Однодневные путешествия по уралу на машине маршруты. Национальный парк «Таганай». Почему мне нравятся путешествия по Уралу

Отзыв о путешествии на своей машине по Южному Уралу. Советы туристам, природа Урала, уникальные достопримечательности и фотографии.

Предисловие

Путешествие мы начали с города Пермь. Пермский край — это Предуралье. Там очень красиво. Увидеть реку Каму должен каждый — это захватывающее зрелище. Урал сам по себе очень красив и необыкновенен. Наша команда — 4 путешественника. Цель нашей поездки — увидеть необычайно красивые места Южного Урала. Все 7 дней поездки прошли с пользой и пролетели как одно мгновение.

В путешествии пользовались Гугл-картами и Яндекс-Навигатором. Последний постоянно прокладывал нам путь по объездной, но хорошей дороге.

Наш маршрут был следующим:

  1. Пермь.
  2. Кунгур (Кунгурская пещера).
  3. Екатеринбург (Ганина Яма).
  4. Сысерть (Тальков Камень).
  5. Челябинск и немного Башкирии (река Ай).

Дорога до Урала

По пути мы сделали большой крюк. Однако это не омрачило поездку: путешествие оказалась очень интересным, увлекательным, хоть и трудным. Весь путь проходил в основном по нормальной дороге. Периодически попадались ямы и пробки в центре города — особенно это касается Екатеринбурга.

В каждом крупном городе на въезде-выезде есть заправка. За всю поездку на бензин потратили 3280 рублей.
Хочется сказать, что во время длительных путешествий нужно быть готовым ко всему. К примеру, у нас случился перегрев вентилятора машины потому было очень жарко.

Еще стоит отметить, что на Урале погода непредсказуемая: за день она может поменяться несколько раз. К примеру, с утра выходит солнце, днем идет дождь, а к вечеру неожиданно выпадает снег. Вот почему нужно взять в дорогу теплые вещи.

Кунгурская пещера

Выехали из Перми (район железнодорожного вокзала) 8 июля рано утром, по местному времени в 06:00 (разница с Москвой — 2 часа). Проехали через следующие села: Лобаново, Кояново, Янычи, Кукуштан, Шадейка. Через 2,5 часа прибыли в город Кунгур. Погода обещала быть приятной, солнечной. Ехали очень медленно, так как некоторые дороги оставляют желать лучшего. Расстояние до Кунгура — 100 км. Это первый крупный город после Перми.

Посетить поистине уникальную Кунгурскую пещеру приезжает немало туристов. Побывав в этом месте хоть раз, влюбляешься в него навсегда.

Кунгурская пещера

На входе купили билеты (взрослый — 700 рублей, детский — 500 рублей) и пошли на обзорную экскурсию.
Заранее на сайте забронировали гостиницу. Самый ближайший отель можно посмотреть . Есть и бассейн, и даже сауна, но цены там приличные. За сутки обычный двухместный номер стоит 2300 рублей.

Путешествие в Екатеринбург

От Кунгура до Екатеринбурга мы ехали 4 часа. Дорога на трассе Р-242 хорошая. Мы специально сделали круг (отправились через Екатеринбург, а не Красноуфимск), чтобы увидеть больше достопримечательностей. По пути проехали города Ревду и Дружинино, где заправили машину и перекусили. Понравилось кафе "Святая Русь", но бензин тут почему-то оказался дороже, чем в Перми.

Свердловская область считается столицей Урала — здесь много интересных и красивых мест. Свое внимание мы больше акцентировали на природе, чем на достопримечательностях, поэтому в городе Верхняя Пышма посетили всего два интересных места: Музей автомобильной техники и "Боевая слава Урала".

Музей военной техники

Сначала мы посетили музей "Боевая слава Урала", так как он был ближе всего по пути. Билет стоил 100 рублей. Там же можно купить различные сувениры, связанные с Великой Отечественной войной. В "Боевой славе Урала" мы заодно приобрели билет в музей автомобильной техники.

Пока мы гуляли в здании, рассмотрели все экспонаты и сделали много хороших фото. Позже приехал экскурсионный автобус, и мы отправились в другое место.

Конечно, такая автомобильная техника нас впечатлила. Все машины были полностью в рабочем состоянии.

Музей автомобильной техники

Нам все понравилось, только на территории музеев нет ни кофейни, ни даже ларька, где можно было бы купить простой воды. Ближайшее кафе расположилось примерно в 500 метрах от здания.

Газ "Чайка" из Музея автомобильной техники

Ганина Яма

Мы побывали в знаменитом мужском монастыре. Он очень красивый, но в самом помещении церкви нельзя делать фотографии.

Ганина яма

К сожалению, мы немного опоздали на экскурсию, но все равно нам очень там понравилось. В самой церкви красиво, чисто и спокойно. Записаться и узнать об экскурсиях можно также на официальном сайте . На территории монастыря стоят памятники семьи Романовых.

Неподалеку была расстреляна семья Романовых.

На территории храма есть музей, где подробно описана жизнь царской семьи (экспонаты, картины и многое другое).

Портрет Романовых

В храм нельзя входить девушкам без платков и с открытыми коленками, а также в штанах. Но на входе выдают платки и длинные юбки.

Вход в храм

Город Сысерть

В этом городе есть озеро, которое окружено лесом и названо памятником природы. Его второе имя — "Бажовские места".

Озеро в Сысерти

Это сказочное место завораживает своей красотой: сосновые леса, березовая роща, тихий пруд, красивое озеро, лесные животные, вкусные ягоды и чистейший воздух. Это нужно просто увидеть своими глазами.

Если путешествуешь по лесам Урала, то нужно запасаться специальными средствами против комаров, мошек и клещей. Нам таких средств не хватило, и пришлось надевать высокие резиновые сапоги летом.

Вид на обрыв с Талькова камня

На входе в "Бажовские места" сидит приятная женщина, которая продает билеты и рассказывает о маршруте протяженностью около 5 километров в одну сторону. Территория очень большая. Вместе с билетами выдается карта, на которой отмечено, как и куда идти, а также что можно по пути увидеть. По всему маршруту были расставлены указатели, так что заблудиться сложно.

Подпись "Тальков камень"

Лесной Тальков камень

Цена билета — 60 рублей, но здесь предоставляют и другие услуги. Можно взять на прокат туристический инвентарь (палатки, спальные мешки и другое снаряжение), а также заказать экскурсию или даже арендовать беседку на сутки.

Тальков камень и невероятная природа

По пути к знаменитому озеру мы встречали белок, диких птиц (во многих местах были развешаны кормушки). К сожалению, мы не увидели бобров, которые живут в плотине, так как приехали туда утром, а животные выходят показаться лишь вечером.

Тальков камень и прекрасные виды

Получили много впечатлений, уезжали из этого невероятно красивого места с грустью.

Город Карабаш

Когда мы ехали из Сысерти в Челябинск, нам по пути попался странный город. Посмотрели в интернете и узнали, что это заброшенный Карабаш. Он считается самым грязным городом в мире.

Заброшенный Карабаш

Дома стоят пустые, все заброшено — и заводы, и шахты. Вода и земля оранжевая, ничего не растет.

Оранжевая земля в Карабаше

Становится страшно, когда попадаешь в такое место.

Город Златоуст

По пути в Челябинск нам пришлось остановиться в городе Златоуст. Во-первых, у нас "закипела" машина, во-вторых, это был первый полноценный город после Сысерти, где есть большие магазины, заправки и кафе. Именно в этом городе находится знаменитый национальный парк "Таганай". Побывать там нам не удалось, но мы пообещали себе посетить его в другой раз. За одно путешествие все уникальные места Южного Урала не объездишь.

Еще хотелось бы отметить, что самый красивый закат бывает именно на Урале. Когда садится большое красное солнце, облака окрашиваются в насыщенный розовый цвет.

Природа Златоуста

Город Челябинск

Мы почти у цели. За все время путешествия никто не чувствовал себя усталым. Мы, как и в начале пути, были по-прежнему полны сил и энергии.

Прибыли в поселок Межевой. Здесь начинается переправа по воде. Мы арендовали лодки, а точнее, заказали туристическую поездку по реке Ай, так как это единственный способ добраться до самых живописных мест.

Поездку по реке мы бронировали заранее, а уже на месте, в Межевом, заплатили по 3500 рублей с человека. Нам предоставили лодки, палатку, спальные мешки, а также организовали завтрак, обед и ужин. В стоимость были включены страховка и услуги инструктора, который плыл с нами в надувных лодках.

Поездка по реке Ай

В каждую лодку помещалось по 6 человек.

Пещера Кургазакская, Сухие водопады и Сикияз-Тамак

Глубина этой пещеры составляет 18 метров. Вниз мы не спускались, так как не было с собой специального снаряжения. Внутри пещеры достаточно холодно (температура была примерно +6 градусов), и грязно (надевали резиновые сапоги).

Сухие водопады — это уникальная природная достопримечательность. По камням весной стекает вода, прямо в реку, а летом вода полностью высыхает. Это явление и дало название "Сухим водопадам".

Сквозная пещера Сикияк-Тамак — это танцевальный грот. Любителям экстрима здесь должно понравиться. Однако если вы страдаете клаустрофобией, то лучше не рисковать: в пещере нужно на четвереньках ползти по очень узкому туннелю. Нам пришлось выстоять длинную очередь, прежде чем мы смогли попасть в этот грот.

На всем пути нам еще много встречалось пещер и гротов, мы даже не смогли всех считать.

