Маршруты самостоятельных путешествий по марокко. Интересный маршрут по марокко. Как добраться из аэропорта до Касабланки

Из Москвы в Марокко регулярно летают самолеты компании Royal Air Maroc. Вылеты производятся из международного аэропорта Шереметьево трижды в неделю. Перелет занимает примерно шесть часов.

Большой популярностью пользуются рейсы Air France с традиционной пересадкой в Париже. Эта компания осуществляет регулярные ежедневные рейсы в Марракеш, Рабат и Касабланку. Стыковки между рейсами редко занимают больше трех часов. Можно лететь и самолетами компании Alitalia с пересадкой в Риме. Многие другие европейские авиакомпании осуществляют регулярные рейсы в Марокко с пересадками в других городах.

Наиболее бюджетные варианты предоставляет компания Ryanair. С ее помощью можно добраться до Марракеша, Феса, Агадира и других городов Марокко из таких мест, как Валенсия, Севилья, Лондон, Марсель, Париж и Дублин. До этих городов можно добраться разными способами, в том числе при помощи бюджетных восточноевропейских авиакомпаний. Если покупать билеты заранее, можно уложиться в двести пятьдесят долларов на одного человека за билеты в оба конца.

Если вы планируете тур по Африке, стоит учитывать, что несмотря на географическую близость Марокко ко многим популярным африканским странам, отсутствие вменяемой конкуренции на маршрутах между странами Западной Африки и Марокко приводит к тому, что авиабилеты могут стоить очень много - до семи-восьми сотен долларов. Перелеты из Британии, Испании, Франции стоят в разы дешевле.

По воде

Существуют регулярные скоростные и автомобильные паромы из Европы в Африку. В основном эти паромы курсируют между испанскими и марокканскими городами. Наиболее часто ходят паромы из Альхесираса до Танжера, не меньше восьми-десяти рейсов в день. Стоимость билета в один конец - около тридцати евро. Из Малаги можно попасть в Мелилью или Надор примерно за сорок евро, паром ходит до восьми раз в сутки. Обычно, если покупать билет в обе стороны, можно получить скидку в двадцать процентов.

Регулярное морское сообщение осуществляется и между Испанией и ее анклавами Мелильей и Сеутой, оттуда можно добраться в Марокко на автомобиле или пешком. Точное можно найти на сайтах паромных компаний. Стоит учитывать, что между Марокко и анклавами осуществляется серьезный пограничный контроль. Для выезда в Марокко необходимо иметь двукратную испанскую визу.

Нужно отметить, что наличие этой визы проверяется еще при оформлении билетов на паром в испанских портах. Если у туриста нет визы, которая дает право на возвращение в Испанию, купить обратный билет не получится.


0 отзывов

Практическая информация

Для кого: для всех
Продолжительность: 7 дней
Цена на 1 человека: 2400 дирхам, 8400 руб.

В стоимость маршрута по Марокко включены:

  • расходы на проживание (отели 3-4*): около 1000 дирхам, 3 500 руб.
  • транспортные расходы (местный транспорт): 400 дирхам, 1400 руб.
  • расходы на питание (100 дирхам в день): 700 дирхам, 2 450 руб.
  • расходы на развлечения: 300 дирхам, 1050 руб.

В стоимость не включен авиа перелет.

Передвигаться по стране можно на местном транспорте (автобусы и поезда) или на арендованном автомобиле.

Описание маршрута по Марокко

Популярный маршрут по Марокко включает посещение интересных городов и главных достопримечательностей страны. Города: Касабланка - Марракеш - Агадир - Эс-Сувейра.

Этот маршрут подходит для путешествия в любое время года, однако летом есть возможность поплавать и позагорать в курортном городе - Агадире.

Касабланка

Прямые регулярные рейсы из России ведут только в Касабланку - деловую столицу Марокко.

