На машине по швеции. Зачем ехать в Швецию на авто? Особенности вождения в Швеции

Значительные расстояния между городами и туристическими объектами подталкивают к мысли взять авто в аренду в Швеции, чтобы познакомиться со страной поближе, не замыкаясь на одном городе или курорте.

Цены на прокат автомобилей в Швеции

На территории Швеции представлены все крупные прокатчики Еврозоны - Sixt, Hertz, Avis, Budget, Europcar и другие, так что ассортимент предложений достаточно широк. Как и везде в мире, цены на прокат авто в Швеции зависят от класса модели.

В среднем стоимость аренды автомобиля эконом-класса в крупной компании составляет около 550 SEK в сутки. Мелкие прокатчики часто завлекают клиентов более низкими расценками, но с ними нельзя расслабиться ни на минуту: не исключено, что с вас потребуют компенсацию за старые повреждения, в которых нет вашей вины.

С другой стороны, сэкономить на аренде авто в Швеции можно за счет предварительного бронирования машин на сайте компании-прокатчика. При этом бронь распространяется не на конкретную модель, а на класс автомобиля.

Если к вашему прибытию свободных машин заявленного класса в прокатном пункте арендодателя не оказалось, вы имеете право требовать автомобиль классом выше.

За дополнительную плату можно воспользоваться популярным в Европе сервисом Fly&Drive: в день вашего прибытия в Швецию машина будет подана прямо в аэропорт.


Условия аренды авто в Швеции

Услугой сдачи автомобиля внаём могут воспользоваться лица, достигшие возраста 18 лет при наличии кредитной карты и водительских прав международного образца, полученных не ранее чем год назад. Некоторые компании отказываются сдавать статусные автомобили в аренду водителям моложе 25 лет или взимают дополнительный молодёжный сбор.

В стоимость аренды авто в Швеции входит:

  • неограниченный километраж пробега за время проката;
  • гражданская страховка по системе ОСАГО;
  • страховка на случай угона и ДТП;
  • местные налоги и сборы.

Суперстраховка и установка противоскользящей цепи, навигатора, кресла для перевозки детей ростом до 135 см и второго багажника для перевозки лыжного снаряжения оплачиваются арендатором отдельно.


Особенности вождения в Швеции

  • Плата за въезд на автотрассы в Швеции не предусмотрена. Платежами облагаются только два моста в стране: Эресундсбрун между Копенгагеном и Мальмё и Свинесундсбрун на трассе между Гётеборгом и Осло. Плата за проезд по мосту Эресундсбрун составляет 375 SEK; по мосту Свинесундсбрун - 23 SEK.
  • Парковки в Швеции большей частью платные. Хотя количество парковочных мест ограничено, за остановку в неположенном месте начисляется внушительный штраф суммой от 1400 SEK.
  • С целью разгрузки исторического центра в крупных городах введена система Park&Ride, предоставляющая клиентам льготных парковок на окраинах право бесплатного проезда на городском транспорте.
  • Стоимость парковки на открытой стоянке составляет от 10 до 30 SEK в час; в подземном паркинге - от 30 до 60 SEK в час; в вечернее время действуют скидки.
  • Парковаться можно только с правой стороны.

  • В любое время суток передвигаться на автомобиле необходимо при включённом ближнем свете. Использование ремней безопасности обязательно и для пассажиров, занимающих заднее сидение.
  • Автомобиль должен быть обеспечен предметами первой необходимости: аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, буксировочным тросом и светоотражающим жилетом для водителя. Зимой также понадобится антифриз и лопата; обязательна замена шин.
  • Допустимое содержание алкоголя в крови водителя - до 0,2 промилле, причем последствия управления транспортным средством в нетрезвом не ограничиваются штрафом. В число стандартных мер пресечения входят общественно-полезные работы и тюремное заключение.
  • На дороги часто выбегают олени и лоси, поэтому на загородных трассах важно сохранять предельное внимание. После неожиданной встречи с крупным животным требование шведских властей придерживаться скоростных лимитов 70–100 км/ч за чертой города и 110–120 км/ч на магистральных трассах уже не вызывают протеста.
  • Самые строгие ограничения скорости в Швеции установлены в населённых пунктах - от 30 до 60 км/ч. Штраф за превышение скоростных лимитов в размере от 1500 до 4000 SEK - серьёзный удар по бюджету поездки.

За соблюдением ПДД в Швеции следят строго, устраивая проверки в дневное и ночное время. За использование и перевозку радар-детекторов предусмотрена административная ответственность. К слову, договориться с инспектором «по-хорошему» здесь не выйдет: штрафы за ПДД в Швеции оплачиваются не на местах, а по безналичному расчёту.

Стоимость бензина в Швеции

За последние два года цены на бензин в Швеции демонстрируют медленную, но стойкую тенденцию к повышению. Расценки на неэтилированный бензин марки А-95 по состоянию на начало 2016 года достигли 14.63 SEK (1.33 EUR); для марки А-98 стоимость литра бензина в Швеции поднялась до 15.18 SEK (1.38 EUR).


Дешёвый этилированный бензин в королевстве запрещен к продаже, поэтому сэкономить на заправке можно только на LPG-топливе, которое пока стоит относительно недорого - 9.78 SEK (0.98 EUR) за литр. Стоимость ДТ почти вплотную подобралась к стоимости бензина А-95 и на данный момент составляет 14.53 SEK (1.23 EUR).

Большинство АЗС в Швеции практикуют самообслуживание; расчет ведется при помощи банковской карты.

