На своей машине в польшу. В польшу на автомобиле. Все наши посты об этой поездке по Европе на машине

01.02.19 26 477 24

Гуляла по старым городам и любовалась горами

В 2018 году мы с друзьями взяли отпуск на майские праздники, сели в машину и поехали в Польшу.

Мари Котляр

экономит в путешествиях

Там мы наслаждались красотой гор, гуляли по мощеным улочкам Кракова и покупали еду в магазине со смешным названием «Жабка».

За 9 дней мы проехали 3500 км. В статье я расскажу, сколько стоило такое путешествие и как его организовать.

Расходы в Польше за неделю на одного - 20 106 Р

6250 Р

Проживание

6126 Р

Автомобиль

4180 Р

Страховки

1250 Р

Сувениры

1200 Р

Развлечения

600 Р

Общественный транспорт

500 Р

Маршрут

Мы с подругой не хотели тратиться на самолет и зависеть от расписания общественного транспорта, поэтому выбрали автомобиль. В поездке на машине можно быть свободным в выборе мест.

Сначала нас пугало расстояние: от Москвы до ближайшего польского города Люблин - 1200 км. До этого момента никто из нас не ездил на машине так далеко. Но когда оказалось, что у нас в запасе будет еще два сменных водителя, мы решились.

3500 км

мы проехали на машине за 9 дней поездки

В Польше мы побывали в городах Люблин, Краков, Закопане, а в конце даже заехали в словацкий город Попрад. Маршрут получился оптимальный: мы не устали от дороги и по пути посмотрели на жизнь в провинциальных городках страны. Больше всего нам понравились горы Татры.


На обратной дороге в Москву мы хотели посетить Жешувский и Ланьцутский замки в окрестностях города Жешув: они были по пути. Но в последний день поняли, что не успеваем, поэтому пришлось оставить их на следующий раз. Возможно, еще на этапе планирования нам следовало разграничить цель: горы или замки. За 7 дней сложно посмотреть и то и другое. Если хотите успеть везде, добавьте к маршруту еще 2 дня.

Поездка на машине хороша тем, что по дороге можно увидеть много интересного. Мне нравится наблюдать за жизнью людей в провинциях. Когда мы ехали по польским деревням, я удивлялась отношению поляков к своему имуществу. В маленьких польских городках нет заброшенных земель и коттеджных поселков - только аккуратные домики с подстриженными кустами. Еще аисты вьют гнезда прямо на фонарных столбах - чудное зрелище.


Виза

В Польшу можно въехать по шенгенской визе. Мы начали готовить документы на польскую визу за месяц до отъезда. Вместе с основным пакетом документов для путешествия на машине надо было предоставить:

  1. Водительские права.
  2. Свидетельство о регистрации транспортного средства.
  3. Грин-карту - международный страховой полис на машину.
  4. План маршрута с датами и точками остановок. Мы оформили его таблицей: просто написали, куда и когда планируем съездить.

Все документы нужно отксерокопировать, а план распечатать. Международная страховка «Ресо» на машину обошлась нам в 3000 Р .

Мы хотели запросить визу в консульстве Польши в Москве. Оказалось, что запись уже закрыта: документы лучше подавать за 1,5 месяца или раньше. Тогда мы начали звонить в визовый центр Польши. Оператор на горячей линии нас сильно озадачил: все визовые центры временно приостановили работу. Причину я так и не узнала, но сейчас они снова работают.

В итоге я сделала итальянский шенген: через 4 месяца как раз собиралась ехать в Италию. Друзья сказали, что итальянцы редко отказывают в выдаче визы. За визу отдала 35 € (2625 Р ), за услуги визового центра - 29,5 € (2210 Р ). Виза на полгода обошлась мне в 64,5 € (4835 Р ), ее сделали за 3 рабочих дня.

64,5 €

я отдала за шенгенскую визу на полгода

Когда едешь на машине за границу, пограничники ставят отметку в паспорте в стране первого въезда. В нашем случае это была Польша. На границах стран Евросоюза нет контрольно-пропускных пунктов, а значит, нет и доказательств, что мы не были в Италии. Но в теории такое путешествие может быть рискованным: никогда не знаешь, как это повлияет на выдачу новой визы. Лучше соблюдать правила и по возможности делать визу той страны, где собираетесь провести большее количество дней.

Деньги

В Беларуси и Польше свои национальные валюты - евро не принимают. Белорусский рубль (Br) стоит 31,12 Р , польский злотый (zł) - 18,12 Р .

В Беларуси мы не покупали валюту, потому что нигде не останавливались. Бензин оплачивали картой. В Польше мы меняли наличные деньги, картой расплачивались редко. Мне удобнее планировать траты и следить за бюджетом, когда деньги на руках.

Обменники есть в торговых центрах и на улицах города. Мы поменяли рубли на евро в России, а по приезде купили злотые. Но есть обменники, где меняют даже рубли на злотые. Курс везде выгодный, мы не заметили колоссальной разницы. Злотый обошелся нам в 18,5 Р . Мы не снимали деньги в банкоматах, но в городах их много. Знакомые предупредили, что в банкоматах может быть комиссия, процент зависит от банка.

Дорога

До Польши. Наш путь начался в 6 утра в Москве и пролегал через Беларусь. До границы было 1100 км. По пути мы планировали переночевать в польском городе Люблин в 100 км от границы. Это было правильным решением: в пути сильно затекают мышцы, устают глаза и хочется спать.

На границе Польши и Беларуси 6 таможенных пунктов. Самые близкие к Люблину - Брест и Домачево. В Бресте большие очереди, поэтому мы решили ехать через Домачево.

Пересечь границу мы планировали за 2-3 часа. По моему опыту, проехать быстрее можно только в несезон: осенью или ранней весной. Позже мы узнали, что можно забронировать место на границе в Бресте. Услуга стоит 25 Br (775 Р ). Время бронируют за 90 суток или максимум за 3 часа до прибытия на границу.

Если белорусскую границу можно пройти без очереди, то дальше все равно придется стоять на польской. Тогда мы не стали тратить деньги на бронь, но если бы поехали сейчас, я бы все-таки забронировала место в очереди в брестском пункте.

После въезда в Польшу дорога стала в два раза уже и опустился туман. Из леса на обочину выходили олени, лисы и зайцы: всю дорогу мы ехали со скоростью 60 км/ч или меньше. Нас разморило, и мы захотели спать - последние 50 километров ехали как зомби.

В целом дорога из Москвы до Польши может занять до 24 часов в зависимости от того, сколько стоять на границе. Мы ехали 19 часов.


По Польше. Мы переночевали в Люблине и утром сразу отправились в Краков. По самому короткому пути до него было 283 км.

Что посмотреть в Польше

Краков - бывшая столица Польши. Мы гуляли по центру: заглянули на рыночную площадь и в еврейский квартал, а потом отправились на набережную. Именно там все главные развлечения: бесплатный кинотеатр под открытым небом, фрисби, танцы, аттракционы, а главное - вид на Вавельский замок

Краков напомнил Петербург: там серая застройка и похожая атмосфера. Но центр города, бесспорно, красив.


Освенцим. Мы заехали в Освенцим, чтобы посетить музей Аушвиц-Биркенау. Это бывшие концентрационные немецкие лагеря.

В Освенциме мы увидели очередь в полтора километра и поняли, что не успеваем туда попасть: дальше по расписанию была поездка в Закопане. Было обидно.

Еще мы не догадались, что стоит купить билеты заранее на сайте музейного комплекса. С 1 мая по 31 октября зайти на территорию можно только с экскурсией. Экскурсия в группе с сопровождением экскурсовода стоит 50 zł (900 Р ) для взрослых и 45 zł (810 Р ) для студентов.

Закопане - это город и одноименный горнолыжный курорт Польши у подножия Татр. Зимой все ездят сюда кататься на горных лыжах или сноуборде. Горнолыжный сезон начинается в ноябре, а заканчивается в марте-апреле. Единого тарифа на скипассы нет, цена колеблется от 14 € (1050 Р ) до 32 € (2400 Р ) за день в зависимости от зоны катания.

На мой взгляд, город обычный и смотреть там нечего. Мы приехали туда, чтобы попасть в национальный парк Татры, который находится в пригороде Закопане.

Национальный парк Татры. Из Закопане в парк Татры ходят маршрутки за 12 zł (220 Р ). Их можно найти по табличке Morskie Oko на лобовом стекле - это название популярного горного озера среди туристов. Дорога из Закопане на маршрутке займет 20-30 минут, на машине - 10-20 минут . Входной билет стоит 10 zł (180 Р ) и оплачивается в кассе у входа в парк.

