Последние фото пассажиров, погибших в авиакатастрофе в египте. Самый загадочный блогер россии Фотографии с мест крушения самолетов

В результате авиационной катастрофы на тело пострадавшего нередко оказывает повреждающее действие одновременно или в быстрой последовательности следующие несколько факторов, причем действие одного фактора часто перекрывается другим:
1) динамические и ударные перегрузки;
2) встречный поток воздуха;
3) взрывная декомпрессия;
4) атмосферное электричество;
5) термическое воздействие;
6) токсические продукты горения и пиролиза;
7) тупые предметы, расположенные внутри самолета;
8) взрывная волна;
9) наружные части самолёта;
10) работающие двигатели;
11) высотная декомпрессия;
12) тряска, вибрация.

При столкновении самолёта с препятствием, могут вызывать перегрузки, достигающие очень больших величин порядка десятков и даже сотен единиц g. Тело при этом отрывается от спинки кресла и удерживается привязными ремнями. В зависимости от величины перегрузки, последствия для пострадавших могут носить различный характер - от функциональных нарушений дыхания и кровообращения, связанных с относительным перемещением внутренних органов груди и живота, и потери сознания - до механических повреждений привязными ремнями в виде ссадин, кровоподтеков, иногда разрывов кожи и мягких тканей, травмы позвоночника, а при столкновении самолёта на большой скорости с препятствием или землей - в виде грубых повреждений всех тканей на уровне привязных ремней вплоть до отрыва верхней части туловища. В последнем случае, как правило, происходит последующее значительное разрушение головы и туловища в результате удара этими частями тела о расположенные впереди предметы.

Радиальные ускорения и соответствующие им перегрузки возникают при попытках выйти из пикирования в аварийных ситуациях. В этих случаях происходит значительное смещение мягких тканей, внутренних органов и особенно крови в крупных сосудах, сопровождающееся резким нарушением дыхания, кровообращения, функций центральной нервной системы, расстройством зрения, потерей сознания, а также травматическими повреждениями тканей и жизненно-важных органов.

При направлении перегрузки в направлении голова-ноги значительная часть циркулирующей крови (до 1/4 всей массы) перемещается в сосуды брюшной полости и конечностей вследствие чего нарушается работа сердца, развивается анемия головного мозга с потерей сознания. Исход в такой ситуации будет зависеть от длительности бессознательного состояния и высоты полёта, на которой произошла потеря сознания. В результате смещения и деформации внутренних органов и тканей брюшной полости и резкого переполнения их кровью могут наблюдаться множественные кровоизлияния в брыжейку кишечника, под капсулу и в связки внутренних органов, рыхлую жировую клетчатку.

Перегрузки, направленные от ног к голове, человек переносит гораздо тяжелее. Уже при ускорении порядка 4-5 g происходит сильный прилив крови к голове, сопровождающийся покраснением и отечностью лица, носовым кровотечением, множественными мелкими кровоизлияниями в кожу лица, конъюктиву глаз, оболочки и вещество головного мозга. Резкое повышение внутричерепного давления приводит к быстрой потере сознания и смерти. При этом могут наблюдаться переломы верхних и нижних конечностей, компрессионный перелом позвоночника, переломы основания и свода черепа, травмы мягких конечностей.

Встречный поток воздуха при больших скоростях полёта (800-1000 км/ч и более) обладает свойствами твердого тела, так как сила давления воздушного потока в этих условиях превышает вес человека в 50-70 раз. Встречный поток воздуха может сорвать предметы обихода и одежды. При срыве кислородной маски происходит резкая деформация мягких тканей лица с обширным кровоизлиянием и отслойкой их от подлежащих костей, разрывом углов рта, повреждением глазных яблок. Струя воздуха, проникшая под большим давлением в верхние дыхательные пути и пищевод, может привести к баротравме лёгких и желудка; рефлекторное нарушение дыхания и прекращение подачи кислорода вызывает острое кислородное голодание. В результате срыва рук с подлокотников и ног с подножек происходит
разбрасывание конечностей, сопровождающееся вывихами, растяжением суставных связок, надрывами мышц, кровоизлияниями.

Взрывная декомпрессия наблюдается в полёте на высоте свыше 8-9 тыс.метров в результате аварийной разгерметизации кабины. Как следствие резкого перепада давления у человека может возникнуть баротравма легких и слухового аппарата, а также газовая эмболия. Баротравма слухового аппарата сопровождается разрывом барабанной перепонки, повреждением слуховых косточек, кровоизлиянием в ткани среднего и внутреннего уха и барабанную полость.

