Сколько бывает крыльев у самолета. Почему пилот без бороды, сколько крыльев у самолета, экипаж – это гарем? (1 фото). Как крыло крепится к фюзеляжу

Без крыльев, разумеется, ни один самолет не сможет подняться в небо. Но как вы думаете, сколько крыльев у самолета? Если ответ - «два», что ж, вы наблюдательны. Но технически, увы, не правы.

Пассажирские самолеты изготавливаются на основе моноплана. В переводе с греческого слово «моноплан» переводится как «единственная плоскость», а это указывает на то, что в конструкции самолетов имеется всего одно крыло . При сборке конструкции крыло устанавливается по обеим сторонам фюзеляжа. Получается, две плоскости, которые расположены по левой и правой стороне самолета, и называются крылом. Поэтому правильнее было бы сказать, что любой пассажирский самолет имеет одно крыло.

Однако существуют и другие самолеты, так называемые бипланы . Такие транспортные средства оснащены двумя крыльями, в качестве примера можно привести всеми известный Ан-2 , который в простонародье называют «кукурузником». Данная и подобные модели чаще всего используются для проведения различных сельскохозяйственных работ, например, орошения полей, и для транспортировки негабаритного груза.

Назначение крыла

В конструкции воздушных транспортных средств каждая деталь имеет важное значение, но самым значимым элементом является именно крыло. Можно привести несколько примеров:

  1. Если произойдет аварийная ситуация и откажет первый двигатель, опытный пилот сможет осуществлять перелет на втором.
  2. При отказе второго двигателя все равно имеется высокий шанс осуществить посадку.
  3. При сбое в работе шасси можно посадить авиатранспорт на так называемый живот, и при соблюдении мер безопасности даже избежать возгорания самолета.

А вот без крыла, основное предназначение которого - создать необходимую подъемную силу , ни один вид воздушного транспорта не сможет осуществлять перелет и даже подняться со взлетной полосы в небо.

Чтобы перелеты были безопасными, авиаконструкторы особое внимание уделяют изготовлению крыла. Но вот пассажирам, смотрящим в иллюминатор, часто кажется, что основной элемент самолета может просто сломаться, так как при движении очень заметно то, как он изгибается, причем в разные стороны. Разумеется, бояться на самом деле нечего, ведь крыло сконструировано так, чтобы оно легко выдерживало огромные нагрузки.

При изготовлении крыла авиаконструкторы все тщательно просчитывают, чтобы получить элемент, обладающий высокой подъемной силой, минимальным сопротивлением воздушному потоку, способным удерживать многотонный авиалайнер на огромной высоте.

До середины XX века форма крыла самолета была трапециевидной . Однако такое исполнение было заменено стреловидным , как только стали использоваться реактивные двигатели. Стреловидное крыло помогает развить самолету максимальную скорость, а при поворотах улучшает аэродинамику воздушного средства.

Двигатели авиалайнеров могут быть установлены как на крыле, так и под ним на специальном пилоне. В крыле размещаются шасси и другие необходимые агрегаты.

Из каких элементов состоит крыло самолета?

Конструкция включает следующие основные составляющие:

  1. Закрылки . Используются при взлете и заходе на посадку, когда скорость должна снизиться, но при этом подъемная сила не должна полностью исчезнуть, а шасси должны выдержать стремительное соприкосновение с поверхностью земли.
  2. Спойлеры также необходимы для уменьшения скорости. Действуют как «воздушный тормоз», который к тому же способен уменьшить подъемную силу самолета. Все компоненты активируются летчиками из кабины при помощи механической системой управления крыла.
  3. Руль-элерон , который схож по конструкции с корабельным штурвалом. Элероны помогают пилотам наклонять авиатранспорт в нужную сторону.
  4. Аэронавигационные огни , расположенные также на крыле самолета, помогают наблюдать за траекторией полета авиатранспорта как с земли, так и с борта другого самолета. Огни имеют разные цвета: красный на левой стороне, зеленый – на правой. Некоторые самолеты оснащены белыми огнями, которые отлично видны в ночное время суток.

