Новый взгляд на автотуризм: раздадут ли белорусам дома на колесах? На берегу озера селява состоялся первый слет караванеров

Но и на самом романтичном транспорте путешественников - трейлере или доме на колесах. Кемперы Синеокой частенько отмечают, мол, культура караванинга в нашей стране пока в начале своего пути. И все же годные и оборудованные автокемпинги в Беларуси есть и расположены многие из них в очень приятных местах. А если ни жилого прицепа, ни автодома у тебя пока нет - это не проблема. Во-первых, его можно при желании взять в аренду. А во-вторых, в большинство локаций нашего списка можно приехать на обычном авто и разместиться в палатке или гостевом доме. Заводи мотор!

Кто такие караванеры?

Путешественников, которые лоукостерами, поездам и автобусам предпочитают уютные домики на колесах называют караванерами. Эти люди словно улитки, которые повсюду возят свое маленькое жилище с собой. Караванинг - целая travel-философия, а в нашей стране существует даже своя отдельное общественное объединение «Караванеры Беларуси ». На форуме клуба можно найти целый прицеп полезных советов: где по миру раскиданы автокемпинги, как чинить свой дом на колесах в дороге, где брать трейлер в аренду и многое другое. А еще кемперы обожают встречаться на специальных международных слетах и тусоваться вместе, поэтому ежегодно в Европе проводятся слеты караванеров.

МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

«Кемпинг 1 »

Озеро Селява - д. Колодница, Крупский район, Минская область
Координаты: 54.543696°N, 29.173997°E
Расстояние от Минска - 160 км

Кемпинг на озере Селява крут тем, что является единственным оборудованным по всем европейским стандартам среди своих собратьев в Беларуси. Кроме домиков и палаток, здесь есть именно то, что нам нужно - целых 50 мест для автодомов и машин с жилыми прицепами. Кроме стандартных фишек, типа туалетов, душевых, кухни и всяких коммуникаций, на базе есть и где в волейбол сыграть, и где малышне полазить. И даже Wi-Fi на всей территории кемпинга работает (надеемся, он тебе не понадобится в такой живописной локации).

Местность вокруг тоже не подкачала - кемпинг находится на берегу озера Селява, площадью около 1500 гектаров. Это один из крупнейших водоемов на северо-востоке Беларуси. Поплавать здесь на лодке (и не только) - святое дело. Кстати, местные любят рассказывать легенду, что в августе 1942 года в Селяву упал бомбардировщик, который перевозил в Англию 4 тонны золота - предоплату за поставки по ленд-лизу. Так что, если повезет, еще и клад найдешь!

Цена вопроса: место для трейлера или автодома плюс место под автомобиль плюс проживание двух человек обойдутся в BYN 20 за сутки. Детей до 7-ми лет примут бесплатно.

Автокемпинг «Нарочь »

Координаты: 54.827540, 26.728157
Расстояние от Минска - 150 км

Отдых на Нарочи - классика жанра путешествий по Беларуси. Здесь и поплавать, и порыбачить, и ягоды в лесу пособирать, и за птицами понаблюдать - все можно. Национальный парк «Нарочанский» не просто живописное место, но и один из пяти особо охраняемых природных объектов нашей страны.

На территории парка раскинулась огромная зона отдыха, куда едут и бабули здоровье подкрепить, и молодежь потусить на свежем воздухе. Нам пока актуальнее второе, поэтому рулим сразу в автокемпинг. Здесь есть гостиница и жилые домики для тех, кто приехал на обычной легковушке, а для счастливых обладателей трейлеров оборудована специальная стоянка. Ты можешь свободно пользоваться тут розетками, водой, туалетами и другими жизненно необходимыми вещами. Места для автодомов на кемпинге заранее не бронируют - их хотя и всего 15, но свободное всегда найдется.

Цена вопроса: за автоместо придется выложить BYN 6, и еще по BYN 7 с каждого человека в сутки.

Автокемпинг в «Дудутках »

Минская область, Пуховичский район, деревня Птичь
Координаты: 53°35.782\" N, 27°40.990\" E
Расстояние от Минска - 40 км

Возможно для тебя это станет открытием, но в «Дудутках» можно не только глазеть на кузнецов и попивать единственный в Беларуси легальный самогон , но и остановиться пожить в трейлере. Здесь есть оборудованная стоянка, где можно припарковать свой автодом. Все необходимые коммуникации для автокемперов тут имеются, ну, а отдых в «Дудутках» обещает быть насыщенным: помимо походов по ремесленным мастерским, катания на лошадях и купания в Птичи, на месте для тебя даже растопят баньку на берегу реки.

При желании можно остановиться в гостинице (от BYN 55 в сутки за номер) или гостевом домике у реки (BYN 430 в сутки за весь дом). С едой тоже проблем нет: корчма, кафе и бар «Шинок» делают все, чтобы гости остались сыты.

