Сказка про бегемота, который попал в болото. Сказка про бегемота, который попал в болото Однажды толстый бегемот помахивая хвостиком


Если он раскроет рот,
То проглотит пароход.
Говорят, он молодой,
Да прожорливый какой!

Л. Слуцкая

Кто носить, скажите, может
В зной пальто из толстой кожи?
Кто, живя в пруду глубоком,
Не умеет плавать толком?
Кто идёт в ночное время
Доедать траву за всеми?
Делит с кем прибрежный ил
Злой зубастый крокодил?
Странный, неуклюжий кто-то…
Пожалейте бегемота!

Живет в далекой Африке,
Огромный бегемот ,
И любит он на солнышке,
Погреть себе живот.
Большие зубы и него,
Большая голова,
Купаться любит бегемот,
Ныряет иногда.
Он медленно как целый дом,
По озеру плывет,
И травку ловит на ходу,
И медленно жует.

С. Рейн

В Африке в разливе вод
Отдыхает бегемот .
Удивляется народ:
Ой, какой большой живот!

И. Шандра

Как на маленький на остров,
Что на речке тихой был,
Бегемот , большой и толстый,
Взял однажды и приплыл.
Столько брызг и столько шума
Не бывало там давно.
Три минуты остров думал
И решил: «Уйду на дно!»

С. Устабеков

Тук, тук, тук!
- Да, да! Кто там?
- Это я – гиппопотам .
Вот, пришёл к вам из саванн
И открыл в бассейне кран,
Захотелось искупнуться
И с хозяином столкнуться,
Чтоб сказать ему: «- Привет!»,
Вы довольны?
- Честно? Нет!

Л. Луканова

Вот вразвалочку идет,
Очень толстый бегемот ,
То зевает, то лежит,
На работу не спешит,
То в болоте искупался,
То на солнце повалялся.

Т. Савельева

Бедный, бедный бегемот -
У него болит живот.
Сорок восемь докторов
Говорят, что он здоров,
Сорок девять говорят,
Что он болен всем подряд:
Свинкой, коклюшем, ангиной,
Корью, гриппом, скарлатиной.
Знает только сторож Вася,
Отчего болит живот -
Ведь объелся ананасов
За обедом бегемот.

Я огромный бегемот ,
У меня болит живот.
По болоту взад-вперед
Я хожу. А вдруг пройдет…
Был вчера на Дне рожденье.
Съел я тонны две печенья,
Фантой с Пепси все запил
И добавки попросил…
Съел я парочку тортов
И два десятка пирожков.
Съел варенье с мармеладом,
Закусил все шоколадом.
Я огромный бегемот,
У меня болит живот.
Я раздулся словно шар.
Позвоните докторам!

Левин, Лунин, Р. Муха

Надоела бегемоту
Ежедневная работа.
Он, усталый от забот,
Лег бревном среди болот.
А работа у него-
Есть
И больше ничего!

Вежливый слон

Рената Муха,Виктор Лунин, Левин Вадим
Издательство: Махаон
Количество страниц: 128

Купить

в интернет магазине my-shop.ru

А. Фрейфельд

Бегемот
купил билет,
Поглядел на самолёт,
Повздыхал и понял: - Нет,
Не войдёт в салон живот.
Пузо в кресло - это блажь,
Надо сдать живот в багаж

Т. Цыбульская

Плачет в Африке народ!
Потерялся Бегемот !
Обезьяны затрещали -
Бегемота не видали!
Не видал и серый Слон,
Загрустил,похоже,он!
Даже злобный Крокодил
Горькую слезу пустил!
Помогите! Помогите!
Бегемота разыщите!
Ну чего кричит народ?
Не терялся Бегемот!
Просто он вчера устал,
И немножечко проспал!

С. Лосева

Жил весёлый бегемот .
Не стеснял его живот.
Шумно он в болоте жил
И с лягушками дружил.
Петь любил он очень-очень.
Пел с квакушками до ночи.
А потом пускался в пляс:
Животом усердно тряс!
Но однажды бегемот
Отчего-то занемог.
Не поймут: с чего?- подружки-
Жёлтобрюхие квакушки.
Что случилось с запевалой?
Стали звать на помощь маму.
И сказала грозно мать:
«По ночам всем надо спать!
По ночам всем надо спать,
А не петь и танцевать».
И теперь наш бегемот
Песни только днём поёт.
А ночами крепко спит
И тихонечко сопит.
Он ночами крепко спит
И сопит, сопит, сопит.

С. Бородин

Навстречу нам идёт народ
А мы идём себе вперёд,
А те, которые назад
Идут, в восторге говорят:
Идите вон туда, вон там
Гуляет зверь-гиппопотам,
Ну, или просто бегемот –
Он с виду жадина и жмот,
Брюзга, ленивец, разгильдяй,
Жирдяй, зануда, скупердяй.
Но это всё совсем не так, -
Гиппопотам в душе – добряк,
Хоть для пронырливых ребяток
Имеет жуткий недостаток:
Из всех на свете недотрог
Он- ГЛАВНЫЙ
И в общеньи строг

Он не даёт себя погладить
По разным выпуклым местам,
Наш бегемот-гиппопотам.

Е. Борисова

Похудеть захотел бегемот ,
Посчитал себя толстым и вот,
Отжимался, и обруч крутил,
Каждый день выбивался из сил.
Днем травы лишь щепотку съедал,
Голодал, голодал, голодал.
Голодать он конечно привык,
Но, однако, его жалкий вид,
Стал отпугивать старых друзей,
Худобой необычной своей.
Был не рад ничему бегемот,
И смотрел на обвисший живот,
Еле ползая начал ходить,
С черепашками только дружить.
И лежал, и грустил у воды,
Не хотелось ему и еды…
Черепашка одна за другой,
Уходили с утра за травой,
И, кормили, кормили его,
Сладкой, сочной, зеленой, травой.
Наконец-то окреп бегемот,
У него появился живот.
Ел траву две недели подряд,
И смеялся и был очень рад!
И худеть, с той поры, не хотел,
На диетах, уже не сидел.

А. Марк

Мой любимый бегемот
В жаркой Африке живёт.
Хорошо бы вместе с папой
Совершить туда полёт,
Где на речке бегемот
Греет свой большой живот.
– Здравствуй, милый Бегемот!
Он кивает и жуёт.
– Будем в Африке мы жить,
С бегемотами дружить,
И в жару на бегемотов
Из ведёрка воду лить.
Удивился Бегемот:
– Ваша мама не поймёт!
Если сына не найдёт,
То она с ума сойдёт!
Прав, конечно, Бегемот…
Будет всё наоборот.
Возвращаемся домой!
А его возьмём с собой!
– Нет, ребята, не пойдёт! –
Засмеялся Бегемот.
– Ведь моя родная мама
Тоже в Африке живет!
Попрощайтесь-ка со мной,
Возвращайтесь-ка домой!
Ну, а будет интерес,
Присылайте СМС!

С. Бородин

Навстречу нам идёт народ
А мы идём себе вперёд,
А те, которые назад
Идут, в восторге говорят:
Идите вон туда, вон там
Гуляет зверь-гиппопотам,
Ну, или просто бегемот
Он с виду жадина и жмот,
Брюзга, ленивец, разгильдяй,
Жирдяй, зануда, скупердяй.
Но это всё совсем не так, -
Гиппопотам в душе– добряк,
Хоть для пронырливых ребяток
Имеет жуткий недостаток:
Из всех на свете недотрог
Он -главный и в общеньи строг
И с ним не так то просто ладить,
Он не даёт себя погладить
По разным выпуклым местам,
Наш бегемот-гиппопотам.

М. Придворов

Бегемот поспорил с выпью:
– Я один болото выпью!
Если выпью всё до дна,
Будет грязь одна видна.
Возмутились в тине пьявки:
– Что за споры и заявки!?
Не мутите водоём!
Мы всю жизнь прожили в нём.
Бегемот, не слушай выпи,
Ты пойди и речку выпей!
Ну не речку, так ручей.
Там в камнях течёт ничей.
– Проглочу ручей как борщик –
Согласился главный спорщик.
– Миг победы недалёк –
Так сказал и в воду лёг.
Бегемотова задача
Обернулась неудачей.
Пьёт он ночью, пьёт он днём.
Всё напрасно. Дырка в нём.

Мама Кенгуру

Сидел, рыдал гиппопотам ,
И вздрагивал от всхлипа,
Назвать вдруг захотелось вам
Его с приставкой «гипо»!
С приставкой уменьшающей,
Размеры искажающей!
Ведь если кто-то ростом мал,
И крохотней полипа,
Любой ученый бы назвал
Его с приставкой «гипо»!
А если кто-то так высок,
Что задевает потолок,
Что за версту его видать,
Он выше автокрана -
С приставкой «гипер» будут звать
Такого великана!
Чтоб соответствовать словам,
Ведь нужно то всего-то -
Назвать «гиперпотамом»
Большого бегемота !

В. Гвоздев

Посмотри, какая хрюшка!
Из воды торчат лишь ушки
И чуть-чуть заметны глазки –
Чудо-юдо, как из сказки!
Солнце светит жгуче, ярко.
Как на пляже, в зоопарке,
А в воде прохладно хрюшке,
Загорают только ушки.
Но открыла хрюшка рот –
Сразу ясно – бегемот !

П. Волков

Как-то вдруг у бегемота
Началась с утра икота.
Мама вызвала врача
Таракана-усача.
Он сказал:
“Наверно, кто-то
Вспоминает бегемота”.
Но, страхуясь от беды,
Дал попить ему воды.
Как заплакал бегемот:
“У меня пустой живот!
Я от голода икаю,
Потому и умираю!
Я не ем уже полдня,
Все забыли про меня!”.
И, свалившись на кровать,
Стал сильней ещё икать.
Что тут стало,
Что случилось!
Что тут в доме
Приключилось!
Мама с папой ах и ох:
Грохот, шум, переполох.
Все забегали бегом,
Всё запрыгало кругом.
Чашки, вилки, ложки, миски,
Каша, масло, хлеб, сосиски.
Поднимайся бегемотик,
Открывай пошире ротик.
Кушай больше и не плач:
Каша с маслом - лучший врач.