Кроме вышеперечисленных элементов на крыле некоторых самолетов имеются законцовки, к примеру, на А-319. Они снижают индукционное сопротивление, что позволяет экономнее расходовать топливо. Кроме этого, законцовки помогают увеличить так называемое удлинение крыла, не меняя при этом размах крыла. А наличие законцовки на планере помогает увеличить дальность перелета.

Несмотря на то, что самолеты признаются самым безопасным видом транспорта, многие люди боятся перелетов. Некоторые вещи вызывают у них панику, и в частности, они переживают и нервничают, если внезапно обнаруживают, что у самолета качаются крылья. Им кажется, что они могут отпасть. На самом деле, раскачивающиеся крылья – это норма для современного воздушного транспорта, они и должны раскачиваться. Но зачем это нужно, почему авиаконструкторы используют такое решение? Делает ли это самолет уязвимее?

Раскачивающиеся во время турбулентности крылья – это залог безопасности во время перелета. Чтобы понять это, достаточно изучить их конструкцию.

Устройство крыла самолета


Крыло самолета имеет сложную конструкцию, оно не является цельным куском металла. Помимо типичной формы, которая улучшает аэродинамические качества воздушного транспорта, оно имеет и ряд других особенностей. Для того, чтобы совершить безопасный взлет или посадку, у крыла должны быть одни показатели, а для того, чтобы обеспечивать полет на высоте – другие. Из-за этого крылья самолетов не стационарны, они имеют подвижные элементы, позволяющие менять площадь, кривизну этого элемента по отношению к борту. Крыло механизировано, состоит из множества элементов, оно подвижно по своей сути.

Как крыло крепится к фюзеляжу


Разумеется, что крыло к корпусу самолета не приваривается. Оно крепится за счет силовых балок – лонжеронов и других вспомогательных элементов к центроплану, а центроплан крепится к фюзеляжу также за счет мощных балок, только продольных, либо шпангоутами. Подобная конструкция отличается исключительной надежностью, она выдерживает большие нагрузки. Это необходимо, ведь крыло сталкивается с усилием не только от потоков воздуха. На нем находятся двигатели, нередко – и запас топлива.

Если бы крыло крепилось жестко, имело прямую связь с фюзеляжем, оно бы, скорее всего, оторвалось при взлете. Однако определенная подвижность, которая задается такой системой, делает его относительно гибким, но в любом случае возвращающимся к своей форме. Это обеспечивает системе надежность под нагрузками извне.

Интересный факт: прочность и упругость крыла современного самолета может удивить. На испытаниях крыло самолета Боинг – 777 удалось сломать только тогда, когда его отогнули на 7.3 метра от исходного положения.

Расчет нагрузки на крыло


На крыло самолета приходятся нагрузки разных типов. Это собственный вес крыла, нагрузки аэродинамического характера, а также вес топливных баков, которые могут быть полными или пустыми. Соответственно, в каждом отдельно взятом случае нагрузки будут разными, это необходимо рассчитывать. Но крыло в любом случае должно оставаться динамичным – хотя бы для того, чтобы подстраиваться под эту возможную разницу.

Что говорят специалисты?

Первый отечественный самолет с не стационарным крылом был разработан российским авиаконструктором Туполевым. В рядах людей, имеющих отношение к авиации, ходит показательная байка насчет подвижности крыла его самолета ТУ 114. Сторонние наблюдатели, пронаблюдав пробный полет, спросили авиаконструктора, почему крыло машет. Он ответил, что если бы оно не махало, то отвалилось бы. И этот ответ можно считать в полной мере исчерпывающим по данному вопросу.

Когда крыло должно колебаться?


Первые признаки подвижности крыла самолета наблюдательный пассажир может отметить еще при взлете. В момент разбега и взлета крылья могут сильно колебаться, и уже после отрыва от земли система приходит в равновесие. В этот момент или позже выдвигаются подкрылки, можно видеть, как работают механизмы, используемые для трансформации крыла. Если полет проходит в спокойной обстановке, то в следующий раз колебания будут заметны уже на посадке.

Но если самолет попадает в турбулентность, крылья вновь начинают ходить ходуном. Таким образом происходит поглощение вибрации, борт может двигаться в установленном режиме. Система работает безотказно, переживать из-за таких явлений пассажиру не стоит.