Цена вопроса: Стоянка для караванеров обойдется в BYN 26 за сутки.

Автокемпинг в горнолыжном комплексе «Логойск »

ГСОК «Логойск» находится в 35 километрах от Минска на север по трассе М3
Координаты: 54.1058, 27.4830

Классное место для любителей активного отдыха. Здесь можно и рыбу половить по классике, и испробовать на себе целую кучу спортинвентаря. Стреляй в тире, играй в мини-футбол и волейбол, цепляйся за канаты веревочного городка, гоняй на квадрациклах и роликах, играй в пейнтбол - и это только часть развлечений в «Логойске».

Что до автокемпинга, то здесь караванеры могут спокойно расположить свои дома на колесах и подключить ко всем необходимым коммуникациям. Пока очищается биокапсула, сходи в бар или полюбуйся живописной холмистой местностью беларусской Швейцарии.

Цена вопроса: Швейцария хоть и беларусская, а цены как в настоящей - € 40 за стоянку одного трейлера в сутки.

Автокемпинг «Привал »

Недалеко от агрогородка Лошаны Минского района в 6 км от г. Заславля в направлении г. Молодечно (Трасса P28)
Координаты: N 54.057789, Е 27.296143
Расстояние от Минска - 20 км

«Привал» достаточно высоко, по местным меркам, оценивают беларусские караванеры. Розетки и вода - это уже неплохо, а уж если теплый душ, туалет (со смывом!), стиральная машина и бесплатный Wi-Fi - счастью кемпера вообще нет предела. Тем более, что стоянка здесь приличных размеров и вмещает около 50 автодомов одновременно.

Находится «Привал», правда, в месте на любителя - на Линии Сталина. Если ты, как истинный пацифист, катание на танках за развлечение не считаешь - ну и ладно. Остановиться на автокемпинге это не помешает, а в военный комплекс заходить не обязательно.

Цена вопроса: стоянка для одного автодома с подключением к воде, электричеству и канализации обойдется в BYN 22,5 за сутки.

Кемпинг «Рыбчино »

Находится на дороге Р 58 в 25 км от Вилейки
Координаты: 54.4738, 27.1122
Расстояние от Минска - 70 км

То самое место, куда нужно отправляться, если захотелось сосен на берегу. Берег здесь хоть и не морской, но длинный (1,5 километра), песчаный и с плавным заходом в воду. А само Вилейское водохранилище считается одним из самых чистых в Беларуси. Остановиться разрешают в любом понравившемся месте вдоль береговой линии хоть с автодом, хоть с палаткой (ее при желании можно взять в аренду на месте). В «Рыбчино» есть и баня, и беседки, и жилые домики, и лодки с катамаранами. Если захочется помахать ракеткой, арендуй теннисный стол или бадминтон. Ходить в туалет, мыться в душе и бегать по спортивным и детским площадкам можно бесплатно.

Цена вопроса: место для автодома или жилого прицепа стоит BYN 7 в сутки.

БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Кемпинг на автодроме «Альянс »

Брест, ул. Октябрьской Революции, 117Б, картинговый стадион
Координаты: 5761700, 1172200

Вместительный кемпинг в Бресте, где одновременно могут стоят не меньше 50 караванеров. Гнать сюда на отдых целенаправленно может и не стоит, но в качестве транзитного пункта на пути в Европу (или из нее) - очень неплохое место. Душ по 3 BYN освежит уставших путников, розетки не дадут остаться без электричества, а охранники будут следить за тем, чтоб никаких эксцессов. Туалеты на территории тоже имеются, правда, работают только в теплое время года.

Недалеко от автодрома есть лес и озеро, а в качестве развлечения можно погонять на картах или квадроциклах.

Цена вопроса: пожить в в кемпинговой зоне будет стоить BYN 12 в сутки.

Кемпинг в агроусадьбе «Калинка-2 »

Брестская область, Каменецкий район, д. Голый Барок, д. 27.
Координаты: 52°12’26.77, 23°44’15.09

Усадьба с милым названием находится на территории Беловежской пущи, всего в 2-х километрах от Каменца. Автокемпинг здесь хоть и совсем малыш, рассчитанный всего на 4 автодома, но укомплектован отлично. Еще бы - ведь построили кемпинг с частичной помощью малого гранта USAID/ПРООН, поэтому сделано все не на тяп-ляп, а со всеми необходимыми прибамбасами. Здесь тебе и и подключение к электричеству, и слив биокапсул, и пополнение запасов питьевой воды. Есть на территории усадьбы две кухни, хорошие душевые и чистые туалеты, и, конечно, все для вечерних посиделок - мангалы, беседки, посуда и прочие важные мелочи. Те, кто приехали на обычных авто могут переночевать в симпатичном гостевом домике за BYN 30 в сутки.