При баротравме легких отмечается жидкая кровь в дыхательных путях, острое вздутие легких, множественные очаговые кровоизлияния и разрывы легочной ткани. Наряду с крупноочаговым характером изменений в легочной ткани по ходу разветвлений бронхов наблюдаются также мелкие разрывы и кровоизлияния.

Тупые предметы расположенные внутри самолёта являются основным повреждающим фактором при падении и ударе самолёта о землю. При этом происходит деформация и разрушение его конструкции, а также взаимное смещение находящихся в самолёте людей и окружающих их предметов. Возникающие ударные перегрузки в зависимости от скорости и угла падения самолёта могут превышать в сотни и даже тысячи раз силы воздействия на пострадавших, наблюдаемые при авариях наземного транспорта.

Результатом ударных перегрузок огромной силы может быть грубое разрушение тела с отрывом отдельных частей его (головы, конечностей, тазовой области) с обширными разрывами и размозжением кожи и мягких тканей, раздроблением костей, вскрытием полостей тела и размозжением, отрывом, перемещением внутренних органов или выбросом их наружу.

Взрывная волна является самым мощным повреждающим фактором, возникающим в результате взрыва горючего в топливных баках или теракта. Чаще всего первый взрыв происходит в момент удара самолёта о землю, иногда в воздухе после касания земли. При падении реактивного самолёта на землю в режиме пикирования с последующим взрывом воронка может достигать глубины нескольких метров. Мощная взрывная волна вызывает полное разрушение конструкций самолёта и тел. При этом останки обнаруживаются как в самой воронке, так и вне её, разбросанными на площади радиусом до 300-500 м. При взрыве в воздухе после касания земли, останки людей, находившихся в самолёте, оказываются разбросанными на расстоянии до 3 км по направлению полёта и до 1,5 км в стороны от места взрыва.

При полном разрушении тела в результате взрыва обычно обнаруживают отдельные небольшие лоскуты кожи без осаднения краев их, ушные раковины с частью височной кости, куски внутренних органов, костные отломки с обрывками мягких тканей, иногда кисти, стопы или их части. При теракте обширные повреждения с отрывами частей тела, множественными сквозными и слепыми осколочными ранениями получают лица, находящиеся непосредственно вблизи места взрыва, остальные чаще всего погибают в результате механических повреждений при последующем падении самолёта и ударе его о землю.

В результате действия пламени может произойти воспламенение одежды, ожоги тела, а также посмертное обгорание трупов, достигающее крайних степеней с обугливанием мягких тканей и костей вплоть до их испепеления. Иногда пожару предшествует взрыв, в этих случаях термическому воздействию подвергаются уже останки трупов.

Издавна человек желал ощутить себя поближе к небу, ощутить чувство полета. Многочисленные попытки создать механизм, способный поднять человека в воздух, увенчались успехом лишь в 19 веке. Со временем авиационные перевозки стали очень популярными, однако как оказалось не столь безопасными.

Основоположница авиакатастроф, повлекших человеческие жертвы, случилась в Америке, в штате Западная Вирджиния на армейской базе Форт-Мейерс в процессе проведения авиационного шоу 17 сентября 1908 года. Тогда разбился фарман, спроектированный братьями Райт. Прошло много лет, конструкции стали более усовершенствованы, комфортабельные гигантские лайнеры сменили маленькие самолеты. Однако, к сожалению, число ужасных авиакатастроф с многочисленными жертвами с каждым годом растет. В основном их причиной становится людской фактор.

Самой многочисленной по количеству жертв катастрофой остается трагедия, произошедшая на Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос 27 марта 1977 года. Ее повлекла цепь оплошностей радиодиспетчеров и командиров. В тот туманный день произошло столкновение двух «Боингов-747» американской фирмы и авиакомпании из Голландии. Во время прослушивания записей бортовых самописцев было установлено, что у диспетчера аэропорта имелся режущий слух испанский акцент, из-за чего экипажи обоих самолетов не совсем понимали, о чем идет речь. Переговоры были не согласованы, пилоты говорили в унисон. Результатом стало то, что лайнеры попали на одну взлетную полосу. Командиры Боингов поняли из сообщений, что могут взлетать, а погодные условия значительно ухудшились, и они не видели огней один другого. Через 14 секунд произошло лобовое столкновение. Авиакатастрофа унесла 583 жизни. Погибли 326 человек и 9 членов команды американской Pan American, со стороны голландской KLM погибли 234 пассажира и 14 членов экипажа. Чудом спаслись 61 пассажир американского Боинга, так как после удара на фюзеляже появились проломы, через которые они выбрались.