10 zł

стоит билет в национальный парк Татры

Мы хотели почувствовать атмосферу гор, погулять по ним и насладиться видами. Запланировали на это три дня. В гостевом доме нам выдали книжку с путеводителем по Закопане и картой трекинговых маршрутов в Татрах. Еще ее можно взять в туристических инфоцентрах. В интернете есть краткий путеводитель по Закопане.


По мнению путешественников на форумах, самый популярный трекинговый маршрут в Татрах - Путь Орла. Мои спутники хотели его пройти, но я прочитала несколько статей и не решилась: судя по отзывам, у нас не было должной подготовки. Например, на сайте Phototravel говорится, что это самый сложный маршрут в Татрах. Без экипировки туда идти точно не стоит.

Самые популярные туристические места - вершина Каспровы-Верх и озеро Морское Око. До вершины можно дойти пешком за 3 часа или добраться на канатной дороге. Канатка стоит 63 zł (1130 Р ) в обе стороны и 48 zł (860 Р ) - в одну. Тех, кто заранее купил билет в интернет-магазине Польских канатных дорог , пускают вне очереди. До канатной дороги можно добраться на маршрутке, которая ходит от вокзала, за 2 zł (36 Р ).

63 zł

стоит проехаться на канатной дороге к вершине Каспровы-Верх и обратно

Мы хотели гулять по трекинговым тропам. Их десятки - можно добраться до любого места в парке. Тропы каменистые и с резкими подъемами. Я была в кедах и сбила о камни все ступни, еще и пару раз поскользнулась. На одной из троп мы чуть не заблудились: все дорожки похожи.


В первую очередь мы пошли к озеру Морское Око. Там были сотни людей - мы с друзьями потерялись и вместо прогулки искали друг друга полтора часа. Морское Око меня не впечатлило: оно похоже на все горные озера.

Поэтому мы отправились ко второму озеру с угрожающим названием Чарны-Став-под-Рысами. До него пришлось лезть вверх по камням и снегу. Озеро поразило нас красотой: вокруг был снег, в воде плавали снежные глыбы, на поверхности отражались горы. Еще оттуда было видно Морское Око, и с высоты оно выглядело гораздо красивее, чем вблизи.

На вершине одной из скал Татр есть пещеры. Подъем оборудован цепями, за которые можно придерживаться, но иногда было удобнее опираться на трекинговые палки. Пока мы поднимались к скалам, я ощущала страх и адреналин одновременно. Помимо нас туда лезли несколько женщин средних лет и даже одна бабушка. Меня это сильно удивило: там высоко и опасно, страховки нет, а она все равно осмелилась.



Попрад. В 68 км от Закопане, недалеко от словацкого города Попрад, находится древний замок Спишский Град. Мы решили дать ногам отдохнуть от гор и поехали его посмотреть. В кассе представились студентами из России, которые якобы забыли студенческий, - билет в замок обошелся в 6 € (450 Р ). Обычный взрослый билет стоил 8 € (600 Р ).

Замок смотрится красиво с дороги, но внутри - ничего особенного. После Спишского Града мы заехали пообедать в словацкий Попрад и пришли в ужас от унылой застройки из однотипных домов. Ничего интересного и красивого там нет. Местный фастфуд за 1 € хуже, чем ничего: невкусно. В общем, Словакия нам не понравилась.


Жилье

Жилье в Польше недорогое: хостел обойдется в 500 Р , отель в горах - 1200 Р за ночь. Мы выбирали номера на «Букинге» с фильтром по самой низкой цене. Чтобы не портить себе отдых, читали отзывы и смотрели условия по фото.

1200 Р

стоит ночь в польском отеле в горах

Люблин. Для отдыха после долгой дороги мы забронировали простой хостел в центре города. Ночь в хостеле Królewska обошлась в 53 zł (960 Р ) на двоих, то есть 26,5 zł (480 Р ) на человека. У нас были отдельные номера на двоих с собственным уютным балкончиком.

Санузел был общий, и мы приготовились к дискомфорту. Но душ «превзошел» все ожидания: окно из душевой выходило прямо на окна этого же здания. Еще там не было горячей воды, а персонал не разговаривал по-английски.


Номер с двуспальной кроватью, шкафчиком и балконом. Маленький и уютный. Фото: «Букинг»
Нам сказали, что из окна будет видно башенку одного из замков. Но увидеть ее можно только из окна ресепшена. Фото: «Букинг»

В Кракове мы остановились в хостеле Benedykta , где забронировали по кровати в общей шестиместной комнате для мужчин и женщин.

Хостел находится в пяти минутах от главной площади Кракова. Одна ночь обошлась нам с подругой в 25 zł (450 Р ) с человека. Ребятам повезло больше: за те же деньги их заселили в номер на троих.

В стоимость был включен бесплатный завтрак. Вещи можно оставить в шкафчике, ключи выдавали на ресепшене. В целом размещение нам понравилось: было чисто и комфортно.

Горный курорт Закопане. В Татрах мы решили снять комнату в гостевом доме в двух километрах от Закопане, в поселке Цирля. Выбор пал на Willa Koisowka. За 4 ночи я заплатила 250 zł (4500 Р ). За эти деньги мы получили вид на горы, собственные душ и туалет, большую комфортную кровать. За 8 zł (140 Р ) подавали завтрак: сыры, каши, йогурты, бутерброды и тосты.

250 zł

я заплатила за 4 ночи в гостевом доме рядом с горным курортом Закопане

Когда мы подъехали к вилле, калитка была закрыта. Мы не могли понять, как вызвать администратора. Сначала попробовали найти звонок, задвижку, потом покричали, постучали в ворота, но ничего не работало. Пришлось перелезть через забор и стучаться в сам дом. К нам вышла русскоговорящая девушка и показала звонок. Оказывается, он был на калитке - правда, едва заметный.

После хостелов было здорово заселиться в виллу - в просторную обустроенную комнату на двоих с собственным балконом.

Перед отъездом нас попросили заполнить квитанцию и оплатить городской экологический налог. Он высчитывается из расчета 2 zł за день в Закопане. У нас вышло 5 дней - мы заплатили 10 zł (180 Р ).


Наша комната в Willa Koisowka. Уютно, есть даже свой письменный стол. Я люблю писать, поэтому он пришелся кстати. Фото: «Букинг»
Willa Koisowka - это большой загородный дом с несколькими жилыми комнатами. Фото: «Букинг»

Парковки

В Польше есть платные и бесплатные парковки. В будни в центре городов и близлежащих районах паркуются платно, на окраинах - бесплатно. Стоимость зависит от времени. Оставить машину на 20 минут стоит 1 zł (18 Р ), на час - 3 zł (54 Р ), 3 часа - 10,6 zł (190 Р ). Можно поискать бесплатные парковки у торговых центров и рядом с заправками, но мы не пробовали.

В центре можно бесплатно парковаться по выходным и в будни с 20:00 до 10:00. Например, в Краков мы приехали в 17:00 и оставили машину до 9:00. Заплатили только за три часа. Это стоило 11 zł (200 Р ).

1 zł

стоит двадцатиминутная парковка в центре города с 10:00 до 20:00

В крупных городах, например Кракове и Люблине, парковку оплачивают в паркоматах. Они принимают монеты номиналом 1, 2 и 5 злотых и не дают сдачу. Старые паркоматы не принимают карты, а на новых есть даже пэйпасс. Проверить возможность безналичной оплаты и научиться оплачивать парковку можно на сайте городской инфраструктуры Кракова.

В маленьких населенных пунктах вроде Закопане можно встретить парковщиков. Они спрашивают, когда планируете вернуться, берут деньги и дают чек. В Закопане парковщик берет 2 zł (36 Р ) за час и максимум 7 zł (130 Р ), даже если оставить машину на весь день. Исключения - туристические места вроде Татранского национального парка. Там стоимость парковки стоит узнавать у парковщика. Парковщик в поселке Кирэ взял с нас 10 zł (180 Р ) по единому тарифу без учета времени.

У 90% хостелов в центре Кракова нет своей парковки, поэтому мы оставляли машину на улице. В Люблине у большинства хостелов есть парковка, за нашей даже следил охранник. Но мы так ей и не воспользовались: приехали ночью, сил искать ее не было, поэтому припарковались прямо в центре. Платить не пришлось: ночью парковка тоже была бесплатна.

В Закопане мы планировали гулять пешком и специально искали жилье с парковкой. Если выезжали в город, парковались у магазинов бесплатно. Один раз остановились в центре на час за 2 zł (36 Р ).


