Сикстинская капелла ватикан художник. Фрески Сикстинской капеллы – самые известные росписи в мире. Внутри капеллы не разрешается фотографировать

Сикстинская капелла - бывшая церковь в Ватикане, которая была построена в 1473 - 1481 годах архитектором Джордже де Дольчи и названа в честь папы римского Сикста IV. Ныне здесь проходят конклавы для избрания нового понтифика. Также капелла является музеем произведений эпохи Возрождения и известна росписями художника Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы как произведение искусства

В 1508 году римский папа Юлий II поставил перед молодым скульптором Микеланджело непростую задачу - расписать свод Сикстинской капеллы в кратчайшие сроки. На тот момент художнику было 33 года и до этого он никогда не занимался настенной живописью.

Приступая к работе, Микеланджело Буонарроти построил подмостки у потолка - и то лежа, то стоя, запрокинув шею, наносил фрески. Картины под сводом Сикстинской капеллы изображают девять сюжетов из Книги Бытия, которые разделяются на три группы:

  • I - сотворение Мира;
  • II - создание Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из Рая;
  • III - испытания, которые выпали на долю всего человечества.

Фрески Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле

Первая композиция, которую выполнил Микеланджело, называется «Потоп» - всемирная катастрофа, которая обрушилась на людей. В центре плафона Сикстинской капеллы расположена фреска «Сотворение Адама», где Бог прикасается к руке первого человека, давая ему жизнь. Эта картина является одной из наиболее знаменитых в истории мировой живописи. Другая тема центрального произведения - «Сотворение Евы», а заключительная - «Грехопадение и изгнание из Рая».

Спустя четверть века, с тех пор как Микеланджело Буонарроти подарил Риму свои произведения под сводом церкви, новый понтифик Павел III назначил ему новую задачу. Художнику предстояло расписать стены Сикстинской капеллы. Так появилась величайшая фреска «Страшный суд», выполненная в 1537 - 1541 годах.

Техника росписи такой масштабной картины заключалась в том, что вся фреска была разделена на фрагменты в Сикстинской капелле - всего 450 квадратов. В верхней части Микеланджело изобразил ангелов, в центре - Иисуса и деву Марию в окружении блаженных. Особое внимание привлекает нижний ярус, где изображен Конец времен и Страшный суд - грешников спускают в Ад, а праведники восходят в Рай.

1. Снаружи Сикстинская капелла - не примечательная церковь 15 века, схожа с типичным крепостным сооружением.

2. До Микеланджело Сикстинскую капеллу расписывали такие мастера как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли. Спустя 27 лет молодому художнику предстояло отреставрировать некоторые картины предшественников или нанести сверху свои фрески.

3. В медицине появился термин «Синдром Сикстинской капеллы» - потеря сознания при резком запрокидывании головы. Чтобы посмотреть шедевр под потолком, нужно запрокидывать голову, при этом пережимаются позвоночные артерии и нарушается кровообращение головного мозга. Человек с таким нарушением теряет сознание.

4. В 1940 году на юго-западе Франции была обнаружена пещера Ласко с древними наскальными рисунками, вскоре она названа «Сикстинской капеллой первобытной живописи». На камнях нарисованы сюжеты эпохи позднего палеолита, возраст изображений примерно 20 тысяч лет.

5. Известно, что молодой художник Микеланджело нехотя взялся за работу расписывать Сикстинскую капеллу, об этом свидетельствуют строки из стиха, который он написал: «Я получил за труд лишь зоб, хворобу… Да подбородком вклинился в утробу. Грудь - как у гарпий; череп, мне на злобу полез к горбу, и дыбом борода, и с кисти на лицо течет бурда…».

6. В книге «Тайны Сикстинской капеллы» Бенджамин Блех и Рой Долинер дают свое толкование фресок Микеланджело Буонарроти и раскрывают истинное значение изображений.

Информация для туристов: часы работы, билеты в Сикстинскую капеллу

Режим работы : понедельник - суббота - с 9:00 до 18:00 (касса работает до 16:00).
Цена билета : 16 евро (полный); 8 евро (льготный).
Правила посещения : фото и видеосъемка запрещены.

Где находится Сикстинская капелла на карте Ватикана:

В 100 метрах от Сикстинской капеллы находится и другая известная достопримечательность Ватикана - Собор Святого Петра .

Сикстинская капелла - бывшая церковь в Ватикане, которая была построена в 1473 - 1481 годах архитектором Джордже де Дольчи и названа в честь папы римского Сикста IV. Ныне здесь проходят конклавы для избрания нового понтифика. Также капелла является музеем произведений эпохи Возрождения и известна росписями художника Микеланджело Буонарроти.

О Сикстинской капелле все слышали еще со школы. Это одно из мест, которое хочется посетить за жизнь. Но обязательно предварительно изучите тему, чтобы знать куда? что? и в какой последовательности смотреть.

Стены Сикстинской капеллы расписывали другие именитые мастера: Боттичелли, Перуджино, Роселли, Пинтуриккьо, Вазари, Сальвиати, Дзуккаро.

Большинство персонажей своих фресок Микеланджело изобразил обнажёнными. Однако папа Павел IV (1555-1559 гг.) увидел в них богохульство (ну, или проявил обычное ханжество). Нагие тела в храме ему так не понравились, что он решил уничтожить всю работу Микеланджело. Положение спас художник Даниэле да Вольтера, «прикрыв» части обнажённых тел нарисованными кусками ткани.