СКАЗКА ПРО БЕГЕМОТА, КОТОРЫЙ ПОПАЛ В БОЛОТО.

В далекой знойной Африке,
Где жарко круглый год
Жил маленький, но толстенький
Ленивый Бегемот.
Зарядку он не делал,
Не прыгал и не бегал
И в мячик не играл.
Лишь только ел да спал.
И маму с папой слушать
Совсем он не хотел –
Хотел лишь спать да кушать,
Лишь только спал да ел.
И потому толстел.
А папа Бегемота
И мама Бегемота
Твердили все ему –
Сыночку своему:
«Не вредно всласть покушать,
Полезно и поспать.
Но очень, очень нужно
И в мячик поиграть,
Попрыгать и побегать,
Зарядку утром делать.
Тогда ты будешь сильным!
Тогда ты станешь смелым!
Не будешь ты бояться
На свете никого!
И защитишь сестренку
От злого Бармалея!
И победишь злодеев
Всех до одного!»
Но Бегемот не слушал,
А только много кушал
И очень много спал.
Зарядку он не делал,
Не прыгал и не бегал
И очень толстым стал
И очень неуклюжим.
Никто с ним не играл!
И никому не нужен
Был толстый Бегемот.
И жил он круглый год
Один в своей берлоге.
И волочил он ноги
И толстый свой живот
Лишь до ближайших вод:
До речки или лужи,
Он, грустный и не нужный,
Тихонько доходил
И в тину он ложил
Огромнейшее брюхо!
А мест где было сухо
Совсем он не любил.
Любил он спать в болоте.
Как только свой животик
Он в тину опускал –
Сейчас же засыпал!
Уж очень он скучал –
Никто с ним не играл!..
И, вот, однажды утром
Он хорошо поел
И подремать в болоте
Немножко захотел.
Доплелся до болота
И плюхнулся в него.
В болоте Бегемоту
И мокро и тепло…
И вот заснул надолго
Наш толстый Бегемот.
Пока он спал – глубоко
Завяз его живот.
Проснулся он под вечер
И выйти захотел.
Но вытащить из тины
Он брюхо не сумел.
И, сильно испугавшись,
Открыл огромный рот
И стал сзывать на помощь
Он весь лесной народ!
…Пришли слоны, ломая
Деревья на ходу…
Фламинго прилетели,
Колибри, какаду…
Шакалы прибежали…
Жирафы прискакали…
И даже носороги
Покинули берлоги!
Примчались все к болоту
И начали решать:
Как им Бегемота
Из тины вынимать?..
Тащить ли Бегемота
За уши из болота?..
Тащить ли Бегемота
Веревкою за хвост?..
Тащить ли Бегемота
Схватив его за нос?..
Сказал тогда всем старый
И очень умный слон:
«Не вытащить его нам –
Уж слишком толстый он!
Он ни кого не слушал
И слишком много кушал.
Зарядку он не делал,
Не прыгал и не бегал
И в мячик не играл.
А только ел да спал!
Наел такое брюхо,
Что даже и за ухо
Не вытянуть его!
Не сможем ничего
Мы сделать для него…
Пускай теперь неделю
В болоте посидит.
Быть может, поумнеет,
Быть может, похудеет –
Ему не повредит!»
И разошлись все звери…
И целую неделю
Один в пустом болоте
Сидел наш Бегемот.
И в тине потихоньку
Худел его живот…
Но вот пришла минута
Когда наш Бегемот
Сумел поднять из тины
Завязший свой живот!
Он вышел из болота
И к дому побежал.
От радости запрыгал,
Запел, затанцевал!
И каждый день зарядку
Стал делать Бегемот!
Стал сильным и красивым,
Стал смелым он и вот:
Всем нужен Бегемот!
Со всеми стал он дружен –
Так Бегемот был нужен!
Со всеми стал играть,
Зверушек защищать.
Они ж его любили –
Бананы приносили.
Он угощал их квасом
И свежим ананасом.
И было всем так квасно,
Бананно- ананасно!

Рецензии

Спасибо за сказку. Моей дочери понравился Ваш бегемот, да и поучительно к тому же. Немонжко описались: он никого не слушал, он только ел да слушал (видимо, кушал). А так очень забавно! Удачи!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

