Комсомольская площадь. Комсомольская площадь Памятник в центре комсомольской площади

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Комсомольская

Сдан: 2003 г.

Скульптор: Щербаков С.А.

Описание

Памятник создателю российских железных дорог и первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову это большая бронзовая скульптура министра в полный рост, установленная колоннообразный гранитный постамент. Павел Петрович запечатлен облаченным в парадный министерский мундир со всеми орденами на груди за заслуги перед отечеством. Левая рука отведена в сторону, в правой руке он держит свиток с царским указом о начале строительства первой в России железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, на который он с большим трудом уговорил Николая I.

На постаменте золочеными буквами нанесена памятная надпись, “Мельников Павел Петрович первый Министр путей сообщения России”. К подножию памятника ведут небольшие ступеньки. Не далеко от памятника на памятной аллее находятся два больших барельефа карт железных дорог России и основных железнодорожных вокзалов.

История создания

Памятник был установлен в 2003 году на Комсомольской площади, замкнутой между трех вокзалов по инициативе Российских железных дорог.

Как добраться

Приезжаете на станцию метро Комсомольская (кольцевой линии) и выходите к Ленинградскому вокзалу на Комсомольскую площадь. В небольшом сквере в центре Комсомольской площади вы и найдете памятник Павлу Петровичу Мельникову.

Строго говоря, Площади трех вокзалов на карте Москвы нет, а есть Комсомольская площадь, - однако это как раз тот случай, когда название места de facto рождается "снизу" и существует независимо от того, утверждено оно de iure "сверху " или нет. Площадь трех вокзалов появилась в результате отвоевания суши у местных водоемов: вплоть до 1860-ых годов (уже стояло здание Николаевского вокзала) здесь было неосушенное болото, протекала речка Ольховец и, наконец, существовал большой Красный пруд, на котором в 1697 г. Петр Первый отмечал с фейервеками взятие Азова. Болото осушили, речку канализировали в подземную трубу; что до озера, то его осушили только в начале XX века, в промежутке между строительством нового Ярославского и нового Казанского вокзалов - последних двух "доминант" этого необычного места.

Площадь трех вокзалов - уникальный транспортно-коммуникационный "узел", с которым отчасти может сравниться только аналогичный транспортно-коммуникационный "перекресток" четырех разных веток метро под землей в районе станции Библиотека им. Ленина. Сюда ежедневно стекаются жители из северо-западных, северных и многочисленных восточных регионов России. Рано или поздно, этот огромный проходной двор, выросший на болоте, нужно было оформить как место причастное к истории. Самый простой и эффективный способ - установка памятников.

ФОТО 1. Когда-то здесь, с западной стороны Ярославского вокзала стоял плотный сектор торговых палаток. В сентябре 2011 г. (аккурат ко дню города) на расчищенном пространстве был открыт фонтан, а над ним установлена динамическая статуя Георгия Победоносца - с копьем, на коне и поверженным змеем под ним. Главным персонажем герба Москвы этот святой стал при Иване III (1462-1505), - тогда же, когда "двуглавый орел" стал гербом всего Московского государства. Кстати, если присмотреться, на груди всадника можно разглядеть главную государственную эмблему. Произведение скульптора С.А. Щербакова кажется по-настоящему реалистичным: "выписан" каждый мускул лошади, а в самом Георгии подчеркивается не столько святость, сколько физическая сила. вы можете посмотреть на очень достойный иконописный оригинал.

ФОТО 2. Гранитный памятник В.И. Ленина - самое старое скульптурное изображение на Площади трех вокзалов. Установлен с восточной стороны Ярославского вокзала в 1967 г. Скульптор А.П. Кибальников (1912-1987) изобразил Вождя мирового пролетариата во вполне канонической для него "ораторской" позе: левая рука держится за лацкан, а правая вот-вот взметнется вперед - в характерном "ленинском" жесте.

ФОТО 3. Памятник Транссибу с символическим 0-вым километром установлен близ путей дальнего следования Ярославского вокзала в 2001 г. - в честь 100-летия самой протяженной в России железной дороги. На оборотной стороне "куба" обозначено расстояние до Владивостока - 2298 км.

ФОТО 4. Этот групповой памятник, посвященный "создателям российских железных дорог", открыли рядом с Казанским вокзалом 1 августа 2013 - в День железнодорожника. В качестве "создателей" скульптор С.А. Щербаков (см. выше) представил шестерых разных людей, живших на протяжении почти 150 лет отечественной истории: изобретатели русского паровоза Ефим Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Черепанов (1803-1849), строитель Царскосельской железной дороги Франц-Антон фон Герстнер (1796-1840), министр путей сообщения при Александре II Павел Мельников (1804-1880), министр путей сообщения при Александре III Сергей Витте (1849-1915), министр путей сообщения при Николае II Михаил Хилков (1834-1909). Наконец, есть тут и седьмой персонаж, хотя и в виде бюста - Николай I. Его присутствие в этой компании оправдывается следущей надписью в основании памятника: "Император всероссийский Николай I 12 февраля 1842 года подписал указ о сооружении Железной дороги Москва - Санкт-Петербург".

