Столица черногории. История черногории. Сезон или не сезон? Когда лучше ехать

Республика Черногория .

Название происходит от топонима Черная гора.

Столица Черногории . Подгорица.

Площадь Черногории . 13 812 км2.

Население Черногории . 641 тыс. чел.

Расположение Черногории . Черногория - государство в Южной , расположенное на Балканском полуострове. На юго-востоке граничит с , на юге отделена от , на западе имеет границы с и . Протяженность морского побережья Черногории (включая Малентские острова) составляет 293,5 км.

Административное деление Черногории . Черногория разделена на 21 общину.

Форма правления Черногории . Республика.

Глава государства Черногории . Президент.

Высший законодательный орган Черногории . Скупщина (парламент).

Высший исполнительный орган Черногории . Правительство.

Крупные города Черногории . Нет.

Государственный язык Черногории . Сербский.

Религия Черногории . 69% - православные, 19% - мусульмане, 4% - .

Этнический состав Черногории . 62% - черногорцы, 15% - , 7% - албанцы, 1% - .

Валюта Черногории . Евро = 100 центам.

Полезная информация для туристов

Черногорцы крайне терпимы к проявлениям межэтнических раз-дичий, даже к вопросу межэтнических конфликтов на Балканах. Но вести разговоры о политике или о развале СФРЮ не рекомендуется. Уровень преступности невелик. Полиция жестко пресекает любые проявления обмана иностранных туристов, но на бытовом уровне часты случаи мелкого мошенничества или якобы внезапно появившегося языкового барьера, поэтому следует быть особенно тщательными при обсуждении финансовых вопросов и никогда не давать деньги вперед, до оказания услуги.

Чаевые в ресторанах составляют в основном 5% от суммы счета. Для питья лучше использовать минеральную или бутилированную воду.

Уровень цен в стране достаточно невысок, но заметно различается в зависимости от местонахождения. В прибрежных районах все примерно на 25% дороже.

Согласно Конституции, столица Черногории – город Цетинье. Но большая часть административных управленческих зданий находятся в городе Подгорица. На сегодняшний день именно здесь находится официальная столица страны.

В прошлом веке этот красивый городок на берегу Морачи назывался Титоград, в честь лидера Югославии Иосипа Броза Тито. Именно во времена Югославии город стал фактической столицей Черногории.

Он расположен всего в нескольких километрах от Адриатики в живописной Скадарской котловине. Как информирует Википедия, здесь сосредоточена культурная, экономическая и политическая жизнь края, проходят главные транспортные артерии страны, функционирует аэропорт.

История

Первые люди поселились в этих краях еще в каменном веке. Здесь жили древние иллирийские племена. Основанием города стало древнее римское поселение, а в 5 веке возникло славянское государство с главным городом Рибница.

Турки переименовали захваченный город в крепость Бугуртлен – «черника». Почти пять веков находилась Подгорица под османским игом. Эти земли были частью турецкого Скадарского санджака. Только в конце 19 века город вновь стал принадлежать Черногории.

Двадцатый век принес республике стремительное развитие в сфере промышленности, строительства, национальной культуры. Во время Второй мировой войны находилась под фашистской оккупацией.

Освобожденная советскими войсками в 1944 году Черногория пошла по социалистическому пути развития. Преобразился весь край, Подгорица была отстроена заново, появился международный аэропорт.

Подгорица – столица Черногории – расположена на перекрестке водных магистралей. Это реки Рибница, Ситница, Зета, Морача. Они соединяют город с окрестными населенными пунктами. Недалеко находится Адриатическое море, через которое открывается выход во все страны региона.

Мягкий теплый климат, плодородная почва, богатая растительность всегда привлекали людей в эти края. Подгорица не знает снега. Почти 5 месяцев там стоит летняя жара. Пик летних температур достигает 44 градусов. Зимой минусовая температура бывает крайне редко. Средиземноморский климат характеризуется близостью моря.