  1. 1. л: _*7` ВЕнТАНё-ГРАФ МОСКОВСКИЙ УЧЕБНИК
  2. 2. класс Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации В двух частях Часть первая Издание второе, доработанное ЁД, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» д ` ‘ц 5; 8
  3. 3. ББК 22.1 /81.2Ря71 Ж92 Учебник включён в федеральный перечень Руководитель проекта - чл. -корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова Журова Л. Е. Ж92 Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразова- тельных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимо- ва. - 2-е изд, дораб. - М. : Вентана-Граф. 2011. - 160 с. : ил. : вкл. - (Начальная школа ХХ1 века). хэвы 978-5-360-02741-6 (ч. 1) гзвы 978-5-360-02743-0 (общ) Учебник и три рабочие тетради составляют полный комплект учебных материалов для обучения первоклассников грамоте, чтению и письму. В основе курса лежат идеи Д. Б. Эльконина. Особенностью учебника и рабочих тетрадей является специальная направленность на формирование учебной деятельности. Значительно увеличенный подготовительный период обеспечивает мягкую адапта- цию шестилетнего школьника к обучению, введение его в языковую действительность, подготовку руки ребёнка к письму. Один раз в неделю проводится урок литературного слушания. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.). ББК 22.1/81.2Ря71 Внимание! Тексты заданий читает учитель. Ё Авторский коллектив комплекта учебно-методических пособий «Начальная школа ХХ! века» б удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования © Журова Л. Е., Евдокимова А. О., 2008 © Издательский центр «Вентана-Графэ, 2008 © Журова Л. Е.. Евдокимова А. О.‚ 2011. с изменениями 153” 978-5-350-02741-5 (Ч. 1) © Издательский центр сВентана-Графэ, 2011, ПЭВМ 978-5-360-02743-0 (общ.) с изменениями
  4. 4. Условные обозначения:1 ‘о к Ъ! < 3 ш $6 П ‘о со Ь ь О Х со п: к Ф Назови слово Выдели голосом этот звук Назови этот звук в слове Проведи звуковой анализ Проведи звуковой анализ, обозначь гласный звук красной фишкой Проведи звуковой анализ, обозначь цветными фишками гласный, твёрдый и мягкий согласные звуки Проведи звуковой анализ, гласные звуки обозначь буквами Проведи звуковой анализ, поставь все известные тебе буквы ПОДЭЛИ СЛОВО на СЛОГИ Прочти новые слова «ИНЕЙ ПНЙЙЫ Сообрази Для хорошо читающих детей Литературное слушание 7 `Ё Звонкий согласный звук 3
  5. 5. Уроки Как ты думаешь, что рисунке художник? 3 Кь к’ г: к 7 / -’ - ‚ " : ‘к " ц, _ . . „с ”_„ ‚к.) ‘А т ’ 1 ‘ч` `_ 1 Ъ -’1` " ‘ ‚ ’ А ‚ д / у‘, к Ч, ‘ . ‚ 1 д. 1 . _ . э ` ` эй! ’ › ’ „ в ‘г-‚т; д‘ «и? ‚ . . дф „_ " Ч, ъ км - Ъ м ч ‘ " Ч ‘ж? 1‘ г! / : Ф. 4 ъ: к‘, ’ изобразил на этот ‚. _: .. . ; ` „ч ^ ‚ . Ч. .. . __ ‹ " ь / ‘а. , О›* э ‘х 1" , /-- ‘ ` . « ’ а. ’- ч. ч "> Г‘ 4. ь Почему ты так думаешь? Докажи это. 4
  6. 6. А теперь попробуй рассказать о первом дне в школе. ‚ „до ‚ъ ц- . у А, А: ` . " ‚‹"7С‹) „к „ . „др и "т. „ - ‘ ` 1 г: ‚ „ в - ‘ / ч 3 Ч ‘ а * п, д 1 ц. ц к, | ‚ ‚ . м Ч __ у к. » 3 _‘ ` . " 1 _ к‘: " ‘ . (т? ‘$25, . КА ` _ ‘ В о " х 1 „/ „и: ‘ т‘ г ‘д А а ‘Ч ’ Г‘ д „у) 1, р. ` “И ". "ч; - ‹ ‘к’ с " ‚дд‘, ч ч? » д ‘ ж‘ д А; , К», у ‘у ч, _ д / у х ‘к, $ 1дбукварь. 1 кл. ч. Х.
  7. 7. Уроки ‚ т“ К Чукббский б о л ь; т Добрый доктор Айболит! у Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться ЁЁ-ёд’ ч>= И корова, и волчица, И жучок, и червячок, р, д; И медведица! " ` (7 Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! ‚. у‘ 4/ `/ с ‚ и д Й ‘ ’О #5 " * 7 ‘ч’ --/ „: р’ / `*„ » „ киль: К ‹ ; „д. г и ‘- ` О, 7 ‘/ ’ ‘ А! пчрц ‚ `Р_„„‚д. „ и туч} с 1 " ’ т -. "- ‘ь А. __иС`1„_ = <32 е‘ Расскажи, кто пришёл к доктору Айболиту Как ты думаешь, у кого что болит? У Ц4З: Ё 6
  8. 8. Попробуй сравнить больных зверей и здо- ровых. ‚" Ф ’ к’ Ё д кр, " ` Ё, ‘ й КЁ г ’ ‚ 4- д ж " же _,) " 72‘. х 1. с Урок С Ц Слушаем чтение учителя. 7
  9. 9. Уроки т’ Что нарисовано на каждой картинке? ‚_ Ё! ` _ „уд/ /„ Ч 1 „_ д. ‘ ы ` м ‚, ‚ ` , ‚. _ ‚ ‚ ь А теперь расскажи всю историю. Ш | : 8
  10. 10. ‘п НЗЗОВИ каждое ЖИВОТНОЕ. „ддц ц ‘а ‚к. " Ё_"| _. гр- ‘ 0 т’! ‘я / " Г’ 7 "ч- М) х. 1/ х. 0 ` , _ ` д д’ "Чц, А ‘И ` / _ х ‘ , с) ` С ‚З‘ г " с, . ‚ё- / . ъ дн ` д5-‘ ‘д; . .А/ " ч: ‘ х ‘ . __ Д: у ‚„ " н. и; " г у › А’ м / д“ 3 Г А е: (п К ф, г: Ъ рт‘, я " ` ‘| ‚д‘ т; 3 э Как ты думаешь, какие из этих животных домашние, а какие дикие? Попробуй это доказать. 9
  11. 11. ‚т Уроки; Д “т Что изображено на картинке? Почему т так думаешь? и я" , } . ц ‚ сд к ‚. - Ед ‘$- ‚1! "Ё Ё - - ‚д 1 д --" ‘ч ‘к `= р 1‘ ` -‚ . ` _ › ` ‘а _ ё/ , ‚ . `. „Ъ _ ` к ____ ` ` ‚И‘. О Г ^Ы 1 “э з " 1: 1* ‚ а _‚ „ ‚_. ‘к К „ . _ . Ё ‘д 1‘ - . _ ” К? Ё’ др; ’ и т‘ " К А" Кто за кем? Расскажи! ! :| ЕЕ: 10
  12. 12. Кто это? Назови этих животных. т? ёбг; с А `- с“ т: - к“ . ‘Ё’? 0 Зч‚>‚т у. :.„ / ъэдтз) ы А теперь сравни животных на картинках на с. 10 и 11. 11
  13. 13. ` _ т}; ‚ Уроки а "т „ Каждое слово скажи так: 1 ‚ ‚к „Г. . д! / в“ . . > д у! -. : _ 1 ‚н: у ‘. ч’. А. . - и к. д ‘Н " Аъ‘ 5 _ ` › у‘ *- -. . -_ щ д ‘ 2 / / ‘ ‚ ‚я ‚а а! к. к Ч С ‚. `› " ? _‘ " , ‘ д ` ‘ гт- / _ п ` у / д Д’ / / / / д _ . д _ _‚ а › / ыд) г; ж. „у _ -, ’ ‚ х и л. . ‚ ‚_ _‚ _д. `Крч-, ц / м‘ к Посадил дед репку. Ё Е! Н Позвал дед бабку. Позвала бабка внучку. да Что было дальше? 12
  14. 14. Каждое слово скажи так: ‘ < к" „ › к д АУ‘ 3 1 „ах, - их И - п и „ д Ь гы"п ` „гм“, : ""“"Т"“"У"Ё / / М’ х $1 , // ‘ ` ‘х, ‘д 1 `. м’; у! д / /’ / А ъ е е ч, Подбери пары по первому звуку. 13
  15. 15. Уроки Сравни эти звуки! "/ °‘ “ Ё» та К 7 ах й у / *ти -„_г. ‚ д, 14 ы. " „и [ О 1 у г’
  16. 16. Назови звук и найди пару. „Х, 1`д. “ _‘ у; д У {К / ’/ " „ (. _ з. ‘ у ‹ ‚ ‘ п / ‚ ч? `м д‘ е‘ 7!‘ д, а к „ „ я т « К, д.13‘; д Я _ ‘д! {Гцё ` б `-‚ › `т _5 / 1: ь "2 " "Дгб/ " . . 7: " . ` г’ 2- » кий’. д` 1 " т’ ‚у 1., 1 __ А 1 " у д ‚‘ 7 " Урок В Ц Слушаем чтение учителя. 15
  17. 17. Уроки
  18. 18. Сравни эти звуки! и д» Г? ! - " - к к _. _ о ц; . ‘Д’ ‘в 1 - ‘4 "- . д х ‹ . . . : 35 ‘ ° д ‘ - 1 г: ›}_ Й`‹"Ё` ‘у’ т -? [и -‹‚ „/ А А` ‘. ‚ ъ _. г. ‘ д» Г ч-’‚/ 17, ‘ д щ д‘ " ‹ __ ___‚-»- - Ч с. ‘ 1 "
  19. 19. г ` . _ т/ `“ ` _ / 1. 47 ч‘, . Ад ‹ ") / н. 3 ‚ Как ты думаешь, какой это звук? 18
  20. 20. о‚ ‚т Назови следующее слово. Что это? Назови одним словом. Что это? Назови одним словом. 19
  21. 21. %› к 1%‘ 45 ; -- 77 ‚г‘ Уроки к В каких словах есть этот звук? Гй"й ШЕЕ 20
  22. 22. х Г] г Назови следующее СЛОВО.
  23. 23. 1 1 ‘< 5 ‘$5 3. г ` 7 х ч, у ’ 1 Н их Ё; д ` Я 4 Ё " ь- Ё` ` я ‘ъ * " Ё‘ Ь? ° . т `^ `1‹ г-‘Ж ‘1 " ` Ё‘ ; " э" ‚м. Х 4’ "у а ‘ -" ‘ ‚_ " д "у. .‚ х _‘ У ‚Ё д г, А как ещё можно сказать? Не кот, а. догадайся, какие это слова. 22
  24. 24. С. Маршдк Усатый-полоусатьтй (Отрывок) Не было в доме мышей, а было много карандашей. Лежали они на столе у папы и попали котёнку в лапы. .. Попробуй придумать и рассказать, что бы- ло дальше. 23
  25. 25. 37%. : Маршак придумал так: Как помчался он вприпрыжку, Карандаш поймал, как мышку, И давай его катать - Из-под стула под кровать, От стола до табурета, От комода до буфета. Подтолкнёт - и цап-царап! А потом загнал под шкап. Ждёт на коврике у шкапа Притаился, чуть дыша. .. Коротка кошачья лапа - Не достать карандаша! Урок у - С Слушаем чтение учителя. к 24
  26. 26. ‚ 1 К, г в ‚ ‚И 77 12‘ ‚д д. -‘_’„ Одинаковые или разные звуки? Назови следующее слово. ‚/ 1, ‚д к / " ж " 1/1 25
  27. 27. Найди слова с таким же звуком. _ ‚ ` -- с ‚ 7 к ‘ 517 ‚ ‘ _. ‚ л у к П к ‘МИ "Ъчда-Ё _ „ц -‚" ‘И п; “А К, х к ‚г -. .‚‚. __„к т / ` к: А “ _< “Д? `› 9 . р ‚- , ‚ / # / "`"Ч -”, * Ё 1‘ д 1 д " ! : у У? ‘ъ ж. -› "в цд Г д. а т. ‚чём У М. 2*‘ К 1; х‘ к _ ‚д‘ ы, ; *)-Ь " щ г‘ и’ 5.})`) `: и); ь-; -д и д) ггц К. .. ‚- ъ ШЁСЁШ 26
  28. 28. Уроки » 1 - / ’ С о Г; С? Э С д” <‘: "1Ё‘› Выложи фишками гласные звуки. К» г‘, _ 11- 27
  29. 29. ‚ ‚ в *-»`: _ »_ „д Мю ж» / ‘т’, __ / тЁТ А ‘Д 7 ‘ С. к и _ -; „ ‚газы а `/ 28
  30. 30. ‚т: На; Подумай, какое слово получится.
  31. 31. ы ‘1 Уроки 1 1 гх / // 30
  32. 32. Где в словах звук «а»? ‘Ч. 3-47’ Г’ "-’-. ‚-г`ц П О идти- ‘^ 1 х ‘ч. .". . 1’, ‚ ЙС ’ к": ц " Ё 1 `ц " Н. и! Попробуй разгадать кроссворд! " _ 4 С‘) Щ Слушаем чтение учителя. 31
  33. 33. Уроки -34
  34. 34. 2 Букварь. ‘ кл. ч 1 Составь рассказ по картинкам. 33
  35. 35. Уроки Ё ‘СУ-Ё К 9 Ш - д_ Ё х ‘хд ‚ ‚я ‚з‘ " а » „С; :‹" ‚159 та? ё 1%? 0% . ж ‘3 А: ‚‚>а>»аь’-Э‹З„<›-д ‚ ‚- в и ‚ми м: › > ьёъь ФУ. ›;"(`Ь;1_/ ;:: „г, Ю. Раёбский в: э: а: Якоря кругом сверкают. ‚ Явно бравый капитан х Яхтой ловко управляет, 1,; Направляя в океан. ?, ` 34
  36. 36. Я Как ты думаешь, какое слово получится? В. Кремнёв Без винта и без штурвала Океаны бороздит, Не страшась штормов и шквала. На волнах он сладко спит, Исполин могучий - 35