Пока многие европейские государства зарабатывают миллионы евро на автотуристах, одна небольшая страна продолжает кичиться своим выгодным географическим расположением. Но простого строительства дорог оказалось мало: в прошлом году через Беларусь проехали 12 тысяч караванеров (так называют владельцев автодомов и прицепов-дач). В основном они проследовали транзитом, делая редкие остановки на заправках и в придорожных кафе. Возможно, автотуристы могли бы найти приют в единственном автокемпинге, созданном у нас в середине 1990-х, однако он сейчас ориентирован на других отдыхающих.

Для европейских кемперов и автотуристов Беларусь по-прежнему остается terra incognita. Многие, конечно, спросят: что они тут не видели? Но в действительности интерес к нашей стране у чехов, немцев, французов, шведов, финнов есть. Что их останавливает? Веских причин несколько: и визовый режим, и недостаток достоверной информации о Беларуси на национальном языке туристов. Но главное - отсутствие специализированных автокемпингов. Для сравнения: в соседней Литве 1200 агроусадеб, где готовы принимать караванеров. В 2010-м там побывали 18-20 тысяч автотуристов.

- Теоретически караванеров могут принимать и белорусские агроусадьбы, - говорит Николай Денисман, автотурист со стажем и один из инициаторов развития в нашей стране караванинга. - Но в реальности у их хозяев нет даже понимания, что нужно. Это должно быть тихое место со всей необходимой инфраструктурой и коммуникациями, где можно было бы пополнить запасы пресной воды, подключиться к электросети, принять душ, приготовить нехитрый обед. Это минимум всего необходимого. Лучше, если автокемпинг расположен недалеко от города, а рядом есть туристические объекты. Я уже не говорю про бесплатный Wi-Fi, возможность арендовать машину, хотя в Европе все эти услуги предоставляются на таких площадках.

Кажется, не так уж много требований, однако найти сейчас в Беларуси такое место практически невозможно. Для проведения международного съезда караванеров и автотуристов, который проходит в эти дни, выбрали Дудутки. «Больше никто не смог предложить такую культурную программу», - признался Николай Денисман.

Сегодня туда приехали около 100 экипажей: поляки, чехи, финны, эстонцы, россияне, украинцы. Эти люди, не расставаясь со своим домом на колесах, посещают разные города и страны. Автотуристы, а не турфирмы решают и планируют свой маршрут и время путешествия. Потому караваны популярны в Европе. Их владельцы объединяются в клубы, организовывают поездки, вместе изучают новые места, в которые обычных туристов не возят. В Финляндии (в этой стране особенно развит караванинг) в данном движении участвуют 280 тысяч человек, там 68 специализированных клубов.

- Кстати, уговорить некоторых из приглашенных приехать оказалось очень непросто, - усмехнулись белорусы. - Наши чешские коллеги, например, опасались за свою безопасность, не знали, чего ждать на границе, спрашивали, какие у нас дороги. Борьба со стереотипами велась долго. В течение полугода мы переписывались, присылали им фотографии, после чего, наконец, удалось убедить, что здесь все в порядке. Я авторитетно заявляю, что Беларусь - самое безопасное место в Европе в этом смысле. С некоторыми нашими друзьями случались неприятные инциденты за границей, но у нас - никогда.

В Беларуси тоже есть свой клуб караванеров и автотуристов . Сейчас его пытаются зарегистрировать в Минюсте как общественное объединение. «В нашем клубе - 57 человек. Половина из них активно занимаются караванингом, В Беларуси, как правило, автодома или прицепы-дачи покупают обеспеченные люди. О собых т ехнических сложностей нет (о некоторых из них мы писали в одной из первых на Auto Onliner. - Авт.), обслуживание как у обычного автомобиля, автодома храним на обыкновенных стоянках. Иногда возникают трудности с какими-то комплектующими, но и это решаемо».

У Николая и его супруги автодом на базе Ford Transit, в котором есть все, что нужно для автономной жизни, - отопительная система, микроволновка, мойка, санузел, телевизор, уютные диванчики и т. д. В общем, полноценный мобильный жилой комплекс.

Но по Беларуси семейная пара путешествует не так часто, в основном бывает за границей. «Мы провели в Голландии неделю, на пятерых потратили 750 евро, - рассказывает о своем последнем путешествии Николай Денисман. - Но главное - сами планировали отпуск: проехали по тюльпановым полям около 40 километров, заезжали в небольшие города и деревеньки, где проходит жизнь обычных голландцев. Это другой взгляд на страну».

- Но ведь это сезонный отдых? - спрашиваю.

- Почему? - удивился караванер. - Путешествуем круглый год. В 30-градусные морозы мы ездили в Великий Устюг. На Рождество были в Суздале. При этом ночевали в автодоме.

Во время нашего разговора караванеры с ностальгией вспоминали, мол, и у нас такое когда-то зарождалось. На трассе Заславль - Дзержинск есть местечко Крутогорье, где в середине 1990-х попытались сделать первый белорусский автокемпинг. «Что там теперь?» - вздыхали они.