Википедия свидетельствует, что 60% всего населения края живет в городе Подгорица. Это черногорцы, сербы, албанцы. Военные действия конца прошлого века привели индустрию края в упадок. Но постепенно предприятия восстанавливаются и приспосабливаются к рыночным отношениям. Появляются инвесторы, которые вкладывают средства в развитие региона. Бурно развивается туристический бизнес.

Архитектура

За 5 веков турецкого господства в городе построено множество зданий в турецком стиле. Узкие мощеные улочки, мечети и часовые башни из природного камня – все это находится в старых районах. Историческим памятником того времени является башня-мечеть Сахат-кула.

Современный вид Подгорица начала приобретать, когда вновь вошла в состав Черногории. Противоположный берег Рибницы стал застраиваться в европейском стиле. Исторические катаклизмы отразились на облике города.

Во времена Броза Тито города Черногории стали застраивать советскими «хрущевками». Многие из них до сих пор встречаются в некоторых районах. Современные кварталы обрастают жилыми домами и офисами европейского вида. Парки, площади, скверы украшают город.

  • Выдающимся проектом стал Мост тысячелетия, связавший берега реки Морача. Стильные наклонные балки напоминают падающую Пизанскую башню. Длина моста – 140 метров.
  • Собор Христова Воскресенья – величественный храм для православных.
  • Монументы В. Высоцкому и А. С. Пушкину свидетельствуют о культурном родстве двух славянских народов.

Культура и образование

В небольшом городе есть все, что характеризует его как культурную столицу республики. Это музеи, театры, учебные заведения.

Университет Черногории – государственное высшее учебное учреждение, которое имеет филиалы в некоторых городах республики. Помимо этого специальное образование можно получить в Черногорской академии наук и искусств. Дети учатся в 44 школах и гимназиях.

Традиции культуры сохраняются национальным театром. В городе есть театры для детей. В национальной библиотеке собраны старинные книги, исторические документы.

В музеях Подгорицы собраны артефакты истории края, быта коренного населения. Есть музеи этнографии и природы. Бывший королевский дворец открыт для посетителей.

История Черногории – это повествование о борьбе свободолюбивого народа за независимость родины с турками, фашистами. Героический эпос полон легенд о героях.

Подгорица становится современным европейским городом и центром транспортного сообщения. Железнодорожный вокзал связал его с городами Бар, Шкодер, Белград. Автотрассы уходят в Сербию, Боснию, Албанию, к Адриатике. В нескольких километрах от города находится международный аэропорт, который связывает Черногорию с европейскими столицами, Москвой.

Цетинье

Нельзя не сказать о второй столице Черногории. Город Цетинье возник в 15 веке во времена борьбы с турками. Раньше здесь был монастырь, который построил один из князей Черногории.

Монастырь был защищен от врагов горами. Крепость постоянно осаждалась турками и стала оплотом в борьбе с ними. Общественные светские здания – гостиница, лечебница, дворец первого короля Черногории – появились уже в конце 19 века.

В 1946 году главным городом страны стала Подгорица. Но благодарные черногорцы чтят историческое значение своей прежней столицы, и в Конституции Цетинье называется столицей, а Подгорица – главным городом. В Цетинье находятся Госархив, Институт сохранения культурного наследия. Сам городок Цетинье больше напоминает живописный поселок.

Туристической жемчужиной этих мест является Скадарское озеро и река Црноевича. Живописные берега населяют 270 видов птиц, в водах обитают 50 разновидностей рыб. Находится это заповедное место в 30 минутах езды на машине от Подгорицы. Заливы и мыски, отличная рыбалка, чистый воздух, тишина и первозданная природа Национального парка привлекают на Скадар туристов.

В окрестностях Цетинье есть историческое место, связанное с борьбой за освобождение от турецкого ига. Это гора Ловчен. На вершине горы находится часовня, в которой захоронен один из князей Черногории. У ее подножья разбит одноименный парк – памятник садового искусства.

