Стюард, стюардесса (Бортпроводник). Профессия стюардесса Кто такой стюарт

Историческая справка. Доподлинно неизвестна точная дата появления этой профессии. Однако в большей массе газетных и справочных материалов указывается, что первая стюардесса – это американская женщина Элен Черч. От нее к руководству компании Boeing Air Transport поступило предложение по улучшению работы экипажа. Оно заключалось в подключении к системе авиаперевозок женщин-медиков для оказания срочной помощи. В скором времени идея оправдалась. В первом полете на борту рейса Сан-Франциско-Чикаго задействовали 8 медицинских сестер. На тот момент профессия или специальность стюардессы называлась «девушка в небе». Их главной задачей было не только оказание первой помощи, но и пробивка билетов, обслуживание, общение с людьми, уборка в помещениях, проверка багажа. Доходило до того, что они могли подносить топливо во время дозаправки, а после посадки самолета в конечный пункт помогали завозить его в ангар на стоянку.

Рабочий график первых представителей этой профессии насчитывал 100 часов в месяц, за что им начислялось 125 долларов США. Другие авиакомпании быстро оценили преимущества стюардесс и в скором времени также начали внедрять их на борт. К кандидатам предъявлялись довольно лояльные требования: наличие документов, свидетельствующих о медицинском образовании, не быть замужем, категория веса до 52 килограмм и роста до 160 сантиметров, возраст обязательно моложе 25 лет.

Описание профессии

Сегодня бортпроводницы, или стюардессы (стюарды), стали квалифицированными рядовыми специалистами на всех воздушных рейсах. Они не только выполняют обслуживающую функцию, но, в основном, несут ответственность за всех пассажиров, их безопасность и здоровье. В общем, за этой профессией остались те же обязанности, что и были в начале, однако с небольшими корректировками. Например, теперь стюардессам не приходится заниматься погрузками пассажирского багажа или помощью в завозке самолетов в ангар. Ныне развитие всех отраслей авиаперевозок позволяет представителям этой профессии избавиться от тяжкого «ручного» труда. В общем, стюардессы стали милыми, обходительными официантками, способными оказать медицинскую помощь, разговаривающими на нескольких языках. Но не стоит забывать, что в их обязанности входит полный контроль ситуации на борту – пристегнуты ли пассажиры, в норме ли кислород, жилеты или крепления сидений.

Мужчина стюард

Как ни странно, но не только женщины могут стать бортпроводником. Многие авиакомпании практикуют наем стюардов. Изначально на борту авиалайнера заботой о пассажирах занимался второй пилот, но руководители компании довольно быстро поняли, что это очень опасно. В результате в 1928 на германских самолетах стали внедрять третьего члена экипажа – стюарда. Через какое-то время стюарды стали меняться на стюардесс, потому что людям удобнее, когда их обслуживают милые миниатюрные девушки.

Недостатки и преимущества

Быть стюардессой – это трудно, в этой профессии, как и в любой другой, существуют свои плюсы и минусы.

  1. Большие возможности. Авиа-стюардам открывается восхитительный шанс посмотреть на разные страны и города, узнать мир. Среднестатистический гражданин, как правило, не в состоянии отправиться в многочисленные путешествия.
  2. Неплохая зарплата, встроенный социальный пакет, предусмотренные льготы, предоставленные путевки и отпуск в 45 дней.
  3. Пенсионный возраст – в 45 лет.
  4. Разнообразная жизнь.
  1. Моменты, когда экипажу запрещается покидать аэропорт, в перерыве между полетами.
  2. Большие нагрузки. Весь рейс стюардессе приходится провести стоя.
  3. Тяжесть привыкания к регулярным изменениям временных поясов и климата, что тестирует организм «на прочность».
  4. Перегрузки. Статистика говорит о том, что из-за них здоровье ухудшается.

В каком месте обучаются?

Совсем необязательно учиться и сдавать экзамены в престижном заведении, чтобы устроиться работать стюардессой. Дорогостоящие ВУЗы можно заменить, сконцентрировавшись на специальных школах с обучающем курсом, где требования к кандидатам гораздо ниже. В среднем для профессии «стюардесса» придется учиться на протяжение 4 месяцев. Выбор образовательного заведения будет зависеть от желаемых перспектив, можно пройти курс колледжа, а можно поступить в ВУЗ. В последних предоставляет большой спектр знаний, что дает значительный толчок для карьеры. Вот несколько заведений, предлагающих готовиться к ремеслу:

  1. МГТУГА (город Москва).
  2. Летный институт (Санкт-Петербург).
  3. Гос. университет (Санкт-Петербург).
  4. Московское учреждение – МИД.
  5. «Школа бортового персонала» – НОУ.

