Кто плавал на остров шпицберген. Остров Шпицберген кому принадлежит? Где находится остров Шпицберген

Российская часть Шпицбергена — территория на острове Западный Шпицберген площадью 251 квадратный километр, включающая в себя три месторождения каменного угля, шахты и поселки городского типа: Баренцбург, Колсбей, Пирамида и Грумантбюен.

Часть Шпицбергена закреплена за Россией на основании Шпицбергенского трактата, после Первой Мировой Войны в 1920 году.

В настоящее время на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человек.

Российская часть Шпицбергена освоена русскими ещё в конце XV, в начале XVI века. С тех пор там сохранились остатки их небольших строений и лодий, которыми в те времена пользовались только русские поморы. В основном это были морские охотники, приходившие к берегам Груманта, так тогда называлась эта земля. В те времена, воды на стыке Атлантического и Северного Ледовитого Океанов изобиловали китами, а на скалистых островах устраивали свои огромные лежбища моржи и тюлени.

После того как голландский мореплаватель Виллем Баренц побывал в этих краях, в 1596 году он нанес на карты эти острова под названием Шпицберген. И хотя на русских картах более раннего времени, эти острова значились как «Святые русские острова», но так как Россия ещё не была весомой в мире морских держав, название закрепилось официально во всем мире.

В эти северные воды за китом приходили китобои всех морских европейских стран, но особенно в этом усердствовали голландцы, которые за сезон истребляли китов сотнями. В результате, к началу ХIХ века численность китов в этих водах снизалась настолько, что увидеть кита стало редкостью, и интерес к этим голым скалистым островам начал пропадать.

Но это изменило то, что на Шпицбергене обнаружили каменный уголь. Открытие каменного угля приписывают английскому китобою Пуллю, который в 1610 году на северо-западном побережье Шпицбергена, на берегу Кингс-бея, в русле вымерзшего ручья обнаружил каменный уголь и стал использовать его для выплавки китового жира. Однако есть сведения что углем, выходившим на поверхность, ещё до него пользовались русские поморы остававшиеся на зимовку на Груманте.

К тому же Шпицберег находился довольно далеко, в суровых северных условиях, и это открытий долго не было востребовано. Но с развитием пароходства в XIX веке туда добрались промышленники. В 60-70-е годы XIX века геологи выявили, что угля на Шпицбергене довольно много. Предприниматели Англии, Америки, Норвегии, Голландии, Германии начали активно вести разведку залежей угля и его и пробную добычу. В 1906 году Джон Лонгьир, выходец из Америки, открыл на Шпицбергене первую угольную шахту и организовал промышленную добычу угля.

Россия тоже не осталась в стороне. Шпицберген представлял большой интерес как источник угля для северных районов. Кроме того в силу своего геополитического местонахождения, на стыке Атлантического и северного Ледовитого океанов, Шпицберген мог служить хорошей базой для военного и торгового российского флота.

Что бы приступить к освоению Шпицбергена, Российское правительство договорилось с правительством Швеции о проведении его обследования усилиями двух Академий наук: Российской и Шведской. В результате этого соглашения на Шпицберген была организована совместная Российско-Шведская экспедиция, возглавил которую российский ученый с мировым именем Феодосий Николаевич Чернышев. Для экспедиции выделили только что построенный первый в мире арктический ледокол «Ермак».

В течение трех лет с 1899 по 1901 г. экспедиция Чернышева занималась исследованием архипелага Шпицберген, результатами которой были: описание его ландшафта и геологии, высотные отметки суши и глубины фьордов, астрономо-геодезические, магнитные, метеорологические, геологические, гидрологические, гидрографические наблюдения, исследование полярных сияний. Более двух третей всех исследования были проведены Российской частью экспедиции.

Результатами экспедиции Чернышева пользуются до сих пор. Сам Чернышев из-за длительного пребывания в экстремальных условиях сильно подорвал здоровье. Имя российского академика Ф.Н.Чернышева носят несколько географических объектов на картах Мира, в том числе и гора на Шпицбергене, на вершине которой в качестве триангуляционного знака участниками экспедиции была из камней сложена пирамида, так называемый «каменный сигнал», который сохранился до сих пор.

Бюрократия тогдашней России была настолько велика, что для практического освоения Шпицбергена только в 1911 году на Шпицберген была направлена экспедиция с целью сделать геологические изыскания. Министерство финансов выделило на эту экспедицию аж 4 тысячи рублей. Возглавил экспедицию В.Ф.Држевецкий, капитаном судна был В.Н. Серебренников. Для экспедиции было зафрахтовано частное двухмачтовое парусное судно «Жак Картье», которое 8 августа 1911 года вышло из Архангельска.

Однако с самого начала экспедиция не удалась. Между начальником экспедиции и капитаном были большие разногласия — каждый считал себя главным и порядка на шхуне не было. Мало того, когда 28 сентября «Жак Картье», из-за непогоды, остановился в норвежском Мехавне, он был арестован норвежцами, и только после вмешательства Российского правительства в октябре ни с чем вернулся в Архангельск. Экспедиция попросту провалилась.

В 1912 году на Шпицберген была организована повторная экспедиция под руководством талантливого полярного исследователя и геолога Владимира Александровича Русанова, успешно участвовавшего в 1908-1911 годах в исследовании и освоении Новой Земли, на которую он совершил 4 экспедиции. Всего в экспедиции было четырнадцать человек, в том числе и невеста Русанова, француженка Жюльетта Жан - геолог и врач экспедиции.

9 июля 1912 г. на небольшом зверобойном судне «Геркулес», водоизмещением всего 64 тонны, которым командовал капитан А. С. Кучин, экспедиция В. Русанова отправилась из Александровска-на-Мурмане. «Геркулес» хоть и был зверобойным судном, но имел хорошие мореходные качества, помимо парусного снаряжения на нем был двигатель мощностью двадцать четыре л.с. и он был приспособлен для плавания во льдах. Так что уже 16 июля «Геркулес» благополучно достиг острова Западный Шпицберген, и встал на якорь в заливе Бельсунн на западном побережье острова.

От стоянки бота Русанов с двумя матросами пешком прошел через весь остров до восточного берега. Переход в условиях скалистой местности, покрытой ледниками, был очень тяжелым. Во время перехода сам Русанов чуть не погиб провалившись в ледниковую трещину и чудом спасся, уцепившись за выступ на краю пропасти, из которой его вытащили спутники и они смогли вернуться на корабль.

После этого «Геркулес» переместился сначала в Ис-Фьорд, а затем в Адвентбай. Русанов обследовал все западное побережье, в результате чего на российской части Шпицбергена были обнаружены большие залежи угля и составлена карта полезных ископаемых. Для закрепления права России на разработку открытых месторождений угля, экспедицией Русанова были установлены двадцать восемь заявочных столбов. Кроме того, экспедицией были собраны большие зоологические, ботанические и палеонтологические коллекции, а так же выполнены океанографические исследования.

О продолжении экспедиции почти ни чего не известно, но если судить по тому что официальная программа экспедиции Русанова была выполнена уже в начале августа, а на корабль при отправке был загружен запас провиантов почти на полтора года, полагают что Русанов намеревался продолжить работу по исследованию других малоизвестных островов Северного Ледовитого Океана и возможности осуществления Северного морского пути.

Об этом можно судить по его сохранившейся записи в плане экспедиции, где он писал: «В заключение нахожу необходимым открыто заявить, что, имея в руках судно выше намеченного типа, я бы смотрел на обследование Шпицбергена как на небольшую первую пробу. С таким судном можно будет широко осветить, быстро двинуть вперед вопрос о Великом Северном морском пути в Сибирь и прийти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан».

В начале августа со Шпицбергена попутным норвежским судном Русанов отправил домой в Россию трех членов экспедиции, с которыми для Русского географического обществ передал отчет о выполненной работе, а так же образцы угля, геологические и зоологические коллекции, а сам с остальными направился в сторону Новой Земли.