Зоны платной парковки Кракова. О подробном описании зон с улицами я читала на сайте городской инфраструктуры

Рестораны

Первое место среди всех польских блюд я отдаю супам. Стандартная порция 400 мл стоит около 5 zł (90 Р ). Самые популярные из традиционных - борщ и журек. Борщ похож на русский, но без картошки и капусты. Вместо них поляки добавляют пряности, много чеснока и пельмешки. Если взять без пельмешек, суп будет стоить дешевле на 2 zł (36 Р ).

Журек - это суп на закваске из воды, муки, чеснока и ржаного хлеба. В него добавляют картошку, колбаски и зелень. По вкусу он отдаленно напоминает рассольник. У всех супов яркий вкус: борщ пряный за счет чеснока и специй, а журек сытный и необычный благодаря закваске на ржаном хлебе. В каждом польском кафе готовили супы по-разному.


Из горячих блюд предлагают колбаски и бигос - блюдо с сосисками или мясом. Бигос стоит от 24 zł (430 Р ) до 38 zł (680 Р ). По непонятным мне причинам, это очень дорогое второе блюдо, хотя на вкус как обычная солянка.

В среднем колбаски стоят 17 zł (310 Р ) за 250 граммов. В Закопане мы заказали на троих мясную доску из колбасок, шашлыка и местного салата из моркови, свеклы и кислой капусты. Это стоило 79 zł (1430 Р ), но мы даже не смогли доесть - забрали с собой в дорогу.

Если спросить любого официанта, что стоит съесть из традиционных блюд, он первым делом скажет: pierogi. Поляки преподносят это блюдо как обязательное к обеду или ужину. Пироги - с ударением на «о» - похожи на вареники, только пресные и сухие. Они стоят 10-12 zł (180-220 Р ) за порцию из нескольких штук. Их варят или жарят. Я пробовала вареные, но мне не понравилось. Ребята каждый раз ели вареные и были довольны.


Почти к любому блюду подают пляцки - картофельные оладьи. Поляки любят их добавлять как основной гарнир к горячим блюдам. Сначала они кажутся вкусными, особенно когда их приправляют подливкой или соусом. Но потом приедаются: во всех кафе, что мы были, пляцки имели один и тот же вкус.

Я не люблю туристические места и стараюсь есть в кафе подальше от центра. Так можно найти действительно вкусную национальную еду и посмотреть, что берут поляки. В таких кафе счет обычно ниже на 10-15 zł (180-270 Р ), чем в центре города.

В обеденное время мы ездили в кафе наобум и открывали для себя что-то новое и интересное. Например, после прогулки в Татрах мы поехали из поселка Кирэ в обратную сторону от Закопане. По дороге нашли ресторацию U Sliwy. В зале сидели одни поляки, а официантки были одеты в национальные костюмы. Еда в ресторации оказалась вкусной, а порции - большими. Я взяла себе суп журек, вепрево колено размером с полголовы - свиная рулька по-польски - и пиво. Такой обед обошелся мне в 30 zł (540 Р ).

30 zł

я заплатила за обед из двух блюд с пивом в ресторации U Sliwy

В среднем обед или ужин стоил 27 zł (490 Р ) на человека. После гор, когда хотелось есть все сразу и в больших объемах, мы ели на 38 zł (680 Р ). Нам обычно хватало одного приема пищи в день.

Однажды мы попробовали поесть в польском «Макдональдсе». Он колоссально отличается от русского: еда там более постная и с рукколой. Вместо обычных булочек - ржаные.

Width="1000" height="667" class="" style="max-width: 1000px; height: auto"> Бургер, картошка фри, соус и напиток обойдутся в 25 zł (450 Р )

На завтрак можно сходить в любую польскую пекарню: местные булочки восхитительны. Если брать круассан, он будет свежий, пышный, большой и с вкусной начинкой. Остальная выпечка не уступает по размерам и характеристикам. В среднем все стоит 12-14 zł (220-250 Р ).

Местное пиво ничем не отличается от русского. В основном светлое, без каких-либо отличительных качеств. А вот традиционная настойка «Соплица» - необычный напиток, похожий на ликер. Мне понравилась сливовая: она легкая и приятная. Я привезла ее домой. В супермаркете «Соплица» стоит примерно 45 zł (810 Р ).

Магазины

Мы обычно ходили в горы, поэтому еду на завтрак и обед покупали в супермаркетах. Самые популярные магазины в Польше - Biedronka и Lidl. Обычно они работают с 6:00 до 21:00-22:00, по воскресеньям закрыты. Точное расписание лучше уточнять на сайтах.

13 zł

я потратила на сыр осцыпек в вакуумной упаковке

Когда мы приехали в Закопане в воскресенье, то колесили по городу, чтобы купить еды: все было закрыто. На третьем кругу нашли супермаркет Zabka , по-русски - «Жабка». Он работал с 6:00 до 23:00 даже по выходным и праздникам. Из-за этого цены на все были выше на 2-3 zł (36-54 Р ). В очереди пришлось простоять полчаса, но выбирать не приходилось. Перед поездкой рекомендую проверить режимы работы магазинов и отметить их на карте, чтобы не пришлось их судорожно искать в поездке.

Из сладостей в Польше популярны пряники катаржинки - katarzynki. В основном их делают к Рождеству по традиционному рецепту, но мы сумели найти их в «Бидронке». Они действительно пряные на вкус, я даже привезла их как сувенир.

В Татрах мы попробовали польский овечий сыр осцыпек. Его приготовили прямо при нас. За 4 zł (72 Р ) нам дали копченый и свежий сыры на пробу.

Чтобы привезти осцыпек как сувенир, нужно искать его на полках супермаркетов в вакуумной упаковке, иначе испортится, да и таможня без упаковки не пропустит. Я нашла за 13 zł (230 Р ) в «Бидронке». Копченый можно взять в деревне, где вдоль дороги на каждом шагу стоят палатки. Большой кусок копченого осцыпека продают за 5 zł (90 Р ).

Вот примерные цены на продукты в супермаркетах Польши:

  • сыр осцыпек - 13 zł (230 Р );
  • местные конфеты и пряники - 8-10 zł (140-180 Р );
  • сыры - 6-8 zł (110-140 Р );
  • колбаски - 4-8 zł (72-140 Р );
  • шоколадки - 2,5 zł (45 Р );
  • бананы - 2 zł (36 Р );
  • молочные продукты - 1,5-2 zł (27-36 Р );
  • хлеб и булочки - 0,2-2 zł (4-36 Р ).

Что взять с собой

В поездку я взяла с собой маску для сна, чтобы спать в машине. Еще мы запаслись едой и водой, чтобы не тратить время на крупные остановки для перекусов.

Для прогулок в горах мы купили подержанные трекинговые палки на «Юле». Две пары палок обошлись в 1000 Р , а новые стоят в «Декатлоне» в среднем 399 Р за штуку. С палками нагрузка с ног равномерно распределяется по телу - подниматься и спускаться легче. Еще они служат хорошей опорой: даже если соскользнет нога, можно удержать равновесие.

798 Р

стоит в среднем пара трекинговых палок в «Декатлоне»

На всякий случай мы с ребятами решили взять солнцезащитный крем и эластичные бинты. Оказалось, что это обязательные вещи при прогулке в горах. Даже в мае солнце печет - можно сильно обгореть. Эластичный бинт пригодится, если колени заболят от напряжения.

Для трекинга понадобится удобный рюкзак и обувь, в которой можно безболезненно ходить по камням и не скользить по снегу. Мы не позаботились об этом заранее и в Татрах ходили в кедах. Ступни ныли от камней несколько дней.


ЗапомнитьНад материалом работали

Автор - Мари Котляр, редактор - Анастасия Осян, выпускающий редактор - Марина Сафонова, фоторед - Максим Копосов, информационный дизайнер - Женя Софронов, ответсек - Анна Лесных, корректор - Дарья Семенова, верстальщик - Евгения Изотова

Кризис наложил свой отпечаток на быт россиян - из-за падения курса рубля поток наших соотечественников в Европу заметно поубавился (по данным туроператоров, спрос на заграничные поездки на майские праздники упал на 25%). Однако в Европе есть места, где можно неплохо отдохнуть, имея в кармане не самый большой бюджет. Мы решили исследовать одно из таких направлений и отправились в Польшу.

Что в России известно о Польше? Нередко ваш собеседник нарисует вам довольно мрачную картину. Якобы Польша - это унылое серое место, где не любят русских, случайным путешественникам прокалывают колеса, не пускают странных мотоциклистов, и к тому же там нечего смотреть. Масла в огонь подливают и заявления различных политиков.