Сама гора примечательна тем, что на ее склонах произрастают 1150 видов растений. С каждого витка дороги на вершину открывается потрясающий вид на окрестности почти с высоты птичьего полета.

Полезные данные для туристов о Черногории, городах и курортах страны. А так же информация о населении, валюте Черногории, кухне, особенностях визовых и таможенных ограничений Черногории.

География Черногории

Республика Черногория - государство в юго-восточной Европе, на адриатическом побережье Балканского полуострова. Омывается Адриатическим морем и граничит с Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Сербией и Албанией.


Государство

Государственное устройство

Президентская республика.

Язык

Государственный язык: Сербско-хорватский

Во многих курортных районах широко употребляется немецкий и ограниченно - английский.

Религия

Черногорское и сербское население в основном исповедует православие, национальные меньшинства - ислам и католичество.

Валюта

Международное название: EUR

Популярные достопримечательности

Туризм в Черногории

Где остановиться

Черногория известна как своими морскими курортами, так и старинными городами. Здесь витает дух истории, который органично переплетается с вполне современным и качественным сервисом. Стоимость проживания зависит не только от категории отеля, но и его расположения относительно знаменитых курортов и исторических памятников. Отели Черногории имеют собственную классификацию, которая отлична от принятой в остальных странах Европы.

Самые комфортабельные гостиницы, предоставляющие сервис на высоком уровне, приравниваются к категории DELUX. Как правило, в таком отеле вам предложат размещение в просторной комнате с современным интерьером, лоджией, собственной ванной комнатой. В номере также будет спутниковое телевиденье, телефон, кондиционер и, конечно же, мини-бар. В таком отеле также есть бассейн, детские площадки.

Более низкую ценовую категорию, которая, однако, характеризуется высоким качеством обслуживания, представляют отели категории А. Поселившись в таком отеле, вы получите комнату с современным интерьером, телевизором, телефоном. Также вы можете рассчитывать на собственную ванную комнату и выход на лоджию. В следующей категории - В - представлены отели, в которых вам предложат комнату с собственной ванной или душевой, телевизором и телефоном.

Хочется отметить, что гостиничная база Черногории немного устарела, поэтому среди тех, кто предпочитает семейный уют и знаменитое гостеприимство черногорцев, пользуется популярностью аренда в частном секторе. Как небольшие частные апартаменты, так и коттеджи объединены одним понятием – вилла. Стоимость проживания здесь не сильно отличается от отелей. Единственный недостаток – виллы, как правило, находятся в некотором удалении от моря (на 300-500 метров).

Отдых в Черногории по лучшей цене

Поиск и сравнения цен по всем ведущим мировым системам бронирования. Найдите для себя лучшую цену и сэкономьте до 80% от стоимости туристических услуг!

Популярные отели


Экскурсии и достопримечательности в Черногории

Сегодня Черногория – одно из самых популярных туристических направлений Европы. Потрясающие природные богатства этой красивой страны, прекрасный климат, обилие исторических, архитектурных и культурных достопримечательностей в сочетании с более чем демократичными ценами с каждым годом привлекают в этот маленький рай все большее количество туристов. Черногория – это горы и равнины, густые леса, кристально-чистые воды Адриатики, горные реки и живописные озера, а также прекрасные древние города, где так гармонично сочетаются различные стили и культуры, создавая тем самым неповторимый колорит и атмосферу уюта.

Подгорица – крупнейший город и столица Черногории, а также экономический и промышленный центр страны. Особый интерес для туристов представляют старейшие районы города Стара Варош и Драч с их узенькими мощеными улочками и прекрасными старинными сооружениями. Среди самых интересных достопримечательностей столицы стоит отметить Археологический исследовательский центр, Городской музей, Музей естественной истории, Национальный театр, собор Христова Воскресения, церковь Святого Георгия, дворец Негуша и расположенную на его территории Галерею искусств. Прекрасным образцом современной архитектуры и оригинальных инженерных решений является - Мост Тысячелетия (Миллениум) над рекой Морач. В окрестностях Подгорицы стоит посетить руины древнего города-крепости Медун ведущий свою историю еще с 3 века до н.э. Здесь же расположен и Этнографический музей Марко Милянова. Неподалеку от столицы находятся и руины древнеримской Диоклеи.

