Новый год на машине в швецию. Дания и паром в Норвегию. Паром из Стокгольма в Хельсинки

Окно в Европу: путешествие из Москвы в Стокгольм на Audi Q5

2018 год станет знаковым для России не только благодаря проведению Чемпионата мира по футболу. Он, по сути, второй раз в истории откроет «московитам» «окно в Европу». Грядущее завершение строительства трассы М11 обещает новую - сладкую жизнь российским поклонникам автопутешествий и значительное изменение приоритетов при выборе европейских маршрутов.

текст: Владимир Маккавеев / 13.04.2018

С каждым годом европейские автовояжи становятся все более популярным «отпускопровождением» среди автомобилистов европейской части России. Но долгожданное открытие трассы М11 в этом году обещает дать новый качественный и количественный толчок в этом направлении, сделав путешествия в Европу на порядок комфортнее, быстрее и безопаснее. Если еще в прошлом году, особенно во времена реверсивного ремонта моста через р. Полисть под Чудово, только на то, чтобы добраться из Москвы до Северной столицы, уходило 10–12 часов, то после открытия «платки» М11 на всем ее протяжении за это время теоретически можно будет дехать едва ли не до Хельсинки. Удовольствие, конечно, будет недешевое (хотя финального ценника пока нет), но, во-первых, при желании можно будет сэкономить от 20 до 60%, обзаведясь «автодоровским» транспондером, во-вторых, 669 километровый путь по скоростной трассе от МКАДа до КАДа вполне реально будет преодолеть всего за 5,5–6 часов. За КАДом, правда, все равно придется еще 2–2,5 часа пилить оставшиеся 175 км по не слишком приятной и весьма опасной двухполосной трассе «Скандинавия», до реконструкции которой пока еще далеко. Но зато, выехав из Москвы в будний день в 6–7 утра, вы легко сможете уже после обеда вдохнуть полной грудью «санкционный» воздух Евросоюза, избавившись от необходимости ночевать в Выборге и окрестностях. На пограничном КПП «Торфяновка» уже сейчас прогнозируют некоторое временное перераспределение трафика после открытия М11, но в будни он не столь значительный, чтобы катастрофически сказаться на времени путешествия. Если с умом подойти к выбору даты и времени старта, часа на границу хватит за глаза.

До 2018 года, вернее до грядущего открытия трассы М11, затраты времени на путешествия из Москвы в Западную Европу по южному (через Брест в Германию) и северному (через Выборг в Швецию) маршрутам были практически идентичны. Дорога до Бреста, особенно в ее белорусском сегменте, была куда быстрее и комфортнее питерской трассы. Но все портили брестская граница (с тех пор как жителям приграничных областей разрешили ежедневно, а не раз в неделю, как прежде, мотаться в Польшу, к Варшавскому мосту выстроилась нескончаемая очередь табачных и топливных коммерсантов) и унылая «двухполоска», собирающая на своем пути все населенные пункты от Бяла-Подляски до Варшавы и скоростной берлинской трассы Е30. А на северном маршруте выматывала душу «старая Ленинградка» с ее нескончаемыми населенными пунктами и ремонтами.

Теперь все должно быть иначе. 8–9 часов от МКАДа, и вы уже будете на границе Финляндии, от которой до Хельсинки рукой подать. В отличие от российского участка, в Суоми трасса «Скандинавия» почти полностью достроена (осталось доделать лишь небольшой отрезок у самой границы), так что 190 км до Хельсинки, даже с учетом жестких скоростных ограничений, без проблем можно преодолеть за пару часов. Впрочем, не спешите! За полсотни километров до финской столицы сверните с автобана налево - в сторону Порвоо, и вы будете приятно удивлены пейзажами одного из старейших городов Финляндии, смутно знакомыми советским кинозрителям по снимавшейся здесь комедии Леонида Гайдая «За спичками» с Евгением Леоновым и Вячеславом Невинным в главных ролях.


Улочки старого Порвоо знакомы нам по комедии Гайдая.

Этот городок - своеобразный финский компромисс между мегаполисом и деревней. Душевная атмосфера и неспешный ритм жизни сочетаются с модными галереями, бутиками и ресторанами высокой кухни. И, конечно, здесь берегут подлинную старину. Не монументальную, но такую камерную и милую, что в небольшом Старом городе вы надолго застрянете с фотоаппаратом. Даже кафедральный собор XV века - небольшое и, по церковным меркам, весьма скромное здание. Его сила притяжения в очаровании. Соборная площадь, кстати, - идеальное место для парковки. Не забудьте только положить под стекло обязательные картонные «часы», которые продаются на любой заправке: как и почти везде в Финляндии, парковка тут ограничена по времени в соответствии с инструкциями на знаках: вы сами устанавливаете время прибытия посредством «часов», которые необходимо положить под лобовое стекло. Вверх от площади по переулку Коулукуя отходят Чертовы ступени природной каменной лестницы. А в сторону центра ведут те самые улочки, на которых разворачивались основные действия комедии Гайдая: на углу сохранился ресторан Wanha Laamanni (сегодня это лучший ресторан города), в котором пил кофе Партонен, когда Ватонен и Ихолайнен пытались угнать у него лошадь. Большая часть Старого города застроена деревянными домиками ярких расцветок. А обрамляют набережную реки Порвоонйоки красно-коричневые торговые склады средних веков.



В Порвоо несколько небольших отелей, где можно отдохнуть после долгого пути и насладиться атмосферой старой Финляндии, чтобы наутро отправиться дальше на запад - в Хельсинки.


Кафедральный собор - жемчужина финской столицы.

Крепость Суоменлинна защищает фарватер на входе в гавань Хельсинки.