От Москвы до Бреста ведет трасса М1/Е30, которая отличается прекрасным покрытием, неплохой инфраструктурой, а на белорусском участке трассы - еще и максимально разрешенной скоростью в 120 км/ч. Но, прежде чем отправиться в путь, не забудьте оформить страховку - так называемую «зелёную карту» и, желательно, получите Международное удостоверение.

Если вы решили проходить границу с Польшей в Бресте (переход «Варшавский мост»), то рекомендуем делать это в будние дни, когда меньше народа (в интернете есть сайты, позволяющие отслеживать количество автомобилей на границе в онлайн-режиме). Проблем с ночевкой в Польше нет. Помимо привычных «сетевых» гостиниц, неплохим сочетанием цена-качество отличаются «заязды» (zajazd) - небольшие мотели. Цены там умеренные (примерно 1000 - 1300 рублей за двухместный номер). Остановиться можно и в частном секторе или так называемых «ночлегах» (noclegi), которые обойдутся в два раза дешевле. Однако этот вариант, скорее, для молодых путешественников или любителей экзотики.

Дороги в Польше отличаются неплохим качеством, особенно в сравнении с российскими, а водители водят практически так же, как в остальной Европе. Единственное исключение - скоростной режим, который мало кто соблюдает (но вам не советуем превышать, штрафы в Польше довольно высокие!).

Есть и несколько особенностей скоростного режима. Максимальная разрешенная скорость в населенном пункте - 50 км/ч. А вот за городом начинаются нюансы. По «простой» двухполосной дороге можно ехать не быстрее 90 км/ч. Если две полосы идут в одну сторону, скорость увеличивается до 100 км/ч. По так называемым «экспресувкам» (droga ekspresowa) можно ехать 120 км/ч, а на автострадах позволено разгоняться уже до 140 км/ч. Впрочем, забивать голову цифрами не стоит, ведь ограничения скорости всегда дублируются знаками.

Еще одна особенность — светофоры в городах. Как и в России, иногда для поворота направо на светофорах применяется специальная поворотная секция. Но есть нюанс: если горит зелёный прямо, а секция погашена, поворачивать направо можно . Но независимо от этого при повороте не забудьте пропустить пешеходов.

А вот бензин в Польше дорогой. Литр 95-го обойдется в среднем в 4,8 злотых (примерно 66 рублей), за литр дизельного топлива попросят 4,6-4,7 злотых (около 64 рублей). Поэтому перед пересечением границы обязательно залейте полный бак.

Говорят, что когда-то давно три славянских князя Лех, Чех и Рус разошлись в разные стороны и основали три государства - Польшу, Чехию и Русь соответственно (разумеется, многие историки спорят с этим утверждением). Ну а в этой поездке у нас получилось настоящее славянское единство - российский экипаж проехал по Польше на автомобиле чешской марки.

За время нашей поездки мы побывали в трех крупных городах Польши: Варшаве, Кракове и Вроцлаве. Сравнивать эти три города между собой - всё равно, что сравнивать Москву, Санкт-Петербург и Казань. Они разные!

Варшава

На первый взгляд, польская столица может показаться слишком шумным городом. Но это впечатление обманчиво. Стоит лишь добраться до старого города, как мысленно переносишься на несколько веков назад. Самое интересное, что большинство из построек - новодел. Ведь после Второй мировой войны вся Варшава лежала в руинах… Титаническими усилиями архитекторов Старый Город или, как говорят здесь, «Старувка», был восстановлен. Причем, где это возможно, использовали оригинальные кирпичи. ЮНЕСКО даже внесло Старый Город в список всемирного наследия «как исключительный пример почти полного восстановления исторического периода между XIII–XX веками».

Королевский замок был построен на рубеже XV-XVI веков и служил местом, где восседали польские короли, а до середины ХХ века еще и президент. Интересно, что в разные эпохи замок неоднократно перестраивался в соответствии с текущей модой. Ныне во дворце музей, где можно увидеть полотна художников Рембрандта и Матейко, старые виды Варшавы кисти Беллотто, а также урну с прахом Тадеуша Костюшко.

Как мы уже говорили, впечатление от Варшавы, как от душного и динамичного места, очень обманчиво. В самом центре города расположен настоящий райский уголок. Речь о парке Лазенки, который был создан в XVII-XVIII веках для местной аристократии. Парк занимает 76 гектаров и является замечательным местом для прогулок. Здесь не только красиво, но еще и отличная экология - очень много белок, уток и даже… павлинов! Которые гуляют прямо по дорожкам парка и совсем не боятся людей! Кстати, иногда они очень забавно кричат - не пугайтесь.

Знаменитый Дворец Науки и Культуры, построенный по проекту архитектора Льва Руднева в 1952-1955 годах, является самым высоким зданием в Польше и одним из самых высоких в Евросоюзе. Дом, представляющий собой «подарок советского народа польскому», был построен по образцу сталинских высоток в Москве. Неудивительно, что такой проект вызывал негативные ассоциации у местных жителей, ведь они видели в этом явное доминирование тоталитарной системы и давление из Москвы. Впрочем, это - уже история.

Краков

После Варшавы лежащий на юге Польши Краков может показаться слишком спокойным, примерно как Санкт-Петербург после Москвы. Но точно так же, как и в случае с «Северной Венецией», речь идет о культурной столице государства, которая к тому же была и столицей самой настоящей. Поэтому взглянуть здесь действительно есть на что.

Первое, что видит турист, идущий в Старый Город Кракова с севера, - могучий Барбакан (так называют оборонительное сооружение наподобие Кутафьи-Башни в Москве) с Воротами Святого Флориана и городскими стенами. Трудно поверить, что когда-то между Барбаканом, который был построен в XV веке, и городскими стенами был ров… Впрочем, и сейчас погружение в средневековье удается на «ура». Кстати, по крепостным стенам можно прогуляться.

Пройдя по Флорианской улице, вы попадете на главную площадь Кракова - Рынок. В средние века она была одной из самых больших в Европе, но и сегодня поражает своими размерами. В центре площади расположены суконные ряды (Sukiennice). В них до сих пор идет бойкая торговля, но былые ткани все больше уступают место сувенирам. Под углом к «сукенницам» расположена Церковь Успения Пресвятой Девы Марии или Мариацкий Костёл. Обязательно войдите внутрь, ведь интерьер собора заслуживает отдельного внимания. А еще Костёл характеризуют две башни, которые отличаются друг от друга. Кстати, помните - каждый день в 10 утра от входа в храм стартует бесплатная (!) экскурсия по городу.

Вавельский холм - это настоящее сердце Кракова, ведь именно здесь расположен Королевский замок и Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава, являющийся усыпальницей польских королей. Обязательно посетите внутренний двор замка, который по красоте может поспорить с аналогичными зданиями в Италии. Кстати, именно здесь, в Королевском замке, теперь выставляется картина руки Леонардо да Винчи - знаменитая Дама с Горностаем. А еще на Вавеле живет самый настоящий дракон. Это - не шутка! Создание из легенд перекочевало прямо на берег Вислы и на потеху публики даже пускает языки пламени.

Краковские костёлы заслуживают отдельного рассказа. Вообще польское слово Kościół в переводе означает всего лишь «церковь», а католические храмы по-русски правильнее называть точно так же как и православные - церквями, храмами или соборами. Однако говоря о Польше можно употребить и слово «костёл», точно так же, как и слово «виа» для названий улиц в Италии. В Кракове костёлы действительно поражают своей красотой. Это связано с тем, что убранство большинства из них создавалось в период так называемой контрреформации и религиозных войн в Европе. Аскетичному интерьеру протестантских храмов было противопоставлено богатство и золото в интерьере храмов католических, призванное показать образ рая, который ждет верующего в случае покаяния. Кстати, если вы решите посетить Святую Мессу, лучше приходите заранее - ведь иногда в храм можно просто не войти из-за количества народа.

Сейчас район под названием Казимеж - модное место. Но когда-то здесь располагался один из крупнейших еврейских кварталов в Европе, о чем вам обязательно напомнят различные заведения и звуки клезмера от уличных музыкантов. Хотя окружающая атмосфера вызывает приятные ощущения, нельзя не вспомнить и о грустной странице в истории Кракова - Краковском Гетто, которое было организовано в соседнем районе Подгуже во время оккупации города нацистской Германией. Перед войной Краков населяло более 60 тысяч евреев, после массовых депортаций в городе осталось лишь 15 тысяч. Однако нацистам и этого показалось мало. В марте 1943 года было решено ликвидировать гетто. 8 тысяч евреев, считавшихся годными к работе, перевезли в концлагерь Плашов, 2 тысячи убили прямо на улицах, а остальных - отправили в Освенцим. Отправление осуществлялось с вокзала, находившегося на местной Площади Согласия. В память об убитых евреях сейчас это место называется Площадь героев Гетто, а посреди нее установлен памятник в виде пустых стульев.

