«Монарх» бросил своих «подданных. Бизнес как преступление

Всего более 800 тысяч пассажиров пострадали из-за коллапса авиакомпании.

Всего более 800 тысяч пассажиров пострадали из-за коллапса авиакомпании. Агентство описало кризис как "крупнейшую неудачу авиакомпании Великобритании за все времена" и заявило, что организует замену полетов для возвращения путешественников домой.

"Это беспрецедентная реакция на беспрецедентную ситуацию", – заявил в понедельник министр транспорта Великобритании Крис Грейлинг, который описывает реакцию на неожиданное банкротство авиакомпании Monarch Airlines как "крупнейшую в стране репатриацию в мирное время". "Никто не должен недооценивать размер проблемы, поэтому я прошу пассажиров быть терпеливыми и действовать согласно советам агентства гражданской авиации ", – добавил Грейлинг.

В Twitter авиакомпании появилось предупреждение для клиентов о отмене рейсов. "Не езжайте в аэропорт. Там не будет больше ни одного рейса Monarch", – говорится в сообщении.

Хаотическая ситуация вызвала гневные и встревоженные посты в социальных сетях. В комментариях кто-то из пользователей возмущается, а кто-то пытается успокоить людей. "Такой позор, но народ, подумайте о персонале... просыпаешься с этими новостями, и думаешь об ипотечных платежах и фьючерсах. Ваш отдых можно перепланировать!" – пишет Эмма Смит. В другом твите женщина написала, что ее брат – один из бортпроводников и только взял ипотеку, которую теперь не знает, как выплачивать.

"Проснулась, чтобы узнать о коллапсе Monarch. Авиабилеты на семейный отдых отменены, а эквивалентные рейсы стоят в два раза больше", – жалуется Нейвид Хан, студент-медик из Лондона.

Британские транспортные органы заявили, что они наймут более 30 самолетов для рейсов на репатриацию, создавая "временную авиакомпанию с нуля, которая была бы одной из крупнейших перевозчиков Британии, если бы работала на постоянной основе".

По оценкам авиационного управления, около 300 тысяч будущих заказов авиакомпании, которые вылетели в пункты назначения по всей Европе и Средиземном море, также были отменены. Управление создало специальный веб-сайт, чтобы помочь пострадавшим клиентам.

Блэр Ниммо, представитель авиакомпании, выступил в прямом эфире Sky News и объяснил ситуацию падением поступлений в связи с терактами в Египте и Тунисе, "уничтожением" туристического направления в Турцию и падением курса фунта по отношению к доллару после . Он сообщил, что возмещать затраты на отдых клиентов будут в индивидуальном порядке.

Власть уверяет, что всех пассажиров вернут домой, в первую очередь – несовершеннолетних, находящихся без сопровождения. Также обещают приложить усилия, чтобы обеспечить передвижение семейных групп одним рейсом.

Авиакомпания Monarch Airlines была одной из старейших в Великобритании и пятой по величине в стране. Она действовала с 1968 года и осуществляла полеты в сорока направлениях из аэропортов Лутон, Гатвик, Бирмингем, Манчестер и Лидс-Брэдфорд.

Напомним, недавно в ассоциации туроператоров России (АТОР) заявили о , который приведет к социальному недовольству. Причина такого неутешительного прогноза заключается в кредиторской задолженности авиакомпании «ВИМ-Авиа» в сумме от 3 до 10 миллиардов рублей, которая привела к фактической приостановке полетов.

На исходе высокого летнего сезона проблемы испытывают не только российские перевозчики в лице « » - один из старейших игроков на британском рынке и пятая по объёмам перевозки авиакомпания страны « » объявила о прекращении полётов из-за экономических трудностей. Стоит отметить, что английский перевозчик, также как и «ВИМ-авиа», специализировался на чартерной доставке туристов на курорты Средиземноморья. Впрочем, авиационный и туристический рынок в Британии регулируется местными чиновниками куда более корректно ко всем его участникам, в результате чего туристы с авиабилетами «Monarch Airlines» практически не испытают на себе никаких проблем, в отличие от российских туристов «ВИМ-авиа».