Столица Суоми красива в своей ценральной части, особенно впечатляет ее лютеранский кафедеральный собор, но на фоне других европейских столиц - скучновата. Часовой прогулки вполне достаточно, чтобы проникнуться ее духом. Но поскольку паромы в Стокгольм отходят лишь ближе к вечеру, можно успеть сплавать на островную крепость Суоменлинна - построенный еще шведами морской форпост, на протяжении многих веков прикрывающий фарватеры Гельсингфорса. Добраться туда на туристическом катере можно минут за 20, предварительно пристроив машину на платной парковке в порту или на многоуровневом паркинге у паромного терминала «Олимпия». Увы, сразу загнать ее в чрево парома не получится.



Променад Tallink: «улица» из магазинов и ресторанов.

Морские гиганты компаний Viking и Tallink Silja хоть и пребывают из Стокгольма утром, грузиться начинают лишь за полтора часа до отплытия. Цены, с учетом динамического ценообразования, в принципе сопоставимы (каюта на 1–4 человек и перевозка автомобиля - от 112/158 евро), с той только разницей, что паромы Viking несколько меньше и аскетичнее, в то время как 13 палубные гиганты Silja Symphony и Silja Serenade с их внутренними променадами - настоящие плавучие города Балтики. Выйдя из Хельсинки в 17:00/17:30, в 9:45/10:00 паромы Tallink Silja и Viking уже швартуются у причалов Стокгольма. Терминал Tallink находится чуть дальше от центра, нежели порт шведского Viking, но если вы путешествуете на автомобиле и планируете не только погулять по центру, но и поездить по окрестностям шведской столицы, это даже удобнее.

В отличие от Хельсинки, в Стокгольме и его предместьях есть что посмотреть, так что тут стоит провести минимум 2–3 дня. Для начала можно прокатиться по резиденциям шведского короля: в замок Грипсхольм (70 км от центра) и в находящийся на окраине столицы дворец Дроттнингхольм. Обе королевских резиденции открыты для публики и отлично приспособлены для автомобильных путешественников, располагая огромными бесплатными гостевыми парковками.












В центре Стокгольма припарковаться куда сложнее, но тоже вполне по силам: отправляясь в Старый город, машину лучше всего пристроить на брусчатке набережной Скеппсброн (только не забудьте вдоволь накормить паркомат посредством своей кредитной карты из расчета 45 крон в час). Культовые достопримечательности острова Юргорден - музеи Северных стран, Астрид Линдгрен, корабля «Васа» и группы ABBA - также имеют небольшие платные парковки, но мест на них катастрофически не хватает, поэтому совет: отправляясь на охоту за стокгольмскими впечатлениями, приезжайте на Юргорден минут за 20 до открытия музеев и припаркуетесь без проблем, избавив себя от лишней головной боли. Полдня до обратного парома в Хельсинки на «эмоциональное разграбление» музеев Юргордена вам вполне хватит, тем более что до знакомого уже терминала Tallink Silja с острова ехать каких-то 10–15 минут.



Замок Грипсхольм - загородная резиденция шведского короля.

Королевский дворец Дроттнингхольм.




Калькулятор путешествия

Виза 35 €
Стоимость отеля/апартаментов от 80/110* €
Средний счет в ресторане от 30/40* €
Cтоимость топлива 1,45/1,51* €
Средний расход топлива 9,8 л/100 км
Протяженность маршрута 1105 км
Общее время в пути (в одну сторону, не включая паром) 16:28 ч
Паромная переправа (Viking/Tallink Silja) от 112/158 €
Макс. разрешенная скорость 120 км/ч
Макс. допустимый уровень алкоголя в крови до 0,5/0,2* промилле
*Финляндия / Швеция

Маршруты большинства своих поездок в Европу я почти всегда прокладываю через Финляндию - мой личный опыт прохождения границы Белоруссия-Польша (затраченное время, очереди, придирки польских и белорусских таможенников) достаточно негативный. А добрашись через Финляндию до Стокгольма, за один день можно доехать и в центральную Европу, и в Скандинавию.
Но есть в этом маршруте одно звено, которое вызывает некоторое замешательство и тревогу у наших автотуристов - это переправа на пароме из Финляндии в Швецию (и обратно). Я сужу об этом по тем вопросам, которые довольно часто задают мне наши автопутешественники на площадках перед регистрацией на паром. В этой заметке я попытаюсь их обощить и ответить на них.
Итак, между Финляндией и Швецией есть 3 паромные линии: Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки, Турку-Стокгольм-Турку и Вааса-Умео-Вааса. Последняя линия довольно специфическая и ее рассматривать не будем.

Для поездок в Швецию и далее в радиусе 500-600 км от Стокгольма более всего подходят паромы Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки, а вот если нужно ехать дальше, то я предпочитаю Турку-Стокгольм-Турку и вот почему.

Паромы из Хельсинки отправляютя в 17-17.30 и прибывают в Стокгольм в 9-9.30 утра. Это позволяет с не спеша осмотреть паром, изучить магазины, поужинать - в общем, отдохнуть, и утром выспасться и неспешно позавтракать до прихода в порт.
Если же впереди еще довольно долгий путь, то я предпочитаю линию Турку-Стокгольм-Турку: паромы отправляются в 20-20.40 (между Хельсинки и Турку всего 160 км и график движения на автомашине в принципе один и тот же) и прибывают в Стокгольм - в 6-6.30. Эти "выигранные" три утренних часа очень кстати. Да и стоимость билетов на паром этого маршрута по-меньше.