Вроцлав

Вроцлав - это столица исторического региона Силезия, известного своими богатыми недрами. Уж только кому этот регион не принадлежал! И полякам, и австрийцам, и чехам и даже венграм. Но, конечно, больше всего в городе именно немецкого влияния, ведь после войны за австрийское наследство в конце XVIII века Силезия надолго отошла к королевству Пруссия. Особенно сильно прусское наследие проявляется в архитектуре - достаточно увидеть ратушу на Рыночной площади или дома на Соляной площади по соседству, чтобы почувствовать себя словно в Германии.

Сердце Вроцлава - остров Тумский, расположенный на Одере. Именно отсюда начинался этот могучий город. На территории острова сохранились руины некоторых строений, датированных еще IX веком. А в самом его центре расположен Кафедральный Собор Иоанна Крестителя, являющийся первым готическим храмом в Польше.

Еще одной неотъемлемой достопримечательностью Вроцлава являются самые настоящие гномы. Да-да, по всему городу установлены небольшие фигурки сказочных существ. Но не думайте, что гномы, или, как их тут называют, «краснолюдки», расставлены по всему городу просто так. Они - полноценные граждане Вроцлава и живут своей жизнью - ходят за покупками, ездят на мотоцикле, тушат пожар. Поэтому и имена у них соответствующие. Например, «соня» или «шопоголик». Искать гномов по всему городу необычайно интересно даже взрослым, а попадаются они совсем в неожиданных местах.

Если вы оказались во Вроцлаве, то посетите местный зоопарк. Вход стоит 40 злотых (примерно 600 рублей), а провести в нем можно целый день. На территории площадью 33 гектара обитает 4150 животных 876 различных биологических видов. Здесь есть даже океанариум!

Курица не птица…

…а Польша не заграница. Эту поговорку, в которой Польша иногда уступала место Болгарии, знал, пожалуй, каждый, кто вырос в Советском Союзе. Возможно, когда-то именно так и было, и Польша ничем принципиально не отличалась от других стран соцлагеря. Однако за последние 30 лет Польша пережила коренные изменения. И прежде чем писать в комментариях «автору заплатили поляки», немного подумайте и сделайте выводы сами, без навязанных стереотипов. За время нашей десятидневной поездки на семью из двух взрослых и одного ребенка, помимо оплаты проживания (13 тысяч рублей), было потрачено 25 000 рублей на питание, культурную программу, развлечения. И при этом мы ни в чем себе не отказывали. Везде, где мы были, нас ждал радушный прием, сервис на достойном уровне, и при этом никто не пытался нас обмануть.

Отдельно стоит упомянуть такой момент, как дискриминация. Ни разу, подчеркиваем, ни разу за время поездки мы не увидели предвзятого отношения из-за того, что мы говорили на русском языке. Более того, поляки действительно произвели положительное впечатление - здесь вам всегда помогут выйти из транспорта с тяжелой сумкой, или подержат дверь, видя, что вы идете с коляской. Приходится констатировать - Польша уже стала заграницей в хорошем смысле этого слова. А её туристический потенциал сильно недооценен россиянами.

Вишенкой на торте стал разговор с футбольным фанатом варшавской «Легии», произошедший в последний вечер. Узнав, что мы из России, он обрадовался и пожал мне руку, сказав, что политики с обеих сторон всегда пытаются стравить простых людей, а славянам стоило бы дружить. Сложно не согласиться, особенно, когда страна неожиданно раскрывается перед тобой со столь положительной стороны.

Когда мы ездили в Польшу на машине , в эту удивительную и неординарную страну, нам удалось посмотреть многое, хотя увидеть все достопримечательности и вдоволь насладиться ее атмосферой невозможно. Поэтому в данной статье будет только наш небольшой опыт, который, надеюсь, будет полезен читателям данного ресурса.

Живем мы на границе с Польшей, в г. Бресте, поэтому интерес наш к этому краю очень объясним. Особо привлекательными для всех туристов и для нас, в частности, являются такие города, как Варшава и Краков — две столицы, но проводить свой отпуск только в городе не хотелось, поэтому город Закопане с его горами и озерами мы в своем выборе не смогли обойти стороной. И конечно же, хотелось посмотреть, как живут обыкновенные среднестатистические города в этой республике. Для этого мы выбрали городок, сравнимый с белорусским Брестом и по площади, и по количеству населения — город Радом, что в ста километрах от Варшавы. Таким образом и «родился» наш маршрут поездки в Польшу на машине , а именно: Брест-Варшава-Радом-Краков-Закопане. Но любое путешествие в страны шенген-зоны начинается с получения визы.

Как получить визу в Польшу

Получить туристическую визу в Польшу совсем несложно. Первое, что Вам нужно сделать — зарегистрировать дату подачи документов и заполнить бланк визовой анкеты на сайте консульства. Следующие шаг — собрать документы для подачи. Их перечень не отличается от других стран-участников шенгенской зоны: паспорт, заполненная анкета, доказательство наличия средств, медицинская страховка и документы, подтверждающие цель Вашего визита в страну. У нас была бронь от booking.com . Визу на руки получите через 10 рабочих дней, т.е., в среднем, через 14 календарных.

Какие сюрпризы ждут Вас на границе и после ее пересечения?

Главный сюрприз на белорусско-польской границе — это очереди и дотошные пограничники. Простоять на автомобильном переходе 8 часов — весьма возможная перспектива, поэтому лучше захватить с собой еды.

Дороги же в Польше хорошие, соответствуют европейским стандартам. Только если они располагаются за городом, обычно имеют две полосы, т.е. только твоя и встречная. Но удобству передвижения это не мешает: все двигаются со скоростью потока, скоростной режим не нарушают, обгонять, в большинстве случаев, нет смысла. Также польские дороги во многих местах оснащены фото- и видиорегистраторами, так что лихачить в Польше не советую: может ударить по кошельку очень конкретной суммой. Учтите также, что уже на подъезде к Кракову, а точнее уже за километров 100 от него, начнется холмистая, а местами даже гористая, местность, есть и так называемые «серпантины». Такой дорога будет до самого Закопане. Стоимость же литра бензина в Польше — 5 злотых (1,7 доллара).

Что же касается мест, где можно остановиться, то Польша — просто рай придорожного сервиса. Поэтому после того, как пересекли границу, можете и поесть, и отдохнуть в любом мотеле. Единственная особенность заключается в том, что если попадете Вы сюда в праздничный день, то все будет закрыто. Такой у них принцип: если праздник, не работает никто. Поэтому чтобы не оказаться в неловкой ситуации, перед поездкой сверьтесь с календарем государственных праздников Польши.

Что представляет из себя Варшава

Варшава, как почти любой столичный город, довольно высокомерна. Особенно к русскоговорящим туристам. Может быть, поэтому столица Польши не произвела на меня сильного впечатления. По моему мнению, только два места здесь достойны того, чтоб тратить на них свое время: Королевский дворец и Национальная библиотека.

Кстати, все парковки в историческом центре города платные, а эвакуаторы работают прямо-таки отлично: оставили машину в неположенном месте — через пять минут там ее уже не нашли, старайтесь помнить об этом во избежание неприятных ситуаций. Стоимость парковки зависит от времени, на которое Вы оставляете автомобиль. В среднем, за 6 часов парковки отдадите около 30 злотых (10 долларов).

Первое место, которое я советую Вам посетить, — это Королевский дворец. Он находится на одной из двух площадей старого города — на Замковой. У данной достопримечательности есть постоянно обновляемый официальный сайт (http://www.zamek-krolewski.pl), который я бы советовала Вам посетить перед поездкой: тут Вы сможете найти информацию о предстоящих мероприятиях. Экспозиция во дворце постоянная, из всех залов больше времени уделите Рыцарскому, Мраморному и Тронному. У каждого экспоната стоят таблички с описанием на двух языках: польском и английском. Вход стоит 22 злота (7 долларов). Выходной день в Королевском дворце — понедельник, в воскресенье он работает с 11 до 16, в остальные дни — с 10 до 16.

Выйдя из дворца, прогуляйтесь к другой площади — Рыночной. Там Вы найдете много объектов общественного питания, многие из них очень колоритны. В более дорогих попробуйте татар — национальное польское блюдо, которое готовится из сырого мяса с добавлением грибов, масла, лука, маринованного огурца и сырого яйца. Блюдо это должно быть из свежайшего мяса высокого качества. Я его попробовала в ресторане «Барбакан» (Barbakan), и ничуть не жалею. Если Вы не готовы к таким экспериментам со своим желудком, повара ресторана предложат Вам другие блюда как польской, так и европейской кухни. В среднем, здесь обед Вам обойдется в 20 долларов. Должна отметить, что поляки готовят очень вкусно, а порции у них такие же большие, как у болгар — славянское гостеприимство, видимо.