Начнем с того, что путешествовать на машине мы очень любим. У нас в архиве — длительные путешествия на собственной машине на юг и север России, а вот заграницу на своем авто мы не ездили. Но у нас был опыт поездок на арендованных авто в Европе, поэтому мы знали, насколько это здорово, и решились-таки поехать на своей любимой Suzuki в Финляндию и Швецию. Мы — это я, мой муж Сергей (16 лет водительского стажа), сын Степан (10 лет) и дочка Лида (4 года). По секрету скажу, что младшей, Аринушке, было 14 недель внутриутробной жизни.

Подготовка. Чтобы совершить такое путешествие, необходимо:

  1. cобрать документы для визы (информация на сайте посольства Финляндии): взять справку с работы о доходах, сфотографироваться, оформить медицинскую страховку и страховку (грин-карту) на машину, забронировать отели по интернету и распечатать присланную бронь.
    Иногда в интернете встречаются вопросы «А не придираются ли в Европе к праворульным машинам?» Нет, не придираются.
  2. cоставить подробный план поездки. Я обычно делаю его в виде таблицы. Вот что получилось на сей раз:
    19/06 Посольство Финляндии: 119034 Москва, Кропоткинский переулок 15-17
    20-22/06 Питер
    23-24/06
    25/06 Переезд в Наантали. Прогулка по Турку.
    Ночевка в Naantali Family Hostel: Opintie 3 , 21100 NAANTALI
    26/06 10-00 — 18-00 Мумми-долл, остров Вяски
    18-30 Переезд в Турку, посадка на паром, отправление в 21-00
    27/06 Стокгольм, Kolmårdens Djurpark, SE-618 92, Kolmården
    Ночевка Angby camping, Blackebergsvaden 16852 Bromma
    28/06 Стокгольм, остров Дьюргарден
    1. 8.30-10.00 Музей Васа, Galarvarvsvagen, 14
    2. 10.30-14.30 Юнибакен, Galarvarvsvagen
    3. 15-00-17.00 Аквариум, Falkenbergsgatan, 2
    4. 17.30-23.00 Тиволи Грена Лунд, Lilla Allmänna Gränd, 9
    29/06 Стокгольм
    1. 9.00-10.30 Прогулка по Гамла Стан
    2. 10.30-11.30 Экскурсия на катере вокруг острова Дьюргорден (Djurgården runt) пристань Strömkajen (рядом с Grand hotel)
    3. 12.00-15.00 Скансен, Djurgarden
    15.30-16.45 Посадка на паром
    30/06 Хельсинки
    1. Лего-шоу Hakaniemi, Sornaisten Rantatie, 6
    2. Аквапарк «Серена» , Tornimaentie 10, Espoo
    Ночевка Rantapuisto Hotel, Ramsinniementie,14
    01/07 Хельсинки
    Научный центр «Эврика» , Tiedepuisto 1, Vantaa

    Обычно в такой табличке присутствует и третья колонка, где я указываю предполагаемые затраты: стоимость входных билетов, отелей и т.п. Но в этой поездке было удобнее считать затраты в отдельном экселевском файле, по отдельным статьям расходов: бензин, отели и т.д. По каждому пункту посещения я собрала нужную информацию в интернете, распечатала и разложила в папку-файл. Это очень удобно, т.к. в дороге, двигаясь к очередному пункту, можно все это прочитать вслух — чтобы представить картину посещаемого места заранее.
  3. Поскольку путешествие — авто, то, во-первых, необходимо закачать нужные карты в систему GPS, во-вторых, полезно рассчитать оптимальный маршрут передвижения. Мы воспользовались системой АвтоТрансИнфо .

Итак, документы собраны, отпуска получены — в путь!

Чебоксары — Москва . 640 км. Так получилось, что в дорогу мы двинулись после рабочего дня, в 19-00. Но дорога эта нам уже хорошо знакома, трасса между Нижним Новгородом и Москвой почти вся освещена, поэтому в 5 утра мы уже въехали в Москву. Подъехав к 9-00 к посольству Финляндии , мы были шокированы длиннющей очередью, но куда деваться — стали стоять. Впрочем, очередь двигалась, дети играли, и через 2,5 часа мы были в стенах посольства. Документы у нас приняли за 1 минуту, я еле успела сказать, что виза нам нужна как можно скорее, т.к. мы издалека и с детьми. В ответ я услышала: «Можно завтра после обеда, но за двойную плату, 70 евро». Я была шокирована второй раз, т.к. в первую нашу поездку в Финляндию в 2001 году визу нам сделали в тот же день по обычному тарифу. В Москве после бессонной ночи решили никуда не ходить, поехали к друзьям отсыпаться.

Москва-Санкт-Петербург . 720 км. Получив паспорта с визами в 14-00, двинулись в Питер. Как ни странно, в Москве мы не попали ни в одну пробку, а вот в Солнечногорске и Вышнем Волочке пришлось «поторчать». Новгородская область встретила нас разбитыми дорогами, ремонтными работами или только что отремонтированными участками, с которых «забыли» убрать ограничения в 40 км/ч (естественно, в конце этих участков непременно стояли гаишники). Но в Ленинградской области были хорошие дороги, движение свободное, в 23-00 мы въехали в Петербург, успели проехать через разводные мосты, т.к. путь наш лежал в поселок Лисий Нос, на дачу моей тетушки.

