассейны — не идентичны. Длина одного 40 метров, другого всего 28 метров. Но, не это главное: гораздо интереснее местная система очистки воды, ведь вода в бассейнах прозрачная и чистая.

Бассейны считаются примером значительных достижений в области гидро-инженерных и архитектурно-художественных творений древних сингальцев.

Перед входом в резервуары, вода проходит ряд узких подземных проток, фильтруется песком и землёй, попадая в бассейн полностью очищенной от грязи и мусора.

Для бассейнов были вырезаны гранитные плиты, включающие нижнюю и боковые стороны бассейна. А вокруг бассейна построена стена, которая охватывает и крепит соединение.

Вход в бассейн украшает львиная голова и изображение змеи, на стенах чаши изобилия.

В самих бассейнах плещутся настоящие живые черепахи.

Напоследок хотим дать вам несколько полезных советов:

Проявляйте уважение к чужой религии. Известный скандал разразился в Анурадхапуре несколько лет назад, когда нашу туристку посадили в тюрьму. Она хотела сделать памятное фото на фоне священной древней статуи Будды. Говорят, она повернулась спиной, но я думаю, было что-то посерьёзнее.

Вот эта скульптура Будды.

  • Дагобу нужно обходить в определённом направлении — по часовой стрелке. Это ритуальный обход, соответствующий культуре буддизма.

Кстати, в индуизме принято совершать обход также, — по часовой стрелке. Считается, что ведьмы и колдуны ради своих чёрных дел, ходят против часовой стрелки.

  • Для посещения любых религиозных мест Шри-Ланки, рекомендуем одеться скромно, в соответствии с буддийскими требованиями: ноги закрыты (не шорты), плечи закрыты (не майка).
  • Обувь перед храмом снимайте и оставляйте в специально отведённом месте или кладите в пакет и носите с собой.
  • В храм заходите босиком. Если плиты очень холодные или наоборот — раскалились на солнце, идите в носках, но без обуви.
  • При осмотре достопримечательностей, находящихся вдали от шума и дорог, будьте внимательны: в траве могут быть змеи и вараны.

И снова рады вас видеть на страницах . Сегодня, покинув север Шри-Ланки, а именно мы отправились в сторону священного города Анурадхапуры со множеством древних памятников культурного наследия, его еще называют Old Town , откуда в 1950 году все жители были переселены в новую часть города. И так как мы путешественники не слишком богатые, то поделимся с вами историей о том, как нам удалось посмотреть все достопримечательности бесплатно.

Автобус: до Анурадхапуры можно добраться на автобусе за 5 часов (он приходит на автобусную станцию в Новом городе).

  • 1 вариант — после аэропорта в Коломбо добираемся до автобусной станции аэропорта (пешком, “тук-тук”). Прямого автобуса с этой станции до Анурадхапуры нет, но оттуда можно доехать до самого Коломбо и уже там пересесть на прямой автобус №5.
  • 2 вариант — доехать до автобусной станции в Негомбо, пересесть на автобус до Анурадхапуры или до Куренегалы (Kurunegala) где можно снова пересесть на другой автобус. Прямой автобус идет через Путталам (Puttalam). Можно также добираться с пересадкой через Канди, Матале, Курунегалу (Kurunegala).

Решив испробовать общественный транспорт, мы ехали на автобусе от Джафны за 100 рупий (26 руб.).

Добравшись до городка Килиночи (от Килиночи до Анурадхапуры 144 км), мы уже поехали автостопом, но можно использовать поезд (280 рупий на человека).

Как попасть бесплатно в священный город Анурадхапура.

Так как мы встали рано, у нас в запасе было еще много времени, чтобы автостопом добраться до нужной точки и еще достопримечательности посмотреть. В принципе все самое интересное города находится на одной большой территории, куда единый входной билет стоит 3200 рупий (800 руб.) или 25$. Мы ведь еще не знали, сколько проходы на достопримечательности стоят, хотя я и слышала, в некоторых случаях очень завышено. И дело совершенно не в том, что на Шри-Ланке самые уникальные достопримечательности всей Азии, просто политика государства здесь слишком жадная до денег.

Естественно платить такие сумасшедшие деньги за парочку ступ – это слишком «ступид», поэтому мы обошли территорию чуть-чуть сбоку и перелезли через низенький забор. Первой остановкой была 120 метровая ступа Джетаванарама (Jetavanarama), расположенная на руинах монастыря Джетавана.

Ну да, большая пребольшая ступа, коих мы насмотрелись еще в , отличаемая от остальных только тем, что считается самой большой на Шри-Ланке. И обязательно, это даже не оговаривается, хранит фрагмент какой-нибудь «детали» Будды. На сей раз – это часть его пояса.