В минутах 10 ходьбы от Рыночной площади находится Национальная библиотека Польши. Ее я бы советовала посетить по двум причинам: фонд этой библиотеки богат старыми книгами, а поисковые системы в ней одни из самых эффективных в мире, так что найти какую-нибудь древнюю книгу, о которой Вы давно мечтали, вполне реально тут; вторая причина — это шикарный сад, разбитый на крыше — один из самых больших в Европе. С мостиков сада открывается чудесный вид на город. Одним словом, Национальная библиотека действительно поражает.

Если Вы решите посетить другие места в польской столице, учтите цены на вход: Лазенковский дворец — 10 злотых (3 доллара), 13 злотых (4 доллара), дворец Вилянув — 20 злотых (7 долларов).

Останавливаться в каком-либо отеле Варшавы я бы не советовала: очень дорого, лучше заночевать в пригороде. Мы выбрали для этих целей город Радом.

Как живет польская глубинка

На ночлег мы устроились в апартаментах Fantazja, двухместный номер которого обошелся нам в 22 доллара. Внешне это место не впечатляет, однако номера довольно уютные, а очень сытный и разнообразный завтрак включен в стоимость.

В Радоме мы решили отправиться на шоппинг и не пожалели об этом: здесь есть большой торговый центр «Солнечная галерея» (Galeria s?oneczna), где Вы можете найти магазины таких марок, как Zara, CCC, NewYorker и многие другие. Цены на брендовые вещи в два-три раза ниже, чем у нас. В городе есть небольшой парк и старый костел за ним. Это все достопримечательности Радома.

Одним словом, польский городок оказался тихим, чистым и уютным местом. Здесь, наверное, хорошо растить детей и жить счастливой семьей, выезжая на уикэнд в Варшаву или Краков, в который и мы как раз отправились.

Краков — древняя столица Польши

Когда попадаешь в Краков, сразу понимаешь, какой город должен быть в Польше столицей. Он очаровывает тебя, покоряет с первого взгляда, а после — не хочет отпускать.

Главная достопримечательность Кракова — Вавельский замок. По периметру он окружен высокой каменной стеной. Недалеко от входа стоит железная статуя дракона — символа Кракова, сфотографируйтесь тут обязательно. За этой статуей есть нора, в которой по легенде и сидел этот дракон. Вход туда платный, однако ничего внутри нет, просто нора, так что если заплатите за визит в нору (стоит это около доллара) — просто выбросите деньги на ветер. Вместо этого посетите лучше другие экспозиции: личные и рабочие апартаменты королей, сокровищницу, часовню (где похоронены многие польские короли и последний президент Польши). Советую также приезжать сюда в будние дни, тогда здесь меньше туристов. Цены на вход в разные отделения замка довольно высокие (от 10 до 20 долларов), однако оно того стоит.

Когда вдоволь нагуляетесь по Вавелю, посетите суконные ряды на площади Старый рынок, здесь Вы можете выбрать по довольно доступной цене украшения из янтаря, который считается символом Польши. Рядом, кстати, стоит один из пяти в мире памятник Адаму Мицкевичу. Прогулявшись далее по улицам Кракова Вы найдете множество удивительных и древних храмов, которые, несомненно, впечатлят Вас. Поэтому для визита в Краков нужно отводить целый день, а если любите городскую культуру, то и два.

Останавливаться на ночлег в Кракове, как и в Варшаве, очень дорого. Выберите себе какой-нибудь мотель за городом.

Закопане

Закопане — это тот город, который встретит Вас радушно. Тут есть все, что нужно для хорошего отдыха: горы, свежий воздух, озера, местный колорит. Кстати, о нем. Коренных жителей этой местности называют горцами. Многих из них Вы можете видеть в национальных одеждах в ресторанчиках, исполняющих свои древние песни.

Обязательно возьмите в Закопане себе экскурсию в горы по какому-нибудь маршруту, сложность его выбирайте в зависимости от Вашей физической подготовки. Однако обязательно побывайте в Долине Пяти озер. Это высокогорные озера удивительной красоты. Есть недалеко здесь и дом, где можно остановиться для отдыха или чтобы переждать непогоду — местные жители называют его «хрониско», пребывание в нем бесплатно. Сами в горы не ходите, рискуете потеряться, к тому же, тут водятся медведи. Средняя стоимость экскурсий — 70 злотых (22 доллара). Также покатайтесь на лошадях по проложенным дорожкам, на подъемнике поднимитесь в горы (это стоит 28 злотых (9 долларов)), просто насладитесь природой.

Отели здесь все хороши, без исключения. Средняя стоимость двухместного номера колеблется от 70 до 120 долларов.

Одним словом, Польша — очень колоритный край. За 10 дней пребывания в этой республике, мы как будто побывали в трех разных странах, в которых по какой-то причине говорят на одном языке. И мы искренне благодарны Польше за это, как и за фонтан эмоций, переживаний и чувств, которые она нам подарила.

Голумбиевская Виктория Беларусь,
Брест, 23 года

Мобильностью! Машина всегда доступна и не потребуется ожидать прихода автобуса или поезда, приобретать билеты, привязывать свой график к расписанию общественного транспорта и т.п.

Путешественник может самостоятельно выстраивать маршрут, изменять его, нет привязки к пересадкам и прочим неудобствам .

В целом поездка на автомобиле в Польшу обходится на 10-15% дешевле поезда или автобуса. Экономия по сравнению с авиаперелетом еще более значима.

Главное требование к машине – техническая исправность. Особое внимание таможенники обращают на работу фар (ближний свет должен быть включен круглосуточно!), поэтому лучше запастись дополнительными лампочками.

Могут возникнуть проблемы с очевидным нарушением целостности автомобиля – были случаи, когда путешественников разворачивали при пересечении польской границы из-за внушительных трещин на лобовом стекле или повреждений кузова. Исправлением этих недочетов нужно озаботиться до поездки.

При зимнем путешествии следует знать, что шипованная резина на территории Польши запрещена ! Не разрешается и применение различных «антирадаров» и аналогичного оборудования.

Кроме требований законов Польши и ЕС, есть и аргументы здравого смысла: предстоит проехать не одну тысячу километров, а значит необходимо провести все регламентные работы и полное техническое обслуживание своего автомобиля.

Что подготовить для поездки на собственном транспорте?

Стандартный набор, состоящий из аптечки и огнетушителя, аварийного знака и запасного колеса. Очень важно проверить состояние сроков годности ! Просроченные медикаменты или огнетушитель таможенники посчитают непригодными и могут не пропустить автомобиль.

Есть и еще требования, знакомые водителям не так хорошо. Польские нормы запрещают выходить из автомобиля в темное время за городской чертой без жилета со светоотражающими полосами. Поэтому наличие таких жилетов будут проверены на таможне.

Есть два важных момента, связанных с этим:

  1. Количество жилетов должно ровняться числу пассажиров . Эти аксессуары должны присутствовать и для грудных детей, и для людей с ограниченной мобильностью.
  2. Жилеты необходимо расположить в салоне автомобиля . Наличие их в багажнике не засчитывается и вызывает вопрос: «Как вы собираетесь дойти до багажника, если покидать авто без жилета нельзя?».

Еще один момент о зимней резине . Шипы запрещены, но в случаях заснеженных дорог разрешается использовать на автомобиле цепи.

Документы на авто

Весь общепринятый пакет документов, разумеется, обязателен:

  1. Права. Причем если национальные документы не признаются за рубежом, следует озаботиться получением удостоверения международного образца. Белоруссия, Польша, Россия и Украина являются подписантами Венской конвенции 1968 года о признании национальных прав, поэтому замена удостоверений не требуется.
  2. Регистрационное свидетельство автомобиля.
  3. Если управление происходит по доверенности – соответствующие документы.
  4. Страховка на автомобиль международного стандарта.

Документы для пассажиров

Список необходимого может варьироваться в зависимости от цели путешествия в Польшу, но всегда обязаны включать:

  • с правильно оформленной и действующей в данный момент визой;
  • , если едете на работу;
  • для каждого из въезжающих.

Где можно пересекать границы границу с Польшей на машине?

С территории Украины попасть в Польшу можно через 5 автомобильных пограничных переходов (в паре первый н.п. Украины, второй – Польши):

  • Ягодин – Дорогуск;
  • Смильница – Кросценко;
  • Шегини – Медыка;
  • Рава-Русская – Гребенне;
  • Краковец – Корчева;
  • Устилуг – Зосин.