Однако что то пошло не так, потому что с 18 августа, будучи уже у берегов Новой Земли в проливе Маточкин Шар, между северным и южным островами Новой Земли, там где соединяются Баренцево и Карское моря он отправил на материк телеграмму, в которой дословно писалось следующее: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

Вполне вероятно, что в тексте перед словом «погибнет» была пропущена частица «не», и следовало бы читать «Если не погибнет судно», чего на самом деле им избежать не удалось. Эта телеграмма, была последним известием от экспедиции Русанова, после чего экспедиция пропала.

Уже через много лет, в 1934 году у западного побережья Таймыра на безымянном островке, который сейчас носит название «Геркулес» был обнаружен вкопанный в мерзлоту столб, с надписью «ГЕРКУЛЕС. 1913», а на другом, находящемся невдалеке островке, некоторые сохранившиеся предметы: патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож, остатки одежды, вероятно принадлежавшие членам экспедиции Русанова.

К стати, именно эти походы русских изыскателей Русского Севера послужили основой к сюжету знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана». Не исключено что именно В.Русанов стал прообразом капитана Татаринова, а возможно это собирательный образ всех этих трех героев мирного времени Старой России.

В плане освоения Шпицбергена, экспедиция Русанова своё назначение выполнила. По заданию Русанова, Самойлович доставил со Шпицбергена в Петербург образцы добытого угля, где лабораторными исследованиями было подтверждено хорошее качество угля и его пригодность в качестве топлива для флота. Поэтому было принято решение практически осваивать разведку и добычу угля на Шпицбергене. А Рудольф Лазаревич Самойлович стал первым российским горным инженером, котрый организовал промышленную добычу угля на российской части Шпицбергена.

В начале 1913 года для освоения угольных залежей на Шпицбергене, было создано акционерное общество «Торговый Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко». Учредителями акционерно общества стали: тайный советник Алексей Дмитриевич Арбузов — сенатор, камергер, тайный советник Евгений Гаврилович Шинкевич и почётный гражданин Антон Григорьевич Агафелов. Торговый Дом создавался под эгидой Министерства Торговли и Промышленности, и в примечании к Уставу оговаривалось, что передача учредителями другим лицам своих прав, присоединение новых учредителей и исключение кого-либо допускается не иначе, как с разрешением Министра Торговли и Промышленности. Акционерами стали: статский советник Строльман, уроженец финляндии Стюнкель, горный инженер Самойлович, кандидат права Сыромятников, титулярный советник Янчовецкий. Правительствующим Сенатом был издан указ о единоличном праве «Торгового Дома Грумант» на разведку, добычу и торговлю углем и другими полезными ископаемыми на архипелаге Шпицберген.

В апреле этого же года «Торговой Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко» организовал горно-разведочную экспедицию на Шпицберген. В экспедиции участвовало тридцать три человека, они везли с собой, кроме провианта, инструменты и оборудование: буры, рельсы, вагонетки, кузницу, сталь, молотки, кайлы, геодезические инструменты, ружья и патроны, моторный бот, разобранный дом, лесоматериалы, керосин и смазочные масла, домашнюю утварь, собак, нарты и прочее. Набирал людей и возглавил экспедицию лично Самойлович.

На Шпицбергене Самойлович с командой в заливе Коал-бей собрал дом, обустроил необходимые службы и поднял российский флаг. Он занимался разведкой угля, подсчетами его запасов и организацией добычи. Была составлена карта острова Западный Шницберген, с отмеченными на ней российскими участками. Осенью на пароходе «Мария в Россию была доставлена первая партия шпицбергенского угля в объеме 5000 пудов. До сих пор на российской части Шпицбергена сохранился дом построенный экспедицией Самойловича.

Свои исследования на Шпицбергене Самойлович продолжил в 1914 и 1915 гг. Им был подсчитан российский угольный запас Шпицбергена порядка 7 миллиардов пудов! Добыча развивалась ежегодно. За сезон 1915 года на Российской части Шпицбергена работало 216 человек и было вывезено в Россию около 39450 тонн угля. В 1917 году работало уже 249 человек, и было вывезено 59449 тонн угля.

Однако потому как Шпицберген не принадлежал ни какому государству, между странами участниками освоения Шпицбергена стали возникать всевозможные споры и столкновения. Что бы урегулировать все эти проблемы, Норвегия ещё в 1907 году предложила определить статус этих бесхозных островов. По этому поводу в 1910 — 1912 гг. в Осло были проведены несколько международных конференции, на которых Норвегия и Россия разрабатывали проект международной конвенции по статусу Шпицбергена. Однако начавшаяся Первая мировая война эти инициативы остановила.

Вернулись к решению этой проблемы в 1919 году, когда на Версальской конференции в Париже заключался мирный договор стран участников военных действий. Там же на конференции был подписан договор о Шпицбергене, по которому архипелаг Шпицберген официально приписывали к Норвегии, но с определенными ограничениями. Согласно этому договору все 39 стран, подписавших договор, имели равные с Норвегией права вести на архипелаге научную и хозяйственную деятельность. Советская Россия на конференцию приглашена не была.

Оказавшиеся после революции за границей учредители и некоторые акционеры продали свои акции англичанам и Торговый Дом Грумант, стал англо-русской компанией «Грумант», остальная часть акций была национализирована. И тем не менее, шахта продолжала работать, работами руководил Самойлович. В 1919 году на Шпицбергене работало 66 человек и вывезено 33000 тонн угля, в 1920 году — 398 человек, вывезено 171900 тонн. Работы велись сезонно, на зиму все шахтеры уезжали на материк, а на месте оставались всего несколько человек, обеспечивающих охрану шахты. Зимовщики ловили рыбу, охотились на оленей, ставили ловушки на песцов, чем и питались. В течение четырех лет с 1927 по 1931 гг. шахта практически не работала.

7 октября 1931 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был организован Государственный трест «Арктикуголь» по добыче угля и других полезных ископаемых на островах и побережье Северного Ледовитого океана. Трест получил все имущество и права на месторождения угля на Шпицбергене. В этом же году трест «Арктикуголь» полностью выкупил акции акционерного общества «Грумант» со всем оборудованием, постройками и месторождением общей площадью 80 кв.км. На российской части Шпицбергена сохранился памятный знак о создании треста.

В 1932 году трест «Арктикуголь» приобрел у голландской компании «Неспико» дополнительные земельные участки за один миллион 250 тысяч голландских гульденов и стал владельцем четырех участков площадью 251 кв. км, на которых находились три крупнейших месторождения каменного угля: «Баренцбургское», «Грумантское» и «Гора Пирамида». Началось обустройство шахт и поселков на государственном уровне. Добыча угля на Шпицбергене ежегодно росла. Если в 1932 году вывезли только 60000 тонн угля, то в 1940 году добыча составила уже порядка 500 тысяч тонн. Это было в несколько раз больше, чем добывали на Шпицбергене другие страны. Работа в шахте была очень тяжелой, но шахтеры с материка с удовольствием ехали на Шпицберген за длинным рублем.

К началу Второй мировой войны трест «Арктикуголь» производил добычу угля на шахтах Баренцбург и Грумант и вел строительство шахты Пирамида. За предвоенные годы на российской части Шпицбергена было добыто порядка 3 миллионов тонн угля, который завозился для нужд Мурманской и Архангельской областей. Рабочие шахт были обеспечены вполне приличным для того времени жильем.

Судьба Рудольфа Лазаревича Самойловича была трагичной, как и множества заслуженных лиц конца сороковых годов. Он руководил Институтом Арктики, был почетным членом Географического общества СССР, членом общества «Аэроарктика», членом многих географических обществ зарубежных стран, в том числе США, членом международного морского арбитража. преподавал в ЛГУ, писал научные статьи и книги. Был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

В 1937–1938 гг. Самойлович возглавил экспедицию на северный полюс, которая стала первой полярной зимовкой. Однако зима выдалась очень суровой и в Арктике зазимовали 29 судов зажатые льдами. Зимовка была очень трудной, но Самойлович смог провести её без потерь. Тем не менее, он был обвинен в умышленном срыве экспедиции и мае 1938 года был арестован, а 4 марта 1939 года – расстрелян.

