Результаты расследования крушения самолета над черным морем. Прерванный полет. Старый, но надежный

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости. СК исключил версию взрыва на борту Ту-154, потерпевшего крушение в районе Сочи год назад. Такие выводы сделали на основании экспертиз, проведенных в ходе расследования трагедии.

По словам официального представителя ведомства Светланы Петренко, специалисты провели 356 судебно-медицинских, 23 молекулярно-генетических, трех взрыво-технических и одну фоноскопическую экспертизы. Также прошло химическое исследование горюче-смазочных материалов.

Потерпевшими признали 156 человек, следствие продолжается. СК изучает показания более ста свидетелей, в том числе военных и сотрудников сочинского аэропорта, отвечавших за подготовку Ту-154 к полету и управление воздушным движением.

Совокупность факторов

Как считает генеральный директор компании "Альянс авиационных технологий Авинтел" Виктор Прядка, причиной крушения могла быть совокупность нескольких факторов.

"Первое: когда заруливали на взлет, летчики заметили, что самолет перетяжелен, а перетяжеленный Ту-154 ведет себя довольно опасно. Кроме того, самолет взлетал в пять часов утра, воздух был разряженным, и для того, чтобы самолет благополучно взлетел, ему нужно было разогнаться до большей скорости. По сути, самолет взлетел с недостаточной скоростью, поэтому не смог энергично набирать высоту", - сказал он.

Другим фактором эксперт назвал усталость экипажа.

"Следующий фактор: после взлета, на границе перехода от земной поверхности к водной подъемная сила крыла самолета еще дополнительно упала, и для того, чтобы продолжать полет, нужно было набрать еще большую скорость, а летчики взлетали в обычном режиме", - добавил Прядка.

По его словам, стечение обстоятельств и совокупность этих факторов могли стать причиной трагедии.

Москва и Сочи скорбят

Спустя год после трагедии в телецентре "Останкино" открыли мемориал в память о погибших журналистах Первого канала, НТВ и "Звезды".

"Я помню отчаянье и бессилие тех дней и боль. Боль притупилась, но не прошла. Сегодня мы открываем мемориальную доску памяти наших коллег, которые погибли ровно год назад", — сказал гендиректор Первого канала Константин Эрнст.

На церемонии присутствовали первый замруководителя администрации президента Алексей Громов, руководитель дирекции информационных программ Первого канала Кирилл Клейменов, гендиректор НТВ Алексей Земский, президент холдинга "Красная звезда" Алексей Пиманов.

На набережной Адлера также прошли траурные мероприятия. Жители города возложили цветы, поставили свечи и почтили минутой молчания пассажиров рейса.

В память о жертвах авиакатастрофы прозвучала самая знаменитая песня ансамбля имени Александрова — "Калинка".

"Мы проводили траурные мероприятия год назад, когда случилась катастрофа. И сейчас, спустя год, собрались почтить память всех погибших в авиакатастрофе.

Это большая трагедия, которая никого не оставила неравнодушным", — рассказала местная жительница Оксана.

Что произошло

Военный Ту-154 потерпел крушение после взлета с аэродрома Сочи. Он выполнял плановый перелет по маршруту Москва — Хмеймим.

Погибли 92 человека: 84 пассажира и восемь членов экипажа. Среди пассажиров были восемь военнослужащих, 64 сотрудника Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, глава благотворительного фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, двое чиновников и девять журналистов.

СК возбудил уголовное дело по статье "Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия". Глава ведомства Александр Бастрыкин взял расследование под личный контроль.

Эксперты называли различные версии произошедшего, в том числе техническую неисправность судна, ошибку экипажа и перегруз. В СМИ также появлялась информация о теракте на борту, однако следствие исключило эту версию.

Независимый технический эксперт Юрий Антипов вновь рассмотрел основную версию крушения самолета и привел доводы, которые ее опровергают.

Напомним, крушение Ту-154 произошло у берегов Сочи 25 декабря 2016 года. На борту, летевшем в Сирию, находились 92 человека. Это артисты ансамбля имени Александрова, журналисты, военнослужащие, известный общественный деятель Доктор Лиза и другие. Рано утром после вылета из аэропорта Сочи самолет упал в Черное море недалеко от берега.

