Открыть левое меню приэльбрусье. Горнолыжный курорт «Эльбрус Гора чегет приэльбрусье где находится

Побывать в Кавминводах и не съездить к седовласому великану — Эльбрусу, это все равно что и не быть на Северном Кавказе вовсе. Впрочем, многие матерые туристы точно так скажут вам, если вы осмелитесь сказать, что были на Эльбрусе и не покорили его. Про восхождение на Эльбрус можно почитать у Михаила в его Ну а наше восхождение завершилось на станции Мир на высоте 3500 м, куда можно подняться без специального снаряжения и даже без специальной подготовки.

Мы приехали на Кавказ знакомится с его красотами, к сожалению знакомство было в режиме экспресс и на Эльбрус в нашем графике был отведен только один день. В этот же день нам еще предстояло и на Чегет подняться, и попить минеральной воды на поляне нарзанов.
Конечно, даже у таких болезненных и не подготовленных ребят, как мы заныло сердце при виде этого исполина и в груди рванулось желание подняться, наверное именно это чувство и влечет сотни туристов каждый год к двуглавому великану Эльбрусу.

Как добраться до Эльбруса

На самом деле выбор транспорта не велик. Самый простой и удобный способ это личный автомобиль. Но если вы приехали на курорты Кавказских минеральных вод не на машине, то кроме как воспользоваться платными экскурсиями другого выхода доехать до Эльбруса нет. В КМВ очень плохо развито транспортное сообщение между достопримечательностями края, но очень хорошо между самими курортами. Например у вас не составит труда перемещаться между Пятигорском, Ессентуками, Кисловодском, Железноводском и Минеральными водами. От Пятигорска до Кисловодска курсирует электричка, в другие города очень часто ходят маршрутки. Но когда речь заходит о таких достопримечательностях как Эльбрус тут транспортная система бессильна. Более того, такси тоже не вариант, оно будет стоить чуть ли не дороже экскурсии. Поэтому даже те, кто идет на восхождение на Эльбрус не редко пользуются трансфером турфирм Кавказа.

Экскурсия в Приэльбрусье к Эльбрусу и Чегету

Экскурсия на Эльбрус это идеальный способ увидеть горы, затратив минимум физической энергии. Во-первых, такую экскурсию можно заказать в любом городе КМВ и автобус заберет вас прямо от входа в санаторий или от оговоренного заранее места. Во-вторых, стоит это удовольствие не очень дорого в пределах 1000-2000 рублей на человека, в зависимости от того будете вы оплачивать подъем на канатной дороге или нет. В-третьих, экскурсионное сопровождение на Кавказе очень хорошее. Экскурсовод все расскажет, покажет и отведет куда надо, а по завершении экскурсии вас довезут туда, откуда забрали. У экскурсий есть только два существенных минуса. Вы перемещаетесь в группе людей, это не всегда удобно, особенно когда группа большая. Второй минус заключается в том, что во времени вы строго ограничены, экскурсовод не даст вам ни секунды лишнего времени, поэтому если вы хотите больше насладиться видами, берите еду с собой. Как правило экскурсовод выделяет минут 40 на обед, а взятый с собой перекус займет минимум времени. Таким образом сэкономленное время можно потратить на прогулку по окрестностям.

На Кавказе мы были 9 дней и экскурсия на Эльбрус стала навязчивой идеей. Уезжать с Кавказа не увидев величественный Эльбрус мы не хотели, но природа вела себя таким образом, что Эльбрус просто не показывался на горизонте, и прогнозы были не утешительными. Таким образом экскурсия на Эльбрус мало-помалу была отложена чуть ли не на последний день поездки. Но наши старания и затягивания не пропали зря, Эльбрус нас услышал и именно день поездки выдался солнечным и спокойным.

Автобус забрал нас из Ессентуков и повез к Эльбрусу. Правда дорога все равно проходит через Пятигорск, поэтому Пятигорск является оптимальным местом, откуда можно ездить на Эльбрус.

Поляна Чегет и гора Чегет

Первая остановка поляна Чегет. Как-никак наша экскурсия охватывает сразу две вершины — и Чегет и Эльбрус. Озаботьтесь этой деталью заранее, многие турфирмы предоставляют экскурсии только к одной из двух вершин. Надо признать в этом есть некоторый здравый смысл. Если вы не собираетесь забираться на самый пик, а как мы просто «прокатиться на канатке» и «пощелкать фотки», то имеет смысл остановить свое внимание на одной вершине, правда на какой именно мы вам не скажем, это тяжелый выбор.

Надо признать, инфраструктура Приэльбрусья развита на очень высоком уровне. Можно приехать сюда в сланцах и легко экипироваться для восхождения, при условии наличия денег конечно. Здесь есть все, от проката снаряжения и гостиниц до магазинов с сувенирами и кафетериев, здесь собираются группы и нанимаются проводники.











На поляне расположен канатно-кресельный подъемник, который за 500 рублей поднимает нас до кафе «Ай» на высоту 2750 м и все. То есть, нас конечно должен был поднять второй подъемник еще выше и за те же деньги, но он не работал, а цена осталась прежней. Но и той канатной дороги, что мы преодолели нам хватило за глаза. 17 минут ужаса и страха, мне как человеку боящемуся высоты это мероприятие представилось именно в таком свете. Дело в том, что канатка на Чегете кресельная, то есть пристегиваешься цепочкой у пояса и болтаешь ножками всю дорогу, а подъем пролегает через самую натуральную пропасть, может это и утрированно, но именно так я чувствовал в тот момент. Конечно снять процесс подъема на фото я не смог, просто в момент поездки у меня активировался хватательный рефлекс и я схватил поручень и не мог отпустить его пока ноги не коснулись твердой поверхности. Вы будете смеяться, но на обратной дороге, как раз в тот момент, когда мы проезжали этот неприятный участок с пропастью, канатную дорогу остановили и мы еще минут 5 болтались в воздухе. Эти впечатления были очень сильными. Преодолев эти трудности, мы оказались на площадке и перед нами раскинулся грандиозный пейзаж.

Слева белоснежные склоны Эльбруса, справа ледник Семерка, и куда не брось свой взор, всюду горы.



Можно и нужно было бы подняться повыше, но времени экскурсовод отводит катастрофически мало. Высота слегка кружит голову, или это так пьянит такой шикарный вид?