На этих двух паромных линиях (Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки и Турку-Стокгольм-Турку) работают две конкурирующие между собой компании - Vikilng Line и Silja Line: каждый день утренний и вечерний рейс. Каждый день Конкуренция между ними настолько жесткая, что на государственном уровне было заключено соглашение, что на каждой линии паромы ходят с интервалом в 30-40 минут. Сначала отправляется паром Silja Line, за ним - Viking Line.


Еесли сравнивать стоимость билетов (автопакет машина+каюта 4 места) то на линии Турку-Стокгольм-Турку у Viking Line цены немного по-ниже. Кроме того, на паромах этой компании есть совсем дешевые каюты на палубе под машинным отделением, правда там туалет и душ в коридоре.


Терминалы в Турку.

Терминалы Viking (GPS N60°26" 6.94" Е022°13" 54.87") и Silja (GPS N60°26.035" E022°13.185") (указаны GPS-к оординаты площадок регистрации с машинами ) находятся практически рядом, но подъезжать к ним надо с разных сторон и сорентироваться, особенно в темноте, не просто. Вот схема расположения терминалов и подъездов на регистрацию машин с пассажирами.



Здания терминалов отгорожены заборами от площадок регистрации с автомашинами. И если есть необходимость перед тем, как встать в очередь на регистрацию, посетить, например, туалет, то лучше сначала подъехать к зданию терминала, а потом уже ехать в очередь на регистрацию. Пешком с площадки до здания терминала идти около километра.
Регистрация начинается за час-полтора до отправления парома.


Процедура регистрации проста до предела: подъезжаешь к будке, подаешь в окошко распечатку электронного билета. По правилам могут спросить еще паспорт и техпаспорт на машину, но уже несколько лет я с этим не сталкивался. А вот распечатка или хотя бы записанный номер брони на регистраци должен быть обязательно. Если распечатки нет (забыли, потеряли) то лучше еще до регистрации спокойно подъехать к зданию терминала и там на стойке информации по паспорту получить распечатку - в будке у них это не всегда получается.

Из окошка вам выдадут специальную бирку, которая вешается на зеркало заднего вида - чтобы служащие видели в какую группу машин (по высоте) направить вашу, а также карточки-ключи от каюты и карточки для прохода на ужин и завтрак (если они предварительно оплачены).

Далее машины по сигналам служащих выезжают на площадку погрузки и становятся там в несколько рядов в соответствии с указаниями.


Здесь придется подождать минут 30-40, пока подойдет паром. На площадке можно выходить из машин и даже, соблюдая осторожность (по площадке двигается много cпециального транспорта), пройти по-ближке к пирсу, чтобы посмотреть подход и швартовку парома.



После того, как из прибывшего парома выгрузятся автомашины, по сигналу служащих происходит погрузка. Следуя указаниям паркуете машину, забираете нужные вещи, закрываете ее и идете к лифтам.
  • Во время плавания доступа к автомашинам нет. Поэтому все необходимое нужно брать с собой сразу. Но надо иметь в виду, что каюты очень маленькие, все "впритык" и с большими сумками в них не очень удобно. Я всегда готовлю отдельно небольшую сумку с самым необходимым, с ней и поднимаюсь в каюту

  • Необходимо запомнить номер палубы, где стоит машина и на какую сторону выходить, а также, поднявшись на свою каютную палубу, неплохо осмотреться вокруг и запомнить на каком из лифтов вы поднялись - потом на нем же (или по лестнице около него) лучше и спуститься, чтобы не пролезать между машинами - они стоят довольно плотно, можно испачкаться.

  • Не ставьте машину на сигнализацию, чтобы она не "разоралась" в море от качки и не посадила аккумулятор - достаточно просто закрыть ключом.
Терминалы в Хельсинки.
Терминалы Silja Line (GPS 60.159799, 24.960990) и Viking Line (GPS 60.165356, 24.974250) находятся на противоположных берегах бухты Южного порта (указаны координаты площадок для регистрации с автомобилем). Подъезд к самому Южному порту промаркирован знаками от свъезда по трассе в город и до самого порта.


Единственная "тонкость" - уже в непосредственной близости от порта нужно внимательно смотреть указатели на Южный порт, чтобы не уехать в Западный (там тоже есть терминал Silja Line). Оттуда ходят паромы в Таллин. Но даже если это произойдет - ничего страшного, Южный порт в 15 минутах езды от западного.


Соответственно и подъезжать к терминалам нужно с разных берегов бухты (обозначены подъезды на регистацию с машиной)



Процедура регистрации и посадки аналогична той, что в Турку. Везде есть указатели и служащие, показывающие что нужно делать.

На пароме
На паромах довольно запутанная система нумерации кают, поэтому я, найдя свою каюту, запоминаю путь от нее к ближайшему лифту, а потом, поднимаясь на другие палубы, запоминаю где на них находится именно этот лифт (их на пароме много) - тогда, спустившись на свою палубу, быстро находишь каюту.


Питание
На пароме все магазины и рестораны открываются только с момента отхода судна. На каждом пароме есть так называемый "буфет" - большой ресторан, работающий по принципу " шведский стол". Ужин в нем стоит около 30 евро. Меню обычное для таких заведений - с десяток закусок, три-четыре горячих блюда, кондитерка, немного фруктов и т.д. В стоимость включено так же пиво, красное и белое сухое вино (в роллив), соки, вода, чай, кофе.Другой алкоголь не подается и за деньги заказать тоже нельзя. Оплатить ужин в "буфете" можно при покупке билета - тогда при регистрации вы получите специальные карточки, но можно и оплатить непосредственно на борту. Но при оплате "на месте" может возникнуть одна проблема: в этом "буфете" кормят многочисленные группы туристов. И в пиковое время (например, новогодние каникулы) паром битком набит туристами и в этом "буфете" просто нет мест. Да и работает он только до 22.30.