Обязанности и оклад

Стюардессам приходится полностью выкладываться в каждом полете, ведь на их плечах огромная ноша ответственности . Вот их обязанности:

  1. Разносить напитки и обеды по салону.
  2. Руководствуясь целым сводом правил, обеспечить бортовую безопасность.
  3. Оказать, при необходимости, срочную медицинскую помощь.
  4. Рассадить пассажиров.
  5. Подготовить к полету.
  6. Проверить работу систем связи.
  7. Следить за настроением и поведением в салоне.
  8. Осмотреть борт на наличие запрещенных или посторонних вещей.
  9. Контролировать все параметры: сухость, температура и давление.
  10. Включать свет.
  11. Проверить целостность спасательных механизмов.
  12. Обеспечить правильную расстановку оборудования.

Заработная плата за такие требования зависит от класса профессии. Например, новички не будут зарабатывать больше 20000 р. за месяц. Но уже после окончания срока испытания и набора летных часов, авиа-стюардам начинают начислять различные бонусы и премии. После 6 месяцев рабочего стажа заработная плата достигает 60000 рублей. Первоклассные бортпроводницы могут получать свыше 100000 рублей, оклад за 60 минут составляет примерно 4 тысячи р.

Как стать бортпроводницей: возможные перспективы

В данной профессии существует целая система должностей:

  1. Стюардесса III категории.
  2. Сотрудник II класса.
  3. Первоклассная стюардесса.
  4. Инструктор.
  5. Руководитель.

Многие из стюардесс достигают максимум I-го класса. Устроиться на работу – несложно, особенно если учиться в отделе компании. Основные требования сводятся к знанию нескольких языков (предпочтительно английского), притягательному внешнему виду, крепкому здоровью. При приеме на работу может учитываться даже размер одежды – необходим 45-й. В общем, стюардесса должна быть миловидной позитивной девушкой.

Перед тем как окончательно решить трудоустроиться, хорошо оцените все плюсы и минусы этой профессии. Если вы уже определились, звоните в авиакомпанию и спросите, как записаться на курсы. Кандидату придется много учиться и сдавать экзамены, но после прохождения он точно отправится в полет. Дерзайте!

Профессия стюардессы появилась тогда, когда были запущены первые авиалайнеры. Сначала их обязанности выполнял помощник пилота. Однако это было не очень удобно, поскольку у него есть свои функции, поэтому было принято решение назначить отдельного специалиста на эту должность. Благодаря этому улучшился сервис обслуживания, а также повысился уровень безопасности на борту самолета.

Некоторые считают, что в работе стюардессы нет ничего сложного. Казалось бы, ходишь в красивой форме, разносишь напитки, летаешь в разные страны и получаешь за это большие деньги, но так ли это на самом деле? Разумеется, нет. В любой профессии есть свои сложности, а что касается стюардессы, то требований к ней очень много. Для того чтобы стать ею, одного желания мало. Необходимо получить соответствующее образование, иметь отличное здоровье, подходить по комплекции и многое другое.

Стюардесса - это рядовой сотрудник на борту авиалайнера, который выполняет обязанности обслуживающего персонала. Прежде всего, такой работник отвечает за безопасность пассажиров и за оказание первой помощи. Раньше для того чтобы стать стюардессой, нужно было иметь образование медсестры. Помимо этого им необходимо было выполнять тяжелую и даже иногда непосильную для женщин работу, которая заключалась в выгрузке багажа, отправке самолета в ангар и т. п. Сегодня данная профессия не предусматривает таких обязанностей, но по-прежнему стать стюардессой достаточно сложно. Вот основные требования к представителю этой профессии:

  • соответствующее высшее образование;
  • отличное здоровье, которое проверяется на специальной медицинской комиссии;
  • молодость, так как после 30 лет на данную работу не берут;
  • желательно, чтобы кандидат на эту должность был небольшого роста, средней комплекции и с приятной внешностью;
  • четкая речь и дикция, приятный голос;
  • знание двух языков (родной + английский);
  • миловидность и улыбчивость.

Еще 80 лет назад стюардессы обязательно должны были быть незамужними, ростом до 160 см и весом до 52 кг. Сегодня ситуация несколько изменилась. Работницы могут иметь мужей и даже детей.

Чем отличается стюардесса от бортпроводницы: обязанности работника

Разница между стюардессой и бортпроводницей лишь в том, что первый вариант является разговорным, а второй – официальным . В трудовой книжке и на бейджике пишется «бортпроводница» или «бортпроводник», а стюардесса – это общественное, разговорное наименование. В обязанности стюардессы входят:

  1. Встреча и размещение пассажиров.
  2. Организация питания во время рейса. Сюда также входит разнос напитков для желающих.
  3. Гарантия безопасности на борту в соответствии с правилами техники безопасности.
  4. Подготовка пассажиров к полету.
  5. Оказание медицинской помощи в случае, если кому-то из пассажиров стало плохо.
  6. Проверка средств первой помощи.
  7. Контроль за температурой на борту самолета.
  8. Контроль салона на предмет санитарно-гигиеничных норм.
  9. Проверка самолета на наличие запрещенных предметов.
  10. Контроль за поведением пассажиров, пресечение возникающих конфликтов.
  11. Проверка внутренней связи.
  12. Информирования о времени полета.
  13. Прием и размещение кухонно-буфетных предметов.
  14. Разъяснение всех интересующих вопросов, которые могут поступать от пассажиров во время рейса.
  15. Заполнение документации на борту.