Легковой транспорт пропускают в Польшу на всех переходах, для большегрузного есть ограничение : Устилуг пропускает только автомобили до 3,5 тонн.

Для Белорусов

Из Белоруссии автотранспорт выезжает через пункты:

  • Домачево - Словатичи;
  • Берестовица - Бобровники;
  • Козловичи - Кукурыки;
  • Брест - Тересполь;
  • Песчатка - Половцы;
  • Брузги - Кузница Белостоцкая.

Обратите внимание, пересечение белорусско-польской границы через в Козловичах возможно исключительно для грузовых автомобилей .

Русским

У России граница с Польшей только через эксклав Калининградской области. Если путешественники проживают в данном регионе, то решить вопрос несложно через автомобильные пункты:

  • Багратионовск - Безледы;
  • Мамоново - Гроново (до 6,5 тонн);
  • Мамоново II - Гжехотки;
  • Гусев (Озёрск) - Голдап.

С других территорий пересечение российско-польской границы возможно через Белоруссию или Украину.

Итак, выясним как пересечь границу.

Начинается процедура пересечения границы с тривиальной очереди из автомашин.

Необходимо дождаться подхода таможенника со стороны отправления.

Выдача талона, проверка машины и документов

Таможенник уточнит количество пассажиров и обязательно выдаст контрольный талон – документ, в котором будут указаны параметры автомобиля, людей, дата и время. Талон понадобиться на всех этапах прохождения границы, поэтому обязательно нужно проверить правильность его заполнения.

Все отметки в документ вносятся сотрудниками таможенных служб – ни водитель, ни пассажиры ничего в нем не заполняют.

Следующий этап – польская таможня . В принципе, процесс идентичный (проверка машины, документов, отметка в талоне), однако контроль может быть более тщательным, а, следовательно, занять больше времени.

Проверка багажа

Очень важно знать, что разрешается для ввоза в Польшу, а что категорически запрещено. Наличие запрещенных вещей (продуктов) может стать основанием для запрета на въезд .

На что обратить внимание?

После прохождения всех проверок обязательно нужно проверить правильность заполнения документов, личных данных пассажиров и транспортного средства.

Как показывает практика, нередки случаи, когда таможня забывает ставить штампы о въезде-выезде. Это необходимо проконтролировать.

Уже упоминалось , но стоит остановиться на этом подробнее:

  • Необходимо наличие жилетов со светоотражающими элементами.
  • Движение должно сопровождаться зажженным ближним светом, но в светлое время суток допускаются ходовые огни.
  • Использование передних противотуманных фар допускается исключительно при дожде или тумане.
  • Задние противотуманные огни разрешается включать при видимости до 50 м (иначе штраф 100 зл.).
  • Скоростной режим в черте города ограничен 50 км/ч., но с 11 вечера до 05 утра предел увеличивается до 60 км/ч.
  • За пределами жилых массивов допустимая скорость чаще всего до 90 км/ч., но есть и дороги с ограничениями до 100-140 км/ч.
  • Штрафы за превышение скоростного режима составляют около 115 зл., за нарушение более чем на 10 км/ч. При превышении на 50 км/ч. и более грозит лишение прав до 3 месяцев.
  • На некоторых трассах скорость ограничивается в двух пределах. К примеру, не более 140 км/ч., но и не менее 40 км/ч.
  • 200 зл. придется отдать за обгон на зебре (пешеходном переходе). Такой же штраф накладывается за обгон справа, нарушение разметки (две сплошные) и препятствие движению общественного транспорта.
  • 300 зл. стоит выезд на перекресток, движение на котором затруднено.
  • Неправильная парковка обойдется в 400 зл., а занять место, предназначенное инвалиду, оценивается в 800 зл.
  • Не пропустить пешехода оценивается в 350 зл.
  • Не пристегнутый ремень – в 100 зл.
  • Разговор по телефону без hands free – 200 зл.
  • Перевозка детей разрешается только в специальном кресле на заднем сидении – штраф 150 зл.

Существует мнение, что в Польше допускается небольшое количество алкоголя за рулем . Действительно, допустимая норма – 0,2 пром.

Однако даже незначительная доза спиртного может показать большие результаты!

Санкции за нарушения серьезные :

  • для интервала 0,21 – 0,5 пром., штраф 5 000 злотых и лишение прав от трех лет;
  • для больших показателей – 10 000 и лишение на тот же срок.

Платные автобаны в Польше

Скоростные автобаны удобная, но платная возможность перемещаться на своем автомобиле. Средние расценки составляют 20 грошей за 1 км . Оплата взимается при въезде на трассу (платный участок) – наличными в злотых, евро или долларах, а также кредитными картами.

Другой способ взимания платы – оплата на съезде с платного участка. В этом случае, при въезде водитель обязан получить специальный чек, сохранить его до выезда и на его основании произвести оплату в конце маршрута.

На сегодня действуют три автобана :

  • А1 Гданьск-Торунь (29,90 зл. за весь маршрут);
  • А2 Вашава-Свецко (78,90 зл. за всю протяженность пути);
  • А4 Згожелец- Краков (36,20 зл. за всю магистраль).

Автомобильная поездка в Польшу удобна и проста. Если изучить все детали прохождения границы и правила поведения внутри страны, удастся неплохо провести время, не отвлекаясь на проблемы.

Мы рассказали вам обо всех нюансах этого процесса. Но если какие-то детали остались непонятными – спрашивайте в комментариях и оставляйте свои отзывы.

В 2020 году съездить в Польшу на машине смогло немалое количество россиян. Расположенная в самом центре Европы республика имеет сухопутную границу с РФ. А именно – с Калининградской областью. Не удивительно, что многие наши соотечественники предпочитают путешествовать по польской территории на личном транспорте. Выясним все нюансы поездок в Польшу на своем автомобиле.

В 2020 году центрально-европейская страна продолжает пользоваться популярностью среди туристов из России. Визитеры из РФ въезжают в Польшу как воздушными путями, так и сухопутными – в том числе, на личном транспортном средстве. Последний вариант предпочитают жители не только соседней с республикой Калининградской области, но и отдаленных от границы регионов. В европейское государство на собственном авто приезжают гости из Москвы, Питера, Екатеринбурга и даже Владивостока.

Особенности въезда в Польшу «своим ходом»

Чтобы приехать в Польшу на машине, понадобится заблаговременно получить визу. В этом смысле поездка в европейскую державу ничем не отличается от прибытия на самолете, поезде или автобусе. Без въездной бумаги посетить территорию страны нельзя.

Обычно автомобилисты и их попутчики оформляют туристические шенгенские визы. На каждого визитера, включая детей, понадобится свой документ. Польский Шенген позволяет находиться в государстве максимум 3 месяца в течение полугодового периода. О том, как получить туристическую визу в Польшу, вы узнаете из статьи на нашем сайте.

Где въехать в Польшу

Из всех регионов РФ Польша граничит только с Калининградской областью. Поэтому въехать в республику из России на личном транспорте возможно лишь через этот регион. На границе работают специальные пункты пропуска. Проехать на машине разрешено исключительно через эти КПП.

Второй вариант для начала польского авто-путешествия – въехать в Польшу через Белоруссию. В братскую республику граждан РФ пускают по российскому паспорту. В этом случае маршрут строится так:

  1. Выехать из Москвы или другого российского города в белорусский Брест.
  2. Путь до Бреста лежит по трассе М1 (Смоленской дороге).
  3. Добраться до пограничного перехода. Можно въехать через самый крупный пропускной пункт Брест – Тересполь или попробовать переход Домачево (50 км южнее Бреста).

Подарок: 2100 рублей на жилье!

  • От въезжающих вправе потребовать предъявить денежные средства в качестве финансовых гарантий. Минимальная сумма на 1 день пребывания – 300 польских злотых. Допускается эквивалент в иностранной валюте (около 100 американских долларов). Разрешено предъявить как наличность, так и кредитки.
  • Ввоз иностранной валюты не ограничен, но декларация при превышении разрешенной суммы в 10 000 евро обязательна.
  • Если гости Польши въезжают на территорию державы с домашними питомцами, понадобится сертификат от ветеринарной службы. В нем должны стоять отметки обо всех поставленных животным прививках, включая вакцинацию против бешенства.

Что могут спросить на границе

  • Цель поездки.
  • Маршрут путешествия, запланированные к посещению города.
  • Запланированные сроки турне.
  • Что ввозится в Польшу, имеются ли при себе спиртное и сигареты. Установленная норма на 1 человека – 2 пачки сигарет, 1 литр крепкого алкоголя или 2 литра вина.