Так, по данным «BBC», о том, что авиакомпания приостанавливает полеты, стало известно утром в понедельник, 2 октября. Одновременно перевозчик прекратил все продажи авиабилетов, а все бронирования на будущие вылеты были аннулированы. По словам главы компании Эндрю Свалфилда, причиной финансового краха «Monarch Airlines» стали сразу несколько факторов - теракты в Египте и Тунисе, а также попытка государственного переворота в Турции, что привело к резкому спаду турпотока.

В этот момент за границей находилось около 110 тысяч туристов с билетами «Monarch Airlines». Т.е. несостоятельность британского перевозчика коснулась сопоставимого в «ВИМ-авиа» числа туристов. Впрочем, это единственное совпадение в этой аналогии. Все остальные действия как самой авиакомпании, так и властей, кардинально расходятся.

Во-первых, свои проблемы в отличие от «ВИМ-авиа» британская авиакомпания от государства не скрывала - о трудностях руководство перевозчика сообщило Управлению гражданской авиации Великобритании (CAA), после чего попыталось достичь определенных договоренностей с кредиторами. Крайний срок для решения этого вопроса был намечен на вечер воскресенья. Однако получить финансовую поддержку «Monarch» не смогла, из-за чего в понедельник утром и было объявлено о прекращении полетов.

Но и тут руководители профильных ведомств Великобритании продемонстрировали, что свою зарплату они получают не зря: по поручению Транспортного секретаря (аналог нашему министру транспорта) CAA зафрахтовала борта для вывоза туристов, которые направили за путешественниками уже сегодня. При этом все пассажиры «Monarch» будут возвращены на родину согласно их путёвкам - сокращать свой отпуск никому не придется.

В свою очередь те, кто только должен был отправиться на отдых на крыльях пятого по величине перевозчика Британии, смогут вернуть 100% стоимость билетов. Специально для защиты туристов в подобных ситуациях в стране действует система «Air Travel Organiser"s Licence» (ATOL), которая находится под управлением CAA. Она гарантирует возврат средств туристу за оплаченный тур или перевозку, а также защищает от вероятности быть «брошенным» за рубежом в случае банкротства туроператора или авиакомпании. Более того, в случае возникновения непредвиденных ситуаций, для путешественников вообще ничего не меняется - средства из резервного фонда идут на оплату проживания именно в тех отелях, которые прописаны в договоре. Также без изменения остаются и сроки поездки. Т.е. туристов даже экстренно никто не эвакуирует!

На этом фоне российские туристы выглядят и вовсе беззащитными. Ведь если вспомнить историю с «ВИМ-авиа», то становится очевидно, что ни Минтранс, ни Росавиация, ни Ростуризм не имели чёткого представления о том, что им нужно делать. И это при том, что руководители профильных ведомств до последнего были в неведении или скрывали информацию о серьезных проблемах авиакомпании. В итоге коллапса удалось избежать лишь благодаря тому, что в ситуацию вмешался лично президент России Владимир Путин, и проблему начали решать фактически в ручном режиме. К возвращению пассажиров «ВИМ-авиа» подключился Специальный летный отряд «Россия», который обеспечивает перевозку воздушным транспортом первых должностных лиц нашей страны. Помимо этого в воздух были подняты борта как других авиакомпаний, так и самой «ВИМ-авиа».

Впрочем, назвать такой подход цивилизованным точно нельзя - вместо того, чтобы действовать системно по четким и продуманным схемам, наши чиновники из-за своей халатности или каких-то других причин кидаются из крайности в крайность, подводя под монастырь не только себя, но отрасли, за которые отвечают.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

  • Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
  • Туристические новости в Facebook:

Чем отличаются банкротства авиакомпаний в России и Европе.

Так получилось, что в одно и то же время обанкротились две авиакомпании.