Но на пароме есть еще два-три ресторана (а на некоторых и больше), где можно нормально поесть за приемлемые деньги. Мы обычно идем в какой-нибудь из них, оплачиваем там "салат-бар" (стойка салатами и другими закусками по принципу "шведский стол") и пиво и этого, как правило, хватает.
Но иногда и там приходится подождать, когда освободится столик, поэтому рекомендую, если решите поужинать в одном из этих ресторанов, зарезервировать места при бронировании билетов - денег за это не берут.
Есть еще кафе-самообслуживание, в котором тоже можно как-то поесть - там меню примерно такое же, как в кафе при больших бензоколонках.

А вот завтракать лучше всего в этом самом большом ресторане-буфете. Набор блюд там стандартный для завтрака в ресторане 3-4-звездного отеля. Но зал ресторана находится на носу парома на 8-й палубе и, если занять столик у панорамных окон, выходящих вперед, затрак получится очень красивым несмотря на ранее время (на завтрак поднимают за полтора часа до швартовки, в 5 утра по шведскому времени).
Однако и утром в "буфет" в пиковое "туристическое" время можно не попасть, поэтому завтраки я всегда оплачиваю сразу при покупке билетов (стоимость 1 затрака 15 евро, для детей дешевле).
Но если что-то не сложилось, то есть еще возможность позавтракать в ресторане a la carte или в том самом кафе.
На паромах на маршруте Турку-Стокгольм-Турку, уходя на завтрак учтите, что пока вы будете в ресторане, служащие уже могут начать уборку кают - снимать белье (у парома на этом маршруте очень короткие стоянки). Поэтому сумочки, барсетки и т.д. лучше взять с собой.На маргшруте Хельсинки-Стокголм-Хельсинки такой спешки нет и никто в вашу каюту во время затрака не полезет.

Магазин Duty Free
Магазин безпошлинной торговли на борту работает вечером и немного утром. Выбор парфюма, алкоголя, сигарет, кондитерки неплохой. Цены по-выше, чем в Duty Free наших аэропортов, но не сильно. Зато они значительно ниже, чем на земле (в ЕС). Поэтому мы обычно не нарушаем норму провоза напитков при въезде в Финляндию, а пополняем запасы на пароме:)


На всех паромах бывают дискотеки, а на некоторых (больших, преимущественно на линии Хельсинки-Стокгольм) богатая развлекательная программа вплоть до цирка, концертов и т.д.


Но водителям - спать! :)

Утром, если будет светло и хороша погода, рекомендую подняться на верхнюю палубу и оставшееся время полюбоваться шхерами, через которые паром проходит к Стокгольму.

Выгрузка
Доступ к машинам открывается за 40 минут до швартовки. Об этом объявляют по радио, в том числе и по-русски. Но спешить совсем не обязательно. Вполне достаточно начинать спускаться на автопалубу минут за 20 до прибытия в порт. Причем не советую ждать лифтов - вся огромная пешая туристическая тусовка ломанется на лифтах на 5-ю палубу, откуда осуществляется пеший выход. Спустится вниз по лесницам 3-4 пролета с небольшой сумкой (помните про сумки?) не трудно.

Свежие впечатления о поездке в Швецию. Всего конечно не опишешь. Остановлюсь на том, что может быть интересно и полезно, тем кто захочет также покататься по Европе на своей машине.
Поехали семьей: я, жена, дочка 14 лет. А/м - ВАЗ-21102. В полном смысле автотуристами нас назвать нельзя. У нас было где жить. Знакомые оставили нам на время свою квартиру. Но на месте мы не сидели, использовали время и возможности достаточно активно. Итак по порядку.

Туда. Лен.область – Выборг – Турку – (паром Викинг-лайн) – Стокгольм – Люнд.

Маршрут до Стокгольма нашими туристами изъезжен достаточно. В интернете о нем написано много. Границу пересекали в Торфяновке – Ваалимаа. На все – про все часа два. Очередей больших не было, но все равно надо писать, стоять и т.д. От Хельсинки на Турку автобан не понравился. Очень крутые повороты. Как они там лавируют зимой и в дождь вообще не понятно. Из Турку сразу поехали в городок Наантали. Страна Мумми-троллей. Для тех кто читал книгу думаю очень интересно. Это не парк развлечений. Это остров на котором эти самые Мумми «живут». Домики, люди в костюмах героев, всякие местечки из книги, лабиринты. В общем, если соберетесь ехать прочитайте книжку. Все очень мило. Но не дешево, даже по сравнению со Швецией.
Ночь на пароме. Утро в Стокгольме. Это было праздничное выходное утро. Праздник «мидсамма» - середина лета. По-нашему Иван-купала. У них этот день отмечается по-всюду, выходной день. Так что город был пуст и очень красив. Викинг-лайн несколько дешевле Силья-лайн, но отличается в выгодную сторону, тем что приходит практически в самый центр, едва ли не к королевскому дворцу – красиво.

Там. Самая южная провинция Швеции – Скёне.

Жили мы две с половиной неделе в Люнде. Старинный город не далеко от Мальмё, бывшая духовная столица Дании. Большой университет, собор 10 века(В описаниях Скёне единственный раз прочитали категоричное – You must see it “Вы просто обязаны увидеть это»), и всякими прочими достопримечательностями. Например, это место битвы в 1670 году между датчанами и шведами. Тогда шведы победили и отвоевали Скёне у датчан. До сих пор у шведов в Скёнии особый датский акцент. Тогда шведы были на подъеме. Владели половиной Европы. Кстати до Полтавы оставалось совсем не много. Мы делали утром пробежку на холмах, где была эта битва. Люнд расположен удобно в центре Скёне. Скёне очень красивая земля. Уже не хвойные леса. Поля, хутора, красивые старинные города: Хельсингборг, Ystad(не написуемое в Кириллице слово не Юстад и не Устад), Мальмё и др. Кругом прекрасные виды на море. Куча всяких милых деревушек. Рядом, через знаменитый мост над проливом - Копенгаген. За две недели всего не проехать. Вкратце общие впечатления. Путешествовать по Скёне можно различными способами, мы испробовали: авто, велосипеды, поезда и пешком.