Амплитуда колебаний может варьировать, все зависит от технических показателей конкретного борта. На некоторых небольших авиасудах она почти незаметна, зато на Аэробусе А-380 она просто огромна. Но в любом случае ее наличие является нормой, ведь этот аспект тщательно рассчитывается инженерами еще до начала выпуска новой серии самолетов, и в дальнейшем.

Таким образом, крылья самолета раскачиваются, поскольку они крепятся не прямо к фюзеляжу. Их стационарное крепление привело бы к аварии. Двигаясь, они обеспечивают воздушному транспорту стабильный полет, исключают неприятности на момент взлета, посадки, попадания борта в турбулентность. Это совершенно нормальное явление, а самолеты с полной справедливостью признаются наиболее безопасным видом транспорта.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Это, конечно же, досадная опечатка, и все виновные уже расстреляны через повешение сроком на пять лет условно. У биплана два крыла, то есть несущие поверхности, которые расположены одна над другой. Именно биплан Flyer I (или 1903 Flyer), сконструированный и построенный американцами братьями Райт (Wilbur, Orville Wright), осуществил в долине Китти Хок первый в мире официально признанный полёт 17 декабря 1903 года. Бипланом был и знаменитый «кукурузник» Ан-2, получивший своё народное название, если кто не знает, из-за применения на сельскохозяйственных работах в период массового засева полей кукурузой. Его ещё называют полуторапланом: так именуется вариант биплана с длиной верхней консоли крыла большей, чем нижняя.

Кстати, о крыльях. Дело не только в том, что «би» означает наличие двух предметов. Существует стойкое обывательское представление об устройстве самолёта. Мы же как считаем: у современных самолётов, как у птиц, два крыла – левое и правое. И только ленивый поэт/журналист не сравнивает самолёт с птицей. На деле же у этого летательного аппарата есть левое полукрыло и правое полукрыло, или же, придерживаясь технической терминологии, правая и левая консоль крыла, которое делится фюзеляжем, то есть корпусом самолёта. Так что правильно говорить – «размах крыла» самолёта, а не «размах крыльев». Собственно, это знают и поэты: «Под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги». А те два маленьких «крылышка» на хвосте вообще не крылья, а консоли горизонтального хвостового оперения, которое служит для стабилизации полёта.

Так что биплан – самолёт с двумя крыльями, триплан – с тремя, а самолёт с одним крылом называется монопланом. Последний стал с середины 1930-х гг. основным типом самолётов. При этом монопланы делятся на несколько видов в зависимости от схемы крепления крыла к фюзеляжу:

Низкоплан – крыло проходит через нижнюю половину фюзеляжа. Таковыми являются многие модели линейных гражданских воздушных судов, к примеру: Airbus A320, Ту-154, Ил-86, Ил-96, Boeing 737.

Среднеплан – крыло проходит через среднюю часть его сечения. Такая схема крайне редко применяется на пассажирских и грузовых самолётах, но популярна на истребителях и штурмовиках. Типичные примеры среднепланов – истребители Су-7 и МиГ-21, немецкий транспортный самолёт HFB 320 Hansa Jet.

Высокоплан – крыло проходит через верхнюю половину его сечения, располагается на нём или даже над ним. Например, самый распространённый военно-транспортный самолёт в мире Lockheed C-130 Hercules, истребитель МиГ-23, самый большой самолёт в мире Ан-225 «Мрия», военно-транспортный Ил-76.

А есть и самолёты, представляющие из себя собственно одно только крыло, которое играет роль и редуцированного фюзеляжа. Самый яркий пример «Летающего крыла» – американский стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit, самый дорогой самолёт в мире (и, вероятно, самый дорогой в истории авиации). К сожалению, у этого самолёта не самая красивая «биография» – он применялся во время операции НАТО в Югославии в 1999 г., в войнах в Ираке и Афганистане, в Ливии.

И конечно же, на этом разновидности самолётов современной авиации далеко не исчерпываются.

Может быть это смешно, но чаще всего у меня спрашивают про отношения в экипаже: экипаж это семья? Любовный треугольник? Или гарем?

