Сколько лет пальмире. Пальмира: невеста пустыни. Сирия. Храм Бэла в Пальмире

4 190

Сказочный восточный город, находящийся в 240 километрах от Дамаска, люди покинули и забыли на тысячу лет. Чем так провинился Пальмоград, называемый еще и «царственной Пальмирой» (в отличие от Санкт-Петербурга - «северной Пальмиры»)? За что столица обширной восточной державы в древней Сирии в 272 году была разрушена римлянами, и город был засыпан песками пустыни, подступавшей с юга? Почему про него забыли? Только устоявшие под ветром «рощи» колонн да выступавшие стены напоминали о былом величии и великолепии Пальмиры.

Честь ее «открытия» в XVII веке принадлежит итальянцу Пьетро делла Балле. За ним последовали другие любопытные. Но им не поверили. Только через сто лет английский художник Вуд привез зарисовки Пальмиры. Он сумел сделать так, что они стали модными гравюрами, а вместе с ними стала модной и тема Пальмиры. Последовали хищнические и профессиональные раскопки, в которых активное участие приняли русские. Один из них - С. Амалебек-Лаза-Рев - сделал самую интересную с исторической точки зрения находку - пятиметровую стелу с Пальмирским пошлинным декретом 137 года. Она стояла на агоре (плошадь) напротив храма бога Рабасирэ, владыки подземного царства, а теперь стоит в Эрмитаже.

Увидев впервые Пальмиру, С. Амабелек-Лазарев воскликнул:

«О, не сон ли это? Вдруг дорога круто повернула вправо, и невольно останавливаешь свою лошадь - впечатление поразительное. Вы стоите на склоне горы между высокими погребальными башнями. Ветер в них неистово ревет. Перед вами обширное поле, на нем несколько сот колонн, то тянущихся аллеями в версту длинной, то составляющих рощи; между ними здания, триумфальные арки, портики, стены посреди картины, за городом - развалины храма Солнца - колоссальное квадратное здание. Стены его до сих пор целы и поражают вас своими размерами издалека. Направо от храма Солнца - паль-мирский оазис; взор очарован яркой зеленью посевов с лежащими на них темными пятнами пальм и серебристыми грядами маслин. За городом простирается безбрежная пустыня, за оазисом - солончаки. Освещение волшебное, сочетание тонов не поддается описанию. Нежные розовые и золотистые тона развалин лежали на фиолетовом фоне гор и на синеве пустыни».

И в самом деле, красота Пальмиры - это красота города, естественно вписавшегося в окружающую природу.

Абсолютно точно известно, что уже в III тысячелетии до н. э. Пальмиру населяли семитские племена. Первый раз она упоминается в каппадокийс-ких табличках II тысячелетия до н. э. под именем Тадмор (на арамейском языке это слово означает «чудесный», «прекрасный»). В следующий раз город упоминается в надписи ассирийского царя Тиглатпаласара I в списке покоренных городов: «Тадмор, который лежит в стране Амурру». Предположительно на город нападал царь Вавилона Навуходоносор II в VI веке до н. э..

Затем о Тадморе не было упоминаний вплоть до римского времени. У Аппиана в «Гражданских войнах» рассказывается о том, как римский полководец Марк Антоний в 42–41 годы дон. э. безуспешно пытался ограбить город. Не удалась ему эта операция только потому, что жители, прихватив все самое ценное, ушли к берегам Евфрата.

Вероятно, они почувствовали, что победа в гражданской войне останется не за Антонием с Клеопатрой, а за Октавианом Августом, и не ошиблись. Ведь еще в III веке до н. э. Тадмор стал «союзником» Рима и служил буфером в борьбе Рима с парфянами. Формально он оставался самостоятельным и даже не был включен в римскую провинцию Сирия. Только при Тиберии, преемнике Августа, город начал платить налоги и получил название Пальмира - город пальм.

В 105 году до н. э. император Траян захватил соседний город Петру и уничтожил самостоятельность Южной Сирии, игравшей основную роль в транзитной торговле Восток - Запад. Вот тут и пришло время Пальмиры, избавившейся от главного конкурента. Особенно после 200 года, когда на римский трон воссели выходцы из Сирии - Северы.

Ведь Тадмор-Пальмира был прежде всего купеческим, караванным городом. Он и возник в оазисе на краю пустыни и гор, где бил подземный источник Эфка с тепловатой сернистой водой. Каждую секунду из подземной пещеры длиной 100 метров выбрасывалось 150 литров воды (там и сейчас бани). Странствующие купцы устраивались здесь на ночлег, а то и на многодневный отдых. Постепенно источник стал местом встреч и рынком перепродаж для тех, кто не желал двигаться дальше, предпочитая пожертвовать часть перекупщику, нежели потерять все в случае нападения разбойничьих бедуинских племен.

Эфка находилась на расстоянии пяти дней пути от Евфрата и вблизи того места, где из оазиса возникла Пальмира. Исключительная важность этого перекрестка состояла в том, что он объединял Рим с Южной Аравией, Ираном и Индией. В Пальмире кончались западные колесные дороги, здесь любой товар приходилось перегружать на верблюдов, и наоборот. Пальмирские купцы организовывали, снаряжали и вели караваны через пустыню к Евфрату. Дополнительную прибыль они получали в том случае, если им удавалось избежать нападений на караван вездесущих кочевников. Из-за всего этого Пальмира быстро стала городом таможен, постоялых дворов и харчевен. Здесь поселились коновалы, носильшики, воины, менялы, проститутки, жрецы даже самых мелких божков, переводчики, лекари, ветеринары, беглые рабы, зодчие, мастера любых ремесел, шпионы, люди других профессий - собственно, здесь не было только римских прокуратора и императора.

Огромные доходы юрод имел от взимания пошлин. Самый крупный памятник пальмирского законодательства, о котором уже упоминалось, как раз посвящен пошлинам и высечен на двух языках, греческом и арамейском.

«При Боннее, сыне Боннея, сыне Хайрана, и грамматевсе Александре, сыне Филопатора, в архонство Малика, сына Солата, сына Мокиму, и Зобейды, сына Несы, когда был собран Совет в соответствии с законом, он постановил то, что записано ниже.

Так как в прежние времена в законе о пошлинах многие предметы, подлежащие пошлине, не были перечислены и взимались согласно обычаю, потому что было записаны в договоре, чтобы сборщик пошлины взимал согласно закону и обычаю, и поэтому часто по этим делам происходили тяжбы между купцами и сборщиками, решено Советом, чтобы архонты эти и декапроты рассмотрели то, что не перечислено в законе, и пусть будет записано в новом договоре для каждого предмета пошлина его».

Далее следовал внушительный список облагаемого товара: рабы - 12 денариев каждый, верблюжий груз - 3 денария, ослиный - 2, пурпурная шерсть - 28 денариев за руно, благовонное миро - 25 за алебастровый сосуд, елей в козьих мехах - 7, масло - 4, рыба соленая - 10 et cetera.

Но это была пошлина, которую брал город. Во второй части декрета выясняется, что еще одну пошлину брал префект Гай Лициний Муциан, причем брал не сам, а отдал на откуп некоему Алкиму с компаньоном. Эти тянули деньги за все: за прогон скота, за торговлю в городе, за груз орехов, скрупулезно отмечая каждую мелочь (даже проституток они поделили на два разряда: на тех, кто берет за соитие денарий, и на тех, кто больше, и соответственно обложили налогом).

