Самые крупные буддийские храмы и монастыри фото архитектуры. Буддийские храмы и монастыри Буддийский храм что

Сегодняшний пост в основном для тех, кто интересуется стариной Японии. Накануне Нового Года предоставилась возможность вдоволь поснимать внутри богато украшенного (что встречается не так часто) буддистского храма без шиканий и одергиваний, с приличным освещением, и, как ни удивительно, даже без оплаты. То есть даже без входной платы в храм.

И было это не где-то в глухой деревне, а в Камакура - месте туристическом и популярном, причем в довольно известном храме, который называется Комёдзи - Храм Яркого Света. Это храм секты Дзёдо - Чистой Земли, одного из основных направлений японского буддизма. Дело в том, что Комёдзи находится ровно в противоположном направлении от традиционных камакурских достопримечательностей, поэтому там мало иностранцев, да и японцев не так много. А храм сравнительно большой и неплохо "упакованный": тут и самые большие в Восточной Японии деревянные ворота, и сад камней, и богатый интерьер (только, пожалуйста, не нужно ждать фото фресок и витражей). В свое время (эпоху Эдо и ранее) храм пользовался благосклонностью императоров и сёгунов, поэтому на полотнищах при входе гербы хризантемы и павлонии (символы императорской семьи).

Также будет несколько фотографий сценок камакурской жизни. Фотограф - не ранняя пташка, поэтому освещение закатное, то есть желтое.




1. На каменной стелле надпись: Комёдзи, храм высокого уровня секты Чистой Земли.


2. Интересно, на этом ездит настоятель или прихожанин? На заднем плане - большие деревянные ворота.


3. "Утомительное это занятие, посещать храмы... И вообще, не могу сидеть, когда другие работают, пойду лягу".


4. Старые татами на закате кажутся желтыми. Так вот откуда легенда про страну, полную золота!


5. Полотнища с вышитыми золотом драконами. Я снал покрупнее, а вообще их было много.


6. Табличка с название храма: Комёдзи, написано скорописью.


7. Общий вид интерьера. На переднем плане электрические ковры, так что молиться (или подпольно фотографировать) можно было с комфортом.


8. Главный плафон перед алтарем


9. Украшения перед алтарем. Черными иероглифами написано заклинание, произнося которое можно спастись и попасть в рай.


10. Центральный плафон молельного зала


11. В эти чугунные и деревянные кастрюли-колокола монахи отбивают ритм, когда читают сутры.


12. Перед алтарем


13. Украшения рядом с алтарем


14. Собственно алтарь с буддой Амида. Амида переносит души умерших в Дзёдо - буддистский рай.


15. Сад камней, вид справа


16. Сад камней, вид слева


17. Центральная часть сада камней


18. Фонарик - как правило, их вешают на пожертвования прихожан. Удовольствие это не из дешевых. В известных храмах за право повесить такой фонарик приходится платить и по 6000 (шесть тысяч) долларов.


19. Каменный фонарь - тоже один из видов пожертвований. Еще более дорогое удовольствие, поэтому раньше их подносили известные феодалы, а сейчас - предприятия.

Буддийская религия и культура со временем шагнула далеко за пределы Индии. В I веке нашей эры в Кушанском государстве (Северо-запад Индостана) активно строятся буддийские культовые сооружения – святилища-ступы, пещерные и наземные храмы. В Бактрии существовал огромный буддийский монастырь, где жили 3000 монахов.

Буддийские храмы Кушана в большом количестве украшались скульптурой.

Памятником мирового значения до недавнего времени были две огромные скульптуры – Будда Малый (35 метров, II век до н.э.) и Будда Большой (53 метра, I век н.э.) в долине Балшан в центре Афганистана (взорваны талибами).

На основе культовой скульптуры кушанские мастера создали светскую галеоею, дворцово-династическую – портреты правителей,героев, вельмож.