Конечно, есть инструкции, служебный этикет, но если учесть, что для каждого полета формируется уникальный экипаж из нескольких тысяч сотрудниц, и ты находишься в центре их внимания, тут нередко возникают любовные интриги!

Как правило, возникшие взаимоотношения по окончанию полета заканчиваются, но есть исключения. И по согласованию с руководством авиакомпании возможно осуществлять перелеты с любимым тебе человеком в одном экипаже на протяжении длительного времени.

И, конечно же, я не исключение и во время одного из полетов встретил бортпроводницу, которая изменила мою жизнь.

Кстати, вы знали, что лобовое стекло от «Боинга» стоит как элитный BMW?

Часто вижу, как беременные женщины, у которых уже приличный срок, поднимаются на борт самолета. По-хорошему они должны отказаться от перелетов. Но если лететь очень надо, следует посетить гинеколога и терапевта для консультации.

Расскажу, что делать беременным, если во время полета у вас отошли воды и участились схватки. Во-первых, необходимо сказать об этом бортпроводнице. Она расскажет о ситуации командиру. Командир запросит разрешение на экстренную посадку, как правило, с этим проблем не бывает и приземлится в ближайшем аэропорту, если, конечно, полет проходит не над океаном. В аэропорту роженицу встретят медработники со всем необходимым.

В любом случае, бортпроводники попытаются отыскать среди пассажиров доктора, если таких нет – будут принимать роды сами. Стюардессы проходят практику регулярно. Родившийся на борту ребенок должен пройти тщательный осмотр медиками по прилету.

Интересный вопрос, если ребенок родился в самолете, какое гражданство он получит? Одно из трех гражданств:)

— Страны, к которой относится борт.

— Страны, на территории которой были роды.

— Страны, где совершил посадку.

Все заключается в установленном законодательстве каждой страны.

Некоторые авиакомпании применяют практику «бесплатных пожизненных перелетов» для ребенка, родившегося на их борту.

Наверное 90% пассажиров думают, что после того как набрал высоту, пилот расслабляется в кресле и спит. Да, современные системы управления самолетом позволяют выполнять полет без участия пилота с высоты 300 метров и практически до автоматического приземления на взлетно-посадочной полосе.

Тем не менее, пилоту категорически запрещено спать, необходимо постоянно отслеживать маршрут и параметры движения самолета, смотреть метеосводки, вести переговоры с диспетчерами.

Это по правилам, но вы всегда соблюдаете правила? Большой километраж и многочасовые перелеты утомляют пилотов, и тогда они засыпают прямо за штурвалом. Но в этом нет ничего страшного, для чего же тогда нужны два пилота?

Встречается это редко и только во время семи и более часовых перелетов. Пилоты просят старшего проводника зайти в кабину – тогда один спит в кресле, отодвинув его от управления, а другой, чтобы не уснуть, общается со старшим.

Подытожу: один пилот всегда должен быть на связи для получения информации по полету.

На стоянке перед взлетом я всегда успеваю выпить кофе/чай, в зависимости от времени суток. В рейсе выбор всегда состоит из трех горячих блюд (мясо/курица/рыба). Но, вы наверно не знаете, что командиру и второму пилоту запрещено выбирать одинаковое блюдо!

Если я сегодня выберу курицу, то мой коллега – мясо/рыба. Делается это для того, чтобы избежать отравления одинаковыми продуктами.

Если рейс до 5 часов, то мы едим один раз. Если больше, то два. И да, мы едим за штурвалом. У нас имеются специальные столики, на которые бортпроводник приносит разнос с питанием.

Сегодня праздновали день рождения сына, и я спросил у присутствующих, чего они больше всего боятся в полете. Оказалось, что большинство крайне не хотели бы оказаться в ситуации, когда самолету приходится уходить на второй круг!

Существует несколько причин предшествующих этому решению (уйти на второй круг). Во-первых, полоса занята посторонним предметом, мешающим посадке самолета. К примеру, какое-то животное забрело на полосу (у меня лично такого не было в практике).

Во-вторых (самая частая причина), предыдущий севший самолет не успел освободить взлетную полосу.

