Подъем на плато ай-петри на машине ради чего туристы карабкаются наверх. Проект: как будет выглядеть плато ай-петри после реконструкции (фото)

СИМФЕРОПОЛЬ, 30 мар — РИА Новости (Крым). В Крыму в разработке находится сразу несколько проектов реконструкции плато Ай-Петри: планируется создание самого длинного в мире зип-лайна, небольшого эко-городка и сада камней, сообщил внештатный советник главы администрации Ялты Анри Канунов.

Ранее глава Крыма Сергей Аксенов пообещал к маю навести порядок на плато горы Ай-Петри, которое хаотично застроено гостиницами, кафе и торговыми точками. Один из проектов реконструкции разработан по поручению мэра города Андрея Ростенко.

данный момент этот проект также находится на согласовании в министерствах Республики Крым и в дальнейшем будет предоставлен главе Республики Крым Сергею Аксенову", — приводит слова Канунова пресс-служба мэрии. По его словам, на сегодня рассматривается несколько идей по созданию на Ай-Петри небольшого эко-города, предназначенного для отдыха и развлечений. При этом никаких капитальных строений на плато не планируется. Среди проектов, которые предполагается реализовать, самыми интересными, по словам Канунова, является сад камней, стеклянные смотровые площадки и каменный лабиринт из габионов (объемные изделия различной формы из проволочной крученой сетки с шестиугольными ячейками).

Здесь же может появиться и самый длинный в мире зип-лайн протяженностью 2,6 километра (сейчас самое длинное подобное сооружение находится в Медном каньоне Мексики — 2545 метров). Зип-лайн — это спуск по стальному канату с отрывом от земли по воздуху.

Кроме того, в районе канатной дороги на плато планируется сделать специальную площадь для отдыха и прогулок, где расположат сухой фонтан. Прорабатывается вопрос проведения международных соревнований воздушных шаров, строительства часовни. На плато также появятся велодорожки и дорожки для скоростного спуска на снегокатах, парковки для легковых автомобилей и экскурсионных автобусов, вертолетная площадка. "А вот многочисленных заведений общественного питания и сувенирных палаток на плато не будет. Останется лишь одно стационарное кафе, расположенное на верхней станции канатной дороги и прилегающие к нему сувенирные ряды", — заверил Канунов.

© Фото предоставлено пресс-службой администрации Ялты

Проект реконструкции плато Ай-Петри

Плато Ай-Петри находится над Ялтой на высоте примерно 1200 метров над уровнем моря, куда с побережья проложена высокогорная канатная дорога. Часть территории плато входит в Ялтинский горнолесной заповедник. В украинский период на Ай-Петри были самовольно построены незаконные объекты торговли, которые крымчане называют "шалманами". В кафе туристам предлагают еду и разливной алкоголь, который часто не сертифицирован. Попытки запретить незаконную деятельность на плато ранее наталкивались на сопротивление торговцев.

На данный момент, в Крыму ведут разработку сразу несколько проектов реконструкции плато Ай-Петри. Все они находятся на рассмотрении в соответствующих ведомствах и министерствах Республики Крым. Один из таких проектов был разработан по поручению главы администрации Ялты Андрея Ростенко .

В данный момент этот проект также находится на согласовании в министерствах Республики Крым и в дальнейшем будет предоставлен Главе Республики Крым Сергею Аксенову , — рассказал внештатный советник главы администрации города Ялты Анри Канунов .

На этой неделе в некоторых средствах массовой информации, в том числе на интернет-порталах, был опубликован еще один проект реконструкции плато Ай-Петри, предоставленный Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялты, который сейчас также находится на рассмотрении в столице Крыма.

Какой из этих проектов будет утвержден и с какими поправками, мы пока не знаем, поэтому говорить о том, что будет расположено на плато, пока преждевременно, — подчеркнул Анри Канунов.

В тоже время он рассказал, что есть несколько идей по созданию на Ай-Петри небольшого эко-города, предназначенного для отдыха и развлечений, где будут сосредоточены интересные объекты, максимально безвредные для природы и привлекательные для туристов. При этом никаких капитальных строений на плато не планируется.

Среди проектов, которые предполагается реализовать на плато, самыми интересными, по словам Анри Канунова, будут сад камней, стеклянные смотровые площадки и каменный лабиринт из габионов (объёмные изделия различной формы из проволочной кручёной сетки с шестиугольными ячейками). Здесь же может появиться и самый длинный в мире зип-лайн, протяженностью 2,6 км (сейчас самый длинный Zip Line — 2545 м расположен в Медном каньоне в Мексике).