Санкт-Петербург. Самым первым делом мы отправились выкупать билеты на паром Viking Line Турку-Стокгольм, Стокгольм-Хельсинки, которые были заказаны по интернету www.paromy.ru в Паромный центр. Процедура прошла очень быстро, никаких накладок, вежливый менеджер оформил всё минут за пять, столько же отвечал на мои вопросы, дал мне пакет с документами и буклеты, так что через 10 минут мы были уже свободны. На Питер у нас было запланировано 3 дня (но из-за проволочки с визами осталось 2), потому что просто проехать мимо этого города мы не в силах. Я страстно и нежно люблю его с детства и рада, что мой муж и дети впоследствии разделили эту любовь. идеально подходит для семейного путешествия: зоопарк, океанариум, дельфинарий, планетарий, экскурсии на корабликах, бесконечные музеи и пригородные дворцовые парки. На этот раз мы выбрали музей игрушки, разводные мост, ночное шоу на Неве и Петродворец с фонтанами. Культурную программу удачно расширил наш верный друг GPS, который «повел» нас в Петергоф короткой дорогой через Кронштадт.

Санкт-Петербург — Йоэнсуу . 400 км. Первые 2 дня в Финляндии мы запланировали провести в Йоэнсуу, там живет мой брат с семьей. До пограничного пункта Брусничное-Нуйяма 160 км, дорога отличная, несмотря на субботнее утро — свободная, может потому что мы предусмотрительно выехали пораньше, в 6-30. Немного поплутали около Выборга, GPS нас завел на какую-то проселочную «одноколейку», мы вернулись на трассу и стали искать указатели на Брусничное или Нуйяму. Их не было, зато были указатели на Лаппеэнранту, мы потом сообразили, что именно по ним и надо ехать. На погранконтроле была «очередь» из 4 машин, пограничники работали в трех окошках.

Несмотря на то, что мы ехали на своей авто заграницу в первый раз и понятия не имели, что и как, быстро сориентировались. Нужно было заполнить декларацию на автомобиль в 2-х экземплярах (ноутбук, фотоаппараты, видеокамеру декларировать не нужно), один экземпляр пограничник в будке забирает себе, второй надо сохранить, чтобы пройти КПП на обратном пересечении границы. Декларация оформляется при предъявлении паспорта водителя и свидетельства о регистрации машины. После этого все дружно вышли из машины ко второй будке на паспортный контроль. Получив в паспортах штампы о пересечении границы, подъехали к пограничнику, который мельком оглядел открытый багажник и открыл шлагбаум. По пути к финским пограничникам заехали в дьютифри. Финские пограничники спросили о цели приезда, мы ответили, что в гости, перед нами супружеская пара ответила «шопинг», никаких больше вопросов, и в машину не заглянули (хотя мы везли с собой канистру с 20 литрами бензина вместо разрешенных 10 и «лишнюю» бутылку мартини). В общем, через 30 минут после встречи с первым пограничником мы уже ехали по Финляндии. Дорога была абсолютно ровная и пустая, согласно ограничению, мы ехали 100 км/ч, Сергей был практически обездвижен за рулем. Не выдержал: «Не, ну как так ехать-то можно, ни ям, ни кочек, объезжать нечего, обгонять некого, гаишников за кустами нет — что это за езда такая? Автопилот нужен». В общем, 200 км мы проехали аккурат за 2 часа.

. Этот милый финский городок — центр «финской Карелии», стоит в устье реки Пиелисъйоки. Главная достопримечательность — центр культуры и досуга «Кареликум», к сожалению, был закрыт в этот раз (мы приехали в праздники, 23 июня — Иванов День). Но мы не сильно расстроились, т.к. были уже там в прошлый раз, и «зависли» в супермаркете, ведь к нашей радости вместе с праздниками в Финляндии начался сезон летних скидок. Остальное время мы провели в семейном общении: сауна, пиво и барбекю на террасе дома, дети покатались на моторной лодке, порыбачили — в общем, приобщились к финскому отдыху.

. 550 км. Этот путь проходил по более оживленным дорогам, приходилось и плестись за грузовыми машинами, и обгонять, так что скучать за рулем уже не пришлось. Что хочется отметить: ехать по Финляндии приятно не только потому, что дороги хорошие, и водители соблюдают правила, а еще и потому, что на каждой заправке есть и чистейший туалет, и магазин, и кафе. Но мой брат, видимо, решил нас «убить наповал», организовав остановку на заправке около города Ювяскюля. В нашем распоряжении оказался ресторан с детским уголком, комната матери и ребенка, супермаркет и, видимо, там было что-то еще — времени не было все обойти. Вся дорога с остановкой заняла 8 часов, к 18-00 мы были в Наантали, разместились в заранее забронированном семейном хостеле. В очередной раз были приятно удивлены. Нас ждал трехкомнатный номер: две спальни (в каждой 2 кровати, стол, шкаф) и гостиная с кухонным блоком (112 евро/ночь, кстати, каждая спальня закрывается на ключ, можно бронировать только половину номера за полцены). Вид из окна прикольный: на расстоянии вытянутой руки — гора с молоденькими соснами. Мы быстренько побросали вещи и поехали в Турку.

. (16 км от Наантали). Старинный город-порт, первая столица, западные «ворота» Финляндии. Есть что посмотреть: Кафедральный собор, старинная средневековая крепость, известный музей ремесел, мореходный музей, можно прокатиться на кораблике по реке Аура, сходить в аквапарк. Но у нас в распоряжении был только один вечер, и мы просто прогулялись по набережной. Получили огромное удовольствие. Впечатлились одним из символов Финляндии — трехмачтовым парусником «Сигун». Для ужина выбрали ресторан отеля «Radison Sas» (второе блюдо 18-20 евро, детское меню — 6 евро), очень понравилась просторная детская комната, примыкающая к ресторану, мы смогли спокойно пообщаться и поесть, пока дети в ней играли.