«Белый город» не может похвастаться обилием достопримечательностей, но что точно нельзя пропустить - это прекрасную Мечеть Хасана II. В остальное время можно посетить Новую медину, расположенную в районе Хаббус, прогуляться по набережной, отдохнуть и подготовиться к путешествию. В Новой медине можно приобрести хорошие сувениры.

Старая медина Касабланки - одна из самых грязных и неприятных медин в Марокко. Это место для желающих познакомиться с трущобами города и почувствовать их неповторимый аромат.

Марракеш

Из Касабланки отправляемся в один из самых популярных и самобытных городов Марокко - Марракеш.

Доехать из Касабланки в Марракеш можно на поезде за 3 часа. Стоимость проезда 100 дирхам (350 руб). Информация о в Марокко.

В Марракеше обязательно стоит посетить площадь Джема-эль-Фна, которая внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО . Приходить на площадь следует вечером, когда здесь начинается все самое интересное. Площадь расположена в медине, добраться сюда очень легко, каждый житель города и таксист доставит вас по назначению.

Второй день в Марракеше можно провести по-разному. Рекомендуем отправиться на экскурсию в город Варзазат и укрепленную крепость Айт-Бен-Хадду, где снимали такие фильмы, как «Гладиатор», «Мумия» и другие.

Также в Марракеше можно покататься на верблюдах или погонять на багги/квадрацикле по пересеченной местности.

Эс-Сувейра

Из Марракеша отправляемся в город Эс-Сувейра, расположенный в 170 км от курорта Агадир.

Доехать до города можно только на автобусе, т.к. железной дороги ни в Эс-Сувейре, ни в Агадире нет. Рекомендуем воспользоваться комфортными автобусами CTM или Supratours. Дорога займет 3,5 часа, стоимость проезда 70 дирхам (245 руб.).

Эс-Сувейра - очень красочный и уютный портовый город, здесь можно погулять, посидеть в ресторане с морской кухней. В Эс-Сувейре всегда ветрено, поэтому это место очень полюбилось серферам.

Пустыня Шигага

Если вы хотите окунуться в арабский быт, посмотреть первобытность Африки, но не хотите жертвовать комфортом и рисковать своим здоровьем, то Марокко прекрасный вариант, хоть детей с собой берите!

Первый самый весомый факт, рождающий доверие лично у меня — это отсутствие надобности в прививке от желтой лихорадки. Сама прививка не несёт никакой угрозы, коренным москвичам её даже бесплатно колят, но одна мысль об этой процедуре уже изначально отпугивает множество желающих посетить Африку. Так что Марокко, северная Африка, добро пожаловать: здесь вы в безопасности без уколов.

Я сбежала в эту страну из холодной Европы, которая меня морозила январскими ветрами, контраст конечно колоссальный. И, чтобы абсолютно погрузиться в атмосферу, поехала кататься автостопом без особых планов и сроков.

Марокко — европейская часть Африки, от Испании страну отделяет Гибралтарский пролив, по земле Марокко граничит с Алжиром и самой большой пустыней мира Сахарой. Именно здесь, в районе Касабланки обнаружены первые следы пребывания человека в Северной Африке — 800 тыс. лет до н.э. В первом тысячелетии до нашей эры марокканские земли принадлежали Карфагену. Со II века до н. э. — римское владычество, потом территория находилась во владениях арабских, португальских, испанских и французских завоевателей. Независимость Марокко началась лишь с 1956 года.

Религия — ислам. Языки: арабский и берберский (официальные), распространены: французский и испанский.

Виза. Граждане РФ могут находиться в Марокко без визы до 90 дней.

Самолёты. Для россиян Марокко оптимальный вариант в бюджетном и географическом плане. В Агадир и Касабланку регулярно летают прямые рейсы из Москвы. Но я бы порекомендовала открыть карту рейсов авиакомпании Ryanair, и улететь в Марокко за 20-25 $ (если у вас завалялся действующий Шенген, конечно).