А действительно!

Дорога петляет среди полей и выводит нас к воротам со старой надписью «Крутогорье». На выходе встречает запылившийся прицеп-дача как символ прошлого. Когда-то здесь была военная часть, затем ее расформировали и организовали на этом месте автокемпинг. А потом... все в одночасье изменилось.

- Сейчас ведется реставрационный период, - встретила нас сотрудница парка. - Но вообще мы позиционируем себя как центр семейного отдыха. Здесь можно поиграть в пейнтбол, например. У нас есть тир, квадроциклы, площадки для футбола, волейбола...

Как раз возле футбольных ворот мы и нашли приметы автокемпинга - старые розетки. Их несколько десятков. Когда-то здесь начинался туристический автобизнес. Но все прекратилось. Специализированной стоянки нет, розетки ржавеют... Примечательно, что память об автокемпинге в Крутогорье в кругу автотуристов до сих пор жива.

- Да, по-прежнему звонят, спрашивают, - с ходу припомнила сотрудница центра. - В июне мы будем принимать специальный автобус, приедут 20 немецких туристов. Они планируют жить прямо в автобусе, оборудованном всем необходимым. Куда поставить автодома, если придется? Хороший вопрос...

Между тем он актуален для всей страны. Недавно заместитель директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Мартынов , что необходимо строить больше автокемпингов. Но не останется ли это очередной декларацией о намерениях?

Сфера обслуживания, увы, у нас до сих пор с советским акцентом. Сейчас чуть ли не каждый деревенский дом претендует на звание агроусадьбы. А сколько лет уже говорится о развитии придорожного сервиса, однако воз и ныне там. Где сеть «объектов комплексного обслуживания» на трассах?

На 1 января текущего года на республиканских автомобильных дорогах работали 319 автозаправочных станций, 122 автомобильные газозаправочные станции, 68 гостиниц, 47 моек, 71 охраняемая стоянка, 309 предприятий торговли, 436 пунктов питания и 97 СТО. Сейчас ведется строительство и реконструкция почти 70 объектов. Перед «Белнефтехимом», облисполкомами, Минторгом и Белкоопсоюзом стоит задача ввести в этом году 48 объектов - АЗС, моек, СТО, гостиниц, охраняемых стоянок и пунктов питания. Кажется, цифры большие, но это иллюзия, потому что километров дорог гораздо больше.

Только в этом году заговорили о реальных льготах для инвесторов, занимающихся созданием туристических объектов. Бизнесмены не раз обращали внимание на проблемы, сопряженные со строительством объектов придорожного сервиса: согласования занимают слишком много времени, к тому же в технических требованиях встречаются несуразности.

- Моя небольшая компания готова инвестировать в строительство автокемпинга, - говорит Николай Денисман. - Главное, чтобы чиновники не чинили препятствий. У нас неплохие дороги, порядок на границах, опасности для туристов нет. Мы знаем, как организовать отдых автотуристов.

По его словам, окультурить дикий отдых вполне реально. Николай готов построить стоянку с кафе, несколькими гостевыми домиками, детской площадкой, подвести коммуникации, организовать прокат автомобилей и велосипедов. «Все возможно, но необходимо, чтобы нам просто не мешали. Мы знаем нюансы и даже как привлечь туристов», - считает бизнесмен.

Николай Денисман

Впрочем, не все предприниматели разделяют оптимизм Николая. Бизнесмены, которые задумывались о создании автокемпингов, рассказали, с какими сложностями им приходилось сталкиваться. Во-первых, нет единого координирующего центра, который бы занимался сферой. Что это - туризм, придорожный сервис или агроэкотуризм? Во-вторых, все-таки караванинг носит сезонный характер - зимой европейцы скорее предпочтут теплые страны. В-третьих, существуют сложности в подборе квалифицированного персонала. Ведь нужны специалисты, которые не только имеют опыт работы в сфере обслуживания, но и владеют на приличном уровне хотя бы разговорным английским. В-четвертых, имеются нерешенные нюансы с земельным вопросом (бизнесмены просят гарантии).

Однако никто не говорит, что начинать новое дело, тем более такое, просто. Использовать выгодное расположение можно и нужно: по самым скромным оценкам, при развитии этой отрасли поток автотуристов может возрасти в несколько раз. Но сначала нужно что-то создать, чтобы потом получить ощутимый результат.

Караванинг — то есть путешествие c проживанием в автодомах или автоприцепах — в госпрограмме «Беларусь гостеприимная» на 2016−2020 годы назван одним из приоритетных видов туризма. Чиновники рассчитывают не только на иностранных гостей, которые в Беларуси проездом, но и на внутренний туризм: в стране около 2,8 тысячи «домов на колесах». И более 30 действующих кемпингов. Но почему даже белорусские автотуристы не спешат там останавливаться? TUT.BY выяснил, что путешественники и хозяева думают о состоянии и перспективах белорусских кемпингов.