Отметим, что данная профессия является очень ответственной и серьезной. Именно поэтому для того чтобы стать бортпроводницей, необходимо обладать следующими качествами: коммуникабельность; терпеливость; сдержанность; умение находить выход из конфликтных ситуаций; чувство юмора; решительность; умение брать на себя ответственность; исполнительность; эрудированность; эмоциональная устойчивость; быстрота реакции; внимательность; умение распределять внимание; дисциплинированность; пунктуальность; хорошая память; объемное зрение; дипломатичность; толерантность; сообразительность; технический склад ума. Такая профессия абсолютно не подходит тем, кто теряется в сложных ситуациях, не умеет принимать решения и боится высоты. Именно поэтому при назначении на эту должность учитываются все нюансы, происходит серьезный отбор и только лучшие становятся стюардессами.

Плюсы и минусы профессии

С одной стороны, работа бортпроводницей – это очень интересно и романтично. Ты постоянно встречаешь новых людей, летаешь в разные города и страны, получаешь новые эмоции и впечатления. Но, с другой стороны, это большая ответственность, отдаленность от дома и близких людей, а также специфичность постоянного времяпровождения в воздухе. Те, кто готовы мириться с такими недостатками, становятся настоящими мастерами своего дела и получают высокие гонорары. Рассмотрим подробнее, чем привлекательна профессия стюардессы.

Положительные стороны:

  1. Возможность увидеть мир не на картинке, а в реальности.
  2. Высокая заработная плата, постоянные льготы, путевки, соцпакеты и соцгарантии.
  3. 45 календарных дней отпуска в году.
  4. Интересная и насыщенная жизнь.
  5. Выход на пенсию в 45 лет.
  6. Почет и уважение.

Среди негативных сторон можно отметить следующее:

  • постоянная смена климата;
  • работа, которую можно отнести к активной;
  • постоянные перегрузки;
  • жесткие возрастные ограничения;
  • повышенная угроза жизни.

Увы, бортпроводницам и бортпроводникам сложно заводить семью, так как большую часть своей жизни они проводят на работе и дома их практически не бывает. Очень сложно найти такого партнера по жизни, который готов был бы мириться со спецификой данной работы. К сожалению, нередко женщины подрывают здоровье на такой работе, в результате чего у них начинаются гинекологические проблемы, которые могут привести к бесплодию. Именно поэтому, выбирая такую специфическую карьеру, необходимо решить, что для вас в жизни главнее и готовы ли вы столкнуться с трудностями, которые могут возникнуть на вашем пути. Существует немало случаев, когда женщины, проработав 1-2 года бортпроводницами, отказывались от своей должности, так как осознали, что это не их призвание, они не готовы рисковать своей жизнью и здоровьем.

Как стать стюардессой?

Высшего образования и желания не хватит для того чтобы вас взяли на работу стюардессой. Для начала нужно доказать всем, что вы действительно годны на эту должность. Очень важно после окончания ВУЗа обратиться в несколько авиакомпаний, поскольку нет гарантии, что вас сразу захотят рассмотреть на этот пост. Возможно, где-то вам предложат пройти специальные подготовительные курсы при авиакомпании. Там на вас посмотрят, оценят ваш потенциал и, если никаких проблем не будет, то возьмут на работу.

Чтобы стать бортпроводницей, нужно очень много учиться, быть старательной, усидчивой и эрудированной. Важно полностью отдаваться карьере и стремиться быть лучшей. В таком случае вы пройдете все испытания и получите желаемую должность, которая впоследствии принесет вам не только почет и уважение, но и высокую заработную плату, множество льгот и незабываемых впечатлений. Кроме того, нельзя игнорировать и то, что у вас будет действительно интересная жизнь, вызывающая зависть у многих людей. Чего стоит только возможность бесплатно побывать в большинстве стран мира.

Вконтакте

Подробности

Бортпроводник – это не только девушки, есть в этой профессии место и мужчинам. Как стать бортпроводником мужчине? Давайте узнаем!

Так сложилось, что, когда речь заходит о бортпроводниках, большинство сразу представляет очаровательную девушку. Этакую героиню песни про стюардессу по имени Жанна, которая обожаема, желанна и прекрасна.

Тем ни менее, стать бортпроводником мужчине не только возможно, но даже проще, чем женщинам.

Как мужчине стать бортпроводником?

Никакого особого подвоха тут нет, процесс прихода в профессию для мужчин такой же, как и для женщин. Более того, изначально, на заре становления гражданской авиации, стюардами работали исключительно мужчины. Впрочем, в то время женщинам вообще предоставлялась главным образом возможность сидеть дома и воспитывать детей. Поэтому и как стать бортпроводником мужчине раньше не задумывались, ведь только их и брали на работу стюардами.