Авто. Самый удобный вид путешествия. Дороги хорошие. Но… Я считаюсь неплохим водителем и ориентировщиком. Но в Швеции немного растерялся. Если у нас едешь по атласам, сторонам света, всяким ориентирам. То у них такой способ даже несколько опасен. Прямых дорог нет, движение довольно плотное. Только начинаешь смотреть в атлас – вылетаешь из ряда. Зато очень много знаков и указателей. Им можно доверять, следить за рядностью, указатели выведут. Важно знать номера трасс. Кругом полно особенно при въезде в города и деревни мест с информацией, где есть карты и описание ближайших интересных мест. Интересные места обозначены и указателями. Прекрасно оборудованы места где можно отдохнуть, покушать, взятую с собой еду, кафешки, туалеты (указатель елочка со скамейкой). Однако, в центры городов лучше не соваться. Проблемы – куда поставить машину, естественно стоянки платные. Лучше оставить машину где-нибудь на подъездах к центру. В любом городе на вокзале или на наиболее достопримечательных местах есть тур. бюро, где бесплатно дадут карту города или коммуны, рекламные проспекты интересных мест и самое интересное - календари событий. В Швеции очень много всякого рода бесплатных развлекательных мероприятий. Это все, что угодно от органных концертов в соборах, до джаза и народных танцев под оркестр. В Люнде мы едва ли ни каждый вечер куда-нибудь ходили. Все очень мило и интересно. Но это отступление. О машинах. "Десятка" не самое лучшее транспортное средство. Плохая маневренность – не припарковаться. По дурному сделан свет, иммобилайзер. При 110 км/час (скорость на автобанах) от колес вибрация. И самое тревожное, если что произойдет, кто будет ремонтировать? В Швеции российских машин нет. Сигнализацией лучше не пользоваться. Шведы любят тишину. Но машины, говорят, воруют – наверное иммигранты. Очень много диких кроликов и прочих зверей – острожней. Нарушать правила не советуют – огромные штрафы, но шведы скорость немного превышают везде. Везде, но немного: не более 10 км/ час. С парковкой, я уже говорил, – проблемы везде. Лучший способ везти с собой велосипеды. Вставать в кемпинге и далее на великах.

Велосипеды. Мы брали велики в прокате. Велосипеды не новые, но по-шведски добротные. Везде вело-дорожки. И между городами тоже. Проходят как правило по паркам и вдали от оживленных трасс. С велосипедов Швеция совсем другая, нежели по автобанам. Ей богу стоит покататься. Очень удобно в центрах городов. Есть и проблемы. Велики воруют гораздо чаще, чем авто. Нужны замки. Полиция проверяет велосипедистов тоже: тормоза, свет, спиртное. Шведы любят жесткие сиденья. С непривычки тяжело. Просите мягкие.

Поезда. Мы ездили на поезде в Копенгаген. Очень добротные электрички, приходят в центры городов, точно по расписанию. Есть летние скидки, единые карточки. Если ездите часто, выгоднее брать карточки. Они действительны и автобусах. Минус. Иногда бывает много народа, не сесть. Ездят в основном иммигранты-арабы, молодежь и всякий сброд. Не думаю, что это опасно, но из окна авто такой Швеции не увидеть.

Пешком. Это не шутка. Очень много пеших маршрутов. Как кольцевых – для автоприезжих, так и между городами, для свободных туристов. Маршруты очень интересные и красивые. Помечены указателями по всей дороге.

Цены. Цены на текущую жизнь – раза в три выше российских – рассчитывайте. Имеются ввиду, основные продукты питания, бензин.
Спиртное дороже раз в пять – десять. Где-то на уровне наших цен только сырое мясо и фрукты. На шмотки после мидсамма – летние скидки до 50%. Я не товаровед, не скажу точно, говорят дешевле, чем у нас.

Шоппинг. Не люблю я это дело. Кроме того, все шведские города в своей торговой части похожи друг на друга. Одни и те же кривые улочки, одни и те же магазины. Лучше на этих улочках посидеть в кафешке с чашкой кофе. Для шоппинга есть гигантские торговые центры. В Скёне крупнейший наверное Центр СЮД. 25 км. от Мальмё в сторону Хельсингборга. Это целый город магазинов. А магазины те же, что и в центрах городов, с тем же наборов товаров, зато концентрировано, с кафешками и бесплатной стоянкой. Если вы на машине – езжайте туда. Нам полтора дня не хватило, чтобы обойти и половину.

Что ещё? Шведы очень любят красоту… Это главное, что там на мой взгляд стоит смотреть. Улочки, утопающие в розах, всякие скульптурки, домики, парки. … и животных. Животных - море: кролики, белки, олени, особенно много всякой птицы: утки гуси лебеди. Все это дикое, но ручное. Леса очень красивые, так и кажется, что появятся гномы и тролли, полны грибов. Первая наша вылазка из Люнда была именно в лес в поисках диких оленей – нашли.

Теперь коротко о поездках. В хронологическом порядке.

