Путешествие в Ливан. Сидон и Тир. Город, сброшенный в море Тира где находится

Тир (скала) – название древнего знаменитого финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов (). По свидетельству Иосифа Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной Земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании (; ). В царствование Давида и Соломона между тирянами и евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям евреев, так как тиряне издавна уже славились своей морской торговлей.

Роскошь, нечестие и идолопоклонство тирян неоднократно с особой силой обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (, , , и др.). Некоторые из этих библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенной своей силой, ясностью и полнотой. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь и др.

Тир не был так древен, как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее – вопрос спорный. Часть Тира, находившаяся на материке, называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира, находившаяся на материке, древнее первой. О ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе (). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонской , а другая на южной – Египетская . Громадный канал, проведенный через весь город, соединял между собой обе эти гавани.

О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше. Хирам, царь тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в идумейском городе Ецион-Гавере, и вместе с тирскими мореходцами евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона дочь тирского ц. Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за израильского ц. Ахава.

О торговых сношениях тирян с израильтянами ясно пишет пр. Иезекииль (). Но вместе с возвышением тирян, с увеличением их богатства и славы возрастали и умножались их пороки и беззакония. В своей надменности и безмерной гордости Тир говорил в сердце своем: я бог, и восседаю на седалиле божием в сердце морей (). Одни только имена Иезавели и ее дочери Гофолии, тирянок по происхождению, уже достаточно свидетельствуют о том жалком состоянии, в каком находилась нравственность тирян при царях израильских. Вообще же о глубоком нравственном упадке Тира пр. Иезекииль пишет следующее: Ты печать совершенства, полнота мудрости и вечной красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ты был помазанным херувимом; ты был совершен в путях твоих. Но от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, ты осквернил святилища твои... За то вот Я на тебя, Тир, говорит Господь, подниму на тебя многие народы, и разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря и будет он на расхищение народам (; ). Все это в свое время исполнилось.

Когда Тир расселил многие колонии в разных местах и основал Карфаген, когда его владычество на море было безопасно, он в первый раз в собственной земле своей вошел в столкновение с одним сильным азиатским завоевателем, Салманассаром, ц. ассирийским, и затем с Навуходоносором, ц. вавилонским, который, осадив его, держал в осаде, по сказанию некоторых, тринадцать лет, и, наконец, – с знаменитым царем Македонским, Александром, от которого вытерпел снова ужаснейшую осаду. Хотя он с громадными усилиями и издержками построил огромную земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове, несмотря на это, город после семимесячной обороны был взят приступом. Взятие города сопровождалось страшными последствиями; он был сожжен; 10 000 из его народонаселения предано смерти, а 40000 – проданы в рабство. Плотина, сооруженная Александром Македонским, осталась в виде руин еще доселе, как незабвенный памятник древнего Тира, и посредством оной остров сделался полуостровом. Подчиненный некоторое время власти Селевкидов, Тир вслед за тем подпал под власть римлян; но он уже никогда не мог возвратить себе прежнего блеска и величия.

В средние века Тир неоднократно осаждали крестоносцы, и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель. Рыбаки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор , буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3 000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне бедною, пустою, уединенно на острове, среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира.

Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в библейских книгах многочисленны и разнообразны: так, напр., в кн. пр. Иезекииля () перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлей Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона сенаирские кипарисы для устроения своих помостов и ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов васанских он делал весла свои. Из Греции, или Греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта – узорчатые полотна на паруса и флаги; голубые и пурпурового цвета ткани – из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими. Богатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран, граничащих с Понтом, он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой – пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска – вино хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей кидарских – ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы – все лучшие благовония; из Индии – золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно.

Для нас, чад нового Израиля, более интересны указания на этот славный некогда город, встречающиеся в Новом Завете. Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги, Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию истин спасения, нежели каковы были некоторые из иудеев. Если бы в Тире и Сидоне, говорит Он, явлены были силы, явленные в вас, т. е. в городах Иудейских, Хоразине и Вифсаиде, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам , присоединил Спаситель жителям упомянутых городов, что Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам ( ).