  37. 37. А. Шибдев Посмотри на колесо - И увидишь букву «о». ЕЕ 3 ° Ш: СШ Как ты думаешь, как зовут эту девочку? Посмотри на буквы, они тебе подскажут. 36
  38. 38. «да» Сообрази, где слово «стол», а где - «столик». Выложи, пожалуйста, эти слова фишками. ПППП Где в этих словах звук «о»? @: :<Й: :@ 141% «(бы 37 2дБукварь1клч1
  39. 39. Уроки
  40. 40. П т! а ‘ 4 Разгадай кроссворд. Урок Щ Слушаем чтение учителя. 39
  41. 41. Уроки 40
  42. 42. х ‚. У С: 2:1 (одна) . (много) г) А теперь выложи это слово фишками. ШЪЫТ Расскажи. г‘ х: / › Ч Ё п Пне‘ д‘ в Г / _{‚1 ф]; ё‘ _ у к / А! т‘ А __ и 1 д т. ‘Щ ‚/ "-_ _` / 1! ь: 1 / ‚т [ г "/ ‘Г Г: ‚1_ д щ [Ё д ’ : _ / " . ` ‘ „я ‘ ^ _ _ _ - . „-„ „д, д `д А ‘ *"3 Р’ ‘Ё С‘ ’ 1. ч 2 ` ` о ‘с л ь ‹ 5 ` ` ` Ц ` Как ты думаешь, почему мальчик смеётся? Сравни с рисунками на с. 33. 41
  43. 43. Уроки 44-4’: ТШЁДЁШЁШЁП Выложи, пожалуйста, эти слова фишками и буквами. {Ё „д? “ 2 ‘ (‘Ёдх ‘ (25 ‚дюн “т. г к, з? “ " З 1’ ‘д ‘Ьс Ж 5 . г _- Это кто? А это кто?
  44. 44. Какая схема к какому слову относится? ПЛ «т. / " " -. я: ППЕЛ "т (к ь " 1,1 ›: Ъ ч-У и " ч ‘цък " ‘У ‘)_7_. $ «М. .. / „С шт ‚те/ х г „- -- -- _ а‘ Д ‘Й: 1__ ч у 1 ‹ " к. _ ` ‚ё И 4.‘ Ё: " 1 Ф“ 3 цех д ‘ ‘‚ - ‚Ч: ‘х „д " З, 572‘ С} у/ // " ‚ д, д. д Ч 2 “” ‚. н; ‘д’ ГМ‘ " 4 _ 3:. - ‘м ‘ 1 д А. 3.17 а И т: у 1 - к - " „ _ --. } ‹ А ‘ ‚г/ С г р-И / "" _/ д“? “о ’ д? ` г` Расскажи, что случилось с медведем. 43
  45. 45. В ЕНИЕЕП | Уроки
  46. 46. ЧЕМ кроссворд. (Ё ‘НЕЕ-па папка: мы. Щв этих словах звук «у»?
  47. 47. Уроки С. Маршдк * э: э: Юнга - будущий матрос - Южных рыбок нам привёз.
  48. 48. и А Урок Ё «м Ц Слушаем чтение учителя. 47
  49. 49. ! с с ‘О ‹. __. ... _._‚. - . .._. „ . .‚. ‚_ . -.. „_„. ... ..-ч ‚ц. .. "‘ё Е Благйнина 9: * т): Эхо! Эхо! Вот потеха! Обезьянка это эхо! Это эхо каждый раз Передразнивает нас: «Э-э-о-о-о-э! » 48 и ’ р‘) 1 ‚ 5 - ": /`(`‚ ‘- „г „‚ . т т / А_ ` ‚ ` / ` ‘ „ / "г" ж _. ! Ж ’ _‚ д”:
  50. 50. Где какое слово? --*- А д: "" ’ ` ` . и ’ ‘ а О / “ " г / “ А ’ ^` Ж’ 7’ " 7 ТЙГ: `4 С. 11 ‘х О | А / [ д Ф, т а О и 5” 1 1 . . ___. д „мы т х ` х | 1 3 ‚ 77 | ! “ т: “Ан/ к Ку 44 Пожалуйста, подумай, как разделить эти буквы на две группы. Почему ты так раз- делишь? 49
  51. 51. НЫНЕШНИЕ П Уроки
  52. 52. С‘ до «“{“› догадайся, где какое слово написано. с. д‘ _/ " _/ гс, в К. _/ ‘е! . " ". . *" г? т м- ‚ ж: ` / з к г. г п» г; д " к ‘ч 1 Где какое слово? "т д д д“! ,
  53. 53. и а. о (т, ‚А, . ‚ ` д 1 . Б_ ч. . Г й: : , ;а „Г ’ Ъ’ . . т д “а ’ . Ив’: ` `ч ‚ч! .‚ . э " км. * д _ ’ _/ " ь м ‚ А * ’. ‘ц с „. г. ми г‘ у -" л " `Ь ‚ж‘ 5 . т’ д и“? ‚у ‘ `° "ёыг/ "ддхь _ ГАМ д’ 1 ` а. 1 С догадайся, какое это слово, если первая буква в нём не ё, а е. Выложи его из букв и цветных фишек. . - "` ‚ д ж х. х ее‘ ` к д‘ -‘ ‚ 1 я в’ . . . ` „ д /1 ‘к Г, ‘ Г к 1 / * ° о, ` С к ’ 1 ч! " ›. „ " ’ "-` ` Ед ` 7%’ д! (-‘ 52
  54. 54. ЧГ Продолжи, пожалуйста, цепочку слов. ‘ПЁ- 53
  55. 55. Уроки Ё г’- ‚ то С. Маршдк Ь. ’ Спросили мы у маляров: - Скажите, маляры, „о Где отыскать десяток слов, Ее! В которых есть звук «ы»? Нам отвечали маляры: - Нет случая такого, Чтобы когда-нибудь звук «ы» ‚ Бывал в начале слова! 54
  56. 56. 14 1 1 ! ! «-*‘^“ у)‘. { мыт.) . М“ К <‚ Сделай из слова «мышка» слово «мушка», а потом «мошка». Подумай, как из слова «мошка» сделать слово «мишка». Что нуж- но поменять, кроме буквы? А теперь сде- лай слово «мишки». Н ($- Й ‘лёд Разгадай кроссворд. и ь в у Урок. . д. Слушаем чтение учителя. 55
  57. 57. Уроки Д „ - Д „х (д Г (" и. ` Ь] С. Маршдк Ты с этой буквою знаком. 7* Стоят два колышка рядком, Ч А между ними поясок, . , "др Р! а ‘ ч ’ г Г/ . д Протянутый наискосок. д 56
  58. 58. . / ` ‚ ` ‘ ` ч! " 7 ` " ыэ ‚/ г“ : /ё` с „‚ " К‘ / ., .здч. "га д? “ ` "М. ч " 7 ‚г! " “` " с - э? 3% . . /› у‘ ‚д Ж ‚игр-ь‘ ; "/" К‘ 1. ч. ’ ‘ " ч. ’ _ -`_ ухо. Определи, где в этих словах звук «и»? г Ё ‘ ` . к ‚ [ 5 Н. а " ` ‘ З‘; › ‘г. ч. --` г ё ‘ " П. ‘_{ "г! Г, м_ 1,’ ‚Пр 333 с; __" 11 ‘г: г‘ " "Ц 1 1 "/ г“ Х ж_ 1 Ё д: `ё 1 Х "к, И " с)’
  59. 59. Уроки 58
  60. 60. Ы И Токмакбба Если штангой сделать М, Если штангой сделать Л И забить в ворота Е, И = ;_„; _о Будет МЕЛ. а Ч ‘Ё? ’ Если О забить, как гол, . _ ‘ й 1,: Будет МОЛ. “д У забьём: вратарь уснул! Будет МУЛ. у 5<Ё”’_‚1 И - МИЛ, ы - мыл, с " А - МАЛ, › . я - мял, и 4;: д’ - МЁЛ. у Ш Как ты думаешь, что нужно школьнику, а что ему не нужно? Почему? а ж, т д; [ ‚ Ё Ё 7 Ё , ‚ ’ = К / 43 о›") / ЁЖ б. / о у "й " . ` ‚А. 1 59
  61. 61. Уроки 60
  62. 62. ПШППП ШШ СШППП Как разделить буквы на две группы? Объясни, почему ты так разделишь. 61
  63. 63. ма-мя-мо-мё-му-мю-мы-ми мэ-ме-му-мю-ма-ми-мэ-мё мо-мя-мы-ми Ы Л Виёру Бык мычит две буквы: - МУ! „ - МЯУ! - кот сказал ему. - Слышал? Значит, мы, коты, у у _ Знаем больше букв, чем ты. *›; :‹}Ё; ..}Т-д* Какие буквы знает бык? А кот? 62
  64. 64. - „Г/ {ы -- ч * мое мои мои ум умы мама Моё имя мы яма мимо Имя мамы Ь] В. Орлов Кто кого - Кто кого обидел первый? - Он меня! - Нет, он меня! - Кто кого ударил первый? - Он меня! - Нет, он меня! - Вы же раньше так дружили! - Я дРУЖил. - И я дружил. - Что же вы не поделили? - Я забыл. - И я забыл. г‘ -. Урок м; ф Щ Слушаем чтение учителя. 63
  65. 65. 4 | .| Уроки -70 дНн ‘ ‘ - - на-ня-но-нё-ну-ню-ны Я ны-ни-нэ-не-ну-ню-на на-ни-нэ-нё-но-ны-ня О но юн умна имена ё оно юная умная умение у А. шибдев "° Н надела поясок, И надела поясок. Буква Н надела ровно, Буква И - наискосок. 64
  66. 66. ъарьчклчт 1 . оно ч, ‘д! . У Нины няня. Имя няни Аня. .„ < они: - Няня у Нины умная. Наташа сидит и пишет. Мама спраши- вает её: - Что ты делаешь? - Я пишу письмо Оле, - отвечает На- таша. - Ты ещё маленькая, ты не умеешь писать, -- говорит мама. - Ничего! - отвечает Наташа. - Оля тоже маленькая. Она не умеет читать. 65
  67. 67. Уроки ’ . .- * х в ее г; о ` г и ШЁ! ` ГТПЛ Ы ра-ря-ро-рё-ру-рю-ры „ ри-рэ-ре-ру-рю-ра-ри 11 О ро-рё-рэ-ря-ры-рю-ри-ра ё мир рана море няня у ура рама мера умна Ю Юра Рома нора умная 1 Ы Ира Римма Нюра Марина Н; 66
  68. 68. Мари У мамы Рома Них! Рома мал. “а Мама мыла Рому. а/ ! р Рома мил. име Ш С. Баруздин Как Алёше учиться надоело Отрывок Исполнилось Алёше семь лет. Пошёл он в школу, чтобы научиться читать и писать. Школьный год ещё не кончился, а Алё- ша уже и читать, и писать, и считать нау- чился. И ему надоело учиться. Читать он уме- ет, писать - тоже, да и числа склады- вать. Что же ещё? Алёша поднялся с пар- ты, портфель взял и пошёл к выходу. - Ты куда? - спросила учительница. - Домой! - ответил Алёша. - До свидания! - и ушёл домой. 67
  69. 69. Пришёл и говорит маме: - Я больше в школу не пойду! - Что же ты будешь делать? - Ну. .. работать буду. - Кем? - Ну, как ты, например. .. А мама у Алёши врачом работала. - Хорошо, - согласилась мама. - Вот тебе небольшое задание. Выпиши ле- карство больному, у которого грипп. И мама дала Алёше маленький листок бумаги. - А какое лекарство нужно? - спро- сил Алёша. - Какое лекарство, ты сам должен знать. Ты же врач! Алёша подумал и сказал: - Мне эта работа не очень нравится. Я завтра опять в школу пойду. у Ё - . ! к, д ь ‘ "д Д 7‘ ‘Йё п. ‹ 1 у ` / ’‚: . ‘е / у. . - , ‚ ч п / ` Ё’ ‚ ‚45- " 7 / "ц ‘С З Ьхгж Е Ё "ч * " 5““ -щ „ / ’ д [у ‚ 68
  70. 70. х т Г Уроки " . ‚ -’ 3;, Букварь ткп ч 1 ла-ля -ло-лё-лу-лю-лы -ли ли -лэ-ле-лу-лю-ла-ли -лэ лэ-лё-ло-лы -ля ел МЫ ЛИЛ ЛИМОН ела УМЫ налил налим еле-еле УМНЬ| налили малина Лена ела малину еле-еле.
  71. 71. Ы Мама, Рома и Лёля у моря. Рома и Лёля ныряли. Они румяные. Убежала в норку мышка. Спать залёг в берлогу мишка. Мальчик мал, но очень кивал, Он водичкой руки мыл. Аист, аист - длинный нос, СЁЖ„/ "„„: Ё` со ‚‘, „ „Ь д " Ты куда лягушку нес? д ‘ д’ Мы открыли в погреб люк. ‘_д= „5д И достали горький лук. д, И Д ‘*‘ 2.2» Коля был сегодня рад: Не подвёл свой первый ряд. *** А теперь попробуй менять одну букву читать новые слова. 70
  72. 72. Ы Н Кудыкина *** «И» глядит украдкою На сестрицу краткую: Ей понравился берет, У неё такого нет. .. +- мой< ` мой > 71 ‚д 3
  73. 73. Ы лей лён Лиля не ной лай орёл Лилия не рой май олени лилия не мой мой лимон линия немой Од, ум мил “ ’ ` ч ч 9‘ умныи милыи „ --- д‘ Г! .`д9=-. „:4 Придумаи, что случилось. у фр, _„ < д"/ /__/ у д 51’) у ‘Крика улеи „д ой-ой-ой ‘ о Мама мыла Лену мылом. 35‘, / „р? 3;. ‚ а. 7717174»: Няня мыла Рому. Рома мал. в д: ., 5,4 г: Ёэ Прочитай новые слова, меняя одну букву. ‚г | О Ь. С. Маршдк ч‘: э‘: э‘: ‘и"- Прочти и отгадай-ка: п"! Что надо пропустить, 3 Чтоб можно было ЗАЙКУ В ЗАИКУ превратить? ;‘: __. _ 72