В принципе, даже немного впечатляет размерами и лично для меня она показалась наиболее интересной достопримечательностью Анурадхапуры, чем все остальные археологические памятники старого города.

Чтобы дойти до второй ступы, нам предстояло преодолеть вторичный контроль билетов, о чем мы, конечно, не подозревали.

Охранник, завидев издалека два больших рюкзака, сразу вскочил и замахал на нас руками. Андрей даже не посмотрел в его сторону, проходя дальше, я последовала его примеру. Охранник, опешив от нашей наглости, бросил свое место и в три прыжка оказался перед нами, преграждая собой путь и крича «Тикет! Тикет!». Я, молча перевела взгляд на Андрея, тот с глупым видом оглядел охранника и в свою очередь тоже замахал на него руками, изображая из себя глухонемого. Лицо мужчины в форме медленно вытянулось и застыло на несколько секунд. Я чуть не испортила все желанием расхохотаться, когда увидела его растерянный вид. Все еще пребывая в шоке, он на автомате тыкнул пальцем в мою сторону, в надежде, что может я «нормальная». Однако, я повторила тот же «концерт», виновато улыбаясь при этом. Это окончательно «добило» охранника, махнув рукой, он пропустил наши улыбающиеся благодарные лица дальше.

Пикник у ступы Руванвелисая (Ruvanvalisaya).

Пройдя вперед несколько метров, мы позволили себе повеселиться от души. Дабы не напороться на еще одного служащего священного города Анурадхапуры, мы обошли большую белую ступу Руванвелисая (Ruvanvalisaya) сбоку.

Я бы сказала, что именно отсюда открывался наилучший вид на нее.

Очередной «шедевр» архитектуры Шри-Ланки известен также под именами Махатхупа, Сварнамали и Ратнамали Дагаба.

Здесь мы временно бросили рюкзаки, чтобы отдохнуть в тени деревьев, покачаться на длинных пружинистых ветвях, как обезьяны, поглазеть на птиц.

Кстати, обезьян здесь тоже хватало, терпеть их не могу с детства.

К нам не подходили и ладно.

Знакомство у священного дерева Джая Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi).

После отдыха поход продолжился к священному дереву Джая Шри Маха Бодхи, выращенному из отростка того самого, под которым на Будду снизошло озарение. По пути попалось Ловамахапая (Lovamahapaya) – здание, образованное в древние времена 40 рядами, в каждом из которых находятся 40 каменных колонн, что в общей сложности составляет 1600 колонн. Остатки последних (а может и новодел) можно лицезреть прямо перед дворцом.

Вдруг передо мной вырос молодой иностранец, который на хорошем английском поприветствовал меня и спросил, откуда я. Что мне еще было ответить, как не правду. Паренек был из Германии, впервые выбрался за пределы своей страны и как-то выбор его пал на Шри-Ланку. Он поинтересовался, где мы остановились, заметив рядом со мной два рюкзака. Ему явно не хватало компании, возможно, он надеялся к нам присоединиться. Я сказала, что мы автостопщики и спим в палатке или у местных. Сначала его это заинтересовало, и он даже устроился на корточках напротив меня, но после нескольких моих рассказов он понял, что навряд ли нам по пути, также быстро распрощавшись, как и появился.

К тому времени Андрей закончил осмотр священного растения за забором, и на мои вопросы ответил кратко: «дерево как дерево, ничего особенного. Забором только огорожено от особо любопытных глаз и шкодливых рук».

Последняя достопримечательность Анурадхапуры – ступа Мирисавети (Mirisaveti).

Перед тем, как покинуть старую часть священного города Анурадхапура, Андрей еще решил завернуть к очередной ступе Мирисавети (Mirisaveti Stupa) , построенной на месте скипетра с реликвиями все того же Будды.

Больше в городе делать было нечего, и мы отправились на поиски автобуса до ближайшего , за 16 км до которого мы отдали по 35 рупий (9 руб.). Где мы поужинали и нашли приют в одной из церквей, случайно оставшейся открытой на всю ночь, но об этих подробностях вы узнаете чуть позже. Оставайтесь с нами, подписывайтесь на новости блога и не забывайте делиться приятными впечатлениями от прочитанного с друзьями через социальные кнопочки ниже:).

Анурадхапура. Photo credit: Joseph Clerici, Flick

Современная Анурадхапура состоит из двух частей — Старый город и Новый город. Старый город по сути является огромным историческим парком с древними руинами городских палацей, садами, буддистскими храмами, монастырями и дагобами и ступами. Гостиницы, гест-хаузы, магазины и рестораны расположены по большей части в новом городе.