Из кн. Деяний св. апостолов видно, что в Тире рано образовалась Христианская . Ап. Павел, возвращаясь в Иерусалим, после третьего своего путешествия, на пути своем остановился в Тире, нашел здесь учеников, т. е. верующих, и пробыл у них семь дней. Отшествие его из Тира, по словам свящ. писателя книги Деяний св. апостолов, походило на отшествие отца семейства: все верующие с женами и детьми провожали его за город и на берегу, преклонив колена, молились, испрашивая апостолу от Господа счастливого пути ().

В 196 г. по Р. X. в Тире была епископская кафедра; в этом же городе, в III в., окончил свою жизнь знаменитый .

Такова судьба Тира и таковы-то жалкие следы его прежнего величия и славы!

Древний город Тир. Его история полна героизма и трагедий. Тир был единственным городом, который, в отличие от прочих финикийских городов, не сдался Александру Македонскому. Жители Тира предпочли унизительному миру жестокую войну. Последствия безумной отваги были ужасающими. Некогда многолюдные улицы опустели. Город превратился в царство мертвых.

Об основании Тира ходили разные легенды. Сами финикийцы называли свои город Цор, "скала", так как он находился на скалистом островке. Астарта нашла здесь упавшую с неба звезду и родила морского бога Мелькарта, будущего покровителя Тира. Легенды утверждают, что до основания первого поселения этот крошечный клочок земли бороздил воды Средиземного моря. Мелькарт, научивший ханаанеев строить корабли, приказал людям найти место своего рождения. Там они должны были принести в жертву орла, который боролся со змеем. Как только кровь орла окропила скалы, остров мгновенно остановился. Это случилось в восьмистах метрах от берега. С тех пор тирийские мореходы стали жертвовать Мелькарту, "морскому баалу", корабельные якоря. В XXVIII веке до н.э. горожане возвели в его честь храм. Перед ним стояли две девятиметровые колонны из чистого золота. Жрецы ходили по храмовой территории босиком. Ежедневные жертвоприношения сопровождались ритуальными танцами. В благодарность Мелькарт позволил жителям города колонизировать обширное побережье Средиземного моря.

Граждане колоний и метрополии в свою очередь приписывали своему покровителю создание всего, что особенно ими ценилось. По преданиям, именно Мелькарт научил людей добывать со дна моря пурпуроносных молюсков. После того как тело моллюска высыхало на солнце, в раковине оставалась капелька яркой жидкости. Капельки собирались. Из них делали краску, которой окрашивали ткань. Стоимость ее была невероятно высокой: купить отрез на тунику могли позволить себе разве что цари да их приближенные. Финикийские торговцы снабжали пурпуром греков и римлян, которые были убеждены, что их материк называется Европой благодаря финикиянке, дочери тирского царя Агеноре. Как известно, бык с печальными глазами похитил Европу, когда та гуляла на тирском берегу Средиземного моря.