Но и с поляны Чегет вид на горы завораживает и покоряет.





Так мы познакомились с Чегетом, как и большинство знакомств в нашей жизни, оно было шапочным, надеюсь когда-нибудь мы подружимся. А нам пора, график неумолим, нас ждет хозяин здешних мест — его величество Эльбрус.

Эльбрус, канатка на станцию Мир

Проезжаем поселок Терскол, оказываемся на поляне Азау, здесь еще больше разноплановых заведений. Канатка здесь более современная, чем на Чегете, представляет собой маятниковую европейку, стоит 600 р. с человека. Поднимает она в два этапа. С поляны Азау до Старого Кругозора, а потом до станции Мир. Дальше до «бочек» есть кресельная канатная дорога, но она оказалась уже закрыта, поэтому мы довольствовались высотой 3500 метров.




Из-под тающего снега выбиваются тонкие ручейки, они спускаются к подножию горы, чтобы там объединиться со своими собратьями в могучий горный поток под названием Баксан.




Это не просто катушки и пеньки, это столики и стульчики, можно съесть припасенный бутерброд, любуясь на потрясающую панораму.

Здесь же на станции Мир установлен мемориал защитникам Главного Кавказского хребта в годы Великой Отечественной войны.

Серый снег и коричневый камень создают ощущение нереальности. Легко представить, что в небе несколько лун, а под ногами земля чужой планеты. Но это не чужая планета, это величественный Эльбрус.







Глядя на веселых бородатых дядек в солнцезащитных очках и с рюкзаками, возникло непреодолимое желание пойти с ними, туда на сверкающие вершины горы Эльбрус. Мы замечтались, глядя на горы, что выпустили время из виду настолько, что обедать пришлось впопыхах, а без обеда мы проходили бы остатки дня голодными.



Кормят на Азау, надо признать, без души. Съедобно, но не очень вкусно. Нам с шашлыком не повезло, как известно местные жители баранину не маринуют, сразу жарят, но на Азау для туристов припасли явно не самое свежее мясо, поэтому барашек получился жестковат. Обед обошелся нам в 840 рублей.

Поляна нарзанов, Приэльбрусье

Последняя остановка, поляна нарзанов. Это совсем рядом, 10 минут от Азау. Переходим небольшой мост через реку Баксан и оказываемся на небольшой поляне.









Здесь тоже все оборудовано для туристов. Беседки, шашлычные дворики, сувенирные лавки и главная достопримечательность этого места — нарзанные источники. Их несколько, но вкус воды из них примерно одинаков.





Силен русский человек. Весь туристический автобус испил нарзану в каждом из четырех источников и ни один пассажир за всю обратную дорогу, а это два с половиной часа, не попросился выйти освежиться.

Природа горной местности вряд ли оставит вас равнодушным.





В Приэльбрусье зоны катания сосредоточены непосредственно на Эльбрусе и на склонах горы Чегет, находящейся недалеко от Эльбруса и знаменитой своими экстремальными трассами, одними из самых сложных в мире. Расстояние между зонами катания - 4 км. В Приэльбрусье построено 12 км канатных дорог, в т.ч. недавно возведенный подъемник гондольного типа, вмещающий одновременно до 500 человек.

Гора Эльбрус - канатные дороги и трассы Эльбрус-Азау

Гора Эльбрус - высшая точка России и Европы - это две вершины потухшего вулкана. Восточная - высотой 5621 метров над уровнем моря, Западная - 5642 метра. Катание на отдельных участках склонов возможно круглый год. Самая высокая и доступная точка для катания «Приют 11» - 4200 метров. До «Приюта 11» можно добраться от станции «Мир» на ратраке. Есть участки трассы доступные начинающим лыжникам. Для начинающих горнолыжников на выкате трассы работает бугель, длиной 300 метров. Общая протяженность трасс составляет более 35 км.


Канатные дороги комплекса Эльбрус-Азау

Первая очередь: Азау - Кругозор

Горнолыжный комплекс «Эльбрус-Азау» берет свое начало на поляне Азау, расположенной у подножия Эльбруса, здесь находятся пункты общественного питания, есть пункт проката горнолыжной экипировки, автоматы по продаже кофе и чая. На поляне Азау имеются две станции канатных дорог:

  • старая маятниковая;
  • новая гондольная дорога.

Обе канатные дороги идут параллельно друг другу. В настоящее время действуют 2 очереди у каждой канатки, 3-я очередь находится в стадии строительства. На 3-й очереди также имеется однокресельная канатка, которая, однако, работает не всегда. От 2-й очереди (станция Мир) выше все желающие поднимаются на ратраках, время подъема до «Приюта-11» примерно 20 минут.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус 1» (2350-3000 м) отходит от станции « Азау» и доходит до станции «Старый кругозор». На обеих станциях имеются кафе и шалычные. Время в пути старой маятниковой дороги - 15 минут.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа была открыта в декабре 2006 года. Она соединяет нижнюю возвратную станцию на поляне Азау с верхней приводной станцией «Старый Кругозор» и установлена параллельно уже существующей маятниковой канатной дороге. Это новейшая модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Вместимость одной гондолы - 8 человек. Одновременно работают 58 гондол. Протяжённость трассы составляет 1740 м., перепад дороги - 580 м. Время пути новой гондольной дороги - 5 минут, средняя скорость - 6 м/с. Пропускная способность канатной дороги составляет до 2400 человек в час.

Вторая очередь: Кругозор - Мир

На этой очереди действует старая маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2» и новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус - 2»(3000 - 3500 м) начинается от станции «Старый Кругозор» и идет до станции «Мир». Протяженность дороги - 1500 м. На территории станции есть уютное кафе «Мир» и Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа (3000 - 5000 м) была открыта в апреле 2009 года. Она представляет собой новейшую модель подвесной канатной дороги с 8-ми местными гондолами производства французской фирмы РОМА - одного из мировых лидеров в области канатных транспортных систем. Дорога соединяет две горнолыжные станции: «Старый Кругозор» и «Мир». Протяженность дороги - 1800 м., пропускная способность - 2400 чел./час. Время проезда в одном направлении - 5 минут 13 секунд.

Третья очередь: Мир - Гара-Баши

На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога «Эльбрус».