Наантали. Парк Мумми-Долл. Остров Вяски . Читая рассказы в инете, у меня сложилось неправильное впечатление, что Вяски — это часть Мумми-Долла, оказалось, что это совершенно разные парки. И поскольку за один день оба парка осилить сложно, на двухсемейном совете было решено, что мамы с дочками пойдут в Мумми-парк, а папы с сыновьями поедут на остров Вяски. От хостела, где мы жили, до остановки Мумми-паровозика совсем недалеко, тем более, что часть пути пролегает по сказочной улице (настоящие одноэтажные деревянные дома, но декорированы как кукольные). Наантали — очень милый, приятный городок. При желании можно приехать туда дней на 5-7, чтобы спокойно везде побывать-погулять. Мумми-долл — тематический парк , посвященный героям сказок про Мумми-троллей известной финской писательницы Туве Янссон (билет, что детский, что взрослый, стоил 18 евро на весь день).

Эти вот Мумми-троли в Финляндии — просто детские национальные герои, финские дети наизусть знают сказки, песенки из одноименных мультиков, в магазинах продают всякую всячину с их изображениями и т.п. Естественно, финские детишки в парке пребывают в поросячьем восторге. Нашим же детям, чтобы понимать, что происходит, надо как минимум прочитать эти сказки (как максимум — знать финский, потому что представления в парке идут только на финском). Хотя и без всего этого Лида получила огромное удовольствие и от спектаклей, и от всего остального. Она с любопытством осмотрела трехэтажный дом Мумми-троллей, печатала там на печатной машинке, на полянке-мастерской делала маску кошки, играла с корабликами, кидала камешки в воду на мумми-пляже, находила выход из мумми-лабиринта, залезала в пещеру-страшилку, забиралась на высокую гору, наблюдала за мумми-водопадом каталась с горки — и т.п., и т.д., всё не припомнишь. Чтобы вдоволь нагуляться, нам потребовалось 6 часов.

Остров Вяски — совсем другой, знание финского языка и сказок там не нужно. Это парк приключений, спортивных состязаний. На остров везет пиратский корабль, при входе на руку надевают электронный браслет, на который записываются баллы после прохождения очередного испытания. Потом из дома на сайте можно посмотреть свой результат. Степан набрал много баллов, правда, все равно недостаточно, чтобы занять призовое место в тот день. Больше всего ему понравилось намывать золото, хотя он ничего и не намыл. Впечатлило восхождение на гору в альпинистском снаряжении. Запомнилась стрельба из лука, тарзанка, хождение по канату, на ходулях, различные турники и еще много всего.

Маршруты большинства своих поездок в Европу я почти всегда прокладываю через Финляндию - мой личный опыт прохождения границы Белоруссия-Польша (затраченное время, очереди, придирки польских и белорусских таможенников) достаточно негативный. А добрашись через Финляндию до Стокгольма, за один день можно доехать и в центральную Европу, и в Скандинавию.
Но есть в этом маршруте одно звено, которое вызывает некоторое замешательство и тревогу у наших автотуристов - это переправа на пароме из Финляндии в Швецию (и обратно). Я сужу об этом по тем вопросам, которые довольно часто задают мне наши автопутешественники на площадках перед регистрацией на паром. В этой заметке я попытаюсь их обощить и ответить на них.
Итак, между Финляндией и Швецией есть 3 паромные линии: Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки, Турку-Стокгольм-Турку и Вааса-Умео-Вааса. Последняя линия довольно специфическая и ее рассматривать не будем.

Для поездок в Швецию и далее в радиусе 500-600 км от Стокгольма более всего подходят паромы Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки, а вот если нужно ехать дальше, то я предпочитаю Турку-Стокгольм-Турку и вот почему.

Паромы из Хельсинки отправляютя в 17-17.30 и прибывают в Стокгольм в 9-9.30 утра. Это позволяет с не спеша осмотреть паром, изучить магазины, поужинать - в общем, отдохнуть, и утром выспасться и неспешно позавтракать до прихода в порт.
Если же впереди еще довольно долгий путь, то я предпочитаю линию Турку-Стокгольм-Турку: паромы отправляются в 20-20.40 (между Хельсинки и Турку всего 160 км и график движения на автомашине в принципе один и тот же) и прибывают в Стокгольм - в 6-6.30. Эти "выигранные" три утренних часа очень кстати. Да и стоимость билетов на паром этого маршрута по-меньше.

На этих двух паромных линиях (Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки и Турку-Стокгольм-Турку) работают две конкурирующие между собой компании - Vikilng Line и Silja Line: каждый день утренний и вечерний рейс. Каждый день Конкуренция между ними настолько жесткая, что на государственном уровне было заключено соглашение, что на каждой линии паромы ходят с интервалом в 30-40 минут. Сначала отправляется паром Silja Line, за ним - Viking Line.


Еесли сравнивать стоимость билетов (автопакет машина+каюта 4 места) то на линии Турку-Стокгольм-Турку у Viking Line цены немного по-ниже. Кроме того, на паромах этой компании есть совсем дешевые каюты на палубе под машинным отделением, правда там туалет и душ в коридоре.


Терминалы в Турку.

Терминалы Viking (GPS N60°26" 6.94" Е022°13" 54.87") и Silja (GPS N60°26.035" E022°13.185") (указаны GPS-к оординаты площадок регистрации с машинами ) находятся практически рядом, но подъезжать к ним надо с разных сторон и сорентироваться, особенно в темноте, не просто. Вот схема расположения терминалов и подъездов на регистрацию машин с пассажирами.



