Разработка экскурсионного маршрута по достопримечательностям экономической значимости. Маршрут экскурсии. Принципры составления маршрута. Комплектование "портфеля экскурсовода"

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для этой экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Основные требования, которые должны быть учтены составителям маршрута — это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Архангельск строится», «Литературное Подмосковья» и др.)
Все городские обзорные экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала с хронологией в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемами.
Разработка маршрута экскурсии — сложная многоступенчатая процедура, которая требует достаточно высокой квалификации и является одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами.
Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные.
Основные объекты подвергаются более глубокого анализа, на них раскрываются подтемы экскурсии.
Отображение дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующее положение.
Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
— Список объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улицы, площади, моста, шоссе), то есть так называемых «петель»;
— наличие доступности объекта (площадки для его осмотра)
— Переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказы;
— наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.
Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:
1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым пролегает маршрут;
2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местах стоянок;
4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
7) выбрать методику ознакомления с объектом;
8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных. Сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок и т.д. Для более детального взгляда на то, что представляет собой экскурсионная деятельность, необходимо дать понятийную базу основ этой деятельности .

Экскурсия - это:

  • 1) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;
  • 2) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Экскурсия имеет свои признаки (элементы):

протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);

наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.

Экскурсант - это:

  • 1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения;
  • 2) субъект, участник экскурсии.

Схема 1 Элементы экскурсии

Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.

Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:

  • 1. предварительная работа - подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;
  • 2. непосредственная разработка самой экскурсии - составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.

Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.

Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии .

Понятие включает в себя:

общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;

частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.

Методика или приемы:

ассоциация по времени;

ассоциация по единству;

осмотр объекта;

метод наблюдения.

Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям.

В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени.

Это следующие признаки:

по продолжительности: однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные;

по объему: на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные или комплексные;

по заданию: исследовательского типа, иллюстративного типа;

по логическому построению: аналитические, синтетические;

по составу участников: школьные, дошкольные, внешкольные.

В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Также нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.

В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.

обзорные;

тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются «крупным планом». Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития .

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.

Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:

1. исторические - делятся на:

историко-краеведческие;

археологические;

этнографические;

военно-исторические.

2. производственные - делятся на:

производственно-экономические;

производственно-исторические;

производственно-технические;

производственно-ориентационные (для учащихся).

  • 3. природоведческие
  • 4. искусствоведческие - подразделяются на:

театральные;

историко-музейные (скульптуры);

музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы);

5. литературные

литературно-биографические;

историко-литературные, показывающие определенные периоды развития литературы);

литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;

архитектурно-градостроительные, имеющие своими объектами памятники архитектуры, новостройки.

По составу участников экскурсии делятся на:

взрослую аудиторию и детей;

местное население и приезжих туристов;

городское и сельское население;

организованные группы и индивидуалов.

По месту проведения экскурсии делятся на:

городские;

загородные;

производственные;

музейные.

По способу передвижения:

пешеходные;

транспортные;

экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).

По форме проведения:

экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;

экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;

экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом.

Процесс экскурсии выполняет многие функции и задачи:

образовательная;

воспитательная;

коммуникативная.

Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое мышление.

Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии - совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении - чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия самого объекта.

Логическое познание - это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом является образование понятий - совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта.

Экскурсии как эффективная форма обучения активно используется в педагогическом процессе. Педагогические задачи экскурсии:

построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;

стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;

вооружить навыками самостоятельного наблюдения;

стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений .

Сегодня, когда заметно вырос интерес к внутреннему туризму, "душой" которого являются экскурсии, перед специалистами-экскурсоводами стоит задача: тщательно осмысливать все функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода.


Схема 2 Экскурсия как процесс познания

Экскурсионная методика представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения экскурсии. Она связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, (со зрительных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов .

Методика подготовки экскурсии:

Общая экскурсионная методика состоит из двух главных разделов:

  • а) подготовка экскурсии;
  • б) проведение экскурсии.
  • 1. Подготовка экскурсии
  • - определение целей и темы экскурсии (правильная формулировка целей экскурсии имеет большое значение. Она определяет направленность экскурсии, помогает в отборе и освещении материала. Определяя цель экскурсии, следует, прежде всего, указать на ее роль в процессе проектной деятельности. (Например, формировать представление о нахождении зданий уцелевших в период уничтожения города, определить степень сохранности исторических объектов. Тема экскурсии должна соответствовать плану).
  • - определение задач экскурсии (например в экскурсии «Исторические архитектурные памятники начала ХХ века»).
  • - изучение и накопление материалов по теме (музей и архив, библиотека);
  • - организация консультаций со специалистами (работниками музея и архива, краеведами);
  • - выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов (могут быть экспозиции музеев и выставок, исторические и памятники и памятные места, а также произведения архитектуры и градостроительства (жилые и общественные здания, промышленные и транспортные сооружения, городская площадь, улица, памятник или монумент и т. д.).
  • - составление маршрута экскурсии (маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный);
  • - объезд или обход маршрута (объезд или обход маршрута проводится в целях ознакомления с маршрутом движения, изучения и уточнения экскурсионных объектов, определения места остановок, подхода к ним, выбора точек экскурсионного показа, хронометрирования времени перехода от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета времени проведения экскурсии. Для уточнения нужных сведений можно пригласить консультанта-краеведа);
  • - составление текста экскурсии (работа над текстом позволяет тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более точно обобщить его, сформулировать. Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом. Одновременно с составлением текста экскурсии авторы подготавливают краткую аннотацию);
  • - составление «портфеля экскурсовода» (изготовляются наглядные пособия, максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ. Подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в архивах и т. д.);
  • - составление карточек экскурсионных объектов (по мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые явятся хорошим справочным материалом Карточку следует заполнять по следующему образцу:
    • 1. Карточка экскурсионного объекта.
    • 2. Наименование экскурсионного объекта.
    • 3. Местонахождение, адрес.
    • 4. Время возникновения, открытия, сооружения.
    • 5. Автор (для памятников архитектуры, скульптуры).
    • 6. Внешние признаки: стиль, характеристика.
    • 7. Назначение и использование.
    • 8. Краткая история объекта. Его современная характеристика .

Прогнозируемые изменения:

Составление методической разработки экскурсии (методическая разработка определяет тему, цель экскурсии, маршрут и объекты, ее продолжительность, методические приемы показа и рассказа, а также время экскурсии. Объем методической разработки зависит от темы и продолжительности экскурсий. Как правило, он не должен превышать 6-12 страниц машинописного текста. В структуру методической разработки экскурсии входят следующие разделы: описание маршрута экскурсии, расчет времени на остановках и продвижения от одного объекта к другому, перечень экскурсионных объектов и организационные и методические указания .

Схема 3 Последовательность разработки экскурсии

Проведение экскурсии.

Методика проведения - это умение показать объект и умение рассказать о самих объектах и событиях с ними связанных.

  • - показ экскурсионных объектов (месторасположения экскурсионной группы и расстановка. Используются средства показа: словесное описание и жесты, демонстрация наглядных пособий);
  • -рассказ экскурсовода (приемы: описание или характеристика объекта, объяснение или комментирование, литературного монтажа, цитирование, эмоционального воздействия, беседа, исследования, сравнения);
  • -движение экскурсии (обход здания, подъем на гору или искусственное сооружение не только позволяют более правильно представить их размер, высоту и т. д., но и эмоционально обогащают и укрепляют эти представления. Приемы: локализации событий, сравнения);
  • -культура речи экскурсовода (должна быть грамматически правильной, выразительной, оригинальной, экономной, точной в изложении, выразительность и оригинальность языка, чувство уверенности);
  • - контакт экскурсовода с группой (благоприятный «психологический климат») .

Приемы применяемые на экскурсии:

анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;

синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;

ассоциация по времени;

ассоциация по единству;

словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);

осмотр объекта;

метод наблюдения.

Методические приемы показа:

  • 1. Прием предварительного осмотра используется, когда экскурсанты находятся у памятника и уже увидели его (1,5-2 минуты).
  • 2. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать с высоты вид какой-то местности.
  • 3. Прием зрительной реконструкции - это восстановление первоначального облика частично сохранившегося объекта. Этот прием используется в экскурсиях, где ведется показ памятников архитектуры и сооружений прошлого. Экскурсовод должен «нарисовать» такую картину, чтобы человек получил зрительное образное представление о памятнике или о событии.
  • 4. Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо его частей с целью их отвлеченного наблюдения.
  • 5. Прием зрительного сравнения построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного предмета. Сравнение может проводиться как по сходству так и по контрасту.
  • 6. Прием зрительной аналогии построен на сравнении данного объекта либо с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта, либо с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Методические приемы рассказа.