Грот около реки Ай

Еще нам встретился настоящий артезианский фонтан и черепаха, которую сама природа сделала.

Артезианский фонтан и природная черепаха

Поселок Лаклы

Конечный пункт — поселок Лаклы. Здесь есть магазины, а вот номер мы заказывали в поселке Межевом заранее. Остановились в гостевом дом "Озеро Ай".

Отправиться плавать может каждый, не имея какого-либо опыта.

Вода в реке Ай

Здесь мелко и безопасно для детей. Вода невероятно чистая. Вот такие здесь пасутся башкирские коровки. Кроме того, мы встретили медведей.

Животные в поселке Лаклы

В статье дается обзор 1-4-недельных походов по Уралу и Сибири, даются рекомендации по выбору путешествий, рассказывается, как пользоваться источниками при самостоятельной разработке маршрутов, приводится «хит-парад» и нитки маршрутов. Некоторые из описанных походов находятся в .

Однажды в походе по Катунскому хребту на (Алтай) я повстречал группу школьников из Кургана и разговорился с их руководителем. Мы спрашивали друг друга, где мы побывали. Оказалось, что у нас примерно одинаковый список совершённых путешествий. Это навело меня на мысль составить мой «хит-парад» маршрутов путешествий по Уралу и Сибири, привести места, в которых обязательно нужно побывать. И хотя еще не пройденных маршрутов хватит лет на десять, мне уже есть что порекомендовать из пройденных мною двадцати экспедиций.

Почему именно Урал и Сибирь? Представим, что вы турист с опытом 2-4 дневных походов с ночевой в классическом смысле – любите путешествовать с рюкзаком, жить в палатке, готовить пищу на костре. Вы уже понимаете, что наибольшее удовлетворение приносит именно такой отдых. На Земле полно красивых мест, куда можно доехать на автобусе или долететь на вертолете, подняться на вершину по канатной дороге. И виды будут не менее красивыми, чем если вы взойдете туда пешком. Почему же нет такого удовлетворения? Потому что люди тысячи лет путешествовали именно пешком или на лошадях. И у нас осталась потребность иногда побыть в роли «первобытного человека», первооткрывателя, надеясь только на силу своих мускулов и верных друзей. Именно Урал и Сибирь с их дикими бескрайними просторами могут подарить нам эти чувства. Есть еще прекрасные горы – Кавказ и Тянь-Шань. Но, путешествуя по ним, мы понимаем, что там мы гости. Что это земли иных народов и надо знать специфику взаимоотношений с местными жителями. Путешествуя же по Уралу и Сибири, мы знакомимся с нашей . Есть ли смысл «ходить в гости», когда нам еще не полностью знакома «наша квартира»? Именно поэтому летом я путешествую по Уралу, Сибири, окрестностям Байкала. Об этих горах я и хочу поговорить.

Есть три неверных стереотипа о Сибири у жителей Европейской России, да и у уральцев тоже.
1) «Сибирь – это бескрайнее равнинное болото». Но если мы посмотрим на карту, то увидим, что не менее четверти площади занято горами.
2) «Летом очень много кровососущих насекомых». Но только в двух из моих 20 путешествий накомарник был обязателен. Сильно нас заедали в июле на Северном Урале. После моей лекции о сибирских старожильческих говорах участники поутру из палатки интересовались, как там снаружи – гнусно или комарно? На Алтае комаров нет вообще (личинки не вызревают из-за минусовых ночных температур), а мухи есть только на конных маршрутах.
3) «Лета на Урале и в Сибири может не быть». Как в анекдоте: приехавшего на Черное море уральца или сибиряка спрашивают: «Ты почему такой белый? У вас что, лета не было?» - «Почему, было, только я в этот день работал». Лето в Сибири короткое, но настоящее: солнечное и жаркое. Если вы идете в достаточно длинный поход (на три недели), то наверняка его застанете. У меня был только один полностью дождливый трехнедельный поход – на Поднебесные зубья. Сезон летних путешествий длится с середины июня по конец августа (на Приполярном Урале и на севере Байкала – с середины июля, южнее Байкала лучшее время – август, до этого дождливо, дуют муссонные ветры с озера Байкал).

В статье я сосредоточусь исключительно на летних пеших и горных путешествиях, хотя некоторые походы лучше совершать зимой. Например, на Мунку-Сардык (Восточный Саян) проще попасть зимой на лыжах по застывшим рекам, чем летом продираться по бурелому и стланнику. А на Байкале интересны зимние путешествия на коньках.


Виды путешествий. Для начала определимся с используемыми терминами. Путешествие по горной местности пешее, если не используется скалолазное и ледолазное снаряжение. Путешествие горное, если используются веревки, в том числе – для организации переправ через реки. Горный туризм от альпинизма на Алтае и Сибири отличается целями. Горный турист, как правило, проходит в путешествии несколько долин, переходя между ними через перевалы и совершая восхождение на некоторые вершины по наиболее простым маршрутам. Альпинист же «забрасывается» по одной долине в базовый лагерь как можно более простым способом (например, на лошадях), затем совершает акклиматизационные прогулки и делает восхождения на вершины. Причем для него важен путь восхождения. Он может подняться на одну и ту же вершину несколько раз по всё более сложным маршрутам. Восхождение и спуск может занимать до 24 часов, но альпинист обязательно спустится, чтобы ночевать в базовом лагере. Горный же турист больше соблюдает режим дня. Он будет ночевать там, где безопасно можно поставить палатку, например, на небольшой площадке на перевале. Для альпиниста главное – вид с вершины, для горного туриста достопримечательностями также являются озера, водопады, каньоны. В общем, альпинист более спортсмен, а горный турист более исследователь, он учится жить на той территории, по которой идет.

В последнее время появился еще один термин – треккинг. Это пеший поход по горным тропам, хотя могут встречаться и отдельные препятствия в виде курума (урало-сибирское слово, означающее каменистую осыпь) и даже простого ледника. Как правило, треккинговые маршруты проходят через деревни и турбазы, поэтому нет необходимости нести на себе еду и палатки. Я с удовольствием путешествую как треккер в Гималаях, но надеюсь, что в Сибири вся эта инфраструктура не будет развитой еще долгое время. Должно же остаться для нас место, где мы можем надеяться только на себя и свою команду, чтобы почувствовать полноту жизни.

Итак, сосредоточимся на летних автономных пеших или горных путешествиях, то есть походах с полным отрывом от цивилизации. Какую продолжительность похода выбрать? Классический вариант – две недели, которые включают в себя заход в первую долину реки, обустройство лагеря, радиалки (прогулки налегке) к достопримечательностям, дневку, переход через перевал во вторую долину, радиалки во второй долине, запасной день, выход. Радиалки могут представлять собой и восхождения на вершины. Я предпочитаю трехнедельные походы (в среднем получается посетить столько долин, сколько недель в походе). За три недели лучше получается «вжиться» в местность и основательно обойти весь хребет, тогда как за две недели можно успеть посмотреть только основные достопримечательности. Легкими я считаю путешествия продолжительностью в две недели без использования горного (скалолазного или ледолазного) снаряжения. Путешествие средней тяжести длится две недели со специальным снаряжением или три недели без специального снаряжения. Тяжелое путешествие длится четыре недели или три недели со специальным снаряжением. Большую тяжесть при нынешнем уровне технологий нести смогут только постоянно тренирующиеся спортсмены. Поэтому маршруты на длительное время лучше разбивать на два-три «кольца» с устройством «закладок», то есть прятать продукты на следующие «кольца». Фактически речь идет о нескольких стыкующихся по срокам путешествиях.

Большинство туристов могут позволить себе только одно путешествие за лето. Если же вы профессиональный путешественник, то вполне реально совершить 2-4. Нужно не забывать об отдыхе. Как минимум раз в неделю нужно устраивать дневку, потому что это привычный режим жизни работающего человека. Некоторые руководители рекомендуют делать дневку на четвертый день, потому что новички первые три дня идут на энтузиазме, а дальше силы заканчиваются, и дальнейшее продвижение – это результат рассчитанных сил. Если речь идет о «стыкующихся» путешествиях, то я советую делать отдых между частями в столько дней, сколько частей в походе. Например, если соединять вместе два десятидневных похода, то делать между ними отдых два дня, а если три десятидневных, то отдыхать по три дня. Если речь идет о нескольких путешествиях за лето по разным местностям, то, с моей точки зрения, наиболее гармонично после проведенного путешествия отдыхать столько дней, сколько длилось путешествие. В таком режиме пять лет путешествовал и я: проводил двухнедельный поход по Алтаю в последнюю неделю июня – первую неделю июля, затем отдыхал две недели и проводил трехнедельный поход дальше по Сибири.

Какими источниками пользоваться при разработке маршрута? Мы не будем рассматривать «высший пилотаж», когда нужно проложить новый маршрут, возможно, с первопрохождениями, и когда источник – это только карта и снимки из космоса программы «Гугл планета Земля». Будем считать, что в интернете можно найти описания.

Технические отчеты о спортивных походах. Они наиболее объективно описывают географию, нитку маршрута, хронометраж и пройденные препятствия. Если вы собираетесь делать в туризме спортивную «карьеру», то такие отчеты – это основной источник информации. Если же для вас, как и для меня, справки, звания и регалии не главное, и вас прежде всего интересуют достопримечательности и чтобы поход в целом был интересным, то о технических отчетах нужно знать следующее:

1) Скорее всего, вам подойдут отчеты о походах 1-3 категории сложности, походы 4 и 5 категории сложности будут слишком сложными. Обращайте внимание на главные препятствия. Перевалы первой категории сложности означают, что вы сможете пройти их за один день без использования специального снаряжения (перевал 1б означает, что может потребоваться провесить одну веревку), перевалы второй категории потребуют использования специального снаряжения и обучения участников необходимым навыкам, еще более сложные препятствия – систематических тренировок. Существует методика расчета категории сложности похода в целом. Если делать грубую оценку путешествий по Уралу и Сибири, то поход нормальным темпом (20-30 км по Уралу, 15-20 км по Сибири, 10-15 км в день по Алтаю) и с прохождением перевалов первой категории будет иметь такую категорию, сколько недель длится поход.