Память Р.Л.Самойловича осталась на картах. В его честь названы бухта на Новой Земле, остров в архипелаге Северная Земля, пролив и ледниковый купол на Земле Франца-Иосифа, гора и полуостров в Антарктиде.

С началом Второй Мировой Войны работы на Шпицбергене были остановлены, шахтеры эвакуированы на материк. Норвежцы хотели противостоять Германии в попытках использовать Шпицберген для своих целей, он фашисты не стали долго церемониться и просто-напросто уничтожили всю промышленность на Архипелаге и всех кто там оставался. Российская часть Шпицбергена так же была разгромлена, шахты взорваны, здания и сооружения приведены в полную негодность. Как память о тех далеких днях, на Шпицбергене сохранили орудия которыми пытались остановить фашистов.

После окончания войны в СССР был большой дефицит топлива, поэтому трест «Арктикуголь» интенсивно занялся восстановлением разрушенных шахт. Уже в декабре 1946 года на Шпицберген прибыли первые пароходы со строителями и шахтерами. За два с небольшим года были восстановлены шахты «Баренцбург» и «Грумант» и начали выдавать уголь. В 1956 году была достроена и запущена в эксплуатацию шахта «Пирамида».

Рядом с шахтами были построены шахтерские поселки городского типа со всей инфраструктурой, обеспечивающей комфортное проживание шахтеров. В новых городках были двух и четырехэтажные дома с квартирами, в которых были все удобства, о которых даже не мечтали советские люди на материке. Столовые, детские сады, школы, больницы, кинотеатры, спортивные комплексы. Рядом были теплицы и фермы, обеспечивавшие население свежей продукцией. Шахтеры имели высокие заработки и двухмесячный отпуск. Шахтеры на российской части Шпицбергена жили как при коммунизме. Попасть сюда на работу мечтал каждый шахтер Страны Советов. Современная механизация и автоматизация производства позволяла ежегодно добывать более 300 000 тонн угля. Численность населения российской части Шпицбергена превышала 3000 человек.

В 1981 году была проведена доскональная разведка месторождений, по результатам которой запасы угля только запасы Грумантского месторождения оценивались почти в 134,4 млн. тонн, планировалось строительство новой шахты.

Всё разом рухнуло в 90-х годах после перестройки, кризиса и распада Союза. На Шпицберген стали обращать меньше внимания, ухудшилось снабжение, многие шахтеры начали съезжать на материк. Масла в огонь подлила авиакатастрофа российского самолета Ту-154 «Внуковских авиалиний» 29 августа 1996 года, выполнявшего чартерный рейс из Москвы в Лонгьир. В самолете были в основном шахтеры со своими семьями, возвращавшиеся из отпуска на работу. На борту было 141 человек, ни кто не остался в живых. В память о погибших, В Баренцбурге построена часовня.

«Арктикуголь» начал сокращать объемы добычи, в 1998 году закрыли шахту Пирамида, построенную в 1956 году. Было остановлено и самое старейшее предприятие Грумант, опустел поселок с угольным складом и портом в бухте Колсбей.

Действующим в настоящее время остался только рудник Баренцбург. Сохранился и инфраструктура поселка, которая включает саму шахту, жилой массив, электростанцию, порт, мехмастерские, автотранспортный парк, складское и жилищно-коммунальное хозяйство, библиотеку и больницу, спорткомплекс, отель и др. Добыча угля держится на уровне порядка 120 тыс. тонн в год. Весь уголь идет на экспорт.

В 2014 году в Баренбурге создан новый научный центр, в котором работают представители 12 научно-исследовательских организаций. По последним данным, на начало 2017 года на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человека.

Руководство «Арктикуголь» сейчас делает попытки перепрофилировать всю российскую часть Шпицбергена с добычи угля на туризм, пользующийся большой популярностью последние несколько лет. Создан арктический центра туризма «Грумант» в котором уже сейчас работают более 100 человек. За прошлый 2016 год «Арктикуголь» от туризма получил больше средств, чем от добычи угля. Есть надежда, что Российская часть Шпицбергена станет одним из популярных мест туризма в северной Европе, а Россия продолжит своё присутствие на архипелаге, но уже в новом качестве.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Площадь архипелага - 61022 км².

    Состоит из трех крупных островов - Западный Шпицберген , Северо-Восточная Земля и остров Эдж ; семи более мелких островов - остров Баренца , Белый , Земля Принца Карла , Конгсёйа (Королевский остров), Медвежий , Свенскёйа , остров Вильгельма ; а также групп островов, маленьких островков и шхер , общей площадью 621 км².

    Наиболее крупные острова:

    Остров Площадь (км²)
    Западный Шпицберген 37 673
    Северо-Восточная Земля 14 443
    Эдж 5074
    Баренца 1288
    Белый 682
    Земля Принца Карла 615
    Конгсёйа 191
    Медвежий 178
    Свенскёйа 137
    Вильгельма 120
    Другие (общая площадь) 621
    Всего 61 022

    Природные условия

    Горный рельеф. Самая высокая точка островов - гора Ньютон (1712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² - больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами . Многолетнемёрзлые породы - мощность слоя до 200 м. Естественное оттаивание грунтов в летний период колеблется от 0,5 до 2,6 м.

    Крупные залежи высококалорийного каменного угля - оцениваются в 10 млрд тонн. Уникальной особенностью Шпицбергена также является значительное количество пород с окаменелыми останками растений и животных. В 2007 году норвежской группе палеонтологов удалось обнаружить на архипелаге останки крупнейшего плиозавра Pliosaurus funkei . Высокое разнообразие геологических пород архипелага объясняется его длительной миграцией по мантии Земли, во время которой Шпицберген побывал в разных климатических зонах.

    Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4-5 баллов по шкале Рихтера , предполагается возможность землетрясений до 6-7 баллов.

    Природа

    Климат суровый, растительность не богата, растения низкие и холодоустойчивые. В начале лета тундра сильно заболочена ввиду таяния снегов, а в реках высокий уровень воды. В основном, южная часть Шпицбергена (нулевая зона) летом свободна от снега, хотя ледники встречаются поблизости от всех населённых пунктов. На ледниках часто встречаются красные водоросли , придающие снегу и льду розоватый оттенок. Несмотря на круглосуточный полярный день, разница температур между днём и ночью летом заметна и может достигать 5-10 градусов Цельсия. Первые снегопады проходят в сентябре, хотя снег не редкость и в конце августа. Ввиду относительно мягкого климата, Шпицберген также популярен у туристов в течение полярной ночи, когда стабильное снежное и ледовое покрытие делает возможным движение снегоходов.

    В строении архипелага участвуют, как правило, каледониды . Но они больше похожи на каледониды Гренландии , чем Скандинавии . Однако те и другие являются порождением раннепалеозойского океана Япетус , который раскрылся примерно в начале кембрия около 550 млн лет назад . Этот древний океан располагался в приэкваториальных широтах в субмеридиональном направлении от 30° ю. ш. (древние координаты) на север, между древними континентами Балтика и Канадо-Гренландия. В состав Шпицбергена входят также и более древние породы (байкальской складчатости). По-видимому, это часть баренцевоморской плиты, которая и имеет протерозойско- раннекембрийский возраст. Большая часть фундамента Шпицбергена формировалась где-то на активной окраине древнего океана Япетус около 500 млн лет назад в раннем ордовике и представляет собой островодужные магматические формации, сильно смятые во время столкновения континентов в силуре . К началу силура океан Япетус стал сокращаться, неся Балтику навстречу Канадо-Гренландии, (450-440 млн лет назад) Британские острова , остров Ньюфаундленд и Шпицберген, который испытывал сильное поднятие и вулканические извержения к середине-концу силура. Затем произошло окончательное столкновение Балтики (Скандинавии), Британских островов, Гренландии, Ньюфаундленда и Северной Америки (Лаврентии). Остатки древних островных дуг, известняков, обломочных океанских пород океана Япетус были смяты и подняты ввысь на 9-11 тыс. метров. На месте столкновения этих частей света поднялся горный хребет выше, чем сегодняшние Гималаи . 400 миллионов лет назад Скандинавия была уже соединена с Гренландией и где-то между ними находился и Шпицберген. Британские острова, Ньюфаундленд и Северная Америка также были соединены вместе. В позднем палеозое местами происходило внедрение гранитоидов . Нынешние месторождения меди , хрома , никеля , титана , железа , цинка , урана и других металлов, которые сейчас находятся на Кольском полуострове , в Скандинавии, Гренландии, Шпицбергене, на Британских островах и на восточном побережье Северной Америки, образовались именно в ту эпоху .