Но постепенно профессия стюардессы стала приобретать женское лицо. Несмотря на то, что сейчас большинство работников службы бортпроводников – женщины, стюард мужчина все же не редкость. Многие авиакомпании целенаправленно набирают мужской персонал. На борту без мужчины не обойтись, часто бывает нужна сила, например, чтобы поднять тяжелый чемодан на верхнюю полку.

Стюард мужчина - требования

Как же стать бортпроводником мужчине? В первую очередь, нужно удовлетворять требованиям. Для бортпроводников мужчин они включают рост от 170 до 185, размер одежды до 54, зрение до -2,5, обязательно иметь военный билет или приписное свидетельство. Не должно быть татуировок, шрамов, родимых пятен, пирсинга и других дефектов на видимых частях тела (лице, шее, руках).

Имейте в виду, что здоровье должно быть отличным, ведь работа будет трудной, частые смены часовых поясов и климата, перепады давления – слабое здоровье тут исключено. Все это будет проверяться на медкомиссии. В бизнес-авиацию требования по здоровью гораздо мягче. Также, туда могут взять, допустим, с татуировкой.

Английский должен быть в наличии. Как правило, требуется не ниже Pre-Intermediate, но мужчин в бортпроводники берут даже со знанием на уровне Elementary, если кандидат продолжает изучение. Также, все авиакомпании предоставляют возможность изучать английский язык на своих курсах.

Алгоритм действий, как стать бортпроводником мужчине, как уже понятно, такой же, как и для женщин. Нужно заполнить анкету и отослать ее в отдел кадров той авиакомпании, где вы хотите работать. Многие отсылают сразу в несколько. Авиакомпании проводят набор членов кабинного экипажа часто, некоторые, как, например, Аэрофлот, ведут просмотры постоянно. Все кандидаты должны пройти собеседование и воздушно-летную медицинскую комиссию (ВЛЭК).

Если ваша анкета подходит, вас пригласят на собеседование. Здесь стюард мужчина все-таки имеет небольшое преимущество. Мужчин приходит значительно меньше и поэтому невольно к ним особое отношение.

Собеседование проходит в три этапа. Сначала кандидаты беседуют с членами комиссии, отвечают на вопросы, рассказывают о себе, о том, почему хотят стать стюардом, хотят ли они работать в сфере обслуживания, почему выбрали эту авиакомпанию, а не какую-нибудь другую и т.д. Потом этап психологического тестирования. Все кандидаты проходят тесты, которые выявляют их личностные качества. Третий этап – сдача экзамена на знание английского. На экзамене есть грамматический тест, аудирование и устная беседа с экзаменатором. Все задания связаны с работой бортпроводника. При этом, на любом этапе вас могут отчислить.

Прошедшим собеседование кандидатам на профессию стюард мужчинам вручается направление на ВЛЭК. Также, придется заранее позаботиться о наличии некоторых медицинских справок из медучреждений по месту проживания, таких как, справка от психиатра, справка из наркологического диспансера и т.п.

После прохождения всех собеседований и тестов, а также медкомиссии, как стать бортпроводником мужчинам рассказывают на курсах обучения, этот этап обязателен. Иногородним нужно позаботиться о проживании в городе, где будет проходить обучение. Большинство курсов начальной подготовки бортпроводников проходит в Москве, так как именно здесь у многих авиакомпаний штаб-квартиры.

Курсы для бортпроводников-новичков идут примерно 3 месяца. График обучения при этом довольно напряженный, 6 дней в неделю с утра до вечера. Изучается строение самолета, различные номы и правила, отрабатываются действия в различных ситуациях, проходят тренировки на макете салона самолета и тренажерах.

После теоретического курса каждого бортпроводника ждет практика, в течение которой он будет летать в качестве стажера. Норма полетов для перехода в самостоятельные единицы – 30 часов в полете. После практики сдается экзамен и при успешно сдаче, стюард мужчина приступает к самостоятельной работу в авиакомпании.

Вот краткий перечень действий, как стать бортпроводником мужчине. Как видите, здесь нет ничего сложного. Если вы решили работать в авиации – у вас получится.

Стюарты Стю́арты

(Stuart, Stewart), королевская династия в Шотландии (1371-1714) и в Англии (1603-49, 1660-1714). Наиболее известны: Мария Стюарт, Яков I (в Шотландии - Яков VI), Карл I, Карл II, Яков II.