2) В отчетах можно столкнуться с жульничеством. Например, если в последний или первый день приведен километраж 40-50 км, то нужно подумать, действительно ли группа шла пешком или её подвезли. Если приведены фотографии участников на перевалах, но на каком-то перевале фотографии отсутствуют (написано, что была плохая погода и фотография не получилась) и этот перевал находится в стороне от основного маршрута (то есть его прохождение не обязательно и не влияет на прохождение всего путешествия), то вы должны подумать, а действительно ли группа проходила этот перевал?

3) Иногда маршрут содержит излишнее «накручивание» перевалов, чтобы увеличить категорию сложности похода, например, маршрут проходит вокруг горы с прохождением трех перевалов. Вам нужно подумать, стоит ли вам проходить это кольцо с рюкзаками в течение трех дней, действительно ли есть интересные достопримечательности вокруг горы, или, может быть, стоит обустроить лагерь и сделать две радиалки?

Программы коммерческих маршрутов. Как правило, они проходят по действительно красивым местам и описаны с точки зрения красоты достопримечательностей. Добросовестно разработанный коммерческий маршрут рассчитан на людей со средним уровнем подготовки и, скорее всего, подойдет для вас. Его стоит сравнить с отчетом о спортивном прохождении, чтобы подумать о том, как пройти маршрут за более короткое время, чем описано в коммерческой программе. Как правило, коммерческие походы ограничены по времени двумя неделями, поэтому могут не включать достопримечательности, которые стоит посмотреть. Поэтому нужно внимательно посмотреть на достопримечательности около маршрута и подумать об увеличении продолжительности. Например, самый известный поход на Алтае «Кучерла – перевал Каратюрек - Аккем» в коммерческих программах может включать 1-2 радиалки в долине Кучерлы, хотя там стоит сделать как минимум 4 радиалки. Нередко коммерческие фирмы предлагают нереалистичный поход на какую-нибудь «брендовую» вершину, заранее зная, что участники группы откажутся от похода, когда увидят на месте, что им предстоит пройти. Например, мы видели, как группы, идущие на высшую вершину Алтая и всей Сибири – Белуху, разворачивались и уходили еще перед перевалом Делоне. Поэтому, если в коммерческой программе заявлено техническое восхождение или перевал высокой категории сложности, стоит подумать, а реалистична ли сама программа.

Неформальные описания. Это описания впечатлений от похода, сделанные его участниками, как правило, с фотографиями. Из них можно почерпнуть сведения о том, чтО стОит посмотреть на маршруте. Читая описание, нужно обращать внимание, похожа ли группа на вашу. И учитывать, что мнение рассказчика о местности может быть очень субъективным. Например, в описаниях я читал о страшных болотах под Манарагой, если идти к её подножию по классическому маршруту от перевала Кар-кар. На мой взгляд, эти болота не представляют серьезного препятствия. Во всяком случае, наша скорость была не менее 4 км/ч.

При чтении отчетов надо обращать внимание на даты путешествия и переправы через реки. Сосредоточиваясь на вершинах и перевалах, туристы часто не обращают внимания на реки, хотя в горном туризме большинство ЧП случаются как раз на переправах. И если в спортивном походе туристы перешли реку по колено, то это не гарантия, что вы не окунетесь по пояс. Коммерческие маршруты тем и хороши, что просто не пойдут через рискованные переправы. Хотя гарантий тоже нет. Так, на Алтае с Кучерлы одна из самых распространенных радиалок на озеро Дарашколь. Все переходят Кучерлу вброд. В 2010 году я несколько дней не мог решиться пойти на Дарашколь из-за высокой воды в Кучерле, заменяя эту прогулку другими радиалками. Когда времени не осталось, мы сделали верховую переправу. И не ошиблись. При нас погиб турист, переходивший реку вброд (его сбило с ног и затянуло под завал из бревен).

География походов и стратегии составления длительного расписания на несколько лет.

Урал протянулся с севера на юг и в широком смысле включает в себя горы Новой земли, Пай-хой, Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал и Мугоджары (казахский Урал).

Интересный с точки зрения путешествий горный участок Сибири начинается с Алтая (кроме русского Алтая есть еще Казахский, Монгольский и Гобийский Алтай). Севернее Алтая – Кузнецкий Алатау, восточнее – сперва Западный Саян, потом Восточный Саян. Южнее Саяна – горы Тувы.

К востоку от Саяна идут горы вокруг озера Байкал. К западу и северо-западу от Бакала – Байкальских хребет, к югу – Хамар-дабан, на восточном берегу – Баргузинский хребет. Далее на северо-восток – Становое нагорье.

Сибирь включает в себя еще труднодоступные районы плато Путорана и горы Якутии, количество которых равняется всем предыдущим. Я думаю, что в течение следующих десяти лет мы будем наблюдать рост интереса туристов к этим районам. Пока же сосредоточимся на горах до Забайкалья еще по одной причине. Заброска в Якутию долгая и, возможно, путешествие туда будет дороже, чем, например, в Исландию.

Итак, перед нами огромная горная страна. Куда же пойти в первую очередь, что оставить на потом? Я предлагаю три стратегии:

1) Одна 2-3 недельная экспедиция за лето
2) Два путешествия за лето: двухнедельное по Алтаю и трехнедельное по Сибири
3) 2-4 взаимосвязанных путешествия за лето.

Подробности путешествиий я опишу в третьей стратегии. При описании первых двух – только перечислю хребты.

Стратегия №1. Предположим, вы хотите тратить 2-3 недели летнего отпуска на одно путешествие по Уралу и Сибири, бывая каждый год в другом горном крае. Эта стратегия подходит для большинства туристов.

Я предлагаю пять «хитовых» походов, из разряда «нужно обязательно побывать»:
1) Приполярный Урал. Природный парк Югыд-ва. Горы Народная, Манарага
2) Кузнецкий Алатау. Хребет Тигиртыш (Поднебесные Зубья)
3) Алтай. Катунский хребет. Реки Кучерла, Аккем, перевал Кара-Тюрек
4) Западный Саян. Хребет Ергаки
5) Байкальский хребет. Реки Куркула, Молокон, пик Птица

Эти походы знакомят вас с ключевыми участками разных горных систем. Порядок для жителей европейской России именно такой, так как связан с постепенным продвижением на восток. Для жителей Урала (Пермь, Екатеринбург, Уфа, Челябинск) проще добраться до Алтая и Кузнецкого Алатау, чем до Приполярного Урала. Сибирякам проще начинать походы с мест, которые им ближе, как показано в следующей таблице:

Таблица горных систем, городов и станций

Регион Ближняя горная система Железнодорожная станция или крупный населенный пункт
Европейская Россия Приполярный Урал Инта
Челябинская область, Башкирия, Оренбургская область Горы Южного Урала Златоуст, Юрюзань, Белорецк, Магнитогорск
Пермская и Свердловская области Северный Урал Ивдель, Североуральск, Краснотурьинск, Серов
Омская, Новосибирская, Томская области, Алтайский край Алтай Бийск
Кемеровская область Кузнецкий Алатау Новокузнецк
Хакасия, Красноярский край Западный Саян, Западная Тофалария (Восточный Саян) Абакан, Минусинск
Тува Горы Тувы Абакан, затем автобусом в Кызыл
Иркутская область, запад Бурятии Восточный Саян:
Тофалария
Тункинские гольцы и Хамар-Дабан

Нижнеудинск
Слюдянка
Бурятия Прибайкалье
Забайкалье
Северобайкальск
Баргузин, станции БАМа

Можно ограничиться этими походами, если вы считаете, что Земля большая, да и наша страна тоже большая. И нужно еще обязательно побывать в Крыму, на Кавказе, на Кольском полуострове, Тянь-Шане, Якутии, Камчатке и Курильских островах. Еще один довод в пользу этих мест – их нужно посетить, пока они окончательно не «опопсели». Нам, привыкшим к диким просторам нашей Родины, вряд ли захочется видеть оборудованные тропы, кафе, канатные дороги, отели и мотели на нашем маршруте.

Каждый поход в окрестностях Байкала можно заканчивать отдыхом на берегу Байкала. В частности, кто едет на поезде до Иркутска или Слюдянки, может устроить недельный отдых на острове Ольхон.

Для жителей Европейской России может быть и другое начало длительных походов:

0А) Южный Урал. Природный парк Таганай, озеро Тургояк или природный парк Зюраткуль, Нургуш и Иремель.
Южный Урал близок, доступен, есть много городов у подножия хребтов – идеальное место для начала туризма. Жителям Урала нет смысла тратить отпуск на эти места, куда можно съездить на выходные по нескольким маршрутам. Зато им, прежде чем переходить к Сибири, стоит совершить перед этим следующие походы:

0B) Северный Урал. Главный уральский хребет.
И поход на Маньпупунёр, который открывает второй цикл путешествий:

6) Северный Урал. Маньпупунёр.