Ознакомившись детально с этой «поэмой справедливого вымогательства», венчающей общественно-социальную жизнь города, понимаешь, как далеки были интересы этой «вице-империи» Рима на Востоке от имперских проблем «метрополии» и в то же время как заинтересованы были пальмирцы в спокойствии. Известно ведь, воевать будут римляне, а платить за войну - купцы. И не случайно в конце II века римляне создали в Пальмире специальный полицейский магистрат - для наблюдения за настроениями горожан и проезжавших купцов. Мера вполне понятная: можно сколько угодно уповать на лояльность пальмирцев, но если чаша весов склонится к врагам, «друзья римского народа» вряд ли пожертвуют ему последнюю рубаху, да и не последнюю тоже.

По всему образу жизни патьмирцы были типичные космополиты-коммерсанты. Многие из чисто меркантильных интересов даже брали себе вторые, римские, имена, хотя все они были симбиозом арамеев, семитов и арабов. При этом, оберегая свои богатства от черни, пальмирцы использовали именно римский опыт, постоянными подачками сдерживая возмущение нищих масс и недовольных. В Пальмире не было голодных. Для этого раздавались тессеры - своеобразные жетоны в виде монет, дававшие право владельцам участвовать в раздачах продовольствия, погребальных тризнах и свадебных пиршествах, посещать театр и пользоваться прочими УДОВОЛЬСТВИЯМИ. С помощью тессера можно было отправиться в путешествие и, предъявив его в чужом городе человеку, который считался здесь «другом и гостем» Пальмиры, получить бесплатно еду и ночлег. В ряде случаев тессеры играли роль талисманов под покровительством того или иного божества, поэтому имена владельцев у них не римские, а местные. Из них же можно узнать наименования родов и наследственную профессию.

Многобожие пальмирцев объяснялось многонациональным населением и присутствием разноплеменных купцов. С последними боги прибывали из всех уголков Востока. Тут мирно «уживались» Атар-гатис, Иштар, Анахита, Таммуз, Аллат, Арду, Таратэ, Ману, Нэбо и сотни других. Но больше всего храмов было выстроено в честь бога Солнца (Бол, - Бел - Баал). Он имел десятки ипостасей, например, Малак-Бол - Солнце Ночи, или Махак-Бед - Посланец, или Баал-Шамен - Гром и Молния, он же Великий и Милосердный. Разобраться в пальмирском многобожии человеку не посвященному с ходу невозможно. Вполне вероятно, что и сами пальмирцы, как египтяне, не знали всех своих богов. Да у них не хватило бы ни времени, ни средств, ни физических сил почитать всех. Поэтому остановимся на главном. Это солнечная триада Бел-Бол, Иарих-Бол и Али-Бол, во многом сходная с аналогичной египетской триадой Ра-Гор-Ахт. Главный из них Бел-Бол, и ему за чертой города поставлен самый знаменитый храм Пальмиры - храм Солнца, ставший прообразом для храма в Баальбе-ке (Баальбек - букв. «Долина Солнца»). Одновременно это и самый большой храм Пальмиры, постт Роенный во II веке.
Храм стоит на наращенном фундаменте посреди огромного двора, окруженного колоннами. Длина его 60 метров, а ширина - 31. К храму ведут три входа, украшенные порталами, которые в свою очередь украшены барельефами. На одном из них изображена жертвенная процессия: женщины, закрытые покрывалами, шествуют за верблюдами. Этот барельеф - немое доказательство того, что чадру на Востоке ввели вовсе не исламисты.

Описать весь грандиозный комплекс храма практически невозможно, это надо видеть. Скажем лишь, что по своей грандиозности его смело можно поставить в один ряд с Колизеем и что элементы греко-римского архитектурного стиля в нем мирно уживаются с восточными традициями. Например, балки перекрытий венчали острые треугольные зубцы, как в Вавилоне, а капители были сделаны из бронзы, которые сняли и переплавили мародореры-легионеры Аврелиана. Сам Аврелиан пытался воздвигнуть аналогичный храм Солнца в Риме и даже затратил на него 3 000 фунтов золота, 1800 фунтов серебра и все драгоценности пальмирской царицы.

Позднее арабы использовали руины храма в качестве опорной крепости в борьбе против крестоносцев, здание сильно пострадало, но по сравнению с другими памятниками все-таки сохранилось до наших дней в удовлетворительном состоянии.

Впрочем, и храм Солнца не самая главная достопримечательность Пальмиры: всемирную славу ей создала главная улица, начинавшаяся от Триумфальной арки, построенной около 200 года, и проходившая через весь город с юго-востока на северо-запад. Двойная Триумфальная арка стоит не поперек улицы а углом - чтобы спрямить изгиб в этом месте. Парадоксально, но тот же архитектурный прием был повторен в Северной Пальмире - Санкт-Петербурге: это арка Главного штаба.

Протяженность главной улицы 1100 метров. Она состояла из проезжей части шириной 11 метров, обрамленной во всю длину колоннами, и двух крытых тротуаров шириной 6 метров. По обеим сторонам тротуара располагались мастерские ремесленников, которые одновременно были и лавками. Коринфские колонны (общее число их насчитывалось в древности не менее 1124) достигали 10 метров высотой. На-особых выступах колонн - консолях, иногда выше, иногда ниже, выставлялись скульптурные бюсты купцов, начальников караванов и лиц, оказавших городу услуги. Отличительной чертой пальмирцев можно считать ту, что бюсты они ставили друг другу, а не сами себе. Колонны центральной квадратной площади - агоры - несли около 200 скульптурных изображений. Причем существовало «местничество»: на севере колонны украшались бюстами чиновников, на юге - водителями караванов «синодиархами», на западе - военачальников, на востоке - архонтов и сенаторов. Вся знать олигархической республики, где правили «Совет и народ» под неусыпным оком Рима, была представлена весьма наглядно. Позднее на памятных колоннах появились бюсты членов монархически правящей династии Оденатов. Они носили пышные римские титулы: «Глава Пальмиры» («Рас Тадмор»), консуляр Рима, вице-император Рима на Востоке, вождь Римлян на Востоке. Сами бюсты до нас дошли в единичных экземплярах, но сохранились надписи, говорящие о многом:

«Статуя эта Септимия Хапрана, сына Одвната, сиятелънейшего сенатора и главы Пальмиры, которую воздвиг ему Аврелий Филин, сын Мария Филина, (который) сын Расайя, воин легиона, что стоит в Бое-ре, в его несть, в месяц Тишри, год 563».

«Статуя Септимия Одената, сиятельнейшего консуляра, господина нашего, которую воздвигло ему сообщество кузнецов, работающих по золоту и серебру, в его честь, в месяц Нисан 569».

В период своего расцвета Пальмира была застроена роскошными общественными зданиями, портиками, храмами, частными дворцами и термами. Был в городе и театр, окруженный полукольцом (опять-таки) колонн, правда, не такой большой, как в других эллинистических городах, но зато построенный в самом центре.

С первого взгляда казалось, что город, и в первую очередь «леса» колонн, - сплошь из мрамора. Мрамор и на самом деле был, привозной - из Египта. До сих пор неизвестен путь, каким он (и гранит) доставлялся в Пальмиру (возможно, везли либо полуфабрикат, либо готовое изделие). Но самым популярным строительным материалом в городе был местный известняк-ракушечник - камень мягкий и удачно имитирующий мрамор. Каменоломни его находились в двенадцати километрах от города. Способ добычи тоже был египетский: в естественную трещину или пробуравленную дыру вгоняли деревянный кол, который обильно поливали водой. Кол разбухал и отрывал глыбу от скалы. Затем глыбу распиливали и отвозили в город. Известняк этот был золотистого цвета и белого с розовыми прожилками. Он-то и создал не потускневшую в веках красоту Пальмиры.