Поезда. В самом Марокко есть железнодорожные пути, расценки примерно два рубля за километр в сидячих вагонах (довольно комфортных) и почти в два раза дороже в вагонах лежачих. Марокко не очень-то и большое, чтобы выбирать второй вариант, в течение дня вы точно даберётесь куда нужно. Контроль существует, бесплатно не проедешь.

Автобусы, автомобили. Вездеместно ходят автобусы, есть автостанции с фиксированным прайсом, а есть стоянки, где можно торговаться за стоимость билета, бывает совсем дёшево, в зависимости от вашей наглости и умения сбивать цену, всё как на индийских базарах.

Излюбленный европейцами способ передвижения — машина в аренду (от 20€ в сутки).


Автостоп от города Zagora до Ouarzazate

Про Автостоп в Марокко

С местным населением проблем никаких, про автостоп они в курсе, подбирают охотно, разговаривают со мной по-французски, английским владеет далеко не большинство. Если не знать языка они не расстраиваются и продолжают изливать душу на непонятных языках. Я выучила счёт до десяти на арабском и веселила их своими познаниями.

Дороги в своём большинстве хорошие, полицейские лояльные, не пристёгнутый ремень не прощают, всё остальное их мало волнует (кроме отсутствия документов естественно). Один раз простили отсутствие документов у водителя, права были только у пассажира, сказали чтобы мы обязательно были пристёгнуты и пожелали счастливого пути.

Про Города: Медина, Марракеш, Касабланка, Шефшауэн..

Ценность марроканских городов, пожалуй, в Медине (старая часть города, построенная в 19 веке). Это древний город, обнесённый стеной, по аналогии русских крепостей, но здесь жизнь кипит и в настоящее время. За последние несколько столетий в Медине мало что изменилось, разве что поток туристов вырос. Дети по прежнему играют толпами на улицах, мужчины перевозят товар на ослах и лошадях, в то время, как за стенами Медины в новых кварталах создаёт шум автомобильное движение, а молодежь тычет пальцами в айфоны..

В Медину ведут всего несколько ворот, внутри очень узкие улицы (иногда менее метра шириной), которые составляют настоящие лабиринты. Заблудиться в Медине не составит никакого труда..

Если идти за большинством, то вероятнее всего получится найтись, а если нужно найти достопримечательность, то это приключение на пол дня.

В каждом городе свои фишки.


Медина города Фес, кожевенное производство

В Фесе делают кожу.

В Эссуэйре едят рыбу. В Марракеше — центральная площадь, которая поражает своим разнообразием.


Медина в городе Шефшауэн

В Шефшауэне вся медина (историческая часть города) окрашена в небесно-голубой цвет, по страшной арабской Касабланке гоняют супер-стильные европейские трамваи…


Город Марракеш

В Медине всегда кипит жизнь!! Самые дешевые хостелы опять же здесь! (от 4$ за ночь в отдельной комнате).

Про Горы в Марокко

Атласские горы (от Марокко, через Алжир до берегов Туниса) по сути, это барьер между самой большой пустыней Сахарой и Атлантическим океаном.

В этих горах, на территории Марокко, расположена самая высокая вершина северной Африки, гора Тупкаль (4167 м). Восхождение простое, подготовки не требует, есть большое разнообразие организованных туров на 10 дней от 300$, но хороших отзывов об этих турах я не слышала. Как правило гиды зануды, жильё без комфорта и не обоснованно дорого, весь интерес в том, чтобы рюкзаки ваши на ослах перевезли.


Атласские горы, перевал

Самостоятельное восхождение на Тупкаль. Чтобы совершить самостоятельное восхождение на вершину горы нужно доехать до посёлка Имлиль, там можно заночевать и на утро отправиться в сторону вершины. При наличии хорошей погоды это займёт один день времени.

На высоте 3200 есть горный приют Тупкаль, там можно остановиться за плату или поставить палатку рядом и бесплатно пользоваться благами цивилизации.