Столкновение в аэропорту Тенерифе

Еще одна катастрофа, причиной которой послужил языковой барьер, случилась осенью 1996 года в индийском небе над городом Чархи Дадри. Произошло столкновение Ил-76 из Казахстана и «Боинг-747» из Саудовской Аравии. Управлял полетами индийский диспетчер с многолетним опытом. В ходе проведенного следствия было установлено, что экипаж «Казахстанских авиалиний» плохо понимал его команды. Во время столкновения Ил-76 должен был находиться выше Боинга, но оказался ниже, в результате чего своим крылом и хвостом практически рассек пополам Саудовский самолет. Жертвами трагедии стали 349 человек. Эта трагедия самая крупная из случившихся в воздушном пространстве.

Авиакатастрофа над городом Чархи Дадри

3 марта 1974 года турецкий лайнер DC-10 разбился под Парижем. Эта авиакатастрофа объединила в себе недобросовестное отношение персонала и несовершенство конструкции. В данной модели самолетов был существенный изъян: в багажном отсеке в механизме замка имелся дефект. Человек, который загружал багаж, был не в курсе этой проблемы. Он решил не изучать прилагаемую инструкцию, так как не знал английского языка. Рабочий думал, что дверь хорошо закрыта, а ни бортинженер, ни инженер авиакомпании не проверили этого. Самолет поднялся в небо с незамкнутой дверью, она открылась на трехсоткилометровом уровне. В результате декомпрессии были разрушены приборы управления, лайнер столкнулся с землей. Итогом происшествия стало 346 жертв.

Катастрофа DC-10 под Парижем

Самая масштабная трагедия, в которой участвовал один аэробус, случилась в Японии, в Токио 12 августа 1985 года. И снова рухнул «Боинг-747». В салоне находилось 505 пассажиров и экипаж из 15 человек. Незадолго перед трагическими событиями он зацепил во время приземления хвостом посадочную полосу. Вследствие проведенного расследования было выяснено, что ремонтные работы выполнены ненадлежащим образом. Набрав высоту 7200 километров, лайнер потерпел крушение. У него оторвало хвостовой стабилизатор, салон разгерметизировался, пилот потерял управление. Командир в течение 30 минут пытался удержать самолет в воздухе, он развернул его обратно в надежде совершить аварийную посадку. К несчастью, даже умение пилота не спасло Боинг от падения, он врезался в гору. Многим пассажирам удалось выжить, но из-за холода и позднего прибытия спасателей много раненых скончались. Чудом спаслись только четыре женщины.

Над Атлантикой, недалеко от ирландских берегов, 23 июня 1985 года случилось крушение самолета. За несколько недель до катастрофы в нем был обнаружен дефект двигателя, неисправность была удачно исправлено, но в тот злополучный день лайнер пропал с радаров. Спустя небольшой промежуток времени его обломки были обнаружены в водах Атлантического океана. Причиной трагедии посчитали ту самую поломку, однако позже выяснилось, что виной всему стал взрыв бомбы, который унес жизни 329 человек.

19 июля 1989 года произошла удивительная катастрофа. Падающим лайнером управлял пассажир. Пилоты, пытавшиеся повторить этот маневр, пришли к выводу, что такое невозможно. Людям, оказавшимся на борту, просто повезло, что вместе с ними летел опытный пилот-конструктор Денис Фитч. Во время полета у самолета разрушился двигатель, стабилизаторы и система управления были повреждены его обломками. Денис объяснил командиру, кто он такой, и пилот уступил ему свое место, так как опыта у него было поменьше. Фитч произвел аварийную посадку, однако во время приземления крыло задело землю, самолет распался на куски и загорелся. В пожаре погибли 111 человек, но 184 пассажира и все члены экипажа спаслись. Это поистине уникальный случай, обычно в результате таких происшествий мало кому удается выжить.

Денис Фитч

Самая глупая трагедия произошла из-за безответственности пилота, в аэродроме Самары 20 октября 1986 года. «Ту-134» осуществлял перелет из Грозного в Свердловск через Самару. В салоне было 8 членов экипажа и 85 пассажиров. Командир самолета решил заключить пари со вторым пилотом, что сможет посадить лайнер вслепую, пользуясь только показаниями приборов. К несчастью, ему не хватило мастерства. Аэробус встретился с землей на огромной, стремительной скорости и был сильно наклонен в правую сторону. Мгновенно поломались шасси, лайнер протащило по полосе метров 300, затем его перевернуло и произошло возгорание. От повреждений и травм на месте и в больнице умерли 69 человек. Сам же спорщик чудом остался жив, но ему пришлось ответить за свой поступок. Командира осудили на 15 лет.