Справедливости ради надо отметить, что и сами пальмирцы не жалели средств на украшение родного города. Три входа в храм Солнца они украсили золотыми панелями, о расходах серебра, меди и бронзы - говорить не приходится. Теперь остается только представить, какая вонища стояла от бесконечно прибывающих со всего света караванов и стад в одном из самых красивых городов древности! Как загажены были бездомными собаками базы самого красивого в мире собрания колонн! Надо думать, и эпидемии здесь были частыми и повальными.

Но кроме этой, живой Патьмиры существовала еще одна - Долина Гробниц. Ее уникальность пугала уже в средневековье и породила самые фантастические истории и легенды. Гробницы здесь строили из известняка. Они представляют собой комнату, квадратную или прямоугольную (4–5 х 5–9 метров), украшенную пилястрами и выгнутым потолком. Родовые гробницы нередко напоминали небольшие квартиры. Внутри стояли 2–3 саркофага, барельефы которых несли информацию о жизни владельца. Но самого владельца внутри не было, он был зарыт в подземелье. Бальзамированных трупов здесь не встретишь. Недавно при строительстве нефтепровода натолкнулись на гробницу, находившуюся под полом не сохранившегося наземного сооружения. Внизу находился склеп с тремя Т-образными проходами. В стенах располагалось шесть рядов могильных горизонтальных ниш. Каждая была закрыта плитой с рельефным бюстом умершего. Всего в этой гробнице насчитали триста девяносто захоронений. Большой род? - оказалось, нет. Предприимчивые пальмирцы рассчитали, что строить собственную гробницу - дело дорогостоящее, поэтому они продавали «места» другим семьям.

Однако среди пальмирцев существовали и такие, которые не желали «лезть под землю». Они строили себе и своим семьям высокие каменные башни в 3–4 этажа (одна даже в пять этажей) с балконами. Гробницы уцелели на высоте 18–20 метров и во множестве спускаются в долину по скатам гор. Ветер в них завывает круглые сутки, наводя страх даже на самых бесшабашных. Здесь когда-то покоились забальзамированные трупы, и здесь не встретишь греческих или римских надписей, все - на арамейском. Они расположены над входной дверью:

«Гробницу построил на свой счет Септимий Оденат, сиятельнейший сенатор, сын Хайрана, сын Вахабаллата, сын Нацора, для себя и сыновей своих и внуков навсегда, ради вечной славы»,

Но обычно на фронтонах гробниц не упоминаются римские имена покойных.

«Увы! Это образ Забды, сына Мокимо, его жены Балтихан, дочери Атафни».

Образы покойных - погребальные скульптуры - ваялись в полном правдоподобии и с максимальной выразительностью. Высечены были даже серьги в ушах. Встречались и картины, выполненные в стиле фаюмской портретной живописи.

Балкон строился на середине высоты башни - с пилястрами, колоннами и крышей. На нем стояло ложе, а на ложе лежала статуя покойного.

Одной из замечательнейших в архитектурном плане гробниц считается башня Ямлика: в ней потолок голубой, как небо.

Башни - самые древние здания Пальмиры, к тому же они пережили город. Их не коснулась роковая судьба государства, существовавшего на протяжении, по меньшей мере, двух тысячелетий, под конец пережившего время громкой славы, рухнувшего от переоценки своих возможностей и оставившего на память о себе пленительной образ не менее властной царицы, нежели Клеопатра. Вот как это произошло.

Римляне в III веке до н. э. застали в Пальмире олигархическую республику. Они не стали ничего менять, то ли не имея сил, то ли такое положение их устраивало. Однако ближе ко II веку н. э. в государстве возобладали монархические тенденции: выдвинулся род Оденатов.

Первый из Оденатов получил римское гражданство в правление Септимия Севера (193–211 годы). Естественно, он стал называться Септимий Оденат. Следующий Оденат уже римский консул. Его сын Септимий Хайран получил (или присвоил) титул «главы Пальмиры» («Рас Тадмор»). Сын Хайрана, муж царицы Зенобии, известный как просто Оде-нат, вынужден был стать политическим деятелем и военачальником, практически независимым от Рима, в чем виноваты, прежде всего, сами римляне. Их политика на Востоке была просто безалаберной. Воспользовавшись этим, персидский шах из династии Сасанидов Шапур I занял Армению, Северную Месопотамию, Сирию и часть Малой Азии. Против него выступил император Валериан, но в битве при Эдес-се римляне потерпели сокрушительное поражение, и 70-тысячное войско попало в плен. С ними вместе попал в плен и Валериан, где и умер некоторое время спустя: спасать или выкупать его было некому, солдаты уже выбрали себе другого императора.

Главе Пальмиры Оденату удалось не допустить персов на свою территорию, он даже разбил несколько передовых отрядов Шапура. Но ввязываться в серьезную борьбу Оденат совсем не собирался: плоть от плоти торгового народа, он больше всего хотел мира, чтобы спокойно торговать и с римлянами, и с персами. Шапур же как будто и вовсе его не замечал: он медленно отходил к Евфрату с богатой добычей. Оденат отправил Шапуру письмо с изъявлениями покорности. Тот этого не понял:

Кто этот Оденат, который осмелился писать своему владыке? Если он осмелился смягчить ожидающее его наказание, то пусть падет ниц передо мной с руками, связанными за спиной. Если он этого не сделает, пусть знает, что я погублю и его, и семейство его, и государство его!

Подарки Одената Шапур бросил в Евфрат.

Что оставалось делать Оденату! После гибели других сирийских царей он оказался единственным фактическим повелителем римского Востока и остатков римских легионов. Мечами этих войск он очистил от персов провинции Азии и Сирии, а также, перейдя Евфрат, захватил месопотамские города Нисибис и Карры. Дважды он подходил к персидской столице. Римский император Галлиен благодарил Одената и праздновал за него победные триумфы.

В 267 году Оденат пал от руки родного племянника. Вместе с ним погиб и его старший сын Герод от первого брака. Многие почувствовали, что руку племянника направляла вторая жена Одената - Зе-нобия. Позднее эта версия косвенно подтвердилась, так как путем династических манипуляций титул вице-императора и «вождя римлян на Востоке» получил малолетний сын Одената и Зенобии - Ваха-баллат. Зенобия добилась права регентства, и у Пальмиры, владевшей Сирией, частью Малой Азии, Северной Месопотамией и Северной Аравией, появилась царица.

Арабское имя Зубайдат (буквально «женщина с прекрасными, густыми и длинными волосами») переделали в греческое Зенобия, что означает «вторая гостья» и вполне соответствовало статусу второй жены. К тому же Зенобия не была уроженкой Пальмиры. Она появилась на свет в бедной бедуинской семье, которая кочевала вблизи города. Говорят, в момент рождения Зенобии все планеты находились в созвездии Рака, а в небе ярко светил Сатурн. Что это означает? - лучше справиться у астрологов. Ее также называли прекрасной финикийкой, цыганкой, еврейкой. Сама Зенобия, не сильно смущаясь, вела свой РОД от цариц Дидоны, Клеопатры и Семирамиды. Остается тайной, как Зенобия попала в круг власть имущих. Почему ее заметили правители Пальмиры?

Современники единодушно свидетельствуют, что она обладала незаурядной силой психического воздействия, проще говоря, была ведьмой. Или экстрасенсом, что одно и то же.

Сохранилось много описаний Зенобии и ее изображений, в том числе на бронзовых монетах, чеканившихся в Александрии, которая тоже подчинилась пальмирской царице. Эти монеты до сих пор находят на обочинах сирийских дорог. Римский историк Требеллий Поллион описал ее так:

«Она имела все качества, необходимые для великого полководца; осторожно, но с удивительной настойчивостью приводила в исполнение свои планы; строгая к солдатам, она не щадила себя в опасностях и лишениях войны. Часто во главе своего войска шла она пешком 3–4 мили. Никогда ее не видели в носилках, редко - в колеснице и почти всегда верхом. В ней в разной степени соединялись таланты военные и политические. Она умела приноравливаться к обстоятельствам: строгость тирана, великодушие и щедрость лучших царей. Расчетливая в походах, она окружала себя персидской роскошью. Выходила в народное собрание в пурпурной одежде, осыпанная драгоценными камнями, со шлемом на голове».