В первых веках нашей эры буддизм распространился в Китае. Символом этой религии здесь стала не ступа, а многоярусная башня-пагода. Пагоды древней эпохи были деревянными и не сохранились. В VIII веке в Китае возникает своеобразная форма крыши – с выгнутыми краями, часто украшенная рельефом и скульптурой. Эта изогнутость идёт от перехода с крутой двускатной крыши главного строения к окружающей его веранде. Крыша была главным акцентом архитектурной композиции.

Пагоды, относящиеся к раннему средневековью, отличались

монументальностью и простотой стиля. Более поздние строения – сложным

силуэтом с изогнутыми карнизными свесами, с дробной пластикой стен.

В качестве одного из элементов архитектуры буддийских храмовых комплексов в Китае существуют «ворота очищения», богато украшенные скульптурой, резьбой, цветом.

В Китае сохранилось немало действующих буддийских храмов и монастырей. Один из самых впечатляющих – пещерный храм Луньминь (Драконовы ворота), в многочисленных гротах и нишах которого расположены более 100 тысяч статуй Будд и бодхисатв. Монотонное однообразие прекрасных скульптур удивительно успокаивает человека, помогает ему отвлечься от суетности окружающего мира.

Самый знаменитый буддийский пещерный храм Китая – Шаолинь (он высечен в скале у Жёлтой реки). Этот монастырь – родина дзен-буддизма и признанный центр боевого искусства у-шу. Специфика монастыря отображена в своеобразной скульптурной галерее, созданной в одном из дворов. Деревянные скульптуры изображают бритоголовых монахов, ведущих тренировочные бои. Фигуры очень реалистичны и выразительны. Шаолиньские монахи на протяжении веков совершенствовали боевое искусство.

Самым древним же считается монастырь Байма (Белая лошадь) в окрестностях г. Лояна. Именно сюда на белых лошадях в I веке н.э. привезли первые книги буддийского канона и статую Будды.

В Таиланде сохранилось множество позднебуддийских монастырей. В Бангкоке существует монастырь Пра Кео со всемирно известным храмом Изумрудного Будды, здесь же – самый древний монастырь таиландской столицы Четупон (Ват По). Этот монастырь славится самыми большими храмами и учёностью монахов. В главном храме находится огромная статуя лежащего Будды (46 метров длиной и 15 высотой), покрытая позолотой. Под сводами храма тихо звенят колокольчики…

Уникальный позднебуддийский памятник культуры сохранился в

Индонезии.

В центре острова Ява высится буддийский храм Боробудур, одно из прекраснейших строений восточной архитектуры. Ему более 11-ти столетий. Построен он по проекту архитектора Гунадхармы в VIII веке. Храм Боробудур построен на природном холме продолговатой формы. Центральная ступенчатая пирамида стоит на квадратном основании площадью в гектар. Над основанием возвышаются террасы, покрытые барельефом и украшенные 462 статуями Будды. Ещё выше – три круговые террасы, на которых стоят 72 ажурные ступы со статуями Будды внутри. На высоте 35 метров над землёй сооружение завершает большая закрытая и пустая ступа, символизирующая созерцание Высшей истины или нивану. На вершину пирамиды ведут лестницы, входы сторожат каменные львы. Для храма Боробудур характерны оригинальные элементы, отличающие его от других памятников буддизма.

В Японию буддизм пришёл в VI веке из Кореи. Поэтому буддийские храмы там строились корейскими и китайскими архитекторами. Один из таких храмов – буддийский храм китайского стиля с пагодой (VII век) хорошо сохранился в г. Нара (древняя столица Японии) и является национальной святыней.

Буддийские японские храмы почти всегда узнаются по красным воротам. Интерьеры храмов ярко расписаны. В глубине храма – статуя Будды.

Сердце Великой Степи – Монголия – познакомилась с основами буддизма в VII веке. При Угедей-хане в честь его возведения на престол был заложен первый буддийский храм в тогдашней столице Монголии Каракоруме (разрушен в XIV веке).