26 сентября 2017 года обанкротилась небольшая российская авиакомпания «ВИМ-авиа», которая имела 29 самолетов и перевезла в 2016 году около 2 млн человек. Владельцем ее был Рашид Мурсекаев. В результате банкротства «ВИМ-авиа» в аэропортах застряли около 16 тыс. человек.

Ровно через неделю, 2 октября 2017 года, обанкротилась другая авиакомпания — Monarch Airlines, на этот раз британская. По профилю Monarch была удивительно похожа на «ВИМ-авиа». Разумеется, она была побольше: ее флот насчитывал 35 самолетов, и в 2016 году она перевезла 5,4 млн человек. В остальном же — это тоже была дешевая компания, в который были как рейсовые полеты, так и чартеры. До 2014 года она принадлежала швейцарскому миллиардеру Сергио Мантегазза (Sergio Mantegazza), который также владеет крупнейшим мировым туристическим агентством Globus. В 2014-м он продал хворающую компанию за номинальную сумму инвестфонду Greybull Capital. Банкротство Monarch оставило за рубежом 110 тыс. британских туристов, которых пришлось вывозить за счет государства Катарскими авиалиниями и EasyJet’ом. Найм самолетов обошелся налогоплательщикам в 60 млн фунтов стерлингов. Всего авиакомпания продала билетов почти 800 тыс. туристам.

В чем разница между банкротством «ВИМ-авиа» и Monarch? Два обстоятельства бросаются в глаза.

Во-первых, поразительная разница в эффективности использования самолетов. Monarch имела всего на 6 бортов больше (причем самолетный парк у обеих компаний был приблизительно одинаков), но перевозила в 2,5 раза больше человек.

А во-вторых — и это самое главное, — после банкротства Monarch в Великобритании никто не возбудил уголовного дела ни против Мантегаззы, ни против Greybull. То есть никому даже в голову это не пришло.

Что же до России — то тут наоборот. Еще раньше, чем из аэропортов успели вывезти всех застрявших там пассажиров, СК с гордостью отчитался о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) и о задержании гендиректора и главбуха «ВИМ-авиа». Семья владельцев компании спешно перед этим покинула Россию.

Поймите меня правильно. Я не знаю баланса «ВИМ-авиа». Очень возможно, что из компании перед смертью что-то поперли. У нас, в России, когда дом горит, владельцы дома всегда выносят оттуда тапочки. Проблема в том, что СК тоже, как и я, не имел ни малейшего представления о состоянии баланса «ВИМ-авиа». Он возбуждал дело не оттого, что увидел, что что-то украдено. Он заявил, что состав преступления в деятельности авиакомпании заключался в том, что те продолжали продавать билеты, уже зная, что они не смогут обеспечить перевозку пассажиров.

Но это бред!

Владельцы авиакомпании не могли ничего подобного знать заведомо. У них был кассовый разрыв — они могли выкрутиться. До самого последнего момента они могли получить кредит от банка или помощь от государства, что позволило бы продолжить полеты. Они могли продать авиакомпанию.

К тому же такова специфика работы авиакомпаний — они продают билеты за полгода. «ВИМ-авиа» не могла заявить, к примеру, в марте, что в октябре она прекратит операции, и, пожалуйста, не покупайте билеты дальше. Потому что если бы «ВИМ-авиа» заявила это в марте, она и прекратила бы работу в марте, а уголовное дело, если следовать логике СК, образовалось бы все равно: потому что, прекратив работу в марте, авиакомпания все равно имела бы билеты, проданные до октября.

Фактически СК объявил преступлением «ВИМ-авиа» ее хозяйственную деятельность.

Абсурдность обвинения, предъявленного СК, хорошо видна именно в сравнении с Monarch. Там размер проблемы еще больше: 110 тыс. застрявших туристов, 800 тыс. сгоревших билетов, но уголовного дела не возбуждает никто.