По словам Антипова, версия взрыва, на которой он настаивает, официально опровергалась буквально тут же. Однако эксперт утверждает, что лайнер на мельчайшие осколки могло разорвать только взрывом. Эта версия доказывает и то, что от людей, находившихся в салоне, осталось лишь макроскопические фрагментарные останки. К тому же, итог расследования, озвученный министерством обороны и сводящий причину падения к потере ориентации пилота, имеет огромное количество дыр.

Антипов вновь приводит хронологию событий. Самолет, вылетев из Москвы, приземлился в городе-курорте на дозаправку. Эксперт напоминил, что Ту-154 для этого необходимо не более получаса. Вместо этого борт простоял на земле три часа. Пассажиров при этом не выпускали.

После этого командир экипажа Роман Волков попросил у диспетчера взлет с самого начала длинной полосы, мотивировав это тем, что самолет «тяжелый». Однако Антипов напоминает, что самолет максимально разгрузили. Согласно официальной версии, на борту кроме вещей пассажиров и медикаментов с продуктами ничего больше не было.

Эксперт предположил, что разбег от начала полосы командир потребовал неслучайно. Видимо, в Сочи самолет загрузили ценным грузом, так как работа шла около трех часов. Просто «закидать» вещи можно и за час.

После взлета самолет, а Ту-154 имеет, по сравнению с другими лайнерами, мощную подъемную силу, не смог набрать высоту (из-за ошибки пилотов) и через 70 секунд с 250 метров рухнул в море. Антипов напоминает, что при этом люди, находившиеся в салоне, превратились в генетический материал.


Как все знают, была проведена судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) для идентификации останков, находившихся на борту. Согласно данным СМЭ, не все тела пассажиров после катастрофы превратились в генетические остатки. Часть из них, 17 тел, сохранилась. И эти люди сидели в бизнес-классе, который находится позади кабины пилотов. Каким же образом определили, что тела пассажиров из бизнес-класса уцелели? Очень просто. Уцелели тела руководства ансамбля и так называемых «випов». Вопреки домыслам «экспертов», сохранилось в не растерзанном состоянии и тело пилота Ту -154, - пояснил эксперт.

Антипов напомнил, что согласно основной версии, лайнер, рухнувший с такой высоты на скорости в 500 километров, а именно с такой скоростью Ту-154 столкнулся с водой, разорвало на мельчайшие кусочки.

Вопрос вызывает то, что одно из крыльев осталось фактически целым. Однако Антипов говорит, что ничего удивительного тут нет. По его мнению, на борту произошел взрыв, а крыло получило повреждения от столкновения с водой. Его не задело силой взрыва, эпицентр которого находился в грузовом отсеке. А после падения с такой высоты и на такой скорости самолет разлетается в щепки.


Еще одним доказательством версии взрыва Антипов видит в том, что нижняя часть фюзеляжа оказалась вспоротой. Линия разрыва как раз находилась на линии пола, разделяющей грузовой и пассажирский отсеки.

Очень наглядно было показано, что внутренняя конструкция стенок в грузовом отсеке побурела и обгорела от действия высокой температуры. Очевидными фактами продемонстрировано, что двигатели самолета, расположенные в задней части, перед погружением в воду Черного моря засосали, как пылесосы, мелкодисперсные остатки от взрыва на борту. И этот горячий мелкодисперсный материал продуктов взрыва внедрился в конструкцию каналов забора воздуха двигателя, и его не смогла смыть даже морская вода, - рассказал Антипов.

Юрий Антипов также отметил одну очень важную деталь. После разговора эксперта с людьми, знакомыми с ходом расследования причин катастрофы, выяснилось, что в останках погибших в большом количестве обнаружены деревянные занозы.

Мы помним, что на площадке в Адлере, куда свозились все собранные обломки разбившегося лайнера, не было ни одного кресла пассажиров. А ведь их должно было быть более сотни. Видимо, в этом лайнере, направлявшемся в Сирию, все пассажиры, включая пилотов, сидели на деревянных табуретках. Но, может быть, груз министерства обороны, который так долго, осторожно и втихаря загружали в Адлере был в деревянных ящиках? Но эта версия фантастическая. Версия с табуретками куда более реалистична, - подытожил Юрий Антипов.

