Подводные клады черного моря. Подводные клады в крыму. робот-археолог – гордость Украины

В 1790 году турецкий флот, действовавший на Черном море, держал весь свой золотой запас, всю свою казну на 74-пушечном корабле «Капитания». Это было новое судно, впервые участвовавшее в военных действиях. Оно по праву считалось и самым красивым, и самым быстроходным.

Командовал им опытный капитан Магомет-Мустафа-ага. Кроме того, на этом судне свой флагманский вымпел поднял знаменитый тогда трехбунчужный паша Саид-бей, присланный султаном в помощь двадцатидвухлетнему капудан-паше всего турецкого флота Гассану. Турецкий флот насчитывал 48 судов, и среди них было 15 громадных линейных кораблей, восемь больших фрегатов, а еще бомбарды, малые фрегаты, шебеки, лансоны… Одним словом, на «Капитании», за семью замками, в строго охраняемых трюмах стояло сто бочек с золотой и серебряной звонкой и отлично конвертируемой турецкой монетой…

В августе 1790 года Черноморская эскадра контр-адмирала Ушакова вышла из Севастополя с единственной целью: найти турецкий флот, завязать с ним бой и тем самым поставить точку в войне.

Знаменательная встреча состоялась в шесть часов утра. Выяснилось, что турецкий флот стоит между островом Тендрой и Хаджибеем на якорях. Черноморская эскадра шла по ветру. Это было как нельзя кстати, и на флагманском корабле появился сигнал: «Всем идти на сближение!»… На турецких кораблях быстро поняли, чем это им грозит, а поэтому тут рубили канаты, чтобы как можно быстрее уйти от невыгодного боя. Морской волк Саид-бей сидел на подушках возле бизань-мачты. Он велел передать Гассану, что одобряет это решение. Но вдруг, о, молодость, Гассан дал сигнал своим судам замедлить ход и выстраиваться в линию для боя! С его стороны это было опрометчиво: во время завязавшейся длительной пушечной дуэли русские имели преимущество в маневрировании.

Дуэль длилась до вечера, обедали и меняли вахты под несмолкаемый грохот орудий. Потери исчислялись в порванных парусах, разбитом рангоуте, снесенных мачтах как с той, так и с другой стороны. Но, наконец, русская эскадра воспользовалась даваемым ветром преимуществом: кильватерной колонной, оставив три фрегата в резерве, устремилась к турецкой линии. Та была смята, потеряла боевые порядки и стала уходить. Сумерки и крепчавший ветер остановили преследование: и турки, и русские бросили якоря.
Утром 29 августа турецкий флот снова выстроился в линию, и адская морская дуэль возобновилась. Кончилась она так же, как и предыдущая: эскадра Ушакова выстроилась в кильватерную колонну, а турецкий флот предпочел сняться с якорей и уйти мимо Хаджибея к Дунаю.

Корабли капудан-паши Гассана развивали скорость, недоступную судам Ушакова. Но… не все. В результате многочасовой дуэли были сильно повреждены «Капитания» (по другим источникам «Капитание») и «Мелеки Бхари». Они стали отставать от остального турецкого флота, и, в конце концов, 46-пушечный корабль «Иоанн Богослов» настиг «Мелеки», ударил в упор из орудий левого борта, сбил все мачты, и на верхней палубе «Мелеки» туркам ничего не оставалось, как махать белыми платками - они сдались, и над их судном был вскоре поднят Андреевский флаг.

Но «Капитания» сдаваться не думала. Присутствие любимца султана Саид-бея, курбач (кнут из крокодиловых ремней) капитана Магомета и, главное, наличие на судне казны всего турецкого флота заставляли надеяться на чудо, дарованное Аллахом. «Капитания» отстреливалась отчаянно. На ней были самые современные и только медные английские пушки. «Святой Андрей» к ней подошел первым, начал беглый огонь и сбил фор-марсель. А когда к замедлившей ход «Капитании» приблизились «Св. Георгий», «Преображение» и «Мария Магдалина», она была обречена. На флагмане «Рождество Христово» был поднят для авангарда сигнал: «Стараться взять в плен». Но «Капитания» сбила мачты на «Св. Андрее» и нанесла ощутимый урон другим кораблям. Тогда «Рождество Христово» приблизилось к неприятельскому судну почти на тридцать саженей и барабанной дробью предупредило турок о готовящемся ударе.