Реставраторы XX века восстановили справедливость и лишнее с великих творений убрали.

Восстановление фресок капеллы проводилось не раз. Самые масштабные работы начались в 80-е годы XX века и длились до 2000 г. Последняя реставрация вызвала споры – много высоких похвал и жестокой критики. Однако сегодня именно благодаря мастерству реставраторов прошлого века, мы увидели шедевры эпохи Возрождения в их первоначальном великолепии.

Сегодя Капелла - музей, выдающийся памятник Возрождения, здесь проводятся конклавы.

Сикстинская папская музыкальная капелла

Сикстинская капелла имеет мужской хор — Папскую капеллу (Capella Papale). Его первый состав был набран еще при Сиксте IV. Послушать акапельное выступление хора можно по большим церковным праздникам.

Время работы Сикстинской капеллы

ПН-СБ с 9:00 до 18:00 (последний вход в 16:00),

Каждое последнее воскресенье месяца с 9:00 до 14:00 (последний вход 12:30).

Входные билеты: Ватиканские музеи и Сикстинская капелла

Полный билет — €17;
сокращенный — €8,00;
стоимость бронирования онлайн — €4,00.

Аудиогид (дополнительно) — €7.

Другие варианты посещения Сикстинской капеллы смотрите .

Чтобы не стоять в очереди, купите билеты на официальном сайте .

Как добраться

Ехать на метро линии А до станции Ottaviano;
трамваем 19 до остановки Risorgimento — San Pietro;
автобусом №49 — до V.le Vaticano/musei Vaticani; авт. 32, 81, 982 — до Piazza del Risorgimento; авт. 492, 990 — до Via Leone IV / Via degli Scipion.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Вид снаружи.

представляет собой высокое прямоугольное строение, интерьер которого имеет размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету (40,9 м в длину и 13,4 м в ширину). Внешний облик капеллы не отличается какими-либо декорациями или особыми архитектурными элементами, что, в общем-то, характерно для итальянских церквей эпохи Средневековья и периода Возрождения. Нет у нее и фасада, поскольку вход в капеллу осуществляется из комнат Папского дворца. Само строение разделено на три уровня, нижний из которых представляет собой весьма высокий цокольный этаж с несколькими окнами и дверным проемом, ведущим во двор. Далее следует главное помещение, собственно, Сикстинская капелла, высота сводов которой достигает 20,7 м. Здесь можно увидеть шесть высоких арочных окон. А над сводом расположены караульные помещения для стражи.

Внутренний вид.

Эта ограда разделяет священников и мирян, ранее она находилась точно по середине зала.

Вид на алтарь.

Сикстинская капелла знаменита своими фресками, особенно теми, что украшают ее своды, - шедевр Микеланджело.

Большая часть фресок, изображающих жизнь Моисея и Христа, создавалась в конце 15-го века командой живописцев эпохи Ренессанса — Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Пинтуриккио, Доменико Гирландайо, Козимо Розелли.

А в 1483 году в Сикстинской капелле состоялась первая месса в честь Вознесения Девы Марии.

В 1508-1512 годах под патронажем Папы Римского Юлия II над росписью сводов капеллы работал Микеланджело, которому было суждено создать шедевр, изменивший все западное искусство. Здесь же великий мастер в 1535-1541 годах написал картину «Судный День».

Как уже упоминалось выше, над росписью сводов Сикстинской капеллы работал Микеланджело. Здесь он изобразил Сотворение мира Богом, отношения Бога с человеком и падение человека перед лицом Бога. Здесь же можно увидеть 12 библейских фигур мужчин и женщин, которые предсказали, что Бог пошлет Иисуса Христа на смерть ради спасения человечества.

Размеры расписанного свода составляют около 40 м в длину и 13 м в ширину, а это значит, что общая площадь фрески превышает 500 кв.м.!

Стоит отметить достоверно известный факт — Микеланджело рисовал фрески лежа на спине на им самим сконструированных лесах.

Северная стена с циклом фресок из жизни Христа.

****

Большая советская энциклопедия

Сикстинская капелла в Ватикане в Риме, один из наиболее выдающихся памятников итальянского искусства эпохи Возрождения. Прямоугольное в плане помещение С. к. построено архитектором Дж. де Дольчи в 1473—81 и освящено в 1483 при папе Сиксте IV, по имени которого капелла получила название. Низ стен С. к. лишён росписи; здесь в особо торжественных случаях вывешивались шпалеры, вытканные по картонам Рафаэля (1515—16). В 1481—83 стены капеллы были расписаны фресками, изображающими сцены из жизни Моисея и Христа (здесь работали С. Боттичелли, Пинтуриккьо, К. Росселли, Л. Синьорелли, Д. Гирландайо, П. Перуджино). В 1508—12 Микеланджело украсил потолок, люнеты и распалубки росписью, принадлежащей к числу классических произведений мирового искусства, а в 1536—41 создал роспись алтарной стены («Страшный суд»). С к. открыта как музей.

****

en.wikipedia.org

Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina) самая известная капелла Папского дворца. Она была построена между 1473 и 1481 на месте Cappella Maggiore (Великой капеллы) по проектуy Baccio Pontelli под надзором Джованнино де Дольчи (Giovannino de Dolci) для папы Сикста IV, чье имя она и получила. К моменту начала строительства старая капелла лежала в руинах из-за оседания почвы. Капелла была задумана папой как центр церемониальных и литургических действий папской курии.