Стройная, небольшого роста, с необыкновенно блестящими глазами и ослепительными зубами, смуглая лицом и телом, Зенобия всех покоряла своей красотой, будь то на пальмирском троне, в военном походе или на неумеренных возлияниях со своими солдатами. Она была не только воином, но и философом. Знала греческий и коптский языки, составила сокращенный труд по истории Востока, создала в Пальмире философскую школу неоплатоников во главе с греческим философом Лонгином. Построив себе летнюю резиденцию в Ябруде, она прятала там в пещерах первых христиан. Там же летом кочевали ее родственники бедуины, и-там же она повстречала гадалку, предсказавшую ей грядущие успехи, предательство ею старого друга и конец жизни - в золоте, но в нищете и позоре.

Религиозно-философские увлечения Зенобии дали ей повод поссориться с Шапуром I, находившимся под влиянием Картира, главы персидских магов. Зенобия собрала огромную армию и стала с переменным успехом воевать против персов.

Рим больше не мог терпеть усиления Пальмиры на Востоке. Зенобия утратила чувство всякой меры. Она официально провозгласила независимость от Рима, наделила себя титулом «Августы», а сына нарекла Августом. - именем императора. В конце 270 года наследник Галлиена - император Аврелиан - прекратил переговоры с посланниками Пальмиры и вернул Египет, которым Пальмира владела «незаконно». Зенобия тут же помирилась с Шапуром, но изменить что-либо уже было поздно. В 271 году огромная римская армия двинулась на Восток - через Малую Азию, горы Тавра и Киликийские ворота. На берегах Оронта пальмирцы были разбиты и отступили к Антиохии. Пальмирский полководец Заб-да распустил в городе слух, что римская армия разгромлена. Нашли человека, похожего на Аврелиана, и провели по улицам на потеху черни. Выиграв таким образом время, пальмирцы беспрепятственно прошли через Антиохию. Аврелиан шел за ними и скоро подступил к стенам Пальмиры. Началась осада Укрепленного города с большими запасами продовольствия и оружия. Аврелиан сообщал в Рим: «Я не могу описать вам, отцы-сенаторы, как много у них метательных машин, стрел и камней. Нет ни одной части стены, которая не была бы укреплена двумя-тремя баллистами».

«Аврелиан - Зенобии. Твоя жизнь будет сохранена. Ты сможешь провести ее в каком-нибудь месте, куда я помещу тебя. Твои драгоценности, серебро, золото, шелк, лошадей, верблюдов я отошлю в римскую сокровищницу. Законы и постановления пальмирцев будут соблюдены».

«Зенобия - Аврелиану. Никто еще, кроме тебя, не отважился просить того, что ты требуешь. То, что может быть добыто войной, должно быть приобретено доблестью. Ты просишь меня сдаться, как будто ты совершенно не осведомлен, что царица Клеопатра предпочла умереть, чем пережить свое величие. Персидские союзники, которых ожидаем, недалеко. Сарацины (арабы) на нашей стороне, так же, как и армяне. Сирийские разбойники, о Аврелиан, побеждали твою армию. Что, если эти отряды, которых мы ожидаем со всех сторон; придут? Так что ставь свое высокомерие, с которым ты сейчас требуешь моей сдачи, как если бы ты был победителем повсюду».

Но союзники не торопились. На долгую осаду у Пальмиры не хватило бы сил. В городе замаячил призрак голода, начались болезни. Темной ночью Зенобия, взяв с собой сына Вахаоаллата и несколько приближенных, тайно бежала из города, обманув римские сторожевые посты. На верблюдах они добрались
до персидской границы и уже садились в лодку, чтобы переплыть Евфрат, как погоня настигла их. Зенобия была схвачена.

Узнав об этом, пальмирцы принесли Аврелиану ключи от города. Император милостиво обошелся с Зенобией и Вахабаллатом. Город и горожане тоже не пострадали. Над приближенными Зенобии и ее военачальниками был назначен суд. Многих казнили, в том числе и философа Лонгина. Его предала сама Зенобия: она отказалась от авторства оскорбительного письма Аврелиану, заявив, что его писал философ. Так оправдалось первое предсказание гадалки.

Аврелиан рвался в Рим, ему не терпелось отпраздновать триумф. Но через несколько месяцев после того, как Аврелиан с пленницей ушел из Азии, пальмирцы восстали и перебили римский гарнизон. На этот раз Аврелиан, вернувшись с армией, отдал приказ разрушить город. Это произошло в 272 году. Аврелиан уничтожил общинное устройство Пальмиры, дочиста ограбил храм Солнца, передав все ценные украшения в новый храм Солнца, который он строил в Риме.

Зенобия, потеряв царство, пережив его разорение и гибель, не покончила с собой, подобно своей «родственнице» Клеопатре, хотя и грозилась в письме. Но ведь письмо писал Лонгин, а он давно в аиде.

Еще раз ее красота ярко блеснула во время триумфального шествия, когда она пленницей, опутанная золотыми цепями, впереди вереницы повозок с собственными сокровищами шла босая, с распущенными волосами и бросала в толпу такие взгляды, что многие не могли их вынести и отворачивались. Остаток жизни она провела в Риме, на вилле своего нового мужа - римского сенатора.

Уничтоженная Пальмира больше не воскресла. Торговцы направили свои караваны по иным дорогам. Прошли века. Пески пустыни засыпали цветущий оазис: никто не боролся с ними. Последние жители Пальмиры - арабы - сгрудились в глинобитных хижинах на дворе храма Солнца. Но и эти дома в конце концов опустели. Мгновенно и словно ниоткуда появившаяся под сирийским небом держава так же внезапно рассыпалась. «Не сон ли это»?..

Триумфальная арка является визитной карточкой Пальмиры. Арка была построена во II веке нашей эры, когда сам город был многолюден и богат.

Главные ворота состоят из трех частей, которые служили входом на три разные улицы. Арка находилась над главной торговой улицей. Высота главного свода составляет двадцать метров.

Арка украшена резьбой, которая выполнена из разных видов камня, скульптурами, которые изображают головы львов с открытой пастью.

К сожалению, арка была сильно разрушена, и до наших дней дошли только отдельные фрагменты. Несмотря на полуразрушенное состояние арка является главной достопримечательностью не только города, но и Сирии. Это доказывает то, что ее изображение можно найти на купюре в сто сирийских лир.

Замок Крак де Шевалье

Крак де Шевалье (Сraс des Chevaliers) - "крепость рыцарей" на смеси французского и арабского языков. Замок возвышается на высоте приблизительно 500 метров над долиной Эль-Букейя и занимает стратегическую позицию вдоль единственного пути из Антиохии в Бейрут и к Средиземному морю.

Первые упоминания о замке относятся к мусульманским хроникам, в них он носит имя «Крепость Курдов». С 1031 года по приказу эмира Алеппо в нём располагался курдский гарнизон. Во время Первого Крестового похода в 1099 году крепость была захвачена Раймоном Сен-Жильским, но была оставлена, когда крестоносцы продолжили свой марш к Иерусалиму.

Немного позже граф Триполи передал замок ордену госпитальеров. С тех пор на протяжении 129 лет никому не удавалось взять осадой Крак де Шевалье.