Но «Капитания» не унималась, и раздался роковой залп гранат и брандкугелей, после которого верхняя палуба турецкого корабля запылала так жарко, что русским пришлось отойти и поливать свои паруса водой, чтобы они не загорелись от сыпавших отовсюду искр. У турок началась паника: моряки бросились к шлюпкам, прыгали за борт. Саид-бей с офицерами успел занять одну из шлюпок, которая вскоре была пленена. Огонь выжигал «Капитанию», как яичную скорлупу, и вскоре волны с шипением сомкнулись над остатками палуб - золотой запас турецкого флота навсегда ушел на дно Черного моря.
Итак, господа акционеры будущей компании по подъему этого серебра и злата! Для вас, несомненно, представляет определенный интерес, сколько, хотя бы приблизительно, денег там покоится? Судя по всему, немало.

Во-первых, любой турецкий капитан считал свой корабль персональной собственностью. Он был феодалом на судне и свои запасы держал при себе. В его ведении были не только военные моряки, но также и вольнонаемные. Им платили звонкой монетой. Во-вторых, кампания 1790 года предполагала высадку войск в Крыму. Десант и действия на суше требовали не только хорошего запаса оружия, но также и денег. Так что сотня бочек пиастров - факт весьма реальный. Автору этих строк приходилось сталкиваться в архивах с упоминанием о сотнях бочек золота для армии Потемкина в 1790 - год захвата Измаила.

18 августа, президент России Владимир Путин совершил погружение на дно Черного моря в районе Балаклавы и осмотрел затонувшую византийскую галеру. Спускаемый аппарат, на борту которого находился Путин, погрузился на глубину 83 метра. По окончанию подводного путешествия он прибыл на Графскую пристань в Севастополе.

Я осмотрел один из редких объектов - специалисты относят его к Х - ХI вв. Это галеон, перевозивший гражданские грузы и затонувший напротив Балаклавской бухты. Думаю, эта находка подтолкнет к тому, чтобы еще больше обратить внимание на нашу историю, ее изучение, искать что-то новое для того, чтобы использовать это в будущем, - сказал Владимир Путин.

Глава государства также подчеркнул значимость находки, которую совершило Русское географическое общество, и поделился впечатлениями от увиденного.

«Трудно рассмотреть всё судно целиком. Даже те части, которые находятся на поверхности дна, покрыты 40-сантиметровым слоем ила. Предположительно, это судно длиной 27-30 м, шириной от 13 до 15 м. Вокруг объекта очень много амфор», - рассказал президент специально приглашенным на встречу журналистам.

Владимир Путин прошел через Графскую пристань на главную площадь города и поприветствовал собравшихся на площади Нахимова севастопольцев.

Напомним, что византийская галера была найдена на дне Черного моря вблизи Балаклавы дайверами клуба «Ростов дайв» весной этого года. Техническое содействие по изучению подводных артефактов и возможности поднятия их на поверхность оказало Русское географическое общество. По оценкам археологов, находка является крупнейшим подарком для науки как минимум за последнее столетие.




Серия сообщений " ":

Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 5 -
Часть 6 -
Часть 7 - Путин погрузился на дно Черного моря вблизи Балаклавы и осмотрел византийскую галеру
Часть 8 -

К тому же окруженный десятками подводных объектов, также хранящих в себе драгоценные грузы. В акваториях Черного и Азовского морей вдоль берегов Крыма ждут своего часа корабли, исследовать которые были бы счастливы многие искатели кладов.

В 1941 году эвакуацией жителей из оккупированного Крыма занимался огромный санитарный . На судно стремилось попасть как можно больше жителей полуострова, пассажиры теснились на палубе, стояли настолько плотно друг к другу, что некоторые срывались в море. Точное количество принятых пассажиров в последний рейс «Армении» сегодня восстановить невозможно и причины, по которым судно подверглось бомбардировке, можно только предполагать. «Армения» была оборудована отличительными знаками в виде красных крестов, но это не остановило немецкую авиацию и 7 ноября 1941 года корабль был потоплен. Погибло более 7000 человек, что в пять раз больше, чем количество жертв на знаменитом «Титанике».

Исследователи предположили, что на «Армению» были погружены ящики с раритетами из крымских музеев, которые планировалось вывезти в порты Кавказа. Общая длина «Армении» составляла 114,5 метров, корабль обладал обширными грузовыми отсеками. До сих пор точное место гибели санитарного судна не определено, для поисков корабля было организовано пять экспедиций. Поисковики сетуют, что государство Украина не поставляло необходимое оборудование для тщательного исследования морского дна, не хватало роботов, которые могли бы вести работы на глубине до 2 километров. Ученые надеются на помощь российских коллег, ведь осталось два возможных места, где лежит «Армения»: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от Ласточкиного гнезда.