Сезон восхождений — круглый год, но в январе выпало очень много снега и мне пришлось отложить это мероприятие. Все вернувшиеся друзья были простужены и не довольны погодой, идите с мая по декабрь, там больше возможностей подгадать с погодой!

Про Пустыню

Вот уж здесь то я не прогадала, лучшее время для посещения Сахары конечно же зимой! Тут некий щадящий режим солнца, всего +25 днём, но и этой температуры мне хватило чтобы искать спасенье в теньках и полностью обгореть. Я не хочу думать что здесь происходит летом..

Как побывать в пустынях. В Марокко два места, где можно увидеть эрги (то, что мы привыкли называть пустыней — дюны), в основном же пустыня это просто каменная нерастительность:

  1. Первое и самое доступное — посетить огромную дюну возле города Мерзуга, где город напоминает только туристическая улица, всё остальное же непримечательный посёлок местных жителей. В пешей доступности от центра и находится эта огромная дюна и простор песка, но не за горизонт, местные говорят что это не настоящая пустыня, это так, модерн!
  2. Второй вариант интереснее, в районе города Мхамид, это та ещё глубинка. В десяти километрах на север есть небольшой участок с невысокими дюнами, а в сорока километрах на запад самый большой в этой стране эрг Шигага, там можно увидеть марсианские пейзажи в оранжевых тонах.

Самое простое и интересное — взять квадроциклы и преодолеть этот путь с ветерком, зарядившись драйвом, или поехать организованным туром на внедорожниках. У подножья дюн множество кемпингов на любой вкус, можно взять услуги камэл-такси и покататься на верблюдах по дюнам на закате например.

Про Сёрфинг

По дорогам вдоль Атлантического океана подвозят как правило туристы сёрферы, здесь круглый год кипит жизнь! Зимой волны стабильно огромные, идеально для профессионалов, летом волны поменьше и условия помягче, можно отдыхать и обучаться новичкам.

Город Агадир , который считается меккой сёрфинга, по мне так абсолютно безвкусный новострой с дорогими товарами для туристов. Самые атмосферные места в маленьких прибрежных городках между Агадиром и Эссуэйрой, например Imsouane, небольшая сёрф-деревня, добраться можно на автобусе из Агадира, или автостопом без проблем.

Цена на сёрфинг — в зависимости от того, как вы умеете торговаться, в этом огромная прелесть Марокко. Если вы красивая светловолосая девушка, то вам и за даром могут дать доску.


Побережье Атлантического океана, пляж Легзира

Про Отношение к белому туристу

Это то, за что можно возненавидеть эту страну, благой искренней ненавистью. Не буду рассказывать про толпы попрошаек, примем это как данное.., но когда тебя пытаются обсчитать на каждом шагу, а в магазинах нет ценников, это превращается в некий аукцион отбивания денег. Нам очень часто приходилось ругаться и доказывать что эта тарелка вареной фасоли, в примитивной кафе, забитой местными, где даже нет туалета, не может стоить 50 дирхам (5$), они улыбались в ответ, извинялись, и говорили что перепутали, эта тарелка стоит 1$, а вот эти две лепешки хлеба 4$. Такие дела.

Если питаться в европезированных ресторанах пиццами и сендвичами, то таких проблем не будет, а если вникать в прелести местной кухни, то впечатление портится колоссально, хотя еда порой очень вкусная.

Иногда можно найти заведения, где есть меню с ценами, но, как показала практика, встречаются они не часто. Многим друзьям открылась тайна марроканского гостеприимства, но меня это обошло стороной.