  • 1. Прием экскурсионной справки. Экскурсовод сообщает краткие данные об объекте: дату постройки, авторов проекта, размеры, назначение.
  • 2. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека.
  • 3. Прием цитирования. К цитированию прибегают для подтверждения своей мысли, для сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода, для воспроизведения картины событий, для ознакомления с авторитетным мнением.
  • 4. Прием вопросов-ответов. Суть приема в активизации слушателей. Вопросы, задаваемые экскурсоводом делятся на несколько видов:

вопросы, на которые экскурсовод сам дает ответы;

вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение в форме вопроса;

вопросы, на которые отвечают сами экскурсанты .

Рассмотрев основные теоретические аспекты организации экскурсионной деятельности, во 2 главе, проанализируем деятельность туристической фирмы ООО «Миллениум Тур».

Диплом. 2014

4
Введение... 5
I. Теоретическая часть... 7
1.1 Современное состояние развития экскурсионной деятельности в РФ……7
1.2 Теоретический анализ основных нормативных документов в области технологии и организации экскурсионной деятельности... 27
II. Аналитическая часть... 35
2.1 Общая характеристика экскурсионных маршрутов города Екатеринбурга и его окрестностей... 35
2.2 Сравнительный анализ структуры и наполнения современных атласов экскурсионных маршрутов... 43
III. Практическая часть... 50
3.1 Выбор и обоснование содержания атласа экскурсионных маршрутов города Екатеринбург и его окрестностей... 50
3.2 Формирование и продвижение турпродукта «Тайны ушедших писателей и поэтов города Екатеринбург... 53
3.3 Экономическая оценка эффективности от внедрения разработки... 63
Заключение... 69
Библиография... 70
Приложение... 73
Введение В мире туризм является одной из ведущих и развивающих отраслей экономики. Развитию способствует несколько аспектов: расширение экономических, политических, культурных и научных связей между народами мира и государствами. Стремительное развитие туризма позволяет множеству людей расширить свое мировоззрение, а также познакомиться с культурой, достопримечательностями, нравами и обычаями различных стран.
Во многих странах туризм играет значимую роль в создании обеспечения 5
содержанию.
Экскурсии сегодня смело повествуют о государях, их свитах, о крупных дореволюционных деятелях, святых русской православной церкви – о людях, чей вклад в развитие страны был огромен, но замалчивался в период расцвета коммунизма.
Хоть и меньшими темпами, нежели в 70-80-е гг., продолжают развиваться и тематические экскурсионные туры, в особенности, связанные с учебной программой школ и ВУЗов. Наиболее востребованы среди путешественников экскурсии, имеющие историческую тематику, поскольку на сегодняшний день существенно возрос интерес населения к истории государства Российского. Еще одним популярным видом экскурсий являются экскурсии природоведческие, с которых, собственно и начиналось становление экскурсионного дела в России. Сегодня такие экскурсии наполняются экологической составляющей, что способствует их развитию в ногу со временем. Также неподдельный интерес жителей сохраняется и к творчеству и жизни популярных деятелей культуры, соответственно спросом пользуются и экскурсии литературной и искусствоведческой тематики.
В период резкой демократизации государства и исчезновения, искусственно возведенных барьеров, существенная часть туристов России устремилась в зарубежные туры. Несколько лет подряд туристические фирмы и вовсе не брали в расчёт традиционные отечественные туры. Но, к счастью, в последние годы ситуация постепенно начинает стабилизироваться: путешествия по России становятся все более популярными, в первую очередь не только среди школьников, но и среди взрослых туристических групп... 10
Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

– на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения;

– на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Вот, например, как выглядят рекомендации экскурсоводу о построении вступления в методической разработке экскурсии на тему «Тюмень – ворота в Сибирь»: «Прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет предоставлено для этого время. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме, привлечь внимание экскурсантов, т.е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Она может начинаться стихами А. С. Пушкина или цитатой-высказыванием декабристов о несметных богатствах Сибири, большом будущем этого сурового края». Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф (табл. 2.1). Размер разработки – 6–12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

Таблица 2.1 Образец методической разработки экскурсии

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: «Набережная реки Волги» или «Центральная площадь». Правильнее записать: «Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову».