Лес в Сногехольме. Удачная видео-охота на диких оленей. Красивое озеро. Много наблюдательных вышек. Цапли – уточки всякие.
- Холливикен. Деревня викингов, реальные старинные укрепления. Викинг-маркет. Съехались «викинги» с разных стран продавали всякие свои вещи, луки со стрелами, настоящие кольчуги, мечи, рожки, посуду и т.д. и т.п. Все в одеждах викингов загорелые веселые. Красивый вид на море и мост в Данию. Интересно.
- Треллеборг проездом. Красивый вид на море и паромы в Германию.
- Заповедный лес и замок Торуп с парком. Один из десяти красивейших парков Швеции. В лесу собирали белые грибы. В парке забрели на частную территорию, очень интересно. Доберманов на нас не спускали.
- Копенгаген. Поездка на поезде по мосту через пролив. Как и всякая великая столица требует наверное пол-жизни на изучение. Наш маршрут: вокзал – пешеходная улица в центр(она меняет свое название-найдете, туда все идут), полно уличных артистов очень, очень высокого уровня - ланч в открытом кафе на набережной канальчика, место безумно красивое, опять артисты – по набережной залива к русалочке – обратно через королевские бастионы в парк развлечений Тиволи. В парк можно идти на целый день. Аттракционы, концерты, оркестры, пиво. Жизнь начинает казаться сказкой.
- Велопробег 40 км. в Мальмё. Тоже красивый город(центр), пешие улочки, площади, самые красивые цветы (везде), и больше всего птиц в парках. Специально съездили за булкой хлеба. Птиц там тысячи. И всяких разных не знаю, как звать. Кстати из Скёне начал свой путь на диких гусях Нильс из сказки. Красивый вид на море и мост в Данию.
- Хельсингборг. Самый узкий пролив между Швецией и Данией. Город очень красиво вписан в ландшафт. Бастион. Вид на Данию. В порту как музей стоит русская подводная лодка. Тропикариет - небольшой зоопарк. Далее поездка в Диноленд. Развлечение для очень маленьких детей на месте старого отвала шахты. Скульптуры динозавров, всякие мелочи. Возвращаемся через живописные Хоорские леса в поисках дикого лося.
- Велопробег в Шевлинге 30км. Городок рядом с Люндом. Смотреть там после выше описанного нечего, но по пути очень красивые хутора.
- Велопробег в Ломму 25км. Гавань яхт, пляж на заливе. смотрели сервингистов, был сильный ветер.
- Мальмё на авто. Фолькетспарк. Не ходите туда. Место отлежки арабских иммигрантских жен с их детьми. Грязно. Вообще Мальмё – город иммигрантов – просто бродить не стоит, вряд ли что-то случится, но есть довольно паршивые кварталы. Интересный магазин Пандуро-хобби. Если ваши женщины любят делать поделки – берегите деньги, оставят там все. Нашли безумно красивую набережную и вид на мост в Данию. На обратном пути заповедный лес Долби. Очень красиво, но много слизняков.
- Пещеры Хасслехольма. Старые известняковые копи. При избытке других впечатлений отзывы - так себе.
- Зоопарк Хоора. Пять с плюсом. Отличный зоопарк. Только шведские животные. Огромная территория. Все животные в своих естественных условиях. Птицы и олени без загонов. Лоси ручные. Только волки и медведи серьезно огорожены. Много развлечений для детей. Столики для пикников и барбекю. Можно ехать на целый день.
- Кэсеберга и Ystad. Кэсеберга - деревушка в живописном месте на берегу моря. На холме шведский Стоунхэдж – древний каменный календарь. Кафешки с рыбной кухней. Магазинчики художников. Маленькая шведская жемчужина. Не менее красив Ystad, небольшой городок на море с низенькими живописными домиками и церквями.

Вообще пишу много и при этом очень мало из того, что видели и что делали. А еще больше наверняка не видели. Скёне – очень интересная земля, полно всяких уголков, замков, кемпингов и т.п. Всего не опишешь и не объедешь.

Обратно. Люнд – Стокгольм – паром – Хельсинки – Россия.

На пароме стоит взять шведский стол. Никогда не видел такой большой выбор. Спиртное – хорошего качество, входит в стоимость. Небольшой холодный душ на российской границе. По-моему начальники таможенного поста в Торфяновке просто свою родину не любят. Такой разительный контраст после шведов и финнов, такой бардак. Три часа в очереди уже после пересечения границы. Грязь, колдобины. Нет разметки и толпа, огромная толпа бездельников в форме, бесцельно слоняющихся по территории. Огромные рекламы борделей для финских туристов. Грязь и колдобины Выборга. Но хоть главную дорогу заасфальтируйте и разметьте! Позорите же! А после Выборга вполне европейская дорога «Скандинавия» до Питера. И парадный, безумно красивый, Питер, ничем не уступающий шведским красотам. Ехали в четверг в 10 вечера. Машин мало – Питер блистал. Ведь можем, когда хотим.

Вот и все.
3700 км. 240 л. бензина. Из них 80 российского.

Страницы 1

4,7 /5 (14 )

6 комментариев

    Без названия
    Вобщем рассказ хороший, но и вы не очень Родину любите. Как в вашем рассказе и погранцы. 102 нормальная машина. и в управление то же. Да был бы уселитель руля, было бы проще. Но все равно терпимо. Так что просто надо уметь ездить, а по поводу беения колес, отбалансируй их, и все будет нормально. Вот и все. ЧТо бы сильно не ругали у меня иномарка:)

    Чуть-чуть точнее...
    Правильно писать и произносить Лунд и Сконе (Skåne; шведское å даёт глубокий русский О).