Про наркотики

Что уж там скрывать, Марокко известно на весь мир апельсинами и самым дешевым гашишом. Ни в одной стране не делают и не экспортируют его в таких количествах. Когда мы пытались уплыть обратно в Европу автостопом в грузовой машине, нам очень доступно объяснили про всю эту политику вывоза наркотиков из Марокко, и что водителям фур запретили брать пассажиров на паром…

Фишка про автостоп. А вот из Испании в Марокко никаких проблем! Мои друзья, которые ехали из России в Марокко автостопом просто в Испании перед портом стопили фуры. Те водители, что едут по одному иногда берут автостопщиков, их фирма проплачивает оба места, даже если водитель один, так вот просто каждый может уплыть в Африку за бесплатно. (Паром для пассажиров от 22€)

Расценки на гашиш очень смешные, один грамм стоит дешевле, чем две бутылки воды, это соотношение меня очень веселит. (цены для местных)

Марокко — уникальная страна, расположенная на стыке исламской и европейской культур, населённая древними арабскими и берберскими племенами. Я очень рекомендую, ради опыта погружения в абсолютно другую среду, разнообразную, местами раздражающую, шумную, яркую, нетипичную.


Крепость Ait-Ben-Haddou

Идея поехать в Марокко самостоятельно созрела у нас давно. Яркие впечатления других туристов, а также колоритные фотографии их отчетов соблазняли и манили. Поэтому, приняв решение, мы озаботились его реализацией. И оказалось, что самостоятельно посетить Марокко на деле очень просто.

Авиабилеты в Марокко

Наиболее удобными являются рейсы со стыковками в Париже. По-этому авиабилеты в Марокко мы купили со следующим маршрутом: Киев-Париж-Рабат. В Париже в ожидании стыковки провели около трех часов. В итоге дорога заняла у нас меньше суток и вечером того же дня мы оказались в Рабате. Шенгенская виза (если вы не покидаете транзитную зону) не нужна. Наш перелет на момент поездки обошелся нам порядка 600 у.е. с человека. Это стоимость с пересадкой в Париже, в две стороны.

Маршрут

Стандартные туристические маршруты для самостоятельного освоения Марокко включают в себя, как правило, города Танжер, Фес, Мекнес, Марракеш, поездку на джипах в Сахару и города побережья: Эс-Сувейру, Сафи, Касабланку.

В нашем распоряжении было 12 отпускных дней, из которых два автоматически «съела» дорога. Поэтому маршрут разрабатывали, стараясь свести к минимуму время, проведенное в дороге. Важным фактором также являлся климат, по причине сильной жары, города Фес и Мекнес были отвергнуты, а пребывание в Марракеше сокращено до трех дней. В итоге сложился следующий маршрут: Рабат (2 дня) — Марракеш (3 дня) — Агадир (4 дня) — Эс-Сувейра (2 дня) – Рабат.

Передвижение по стране

Самостоятельное передвижение по Марокко легко осуществимо. Мы передвигались в основном автобусами, только из Рабата в Марракеш поехали железной дорогой (http://www.oncf.ma/) Билеты можно взять как заранее, по интернету, так и уже на месте, на вокзале. Но у нас не было уверенности в том, что удастся уложиться в запланированные сроки, поэтому билеты брали уже по месту, на вокзале. Стоимость переезда Рабат-Марракеш составила приблизительно 12 евро с человека (второй класс), билеты покупались в кассе самого вокзала.

При покупке билетов обращайте внимание на следующие моменты: классификация поезда, его маршрут (прямой или транзит), класс вагона, обязательно уточняйте эти параметры у кассира. Иначе рискуете, как мы, оказаться в вагоне третьего класса, в окружении местных жителей и местной живности. Мы сделали вывод, что на железнодорожных билетах лучше не экономить, тогда поездка пройдет максимальным комфортом.

Передвижение на автобусах никаких проблем не вызвало. Хотя стоимость билетов и здесь напрямую зависит от уровня комфорта. Билеты подешевле, скорее всего, будут на автобусные маршруты для местных, со всеми вытекающими нюансами.