У меня есть туристическая энциклопедия, на обложке которой приведены фотографии Парижа, острова Пасхи, вулканов Камчатки и скал Маньпупунёра. Очень наглядно, где стоит побывать из расчета поездок по всей Земле.

7) Алтай. Хребты Иолго и Уйменьский, озеро Телецкое. 77 алтайский горно-таежный маршрут. Это самое начало Алтая с доступными горами, но на горизонте вас будут манить остроконечные пики со снежниками, и вы будете мечтать о дальнейших походах по Алтаю.
8) Тува. Монгун-Тайга. Особенность походов по Туве: нужно учитывать криминогенную обстановку.
9) Восточный Саян. Тункинские гольцы

Третий цикл путешествий:
10) Приполярный Урал. Хребет Сабля
11) Алтай. Северо-Чуйский хребет. Шавлинские озера.
12) Западный Саян. Хребет Арадан.
13) Восточный Саян. Тофалария.
14) Забайкалье. Баргузинский хребет.

Четвертый цикл путешествий.
15) Алтай. Южно-Чуйский хребет.
17) Тува. Шапшальский хребет.
18) Восточный Саян. Долина потухших вулканов. Пик Топографов
19) Южный берег Бакала. Хамар-Дабан.

Пятый цикл путешествий.
20) Алтай. Плоскогорье Укок, гора Таван-Богдо-Ула
21) Западный Саян. Абаканский хребет.
22) Забайкалье. Кодар.
23) Забайкалье. Северо-Муйский хребет.

Шестой цикл путешествий.
24) Алтай. Катунский хребет. Мультинские озера
25) Восточный Саян. Тофалария. Западная часть
26) Забайкалье. Южно-Муйский хребет.
27) Алтай. Теректинский хребет.

Получается, что нужно 27 лет, чтобы обойти интересные хребты до Забайкалья, а потом, вероятно, столько же, чтобы обойти Якутию и Дальний Восток? Если вы полюбили Урал и Сибирь, вам подойдет вторая стратегия.

Стратегия №2

Ходить в два путешествия за лето: одно – двухнедельное в июне-июле по Алтаю, второе – трехнедельное в июле-августе по Сибири и Уралу. Могу сказать, что Алтай очаровывает всех, кто на нем побывал. Многие туристы считают Алтай самыми красивыми горами. Мне говорили, что он красивее Тянь-Шаня и Гималаев. Я склонен с этим согласиться. Алтай очень разнообразен. В течение походного дня можно сменить несколько климатических поясов и посмотреть много достопримечательностей. Я знаю туристов, которые ходят каждый год на Алтай, и им ничего другого не надо. По этой стратегии план походов выглядит следующим образом:


Год Экспедиция 1 Экспедиция 2
1 77 алтайский горно-таежный маршрут (3 недели) Северный Урал. Маньпупунёр (2 недели)
2 Кузнецкий Алатау. Поднебесные Зубья Алтай. Катунский хребет. Кучерла-Аккем
3 Алтай. Северо-Чуйский хребет. Шавлинские озера, Маашей
4 Западный Саян. Ергаки Приполярный Урал. Народная и Манарага
5 Алтай. Южно-Чуйский хребет Восточный Саян. Тункинские гольцы
6 Алтай. Укок, Таван-Богдо-Ула Забайкалье. Баргузинский хребет
7 Западный Саян. Арадан Восточный Саян. Тофалария
8 Алтай. Катунский хребет. Мультинские озера Приполярный Урал. Сабля
9 Алтай. Теректинский хребет Восточный Саян. Долина потухших вулканов
10 Западный Саян. Абаканский хребет Тува. Монгун-Тайга
11 Алтай. Исток Катуни Южный берег Байкала. Хамар-Дабан
12 Алтай. Катунский хребет. Иедыгем, Сулуайры Забайкалье. Кодар
13 Тува. Шапшальский хребет Забайкалье. Северо-Муйский хребет
14 Забайкалье. Южно-Муйский хребет

Стратегия №3 рассчитана на тех, кто занимается туризмом профессионально или настолько увлечен туризмом, что готов путешествовать всё лето. Эта стратегия подходит для турклубов, которые могут организовать три-четыре похода в близких районах так, чтобы туристы после окончания одной экспедиции могли перейти в следующую. По турклубу «Новые кочевники» могу сказать, что у нас есть немало туристов, которые готовы пойти в три похода подряд. И если подумать, то это не фанатизм, а вполне . В полном соответствии с названием нашего турклуба («Новые кочевники») некоторые наши туристы уходят в походы с наступлением лета и возвращаются домой, когда в горах зима. Этот способ планирования требует стратегического мышления у руководства клуба и слаженной работы руководителей походов.

Большое путешествие по Южному Уралу

Особенность похода в том, что на маршруте встречаются населенные пункты, поэтому нет надобности нести на себе все продукты. Путешествие включает в себя следующие походы:

1) Природный парк Таганай (1 неделя). Старт в Карабаше, финиш в Златоусте.
2) Уреньга (3 дня). Старт в Златоусте, финиш в поселке Зюраткуль.
3) Природный парк Зюраткуль (1 неделя). Хребты Зюраткуль, Уван, Нургуш. Старт в поселке Зюраткуль, финиш в Тюлюке.
4) Зигальга (4 дня). Старт в Тюлюке, финиш в Александровке, возвращение в Тюлюк.
5) Иремель, Аваляк (4 дня). Старт в Тюлюке, финиш в Николаевке, переход в Верхнеаршинский.
6) Кумардак, Инзерские Зубчатки, Ялангас (1 неделя). Старт в ВерхнеАршинске, финиш в Белорецке.


Большое путешествие по Северному Уралу

Отличие от Южного Урала в том, что граница леса проходит намного ниже, поэтому горы при той же высоте кажутся внушительнее. В июле много кровососущих насекомых. Климат намного прохладнее. Включает в себя маршруты наиболее популярных походов по Северному Уралу:

1) Горы около Конжаковского Камня (1 неделя): Серебрянский, Конжаковский, Тылайский, Косьвинский Камни, Три Бугра, Семичеловечью, Сухогорский (Казанский) Камни.
2) Главный Уральский Хребет, хребет Кваркуш с Жигаланскими водопадами (1 неделя).
3) К скалам Маньпупунёра и Торрепорреиза (3 недели, если без Торрепорреиза, то 2 недели). Перевал Дятлова – Холатсяхл – Отортен с озером Лунтхусаптур и водопадами Поритайсори – Мотёвчахль – Яныгхачечахль – Янывондерсяхл – Печёрьяталяхчахл (исток Печоры) – Маньпупунёр – Торрепорреиз.

Большое путешествие по Приполярному Уралу

Это самое сердце Урала. Несмотря на то, что я был на Байкале, Алтае, Саянах, Гималаях, Камчатке, вид с наивысшей вершины Урала, горы Народной, я считаю лучшим видом в моей жизни. Традиционно туристы ходят на Приполярный Урал на неделю от геологической базы Желанная с восхождением на Народную и Манарагу (некоторые затем сплавляются от Манараги по реке Косью).

Я водил группу в трехнедельный поход, который представлял собой кольцо: Желанная – подножие Народной, восхождение на Народную – перевал Кар-кар – подножие Манараги, восхождение на Малый зуб Манараги – подножие Колокольни, восхождение на Колокольню – плато Оленеводов, восхождения на Защиту и пик Комсомола – перевал Оленеводов – перевал Хобе-западный – перевал Голубые озера – восхождение на пик Карпинского – база Желанная. Задуманные восхождения на Блюхера, Мансинёр и Югру не состоялись из-за плохой погоды. Я считаю, что поход прошел удачно, так как мы посетили пять вершин в хорошую погоду, которая часто бывает дождливой на Приполярном Урале. Поскольку в июле там белые ночи, есть возможность «ловить» хорошую погоду в течение суток и начинать путь хоть в 2 часа ночи.

Предлагаемое мной большое путешествие по Приполярному Уралу состоит из следующих частей:

1) Вспомогательная часть – переброска продуктов от базы Желанная через перевал Кар-Кар в долину реки Манарага. При хорошей погоде - восхождение на Народную.

2) Кольцо вокруг гор Народная, Блюхера, Югра, Мансинёр, Защита с заходом на плато Парнук для сбора аметистов. Если не проводить вспомогательную часть, то возвращение на базу Желанная за продуктами для следующей части. Займет около 2 недель.

3) Переход через Кар-кар в долину Манараги. Восхождения на Народную и Манарагу, переход к Колокольне и восхождение на неё. Переход к Сабле и восхождение на Саблю, выход. Продолжительность – 3 недели.

Большое путешествие по Кузнецкому Алатау и Западному Саяну

Саян представляет собой бесконечное море тайги с возвышающимися над ней круглыми шапками гольцов. Есть на западе Сибири и хребты, возвышающиеся над тайгой остроконечными пиками. И названия они имеют соответствующие: Тигиртыш (Поднебесные зубья) и Ергаки (пальцы) с примыкающим к нему хребтом Арадан, входящим (вместе с Ергаками) в одноименный природный парк. Горные реки впадают в синеющие озера (особенно их много в Золотой долине Поднебесных зубьев). Встречаются изящные водопады. На Кузнецком Алатау есть небольшие ледники.