  74. 74. и В. Г олявкин Четыре цвета Первоклассник Алик нарисовал: сиреневого верблюда, ж зелёную лошадку, - синюю утку ‘- и красного зайца. Папа, увидев рисунок, сказал: - Разве бывают сиреневые верблюды, зелёные лошадки, синие утки и красные зайцы? - Не бывают, - сказал печально сын. - Но у меня было только четыре краски. .. Вот что я сделаю! И он тут же нарисовал: красный мак, зелёный огурец, синее небо и сиреневую сирень. Урок 7 Слушаем чтение учителя. к 73
  75. 75. Ы; -- ‚Ы. .‚ 74
  76. 76. Как ты думаешь, в каких словах по одно- му слогу? . чь г „Т Ч“ ‚а 7 61], ‘б; "/ __;7` ‚м; да»: ‘ " 1 "у А __ * о ° + т 1 * т! ! д ‚ ! ! ъ г „ д ч‘ (‘у ‘. лён море Роман мой Мила мылил маи МЫЛО ЛИМОН Юра и Рома - маляры. Они умны и
  77. 77. Щ Л Цыферов Как цыплёнок рисовал Подарили цыплёнку десять цветных ка- рандашей. Подумал он и решил: нарисую десять цветных котят. А ещё лучше одного разноцветного котёнка. Котёнок получился смешной. Глаза у не- го голубые, усы красные, уши серые, спинка белая, а ножки такие: голубая, зелёная, жёлтая, синяя. Стали цыплёнка спрашивать: - Почему ты так сделал? А он смеётся: - Неужели не понимаете? Это котёнок надел цветную шапку. А это ему подарили белую шубку. И разноцветные валенки ку- пили. Усы у котёнка красные: он пил красный кисель. По усам текло, а в рот ничего не попало. 76
  78. 78. Г`/ Уроки у „ -; ‚-- .) ‘а м у ‚уу з Ы Ь 1 1 ! га-гя-го-гё-гу-гю-гы-ги-гэ-ге ге-гу-гю-га-ги-гэ-гё-го-гы-гя гул юн игра норма армия гам юная игла ремни умение У Гены и Геры игра. Гена и Гера юнги. Они герои.) 3 я ъ Ц. „-<: -__ 3 . ц - Гном гулял и играл. д‘ “ч; у 1 З Грянул гром. Где гном? ь» к чтмх/ мт-и 77
  79. 80. Л Остер Одни неприятности На чердаке жил котёнок по имени Гав. Он был рыжий. Когда соседский кот уз- нал, что рыжего котёнка зовут Гав, он по- чесал спинку о трубу соседского дома и сказал: - Я бы не советовал котёнку с таким именем спускаться во двор. Во дворе котёнка с таким именем ждут одни непри- ятности. Котёнок Гав услышал и подумал: «Что это за неприятности и зачем они меня ждут? » Гав сейчас же спустился во двор и внимательно осмотрел все закоулки - нигде никаких неприятностей не было. В это время во двор вышла большая собака. Она увидела Гава и подумала: «Вот идёт рыжий котёнок. Что-то раньше я его не замечала». - Эй ты, рыжий, - позвала собака, - как тебя зовут? 79
  80. 81. - Гав! - сказал котёнок. - Чтооооо? ! - удивилась собака. - Гав! - Ах, ты ещё и дразнишься! - закри- чала собака и погналась за котёнком так быстро, что чуть-чуть его не поймала. Когда котёнок примчался на свой чер- дак, соседский кот спросил его: - Ну, убедился, что во дворе тебя ждут неприятности? - Нет, - сказал котёнок, - не убе- дился. Я их искал, искал и уже почти совсем нашёл, но меня собака прогнала. 80
  81. 82. “СО (г) 81 ка-кя-ко-кё-ку-кю-кы-ки-кэ ке-ко-кы-кю-ка-ки-кэ-ке лён олени лилия орёл лимон линия Прочитай слова. ‚ ра кра ко< / >й ко 4› ло Н- кол * ни кро
  82. цифры на буквы и прочитай ППП ПП М г, в: :: 9% пни Е п: @ пни пни д ‚Р Ау 82
  83. 84. Щ Л Остер Так не честно Щенок и котёнок играли во дворе в ло- витки. А соседский кот ходил по своей соседской крыше и возмущался: - Что это за дРУЖба между щенком и котёнком? Не может быть никакой дружбы! Всё равно щенок когда-нибудь станет взрослым псом, а котёнок ко- том. А как кошка с собакой живут, давно известно. Ты, Гав, запомни: скоро твой друг всё время будет за тобой гоняться, а ты всегда удирать. Щенок услышал и сказал котёнку: - Почему это я буду всё время за то- бой гоняться? Так в ловитки играть не честно. Я хочу по очереди. Сначала я за тобой, а потом ты за мной. 83
  84. 85. Уроки г И ПИ П 7
  85. 86. лак гул мак маки горы ноги руки гора нога рука маг рана нора уу маги ран ка норка Г‘ Сравни первые звуки! / ГГ г-` -Ф ’ : _ КИРа п. ‚› Гена к. г-4 ^>; ‚ у у‘ / (‘у `- . д / ь _ ** х ‘ / / ! ! ‚З М" / ‚ч " „ с " д ь! . ‹"‘ ч и 1 Г‘ 1 " И} ’ 1 ‚у;)‚_. ."ч! 1 ъ | / дм 1 у д, с‘ 9 р; $5 - « д › „‚ . ч К" ^; ‚` у т / >`у. ъ/ | 4; я г‘ ‘к. „ „г +9 5 Коля / Галя Придумай окончание истории. На лугу Гера и Рома. Грянул гром. ! 7 1 Ой-ой-ой! Молния! Гера и Рома Ы 85
  86. 87. Ы Л Остер Секрета-кий язык - Иди сюда! - закричал щенок ко- тёнку. - Я что-то придумал! - Что ты придумал? - спросил Гав. - Я придумал секретный язык. - А зачем секретный? - удивился Гав. - Чтоб мы могли разговаривать и ни- кто нас не понимал. - Это хорошо! - обрадовался Гав. - Скажи-ка мне что-нибудь на своём секрет- ном языке. - Кука маркука балям барабука! - сказал щенок. - Очень секретно, - похвалил Гав, - ничего не понятно. - А теперь, - сказал щенок, - давай я тебе на ушко скажу, что это значит «кука маркука». ‘Р Н _| 86
  87. 88. - Не надо! - сказал Гав. - Не го- вори. - Почему не надо? - удивился щенок. - Потому что секретно! - сказал котё- нок Гав. - И пусть будет секретно. Пусть никому никогда ничего не будет понятно. Даже мне. Тогда у нас будет настоящий совершенно секретный язык. к“ -" Урок; Ц Слушаем чтение учителя. 87
  88. 89. Уроки за-зя-зо-зё-зу-зю-зы-зи-зэ зэ-зе-зу-зю-за-зи-зэ-зё-зо зо-зы-зя Зина знал глаз знай зима знак глаза зайка
  89. Прочитай слова и предложения. 4ря у МОК за *гар *ноза 3има. |Иороз. На окне разные узорьп горы, замки, озёра. ! . р "! й ч, г-щд у у г у у ` ‘ м. " к’ ‚ а ‚к д, * . к, к ‚ч. ‘Й Л _ к” ‘у/ г! ‘ кв `®/ щ - . ‚я и к ъ К‘ ›`у. " уу ц б’, __ к язык `„„‚; :$ змея зеркало мимоза заколка 89 Р0 гро 5$за зано; ;7 гла
  90. 91. Ы Л Остер Где лучше бояться? Дождь громко стучал по крыше. Котёнок Гав сидел на своём чердаке и боялся. А к нему в гости пришёл щенок с перво- го этажа. - Гав, - позвал щенок, - где ты? - Я тут, ответил Гав из самого дальнего угла чердака. - Что ты делаешь? - Боюсь дождя. - Давай вместе бояться, - предложил щенок, сел рядом с котёнком, и они ста- ли бояться вместе. Щенок послушал, послушал, как стучит дождь, и ему на самом деле стало страшно. - Знаешь что, сказал щенок, - пойдём лучше вниз бояться. Котёнок и щенок спустились на первый этаж и сели на самой нижней ступеньке. - Нет, - сказал Гав, - здесь дождя совсем не слышно, поэтому бояться не ин- тересно. Я лучше пойду побоюсь на чер- даке. "к. 90
  91. 92. Г Уроки о д - А; ,‚ _. д}: ` ‚д; к ` Мцдцгйй ‘ь ‘ък у’ ‘ т’ ’ 4914 И! т. са-ся-со-сё-су-сю-сы-си-сэ сэ-се-су-сю-са-си-сэ-сё-со со-сы-ся сам СОМ сама сумка СЫН ГОЛОС СЫНОК ГОЛОСОК УС НОС
  92. 93. НОС - НОСИК сыр -- сырок глаз -- глазик КОЛОС - КОЛОСОК СЛОН - СЛОНИК лес - лесок 3 нити-пая сказка Снег. Снег. Снег. В лесу злая лиса Чтоб вместо высоких сугробов Вокруг зеленели холмы. Смотрю я в стекляшку Зелёного цвета, И сразу зима Превращается в лето. 92 К искала Сорока сказала о лисе. ` ускакал. ЕЁ‘ Подумай, какие слова получатся. _ д _ _ у ‚до ‚ _ 2Т34т5 451423 ‚д ` р Ж. _. 9 С т " . "Ё 1 " Л д: % т ‚у т о„_ _о. ‚ ‚ 2 3 4 5 . 3 } 4 5 1 2 ‘ЬЁ ‘д; Ё. ’ ‘но А. Бартб знавэ, что т-аадо придумать Я знаю, что надо придумать, „д / ‚;’ Чтоб не было больше зимы, `. / ‘
  93. 94. о пппп В пицц } пицц ппппппи п“ . ... "" ‘ . .." О Цыплёнок и Утёнок Вылупился из яйца Утёнок. Я Я ЮЮЮШЁОЮЮЩЁОШ вылупился, сказал он. тоже, - сказал Цыплёнок. иду гулять, сказал Утёнок. тоже, - сказал Цыплёнок. рою ямку, сказал Утёнок. тоже, - сказал Цыплёнок. нашёл червяка, - сказал Утёнок. тоже, - сказал Цыплёнок. хочу купаться, сказал Утёнок. тоже, - сказал Цыплёнок. д " плаваю, сказал Утёнок. тоже, - крикнул Цыплёнок. - Спасите! .. Вытащил Утёнок цыплёнка. - Я иду ещё купаться, - сказал Утёнок. - А я нет, - сказал Цыплёнок. 93
  94. 95. Уроки: . - г, Ц‘ д! "‘”`г. ‚ у ‘ и у д: ё »% „Ь / Ц / Г с ‚ т д г‘ т / / . .- С % + ус оса сом зонт глаз стайка усы осы сомы зонты глаза стойка 94
  95. 96. СОР НОС Саня Саня мала и умна. У Сани мыло. Саня сама мыла руки и нос. ‚ Кустьт В саду растут кусты. На кустах сидят осы. У осы усы. ‘Ё ППППП ф пинии и пни 6 ПП у! " к П‘. Ё к П. ‘ П. .. 95
  96. 97. Щ В. Голявкин Как я помогал маме мыть пол Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, - говорит, - у тебя. ..» - Посмотрим, как не получится! Трах! - опрокинул ведро и пролил всю воду. Но я решил, так даже лучше. Так гораздо удобней мыть пол. Вся вода на полу; тряпкой три - и всё дело. Во- ды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придётся ещё ведро на пол вы- лить. Вылил ещё ведро, вот теперь красо-= та! Тру тряпкой, тру - ничего не выхо- 1 Ч дит. Куда же воду девать, чтобы пол был! сухой? Без насоса тут ничего не приду] мать. Велосипедный насос нужно Перекачать воду обратно в ведро. Но когда спешишь, всё плохо выходит. Воды на полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверно, насос испортился. 96 ВЗЯТЬ. ‘