Подобных загадок, как санитарный корабль «Армения», у берегов Крыма много. Среди них есть пароход «Ленин», затонувший также в 1941 году. На его борту эвакуировали людей из окруженной Одессы. Судно было переполнено гражданским населением, если по техническим данным оно было рассчитано на перевозку 1000 человек, то в тот трагический рейс пароход принял около 2500 человек. Из всех пребывавших на пароходе «Ленин» выжило всего 272 человека. Теплоход удачно отправился из окруженной немцами Одессы, но дойдя до берегов Крыма подорвался на мине.

Сегодня исследователи определили точное месторасположение остатков парохода — в районе мыса Сарыч, на глубине 96 метров. Некоторые ученые считают, что «Ленин» также перевозил активы Национального одесского банка, но не сохранилось никаких документальных подтверждений и описей о размерах перевозимых ценностей. Возможно речь идет о тоннах цветных металлов. Исследовать пароход на наличие драгоценных слитков не планируют, поскольку «Ленин» является братским кладбищем и поиск клада здесь равноценен кощунству.

Помимо советских судов, вывозивших через Черное море в годы войны разнообразные ценности, было множество и немецких кораблей, которые доставляли награбленное в своем направлении. Так, из Севастополя немцы вывозили в Румынию музейные ценности, которые доставили из музеев Крыма, Ростовской области и Ставропольского края. Советские войска успели вывезти часть музейных фондов, но основная часть экспозиций все же попадала в руки фашистов.

Добытое погрузили на судно «Лэрис» в 1944 году. Предполагают, что в числе грузов корабля были старинная керамика, картины из галерей, раритетные экспонаты, церковная утварь. «Лэрис» не смог выполнить возложенную на него миссию по доставке ценностей в пункт назначения, по пути следования его подорвала советская авиация. Где конкретно произошло затопления судна неизвестно. Исследователи пытались определить координаты, посылали запросы в Институт военной истории Германии, но выяснить ничего не удалось.

Дно Черного моря усеяно не только кораблями времен Второй мировой, но и более древними судами. В районе мыса Форос ученые обнаружили корабль длиной около 50 метров — предположительно старинный греческий корабль. Сохранность судну обеспечил слой сероводорода, который выступил в роли натурального консерванта. Благодаря этому сохранилась внешняя часть судна, которое по оценкам ученых затонуло в 11-12 веках. Кроме того, вероятнее всего в сохранности находится и перевозимый кораблем груз. Сегодня греческий корабль напоминает гору ила, но исследователи надеются, что в трюмах и каютах находятся оружие, товары купцов, документация той эпохи.

«АРМЕНИЯ»:

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек - почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море - настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители...

Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, - говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. - Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна - 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники - роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. - Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, - говорит Сергей Воронов. - Надеемся, что в этом году нам повезет.

«ЛЕНИН»:

Тонны драгоценных слитков
- Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, - рассказывает Сергей Воронов. - Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
- Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, - рассказывает Сергей Воронов. - Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI - XII веке, но и весь груз.

Даже дерево на нем не повреждено, - рассказывает Воронов. - Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. - Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, - делится планами Сергей Воронов. - Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, - рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. - Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.
- Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, - рассказывают севастопольские дайверы. - Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел - затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты...

Чёрное море – кладезь тайн и загадок. На его дне покоятся десятки затонувших кораблей, которые, и по сей день, хранят от глаз обывателей тонны золота.

Почему так сложилось?

Несмотря на свою незначительную глубину – Чёрное море довольно таки опасное во времена шторма. Некоторые его участки просто непроходимы для кораблей. Высокими волнами судна кидает на отмель, на подводные валуны, в результате чего – они погибают.

В средние века на побережье Чёрного моря были построены десятки портов, которые ежедневно принимали сотни суден с различным провиантом. Безусловно, в результате бушующей стихии многие корабли не могли добраться до пункта назначения, и находили свою обитель на дне морском.

Сегодня водолазы изучают подводную часть моря и остаются шокированными тем количеством суден, которые покоятся в его пучине. Многие из кораблей так и не были опознаны, подводные исследователи так и не смогли с точностью узнать, что на них перевозилось. Но это не применительно к «Чёрному принцу», его учёные таки смогли отыскать. Это судно Британского флота затонуло в 1854 году, в его трюмах перевозились тонны драгоценностей. Золотые монеты, слитки, изделия из золота и драгоценных металлов – вот что хранилось на борту этого судна. Конечно же, в бортовом журнале были указаны другие данные, здесь указывалось, что никаких ценностей «Чёрный принц» не переправлял. Сделано это было потому, что все данные о кораблях с драгоценными грузами передавались пиратам и те беспощадно грабили и уничтожали такие судна.