В X веке до н.э. царь Хирам перестроил главное святилище города. Его окружили помещения для ночлега паломников. Во сне к ним приходил Мелькарт. Его прорицания о будущем расшифровывались тирскими толкователями сновидений. Богам тогда было невдомек, что всего через несколько веков Финикию посетит потомок Геракла и Ахилла, Зевсов сын, при рождении которого присутствовала сама Артемида. Этим сыном был Александр III, более известный под именем Александра Македонского. Перед началом похода он отправился в Дельфы к Аполлону, чтобы выслушать его мысли по поводу предстоящей акции. Дело было зимой, а Аполлон, как известно, улетал зимовать подальше от Дельф. Оракулы молчали. Так что спрашивать о будущем было некого. Александр попытался было затащить в храм аполлонову жрицу, чтобы та предсказала судьбу азиатского похода. Жрица, отбиваясь, выкрикнула: "О, Александр, ты думаешь, что ты непобедим?". Последнее слово успокоило македонского царя, и он с легким сердцем двинулся на Восток отвоевывать когда-то потерянные греками города. Весной 334 г. до н.э. армия длинноволосого, коротконогого, гладковыбритого и сладко пахнущего от масел Александра вероломно, без объявления войны, напала на персов. Македонянин начал войну практически нищим. После первой же битвы персидский царь Дарий пообещал Александру выплатить столько, сколько не смогли бы унести жители всей Македонии. Александр отказался. Он уже принял решение покорить финикийские города, которые обеспечивали кораблями и командой военный флот персов. Сделать это было очень легко, поскольку города-государства, конкурировавшие между собой на средиземноморских рынках, враждовали друг с другом. Библ сдался сразу. Этот город рассчитывал с помощью Александра вернуть былое могущество. Затем сдался Сидон. Его жители полагали, что при новом правителе они наконец-то увидят Тир, стоящий на коленях. Продвижение Александра от Сидона на юг было ненадолго остановлено тирийскими послами. Они возложили на голову завоевателя Финикии золотой венок и заявили о своей готовности покориться воле царя. Александр попросил послов передать тирийцам, что он желает принести жертвы Мелькарту в храме на острове. Тирийцы же посоветовали македонянину совершить жертвоприношение в Палетире, то есть в Старом Тире, городе на материке. Такого оскорбления полководец перенести не смог. Началась одна из самых продолжительных и упорных осад за всю историю войн. Александр Македонский решил соединить остров с материком при помощи дамбы. Он первым высыпал в ее основание два ведра с песком. Жителей Палетира заставляли сносить собственные дома, чтобы дамба не знала недостатка в стройматериалах. Все делалось вручную, без лошадиной тяги. С гор Ливана тащили кедровые стволы, которые забивались в морское дно. Так было положено начало хищническому истреблению финикийских лесов. Александр строил из кедра свой флот и так увлекся, что это дерево в Ливане до сих пор большая редкость. До прихода македонян горные склоны Финикии покрывала буйная растительность.

Дамбу до острова тянули семь месяцев, ровно столько же продержались и сорок тысяч жителей Тира. В июле 332 г. до н.э. войска ворвались в город. 6 тысяч финикийцев было зарезано, 13 тысяч продано в рабство. В назидание непокорным 2 тысячи оборонявшихся были прибиты к крестам. Кресты стояли вдоль главной дороги, и трупы не снимали с них несколько недель. Погибших же при штурме македонян (их было около четырехсот) хоронили согласно обряду, описанному Гомером в Илиаде: тела сжигали, кости омывали вином, заворачивали в пурпур и укладывали в гробницу вместе с оружием. Так погребли гомеровских Патрокла и Гектора.

Из Тира Македонский отправился покорять Египет. Эта страна манила к себе Александра непреодолимо. Народы Средиземноморья считали ее колыбелью самой уважаемой и самой древней культуры. Египтяне приветствовали царя как освободителя от персидского ига. Его объявили фараоном, сыном бога солнца Ра. Новый властелин приказал построить в Карнаке храм со святилищем в свою честь.