  97. Придётся теперь с насосом повозиться. Тут мама в комнату входит -- Что такое, -- кричит, -- вода? ---| Че беспокойся, мама, всё будет в порядке. Надо только насос починить. -- Какой насос? - Чтобы воду качать. .. | Иама взяла тряпку, смочила в воде, по- том выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро вьпкала. И так не- сколько раз подряд. И воды на полу не стало. Всё оказалось так просто. А мама мне говорит: - Ничего. Ты мне всё же помог. почему г 1 _ ‚_-"" " `7 ‘7 ‚- _ ___ н ` 7 х 1 в ‘г ‘ ч ` КТ"`1 - С-ы’ „К; “Ц. ш‘ [`--. / *‘ _ " Г: {и ж) › и" г" ’ ‘ ‘ 1 3 ; а ‹ т _ ‚ . ‚ ` › -------3 ‘“ 1 "__ т. Г ч_ . _ д м, ` * ‚ , у ‚д ‚‚ " Т‘ . -‘" . / _ к 91 3 1 т_ 3 ` , Д / "`- „ г` Т; " г”. „Т х ‘т " э `. ." и д _ _- - ---"/ ‘
  98. 99. Уроки Ш ППЕП А А да-дя-до-дё-ду-де ду-дю-да-дю-ды-ди дэ-де-дэ-де-до-ды -дя 7 / ДОМ дома дома да рад Ада Лида Андрей дам рада Дима Дина Алексей 98
  99. 100. У Лиды и Нади корзинки с ягодами. У Ли- 11: . /`‚/ Су ды - земляника, а у Нади - малина. 42 догадайся, где Надя? А где Лида? „у 7/дзъ: " ж’) ‚7тЙТФ к’ д: «И / 2 я м Ежи? “ и- д; А. Шибдеб Букву «Д» на дне пруда д * ". _ Отыскали раки. д С той поры у них беда: " - к То и дело драки. ‘д’, * " „ц. 1_ 1: д + раки = драки 4Д5 п’: Е:
  100. 101. Щ Я Пинйсоб Хитрый огурчик А у нас на огороде хитрый огурчик вы- рос! Его Наташа посадила. Ребята помогали взрослым на огороде. Каждый принёс на грядку бутылку с водой и поливает: кто свёклу, кто морковь, кто капусту. Наташа и её подружки поливали огурчи- ки. А потом все ребята уехали в лагерь. Наташа торопилась и забыла на грядке свою бутылочку с водой. Так и осталась лежать бутылка - горлышком к цветущим огурцам. В конце лета вернулись ребята, пошли на огород. Ой, сколько всего здесь вы- росло! И красная свёкла, и зелёная капуста, и жёлтые тыквы. А сколько огурцов! Те- перь уж не узнаешь ни своих, ни чужих. Вдруг бабушка зовёт Наташу: - Наташа! Иди посмотри на свой огур- чик! - Где он? - А вот посмотри. Поглядела Наташа. .. Лежит на грядке за- бытая ею бутылочка, а в ней вырос огу- рец. Да такой большой, что всю бутылку занял. 100
  101. 102. . Нщч, - Вот как ловко устроился! - смеётся бабушка. А ребята не могут понять, как же такой большой огурец мог влезть в узкое гор- лышко бутылки. - Наташа, как же это ты огурец в бутылке? А Наташа и сама не знает. - Я ничего. .. Это он сам туда влез! Вот и догадайтесь: как он попал в бу- тылку? вырастила К С! и ‚Х, г г‘ ‘Ух’ ь/ 1 ` `_/ д „г -- г " д; ‘_ ч " ц Т а „д ‘ _ ч. "т (‘Э. . д ‘т 3 4 5 / / _ - _ у А аК М. . . / ’‚ 5 ъ- Урок ‚ ‚ Ц Слушаем чтение учителя. 101
  102. 103. Уроки та-тя-то-тё-ту-тю-ты-ти-тэ-те те-ту-тю-та-ти-тэ-тё-то-ты -тя рот Тарас крик зарядка торт астра крики котёнок корт трасса крикун самолёт швы пни 102
  103. 104. Составь предложения. самолёт делает зарядку Таня летит над морем Коля улетают на юг утки рисует котёнка 1 2 3 4 Ч 3 [ 2 4 к о р т 1234? 25зТ4!1 с а л а т! ! Э. Мошкбвская Я рисую Здесь нарисован ч „#93 грустныи Кот. ‚ . ‚ А на другом листе - Щенок. :. __»` ‘_ у у Он тоже одинок! ч А это - одинокий дом. Пусть в нём __ ‘д; у _ ‚д, Живут они вдвоём! ‘Ё 2’"7’1_. ‚`/ ‘Ед, " Они у ’" Не уживутся: Т‘. „; ё Вдвоём, Они дерутся! .. * ’ “с” 103
  104. 105. и Н Сладкбб Догадливый хомяк Повезло хомяку - наткнулся на птичье гнездо. Лежат на земле два большущих яй- ца. Забирай и пируй! Только вот лапками яйцо не обхва- тишь - выскальзывает. И за щеку не затолкать - не помещается. А бросить жалко. Возился хомяк, примеривался, пыхтел, сопел - не получается! Тогда упёрся лбом в яйцо - и покатил к себе в нору. Если дело не по зубам, не по лапам - головой поработать надо! Щ Н Томйлина Бегемот Однажды толстый бегемот, Помахивая хвостиком, Сказал друзьям, что он пройдёт По тоненькому мостику. Напрасно он хвалился! Пошёл - и провалился. 104
  105. 106. Уроки д? т Щ? Ёиошд О ШИНЕ? ППППЦ слова. там том ток Дима дам дом док Тима ды да мон ка ра/ „„/ , ёр/ лад - клад дом - дым сук - сок рад - ряд воз - вяз дом - том 105
  106. 107. А. Шибдеб _ а: ч: э: я Ю‘ Вот какая смехота: у с‘ «Р» свалилась на кота! г‘ КОТ - не кот теперь, а КРОТ„ с, Роет он подземный ход. „Д. .„ / Ч‘_; _ ачё‘: ." А х уиёъочжкла Прочитай новые слова, меняя одну букву.
  107. 108. Ы Е Чарушин Томка У охотника я увидел пёсика. Он вот какой. Уши длинные, хвост ко- роткий. Охотник рассказал, какой пёсик понят- ливый, как на охоте помогает, и ум- ный-то, и не грязнуля. От этого пёсика, говорит, есть щенки. Приходите - поглядите. И мы с ним пошли. Щенки небольшие - только что научи- лись ходить. - Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать - кто толковый, а кто не годится? Вот один щенок - ест да спит. Из не- го лентяй получится. Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возь- му - не люблю злых. ‚ 7 ‘ЯР-др, "ч х в 4! ` _А ‘3 1 °* _ 1 ‘С’ к - ! 1 7. г ж’) д" ` . х 0;, м с 107
  108. 109. В это время у щенят чешутся зубы и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует? Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал - не у них ли деревяшка? Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит. .. И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял. Я обрадовался. «Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спря- чется». Назвал его Томкой. И стал растить помощника.
  109. 110. ` 1 И’ э! - , . д! " Ь а ‘м! с *’ 4.-4» 78. р‘ _„ " Е! Х. ’ г? ! ! и щ ба-бя-бо-бё-бу-бю-бы-би-бэ-бе би-бю-бо-бы-ба-бе-бё-бу-бя Прочитай слова. зуб - зубы был булка дуб - дубы бил бублик рыба баран брюки яблоко юбка банан берёза барабан лет нан бИ ван ба / { ма дИ *дон да/ ран нозавр лет 109
  110. 111. ФЩЁВНИ звуки в словах. Ьёбуй найти слово в слове. ВЕДА СЕРЕБРО
  111. 112. У Бори брюки. Боря сам гладит брюки. Ай да Боря! и В. Г олйбкин Всё будет прекрасно! Ника был вовсе не маленький мальчик. Он даже в школу ходил. Знал почти все буквы. Наверняка он не маленький был, а большой. Но. .. Он не мог сам одеваться. Его оде- вали папа с мамой. Папа с мамой его оденут, и он идёт в школу, так, словно сам оделся. А раздеваться он почему-то мог. Это он умел делать вполне. У него получалось это. Папа с мамой, бывало, ему говорят: - Ведь ты сам разделся. Теперь попро- буй одеться. Точно так же, как раздевался. А он машет руками, ногами стучит. Со- гласиться не хочет. И зря. .. Вот что вышло. 111
  112. 113. Был урок физкультуры. Наш Ника раз- делся со всеми. Побегал, попрыгал. Потом урок кончился, все оделись. А Ника не знает, что делать. Он сам ведь не может одеться. Его должны папа с мамой одеть. А их нету. Они дома. Как же они его оденут? Держит Ника под мышкой штаны и ру- башку. И ждёт чего-то. Но ждать-то нечего. Ко- го ждать? А что было дальше, придумай. 112
  113. 114. Уроки па-пя-по-пё-пу-пю-пы-пи-пэ-пе по-пё-пы-пи-па-пя-пе-пу-пю пол папа липа поле полка пил пара лапы луна палка пел лапа плот пила пилка - ТОПОТ
  114. 115. В‘ 4! . 1-„4 Папа У папы пила. Папа ПИЛИЛ. Он делал полку. ‚Г ‘ть; . ‚Уху Сын помогал папе. - " ‚ и/ .(1,. ‚ ! .- ! _ ‚_‚ ‚т ` Папа и сын работали. {„ ‚. ; ` ` Хёгйчу): а › . _ ‚Х‘ и"`‚„‚„‘_‚: ^‚г‚(‚ Й ‚уж‘ ‚1; а 1 „Е? Г т
  115. 116. Щ 7 к топор - ропот улитка - плитка ’ пилка - вилка полка - полки ‚ парта - карта полка - палка палка - балка лапка - липка В. Осёева Просто старушка По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. - Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: Это твоя бабушка? Нет, - ответил мальчик. Мама? удивилась подружка. Нет! Ну, тётя? Или знакомая? Да нет же, нет! - со смехом отве- тил мальчик. - Это просто старушка. Ц Урок @ Слушаем чтение учителя. 115
  116. 117. Уроки: ::: Ш цапли ва-вя-во-вё-ву-вю-вы-ви-вэ-ве во-вы-вя-ви-вё-ву-ва-вю-ве вилка ворона ветка корова винт ковёр велосипед конверт
  117. 118. |. | А. Шибдев Одна буква - Дедушка, смотри, какую я ВАРОНУ нарисовала! Хорошо? - Очень хорошо! Но слово «ВОРОНА» ты написала неверно: после «в» надо «о», а не «а». - Ну, подумаешь, - одна буква. .. ВА- РОНА или ВОРОНА - какая тут разница? - А ну-ка, зачеркни в слове «ВОРО- НА» букву «н». Зачеркнула? А теперь вместо неё напиши букву «т». Что получилось? - Вот чудеса! Получились «ВОРОТА»! - Поняла теперь, что значит одна буква? Т ВОРОНА В П Р0ЖА водо да ‚ “ ван лаз „ °‘ д. „ во О на к ". -’ с На ветке дерева сидел воробей. Прилетела ворона, села рядом и прогнала его. Стыдно вороне! 117
  118. 119. Я Тайц По грибы Бабушка с Надей собрались в лес за грибами. Дедушка дал им по лукошку и сказал: - Ну-ка, кто больше наберёт! Вот они шли-шли, собирали-собирали - пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала: - Бабушка, давай меняться лукошками! - Давай. Вот они пришли домой. Дед посмотрел и говорит: - Ай да Надя! Гляди-ка, больше ба- бушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом: - Это вовсе не моё лукошко. .. Это во- все бабушкино. 118 ‘ч 1 ! 1