Не так давно мир потрясла очередная авиакатастрофа, которая случилась в Египте с российским самолетом А321. 31 октября 2015 года в результате крушения аэробуса погибли все 224 пассажира, включая 24 ребенка. Основными версиями причины трагедии остается человеческий фактор и сложный горный рельеф окрестностей. Однако представители авиакомпании заявляют, что командир лайнера имел многолетний опыт полетов. Также рассматривается версия теракта, так как в двигателе произошел взрыв, что не исключает возможности нахождения там взрывного устройства. В настоящее время продолжается расследование по факту крушения самолета, идет расшифровка записей черных ящиков.

Катастрофа российского A321 в Египте

Пассажирский самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний» вылетел из Москвы в город Орск в Оренбургской области. На борту находились 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Через несколько минут после взлета самолет пропал с экранов радаров. Обломки самолета нашли в Подмосковье. Как позже подтвердили представители минздрава, все люди, находившиеся на его борту, погибли.

ForumDaily собрал всю информацию, известную о погибших и тех, кто в последний момент сдал билет на рейс и выжил.

На борту Ан-148 находился один гражданин Азербайджана. Данные о еще двух иностранцах не подтвердились.

Среди погибших было трое детей. Старшему, по предварительным данным, было 17 лет, второму — 13, самому младшему — 5, сообщил представитель правительства Оренбургской области.

Илья Полетаев, подросток, летевший на борту упавшего Ан-148. На футболке надпись «Опасный полет». Фото: соцсети.

Более 60 пассажиров были жителями Оренбургской области, 4 члена экипажа были жителями Саратовской области.

Техники, осматривавшие перед полетом самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», находились на его борту в момент катастрофы, сообщили РИА Новости в Саратовской транспортной прокуратуре:

Собеседник агентства пояснил, что самолет осматривается каждые два дня, и в последний раз прошел осмотр в порядке оперативного технического обслуживания в Пензе в субботу. «Два техника, которые обслуживали судно, были на борту судна», - отметил собеседник агенству.

Кроме того, на борту разбившегося сегодня самолета Ан-148 находилась 22-летняя возлюбленная защитника владивостокского «Адмирала» Сергея Ильина Дарья Толмасова.

«В нашей семье случилось страшное горе… Сегодня в результате авиакатастрофы на борту самолета, следовавшего из Москвы в Орск, погибла подруга нашего защитника «Адмирала» Сергея Ильина Дарья Толмасова. Ей было всего 22 года… Мы выражаем самые глубокие соболезнования нашему другу и его семье… Серёжа, держись и крепись..», — написано в Instagram .

По злой иронии судьбы, один из пассажиров, погибших в сегодняшней авиакатастрофе в Подмосковье, сделал репост видео, как самолёт приземляется в суровых погодных условиях.

Александру Сергошко было всего 30 лет. В последний раз он заходил на свою страницу во «ВКонтакте» в 13:54, то есть примерно за час до самого крушения, пишет Life . По какому-то чертовски обидному стечению обстоятельств, всего за несколько дней до этого он сделал репост видео, на котором показывается, как в таких погодных условиях совершает посадку самолёт.

По всей видимости, Сергей уже тогда, имея на руках билет на самолет, опасался за свою жизнь.

Судя по его фотографиям и публикациям, это был добрый и любознательный парень с широким кругозором. Он любил путешествовать и следил за новостями науки.

Вавиакатастрофе погиб сын директора Гайский ГОК Илья Ставский. Ему сегодня исполнилось 33 года, летел в день своего рождения.

Судя по странице в соцсети, Илья увлекался восточной философией. У него было много друзей. На стене молодой человек в основном постил поучительные цитаты из пабликов. Последний раз онлайн Илья был сегодня в 13:58 - прямо перед трагедией…

От полета на самолете, потерпевшем катастрофу, спасла недобросовестная работа автосалона.

«Недавно я оформил покупку автомобиля в автосалоне Орска. В итоге автомобиль вовремя не доставили, и я вынужден был сдать билеты и купить новые на 19 февраля. Сегодня остался в Сочи. Спасибо автосалону в Орске за то, что вовремя не привезли автомобиль, и я остался жив. Я потерял 10 тысяч, зато остался в живых. И вправду родился заново», — сказал «ВМ» Коломейцев.