Архитектуре замка стоит уделить особое внимание. Первоначальный план замка не дошел до наших дней. Ядро замка состояло из огромной треугольной галереи длиной 270 метров и шириной в 9 метров. В ней жили братья госпитальеры, и она являлась укрепленной казармой, своды которой были изогнуты в виде стрельчатых арок, а по бокам были расположены пять квадратных башен. В 1170-х годах в северо-восточной башне была построена часовня, напоминающая слепую аркатуру.

А какие достопримечательности Пальмиры вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Храм Бэла в Пальмире

Храм Бела - самое большое сооружение Пальмиры. Сегодня он частично реставрирован. Его здание, как свидетельствует сохранившаяся на его руинах надпись, было воздвигнуто в 32 году нашей эры. Храм Бела является своеобразным гибридом восточной и античной архи-тектур: план здания выполнен в традициях храмов Ближнего Востока, а его фасады оформлены в духе античного зодчества, по образцу греческих и римских храмов. Храм Бела расположен в центре обширного открытого двора святилища.

Руины храма возвышаются посередине почти квадратного, окруженного колоннадами двора. Наряду с элементами греко-римского архитектурного стиля в его облике ощущается влияние восточных традиций: римские архитектурные формы сочетаются с восточной пышностью и грандиозностью. качестве крепости в борьбе с крестоносцами, и здание сильно пострадало.

Святилище располагалось на высокой террасе площадью 305x210 метров и было окружено стенами из хорошо подогнанных каменных блоков. Стены украшали небольшие колонны. Двор со всех сторон окружали крытые портики, опиравшиеся на два ряда колонн. С западной стороны двора находились главные ворота, украшенные пропилеями и скульптурами Через трое дверей можно было попасть внутрь двора.

Сегодня остатки резных каменных плит и большие куски разбитых колонн в беспорядке валяются вокруг руин храма. Внутреннее пространство храма Бела представляет собой один-единственный большой зал, не разделенный никакими колоннадами или стенами.

Торговая площадь Агора – центральная площадь Пальмиры, которая служила рынком и местом городских собраний.

Площадь имеет форму прямоугольника и окружена портиками. На площади была возведена трибуна, с которой ораторы сообщали о последних событиях и зачитывали указы. Здесь же представители Сената разглашали народу свои решения.

Агору окружают различные сооружения. Например, одно здание с толстыми стенами считается караван-сараем. Рядом с площадью была найдена стела, знаменитый "Пальмирский тариф", который содержит надписи на греческом и арамейском языках о налогах и тарифах, которые принимал Сенат. Сейчас плита-стела находится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Улица "Великая колоннада"

Великая колоннада – центральная улица Пальмиры, длина которой составляет тысячу сто метров.

Главные магистрали римских городов были идеально прямыми. Однако "Великая колоннада" является исключением, так как она дважды на своем протяжении слегка изгибается. Это произошло из-за того, что колоннада повторяет направление караванной дороги.

Колонны улицы достигают десяти метров. По обеим сторонам улицы располагались крытые портики, которые выполнены из золотистого известняка и розового асуанского гранита.

Храм Бела

Храм Бела – самая крупная постройка Пальмиры. Храм посвящен местному верховному божеству – повелителю грома и молнии.

Храм считался главной городской святыней. Он был построен к 32 году нашей эры. Храмовый комплекс включал в себя двор с оградой, ритуальные бассейны, алтарь и сам храм. Вход был оформлен восьмиколонными пропилеями с башнями по обеим сторонам. Архитектурный стиль храма вобрал в себя как греко-римскую, так и восточную традицию.

Сейчас от храма остались только руины, которые возвышаются над квадратным двором, окруженным колоннами. Несмотря на это храм до сих пор потрясает посетителей своим величием и монументальностью.

Архитектурный комплекс Тетрапилон

Тетрапилон - локальная достопримечательность сирийского города Пальмира, представляющая собой монументальную архитектурную конструкцию, состоящую из колонн и каменных платформ. Вместе с прочими историческими памятниками древней Пальмиры Тетрапилон признан культурным наследием Сирии и находится под эгидой организации ЮНЕСКО.

Тетрапилон - одна из наиболее сохранившихся конструкций среди руин Пальмиры. Тетрапилон состоит из четырех монументальных оснований, над каждым из которых возвышаются четыре высокие колонны с плоской платформой наверху. Сооружение представляет собой своеобразную триумфальную арку - такие арки во времена античности устанавливали на перекрестках крупных дорог или обрамляли ими городские площади.

Тетрапилон - очень впечатляющее сооружение. Высота одних только массивных колонн составляет семнадцать метров. Одна из шестнадцати колонн изготовлена из розового мрамора, остальные вытесаны из камня. Ранее на вершине каждой из четырех платформ были установлены статуи, но до настоящего времени они не сохранились. Тем не менее древний сирийский Тетрапилон всё равно производит неизгладимое впечатление на туристов, по праву считаясь самым красивым сооружением древней Пальмиры.

Город Дара Эуропос

Город Дара Эуропос был основан в конце IV века до нашей эры Селевком I Никатором.

«Дара» или «Дура» с арамейского переводится как – «крепость», а Эуропос – родина императора Селвека. Дара Эуропос – многонациональный город. Особое внимание здесь стоит уделить цветным фрескам на темы Ветхого Завета в древней синагоге. Что примечательно, изображение ангелов и живых существ в иудаизме было запрещено, но на фресках из Дара они присутствуют.

Город находится в среднем течении Евфрата. Лучше всего в городе сохранились стены и так называемые Пальмирские ворота - за ними начиналась дорога на Пальмиру. Именно через эти ворота путешественники попадают в Дара Эуропос. Также достаточно хорошо сохранились жилые кварталы и цитадель города. «Крепость императора Селвека» имела типичную для того времени организацию: улицы кардо, идущие с севера на юг, пересекавшиеся с декуманусами, шедшими с запада на восток. Все улицы были под навесами, дабы уберечь жителей от палящего солнца. В городе имелось 4 бани, одну из которых можно осмотреть и сейчас, она находится справа от Пальмирских ворот.

Древний район Пальмиры

Пальмира – деревня в Сирии, рядом с которой находятся развалины одного из самых богатых городов античности. Считается, что город был основан в Сирийской пустыне в X до нашей эры царем Соломоном. На протяжении многих веков город переходил из рук в руки. Здесь находился главный центр остановки торговых караванов, шедших с Запада на Восток, за что город прозвали «невестой пустыни». В X веке нашей эры город был разрушен арабами и постепенно превратился в небольшое поселение.

С XVII века на месте старой Пальмиры ведутся археологические раскопки. Развалины города тянутся на 3 километра. Здесь можно увидеть обломки различных сооружений: храмов, дворцов, алтарей. На вершине одного из ближайших холмов находятся развалины замка, построенного арабами. На востоке территории расположен храм солнца Ваала-Гелиос, внутреннее убранство которого сохранилось до наших дней в виде лепнин в форме листьев и плодов. В небольшой долине виднеется некрополь с погребальными пещерами и фамильными усыпальницами, которые представляют собой башни из камней. Пальмира включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самые популярные достопримечательности в Пальмире с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Пальмиры на нашем сайте.

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 25.04.2016 09:49 Просмотров: 1766

Пальмира – древний город в Тадморском оазисе Сирийской пустыни в 240 км от Дамаска.

Пальмира, вернее, её руины, пользуются самой большой популярностью среди всех многочисленных памятников Сирии.
Место для этого города люди избрали не случайно. На долгом караванном пути от моря к Евфрату только здесь пробиваются водные источники среди бесплодных камней и песка. Археологи установили, что поселение здесь существовало с III тысячелетия до н.э.