СТЮАРТЫ

СТЮ́АРТЫ (Stewarts, Stuarts), аристократический шотландский род, королевская династия в Шотландии (1371-1707) и Англии (1603-1649, 1660-1714).
Короли Шотландии
Предки Стюартов известны с начала 11 века, когда основатель рода - Алан (999-1055) стал сенешалем графства Дол в Верхней Бретани. Как это было принято в средних веках должность наследовалась потомками Алана из поколения в поколение. В середине 12 веке Уолтер (Вальтер) (1104-1177) - третий сын четвертого сенешаля Дола - приехал в Британию и поступил на службу к шотландскому королю Давиду I. Позднее он стал исполнять должность придворного сенешаля, а в 1157 году при короле Малькольме IV (1153-1165) официально утвержден лордом-сенешалем Шотландии. Эта должность передавалась по наследству потомкам Уолтера в течение пяти поколений до первой половины 14 века. От названия должности (Stewart) и произошла фамилия рода.
В годы междуцарствия и борьбы за шотландский престол пятый сенешаль из рода Стюартов Яков и его сын Уолтер (умер 1326) неизменно выступали на стороне Роберта Брюса (см. БРЮС Роберт) и сражались с англичанами. Верность рода новой династии была вознаграждена: в 1315 году Уолтер Стюарт стал мужем старшей дочери короля Роберта I Брюса - Марджери. Этот брак и дал их сыну Роберту Стюарту право занять шотландский престол после смерти его кузена, бездетного короля Давида II Брюса. В 1371 году первый представитель династии Стюартов был коронован под именем Роберта II. Он находился на престоле до 1390 года, а затем в Шотландии царствовал Роберт III Стюарт (1390-1406).
Годы междоусобной борьбы за престол значительно ослабили авторитет центральной власти в Шотландии, местные бароны чувствовали себя независимыми правителями. Ситуация осложнялась отношениями с Англией, короли которой претендовали на верховную власть над Шотландией. Главными целями первых Стюартов стали отпор претензиям англичан и ограничение вольности своих баронов. Но силы первых Стюартов (Роберта II и Роберта III) были еще слишком малы и они по сути оставались просто зрителями кровопролитных междоусобиц шотландских кланов. К тому же Роберт III оказался оттесненным от власти своим младшим братом Александром.
Отношения Англии и Шотландии постоянно балансировали на грани войны и мира. Английские короли обладали большими экономическими, военными и людскими ресурсами, чем их северные соседи, но в течение многих веков не могли покорить Шотландию. В 15 веке Англия не была в состоянии вести активную войну на севере из-за Столетней войны (см. СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА) , а затем войны Алой и Белой розы (см. АЛОЙ И БЕЛОЙ РОЗЫ ВОЙНА) , но английские короли не оставляли формальных претензий на шотландский престол. На на англо-шотландской границе вспыхивали вооруженные конфликты. Не решаясь на широкомасштабную агрессию, англичане поддерживали мятежных баронов и бунтующие кланы против Стюартов. В свою очередь шотландские короли стремились найти союзников в борьбе против Англии. Таким союзником стала Францией - главный враг Англии и ее противник в Столетней войне. Союз Франции и Шотландии неоднократно возобновлялся на протяжении 15-16 веков и получил название «Старого союза».
В 1406 году, сразу после смерти Роберта III, его малолетний сын Яков I Стюарт (1406-1437) был захвачен на море и привезен в Англию. Большую часть царствования (до 1424) он провел в плену, в замке Виндзор. Его освобождению помог лишь брак между пленником и родственницей английского короля Генриха VI Ланкастера (см. ГЕНРИХ VI (английский король)) Джоан Бифорт. После свадьбы шотландский король был отпущен на родину за большой выкуп. На родине Якову I удалось значительно укрепить авторитет королевской власти. Бароны Олбени, Мар, Марч и кланы островов признали его безусловную власть над собой. Яков I был зарезан в результате заговора баронов и его сын Яков II Стюарт (1437-1460) вступил в ожесточенную борьбу с кланом Дугласов, растянувшуюся на несколько десятилетий.
Политика ограничения своеволия местных баронов не могла не вызвать сопротивления шотландской знати. Особенно острым противостояние между королем и баронами было в годы правления Якова III Стюарта (1460-1488), который по мнению многих своих подданых далеко не соответствовал идеалу короля-рыцаря. В отличие от своих воинственных предков он лично не участвовал в военных действиях, увлекался музыкой и архитектурой, а также склонен был опираться на советников незнатного происхождения. В 1488 году вспыхнул мятеж против короля Якова III и в одном из сражений он был заколот.
Однако победа мятежников оказалась случайным успехом. Правление нового короля Якова IV Стюарта (1488-1513) стало временем дальнейшего усиления королевской власти. Король успешно продолжил политику усмирения знати и добился подчинения себе кланов Горной Шотландии и островов, особенно упорно сопротивлявшихся центральной власти. Яков IV многое сделал для упорядочения работы судов и развития эффективного государственного механизма. Он поддерживал развитие шотландской торговли, начал строительство флота, развивал артиллерию, основал университет в Абердине (1495). В его правление в Шотландии появились первые печатные станки (1507).