Ярослав трудится в транспортной компании, его жена Светлана занимается домашним хозяйством — а в свободное время они ездят по Беларуси на автомобиле с прицепом.

— Мы всегда любили путешествовать, — рассказывает Светлана. — Начинали с поездок с палатками на Браславские озера и Нарочь, но потом захотелось комфорта. Как раз родственники купили прицеп — и мы тоже загорелись идеей. Устраиваем поездки выходного дня с друзьями на природу. Останавливаемся ли мы на специальных стоянках для кемперов? Как правило, нет. Во-первых, потому что дома и прицепы у нашей компании автономные, во-вторых, потому, что хорошие стоянки в тех местах, куда мы едем, чаще всего просто отсутствуют. Вилейка, Березина — становимся на берегу, на полянке и отдыхаем.

Среди белорусских караванеров таких, как Светлана и Ярослав, очень много. На белорусские кемпинги они приезжают разве что на слеты — а в остальное время отдыхают «дикарями».

Виктор Орабей , председатель РОО «Белорусские караванеры», рассказывает, что сейчас работает над созданием интерактивной карты кемпингов и кемперных стоянок в Беларуси — с информацией о том, какие условия размещения предлагает каждый.

— Честно сказать, в Беларуси с кемпингами беда. Они вроде бы есть, но… Со многими из заявленных кемпингов нужно предварительно созваниваться и договариваться, просто так подъехать не получится. Беларусь все пытается вступить в Международную федерацию кемпинга и караванинга (FICC), чтобы наши кемпинги были нанесены на карты, которыми пользуются иностранные автотуристы. Но сначала нужно развить сеть. Например, для того, чтобы попасть на страницы немецкого атласа ADAC, в стране должно быть 15 кемпингов минимум на 40 мест. В Беларуси таких можно насчитать штук пять. Большая часть наших кемпингов — при агроусадьбах, очень маленькие: на три-пять мест.

Где в Беларуси остановиться кемперу?

Виктор Орабей перечисляет кемпинги, которые считает лучшими в Беларуси, — впрочем, и здесь не обходится без критических замечаний.

Кемпинг на картодроме «Альянс»

Где: г. Брест, ул. Октябрьской Революции, 117Б, картинговый стадион, район «Красный двор».

Цена: аренда машино-места на сутки — 12 руб.

Есть доступ к электричеству, туалет и душ, летнее кафе и зона отдыха. «Довольно вместительный кемпинг, в прошлом году проводили там слет на 55 машин. Но нормальный туалет работает там только в летнее время, а зимой его нет», — комментирует Виктор.

«Кемпинг-1» на озере Селява


Где: Минская обл., Крупский р-н, д. Колодница.

Цена: стоимость для двух человек и автодома на сутки — 20 руб.

Есть электричество, пункт очистки биотуалетов, туалеты, душевые, кухня, стиральные машины, детские и спортивные площадки, а также вайфай на всей территории. Считается, что это первый в Беларуси кемпинг, построенный по европейским стандартам.

Кемперная стоянка в Несвиже


Где: территория турбазы «Солнышко», ул. Чкалова, д. 23.

Цена: стоимость с человека на сутки — 10 руб.

Есть электричество, водоснабжение и канализация. На территории стоянки находится турбаза, где имеется кухня.

Загородный гостинично-развлекательный комплекс «Ранчо»


Где: 443 км (право) трассы М8 / Е95

Цена: стоимость для автодома — от 15 руб.

При комплексе «Ранчо» строится стоянка на 12 автодомов. На самой территории есть коттеджи и ресторан, а также баня, веревочный парк, страйкбол, пейнтбол и другие развлечения. Магазины и кафе — в 12 км.

«На кемперной стоянке еще нет специального слива и залива воды. Нужно поработать над коммуникациями», — комментирует председатель.

Площадка для кемперов на базе агроусадьбы «Калинка-2»


vb.by

Где: Каменецкий район, дер. Голый Борок, 31.

Цена: аренда машино-места (автодом) на сутки — 25 руб.

Этот кемпинг рядом с Беловежской пущей частично строился с помощью малого гранта USAID/ПРООН. На территории кемпинга есть электричество, душевые, место для слива капсул биотуалетов, мини-прачечная. Одновременно здесь могут остановиться всего три-четыре дома на колесах.

Кемпинг: в чем проблема?

— В начале июня к нам приезжали туристы из Голландии. «Кемпинг-1» был пятым на территории Беларуси, где они останавливались, — и первым, где смогли очистить биотуалеты своих автодомов, — объясняет менеджер Светлана Жук .

Эта история хорошо иллюстрирует состояние белорусских стоянок. Заместитель председателя правления РОО «Белорусский клуб караванеров и автотуристов» Михаил Березовский считает, что поводы для гордости у действующих белорусских кемпингов весьма сомнительные.