Документы для пересечения границы на машине

Для пассажиров

  • Загранпаспорт с визой.
  • Медстраховка:
    • На всю поездку.
    • Действительная по всему Шенгену.
    • Покрытием от 30 тысяч евро.
  • Иногда требуют предъявить:
    • Финансовые гарантии.
    • Бронь номера в отеле или места в кемпинге либо наличие иного адреса проживания в Польше.
    • Приглашение от местного физического или юридического лица.


Для водителя

  1. Загранпаспорт с визой.
  2. Медстраховка.
  3. Иногда требуют предъявить те же дополнительные документы, что и для пассажиров.
  4. Водительские права (специальных требований нет).
  5. Техпаспорт на автомобиль (свидетельство о регистрации транспортного средства). Важно, чтобы документ был оформлен на водителя. Рукописные доверенности не принимаются.
  6. Действующая зеленая карта.

Что такое зеленая карта на автомобиль

При поездке на авто в Польшу зеленая карта приобретается в обязательном порядке. По факту это аналог нашего ОСАГО. Документ выписывается не на водителя, а на транспортное средство. Это значит, что управлять машиной может любой участник путешествия. Конечно, при условии наличия у него водительских прав.

Зеленая карта для поездки в Польшу должна быть международного формата и действовать по всей Европе. Оформить документ допускается не в любой страховой компании. Реализовывать страховую услугу данного типа вправе ограниченное количество организаций. Среди них:

  • «Росгосстрах».
  • «Альфа Страхование»
  • «РЕСО-Гарантия».
  • «Альянс».
  • «ЭРГО Русь».

Важно! Купить страховой полис можно не ранее, чем за 30 суток до начала его действия и даты поездки.

Сколько придется заплатить за зеленую карту

Стоимость зеленой карты в Польшу зависит, прежде всего, от разновидности средства передвижения и длительности договора страхования. Примерные суммы:

Ключевые требования к автомобилю

  • Полная техническая исправность машины.
  • Исправность и стопроцентно рабочее состояние световых приборов. Желательно запастись лампочками, чтобы при необходимости поменять их на границе.
  • Чистое и без бросающихся в глаза трещин лобовое стекло. Допустимы только трещинки в 2-3 сантиметра и мелкие сколы.
  • В средстве передвижения обязательно находятся:
    • Аптечка.
    • Запасное колесо или ремонтный комплект.
    • Огнетушитель (перед поездкой рекомендуется проверить срок его годности).
    • Знак аварийной остановки.
    • Светоотражающие жилетки на всех участников поездки.
  • Детские автокресла (при поездке с детьми до 12 лет).
  • Иностранные автомобилисты, путешествующие по польским дорогам на своей машине, обязательно размещают на ней знак государства, где зарегистрировано авто. Для россиян это знак «RUS» в белом овале. Без наклейки передвижение на транспортном средстве недопустимо.


Главные дорожные правила в Польше

  • Предельная допустимая скорость езды (в км/ч):
  • При движении всегда включается ближний свет фар. Время суток и погодные условия роли не играют.
  • Шипованная резина запрещена. Использование зимних шин является добровольным.
  • Запрещено оснащать транспорт антирадарами и подобными устройствами. Нельзя провозить даже неиспользуемый радар-детектор.
  • Максимально возможное содержание алкоголя в крови автомобилиста – 0,2 промилле. За езду в состоянии опьянения у шофера изымают водительские права. Кроме того, нарушителю грозит лишение свободы сроком до 8 лет.


Штрафы за нарушения ПДД

Парковка по-польски

Парковать машины польским водителям и приезжим из других государств автомобилистам позволяют лишь в специально отведенных местах. Также запрещено оставлять машину на парковках, предназначенных для людей с особенными возможностями здоровья. За это предусмотрен штраф – 800 злотых.

Бесплатных парковок в центрах польских городов не так мало, как в других странах Центральной Европы. Они сосредоточены:

  • У крупных торговых точек (Икеа, Ашан и другие).
  • Близ исторических центров.
  • Во дворах и рядом с жилыми домами.
  • Около ресторанов, кафе и магазинов.

Платные стоянки также присутствуют в большом количестве. Они есть на всех главных улицах, возле достопримечательностей и в местах, пользующихся наибольшим спросом. Отыскать место стоянки несложно. Достаточно ориентироваться на синие указатели с буквой «P».


Важно! В крупных польских городах парковки являются платными лишь в определенные дни (обычно в будни) и часы (как правило, с 9:00 до 17:00). В остальное время на них разрешено останавливаться бесплатно.

Стоимость парковок зависит от их близости к центру, значимым объектам и скоплениям людей. К примеру, час стоянки в центре Гданьска обойдется в 3 злотых.

Стоянка оплачивается через паркомат. Как правило, эти приборы располагаются рядом с парковкой. На табло паркомата нужно выбрать время стоянки и оплатить услугу (мелочью или крупными купюрами).

Автомат выдаст чек – парковочный билет. Его обязательно надо поместить на приборную панель автомобиля – так, чтобы контролеры видели бумагу через лобовое стекло.

Если кончился бензин…

На польских заправках принято самообслуживание. Шофер заправляет бак, а затем платит за топливо в кассе. Водителям разрешается провозить в канистрах до 20 литров топлива. Стоит учесть, что на местных АЗС отсутствует 92-ой бензин. А 95-ый бывает 2 видов – с содержанием свинца и без.


В начале 2017 года средняя стоимость бензина и дизельного топлива в Польше составляла:

  • 1,07 евро (95-ый бензин).
  • 1,13 евро (98-ой бензин).
  • 1,05 евро (дизель).
  • 0,5 евро (LPG).

При этом цены на АЗС, расположенных вдоль автомагистралей, могут быть на 10-20 евроцентов выше, чем на заправках у крупных торговых комплексов.

Платные трассы

Польские автомагистрали А1, А2 и А4 являются платными. Стоимость проезда зависит от пройденного расстояния.

Расчет оплаты на конкретных участках дорог производится по-разному. Обычно проезд оплачивается как наличностью, так и безналом, в национальной валюте, евро и американских долларах. Тем не менее, рекомендуется платить местными деньгами. Сдача также всегда дается в злотых.

На машине через Польшу: правила транзита


В Польшу через Калининград или Брест на личном транспорте въезжают не только ради автомобильного путешествия по центрально-европейской республике. Многие наши сограждане лишь проезжают польские земли, выбрав основной целью авто-турне другие государства. На транзитную шенгенскую визу для поездки через Польшу подаются следующие документы:

  • :
    • Заполняется полностью и заверяется личной подписью.
    • Желательно заполнить бланк на компьютере, но допускается от руки.
    • Сведения вносятся разборчиво, ручкой с синей или черной пастой (при заполнении от руки).
    • Информация пишется на русском, польском или английском.
    • Пункты №1-5 заполняются латинскими буквами, строго как в загранпаспорте.
    • На несовершеннолетнего ребенка, вписанного в родительский паспорт, заполняется отдельный бланк. Его подписывает родитель.
  • Виза государства назначения (подлинник и копия). В случае ее отсутствия подаются:
    • Или стопроцентно оплаченная бронь гостиницы.
    • Или документы на владение недвижимостью (договор найма, договор купли-продажи и т.п.).
  • Загранпаспорт:
    • Копии первой странички и шенгенских виз за 3 года (при наличии).
    • С 2 свободными листами.
    • Срок годности документа – от 3 месяцев после возвращения на родину.
    • Срок действия паспорта – не более 10 лет.
  • Российский паспорт. Копии страничек:
    • Первой.
    • С регистрацией.
    • Страниц 18-19 (о предыдущих загранпаспортах).
  • Фотоснимки:
    • 2 штуки.
    • 35 на 45 мм.
    • Лицо занимает 70-80% поля.
    • Цветные.
    • На белом фоне.
    • Напечатанные на высококачественной бумаге.
  • Сделанные не более полугода назад.
  • Медстраховка на весь период транзита.



При пересечении границы предъявляются те же бумаги, что и для автомобильных путешествий непосредственно по Польше. Важно помнить, что если у иностранца уже есть действующая шенгенская виза, делать отдельный документ для транзита не требуется.

Польские трассы считаются одними из наиболее безопасных в Европе. Подавляющее большинство водителей с уважением относятся ко всем участникам движения. Приоритет на дороге имеют пешеходы и велосипедисты. Практически все магистрали оснащены камерами видеонаблюдения и радарами и тщательно контролируются полицией. Поэтому, путешествуя по республике на автомобиле, следует неукоснительно соблюдать ПДД.