В-третьих, сильный боковой ветер, пилот попросту не попадает в зону посадки. Самое главное не мешкать и быстро набирать высоту. Кто из пассажиров был в такой ситуации, теперь поймет, почему самолет резко задирает нос при заходе на второй круг.

Вообще, для пилота это штатная ситуация, каждый пилот отрабатывает ее до «посинения» на тренажере, так что боятся тут совершенно нечего.

Почему пилоту запрещено носить бороду? Отвечаю: все банально просто – наросты на лице, в том числе волосяные, запрещены в связи с тем, что в случае необходимости использования кислородной маски, она может не плотно прилегать к лицу, а значит эта ситуация может поставить под угрозу жизни пассажиров.

Многие думают, что у самолета два крыла – это мнение ошибочно! Крылья не крепятся по бокам фюзеляжа, у пассажирских лайнеров одно крыло – так называемый моноплан.

Простыми словами: единое крыло пронизывает фюзеляж и продолжается по другую сторону. Два крыла бывает у знакомых всем «кукурузников».

Почему крыло кажется не таким крепким или жестким? Если бы крыло было жестким, оно сломалось бы под нагрузками, ведь на него действует и подъемная сила, и вес двигателей, и встречный поток воздуха.

Нижняя часть крыла сделана из более мягкого материала, так как во время полета она растягивается больше, а верхняя – из более жесткого.

Мне часто бортпроводники после рейса передают слова благодарности от пассажиров за посадку. Всегда пожалуйста!

Я уже писал, что дверь в кабину пилотов бронированная. И практически ничего не слышно между кабиной пилотов и салоном. Так вот, на взлете/посадке, первые 15/20 минут мы с напарником полностью погружены в процесс работы.

Я знаю, что пассажиры благодарно аплодируют после взлета и после посадки, но, к сожалению, развею миф, – мы в кабине абсолютно ничего НЕ слышим! Все аплодисменты и восторженные крики достаются бортпроводникам!

Когда я летаю пассажиром, то имею представление и вижу, как все происходит в салоне. Некоторых это раздражает, но лично я к подобному отношусь нормально.

Более ста фотографов из Беларуси, России и Украины совершенно легально 7 мая фотографировали авиатехнику в Национальном аэропорту "Минск". Во вторник здесь состоялась первая споттинг-сессия, организованная администрацией аэропорта в честь грядущего 30-летия. Оно будет отмечаться 1 июля.

Всех, кто попал на сессию разделили на три группы и в сопровождении службы безопасности отвезли на небольшие возвышенности возле взлётно-посадочной полосы. Среди участников были молодые фотографы и опытные профессионалы.





Владислав , 16 лет, школьник:

Споттингом я занимаюсь уже 6 лет. Для меня это безумно интересное хобби, начавшееся с того момента, когда я увидел ИЛ-76. Сразу стал искать информацию о воздушных судах, фотографировать и обмениваться снимками с ребятами по интернету. Сделать это можно на форуме byavia.net - это самый крупный авиационный форум нашей страны. Позже стал ездить на авиа-шоу и выставки, а для себя можно снимать несколько раз в неделю, приезжая к аэропорту. Правда, иногда мешают фотографировать охранники, даже за ограждением.

Для споттера большой удачей считается снять правительственный самолёт или самолёт для подготовки космонавтов. Фотография огромного аэробуса либо редкого самолёта с необычной раскраской тоже будет успехом.

Иосиф Балаш приехал сюда самым первым - прямо из Вилейки. В свои 56 лет он немало знает про авиацию, самолёты и управление полётами.

Для меня самолёты - это мечта всей жизни. Я хотел стать пилотом и даже поступал в Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище. Однако не сложилось, и я был вынужден вернуться домой и пойти работать на обычный завод. А сейчас я, можно сказать, работаю в Международной виртуальной авиационной организации пилотом. Если дома есть интернет, можно зарегистрироваться в IVAO. Это электронный симулятор и точная копия всех аэропортов мира. Можно руководить полётами или управлять самолётом. Схемы управления точно такие же, как и в обычных диспетчерских центрах. К сожалению, у нас в стране мало кто из пользователей собирается на встречи, а зарубежные электронные пилоты часто видятся. Иногда собираются на споттинг-сессии или приезжают на открытые занятия по авиа-тренажерам. Одному из них после полёта на симуляторе даже предложили устроиться на работу, настолько отлично он выполнил все действия.