— Электричество, канализация, охрана — все это должно быть на кемпинге априори. За границей об этом даже не говорят. В кемпинге европейского уровня живет до 20 000 человек. Там есть прачечная, кафе, магазин и даже аквапарк. Рядом вы обязательно найдете банк и пляж. Есть ли все это в Беларуси? Нет. А потому специально на якорную, то есть продолжительную стоянку караванеры из Европы не поедут к нам никогда.

Виктор Орабей просит не судить белорусские кемпинги слишком строго: все-таки всерьез за них власти взялись всего пару лет назад. Председатель РОО «Белорусские караванеры» обращает внимание, что сегодня в этом направлении делается много — и особенно отмечает участие замминистра спорта и туризма Михаила Портного . Сам Виктор Орабей видит перспективу развития кемпингов в Беларуси при уже существующих спортивных объектах.

— Например, в Лиде есть ДЮСШ по футболу, и рядом с ней — шикарный стадион с искусственным покрытием. У них хорошая площадка. Почему бы не использовать местную канализацию и электрическую сеть для организации небольшого кемпинга? В каждом белорусском городе есть подобные спортивные объекты, где можно организовать кемпинги, не вкладывая больших денег.

Утверждая, что туристы не поедут в Беларусь специально, Михаил Березовский предлагает делать ставку на транзитный поток из Европы. В сезон в Россию через Прибалтику, в объезд Беларуси, направляется несколько тысяч кемперов. Людей пугает не состояние наших кемпингов — а необходимость отдельно получать белорусскую визу.

— Пока существуют такие строгие визовые правила, трудно говорить о перспективах кемпинга. Одной рукой мы приглашаем к себе туристов, другой — прогоняем. Три польских экипажа собирались приехать на фестиваль «Большая бард-рыбалка» (проходил в Быховском районе в июле. — TUT.BY). Мы сделали для них приглашение на две недели. Все-таки людям нужно спокойно проехать тысячу километров! Но им дали визу строго на время фестиваля, плюс по одному дню на дорогу туда и обратно. Кто согласится на такие условия? Кое-как решили этот вопрос, но это было разовое решение. К тому же существует еще обязательная процедура регистрации иностранных граждан. Караванеры живут в автодомах, откуда у них взяться адресу для регистрации?

То, что во многом именно визовая политика сдерживает развитие автотуризма — а значит, и белорусских кемпингов, доказывает ситуация с фестивалем «Селява-2016». Как только стало известно, что участникам белорусские визы выдадут бесплатно, интерес к мероприятию резко возрос — и в итоге туда приехало более 600 человек из 12 европейских стран. К тому же в ответ Министерство иностранных дел Эстонии пригласило белорусских караванеров на осенний слет и пообещало бесплатные визы.

«Спрос рождает предложение — это формула, которая не работает в караванинге»

Юрий Нелипович , хозяин агроусадьбы «Калинка-2», где есть небольшой кемпинг, рассказывает, что планирует расширять стоянку.

— Мне кажется, кемпинг — хорошее дополнение при усадьбе, но как отдельным видом бизнеса я бы им не занимался, убыточно. Тем более в кризисные годы.

Директор «Кемпинга-1» Владимир Рудой тоже говорит о том, что кемпинги в Европе — преимущественно семейный бизнес, как и агроусадьбы, поскольку прибыль небольшая: как раз чтобы безбедно существовать одной семье.

— Кемпинг без особых изысков обойдется в 100 000 долларов. В летний сезон он приносит прибыль в 7000—8000 долларов. Вот и считайте, когда он окупится при таком заработке. И вопрос о том, почему в Беларуси не много кемпингов — это вопрос о развитии бизнеса в принципе. Он у нас не в почете.

Владимир Рудой планирует, что в следующем году международный слет состоится уже на территории нового кемпинга: его практически достроили на базе лагеря «Лидер» недалеко от Дроздов. А еще предприниматель мечтает организовать парк экстремального туриста на меловых карьерах. В парке на «белорусских Мальдивах», по мнению Рудого, можно проводить соревнования по езде на квадроциклах или внедорожниках.

Министерство спорта и туризма планирует, что до 2019 года в Беларуси откроется около 30 кемпингов — но, возможно, подготовиться следовало бы уже к 2018 году, когда в России пройдет чемпионат мира по футболу.

— Сейчас две кемперные стоянки в Беларуси пытается построить Ростуризм в рамках обустройства трассы М1 к ЧМ по футболу. Планируется, что одна площадка появится в Минской, а вторая в Брестской области, — рассказывает Владимир Рудой.

Не исключено, что иностранные туристы на футбол снова поедут в объезд — если Министерство спорта и туризма не урегулирует вопрос с получением белорусской визы.