Автобусные билеты также покупали непосредственно на автовокзалах. В Марокко есть несколько крупных автобусных перевозчиков, офисы их расположены на автовокзалах. Мы пользовались двумя перевозчиками: CTM (http://ctm.ma/) и Supratours (http://www.supratours.ma/), к компаниям претензий нет, довезли без опозданий с нормальным уровнем комфорта. Стоимость переезда Марракеш-Агадир в нашем случае составила около10 евро на человека. В целом уровень цен у компаний приблизительно одинаковый.

Язык в Марокко

Известный факт, что еще недавно Марокко была колонией Франции, поэтому его жители помимо арабского, широко используют французский, а не английский язык. Мы слегка волновались по этому поводу, так как по-французски у нас никто не говорит. Должна сказать, что опасения наши не были беспочвенными: даже в туристических местах Марракеша и Рабата не все могут объясниться по-английски. Так что иметь под рукой русско-французский переводчик с минимальным набор общих фраз будет не лишним. Ну, а если вы хотите с головой окунуться в атмосферу — то и русско-арабский не помешает.

Рабат

Самый европейский из посещенных нами марокканских городов, отлично приспособленный для начала самостоятельной поездки по Марокко. Есть общественный транспорт, но мы передвигались в основном на такси. Такси в каждом городе Марокко разных цветов. В Рабате это маленькие голубые машинки, конечно же, с шашечками. Ловить просто — как и везде, подняв руку. При посадке в такси обязательно проконтролируйте, чтобы счетчик был включен, так как ушлые шоферы этого стараются избежать и потом требуют заоблачные суммы за проезд около километра. Если же вы не успели «пробдить» счетчик, тогда торгуйтесь, когда вам огласят сумму. Таксисты Рабата — самые лояльные в этом плане, могут немного уступить. Поездка по известным объектам центра Рабата обойдется сравнительно недорого – порядка 3-5 евро.

Из того, что необходимо посетить в Рабате. Касба Удайя (вход бесплатный) Можно посетить некрополь Шеллах (вход около 1 евро) Башню Хассана, Мавзолей Мухаммеда V и его сыновей (бесплатно).

Марракеш

Город арабский сказки оказался лично для нас не настолько впечатляющим, как мы ожидали. Может быть, виной тому были удушающая жара, невероятный трафик на дорогах и круглосуточный смог в центре города — не знаю. Но скажу сразу, что знаменитая марокканская медина оставила, скорее, негативное впечатление. Такого количества наглых и хамоватых попрошаек в других арабских странах я не встречала. В медине Марракеша элементарно заблудиться — что произошли и с нами, несмотря на то, что у нас были несколько карт и путеводитель. Названия улиц написаны по-разному — на каком-то гибриде франко-арабского языка, нумерация домов, как таковая, может вообще отсутствовать. Самый доступный способ получить помощь — это довериться хелперу, который озабочен больше тем, чтобы заработать на вас побольше, а не тем, чтобы вы добрались до нужной достопримечательности.

Что посмотреть в сжатые сроки

Площадь Джемаа-Аль-Фна, сердце Марракеша. Площадь в дневное время и после захода солнца – два непохожих места, гораздо интереснее она именно после захода солнца. Акробаты, укротители различных гадов, танцоры, барабанщики, лотки с блюдами местной кухни, зазывалы, попрошайки – все это создает впечатление настоящего восточного шоу, живого, а не телевизионного. Очень стоят морепродукты и экзотика в виде улиток и ракушек в небольших кафешках. Огромное блюдо этой еды на двоих обойдется в 10 евро. Спиртное на площади не наливают нигде, приготовьтесь к этому заранее.

Гробницы династии Саадитов – на любителя, вход платный, открыты по неудобному расписанию: пару раз в неделю, во второй половине дня. На самом деле искали мы их дольше, чем разглядывали. Хотя оформление этого некрополя знаменитой марокканской мозаикой очень красиво.