В Lifenews.ru — этой верной медиаприставе Следственного комитета — уже вышел сливной материал про активы семьи Мурсекаевых. В нем сообщается, что консалтинговая фирма Рашида Мурсекаева была обанкрочена за месяц до краха «ВИМ-авиа», а дочь Мурсекаева тогда же продала записанную на нее топливную компанию.

«Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи», — точит слюну автор Life. — А еще — сообщает он, — у семьи в Москве есть квартира! В клубном доме! В двух шагах от Арбата!»

Так и видишь перед собой следователей, которые уже нацелились отобрать квартирку, если сами бизнесмены уже сбежали из России.

Странно, но британская Crown Prosecution совершенно не претендует на другие активы Greybull Capital! Ни на сеть британских супермаркетов M Local, ни на сеть спортивных баров Rileys, ни на сталеплавильный бизнес Greybull, купленный им в 2016 году у Tata. Не нацелилась британская прокуратура и на активы Сергио Мантегаззы — а ведь у него целая группа туристических компаний: и туристическая Globus Viaggi, и Cosmos Holidays, и круизная Avalon Waterways, и вообще этот сукин сын — резидент Швейцарии!

Как, вы спросите, британская прокуратура может быть так наивна? Почему она проходит мимо такого жирного куска? Вот дураки — не могут даже возбудить уголовку и под это дело хапануть сеть супермаркетов, круизную компанию и магазины электротоваров!

Очень просто. Дело в том, есть такая штука, как limited liability company. Limited liability подразумевает, что владелец или совладелец компании не несет личной ответственности за долги или за убытки компании.

Именно концепция limited liability и создала капитализм. Она является ключевой для современной рыночной экономики. Она позволяет людям, склонным к предпринимательству, начинать еще и еще: и где-нибудь в Кремниевой долине, если за плечами человека пара обанкротившихся стартапов, это ничего не значит — это просто значит, что человек старается.

Нетрудно заметить, что российский Следственный комитет является приверженцем совсем другой модели. Модели unlimited liability. Согласно этой модели, любой, кто занимается бизнесом, — преступник, а любой преступник должен делиться плодами своего ремесла со следователями.

Приверженность СК этой модели так велика, что недавно Александр Бастыркин попросил Госдуму принять — ни больше ни меньше — законопроект об уголовной ответственности для… юридических лиц.

Эта феерическая идея, не имеющая параллелей в мировом законодательстве, по сути говоря, будет законодательным оформлением сложившейся в России практики, при которой любой бизнес, не имеющий крыши, считается преступлением, и то, что бизнесмен еще не сидит, это не его заслуга, а упущение силовиков.

Я в данном случае не заступаюсь за «ВИМ-авиа». Как я уже сказала, я не знаю, каково было состояние дел в компании. У нее огромные долги и множество кредиторов. Очень может быть, что после того, как в компании будет введена процедура банкротства, эти кредиторы выяснят, что владельцы компании не платили им, а вместо этого выводили деньги. Очень может быть, что госбанки, которые давали кредиты под залог самолетов «ВИМ-авиа», выяснят, что самолеты были перезаложены несколько раз, то есть фактически эти кредиты имели характер пирамиды. (Что, впрочем, сразу вызовет вопрос: за какие откаты давались такие кредиты?)

Но я хочу обратить внимание моих слушателей, что и в этом случае инициатором расследования не должен быть СК. Его вполне способны провести сами обворованные кредиторы.

СК все время позиционирует себя как организация, стоящая на страже потребителя. Случись у любого среднего бизнеса пожар, банкротство, отравление, любая беда — немедленно за этим следует уголовное дело, по принципу unlimited liability, что, кстати, и побуждает владельца хромающего бизнеса высасывать из него все перед смертью до капли.

Странно, однако, другое. Если бы беззаветная борьба СК против бизнесменов-мошенников способствовала процветанию экономики, то она, экономика, должна была бы быть у нас куда лучше, чем в Великобритании, где и Greybull, и Монтегазза сохранили после банкротства Monarch свои пабы и круизные компании.