— Спрос рождает предложение — это формула, которая не работает в караванинге, — поясняет Виктор Орабей. — Сначала нужно предоставить караванерам все удобства, и только потом они приедут в страну. Нельзя ждать потоков туристов — нужно действовать! На государственном уровне, так как частников в этот бизнес не загнать: они не видят в нем прибыли. Нужно использовать все имеющиеся возможности, например, объединять хозяев кемпингов, чтобы они согласовывали свои действия, делились опытом — и все вместе развивали автотуризм.

Пока многие европейские государства зарабатывают миллионы евро на автотуристах, одна небольшая страна продолжает кичиться своим выгодным географическим расположением. Но простого строительства дорог оказалось мало: в прошлом году через Беларусь проехали 12 тысяч караванеров (так называют владельцев автодомов и прицепов-дач). В основном они проследовали транзитом, делая редкие остановки на заправках и в придорожных кафе. Возможно, автотуристы могли бы найти приют в единственном автокемпинге, созданном у нас в середине 1990-х, однако он сейчас ориентирован на других отдыхающих.

Для европейских кемперов и автотуристов Беларусь по-прежнему остается terra incognita. Многие, конечно, спросят: что они тут не видели? Но в действительности интерес к нашей стране у чехов, немцев, французов, шведов, финнов есть. Что их останавливает? Веских причин несколько: и визовый режим, и недостаток достоверной информации о Беларуси на национальном языке туристов. Но главное — отсутствие специализированных автокемпингов. Для сравнения: в соседней Литве 1200 агроусадеб, где готовы принимать караванеров. В 2010-м там побывали 18—20 тысяч автотуристов.

— Теоретически караванеров могут принимать и белорусские агроусадьбы, — говорит Николай Денисман, автотурист со стажем и один из инициаторов развития в нашей стране караванинга. — Но в реальности у их хозяев нет даже понимания, что нужно. Это должно быть тихое место со всей необходимой инфраструктурой и коммуникациями, где можно было бы пополнить запасы пресной воды, подключиться к электросети, принять душ, приготовить нехитрый обед. Это минимум всего необходимого. Лучше, если автокемпинг расположен недалеко от города, а рядом есть туристические объекты. Я уже не говорю про бесплатный Wi-Fi, возможность арендовать машину, хотя в Европе все эти услуги предоставляются на таких площадках.

Кажется, не так уж много требований, однако найти сейчас в Беларуси такое место практически невозможно. Для проведения международного съезда караванеров и автотуристов, который проходит в эти дни, выбрали Дудутки. «Больше никто не смог предложить такую культурную программу», — признался Николай Денисман.

Сегодня туда приехали около 100 экипажей: поляки, чехи, финны, эстонцы, россияне, украинцы. Эти люди, не расставаясь со своим домом на колесах, посещают разные города и страны. Автотуристы, а не турфирмы решают и планируют свой маршрут и время путешествия. Потому караваны популярны в Европе. Их владельцы объединяются в клубы, организовывают поездки, вместе изучают новые места, в которые обычных туристов не возят. В Финляндии (в этой стране особенно развит караванинг) в данном движении участвуют 280 тысяч человек, там 68 специализированных клубов.

— Кстати, уговорить некоторых из приглашенных приехать оказалось очень непросто, — усмехнулись белорусы. — Наши чешские коллеги, например, опасались за свою безопасность, не знали, чего ждать на границе, спрашивали, какие у нас дороги. Борьба со стереотипами велась долго. В течение полугода мы переписывались, присылали им фотографии, после чего, наконец, удалось убедить, что здесь все в порядке. Я авторитетно заявляю, что Беларусь — самое безопасное место в Европе в этом смысле. С некоторыми нашими друзьями случались неприятные инциденты за границей, но у нас — никогда.

В Беларуси тоже есть свой клуб караванеров и автотуристов. Сейчас его пытаются зарегистрировать в Минюсте как общественное объединение. «В нашем клубе — 57 человек. Половина из них активно занимаются караванингом, В Беларуси, как правило, автодома или прицепы-дачи покупают обеспеченные люди. О собых т ехнических сложностей нет (о некоторых из них мы писали в одной из первых публикаций на Auto Onliner. — Авт.), обслуживание как у обычного автомобиля, автодома храним на обыкновенных стоянках. Иногда возникают трудности с какими-то комплектующими, но и это решаемо».

У Николая и его супруги автодом на базе Ford Transit, в котором есть все, что нужно для автономной жизни, — отопительная система, микроволновка, мойка, санузел, телевизор, уютные диванчики и т. д. В общем, полноценный мобильный жилой комплекс.

Но по Беларуси семейная пара путешествует не так часто, в основном бывает за границей. «Мы провели в Голландии неделю, на пятерых потратили 750 евро, — рассказывает о своем последнем путешествии Николай Денисман. — Но главное — сами планировали отпуск: проехали по тюльпановым полям около 40 километров, заезжали в небольшие города и деревеньки, где проходит жизнь обычных голландцев. Это другой взгляд на страну».