Культурным центром страны, бесспорно, является его историческая столица – Цетине, расположенная в живописной уютной долине у подножия горы Ловчен. Это очень красивый и интересный город с множеством исторических, культурных и архитектурных памятников – настоящий музей под открытым небом. Среди самых популярных достопримечательностей стоит выделить знаменитый Цетинский, церковь Влашка, дворец Билярда, дворец короля Николы I, Королевский театр «Земский дом», Художественный, Исторический и Этнографический музеи. Стоит посетить Национальный парк Ловчен и расположенное на его территории родовое селение черногорской королевской династии Петровичей - колоритное поселение Негуши, а такэе. На Мавзолей Петра II Петровича Негоша на вершине горы Ловчен.

Пожалуй, самой известной достопримечательностью Черногории является монастырь Острог. Он расположен примерно в 15 км от Даниловграда в удивительно живописном месте. Это одна из самых почитаемых православных святынь в мире, которую ежегодно посещают сотни тысяч паломников самых разных религиозных конфессий. Верхняя часть монастыря высечена в скале на высоте 900 м над уровнем моря и являет собой поистине впечатляющее зрелище.

Среди обилия природных достопримечательностей Черногории отдельного внимания заслуживают Скадарское и Шасское озера, Национальный парк Дурмитор и расположенное на его территории знаменитое Черное озеро, а также пролегающий через парк живописный каньон реки Тара, Национальный парк «Биоградская гора», Которский залив (Бока Которска) и каньон реки Морач.

Массу удовольствия вы получите и познакомившись с такими колоритными черногорскими городами как Будва, Котор, Бар и Герцег-Нови. Впрочем, каждый уголок Черногории прекрасен и уникален по-своему, а все его достопримечательности и интересные места просто невозможно описать... но эту удивительную страну непременно стоит посетить.

Позднее греческие колонисты основали города на морском побережье, и вся территория была постепенно включена в состав Римской (позднее Византийской) империи.

Средневековая Черногория

Черногория под властью Османской империи

Черногория в Новое время

В 1876 году Черногория вступила в Черногорско-турецкую войну . Черногория принимала участие в Русско-турецкой войне - , где даже на время смогла отвлечь от Русской армии 50 тысячные силы турок и по Сан-Стефанскому мирному договору 19 февраля (3 марта) 1878 она получала приграничные земли и выход к морю с двумя портами - Баром и Ульцинем .

С 22 апреля по 5 мая 1913 года Черногория оккупировала город Шкодер , чем вызвала морскую блокаду со стороны Австро-Венгрии , Германии , Франции , Италии и Великобритании , так как своими действиями она затягивала мирные переговоры с Османской империей . Только после сдачи Шкодера мог быть подписан Лондонский мирный договор (1913) (30 мая 1913), по которому Черногории отходила южная часть Санджака .

Черногория в составе Югославии (Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев)

Черногория во время Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны итальянцы (а после 1943 - немцы) оккупировали Королевство Черногория (1941-1944) и предприняли попытку учредить здесь политический режим государства-спутника. С 12 июня по Черногория была объявлена королевством-сателлитом фашистской Италии . С по Черногория находилась под немецкой оккупацией.

Во время оккупации происходило сильное сопротивление коммунистов. В ноябре 1943 года при их ведущем участии было создано Краевое антифашистское вече народного освобождения, которое в июле 1944 года превратилось в Антифашистскую скупщину, а в апреле 1945 - в Народную скупщину Черногории. Фактически с по 1945 год Черногория находилась под контролем партизан.