Между тем, в Англии завершилась Война Алой и Белой роз и на ее престоле утвердились властные и предприимчивые короли из династии Тюдоров. Над Шотландией нависла реальная угроза английского завоевания. Королю Якову IV удалось заключить перемирие с Англией, а в 1502 году он женился на английской принцессе Маргарите, дочери английского короля Генриха VII Тюдора (см. ГЕНРИХ VII Тюдор) . Однако приход к власти в Англии воинственного Генриха VIII Тюдора (см. ГЕНРИХ VIII Тюдор) , вступившего в войну с Францией, поставил Якова IV перед выбором: остаться верным Старому союзу с Францией или склониться перед волей английского короля. Шотландский король решился выступить на стороне Франции, его армия вторглась на английскую территорию. В 1513 году в битве при Флоддене шотландское войско потерпело поражение, а король Яков IV был убит. Его наследник, упорный и энергичный Яков V Стюарт (1513-1542), сохранил верность союзу с Францией, подкрепленному его браками с французскими принцессами Мадлен Валуа (1537) и Марией де Гиз (см. МАРИЯ Гиз) (1538). Профранцузская политика Стюартов привела к очередной войне с Англией: в 1542 году англичане предприняли попытку вторжения в Шотландию, но потерпели поражение. Ответный поход шотландцев окончился неудачей из-за предательства баронов, погибли двое сыновей короля. Вскоре скончался и сам король Яков V. Ему наследовала его несовершеннолетняя дочь Мария Стюарт (1542-1567).
Пресечение мужской линии династии Стюартов осложнило политическую ситуацию в Шотландии. С начала 16 века в верхушке шотландского общества выявились две противоборствующие группировки, которые опирались на поддержку внешних сил: Англии или Франции. В годы несовершеннолетия Марии Стюарт это противостояние обострилось. Английская партия стремилась навязать королеве брак с наследником английского престола Эдуардом Тюдором и тем самым объединить две страны. Французская партия старадась устроить брак Марии с французским принцем и тем самым сохранить фактическую независимость Шотландии. Франкофилы победили; Франция в 1548 году оказала Шотландии военную помощь против Англии, а юная королева была обручена с дофином Франциском Валуа (будущий король Франциск II) и увезена во Францию, где воспитывалась при французском дворе.
Однако засилье французской партии, власть католички - королевы-регентши Марии де Гиз, опиравшейся на расквартированные в Шотландии отряды французских войск, породило сильное оппозиционное движение. Начиная с 1520-х годов в Шотландии активно начали распространяться идеи Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ) , принесенные кальвинистами с континента, а также английскими протестантами. К 1550-м годам протестанты, возглавляемые проповедником Джоном Ноксом (см. НОКС Джон) , стали преобладающей силой в стране. В 1560 году сторонники английской партии и протестанты вынудили регентшу вывести французские войска из страны. Католичество в Шотландии было запрещено и государственной религией стала кальвинистская церковь.
В 1561 году после смерти мужа на родину вернулась королева Мария Стюарт. Первое время ее личного правления (до 1565) было периодом мирного сосуществования королевы-католички с протестантами и с Англией, где правила ее двоюродная сестра королева Елизавета I Тюдор. Новым мужем Марии стал ее дальний родственник, шотландский лорд Генри Дарнлей. Но вскоре королевой овладели честолюбивые мечты. Верная католичка, она считала своим долгом вернуть Британию в лоно римско-католической церкви. Считая себя законной наследницей английской короны, Мария открыто оспаривала престол у Елизаветы I. Шотландская королева поддерживала тесные связи с папским Римом, Габсбургами, Католической лигой во Франции, ирландскими католическими кланами, готовилась восстановить господство римской церкви в Шотландии. Политика королевы вызывала недовольство внутри страны, искусно подогревавшееся Англией. Терпение шотландцев переполнилось после убийства мужа королевы, Генри Дарнлея, в котором обвиняли ее саму, и ее поспешного нового брака с графом Босуэлом. Восстание баронов в 1567 году вынудило Марию Стюарт бежать в Англию, где она и была арестована и много лет провела в заключении. В 1587 году она казнена по обвинению в заговоре с целью убийства Елизаветы I Тюдор.
Новый королем Шотландии стал сын Марии Стюарт и Генри Дарнлея - Яков VI Стюарт (1567-1625). В первые правления малолетний король был заложником группировок знати, боровшихся за титул регента Шотландии. Став взрослым, Яков VI увлекся перспективой занять английский престол и все силы отдал борьбе за признание его наследником бездетной Елизаветы I Тюдор. Его права на престол основывались на том, что он являлся внуком Маргариты Тюдор, старшей дочери английского короля Генриха VII Тюдор. Яков искусно лавировал между католиками, которым он обещал покровительство и терпимость, и протестантами, старался поддерживать хорошие отношения как с Англией, так и с католическими державами. Дипломатическая игра Якова VI увенчалась успехом: в 1603 году, после смерти королевы Елизаветы Тюдор он занял английский престол под именем Якова I Стюарта.
Стюарты в Англии