— Но ведь это сезонный отдых? — спрашиваю.

— Почему? — удивился караванер. — Путешествуем круглый год. В 30-градусные морозы мы ездили в Великий Устюг. На Рождество были в Суздале. При этом ночевали в автодоме.

Во время нашего разговора караванеры с ностальгией вспоминали, мол, и у нас такое когда-то зарождалось. На трассе Заславль — Дзержинск есть местечко Крутогорье, где в середине 1990-х попытались сделать первый белорусский автокемпинг. «Что там теперь?» — вздыхали они.

А действительно!

Дорога петляет среди полей и выводит нас к воротам со старой надписью «Крутогорье». На выходе встречает запылившийся прицеп-дача как символ прошлого. Когда-то здесь была военная часть, затем ее расформировали и организовали на этом месте автокемпинг. А потом... все в одночасье изменилось.

— Сейчас ведется реставрационный период, — встретила нас сотрудница парка. — Но вообще мы позиционируем себя как центр семейного отдыха. Здесь можно поиграть в пейнтбол, например. У нас есть тир, квадроциклы, площадки для футбола, волейбола...

Как раз возле футбольных ворот мы и нашли приметы автокемпинга — старые розетки. Их несколько десятков. Когда-то здесь начинался туристический автобизнес. Но все прекратилось. Специализированной стоянки нет, розетки ржавеют... Примечательно, что память об автокемпинге в Крутогорье в кругу автотуристов до сих пор жива.

— Да, по-прежнему звонят, спрашивают, — с ходу припомнила сотрудница центра. — В июне мы будем принимать специальный автобус, приедут 20 немецких туристов. Они планируют жить прямо в автобусе, оборудованном всем необходимым. Куда поставить автодома, если придется? Хороший вопрос...

Между тем он актуален для всей страны. Недавно заместитель директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Мартынов заявил, что необходимо строить больше автокемпингов. Но не останется ли это очередной декларацией о намерениях?

Сфера обслуживания, увы, у нас до сих пор с советским акцентом. Сейчас чуть ли не каждый деревенский дом претендует на звание агроусадьбы. А сколько лет уже говорится о развитии придорожного сервиса, однако воз и ныне там. Где сеть «объектов комплексного обслуживания» на трассах?

На 1 января текущего года на республиканских автомобильных дорогах работали 319 автозаправочных станций, 122 автомобильные газозаправочные станции, 68 гостиниц, 47 моек, 71 охраняемая стоянка, 309 предприятий торговли, 436 пунктов питания и 97 СТО. Сейчас ведется строительство и реконструкция почти 70 объектов. Перед «Белнефтехимом», облисполкомами, Минторгом и Белкоопсоюзом стоит задача ввести в этом году 48 объектов — АЗС, моек, СТО, гостиниц, охраняемых стоянок и пунктов питания. Кажется, цифры большие, но это иллюзия, потому что километров дорог гораздо больше.

Только в этом году заговорили о реальных льготах для инвесторов, занимающихся созданием туристических объектов. Бизнесмены не раз обращали внимание на проблемы, сопряженные со строительством объектов придорожного сервиса: согласования занимают слишком много времени, к тому же в технических требованиях встречаются несуразности.

— Моя небольшая компания готова инвестировать в строительство автокемпинга, — говорит Николай Денисман. — Главное, чтобы чиновники не чинили препятствий. У нас неплохие дороги, порядок на границах, опасности для туристов нет. Мы знаем, как организовать отдых автотуристов.

По его словам, окультурить дикий отдых вполне реально. Николай готов построить стоянку с кафе, несколькими гостевыми домиками, детской площадкой, подвести коммуникации, организовать прокат автомобилей и велосипедов. «Все возможно, но необходимо, чтобы нам просто не мешали. Мы знаем нюансы и даже как привлечь туристов», — считает бизнесмен.

Николай ДенисманВпрочем, не все предприниматели разделяют оптимизм Николая. Бизнесмены, которые задумывались о создании автокемпингов, рассказали, с какими сложностями им приходилось сталкиваться. Во-первых, нет единого координирующего центра, который бы занимался сферой. Что это — туризм, придорожный сервис или агроэкотуризм? Во-вторых, все-таки караванинг носит сезонный характер — зимой европейцы скорее предпочтут теплые страны. В-третьих, существуют сложности в подборе квалифицированного персонала. Ведь нужны специалисты, которые не только имеют опыт работы в сфере обслуживания, но и владеют на приличном уровне хотя бы разговорным английским. В-четвертых, имеются нерешенные нюансы с земельным вопросом (бизнесмены просят гарантии).

Однако никто не говорит, что начинать новое дело, тем более такое, просто. Использовать выгодное расположение можно и нужно: по самым скромным оценкам, при развитии этой отрасли поток автотуристов может возрасти в несколько раз. Но сначала нужно что-то создать, чтобы потом получить ощутимый результат.