Сикст IV был родом из семейства делла Ровере, на гербе которого было изображено ветвистое деревце в окружении венка из дубовых листьев. Заговор банкиров Пацци был делом его рук, так как он мечтал об уничтожении власти Медичи во Флоренции. (Покушение на Медичи состоялось 26 апреля 1478 года. Во время богослужения в Санта Мариа дель Фиоре заговорщики напали на братьев Медичи, Джулиано и Лоренцо, с кинжалами в руках. Легко раненому Лоренцо удалось спастись в ризнице, Джулиано пал от первого же удара. Попытка поднять восстание под лозунгом восстановления республиканских свобод не удалась. Члены семейства Пацци и остальные заговорщики были схвачены, подвергнуты пытке и избиениям, а затем повешены на окнах Палаццо Веккио. Имущество дома было конфисковано. Один из участников заговора, Бернардо ди Бандино Барончелло, убийца Джулиано Медичи, бежал и после долгих скитаний прибыл в Константинополь. Однако султан выдал его, он был привезён в цепях во Флоренцию и повешен на окнах того же Палаццо Веккио 20 декабря 1479 г. Лоренцо был в курсе взаимоотношений заговорщиков с Папой Сикстом IV, и этот случай надолго испортил отношения между флорентийской правящей династией и Святым Престолом.) Папа бы просвещенным человеком, теологом. Именно он положил начало собранию памятников античности на Капитолии. Он также создал великолепную библиотеку, которую передал Ватикану.

Первая месса в Сикстинской капелле была отслужена 9 августа 1483 г. - в день Успенья Пресвятой Богородицы. Во время мессы капеллу освятили и посвятили Деве Марии. Капелла является действующей. Основное назначение капеллы - проведение конклава, совета кардиналов для выбора нового папы. Конклавы проводятся в Ватикане с 1455 г., до этого они проводились в доминиканском монастыре Santa Maria sopra Minerva. Кардиналы не могут покинуть капеллу, пока не изберут нового папу, поэтому им выделены места, где они могут слушать мессу, есть, спать и общаться со слугами.

В капелле устанавливается печка с трубой, ведущей на крышу капеллы. Если кандидат не набрал двух третей голосов, то бюллетени сжигаются с добавлением черного красителя. Если набрал - то белого красителя. Белый дым над крышей капеллы является сигналом, что новый папа избран. Архитектурных украшений здание не имеет. Капелла трехэтажная. Первый этаж - самый мощный и прочный. Второй этаж, основной, длиной 40,9 м, шириной 13,4 м и высотой 20,7 м. Это размеры храма Соломона, как они описаны в Ветхом завете. В боковых стенах имеются по шесть окон, в торцевых по два. Несколько окон были заложены. На третьем этаже находится караульня с галерей вокруг здания. Первоначально галерея была открытой, позднее над ней возвели крышу, поскольку вода постоянно протекала внутрь капеллы.

Фрески стен можно разделить на три яруса.

Нижний - имитация драпировки. Здесь вывешиваются шпалеры.

Второй - сцены из жизни Христа и Моисея.

Третий ярус - портреты пап, расположенные между окнами. Как верхнюю часть третьего яруса можно считать люнеты с изображением предков Христа, согласно родословной, приведенной евангелистом Матфеем. Если уж быть точным, то это предки не Иисуса, а Иосифа, мужа Марии.

В 1515 г. папа Лев X заказал Рафаэлю серию из десяти шпалер для украшения нижнего яруса стен в капелле, с изображением сцен из жизни апостолов Петра и Павла. Это был как бы ответ папы Льва X на потолок, расписанный ранее Микеланджело по заказу Юлия II. Рафаэль также увидел в этом возможность вступить в соревнование с Микеланджело. Шпалеры изготавливались четыре года в брюссельской мастерской Pieter van Aelst. Во время разграбления Рима в 1527 г. эти шпалеры были похищены. В конце 20 века их восстановили по семи сохранившимся картонам Рафаэля. Шпалеры снова были вывешены в Сикстинской капелле в 1983 г.

Роспись стен была заказана папой Сикстом IV в 1480 г. Разработка общего замысла цикла принадлежит С. Боттичелли, но в составлении программы принимал участие сам папа, который был видным теологом. Темой росписей стен являются евангельские эпизоды и эпизоды из жизни Моисея, как законодателя и первосвященника, призванные передать величие церкви и власти понтифика. Потолок расписывал Микеланджело с 1508 по 1511 по заказу папы Юлия II. В 1537-1541 гг. Микеланджело расписал стену над алтарем сценой "Страшного суда" (The Last Judgement). Для этого пришлось стереть сцены из жизни Моисея, сцену с рождением Христа, изображения нескольких римских пап и предков Иисуса. Два окна были заложены, а две шпалеры Рафаэля оказались лишними.

ВТОРОЙ ЯРУС ФРЕСОК

Южная стена (от алтаря к выходу)

Обрезание сына Моисея Пьетро Перуджино.

Однажды в порыве ярости Моисей убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и, опасаясь наказания, "убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской" у священника Иофора. Там он жениля на его дочери Сепфоре и пас скот своего тестя.

На фреске изображено прощание Моисея с Иофором, возвращение Моисея с семьей в Египет. А справа - обрезание сына Моисея. Исх. 4:24-26 "Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его (сына Моисея). Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию".