В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии в Полтаве одна из подтем носит название «Полтава в Северной войне между Россией и Швецией». Основные вопросы, которые освещаются в этой подтеме, – «Шведы на Украине» и «Полтавская битва». В подтеме «Новь старого города» раскрываются основные вопросы: «Жилищное строительство в городе», «Развитие культуры и искусства», «Строительство спортивного комплекса». Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Приведем пример записи: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание». «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей, с целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии «Мемориальный комплекс “Хатынь по объекту ‘Линия обороны 100-й стрелковой дивизии’ ”» даются два методических указания: «При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР» и «Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия».

Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, «После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом», «Экскурсоводу следует объяснять термины…», «При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов…» и т.д.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

1.3.4. Составление досье Добытую в ходе разработки человека информацию помещают в формализированное досье, заполняемое ради удобства по определенной схеме, сочетающей два основных раздела:- персонографические данные и факты из жизни,- характерные особенности личности

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Теория управления: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

5. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основным методом разработки планов является балансовый. Он заключается в сопоставлении потребности и наличия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и, при отсутствии равновесия, определении

Из книги Своя контрразведка [Практическое пособие] автора Землянов Валерий Михайлович

7. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНА Применяемая в конкретных условиях производства методика разработки оперативного плана зависит от типа производства, выделяемого по признакам широты номенклатуры и специализации рабочих мест. Различают три основных типа

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Из книги Полная энциклопедия домашнего хозяйства автора Васнецова Елена Геннадьевна

52. СОСТАВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ РАЗРАБОТКИ На основе сформированной стратегии руководство предприятия определяет политику, которая превращает разработанную стратегию в подробную декларацию направления деятельности. Конечная стратегия

Из книги Риторика автора Невская Марина Александровна

59. ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ ПРОГРАММ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ Среди других программ такого плана можно выделить Project Expert и Forecast Expert. Программа Project Expert позволяет:1. Спроектировать стратегию развития бизнеса. Система дает возможность проанализировать несколько стратегий

Из книги 365 советов беременным и кормящим автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Из книги Животные автора Беспалов Юрий Гаврилович

Из книги Питание в туристском походе автора Алексеев Алексей Александрович

Составление меню Составляйте меню заранее. Обязательно сделайте список необходимых продуктов.Внимательно перечитайте рецепты, обращая внимание не на продукты, а на посуду, инструменты и другие материалы, которые вам понадобятся. Совет Любая хозяйка

Из книги автора

5. Части риторической разработки речи Части (каноны) риторической разработки речи были определены еще в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):1) нахождение или

Из книги автора

Составление распорядка дня Хороший распорядок дня представляет собой наиболее гармоничное сочетание физического труда и отдыха, умственного труда и отдыха, времени бодрствования и времени сна, времени приема пищи, приема водных закаливающих процедур, совершения

Из книги автора

Из книги автора

Составление раскладки Многие скажут: все, что написано выше, - теория. На практике так никто не делает - слишком много работы. Что же, отчасти это правда, но только отчасти.Разумеется, собираясь на однодневную прогулку, можно без всякой науки обойтись бутербродами и

Творческий проект «Создание путеводителя и экскурсионных маршрутов по Кижингинскому району в реальном и виртуальном пространстве»

    Актуальность проекта

С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. А наш родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, что о нём и говорить, кажется, нечего. Лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать скромную красоту родных лесов и полей, волнующую тихую голубизну наших рек и озер, видеть поэзию в названиях сел и деревень. Хотелось бы, чтобы открытие каждым человеком своего края состоялось как можно раньше, и интерес этот сохранялся как можно дольше!

Мы считаем, что наш район обладает привлекательными природными и историко-культурными ресурсами туризма - буддийскими дацанами, ступами, плиточными захоронениями, сакральными святыми местами, живой водой аршанов, геологическими и археологическими памятниками, музеями, народными ансамблями, народными промыслами и ремеслами, уникальной культурой народов, населяющих наш район, знаменитыми людьми и т.д.. Хотелось бы, что о нашей малой родине узнали как можно больше людей на земле.