    Правовой статус Шпицбергена

    В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был заключён Договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом все государства-участники Договора имели право осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага (статья 3). Согласно статье 2 Договора Норвегия получила право на охрану и восстановление флоры и фауны, хотя забота об экологической ситуации не была характерна для того времени. В статье 8 Норвегия обязывалась создать Горный устав, регламентирующий хозяйственную деятельность на Шпицбергене, при этом устав не должен был давать привилегии, монополии и льготы какой-либо стране, включая Норвегию. В 1925 Горный устав для Шпицбергена был принят вместе с Национальным законом о Шпицбергене .

    История

    Предположительно, русские поморы и викинги обнаружили архипелаг в XII веке . С 1194 года Свальбард упоминается в норвежских летописях. [ ] Свальбард переводится как «холодные берега».

    С середины 1920-х годов Шпицберген становится всемирно известен как база полярной авиации - например, полётов Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта . 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс , но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена-Эллсворта-Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле . Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин ».

    В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и Арктикугля, который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. Постепенное истощение разведанных запасов в шахтах архипелага привело к сокращению добычи везде кроме норвежской Свеагрувы. Как результат, норвежское правительство начало ориентировать Шпицберген на развитие туризма и экспедиционно-научной базы. Арктикуголь с задачей диверсификации экономической деятельности справиться не смог и в пост-советский период дотируется из госбюджета. Расходы на поддержание деятельности бывших советских концессий на Шпицбергене только за 2006 год составили 395,6 млн рублей .

    Также с 1949 года возобновились советские промысловые плавания к Шпицбергену за рыбой. Первая крупная экспедиция 1949 года выловила 462 тонны сельди .

    Современное состояние

    Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством Норвегия и с 1925 года официально является его частью, существуют отличия, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).

    На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза .

    Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske , а также по концессии российским государственным трестом Арктикуголь (ранее советский трест). Здесь (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько и они проходили по поверхности. Весь добытый уголь уходит на обогрев самого Баренцбурга, то есть российское предприятие является планово-убыточным и отчасти имиджевым проектом .

    В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике. В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»). Функционирует полярный музей и Свальбардский международный университет , ведётся значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии. В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда), снегоходные экскурсии и экспедиции.

    В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище , так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT , а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских (МегаФон), так и норвежских операторов.

    Население

    Население архипелага - около 2600 человек (на 1 января 2009 года ). Из них 69,9 % - норвежцы, 18,3 % - русские и украинцы, 0,4 % - поляки. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года. С практической точки зрения, несмотря на отсутствие иммиграционного и таможенного контроля, суровый климат и высокая стоимость жизни в Лонгйире эффективно ограничивают трудовую миграцию работников сферы обслуживания и туризма. После распада СССР некоторое количество бывших сотрудников «Арктикугля» переехало на постоянное жительство в Лонгйир, в то время как численность населения российских шахтерских посёлков продолжала сокращаться пропорционально падению добычи угля.

    Самое большое поселение - Лонгйир , около 2000 человек, большинство - норвежцы . Оно же является административным центром архипелага. Остальные поселения:

    • российские шахтёрские посёлки: Баренцбург (470 человек), Пирамида (3-4 человека зимой, около 15 - летом, большей частью законсервирован) и Грумант (законсервирован);
    • норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100);
    • норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгйира более 300);
    • польская исследовательская станция Хорнсунн (10 человек).

    Также существует законсервированный поселок-порт Колесбухта, ранее сообщавшийся с Грумантом железной дорогой по берегу. В настоящее время дорога пришла в негодность, а туннель вблизи поселка Грумант засыпан в результате подвижек грунта.

    Религия

    В Лонгйире находится единственная действующая лютеранская церковь со своим священнослужителем. В Баренцбурге - православная часовня. По согласованию с Русской православной церковью и Католической церковью в Норвегии лютеранский пастор окормляет верующих этих церквей.

    Экономика

    С начала XX века основой экономики на Шпицбергене стала добыча угля. При этом местные угольные пласты, как правило, имеют доступ непосредственно со склона гор и многие места залегания угля просматриваются невооруженным глазом. Такая геологическая формация привела к возникновению многочисленных небольших шахт и угольных разрезов вдоль береговой линии, которые открывались и закрывались по мере исчерпания и разведки пластов. Размер поселений на Шпицбергене обычно соответствовал мощности близлежащих угольных разрезов.

    По мере истощения угольных запасов власти Норвегии старались диверсифицировать экономику острова путём развития туризма , с целью уменьшения дотационности региона, и расширения научно-исследовательского сектора. В связи с распадом СССР, аналогичная диверсификация российского сегмента экономики из-за финансовых трудностей началась с опозданием.