Сцены из жизни Моисея. С. Боттичелли.

На фреске изображено убийство египетского надзирателя.

Второй эпизод - защита дочерей Иофора. Исх. 2:16-22 "У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора]. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их". Третий эпизод - неопалимая купина. "И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых."

Все свои работы Боттичелли и его мастерская выполнили за 11 месяцев, с 1481 по 1482 гг. Эти работы считаются относительно слабыми.

Переход через Чермное (Красное) море. B. d"Antonio.

Получение Моисеем Скрижалей Завета. Козимо Росселли

Изображен Моисей, поднимающийся на гору Синай для получения десяти заповедей («…наставление и заповедь, которые Я написал»), которые были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано. И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи».

Второй эпизод - изготовление золотого тельца.

Третий эпизод - наказание идолопоклонников.

Четвертый - возвращение пророка с новыми скрижалями.

Наказание Корея, Дафана и Авиана. С. Боттичелли.

Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые

И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.

И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение.

Справа толпа евреев хочет побить Моисея (человек с длинной седой бородой), чтобы выбрать нового вождя и вернутся в Египет. Иошуа встал на защиту Моисея.

В центре человек в голубом плаще, раскачивающий свою кадильницу, в тройной тиаре римского папы это Аарон, брат Моисея. Слева двое юношей, парящих на облаке, это невинные сыновья Корея. Арка, изображенная в центре, это арка Константина (первого христианского императора) в Риме. Фреска символизирует верховенство власти римского папы, полученную от Бога.

Завещание и смерть Моисея. Лука Синьорелли

Прощальная речь, обращённая Моисеем к израильтянам накануне их перехода через Иордан и завоевания Ханаана ("Второзаконие"). И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню.

Цикл завершается фреской "Спора над телом Моисея" на стене над выходом. (Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"). В 1522 г. обрушился архитрав и фреска Синьорелли была уничтожена. Папа Григорий XIII заказал фрески на те же темы, что и уничтоженные, художникам Hendrik van den Broeck и Matteo da Lecce.

Северная стена (от алтаря к выходу)

Крещение Христа. Пьетро Перуджино.

Искушение Христа. С. Боттичелли.

Мф. 4:1-11. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Вверху слева дьявол под видом отшельника предлагает Христу превратить камни в хлеб, вверху в центре - дьявол возвел Христа на крышу храма, вверху справа - на высокую гору. Здесь же ангелы накрывают стол для празднования причастия.

В центре на переднем плане первосвященник собирается совершить жертвоприношение согласно иудейской традиции. Он берет в руки сосуд с кровью животных, а справа несколько людей ведут жертвенных животных и несут дрова. Слева в середине Иисус объясняет ангелам, что происходит на переднем плане. Сам Христос, как агнец (ягненок), был принесен в жертву во искупление грехов человечества.

Призвание апостолов Доменико Гирландайо.

Петр и Андрей на переднем плане, на заднем - Иаков и Иоанн. Как всегда Гирландайо ввел изображение панорамы древнего города. Мф. 4:18-22. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

Нагорная проповедь. Козимо Росселли.

Справа - излечение прокаженного.

Мф. гл.5-7. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут... Мф. 8:1-4. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

Передача ключей апостолу Петру. Пьетро Перуджино.

На переднем плане апостол Петр получает серебряный и золотой ключи от Царствия небесного. На заднем плане изображены еще два эпизода из Евангелия. Мф. 16:13-20. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

На заднем плане слева. Мф. 17:24-27. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

На заднем плане справа. Ин. 8:31-59 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне...

Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее. Считается, что хужодник изобразил себя пятым справа человеком на переднем плане. Храм в центре это храм Соломона. Таким решением пейзажа, как на этой фреске, впоследствие воспользовались многие художники, включая Рафаэля. Джорджо Вазари называл Перуджино мало верующим человеком, однако в своих работах художнику удается глубоко выразить религиозное чувство.

Тайная вечеря. Козимо Росселли.

В окнах еще три эпизода из жизни Христа, слева - моление о чаше в Гефсиманском саду.

Тайная вечеря. Деталь - арест в Гефсиманском саду.

Мф. 26:34-56. Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.

Тайная вечеря. Деталь - распятие.

Цикл завершается фреской "Воскресение" на стене над выходом. В 1522 г. обрушился архитрав и фреска Гирландайо была уничтожена. Папа Григорий XIII заказал фрески на те же темы, что и уничтоженные, художникам Hendrik van den Broeck и Matteo da Lecce.

ТРЕТИЙ ЯРУС ФРЕСОК

В третьем ярусе находятся изображения всех Пап.

St Clement I St Anacletus St Evaristus St Alexander I St Sixtus I St Telesphorus St Iginus St Pius I St Anicetus St Soter St Eleutherus St Victor I St Zephirinus St Callistus I St Urban I St Pontianus St Anterus St Fabian St Cornelius St Lucius I St Stephan I St Sixtus II St Dionysius St Felix I

Четыре изображения пап осталось под фреской "Страшный суд". Изображения пап располагаются в нишах по обеим сторонам окон. Они изображены обычно в полный рост, повернутыми в три четверти. Авторы этой серии те же, что и написавшие фрески второго яруса.

Папа Сикст II.