История Пальмиры

Триумфальная арка – визитная карточка Пальмиры
Первое упоминание о Пальмире (под именем Тадмор) содержится в вавилонских клинописных текстах XIX в. до н.э. Сейчас это имя носит арабское селение, расположенное рядом. Согласно Библии и Иосифу Флавию, Пальмира была основана израильским царём Соломоном.
К I в. н.э. Пальмира стала крупнейшим торговым и культурным центром. Здесь останавливались на отдых караваны из Аравии, Персии, Индии и др. стран. Богатый город всегда притягивал тех, кто искал наживы. При императоре Тиберии город Тадмор получил название «Пальмира», что означает «Город пальм». При римлянах город процветал, а затем им стали управлять сирийцы, которые тоже приложили много усилий для развития города. Пик могущества Пальмиры относится к II-III вв.
Самой знаменитой и могущественной правительницей Пальмирского царства была Зенобия. Она объявила о независимости от Рима, однако вскоре её войска были разбиты, а сама она пленена. В 274 г. во время триумфального шествия Аврелиана Зенобия была проведена через Рим в золотых цепях. После этого она жила в поместье Тибур (современный Тиволи) возле Рима.

«Зенобия в цепях» (около 1859). Скульптура Хэрриета Хосмера
Зенобия – образованная, честолюбивая и властная женщина необыкновенной красоты, храбрый воин и прекрасная наездница. При ней Пальмира превратилась в пышную столицу Востока с великолепными храмами, сюда съезжались поэты, ученые, художники и скульптуры.

Но в 271 г. римские легионы осадили город, Пальмира капитулировала – началось её медленное умирание. Сначала римский император Аврелиан устроил в городе погром, а затем здесь размещался римский гарнизон. При императоре Диоклетиане (рубеж III-IV вв.) здесь велось оборонительное строительство: на площади 30 000 кв. км расположился лагерь римских войск.

При византийцах Пальмира ещё существовала как незначительный пограничный пункт, а при арабах пришла в полный упадок. Былое величие Пальмиры постепенно было занесено песками пустыни...

На самом высоком из холмов возвышается арабская крепость Калаат аль-Маани, построенная в первой половине XVII в.
Развалины Пальмиры случайно обнаружили в XVII в., а первые научные экспедиции начались только во 2 половине XIX в. Раскопки Пальмиры начались в 1920 г.
В настоящее время на месте Пальмиры – развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры, это памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. Вдоль главной улицы древней Пальмиры возвышаются колоннады и монументальные арки. Наиболее значимые сооружения – храм Баала (I в.), храм Баалшамина (II в.), агора (III в.), театр с общественным центром и караван-сарай.
В мае 2015 г. Пальмиру захватили боевики ИГИЛ. Многие памятники, которые не были увезены, подверглись разграблению и уничтожению.
27 марта 2016 г. сирийская армия при поддержке российских ВКС освободила Пальмиру.
Начинается работа по восстановлению города.

Храм Баала (Бела) в Пальмире

Автор: Sasha Isachenko – собственная работа, Википедия
Это храм посвящён местному верховному богу Баалу, повелителю неба, грома и молнии. Храм являлся главной святыней города. Разрушен в 2015 г. боевиками террористической группировки Исламское государство: взрыв на территории храма почти полностью разрушил его центр.
Храм в плане архитектуры представлял собой своеобразный гибрид восточной и античный архитектур: планировка его была выполнена в стиле храмов Ближнего Востока, а фасады – по образцу греческих и римских храмов. Построен в 32 г. н. э. – это одно из самых древних сооружений города и самых больших. Обширный комплекс состоял из двора, обнесённого оградой, ритуальных бассейнов, алтарей и собственно храма.
Внутри храма находился большой зал, не разделённый колоннадами или стенами. Свет в него проникал через прямоугольные окна, расположенные почти под самой кровлей. В центре торцовых стен в огромных нишах находились статуи богов.

Внутренний зал

Храм Баалшамина

Автор: Bernard Gagnon – собственная работа, Википедия
Вторым по значению храмом Пальмиры был храм, посвящённый божеству Баалшамину. Его называли владыкой небес, посылающим дождь. Храм был построен в 131 г., он представлял собой типично римскую постройку с глубоким 6-колонным портиком. Ранее колонны украшали скульптуры.
С распространением христианства в V в. храм был превращён в церковь. Был открыт швейцарскими археологами в 1954-1956 гг. В 2015 г. разрушен ИГ.

Храм Набо

Сирийский бог Набо – аналог греческого Аполлона. Храм Набо построен в I в. н.э. Он имеет прямоугольную форму, окружён колоннадой. Стены портиков украшали росписи. От этого храма сохранился лишь высокий подиум с лестницей.

Другие сооружения Пальмиры

Театр . Он не такой большой, как другие античные театры, но отличается изысканным оформлением.
Рядом с театром расположен вход на агору (прямоугольную площадь, служившую рынком), которая также разрушена.
Агора окружена различными по величине сооружениями. Одно из них, с массивными стенами и широкими дверями, как считают, было караван-сараем. Караван-сараи представляли собой подобия современных гостиниц, с предоставлением дополнительных услуг: питания, бань, денежных обменных пунктов и т. п.

Местный рынок рядом с агорой
Напротив храма Набо возвышаются руины огромных терм , не уступающих знаменитым римским термам своим убранством и размерами. Но от них уцелели только портик с монолитными колоннами из порфира и прямоугольный бассейн, в который спускались по каменной лестнице. Сохранилась часть водопровода, шедшего из источника.
Считалось, что это термы Диоклетиана, но археологи установили, что при Диоклетиане термы лишь реконструировали, а соорудили их на 100 лет раньше.

Деталь терм

Погребальные башни

На склоне окружающих Пальмиру холмов возвышаются полуразрушенные башни. Это городской некрополь, здесь сохранилось множество древних гробниц. Подобных погребальных сооружений нет в других районах Сирии.

Развалины Пальмиры с её колонными улицами, базиликами, алтарями и гробницами можно считать классическим образцом древнего города. Но время оказалось безжалостным к нему. И хотя руины Пальмиры стали известны всему миру и были оценены по достоинству, а многие барельефы и скульптуры находятся в лучших музеях мира, Пальмира вновь стала объектом наживы и варварского разрушения боевиков террористической организации ИГИЛ.

Скульптура из Пальмиры (Франция)

Античный город Пальмира, построенный в Сирийской пустыне в 10 в. до н.э., является музеем под открытым небом, где очень много достопримечательностей и памятников различных исторических периодов. Руины Пальмиры были взяты под охрану ЮНЕСКО, как лучшие образцы древнеримской архитектуры.

Величественные памятники располагаются прямо в пустыне, недалеко от одноименного населенного пункта. Достопримечательности располагаются в Пальмире рядом, что позволяет быстро осмотреть основные из них, увидеть историческую связь каждого памятника с той или иной эпохой. Туристам очень нравиться бродить по главной улице древнего города, осматривать колоннады и величественные арки.

К сожалению, некоторые руины и развалины постепенно исчезают под песочными дюнами, а часть памятников были разрушены в ходе сирийского конфликта. Поэтому государственные структуры, занимающиеся охраной и восстановлением достопримечательностей, постоянно проводить реставрацию стен, храмов, колонн, что активизирует туристический поток в это удивительное место.

Руины города были открыты случайно в 17 в ., и с тех пор тут проводятся регулярнее археологические раскопки. По результатам многочисленных экспедиций было установлено, что Пальмира раскинулась в пустыне на три километра, на протяжении которых можно увидеть руины древних стен и зданий, хозяйственных и дворцовых сооружений, алтарей, храмов. Ученые доказали, что город множество раз переходил из рук в руки, и был в 10 в. н.э. поддан разрушению и разграблению арабов.