А дело обстоит ровно наоборот.

Исход высоко летнего сезона принес проблемы не только российским перевозчикам в лице «ВИМ-Авиа». Одна из самых старых британских авиакомпаний «Monarch Airlines» , которая являлась пятой по объемам перевозки в стране, объявила об экономических трудностях и прекращении перевозки.

Стоит отметить, что у данной авиакомпании есть общее с «ВИМ-Авиа» — обе специализировались на чартерных перевозках туристов на средиземноморские курорты. Не секрет, что туристический и авиационный рынок Британии регулируется несколько иначе. Туристы, которые купили билеты у «Monarch Airlines» почти не ощутили на себе проблем перевозчика. Транспортировка была оперативно перенаправлена и всех вовремя доставили в пункты назначения.

Согласно информации ВВС, сведения о приостановке полетов поступили вчера утром, 2 октября. Вместе с тем были прекращены продажи билетов перевозчиком, а все существующие бронирования с вылетами в ближайшее время сразу аннулировались. Директор авиакомпании Э. Свалфилд в своем интервью относительно случившегося сказал, что проблемы возникли на фоне нескольких нюансов. Финансовый крах обусловлен терактами в Египте и Тунисе. Множеству туристов пришлось менять свои планы, а перевозчику терять деньги. Также не прошли бесследно и попытки государственного переворота в Турции. Снижение туристического потока повлекло за собой финансовые трудности, а потом и банкротство. Главное — все открыто говорят о проблеме, никто не скрывается.

На момент объявления о банкротстве за границей было примерно 110 тысяч туристов, купивших билеты у «Monarch Airlines» . Можно сказать, что проблема застрявших туристов оказалась сопоставима у двоих перевозчиков, прекративших деятельность. На этом совпадения заканчиваются, так как дальнейшие действия самого перевозчика «Monarch Airlines» и властей значительно отличаются.

Начнем с перевозчика. О том, что появились финансовые трудности «Monarch Airlines» объявили сразу, как только сами поняли о неизбежном крахе. Руководство авиакомпании обратилось в Управление гражданской авиации Великобритании и только потом сделало еще одну попытку найти компромисс с кредиторами. Крайним сроком для решения возникших трудностей оказался вечер воскресенья. Получить финансирование от кредиторов у перевозчика не вышло, потому в понедельник утром было объявлено о приостановке деятельности.

Что сделали руководители профильных ведомств? Они изначально получили поручение Транспортного секретаря, который является аналогом российского министра транспорта, ССА зафрахтовать борта для перевозки пассажиров. Уже во вторник, 2 октября, судна были направлены за отдыхающими. Есть один еще момент: все пассажиры возвращаются домой, как говорится, согласно купленным билетам, то есть путевкам. Никому не пришлось сокращать дни долгожданного отпуска в связи с банкротством перевозчика.

Что касается тех, кто только собирался отравиться в отпуск, купив билеты у пятого по величине перевозчика Великобритании, им предлагают компенсацию 100% стоимости. Никаких фактически понесенных расходов взимать не будут. Чтобы находить выход во время подобного рода проблем в Британии ввели систему «Air Travel Organiser’s Licence», управлением которой занимается САА. Эта система призвана защищать туристов и гарантировать им возврат средств. Также сюда обращаются, когда есть вероятность остаться «брошенным» из-за банкротства перевозчика или поставщика туристической услуги. Когда возникают непредвиденные обстоятельства, туристы вообще ничего не должны ощущать. Это ведь проблемы не их компетенции и возникают не по их вине. Резервный фонд выделяет финансирование, которое направляют на проживание в тех отелях, с которыми был заключен договор. Никто не меняет сроков поездки — турист вылетает именно тогда, когда запланировал.