ПОТОЛОК

В 1505 году начинаются сложные и противоречивые отношения Микеланджело с папой Юлием II. Папа, задумавший создать себе грандиозную гробницу, поручает ее исполнение Микеланджело. Когда уже начавший работу скульптор узнает об отказе папы оплачивать счета, уязвленный в своем достоинстве, он самовольно покидает Рим и возвращается во Флоренцию.

После долгих переговоров скульптору наконец было даровано прощение, и в 1508 году по заказу того же Юлия II мастер начинает роспись потолка Сикстинской капеллы, до этого раскрашенный в голубой цвет с золотыми звездами.

Первоначально папа заказал изобразить фигуры 12 апостолов, но Микеланджело категорически отказался делать это, поскольку он скульптор, а не художник. Тогда в качестве компромисса папа позволил Микеланджело расписать потолок сценами из Библии по его усмотрению.

Фрески Микеланджело

Для данной фотографии потолка внизу - алтарная стена со "Страшным судом", вверху - выход. Слева южная стена с циклом фресок о Моисее, справа - северная, со Христом.

СТРАШНЫЙ СУД (THE LAST JUDGEMENT)

Фреска поражает монументальностью и размахом. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Благодаря мастерству художника, каждая фигура кажется трехмерной, словно она не написана, а изваяна.

Трубящие ангелы возвещают о начале Страшного суда. Открыта книга, в которой записаны все дела человеческие.

И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.
И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.
И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.
Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как и ночи. ...
Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих....

Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,
говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. ...
И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,
говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.
И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.
(Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) 8-11)

Сам Христос является не милосердным искупителем, но карающим Владыкою. Жест Судьи приводит в действие медленное, но неумолимое круговое движение, которое вовлекает в свой поток ряды праведников и грешников. Сидящая рядом с Христом Богоматерь отвернулась от происходящего. Она отказывается от своей традиционной роли заступницы и с трепетом внимает окончательному приговору.

Вокруг святые: апостолы, пророки. В руках у мучеников орудия для пыток, символы страданий, перенесенных ими за веру.

Справа внизу изображен св. Лаврентий с железной решеткой, на которой он был сожжен.

Внизу справа св. Себастьян со стрелами, рядом св. Екатерина Александрийская с частью колеса с ножами. Слева внизу св. Варфоломея, держащий в одной руке нож, а в другой кожу, которую живьем содрали с него мучители; в виде искаженного лика на этой коже Микеланджело изобразил свое собственное лицо. Справа от св. Варфоломея (для зрителей) - апостол Петр, в руках у которого золотой и серебряный ключи от рая.

Мертвые, с надеждой и ужасом открывая глаза, встают из могил и идут на суд Божий. Некоторые поднимаются легко и свободно, другие медленнее, в зависимости от тяжести собственных грехов. Сильные духом помогают подняться нуждающимся в помощи.


Полны ужаса лица тех, кому предстоит спуститься вниз, чтобы очиститься. Предчувствуя страшные муки, грешники не хотят попадать в ад. Но силы, направленные на соблюдение справедливости, выталкивают их туда, где положено находиться людям, причинявшим страдания.

А черти тянут их к Миносу, который хвостом, обвитым вокруг тела, указывает круг ада, на который следует спуститься грешнику. (Миносу, судье умерших душ, художник придал черты лица церемониймейстера Папы Бьяджо да Чезена, который часто сетовал на наготу изображенных фигур. Его ослиные уши - символ невежества.)

"И вот, когда мессера Бьяджо Чезенского, церемониймейстера и человека щепетильного, сопровождавшего папу в капеллу, спросили, как он ее находит, он заявил, что совершенно зазорно в месте, столь благочестивом, помещать так много голышей, столь непристойно показывающих свои срамные части, и что работа эта не для папской капеллы, а для бани или кабака. Микеланджело это не понравилось, и как только тот ушел, он в отместку изобразил его с натуры, не глядя на него, в аду в виде Миноса, ноги которого обвивает большая змея, среди груды дьяволов. И как ни упрашивал мессер Бьяджо и папу, и Микеланджело, чтобы он убрал его, он так и остался там на память таким, каким мы и теперь его видим." (Вазари)

А рядом видна барка, управляемая перевозчиком Хароном.

Одним движением забирает он грешные души. Отчаяние и бешенство их переданы с потрясающей силой. Налево от барки зияет адская бездна - там вход в чистилище, где демоны ожидают новых грешников. Кажется, слышны крики ужаса и скрежет зубов несчастных.

Вверху слева, за пределами мощного круговорота, над душами, которых ожидает спасение, парят бескрылые ангелы с символами страданий самого Искупителя.

Наверху справа прекрасные и юные существа несут атрибуты спасения грешников.

Все годы, проведенные в труде над этой картиной, Микеланджело жил уединенно, лишь иногда пользуясь обществом немногочисленных друзей. Несмотря на покровительство Папы, и быть может, именно, вследствие этого, непонимание, зависть и злоба преследовали художника. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное... Пусть он тем временем наведет порядок в мире, а навести порядок в живописи можно быстро...» Тем не менее Тридентский собор постановил прикрыть наготу фигур драпировками. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году.

Микеланджело постигло разочарование. Ему не удалось создать цельной сцены. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Но художник сумел выразить другое - великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека.
Примечание: Самый тяжкий грех - «отчаяние». Этот грех уничижает всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, - показывает, что в душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоноснаго яда, как от лютаго зверя, от отчаяния. Повторяю: отчаяние - злейший грех между всеми грехами. (СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ)

Неслучайно у ног Христа Микеланджело поместил Св. Варфоломея. В левой руке святой держит кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан. Придав искаженному страданием лицу, которое изображено на содранной коже, собственные черты, Микеланджело запечатлел невыносимые душевные муки, которые он испытал создавая свое великое творение.