На холмах, которые окружают Пальмиру, можно увидеть развалины замка, который некогда возвели рабы. В восточной части страны располагается древнейший храм, посвященный богу солнца Ваал-Гелиосу. Он знаменит тем, что тут прекрасно сохранилась уникальная лепнина, внутреннее оформление в виде листьев, ягод и плодов.

В долине располагаются башни, усыпальницы, погребальные пещеры.

Украшением и центром Пальмиры является Триумфальная арка, возведенная во 2 в. н.э., когда город был центром торговли арабского Востока. Через главные ворота можно было попасть в центр города, прямо на центральную торговую площадь. Состоят ворота из трех частей, что позволяло попасть в ту часть города, в которую нужно было приезжим торговцам. Центральный свод имеет высоту в 20 метров. Триумфальная арка сделана из камня разных видов, полностью покрыта резьбой, многочисленными скульптурами львов с открытой пастью.

Под влиянием временем арка была разрушена, поэтому сохранились только фрагменты этого величественного сооружения древности.

Это старинный дворец, который был построен на холме в долине Эль-Букейя. В дословном переводе с арабского и французского языков название замка означает крепость рыцарей. Замок был построен как важный стратегический пункт, который был необходим для того, чтобы охранят дорогу Антиохия – Бейрут – Средиземное море.

Впервые о замке написали в арабских хрониках в 10-11 вв., как о крепости курдов. Сюда в 1031 г. был переведен специальный военный гарнизон, а спустя более 60 лет форт перешел в руки французских крестоносцев. Крепость решили сохранить, как опорный пункт на пути к Иерусалиму. Управлять замком стал орден госпитальеров, благодаря которым захватить замок не могли более ста лет.

Руины замка свидетельствуют о том, что строение было треугольным в основе, длина которой составляла 270 м, а ширина достигала 9 м. Это было так называемое ядро замка, по бокам которого располагались 5 башен квадратной формы. Внутри крепости находились казармы с изогнутыми сводами, а братья имели возможность служить службу в часовне. Ее форма была сделана как слепая аркатура, что превращало часовню в еще один неприступный объект.

Это самое большое культовое сооружение, которое находится в процессе реставрации. Храм был возведен в 32 г . н.э ., вобрав традиции восточной и античной архитектурных традиций. Фасад здания был оформлен, как большинство греческих и римских храмов, а вокруг находился большой двор святилища. По всему периметру находятся колоны, оформленные элементами греческой и римской лепки, а также восточными компонентами – пышными и грандиозными украшениями.

Храм, как и святилище, были построены на террасе, размеры которой поистине поражают и составляют 2010 на 305 метров . Некогда двор был окружен мощными стенами, сложенных из каменных блоков. Стены были украшены небольшими колонами, крытые портики, опиравшиеся на колоны.

Попасть в середину двора можно было через четыре входа, главный из которых находился на западе. Эти ворота были оформлены неповторимой резьбой, остатки которых можно увидеть во время посещения Пальмиры. Внутри храм – это огромное пространство, не делящиеся на отдельные зоны стенами или колонами.

Это целый архитектурный комплекс, где каждое здание отличается монументальностью и величием. Здесь очень много колонн, которые создают потрясающие колоннады, множество каменных платформ.

Всего в Тетрапилоне есть четыре монументальных платформы, и над каждой высится по 4 колонны, накрытые сверху плоскими плитами. Издали кажется, что комплекс – это уникальная своеобразная триумфальная арка, которыми некогда обрамляли городские площади, ставили на перекрестках главных дорог, торговых центров. Высота каждой колонны составляет 17 метров . Интересно, что только одна колонна сделана из розового мрамора, а остальные – из камня. Когда-то на платформах стояли статуи, но ни одна не сохранилась до этих пор.

Основан в самом конце 4 в. до н.э. императором Селевком Первым Никатором, который родился в древнем городе Эуропос. Поэтому правитель и присвоил крепости – Дара/Дура (название форта на арамейском) – имя родного селения. Туристы могут увидеть отлично сохранившиеся фрески, посвященные религиозным и библейским мотивам, в том числе ангелов, что в иудаизме запрещено. В городе находятся знаменитые ворота, которые вели прямо в Пальмиру. Дорога между двумя городами связывала два населенных пункта в период античности.

В Дара Эуропос отлично сохранилась цитадель, жилые кварталы, а там улицы, различные постройки, дома знати и простых горожан, четырех римских бань, располагающиеся с правой стороны от ворот.

Главная улица Пальмиры обрамлена колоннадой, которую археологи называют Великой. Ее протяженность составляет 1,1 тысячи метров. Примечательна тем, что имеет два изгиба, что для центральных улиц Римской империи не было характерно. Объяснить это можно тем, что улица один в один повторяла караванный путь. Высота каждой колоны составляет 10 м , между столбами находились крытые портики, сделанные из гранита особой розовой асуанской породы и красивого золотистого известняка.

Собрания в Пальмире проводились на главной площади, которая одновременно служила и местом для проведения торгов. Форма агоры – правильный прямоугольник, который со всех сторон окружен портиками. Некогда в самом центре находилась трибуна, откуда оглашались важные решения и указы.

Вокруг Агоры находятся караван-сарай, стела Пальмирский тариф, где делались отметки о налогах и различных тарифах, установленные Сенатом. Этот столб вывезли в Санкт-Петербург, где он и был помещен в Эрмитаж.

Возле храма Аллат – богини мудрости, располагалась статуя Льва. Рядом с ним находилась газель. Весил барельеф около 15 тонн, и достигал высоты в 3,5 метра. Лев был уничтожен боевиками Армии ИГИЛ(запрещена в России) летом 2015 г.

Возведенный в 131 году нашей эры, он был вторым по значимости храмом в Пальмире. Его значение – поклонение божеству Балу , который отвечал за дождь, и соответственно, за урожай. Языческий храм был превращен в христианский в 5 в., став церковью. Взорван, как и статуя Льва, в 2015 г.

Недалеко от Пальмиры находится Долина гробниц или Пальмирский некрополь. Тут хоронили представителей знати, возводили башни. Несколько гробниц отлично сохранились, а под ними располагаются подземные гробницы – гипогеи. Тут хоронили представителей того или иного рода.

Находятся около храма Набо, которые, как считалось длительное время, было построены по приказу императора Диоклетиана . Но раскопки позволили установить, что их возраст другой, как минимум на сто лет раньше. Диоклетиан только реконструировал термы, сделавший бани похожими на римские. Уцелели часть водопровода, каменный бассейн, монолитные колоны, портик.

Заключение

Посмотреть туристы могут не только указанные достопримечательности, но и отправиться на экскурсию к другим памятникам. Обязательно стоит посетить амфитеатр, руины военного лагеря Диоклетиана, Сенат, множество храмов и святилищ. К сожалению большая часть памятников была разрушена.


Пальмира (Тадмор) всегда была соперницей Рима на Востоке, столицей древнего государства, находящегося в самом сердце Сирийской пустыни .


Первые упоминания о Тадморе относятся к II в. до н.э.
В Ветхом Завете утверждается, что Тадмор был отстроен царем Соломоном после разрушения ассирийцами. Существует легенда, что Пальмиру для Соломона строили джинны. «Тадмором» , что означает «быть чудесным, прекрасным» . Действительно, город в окружении желтых песков и холмов был великолепным продолжением природы.
В I в. до н.э Тадмор не входил в состав Римской империи, Рим предпочитал имеет буферную зону между собой и Парфянским царством.
Марк Антоний, который получил в управление восточные области Римской империи, в 40 г. до н.э. разграбил город – он сильно нуждался в деньгах, роман с Клеопатрой требовал больших трат.
При Тиберии Тадмор обязали платить подать римскому легату. В этот период город стали называть Пальмирой «город пальм» .
В 129 г. город посетил Адриан и дал название Адриана Пальмира , а также права вольного города.
В 183 году Пальмира стала римской колонией, но в 261 году император Галлиен пожаловал ей независимость в знак благодарности Оденату – правителю городу, который нанес поражение персам.