С конца XVI века в Монголии распространяется северная, тибетская ветвь буддизма. В долине реки Орхон был создан комплекс буддийского монастыря Эрдэни-Зуд («драгоценное сокровище»). Территория монастыря окружена стеной со 107-ю башнями-субурганами, своеобразными святилищами-мавзолеями.

Первым за оградой стоит храм Далай - Ламык, посвящённый

первосвященнику Тибета Далай-ламе. Нижняя часть здания выложена голубым кирпичом, выше – парапет с полоской фриза с позолоченными зеркальцами, вмурованными в кладку стены.

Расцвет буддийской культуры Монголии связан с именем Джанабазара – выдающегося государственного и религиозного деятеля, талантливого поэта, архитектора, скульптора. В своих работах он следовал буддийским канонам, но его творчество шире любого канона, любой религии. Он прославился созданием пяти огромных бронзовых статуй дхьяни (Будд созерцаний).

Сохранилась и стала главной святыней монастыря Гандан в Улан-Баторе (в то время это была ханская ставка Угра) скульптура Ваджрадара (буддийское божество), созданная в строгих буддийских канонах.

До сих пор в музее Улан-Батора из глубин веков улыбается нам буддийская богиня милосердия Белая Тара, оберегающая человека от зла. Таких фигур было двадцать, а двадцать первая Тара улыбается нам улыбкой любимой девушки художника.

Угра была не только столицей государства, но и центром буддизма в Монголии. А монастырь Гандан представлял собой почти самостоятельный город в столице. Здесь же находилось высшее духовное учебное заведение ламаизма, где обучались учащиеся из Бурятии, Тывы, Калмыкии.

Интерьеры храмов монастыря до сих пор поражают как великолепной скульптурой, так и богатством цветовых решений интерьеров. Золото, бирюза, кораллы, охра растирались для получения определённых цветов.

Все элементы храма, включая живописные иконы и предметы декоративно-прикладного искусства, подчинены единому композиционному замыслу.

Ламаизм, используя наследие художественной культуры монгольского народа, сумел развить все виды художественного творчества и поставить их на службу религии.

Заключение

Буддизм в современном мире – мире войн, терроризма, безверия, находит

всё больше сторонников. Первая истина буддизма «Всё в мире полно зла и страдания» как нельзя лучше характеризует XXI век. И если не мир, то хотя бы дух человека стремится научиться жить правильно в этом мире страданий.

Главное открытие буддизма: человек невыносимо одинок в этом мире. Он может спасти себя сам. Будда говорил: «Немногие из людей достигают противоположного берега, остальные только суетятся на этом берегу».

Буддизм… Религия без Бога, спасение без спасения, жизнь без зла, но и без добра…

Актуальные проблемы развития буддизмиа в современных условияхобусловлены поиском общероссийской идентичности, потребностью в глубоком изучении истоков собственной евразийской культуры, в сохранении и использовании всего лучшего, что было создано за многовековую историю Российской цивилизации. Особого внимания в этой связи заслуживает анализ буддийской культуры России, ее ценностей в определении евразийской идентичности многонационального российского государства, где своеобразный «исход к Востоку», буддолого-востоковедческие традиции имеют глубокие исторические корни.

В условиях поиска новых путей цивилизационного развития важное значение приобретают поиски возможностей реализации принципа взаимодополнительности типов философствования в России и на Востоке. Богатства буддийской философии могут и должны быть востребованы современной российской культурой и интеллектуальной средой, тем более что ее встреча с русской философской традицией на рубеже XIX-XX вв. оказалась весьма плодотворной.

Несомненна важность и внешнеполитической стороны данной проблемы. В силу своеобразного географического положения России перед ней стоит задача устанавливать и поддерживать дружеские отношения не только со

странами Запада, но и с государствами буддийского Востока. При этом необходимо учитывать, что народы России, традиционно исповедующие буддизм, являются своеобразным связующим звеном между нашей страной и буддийским миром. Таким образом, от правильного понимания специфики буддизма в определенной степени будет зависеть и международное положение России.