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания. Сразу же после освящения фрески «Страшный суд» в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. «И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость» (Вазари).

Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения. Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма - определяющего мировоззрения того времени. Не теологический мистицизм, но человеческая сущность - высокая ли, низкая - нашла свое воплощение на стенах капеллы. Этот символ могущества и богатства католической церкви стал памятником гению одного из титанов Возрождения - Микеланджело Буонарроти.

Что такое "капелла"? Сикстинская капелла в Риме

Католическая капелла - религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как "часовня" либо "домовая церковь".

Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из "Авиньонского пленения" в конце XIV века.

К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой - постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи - музей внутри.

Архитектурная простота

Заказчиком перестройки капеллы римских кардиналов выступил папа Сикст IV, чье имя впоследствии и получило это здание. Автор проекта - Баччо Пантелли, архитектор - Джордже де Дольчи.

Поскольку не исключалось, что расположенное в сердце Ватикана, рядом с собором Святого Петра, здание придется использовать в качестве укрытия от вражеских войск, то строилась Сикстинская капелла в соответствии с требованиями, предъявляемыми к крепости. Прямоугольное трехэтажное здание имеет размеры ветхозаветного Храма Соломона - 41 метр в длину и 13 в ширину. На верхнем этаже расположено караульное помещение и круговая оборонительная галерея.

Никаких архитектурных особенностей нет и внутри сооружения: большой прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравных части мраморной оградой. Изначально планировалось, что украшением данного объекта станут не архитектурные изыски, а роспись стен и потолка.

Первые фрески

Для украшения интерьера были приглашены виднейшие представители флорентийской художественной школы. Среди них - признанные мастера Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Боттичелли а также их ученики. В период с 1481 по 1483 годы эти живописцы создали 16 фресок на библейские мотивы (до нашего времени сохранилось 12 картин) и портреты 28 Римских пап.

Среди сохранившихся произведений искусства флорентийских мастеров шесть относятся к циклу истории Христа и шесть - к истории Моисея. На алтарной стене храма располагались известные нам лишь по описаниям первые по хронологии фрески обоих циклов: "Рождение Христа" и "Нахождение Моисея". Поверх них спустя полвека был нанесен шедевр Микеланджело "Страшный суд".

Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Знаем только, что свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами.

Титан Возрождения

В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.

Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками - ниже достоинства аристократа. Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.

В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета ("Плакальщица" - в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.

В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.

Нежеланное задание

Не иначе божественное провидение подсказало Юлию, кем именно должна быть расписана Сикстинская капелла. Микеланджело не испытывал радости от такого заказа: ради фресок капеллы ему пришлось отложить ваяние скульптур для папской гробницы в соборе Святого Петра. Живопись в то время не была приоритетом для Микеланджело. Однако отказать всесильному заказчику было невозможно, и в августе того же года работа началась.

Не имевшему опыта плафонной росписи мастеру пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, отчего поначалу пришлось много экспериментировать и терпеть немало разочарований. Выполнение росписи осложняло и то, что Микеланджело отказался от какой-либо помощи - как художественной, так и технической. Даже Папе он запрещал смотреть на незаконченную работу. Единственным человеком, который помогал ему в трудах, был ученик, смешивавший краски.

Трудности начального этапа

Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. На этом сооружении, на высоте двадцати метров, художнику предстояло провести ближайшие четыре года...

Первой проблемой стала влажность. Писать фрагмент приходилось в течение одного дня, пока не высох размоченный участок штукатурки (дописанное по сухому выглядело неестественно). Но получалось так, что на следующий день рисунок то высыхал и обесцвечивался, то скрывался под мокрым пятном. Тут настойчивость проявил Юлий, который "навязал" гордому Микеланджело консультанта, при помощи которого решение проблемы с влажностью было найдено.

Другое затруднение создавала неровная поверхность потолка, искажавшая пропорции. Тут уже мастеру самому пришлось деформировать картины таким образом, чтобы с пола фигуры выглядели пропорциональными.

Фрески плафона капеллы

Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими люнетами имеет площадь около 600 м 2 . Огромная работа для одного человека! Роспись длилась с 1508 по 1512 года. Что же изобразил мастер?

В центре свода три группы фресок: "Сотворение мира", "Сотворение человека", "Всемирный потоп". В каждой из них по три картины. К серии "Сотворение мира" относятся "Отделение света от тьмы", "Создание солнца и звезд" и "Отделение воды от суши". Во вторую группу входят "Сотворение Адама" (пожалуй, самый известный фрагмент фрески), "Сотворение Евы", "Изгнание Адама и Евы из Эдема". К третьей группе относят фрагменты "Опьянение Ноя", "Великий потоп" и "Жертвоприношение Ноя".

Окружают эти фрески изображения ветхозаветных пророков и сивилл (прорицательниц). Еще ниже видим многочисленные портреты предков Христа. Кроме того, в скругленных углах потолка изображены четыре масштабные картины на темы сюжетов из Ветхого Завета.