Кроме того, в районе канатной дороги на плато планируется сделать специальную площадь для отдыха и прогулок, где будет располагаться сухой фонтан (фонтан, оборудованный специальной решеткой, из-под которой бьют струи воды, а сама ниша бассейна с водой спрятана под решетку). Благодаря такой конструкции люди могут вплотную подойти к сухому фонтану, походить по его решетке – одним словом, находиться в самом центре событий.

Также прорабатывается вопрос проведения международных соревнований воздушных шаров, и ряд других интересных развлекательных мероприятий, отображающих общую экологическую концепцию развития данной территории, без нанесения невосполнимого вреда природе.

Кроме вышеперечисленного, на плато появится возможность прокатиться на велосипедах летом и на снегокатах – зимой. Для этих целей здесь будут организованы специальные велодорожки и дорожки для скоростного спуска. Вместе с этим, останется возможность покататься и на животных, но все это будет в современном, цивилизованном виде.

А для легковых автомобилей и экскурсионных автобусов на плато планируется сделать две парковки. Предполагается, что здесь появится и вертолетная площадка, которая будет предназначена, в том числе для проведения поисково-спасательных работ, что особенно актуально зимой, когда подняться на плато на автомобильном транспорте довольно проблематично.

Во всем мире в таких труднодоступных горных местностях существуют специально оборудованные вертолетные площадки, которые, в первую очередь, предназначены для экстренных случаев, — подчеркнул Анри Канунов.

А вот многочисленных заведений общественного питания и сувенирных палаток на плато не будет. Останется лишь одно стационарное кафе, расположенное на верхней станции канатной дороги и прилегающие к нему сувенирные ряды.

Много споров и разногласий в социальных сетях вызвала информация о появлении на плато церкви. Хотелось бы уточнить, что это будет небольшая часовня, которая будет расположена со стороны автомобильной дороги на плато, около Горно-лыжного клуба, — пояснил Анри Канунов и добавил, что администрация Ялты готова принять к рассмотрению любые предложения по повышению привлекательности данного кластера с условием жесткого контроля за сохранностью сложившейся экосистемы плато.

К Верхней станции канатной дороги Мисхор – Ай-Петри, откуда начинается тропа к Зубцам Ай-Петри можно попасть из поселка Мисхор к западу от Ялты, а также на маршрутном такси, которое отправляется от Ялтинского автовокзала . Однако эта экскурсия будет неполной, если не посмотреть Большой хаос Алупкинского парка, также к западу от Ялты.

Схема Ай-Петринской яйлы и массива Бойко, автор нам не известен пока.

Гора Ай-Петри господствует над Ялтой на высоте 1234 метра. Особую красоту ее силуэту придают несколько округлых, напоминающих колонны, зубцов. Они возвышаются примерно над станцией канатной дороги примерно на 70 метров.

Ай-Петри горный массив, центр туризма

Главная гряда Крымских гор разделена на яйлы — отдельные массивы с холмистой поверхностью.

На Ай-Петринскую яйлу можно попасть по шоссе от Ялты или от Мисхора по канатной дороге. Она проложена в 1987 г., ее длина — 3 км, время подъема — 20 минут.
Зубцы Ай-Петри образуют четыре крупных (высотой 12-15 м) и ряд мелких отвесных пиков, сложенных рифовыми известняками.
Огромный базар предлагает всевозможные восточные яства. Замечательные условия для активного туризма, катания на лошадях и верблюдах, горном велосипеде, джипах, полетах на параплане, съемке военных приключений и фантастики.
Близ Зубцов растет заповедная Буковая роща, самая большая на Главной гряде. У бровки яйлы приютилась сосна-«Самолет», ей около 300 лет.
Туристы обычно посещают Ай-Петринский меридиан – каменный глобус с точными геодезическими данными, видовую площадку на скале Шишко, метеостанцию, гору Бедене-Кыр (здесь зимой работает несколько горнолыжных подъемников), пещеру Трехглазка, оборудованную для экскурсий. На склоне у шоссе из Ялты на Ай-Петри можно увидеть «пьяную» сосновую рощу — вековой лес из сосны крымской, нарушенный оползнем.

Известняковые породы всех трех гряд Крымских гор (также как и многие речные долины, прорезающие их) буквально нашпигованы окаменелыми остатками морских организмов: улиток, двухстворчатых моллюсков, червей и кораллов.
Как правило, известняковые породы отличаются слоистой структурой и даже рисуются на схемах как уложенные один на один ряды прямоугольничков.
Ничего подобного южный обрыв Ай-Петри нам не демонстрируют: вся эта мощная махина от основания над Алупкой и Мисхором и до Зубцов это гладкий каменный гейзер.

Ay-Petri mountain is located near Yalta resort. The highest point of Ay-Petri mountain is about 1234 metres. How you can get to Ay-Petri mountain? Go to the busstation in Yalta town. It will take 30 or 40 minutes to get to Ay Petri mountain from Yalta town by bus or by your own car. Ay-Petri is the name of the mountain peak, as well as it’s a plateau. A view from Ay-Petri is spectacular.

The weather on Ay Petri is very cold in winter and very hot in summer. Ay Petri is the biggest area for tourists visiting this mountain every year.
Ay-Petri mountain is one of the biggest plateau of Crimea and every visiting this area has an opportunity to see all power of this mountain. Ay-Petri is very ancient coral reef that rises from the sea bottom many years ago. Ay-Petri’s ancient history is a rich one and many archeological groups work here every year.

Ay-Petri is a famous tourist attraction all the year round. It is a place for skiing in winter and hiking in summer.

Приветствую! Совершить подъем на плато Ай-Петри на машине решаются далеко не все водители, есть и такие, для кого поездка становится развлечением. Бесспорно, маршрут запоминающийся и живописный — чем выше поднимаешься, тем больше восхищает панорама южного берега Крыма.

Мне поступает много вопросов о ситуации на Ай-Петри в сезоне — 2020 г. Похоже, на Масленицу крымчане так хорошо проводили зиму, что она ушла с полуострова далеко и надолго и отметилась лишь на нескольких горных вершинах. Я решила собрать всю доступную информацию в социальных сетях и добавить ее в эту статью. Речь пойдет о развлечениях на плато, ценах и состоянии дороги.

Дорогие читатели! Статья была написана давно, но все еще пользуется спросом, поэтому я постоянно ее обновляю и вношу актуальную информацию. (Использованы личные снимки и фото из соцсетей за 2020 г). Обновлено 06.02.2020 г.

Дорога на Ай-Петри

Подняться на Ай-Петри можно четырьмя способами: пешком, на собственной машине, на канатной дороге или с перевозчиками. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, но хотя бы одним нужно воспользоваться обязательно. Для пешеходных маршрутов есть в Сети схемы.

В январе 2019 г. плато Ай-Петри было самым популярным местом для активного отдыха. Сотни туристов выложили свои снимки в соцсетях с заснеженной горы: кто на санках, кто на лыжах, а кто-то в километровой пробке. В новогодние праздники движение было парализовано, нашлись чудики, которые поднялись на летней резине (их пришлось вытаскивать).

фото из группы ВК «Погода на Ай-Петри».


Уважаемые, перед поездкой в зимнее время смотрите в Сети погодные условия! Если вам плевать на себя, подумайте о детях! К некоторым участкам спасательные службы не могут добраться.

Рассчитывайте возможности своего авто: 4х4, шипы или цепи, полный бак. Актуальная информация в группе в ВКонтакте «Погода на Ай-Петри».


Горный серпантин, ведущий на плато, самый затяжной и извилистый в Крыму. В зависимости от погодных условий некоторые участки или вся дорога могут закрываться, о чем предупреждает знак в начале пути или постовые. Бывают здесь оползни, обвалы и лавины.

С 2019 года дорогу на Ай-Петри обслуживает предприятие «Крымавтодор». Для обеспечения безопасности дорожного движения в зимнее время дорогу расчищают от снега и посыпают песко-соляной смесью.

Раньше для посещения Ай-Петри существовало негласное правило: подъем на плато по узкому серпантину до 12 ч. дня, спуск – после 12 ч. дня. Теперь это правило автотуристы игнорируют и создают проблемы себе, другим и спасательным службам.

Дорога Т 0117 ведет на плато Ай-Петри, а затем по северному склону, через Большой каньон Крыма, в Бахчисарайский р-он. Второе название — старая Ялтинская трасса. По пути следования есть родники, интересные скалы и самые известные водопады Крыма: (на южном склоне) и Серебряные струи (на северном склоне).

4 февраля 2020 года дорога на Ай-Петри со стороны Бахчисарая закрыта из-за угрозы чрезвычайной ситуации.

«С целью обеспечения безопасности дорожного движения с 4 февраля 2020 года до устранения причины, вызвавшей данную ситуацию, движение с 30-го по 46-й км автомобильной дороги Бахчисарай – Ялта – это въезд на Ай-Петри со стороны Бахчисарая – временно прекращено для всех видов транспортных средств», – сказали в минтрансе республики.

Со всей уверенностью можно сказать, что дорога на Ай-Петри является одной из самых опасных дорог Крыма, поэтому уставшим водителям и новичкам делать там нечего!

Подняться на Ай-Петри можно на канатке или на транспорте, который осуществляет перевозки. Список перевозчиков на плато Ай-Петри опубликован в группе ВКонтакте «Погода на Ай-Петри».

С августа 2019 года МУП «Ялтагортранс» осуществляет перевозки (в теплое время года) из Мисхора и Ялтинского автовокзала на плато Ай-Петри на лицензированном такси. Цена поездки в одну сторону — 450 руб. с человека.

«Отправление такси по мере их загрузки будет осуществляться из мест продажи абонементов. В районе плато Ай-Петри будет проводиться диспетчеризация и посадка пассажиров. В дальнейшем направления и виды перевозок лицензированными такси будут расширяться».

Для тех, кто не знает, как выглядит серпантин на Ай-Петри карта маршрута.

Чем заняться на Ай-Петри в снежную погоду

В январе 2020 г. снега значительно меньше, но желающих попасть в зимнюю атмосферу достаточно.


С 20 января 2020 г. канатная дорога закрывается на ежегодные плановые профилактические работы. Последний день работы 19 января. Планируется, что канатная дорога возобновит работу весной.


Для любителей пеших маршрутов организованы восхождения. Например, маршрут в 5 км — начинается на Кореизской тропе (44.440463, 34.08323), мимо родника Баба-Али-Текне (44.455722, 34.070383) с переходом на Мисхорскую тропу и заканчивается у верхней станции канатной дороги. По живописной тропе вы попадете из осени в зиму и впечатлитесь картинными пейзажами.


Для любителей экстрима компания «Ai-Petri tour» организовывает индивидуальные джип-туры с посещением форелевого хозяйства «Форелёво» (ищите офиц. сайт в Сети), где работает русская баня на дровах, есть возможность половить рыбу и отведать вкусные блюда из свежевыловленной крымской форели.


Карта горнолыжных трасс на Ай-Петри.




Цены на подъемники на 26 км в январе 2020 г.:

  • на маленький — 500 руб.
  • на большой — 1000 руб.
  • комплект лыж — от 500 руб.
  • борд — от 500 руб.
  • ватрушка большая (сноутюб) — 600 руб.
  • ватрушка стандартная — 500 руб.

В залог просят документ. Подъемник начинает работать с 10 утра.

Важно! Сообщение от ГКУ РК «КРЫМ-СПАС»:

ВОПРЕКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯМ СПАСАТЕЛЕЙ ТУРИСТЫ ПРОДОЛЖАЮТ ПРЕНЕБРЕГАТЬ ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ КАТАНИИ НА СНОУТЮБЕ

Министр чрезвычайных ситуаций Республики Крым Сергей Шахов проинформировал, что туристы, вопреки предупреждениям спасателей, продолжают пренебрегать правилами безопасности при катании на сноутюбе, получая различные травмы. За выходные дни спасатели, находящиеся на патрулировании на плато Ай-Петри, оказали помощь 4 туристам, травмировавшимся при катании на сноутюбах.


В стороне от подъемника местные кулинары готовят на продажу плов, шашлыки и шурпу. Можно привезти еду с собой и устроить пикник, взяв в аренду беседку с мангалом. Стоимость аренды — 1500 руб. на день.


Дольше всего снег лежит на северных склонах плато, обычно он сохраняется до марта-апреля.

Вид со стороны метеорологической станции. Тишина и умиротворение …. Вдали хорошо видны зубцы Ай-Петри, именно там находятся верхняя станция канатной дороги, самая высокая точка 1234 м. и пещера Трехглазка.


С обзорной площадки открывался чистый простор — бирюзовое небо с проблесками лазури, утопающее в морской глади Черного моря. Вечнозеленые кустарники и деревья обрамляют своими зарослями Алупку и Кореиз.




Кругом запущенность и хаос. Частные дома, сараи, кафе, шалманы, стройки. Уже через 15 минут забываешь, за каким лешим ты сюда поднялся.

«Горцы» не хотят облагораживать территорию из-за нерешенных земельных вопросов. Экологи бьют тревогу и призывают прекратить хозяйственную деятельность на территории Ай-Петри, ограничить пропускную способность для развития эко-туризма. Вот только поздно спохватились: многие предприниматели работают здесь уже не один десяток лет. Круг замкнулся и теперь вся надежда на новую власть, которая примет рациональное решение, чтобы и «волки были сыты и овцы целы»…

Из-за особенности рельефа Ай-Петри называют яйла — летнее пастбище. С давних веков на плато строили поселения, но самый большой «вклад» внес нomo sapiens.

Пожалуй, единственный объект, который находится на своем месте — памятник крымским партизанам Великой Отечественной войны, которые погибли в бою в декабре 1941 года.


Дорога на Ай-Петри имела важное значение во времена Второй мировой. Именно по ней фашисты перебрасывали войска и технику в сторону Севастополя. Партизанам удалось взорвать участок дороги и помешать осуществиться вражеским планам, но все они погибли в неравном бою.
Ценой невероятных усилий солдаты смогли защитить свою землю, память о них должна передаваться из поколения в поколение, а не исчезать под строительными лесами…

Примерно, в 35 км от вершины Ай-Петри, находится стоянка и туристическая тропа в Большой каньон Крыма. Об этом маршруте я уже рассказывала в своем отчете .

Что происходит на Ай-Петри в январе 2020 года.


Между «горцами» и владельцами канатной дороги идет соперничество за своего клиента. Как будут развиваться события, покажет время. Статья будет обновляться.
Благодарю за внимание!

Ай-Петри

Что такое Ай-Петри? На этот вопрос трудно ответить одним-двумя предложениями, ещё труднее описать многоликость этого горного массива, где каждое урочище и удивляет, и восхищает. Потолкуйте с альпинистами и скалолазами, туристами и экскурсантами, спелеологами и лыжниками, лесниками и метеорологами, грибниками и любителями лесных ягод – каждый поведает о своём, но даже сложенные вместе эти фрагменты не дадут представления об Ай-Петри, пока не побываешь на её вершине.

Ай-Петри – это вершина и горный массив площадью более 300 км2, один из столовых массивов (их ещё называют яйлами), вытянутых вдоль Южного берега Крыма и составляющих главную горную гряду. Ай-Петринский массив простирается с востока на запад на 25ть км. Расстояние между его южной бровкой и северными подножиями более 13ти км. Условная восточная граница проходит по меридиану горы Рока, отделяя массив от соседней Ялтинской яйлы. На западе Ай-Петри заканчивается глубокой седловиной Байдарские ворота.

Однако чаще всего туристы запоминают не массив в целом, а одну из его вершин с частоколом экзотических каменных столбов, именуемых зубцами. Эта вершина далеко выдвинутого к югу выступа массива и есть собственно Ай-Петри, давшая название всему плато и ставшая символом южнобережья.

Высшая точка всего массива – гора Рока с абсолютной отметкой 1346 метров над уровнем моря, чуть меньше (1320 метров) гора Перепелиная (Бенеде-Кыр). Сама же гора Ай-Петри много ниже – её высота 1231 метров над уровнем моря.

На всём протяжении горный массив смотрит на юг, в сторону моря, грозными скальными стенами: где строго отвесными, где ступенчатыми, но всюду труднодоступными. Редкие перевалы, через которые человек ещё в древности проложил тропы и тележные дороги, и сейчас служат проходами с Южного берега на плато.

Северные склоны массива не столь круты, их сплошь покрывают широколиственные леса.

На север выдвинуты небольшие массивы Бойка и Седам-Кая. Разделяет их речка Коккозка. Множество других рек и ручьёв сбегают с Ай-Петри. С её северных склонов текут притоки Коккозки: Аузун-Узень и Сары-Узень, с западных – реки: Бага, УркустаУзунджа, из которых рождается речка Чёрная – самая многоводная в Крыму. В верховьях одного из левых безымянных притоков Узунджи находится урочище Карадагский лес. Реки южного склона – короткие и маловодные летом – бывают бурными и опасными в паводок. Сотни родников питают эти речки и среди них самый крупный в Крыму – источник Скельский.

На юге от морского берега в горы поднимаются белоснежные дома красавицы Ялты. С вершины массива в ясный день отчётливо видны посёлки Гаспра, ОреандаФоросКореизСимеизГолубой залив, город Алупка… На западе, в Байдарской долине, лежат сёла Орлиное, ПодгорноеРодниковоеРоссошанкаНовобобровскоеПередовое… У подножия северных склонов в густых садах, смыкающихся с лесом, с трудом можно разглядеть сёла Поляну, СоколиноеМногоречьеСчастливое… И только на востоке, где Ай-Петри граничит с другим горным массивом – Ялтинским, селений нет.

Южные обрывы Ай-Петринского массива и его северные пологие склоны очень живописны, но нет прелестней панорамы Южного берега, открывающейся с вершины. Трудно найти крымчанина, который хотя бы раз в жизни не встречал восход солнца на Ай-Петри. Право, ради одного этого мгновения, когда огненный шар солнца будто всплывает из тёмно-синей пучины моря, стоит подняться на эту высоту.

Горный Крым, каким мы его видим сейчас, сформировался за сравнительно короткий промежуток геологического времени – приблизительно за 1,5 – 2 миллиона лет.

Более или менее достоверно известна геологическая история Горного Крыма, в том числе и Ай-Петри, начиная с конца триасового периода (около 200от миллионов лет назад). В то время территорию нынешнего крымского полуострова покрывали воды древнего океана Тетис, существовавшего на протяжении большей части истории земного шара (до неогенового периода). В широтном направлении океан тянулся через южную окраину Евроазиатского материка, область современного средиземного моря и крайний северо-запад Африки.

За последние 200 миллионов лет участок суши, на котором находится Ай-Петри, многократно выводился из-под уровня моря, и тогда его активно разрушали экзогенные силы, а затем снова погружался под уровень моря. Глубина погружений была разной, в зависимости от неё на дне водоёма откладывались либо илы и пески, преобразовавшиеся в последствии в глины и песчаники, либо известковые илы, превращавшиеся в известняки. Иногда, при значительном поднятии близко расположенной суши и мелководий самого бассейна, суша активно размывалась и в бассейн сносились огромные массы галечников. Цементируемые морскими осадками, они преобразовывались в конгломераты.

150 – 160 миллионов лет назад в окрестностях Ай-Петри активно действовали вулканы, остатки их можно увидеть возле посёлков Мелас и Форос.

Во время многочисленных поднятий и опусканий земной коры морские осадки, превратившиеся под тяжестью вышележащих отложений в слои пород, неоднократно сминались, трескались и перемещались. Естественно, чем древнее породы, тем сильнее они дислоцированы (нарушены). Пластичные породы – глины с прослойками песчаников – изгибались в причудливые складки, более прочные – известняки, конгломераты – разрывались на отдельные блоки. Некоторые блоки могучими силами земных недр перемещались на большое расстояние. В Крыму, в частности на Ай-Петри такие перемещения достигают километра в вертикальном направлении и нескольких километров – в горизонтальном.

Самые древние породы, слагающие Ай-Петри, можно увидеть в долине реки Коккозки в обрывах над дорогой, которая ведёт из Бахчисарая через Соколиное в Ялту. Эти срезанные речной долиной складки состоят из ритмично переслаивающихся пород таврической серии – песчаника, алевролитов, аргиллитов, окрашенных в разные тона. Выше пород таврической формации лежат породы средней юры (так как они моложе). Это те же переуплотнённые глины, переслаивающиеся с песчаниками, породы, напоминающие "слоёный пирог", геологи его называют флишем. По облику флиш таврической формации мало отличается от флиша средней юры, правда, они дислоцированы относительно слабее и изогнуты в более пологие складки.

Породы таврической серии и средней юры слагают основание Ай-Петринского массива. Выше их залегают известняки. Линия контакта проходит на различных абсолютных отметках, но в основном не превышает 500 – 600 метров. Только в одном месте (в урочище Беш-Текне) флишевые породы вытолкнуты подземными силами на высоту 1000 – 1100 метров на поверхность плато.

В горном Крыму уже около полутора миллионов лет и на поверхности и глубоко в недрах гор незаметно протекают активные процессы карстования, приводя к образованию различных по величине и форме воронок, котловин и пещер. На Ай-Петринском массиве выделяют три карстовых района: Западный Ай-Петринский карстовый район, расположенный между перевалом Байдарские ворота и вершиной Мердвен-Каясы; Центральный, занимающий среднюю часть массива между вершинами Мердвен-Каясы и Ат-Баш; Восточный, лежащий между вершинами Ат-Баш и Рока. Наиболее интенсивно закарстован Центральный Ай-Петринский район. Здесь обнаружено 218 подземных полостей и более 1330 карстовых воронок. Всего же на Ай-Петри 302 подземные карстовые полости (пещеры, колодцы, шахты), из них 12 объявлены памятниками природы местного значения: Скельская, КристальнаяВисячаяМедоваяЖемчужнаяМисхорскаяКамнепаднаяСюндюрлюДружбаГеофизическаяКаскадная и Данильча-коба.

Если на вершинной части плато господствует карст, то ниже, у подножия склонов – оползневые, скально-обвальные и селевые процессы. Оползни образуются в любых горах, особенно там, где этому способствует геологическая обстановка. В Крыму условия для образования оползней благоприятные, поэтому только на южнобережных склонах зафиксировано 452 оползня, из них 112 являются активными. У подножия Ай-Петри можно увидеть множество крупных и мелких оползней, девять из них являются основными: Маласский, ЧернобугорскийМухалатскийКучук-КойскийКикенеизскийДоломийскийАлупкинскийЗолотой пляжЧукурларский.

Наряду с рыхлым материалом вниз по склону сползают и весьма крупные известняковые блоки, отколовшиеся от основной массы пород, – отторженцы. Среди окружающих их более мягких пород они выглядят живописными скалами. К отторженцам относятся горы Могаби у Ялты, Крестовая в Алупке, Кошка в Симеизе и многие другие.

Климат Ай-Петри отличается резкой контрастностью. Среднегодовая температура воздуха на Ай-Петри +5,9оС. В горах в один и тот же месяц среднесуточная температура может быть самой различной. На Ай-Петри в январе она бывает +11,4оС…–20,4оС, в феврале +11,5оС…–26,5оС, а в августе +27,1оС…–2,3оС. Самый тёплый месяц на яйлах – июль, реже – август. Средняя температура июля равна 15,6оС, но максимальная значительно выше – она достигает 32оС. Самый холодный месяц – февраль, средняя температура его составляет –3,8оС.

40% осадков на Ай-Петринском плато выпадает в виде дождя, 60% – в виде снега. В среднем за год на Ай-Петри выпадает 1052 мм осадков (в Ялте всего лишь 635), причём только в январе 160 мм. Устойчивый снежный покров держится с середины декабря до марта. По причине оттепелей на белесых участках яйлы снег сходит полностью на 50-70% несколько раз за холодный период времени.

Продолжительность светового дня на Ай-Петри велика – 2325 часов.

И нежелательные капризы природы здесь хоть и представляют собой неудобство и опасность, но всё-таки – явления всё же кратковременные.

Пересекая Ай-Петри с юга на север или в обратном направлении, даже неспециалист подмечает определённую закономерность в распределении растительности: склоны одеты лесами, на плато господствует лугово-степная растительность. Яйла поражает широкими просторами открытых пространств с редкими куртинами деревьев и кустарников. В отличие от других крымских яйл Ай-Петринская имеет естественные лесные массивы вдоль кромки обрывов, в Центральном карстовом плато и по эрозионно-карстовым долинам в западной части, но большая част плато покрыта лугово-степной растительностью.

Растительность в горах поистине богата и разнообразна. На южных склонах растёт буковый лес с примесью сосны. С высоты 1000 – 800 метров над уровнем моря начинается пояс сосны крымской, которая в первом ярусе растёт с дубом, а во втором – с можжевельником колючим. Ниже 400 метров начинается пояс кустарниковых сообществ из можжевельников, грабинника, держидерева и многих других кустарников с примесью дуба. Здесь можно встретить фисташку туполистную, земляничное дерево со своеобразной гладкой красноватой корой, тонкий наружный слой которой ежегодно меняется, и с вечнозелёными листьями, желтоцветный жасмин, кустарниковый вид вязеля, пузырник и многое другое. В лесах много плодово-ягодных деревьев и кустарников. На склонах Ай-Петри и на плато произрастают почти все распространённые виды рябин: обыкновенная, крупноплодная, берека, греческая и другие.

Так что же такое Ай-Петри? Вряд ли на этот вопрос можно услышать исчерпывающий ответ…

CD "Достопримечательности Крыма" -