  • Канатно-кресельная дорога «Эльбрус» (3500 - 3850 м) начинается от станции «Мир» и идет до станции « Гара - Баши». Однокресельный подъёмник достаточно старый, работает не стабильно. Отсюда, с высоты 3800 м начинается сертифицированная трасса № 1 до поляны Азау 2300 м.

Выше, до станции «Приют 11» (4200 м) можно добраться на ратраках. Все ратраки - частные, поэтому их стоимость колеблется. Ориентировочно, расстояние в 18 км можно преодолеть за 1000 рублей.


Очереди Вид дороги Перепад высот (м) Пропускная способность, чел. / час Время в пути (мин) Длина трассы (м)
Бугель на поляне Азау 2300 м-2500м Бугель ВЛ-400, «Швабры» лягушатника в Азау 200 - 5 500
1-я очередь
Азау (2350м)-Старый Кругозор (3000м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-1»
(20-ти местн. кабины)
650 100 чел/час 12 1740
Гондольная канатная дорога «POMA-1»
(8-ми местные гондолы)
580 2400 чел/час 5
2-я очередь
Старый Кругозор (3000м)- Мир (3500м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2»
(20-ти местн. кабины)
500 100 чел/час 12 1500
Гондольная канатная дорога «POMA-2»
(8-ми местные гондолы)
514 2400 чел/час 5 1800
3-я очередь
Мир (3500м)-Гара-Баши (3780м)
Канатно-кресельная дорога «Эльбрус», 1-но местная 250 130 чел/час,
на ремонте
12 1500
Гондольная канатная дорога 374 на стадии строительства 5


Характеристика трасс комплекса Эльбрус-Азау

Красная трасса «Старый кругозор»

Трасса находится между станциями «Мир» и «Старый кругозор» канатной дороги Эльбрус. Два варианта спуска, один из которых сливается с трассой «Азау», а другой параллельно канатной дороге проходит по широкому пологому участку до «Слоновых лбов» и затем по узкому карнизу шириной в 4 метра выходит к станции «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 90 м, перепад высот - 500 м. Протяженность спуска - 1900 м. Средний уклон трассы - 25. Сложный рельеф, грунт каменистый из вулканических пород, ледниковое основание трассы.

Красная трасса «Азау»

Пологий спуск до «Ольгиного поворота», затем крутой - по желобу протяженностью 50 м с уклоном 35, в конце участка трасса поворачивает налево и по карнизу, мимо высокогорного отеля, плавной дугой уходит влево и выходит на прямой финишный участок под канатной дорогой. Здесь необходимо соблюдать осторожность, так как возможно столкновение с лыжниками, стартующими от верхней станции бугельной канатной дороги ВЛ-350. Протяженность трассы - 2 км, перепад высот - 650 м. Угол наклона - 50 .

Синяя трасса «Гара-Баши»

Трасса расположена между станциями «Гара-Баши» и «Мир» канатной дороги «Эльбрус» и имеет выход на площадку, с которой начинается трасса «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 80 м, а перепад высот - 300 м. Протяженность - 1100 м при максимальном уклоне 50. Рельеф склона сложный, грунт скальный и каменистый из вулканических пород, базальтовые скалы. Обслуживается канатно-кресельной дорогой «Эльбрус» длиной 1130 м со скоростью 1,75 м/с. Поднявшись еще на 20 м от самой верхней станции, можно попасть в тренировочный лагерь альпинистов к восхождению на «Бочку». До Приюта 11 (4200 м) и Скал Пастухова (4800 м) можно добраться на ратраке. До Седловины (5300 м) в результате естественного отбора добираются истинные герои.

Учебный склон «Азау» (зеленая трасса)

Трасса находится справа от бугельной канатной дороги ВЛ-350 по пологому желобу. Трасса длиной 300 м и с перепадом высот 50 м стартует на высоте 2400 м. над уровнем моря. Средний угол наклона - 15 . Рельеф средний, травянистый покров на вулканических породах, по правой стороне трасса граничит с березовым лесом. Подъемник - БКД ВЛ-350 протяженностью 300 м с перепадом высот 50 м. У подножия Эльбруса ежедневно стоит вертолет. Также возможен перелет на Домбай, катание там и возвращение обратно. Освещение отсутствует, большое количество осадков в Приэльбрусье гарантирует глубокий снежный покров в течение всего горнолыжного сезона. Работает хорошо оснащенная служба спасателей. Наиболее опасные места на трассе - камни, скалы, строения огорожены улавливающей сеткой.


Гора Чегет: канатные дороги и трассы

Именно на Чегете (2100 - 3050 м) в 1963 году была построена первая в стране канатная дорога. Высота горы Чегет - 3700 метров. Максимальная высота подъема - 3050 метров. Перепад высот катания - 1140 метров. Трассы Чегета считаются одними из самых сложных на мировых горнолыжных курортах. В России Чегет служит эталоном сложности трасс. На горе Чегет действует 2 очереди канатно-кресельной дороги «Чегет», очередь парно-кресельной канатной дороги "Парная" и сеть бугельно-буксеровочных дорог. Общая длина подъемников - 4300 метров, суммарная протяженность горнолыжных трасс - 20 км, а если учитывать возможность целинного катания, то общая площадь катания составит около 100 км. Гора Чегет расположена в 1 км от поселка Терскол и в 4 км от комплекса канатных дорог Эльбрус.


Первая очередь (2100-2750)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-1» отходит от нижней станции Поляны Чегет и продолжается до станции кафе «Ай» (2750 м). Станция кафе «Ай» располагает смотровой площадкой, откуда открывается великолепный вид на горы. Перепад высот - 650 м.
  • Парно-кресельная дорога «Парная» дублирует ККД «Чегет-1» и также идет от нижней станции поляны Чегет и доходит до станции кафе «Ай».

Вторая очередь (2750-3000)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-2» отходит от кафе «Ай» и идет до станции Чегет. В пути открывается картина: справа белоснежные шапки Эльбруса, слева - сверкающие вечными снегами вершины Донгузоруна, Когутая и Накры.

Бугельно-буксировочные дороги

  • буксировочная дорога ВЛ-650 - (2750 м - 3000 м) протяженностью 650 метров, время в пути 5 мин;
  • буксировочная дорога ВЛ-300 - (3000 м - 3070 м) протяженностью 300 метров, время в пути 3 мин.