Напомним, что самолет «Саратовских авиалиний», выполнявший рейс из Москвы в Орск, с радаров через 7 минут после вылета из Домодедово. После этого агентство Интерфакс сообщило, что самолет разбился в районе деревни Аргуново в Раменском районе Подмосковья.

20 октября 1986 года в 15 часов 58 минут по московскому времени в аэропорту Куйбышев (а сейчас это Самара, аэропорт "Курумоч") потерпел катастрофу самолет ТУ-134 Грозненского авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту "Свердловск-Грозный". Сохранились фотографии этой катастрофы, сделанные начальником испытательной пожарной лаборатории В.В. Фрыгин. Надо понимать, что в советское время все авиакатастрофы были засекречены. На месте аварии тут же появлялись сотрудники КГБ, которые следили, чтобы никто не фотографировал. Одну из двух плёнок В.В.Фрыгину всё-таки удалось спрятать.

01. Из самолёта достают тела погибших


"Спецсообщение. Председателю Совета Министров СССР тов. Рыжкову Н.И. Совершенно секретно.

20 октября 1986 года в 15 часов 58 минут по московскому времени в аэропорту Куйбышев потерпел катастрофу самолет ТУ-134 Грозненского авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту "Свердловск-Грозный". В момент происшествия на борту самолета находилось 85 пассажиров, в том числе 14 детей, и 8 членов экипажа.

Сразу же после аварийной посадки на борту самолета вспыхнул пожар. Аварийно-спасательной службой аэропорта и пожарными подразделениями г. Куйбышева пожар ликвидирован, спасено 16 человек из числа пассажиров и экипажа, остальные спасшиеся покинули горящий самолет самостоятельно или были вынесены экипажем. Непосредственно в момент катастрофы погибло 53 пассажира и 5 членов экипажа, госпитализировано 28 человек. Впоследствии в больницах скончалось еще 11 человек. Для расследования причин катастрофы в аэропорт Куйбышев прибыла правительственная комиссия.

Председатель Куйбышевского облисполкома В.А. Погодин".

02.

20 октября 1986 года погода в Самаре отличная, ветер 2-3 метра в секунду. На посадку заходит самолёт ТУ-134. Но что-то не так...Самолёт заходит на посадку слишком быстро и под слишком острым углом. Самолёт буквально врезается "брюхом" о бетонную полосу, стойки шасси ломаются, его тащит по полосе, затем заносит вправо, выносит на грунт и самолёт переворачивается. Правое крыло оторвалось, а левое сложилось вдвое. Корпус переломился на две части и на раскалённые турбины двигателей из топливных баков хлынул керосин. Начался пожар. Три стюардессы сгорели заживо. Рядом с их каютой хранился кислородный баллон, у которого выбило штуцер и раскалённая струя кислорода ударила прямо в них. От стюардесс остались только фрагменты черепов и берцовых костей.

03.

Вспоминает Сергей Чурилов, в 1986 году замполит роты полка патрульно-постовой службы УВД города Самары: "Вечером 20 октября я находился на дежурстве в поселке Береза. Неожиданно со стороны аэропорта раздался сильный хлопок, а еще через полминуты затрещала рация: всем свободным машинам срочно прибыть на взлетно-посадочную полосу. Когда мы въехали на территорию аэропорта, увидели переломившийся на две части самолет, его оторванное и горящее крыло. Еще запомнилось, что из разлома в корпусе женщина протягивала ребенка, а из своей кабины выбрался летчик, немного отдышался - и снова полез в самолет. Вытащил кого-то на воздух – и снова внутрь, за пассажирами. Всего он спас несколько человек. Тем временем пожарные потушили все, что горело. А нас, прибывших по тревоге милиционеров, рассредоточили метрах в ста пятидесяти от разбившегося самолета и предупредили: за оцепление не пускать никого, кроме членов правительственной комиссии".

04. Погрузка трупов

Из самолёта выбежал мужчина в наручниках и отбежав от самолёта остановился. Оказалось, что из Грозного везли рецидивиста. И, хотя условия для побега были идеальными, он не стал убегать, а подождал, когда его заметят милиционеры.