Новости на Блoкнoт-Краснодар

Падение самолета Ту-154 223-го летного отряда Минобороны России стало одной из самых больших трагедий уходящего года. На борту лайнера находились 92 человека, все они погибли. В каждом подобном случае неизбежно появление различных версий произошедшего. «Лента.ру» попыталась разобраться в происходящем.

NB: Все сказанное ниже о причинах аварии самолета представляет собой изложение версий, не имеющих пока официального подтверждения. До публикации официальных выводов о результатах расследования причин катастрофы ни одна из этих версий не может считаться истиной.

Обстоятельства

Самолет Ту-154Б-2 бортовой номер RA-85572, произведенный в 1983 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне завод «Авиакор»), практически все время эксплуатировался Министерством обороны - сначала в составе 8-й авиадивизии особого назначения ВВС СССР, затем - созданного в 1993 году 223-го летного отряда.

По состоянию на день катастрофы самолет около 11 процентов летного ресурса при среднем налете чуть более 200 часов в год, что относительно немного для пассажирских лайнеров, которые в гражданской авиации эксплуатируются с интенсивностью 1000 и более часов в год. Назначенный ресурс борта составлял 37 500 часов, или 16 тысяч посадок, при этом он мог быть продлен до 60 тысяч часов и 22 тысяч посадок.

Ту-154Б-2 в настоящее время уже выведены из коммерческой эксплуатации в связи с несоответствием принятым нормам шумности и высоким расходом топлива, однако военные машины пока остаются в строю.

Эксплуатант самолета - 223-й летный отряд Минобороны, российское государственное авиационное предприятие - обеспечивает авиационные перевозки в интересах государственных структур и выполняет нерегулярные грузовые и пассажирские перевозки, как правило, личного состава вооруженных сил. Предприятие организовано на базе 8-й авиационной дивизии особого назначения (8 адОСНАЗ, 8 адон) ВВС России в Чкаловском в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации от 15 января 1993 года №37-рп «Об обеспечении деятельности 223-го и 224-го летных отрядов Минобороны России» для воздушных перевозок в интересах госструктур.

Самолет вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский и должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром дозаправки был изменен на Сочи. Из Сочи лайнер вылетел в 05:25 и упал, по имеющимся данным, проведя в воздухе до момента катастрофы две минуты.

Пунктом назначения рейса была российская авиабаза Хмеймим в Сирии. Самолет артистов военного ансамбля имени Александрова, журналистов и сопровождавших их военнослужащих. Кроме того, на борту находилась Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, и начальник управления культуры Минобороны Антон Губанков.

Версии

Основные обсуждаемые публично версии произошедшего сводятся к трем: неисправность техники, ошибка пилотирования, террористический акт. Сопутствующим обстоятельством к первым двум могла бы выступить погода, однако имеющиеся данные по фактическим погодным условиям в Сочи на момент катастрофы говорят о том, что они были вполне приемлемыми:

Видимость 10 километров и более. Облачность в несколько слоев: нижний слой 5-7 октантов (восьмых долей), с нижним краем 1000 метров, над ним еще слой, сплошной с нижним краем 2800 метров, температура +5, точка росы +1, давление примерно 763 миллиметра ртутного столба. Взлетные полосы сухие. Восточный ветер 5 метров в секунду. На море - высота волны до 0,1 метра.

Все три версии не могут быть ни подтверждены, ни исключены до официальных выводов комиссии по расследованию, однако можно попробовать «разложить на столе» имеющуюся информацию хотя бы для того, чтобы ее упорядочить.

Последний раз борт RA-85572 ремонтировалcя в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошел плановое обслуживание. Общий налет самолета за 33 года эксплуатации составил 6689 часов.

Такой возраст и ресурс совершенно нормальны для лайнеров, находящихся в военной эксплуатации. Так, один из основных грузопассажирских самолетов ВВС США C-135 Stratolifter, строившийся с 1956-го по 1965 год, по-прежнему остается в эксплуатации, а общий срок службы этих самолетов может приблизиться к столетию - они останутся в составе ВВС как минимум до 2040-х годов.

Сам по себе Ту-154 относится к надежным машинам, вместе с тем от технических неполадок не застрахованы никакие самолеты, и, разумеется, эта версия будет одной из основных.

Экипаж разбившегося лайнера характеризуется как опытный. Самолетом Ту-154, разбившимся в Черном море, управлял летчик первого класса Роман Волков.