    Архипелаг Шпицберген располагается в западной части , к северу от Скандинавского полуострова и полярного круга, и является самой северной частью Королевства Норвегии. Острова лежат к западу от государственной границы между Россией и Норвегией, окончательно утвержденной только в 2010 г.
    Архипелаг состоит из трех крупных, семи мелких и еще нескольких групп островков. Самый большой и обжитой остров - Западный Шпицберген.
    Берега островов изрезаны глубокими фьордами на западе и севере, а длина самого большого из них - Вийдефьорда - достигает 108 км. Преобладает гористый рельеф с высотами свыше полутора километров, где высокие плоскогорья перемежаются широкими долинами.
    На северо-западе острова - пара потухших вулканов и термальные источники. Половину общей площади островов занимают ледниковые щиты, выводные и горные ледники. На всех островах, где имеются почва и земляной покров, распространена многолетняя мерзлота.
    Это пояс арктического морского климата, но он менее суров, чем на той же широте в других местах Северного Ледовитого океана: сказывается смягчающее влияние теплого Шпицбергенского течения. Осадки на архипелаге выпадают почти исключительно в виде снега. Прибрежные воды на западе свободны от льда, но на востоке они почти круглый год скрыты ледяным панцирем.
    На островах растут мхи и лишайники, более 150 видов цветковых растений, самые распространенные - незабудка, полярный мак, горечавка, карликовые береза и ива. Животный мир типичен для арктической природной зоны: белый медведь, северный олень, песец, морж, нерпа, гренландский тюлень, белуха. Исключение представляет лишь переселенный в 1929 г. из Гренландии овцебык. Множество гнездовий птиц: толстоклювой кайры, атлантического тупика, бургомистра (большой полярной чайки), глупыша, обыкновенной моевки и тундровой куропатки.
    Для охраны природы на островах создано шесть национальных парков и несколько природных резерватов.
    Имеются точные сведения, что в древние времена начиная с XI в. к Шпицбергену ходили русские поморы, давшие этой земле название Грумант.
    Сами норвежцы именуют архипелаг Свальбард, или «студеный край». Так еще в XII в. скандинавские мореходы называли некую открытую ими северную землю, хотя нет доказательств, что это был именно Шпицберген, а не остров Ян Майен. Остается только верить авторитету прославленного норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861-1930 гг.), настоявшего на том, что Свальбард и есть Шпицберген.
    Такое имя дал островам в 1596 г. голландский мореплаватель Виллєм Баренц (1550-1597 гг.), достигший одного из островов в составе архипелага, когда совершал экспедицию по поиску северного пути в Азию. Баренц нанес остров на карту, а всей этой земле дал название Шпицберген, что в переводе с голландского языка означает «острые горы»: так впечатлили путешественника увиденные им характерные шпицбергенские пики.
    Доказано, что в середине XVI в. на Шпицбергене существовали поселения поморов, на сегодняшний день известно о существовании более восьмидесяти мест их пребывания на островах.
    В XVII-XVIII вв. на Западном Шпицбергене была устроена база китобоев, впоследствии заброшенная.
    Суверенитет Норвегии над архипелагом был признан в 1920 г. так называемым Шпицбергенским трактатом. В это время в России еще не закончилась Гражданская война, и она не участвовала в нем. СССР стал участником договора в 1924 г., а с 1935 г. начал разработку угольных месторождений.
    По условиям трактата архипелаг объявлен демилитаризованной зоной.
    Местонахождение Шпицбергена определило растущий интерес к этим островам со стороны стран, намеревающихся в перспективе заниматься разработкой месторождений нефти и природного газа, хотя на самом Шпицбергене такие работы запрещены в целях охраны природы.
    Жить на Шпицбергене не то, чтобы трудно, а очень нелегко: большинство населения - крепкие мужчины, а все необходимое доставляется с материка.
    Архипелаг Шпицберген является территорией Норвегии и управляется норвежским губернатором.
    На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза. Добраться до Шпицбергена морским путем можно только с июня по ноябрь через норвежский порт Тромсё и российский .
    Коренного населения на Шпицбергене нет. На архипелаге живут граждане Норвегии (в основном - с севера страны) и России, занятые добычей угля и обслуживанием туристов. Отсюда и особенность возрастного и полового состава населения: 60% составляют мужчины в возрасте 25-44 года, единицы - старше 66 лет.
    На островах открыты крупные залежи высококалорийного каменного угля - около 10 млрд т. Сегодня единственной крупной шахтой на архипелаге является норвежская Свеагрува, остающаяся главным доходным предприятием Шпицбергена.
    Кроме Норвегии, только Россия занимается добычей угля на архипелаге, таким образом, поддерживая свое экономическое присутствие на Шпицбергене. С российской стороны уголь добывает компания «Арктикуголь», эта добыча экономически нерентабельна и обеспечивается государственными дотациями.
    Узкий пролив Бельсунн, связывающий главный порт Лонгйир с , почти весь год забит льдом, уголь вывозить на материк очень трудно, а чаще всего - вообще невозможно.
    Из-за вечной мерзлоты и недостатка плодородной почвы заниматься сельским хозяйством невозможно, продовольствие сюда завозится с материка.
    Острова постоянно посещаются туристами и исследователями природы .
    «Столица» и самый большой населенный пункт Шпицбергена - поселок Лонгйир. Он был основан в 1906 г. американским инженером Джоном Лонгйиром, начавшим здесь добычу каменного угля.
    Впоследствии поселок перешел в ведение норвежцев.
    В 1943 г. поселок и шахты были уничтожены снарядами немецких линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст», после войны он был отстроен заново. Добыча угля прибыли не приносила, но обеспечивала существование самого поселка - северного форпоста Норвегии в Ледовитом океане, где начинается разведка нефти и газа и грядет раздел территорий и акваторий между странами Арктического бассейна.
    Шахта № 7 обеспечивает топливом электростанцию, а сам Лонгйир зарабатывает на туризме и обслуживании научно-исследовательских организаций. Большое культурное событие в городе - музыкальный фестиваль «Блюз полярной ночи»: каждый год он открывается в конце октября, когда начинается четырехмесячная полярная ночь.
    Кроме Лонгйира на Шпицбергене расположены российские поселки - жилой Баренцбург и законсервированные Пирамида и Гру мант, все - на острове Западный Шпицберген.
    Поселок Баренцбург был основан в 1920 г., он стал первым постоянным поселком СССР на Шпицбергене. В поселке находятся два десятка жилых домов и консульство Российской Федерации, работает морской порт с двумя причалами - угольным и грузопассажирским.
    Из-за снижения добычи угля, вызванного проблемами с обслуживанием шахт, поселок Грумант в 1961 г., а за ним Пирамида в 1998 г. были законсервированы.


    Общая информация

    Местонахождение : запад Северного Ледовитого океана.
    Принадлежность : заморское владение Королевства Норвегия.
    Состав : крупные острова Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля, Эдж, мелкие острова Баренца, Белый, Земля Принца Карла, Конгсёйа (Королевский остров), Медвежий, Свенскёйа (Шведский остров), Вильгельма и группы островков.
    Административный центр : г. Лонгйир - 2075 чел. (2007 г.).
    Поселки : Баренцбург (Россия) - 435 чел. (2011 г.), Ню-Олесунн (Норвегия) - 30 чел. (2007 г.), Пирамида (Россия) - 11 чел. (2010 г.).
    Языки : норвежский и русский (официальные).
    Этнический состав : норвежцы - 72%, русские - 16%, украинцы - 10%, прочие (поляки, немцы, шведы) - 2% (2012 г.).
    Религии : евангелическое лютеранство, православие.
    Денежная единица : норвежская крона.
    Аэропорт : международный аэропорт Свальбард (Лонгйир).

    Цифры

    Площадь : 61 022 км 2 (Западный Шпицберген - 3919 км 2).
    Население : 2642 чел. (2012 г.).
    Плотность населения : 0,04 чел/км 2 .
    Самая высокая точка : гора Ньютон (Западный Шпицберген, 1717 м).
    Ледники и ледниковые плато : 36 600 км 2 .
    Общий объем льда : 7,5 тыс. км 3 .
    Удаленность : 567 км к северу от Норвегии.

    Климат и погода

    Арктический, морской.
    Средняя температура января : -17°С.
    Средняя температура июля : +5°С.
    Средняя температура морской воды : январь - 0,5°С, июль - +5°С.
    Среднегодовое количество осадков : на у.м. 200-400 мм, на ледниках 800-1200 мм.
    Относит, влажность воздуха : 70-80%.

    Экономика

    Полезные ископаемые : каменный уголь.
    Промышленность : угледобывающая.
    Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

    Достопримечательности

    Природные

    Норвежские национальные парки Северо-Западный Свальбард, Индре Вийдефьорд, Земля Норденшельда, Нордре Исфьорд, Сассен-Бюнсов Ланд, Сёр-Шпицберген и Форландет, ледники Норденшельда и Бросвельбрин, Адвент-фьорд, река и долина Лонгйир, полуостров Земля Норденшельда (птичьи базары, Западный Шпицберген), термальные источники Трол и Йотун, водопады долины Эскер, Орнитологический заповедник Исоййан.

    Исторические

    Развалины стоянки китобоев и кладбище XVII в., заброшенные шахтерские поселки Адвент Сити и Иорхамн (Западный Шпицберген, начало XX в.), самая северная в мире железная дорога (Баренцбург).

    Культурные

    Музей Свальбарда, Свальбардский международный университет (1993 г.), памятник погибшей экспедиции С. Андре (Белый, 1997 г.), Авиационный музей Шпицбергена (2008 г.), Музей поморской культуры, флоры и фауны Арктики (Баренцбург).

    Культовые

    Свальбардская лютеранская церковь (1958 г.), часовня Русской православной церкви (Баренцбург).