Это был период рассвета для Пальмиры. Но в 268 году после смерти мужа, к власти приходит царица Зенобия, становясь регентшей при сыне. Царицы приписывали смерть мужа и его сына от первого брака.
Зенобия – образованная, честолюбивая и властная женщина, необыкновенной красоты с матовой кожей и черными глазами, отличный воин и прекрасная наездница, была враждебно настроена по отношению к Риму .
Продолжая захватническую политику мужа, она вторглась в Малую Азию и Египет. Пальмира превратилась в пышную столицу Востока с великолепными храмами, сюда съезжались поэты, ученые, художники и скульптуры.
Но такой поворот событий не нравился Риму. И в 272 году император Аврелиан разбил войска Зенобии под Эмессей. Пальмира сдалась после осады. Царицу заковали в цепи и отправили в Рим, там ее провели по улицам за колесницей Аврелиана. До конца своей жизни Зенобия провела в заключении на вилле Тиволи под Римом.
Еще неоднократно в Пальмире вспыхивали восстания против власти Рима. Но империя не могла лишиться такого важного стратегического пункта.
Но постепенно Пальмира утрачивала свое значение, превращаясь в обычный захолустный город.
В 634 году город стал арабским. Вокруг Пальмиры выросли замки. А Омейяды окончательно уничтожили город.


Для европейцев Пальмиру открыли лишь в 1678 г. английские купцы. Это возродило интерес к древнему Тадмору .
В России придворные сравнивали Екатерину Великую с Зенобией, и вслед за этим называли Петербург «Северной Пальмирой».
Позже среди античных руин появились лачуги местных жителей, которые частично разграбили, а частично разрушили древние постройки. Во время французской оккупации, лачуги были снесены, а Пальмиру стали реставрировать и восстанавливать. Раскопки ведутся до сих пор, но значительная часть города скрыта под песком.


Пальмира была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас на площади в 6 кв. км расположены храмовый комплекс Бела (Ваала), большая Колоннада, украшенная надписями, прославляющими легендарную царицу Зенобию, термы, театр, триумфальной аркой, руины античных жилых домов, долина гробниц с уникальными ахоронениями и несколько десятков погребальных башен.
Общий билет, который дает право посещения всех памятников и археологического музея стоит 500 SP.
Музей открыт:
Лето 8.00-13.00 и 15.00-18.00
Зима 8.00-13.00 и 14.00-16.00
Рамадан 8.00-15.00
Выходной – вторник.

Самое большое сооружение – храм Бела .


Храм Бела.

Бел отожествлялся с римским богом Юпитером. Храм – одно из древних сооружений города, которое было построено при императоре Тиберии в 32 году. Он представлял собой храмовый комплекс, состоящий из просторного двора, окруженного колоннадой, бассейнов для ритуальных омовений, алтарей и храма.
Храм возвышается на подиуме, к которому ведут широкие ступени и пологие пандусы, предназначенные для жертвенных животных.
Он не является типично римским или греческим. Поперечная ориентация храма (вход находится в длинной продольной стене), просторный вход, карниз, декорированный треугольными зубчиками, и крыша в виде террасы с башенками характерны больше для сирийских сооружений.


Храм Бела. Пальмира.

Внутри храм делится на три помещения.
В ниши слева от входа стояли статуи Пальмирской триады богов: верховный бог Бел, бог Солнца Ярихбол и бог Луны Аглибол. Эта ниша сделана в виде сирийского шатра. На потолке – изображение семи планет, в окружении знаков Зодиака. В центре – изображение Юпитера.


С правой стороны в нише, перед которой сохранилась широкая лестница, находилась золотая статуя Бела. В потолке ниши изящно вырезанная роза.



Барельеф с колоннами храма и богом Луны Аглиболом.

При арабах в храме располагалась мечеть, а вокруг святилище облепили глинобитные лачуги местных жителей.

Через дорогу от храма находится старый город.
В самом начале - Триумфальная арка – это визитная карточка Пальмиры, она изображена на купюре в 100 сирийских лир, на входном билете, на многих открытках.



Фрагмент. Пальмира. Сирия.

Арку восстановили в 1930 г., в плане она треугольная, это сделано для того, чтобы скрыть поворот главной улицы (римские улицы должны быть прямыми) . Благодаря этому приему, арка со всех сторон кажется перпендикулярной улице. Высота арки, сделанной из базальта, гранита и мрамора, 20 метров.
Большая колоннада окаймляла главную улицу древнего города – декуманус, который шел строго с востока на запад и вел от погребального храма к храму Бела. Большая колоннада часто украшала древнеримские города, но редко где сохранилась так хорошо. Ее общая длина достигала 1,1 км, ширина проезжей части – 11 м.
По обе стороны от улицы с Большой колоннадой шли крытые портики из желтого песчаника, белого мраморовидного известняка и привозного розового асуанского гранита.
На месте пересечении улиц стоял тетрапилон .


Тетрапилон. Пальмира. Сирия.

К Большой колоннаде примыкали многочисленные улочки с жилыми домами и лавками. Вдоль улицы проходит канализационная система и водопровод из глиняных труб, снабжавший водой дома и лавки.


В Пальмире находится один из красивейших театров.


Театр. Пальмира. Сирия.

Театр раскопали от песка в 1952 году. Благодаря подушкам из песка он хорошо сохранился, но реставраторы слишком увлеклись и осовременили его, окружив стеной и пристроив дополнительные детали. Театр относится ко II веку.
С правой стороны он примыкал к зданию сената и выходил на квадратную площадь, окруженную портиками. Рядом с сенатом находилась рыночная площадьагора .
В Пальмире было много храмов и культовых построек, посвященных разным божествам: Хададу, Набо, Иштару, Арсу и Азизу – покровителям караванщиков.
Но, кроме храма Бела, практически полностью сохранился только храм Баалшамина .


Храм Баалшамина был освящен в 131 году. Это небольшой храм очень гармоничен и имеет совершенные пропорции. Баалшамин – бог дождя и грома.


Пальмира.

За пределами города среди песчаных холмов раскинулся некрополь . Башенки гробниц поднимаются на высоту 20 метров.


Долина гробниц.

Башни построены из песчанки. Сверху небольшой балкончик, где выставляли статую главы семьи. На нижнем этаже башни находилась гробница: глубокие ниши для гробов с мумифицированными телами. Ниши закрывались плитами с рельефным изображением умершего. На верхнем этаже находилось святилище предкам.
Из всех гробниц Пальмиры лучше всего сохранилось две – Ямблиха и Элабела.


Гробница Ямблиха.

Башня Ямблиха была построена в конце I в. На первом этаже – место для захоронений. Потолок украшен расписным рельефов с изображением звезд и четырьмя бюстами владельцев гробницы.


Гробница Ямблиха.


Гробница Ямблиха.


С середины II века стали строить подземные склепы – гипогеи . Самая интересная гробница-гипогей – склеп Трех братьев. Вниз ведет широкая лестница, крестообразное помещение, украшенное орнаментом и фресками. Гробница была построена тремя братьями – Нааман, Малэ и Саеди и рассчитана на 390 захоронений. Не смотря на то, что гробницы строили для себя, они были и вложением капитала – братья продавали места в гробнице другим семьям по более высокой цене.
На самом высоком из холмов возвышается арабская крепость Калаат аль-Маани, построенная в первой половине XVII в.







С холма открывается вид на Пальмиру .