Черногория в титовской Югославии

Несмотря на разрыв отношений между Сталиным и Тито в 1948 году, многие черногорцы, традиционно благожелательно относившиеся к русским , не могли скрывать своих симпатий к СССР. Это привело к волне репрессий и восстанию, а затем и к расколу коммунистической партии республики. В 1954 году репрессиям подвергся один из руководителей СКЮ, лидер черногорских коммунистов Милован Джилас .

Оппозиция пробелградской политике возникала или на этнической почве (главным образом в среде мусульман), или на базе Союза реформаторских сил - национально ориентированной партии, выступавшей за либеральные реформы, которая на первых многопартийных выборах в республиканскую Скупщину Черногории (тогда ещё составной части СФРЮ) в декабре 1990 года получила лишь 7 из 125 мест. Победу одержал Союз коммунистов Черногории (СКЧ) во главе с Момиром Булатовичем, поддержанный более 56 % избирателей (83 места). От всех оппозиционных партий в Скупщину вошли 42 депутата. Сам Булатович отдалился от сербских инициатив.

Курс на независимость

Независимая Черногория

Напишите отзыв о статье "История Черногории"

Примечания

Литература

  • Вацлик И. Я. . - СПб. : Тип. В. В. Комарова, 1889. - 26 с.
  • Ровинский П. А. Черногория в её прошлом и настоящем: В 3 т. - СПб. : Типография Императорской Академии Наук, 1888. - Т. 1. - 936 с.