На этот раз путь наш лежал через столицу Кабардино – Балкарии, город Нальчик. От Нальчика до Терскола ехали около двух часов. Дорога хорошая, живописная, особенно летом, когда много солнца и зелени. Не доезжая до Терскола пару километров, повернули на поляну Чегет. Не заблудитесь, там есть указатель.

Целью нашей поездки было подняться на гору Чегет. В переводе с балкарского означает «северный» или «находящийся в тени». Погода выдалась замечательная, небо без единого облака, как раз то, что нужно для красивых фотографий. В предвкушении ярких впечатлений, мы приехали к подъемнику часов в 8 утра.

Туристов было еще мало, канатка работала с 9, и у нас оставался час времени, который мы решили провести в кафе за чашкой кофе.

Чегет знаменит своими горнолыжными трассами зимой и пешими маршрутами летом. Лыжникам – новичкам здесь делать нечего, трассы рассчитаны на опытных спортсменов.

Посмотрите на схему, трассы в основном красные и синие.

Пешком на вершину поднимаются как профессионалы, так и любители, но если вы год пролежали на диване – будет тяжело. Подъем достаточно серьезный. Местные гиды водят сюда желающих совершить восхождение на Эльбрус для первичной аклиматизации перед походом.

Любое снаряжение можно взять на прокат. Есть все, что нужно и зимой и летом.

Фактически, Поляна Чегет представляет собой небольшой городок со своей туристической инфраструктурой. Множество гостиниц, отелей, кафе. Место достаточно популярное у иностранцев. Повсюду слышалась английская и немецкая речь.

Есть рынок и магазины. Купить можно практически все, и одежду и продукты и сувениры. Есть банкомат Сбербанка в холе пансионата Чегет, аптеки, медпункт.

Гостиницы лучше бронировать заранее, есть шанс не найти подходящего номера. Тем более, что поток любителей отдыха в Приэльбрусье с каждым годом увеличивается.

Ближе к 9 утра поляна стала заметно оживать. Группы туристов пешком потопали на вершину. Машин заметно прибавилось, задымились мангалы в кафе.

Наконец мы дождались открытия канатной дороги. Цена одного билета 700 рублей. Карточки принимают, но бывают проблемы с банком. Что у нас и получилось, хорошо, что наличка была.

Канатка кресельная, открытая. На первой очереди – Чегет-1 кресла двухместные, длина подъема 1600 метров. И вот мы тронулись вверх.


Про виды, постепенно открывающиеся с каждым метром писать нет смысла. Смотрите фотографии, а лучше езжайте сами! Эльбрус видно как на ладони. Завораживающие впечатления, собственно за этим мы и поехали.

Остановка на Чегете-2. Немного погуляли возле знаменитого кафе Ай. Высота здесь 2720 метров, перепад высоты около 650 метров.

Чуть ниже смотровая площадка, с видом на Баксанское ущелье и на поляну Чегет.

Удивила девушка, которая стояла на камне внизу под канаткой, и всех фотографировала. Забегая вперед, имейте в виду, что вы найдете свое фото на стене с магнитиками, когда будете спускаться вниз. Вы можете его купить за 100 рублей. Нам сюрприз понравился. Так что не скупитесь на улыбки для девушки!

Лес сменился скалами, показались первые ледники.

Так, наслаждаясь картинами Чегета и Эльбруса, мы доехали до конечной точки подъема.

Поднявшись немного выше, дошли до снежника. Фотографировались на обрыве, на фоне Эльбруса.

Далеко внизу был виден поселок Азау, а напротив мы увидели водопад Девичьи Косы , куда мы поднимались пешком в этом году. Дорога к водопаду была видна как на ладони, а мы с удовольствием вспоминали наше путешествие, искали знакомые места.

Не спешите спускаться назад. Приложите чуть усилий и перейдите на другую сторону ущелья. Особого снаряжения тут не нужно, только удобная обувь.

Вид отсюда впечатлил не меньше. Увидели знаменитый ледник Семерка. К сожалению, не знаем названий всех гор и ущелий.

Внизу виднелось озеро. Причем вода в нем была разноцветная. Нужно срочно изучить географию этих мест.

Стали свидетелями фото сессии красивой молодой пары для свадебного альбома. Гора Чегет идеальна для проведения фото туров. Мы не встречали более эффектных мест для снимков.

Сделав огромное количество фотографий, спустились к кафе. Здесь предлагают фирменный ягодный чай, по сути, горячий компот, очень вкусный. И сладости – пахлава, хворост, булочки. Цены чуть выше, чем внизу. Чай, кофе стоят около 100 рублей, кусочек сладостей около 150. Чай мы полезли пить на огромный камень. Так вкуснее!

Что хотим посоветовать для путешествия на Чегет летом. Обязательно удобную обувь, мелкие камни осыпаются под ногами, можно упасть. Используйте защитный крем от загара для лица, на высоте можно сгореть очень быстро и незаметно. Одежду лучше выбрать с длинным рукавом и обязательно иметь с собой что-нибудь теплое. Желательно солнцезащитные очки.

Очень не хотелось уезжать, но надо было спускаться. Самые яркие эмоции по дороге вниз! Особенно если вы боитесь высоты! Баксанское ущелье как на ладони. Последние фотографии, и вот мы внизу, на поляне.

Многие туристы предпочитают обедать именно здесь. Даже приезжают специально с Азау и Терскола. Цены везде одинаковые. Шорпа 150-200 рублей, хычины 60-100 рублей, шашлык 250-300 рублей за небольшой шампур. За 300-400 рублей можно очень плотно пообедать. Мы всегда заказываем шорпу, после сухомятки в дороге, жидкий наваристый суп из баранины, приправленный чесноком и перцем – то, что нужно.

Напоследок походили по рынку. Как же уехать без сувенира. За 100 рублей купили какое то лохматое существо. Сказали, что он (или она) оберегает дом, вроде нашего домовенка.

Ночевать мы поехали в Терскол. После прошлой поездки, когда пол ночи искали номер в гостиницах, в этот раз были готовы заранее. Забронировали на гостиницу “Купол”. Стандартный двухместный номер обошелся в 2000 рублей.