    для Pest
    Мой водительский стаж 8 лет. Ездил все время на российских мошинах. Немного на Тойоте. Сейчас купил "десятку". Как раз из соображения хорошего сервиса в любом месте в России. Не скажу, что считаю "десятку" уж очень хорошей машиной, но по России она меня устраивает. Я хотел лишь сказать, что все ее достоинства за границей не работают. Помимо отсутствия сервиса, еще и все ее недостатки на отличных шведских дорогах выходят на первый план. Например, долгое движение по автобану, да еще с остановками в красивых местах, в принципе не утомляет... если бы руль в руках не прыгал, не шумела продуваемая изоляция двери, не зажигалась без причины сигнализация неисправности двигателя, я уже не говорю о кондиционерах, гидроусилителя и пр. С другой стороны по России даже на неплохой иномарке ехать долго тяжело. Для наших дорог десятка вполне приемлема, но за границу все же лучше ехать на иномарке.

    Отличный рассказ. Сам только что оттуда.
    Собирался сам писать, но Вы уже все здорово описали, а так как у меня ситуация была почти точно такая же, то писать уже не о чем. :) Немого добавлю. У меня был пробег Москва - Питер - Хельсинки - Стокгольм - Хельсинборг и обратно. Плюз заезд в Данию (Роскилле) на 3 дня. Машина Тойота Калдина (праворукая). Общий пробег 4500 км. Добавлю несколько советов: 1. Границу лучше прохоидить рано утром, выспавшись перед этим в Выборге. Я границу "туда" проходил в 7 утра, так что прошел ее очень быстро - всего нас было две машины на весь пост. 2. По атласам лучше не ездить - достаточно заранее выучить по порядку номера шоссе, по которым надо ехать и дальше ехать по указателям. Все довольно просто. Сам карт не покупал - пользовался бесплатными буклетами в туринформационных киосках. Фактически "летел по пачке "Беломора". 3. Обязательно заходите в киоски "туринформации". Очень много бесплатных буклетов из которых можно почерпнуть много интересных мест, куда можно съездить. 4. Если хотите съездить на машине в Данию, то дешевле всего ехать на пароме из Хельсинборга. Там курсируют суда трех паромных компаний. Из них две компании возят машины - "Scandlines" и " HH-Faries". У последней дешевле. Если хотите съездить в Данию ненадолго. то можно купить в той же компании билет "с возвратом в течении 4-х дней". Будет еще дешевле. Если уж поехали в Данию то обязательно посетите крепость "Кронборг" - прямо в Хельсингере рядом с гаванью, куда прибывают паромы. В этой крепости по словам Шекспира и жил тот самый "Гамлет, принц датский". Ну и конечно затарьтесь в Дании пивом - там оно дешевле и лучше чем в Швеции. 5. Шоппинг. Сам я не любитель, но моя жена тут проявила бурную деятельность. Цены в период распродаж (июль-август) могут падать ОЧЕНЬ сильно. Часто бывает, что на уже учененную вещь цены сбавляют еще в два раза. Если над полкой с одеждой весит табличка "halva priset", то цена на вещи вдвое ниже, чем указаны на ценниках. Видимо, им вилы еще раз ценники переклеивать. :) так что моя благоверная накупила себе кучу шмоток по смешным для Москвы ценам.

BMW 118d на родине Икеи, Helsinborg, Sweden.
Потрясающее путешествие по Швеции на автомобиле… Мой опыт аренды авто, интересный маршрут по южной части страны, великолепная природа Скандинавии, леса, озера, Балтийское море... И полезные советы тем, кто отправляется в путь, а также техническая часть и расходы на поездку.

Мы прилетали ВиззЭйром из Киева в лоу-кост аэропорт Скавста и сразу отправились в путешествие по южной части страны. В Стокгольме мы были ранее, поэтому в него не заезжали. Я часто беру машину в прокат в разных странах, обычно это Sixt, привлекательная цена и в отличный сервис в этот раз предопределил мой выбор. В Швеции при оформлении документов на моей карточке ничего лишнего не блокировали, сняли сразу сумму аренды за неделю. В Германии, Испании обычно блокировали депозит – двухкратную сумму аренды и затем, после возврата автомобиля, снимали сумму аренды, а депозит возвращали спустя 2-3 недели, в Израиле блокировали 1000 долларов.

Я выбирал BMW116 мануал, вместо которого получил BMW118d с автоматической коробкой передач. Потрясающий белоснежный автомобильчик.

В Швеции потрясающие дороги, знаки, разметка…

Дороги и автобаны бесплатные (!) и абсолютно не загружены, очень часто складывалось ощущение, что едешь совсем один.
В Швеции на огромной территории живет всего 9 миллионов жителей, а дороги построены просто потрясающие, часто сменяющиеся двух и одно-полосные участки для безопасных обгонов, везде стоят указатели камер, хорошо читаемые знаки, разделители между полосами.

Даже цветы на простых развязках...

Вся страна – это 100% природы, лесов, озер…

В июне ночью темнеет очень поздно... На этой фотографии уже за полночь:

За окном бегают косули:

Среди которой попадаются замки, полные легенд и историй

Еще это страна Нильса…

И страна детей и для детей. Очень много семей с 2-3мя детьми.

Также мы посетили Коппенгаген, но машину оставили на многоэтажной парковке на жд станции в шведском Мальмо. Парковка эта – бесплатная. Стоимость проезда в поезде – 9 евро, а стоимость проезда на автомобиле между Швецией и Данией по мосту длинной 7км составляет 40 евро в одну сторону, к тому же в Коппенгагене тоже необходимо будет платить за парковку. Поезд выглядит более чем очевидно.