ФОТО 5. Бюст главного архитектора нового Казанского вокзала Алексея Викторовича Щусева (1873-1949) стоит рядом с его детищем, лицом к Комсомольской площади. Строительство величественного здания, центральная часть которого напоминает башню Сююмбике в Казани, началось перед I мировой войной, однако растянулось на десятилетия: 1913-1940.

ФОТО 6. Бюст главного архитектора Николаевского (теперь - Ленинградского) вокзала Константина Андреевича Тона (1794-1881) также установлен рядом с его творением. Здание было построено в 1849 г. и с тех пор никогда не перестраивалось.

ФОТО 7. Бюст главного архитектора нового Ярославского вокзала Федора Осиповича Шехтеля (1859-1926). Еще один талантливый "русский немец", на которых держалась Российская империя. Современное здание Ярославского вокзала в неорусском стиле с элементами "северного модерна" было построено в 1904 г.

P.S.
Все фотографии сделаны 01.05.15.

Комсомольская площадь (до 1933 года носила название Каланчёвская площадь) - площадь в Москве, на которой расположены сразу три вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский. Также в народе называется Площадь Трёх вокзалов, в которую ее хотели переименовать в 2003 году. Но дальше разговоров дело не зашло.

Попасть на площадь легко, да и многие о ней наверняка знают, но проходят мимо. Выйти на нее можно из подземного пешеходного перехода, ведущего с одноименной станции метро "Комсомольская" Сокольнической или Кольцевой линии.
2.


Серое унылое здание с надписью "РЖД" на крыше - информационно-вычислительный центр московской железной дороги. Построено оно в 1980 году по проекту архитектора В.А.Нестерова и инженера А.Л.Велькина.
3.


Около фонтана установлены две памятные плиты.
4.


Одна из них со схемой основных магистралей сети железных дорог Российской Федерации.
5.


А на другой показана первая железнодорожная ветка из Москвы в Санкт-Петербург в середине XIX века.
6.


С площади можно увидеть сразу несколько высоток Москвы: ближе всего расположена бывшая гостиница "Ленинградская" (сейчас это "Hilton Moscow Ленинградская"), за ней бизнес-центр "РВМ Мегаполис" (бывший "Домников", построен в 2009 году), а еще дальше сталинская высотка у Красных Ворот.
7.


2 августа 2003 года на площади был открыт памятник первому министру путей сообщений П.П.Мельникову (автор - С.Щербаков).
8.

Рядом с площадью также находится административный комплекс ОАО "Российские железные дороги", состоящий из трех рядом расположенных и взаимосвязанных многоэтажных зданий. Самое высокое здание имеет 28 этажей.
9.


Еще раз взглянем на фонтан, открытый в 2003 году.
10.


Посмотрим на те три вокзала, которые расположены вокруг Комсомольской площади. Самый старый - это, конечно, Ленинградский вокзал. Здание построено в 1844-1849 годах по проекту архитектора К.А.Тона. С 1855 по 1923 год носил название Николаевский вокзал.
11.


Современное здание Казанского вокзала было построено в 1913-1940 годах. До этого он назывался Рязанский вокзал.
12.


Часы со знаками зодиака на Казанском вокзале:
13.


Здание Ярославского вокзала также перестраивалось. Современное здание построено в 1902-1904 годах (архитектор - Ф.О.Шехтель). Несколько раз вокзал менял название: с момента его открытия в 1862 и до 1870 года он носил название Троицкий вокзал, в 1870-1922 годах - Ярославский, в 1922-1955 годах - Северный вокзал и с 1955 года - снова Ярославский.
14.


Между Ленинградским и Ярославским вокзалом находится наземный вестибюль станции метро "Комсомольская", открытый в 1952 году.
15.


Еще раз взглянув на площадь от памятника П.П.Мельникову, отправимся к новому фонтану, который расположился за наземным вестибюлем метро.
16.


Фонтан был открыт совсем недавно - 4 сентября 2011 года, на день города. Раньше здесь находились торговые палатки. Сейчас же по-моему стало намного чище и приятнее.
17.


В центре фонтана установлена скульптура, изображающая герб Москвы - Георгия Победоносца. Автор - С.Щербаков.
18.

Вокруг фонтана выложены вот такие плиты с названиями всех вокзалов Москвы.
19.