Поход состоит из трех частей:

1) Арадан (две недели). Река Нистафоровка - ручей Ровный - Долина девяти озер - радиально на перевал Минусинских туристов и пик Араданский - перевал Проходной - озеро Изумрудная гитара - ручей Водопадный - радиально на перевал Политехнический - перевал Неожиданный - перевал Гребневой - озеро Зеркальное - озеро 1627 - ручей Маралий - река Нижний Малый Казыр-Суг - перевал Осыпной - Араданские озера - перевал Медвежий - Озерное плато - перевал Прапор Юности - Красное озеро - перевал Бакланиха - озеро Поднебесное - турбаза Тушканчик. Этот наиболее распространенный маршрут проходит по восточной части Араданского хребта. Сам же хребет намного длиннее и включает в себя еще малопосещаемые центральную и западную часть с такими же острыми пиками и озерами.

2) Ергаки (две недели). Кольцо через перевалы Ергак с радиалками. Турбаза «Тушканчик» - озеро Мраморное – перевал Курсантов западный – озеро Художников, радиалка на озеро Горных духов и перевал Звездный – озеро Малахитовая ванна – стоянка Стрелка, радиалка на Цветные озера и перевал Пикантный, радиалка к озеру Ледяному – река Тайгишонок – озеро Восьмерка – перевал Туманный-1 – озеро Сказка, радиалка к водопадам Богатырь и Грация, радиалка на Каменый замок – перевал Сказка – озеро Лазурное, радиалка на пик Мать Саян – перевал Тайгиш-1 – озеро Малое Буйбинское – Тармазаковский мост. Со стрелки можно уйти на озеро Большое Буйбинское и совершить восхождение на хребет Метугул-Тайга. Также представляют интерес озера к югу от Ергак: Большое и Малое Безрыбное, Золотарное и Светлое. В этом случае для прохождения маршрута требуется 3 недели.

3) Кузнецкий Алатау (две недели). Маршрут «Большое кольцо по Поднебесным Зубьям»: Лужба - приют Глухариный - Амзас - перевал Маруха (900м) - ручей Поднебесный, осмотр водопадов, купание в радоновой "ванне", Радиалка к озеру Выпускников, восхождение на Большой Зуб (2046м) - истоки Бельсу - перевал Ходовой (1110м) - долина реки Туралыг - перевал Козьи Ворота (1806м) - озеро Харатас. С перевала прогулки налегке на горы Старая крепость (2211м) и Верхний Зуб (2178м). Прогулка налегке по Золотой Долине, осмотр озер и водопадов, восхождение на пик Серебряный (2063м). оз. Харатас - оз. Хунухузух (Золотая долина) - пер. Караташ – р. Малый Казыр - устье ручья Высокогорного. Радиалка в долину ручьев Высокогорного и Водопадного. Восхождение №2 на Большой Зуб или на Малый Зуб. Куприяновская поляна - пер. Казырский - Алгуй – Амзас – Лужба. От Истоков Бельсу можно совершить дополнительный недельный поход по Скалистым горам.

Большое путешествие по Туве

Путешествие по Туве является продолжением путешествия по Кузнецкому Алатау и Западному Саяну и может быть совершено с ним в один год. К сожалению, криминогенная обстановка сильно ограничивает туристические возможности этой прекрасной земли. В последнее время в Туве начал развиваться экотуризм. Стоит посетить юрты с этническими концертами (горловым пением) и единственную в мире шаманскую клинику в Кызыле.

Маршруты походов по Туве:

1) Шапшальский хребет (двухнедельное путешествие). Бай-Тал - р. Хемчик - устье Чинге-Хема - р. Чинге-Хем - устье реки с Ак-Оюка - г. Ак-Оюк (3613 м. радиально) – перевал в долину Чон-Хема - Дикие озера, пер. Скалистый (радиально) - г. Пирамида (3477 м.) – р. Ак-Оюк – слияние Ак-Оюка и Шуя – пер. Шапшал, г. 3349 м. (радиально) – р. Шуй – пос. Шуй.

2) Монгун-Тайга – высшая вершина Тувы (3976м.) – двухнедельное путешествие. Восхождение на вершину простое, но, поскольку вершина покрыта ледником, для восхождения требуется идти в связках и кошках. В путешествии можно посетить долины реки Толайты с водопадами, озера Узун-Холь и Хиндиктиг-Холь.

Большое алтайское путешествие

Алтай является, наверное, самой красочной горной системой. Практически с любой поляны на маршруте можно любоваться всеми красками природы: зеленым лесом, синим озером или водопадом, разноцветными каменистыми осыпями, белыми снежниками и ледниками. Это одна из причин, по которой на Алтай можно ездить каждый год.

Походы по Алтаю:

1) Фрагменты легендарного 77 маршрута: Телецкое озеро, хребет Иолго и Каракольские озера, Уйменьский хребет (2-3 недели). Это северная часть русского Алтая. Здесь горы невысокие и доступные для восхождений, но с вершин уже открывается вид на остроконечные заснеженные пики.

2) Катунский хребет, долины рек Кучерла и Аккем, перевал Кара-Тюрек, возможно, восхождение на Белуху (2-3 недели). Старт и финиш в Тюнгуре и Кучерле. Это самое сердце Алтая. На высшую вершину Алтая – Белуху - совершаются восхождения коммерческими фирмами, но надо иметь в виду, что гора коварна, по погодным условиям половина восхождений отменяется. Для восхождения нужно обладать выносливостью и альпинистскими навыками. Зато с перевала Кара-Тюрек открывается сказочный вид на Белуху и другие горы Алтая.

3) Северо-Чуйский хребет (2-3 недели). Старт и финиш перед Чибитом. Долины рек Шавла, Маашей, Актру. Перевал Нижнешавлинский. Шавлинские озера, окруженные стенами с белоснежными пиками – один из лучших видов на Алтае.

4) Южно-Чуйский хребет (2-3 недели). Старт и финиш в селе Бельтир. Долины рек Елангаш, Караоюк, Талдура. Перевалы Рублевского, Удачный, Ленинградский. Восхождение на высшую вершину – пик Ирбисту (3967м, 2А) - требует альпинистской подготовки. Это необычный хребет, на котором мало леса, зато отовсюду видны вершины. Местные жители разводят яков, которых можно встретить практически в любой части хребта, и верблюдов у озера Каракол.

5) Плато Укок (2 недели). Старт и финиш в Джазаторе. Это самая южная часть русского Алтая. Степь со скифскими курганами и озерами и остроконечные пики. Восхождение на священную гору Таван-Богдо-Ула требует использования альпинистского снаряжения.

6) Теректинский хребет (2 недели). Малопосещаемый, но перспективный с точки зрения туризма хребет. Коммерческие фирмы предлагают туда по большей части конные походы.

Путешествие по Катунскому хребту на Алтае

Я выделил путешествие по Катунскому хребту в отдельную от Большого Алтайского путешествия экспедицию, потому что если посещать все долины этого хребта, то это займет почти весь летний сезон и времени на другие хребты Алтая может не хватить. И Катунский хребет действительно заслуживает того, чтобы по нему ходить всё лето! Разнообразные долины с озерами и водопадами на ручьях-притоках и сверкающие заснеженные пики никого не оставят равнодушными. В среде эзотериков с подачи Рериха это место считается Шамбалой. Типичный двухнедельный маршрут выглядит как заход по одной реке, стоянка на озере, радиалки, переход через перевал 1 категории сложности во вторую долину, радиалки оттуда, выход вниз по реке к поселку. Если совмещать три долины и более, то логично делать заброску продуктов на лошадях в долины посередине похода. Я привожу только реки, текущие с северных склонов хребта, за исключением Катуни. Есть еще казахская река Берель и южные реки, текущие на плато Укок (походы туда логично совмещать с походами на Укоке).

1) Исток Катуни. Озера Тихое и Тальмень. Старт и финиш в селе Кайтанаке. Через перевал Крепкий выход к Мультинским озерам, через Хазинихинский – в долину Курагана.

2) Мульта. Заброска из Мультинского маральника. Радиалки по Проездной Мульте, Крепкой, Мульте, Куйгуку. Через Куйгукский перевал можно уйти в долину Акчана и совершить восхождение на священную гору Колбан, имеющую курумные склоны и не требующую специального снаряжения. Маршруты включают посещение красивейших озер. Через перевал Крепкий можно уйти на реку Тихую, а оттуда на озеро Тальмень и к истокам Катуни. С Акчана – переход на озеро Кыргыз и в долину Курагана.

3) Кураган, Иолдо. Заброска от села Катанда (паромная переправа через Катунь). Через озеро Кыргыз выход в долину Куйгука, затем к Мультинским озерам, через Хазинихинский перевал – выход к озеру Тальмень и истокам Катуни.

4) Кучерла. Старт в поселках Тюнгур и Кучерла. Радиалки к Цветным озерам, Кулдур-Оюку, Дарашколю, Мюштуайры, Кониайры. На мой взгляд, это центральное алтайское озеро, на котором смело можно стоять неделю и делать радиалки, которые не надоедают. Лагеря на других алтайских озерах ограничиваются 2-3 радиалками. Через Дарашколь и перевалы Иолдоайры Западный и Иолдо переход в долину Курагана. Через перевал Кара-Тюрек – в долину Аккема.

5) Аккем. Старт в поселках Тюнгур и Кучерла. Радиалки в долины Ак-оюк, Ярлу, к озеру Духов, Томским стоянкам на леднике Родзевича (Аккемском). С Томских стоянок начинается маршрут восхождения на высшую вершину Алтая и всей Сибири – Белуху (требует использования альпинистского снаряжения). Через перевал Кара-Тюрек выход в долину Кучерлы, через перевал Сарыбель – в долину Текелю, затем через перевал Текелю – в долину Сулуайры.