Буддизм на сегодняшний день играет все большую роль в общественной и культурной жизни России, постепенно переходя границы тех регионов, где он распространен традиционно. Популярность буддизма обусловлена рядом причин, одной из которых является близость некоторых его принципов к современной научной мысли. Симпатии вызывают толерантное отношение к другим культурным и религиозным ценностям, отсутствие претензий на исключительность, открытость межконфессиональному диалогу. Гуманизм, терпимость и высокие этические нормы буддийской культуры предполагают возможность осуществления на практике основных гражданских прав.

Изучение духовно-нравственного и социально-экологического потенциала многовековой буддийской культуры говорит о возрождении духовности в России.. Проблемы, с которыми встретилась современная цивилизация, свидетельствуют о необходимости переоценки ценностей не столько в экономической, технологической и информационной сфере, сколько в духовно-культурной, социально-антропологической. Современные исследователи все чаще и чаще обращаются к буддизму в поисках ответов на многие насущные вопросы современности (проблема взаимодействия науки и религии, экологические проблемы, проблема толерантности и т.д.). В условиях кризиса научной рациональности большое распространение получает «компромиссный» подход, предполагающий синтез мировоззренческих парадигм науки и религии, Востока и Запада.

Обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности, всеобщей ответственности, этики ненасилия в

буддизме с направлениями развития современного мира может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем современности. Буддистские экологоориентированные ценности являются своеобразной альтернативой «обществу потребления» и потому они получают понимание и активную поддержку в мире.

Философское осмысление ценностей буддийской культуры может явиться концептуальной компонентой поиска альтернативных моделей развития современной цивилизации в контексте процессов «столкновения идентичностей». Перспективным представляется обращение к такому дискурсу религиозно-культурной идентичности, который придал бы индивиду, социуму целостность и ценностную укорененность, помог бы преодолеть столкновение идентичностей традиционного, модерного и постмодерного обществ, «расколотость», «гибридность», «пограничность» современных идентичностей.

Несомненный интерес представляет и вопрос о восприятии буддизма в социокультурном пространстве России. Это связано с усилением в последние десятилетия интереса к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание иных ценностей заставляет по-другому взглянуть на взаимодействие культур и цивилизаций. Диалог культур Востока и Запада имеет особое значение на современном этапе исторического развития, когда азиатские страны начинают играть заметную роль на международной арене.

Буддизм способствовал усилению евразийской специфики социокультурного пространства России, а на эволюцию буддийской культуры в России значительное влияние оказала цивилизационная специфика российского пространства.

В процессе своей эволюции на российской почве буддизм приобрел социокультурные особенности по сравнению с его изначальным вариантом, в то время как его религиозно-философские и мировоззренческие принципы почти не изменились.

Важной особенностью буддизма, оказавшей влияние на его

историческую судьбу в социокультурном пространстве России, является прагматизм, который наиболее ярко проявляется в кризисные, переходные периоды развития общества.

Основная:

1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. - М.: «Юрайт», 2013. - 629 с.

2. Яблоков И.Н. Основы Религиоведения. - М.: Гардарики, 2002. - 511 с.

Дополнительная:

Буддийские храмы теперь можно найти во многих странах, так как буддизм распространился по всему миру. За последние 2500 лет буддизм претерпел много изменений, и сегодня есть три основные ветви этой религии, каждая из них имеет свои собственные монастыри для верующих. Корни буддизма расположены в Индии. Хотя дата рождения Будды до сих остается спорным моментом, ориентировочно буддизм зародился в 5 веке. Дословный перевод Будда — «просветленный». В этой статье представлю вам несколько удивительных и почитаемых монастырей, которые Вы, возможно,захотите посетить.

1. Буддийский Монастырь Ват Арун (WAT ARUN) в Таиланде.

Знаменитый буддийский монастырь Ват Арун является одним из самых культовых образов в Бангкоке, Таиланд. Храм очень узнаваем.