    Любопытные факты

    ■ Именем Виллема Баренца на открытом им архипелаге Шпицберген назван необитаемый остров Баренца и город Баренцбург.
    ■ Историки утверждают, что поморское название архипелага Шпицберген - Грумант - является искаженной передачей названия Гренландия. В Средние века считалось, что Шпицберген на севере соединяется с Гренландией, которую в те времена также называли Груланд или Грутланд.
    ■ Самая высокая гора архипелага - Ньютон, на острове Западный Шпицберген - названа в честь великого английского ученого Исаака Ньютона, но почему - никто не знает, а документы утеряны.
    ■ В 2006-2008 гг. в поселке Лонгйир построено Всемирное семенохранилище на случай глобальной катастрофы. Строительство велось под руководством ООН, но на средства Норвегии. Хранилище представляет собой тоннель на глубине 120 м, в котором собраны семена всех сельскохозяйственных растений мира. Все страны имеют здесь собственный блок для семян. Создано хранилище на случай; падения астероида, ядерной войны или глобального потепления. Рассчитано на 4,5 млн образцов семян. Низкую температуру поддерживают искусственные криогенные установки и природная вечная мерзлота, из-за которой (а также из-за малой тектонической активности) выбор пал именно на Шпицберген.
    ■ В поселке Лонгйир раз в две недели издается газета на норвежском языке «Свальбардпостен» - самое северное в мире регулярное печатное издание. Основанная в 1948 г., газета поначалу была настенной и расклеивалась в шахтерских общежитиях поселка. Публиковались в основном анекдоты и карикатуры, чтобы скрасить нелегкий труд углекопов. Сегодня это вполне серьезное новостное издание. Менее известен тот факт, что с 1948-го по 1990-е гг. на островах выходила газета «Полярная кочегарка» - официальное издание профсоюза угольщиков и треста «Арктикуголь». Но так как выход газеты на территории, находящейся под юрисдикцией Норвегии, противоречил международным законам, считалось, что она издается в Москве.
    ■ Свальбардский международный университет - самое северное учебное заведение в мире, в нем читают лекции по арктической биологии, арктической геологии и геофизике. Первый семинар первого курса посвящен обучению стрельбы из карабина: белых медведей на Шпицбергене очень много.
    ■ Своим названием поселок Пирамида обязан своеобразной форме горы, у подножия которой он основан на берегу бухт Петунья и Мимер.
    ■ Северная часть острова Западный Шпицберген названа Земля Андре - в честь шведского инженера Саломона Андре.
    В 1897 г. он с двумя спутниками пытался достичь Северного полюса на воздушном шаре и исчез. Следы погибшей экспедиции были найдены лишь в 1930 г.
    ■ Одними из последних солдат германского Третьего рейха, сдавшимися после окончания Второй мировой войны, была команда, обслуживавшая метеостанцию на острове Медвежий. В мае 1945 г. радиосвязь с ними была потеряна, и лишь в сентябре 1945 г., когда к острову подошло норвежское китобойное судно, они смогли сдаться в плен.
    ■ В архипелаге Тысячи Островов (Тусенёйане) к югу от острова Эдж на самом деле их всего сорок.
    ■ Единственная птица, обитающая на Шпицбергене круглый год, - полярная (белая) куропатка, все прочие мигрируют на зиму на юг.
    ■ На Шпицбергене значительное количество пород с окаменелыми останками растений и животных. В 2007 г. норвежские палеонтологи обнаружили на архипелаге останки доисторического животного - плиозавра длиной 13 м.
    ■ В 1890-х гг. Германия предприняла попытку утвердиться на острове Медвежий. В 1899 г. российский посол в Берлине заявил протест германскому правительству. К острову был направлен русский крейсер. Тогда от дальнейших попыток завладения Медвежьим Германия отказалась.
    ■ Отсутствие древесины на Шпицбергене вынуждало поморов приводить с собой старые суда, которые шли на разборку. Не случайно практически во всех жилых сооружениях полы были выстланы из судовых досок.

    “Макушкой Европы” нередко именуют этот затерянный в ледяных просторах Арктики гористый архипелаг.

    Некоторые его острова находятся за восьмидесятым градусом северной широты. Только север Гренландии да канадский остров Элсмир расположены еще ближе к Северному полюсу.


    В утреннем тумане морякам, подплывающим с юга к архипелагу, кажется, что из дымки проступают контуры башен средневековых замков. Это темнеют сквозь серую пелену горные пики Шпицбергена, достигающие 1700 метров в высоту.


    Но вот корабль подходит ближе, туман рассеивается, и перед вашими глазами открывается панорама прихотливо изрезанных черных скалистых берегов, увенчанных белыми ледниками.


    Местами ледяные языки спускаются прямо к морю, обрываясь уступами прозрачно-голубого льда.


    Узкие извилистые заливы расчерчены пенными полосками водопадов. А в глубине самого большого залива — Исфьорда — приветливо светятся яркими красными, зелеными и синими кубиками дома столицы Шпицбергена — поселка Лонгьир.

    Больше тысячи островов входит в состав архипелага. Правда, почти все они невелики, только пять из них заслуживают эпитета “крупные”. Это Западный Шпицберген, Северо-Восточная земля, остров Эдж, остров Баренца и Земля Принца Карла.

    По площади Шпицберген больше, чем Швейцария, и мог бы разместить на своих островах две Бельгии.

    Издавна у архипелага было несколько названий. Голландцы именовали его Шпицберген, русские — Грумант, норвежцы — Свальбард. Современные журналисты часто называют этот край “Островами туманов”.

    Действительно, Шпицберген — одно из самых “туманных” мест на Земле. Даже знаменитый африканский Берег Скелетов - пустыня Намиб и печально известное своими дождями и туманами Берингово море не могут сравниться с ним в этом отношении.

    Больше 90 дней в году (четверть года!) стоят туманы над островами. А в июне-октябре ежемесячно бывает от 12 до 20 дней с туманами.


    Туманы на Шпицбергене такие плотные, что уже в пяти шагах ничего не видно. Приглушаются звуки, искажаются очертания предметов, так что невозможно узнать даже привычную местность. Все постройки и крупные камни покрываются пушистой щеткой инея.

    Весной во время тумана здесь можно наблюдать необычное оптическое явление, которое на языке ученых именуется “глория”. Низкое полярное солнце отбрасывает на пелену тумана и низкие облака длинные тени предметов, которые окружены радужным контуром.

    Известный полярный исследователь Амундсен, совершивший вынужденную посадку на самолете во льдах к северу от Шпицбергена, так описывает глорию:

    В стороне от нас, в тумане, я увидел полное отражение нашей машины, окруженное ореолом всех цветов радуги. Зрелище изумительное, красивое и своеобразное.

    С борта теплохода, идущего к Шпицбергену, уже издалека можно разглядеть причудливо зазубренные остроконечные вершины гор, за которые ему и дали такое название (Шпицберген — по-голландски “Острые горы”).


    Имя это присвоил архипелагу открывший его в 1596 году голландский мореплаватель Виллем Баренц. Правда, справедливости ради, надо сказать, что русские поморы еще за два века до голландца хаживали на своих лодьях к холодному Груманту (так называли они архипелаг).

    Однажды четверо русских зверобоев, высадившись здесь для охоты, наутро не обнаружили своего судна, раздавленного льдами. Российские робинзоны прожили на Шпицбергене целых шесть лет, прежде чем были спасены случайно зашедшим на острова другим русским судном.




    После Баренца на архипелаге побывало немало знаменитых мореплавателей и исследователей. Гудзон и Чичагов, Норденшельд и Нансен, Амундсен и Русанов прокладывали здесь свои маршруты.

    Но главный вклад в изучение Шпицбергена, бесспорно, был сделан смелыми поморами, в течение пяти веков осваивавшими суровые острова.

    До сих пор на карте архипелага можно найти и Русские острова и бухту Русскую, гору адмирала Макарова и мыс Ермака, долину Русанова и бухту Соловецкую.




    Уникальность природы Шпицбергена определяется тем, что к его западному побережью подходит одна из ветвей теплого Северо-Атлантического течения — продолжения Гольфстрима. Нагретые воды по фьордам проникают далеко в глубь островов и согревают их.

