Почему Китай называют Поднебесной? Почему Китай называют Поднебесной страной? Китай называют поднебесной

24.01.2015

Когда в каком-нибудь разговоре на исторические или политические темы проскальзывает наименование «Поднебесная», все сразу понимают, что речь идет о Китае. А вот почему это название прочно закрепилось за государством? Не все знают ответ на этот вопрос. Между тем ответ будет очевиден, если немного копнуть вглубь веков и вспомнить, что представлял собой Китай в давние времена.

Еще до появления конфуцианства Китай вел обособленную жизнь, но не потому, что его жители считали себя каким-то специальным богоизбранным народом. Все было проще: Китай был территориально отделен от других государств и племен. Словно сама природа позаботилась о его изоляции: с востока его омывали 4 моря, с запада защищали неприступные горы. В такой ситуации трудно не почувствовать себя отделенным от всего остального мира.

Только с севера могли прийти в Китай представители других народов, но это были полудикие племена манчьжуров и других народов, ныне исчезнувших с лица земли. Неудивительно, что у китайцев сформировалось четкое представление о том, что они - представители единственного цивилизованного общества во всем мире. Чуть позже, когда получило развитие конфуцианство, это представление было подкреплено конфуцианской идеологией: китайский император отныне рассматривался как представитель Неба на Земле.

Сам Китай находился в центре под Небом. А Небо - это священное начало, без него невозможна жизнь. Император владел не просто какой-то частью территории: ему, как существу, имеющему связь с высшими, небесными, силами, был подвластен весь мир. Главное святилище - Храм Неба, через которое можно было поддерживать связь с богами, находилось (кстати, и сейчас находится) в Пекине.

Так постепенно Китай превратился в Поднебесную. Он по-прежнему был в относительной изоляции, и все войны и мировые экономические кризисы обходили его стороной. Китай развивался обособленно. Вплоть до начала XX в. в Храме Неба проходили торжественные церемонии, когда император уединялся на проведение процедур медитации, с помощью которых общался со Священными Небесами и просил благополучия для китайского народа.

Сегодня термин «Поднебесная» используется представителями других государств, но не самими китайцами. Изоляция страны осталась в прошлом, мир оказался несравненно шире и выяснилось, что его населяет гораздо больше народов, чем это представлялось предкам современной Поднебесной Страны. Но термин прижился и до сих пор не вышел из употребления. Теперь это просто дань древней традиции, а не утверждение факта, что Китай - единственное могущественное государство в мире.

В мире существует огромное количество стран с многовековой культурой и историей, но именно Китай называют «Поднебесной». Многие думают, что это название связано с Тибетом, но это далеко не так. Это понятие имеет более глубокий философский смысл, который определил мировоззрение китайского народа еще со времен зарождения государственности. Почему Китай - «Поднебесная»? Откуда взялось это понятие? Что оно означает? Необходимо проследить историю этого наименования с периода возникновения китайской государственности, окунуться в события того времени, чтобы понять, как именно зародилась Империя Поднебесная.

Краткая культура Китая и его история

Примерно пять тысяч лет назад древние племена, проживающие в бассейне реки Хуанхэ, занимались земледелием и разведением свиней. В бронзовом веке они превратились в ремесленников и основали свое государство - Шан, которое превосходило соседей в военной мощи и ремеслах.

В нем был развит культ предков, часто сопровождающийся кровавыми жертвоприношениями. Ибо прародители, согласно верованиям, уходили на небеса, а в ответ на жертвоприношения помогали людям.

Шли века, государство крепло и процветало. Император Чжой-Гун сохранил культ предков и выдвинул концепцию Посланника Неба, суть которой заключалась в том, что императоры и их наследники являются посланниками неба, которое представляет собой слившихся в единое пространство духов предков. А императоры признаются самыми достойными и править они могут до тех пор, пока не утратят небесную добродетель и не увлекутся развратом и непристойными делами. Так как небо едино, то оно наделяет властью одного правителя единого государства - Поднебесной. Такое Вселенское государство представлялось не как господин над другими, а как духовный центр.

Определение понятия

Итак, «Поднебесная» - это китайский термин, который означает весь мир, но позже он стал использоваться для названия территории, на которой властвовал император.

Во время правления императора Чжой-Гуна конфуцианство рассматривало его как представителя Неба, а территория, подвластная самому достойному, называлась Поднебесный мир, главный храм которой был - Храм Неба.

Центром мира, согласно конфуцианству, был императорский двор. Китайский император, как утверждала китайская классическая политическая мысль, был правителем мира, а иностранные страны - его вассалами.

Конфуцианство как философия народа

Во вселенском государстве сформировались религия и философия - конфуцианство, которое стало основой мировоззрения и мировосприятия народа. Вот некоторые положения этой философии:

  • Император - это посланник Неба.
  • Двор императора - центр вселенной.
  • Поднебесная - это особое место китайского народа в мире, это представление народа об устройстве государства.
  • Главное святилище государства - Храм Неба.
  • Совершенствование надо начинать с себя, а потом требовать этого от других.
  • Народ делится на руководителей и исполнителей.
  • Поднебесная - это семья, и чтобы успешно управлять ею, необходимо следовать определенным правилам поведения.
  • У каждого человека свое предназначение, сын - должен быть сыном, отец - отцом.
  • Главная цель учения - справедливость и гармония.

Появление такого учения вполне логично, ведь государство было абсолютно изолировано от мира, с одной стороны - морем, с другой - горными массивами, а с третьей стороны - кочевыми племенами, которые периодически нападали на страну.

Поднебесная - это Япония или Китай?

Культуры этих двух стран имеют много общего, в первую очередь - это подчинение Небу, во вторую - конфуцианство, в третью - специфическое мировоззрение. Поэтому термин применялся как по отношению к Японии, так и по отношению к Китаю. Но это не совсем правильно, ведь Япония в западной культуре воспринимается как Страна Восходящего солнца.

Культ Неба в Китае

В Китае и сегодня поклоняются Небу, но в то же время народ не думает о загробном мире и, следовательно, не готовится к нему, его главная национальная традиция - прожить достойно на земле. В китайской религии отсутствуют мифы, вместо них есть сказания о справедливости и мудрости императоров, которые были посланы Небом для управления делами на земле.

Современное понимание термина в стране

В наши дни, когда китаец произносит термин «Поднебесная», он имеет в виду «весь мир», но все остальные народы под этим термином подразумевают только Китай. В чем же уникальная исключительность этого народа?

Китайцы - носители древних знаний и мудрости, они отличаются трудолюбием, послушанием, высокой организованностью. Многие считают Китай отдельной планетой, настолько непривычен уклад жизни и мировоззрение народа. Здесь переплелись древность и современность, мудрость и рассудительность. Китайцам удалось сохранить свои традиции. Даже коммунизм не сломал их мировосприятие и поклонение Небу, одно из самых весомых доказательств - это Храм Неба, который поражает своей красотой и величием и является - национальной гордостью народа.

Китай – самобытная страна, имеющая богатейшую самобытную историю и традиции, насчитывающие несколько тысяч лет. С названием страны, которую мы издавна называем Китаем далеко не все так просто и однозначно. Главным нонсенсом является то, что государства с названием Китай, официально нет вообще. Для того чтобы понять, почему Китай называют Поднебесная , необходимо вернуться в ее историю.

Китай расположен в центральной и восточной Азии. Страна по площади является третьей в мире. С востока Китай омывается четырьмя морями. С запада Китай закрыт неприступными горами. Такое расположение страны предполагало глухую изоляцию Китайской цивилизации от остального мира. Изоляция древнего Китая подкреплялась еще и тем, что на севере в то время проживали дикие кочевые народы – маньчжуры, чжурчжэни, КИДАНЕ.

От кочевников Китайская цивилизация пережила массу набегов, грабежей и территориальных посягательств. Они громили Китайские царства, уничтожали императоров. На императорский трон завоеватели нередко ставили своих людей. Новые ставленники сами оказывались в окружении Китайских традиций, постепенно ассимилировались и в итоге становились такими же, как и все их окружение.
Долгое время Китай не знал других войн, кроме войн с кочевыми племенами.

Более полутора тысяч лет Китай не знал контактов с другими мощными и развитыми цивилизациями. Цивилизация Китая развивалась вне исторических процессов, которыми жили европейские государства. Развитие Китая миновала смена эпох, географических открытий, завоеваний, и упадка. Отсюда и сложилось у древних китайцев представление о том, что Китайская цивилизация – центральная цивилизация на земле. За пределами страны живут только дикие варвары.

Считалось, что в мире существует пять сторон света – север, Юг, запад, восток и Центр (Чжун). Центр расположен непосредственно под входом в небо.
Исходя из отсутствия контактов с другими цивилизациями, древние китайцы считали, что их страна находится в середине мира. По этому сами китайцы называли свою страну Серединное государство (Чжун Го). 中国 – так обозначается название Китая. Первый иероглиф 中«чжун» означает середину, или центр. Второй иероглиф 国«го» обозначает понятие – страна, или государство. Название Чжун Го не используется постоянно в течении всего развития Китая. Культурный и политический смысл его значения менялся.

Серединное государство, поднебесный Китай, располагалось непосредственно под входом в небо. Великое Небо еще до рождения Конфуция, особо почиталось, и символизировало Божественное, чистое, священное начало, на котором основана вера, обряды и традиции. Страна, расположенная в центре земли у входа в небо, имела с небом непосредственную духовную и физическую связь. В 3 веке до нашей эры была создана объединенная империя.

Небо имело колоссальное значение в духовной и культурной жизни Китая. В Пекине сохранился храм неба. В исключительно тяжелых политических государственных ситуациях, происходила церемония совета императора с небом. Длилась церемония две недели. В храме император проводил обряд, в котором участвовало более ста тысяч человек – чиновников, военачальников, жрецов.

Во время церемонии принимала участие армия в полной боевой амуниции и с присутствием лошадей и боевых слонов. Сам император великой объединенной страны считался сыном неба и властителем Поднебесной империи – империи, руководимой небом. Небо имело форму круга. Земля находится под небом и имеет форму квадрата. Там где круг спроецирован на квадрат (в центре квадрата), там и расположен Китай . Считалось, что небо, руководящее империей, имеет под своей опекой только Серединную страну. У варваров, окружающих Китай, неба не было.

Название страны – поднебесная империя (Тянь-Ся - 天下) – подчеркивало величественность государства и громадный размер территории – всей земли, располагавшейся под небом. Выражение ТЯНЬ – означало день, небо. Ся – низ, подножье чего либо. Тянь – Ся это подножье неба.
Почему Китай называют Поднебесная ? Поднебесная страна – Китайское название. Означало территорию, находящуюся под властью Китайского императора. В Китае понятие поднебесная страна вышло из употребления, и употребляется в мире. В настоящее время название Поднебесная сохранилось в поэзии. Употребление такого названия подчеркивает взгляд из вне на культуру и традиции Китая, имеющие глубокую и самобытную тысячелетнюю историю.

Поднебесная империя за все время своего существования сменила множество названий. Кроме «Поднебесная», Китайцы называли свое государство «Сыхай» - страна, лежащая между четырьмя морями. «Чжунхуа» - Серединная цветущая, «Хуася» - цветущая Ся (династия, правящая в 16 веке до нашей эры). Название государства выбиралось исходя из названия древнего царства, принятого за образец. Название Сунн было дано в честь одного из самых культурных царств. В ходу были названия Юань – Главная, ЦИН – чистая.

С 7 века нашей эры китайцы называют себя Хань. Название сохранилось до нашего времени. Китайский язык называется «хань юй» 汉语.
Жители Китая называют себя «Чжунгожень» граждане серединного государства, либо Ханьжень (Русск. созвучное Ханьцы) – население, называемое по названию самой прославленной древней династии Китая. Название серединного государства употреблялось в Китае на протяжении всего периода его истории. Название серединной империи было отражено в названии страны, данной при приходе к власти Мао Цзедуна в 1949 году.

Дословный перевод названия звучал как «серединная цветущая народная республика».
Но название Китай в употреблении самих Китайцев не было никогда. Названия Китая у других народов сложились по различным историческим причинам, зачастую связанными с литературными ошибками, опечатками, трудностями в понимании Китайского языка. Например, название столицы Китая – Пекин у самих Китайцев звучит как Бейцзын – северная столица.

Название Китай пришло в Русский язык спустя преобразования его звучания через передачу слова от различных народностей. На разных языках слово Китай звучало как Хитай, Хэтай. В 10 веке на севере Китая существовало государство Ляо, основанное племенем Китаев, их называли так же Кидане. Другие наоды, сталкиваясь с этим племенем, стали так же называть и землю, где Кидане обитали. Племена, обитающие на юге Китая, называли его «Хина».

Путь данного названия до момента прихода в Русский язык насчитывает несколько сотен лет. Монголы начали употреблять слово «Китай» в начале 13 века. К этому времени государства Ляо уже не существовало.
В Европе закрепилось название China, произошедшее от названия династии ЦИН. После того, как европейцы начали осваивать Китай, с средины 19 века, это название закрепилось окончательно.
Название China в России в первые употребил Афанасий Никитин в «Хождениях за три моря» в 1470 году. Причем название страны China было выведено из названия самого массового экспортного товара Китая – фарфора. Название фарфор латинскими буквами пишется как China.

Серединное государство (Чжун Го) говорит о том, что китайцы до сих пор считают себя центром земли и очень горды этим. Этот факт гордости за свою страну они испытывают неспроста. Китаю принадлежат самые значимые изобретения – бумага, печатание книг, компас, порох. С древности накоплены глубокие знания по медецине, математике, астрономии и многому другому. Начала цивилизаций Кореи и Японии копированы с Китая. В настоящее время рост мощи Китая наблюдается во всех отраслях экономики. Продукция Китая выходит и доминирует на многих мировых рынках. И до статуса серединного государства мира, Китаю осталось идти совсем немного.

天下 , палл. : тянься ) - китайский термин , который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории на которую распространялась власть китайского императора .

Согласно таким представлениям, центром мира является двор китайского императора, которого последовательно окружают концентрические круги: высшие чиновники, низшие чиновники, рядовые граждане и, наконец, вассальные царства и «варвары». Классическая китайская политическая мысль утверждала, что китайский император является правителем всего мира, а все известные иностранные царства являются лишь его вассалами. В классической китайской философии термин «Поднебесная» используется, как синоним цивилизации и порядка в китайском их понимании, и обозначает место китайского народа в мире.

Сходные представления о местном монархе как о властителе «всего, что под небом» бытовали в Японии , а также на протяжении некоторых периодов истории в Корее и Вьетнаме , поскольку близость сильных китайских государств позволяла эпизодически контролировать эти страны, утверждая по крайней мере символическое главенство китайских императоров.

В настоящее время этот термин употребляется в Китае в значении «весь мир», но в России им обозначают именно Китай.

Развитие термина

Термин впервые появляется при династии Шан , однако приобретает законченную форму только при династии Чжоу . В документах этого времени начинают встречаться выражения «Четыре Четверти», и «Десять Тысяч Царств», обозначающие как территорию, контролируемую династией, так и земли не-китайских «варваров».

В последующие периоды Чуньцю («весны и осени») и Чжаньго («

Знаменитое китайское экономическое чудо стало одной из топ-новостей конца 20 века. Событие приобрело сенсационные масштабы еще и потому, что китайцы, авторы и исполнители этого феномена - самая многочисленная нация. Она составляет пятую часть жителей всей планеты.

Стремительный экономический и демографический рост Китайской Народной Республики и сейчас удивляет весь мир и заставляет все больше интересоваться этой загадочной страной. Ее уникальная культура имеет очень глубокие корни и занимает совершенно особенное место даже среди восточно-азиатских стран.

Откуда пошло название «Поднебесная»?

Исключительное право на небо

Специалисты считают, что предпосылкой этому служит несколько обособленное географическое положение страны: с одной стороны Китай от всего мира отделен горными хребтами, с другой - Желтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. Жители этой территории долгое время не ощущали существенного влияния извне. Разве только в виде набегов кочевников с севера.

Неудивительно, что древние китайцы когда-то считали себя центром, «пупом» Земли,единственной территорией, которая находится под небом. Небо же им представлялось в виде круглого диска, расположенного исключительно над местом их проживания. По их верованиям, остальные люди, чужаки и варвары, были лишены этого благодатного чуда. Поэтому свои земли они называли поднебесной страной.

Название «Поднебесная» в китайском языке звучит как «ТяньСя». Слово состоит из двух иероглифов - «Тянь» (в переводе означает «небо», «день», «свет») и «Ся» (в переводе - «низ», «подножие»).

Сама идея культа неба родилась еще в период бронзового века и принадлежит древнейшей народности Китая - хань. Государство, основанное хань, именовалось «Шан» и было достаточно развитым.

В нем почитали предков и считали, что самые достойные из них после смерти поселяются на небесах. Оттуда они курируют жизнь на земле и помогают своим потомкам. Племя Чжоу, завоевавшее эти земли позднее, сохранило основную традицию поклонения небу, внеся лишь некоторые коррективы.

Конфуцианство и «небесный мандат»

На этот же постулат, избранности и направляющей роли небес, опиралась и очень популярная сейчас древнекитайская философия - конфуцианство. Правитель наделялся исключительными правами благодаря так называемому «мандату небес».

Мандат принадлежал императорскому роду по праву наследования и поддерживался идеями добродетели и справедливости. Правитель должен был руководствоваться ими в своих решениях.

Примечательно, что, согласно этому учению, правящая династия могла лишиться власти именно из-за потери добродетели. Например, литературные произведения того периода всячески подчеркивают положительные черты захвативших власть кланов, изображая их героями. Представители свергнутых династий изображались как погрязшие в безнравственности личности.

Соответственно этой идее небесного кураторства, государственное построение организовывалось концентрическими кругами, как на диске неба. Центр мира и вход на небеса находился непосредственно над дворцом императора. Далее располагались круги приближенных вельмож, затем - низших чиновников, после - простолюдинов.

Самыми дальними от центра были все остальные известные древним китайцам страны, земли чужаков и дикарей. Их считали вассалами правителя Поднебесной империи.

Храм неба в Пекине

Почитание неба как высшей абстрактной управляющей силы перенеслось и в новую эпоху. В начале 15 века династией Мин был построен даже Храм Неба. Он находится на территории современного Пекина. Храм имеет круглую форму, черепица на его крыше покрыта синей глазурью, под цвет неба.

Архитектурные формы и их расположение полны символизма: количество колонн, столбов и ярусов соответствуют временам года, месяцам, количеству часов в сутках. По инициативе ЮНЕСКО, этот храм входит в перечень объектов всемирного наследия человечества.

Почему в современном мире Китай чаще называют China?

Сегодня практически весь западный мир для обозначения этой страны использует название China. Европейским языкам этот топоним достался в наследство от латинского.

Есть несколько версий его происхождения:

  1. Китай называли Cina (в английском варианте - China, в греческом - Синай (Sinae)) по названию правящей династии Цинь (221—206 годы до н. э.). На период ее главенства приходится расцвет торговли Китая с античными государствами. Предположительно, китайские купцы, со времен Великого шелкового пути, называли сами себя «циньцами». В записях той поры их фиксировали как представителей Cina.

  1. По другой теории, название происходит от существовавшего на этой территории в 481-221 годах до н. э. царства Цзин.
  2. Бытует также мнение, что в 16 веке нашей эры это название привез русский путешественник Афанасий Никитин, обнаруживший в Китае высочайшего качества фарфор. Фарфор также имел название China.

Какие еще названия есть у Китая?

Китай называют Поднебесной страной поэты и писатели. Европейцы, американцы называют China, славянские народы - Китаем. Сколько еще названий есть у этого государства и как называют китайцы себя сами?

Русское название «Китай» произошло от названия кочевых племен «кидани». Они населяли северную часть Китая. Именно с ними первыми столкнулись в 17-18 веках завоеватели Сибири и Дальнего Востока.

Очень редко встречается и такое неофициальное название как Хуася. Оно также изображается двумя иероглифами. Хуа означает «пышный», «цветущий», а «Ся» в данном контексте расшифровывают как название древнейшей китайской правящей династии Ся.

По аналогии с «Поднебесной» родилось и название «Чжун го». Оно означает «Серединные земли». Все территории, не имеющие высочайшего покровительства неба, находились вокруг Тянь Ся. Соответственно, благоволение небес касалось только центральных, серединных земель.

Современное официальное название государства объединило в себе несколько исторических вариантов и звучит так: Китайская Народная Республика (КНР), на английском языке - People"s Republic of China (PRC). Название же «Китай» используется в обиходе, читается как «чжун го», что в переводе значит «срединное государство».

Видео: происхождение названий Китая