Жили на четвёртом этаже, с балкона открывался вид на Чегет. Немного портили впечатление строительные “пейзажи” вокруг, но это все временно. Парковка на насколько машин. Внизу кафе с традиционной местной кухней. В номере очень уютно, санузел и душевая кабина чистые. Есть холодильник, телевизор. Доступ WI-FI.

Не понравилось, что в номере нет ни чайника ни кулера с горячей водой. Самим сделать чай или кофе утром вариантов нет, а кафе в 8:00 ещё закрыто. Пришлось позавтракать в другом месте.

Бронируем отель заранее на booking.com или на hotellook.ru оба сервиса проверены, на втором можно найти цену ниже.

Самые большие высоты в Европе, протяженные трассы для спуска разных степеней сложности, приятный климат, снежные зимы, комфортные температуры и много солнца – вот те факторы, за которые так любят горы Северного Кавказа.

Приэльбрусье привлекает множество любителей горных лыж и фрирайда от профессионалов до начинающих. Если для последних отлично подойдет курорт Эльбрус Азау, то профессионалам стоит обратить внимание на Чегет.

Мы изучили все особенности инфраструктуры и трасс курортов, чтобы вы могли подготовиться и осознанно сделать свой выбор, а так же актуализировали цены на горнолыжный сезон 2016/2017.

Самолетом

Из дальних мест на этот горнолыжный курорт удобно прилетать самолетом. Билеты нужно брать до аэропортов Минеральные Воды (можете выделить полдня на ) или Нальчика ().

Аэропорт Минеральные Воды: прямые рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Липецка, Норильска, Симферополя и др. Из других городов возможен перелет с пересадкой в Москве.
Время в пути от Москвы: 2 часа
6 000 - 9 000 р.

Аэропорт Нальчика: прямые рейсы из Москвы. Из других городов возможен перелет с пересадкой в Москве.
Время в пути от Москвы: 2 часа
Средняя стоимость билета туда-обратно: от 11 000 р.

Уточните точную цену авиабилетов на нужные вам даты:

Поездом

Если вам ближе поезда, то кроме Нальчика и Минеральных Вод вы можете ехать до Прохладного или Пятигорска.

На вокзал Минеральных Вод и Пятигорска ходят поезда из многих крупных городов России.
Время в пути от Москвы: 1 день

До склонов Эльбруса и Чегета на автобусе/автомобиле

Из этих крупных городов организовано прекрасное автобусное движение до трасс Чегета и Эльбруса-Азау. Помимо сравнительно дешевых рейсовых автобусов, которые довезут вас за 2,5-3,5 часа, есть еще маршрутки и обычные такси, что выйдет несколько дороже, зато без привязки к графику движения. С таксистами лучше торговаться. В пик сезона цену завышают настолько, что можно уговорить водителя на 2/3 от озвученной первоначально цены.

Расстояние до склонов от Нальчика – 130 км. Немного дальше от Минеральных Вод – 180 км.

При движении на автомобиле нужно доехать до поста города Баксан, а далее держать курс на села Тырныауз и Эльбрус, за которыми и будет находиться курортная зона.

Поселки курортной зоны

Всего в курортной зоне 6 поселков, которые растянулись вдоль Баксанского ущелья на 16 км, но имеющих развитую инфраструктуру для туризма 3. От поселков до подъемников добираются на такси.

Горнолыжный сезон

Сезон катания с октября практически до мая месяца, а выше Гарабаши трассы в приемлемом состоянии круглый год. Самое приятное время – февраль, март, апрель. В марте погода хороша настолько, что на склонах можно увидеть загорающих.

  • Покупая ски-пасс на все время пребывания на отдыхе вы экономите деньги;
  • Не ждете в очереди для покупки разового ски-пасса.

Небольшое уточнение: если вы хотите воспользоваться бугельным подъемником, то на него общий ски-пасс не распространяется. Нужно будет купить одноразовый билетик.

Основных зон катания в Приэльбрусье две: Эльбрус Азау и Чегет. О них мы и расскажем подробнее.

Эльбрус - Азау

Начинать знакомство с горными лыжами нужно со склона Эльбрус на первой очереди.

День-два обязательно нужны для привыкания к климату. Если сразу подниматься на максимальную высоту, можно легко поймать горную болезнь.

Проявления болезни не из приятных: утомляемость, одышка, головная боль, учащенное сердцебиение, метеоризм, тошнота, доходящая до рвоты. Поэтому не откажите своему организму в периоде адаптации и привыкайте к высоте постепенно.

Красивый официальный ролик о сезоне 2015/16 на Эльбрусе:

Цены на ски-пассы для канатных дорог склона Эльбрус-Азау

На склонах Эльбруса-Азау работает три подъемника - первая, вторая и третья очереди. Тариф на ски-пасс зависит от количества дней, на которые ски-пасс покупается, даты (праздники - дороже), и используемых подъемников. Приведем ниже информацию с официального сайта курорта по ценам на сезон 2018/2019:



Помимо собственно стоимости, с вас еще возьмут 100 рублей за пластиковую карточку ски-пасса, и вернут сумму после возвращения карты.

Первая очередь - самая низкая точка для катания, третья - самая высокая. Чем выше вы собираетесь подниматься и чем длиннее будут доступные вам трассы, тем дороже будет стоить ски-пасс.

Ниже мы разберем, какие подъемники до куда идут и чем эти очереди друг от друга отличаются.

Канатные дороги

На склоне Эльбруса их целых 7, одна из которых пока находится в стадии строительства. Протяженность дорог разбита на 3 части – 2 пересадки.

Первая очередь идет от станции «Азау» до «Старого кругозора». Вы можете подняться на новой канатке гондольного типа «Рома-1» за 5 минут, или воспользоваться маятниковой канатной дорогой «Эльбрус-1», которая доставит вас за 12 минут. Протяженность трасс в первом случае 1740, во втором – 1900 метров, проходящих на высоте до 3000 метров над уровнем моря.

Вторая очередь идет от станции «Старый кругозор» до станции «Мир», поднимая вас на высоту трех с половиной тысяч метров за 7 минут на «Рома-2» или 12 минут на «Эльбрус-2». За это время вы покроете расстояние в 1800 метров.