«Самолет Ту-154 военно-транспортной авиации Минобороны России управлялся опытным пилотом Волковым Романом Александровичем. Роман Волков - летчик первого класса. Общий налет более трех тысяч часов», - в военном ведомстве корреспонденту ТАСС.

Подполковник Александр Петухов - штурман разбившегося Ту-154Б-2 - в апреле 2011 года участвовал в спасении « ». Тогда самолет такой же модели совершал посадку в аэропорту Чкаловский с неисправной системой управления. Борт Ту-154Б-2 RA-88563 планировали перегнать на ремонт в Самару. После взлета самолета в работе его системы управления обнаружились неполадки. Самолет стал раскачиваться в воздухе и подпрыгивать, что было заметно с земли. Журналисты позднее назвали лайнер танцующим.

Тем не менее самолет удалось вернуть на полосу в Чкаловском благодаря умелым действиям экипажа. Петухов был штурманом «танцующего лайнера», наряду с коллегами его наградили орденом Мужества.

Вместе с тем взлет с приморских аэродромов всегда был не самой простой процедурой, а Ту-154, особенно в версии «Б», многими пилотами описывается как достаточно строгий в управлении самолет, предъявляющий высокие требования к пилоту, что также не позволяет с ходу отмести версию возможной трагической ошибки. По мнению пилотов гражданской авиации, стаж в три с небольшим тысячи часов для командира машины подобного класса является недостаточным.

Наконец, учитывая политическую обстановку, нельзя исключать версию теракта, в том числе и в силу специфических особенностей организации военных рейсов. К сожалению, строгость проверки и охраны на военных пассажирских рейсах куда меньше, чем в коммерческих авиакомпаниях. Как отмечают многие военнослужащие и гражданские лица, имеющие опыт полетов самолетами Минобороны с Чкаловского и других военных аэродромов, предполетный досмотр на таких рейсах нередко сводится к пустой формальности в виде сверки списков пассажиров с документами, особенно когда летит «свой» коллектив. При перелете за рубеж - в ту же Сирию - он несколько строже (включаются пограничные формальности), но и в этом случае не идет в сравнение с традиционными мерами в большинстве гражданских аэропортов развитых стран.

В этих условиях можно допустить наличие на борту взрывного устройства, которое могло быть помещено в багаж лайнера при погрузке или пронесено на борт при промежуточной посадке в Сочи. Во всяком случае, вероятность подобного развития событий не исключают спецслужбы, начавшие проверку тех, кто мог иметь доступ к самолету в аэропорту вылета и в Сочи.

Разновидностью версии теракта является выдвинутое в некоторых СМИ предположение об атаке на самолет с помощью переносного зенитного ракетного комплекса, которая могла быть выполнена террористами либо с катера, либо из жилой застройки на побережье, но данный вариант вряд ли возможен, учитывая, что погибший лайнер должен был садиться в Моздоке, и если бы его намеревались атаковать при посадке/взлете с аэродрома дозаправки - его ждали бы именно там.

Так или иначе расследование только началось. Падение самолета в море может серьезно его затруднить - крутой перепад глубин в районе Сочи, где материковый склон под углом 45 градусов резко уходит вниз, на 500, 1000 и более метров, и толстый слой ила сильно осложнят поиск обломков лайнера. Погибший в этом же районе в 1972 году самолет Ил-18В упал чуть дальше от берега - на расстоянии около 10 километров, однако его обломки ушли на глубину от 500 до 1000 метров, и ни крупных частей фюзеляжа и крыльев, ни бортовых самописцев обнаружить не удалось.

С учетом этих условий имеет значение каждый час: с каждым часом ушедшие под воду обломки будут погружаться все глубже. Это, очевидно, понимают все ответственные лица - в Сочи перебрасывают водолазную элиту МЧС и ВМФ России - водолазов-глубоководников со всех четырех флотов, со спецснаряжением и подводными аппаратами.

Напомним, что летевший в Сирию самолет Минобороны России Ту-154 упал в акватории Черного моря на рассвете 25 декабря 2016 года. Случилось это практически сразу после взлета из аэропорта Сочи. Там самолет, летевший из подмосковного Чкаловского, приземлился для дозаправки.