"Страшный суд"

По завершении этого грандиозного труда Сикстинская капелла была полностью расписана, поэтому вряд ли кто-то мог подумать, что Микеланджело придется вернуться к работе над ее фресками. Однако в 1534 году новый папа Павел III задумывает украсить алтарную стену капеллы огромной фреской с изображением Страшного суда. Исполнителем ему видится только автор замечательной росписи плафона папской часовни. Так пятидесятидевятилетний Микеланджело берется за новый масштабный заказ.

Чтобы освободить место для картины, пришлось заштукатурить две фрески Перуджино, созданные им в 80-х годах предыдущего столетия, и закрыть несколько окон. Все пространство над алтарем было отведено под изображение Божьего Суда.

Бессмысленно пересказывать сюжет этой фрески Сикстинской капеллы - лучше своими глазами увидеть ее на фотографиях, благо сегодня найти их не составляет труда. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил. Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим, и не только в возрасте мастера. Вся прожитая им жизнь, все происходившие вокруг события: перевороты, войны, междоусобицы, оккупация части Италии соседями, вся бедность и несправедливость окружающего мира подорвали веру Микеланджело в силу человеческой воли и разума.

Дальнейшие доработки

Бессмысленность править сотворенное гениями очевидна не всем и не всегда. Еще при жизни великого Буонарроти по его фрескам прошлась чужая кисть. Все персонажи Страшного суда писались обнаженными, что многим показалось неприличным. В 1565 году Даниеле де Вольтерра дорисовал фигурам этой фрески набедренные повязки, чем "обессмертил" себя под прозвищем "Брагеттоне" (исподнишник). Сикстинская капелла Микеланджело приняла знакомый нам благопристойный вид.

Но и с "порезками" фреска Страшного суда не была в безопасности. В 1596 году ее едва не сбили по воле Папы Климента VIII. Шедевр тогда спасло ходатайство художников Римской академии святого Луки.

Реставрация в ХХ веке

За четыре века реставрационные работы в Сикстинской капелле проводились не один раз, но вскоре фрески снова покрывались свечной копотью и грязью. Последняя реставрация была выполнена в девяностых годах прошлого века. Очищенные и бережно восстановленные, фрески Сикстинской капеллы вызвали немалое удивление исследователей.

Ранее существовало распространенное мнение, что Микеланджело в своей работе использовал краски приглушенных тонов. Отнюдь. После реставрации знаменитые работы мастера засияли яркой гаммой цветов. Впрочем, многие ценители не приняли обновленный вид капеллы, считая результаты реставрации не соответствующими внешнему виду первоисточника.

Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?

Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц. Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, - это двадцать евро за билет. Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.

Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла - это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых - конклав - собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.

Октябрь 31, 2018

Восстановление наиболее важных христианских памятников в Риме, пришедших в заброшенность и упадок вследствие передачи папского престола в Авиньон (1309 – 1377), являлось одним из самых амбициозных проектов понтификов XV века. Свой немалый вклад в возрождение монументальности Вечного города внес папа Сикст IV, избранный в августе 1471 года. По его указу была проведена реконструкция главной часовни Апостольского дворца, названная позже в его честь. Для оформления внутреннего убранства громадного помещения, Папа привлек из Флоренции лучших художников. И сегодня великолепные фрески Сикстинской капеллы в Ватикане остаются самыми известными росписями эпохи Возрождения, увидеть которые приезжают туристы со всего мира.

Фрески флорентийских художников

Первым этапом в оформлении восстановленной Сикстом IV часовни Апостольского дворца стала роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия (1445 – 1503). Уплощенный свод, окруживший стены на уровне оконных арок, первоначально был украшен звездным небом. На фоне бездонной синевы, переливаясь в мерцающем пламени свечей, светились писаные золотом звезды.

Роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия

В рамках примирения существующей вражды между Сикстом IV и Лоренцо Медичи, флорентийский правитель предложил отправить в Рим своих лучших художников для оформления стен папской часовни. Предложение было принято Папой 27 октября 1480г. и со следующей весны плеяда флорентийских живописцев – Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо – приступила к работе. По мнению многих историков, схему фресок боковых стен разработал Пьетро Перуджино, а общая концепция иконографической росписи была утверждена самим Сикстом IV и его советниками. Согласно утвержденному проекту, фрески Сикстинской капеллы разделялись на три уровня.

Роспись стен

Самая нижняя часть была украшена ложной драпировкой дамасской шторы, с нанесенными по ней гербами Папы. Несколько позже, в период 1515 – 1519гг, в Брюсселе для были заказаны десять гобеленов, которыми, при особо торжественных церемониях, закрывался нижний ярус росписи фальшивых штор.

Гобелены Сикстинской капеллы, закрывающие фрески фальшивых дамасских штор

Рисунки на гобеленах были выполнены по эскизам из которых семь оригинальных работ сегодня хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а сами гобелены – в .

Один из эскизов Рафаэля

Гобелен, сделанный по эскизам Рафаэля Санти

Сикст IV, чтобы подчеркнуть преемственность между его понтификатом и своими предшественниками, потребовал украсить верхнюю часть между арочных окон портретами понтификов, возглавлявших папский престол с I по IV век.

Верхний ярус Сикстинской капеллы украшен портретами понтификов

В центральном, самом главном ярусе росписи, на двух противоположных стенах изображены библейские сюжеты из жизни Моисея, как спасителя еврейского народа, и Иисуса Христа, как спасителя всего человечества. Эти фрески Сикстинской капеллы читаются параллельно, дополняя друг друга.