Третья очередь вознесет вас к высоте 3780 метров за 15 минут на кресельной дороге «Эльбрус». Гондольная канатка, дублирующая этот километровый подъем, еще не готова к введению в эксплуатацию.

Можно подняться еще выше – до «Приюта-11», воспользовавшись ратраком или снегоходом. Подъем займет около 20 минут и будет стоить от 400 рублей.

Бугельная дорога идет по поляне Азау 5 минут и поднимает с отметки 2300 метров на 2500.

Трассы Эльбрус-Азау

На склонах Эльбруса находится 7 трасс, в большей степени подходящих новичкам и любителям, чем трассы Чегета. Хотя на самом деле трассы никак не отделены друг от друга и представляют собой широкую общую полосу для катания.

  • От «Приюта-11» до «Гара-Баши» широкий пологий склон, подходящий для обучения новичков, когда те привыкнут к высокогорной местности.
  • От «Гара-Баши» до станции «Мир» перепад высот составит 280 метров. Пологая и широкая, трасса достаточно крутая и ей присвоена средняя степень сложности. Справа уже и круче, чем слева.
  • От «Мира» до «Старого кругозора» перепад высот в 500 метров. Начало этого участка лишь для самых опытных. Чуть ниже спуск будет по силам любителю, крепко стоящему на лыжах.
  • От «Кругозора» до поляны Азау перепад 650 метров. Сначала узкая и крутая, трасса постепенно расширяется до средней степени сложности.

Вот на этом видео можно наглядно посмотреть спуск от Станции Мир до поляны Азау, 4,5 км:

Общая протяженность спуска от точки Гарабаши до Азау – 6815 метров, с шириной трассы от 60 до 80 метров, что соответствует международным стандартам для катания на лыжах.

Ущелье Гарабаши, Терскольское ущелье, Обсерватория и Полуфинал, а также несколько более мелких трасс, опасных для жизни, используются поклонниками фрирайдинга.

Несмотря на серьезную спасательную службу и наличие гидов, способных предупредить об опасностях и особенностях той или иной трассы, порой происходят несчастные случаи.

Люди гибнут из-за небрежности, схода снежных лавин или попадания в трещины двадцатиметровой глубины вне зон накатанных трасс.

Чегет

Склоны горы Чегет однозначно не для новичков.

Ски-пасс на Чегете

Если вы уже купили ски-пасс на склоны Эльбруса, вам отдельно придется покупать его для Чегета. В продаже только два варианта: экскурсионный за 500 рублей и на весь день за 800.

Канатные дороги Чегета

На Чегете всего три канатки и две очереди. Добраться от поляны Чегет до кафе «Ай» можно на кресельной дороге «Чегет-1» или парно-кресельной дороге. Подъем протяженностью 1600 метров в первом случае займет у вас 11 минут, во втором – 17. За это время вы подниметесь с высоты 2700 на высоту 2750 метров над уровнем моря.

Кресельная «Чегет-2» второй очереди поднимает на высоту 3000 метров за 6 минут. За эти минуты под вами пролетят 900 метров горного склона.

Трассы Чегета

Всего трасс на Чегете 15, общей протяженностью 20 км. Перепад высоты от верхней до нижней точек составляет 950 метров.

Бугристость, крутые склоны, сосновый лес привлекают фрирайдеров. Сноубордисты предпочитают южный склон – он шире, хоть и сохраняет крутизну склона.

Начинающим тут делать нечего. Разве что есть небольшой кусочек легкой трассы в 350 метров длинной на самом верху – выше станции «Чегета 3», куда можно попасть только на бугеле. Все остальное помечено как трассы высокого уровня сложности – для профессионалов и фрирайдные спуски. Дополнительный риск создают вероятность схождения лавин и скалы.

Видео фрирайдеров на Чегете:

Жилье

Пансионаты и гостиницы

Самый простой вариант снять гостиницу - выбрать и забронировать ее на официальном сайте курорта: http://prielbrusie-ski.ru/view/accommodation/ или в специализированном агрегаторе жилья в Приэльбрусье - nedoma.ru

Или же воспользуйтесь отельными агрегаторами (Букинг, Островок, Октого) - там вы сможете найти правдивые отзывы и воспользоваться бонусами агрегатора.

Частный сектор

Если вы предпочитаете квартирные условия, то лучше остановиться в Терсколе – от этого поселка ближе всего до подъемников. Стоимость от 500 рублей на человека в сутки. Чем дальше от горнолыжных трасс, тем дешевле жилье. Рассматривайте варианты в Байдаево, Тегенекли, Эльбрусе, Нейтрино. Последний находится на расстоянии 16-18 километров от Чегета и Азау.

Сопутствующие услуги

Прокат

На курорте есть около десятка магазинов, где можно купить специальное снаряжение для спорта или альпинизма. Но такая покупка не всегда обоснована. Поэтому проще и дешевле обратиться в пункты проката. Прокат осуществляют все в тех же магазинах или в специальных пунктах проката в долине Азау и Чегет. Порой такую услугу предоставляют в отелях для проживающих.

Считается прокат на сутки. За оборудование или снаряжение вносится залог или/и документ.

Можно взять сразу комплект: лыжи + палки + ботинки или сноуборд + ботинки. Детский стоит 600 рублей, взрослый 900 рублей - в первый день. В последующие или если оплачивать сразу на несколько дней - дешевле, в январские праздники дороже. Также в прокате очки, шлемы, куртки, комбинезоны, палатки, санки, непромокаемые брюки и множество других вещей, которые новичкам даже не приходят в голову.

В местах проката зачастую оказывают услуги по ремонту пострадавшего снаряжения.

Магазины со спортивным снаряжением

  • Терскол: «Альпиндустрия», «Туристическое снаряжение», «Эльбрус-навигатор», «Открытый мир»
  • Поляна Азау: «Вертикаль»

Аптеки

  • На станции канатной дороги «Азау»
  • В пансионате «Чегет» и гостинице «Снежный барс» на поляне Чегет
  • В здании почты поселка Терскол
  • В поселке Тырнауз

Банкоматы

  • В поселке Терскол – «Еврокоммерц» и «Сбербанк России» в отеле «Эльбруссия», Кавказский Банк Развития на турбазе «Терскол»
  • Поляна Чегет – «Сбербанк России» в пансионате «Чегет»

Персональный инструктор

Для желающих обучаться с инструктором нужно иметь в виду, что записываться надо заранее. Их работа очень востребована. Ориентировочно один час индивидуального занятия стоит 1000 рублей.