6) Долины рек Сулуайры, Менсу, Йедыгем, Кулагаш. Выход в село Джазатор на плато Укок. По этим долинам проводятся в основном конные туры.

Большое путешествие по Восточному Саяну

Восточный Саян менее знаком туристам, чем Западный Саян или горы окрестностей Байкала. Вместе с тем, там есть что посмотреть. Это высокие горы, в том числе – потухшие вулканы, дикие горные озера, горячие и минеральные источники, глубокие ущелья.


Походы по Восточному Саяну:

1) Тункинские гольцы. Лучшее время для путешествия – август, в это время наименьшее количество осадков. Маршруты требуют двух недель для прохождения, но лучше выделить три недели, чтобы неделю стоять у Шумакских минеральных источников и делать радиалки. В среде эзотериков эта местность – еще один кандидат на роль Шамбалы. Там расположены теплые радоновые ванны и около 150 выходов минеральной воды от самых разных болезней. В Тункинской долине у подножия Тункинских гольцов находятся курортные поселки с минеральными источниками - Нилова пустынь и Аршан. На Шумаке популярны три маршрута:

1a) Поселок Нилова Пустынь – перевал Шумак – долина Шумака – река Китой – перевал Аршанский – поселок Аршан. Это самый легкий маршрут, по которому можно пройти в случае непогоды.

1б) Поселок Нилова Пустынь – перевал Шумак – долина Шумака – река Нарин-гол – река Яман-гол – река Ара-Хубыты – перевал Хубытинский - Поселок Нилова Пустынь. Рекомендую этот маршрут в случае стабильной хорошей погоды и низкой воды в реках. Он включает прохождение ущелий рек Нарин-гол и Яман-гол, на которых требуется сделать около 40 переправ и местами идти прямо по реке. Это уникальное для Сибири место, где можно любоваться отвесными скалами ущелий и водопадами. Поход совместим с путешествием по Хамар-Дабану, так как добираться нужно до одной и той же станции – Слюдянки.

1в) Поселок Нилова Пустынь – перевал Шумак – долина Шумака – перевал Ветреный – река Билюты – перевал Бепкан – перевал Динозавр – поселок Аршан. Маршрут рекомендуется тогда, когда высокая вода делает вариант 1б непроходимым, но при этом осадки не приводят к формированию снежного покрова на перевалах.

2) Долина потухших вулканов, пик Топографов (восхождение требует опыта и наличия ледового снаряжения), горячие источники Хойто-гол и минеральные источники Жолган (3 недели). Маршрут знакомит участников с разнообразными формами рельефа Восточного Саяна. Ближайший населенный пункт – Орлик, от него требуется транспорт повышенной проходимости.

3) Тофалария. Горная страна с дикой природой в Восточном Саяне – страна тофов. По ней вполне можно совершить три путешествия продолжительностью 2-3 недели: с запада из Красноярского края к пику Грандиозному, с северо-востока от озер Агульского и Медвежьего к пику Грандиозному, с востока к пикам Триангуляторов, Заоблачному и Поднебесному.

Большое путешествие по Байкалу

Байкал – уникальное место для активного отдыха. Со всех сторон окруженный горами, он позволяет совместить поход по горам с отдыхом на море (как называют Байкал все местные жители), посетить место зарождения шаманизма – остров Ольхон. Есть на Байкале и горячие источники - Хакусы и источники на реке Горячей.


Походы в окрестностях Байкала:

1) Байкальский хребет (2 недели) находится на западном берегу Байкала. Добираться нужно до Северобайкальска. Посещение долин рек Куркула и Молокон, осмотр водопадов на Молоконе, ледника у подножия горы Черского, восхождение на пик Птица (Птица является отрогом самой большой вершины хребта – горы Черского. Восхождение на Черского требует использования скалолазного снаряжения).

2) Хамар-Дабан (3 недели). Лучшее время для путешествия – август, когда уже почти не приходят тучи с Байкала. Ровные столовые горы на западе сменяются острыми пиками на востоке. Поход затяжной, рассчитанный на выносливых туристов (в день требуется проходить около 20 км с суммарным набором высоты 1200 м). Старт в Слюдянке, финиш в Выдрино. Маршрут: Слюдянка – пик Черского (восхождение, осмотр озера Чертова и озера Сердце и водопадов на Подкомарной) – Босан – Маргасанская сопка - Маргасан – Тумбусун Дулга – Утуликская Подкова – озера Перевальное, Патовое, Галичье – Хан-Ула – перевалы Нухен-Дабан и Лангутайские Ворота – пик Тальцинский – озера Теплые – озеро Соболиное – Выдрино. Сокращение маршрута потребует навесных переправ через бурные реки. Альтернативной формой проведения похода является заход с какой-либо железнодорожной станции, радиалки, затем переезд на другую станцию и т.д.

3) Баргузинский хребет – самый мощный из окружающих Байкал хребтов со множеством острых пиков и высокогорных озер. По нему вполне можно организовать несколько походов продолжительностью 2-4 недели. Маршруты можно начинать из долины Баргузина (восточная подошва хребта) и через перевалы выходить на восточный берег Байкала или начинать и заканчивать на берегу Байкала у устья разных рек. Часто маршруты проходят через горячие источники Хакусы, озера Фролиха и Укоинда и в верховьях реки Томпуда.

4) Остров Ольхон. Отдыхом на острове логично заканчивать путешествие по Байкалу. Остановиться можно в самом крупном поселке острова – Хужире, откуда легко заказать транспорт для поездок по острову, катер, или в Нюрганской губе – бухте с песчаным пляжем в лиственничном лесу (оттуда удобно совершать пешие прогулки по северной части острова). Недельного отдыха на острове хватит, чтобы посетить все его достопримечательности: место зарождения шаманизма – скалу Шаманку, северную оконечность острова – мыс Хобой и падь Узуры, бухты восточного берегу Хатху, Идиба и Ташкиней, озеро с целебными грязями Шара-Нур, высшую вершину острова – Жиму, юго-восточные бухты и озера Хонхой, Муку-Нур, Нурское, археологический памятник – Курыканскую стену.

4б) Альтернативой лагерю на Ольхоне может быть лагерь на полуострове Святой нос с посещением горячих источников Хакусы и поездкой катером на Ушканьи острова.

Большое путешествие по Забайкалью

Я выделил эти походы в путешествие, отдельное от Большого путешествия по Байкалу, так как за одно лето все эти походы не успеть провести. Возможны различные комбинации походов из путешествия по Байкалу и Забайкалью, заканчивающиеся отдыхом на Байкале.

Я еще не был в походах по Забайкалью и не прорабатывал эти маршруты, поэтому сделаю описания этих походов в будущем:

1) Кодар с пустыней Чарские пески
2) Северо-Муйский хребет
3) Южно-Муйский хребет
4) Верхне-Ангарский хребет

Заключение

В обзорной статье по маршрутам Урала и Сибири я хотел сказать, что у нас есть огромная горная страна, которой вполне достаточно для летнего отдыха на долгие годы. По многим маршрутам можно найти коммерческие туры, но они позволяют лишь заглянуть внутрь этих хребтов. Полноценный поход возможен в слаженной и развивающейся команде походных друзей. Системный, из года в год, обход хребтов Сибири требует организации туристического клуба. И это вполне оправданно: вы будете взрослеть вместе со своими походными друзьями, будет развиваться ваш коллектив, а Урал и Сибирь будут дарить вам всё новые прекрасные виды, становясь вашей Родиной. В турклубе «Новые кочевники» действует проект «

Вы можете взять ребенка и поехать туда семьей на целые выходные: есть места для палаток, можно арендовать домик.

Парк полон интересных маршрутов на любой вкус. Расположен он в нижнем течении реки Серга. В парке можно найти 6 скал: «Целующиеся», «Светлая», «Писаница», «Лягушка», «Карстовый мост», «Дыроватый камень». Любители пещер также порадуются их изобилию: «Дружба», «Большой провал», «Большая Аракаевская», «Стоянка древнего человека».

На входе каждому посетителю выдается карта маршрутов, также, на пути будут указатели и беседки для отдыха.

Разнообразные пейзажи, исторические объекты, прекрасные виды со скал.

Как доехать:

По трассе Екатеринбург – Пермь до поворота на Нижние Серги, Арти. Свернуть на трассу в направлении этих населенных пунктов. Примерно через 15 км после Нижних Серег, вскоре после деревни Половинка, будет поворот налево по указателю – в парк «Оленьи Ручьи». На территории есть автостоянка.

Для острых ощущений

Дидинский тоннель – популярное место среди любителей заброшек. Длина железнодорожного тоннеля – 1123 метра, высота – 6.1. Расположен он вблизи деревни Дидино и одноименной ж/д станции. Заброшен с 1995 года.

Входная арка в тоннель украшена декоративными элементами в виде крепостных башен с бойницами и зубцами, благодаря которым она похожа на вход в замок. Именно это привлекает большинство туристов. Внутри есть две шахты и технические помещения.

Сейчас тоннель уже в таком плохом состоянии, что даже опытным урбан-туристам там стоит быть предельно осторожными. Для посещения обязательны резиновые сапоги и специальная одежда, в тоннеле холодно даже в теплое время года.

Как доехать:

По Новомосковскому тракту в сторону Перми, затем свернуть налево на грунтовую дорогу между Ревдой и поселком Первомайским. Отсюда до тоннеля – 5 км, но проехать удастся только в сухую погоду, поэтому осенью есть вариант оставить машину и прогуляться пешком.

Ближе к небу

Коуровская астрономическая обсерватория – единственная на Урале. И находится она недалеко от деревни Слобода, что на берегу знаменитой реки Чусовой.