Он украшен керамической плиткой и цветным фарфором. Чтоб посетить храм, Вам необходимо будет взять такси через реку.

2. Буддийский Монастырь Луанг (PHA THAT LUANG) в Лаосе.


Храм Пха Тхат Луанг расположен в Лаосе. Является самым важным национальным памятником Вьентьяна. Легенды рассказывают, что миссионеры построили этот огромный храм с позолоченным куполом для размещения там части Будды.


Было проведено очень много раскопок, но доказательства легенды так и не нашли.

3. Буддийский Храм Джоканг (JOKHANG) в Тибете.


Буддийский храм Джоканг в центре Лхасы известен как тибетский центр духовном мире. Храм является старейшим, оставшимся на земле, и дарит туристам подлинный вкус тибетской культуры.


Храм потрясающе красив. Он остается центром буддизма в Тибете.

4. Буддийский Храм Тодайдзи (TODAIJI) в Японии.


Одним из наиболее значительных и известных буддийских храмов является храм Тодайдзи в Наре. Монастырь — это крупнейшее деревянное здание в мире, там находится огромная статуя Будды.


Храм всегда был и остается чрезвычайно популярным. Храм также является домом для многих влиятельных буддийских школ.

5. Буддийский Храм BOUDHANATH в Непале.


Храм BOUDHANATH — один из наиболее почитаемых памятников в Катманду, Непале. BOUDHANATH — объект всемирного наследия ЮНЕСКО.


BOUDHANATH привлекает туристов со всего мира.

.


Республике Союза Мьянма


Пагода Шведагон — одно из самых святых мест в мире. Основные ступы храма покрыты золотом и мерцают на солнце.


Храм находится в Янгоне, Мьянма.

в Республике Союза Мьянма


На площади Баган самая большая концентрация буддийских храмов, ступ, пагод, во всем мире.


Храмы на площади Баган гораздо проще по конструкции, чем многие другие в мире, но люди до сих пор совершают паломничество для поклонения и наслаждаются великолепием этого места.

9. Буддийские Монастырь в Боробудур (BOROBUDUR) в Индонезии


Существует два основных типа буддийских сооружений:

Первый тип - предназначенные для поддержания жизни монастыря: храмы, порой достигающие огромных размеров, помещения для монахов, зал для верующих, библиотеки.

Второй тип - сооружения, которые сами по себе являются объектом поклонения: ступа, алтарь. Они являются центром монастыря и выполняют роль хранителя священных реликвий.

Основные понятия

Храм Дацан.

В буддизме священные храмы называются “дацаны”. Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны - хурдэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники.

Буддисты ходят в дацаны для того чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее.

Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных.

У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист “прочитал” молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке.

Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются “танки” - изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов.


Войдя в дацан, молящийся мысленно должен вежливо поздороваться с божествами, которые находятся там. После этого сложить ладошки вместе. Это напоминает цветок лотоса - символа мудрости и милосердия (буддисты представляют, что внутри ладошек на кончиках больших пальцев, как на троне, сидит Будда). После этого молящийся приветствует всех божеств и Будду, проходя по кругу слева направо (по солнцу).

Поклоны совершаются 3, 7, 21 и т.д. раз. Бывают полупоклоны и полные поклоны (простирания). При поклоне буддист обязательно должен желать всем живым существам избавления то страданий.

Важные понятия

Ступа - (в переводе с санскрита - куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, внутри которых хранятся священные реликвии.

“Хурдэ” (в переводе - “молитвенный барабан”) - в таких барабанах находятся написанные на бумаге молитвы.

Возникший в VI веке до нашей эры буддизм является одной из древнейших религий мира. Его отличительная особенность — тесная связь не столько с традиционными верованиями, присутствующими в любой современной религии, сколько упор на философскую концепцию познания самого себя. Фактически буддизм – это учение о духовном пробуждении человека, которое становится возможным только при условии определённых действий со стороны самой личности.