Получив английскую корону, Яков стал одновременно королем Англии и Шотландии, положив начало объединению двух стран в одно государство. Проблемы Шотландии для него отошли на второй план, а главной задачей стало укрепление династии Стюартов в Англии. Между тем, уже в последние годы царствования Елизаветы I расширилось влияние парламентской оппозиции. В отличие от своей предшественницы, Яков I не имел широкой поддержки в английском обществе, не мог маневрировать политическими силами и манипулировать парламентом. Кроме того, он был ревностным сторонником теории божественного происхождения монархии и неограниченной королевской власти. Эти взгляды вступали в противоречие с английской политической традицией, где роль парламента была исключительно высока. Политические претензии Якова I вызвали ряд столкновений с парламентом. Недовольство англичан вызывала и внешняя политика короля, его стремление к примирению с Испанией - «национальным врагом» Англии, попытки устроить брак наследника престола с католической принцессой. Дочь Якова I - Елизавета Стюарт (1592-1662) вышла замуж за курфюрста Фридриха V Пфальцского. Спустя столетие ее потомки заняли английский престол.
Преемник Якова, его сын Карл I Стюарт (см. КАРЛ I Стюарт) (1625-1649), продолжил непопулярную политику отца. Обострявшийся конфликт между королем и парламентом вылился в 1640-е годы в Английскую революцию (см. АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) , которая свергла монархию. В 1649 году парламент вынес смертный приговор королю Карлу I, который был казнен 30 января 1649 года. Вслед за его казнью Англия была провозглашена республикой. После гибели короля Шотландия разорвала отношения с парламентской Англией и признала своим королем сына казненного монарха - Карла II Стюарта. Шотландия стала оплотом роялистов для продолжения борьбы с парламентом. В 1651 году отряды рялистов потерпели поражение от войск Кромвеля (см. КРОМВЕЛЬ Оливер) , Карл II был вынужден уехать на континент, а Шотландия была насильственно объединена в одно государство с Англией.
В 1660 году в результате военного переворота в Англии была восстановлена монархия и Карл II занял английский и шотландский престолы (1660-1685). Его правление стало для Англии временем экономического подъема и стабильности, но также и временем нового политического конфликта между монархией и парламентом. В период Реставрации зарождаются партии вигов и тори, позднее ставшие основой двухпартийной политической системы Великобритании.
Карл II не имел законных детей (среди внебрачных наиболее известен герцог Монмут) и преемником стал его брат Яков II Стюарт (см. ЯКОВ II Стюарт (1633-1701)) (1685-1688), в годы правления которого конфликт между монархией и парламентом обострился. Конфликту способствовала религиозная политика короля - фанатичного католика, стремившегося уравнять своих единоверцев в правах с протестантами. Такие попытки воспринимались его подданными - в большинстве своем протестантами - как попытка вернуть Британию к католицизму, который ассоциировался с неограниченной властью монарха. Против Якова II объединились самые разные политические группировки и он был свергнут в 1688 году.
Трон был передан дочери Якова II - Марии II Стюарт (1689-1694) и ее мужу Вильгельму III Оранскому (1689-1702). Мария практически не вмешивалась в политические дела, а ее супруг - умный и дальновидный политик - сумел не только избежать конфликтов с парламентом, но и значительно повысить престиж монархии в Англии. После Вильгельма III королевой стала другая дочь Якова II, Анна Стюарт (1702-1714). При королеве Анне состоялось формальное объединение Англии и Шотландии в одно государство - Великобританию. Анна умерла бездетной и престол должен был перейти сыну Якова II - Якову III Стюарту (годы жизни 1688-1760), который жил в эмиграции и оставался верным католичеству. Но согласно Акту о престолонаследии, принятому английским парламентом в 1701 году, королем Великобритании мог быть только протестант, а конкретно -ганноверский герцог Георг (потомок дочери Якова I Стюарта Елизаветы). Таким образом династия Стюартов лишилась власти в Англии и Шотландии.
В эмиграции Стюарты нашли поддержку во Франции. После смерти Якова II французский король Людовик XIV Бурбон признал Якова III королем Великобритании. Претендент был известен как «Старым Шевалье», или «Шевалье де Сент-Жорж». Он поддерживал контакты со своими сторонниками на Британских островах. В потерявшей независимость Шотландии Яков III стал символом борьбы с Англией. Сторонники восстановления Стюартов на престоле получили название якобитов. С помощью Франции в Шотландии организовывались вооруженные восстания якобитов, в которых принимали участие и представители династии Стюартов. В 1715 году Яков III предпринял неудачную попытку овладеть властью в Великобритании. Сын Якова III и Марии Собесской- Карл-Эдуард Стюарт (1720-1788), известный как «Младший Шевалье» в 1745 году возглавил отряды горных шотландских кланов. 16 апреля 1745 года в битве при Куллодене войска восставших были разгромлены превосходившей их по численности английской армией. Суровыми репрессиями англичанам удалось подавить движение якобитов в Шотландии. После поражения, до конца жизни Карл-Эдуард жил в Риме. Материальную помощь ему оказывал король Георг III Английский. Династия Стюартов окончательно пресеклась в 1807 году, когда в Риме умер ее последний представитель, младший брат Карла-Эдуарда - Генрих-Бенедикт Стюарт, носивший сан кардинала Йоркского.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Стюарты" в других словарях:

    - (Stuart, Stewart), королевская династия в Шотландии (1371 1714) и Англии (1603 49, 1660 1714). Наиболее известны: Мария Стюарт, Яков I (в Шотландии Яков VI), Карл I, Карл II, Яков II … Современная энциклопедия

    Королевская династия в Шотландии (1371 1714 гг.) и Англии (1603 1649 гг., 1660 1714 гг.). Наиболее известны: Мария Стюарт, Яков I (в Шотландии Яков VI; сын Марии Стюарт), Карл I, Карл II, Яков II … Исторический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 династия (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Старинный шотландский дом, из которого произошел рядшотландских и английских королей. Название С. (англ. Steward, шотл.Stuart) принадлежало потомкам Вальтера, достигшего при дворешотландского короля Малькольма III, в XI в. звания майордома.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Стюард, стюардесса (бортпроводник, бортпроводница, англ. flight attendant) — специалист рядового состава на водных и воздушных судах, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров: приборка жилых помещений, сервировка стола, но главным образом ответственный за безопасность пассажиров (в случае аварии — помощь пассажирам, и т. п.).

На особо крупных пассажирских судах в обязанности стюарда может входить также обслуживание капитана и старших офицеров.

С усложнением самолетов, появлением регулярных международных рейсов начинают предъявляться все более высокие требования к данным специалистам (общее представление об устройстве самолета, иностранные языки и др.). На сегодняшний день эта профессия не только очень сложна, но и опасна.

Функциональные обязанности

Предполетная подготовка;

Осмотр воздушного судна на предмет отсутствия посторонних предметов, в случае обнаружения извещение об этом супервизора;

Контроль санитарного состояния самолета;

Проверка комплектности бортового оборудования и его исправности;

Проверка комплектности аварийно-спасательных средств и их исправности;

Проверка работы внутренней связи;

Прием и размещение бортового имущества (салфетки, подушки, одеяла и т.д.);

Прием и размещение буфетно-кухонного инвентаря;

Встреча и размещение пассажиров;

Контроль за пассажирами при посадке;

Обслуживание пассажиров на земле до взлета самолета (раздача газет, журналов, напитков - в зависимости от класса);

Обслуживание пассажиров в полете;
- информационная работа (сообщение о температуре воздуха за бортом, о высоте полета, о пересекаемой местности и т.д.);

Работа с маршрутной картой (показ маршрута на экранах компьютеров в салонах);

Раздача напитков, еды;

Обслуживание больных пассажиров (предоставление питья, помощь в принятии лекарств, психологическая поддержка и т.д.);

Обслуживание детей (предоставление еды, питья, игрушек, помощь в самообслуживании и т.д.);

Организация работы в ночном полете (выключение освещения);

Контроль за температурой воздуха, давлением, влажностью в салоне;

Торговля;

Оказание индивидуальных услуг;

Оказание первой медицинской помощи в случае необходимости;

Психологическая поддержка пассажиров;

Поддержка чистоты в салоне;

Проведение развлекательных программ (показ фильмов);

Контроль за курящими и спящими пассажирами;

Контроль за поведением пассажиров во время полета (запрещение стоять в салоне и т.д.);

Контроль за самочувствием пассажиров во время и после посадки;

Контроль за высадкой пассажиров после полной остановки самолета;

Осмотр салона на предмет отсутствия посторонних предметов после ухода пассажиров.

Личные качества

Коммуникабельность;

Аккуратность;

Внимательность;

Аккуратность;

Способность принимать самостоятельные решения в критических ситуациях;

Ответственность;

Терпимость;

Эмоциональная устойчивость.

Образование

После собеседования в авиакомпании и успешного прохождения медкомиссии необходимо пройти подготовительные курсы. Чаще всего они длятся около трёх месяцев и включают в себя теоретическую и практическую части. По прохождении курсов будущей стюардессе необходимо сдать экзамены. Для получения международного свидетельства предусматривается обучение за границей, в период которого учащимся выплачивают стипендию. После сдачи «выпускного» экзамена необходимо получить 30 часов учебного налёта. Успешно пройдя этот этап, вы получаете сертификат бортпроводника третьего класса, последующее повышение зависит от налёта часов.

Профессиональные заболевания

Здоровье стюардессы подвергается в полёте воздействию вибрации и излучения; шум, смена часовых поясов и перепады давления — вот факторы, приводящие к ранней профнепригодности. Работа также связана с постоянным самоконтролем — некорректное поведение в отношении пассажиров недопустимо. Сложности с лихвой компенсируются открывающимися возможностями, ведь самая романтичная профессия XX века остаётся таковой и в веке XXI.

Зарплата высокая.