Возможно Вас заинтересует:

Северная стена

Представленные на ней сюжеты взяты из Евангелия от Матфея и повествуют о самых важных эпизодах жизни и деяниях Иисуса Христа.

Крещение Христа. Пьетро Перуджино

Искушение Христа и очищение прокаженного. Сандро Боттичелли

Призвание первых Апостолов. Доменико Гирландайо

Нагорная проповедь. Козимо Росселли

Передача ключей апостолу Петру. Пьетро Перуджино

Тайная вечеря. Козимо Росселли и Бьяджо Антонио


Южная стена

Фрески Сикстинской капеллы на ней представляют библейскую историю разных эпизодов из жизни Моисея и читаются, начиная со стороны алтаря.

Путешествие Моисея в Египет. Пьетро Перуджино

Призвание Моисея. Сандро Боттичелли

Переход Моисея через Красное море. Козимо Росселли (Бьяджо ди Антонио)

Спуск Моисея с горы Синай. Козимо Росселли

Восстание против законов и наказание Корея, Дафана и Авирона». Сандро Боттичелли

Завещание и смерть Моисея. Лука Сайнорелли и Бартоломео делла Гатта

Из 16-ти оригинальных фресок Сикстинской капеллы, исполненных флорентийскими художниками, сегодня мы можем увидеть лишь двенадцать. На стене, расположенной на противоположной стороне от алтаря, фреска Гирландайо «Воскресение Христа» была с некоторыми изменениями перерисована в 1572г. голландским художником Хендриком ван ден Броком, а «Спор над телом Моисея» живописца Луки Синьорелли – итальянцем Маттео да Лечче в 1574-м.

Воскресение Христа. Хендрик ван ден Брок, 1572

Еще две фрески Сикстинской капеллы П.Перуджино – «Нахождение Моисея» и «Рождество Христа» были сколоты в 1534г. Микеланджело Буонарроти перед написанием им на алтарной стене «Страшный суд».

Роспись свода Сикстинской капеллы работы Микеланджело

Конфликтуя с правителями Флоренции и опасаясь агрессии со стороны Османской империи, Сикст IV задумывал перестройку часовни Апостольского дворца как неприступную крепость. В ходе реконструкции предыдущего здания, проводившейся им с 1475 по 1483 годы, толщина стен была значительно увеличена. Старый фундамент, не выдержав нагрузки, несколько просел, в результате чего весной 1504г. на своде часовни образовалась большая трещина, испортив предыдущую роспись, сделанную Пирматтео Лауро да Амелия. Службы в папской капелле были приостановлены и ее закрыли для посещений.

В апреле 1506 года возглавивший папский престол Юлий II направил Микеланджело Буонарроти письмо, приглашая его сделать новую роспись потолка Сикстинской капеллы. Тем самым понтифик хотел загладить конфликт, возникший со скульптором из-за интриг, заблокировавших работу мастера над , которую он начал делать для будущего надгробия Папы.

Это интересно!

Подозревая, что столь масштабный проект был предложен окружением понтифика с целью дискредитации его как художника, Микеланджело, тем не менее, согласился. В своей работе, начатой в 1508г, он ограничился росписью основной темы – изображением на своде фигур двенадцати апостолов, как это и было предусмотрено в заключенном контракте. Считая себя больше скульптором, чем художником, Буонарроти даже вернул Юлию II причитавшееся ему вознаграждение, отказавшись от дальнейшего продолжения столь масштабного проекта.


В качестве компромисса, Папа предложил Микеланджело сделать роспись потолка библейскими сценами по его собственному усмотрению. Результатом вынужденной сделки стала громадных размеров фреска Сикстинской капеллы, площадью 512 квадратных метров, на которой художник разместил более 300 фигур. За основную тему им были взяты сюжеты из истории человечества до рождения Христа, описываемые в Книге Бытия. 31 октября 1512 года Папа Юлий II торжественно открыл фрески свода Сикстинской капеллы на всеобщее обозрение.

Свод Сикстинской капеллы

Фреска «Страшный суд» Микеланджело

Спустя два десятка лет после завершения росписи потолочного свода Сикстинской капеллы, в 1532г. папа Климент VII просил Микеланджело Буонарроти оформить алтарную стену часовни. Работы начались уже при следующем понтифике – Павле III Фарнезе, и проводились с 1535 по 1541г. В картине, охватывающей всю площадь стены позади алтаря, художник изобразил Судный день во время второго пришествия Христа, описанного в 20 главе Откровений от Иоанна.

Фреска «Страшный суд»

Новая грандиозная фреска Сикстинской капеллы явилась символом превосходства и восстановления власти понтификов после трагических событий 1527 года, во время которых Рим был разграблен наемными войсками Ландскнехтов, а лютеранский кризис пошатнул авторитет Римской Церкви.


И еще хотелось бы добавить. Тысячи туристов, рассматривая фрески Сикстинской капеллы при посещении главной часовни Апостольского дворца, мало внимания обращают на ее пол. Инкрустированный разноцветным мрамором в технике косматеско, он сохранился в своем первозданном виде с 1400 года. Напольные мозаики показывают расположение папского престола и мест кардиналов. Серией кругов, идущих от входа, отмечен путь движения торжественных процессий. Конечно, чрезвычайно большое количество посетителей мешают гурманам искусства в полной мере насладиться шедеврами эпохи Ренессанса. Но постараться, все же, стоит!