Поэтому наш проект мы назвали: «Создание путеводителя и экскурсионных маршрутов по Кижингинскому району в реальном и виртуальном пространстве».

Мы считаем, что наш проект посодействует в развитии туризма в районе, создаст информационный ресурс для реальных и виртуальных экскурсионных маршрутов. Сделает доступным для широкого круга людей, в том числе и людям с ограниченными возможностями краеведческий, историко-культурный материал, накопленный краеведами, учителями, и просто людьми, увлеченных историей своего края через разработку и проведение пешеходных, автобусных и виртуальных экскурсий по родному краю.

Цель проекта: Разработка путеводителя и экскурсионных маршрутов по Кижингинскому району в реальном и виртуальном пространстве.

Задачи проекта:

1. Выявить достопримечательности Кижингинского района

2. Разработать экскурсионные маршруты по данным достопримечательностям в разных вариантах, сопровождаемые текстами экскурсий

3. Создание и оформление путеводителя по району

Ресурсное обеспечение проекта

1. Творческие и исследовательские работы по краеведению, истории, флоре и фауне Кижингинского района

2. Выход в Интернет из школьного кабинета информатики и ИКТ

3. Возможность выездов в районные и республиканские архивы и музеи

4. Связь со школьными, поселковыми музеями, народными ансамблями, сельскими домами культуры района, базами отдыха, таких как Оротский аршан

5. Тесная связь с местным и районным органами власти, советом ветеранов, средствами массовой информации

6. Спонсорская помощь общественных организаций и выпускников школы.

7. Школьные, сельские и районные библиотеки

8. Связь со школьниками нашего района и школьниками из других районов Республики (в частности Еравнинского района), а также учащимися школы № 60 социальной адаптации детей-инвалидов и др.

Как видим, широкий спектр возможностей, которые нужно грамотно использовать для реализации поставленных цели и задач.

Требуемое оборудование для проведения проекта

ПК, подключенный к Интернет, Microsoft Word, программы для сканирования и обработки изображения, PowerPoint, мультимедийный проектор, экран , видеокамера

Оригинальность нашего проекта в том, что данные экскурсионные маршруты требуют минимум материальных ресурсов, наш турпродукт имеет только одну составляющую: - географическую - собственно маршрут и его программа; и носит характер экологической акции.

Этапы работы

Работа по разработке маршрута предполагает несколько этапов: подготовительный, практический (основной), аналитический (обобщающий). Каждый из этапов включает пошаговые действия, обеспечивающие результативность работы.

I. Подготовительный этап:

1. Изучение специальной литературы по составлению и проведению экскурсий, проанализировать опыт создания экскурсионного маршрута с целью формирования экскурсионной и экологической культуры.

2. Создание информационного ресурса по краеведению, истории, культуре, флоре и фауне Кижингинского района

3. Выявление экскурсионных объектов для создания маршрутов.

4. Определение круга лиц для сотрудничества по созданию маршрутов

5. Разработка программы деятельности

II. Основной этап:

    Создание творческих групп по направлению проекта

    Обучение экскурсоводов

    Создание веб-сайта «Путеводитель по Кижингинскому району»

    Выпуск буклетов и путеводителя по проекту

    Апробация экскурсионных маршрутов на учащихся района, районов Республики, г. Улан-Удэ и взрослого населения

III. Аналитический

    Выявление ошибок, недочетов в работе, составление плана коррекции с учетом замечаний посетителей веб-сайта, экскурсантов на маршруте

    Проект считается удачным если:

    Поступят положительные отзывы о проекте

    У участников проекта возникнет желание к продолжению совместной деятельности

    Сложится спрос на проект

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Практическая ценность проекта заключается в разработке путеводителя и экскурсионных маршрутов по району, которые могут быть востребованы учащимися школ, а также людьми, время пребывания которых в Кижингинском районе ограничено, - отдыхающими на природных целебных источниках, детских лагерей, прибывшими в командировку специалистами, а виртуальные экскурсии могут посетить люди с ограниченными возможностями. Экскурсионная группа может передвигаться на автобусе и пешком, делая остановки у наиболее интересных достопримечательностей. Разработанные презентации позволят проводить также заочную экскурсию по родному краю.