Здания терминалов отгорожены заборами от площадок регистрации с автомашинами. И если есть необходимость перед тем, как встать в очередь на регистрацию, посетить, например, туалет, то лучше сначала подъехать к зданию терминала, а потом уже ехать в очередь на регистрацию. Пешком с площадки до здания терминала идти около километра.
Регистрация начинается за час-полтора до отправления парома.


Процедура регистрации проста до предела: подъезжаешь к будке, подаешь в окошко распечатку электронного билета. По правилам могут спросить еще паспорт и техпаспорт на машину, но уже несколько лет я с этим не сталкивался. А вот распечатка или хотя бы записанный номер брони на регистраци должен быть обязательно. Если распечатки нет (забыли, потеряли) то лучше еще до регистрации спокойно подъехать к зданию терминала и там на стойке информации по паспорту получить распечатку - в будке у них это не всегда получается.

Из окошка вам выдадут специальную бирку, которая вешается на зеркало заднего вида - чтобы служащие видели в какую группу машин (по высоте) направить вашу, а также карточки-ключи от каюты и карточки для прохода на ужин и завтрак (если они предварительно оплачены).

Далее машины по сигналам служащих выезжают на площадку погрузки и становятся там в несколько рядов в соответствии с указаниями.


Здесь придется подождать минут 30-40, пока подойдет паром. На площадке можно выходить из машин и даже, соблюдая осторожность (по площадке двигается много cпециального транспорта), пройти по-ближке к пирсу, чтобы посмотреть подход и швартовку парома.



После того, как из прибывшего парома выгрузятся автомашины, по сигналу служащих происходит погрузка. Следуя указаниям паркуете машину, забираете нужные вещи, закрываете ее и идете к лифтам.
  • Во время плавания доступа к автомашинам нет. Поэтому все необходимое нужно брать с собой сразу. Но надо иметь в виду, что каюты очень маленькие, все "впритык" и с большими сумками в них не очень удобно. Я всегда готовлю отдельно небольшую сумку с самым необходимым, с ней и поднимаюсь в каюту

  • Необходимо запомнить номер палубы, где стоит машина и на какую сторону выходить, а также, поднявшись на свою каютную палубу, неплохо осмотреться вокруг и запомнить на каком из лифтов вы поднялись - потом на нем же (или по лестнице около него) лучше и спуститься, чтобы не пролезать между машинами - они стоят довольно плотно, можно испачкаться.

  • Не ставьте машину на сигнализацию, чтобы она не "разоралась" в море от качки и не посадила аккумулятор - достаточно просто закрыть ключом.
Терминалы в Хельсинки.
Терминалы Silja Line (GPS 60.159799, 24.960990) и Viking Line (GPS 60.165356, 24.974250) находятся на противоположных берегах бухты Южного порта (указаны координаты площадок для регистрации с автомобилем). Подъезд к самому Южному порту промаркирован знаками от свъезда по трассе в город и до самого порта.


Единственная "тонкость" - уже в непосредственной близости от порта нужно внимательно смотреть указатели на Южный порт, чтобы не уехать в Западный (там тоже есть терминал Silja Line). Оттуда ходят паромы в Таллин. Но даже если это произойдет - ничего страшного, Южный порт в 15 минутах езды от западного.


Соответственно и подъезжать к терминалам нужно с разных берегов бухты (обозначены подъезды на регистацию с машиной)



Процедура регистрации и посадки аналогична той, что в Турку. Везде есть указатели и служащие, показывающие что нужно делать.

На пароме
На паромах довольно запутанная система нумерации кают, поэтому я, найдя свою каюту, запоминаю путь от нее к ближайшему лифту, а потом, поднимаясь на другие палубы, запоминаю где на них находится именно этот лифт (их на пароме много) - тогда, спустившись на свою палубу, быстро находишь каюту.


Питание
На пароме все магазины и рестораны открываются только с момента отхода судна. На каждом пароме есть так называемый "буфет" - большой ресторан, работающий по принципу " шведский стол". Ужин в нем стоит около 30 евро. Меню обычное для таких заведений - с десяток закусок, три-четыре горячих блюда, кондитерка, немного фруктов и т.д. В стоимость включено так же пиво, красное и белое сухое вино (в роллив), соки, вода, чай, кофе.Другой алкоголь не подается и за деньги заказать тоже нельзя. Оплатить ужин в "буфете" можно при покупке билета - тогда при регистрации вы получите специальные карточки, но можно и оплатить непосредственно на борту. Но при оплате "на месте" может возникнуть одна проблема: в этом "буфете" кормят многочисленные группы туристов. И в пиковое время (например, новогодние каникулы) паром битком набит туристами и в этом "буфете" просто нет мест. Да и работает он только до 22.30.


Но на пароме есть еще два-три ресторана (а на некоторых и больше), где можно нормально поесть за приемлемые деньги. Мы обычно идем в какой-нибудь из них, оплачиваем там "салат-бар" (стойка салатами и другими закусками по принципу "шведский стол") и пиво и этого, как правило, хватает.
Но иногда и там приходится подождать, когда освободится столик, поэтому рекомендую, если решите поужинать в одном из этих ресторанов, зарезервировать места при бронировании билетов - денег за это не берут.
Есть еще кафе-самообслуживание, в котором тоже можно как-то поесть - там меню примерно такое же, как в кафе при больших бензоколонках.