В 331 г. до н.э. победоносная армия возвратилась в Финикию. Александр разбил в Тире придворный лагерь. Царя навещали архитекторы, художники, скульпторы, писатели, философы, историки, поэты. В Тире жили родственники побежденных финикийских аристократов, самые благородные из гетер. В город стекалась дань с уже покоренных городов, здесь под председательством Александра вершился суд, здесь принимались послы иностранных держав. С начала похода прошло не более двух лет, треть мира была покорена, и Александр решил дать войскам отдохнуть от ратных дел. Праздность засасывала. С ней Александр боролся как мог. Он устраивал спортивные игры, наподобие греческих олимпиад. Особой популярностью пользовались гонки на колесницах, пятиборье, борьба и кулачный бой. Разыгрывались шуточные сражения между "друзьями" и "врагами". "Друзья", ведомые царем, неизменно выигрывали, правда, полководцу это не доставляло особого удовольствия. Солдаты обмазывали его овечьим пометом, сажали на осла и проходили мимо, напевая похабные песенки. Частенько в Тире устраивали театральные олимпиады. Сюда приезжали актеры из Италии, Малой Азии, Греции. Они читали стихи, ставили Еврипида и Софокла. Солдаты предпочитали уморительных лицедеев. Кожаными фаллосами они избивали женщин, совершали над ними театрализованные насилия, мочились и справляли большую нужду, занимались онанизмом прямо на глазах у зрителей. Актрисы исполняли что-то вроде канкана, обнажая при этом все, что желала видеть публика. Александр полагал, что такой "фронтовой театр" помогает воинам избавиться от страха и тоске по родине. В мае 331 года до н.э. жажда приключений увела Александра из Тира дальше на восток.

Создав огромную империю, великий завоеватель умер то ли от болотной лихорадки, то ли от тяжелой формы похмелья, то ли от отравления. После смерти его империя распалась на части. Финикией управлял один из полководцев Александра Великого - Селевк. К этому времени греки составляли значительную часть населения Финикии. Они принесли с собой технический прогресс, преуспели в строительстве дорог, прокладке надежных водопроводов, ввели единую денежную систему. Одним словом, насадили здесь цивилизацию. Греческий язык распространился повсеместно. И кто знает, вышло бы христианство за пределы Иудеи, стало бы оно мировой религией без посреднической миссии греческого языка, без кровавых завоеваний Александра III, более известного под именем Александра Македонского.

Тураев. Указ. соч., том 2, с. 14

Dhorm E. Les peuples issues de japhet d"apres le chapitre X de la Genese - Syria, 1932, T13, p 36, 46

Tyloch W. Le probleme de Tarsis la lumiere de la philology et de l"exegese // Actes du deuxieme congres international d"etudes des cultures de la Mediterranee Occidental. Alger, 1978, p 50

Циркин Ю. Б. Финикийская культура в Испании, М, ГРВЛ, 1976, с. 9-18

Pericot L. Historia de Espana, t I, Barselona, 1965, p 179-180

Циркин. Финикийская культура в Испании. Указ. соч., с. 20-24

Страбон. Указ. соч., книга III, глава 2, 9; Диодор Сицилийский. Указ. соч., книга V, 36, 1-3

Хеннич Р. Неведомые земли, т. 1, М, 1961, с. 120; Циркин. Финикийская культура в Испании. Указ. соч. с. 18

Almagro M. A proposito de la fecha de las fibulas de Huelva - Ampurias, t 19-20, 1957-1958, p 207

Страбон. Указ. соч., книга III, глава 2, 9

Циркин. От Ханаана до Карфагена. Указ. соч., с. 153

Bunners. Ibid, p 88

Galling K. Der. Weg der Phonizier nach Tarsis // ZDPV, 1972, Bd 88, p. 7

Negbi O. Early Phoenician Presence in the Mediterranean Islands // American journal of Archaeology, 1992, V 96, p 606-609

Doumet C., Kawakabani I. Les tombes de Rachidieh: remarques sur les contacts internationaux et le commerce phenicien au VIII e siecle av. J. - C. // Actes du III congres international des etudes pheniciennes et puniques. Tunis, 1995, p. 391

Дьяконов И. М. Фригийский язык. - Древние языки Малой Азии, М, 1980, с. 260-263

Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии, М, Наука, 1983, с. 54

Barnett R.D. Phrygia and the Peoples of Anatolia in the Iron Age // CAH, 1975, V. II, 2, p 422

Вейс Г. История цивилизации. Указ. соч., Т1, с. 291-292

Илиада, XI, 632

Диодор Сицилийский. Указ. соч., книга 13, 57, 58 и книга V, 17, 3, 3

Нойкирхен Х. Пираты. Киев, ((~~Преса України~~)), 1992, с. 24-25

The Ancient Near East in Pictures (ANET). Relating to the Old Testament, by James B. Pritchard, Princetown, University Press, 1969, p. 318