  119. 120. Уроки Фа-фя-фо-фё-ФУ-ФЮ-ФЫ-фИ-фЭ-фе Фа-ФО-ФИ-фё-фЫ--ФУ-ФЯ-фЮ-Фе шар - шары фара - фары фабрика шарф - шарфы флаг - флаги фамилия флот - плот плов - улов форма - ферма винт - бинт фрак - мрак фазан - сазан 119
  120. Прочитай слова. 4та г» зё --+ ры ‚та --›- зи -= -:‹- ро --›- вать фан *та г» зи = › я *< тас Ы Л Сапгйр ддёёутбэол ’ `х Сказала тётя: ‚Г‘ - Фи, футбол! у я р; Сказала мама: у} ‚ `» г, `_ - Фу, футбол. 3 Ад _Ё д» * * Сестра сказала: “^’ ‚ъ ф Р’ - Ну, . футбол. .. ’ ъ А я ответил: „у / "_‚_* - Во фУТбол! с: " С у т: (" НЙ 1. "х " С/ {Т Й / 1" 1 ё г. м ` х’ сё) 5 * ‘в 1 120
  121. 122. [ц] Я Тайц Волк Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша сразу его узнала. - Ты почему Красную Шапочку съел? Волк молчит. - Ты почему трёх поросят обижал? Волк поджал хвост. - Вот и сиди теперь в клетке, плохой серый волк! Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит, он больше не будет. 4’ Разгадай ребусы. цобии кчшээ еыжон 121
  122. 123. Уроки. ..‚ : -.. -.„ „/ „ УЁШ ` 1:1: ‘ч -" - ›: А н‘ ‘ 1 " ` ‚ 73:" , 1 ‚. жа -жу -жо -жё -жи -же жук жаба скажи * г / у + б нож журнал покажи уж жалко завяжи „ . Г __ _ . . / / / М еж - ежи - ежонок - ежата Помни: у звука «ж» нет мягкой пары! Отгадай загадки. Иголки лежали, лежали, да под стол побе- жали. Лежал-лежал, да в реку побежал. 122
  123. 124. мёд-питай новые слова. тиробуй найти слово в слове. ЕЖИ жЕРЕБЕнск ЖАВОРОНОК ПОЖАР ЭТАЖЕИСА Жаба и Жук Жила-была у пруда Жаба. Летел весёлый Жук, увидал Жабу и сел ей на голову. Жаба подумала-подумала и прыгнула в пруд. Бедный Жук! 123
  124. 125. г‘ / Ё " 1 Поэты Юдин Мышонок Мыша и медвежонок Миша ле- жали на полянке и ели малину. Мыша и говорит: - Давай стихи придумывать. Вот слу- шай, что я сочинил: Каждый день и каждый час Мы твердим упрямо: Нет на свете никого Лучше нашей. .. - Малины! - заорал Миша. - Да при чём здесь малина! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы». - Это тоже здорово! А теперь я сочиню. .. - А про что? -- Ну, хотя бы про этот мухомор. Не ешьте белые макароны, А ешьте красные мухоморы! - Что ты, что ты! - испугался мышо- нок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадёшь. Вот слушай стих про доктора: В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий. .. - Айболит! - догадался медвежонок. - Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей - лес. - Откуда ты так много знаешь? - Кто много читает, тот много знает! - важно ответил мышонок Мыша. .. 124
  125. 126. Уроки ша-шо-шу-ше-ши жар - шар жил - шил «Э жест - шест 4 сажа - Саша кашка - каска мишка - миска крыша - крыса шутки - сутки Помни: у звука «ш» нет мягкой пары! . . и и / ерш - ерши - ершонок - ершата ёжик - ёршик 125
  126. 127. Найди слово в слове. Соедини слоги так, чтобы получились слова. дРУ КИ «г Од д” * жу ЖУ / ле ШУ ШУ / руп про рнал Са мы &-< Да ша кры: Ё ши Ма И малы Х Прочитай новые слова, меняя одну букву.
  127. 128. У Даши была пушистая кошка. Звали кошку Пушинка. Пушинка катала по комна- те бабушкины катушки. Бабушка любила Пушинку, но шалить не разрешала. ъ Г. ‘Ч в и‘ -‹. . _; ,/ "1=. .__‚ и „ (От. ее. мг’ _ . _ Д ` ` и’ А- в ‚«- „ „’ Х р / Ы Л Юдин Что вы знаете о йогах? «Что вы знаете о йогах? » - так назы- валась книжка, которую мышонок Мыша нашёл всаду. На обложке был нарисован худой дяденька - йог, который как ни в чём не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях. На дРУгих картинках этот же йог запро- сто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги мо- гут несколько месяцев не есть и не пить. -- Надо попробовать! - решил Мыша. - Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа 127
  128. 129. открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли? » Для начала он вбил в доску гвоздей и только на них прилёг, как тут же вско- чил и давай кричать на весь сад: «Ой-ё-ё-ё-ё-ёй! !!» Прибежал домой, достал йод и стал се- бе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжёт! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет». л 1 - 1 К‘ Урок Ц Слушаем чтение учителя. 128
  129. 130. Уроки Чч | .| Часы Говорят: «Часы стоят». Говорят: «Часы спешат». Говорят: «Часы идут, Но немножко отстают». Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы стоят на месте. В. Орлов ча-чи-че-чу-чё дай д ЦдЦЩ А Щ: 129 ЙКВЗОьЭк/ Пч!
  130. 131. чай туча свеча час куча чайка часы задача чудак дача калачи чулан печка речка ночка удача Красивьп дремучие леса! Там! растут могу- чие дубы. Под ними живут колючие ежи. ‹ дремучие к могучие ЧИСТЫЕ м“ Д- колючие чашки еха4 дубьп леса Помни: у звука «ч» нет твёрдой парьп Прочитай новые слова, меняя одну букву. 130
  131. 132. д ‚ КОТ Цыфероб Надоело коту ловить мышей. Захотелось поесть рыбки. Ранним утром взял кот лу- кошко, взял крючок и зашагал на речку. На реке он привязал крючок к хвосту и закинул в омут. Первый раз закинул - поймал жёлтого карася. Второй раз закинул - поймал красного окуня. Третий раз закинул - поймал голубую ЩУКУ- Кот положил окуня, карася и щуку в лукошко и пошёл домой. По дороге окунь съел карася, а щука съела окуня. Дома кот хвалился кошке-соседке: - Вначале я поймал жёлтого карася. Но его съел красный окунь. Потом я пой- мал красного окуня, но его съела голубая щука. - А где же щука? - спросили кота. - Щука, - замурлыкал кот. - Голу- бую щуку я съел сам. Мне очень жаль было карася и очень жаль окуня. г‘. ` . ’ `- 1, {ГМЧ-Х Г" ‚ жду! ‚. 1 у , [а] в словах (под ударением). Интонаци- онное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове. Звуковой анализ слова «мак». Подбор слов со звуком [м], расположен- ным в начале, в середине и в конце слова (по схемам). Игра «Назови сло- во» со звуком [м], [м’]. Классификация предметов (фрукты, овощи). Звуковой анализ слов «сыр», «нос». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Нахождение звука «ы» в словах. Игра «Назови слово» со зву- ками [р], [р`]. Классификация предметов (рыбы, насекомые). Звуковой анализ слов «кот», «кит». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Подбор слов к заданным схемам. Чтение отрывка «Усатый-по- лосатый» С. Я. Маршака. Составление рассказа по сюжетным картинкам. 152
  132. 154. Уроки 24 -25 Уроки 26-27 Уроки 28-29 Уроки 30-31 Уроки 33 -34 Уроки 35-36 Уроки 37-38 Уроки 39 -40 Уроки 42-43 Уроки 44 -45 Уроки 46 -4 7 Уроки 48-49 Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Игра «Придумай слово» со звуками [л], [л’]. Поиск звуков [л], [л’] в словах (названиях картинок). Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласного звука красной фишкой. Звуковой анализ слова «Нина». Введение понятия «согласный звук». Обо- значение согласных звуков в модели слова. Звуковой анализ слова «санки». Составление слова из указанных звуков в других словах (трудное задание). Знакомство с буквой «А, а». Звуковой анализ слов «Анюта», «луна». Вы- бор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова. Различение понятий: верхняя (средняя, нижняя) строка; левый (правый) столбец (рисунки в учебнике). Разгадывание кроссворда. Знакомство с буквой «Я, я». Звуковой анализ слов «мяч», «пять», «ды- ня». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Разгадывание кроссворда. Звуковой анализ слова «рой», выделение звука [й] . Звуковой анализ сло- ва «яхта». Буква «я» в начале слова обозначает на письме звуки [й] и [а]. Звуковой анализ слова «якорь» (для сильных учеников). Составление слова из заданных звуков (трудное задание). Знакомство с буквой «О, о». Звуковой анализ слова «полка». Составление (по схеме) различных имён с изученными буквами. Без проведения звуко- вого анализа определение звуковых схем слов «стол» и «столик». Называ- ние слов со звуком «о» в начале, середине и в конце слова (по рисункам). Знакомство с буквой «Ё, ё». Звуковой анализ слов «клён», «пёс», «утё- нок». Разгадывание кроссворда. Буква «ё» в начале слова обозначает на письме звуки [й] и [о]. Звуковой анализ слов «ёжик», «ёлка», «ёлки». Разгадывание кроссворда. Составле- ние рассказа по сюжетным картинкам. Сравнение рассказов на с. 33 и 41. Знакомство с буквой «У, у». Звуковой анализ слов «труба», «стул». Срав- нение слов «утка», «утята». Соотнесение схем со словами. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Знакомство с буквой «Ю, ю». Звуковой анализ слов «ключ», «утюг». Для сильных учеников: разгадывание кроссворда. называние слов со звуком «у» в начале, середине и в конце слова (по рисункам). Буква «ю» в начале слова обозначает звуки [й] и [у]. Звуковой анализ слов «юла», «юнга». Для сильных учеников: разгадывание кроссворда; соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок). 153