Пять или шесть человек спаслись через люк в хвостовом отсеке, который открыл один из пассажиров. Но этот люк, как потом установила комиссия, стал причиной гибели ещё нескольких пассажиров, так как впереди был разлом через который шёл воздух. Создался эффект "печной тяги". Пламя и дым шли через весь салон, а так как обшивка салона выделяет при горении всякую дрянь, то пассажиры дышали этим и получали отравления

05. Перевёрнутый салон самолёта

В 16.59 на пульт СВПЧ-8 Красноглинского района Куйбышева от диспетчера пожарной части аэропорта "Курумоч" поступило сообщение: "Нужна ваша помощь, горит самолет в аэропорту". Они приехали через 20 минут, но огня уже не было. Из Куйбышева приехало 18 единиц спасательной техники. Дело в том, что пламя было подавлено бойцами пожарной и аварийно-спасательой служб аэропорта. Они приехали к нему буквально через полторы минуты после поступления сигнала, собравшись и проехав километровое расстояние, что лучше нормативов. Потом правительственная комиссия 18 раз подряд поднимала подразделения по тревоге, заставляя мчаться к точке пожара и всё время результат был полторы минуты. Комиссия признала, что в 69-ти смертях не было вины пожарных. Они действовали оперативно и профессионально, просто слишком быстро вспыхнул весь самолёт.

Пожар был потушен в 17.44. На место пожара прибыли прибыли начальник управления пожарной охраны полковник А.К. Карпов и штаб пожаротушения УПО, в составе которого находился инженер этой лаборатории, а ныне начальник испытательной пожарной лаборатории В.В. Фрыгин, чьи фотографии мы и видим. Вот что он вспоминает: "Не все могли без содрогания созерцать такую жуткую картину. Многих от вида трупов и тошнотворного запаха горелого мяса сразу выворачивало. При этом в салоне стоял такой удушливый запах от сгоревшей обшивки, что работать можно было только в противогазе. Когда я нырнул в закопченный разлом корпуса, сразу же увидел висящих у меня над головой мертвых людей, пристегнутых ремнями. Ведь самолет-то в ходе падения перевернулся, и все кресла с пассажирами в результате оказались вверх ногами и как бы на потолке. Многие трупы были совсем без одежды, а другие - только без обуви. Все это с них или сорвало потоком воздуха или сгорело в пламени.

06.

Вижу, на ремнях висит девочка и вроде бы шевелится – значит, она еще может оказаться живой. Я ее взял на руки и стал пробираться обратно к выходу. Тут увидел еще одного ребенка в синем комбинезоне, лежащего на полу – то есть на потолке, в тот момент ставшим полом. Там еще был воздух, и, значит, оставался шанс, что малыш выживет. Я уже нагнулся к ребенку, когда сверху прямо на меня стали падать мертвые люди. Двое рухнули прямо на малыша – здоровые такие мужики. Видимо, удерживающие их ремни расплавились, и тела один за другим посыпались на спасателей. Детей я все же вытащил, однако спасти их так и не удалось.

07.

Я не только таскал трупы из самолета, но по долгу службы старался еще сделать как можно больше фотоснимков места происшествия. Я понимал, что они затем очень пригодятся при расследовании причин трагедии. Однако эта уникальная фотопленка чуть было не оказалась уничтоженной. Дело в том, что почти одновременно с нами на место катастрофы прибыли сотрудники КГБ. А в наступившей темноте форма пожарных и кагэбэшников выглядела довольно сходно, и, видимо, поэтому без особых препятствий со стороны сотрудников госбезопасности мне в течение 15-20 минут удалось отщелкать почти целую пленку. Я снял и обгоревший самолет, и висящие на ремнях тела пассажиров, и погрузку трупов в машины.

Но вскоре кагэбэшники спохватились. Делая очередной кадр, я услышал у себя за спиной разговор: "Это что за фотограф тут ходит? На нашего он что-то не похож. Надо выяснить". Я тут же понял: пленку надо спасть. Не мешкая ни минуты, я забежал за машину, быстро перемотал на начало почти полностью отснятую кассету и вынул ее из аппарата. Тут мимо как раз проходил один из знакомых мне бойцов пожарной охраны. Я отдал ему кассету и велел запрятать поглубже во внутренний карман, а вернуть попросил только мне лично и только по прибытии в Куйбышев.

08.

Едва я вставил в аппарат новую пленку и сделал несколько кадров, как ко мне подошли сотрудники КГБ. Они проверили у меня документы, выслушали мои слова о том, что снимки будут нужны для следствия, но потом все-таки заставили открыть фотоаппарат и засветили пленку. Они объяснили, что разрешение на фотосъемку выдано только сотруднику их ведомства, в связи с чем предупредили меня, чтобы я со своим аппаратом около самолета больше не вертелся. Стало быть, если бы я тогда вовремя не сориентировался и не спрятал бы пленку, то снимки разбившегося в 1986 году лайнера сейчас вряд ли бы кто увидел".