Отрывок, характеризующий История Черногории

Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.
После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для себя страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. (Какой нужно было ему еще славы?) Одно, чего он желал теперь, – отдыха, спокойствия и свободы. Но когда он был на Семеновской высоте, начальник артиллерии предложил ему выставить несколько батарей на эти высоты, для того чтобы усилить огонь по столпившимся перед Князьковым русским войскам. Наполеон согласился и приказал привезти ему известие о том, какое действие произведут эти батареи.
Адъютант приехал сказать, что по приказанию императора двести орудий направлены на русских, но что русские все так же стоят.
– Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, – сказал адъютант.
– Ils en veulent encore!.. [Им еще хочется!..] – сказал Наполеон охриплым голосом.
– Sire? [Государь?] – повторил не расслушавший адъютант.
– Ils en veulent encore, – нахмурившись, прохрипел Наполеон осиплым голосом, – donnez leur en. [Еще хочется, ну и задайте им.]
И без его приказания делалось то, чего он хотел, и он распорядился только потому, что думал, что от него ждали приказания. И он опять перенесся в свой прежний искусственный мир призраков какого то величия, и опять (как та лошадь, ходящая на покатом колесе привода, воображает себе, что она что то делает для себя) он покорно стал исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена.
И не на один только этот час и день были помрачены ум и совесть этого человека, тяжеле всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося; но и никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого.
Не в один только этот день, объезжая поле сражения, уложенное мертвыми и изувеченными людьми (как он думал, по его воле), он, глядя на этих людей, считал, сколько приходится русских на одного француза, и, обманывая себя, находил причины радоваться, что на одного француза приходилось пять русских. Не в один только этот день он писал в письме в Париж, что le champ de bataille a ete superbe [поле сражения было великолепно], потому что на нем было пятьдесят тысяч трупов; но и на острове Св. Елены, в тиши уединения, где он говорил, что он намерен был посвятить свои досуги изложению великих дел, которые он сделал, он писал:
«La guerre de Russie eut du etre la plus populaire des temps modernes: c"etait celle du bon sens et des vrais interets, celle du repos et de la securite de tous; elle etait purement pacifique et conservatrice.
C"etait pour la grande cause, la fin des hasards elle commencement de la securite. Un nouvel horizon, de nouveaux travaux allaient se derouler, tout plein du bien etre et de la prosperite de tous. Le systeme europeen se trouvait fonde; il n"etait plus question que de l"organiser.
Satisfait sur ces grands points et tranquille partout, j"aurais eu aussi mon congres et ma sainte alliance. Ce sont des idees qu"on m"a volees. Dans cette reunion de grands souverains, nous eussions traites de nos interets en famille et compte de clerc a maitre avec les peuples.
L"Europe n"eut bientot fait de la sorte veritablement qu"un meme peuple, et chacun, en voyageant partout, se fut trouve toujours dans la patrie commune. Il eut demande toutes les rivieres navigables pour tous, la communaute des mers, et que les grandes armees permanentes fussent reduites desormais a la seule garde des souverains.
De retour en France, au sein de la patrie, grande, forte, magnifique, tranquille, glorieuse, j"eusse proclame ses limites immuables; toute guerre future, purement defensive; tout agrandissement nouveau antinational. J"eusse associe mon fils a l"Empire; ma dictature eut fini, et son regne constitutionnel eut commence…
Paris eut ete la capitale du monde, et les Francais l"envie des nations!..
Mes loisirs ensuite et mes vieux jours eussent ete consacres, en compagnie de l"imperatrice et durant l"apprentissage royal de mon fils, a visiter lentement et en vrai couple campagnard, avec nos propres chevaux, tous les recoins de l"Empire, recevant les plaintes, redressant les torts, semant de toutes parts et partout les monuments et les bienfaits.
Русская война должна бы была быть самая популярная в новейшие времена: это была война здравого смысла и настоящих выгод, война спокойствия и безопасности всех; она была чисто миролюбивая и консервативная.
Это было для великой цели, для конца случайностей и для начала спокойствия. Новый горизонт, новые труды открывались бы, полные благосостояния и благоденствия всех. Система европейская была бы основана, вопрос заключался бы уже только в ее учреждении.
Удовлетворенный в этих великих вопросах и везде спокойный, я бы тоже имел свой конгресс и свой священный союз. Это мысли, которые у меня украли. В этом собрании великих государей мы обсуживали бы наши интересы семейно и считались бы с народами, как писец с хозяином.
Европа действительно скоро составила бы таким образом один и тот же народ, и всякий, путешествуя где бы то ни было, находился бы всегда в общей родине.
Я бы выговорил, чтобы все реки были судоходны для всех, чтобы море было общее, чтобы постоянные, большие армии были уменьшены единственно до гвардии государей и т.д.
Возвратясь во Францию, на родину, великую, сильную, великолепную, спокойную, славную, я провозгласил бы границы ее неизменными; всякую будущую войну защитительной; всякое новое распространение – антинациональным; я присоединил бы своего сына к правлению империей; мое диктаторство кончилось бы, в началось бы его конституционное правление…
Париж был бы столицей мира и французы предметом зависти всех наций!..
Потом мои досуги и последние дни были бы посвящены, с помощью императрицы и во время царственного воспитывания моего сына, на то, чтобы мало помалу посещать, как настоящая деревенская чета, на собственных лошадях, все уголки государства, принимая жалобы, устраняя несправедливости, рассевая во все стороны и везде здания и благодеяния.]
Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!
«Des 400000 hommes qui passerent la Vistule, – писал он дальше о русской войне, – la moitie etait Autrichiens, Prussiens, Saxons, Polonais, Bavarois, Wurtembergeois, Mecklembourgeois, Espagnols, Italiens, Napolitains. L"armee imperiale, proprement dite, etait pour un tiers composee de Hollandais, Belges, habitants des bords du Rhin, Piemontais, Suisses, Genevois, Toscans, Romains, habitants de la 32 e division militaire, Breme, Hambourg, etc.; elle comptait a peine 140000 hommes parlant francais. L"expedition do Russie couta moins de 50000 hommes a la France actuelle; l"armee russe dans la retraite de Wilna a Moscou, dans les differentes batailles, a perdu quatre fois plus que l"armee francaise; l"incendie de Moscou a coute la vie a 100000 Russes, morts de froid et de misere dans les bois; enfin dans sa marche de Moscou a l"Oder, l"armee russe fut aussi atteinte par, l"intemperie de la saison; elle ne comptait a son arrivee a Wilna que 50000 hommes, et a Kalisch moins de 18000».
[Из 400000 человек, которые перешли Вислу, половина была австрийцы, пруссаки, саксонцы, поляки, баварцы, виртембергцы, мекленбургцы, испанцы, итальянцы и неаполитанцы. Императорская армия, собственно сказать, была на треть составлена из голландцев, бельгийцев, жителей берегов Рейна, пьемонтцев, швейцарцев, женевцев, тосканцев, римлян, жителей 32 й военной дивизии, Бремена, Гамбурга и т.д.; в ней едва ли было 140000 человек, говорящих по французски. Русская экспедиция стоила собственно Франции менее 50000 человек; русская армия в отступлении из Вильны в Москву в различных сражениях потеряла в четыре раза более, чем французская армия; пожар Москвы стоил жизни 100000 русских, умерших от холода и нищеты в лесах; наконец во время своего перехода от Москвы к Одеру русская армия тоже пострадала от суровости времени года; по приходе в Вильну она состояла только из 50000 людей, а в Калише менее 18000.]
Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу. Он смело принимал на себя всю ответственность события, и его помраченный ум видел оправдание в том, что в числе сотен тысяч погибших людей было меньше французов, чем гессенцев и баварцев.