В результате крушения погибли 92 человека. Среди пассажиров были артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые летели поздравлять с праздниками наших бойцов, журналисты, которые их сопровождали. А еще в Сирию летела исполнительный директор фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, больше известная всей стране как Доктор Лиза.

В Следственном комитете корреспонденту "РГ" пока никак не прокомментировали продление расследования уголовного дела, возбужденного в тот же день, сразу после аварии - 25 декабря.

Причиной могло быть нарушение простанственной ориентировки командира воздушного судна

Надо подчеркнуть, что нынешнее продление уже не первое и оно объясняется, скорее всего, необходимостью проведения сложных экспертиз, которые занимают по несколько месяцев.

Еще в конце лета стало известно, что срок следствия по уголовному делу о крушении Ту-154 будет продлен до 25 декабря 2017 года. И вот новое продление. Предыдущее продление, судя по комментариям СК, было связано "со значительным объемом юридических формальностей, к которым относятся и связанные с оформлением факта смерти пассажиров самолета".

Разбором и анализом причин трагедии занимались поначалу несколько ведомств. В конце мая минобороны обнародовало свои итоги расследования катастрофы Ту-154. Военными было установлено, что падение самолета могло произойти из-за ошибок командира в управлении судном. "По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном".

Надо сказать, что сразу после трагедии появилось несколько версий случившегося. И они бурно обсуждались в обществе и во всех СМИ, на телевидении, с привлечением как серьезных и уважаемых специалистов, так и граждан, очень далеких от авиации.

Говорили о крушении из-за нарушений правил заправки топливом, плохого топлива, из-за неправильной рассадки пассажиров, неправильной загрузки борта и ошибки в центровке груза. Среди причин катастрофы, которые, по официальной информации, рассматривались, были человеческий фактор, отказ техники, сдвиг ветра и столкновение с птицей. Упоминалось и нарушение пространственной ориентировки командира самолета.

Расследование военных не нашло следов воздействия так называемых внешних факторов. И в итоге пришло к выводу, что причиной крушения могли стать ошибочные действия командира экипажа с органами управления самолетом.

Версию о перегрузе самолета также озвучивали в самом начале следствия, но ее опровергли одной из первых. Как и версию о том, что самолет заправили некачественным топливом.

Но настоящую причину катастрофы должен назвать Следственный комитет РФ, а он просит еще время. Судя по всему, это может занять несколько месяцев - до весны.

В Сети появились результаты расследования крушения Ту-154 над Черным морем. Согласно опубликованной информации, причиной трагедии стала усталость экипажа.

"Причиной катастрофы Ту-154-Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью", – говорится в отчете, опубликованном в Telegram-канале "Капитан Врунгель" . В документе отмечается "отсутствие адекватной реакции капитана воздушного судна" на доклады членов экипажа, а также звуковые и световые сигналы.

Нарушению пространственной ориентировки способствовали несколько факторов: чрезмерное психическое напряжение, эмоционально-физиологическое утомление и дефицит навыков распределения внимания у капитана. К трагедии привело также отсутствие обязательного контроля за исполнением полетов со стороны военного командования.

"Военно-транспортная авиация оказалась не готова к масштабным вызовам, которые перед ней поставила задача по организации непрерывного воздушного моста в Сирию. Проблема в комплексе, нехватка подготовленных экипажей, устаревшая система подготовки и контроля, наплевательское отношение командования к режиму труда и отдыха экипажей", – отметил автор Telegram-канала.

В докладе приводится перечень нарушений, допущенных на военной базе при подготовке вылета Ту-154. Например, экипаж был укомплектован из разных эскадрилий, в его составе отсутствовал радист – бортовой переводчик. Для пилотов не проводились занятия и тренировки, а медицинский осмотр они прошли раньше, чем за два часа до вылета.

Специалисты добавили, что во время дозаправки Ту-154 посадка и высадка пассажиров не производилась, дополнительный груз на борту не размещался. Проблемы возникли на седьмой секунде полета, поскольку капитан "испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о курсе взлета".

Напомним, что крушение Ту-154 Минобороны произошло 25 декабря 2016 года недалеко от Сочи. Самолет рухнул в Черное море. Погибли все находившиеся на борту 92 человека, в том числе журналисты федеральных каналов, глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, а также руководитель и артисты ансамбля имени Александрова.