А вот завтракать лучше всего в этом самом большом ресторане-буфете. Набор блюд там стандартный для завтрака в ресторане 3-4-звездного отеля. Но зал ресторана находится на носу парома на 8-й палубе и, если занять столик у панорамных окон, выходящих вперед, затрак получится очень красивым несмотря на ранее время (на завтрак поднимают за полтора часа до швартовки, в 5 утра по шведскому времени).
Однако и утром в "буфет" в пиковое "туристическое" время можно не попасть, поэтому завтраки я всегда оплачиваю сразу при покупке билетов (стоимость 1 затрака 15 евро, для детей дешевле).
Но если что-то не сложилось, то есть еще возможность позавтракать в ресторане a la carte или в том самом кафе.
На паромах на маршруте Турку-Стокгольм-Турку, уходя на завтрак учтите, что пока вы будете в ресторане, служащие уже могут начать уборку кают - снимать белье (у парома на этом маршруте очень короткие стоянки). Поэтому сумочки, барсетки и т.д. лучше взять с собой.На маргшруте Хельсинки-Стокголм-Хельсинки такой спешки нет и никто в вашу каюту во время затрака не полезет.

Магазин Duty Free
Магазин безпошлинной торговли на борту работает вечером и немного утром. Выбор парфюма, алкоголя, сигарет, кондитерки неплохой. Цены по-выше, чем в Duty Free наших аэропортов, но не сильно. Зато они значительно ниже, чем на земле (в ЕС). Поэтому мы обычно не нарушаем норму провоза напитков при въезде в Финляндию, а пополняем запасы на пароме:)


На всех паромах бывают дискотеки, а на некоторых (больших, преимущественно на линии Хельсинки-Стокгольм) богатая развлекательная программа вплоть до цирка, концертов и т.д.


Но водителям - спать! :)

Утром, если будет светло и хороша погода, рекомендую подняться на верхнюю палубу и оставшееся время полюбоваться шхерами, через которые паром проходит к Стокгольму.

Выгрузка
Доступ к машинам открывается за 40 минут до швартовки. Об этом объявляют по радио, в том числе и по-русски. Но спешить совсем не обязательно. Вполне достаточно начинать спускаться на автопалубу минут за 20 до прибытия в порт. Причем не советую ждать лифтов - вся огромная пешая туристическая тусовка ломанется на лифтах на 5-ю палубу, откуда осуществляется пеший выход. Спустится вниз по лесницам 3-4 пролета с небольшой сумкой (помните про сумки?) не трудно.






Часть 11, заключительная

Олег:

Три дня в Стокгольме я предварительно распределил так – «Скансен», «Том Титс Эксперимент», метро и Гамла Стан. Какие то серьёзные музеи в 5,5 лет явно не вызовут интереса, а хотелось сделать интересно всем. Подробнее я не планировал. Возможно потому, что города вообще в данной поездке были делом побочным, приложением к главному блюду – Природа Норвегии! Значит особого энтузиазма они у меня не вызывали, спланировал по минимуму.

Этот день посвящён Скансену, который кроме того, что это этномузей под открытым небом, также является Аквариумом и зоопарком. Но сначала надо получить Стокгольмскую карту (СК), дающую право бесплатного проезда в транспорте и посещения музеев. Но ещё раньше – завтрак. Шведский завтрак не как система, а как процесс насыщения аутентичными Швеции блюдами, весьма непривычен. Скажем так – только процентов 10 от предлагаемых блюд мне показались съедобными. День-два так провести можно, но, к примеру, неделю… Увольте. Особенно «впечатлили» порезанная дыня, явно лежащая так не один час, и количество граждан, потребляющих «птичий корм», т.е. разного вида семечки, причём, в отличии от мюсли, именно семечек, а не хлопьев. Максимум – польют слегка из тюбика каким то содержимым и сидят, «клюют». И это весь завтрак! Ну и, конечно же, кофе! Сомнительный коричневый напиток, оставляющий неприятное послевкусие, имеющий единственный плюс – наличие кофеина. В общем – сомнительное это дело, завтрак в шведских гостиницах. Впрочем – вкусы у людей могут быть разными, тут я ничего не утверждаю, знаю только, что жена и дочка в целом имели то же мнение!

Ладно, не завтракать же приехали. Едем за СК в Культурхусет. Это организация в некоем торговом центре, носящая имя Kulturhuset, т.е. Дом Культуры, ДК! :) Вот я и спрашивал у всех, как пройти к этому Культурхусет. Никто не знал, что характерно! Мы замучались его искать. В итоге – карта была таки получена. И, кстати, появилась возможность провести эксперимент – выгодна ли её покупка, если вы не посещаете кучу музеев. Я не рассказывал? За свою карту я заплатил в Москве, вечером. Получив подтверждение оплаты. я решил, что за СК для Иры я заплачу завтра, или в другой день, а сейчас всё, сил нет, спать пора. Но, увы, в дальнейшем мне не удалось её оплатить – сначала не появлялась скидка для членов клуба IKEA Family, потом, когда появилась, не принималась к оплате ни одна из 3 карт! Так и не получилось оплатить её в связи с какими то глюками. Забегая вперёд скажу – да, СК выгодна, причём не на 10 рублей!

Уже на трамвае №7 до Скансена ехал бесплатно, а билет 44 sek! Хотя, там мы встретили кондуктора, благодаря которому и Ира проехала бесплатно! Впрочем, думаю, что она сама расскажет более подробно, очень уж её вся эта ситуация вдохновила и впечатлила. Читайте её, действительно интересно!