Обсерватория принадлежит Институту естественных наук Уральского федерального университета. Работает по трем направлениям: наблюдения за Солнцем, звёздами и околоземными спутниками.

Как доехать:

По Московскому тракту до Первоуральска. Проехать через весь город, переехать через плотину, миновать Билимбай и ехать в сторону Шали до поворота на село Слобода. Свернуть в Слободу. Обсерватория находится за турбазой «Чусовая».

По следам кинематографа

Прекрасные виды Урала часто мелькали в советском кинематографе. Но в 21 веке интерес к нашим местам вырос во многом благодаря Алексею Иванову и фильму, который был снят по его одноименной книге «Географ глобус пропил». Одно из мест, куда главный герой водил свой класс и вообще любил проводить там время: затон в Закамске.

Особенно красиво это место зимой, но и осенью будет интересно посмотреть на большое собрание разномастных судов. Здесь собраны как работоспособные суда, большинство из которых летом спущены на воду и активно функционируют, так и уже списанные и проржавевшие.

На сами суда можно пройти, хорошо договорившись с охраной, но здесь все на их усмотрение и вашу убедительность. Существует затон еще с XIX века. В 1931 году там был основан судостроительный завод «Кама», а после перестройки в 90-е годы Камское пароходство пришло в упадок.

Скала Соколий камень, которая находится в Свердловской области между двумя поселениями – Краснояр и Зюзельский, не так посещаема туристами, как другие природные достопримечательности Урала. А, зря, путешествие сюда может стать незабываемым. Ее также довольно часто путают с Соколиным камнем около Северки. Но с этим камнем она не имеет ничего общего.

Путешествие по России: скала Соколий камень

Решив начать путешествие по России и оказавшись на Урале, стоит уделить время на посещение скалы Соколий камень. Такое поэтичное название эта скала получила, скорее всего, из-за большого количества соколов, которые обитали в этих местах. А топонимист Матвеев А.К. предположил, что она была так названа из-за своей красоты, и ее олицетворяли с соколом.

Действительно, сама по себе скала очень красива и живописна. Ее высота составляет 514 метров. Она имеет скальные выходы, которые хорошо могут отображаться даже через спутник. Они располагаются на расстоянии около 500 метров друг от друга, а высота каждого такого выступа в среднем составляет 20 метров.

Соколий камень и интересные места вокруг него

Виды, которые открываются на Сокольем камне, захватывают дух. Здесь очень хорошая видимость. Тем более, около этой скалы есть очень интересные места России, которые, кстати, находятся недалеко от нее. Так что их тоже можно посетить. С вершины можно разглядеть гору Шунут, а с другой стороны видны вершины Азов-горы. Красивейшая скала Белый камень расположена немного дальше по пути.

На скале растет смешанный лес из молодых деревьев, встречаются полянки, оставшиеся от вырубки. Места здесь живописные. Особенно красиво тут под конец лета, отдых осенью в этих местах, как сказка, когда листья меняют свой окрас. Практически никаких признаков человека тут нет, поэтому ощущается свобода нахождения вдали от цивилизации. Рядом со скалой протекает река Кузиха, которая является притоком реки Ревды.

Как добраться до Сокольего камня

Скалы Соколий камень расположились между поселками Зюзельский и Краснояр. Дорога до этого места довольно сложная, поэтому обязательно нужно пользоваться картой или навигатором. Иначе можно уйти не туда. Обычно маршрут начинают от Краснояра. Чтобы попасть в этот поселок, нужно автобусом из Екатеринбурга доехать до Ревды, а оттуда уже до Краснояра.

От этого поселка нужно будет преодолеть 12 километров до точки назначения. Сначала нужно идти к реке Ревда, затем пройти мост (реку не переходить!) и на развилке придерживаться левой дороги. Вскоре покажется Соколий камень, от которого совсем недалеко до Белого камня и Азов-горы, а после можно выйти в поселок Зюзельский.

Идея посетить Урал возникла буквально за месяц до поездки. Я решил взять короткий отпуск - 1 неделю - и куда-нибудь скататься. После недолгих поисков остановился на Урале.
10 дней в сумме. Из них 4 дня на дорогу туда и обратно и 6 дней там. Таков предварительный расклад. Я собираюсь вести бортовой журнал и писать все что не лень. (Километры по одометру и время везде московское).
Беру с собой палатку и спальники, но это на всякий случай. Жить собираюсь в мотелях и недорогих гостиницах.

19 Мая 2010 г. 23:59, Среда.

Начинаю бортовой журнал автомобиля. На субботу назначен выезд в направлении Урала. Мне предстоит одолеть несколько тысяч километров по России, посетить крупные и не очень города Урала и посмотреть различные достопримечательности. Сегодня было закуплено множество необходимых вещей. Осталось лишь приобрести топор, солнцезащитные очки и моторное масло. Залил полный бак 95-го на British Petroleum.
Список вещей, которые я собираюсь взять с собой:
Для автомобиля:
1. Ключи торцовые
2. Пассатижи
3. Молоток
4. Изолента
5. Холодная сварка
6. Масло моторное Shell Helix 5W40
7. Жидкость омывателя
8. Скотч
9. Тряпки для протирки стекол
10. Вода (6-ти литровая баклашка)
11. Резина на прокладки
12. Топор
13. Отражатель под стекло
14. Хомуты для шлангов
15. Навигатор
16. Карты
17. Доска (подставка под домкрат)
18. Фонарь
19. Батарейки для брелока сигнализации, фонаря и фотоаппарата.

Другие вещи:
1. Термос
2. Посуда
3. Кипятильник
4. Швейцарский нож
5. Палатка
6. Спальники, подушка
7. Пеноковрик
8. Полиэтилен для накрывания палатки
9. Фотоаппарат + зарядник
10. Плащ-дождевик
11. Солнцезащитные очки
12. Средство от комаров
13. Средство от загара

21 Мая 2010 г. 23:15, Пятница.
Все необходимое снаряжение (если его можно таковым назвать) закуплено, включая топор и солнцезащитные очки. Осталось все упаковать, уложить в багажник и можно трогать в путь. Но перед отправлением необходимо сделать важную вещь - выспаться. Именно этим я сейчас и займусь.
Кстати, мне на форуме подсказали, что стоит посетить озеро и парк «Зюраткуль» вместо парка Таганай, так как там есть дорога до самого озера. Я решил (предварительно) воспользоваться советом, а там будет видно.

22 Мая 2010 г. 10:45, Суббота. Москва. 54231 км.
Наконец наступил день отправления. Вещи упакованы и уложены. Машина проверена. Все в норме - можно трогать!

12:38 54305км. Где-то после Ногинска.
Наконец-то покинул цепкие объятия Москвы. 70 км за 2 часа - это круто. Дальше вроде свободно.

15:50 54571км. Мячково


16:50 54639км. Нижний Новгород
Решил поехать через город, а не по окружной. В субботу город свободен, так что с проездом проблем не возникло. Залил на Лукойле 30 литров бензина.

Пробка в Чувашии. Там уже лет пять дорогу делают, но прогресса не видно.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


По дорогам Чувашии на закате:

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


23:50 55131км. Мотель между Казанью и Елабугой.
Вот и завершен первый день путешествия. Пройдено ровно 900 км. Дороги попадались разные - и широкие, и узкие, и ровные, и разбитые. Но могу смело заявить, что разбитых не так уж и много. С машиной все в порядке. Я остановился в каком-то убогом мотельчике. Денег содрали 780 рублей, а условия на 300 не тянут. Я человек неприхотливый, но денег как-то жалко.

23 Мая 2010г. 8:48
Поспав и позавтракав, снова отправляюсь в путь. За бортом +17, переменная облачность. Сегодня я должен доехать до Кунгурской ледяной пещеры и, возможно, успеть ее осмотреть. Мой путь лежит через Ижевск и Пермь. Бензина мало, а когда будет следующий Лукойл - непонятно, поэтому решаю плюхнуть на 300 рублей «Шеморданнефтепродукт». Надеюсь не заглохну…

9:55 55206км.
Остановили на каком-то КПМ в Татарстане и записали меня в журнальчик. С террористами, наверное, борются. Бдят!

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


13:19 55464км Удмуртия
Остановился отдохнуть в лесок, но комары тут шибко злые, так что долго на улице находиться не получается.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


14:35 55529км Игра
Не мог проехать мимо современной заправки Лукойл. Заехал, заправился, поехал дальше.

19:39 55790км Пермь. Кафе «Городское кафе».
Доехал до Перми. Сижу в кафе, жду заказ. Походил немного по Перми, пофотографировал Каму, центр, увидел одного клубного Гетца - с наклейкой, но без заднего бампера.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


22:36 55856км Кунгур.
Остановился в гостинице «Сталагмит». Реликтовая гостиница периода среднего Совка. Деньги дерут приличные, но условия как в общаге. Ну да ладно, нам не привыкать, главное чтоб кровать была.
Сегодня проехал чуть более 700 километров. Тема дня - дороги. Дороги здесь ужасные. Если в Татарстане преобладают хорошие дороги, в Удмуртии пятьдесят на пятьдесят, то в Пермском крае хороших дорог лишь небольшие вкрапления. Это выглядит так:

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Дорога Пермь - Екатеринбург, по крайней мере, до Кунгура, отвратительна. Причем не только своей совершеннейшей разбитостью, но и пропускной способностью. Такими дорогами связывают соседние деревни, а не два крупных города. ГАИ продолжает сидеть в кустах…
На выезде из Перми остановили на посту и проверили все документы по базам. К их сожалению и к моему удовольствию с ними у меня все в порядке.
Природа здесь красивая. Лесистые холмы и небольшие речушки. Больше понравилась Удмуртия, хотя в Перми Кама тоже впечатляет.
Ижевск я благополучно объехал, а вот Пермь проехал через центр. Ничего там удивительного не обнаружил. Все областные центры России похожи друг на друга. Где можно поесть сразу не обнаружил. Пара суши-баров не в счет. Отъехав подальше, отобедал в «Городском кафе», дешево и вкусно.
Учитывая качество дорог и неважнецкую скорость передвижения, придется перекроить изначальный маршрут и отменить Тюмень с Тобольском. Уж больно долго получается. Это вам не из Москвы в Воронеж прохватить, 500 км за 5 часов. Тут средняя скорость раза в два меньше. Завтра пещера и двинемся дальше в сторону Нижнего Тагила по второстепенным дорогам.