Дьяконов И. М. Малая Азия и Армения около 600 г. до н. э. и северные походы вавилонских царей // Вестник древней истории, 1981, №2, с. 50

Вейс. Указ. соч., том 1, с. 302

Бауэр Г. М. Древний Дедан. Археологические и эпиграфические памятники // Красноморские заметки, I, М, 1994

Всемирная история в 24Т. Минск, Литература, 1996, т. 3, с. 69, 70

Циркин. От Ханаана до Карфагена. Указ. соч., с. 145

Страбон. Указ. соч., книга 15, глава 3, 22, с. 682

Лундин А. Г. Государство мукаррибов Саба, М, 1971

Всемирная история. Указ. соч., том 3, с. 29

Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия, М, Наука, 1980, с. 120

Циркин. От Ханаана до Карфагена. Указ. соч., с. 158

Тир - ливанский город, основанный ещё в третьем тысячелетии до нашей эры финикийцами. Располагается неподалёку от израильской границы, в 20 км. Район находится под пристальным наблюдением израильских отрядов, но если обстановка спокойная, то нет никаких поводов для беспокойства и для опасений перед посещением города.

Тир - мать финикийских народов. Об основании города рассказывает одна легенда. Появление Тира связывают с финикийским богом Мелькартом, который был сыном богини Астарты. Согласно легенде именно на месте рождения Мелькарта и был заложен древний финикийский город. Эта же легенда сообщает о том, что ещё до появления первого поселения на месте Тира этот небольшой клочок земли свободно перемещался по Средиземному морю. Позднее по приказу Мелькара нашли то место, где он родился и принесли в жертву орла, когда на скалы островка упала кровь величественной птицы, остров остановился на расстоянии примерно 800 метров от берега. В 28 веке до нашей эры жители городка построили в честь Мелькарта храм, в благодарность за это он разрешил горожанам колонизировать достаточно большой участок побережья Средиземного моря. Перед входом в храм располагались две колоны из чистого золота 9 метров высотой каждая. По территории храма ходили босиком, ежедневно тут проходил ритуал жертвоприношения, который сопровождался танцами.

В 6 веке до нашей эры Тир был разрушен армией Навуходоносора, но своей цели завоеватели не достигли, они хотели получить золото, драгоценности, а большинство жителей успели собрать с собой всё имущество и перебраться на остров недалеко от Тира. Там был построен новый Тир. Материк, рядом с которым располагались эти два островка, был для них защитой от бурь. В 9 веке до н.э. острова соединили перешейком с материком по приказу царя Хирама, образовав тем самым искусственный мыс. Во времена Александра Македонского перешеек был разрушен, а на его месте построили мол, который был значительно больше перешейка. Македонский лично высыпал первые два ведра песка в основание дамбы. Все работы по строительству дамбы выполнялись вручную. В дно моря забивали стволы кедров, доставленные с гор Ливана, для полного обеспечения стройматериалами жителей вынуждали сносить свои дома. Таким образом, остров со временем превратился в полуостров. Кстати, стоит отметить, что Тир - единственный город, не сдавшийся Александру Македонскому без боя, жители предпочли кровопролитную войну унизительному миру и, как могли, сражались за честь родного города. Известны некоторые подробности сражений и примеры героических поступков жителей, дошедшие до наших дней. Когда корабли Александра Македонского встали на якоря, тем самым перегородив гавань, жители Тира вплавь добрались до них и перерезали канаты якорей. После этого случая по приказу Александра Македонского на всех кораблях верёвки заменили якорными цепями. Осада продолжалась семь месяцев, после чего всё же Александр Македонский захватил власть в свои руки. Значительная часть населения Тира была убита, а кому всё же удалось выжить, вскоре были проданы в рабство. Именно во времена правления Александра Македонского ливанский кедр стал редким деревом, это было вызвано тем, что Александр помимо строительства дамбы использовал кедр ещё и при изготовлении кораблей, кедровые леса массово вырубывали. Во времена Финикии Тир был известен своими стеклом и тканями. Торговцы Тира провели мирную экспансию Средиземноморья с цель найти источники сырья и рынки сбыта продукции. Именно Тир является первым городом, где начали использовать деньги - чеканные монеты. На развитии города сказывалось влияние Финикии. Тир достаточно быстро развивался. С Тира начинался ряд морских экспедиций по Средиземному морю, в том числе в Испанию и за пределы Гибралтара. В 18 веке город стал одним из важнейших поставщиков строительных материалов всего Средиземноморского побережья. В разные времена город был во власти разных стран и правителей, пережил немало событий, в память о которых остались интересные памятники, храмы, руины и прочее.