Скансен хорош. Не в смысле снисходительно так «Ну ничо, ничо...», а в смысле очень и очень хорош! Интересные экспонаты или занятия найдутся для любого возраста. Нам всем, к примеру, понравились лемуры, маленькие цветные лягушки (Варька потом всё с их скульптурами фоткалась).

Маршруты большинства своих поездок в Европу я почти всегда прокладываю через Финляндию - мой личный опыт прохождения границы Белоруссия-Польша (затраченное время, очереди, придирки польских и белорусских таможенников) достаточно негативный. А добрашись через Финляндию до Стокгольма, за один день можно доехать и в центральную Европу, и в Скандинавию.
Но есть в этом маршруте одно звено, которое вызывает некоторое замешательство и тревогу у наших автотуристов - это переправа на пароме из Финляндии в Швецию (и обратно). Я сужу об этом по тем вопросам, которые довольно часто задают мне наши автопутешественники на площадках перед регистрацией на паром. В этой заметке я попытаюсь их обощить и ответить на них.
Итак, между Финляндией и Швецией есть 3 паромные линии: Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки, Турку-Стокгольм-Турку и Вааса-Умео-Вааса. Последняя линия довольно специфическая и ее рассматривать не будем.

Для поездок в Швецию и далее в радиусе 500-600 км от Стокгольма более всего подходят паромы Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки, а вот если нужно ехать дальше, то я предпочитаю Турку-Стокгольм-Турку и вот почему.

Паромы из Хельсинки отправляютя в 17-17.30 и прибывают в Стокгольм в 9-9.30 утра. Это позволяет с не спеша осмотреть паром, изучить магазины, поужинать - в общем, отдохнуть, и утром выспасться и неспешно позавтракать до прихода в порт.
Если же впереди еще довольно долгий путь, то я предпочитаю линию Турку-Стокгольм-Турку: паромы отправляются в 20-20.40 (между Хельсинки и Турку всего 160 км и график движения на автомашине в принципе один и тот же) и прибывают в Стокгольм - в 6-6.30. Эти "выигранные" три утренних часа очень кстати. Да и стоимость билетов на паром этого маршрута по-меньше.

На этих двух паромных линиях (Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки и Турку-Стокгольм-Турку) работают две конкурирующие между собой компании - Vikilng Line и Silja Line: каждый день утренний и вечерний рейс. Каждый день Конкуренция между ними настолько жесткая, что на государственном уровне было заключено соглашение, что на каждой линии паромы ходят с интервалом в 30-40 минут. Сначала отправляется паром Silja Line, за ним - Viking Line.


Еесли сравнивать стоимость билетов (автопакет машина+каюта 4 места) то на линии Турку-Стокгольм-Турку у Viking Line цены немного по-ниже. Кроме того, на паромах этой компании есть совсем дешевые каюты на палубе под машинным отделением, правда там туалет и душ в коридоре.


Терминалы в Турку.

Терминалы Viking (GPS N60°26" 6.94" Е022°13" 54.87") и Silja (GPS N60°26.035" E022°13.185") (указаны GPS-к оординаты площадок регистрации с машинами ) находятся практически рядом, но подъезжать к ним надо с разных сторон и сорентироваться, особенно в темноте, не просто. Вот схема расположения терминалов и подъездов на регистрацию машин с пассажирами.



Здания терминалов отгорожены заборами от площадок регистрации с автомашинами. И если есть необходимость перед тем, как встать в очередь на регистрацию, посетить, например, туалет, то лучше сначала подъехать к зданию терминала, а потом уже ехать в очередь на регистрацию. Пешком с площадки до здания терминала идти около километра.
Регистрация начинается за час-полтора до отправления парома.


Процедура регистрации проста до предела: подъезжаешь к будке, подаешь в окошко распечатку электронного билета. По правилам могут спросить еще паспорт и техпаспорт на машину, но уже несколько лет я с этим не сталкивался. А вот распечатка или хотя бы записанный номер брони на регистраци должен быть обязательно. Если распечатки нет (забыли, потеряли) то лучше еще до регистрации спокойно подъехать к зданию терминала и там на стойке информации по паспорту получить распечатку - в будке у них это не всегда получается.

Из окошка вам выдадут специальную бирку, которая вешается на зеркало заднего вида - чтобы служащие видели в какую группу машин (по высоте) направить вашу, а также карточки-ключи от каюты и карточки для прохода на ужин и завтрак (если они предварительно оплачены).

Далее машины по сигналам служащих выезжают на площадку погрузки и становятся там в несколько рядов в соответствии с указаниями.


Здесь придется подождать минут 30-40, пока подойдет паром. На площадке можно выходить из машин и даже, соблюдая осторожность (по площадке двигается много cпециального транспорта), пройти по-ближке к пирсу, чтобы посмотреть подход и швартовку парома.



После того, как из прибывшего парома выгрузятся автомашины, по сигналу служащих происходит погрузка. Следуя указаниям паркуете машину, забираете нужные вещи, закрываете ее и идете к лифтам.
  • Во время плавания доступа к автомашинам нет. Поэтому все необходимое нужно брать с собой сразу. Но надо иметь в виду, что каюты очень маленькие, все "впритык" и с большими сумками в них не очень удобно. Я всегда готовлю отдельно небольшую сумку с самым необходимым, с ней и поднимаюсь в каюту

  • Необходимо запомнить номер палубы, где стоит машина и на какую сторону выходить, а также, поднявшись на свою каютную палубу, неплохо осмотреться вокруг и запомнить на каком из лифтов вы поднялись - потом на нем же (или по лестнице около него) лучше и спуститься, чтобы не пролезать между машинами - они стоят довольно плотно, можно испачкаться.