За две с половиной тысячи лет буддизм широко распространился среди разных народов Юго-Восточной Азии, впитав в себя местные верования и культурные традиции. На сегодняшний день в буддизме насчитывается несколько крупных течений, каждое из которых ставит своей целью достижение личного освобождения от связующих пут мира – нирваны.

Буддийские монастыри мало похожи на религиозные общины других религий. Проживающие в них монахи хоть и живут постоянно в монастырях, но не сильно к ним привязаны. В древности буддийские монахи и вовсе бродили по бескрайним дорогам Азии, живя на пожертвования от населения. Сегодня сбор пожертвований также является неотъемлемой чертой быта современного буддийского монастыря. Помимо заботы о благосостоянии общины буддийские монахи находятся в постоянном процессе самосовершенствования, что, впрочем, не мешает им время от времени общаться с народом и даже заезжими туристами, которых в буддийских монастырях встречают довольно приветливо.

Буддийские монастыри — Фото.

1. Монастырь Юмбулаганг (Yumbulagang), Тибет

Монастырь Юмбулаганг – один из старейших архитектурных и религиозных памятников Тибета. В переводе на русский его название дословно означает – Священный дворец лани, но обычно монастырь называют Дворцом матери и сына. Построенный на восточном берегу реки Ярлунг более двух тысяч лет назад для первого короля Тибета, сегодня он является важной буддийской святыней. Четырёх ярусные постройки монастыря заканчиваются главным храмом, украшенным квадратными буддийскими куполами. Внутри восточная обитель расписана древними фресками, воспроизводящими раннюю историю Тибета. Сегодня в Юмбулаганге живут несколько буддийских монахов.

2. Монастырь Эрдэни-Дзу (Erdene Zuu Monastery), Монголия

Монгольский монастырь Эрдэни-Дзу относится к числу наиболее древних, дошедших до нас буддийских архитектурных строений. Его название, данное в конце XVI века при закладке первых построек Абтай-ханом, переводится на русский как «Храм драгоценного владыки», то есть Будды. Архитектурный ансамбль Эрдэни-Дзу представляет собой композицию из трёх храмов, сочетающих в себе древние зодческие традиции Монголии, Китая и Тибета. В былые времена на территории монастыря проживало более десяти тысяч лам и стояло около шестидесяти отдельных кумирен. Сегодня Эрдэни-Дзу – это действующий храм Лабран и музей древней культуры.

3. Монастырь Ганден (Ganden Monastery), Тибет

Тибетский монастырь Ганден, расположенный на горе Вангбур, на высоте в четыре с половиной тысячи метров над уровнем моря, считается одним из наиболее серьёзных буддийских организаций в мире. Здесь располагается университет буддийской школы Гэлуг, известной под названием «жёлтая вера». Настоятелем монастыря является глава учения, призывающего истинных буддистов придерживаться нравственности и строгого монастырского уклада. Ганден был основан в начале XV века. Монастырь сильно пострадал в 60-е годы во время «культурной революции» в Китае. Сегодня он ещё не до конца восстановлен, но уже принимает на своей территории посетителей.

4. Монастырь Ки Гомпа (Key Gompa), Тибет

Изумительной красоты монастырь Ки Гомпа, затерявшийся в суровых горах долины Спити, издалека напоминает своим внешним видом сказочную игрушку. Основанный в XI веке в качестве религиозного форта для наблюдений за близлежащей местностью, сегодня он представляет собой действующий буддийский монастырь, в котором в зимнее время года проживает не меньше 250 лам. Пополняющие монастырь монахи – вторые сыновья местных жителей. В стенах Ки Гомпа собрана богатая коллекция скульптур, музыкальных инструментов, книг и оружия. За свою историю монастырь несколько раз разрушался, что и обусловило его современную архитектурную форму – необычную, многоярусную.