    В феврале мороз здесь не превышает пятнадцати градусов, а средняя годовая температура на островах — шесть градусов выше нуля. (И это на восьмидесятой широте!)


    Поэтому побережье островов летом покрывает зеленый ковер тундры, пестреющей яркими цветами.


    Пурпурные камнеломки, желтые полярные маки, голубые незабудки и лиловые гвоздики радуют долгим полярным днем глаз жителей Логьира и других шпицбергенских поселков: Баренцбурга, Пирамиды, Ню-Олесунна, Лонгиербюена и Свеагрувы.


    А снежные поля на склонах в это время местами окрашиваются в розовый цвет — из-за появления на них микроскопических водорослей.

    Широкие долины, уходящие высоко в горы, заполнены здесь ледниками. Их безмолвные грязно-белые реки медленно (обычно со скоростью метр в сутки, не больше) движутся к морю.


    На месте впадения ледников во фьорды лед сползает в воду и отламывается. Так образуются айсберги.


    В некоторых долинах, там, где ледники заканчиваются, не дойдя до берега, из-под них текут короткие, но бурные речки, самая длинная из которых всего 48 километров. Зимой все они промерзают до дна.

    Источенные ледниками горные вершины островов принимают самые фантастические формы. Так, гора Скансен напоминает старинную крепость, гора Темпель — древнеиндийский храм, а гора Пирамида похожа на штабель гигантских аккуратно сложенных тюков сена.

    Самая знаменитая гора — Тре Крунер — имеет три вершины. Их названия: Свеа, Нора и Дана — символизируют братство трех скандинавских стран — Швеции, Норвегии и Дании. Усеченные пирамидальные контуры трех вершин расцвечены четкими горизонтальными полосами желтых известняков и красных песчаников.


    Древние скандинавские легенды представляли Шпицберген мрачной страной холода, мрака, снега и льда. Викинги считали, что это самый негостеприимный край на свете. Но это несправедливо. По сравнению с другими арктическими островами, например, Элсмиром или Северной Землей и Землей Франца-Иосифа, Шпицберген выглядит настоящим оазисом в ледяной полярной пустыне.

    Его населяют три тысячи человек, по большей части ученых-исследователей Севера и, как ни странно, шахтеров. Залежи угля образовались тут сотни миллионов лет назад, когда Шпицберген составлял одно целое с Европой и климат его был несравненно теплее, чем ныне. Теперь российские горняки по договоренности с норвежцами занимаются здесь добычей угля.

    Но жизнь на островах можно встретить не только в людских поселениях. Тут водятся северные олени и песцы, юркие грызуны-лемминги и белые куропатки.


    Над долинами бесшумно кружит полярная сова, а на лето сюда прилетают тысячи перелетных птиц: уток, гусей и лебедей.

    Больше всего шума и плеска на побережье. С теплым течением приходят к острову стаи трески и сельди, палтуса и пикши, а за ними приплывают тюлени: гренландский и морской заяц.

    На галечных пляжах под скалами устраивают свои лежбища клыкастые моржи, а в открытом море нередко можно увидеть фонтаны китов.


    Последних в водах Шпицбергена немало и до сих пор, хотя китобойные флотилии охотились в этих местах со времен Баренца и Гудзона. Больше всего белух и касаток, но встречается и знаменитый единорог-нарвал.

    Голова этого кита заканчивается острым двухметровым костяным наростом, похожим на рог.

    Говорят, что у Ивана Грозного был посох из красивого, витого рога нарвала (видимо, привезенного русскими поморами с Груманта).

    Приходит на острова и главный охотник за тюленями — .

    Самый крупный хищник полярного бассейна теперь находится под охраной закона и совсем не боится человека.


    Порой встречи с ним заканчиваются печально для полярников, особенно на дальних островах.


    И случается, что в Баренцбург или Лонгьир от работающих где-нибудь на островах Принца Карла исследователей летят отчаянные радиограммы вроде следующей:

    Срочно высылайте вертолет для эвакуации. Окружены девятью голодными медведями. Не рискуем выходить из домика.


    Прижился на архипелаге и завезенный сюда в 1920-е годы из Гренландии овцебык. Стадо этих могучих приземистых копытных, покрытых густой и длинной, до земли, шерстью, заметно выросло за последние годы, благо на Шпицбергене нет их главных врагов — волков.

    В суровые зимы самки овцебыков прячут маленьких детенышей у себя под брюхом, где в любую пургу тепло и уютно в пологе из шерсти. Сейчас овцебыков на Шпицбергене больше сотни, а ведь вначале было всего 17.

    Украшение Шпицбергена — его замечательные птичьи базары. На крохотных уступах отвесных скал, обрывающихся к морю, галдят и суетятся десятки тысяч чаек-моевок, кайр, чистиков, глупышей, тупиков и бакланов. А над скалами парят хищные чайки-бургомистры, высматривая добычу.


    Рыбы в море хватает и тюленям, и чайкам, тем более что у западного берега даже зимой под действием теплого течения граница плавучих льдов образует глубокий изгиб, как бы залив с ледяными берегами, обращенный на север.

    В старину его называли Бухтой Китоловов, так как именно здесь был центр китобойного промысла. В иные зимы у западного побережья льда нет совсем, а Исфьорд покрывается ледяным покровом лишь на месяц-полтора.

    Однако Север есть Север, и с октября по февраль над Шпицбергеном царствует полярная ночь. Тем не менее, архипелаг не становится в это время “страной вечного мрака”. В ясную погоду его освещает луна.

    Как писал великий полярник Фритьоф Нансен, “взамен солнца остается восхитительнейшее сияние луны: она день и ночь кружит по небосводу…”.

    Лунный свет отражается мириадами снежных и ледяных кристаллов и позволяет не только свободно передвигаться без фонаря, но и различать дальние горы. Особенно светло бывает в полнолуние.

    А в декабре-январе в морозную погоду на небе полыхают полярные сияния. На фоне пламенеющего неба возникают световые узоры самого фантастического вида, непрерывно меняющие свою форму и цвет.


    Можно часами стоять, забыв надеть шапку, на трескучем морозе, не в силах отвести глаза от удивительной игры красок в холодном небе.


    Слова бессильны описать это поистине грандиозное зрелище. Как жаль, что в это время на островах не бывает туристов!

    И все они не могли забыть его суровой красоты, ослепительно белых горных пиков и синей глади фьордов, оглушительного гомона птичьих базаров и скромного очарования тундровых цветов, зеленовато-прозрачных стен прибрежных ледниковых обрывов и красок северного сияния…

    И когда зимовщики, возвращаясь на родную землю, отплывают от берега, то с борта теплохода они по традиции бросают в воду старые сапоги — в знак того, что когда-нибудь вернутся на эту студеную, но прекрасную землю.

    Шпицберген - остров в Северном Ледовитом океане. Это один из самых северных населенных регионов мира. Несмотря на суровые условия, здесь расположены семь национальных парков, активно развивается туризм. Кому принадлежит остров Шпицберген? Чем он интересен? Давайте узнаем об этом.

    Архипелаг ледяного океана

    Западный Шпицберген (часто употребляется без слова «западный») - остров в составе одноименного архипелага, состоящего из нескольких крупных и десятков крохотных островов, шхер и отдельных скалистых выступов. На нем расположено несколько населенных пунктов, аэропорт, угольные шахты и всемирный банк семян.

    Где находится остров Шпицберген? Он расположен в 450 километрах от восточного берега Гренландии и примерно в 650 километрах от севера Норвегии. Омывают его воды Гренландского и Баренцевого морей, а на севере - открытые воды Северного Ледовитого океана.

    Одноименный архипелаг, к которому он принадлежит, также известен как Свальбард, Грумант или Спитсберген. К нему относятся: Северо-Восточная Земля, остров Баренца, Эдж, Конгсёйа, остров Медвежий, Свенскёйа и другие территории.

    Архипелаг охватывает 61 022 квадратных километра. Общее количество его жителей составляет меньше трёх тысяч человек.