Выделяйте минимум один полный день на Старый город Анурадхапуры

ради чего ехать

Не пропустите в Анурадхапуре

  • Возьмите напрокат велосипед для исследования великолепного Старого города Анурадхапуры.
  • Понаблюдайте за красивыми церемониями возле древнего священного дерева Бодхи, вокруг которого возведен второй по сакральной значимости храм Шри Ланки — Bodhi Tree Temple.
  • Не пропустите великолепные дагобы (буддистские ступы): Ruwanwelisaya, Thuparamaya и Jetawanarama.
  • Погуляйте по территории древнего монастыря Abhayagiri, расположенного в северной части города и полюбуйтесь королевскими садами и оригинальной архитектурой встроенного в скалу храма Isurumuniya на юге города.
  • Выделите день на поездку к Михинтале — одному из самых священных мест Шри Ланки.

Дерево Бодхи

Дерево Бодхи — пожалуй, одна из самых священных реликвий буддизма. По преданию под деревом Бодхи в индийском городке Бодг-Хая медитировал и достиг просветления Будда, поэтому деревья Бодхи культивируются во многих буддистских монастырях. Оригинальное дерево было уничтожено. Но, опять таки, по преданию Дерево Бодхи в Анурадхапуре было выращено из ростка оригинального дерева, привезенного из Индии. Годами позже на месте оригинального срубленного дерева в Бодг-Хая из ростка анурадхапурского дерева было выращено новое.

С учетом преданий и историй, неудивительно что храм, построенный вокруг Дерева Бодхи в Анурадхапуре является одним из самых святых мест для буддистов Шри Ланки. Здесь всегда людно, много пилигримов, которые регулярно проводят красивые церемонии.

Дерево Бодхи в Анурадхапуре. Photo credit: Mario Feierstein, Flickr


Паломники к дереву Бодхи. Photo credit: David & Bonnie, Flickr

Дагобы Анурадхапуры

Дагобы — древние буддисткие ступы оригинальной формы, присущие древней шри-ланкийской архитектуре. В основании дагобы имеют форму огромного купола, воздвигнутого на массивной платформе, который увенчивается небольшой остроконечной башней.

Четыре самые важные дагобы Анурадхапуры: Jetawanarama — самая большая дагоба на Шри Ланке, Thuparamaya — самая священная дагоба острова, Ruwanwelisaya — великолепная белая дагоба, которая считается самой красивой дагобой острова и самая атмосферная дагоба острова — Abhayagiri, расположенная на территории одноименного монастыря.

Дагоба Abhayagiri. Photo credit: Chandana Witharanage, Flickr


Лучи солнца после сильного ливня — Дагоба Thuparamaya. Photo credit: lesterlester1, Flickr

Посещение старого города Анурадхапуры

Стоимость посещения Старого города и всех достопримечательностей — порядка 25$, в пересчете с местной валюты. Билеты продаются в Археологическом музее. В Анурадхапуре нет одного главного въезда на котором покупаются и/или предъявляются билеты, нет также и стены между старым и новым городом. По факту, можно гулять целый по старому городу и не встретить проверяющих билеты, но все же мы бы рекомендовали не поддаваться соблазну «бесплатного сыра» и все-таки приобрести билеты).

Осматривать старый город лучше всего на велосипеде. Альтернатива — гулять пешком или арендовать тук-тук. Арендовать велосипед или тук-тук и взять карту можно в любом гест-хаусе города. Выделяйте целый день на знакомство с местными достопримечательностями. Одевайте одежду, которая прикрывает плечи и колени, снимайте обувь там, где снимают свою обувь местные жители. На территории парка есть лотки, на которых можно купить еду и напитки.

Следите за своими вещами — местные обезьяны еще те воришки, могут запросто стащить сумку, очки, фотоаппарат и вообще все что плохо лежит или висит на человеке)

Маленькие жители Анурадхапуры. Photo credit: Nadun Wanniarachchi, Flickr


Анурадхапура. Photo credit: lesterlester1, Flickr

Михинтале

Крошечный городок Михинтале, расположенный в 12 км от Анурадхапуры считается местом зарождения буддизма на Шри Ланке. По легенде здесь, на вершине горы, состоялась роковая встреча индийского монаха Махинды, сына индийского императора Ашоки и короля Деванампиятисса, с правления которого началось распространение буддизма на острове.

Чтобы подняться на вершину Михинтале к зрелищной белой дагобе и белой статуе Будды нужно преодолеть 1840 ступенек. Подъем состоит из нескольких уровней, по пути можно осматривать реликвии и ступы первого буддистского монастыря острова.

Добраться до Михинтале из Анурадхапуры можно на тук-туке, велосипеде, поезде или регулярно курсирующих маршрутках. Выделяйте день на поездку.

Статуя Будды в Анурадхапуре. Photo credit: Daniel Kosla, Flickr


Подъём к вершине Михинтале. Photo credit: k.dexter fernando kariyakarawanage, Flickr