24 Мая 2010г. 11:10 Понедельник. Кунгур.
Позавтракал в гостинице. Стандартные яичница и чай. Посетил Кунгурскую ледяную пещеру. За 300 рублей экскурсовод час водил по гротам и рассказывал байки.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


14:18 55989км. город Чусовой
Пофотографировал реку Чусовую в городе Чусовой с моста над этой самой рекой. Отобедал в кафе «Перевал». Едем дальше.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения




14:44 55998км

Превысил скорость на 100 рублей (На фото не я).

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


16:13 56094км. Граница Европы и Азии.
Пересек границу. Одной парой колес в Европе, другой в Азии...

20:39 56237км. Верхотурье.
Добрался до города Верхотурье, осмотрел Кремль и собор.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Обнаружил, что здесь есть гостиница, точнее мне подсказал навигатор. Я решил здесь остановиться и не ехать дальше. Не очень приятно
ездить по незнакомым проселочным дорогам вротьмах. В целом третий день моего автопутешествия прошел неплохо. С утра посетил Кутгурскую ледяную пещеру. Это заняло около полутора часов.
Потом ехал неспеша до Верхотурья. Неспеща, потому что дорог в Пермском крае нет. Каково же было мое удивление, въехав в Свердловскую область, узнать что дороги здесь есть. Так и хочется сказать, что будто в Европу попал, ан нет!
Все как раз наоборот - сегодня я пересек границу Европы и Азии. Граница проходит практически по границе областей. В общем Азия порадовала.
Верхотурье на въезде не впечатляет. Кажется, очередная однотипная деревенька, но потом замечаешь купола, еще купола. На высоком берегу реки Туры стоит монастырь и Кремль. И отличный вид на другой берег. Какое-то умиротворение
висит над рекой. Закат там просто замечательный! Завтра утром ранний подъем и в путь. Нижняя Синячиха, Алапаевск, Нижний Тагил, Невьянск и к вечеру попасть в Екатеринбург.

25 Мая 2010 г. 8:37. 56237км. Верхотурье.
Позавтракал и отправляюсь в Нижнюю Синячиху.

10:00
Заправка на какой-то заправке каким-то бензином. Надеюсь как-то доеду.

10:55 56404км. Нижний Тагил
Заправка на Лукойле.
Картинки Нижнего Тагила:

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


13:48 56527км. Нижняя Синячиха.
Приступаем к осмотру музея.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


14:40
Музей осмотрен. Двигаем дальше в сторону Невьянска.

17:20 56693км. Невьянск.
Осмотрел башенку. К сожалению не попал внутрь - музей уже закрылся.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения




18:10 56769км. Екатеринбург.

Остановился у родственников. Итак сегодня посмотрел музей зодчества в Нижней Синячихе и Невьянскую наклонную башню. Проселочная дорога до Синячихи оказалась, мягко говоря, не очень.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Гравийно-грунтовая дорога, по которой, наверное, руду возили с Шайтанского рудника до Нижней или Верхней Салды. Кстати, в любой уважающей себя деревеньке есть городской пруд, который в былые времена использовали для
привода водяных колес комбината. Ну и металлургических заводов полно. Дорогу мы с Гетцем героически преодолели и доехали-таки до Синячихи. Музей состоит из нескольких бревенчатых домишек, башенок и церквушек. Смотрится
неплохо, особенно на покатом зеленом склоне реки Синячихи. Невьянск знаменит наклонной башней Демидовых. Она действительно оказалась наклонена, что и требовалось доказать.
Стоит сказать пару слов про Нижний Тагил. Я проехал лишь по краю, и меня поразило количество заводов и дряхлый вид города. Неужели заводы не приносят прибыль? Или не платят налоги? Или власть не хочет ремонтировать дороги и здания?

Вообще наблюдал сегодня странное обстоятельство. Между населенными пунктами дороги хорошие и отличные, в населенных же пунктах совсем разбитые. Непонятно с чего такой перекос.
Еще заметил одну фишку. Если вы видите такой щит и на нем ООО «Магистраль» - смело езжайте по этой дороге, она хорошего качества, только без разметки.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


10:14 56889км. Природный парк «Оленьи ручьи».

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


14:49 56889км. Природный парк «Оленьи ручьи».
Протопал километров 15. Ноги гудят.

17:21 57006км. Екатеринбург. Кафе «Правда» на улице Карла Либкнехта.
Наконец-то я сижу и ем, до этого я стоял на ногах и был голоден. Сегодня день начал с пробки, почувствовав на себе плотность движения Екатеринбурга. Хорошо, что не долго.
Парк «Оленьи ручьи» находится в 120 километрах от Екатеринбурга. 120 рублей с носа + 50 рублей за парковку и гуляй себе сколько влезет. Есть два маршрута - 6 км и 15 км. Я выбрал второй.
Солнце, небо, лес, река, скалы, птички поют, насекомые жужжат… Ляпота! Самое оно, чтобы отвлечься от городской суеты. Но находился я прилично. Ноги побаливают, мозольчики гудят. Не знаю, как еще три парка буду посещать.
Вернулся я в Екатеринбург, посмотрел храм, городской пруд и сижу в кафе пишу сей опус. Уважаю заведения, которые могут приготовить бифштекс.

27 Мая 2010г. 08:49 Четверг. 57018км. Екатеринбург.
Стою в очереди на мойку. Надо отмыть насекомых с морды лица автомобиля. В маршрут добавилось еще одно место - «Ганина яма». Туда сейчас и отправлюсь.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


14:00 57072км. На выезде из Екатеринбурга в сторону Челябинска.
Остановка на заправку

14:45 57096км.
Водитель тоже подкрепился в кафе «Магистраль».

16:55 57238км. Озеро Увильды.

Погода спутала все планы. Льет сильный дождь и ничего не видно. В таких условиях осматривать природные достопримечательности не получится. Не знаю что делать дальше.

19:33 57351км. Златоуст.
Осмотрел озеро Тургояк. Дождь кончился, но еще очень мокро. Сейчас буду искать гостиницу в Златоусте.

21:45 57357км. Златоуст. Гостиница «Таганай».
Разместился в неплохой гостинице. Номер с душем и телевизором за 900 рублей.
Сегодня с утра посетил монастырь «Ганина Яма». Ощущение свежепостроенности присутствует довольно явно. Какой-то политический заказ. Хотя выглядит довольно органично. Бревенчатые церквушки и домишки в сосновом лесу.
После двинул в сторону Челябинска посмотреть озера и, может быть, Таганай. Остановился сфотографировать какое-то озеро, тучи уже висели тяжелые, но дождь еще не шел. Стоило отъехать пару километров и стена воды обрушилась на землю.
Количество озер поражает, но вот их красоту оценить не удалось, лишь Тургояк порадовал. Одно странное место - Карабаш. Смотрю - вроде горы, но, подъехав поближе, увидел, что горы, похоже, искусственные. Горы какого-то шлака. И земля кругом как будто
выжженная. А на настоящих холмах растут очень редкие деревца. Травы и кустов нет. Марсианские пейзажи. Это я потом узнал про самый грязный город на Земле…
Посмотрел озера Увильды и Тургояк и приехал в Златоуст. Осталось узнать можно ли что-нибудь увидеть в Таганае за один день и заехать на Зюраткуль.
Вот тут-то я и обнаружил одну пренеприятнейшую вещь - на моей спине сидел клещ. Похоже уже сутки. Поехал в травмпункт, там мне его удалили и сказали, какое лекарство пить.
Не знаю пока, какие будут последствия, но программа осмотра достопримечательностей сворачивается. Я отправляюсь домой. Не хочется попасть в больницу вдали от дома.

16:07 57800км. Где-то после Уфы.
Покушал и заправился.

22:40 58347км. Чувашия. Канаш
Остановился у родственников. Сегодня одолел 990км.

29 Мая 2010г. 13:30 Суббота. 58357км. Чувашия.
Заправка перед последним рывком. Вечером надеюсь быть в Москве.

22:45 59092км. Москва.

Я дома.

Заключение.
Путешествие, считаю, в целом удалось (если не считать клеща). Маршрут оказался таков:
Москва - Казань - Ижевск - Пермь - Кунгур - Верхотурье - Нижний Тагил - Алапаевск - Екатеринбург - Миасс - Златоуст - Уфа - Набережные Челны - Казань - Москва.
Пройдено 4861км. Скушано бензина 350 литров. Средний расход 7.2 л/100км.
Заправлялся в основном на Лукойле. На Урале литр 95-го стоит 23.10-23.15, в европейской части - 24.50-25.00