Но чем знаменателен именно «Чёрный принц»? Он затонул в прибрежных водах Балаклавы. Это город, закрытый от обывателей. С двадцатых годов прошлого века на поиски клада «Чёрного принца» отправлялись сотни кладоискателей. Но самое главное – во времена Советского союза целая научная экспедиция пыталась разгадать тайну затонувшего корабля-призрака с несметными богатствами на борту.

Поиски кладов – это специфическая работа, увлечение, которое присуще многим гражданам, как России, так и других стран мира. Сама система поиска кладов довольно проста – нужно знать, что и где искать. Для начала, стоит определиться с объектом поиска. Так, затонувшие корабли с драгоценными грузами – лакомый кусочек.

Во многих морских акваториях искатели кладов могут заниматься дайвингом и незаметно подымать со дна одна за другой драгоценности. При этом, ценность могут составлять даже предметы старинного обихода. Те же вазы, чаши, прочие предметы обихода. Но золото и драгоценности - это наивысшая цель дайверов.

Что касается «Чёрного принца» – то были найдены исторические записи, указывающие на то, что на его борту находилось шесть миллионов рублей золотом. Это колоссальная сумма, которую просто не могли обойти стороной кладоискатели.

Что самое примечательное?

Поиском «Чёрного принца» заинтересовалось правительство СССР. В пятидесятые годы прошлого столетия России нужны были свежие финансовые вливания, страна была разграблена и уничтожена войной, поэтому правительство хваталось за любую возможность пополнить казну. Но поиски затонувших реликвий – это довольно сложное дело. Всё потому, что в пучине морской корабли теряют свои опознавательные знаки и становятся все одинаковые. Так случилось и с «Чёрным принцем». Его искали четыре года. Советское правительство разуверилось в том, что научная экспедиция добьётся положительного результата.

Оно всё больше и больше понимало, что море беспощадно к суднам и что во время шторма «Чёрный принц» мог быть полностью разрушен и искать его обломки – равносильно поиску иголки в стоге сена. Но поиски не прекращались ни на день.

Стоит отметить, что сам процесс изучения морского дна Чёрного моря позволил открыть много нового в подводном мире Чёрного моря, заставил СССР вкладывать колоссальные деньги в строительство первого батискафа. С его помощью и производились поиски затонувшего богатства.

Все поисковые и разведывательные работы по сей день остаются засекреченными, известно только то, что они проходили в несколько этапов, и каждый из них увенчивался открытием нового подводного корабля. Даже когда «Чёрный принц» был найден – это хранилось в строжайшем секрете, потому как миллионы рублей золотом таки были найдены. Сегодня всё большее число историков настаивают на том что ситуация с «Чёрным принцем» – показательная. На самом деле большое количество поисковых операций проводились под грифом «совершенно секретно».

Учёные, близкие к поисковой операции «Чёрного принца» указывают, что на самом деле первая пятилетка, которая была внедрена на территории СССР, была реализована именно за счёт золота, поднятого с затонувшего судна. Богатства были вложены в строительство новых промышленных объектов, которые и по сей день радуют глаз обывателей, которые приумножают благосостояние уже отделившихся стран.

Что знаменательно, поисками «Чёрного принца» параллельно с советскими учёными занимались и японские искатели кладов. Они были специально направлены на ложный след советским правительством. Зачастую вокруг таких знаменательных и богатых золотом объектов, как «Чёрный принц», точится настоящая война. Желающих ухватить хороший куш – достаточно много. Но в этой истории золото досталось правительству СССР.

Так что же, в истории «Чёрного принца» можно ставить точку? Учёные пока не рекомендуют с этим спешить, так как официального заявления о найденном золоте от правительства СССР не поступало. Но изученные материалы поисковой экспедиции дают уверенность в том, что корабль был найден, и с его борта несколько месяцев поднимали на поверхность секретный груз.

Было ли это золото? Пока есть только догадки, подтверждение которым могут дать официальные источники, но они молчат. Как молчат и воды Чёрного моря, в пучине которых до сих пор хранится ни одна сотня тайн, не поднятых со дна Чёрного моря кораблей. Как сложиться их судьба, быть может, в скором времени каждый из них сможет поведать современникам историю своей эпохи, или обогатить своих наследников несметным богатством.

No related links found