Выставки-фестивали национальных ремесел в медине. Анонсируются красиво, но на деле это те же лавочки торговцев, в которых иногда проводится что-то вроде мастер-классов, опять же, за деньги.

Закат над мечетью Кутубия. Незабываемое зрелище, своего рода «must see» Марракеша. Для того, чтобы насладиться им сполна, необходимо заранее занять места в одной из кафешек с панорамной террасой на площади Джемаа-Аль-Фна до захода солнца. Впечатляющее зрелище, запоминается надолго.

Следующая часть нашего маршрута пролегала вдоль океанского побережья. Поэтому, сев в автобус на центральном автовокзале (Gare Routiere Ouiled Ziane), мы переместились в Агадир – популярный морской курорт. Автобусы из Марракеша в Агадир ходят часто. Наиболее удобны утренние рейсы, так как в Агадире вы будете сразу после обеда и успеете осмотреться на местности.

Агадир

Сам город малоинтересен, так как старая его часть сильно разрушилась после землетрясения в середине прошлого века. Сейчас это типичный морской курорт – с сетевыми отелями, широкой пляжной линией, и портом. Прогуляться по набережной приятно, но не более того. Можно подняться (на такси или арендовав машину), на обзорную площадку на горе над Агадиром. Оттуда открывается неплохой вид практически на весь город.

Пляжный отдых быстро поднадоел и уже на второй день, мы разыскали бюро по прокату машин. Был арендован маленький VW Polo (дизель, 1,2) на один день. Арендовали в агентстве Hertz, о чем ни капли не пожалели. Прозрачные условия аренды, гуманная цена (аренда на сутки стоила в районе 30 евро), участливый менеджер, в общем, остались довольны.

Океанское побережье Марокко

Цепочка диких пляжей на север и на юг от Агадира (Аглу, Легзира, Сиди-Ифни) – это совершенно другое Марокко. Места, где можно отдохнуть не только телом, но и душой. На эту поездку у нас ушел один световой день. Общий километраж – порядка 260 километров (туда и обратно).

Эс-Сувейра

Приятный городок на берегу океана. Бывшая португальская крепость, а ныне излюбленное местечко европейской богемы. Уютные улочки, совершенно не обычная, не свойственная арабским городам расслабляющая атмосфера.

Проживание

Мы останавливались исключительно в риадах — марокканских гостевых домах. Это своего рода семейные пансионы, совмещенные с гостиницей. Ценник гораздо гуманнее по сравнению с обычными отелями, много предложений представлено на букинге , где мы бронировали проживание. Лучше селиться ближе к центру города или в медине, тогда ко многим достопримечательностям вы сможете добраться своим ходом. Хотя, в таком случае, стоимость проживания будет выше. В Рабате могу рекомендовать риад Дар Зухур (http://www.darzouhour.com/). Отличное соотношение цены, качества и месторасположения.

Еда

Мы смело питались в точках национального общепита. Нигде никаких проблем не возникло ни разу. В исторической части города рестораны порой бывает трудно найти, они могут скрываться в неприметных переулках, без вывесок, за обычными дверями. В этом случае придется прибегнуть к помощи хелпера, либо искать что-то сетевое типа МакДональдса. Ценник в медине Рабата был достаточно высок обед на двоих с вином — порядка 30 евро. Но это был центр города, да и спиртное, как в любой арабской стране там безумно дорого.

Резюме: Марокко — безусловно, очень яркая и самобытная африканская страна. И, что немаловажно — прокатиться в Марокко самостоятельно могут туристы с любым уровнем подготовки и опыта.

Елена, Киев, 38 лет

Марокко страна необыкновенно интересная. Здесь можно найти настоящие средневековые арабские города со своеобразным устройством и красивейшим декором, в новых районах городов можно полюбоваться колониальной архитектурой в стиле арт-деко, оставшейся в наследство от протектората Франции. Марокко омывается Атлантическим океаном и Средиземном морем, разделено Атласскими горами, в нем можно увидеть зеленые долины и песчаные дюны Сахары.