  • Не ставьте машину на сигнализацию, чтобы она не "разоралась" в море от качки и не посадила аккумулятор - достаточно просто закрыть ключом.
Терминалы в Хельсинки.
Терминалы Silja Line (GPS 60.159799, 24.960990) и Viking Line (GPS 60.165356, 24.974250) находятся на противоположных берегах бухты Южного порта (указаны координаты площадок для регистрации с автомобилем). Подъезд к самому Южному порту промаркирован знаками от свъезда по трассе в город и до самого порта.


Единственная "тонкость" - уже в непосредственной близости от порта нужно внимательно смотреть указатели на Южный порт, чтобы не уехать в Западный (там тоже есть терминал Silja Line). Оттуда ходят паромы в Таллин. Но даже если это произойдет - ничего страшного, Южный порт в 15 минутах езды от западного.


Соответственно и подъезжать к терминалам нужно с разных берегов бухты (обозначены подъезды на регистацию с машиной)



Процедура регистрации и посадки аналогична той, что в Турку. Везде есть указатели и служащие, показывающие что нужно делать.

На пароме
На паромах довольно запутанная система нумерации кают, поэтому я, найдя свою каюту, запоминаю путь от нее к ближайшему лифту, а потом, поднимаясь на другие палубы, запоминаю где на них находится именно этот лифт (их на пароме много) - тогда, спустившись на свою палубу, быстро находишь каюту.


Питание
На пароме все магазины и рестораны открываются только с момента отхода судна. На каждом пароме есть так называемый "буфет" - большой ресторан, работающий по принципу " шведский стол". Ужин в нем стоит около 30 евро. Меню обычное для таких заведений - с десяток закусок, три-четыре горячих блюда, кондитерка, немного фруктов и т.д. В стоимость включено так же пиво, красное и белое сухое вино (в роллив), соки, вода, чай, кофе.Другой алкоголь не подается и за деньги заказать тоже нельзя. Оплатить ужин в "буфете" можно при покупке билета - тогда при регистрации вы получите специальные карточки, но можно и оплатить непосредственно на борту. Но при оплате "на месте" может возникнуть одна проблема: в этом "буфете" кормят многочисленные группы туристов. И в пиковое время (например, новогодние каникулы) паром битком набит туристами и в этом "буфете" просто нет мест. Да и работает он только до 22.30.


Но на пароме есть еще два-три ресторана (а на некоторых и больше), где можно нормально поесть за приемлемые деньги. Мы обычно идем в какой-нибудь из них, оплачиваем там "салат-бар" (стойка салатами и другими закусками по принципу "шведский стол") и пиво и этого, как правило, хватает.
Но иногда и там приходится подождать, когда освободится столик, поэтому рекомендую, если решите поужинать в одном из этих ресторанов, зарезервировать места при бронировании билетов - денег за это не берут.
Есть еще кафе-самообслуживание, в котором тоже можно как-то поесть - там меню примерно такое же, как в кафе при больших бензоколонках.

А вот завтракать лучше всего в этом самом большом ресторане-буфете. Набор блюд там стандартный для завтрака в ресторане 3-4-звездного отеля. Но зал ресторана находится на носу парома на 8-й палубе и, если занять столик у панорамных окон, выходящих вперед, затрак получится очень красивым несмотря на ранее время (на завтрак поднимают за полтора часа до швартовки, в 5 утра по шведскому времени).
Однако и утром в "буфет" в пиковое "туристическое" время можно не попасть, поэтому завтраки я всегда оплачиваю сразу при покупке билетов (стоимость 1 затрака 15 евро, для детей дешевле).
Но если что-то не сложилось, то есть еще возможность позавтракать в ресторане a la carte или в том самом кафе.
На паромах на маршруте Турку-Стокгольм-Турку, уходя на завтрак учтите, что пока вы будете в ресторане, служащие уже могут начать уборку кают - снимать белье (у парома на этом маршруте очень короткие стоянки). Поэтому сумочки, барсетки и т.д. лучше взять с собой.На маргшруте Хельсинки-Стокголм-Хельсинки такой спешки нет и никто в вашу каюту во время затрака не полезет.

Магазин Duty Free
Магазин безпошлинной торговли на борту работает вечером и немного утром. Выбор парфюма, алкоголя, сигарет, кондитерки неплохой. Цены по-выше, чем в Duty Free наших аэропортов, но не сильно. Зато они значительно ниже, чем на земле (в ЕС). Поэтому мы обычно не нарушаем норму провоза напитков при въезде в Финляндию, а пополняем запасы на пароме:)


На всех паромах бывают дискотеки, а на некоторых (больших, преимущественно на линии Хельсинки-Стокгольм) богатая развлекательная программа вплоть до цирка, концертов и т.д.


Но водителям - спать! :)

Утром, если будет светло и хороша погода, рекомендую подняться на верхнюю палубу и оставшееся время полюбоваться шхерами, через которые паром проходит к Стокгольму.

Выгрузка
Доступ к машинам открывается за 40 минут до швартовки. Об этом объявляют по радио, в том числе и по-русски. Но спешить совсем не обязательно. Вполне достаточно начинать спускаться на автопалубу минут за 20 до прибытия в порт. Причем не советую ждать лифтов - вся огромная пешая туристическая тусовка ломанется на лифтах на 5-ю палубу, откуда осуществляется пеший выход. Спустится вниз по лесницам 3-4 пролета с небольшой сумкой (помните про сумки?) не трудно.