Тир также важный религиозный центр, именно здесь появились первые христианские общины. Упоминается город и в Библии как одно из мест, где побывал Иисус Христос, тут он совершил первое чудо.

С 1979 года Тир находится под охраной ЮНЕСКО, как город, относящийся к числу мировых сокровищ.

Сейчас старая часть Тира расположена на полуострове, а новая - на материке. Отелей в городе немного (около 2-3), но у туристов проблем с расселением не возникает, мест хватает всем. Цены на номера в гостиницах достаточно приемлемые.

Туристов в основном привлекают руины Тира периода Римской империи. До наших дней прекрасно сохранилась римская дорога, ведущая к Триумфальной арке, которая в римское время была входом в город. По обе стороны от дороги на протяжении всего пути есть множество саркофагов, высеченных из камня и мрамора. А одну из сторон дороги сопровождает акведук.

Во 2 в. на территории Тира был построен ипподром, руины которого хорошо сохранились. Ежегодно летом на ипподроме проходит фестиваль искусств. Во временны Римской империи ипподром вмещал 20000 зрителей, а его длина составляет 480 метров.

В Тире стоит также посмотреть Дворец Эшмуна, Колизей, два порта времён царя Хирама, развалины храма крестоносцев.

Пожалуй, самая колоритная часть Тира - рыбацкая гавань: тихая пристань, обилие рыбацких лодок, мастерские, где эти самые лодки делаю по технологии, которая неизменна на протяжении вот уже нескольких веков. Можно отдохнуть в одном из кафе или ресторанов, расположенных в гавани.

Пройдясь от рыбацкой гавани в сторону маяка, Вы увидите раскопки аль-Мина. Непременно прогуляйтесь тут и познакомьтесь с городом, каким он был много столетий назад. На входе расположена большая торговая площадь эпохи Римской империи, пройдя через площадь, на главной улице перед Вами предстанет театр. Когда-то здесь проходили водные игры. Театр представляет собой прямоугольное здание, сидения расположены в пять ярусов, а вокруг театра размещена система цистерн. За театром следует спортивный комплекс с банями, в котором проводили тренировки борцы. Очень интересное место - собор Св. Креста, построенный в 12 веке. Сейчас от него остались основание гранитные колоны, а раньше собор был местом коронации правителей Иерусалимского королевства. По некоторым данным, именно здесь захоронены останки Фридриха Барбароссы, выдающегося германского императора. Во времена существования Финикии на месте собора Св. Креста находился храм бога Мелькарта, который считался покровителем Тира.

Ежегодно в Тире проходит фестиваль, на котором выступают фольклорные исполнители со всего Средиземноморья. Проводят этот фестиваль на развалинах стадиона времён Римской империи. Если Вы желаете больше узнать о Востоке, его культуре, то непременно стоит посетить Фестиваль фольклорных исполнителей в Тире.

Хоть туристическая инфраструктура Тира не такая развитая, как, допустим, в Бейруте, Триполи, но посетить город всё-таки необходимо. Тир - древний город с богатой и интересной историей, формировавшейся на протяжении нескольких тысячелетий. И это не просто история города, это частичка истории всего Ливана и Ближнего Востока. Старая островная часть города и более новая материковая богаты интереснейшими памятниками, музеями, древними и средневековыми зданиями, руинами когда-то величественных сооружений.