Есть инструктора, обучающие детей.

Ловить такого важного человека можно возле подъемников или непосредственно во время проведения инструктажа на полянах.

Каждый тренер имеет свой подход. Будет лучше, если вы немного понаблюдаете за его работой со стороны, а потом примете решение нанимать или нет.

Если вы встали на лыжи впервые, не экономьте на консультациях для новичка. Они могут не только принести вам удовольствие, но и сохранить здоровье.

Трансфер

Можно заказывать автомобили разного класса и разной вместимости, плоть до микроавтобусов и грузовиков. К вам приедут в указанное вами время и отвезут, куда нужно. Возможна встреча в аэропорту или на железнодорожном вокзале.

Связь

На горнолыжных курортах Кавказа лучше всего работает связь мобильных операторов «Мегафон», «МТС» и «Билайн». Не забывайте, что вы будете находиться в зоне роуминга. Входящие звонки тарифицируются, исходящие идут по высокой цене. Уточняйте стоимость услуг у вашего оператора связи.

Для связи с друзьями на склонах используйте рации.

Wi-Fi и интернет-кафе

Кафе для доступа в сеть есть в пансионате «Чегет» на одноименной поляне. Еще одно в Терсколе. Wi-Fi предоставляют множество отелей и пансионатов.

Достопримечательности и развлечения Приэльбрусья

На нашем сайте есть , в том числе и рядом с Эльбрусом - он поможет вам спланировать свой визит.

Разнообразить свой досуг в Приэльбрусье можно, посетив такие места:

  • Национальный парк «Приэльбрусье»
  • Долина Нарзанов
  • Чегемские водопады
  • Водопад «Девичьи косы»
  • Ледник Безенги
  • Голубое озеро

Еще можно поиграть в пейнтбол в Терсколе, освоить хелибайкинг – горный велосипед, покататься на лошадях знаменитой карачаевской породы, посетить ночной клуб, диско-бар, сауну, коих предостаточно прямо на полянах Чегет и Азау. Многие отели устраивают турниры по бильярду.

Если вы еще не выбрали, где будете жить и хотите сэкономить при бронировании - советуем воспользоваться сервисом RoomGuru . Во-первых, там собраны отели, апартаменты и гостевые дома от множества разных систем бронирования, и вы не упустите стоящий вариант. Во-вторых - сразу сможете сравнить цены на одно место в разных сервисах и забронировать там, где дешевле (не всегда это Букинг!).

Приэльбрусье - один из крупнейших центров альпинизма, туризма и горнолыжного отдыха в России. Он расположен в Кабардино-Балкарии, в высокогорном районе Кавказских гор, у подножия Эльбруса, который является самой высокой вершиной в Европе (5 642 м). Это одно из красивейших природных мест в России, и покататься на лыжах по склонам двуглавого красавца Эльбруса - особое удовольствие!

Как добраться

Ближайшие аэропорты находятся в Минеральных Водах (166 км) и Нальчике (113 км). Ж/д станции, от которых можно добраться до Приэльбрусья: Нальчик, Прохладный, Минеральные Воды, Пятигорск. От аэропорта или вокзала ходят маршрутные такси или автобусы в сторону Тырныауза, рядом с которым располагаются все курортные поселки Приэльбрусья. Время в пути от Нальчика составит 2-2,5 часа, от Минеральных Вод - 3,5 часа, от Прохладного и Пятигорская - 2,5 - 3 часа. Конечная точка поездки - поляна Азау, где расположена почти вся инфраструктура курорта.

Отели

В Приэльбрусье несколько поселков, в гостиницах которых останавливаются туристы. Самые популярные - поляна Азау и поляна Чегет. Это небольшие поселки со всей необходимой инфраструктурой - отелями, турбазами, кафе и ресторанчиками, шашлычными и пунктами проката. Здесь же, на местном развале, вы сможете купить памятные сувениры, теплые вязаные вещи ручной работы из овечьей и козьей шерсти и ароматные травяные чаи, собранные в высокогорье. Отели на полянах Азау и Чегет небольшие, но уютные, цены на проживание доступные. Туристы выбирают проживание здесь в первую очередь из-за близости к подъемникам.

Городок Терскол расположен между поляной Азау и поляной Чегет. Здесь много хороших гостиниц и апартаментов, которые можно взять в аренду. Здесь расположены магазины, почтовое и банковское отделения, горнолыжная школа. Размещение здесь будет стоить дешевле, чем на поляне Азау, однако туристам придется каждый день добираться до подъемников - до поляны Азау - 4 км, до поляны Чегет - 1 км.

Также можно разместиться в поселках Байдаево, Тегенекли, Эльбрус и Нейтрино. Они удалены от подъемников на 7 и более км.

Погода

Сезон катания длится с ноября по май, а на отдельных участках практически круглый год. Климат региона определяет массивная горная цепь Кавказских гор и близость Черного моря. Погода здесь весьма переменчива: с солнечного ясного дня до дождя летом, или снегопадов и метели зимой. Средняя температура воздуха в дневное время летом составляет +27 °C, зимой - 4 °C. Ночи при этом очень холодные, температура может опуститься до −15 °C.

Трассы

Протяженность лыжных трасс в Приэльбрусье составляет около 31 км, при этом зоны катания находятся на двух вершинах - Эльбрусе и Чегете. Они не связаны друг с другом. На курорте также обширные зоны для фрирайда и хели-ски, но некоторые маршруты достаточно опасные - на пути могут встретиться трещины на леднике или скалы, поэтому проходить их рекомендуется только в сопровождении опытных гидов.

На склонах Эльбруса имеется 7 трасс протяженностью около 11 км. На самом деле - это одна большая трасса разного уровня сложности и разной ширины. Сначала это широкие пологие синие трассы, комфортные для новичков, а от «Старого Кругозора» вниз идут более крутые и сложные красные спуски, переходящие в конце в пологий зеленый участок. Кстати, для тех, кто только делает первые шаги на лыжах, на нижнем, пологом склоне оборудован бугель от поляны Азау.