5. Тибетский буддийский храм Юнхэгун (Yonghe Temple), Китай

Буддийский храм Юнхэгун, принадлежащий тибетской школе Гэлуг, располагается на Северо-Востоке Пекина. За ним закреплено несколько названий: например, «Дворец Мира и Гармонии», «Ламаистский храм» или «Лама храм». Возведённый в конце XVII-начале XVIII века, Юнхэгун в начале выполнял функцию резиденции дворцовых евнухов и только спустя десятилетия стал постепенно переходить под власть тибетских монахов. Архитектурно Юнхэгун представляет собой сочетание пяти залов – Небесных Царей, Гармонии и Мира, вечной защиты, Дхармачакры и Павильон десяти тысяч удач.

6. Тикси Гомпа (Thikse Monastery), Индия

Расположенный в Северной Индии, на вершине холма, стоящего на берегу реки Инд, буддийский монастырь Тикси Гомпа состоит из двенадцати уровней белоснежных построек с красными и жёлтыми вкраплениями отдельных зданий. Десять буддийских храмов, женский монастырь, зал для собраний и многочисленные хозяйственные строения были возведены в XV веке. Сегодня Тикси Гомпа – действующий монастырь, принадлежащий школе Гэлуг. Главной достопримечательностью буддийской общины является храм будущего Будды с огромной, в пятнадцать метров, статуей Майтрея, выполненной из глины, меди и золота.

7. Крепость-монастырь Пунакха-дзонг (Punakha Dzong), Бутан

Бутанский монастырь Пунакха-дзонг – само «Счастье» в архитектурной плоти, ведь именно так и переводится его название на русский язык. Приставка «дзонг» указывает на крепостную функцию строения, возведённого в XVII веке в качестве укреплённой крепости, в которой располагался не только буддийский монастырь, но и администрация города. В случае с Пунакха-дзонг – речь идёт об одноимённо городе Пунакха, бывшем долгое время столицей Бутана. Построенный на месте слияния двух рек Пунакха-дзонг представляет собой необычайно красивый архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и библиотеки.

8. Монастырь Таунг Калат (Taung Kalat), Мьянма

Буддийский монастырь Таунг Калат получил своё название по названию горы, на которой он расположен. Возвышающийся над городом, практически парящий в облаках, мьянмский архитектурный ансамбль отличается изящными архитектурными чертами и настоящим человеческим бесстрашием. Гора Таунг Калат – потухший более 24 веков назад вулкан, поросший в наше время зелёными деревьями – составляет идеальную природную основу для белоснежных храмовых построек, к которым с земли ведут 777 ступенек. Местные жители верят, что в глубинах горы Таунг Калат живут духи – наты, поэтому посещать монастырь нужно обязательно с их любимым свежим мясом.

9. Такцанг-лакханг (Paro Taktsang), Бутан

Такцанг-лакханг, что в переводе означает «Гнездо тигрицы», получил своё название в силу древней легенды о том, как буддийский учитель Падмасамбхава вознёсся на высокую гору, сидя верхом на своей жене, временно превратившейся в дикого зверя. Монастырь-крепость для наблюдения за окрестностями, располагается на высоте в три тысячи метров над уровне моря и в семьсот метров над местной долиной Паро. Основанный в 1692-м году Такцанг-лакханг практически полностью был уничтожен огнём в 1998-м году и восстановлен к 2005-му.

10. Сюанькун-сы (Hanging Monastery), Китай

Китайский монастырь Сюанькун-сы – уникальный храмовый комплекс, относящийся к «висячим» типам архитектурных конструкций. Основанный в 491-м году нашей эры в китайской провинции Шаньси, вблизи священной горы Хэншань, Сюанькун-сы объединяет в себе представителей трёх религий. Помимо буддистов здесь обосновались также конфуциане и даосисты. Здания монастыря крепятся к горе деревянными сваями. Их задней стенкой служат плотные горные породы. Сюанькун-сы состоит из сорока залов и павильонов и содержит в себе более восьмидесяти священных для восточных народов статуй.