    История острова Шпицбергена

    История Шпицбергена - дело весьма запутанное. Долгое время его территория считалась своеобразной международной зоной, «ничейной землёй», где различную деятельность осуществляли больше десяти стран мира. Позже это послужило поводом для споров о владении им, а главную роль в этой «пьесе» сыграли Россия и Норвегия.

    Первооткрывателем острова Шпицбергена (Норвегия) официально считается голландский исследователь и мореплаватель Виллем Баренц. Он открыл его в 1596 году, назвав Спитсбергеном (или же «острыми горами»).

    В прибрежных водах обитали крупные колонии китов и моржей, поэтому вскоре сюда направились китобои со всех ближайших регионов. Англия и Дания успели заявить права на владение островом, однако дальше заявлений дело не пошло. К XVIII веку китов в этой местности почти истребили, и интерес к новым территориям значительно упал.

    В конце XIX - начале XX века сюда начали отправлять исследовательские экспедиции. Так, на острове побывали Фритьоф Нансен, Руаль Амундсен, Соломон Андре, Владимир Русанов. Открытие залежей каменного угля привело к возникновению шахтерских поселений норвежцев, шведов, русских, англичан и т. д.

    Сегодня страна, которой принадлежит остров Шпицберген, как и весь архипелаг, - это Норвегия. Она первая официально претендовала на его территорию и получила согласие остальных государств в 1920 году.

    Во время Второй мировой войны жителей острова эвакуировали. На нем располагалось несколько немецких метеостанций, для ликвидации которых были отправлены норвежские войска. После войны добыча угля возобновилась силами Норвегии и России.

    Чей остров?

    Шпицберген неоднократно выступал предметом споров между Россией и Норвегией. И хотя все неурядицы, казалось бы, уладились ещё в начале XX века, вопрос о том, кому все-таки должен принадлежать остров, периодически всплывает вновь.

    Обе страны утверждают, что их народы знали о существовании острова задолго до открытия Баренца. Норвежцы сообщают, что под названием Свальбард он фигурировал в скандинавских сагах X-XI веков. По версии России, первыми его заселили русские поморы. Но ни один факт пока не был достаточно аргументирован.

    В 1920 году в Париже был подписан Шпицбергенский трактат, закрепляющий суверенитет Норвегии. Сейчас его участниками являются 50 стран, в том числе Россия, Нидерланды, Польша, Венгрия, Чехия и т. д. Все они имеют право осуществлять на нем исследовательскую и хозяйственную деятельность. Согласно трактату, остров является демилитаризованной зоной - строить на нём военные базы запрещено.

    В 1947 году были признаны особые экономические интересы России на Шпицбергене. В настоящее время основную деятельность здесь ведут только она и Норвегия. Остальные страны лишь отчасти. На острове работает российская мобильная связь, а самим россиянам не нужна виза для его посещения.

    Местные жители

    Население архипелага в большинстве своем сосредоточено на Западном Шпицбергене. На нем действует аэропорт, соединяющий остров с городами Осло и Трёмсе. Чартерные рейсы доставляют пассажиров и в Москву.

    Главными языками на острове являются норвежский и русский. Многие местные жители также владеют английским. До 1995 года здесь проживало значительно большее количество граждан России. Сейчас они вместе с украинцами составляют около 16% населения, 70% приходится на норвежцев. Поляков на острове Шпицбергене около 10%, все они живут на польской исследовательской станции Хорсунн.

    На нем расположено три российских шахтерских города. Два из них, Грумант и Пирамида, законсервированы. Жилым является только Баренцбург. Норвежских посёлка два: Логйир и Свеагрува. Кроме того, на территории Свальбарда находится международная база Ню-Олесунн. В разное время в ней проживает от 30 до 120 человек.

    Климат

    Увидев на карте остров, почти весь обозначенный белым цветом, вы можете представить себе огромную заснеженную территорию, где царят вечные морозы. Возможно, так и было бы, но берега Свальбарда омывает тёплое Северо-Атлантическое течение. Оно делает средние зимние температуры на острове на целых 20 градусов выше, чем температуры тех же широт в Канаде и России.

    Благодаря течению берега вокруг архипелага не покрываются постоянными льдами, а судоходство возможно на протяжении почти всего года. Температура в зимние месяцы обычно не опускается ниже -20, а летом средний показатель составляет +5 градусов.

    Зимой на острове, как и на всем архипелаге, властвуют сильные ветры, несущие холодный воздух. Летом часто возникают туманы. Осадки обрушиваются на него регулярно, но их количество небольшое.

    Полярная ночь на острове длится 120 дней в году, полярный день - 127. Это одно из мест на планете, где можно наблюдать северное сияние. Для его изучения на Шпицбергене даже действует специальная обсерватория.

    Природа

    Растительный мир острова по-своему разнообразен. Его территорию покрывает тундра, что означает практически полное отсутствие деревьев. Зато здесь больше трёхсот различных мхов, около 180 сосудистых растений и тысячи видов водорослей. Красные водоросли распространены и на ледниках, они придают им особый розоватый оттенок.

    В семи местных национальных парках живут песцы, олени, белухи, моржи и т. д. На острове обитает больше белых медведей, чем людей, и встретить их вполне возможно. В связи с этим каждому человеку разрешено носить оружие. В местном университете, перед тем как начать практические работы на улице, необходимо пройти курс по стрельбе.

    Всемирное семенохранилище

    Как никто другой, Норвегия подготовилась к концу света. На случай какой-либо глобальной катастрофы страна построила огромный бункер, в котором сохраняются образцы семян со всего мира. Из-за наличия холодных температур и слабой сейсмической и вулканической активности остров Шпицберген оказался идеальным кандидатом для такого помещения.

    Хранилище расположено в слое вечной мерзлоты, на глубине 120 метров. Оно оснащено продуманной системой безопасности и противовзрывными дверями. Его холодильные камеры могут работать на угле, так что отключение электричества банк выдержит точно.

    Каждая страна мира обладает своим сейфом. Всего здесь находится около 4 миллионов образцов, заключенных в несколько упаковок. Чтобы предотвратить быстрое старение семян, за условиями их хранения тщательно следят.

    Лонгйир

    Крупнейшим поселением на острове Шпицбергене и его административным центром является Лонгйир. Он принадлежит к округу Свальбард. Населённый пункт основан в 1906 году в качестве базы компании Arctic Coal Co. из Бостона. После 1916 года базу выкупила норвежская компания Store Norske.

    Он расположен во внутренней части острова, на южном побережье Адвент-фьорда. Городок пересекает речка Лонгйир, которая периодически пересыхает.

    В Лонгйире расположен крупный морской порт, а также Свальбардский университет, отделение Норвежского полярного института. Это главный культурный и туристический центр острова. Главными достопримечательностями здесь являются: кирха 1921 года, галерея и музей Свальбарда, где можно ознакомиться с полной историей острова, а также его природными особенностями. Распространенным развлечением здесь является плавание на каяках среди льдин.

    Баренцбург

    Где ещё в Норвегии можно увидеть Ленина? Конечно, в российских посёлках Шпицбергена. В Баренцбурге памятник находится рядом со зданием консульства. Позади него на склоне виднеется надпись «Миру миру», а прямо за ним - «Наша цель - коммунизм!», они нетронуты ещё со времен Союза.

    Город находится на том же берегу, что и Лонгйир, только западнее. Постоянное население в нем не превышает 500 человек, многие приехали сюда из Донбасса. Здесь есть больница, школа, спортивный центр, детский сад и магазины, а также угольная ТЭЦ и шахта. Шахта треста «Арктиуголь» считается убыточным предприятием, ведь добытого ресурса хватает только на обслуживание Баренцбурга.

    «Живые» деньги в городе практически не ходят, ими расплачиваются только в сувенирных лавках. У всех жителей есть специальные карточки, на которые зачисляются все траты, а затем вычитаются из зарплаты. Хотя и обычные кредитные карты здесь тоже действуют.