Вторая зона катания - гора Чегет. В переводе с балкарского Чегет означает «Север», гора славится своими северными склонами. Здесь пушистый снег остается намного дольше, чем на Эльбрусе, потому что солнце либо не трогает его вообще, либо освещает эти склоны недолго. Трассы горы признаны одними из самых сложных в России и в Европе. Их общая протяженность составляет 20 км, а перепад высот 1 140 м. Две очереди канатно-кресельной дороги поднимают лыжников на высоту 3 050 м. Благодаря безграничным возможностям внетрассового катания и бэккантри сюда съезжаются опытные фрирайдеры со всей страны и зарубежья - их привлекает целина и крутые спуски с уклоном от 20 до 45 градусов. При этом на склонах нужно быть подготовленными и очень внимательными - местность лавиноопасна, вокруг много скал, поэтому желательно кататься только в группе и в сопровождении гида.

Экстремалам и продвинутым лыжникам доставят удовольствие местные трассы повышенной сложности, пролегающие через сосновый лес. Спуск с вершины Чегета - это одна большая зона катания, не обозначенная границами, которая проходит приблизительно вдоль линии подъемников, протяженностью около 3 км. Сложности прохождения трассы прибавляет то, что на пути встречается множество бугров, проходя которые бывает трудно удержать равновесие и контроль над лыжами. В целом, катание на Чегете,- удовольствие не для всех. В первую очередь оно подходит уверенным лыжникам, а также тем, кто хочет проверить свои умения в достаточно жестких условиях.

Подъемники

Канатная дорога на Эльбрус поднимается в несколько этапов. Первая гондола отходит от поляны Азау - основного места дислокации отелей и кафе, которая расположена на высоте 2350 м, и поднимается до станции «Старый кругозор» (3 000 м).

Вторая очередь подъемников идет от станции «Старый Кругозор» до станции «Мир» и поднимается еще на 500 м - до высоты 3 500 м.

Третья, заключительная, канатная дорога поднимается от станции «Мир» до верхней станции «Гара-Баши»: еще 280 метров высоты подъема. Длина лыжной трассы обратно - около 6 км. На станцию «Гара-Баши» и даже немного выше вы также можете подняться от станции «Мир» на ратраке, предварительно обговорив стоимость. Первые две очереди дублируют две канатки - современная гондольная и старая маятниковая канатная дорога. По стоимости они отличаются не сильно, при этом гондола поднимается значительно быстрее.

На 1-й и 2-й очереди (ст. «Азау» - ст. «Кругозор» - ст. «Мир») работают маятниковая и гондольная канатные дороги. Гондолы вмещают 8 человек, кабины маятниковой дороги - 20 человек. Третью очередь (ст. «Мир» - ст. «Гара-Баши») обслуживает одноместная кресельная канатная дорога, которая часто бывает закрыта на ремонт. В настоящее время ведется строительство гондольной канатной дороги до «Гара-Баши».

Ски-пассы

Цены на горнолыжный сезон-2018 окончательно не установлены. Приводим приблизительные цены на ски-пассы. Цены на ски-пассы определяются тремя сезонами: «Низкий» (с 13.03.17 по 29.12.17), «Высокий» (30.12.17 - 08.01.18) и «Средний» (после 9 января 2018).

Очередей подъемников три, каждая оплачивается отдельно. Например, ски-пасс на взрослого человека на 1 день в высокий сезон на подъемники 1 и 2 очереди (ст. «Азау» - ст. «Кругозор» - ст. «Мир») обойдется в 1900 рублей. Детям до 6 лет проход бесплатный, дети от 6 до 14 лет получают скидку 50%. Подъем от ст. «Мир» до ст. «Гара-Баши» будет стоить 500 рублей. Ски-пасс на три очереди сразу обойдется в 2400 рублей. Залоговая стоимость карты ски-пасса - 100 рублей.

На Чегете абонемент на день обойдется в 800 рублей.

Горный туризм

Регион Приэльбрусье является привлекательным для путешественников и авантюристов в любое время года. Программы восхождений и походов в горы, в основном, устраиваются летом, походы на лыжах также очень популярны весной. Многие альпинисты пытаются подняться на Эльбрус, чтобы подготовить себя для экспедиций и восхождений на Гималаи и Памир.

Для гостей на станции «Мир» работают высокогорные приюты. Это мини-отели с ограниченным набором услуг, где останавливаются туристы перед восхождениями на вершины великой горы.

Чем заняться

Зимой и летом немало вариантов времяпрепровождения: вы можете покататься на лошадях или совершить пешую прогулку по Национальному парку «Приэльбрусье», посетить спортивный центр в Терсколе, ближайшем поселке от курорта, поиграть в бильярд или расслабиться в бане. Для молодежи на обоих полянах (Азау и Чегет) работают ночные клубы и диско-бары («Чегебар», «Балкария», «Капитан ПитЪ» и «Deep Purple»).

Достопримечательности

«Долина нарзанов» (иногда еще называют «Поляна нарзанов») - небольшая поляна, где из земли бьют минеральные источники. Их вода богата железом, кальцием, магнием, калием и натрием, поэтому вокруг источника все окрашено в буро-красный цвет. Вода обладает оздоровительными свойствами, однако перед употреблением нужно проконсультироваться с врачом. «Долина нарзанов» благоустроена, вокруг есть несколько кафе, парковка, лавочки и беседки.

К бездонному Голубому озеру туристы предпочитают приходить летом. Образовавшееся на месте карстового провала озеро заполнено водой голубого оттенка. Температура воды круглый год составляет 9 градусов. Летом у туристов есть возможность заняться дайвингом на озере.

Еще одна интересная локация - чегемские водопады. После прогулки по живописному Чегемскому ущелью туристы видят потоки воды, которые падают с высоты 50-60 м. Они одинаково эффектно выглядят и летом, и зимой. Зимой потоки замерзают, образуя причудливые наросты и сосульки. Еще один водопад - «Девичьи косы» - находится в 2 км от городка Терскол.

Аушигерские источники находятся не в шаговой доступности от Приэльбрусья, к ним удобнее добираться из Нальчика. Горячий источник круглый год выбрасывает на поверхность тысячи тонн целебной воды. Здесь обустроены купальни, где можно купаться даже зимой. Вода источников обладает целебными свойствами, однако перед применением или купанием лучше проконсультироваться с врачом.