Ожидаемые результаты:

В результате успешной реализации проекта будет:

    Сформирован положительный образ малой родины у выходцев из Кижингинского района

    Посетители сайта и района познакомятся с историческими, культурными и природными достопримечательностями родного края

    Увеличится поток туристов в район

    Виртуальные экскурсии будут востребованы людьми с ограниченными возможностями, будут использованы учителями в своей работе

    Посещение сайта вызовет интерес к истории и традициям нашего народа

Проживая в крае, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта мы получим знания о прекрасных местах, не только там где родились, но и о других не менее удивительных уголках кижингинской земли. Появится интерес к истории и культуре родного района, к его историческому прошлому, появится активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края. Будем знать достопримечательности своей малой родины. В результате появится чувство гордости за свою землю, за его неповторимую красоту, а это значит можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Первые результаты проекта

    Информационный блок:

    Творческие и исследовательские работы учащихся оротской школы по краеведению занимают призовые места не только в районе, в Республике, но и на Всероссийских и Международных конкурсах

2. Практический блок:

Подготовлены и проведены два экскурсионных маршрута с учащимися Еравнинского района:

    Ширинга – Орот. Ребята из ширингинской средней школы приезжали к нам в гости. Мы показали и рассказали о самых интересных достопримечательностях села Орот, принимали их в лучших традициях и обычаях бурятского народа, с подношением хадака, а на Оротском аршане провели экологические игры, показали концерт. В свою очередь новые друзья из Еравны провели заочную экскурсию по своему родному краю.

    Орот – Комсомольское. Основной целью маршрута стало знакомство с флорой, фауной, историей родного края. Приехав в село Комсомольское, в первую очередь мы познакомились с ребятами школы, был проведен тренинг «Давайте знакомиться!». После знакомства наша команда представила экскурсию - презентацию по своей малой родине. Мы рассказали о достопримечательностях нашего поселения, в том числе о целебном источнике-Оротском аршане. Наши новые друзья с вниманием и интересом слушали наше выступление. Задавали вопросы. В свою очередь ребята Комсомольской СОШ провели природоохранную экскурсию по экологической тропе села Комсомольск и по школьному музею. Затем познакомились с долиной речки Погромное, посетили Эгитинский карьер месторождения флюорита, по дороге изучили флору этой местности, осмотрели место нахождения бентонитовых глин. Так же как и у нас, в окрестностях села находится уникальный водный объект «Погромнинский источник». Как известно, Еравнинский район славится своими озерами, поэтому наши друзья из Комсомольской школы пригласили посетить Большую Еравну – озера, которые находятся в районном центре села Сосновоозерск. Мы были в восторге от этого зрелища! Ведь в наших местах редко увидишь такое количество воды. Мы с удовольствием купались, общались с новыми друзьями, обменивались электронными адресами, играли в интересные игры, фотографировались на память.

    Реализован проект: «Единая форма и эмблема команды экскурсоводов»

Перечень разработанных экскурсий

    «История и современность чувашей – переселенцев в селе Орот Кижингинского района»

    «Исчезнувшее село Ехэ - Горхон»

    «Историко-культурный атлас села Орот»

    «Оротский аршан как объект природного и культурного наследия»

    «Известные люди моей малой Родины»

    «Традиции и обычаи бурятов»

    «Деревенское подворье» (знакомство с колоритным бытом и традиционной кухней)

    Обзорная экскурсия по селу с посещением Оротского аршана и достопримечательностей.

Перспективы развития проекта

    Создание веб-сайта «Путеводитель и экскурсионные маршруты по Кижингинскому району»

    Найти в Интернете учащихся из других городов (стран) и обменяться с ними информацией о своем крае.

    Разработка виртуальной игры: «Узнай свою малую Родину»

Бюджет проекта

Статья расходов

Сумма в рублях

Канцтовары (бумага А4, ручки, блокноты, карандаши и др)

1000

Создание веб-сайта

3000

Видеокамера

Расходы на ГСМ

500 л.* 32 = 16000

Имеется в наличии:

Фотоаппарат

Компьютер с выходом в Интернет

Принтер

Итого