    Возле топкого болота
    На большого бегемота
    Накатила вдруг зевота:
    Назеваться хочет всласть,
    Распахнул пошире пасть.
    Не спеши в нее попасть.

    Огромный чудный бегемот
    Только в Африке живет.
    Круглый и большой живот,
    Широко открытый рот.
    Зубов у бегемота сорок,
    Жует траву без остановок.

    В Африке в разливе вод
    Отдыхает бегемот.
    Удивляется народ:
    Ой, какой большой живот!

    Вот вразвалочку идет,
    Очень толстый бегемот,
    То зевает, то лежит,
    На работу не спешит,
    То в болоте искупался,
    То на солнце повалялся.

    Л. Луканова

    Как на маленький на остров,
    Что на речке тихой был,
    Бегемот, большой и толстый,
    Взял однажды и приплыл.
    Столько брызг и столько шума
    Не бывало там давно.
    Три минуты остров думал
    И решил: «Уйду на дно!»

    И. Шандра

    Проплывает бегемот,
    И зевая, открыл рот,
    Ого-го, какой же ротик,
    Больше, чем сам бегемотик!

    Бегемоту в грязной луже
    Никакой курорт не нужен.
    Он в грязи купаться может.
    Грязь ему смягчает кожу,
    Заменяет крем и мазь.
    Замечательная грязь!

    Логачева Т.

    Бегемотик, бегемотик,
    Ушки, маленький животик.
    Вырастет
    Большой живот -
    Станет
    Взрослым бегемот.

    Козлов С.

    Плачет в Африке народ!
    Потерялся Бегемот!
    Обезьяны затрещали -
    Бегемота не видали!
    Не видал и серый Слон,
    Загрустил,похоже,он!
    Даже злобный Крокодил
    Горькую слезу пустил!
    Помогите! Помогите!
    Бегемота разыщите!
    Ну чего кричит народ?
    Не терялся Бегемот!
    Просто он вчера устал,
    И немножечко проспал!

    Цыбульская Т.

    На коротких толстых ножках
    И махая хвостиком,
    Очень важно по дорожке,
    Шел к речному мостику.
    Сам большущий, спору нет,
    Он почти три тонны,
    Будто съел он сто комет,
    Был такой огромный!
    Толстошкурый, шеи - нет,
    Но большой животик,
    Любит травку на обед,
    Это - бегемотик!