Пример с банкротством британского перевозчика показывает, что российские туристы, к сожалению, не могут быть настолько защищенными. Если вспомнить ту же «ВИМ-Авиа», вывод появляется сам по себе. Ни Росавиация, ни Минтранс, ни Ростуризм не понимали толком, что нужно делать. Более того, информация о проблемах с финансами перевозчика до последнего не распространялась. Если говорить конкретно, то пока президент лично не вмешался в ситуацию, она развивалась не самым радужным образом. Фактически, решали все в ручном режиме.

Чтобы туристы, которые должны были вернуться на крыльях «ВИМ-Авиа» таки попали домой, подключили Специальный летный отряд «Россия», который занимается перевозкой первых должностных лиц. Кроме этого, в воздух подняли судна многих других перевозчиков, в том числе и компании-банкрота. Сейчас банкротство перевозчика подводит под монастырь и туроператоров, против которых в конечном итоге административные дела возбуждаются.

Как вы думаете, действительно ли ситуация с проблемным перевозчиком в Британии решилась так легко? Могло бы так быть и с пассажирами «ВИМ-Авиа»?

Сегодня утром о своем банкротстве объявила британская туристическая авиакомпания Monarch Airlines, что стало крупнейшим крахом среди британских авиакомпаний за последнее время. Ее проблемы могут отразиться на 110 тыс. британских туристов, которые сейчас находятся на различных курортах. Правительство уже принимает меры по вывозу людей. Банкротство Monarch Airlines стало уже третьим банкротством авиакомпании в Западной Европе за нынешний год. Ранее о таких проблемах заявили Alitalia и AirBerlin.


Сегодня утром британский туроператор Monarch Travel Group Limited и авиакомпания Monarch Airlines Limited попали под внешнее управление с немедленной отменой всех туров и рейсов с сегодняшнего дня. Об этом заявила аудиторская компания KPMG, которая и стала внешним управляющим обанкротившихся туроператора и авиакомпании. Аудиторы рекомендуют клиентам компаний не выезжать в аэропорты и ждать специального уведомления о том, каким образом их будут вывозить с курортов. KPMG объяснила банкротство Monarch Airllines «накопившимися издержками и растущей конкуренцией на европейском рынке ближнемагистральных рейсов, из-за чего Monarch Group уже какое-то время переживала операционные убытки». В настоящее время внешние управляющие тесно работают с правительством Великобритании и авиационным регулятором Civil Aviation Authority (CAA) для организации рейсов, которыми можно вывезти британских туристов. KPMG оценивает количество пострадавших клиентов Monarch в 110 тыс.

Британские СМИ называют банкротство Monarch Air крупнейшим банкротством в британском секторе пассажирских авиаперевозок за последнее время. Компания обслуживала около 40 направлений и летала из пяти британских хабов - Гатвика, Бирмингема, Манчестера, Лидса и Лутона. Компания также отменила около 300 тыс. будущих бронирований. По данным KPMG, годовой туроборот компании составляет около 200 тыс. человек. В самой компании работает 2,1 тыс. человек. Руководство Monarch уже принесло свои глубочайшие извинения клиентам и признало свои ошибки в управлении. По данным CAA, на вывоз туристов уже выделено около 30 самолетов. Министр транспорта Великобритании Крис Грейлинг заявил , что «это крайне неприятная ситуация, и сейчас наша главная задача заключается в том, чтобы вывезти людей и помочь им вернуться в Великобританию». Эксперты отмечают, что на фоне разгоревшейся после падения цен на нефть конкуренции это уже третье банкротство крупной авиакомпании в Западной Европе за нынешний год,- ранее процедуру банкротства начали немецкая AirBerlin и итальянская Alitalia.

Впрочем, британские профсоюзы возложили часть экстренной ситуации вокруг банкротства Monarch на британские власти. Представители профсоюза Unite отметили , что, если бы министры из правительства Терезы Мэй «не сидели сложа руки» и вовремя предоставили Monarch государственную помощь, как это сделали немецкие власти в случае с AirBerlin, вокруг банкротства британской компании не сложилось бы такой ситуации, при которой необходимо экстренно вывозить людей домой.