Несколько гостей из Одессы рассказали, что о споттинге они узнали через интернет.

Давид Черкасов
, 27 лет:

Фотографирую самолёты я уже 2 года. Споттинг - это скорее любительство, которым может заниматься даже профессиональный фотограф. На моих снимках есть редкие борта, но больше всего мне нравится ТУ-154. Я очень уважаю самолёт этого типа, ведь он разрабатывался в 60-х годах и по сути является прорывом в авиастроении. А сейчас его заменили современные типы, например, Boeing 737 поздних модификаций и Airbus A320.

Илья Исаченков , 28 лет, Москва:

Больше всего съёмок самолётов проводится в Домодедово, а в Минске я снимаю впервые. Очень приятна организованная подготовка аэропорта к мероприятию. Жаль только, что трафик полётов в Беларуси не такой интенсивный. На съёмках всегда хочется снять побольше.

Татьяна Жолнеркевич , 27 лет, полюбила самолёты с самого первого взгляда за их мощности и размеры: "Теперь дома у меня огромное число статуэток и фотографий самолётов. Самые любимые из них - это Боинги и Аэробусы. Когда я вижу их, у меня даже сердце замирает, настолько они прекрасны!"

Споттинг - удовольствие не из лёгких. Фотографу необходимо иметь дорогую и громоздкую фототехнику.

По периметру всего ограждения в аэропортах выставляются видеокамеры, разрешающая способность которых позволяет чётко получать картинку через всю взлётно-посадочную полосу, что составляет примерно 4 километра. Для наблюдений за полосой на диспетчерской вышке есть мощный бинокль, и если охрана замечает за территорией подозрительное лицо, она обязана выехать на этот участок.

Все самолёты взлетают против ветра. Для этого существуют несколько направлений полосы со своими номерами. "13" означает, что по азимуту полоса ориентирована на 130 градусов, "31" - на 310 градусов. Если ветер меняется, диспетчер сразу же может изменить направление взлёта. Скорость взлёта любого самолёта составляет 240-260 километров в час, независимо от массы.

Самым трудным в пилотировании считается посадка. Профессионалы говорят, что взлететь может любой, а вот для посадки судна нужно приложить силы. Нюансов много: боковой ветер, остаток топлива, масса самолёта, длина полосы, и другое. Даже мусор на полосе может серьёзно помешать. Чтобы этого избежать, полосу регулярно чистят мощными установками, напоминающими гигантский пылесос. Если у самолёта остаток топлива превышает нужное значение, самолёт будет летать кругами над аэропортом, пока не достигнет посадочной массы. Самолёт идущий на посадку имеет приоритет и в этом случае взлёт других рейсов могут задержать или отложить.

Точка касания стойками самолёта полосы начинается в 200-300 метров от её начала. Как только земли касается передняя стойка, включается реверс двигателей. При помощи заслонок, воздушный поток перераспределяется в обратном направлении, и реактивная тяга двигателей замедляет самолёт. Затем происходит торможение колёсами. Двумя педалями тормоза пилот регулирует движение самолёта по полосе, выруливая к терминалу. Посадкой управляют два диспетчера.

Кроме здания аэровокзала на территории аэропорта есть множество служб. Спасатели, метеорологические установки, радары, радиодатчики, навигация. Всё это нужно для организации чёткого и безопасного трафика полётов.







Перед взлётно-посадочной полосой обязательно находятся радиомаяки. Если в сложных условиях полёта, пилот не получает от них сигнал, он уходит в сторону от полосы. Такой маяк может указывать на оставшееся расстояние перед полосой, например в тумане.

Так сколько же крыльев у самолёта? Ответ "два" будет традиционным заблуждением. Современные самолеты в подавляющем большинстве имеют всего одно крыло, которое делится на правую и левую консоль фюзеляжем. Такие самолёты называют монопланами. Бипланы, как АН-2, и трипланы сегодня большая редкость. Хвостовые конструкции называются горизонтальным оперением и необходимы для управления самолётом.