09.

Пассажиры и участники тушения вспоминают, что второй пилот ТУ-134 Евгений Жирнов вытащил из самолёта несколько человек. И когда он вытащил через пилотскую кабину женщину, то опустился на землю, сказал, что ему трудно дышать и потерял сознание. Через три дня он умер в Березовской медсанчасти.

10. Валерий Фрыгин

Так что же стало причиной катастрофы? "Чёрный ящик" записал все переговоры и вскрылось невероятное. Командир экипажа пилот первого класса Александр Клюев поспорил с другими членами экипажа, что он посадит самолёт вслепую, только по показаниям приборов. Он закрыл все окна металлическими шторками и пошёл на посадку. Но пошёл под слишком крутым углом наклона и с превышенной скоростью. Расчёты показали, что шасси ударились о бетонную полосу с нагрузкой в полтора раза превышающей предел прочности. Сначала, на допросе у следователя Клюев полностью признался в споре, но потом на суде изменил показания, сказав, что перед посадкой произошла утечка топлива и отказал один из двигателей. Но эти его показания не подтвердились материалами дела и технической экспертизой. Суд дал ем у 15 лет лишения свободы. Но после ходатайства Клюева изменил ему срок до 6 лет лишения свободы.

№ 10. Катастрофа A300 над Персидским заливом - 290 погибших

Катастрофа A300 над Персидским заливом произошла 3 июля 1988 года. Авиалайнер Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air совершал коммерческий пассажирский рейс IR655 по маршруту Тегеран-Бендер-Аббас-Дубай, но через несколько минут после вылета из Бендер-Аббаса, пролетая над Персидским заливом, был сбит ракетой «земля-воздух», выпущенной с ракетного крейсера «Vincennes» ВМС США. Погибли все находившиеся на борту самолёта 290 человек: 16 членов экипажа и 274 пассажира, среди которых было 65 детей. Во время пуска ракеты крейсер «Vincennes» находился в территориальных водах Ирана.

Американское правительство заявило, что иранский авиалайнер по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14ВВС Ирана. Иранское правительство, однако, утверждает, что «Vincennes» сознательно атаковал гражданский самолёт.

№ 9. Катастрофа Boeing 777 в Донецкой области - 298 погибших

Катастрофа произошла 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области Украины, когда самолёт Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines выполнял плановый рейс из Амстердама в Куала-Лумпур.


На борту самолёта находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли.


№ 8. Катастрофа L-1011 в Эр-Рияде - 301 погибший

Катастрофа L-1011 в Эр-Рияде произошла во вторник 19 августа 1980 года в аэропорту Эр-Рияда.
Через несколько минут после вылета из Карачи на борту авиалайнера Lockheed L-1011-385-1-15 TriStar 200 авиакомпании Saudi Arabian Airlines, выполнявшего пассажирский рейс SVA163 по маршруту Карачи - Эр-Рияд - Джидда, начался пожар. Экипаж сумел совершить вынужденную посадку в Эр-Рияде, однако аварийные службы аэропорта открыли дверь в пассажирский салон только через 23 минуты после приземления самолёта. В результате задержки эвакуации лайнер выгорел полностью, погибли все находившиеся на его борту 287 пассажиров и 14 членов экипажа (всего 301 человек).
Lockheed L-1011-385-1-15 TriStar 200 авиакомпании Saudi Arabian Airlines, идентичный сгоревшему:


№ 7. Катастрофа Boeing 747 под Корком - 329 погибших

Катастрофа Boeing 747 под Корком произошла в воскресенье 23 июня 1985 года в результате теракта. Авиалайнер Boeing 747-237B авиакомпании Air India совершал рейс AI182 по маршруту Монреаль-Лондон-Дели-Бомбей, но при подлёте к Лондону на его борту прогремел взрыв, уничтоживший самолёт. Погибли все находившиеся на его борту 329 человек - 307 пассажиров и 22 члена экипажа.


Когда прогремел взрыв - оторвало хвост самолета, экипаж судна даже не успел передать сигнал бедствия, сотни пассажиров «рассыпало» в небе над Атлантикой, потом в течение нескольких дней с воды подняли 131 тело и обломки самолета.

№ 6. Катастрофа DC-10 под Парижем - 346 погибших

Катастрофа DC-10 под Парижем, также известная как Авиакатастрофа в Эрменонвиле, произошла в воскресенье 3 марта 1974 года под Парижем.

Авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-10 авиакомпании Turkish Airlines выполнял пассажирский рейс TK 981 по маршруту Стамбул-Париж-Лондон. Через 6 минут после вылета из Парижа на высоте 3500 метров неожиданно открылась одна из дверей грузового отсека, что создало взрывную декомпрессию, в результате которой разрушились системы управления. Лайнер перешёл в пикирование и через 1,5 минуты на большой скорости врезался в лес Эрменонвиль к северо-востоку от Парижа.

Все 346 человек погибли, из них 12 членов экипажа и 334 пассажира. Катастрофа DC-10 под Парижем остаётся крупнейшей катастрофой самолёта, в которой не было выживших.


№ 5. Столкновение над Чархи Дадри - 349 погибших

12 ноября 1996 года в 5 километрах от индийского города Чархи Дадри на высоте 4109 метров столкнулись авиалайнеры Boeing 747-168B авиакомпании Saudi Arabian Airlines (рейс SVA763 Дели-Джидда) и Ил-76ТД авиакомпании Kazakhstan Airlines (рейс KZA1907 Шымкент-Дели). Погибли все находившиеся на обоих самолётах 349 человек: 312 человек на рейсе 763 и 37 человек на рейсе 1907.

Эта авиакатастрофа крупнейшая по числу жертв при столкновений самолётов в воздухе.


№ 4. Катастрофа Boeing 747 под Токио - 520 погибших

Катастрофа Boeing 747 под Токио произошла 12 августа 1985 года. Авиалайнер Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Airlines совершал рейс JAL 123 по маршруту Токио-Осака, но через 12 минут после взлёта лишился вертикального хвостового стабилизатора.

Компьютерная реконструкция катастрофы:


Экипаж продержал неуправляемый авиалайнер в воздухе 32 минуты, но самолёт потерял управление и врезался в гору Оцутака в 112 километрах от Токио. Погибло 520 человек, из которых 15 членов экипажа и 505 пассажиров, выжило 4 человека.

Это крупнейшая катастрофа одного самолёта.


№ 3. Столкновение в аэропорту Лос-Родеос - 583 погибших

Столкновение в аэропорту Лос-Родеос (также известное как Столкновение на Тенерифе) случилась 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова). На взлётной полосе столкнулись авиалайнеры Boeing 747-206B авиакомпании KLM (рейс KL4805 Амстердам-Лас-Пальмас) и Boeing 747-121 авиакомпании Pan American (рейс PA1736 Лос-Анджелес-Нью-Йорк-Лас-Пальмас).


Погибло 583 человека: 248 человек на борту «Боинга» KLM, из которых 234 пассажира и 14 членов экипажа, и 335 человек на борту «Боинга» Pan American, из которых 326 пассажиров и 9 членов экипажа. В катастрофе выжил 61 человек на «Боинге» Pan American: 54 пассажира и 7 членов экипажа.

№ 2. Рейс 175 United Airlines - 65 человек на борту и 900 + погибших в здании и рядом с ним

Пассажирский авиарейс 175 United Airlines оказался захвачен в процессе совершения терактов 11 сентября 2001 года. Он стал вторым самолётом, задействованным в теракте.

Авиалайнер Boeing 767-222 атаковал южную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Таран Южной Башни рейсом 175 был единственной катастрофой самолёта, которую видели в прямом эфире по всему миру. Удар и последующий пожар, охвативший Южную башню, привели к обрушению небоскрёба через 56 минут после аварии.

На борту самолета было 65 человек: 51 пассажир, 5 террористов и 9 членов экипажа, все погибли. Общее число погибших более 900 человек, которые находились в башне и рядом с ней, и спасатели, участвовавшие в эвакуации.


№ 1. 11 Рейс American Airlines - 92 человека на борту и 1600+ погибших в здании и рядом с ним

11 сентября 2001 года авиалайнер Boeing 767-223ER компании American Airlines рейс 11 в результате захвата террористами врезался в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Он стал первым самолётом, задействованным в теракте.

Свидетелями катастрофы стали тысячи людей, находившихся в тот момент на улицах неподалёку от ВТЦ. Несколько видеокамер засняли попадание Боинга. После тарана самолётом башня загорелась и через 102 минуты обрушилась на соседние районы.


На борту самолета было 92 человека: 76 пассажиров, 5 террористов и 11 членов экипажа, все погибли. Общее число погибших более 1600 человек, которые находились в башне и рядом с ней, и спасатели, участвовавшие в эвакуации.