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало.
Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска.
Французам, с воспоминанием всех прежних пятнадцатилетних побед, с уверенностью в непобедимости Наполеона, с сознанием того, что они завладели частью поля сраженья, что они потеряли только одну четверть людей и что у них еще есть двадцатитысячная нетронутая гвардия, легко было сделать это усилие. Французам, атаковавшим русскую армию с целью сбить ее с позиции, должно было сделать это усилие, потому что до тех пор, пока русские, точно так же как и до сражения, загораживали дорогу в Москву, цель французов не была достигнута и все их усилия и потери пропали даром. Но французы не сделали этого усилия. Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно. Говорить о том, что бы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что бы было, если б осенью сделалась весна. Этого не могло быть. Не Наполеон не дал своей гвардии, потому что он не захотел этого, но этого нельзя было сделать. Все генералы, офицеры, солдаты французской армии знали, что этого нельзя было сделать, потому что упадший дух войска не позволял этого.
Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.

Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы проистекает большая часть человеческих заблуждений.
Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес никогда не догонит впереди идущую черепаху, несмотря на то, что Ахиллес идет в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдет пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдет впереди его одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдет эту десятую, черепаха пройдет одну сотую и т. д. до бесконечности. Задача эта представлялась древним неразрешимою. Бессмысленность решения (что Ахиллес никогда не догонит черепаху) вытекала из того только, что произвольно были допущены прерывные единицы движения, тогда как движение и Ахиллеса и черепахи совершалось непрерывно.
Принимая все более и более мелкие единицы движения, мы только приближаемся к решению вопроса, но никогда не достигаем его. Только допустив бесконечно малую величину и восходящую от нее прогрессию до одной десятой и взяв сумму этой геометрической прогрессии, мы достигаем решения вопроса. Новая отрасль математики, достигнув искусства обращаться с бесконечно малыми величинами, и в других более сложных вопросах движения дает теперь ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.
Эта новая, неизвестная древним, отрасль математики, при рассмотрении вопросов движения, допуская бесконечно малые величины, то есть такие, при которых восстановляется главное условие движения (абсолютная непрерывность), тем самым исправляет ту неизбежную ошибку, которую ум человеческий не может не делать, рассматривая вместо непрерывного движения отдельные единицы движения.
В отыскании законов исторического движения происходит совершенно то же.
Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно.
Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории состоит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действие одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
Историческая наука в движении своем постоянно принимает все меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе.
Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается, как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна.
Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории.
Первые пятнадцать лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. Какая причина этого движения или по каким законам происходило оно? – спрашивает ум человеческий.
Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его.
Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила.
«Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», – говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов.
Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза.
Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертыванье дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть раэвертыванье почки дуба, потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении, и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны.