Паром на сааремаа и соседние острова. Сааремаа: полный маршрут и некоторые советы. Центральный автовокзал Таллина

Самый большой город на острове, считающийся по совместительству курортным, Курессааре.

Он буквально напичкан всевозможными грязелечебницами, спа-салонами, поэтому здесь можно будет не просто отдохнуть, но и основательно подлечиться - морской воздух, целебные грязи и мягкий климат острова удивительным образом влияют на здоровье.

Гостиницы Сааремаа

Если цель - просто провести ночь, то на острове полным-полно маленьких отельчиков или традиционных хат на любой каприз. Но стоит все-таки воспользоваться не только эстетическими радостями этого чудесного острова, но и практическими, к чему можно отнести возможность получения курса процедур по омоложению и оздоровлению.

Лечебные грязи Сааремаа известны аж с 19 века - вся аристократия России, Скандинавии и Германии съезжалась сюда для принятия грязевых ванн. Современные спа-центры предлагают значительно больше услуг. В Курессааре можно порекомендовать три спа-отеля, набор услуг в них примерно одинаковый, да и расположены они друг за другом, поэтому выбор зависит от личного предпочтения и толщины кошелька: это Meri Spa 3*, Ruutli Spa 4* и Saaremaa Valss Spa 2*. Аквацентры, включающие в себя джакузи, бассейн, гидромассаж и сауну, соляная пещера, различные виды массажей (классический, ароматический, лечебный), перламутровое обертывание в ассортименте.

Помимо услуг спа-центров можно позволить себе небольшой каприз и взять номер с видом на Курессаарский замок и залив.

Развлечения и достопримечательности Сааремаа

На юго-восточной части острова, прямо у самого моря, ждет туристов первая из достопримечательностей - епископский замок. В летописях нашли упоминания о замке, относящиеся к 1380 году, но, не смотря на возраст, выглядит он хорошо - спасибо своевременной реставрации. Сейчас в замке вместо резиденции епископа Сааре-Ляэнского, в честь которого замок и называют епископским, расположился исторический музей. Заплатив за вход 6 EUR, можно часами разглядывать затейливые экспонаты и бродить по гулким залам.

Развалины замка Мааси тоже рекомендуются для просмотра, находятся они недалеко от города Ориссааре, на холме, прямо на берегу. Главное при поездке туда смотреть на таблички вдоль дороги, чтобы не пропустить нужный указатель. Сейчас начались работы по реставрации и восстановлению замка, но это не помешает пробраться в подземелья замка и поплутать по древним коридорам. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Кратер Каали

Есть на Сааремаа еще одна - внеземная достопримечательность. Около 4 тысяч лет назад на острове небо ударило в земную твердь столпом огня, оставив после себя огромные кратер. Инопланетным гостем оказался огромные метеорит, взрыхливший землю Сааремаа и разбросавший по сторонам осколки. Следы этого безобразия сейчас уже затянулись - воронка диаметров около ста метров и глубиной в 20 метров сейчас напоминает небольшое озерце, берега которого поросли деревьями и кустарниками. Назвали это место кратером Каали, и если будет интересно посмотреть на него, то ищите на шоссе между городами Курессааре и Ориссааре указатель.

Сааремаа

Ветряные мельницы Сааремаа

Вот где без фотоаппарата никак, поэтому если соберетесь в Музей ветряных мельниц, не забудьте про лишнюю карту памяти. Все мельницы уже отказались от идеи молоть муку, но это не мешает им хорошо выглядеть посреди полей острова. Зрелище очень впечатляющее - как будто отминусовались на календаре пара-тройка веков.

Panga Pank

В этом месте, вызывающем дрожь в коленях не только своей историей, но и внешним видом, побывать стоит обязательно. Пангаский клиф возвышается над морем на 21 метр - это береговой уступ, с которого в древние времена сбрасывали богам жертвоприношения.

Древнеязыческое святилище сейчас заменили на маяк, но камни и древние утесы еще хранят память о крови невинных жертв.

Несмотря на то, что возле обрыва есть множество предупреждающих об опасности табличек, туристы так и норовят глянуть в лицо бездне. Не стоит этого делать - боги давно не получали своих жертв. Соблюдайте технику безопасности, таблички зря вешать не будут.

Увы, но в одно из самых красивых мест балтийского региона, остров Сааремаа попасть напрямую из России не получится. Все дело в том, что единственный аэропорт Куресааре, что есть на острове, принимает только рейсы Estonian Air из Таллина. Радует, что рейсы ежедневные, так что если есть желание добраться по воздуху, то все просто. Из Москвы в Таллин (время полета 1 час 40 минут), а потом из Таллина на Сааремаа (40 минут). Но этот путь нравится далеко не всем, не все любят перелеты, да и дороговато. Поэтому предлагаю рассмотреть более бюджетные способы попадания на Сааремаа. Отправляться будем из Таллина, потому как до эстонской столицы добраться не сложно и особо расписывать маршрут нет никакого смысла.

Аэропорт Куресааре

Автобус

Прямые автобусные рейсы Таллин - Куресааре отправляются ежедневно, с частотой примерно 1 автобус в 1 час с центрального автовокзала Таллина, расположенного по адресу Lastekodu, 46. Это фактически самый центр города, так что найти его будет не сложно.

Несмотря на то, что расстояние от Таллина до Куресааре составляет всего 220 километров, время в пути, с учетом паромной переправы составит примерно 5 часов.

Центральный автовокзал Таллина

Автомобиль

Если вы едете на автомобиле, то выезжаете из Таллина на шоссе с романтическим названием №4 (север города), доехать до шоссе №9, а затем доехать до шоссе №10, которое и приведет вас в порт Виртсу, где и надо будет сесть на паром до порта Кувайтсу. Указателей много, дороги хорошие и относительно свободные. Заблудиться практически не реально.

Стоит отметить, что паром идет не до острова Сааремаа, а до острова Муху. Но это не должно никого пугать, так как Муху с Сааремаа соединяет дамба.

Билеты на паром можно купить как на месте, так и заранее через интернет. При этом плюс электронного билета в том, что загружать на паром вас будут в отдельной очереди, что быстрее. Хотя это не так уж и важно, потому как погрузка и выгрузка отработана до мелочей и не занимает много времени.

Паром в Виртсу

Отправляются паромы каждый час, а время в пути вместе с погрузкой и выгрузкой занимает 40-50 минут.

После того, как прибыли в порт Куйватсу выруливаете все на тоже шоссе №10 и едете до Куресааре. Дорога при средней скорости 80-85 километров в час замет не более 40-50-ти минут.

Нашей главной целью в этой поездке был остров Сааремаа. Самый большой густонаселенный из множества островов Эстонии. Хотя слово густонаселенный в данном случае может ввести читателя в заблуждения. Можно подумать, что тут проживают десятки или сотни тысяч жителей. На самом деле на острове постоянно живет около 30 тысяч человек.

Как добраться до островов Муху и Сааремаа

Когда мы только планировали поездку, мне казалось, что по прибытии мы попадем почти на необитаемый остров с редкими жилищами и дикими местами. Отчасти я не ошибся. Но лишь отчасти. На самом деле Сааремаа вполне цивилизованное место с развитой инфраструктурой и отличной транспортной доступностью. Достаточно сказать, что на острове есть свой аэропорт, куда организованы регулярные рейсы авиакомпании Transaviabaltika. Это, конечно, не огромные лайнеры, а небольшие 19-местные джеты Jetstream-3200 и тем не менее.

Купить билеты на самолет из Таллина на Сааремаа и обратно можно непосредственно на сайте авиакомпании .

Настоящей же гордостью островитян считаются паромы. Эти на вид не гигантские корабли за один рейс перевозят, кажется, все население Эстонии вместе со всеми автобусами и грузовиками. Еще полностью не причалив к берегу, этот “катер” подобно киту разевает свою гигантскую пасть и прикоснувшись к берегу, словно насекомых выпускает на берег “крохотные” двадцатитонные фуры, легковушки и лилипутов-пассажиров.

Справедливости ради, надо сказать, что паром курсирует не между материком и островом Сааремаа, а между материковой частью Эстонии и островом Муху. В свою очередь Муху соединен с Сааремаа мостом или лучше сказать перешейком.

Про острова Эстонии

Эстонию можно смело назвать островным государством, хотя звучит это весьма непривычно. В акватории Балтийского моря 1521 остров принадлежит Эстонии. Самый большой и густонаселенный – Сааремаа, о котором пойдет речь дальше. Его площадь составляет 2 673 кв. км, а население около 33 тысяч человек. Самый маленький остров – Саарнаки – всего около 15 кв.км., жителей на нем нет вовсе. На самом маленьком обитаемом острове Хейнлайд площадью чуть больше 15 кв. км. постоянно проживает всего 48 человек. Есть еще остров Вохилайд. Примечателен он тем, что здесь проживает аж 7 человек. Большинство островов расположены на расстоянии короткой поездки на пароме от западного побережья страны. Катера и небольшие паромы также курсируют между островами. Самые посещаемые туристами острова: Сааремаа, Хийумаа, Кихну, Рухну и Вормси. Мы в течение своей поездки жили на острове Сааремаа и сделали небольшую вылазку на остров Муху.

Сааремаа

Про сам остров стоит написать несколько слов, ибо Саарема не просто часть государства Эстония, а ее особенная часть. Особенная не только потому, что это островная территория – островитяне (саарамчане) считают себя если не отдельным государством, то во всяком случае особой частью Эстонии с особым статусом. Местные даже говорят на особом эстонском диалекте. Русскоговорящих здесь встретишь редко как, кстати, и англоговорящих.

В своей истории, остров не единожды менял “хозяев” – шведы, русские, эстонцы… Кстати, островитяне очень веселятся, когда туристы пытаются выговорить название острова так, как оно пишется, то есть растягивая гласную “а”. На самом деле название произносится просто “сарэма” или даже чаще “сарэм”. На Сааремаа есть есть один город, который считается столицей или точнее областным центром – Курессааре.

Остров изобилует различными достопримечательностями, главной из которых считается Епископский замок в Курессааре. Однако, кроме замка, на острове есть что посмотреть – одних только средневековых церквей здесь сохранилось едва ли не больше, чем в любом другом регионе Эстонии, и каждая из них весьма интересна. В том же Пёйде церковь поражает своей массивностью - это почти что маленький замок. А еще здесь можно увидеть мельницы, которые собраны в одном месте в музее в Англа или разбросаны по острову и маяки, расположенные в разных концах Сааремаа. Но обо всем этом подробно будет рассказано в следующих статьях.

Как путешествовать по острову

Планируя путешествие по эстонским островам, помните, что только на осмотр Сааремаа уйдет не один день, поэтому рассчитывать на то, что за обычный отпуск вы успеете посмотреть хотя бы даже самые популярные, не стоит.

Лучший способ передвигаться по острову – на собственной или арендованной машине. Более экстремально на велосипеде или байке. Наименее удобно, хотя и возможно – на автобусе. Дороги на Сааремаа в основном асфальтированные и вполне приличного качества, есть грунтовки, но и по ним можно без труда и опасений передвигаться на обычном легковом авто.

Если будете путешествовать по острову на машине, то стоит помнить, что заправок здесь совсем немного и большинство сосредоточено в Курессааре, АЗС также можно найти на севере и в восточной части острова и, пожалуй, все… При этом некоторые места на острове кажутся совершенно необитаемыми, встретить здесь живого человека кажется большой удачей. Так что за уровнем топлива стоит следить тщательно.

Где взять машину в аренду на острове Сааремаа

На острове есть всего один пункт проката, который находится в аэропорту Курессааре. Здесь можно подобрать или нужный автомобиль.

Где остановиться на острове Сааремаа

Для начала расскажу, где мы остановились мы во время путешествия по Эстонии. Хотелось тихое место с минимумом людей в округе и желательно на берегу моря. Ну и по демократичной цене, конечно. В результате мы нашли гостевой дом, точнее комплекс домов

Просмотры: 697

Что ж, поговорим о главном: как добираться на остров Сааремаа?

В стародавние (читай, «советские») времена остров находился в пограничной зоне и проезд был строго по пропускам. Чужаки здесь не шастали - туризма как явления не было вообще. В то же время, регулярно летали самолеты, а из Риги приплывала «Ракета» - теплоход на подводных крыльях. При крейсерской скорости около 60 км/ч расстояние преодолевалось менее чем за два часа.

К сожалению, «Ракеты» больше нет, как и прямого морского сообщения с Ригой тоже: основной транспорт теперь - паромы. И путь до Риги или обратно занимает как минимум 5 часов. Но к этому еще вернемся, а пока - про самолеты.

Аэропорт в Курессааре модернизирован и, теоретически, может принимать даже здоровенные воздушные суда: длина ВПП 2 километра. Однако, потенциал задействован неважно: ежедневно летают лишь небольшие самолетики в Таллинн (стоимость билета от 26 евро; вместимость до 11 человек) и на остров Рухну (23 евро). Остальной авиапарк - частный и редкие чартеры. Какой год ведутся разговоры об организации прямого воздушного сообщения с Ригой, Питером и Москвой, но пока дальше бесед за чашечкой кофе дело не идет. Грешным делом и я в этом процессе пытаюсь участвовать, но похвастать успехами не могу.

Разумеется, заходят в наши гавани и большие корабли. Но штучно, круизные и изредка - в порт Веере, что на северо-западе острова. Куда актуальнее - паромное сообщение с островом через переправу Виртсу-Куйвасту. Расстояние там небольшое, буквально несколько километров, паромы преодолевают его за 20 минут; ходят каждые 40 минут, плюс-минус.

Откройте сферическую панораму, кликнув по картинке

И все бы хорошо, если бы не два «но». Первое: ночью паромы (после полуночи и до пяти утра) не ходят; не успел - извини. Это доставляет немало хлопот жителям острова, которым надобно вернуться поздно вечером или же оказаться на материке рано утром. И второе: в летнее время часты очереди, поэтому направляясь издалека лучше заранее все продумать и забронировать место на определенное время - в объезд очереди. Сделать это можно тут: www.praamid.ee Стоимость проезда на автомобиле - 8 евро за машину и по полтора евро с каждого пассажира.

Паромы - новые, построенные в 2016-м году. Очень комфортабельные. Для туристов (в отличие от местных) - это еще один прикольный момент: на борту есть большое бистро, кафешка, быстрый WiFi, куча розеток для подзарядки девайсов, туалеты, опять же. Вмещают за раз до ста легковушек и с десяток автобусов или большегрузов.

Ехать на Сааремаа на машине - самый верный вариант: да, на острове полно общественного транспорта плюс есть прокат автомобилей (от 25 евро за сутки) и велосипедов (актуально при размещении в Курессааре; можно сгонять километров за десять на море, крутя педали, загорая и попивая на ходу холодное пивцо - вокруг города полно классных велосипедных дорожек). Но машине комфортнее: можно забраться в любое место острова, легко и быстро. Остановиться не только в городе, но и на отдаленном туристическом хуторе - таковых тут полно, и в летнее время они намного привлекательнее центра. Добираться из Таллинна до Курессааре, с учетом парома, 3 часа, из Риги - 5 часов.

В то же время, автобусами, которые ходят не менее регулярно, может выйти дешевле: цены от 10 евро; линию обслуживают несколько операторов, в том числе luxexpress.eu . К тому же есть группы в Facebook, предлагающие «попутный извоз» из любой точки Эстонии за 5 - 7 евро: этим вариантом чаще всего пользуется студенческая молодежь.

Вот, собственно, и все возможности. Хотя нет, забыл еще одну - по льду: когда море между Виртсу и Куйвасту замерзает, по нему открывают ледовую переправу. Только для легковушек. Но в последние годы зима теплая, так что увы.

В августе 41-го. Путешествие на остров Сааремаа

Остров Сааремаа в современной России известен не многим. А между тем исторически он сыграл для нашей страны очень важную роль в обеих мировых войнах XX века. Роль, увы, необоснованно забытую в летописях и исторических учебниках великой державы… В канун 76-летия первых бомбардировок Берлина мы отправились за рулем нового Skoda Kodiaq на Сааремаа, чтобы найти то самое место, откуда в августе 41-го советские летчики провели самую дерзкую и отчаянную операцию первого года великой войны

текст: Владимир Маккавеев / фото: автора и Skoda / 04.08.2017

Как добраться до острова Сааремаа

Чтобы на машине добраться из России до острова Сааремаа (или о. Эзель, как его именовали прежде), нужно преодолеть российско-эстонскую границу и пересечь практически всю прибалтийскую страну. Именно граница в большинстве случаев служит определяющим фактором при планировании маршрута в Эстонию. Переходов не так много, однако подъезды к ним заставляют задуматься... Если ехать из СанктПетербурга, то кратчайший путь лежит через Ивангород и Нарву и далее - вдоль балтийского побережья на Таллин. Однако нарвский переход сегодня сильно загружен, здесь можно простоять много часов, поэтому некоторые питерцы предпочитают делать крюк и въезжать в Эстонию через один из свободных в будние дни псковских КПП. При старте из Москвы псковский вариант тем более оптимален, но тут возникает другой вопрос: как лучше добраться до Пскова - по «ленинградке» или «новой Риге». Прежде этот вопрос не стоял: скоростное Новорижское шоссе однозначно делало южный маршрут быстрее северного. Однако в этом году глобальная перекладка дорог в окрестностях Великих Лук, бесконечные ремонты вдоль границы с Латвией и новые скоростные участки платной трассы М11 практически уравняли по времени и трудозатратам два этих маршрута.

От псковского КПП «Шумил кино» до Виртсу, откуда отправляется паром на острова Моонзундского архипелага, остается проехать всего 300 км, но с учетом провинциальных эстонских дорог и ограничений скорости этот путь растянется минимум на четыре часа, а то и больше, поскольку в нескольких километрах от Виртсу вас ждет еще один масштабный дорожный ремонт с реверсивным движением. Этой вынужденной остановкой можно воспользоваться, чтобы купить с телефона или планшета электронный билет на паром до Куйвасту. Операция нехитрая, однако позволит существенно сэкономить время на стоянии в очередях в кассу и на погрузку. Счастливые владельцы электронных билетов проезжают без очереди и по отдельным полосам. Распечатывать билет не нужно, система сама считывает номер автомобиля. В случае же опоздания электронный билет автоматически пролонгируется на следующий паром, которые ходят с интервалами в среднем от 40 минут до часа.

Паромная переправа на остров Муху занимает около 25 минут. За это время можно сытно перекусить в весьма приличном кафе на средней палубе или полюбоваться видами Моонзундского пролива - того самого, где осенью 1917 года принял свой последний бой Русский императорский флот.

МООНЗУНД

яния России и Германии в Первой мировой войне были ожесточенные бои на Балтике. К чести пережившего позор Цусимы русского флота, с 1914 по 1917 г. кайзеровским линкорам так и не удалось полностью утвердиться на Балтике. Это стало возможным благодаря мудрым действиям командующего Балтфлотом вицеадмирала фон Эссена и батареям мыса Церель на острове Эзель. Драматические события, которые разворачивались в этих местах, позднее были описаны в романе Валентина Пикуля «Моонзунд» и экранизированы в одноименном советском фильме с Олегом Меньшиковым, Евгением Евстигнеевым, Николаем Караченцовым и Валерием Гостюхиным в главных ролях. Полуостров Сворбе с мысом Церель, глубоко выдающимся в Ирбенский пролив, стал ключевой русской позицией в обороне Рижского залива. Здесь среди заросших травой песчаных дюн и сегодня стоят бетонные основания орудий знаменитой 43-й батареи, которой командовал старший лейтенант Бартенев, ставший прообразом пикулевского старлея Артеньева.

Своей кульминации бои за архипелаг достигли в октябре 1917-го.

Развязка наступила 16 октября в проливе Моонзунд: немцы прорвались в вожделенный Рижский залив, но, несмотря на поражение, второй Цусимой Моонзундское сражение для России не стало, скорее наоборот.

По итогам операции немецкий флот занял Рижский залив и Моонзундский архипелаг, но это стоило ему девяти потопленных кораблей и фактической утраты боевых возможностей на целый год, в то время как российский флот потерял лишь два корабля. Одним из них, правда, оказался эскадренный броненосец «Слава», затопленный в фарватере Моонзунда, всего в полутора километрах южнее маршрута парома, который везет наш Kodiaq на остров Муху.

Броненосец «Слава» был затоплен в Моонзунде всего в 1,5 км от того места, где проходит паром. В 1930-х гг. эстонцы разобрали «Славу» на металлолом

Муху, третий по величине из островов Моонзундского архипелага, на машине пересекается минут за 15–20. Но если есть желание полюбопытствовать и окунуться в быт и историю острова, можно по дороге заглянуть в музей под открытым небом - старинную эстонскую деревню Когува.

Погрузка и разгрузка парома занимает считанные минуты

2,5-километровая дамба соединяет Муху с Сааремаа - самым крупным островом Моонзунда. На то, чтобы объехать и осмотреть лишь основные достопримечательности Эзеля - метеоритный кратер Каали, старинный мельничный комплекс Англа, высокие скалы полуострова Панга и, конечно же, русские батареи на мысе Церель - потребуется по меньшей мере несколько дней. Не говоря уже о самой столице острова - словно сошедшем со страниц американских романов XIX века удивительно милом городке Курессааре с его средневековым замком, в донжоне которого размещается музей советской оккупации. Но нас сегодня больше интересуют не туристические достопримечательности Сааремаа, а забытый всеми полевой аэродром в 10 км к северо-западу от Курессааре…

«МОЕ МЕСТО - БЕРЛИН...»

После падения батарей Цереля русские, вернее, теперь уже советские войска вернулись на Сааремаа лишь незадолго до начала Второй мировой войны, накануне присоединения Эстонии к СССР. На Цереле начали возведение новых батарей, а на окраине деревушки Когула был построен полевой аэродром «Кагул» (как именовали его в советских военных документах), которому в конце лета 1941-го суждено было вписать одну из самых славных страниц в безрадостную историю первого года Великой Отечественной войны...

Остров Сааремаа - достопримечательности

Величественный замок Курессааре

Еще в конце огненного июля 1941-го нарком ВМФ адмирал Кузнецов неожиданно доложил Сталину о возможности осуществить с острова Эзель бомбардировку Берлина. От Сааремаа (который к тому моменту оказался уже в глубоком тылу вермахта, но все еще не был занят немцами) до столицы Германии по прямой через Балтику было всего 850 км, что теоретически позволяло бомбардировщикам ДБ-3 долететь до Берлина и вернуться назад. На фоне краха Красной армии идея бомбардировки Берлина в августе 41-го выглядела фантастической и привела Сталина в восторг. На Сааремаа срочно перебросили 1-й минно-торпедный авиаполк ВВС Балтфлота полковника Преображенского: спешили, поскольку немцы могли со дня на день вспомнить про опрометчиво забытый ими у себя в тылу остров.

Деревянные домики столицы Сааремаа словно сошли со страниц романов XIX века

Вечером 7 августа 11 ДБ-3, натужно разогнавшись по грунтовой полосе «Кагула», поднялись в балтийское небо и устремились на запад - навтречу закатному солнцу. Часть из них сбились с курса, отбомбившись в итоге по Кенигсбергу и Кольбергу: слишком сложной была навигация в темном как смоль балтийском небе. Но четыре ДБ-3 группы полковника Преображенского (ведомые: капитаны Гречишников, Плоткин и лейтенант Дашковский) к 1:30 ночи вышли к предместьям Берлина и с высоты 5500 метров обрушили на беззаботно освещенную столицу вермахта первое в истории Отечественной войны оружие возмездия. «Мое место Берлин! Задание выполнил. Возвращаюсь!» - через несколько минут передал на базу стрелок-радист Преображенского Владимир Кротенко. Все 11 самолетов действительно благополучно вернулись. А утром ошарашенные немцы объявили по радио, что «до 150 британских самолетов пытались ночью бомбить Берлин». Но это было только начало... За месяц, с 7 августа по 5 сентября 1941-го, пока части вермахта рвались к Москве, летчики КБФ совершили с Сааремаа девять налетов на Берлин. Выполнив в общей сложности 88 боевых вылетов, они сбросили на столицу рейха 620 (21 тонну) бомб. Пятерым летчикам полка во главе с Преображенским и пятерым пилотам дальней авиации Ленинградского фронта было присвоено звание Героя Советского Союза...

Церковь, где в августе 41-го размещался КП Преображенского

Так почему же героическая эпопея бомбардировок Берлина с острова Эзель в августе-сентябре 1941-го оказалась столь несправедливо забытой советскими историками? Официального ответа на этот вопрос нет до сих пор. Но, думается, ключевую роль в этом сыграли два трагических факта. Первый из них полностью на совести «отца народов»: почувствовав вкус первой победы, Сталин стал требовать, чтобы бомбардировщики вылетали на Берлин, имея под фюзеляжем вместо 750 кг минимум по тонне бомб. ДБ-3 с изношенными моторами, да еще и с грунтовых полос «Кагула» и соседнего аэродрома «Астэ» поднять такой вес были не в состоянии. Но Сталин, как известно, лучше всех разбиравшийся в авиации, отправил на Сааремаа главного испытателя ВВС Владимира Коккинаки с категорическим приказом «заставить моряков взлетать с тонной под брюхом». Результат: два разбитых при попытке взлета самолета и сгоревший экипаж - таких потерь за один день полк Преображенского не нес даже в небе над Берлином. Неудивительно, что о героической эпопее Сааремаа после войны в СССР предпочитали не вспоминать. Тем более что часть летного и технического состава аэродрома не смогли даже вывезти с острова: к середине сентября на Эзеле не осталось ни самолетов, ни топлива. Судьба оставшихся на Сааремаа неизвестна до сих пор. 4 октября 1941 г. с Эзеля пришла последняя радиограмма: «Радиовахту закрываю, иду в бой, последний бой... Прощайте, прощайте». В 16:10 связь с героическим гарнизоном острова прекратилась навсегда.

Полковник Преображенский и его штурман капитан Хохлов

Флагманский штурман полка капитан Хохлов в своем ДБ-3

ЭПИЛОГ

Вопреки ожиданиям, найти тот самый полевой аэродром «Кагул» оказалось не так уж сложно. Помогла сохранившаяся на кромке леса бетонированная послевоенная взлетная полоса советской реактивной авиации. Но от самого полевого аэродрома 1941 года, ВПП которого располагалась на этом же поле чуть левее, конечно же, ничего не осталось. Разве что стоявшая на краю «взлетки» старая церковь, в которой в августе 1941-го размещался КП Преображенского. Именно тогда с храма сняли купол, чтобы бомбардировщики на задевали его при взлете и посадке. До развала СССР в память о героических событиях 1941-го на этом поле хотя бы стояла памятная бетонная плита. Но после обретения независимости эстонцы сломали ее и оттащили куда-то в лес. Местные жители признавались, что натыкались на нее пару раз, но так и не смогли вспомнить, где именно... Единственный памятник героическим летчикам, летавшим с Сааремаа бомбить Берлин в августе 41-го, нам удалось отыскать на кладбище Когула, где в братской могиле захоронены несколько экипажей, разбившихся при взлетах и посадках. В числе прочих на сером камне зачится и фамилия лейтенанта Николая Дашковского - командира одного четырех экипажей, сбросивших в ночь на 8 августа 1941-го первые бомбы на Берлин. Возвращаясь из очередного полета, его ДБ-3 совсем чуть-чуть недотянул до полосы «Кагула»: кончилось топливо...

Калькулятор путешествия

Транспорт и проживание
Виза, евро 60
Стоимость отеля (2-меcтный номер), евро от 50
Средний счет в ресторане, евро 30
Дорога
Общее время в пути, ч 18:16
Протяженность маршрута, км 1159
Средний расход топлива, л/100 км 11,8
Стоимость топлива, руб./евро 40/1,1
Стоимость парома, евро от 8,4 + 3 евро с человека
Макс. разрешенная скорость, км/ч 130/110
Макс. допустимый уровень алкоголя, промилле до 0,35/0,2