А кстати, почему Тир? Современное арабское название города – Сур, но почему-то и в России и на Западе его зовут древним финикийским именем, а то время как в случае Сидона прижилось современное арабское название Сайда.
От Сайды до Тира – 40 километров. Минибас (2 тысячи лир) преодолевает это расстояние за час, по прибрежному шоссе с парой блокпостов – второй уже на въезде в сам город, с агитплакатом, на котором изображён узнаваемый дядечка с козлиной бородкой и надписью (на английском), которую перевёл как "Дядя Сэм, не зарывайся!":)

Тир в древности был одним из крупнейших финикийских полисов, возник, видимо, в 4-м тысячелетии до н.э. Выходцы из Тира основали многочисленные колонии по всему Средиземноморью, в том числе Карфаген и Гадес. В разное время город был под властью Египта, Ассирии, Вавилонии, Ахеменидов, но сохранял автономию. В 332 году до н.э. город после долгой осады взял и разрушил Александр Македонский. Затем он входил в состав держав его приемников Птолемеев и Селевкидов. В 64 году до н.э. вошёл в состав Римской державы, был столицей провинции Сирия Финикийская. В Византии Тир был центром архиепископства. В 635 году его завоевали арабы и построили тут флот, с которым захватили Кипр. Во времена Крестовых походов Тир стал настоящим символом сопротивления крестоносцам – они захватили его только в 1124 году, после пары осад. И удерживали до 1291 года. В современном Ливане на долю Тира выпала судьба "приграничного города". Ныне Тир – один из оплотов "Хезболлы".


Это чувствуется сразу – проезжая по улицам, увешанным "хезбольскими" флагами (при полном отсутствии ливанских), портретами шейха Насраллы, его приближённых, юных героев борьбы с сионизмом.


Когда сходишь с минибаса на рынке, то перекрывая шум арабского базар, по ушам сразу ударяют боевые марши "Хезболлы", доносящиеся из колонок у дверей магазинчика, торгующего соответствующей символикой. Так что, ежели в Ливане вас интересует "хезбольская" экзотика – то это не в Баальбеке, а в Тире.


По причине обилия "Хезболлы" ливанская армия в Тире не так заметна, как в Бейруте, Триполи и Сайде – всего один БТР видел. Гораздо чаще на улицах попадались белые ООНовские джипы с голубокасочными миротворцами латиноамериканской наружности – выглядели они слегка затравленно:)


Что ещё можно посмотреть в Тире? Остатки античного города, которые даже в список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят – совершенно незаслуженно, по-моему. Они представлены в паре археологических зон – Аль-Басс и Аль-Мина (вход – 6 тысяч лир каждая).


Такие вот археологические раскопы с разными маловразумительными колоннами и грудами камней с табличками.


Сам Тир расположен на полуострове, выдающемся в Средиземное море – так что они в Тире с трёх сторон сразу.


При въезде в город минибас сначала останавливается на кольце Аль-Басс, тут и сходит большинство пассажиров. Рядом – обширный палестинский лагерь Аль-Басс. Никакой стеной он не окружён – просто городские кварталы полутрущобного вида, украшенные кое-где палестинскими флагами и портретами Арафата. За лагерем и находится одноимённая археологическая зона.


Дальше автобусик проезжает по длиннющей набережной с плотным трафиком – до кольца Аль-Мина. Тут и находится местный бас-стэнд, совмещённый с суком. В местной фрэшнице делают лучшие соки во всём Ливане – оранж в настоящих сирийских больших кружках стоил 3 тысячи лир.
С кольца немного пройти на юг – и будет археологическая зона Аль-Мина.


С другой стороны – вроде как старинные кварталы с мечетками.


На самом конце полуострова – бывшие христианские кварталы с маяком.