Многоуровневый паркинг на вокзале в Мальмо:

Мост со Шведской стороны:

И из Коппенгагена:

Архитектурный шедевр Turning Torso в Мальмо, о нем напишу отдельно:

Балтийское море… спокойное или бушующее, прохладное и освежающее:

Тут не бывает толп… Тут можно найти уединение:

И даже такие пейзажи приятно радуют глаз:

А это мост между городом Калмар и островом Эланд. Длинна моста 5км, это единственный крупный остров в Швеции, на который можно попасть по мосту.

Маяк в южной части острова:

Техническая часть:

Стоимость аренды за 7 дней – 280 евро, что составляет 40 евро в день
Дизельный двигатель был на удивление очень экономным, мы проехали 1700км, расход составил 5.5л/100км. На весь маршрут я заправил 95 литров топлива по 13.35крон за литр, 140 евро всего за неделю.

Авиаперелет Киев-Стокгольм я купил за 109гр туда и 169гр назад. (всего 25 евро).
Со всеми сборами, налогами и 1 местом багажа до 32кг (для WizzAir Украина эта услуга бесплатно).
Билет приобретался за 1,5 месяца. Многие ругают или боятся лоу-костов, а я WizzAir считаю лучшей авиакомпанией:) Ведь билеты на семью из трех человек стоят менее 90 евро.

Швеция - страна для спокойствия и комфорта:

Еще о Швеции и Астрид Лингрен.

Итак, февраль 2016 года, решение принято, едем на триатлон в Швецию с дальнейшим путешествием в Норвегию. В наличии автомобиль Лада Гранта, лифтбек, выпуска 2015 года, приобреталась в салоне на Хилокской, пробег чуть больше 20000 км, около 150000 рублей сбережений и кредитная карта с лимитом 250000 рублей.


Честно говоря, я сначала сильно сомневался. А стоит ли ехать в Норвегию? Что там такого, чего я не видел на Кольском? Могут ли там быть горы красивее Памира или Кавказа? Фотографии в чужих отчетах вроде и красивые, но не потрясающие. Но откуда тогда такой восторг у всех посетивших? Почему существует целый клан «норвегнутых», которые возвращаются туда снова и снова? Ну все равно в середине лета вариантов не много. На юге жара. На западе одни города, а хочется природы, восток - цена на авиабилеты отбивает всякое желание путешествовать, либо за весь отпуск не вылезать из-за руля автомобиля. Была не была! Решено! Едем смотреть фьорды и искать троллей!


Маршрут: Москва - Таллин - паром - Стокгольм - Мальмё - Колдинг (Дания) - Амстердам (три часа) - Барле-Нассау (Бельгия/Нидерланды) - Кольмар (Франция) Швейцария Лихтенштейн Австрия (транзитом за один день) - Оберсдорф (неделя в Альпах) - Чешски Крумлов - Карловы Вары - Прага - Нюрнберг - Реймс - Париж/Версаль - Мон-Сен-Мишель - Довиль - Руан - Брюгге - Копенгаген - Стокгольм - паром - Пярну - Псков - Москва. Нам захотелось просто путешествовать чуть дальше чем за 100 км от дома. Долой покупные туры, когда весь маршрут и все гостиницы прописаны в договоре и по большому счёту все прогнозируемо и предсказуемо! Даёшь свободу выбора и дух авантюризма!


После долгих обсуждений родился, с одной стороны, компромиссный, а с другой, многогранно расширенный маршрут: через Карелию до СЛокеана, потом обратно через Финляндию, Швецию и Норвегию с посещением трех столиц. Маршрут обещал быть настолько интересным, что довод о бюджете поездки куда-то сразу затерялся. Низкобюджетная поездка по Карелии превратилась в путешествие по одним из самых дорогих стран (или по самым дорогим?) и без того недешевой Европы. Предполагаемые затраты были помножены амбициозными путешественниками на два.


Маршрут: СПб - Турку - паром - Стокгольм - Люсьефьорд - Ставангер - Хардангер фьорд. Страны: Финляндия, Швеция, Норвегия. Поездка в Норвегию на «июньские праздники» становится доброй традицией. В этот раз курс на южную и центральную часть по самым популярным туристическим местам. Форматом поездки выбран «бомж-тур», что заметно отразилось на условиях отдыха, но никак не повлияло на полученные впечатления.


Самые волшебные затеи приходят случайно. Например, по дороге из супермаркета в тоскливый зимний вечер. Так и произошло на этот раз. Пробки и серое питерское небо вдруг заставили задуматься о побеге в какие-то далекие и сказочные края. Например, по ту сторону Балтийского моря. А что там? Ведь близко, но так незнакомо. В такой ситуации главное - иметь рядом человека, понимающего тебя с полуслова и разделяющего твои подчас бредовущие идеи. И фантазия начала свой полет… Так, так, а что мы знаем о географии Балтики? Да, Петербург, да, во многом известная и близкая Финляндия. А ведь есть еще Швеция, страны Прибалтики, Польша. А там и самый европейский кусочек России - Калининград, куда давно зовет в гости подруга. Ага, с Балтийским морем все, с большего, понятно. А как ехать? Откуда начать? А рядом есть еще и Норвегия, северная страна викингов, посетить надо - однозначно!


Этим летом мы решили отправиться в наше третье путешествие по Европе, на этот раз маршрут был проложен вокруг Балтийского моря - давно хотелось посетить Скандинавские страны и посмотреть Прибалтику. Виза была ещё с прошлого года, для въезда снова сделали зелёную карту и медицинские страховки (которые никто нигде не проверил). Для движения по европейским дорогам у нас есть навигатор ТомТом модель Start 25. В этот раз, учитывая, что едем все-таки на север, к обычным вещам, которые всегда берем в такие путешествия, добавились осенние куртки. И, как потом оказалось, не напрасно.