Мы по максимуму хотели эту красоту захватить, поэтому было принято решение активно путешествовать и много переезжать. В период нашего путешествия прямые авиарейсы из Москвы до Марокко еще не летали и мы купили билеты на Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле. Билеты стоили 493 евро (21 050 рублей). В Стамбуле у нас была пересадка с ночевкой, 30 часов, заодно мы посетили Стамбул.

По Марокко мы предполагали передвигаться на поезде или на автобусе. Но в результате выбрали поезд. Он оказался комфортным и ходил четко по расписанию. Однако стоянки у него были короткие, нужно быть аккуратным и выходить вовремя, иначе есть вероятность уехать до следующей станции. В марокканских поездах два класса. В первый билеты продаются с местами. Во второй класс место нужно занимать самому. Первый класс был полупустой. Во второй было много желающих, и иногда была вероятность остаться без места. Но за время нашей поездки у нас всегда были сидячие места. Сами поезда комфортные, составленные из различных типов вагонов, привезенных из Европы. А из Касабланки в Рабат мы даже ехали на новеньком двухэтажном поезде. По уровню комфорта разницы между первым и вторым классом практически нет, по крайней мере все они превосходили по качеству наши обычные поезда. Все билеты мы покупали на железнодорожной кассе перед отправлением или за сутки, когда прибывали в город.

Кроме пары ночей в Марракеше почти все отели мы бронировали заранее через «Букинг». Это было правильным решением. Помогло сэкономить нам время и нервы. Когда мы оказались ночью в Марракеше, мы проехались по нескольким отелям и все они были заняты. В результате мы поселились за двойную цену в пустом отеле с обкуренным администратором, на окраине медины.

В Сахаре нам пригодились все теплые вещи, в которых мы прилетали из декабрьской Москвы. Это была самая холодная ночевка в моей жизни. Перепад температур очень большой. Днем в декабре мы ходили в футболках, а ночью дрогли в зимних куртках под двумя одеялами. Палатки были берберские из натянутого гобелена. Спали вдвоем на двух одеялах и укрывались двумя одеялами. Очень пригодилась бы пенка и спальник. Лекарства от простуды тоже пригодились. Мы поделились ими также с замерзшими и простывшими канадцами и австралийцами. Пригодились капли для глаз (после попадания песка), солнечные очки и крем от солнца.

Очень пригодились лекарства против диареи, когда желудки некоторых не выдержали свежих фруктовых фрешей из киви, клубники и манго.

В поездку мы брали рюкзаки вместо чемоданов. Это позволило нам быть более мобильными, это качество очень помогло когда мы шли в толпе по узким улицам марокканских медин.

Маршрут нашей поездки был следующим:

28 декабря прилет в Касабланку , осмотр достопримечательностей, ночевка. На следующий день посещение мечети Хасана II, а после выезд на поезде в Рабат, в середине дня.

29 декабря приезд в , заселение, осмотр «мертвого» города Шеллах. На следующий день мы посетили Мавзолей Мухаммеда V и крепость Удайу и выехали в Мекнес.

30 декабря в середине дня мы приехали в , а на следующий день после осмотра достопримечательностей мы поехали в Фес.

Медресе Бу-Инанья. Мекнес

С 31 декабря по 1 января мы провели в . Вечером мы посетили ресторан с «новогодней» программой по-мароккански. Вечером 1 января мы выехали на поезде в Марракеш. Это был самый долгий переезд, потому что поезд шел через Касабланку (сделал «крюк»).

Сердце Марракеша - площадь Джема-эль-Фна

3 января рано утром на автобусе выехали в Сахару . Дорога лежала через красивейшие Атласские горы. По дороге посетили берберский город Уарзазат. Доехали до Загоры, там пересели на верблюдов, оставив рюкзаки в автобусах. И после 2-3-часового перевала заночевали в палатках в Сахаре.